Правило устройства котлована

Оглавление:

Глава 5. УСТРОЙСТВО ВЫЕМОК И НАСЫПЕЙ

§ 1. Устройство котлованов

Котлованы представляют собой временные выемки, устраиваемые для возведения фундаментов, частей здания и сооружения, расположенных ниже поверхности земли. Котлованы бывают с вертикальными или наклонными стенками (откосами), с креплениями или без них.

Котлованы с вертикальными стенками без крепления устраивают в грунтах естественной влажности с ненарушенной структурой, при отсутствии грунтовых вод и глубине котлована в пределах 1. 2м (см. гл. 3, § 5).

Котлованы с откосами разрабатывают при глубине, превышающей допустимые пределы возведения их с вертикальными стенками, и когда устройство креплений экономически нецелесообразно.

Для более глубоких котлованов крутизну откосов назначают переменной (более пологой по дну) либо по расчету.

Технологический процесс устройства котлована включает: разработку грунта с выгрузкой в транспортные средства или на бровку котлована; транспортирование грунта, срезку откосов и планировку дна; обратную засыпку пазух между стенками фундамента и котлована с разравниванием и уплотнением грунта, а также выполнение вспомогательных работ (крепление вертикальных стенок, водоотлив и т. д.).

Разработка грунта является ведущим процессом и выполняется обычно экскаваторами с различным сменным оборудованием и бульдозерами, реже — гидромеханическим способом и скреперами.

Экскаваторы, оборудованные прямой лопатой, разрабатывают котлованы преимущественно в грунтах сухих и нормальной влажности лобовыми (торцовыми) или боковыми проходками с погрузкой грунта в транспортные средства. Из-за конструктивных особенностей этого оборудования его почти не применяют для работы с отсыпкой в I отвал. Вместимость ковша выбирают в зависимости от объемов работ, глубины котлована и свойств грунта.

В мокрых забоях и при высоком уровне грунтовых вод необходимо устраивать открытый водоотлив или понижение уровня грунтовых вод (см. гл. 3, § 3).

Возможность разработки котлована той или иной проходкой зависит от характеристики рабочего оборудования экскаватора, глубины копания и ширины котлована.

Если глубина котлована превышает максимальную высоту копания экскаватора, то разработку ведут ярусами, стремясь к тому, чтобы в сечение котлована вписать минимальное число проходок.

Котлованы шириной 1,5 разрабатывают лобовой проходкой с односторонней погрузкой в транспортные средства. При ширине котлована от 1,51? до 1,9 разработку ведут лобовой проходкой с двусторонней подачей транспортных средств. Наибольшая ширина лобовой проходки при перемещении экскаватора по прямой

Котлованы шириной от 1,9/ до 2,5/ разрабатывают уширенной лобовой проходкой с перемещением экскаватора по зигзагу, а до 3,5—с перемещением поперек котлована

Широкие котлованы (более 3,5) разрабатывают вначале лобовой, а затем боковыми проходками.

Разработка прямыми лопатами котлованов, (траншей) производится с недобором грунта в подошве котлована (траншеи), не превышающим 5. 20 см при вместимости ковша соответственно 0,25. . 5 м3.

Недоборы грунта, как правило, разрабатывают механизированным способом: наиболее часто бульдозерами, а также автогрейдерами, экскаваторами-планировщиками, экскаваторами со специальными зачистными ковшами.

Для въезда в забой устраивают траншеи с уклоном 0,1. 0,15. Ширину въездных траншей по низу принимают при одностороннем движении равной 3. . 3,5 м.

Экскаваторы, оборудованные обратной лопатой, разрабатывают котлованы торцовыми или боковыми проходками с расположением экскаватора выше уровня дна забоя и погрузкой грунта в транспортные средства. Указанные условия позволяют использовать эти экскаваторы и при разработке увлажненных и мокрых грунтов.

Возможность разработки котлована торцовой или боковой проходкой зависит от характеристики рабочего оборудования экскаватора, глубины копания и ширины котлована.

Ширина торцовой проходки при двусторонней погрузке транспортных средств находится в пределах 1,6. . 1,7. При односторонней подаче транспортных средств она уменьшается до 1,3, и ось пути экскаватора перемещается в сторону расположения транспорта. При разработке котлованов с выгрузкой грунта в отвал ширина проходки ограничивается необходимостью размещения грунта в отвал с образованием бермы — площадки от бровки котлована до подошвы отвала.

Котлованы, ширина которых превышает максимальную ширину проходки при перемещении экскаватора по прямой, разрабатывают несколькими торцовыми проходками либо зигзагообразным или поперечно-торцовым перемещением экскаватора. Угол поворота экскаватора при торцовых проходках и подаче транспортных средств со стороны разработки может быть от 30 до 60°.

Наибольшую ширину каждой последующей торцовой проходки (если разрабатывают один борт выемки) вычисляют по формуле

Длина рабочей передвижки экскаватора, особенно у гидравлических экскаваторов, изменяется в значительных пределах и зависит от конструктивных размеров экскаватора (R, hm), глубины котлована h, расстояния от бровки откоса выемки до ближайшей опоры экскаватора 1у и угла рабочего откоса выемки, которые определяются грунтовыми условиями.

Экскаваторы-драглайны применяют при тех же условиях, что и экскаваторы с обратной лопатой. Разработку грунта драглайном осуществляют ниже уровня стоянки торцовыми или боковыми проходками в транспортные средства и реже в отвал. Преимуществами драглайна являются большие радиус действия и глубина копания. Особенно эффективна разработка драглайном мягких и плотных грунтов, в том числе обводненных и со слабой несущей способностью.

Драглайны разрабатывают забои по поперечно-челночной и продольно-челночной схемам.

При поперечно-челночной схеме разработки котлованов драглайном набор грунта производится поочередно с каждой стороны самосвала, подаваемого по дну выемки, без прекращения поворота стрелы в момент выгрузки грунта. При продольно-челночной схеме грунт набирают перед задней стенкой кузова и, подняв ковш, разгружают его над кузовом. Благодаря уменьшению высоты подъема ковша и угла поворота экскаватора до 6. 10° производительность экскаватора увеличивается в 1,5. 2 раза. Эти схемы целесообразно применять при разработке широких котлованов.

При разработке котлованов боковыми проходками и выгрузке грунта в отвал рекомендуется вести работу по круговому циклу — поворотом экскаватора на 360°.

Бульдозерами котлованы разрабатывают преимущественно траншейным способом с перемещением по челночной схеме: грунт перемещают вдоль оси котлована, начиная с середины, в оба конца. При этом вначале разрабатывают первую захватку на глубину 0.8. 1 м, затем вторую на ту же глубину и т. д. Между траншеями оставляют перемычки нетронутого грунта шириной 0,5. 1,2 м, который срезают после разработки ряда траншей.

Гидромеханическим способом работы выполняют в соответствии с рекомендациями гл. 4, § 5. При разработке земснарядами и гидромониторами сначала устраивают в сухом месте пионерный котлован. Для подъема пульпы землесосную установку располагают на уровне бровки котлована. После каждых 3. 3.5 м землесос переводят на дно котлована и продолжают углубление.

Срезку откосов и планировку дна котлована производят после разработки грунта экскаваторами. Если дно котлована является основанием для фундаментов, грунт в зависимости от типа и вместимости ковша экскаватора не добирают на 10. 30 см. Дно котлована зачищают бульдозером, который перемещает грунт к экскаватору, а при небольших расстояниях перемещения и глубине котлована удаляет его сам.

Все более широкое применение находят гидравлические экскаваторы-планировщики с телескопическим рабочим органом, с удлинителем стрелы и без него (ЭО-3332А и др.). Возможность движения рабочего органа по прямым, горизонтальным и наклонным траекториям позволяет использовать экскаватор-планировщик на работах по планировке дна котлована, откосов выемок и насыпей, обратной засыпке пазух фундаментов и других работах.

Если фундаменты располагаются в траншеях и грунт разрабатывают ниже проектной отметки дна котлована, планировку производят бульдозером или вручную (используя вынутый из траншеи грунт), а уплотнение — пневматическими трамбовками или катками.

Обратная засыпка пазух между стенками подвала и откосами котлована выполняется после устройства перекрытия над подвалом и гидроизоляции стен. Для этого используют излишки грунта, оставленные при рытье котлована, которые перемещают обычно бульдозером. Засыпку производят слоями толщиной 20. 30 см с последующим уплотнением пневматическими или электрическими трамбовками, а также подвесными плитами.

Засыпку и уплотнение грунта пазух глубоких подвальных частей промышленного здания осуществляют с двух его сторон после устройства стен подвала. Вначале грунт подают и разравнивают бульдозерами с одной стороны здания, а затем, во время уплотнения этого слоя, подают и разравнивают грунт другой стороны здания.

Обратная засыпка котлована при сложных в плане фундаментах выполняется сразу же после возведения подземной части здания или сооружения (распалубливания и гидроизоляции поверхностей подземных конструкций) перед началом работ по возведению наземной части. В этом случае создаются более благоприятные условия для механизации работ и применения крупногабаритных машин.

Обычно грунт подается экскаватором, оборудованным грейфером, и разравнивается малогабаритным бульдозером. Уплотняют грунт подвесными плитами концентрированными полосами в пределах рабочей карты, ограниченной подземными конструкциями; виброплитами (например, ПВТ-3) или вибропогружателями (ВП-1 и др.). В первую очередь выполняют работы в пределах участка с пониженными отметками для достижения общего уровня, а затем работы ведут по всему котловану.

Котлован. Устройство котлована под фундамент

В статье мы коротко изложим устройство котлована под фундамент дома. Рассмотрим крепление вертикальных стенок (стен) и откосов котлована. Обратим внимание на основные моменты при рытье котлована под фундамент.

Содержание: (скрыть)

Устройство котлована. Важные моменты

Существуют специальные так называемые строительные нормы и правила (СНиП) или ДБН (Державні будівні норми), на основе которых необходимо проводить устройство котлованов. СНиП предусматривают правильное (технологичное) и безопасное ведение работ. Вы, конечно, можете не обращаться к СНиПам, но тогда Вы должны быть готовы к самым различным последствиям.

Не экономьте на производстве земляных работ. На первый взгляд, в чем сложность вырыть яму? Можно этот этап работ доверить «шабашникам» или вообще провести самостоятельно. Однако, без опыта работы, данный процесс оборачивается в лучшем случае напрасно потерянными временем и силами, а в худшем — приводит к трагическим и непоправимым последствиям. Только соблюдение техники безопасности, а также информированность о технологических процессах позволяют избежать подобных неприятностей. Людям, не имеющим достаточных умений и навыков, доверять, безусловно, не стоит, тем более что никаких гарантий на земляное сооружение в таком случае вы не получите.

Очистка стройплощадки

Перед тем, как начать рыть котлован, обратите внимание на объекты, находящиеся в зоне котлована. Этими объектами могут быть: деревья, существующие постройки и коммуникации, памятники архитектуры и пр. Если такие объекты в зоне рытья котлована существуют и нет возможности избежать влияния этих объектов, тогда необходимо увеличивать глубину котлована. При чем, котлован строящегося здания должен быть по уровню ниже, чем уже существующий. Если новый котлован будет выше либо на уровне существующего, то давление на фундамент рядом стоящего здания увеличиться и возможно его разрушение.

С ростом глубины котлована горизонтальная нагрузка на стену растет так быстро, что никакой разумной толщины стены не хватает для восприятия изгибающих напряжений. Практика показывает, что при глубине котлована 3-4 м может быть достаточно ограждения из разреженного ряда свай диаметром 300 мм. При глубине котлована 5-6 м требуется уже стена в грунте толщиной 600 мм или соответствующие буросекущиеся сваи. При глубине котлована 7-8 м даже стена в грунте толщиной 1200 мм не всегда является достаточно надежной.

Геология участка

Для успеха строительных работ очень важным является знание вида грунта. Однако то, что кроется под нетронутой строительной площадкой, вначале не знает никто. Многие специалисты берут среднюю опытную величину, а потом на ее основе строят расчеты статистических параметров нагрузки. Так делать нельзя! До начала строительных работ необходимо сделать экспертизу грунта (а лучше это сделать до покупки земельного участка!) (см.статью Геология участка. Геологическое исследование участка ). Основание котлована может быть мягким и иметь низкую несущую способность. Такой грунт можно улучшить за счет слоя гальки или щебня. Если же грунт мягкий из-за высокого уровня грунтовых вод, тогда, в зависимости от залегания, может понадобиться их отвод от котлована.

Подпорка котлована

При разработке котлованов обратите внимание на устройство крепей и откосов. Наиболее простой является крепь с подпоркой от самого основания. Обычно ошибки допускают в местах креплений подкосов. Чтобы не произошло проскальзывания, закрепление подкосов к вертикальным накладкам осуществляют с помощью обвязочного бруска или скоб. Решение, при котором надежность конструкции определяют только забивкой скоб, при очень глубоких котлованах ненадежно и недостаточно. Конструкцию необходимо соединять каким-либо типом вязки деревянных элементов или применять обвязочный брус с креплением его к накладкам на болтовых соединениях. Крепь ненадежна, если подкосы не упирают в забиваемые у их основания колья, а просто прикалывают их концы. Под действием нагрузки грунт оседает, крепь ослабляется и смещается.

При разработке грунта для подвала или при возведении подпорных стенок случается, что крепь трудно подпереть с нижнего уровня, и тогда применяют анкерные затяжки. В случае, если места заанкеривания именно в самой напряженной зоне находятся в пределах линии внутреннего скольжения грунта, они оползают вместе с грунтом. Крепление надежно, если анкеры расположены на расстоянии, равном удвоенной высоте подпираемого откоса.

Крутизна откосов зависит от вида грунта и глубины котлована.

— если вы строите дом на насыпном грунте при глубине котлована 1,5м, тогда нижняя часть откоса будет отступать от стены котлована на 1,005 м.


Схема устройства откоса дома на насыпном грунте при глубине котлована 1,5 м

— если вы строите дом на насыпном грунте, но при глубине котлована 5 м, тогда нижняя часть откоса будет отступать от стены котлована на 6,25 м.

То есть, в зависимости от вида грунта и глубины котлована увеличивается крутизна откосов от 30° до 60°. Что, в свою очередь, ведет к увеличению объемов земляных работ и таким образом увеличивает их стоимость.

Время устройства котлована

Какое время года наиболее подходит для проведения земляных работ? Специалисты строительных компаний единодушны во мнении, что большинство подобных мероприятий лучше проводить в осенне–летний период. Хотя можно и не придерживаться этого правила. Но знайте, что зимой стоимость услуг по устройству котлована увеличиться в 1,5–2 раза за счет использования специализированной техники, а ранней весной или поздней осенью – возможно намокание грунта.

И, наконец, все земляные работы (в том числе и устройство котлована) должны быть внесены в проект организации строительства и проект организации работ. Не пренебрегайте этим! Потому что, этапность и технология работ будут регламентированы, и вы избежите массы неприятностей (например, обвал стен котлована).

Устройство котлована для строительства зданий

Возведение жилого дома, промышленного здания, коттеджа или другого здания невозможно без закладки фундамента, для которого нужно в первую очередь вырыть котлован. Но устройство строительного котлована – это один из заключительных этапов целого комплекса мероприятий.

Поэтому разработка котлована для строительства зданий предусматривает проведения следующих предварительных мероприятий:

  • Предварительную разработку схем и планов по проведению земляных работ. При этом грунт на площадке, предназначенной под застройку, исследуется на состав и плотность. А также определяется наличие и уровень подземных вод, близкое залегание которых способно в будущем размыть фундамент и разрушить все здание.
  • Геосъмку площадки и разметку территории под котлован. При необходимости проводят работы по выравниванию ландшафта.
  • Расчистку места под котлован от различных помех (ненужных построек и коммуникаций, кустарников и деревьев). Если в месте устройства котлована расположены действующие инженерные сети, то необходимо согласовать и произвести их перенос.
  • Только после проведения вышеперечисленных работ можно приступать непосредственно к разработке строительного котлована. Как правило, эти земляные работы выполняются с помощью экскаватора.

    Если же строительство объекта производится в условиях плотной застройки и использование спецтехники невозможно, то котлован копается вручную. Но это значительно сказывается на сроках выполнения земляных работ, поэтому при обустройстве котлована стараются обеспечить подъезд для техники и даже строят временные дороги.

    Особенности устройства котлована под фундамент

    Немногие знают, что грунт, вынутый из котлована, на 20–40% увеличивается в объеме. При этом часть земли следует оставить для засыпки, а остальной грунт следует вывозить. А так как механизированная разработка котлована с помощью экскаваторов производится быстро, то необходимо организовать бесперебойную уборку грунта со строительной площадки.

    Помимо непосредственного рытья котлована может понадобиться проведение следующих мероприятий:

  • Установка свай, если необходимо сделать широкий и глубокий котлован с вертикальными стенами. Сваи в данном случае помогут избежать обрушения грунта.
  • Уплотнение и выравнивание откосов и насыпей.
  • Осушение грунта необходимо в том случае, если подземные воды могут разрушить здание, а перенести место строительства невозможно.
  • При разработке котлована обязательным условием является соблюдение определенных строительных норм и проектной документации, а также непрерывный контроль на всех этапах устройства котлована. Это поможет избежать будущих сложностей в процессе эксплуатации возводимого здания или сооружения. Поэтому все работы по устройству строительного котлована под фундамент должны выполнять профессиональные строители.

    Основные этапы подготовки и устройства котлована под фундамент здания

    Любое строительство начинается с основы, которая будет держать здание на земле. Распространено использование фундамента, для укрепления дома. Еще одно полезное дополнение — это возможность создания подвала. Но прежде следует вырыть надежный котлован. Необходимо понять, какие шаги потребуется произвести при устройстве надежного котлована под фундамент.

    Типовая технологическая карта устройства котлована под фундамент.

    В этой статье будут рассмотрены ключевые этапы подготовки и устройства котлована.

    Особенности разработки фундамента

    Схема производства траншеи под фундамент.

    Устройство котлована под фундамент трудоемкий процесс, требующий предварительной подготовки, в которую могут входить такие шаги:

  • разработка проекта для проведения земляных работ;
  • планировка строительных территорий;
  • подготовка разрешительных документов ;
  • расчистка территории от помех природного и не природного происхождения (кусты, постройки);
  • перенос существующих инженерных коммуникаций;
  • рытье котлована;
  • вывоз и утилизация грунта;
  • укрепление откосов котлована;
  • работы по устройству новых инженерных коммуникаций;
  • подготовка насыпей и обратная засыпка котлованов.
  • Соблюдение всех строительных норм и правил на каждом этапе создания котлована, позволит избежать многих сложностей в будущем, при эксплуатации здания. Это могут быть такие проблемы, как: перекос здания, заболачивание фундамента, проникновение влаги вверх по стенам, появление грибка и насекомых, подмывание фундамента грунтовыми водами и другие. Для того чтобы избежать ошибок, приводящих к таким последствиям, необходимо создание выверенного плана здания, проведение постоянных мероприятий по контролю качества и сверок с планом, корректировка строительного процесса.

    От правильного проведения земляных работ зависит многое, в том числе и целостность здания, построенного на основе такого фундамента. Среди ключевых моментов работ особенно выделяются:

  • геодезическая съемка;
  • ландшафтно-проектные работы;
  • рытье и укрепление котлованов;
  • вертикальное планирование поверхности участка с учетом особенностей уровня грунтовых вод и прокладки транспортных путей.
  • Исследовательские и проектные работы позволяют правильно оценить расположение участка на местности, обозначить особенности уклона поверхности, уровень высот и грунтовых вод, тип почвы и другие нюансы, которые повлияют на качество здания.

    Вывоз и утилизация грунта, расчистка строительной площадки

    Схемы разбивки траншей, котлованов и насыпей: а – котлована; б – траншеи; в – насыпи на местности без поперечного уклона; г – то же на косогоре; д – определение отметки дна глубокого котлована.

    В процессе копки котлована для фундамента и после завершения остается большое количество грунта, а часто и строительного мусора, снега (в холодное время года), который необходимо удалить с участка и правильно утилизировать. Необходимо подыскать место, куда будет вывезен грунт, оно может располагаться за несколько десятков километров от места строительства.

    Транспорт для вывоза необходим крупногабаритный, для того, чтобы совершить не большое количество ходок и не расходовать топливо. Так же необходимо получить пакет разрешительных документов.

    Предварительная подготовка участка под устройство котлована включает в себя расчистку места от различных насаждений: деревьев, пней, кустарников, бетонных и асфальтированных дорожек, построек. Эти работы требуют наличия специальных приспособлений и рабочей силы, занимая немалое количество времени.

    Необходимо тщательно подойти к выполнению этой задачи, так как легкость проведения последующих работ зависит от правильности выполнения этого этапа.

    Перенос инженерных коммуникаций и копка котлована

    Схема разметки территории под фундамент.

    Установка котлована для фундамента сопряжена с проникновением вглубь земляного покрова, туда, где расположены, как правило, основные коммуникации. Под землей проходят водопроводные трубы, канализация, электросети. При проведении земляных работ следует учитывать особенности пролегания коммуникаций на конкретном участке. Прежде чем начинать рытье, необходимо отключить, демонтировать или перенести их. Так же потребуется проведение новых коммуникаций под новое здание. Для этого обязательно требуется согласование с ответственными органами, получение разрешения на проведения таких работ и внесение их в план строительства.

    Подготовительные работы для создания насыпей проводятся заранее, с учетом особенностей грунтовой поверхности. Проводится сверка проекта с условиями местности и уточнение объемов работ. Составляется акт.

    Плодородную почву вывозят под использование для восстановления нарушенных или малопродуктивных земель сельскохозяйственного назначения. Или оставляют под окультуривание придомовой территории.

    Дерн удаляется или, под насыпями, состоящими из глинистых грунтов, грунт разрыхляют вспахиванием. На косогорах, у основания насыпи организуют уступы 1-4 м по ширине, под уклоном примерно 0,01-0,02 по направлению падения косогора. Уступы нарезают с вертикальными стенками, а при большой высоте с под откос.

    Схема правильного выкапывания фундамента.

    Косогоры состоящие из: рыхлых песков, гравия, гальки, дресвы, обломков слабовыветривающихся пород, если они не покрыты дерном уступы не предполагаются. Косогоры из скальных пород подготавливаются под основание насыпи в соответствии с проектом.

    До начала работ насыпи с высоким содержанием влаги осушают, в случае необходимости проводятся противопучинные мероприятия.

    Рытье котлована может происходить механизированным способом или при помощи человеческой рабочей силы.

    Механизированный способ подходит на местности, где легко может подъехать крупногабаритная строительная техника: экскаватор, бульдозер, погрузчик, грузовик. Использование техники сокращает время и трудоемкость земляных работ, так плодородный слой гумуса убирается в течение, примерно, трех часов. До двух дней потребуется на рытье котлована. Благодаря мощности крупные элементы (камни, пни и другое), попадающиеся в земле не составят серьезного препятствия для продолжения работ. Погрузку выработанного грунта удобно осуществлять напрямую в грузовик.

    Ручной способ рытья котлована подойдет там, где нет удобных подъездных путей для техники или есть противопоказания к ее применению, где нет необходимости вырыть котлован большого объема.

    В качестве инструментов для рытья подойдут: лопаты, заступы, тромбователи и тачки для вывоза земли.

    Укрепление котлована

    Горизонтальная разметка фундамента.

    Котлован для фундамента требует дополнительного укрепления стенок, особенно в случае высокого уровня грунтовых вод на участке застройки.

    Есть несколько типов укрепления:

  • шпунтовое;
  • цементовка;
  • «стена в грунте»;
  • буронабивные сваи.
  • Шпунтовое укрепление заключается в использовании специально приспособленного шпунта Ларсена. Он погружается в землю до выемки грунта. Это один из самых распространенных способов укрепления берега. Применяется в условиях: ослабленных грунтов, с большим содержанием песка, при высоком уровне грунтовых вод, пылеватых грунтов, на топкой, болотистой местности.

    Способ цементовки стенок котлована используют в местности с плотной застройкой, там, где здания плотно прилегают друг к другу. Этот способ позволяет избежать вибрации и разрушения фундаментов соседних зданий.

    Способ «стена в грунте» считается передовым. При этом способе в траншеи котлована закладываются сборные конструкции и закладывается бетон или железобетон. Эти конструкции выполняют роль несущих или ограждающих. Способ широко применяется при строительстве гражданских, промышленных, жилых зданий, позволяет устраивать фундаменты на большой глубине — до 50 м.

    Буронабивные сваи — технология с родни «стене в грунте». Это продольные арматуры с большим диаметром, укрепленные армированными окружностями более мелкого размера.

    Обратная засыпка котлована

    Обратная засыпка делается с целью укрепления фундамента, для предотвращения попадания под фундамент влаги.

    Производится засыпка непрерывно, сразу после сооружения фундамента. При засыпке подвальных пазух прежде необходима укладка перекрытий. Грунт должен быть очищен от органических составляющих. Он укладывается послойно, слоями не более 10 см.

    Для произведения данного вида работ требуется пневматическое трамбующее и вибротрамбующее навесное малогабаритное оборудование.

    При невозможности подведения оборудования на площадку необходимо использовать ручной труд. В качестве инструментов берутся ручные тромбовки, молотки и тележки для перевозки песка и грунта. Такой тип работ более трудоемкий и занимает много времени, особенно на больших стройках.

    По мере произведения всех работ по устройству котлована под фундамент необходим контроль качества работ, сверка с документацией, проведение корректирующих мероприятий. В этом случае есть все шансы построить здание, которое исправно прослужит многие годы.

    Особенности и технология разработки котлована под фундамент

    Строительство всегда начинается с разработки котлована под фундамент. Это совершенно обязательный процесс, игнорировать который невозможно. Все процедуры ведутся по специальной документации. В учет берется технологическая карта, СНИП, акт производственных работ и т.д.

    Готовый котлован под фундамент с засыпанной гравийной подушкой

    Помимо этого есть специальная технология, что позволяет производить земляные работы с максимальной эффективностью. Обо всех этих нюансах и пойдет речь в данной статье.

    Особенности и назначение

    Котлован – это крупная яма или полость, откуда вынули большое количество грунта. Земляные работы по разработке котлована проводят для того, чтобы иметь возможность углубить фундамент на определенную глубину.

    Углубление необходимо практически всегда, так как фундамент должен находиться ниже нулевой отметки грунта. Исключения могут составлять только плиточные фундаменты, которые к тому же держат на себе относительно легкие строения (гараж, теплица, бытовка).

    Но даже в этом случае технология все равно предусматривает углубление плиты хотя бы на 30 см, так как СНИП предупреждает нас о том, что верхний уровень грунта в любой местности – это нестабильный растительный слой, который в обязательном порядке надо срезать.

    Плюс нужно понимать, что технология разработки грунта в котловане нужна и для того, чтобы иметь возможность засыпать под него стабилизирующую подушку.

    Это требование, которое содержится в документах типа СНИП, ТТК и т.д. Необходимость монтажа дополнительной стабилизирующей подушки диктуется условиям, в которых фундамент будет содержаться.

    В большинстве случае прочность грунта будет недостаточной, или же наоборот, проблемы будут связаны с повышенным уровнем грунтовых вод. Впрочем, тут все зависит и от того, какое время для разработки было использовано.

    Однако технология создания подушки не отличается сложностью, а вот польза от нее для нестабильного грунта и стоящего на нем фундаменте очень даже существенная. Это же подтверждает типовая технологическая карта на земляные работы, которая есть практически у любого архитектора.

    Разработка котлована с помощью экскаватора

    Как видим, без разработки котлованов на стройке не обойтись. С них начинается строительство их засыпкой оно и заканчивается.

    Необходимая документация

    Земляные работы – это сложный и длительный процесс. Шутить с такими вещами нельзя. Конечно, можно вручную выкопать траншею под мелкий фундамент, но даже в этом случае вам будет необходим какой-то план или акт на работы.

    Что уже и говорить о крупных котлованах (для разных видов фундамента для больших коттеджей), где необходимо работать как вручную, так и с помощью специальной техники.

    Не имеет значения, будете работать вы вручную, с помощью техники или же разработка грунта во время всех процессов будет проводиться комбинированным способом. В любом случае вам понадобится множество документации.

    Для начала необходима схема разработки котлована. Это своеобразная технологическая карта, только общего образца. Если взглянуть на нее невооруженным глазом, то можно спутать эти документы с планом здания. Но это не так.

    На схеме показаны границы котлована, все его габариты, места прохождения техники и т.д. Схемы, как правило, составляются вручную и являются только первым документом из нескольких.

    Далее, следует разработка ТТК. ТТК – расшифровывается как типовая технологическая карта. ТТК может быть общей, а может и индивидуальной. Общая ТТК – это своеобразный список рекомендаций, похожий на СНИП.

    Вот только СНИП дает рекомендации более обобщенные, а ТТК (как типовая карта на акт определенных работ) концентрируется на конкретных положениях тех или иных строительных процессов.

    В общей ТТК указывают рекомендации по технологии разработки котлована, укреплению его стен, вывозу грунта, работе в зимнее время и т.д.

    Использование гусеничного экскаватора для рытья котлована под фундамент

    После оценки общей ТТК составляется более подробная технологическая карта, где все эти рекомендации будут использоваться вместе и накладываться на ваш конкретный случай.

    Технологическая карта играет огромную роль, ведь без нее даже самый опытный строитель не сможет справиться с работой наилучшим образом. В лучшем случае, время на разработку котлована увеличится, в худшем же его качество будет оставлять желать лучшего.

    Когда приходится время разрабатывать акт на разработку котлована, то обращаются и к такому важному документу, как СНИП. СНИП в современной строительной сфере используется практически повсеместно. Расшифровывается аббревиатура СНИП, как строительные нормы и правила.

    Все правила в этом документе – это технологическая выжимка из всей доступной информации. Они утверждены профильными организациями и считаются эталоном, работая по которому у вас точно не возникнет проблем.

    Составляя любой документ (акт на работы, ТТК, производственный проект) необходимо руководствоваться данными, которые предоставляет СНИП. Более того, если работать вам придется вручную и без наличия проекта, все равно лучше заглянуть в эту документацию.

    Так как СНИП предоставляет рекомендации не только по крупным проектам, но и по мелким работам, которые можно закончить вручную.

    После того как будет составлена технологическая карта, создается ППР на разработку котлована. ППР – это проект производства работ. От технологической карты он отличается тем, что составляет его, как правило, определенная фирма, с которой заключен договор на разработку котлована.

    ППР – это сильно расширенная и улучшенная технологическая карта. Производственный проект, по сути, является полноценным планом работ. В нем учитывается время начала работы, точное время разработки, объем работ их цена. Учитывается также сезон, его влияние на проведение работ.

    Многофункциональный экскаватор с возможность срезки растительного слоя грунтов

    Например, в зимнее время года вручную разработку грунта вести практически невозможно, да и механическая разработка будет идти не лучшим образом. Вывоз и транспортировка грунта тоже будет усложнена.

    Если работы ведутся в зимнее время, то для них характерно замедление всех процессов. Причем потраченное время может практически удвоить общее время, что необходимо на создание котлована.

    Но это еще не все. Фирма, с которой составлен договор на разработку котлована, должна сначала предоставить вам предварительный акт на разработку грунта. А после завершения работ приводится итоговый акт на работы. Итоговый акт – это уже скорее финансовый документ, в котором указываются конкретные суммы, сроки, издержки.

    Также акт на разработку сводит все цифры воедино, давая заказчику возможность составить у себя в голове общую картину. По сути, итоговый акт – это отчет на проделанные работы.

    Оборудование для разработки котлована

    Котлованы копают как вручную, так и механическим способом. Однако вручную работают намного реже, а в некоторые сезоны от ручного труда и вовсе отказываются. Например, в зимнее время года, когда лопатой копать промерзлый грунт практически невозможно.

    Основным же рабочим инструментом в деле рытья котлованов остается экскаватор. С его помощью организовывается копка котлована, вывоз грунта, выравнивание поверхностей и т.д.

    Обычные же землекопы, выполняют за ним дополнительные работы в местах, где экскаватор либо не проедет, либо попросту не способен завершить работу качественно. Рассмотрим основные разновидности экскаваторов.

    По типу рабочего инструмента их делят на образцы с:

  • Прямой лопатой;
  • Обратной лопатой;
  • Грейфером.
  • Применение двух экскаваторов с прямой лопатой

    Прямая лопата развернута от экскаваторщика и позволяет подчищать откосы, а также разрабатывать котлованы, находясь на их дне.

    Обратная же прекрасно подходит для рытья траншей и котлованов «под себя», когда экскаваторщик зачерпывает грунт в своем направлении. Это позволяет делать работу более филигранно, но и немного замедляет все процессы.

    Грейферы используются, когда необходимо организовать вывоз разработанного грунта, засыпку пазух или манипуляции с выработанными массами земли. Непосредственно копку ими выполняют редко, так как они для этого не предназначены.

    По типу шасси или прохождения их делят на:

    • Гусеничные экскаваторы;
    • Колесные экскаваторы.
    • Гусеничные модели очень тяжелые, потребляют много топлива, но их исключительная проходимость и устойчивость не может быть игнорирована. В зимнее время года они работают гораздо эффективнее.

      Колесные же образцы дешевле, но по производительности и проходимости существенно проигрывают гусеничным. Плюс, колесный экскаватор нуждается в дополнительной фиксации во время работы, гусеничный же находится в рабочем положении постоянно.

      Технология разработки

      Разработка котлована всегда начинается с анализа участка и составления нормативной документации. Так, сначала берут пробы грунта, и делают геологический разрез.

      После проведения этих экспериментов у вас будет ясное представление про грунты, что есть на этом участке, их несущую способность и плотность.

      Копка котлована и вывоз грунта на самосвалах

      Дальше берутся за составления ТТК, заключение договоров с фирмами, разработку производственных проектов и актов. Ну а следующий этап – это непосредственно начало работы.

      1. Отмечаем участок под котлован.
      2. Срезаем бульдозером верхний растительный слой (до 30 см)
      3. Начинаем разработку котлована с помощью экскаватора.
      4. Снимаем первый слой грунта.
      5. Организовываем подъезды для техники, по которым можно будет запустить вывоз грунта.
      6. Продолжаем работу, пока не дойдем до нужной глубины.
      7. Параллельно укрепляем откосы тем или иным способом.
      8. После завершения разработки котлована завершаем вывоз всей массы грунта и начинаем засыпать подушку под фундамент.

      Как видим, ничего особенно сложного в этом процессе нет, однако непосредственно во время работы нужно быть предельно осторожным и следовать всем инструкциям, что указаны в документации.

      Срезка растительного слоя выполняется бульдозерами. Это обязательный процесс, даже если ваш фундамент практически не углублен. Разработка ведется экскаваторами с лопатами. Они выполняют основную работу. Рабочие же доделывают за ними недочеты, укрепляют откосы, помогают организовать вывоз грунта, прокладывают подъездные пути и т.д.

      Отдельно отметим процедуру, по которой выполняется вывоз грунта. Вывозить разработанную землю надо быстро и эффективно. В противном случае скорость разработки котлована упадет в несколько раз.

      Для нормальной работы за каждым экскаватором закрепляется минимум два грузовика. Они посменно работают, как накопители для грунта. Как только самосвал будет заполнен, он тут же едет на место отгрузки земли, а его позицию заменяет следующий.

      Таким образом, можно заставить экскаватор работать всю смену практически без остановок, тем самым существенно повысив его производительность.

      Если точка отгрузки грунта находится далеко, то закрепленных грузовиков может быть не два, а три или даже больше. Тут все уже зависит от возможностей застройщика и конкретных условий на участке.

      Рытье котлована под фундаменты

      • Земляные работы по устройству котлованов
      • Разработка траншей и котлованов
      • Котлованы в мокрых грунтах
      • Безопасность при разработке котлованов
      • Свайные фундаменты
      • Машины для земляных работ
      • Устройство котлованов и водопонижение
      • Влияние нагрузки на осадку фундамента
      • Котлован под фундамент
      • Разработка и рытьё котлованов
      • Котлованы под строительные объекты
      • Строительство фундамента на участке
      • Ленточные и свайные фундаменты
      • Разработка грунта
      • Деформации инженерных сооружений
      • Усиление фундаментов здания
      • Опыт освоения подземного пространства
      • Видео
      • УСТРОЙСТВО КОТЛОВАНА ПОД ФУНДАМЕНТЫ В МОКРЫХ ГРУНТАХ


        ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК) /сокращенная версия документа/

        1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

        Технологическая карта составлена, на производство земляных работ при устройстве котлована под фундаменты в мокрых грунтах II группы.

        ширина (по дну) 170,8 м

        длина (по дну) 540 м

        Общий объем земляных работ 221191 м 3

        Строительство ведут в летнее время в две смены.

        При привязке технологической карты к конкретному объекту и условиям строительства необходимо уточнить разбивку котлована на захватки, а также объемы работ, график производства работ, калькуляцию затрат труда, средства механизации с учетом наличного парка землеройных и землеройно-транспортных механизмов.

        Разбивка земляных сооружений. Производство земляных работ на строительной площадке разрешается только после выполнения геодезических работ по разбивке земляных сооружений и установки соответствующих разбивочных знаков. Разбивку земляных сооружений производят при помощи геодезических инструментов (нивелира, теодолита). К разбивке земляных сооружений приступают после расчистки полосы от деревьев, пней, кустарников и удаления растительного слоя.

        До начала земляных работ по геодезическому плану определяют положение сооружений на местности. Этот план обычно составляют в единой системе координат в горизонтальном и высотном отношении. Опорные пункты и нивелирные сети привязываются к пунктам государственной триангуляционной сети. Для того чтобы перенести в натуру размеры элементов земляных сооружений, территорию строительной площадки делят на квадраты со стороной 100. 200 м, закрепляя реперами вершины квадратов.

        Для планировки площадки на местности обозначают вершины квадратов, характерные промежуточные точки и проектные отметки планируемой площадки в вершинах квадратов и промежуточных точках. В вершинах квадратов устанавливают колышки по нивелиру, а в промежуточных точках — по визиркам. Высота колышков должна соответствовать проектным отметкам. Обозначают также оси, ширину и глубину водоотводных канав. Для вынесения в натуру заданного уклона водоотводных канав в начальной и конечной точках колья устанавливают по нивелиру, а промежуточные определяют визиркой.

        Разбивку траншей и котлованов для фундаментов зданий и сооружений производят по рабочим разбивочным чертежам, где все размеры даны от начала координат, за которое можно принять точку пересечения крайних взаимно перпендикулярных осей здания (рис.1).

        На разбивочный чертеж наносят отметки дна траншеи (котлована). Все данные разбивочного чертежа переносят на обноску, состоящую из прочно закопанных в землю столбов и прибитых к ним (с внешней стороны) досок на ребро.

        Столбы обноски устанавливают по теодолиту параллельно осям будущего здания или сооружения по всему периметру. При больших размерах здания дополнительно делают внутренние обноски через 40 — 60 м. Обноски могут быть инвентарные (из труб или профильного металла). Для прохода и проездов в обноске делают разрывы шириной 3. 4 м. Оси траншей и котлованов, а также их бровки определяют натягиванием проволоки. Отметки дна траншей и котлованов обозначают на обноске, столбах-реперах или вертикально поставленных досках. Небольшую глубину выемки контролируют нивелиром, большую — двумя нивелирами и рулеткой с грузом, которую прикрепляют к колу, поставленному над выемкой.

        При разбивке котлована для массивных фундаментов под технологическое оборудование определяют их контур на местности и на углах устанавливают обноску. Натянутые проволоки между противоположными обносками обозначают положение бровок котлована. На обносках указывают глубину котлована.

        При разбивке трасс подземных коммуникаций устанавливают временные реперы и обозначают на местности ось трассы вешками, которые устанавливают через каждые 10 м на прямых участках и через 5 м — на кривых, а также в характерных точках — углах поворота трассы и местах расположения колодцев. Все точки закрепляют, забивая колышки на некотором расстоянии от оси трассы по одной ее стороне. На колышки наносят порядковый номер точки, расстояние до оси трассы, номер колодца, величину угла поворота, начало и конец кривой.

        Перед началом рытья траншеи с откосами вешки устанавливают от оси и вдоль бровок, а после работы экскаваторов в местах расположения колодцев и на углах поворота трассы устанавливают обноски.

        Разбивка выемок и насыпей большой протяженности (рис.3) состоит в обозначении на местности вехами и кольями оси сооружения, ширины выемки поверху и насыпи понизу, высоты насыпи, глубины выемки и крутизны откосов. Все разбивочные знаки (створные вехи, сторожки) закрепляют кольями, которые забивают с одной стороны сооружения на определенном расстоянии от основания разбивочных знаков. Откосы выемок и насыпей обозначают шаблонами, которые должны быть хорошо видны машинисту экскаватора. Откосные шаблоны выемок можно устанавливать на некоторой высоте параллельно проектной линии откоса.

        Высоту насыпи (с учетом запаса на ее осадку) обозначают вехами высотой , которые устанавливают на некотором расстоянии от одной из сторон насыпи.

        Строительная организация, выполняющая работы, должна обеспечить сохранность всех разбивочных знаков (реперов, колышков) в течение всего времени производства работ, а также всех геодезических знаков, закрепляющих пункты геодезической разбивочной основы.

        При большом объеме работ по разбивке земляных сооружений и сжатых сроках строительства в последние годы используют вместо геодезических инструментов лазерные установки, световой луч которых позволяет оперативно и качественно производить разбивочные работы, в том числе и в условиях плохой видимости.

        УКАЗАНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ ГРУНТА МЕХАНИЗИРОВАННЫМ СПОСОБОМ

        При механизированном способе на грунт действует усилие резания различных машин. В результате определенные порции грунта отделяются от массива и могут быть перемещены и уложены в насыпь. Если машина только режет грунт, она носит название землеройной. Если машина разрабатывает и перемещает грунт, она называется землеройно-транспортной.

        РАЗРАБОТКА ГРУНТА ЗЕМЛЕРОЙНЫМИ МАШИНАМИ

        К землеройным машинам относятся экскаваторы различных типов: одноковшовые (прямая и обратная лопата, драглайн, грейфер), многоковшовые (цепные, роторные) и фрезерные.

        В зависимости от ходового устройства различают гусеничные, пневмоколесные, автомобильные и шагающие экскаваторы, а также оборудованные гидравлической, пневматической и электрической системами управления.

        Разработка грунта одноковшовыми экскаваторами. В промышленном и гражданском строительстве применяют экскаваторы с ковшом вместимостью от 0,15 до 2, реже до 4 м . Они имеют комплект сменного оборудования, включающий прямую и обратную лопаты, драглайн и грейфер. Кроме того, стрела, входящая в комплект драглайна и грейфера, может быть оборудована грузовым крюком или клином-бабой.

        Прямая лопата (рис.4, а) представляет собой открытый сверху ковш с режущим передним краем, жестко насаженный на рукоять, которая шарнирно соединена со стрелой машины и выдвигается вперед с помощью напорного механизма. Опорожняется ковш путем открывания его днища. Такая конструкция прямой лопаты обеспечивает ей наибольшую производительность. Для рыхления грунта режущий край ковша снабжен зубьями. Это относится ко всем видам сменного оборудования, но выпускаются ковши и без зубьев — со сплошной (обычно полукруглой) режущей кромкой. При разработке грунтов I и II групп экскаватор может быть оборудован ковшом увеличенного объема. Разрабатывают грунт, когда экскаватор стоит на дне разрабатываемого забоя. На небольшую глубину он может отрывать грунт и ниже горизонта стояния, для чего устраивают пандус, позволяющий установить машину в забое выемки.

        Обратная лопата (рис.4, б) — это открытый снизу ковш с режущим передним краем, жестко насаженный на рукоять, шарнирно соединенную (без напорного механизма) со стрелой. По мере протягивания назад ковш заполняется грунтом. Затем при вертикальном положении рукояти ковш переводят к месту выгрузки и разгружают путем подъема с одновременным опрокидыванием. Рабочая зона расположена ниже горизонта стояния машины. Современные модели экскаваторов с обратной лопатой имеют гидропривод, позволяющий ковшу поворачиваться относительно рукояти (рис.4, б).

        Ковш драглайна (рис.4, г) навешивают на канатах на удлиненную стрелу кранового типа. Ковш забрасывают в выемку на расстояние, несколько превышающее длину стрелы, его заполняют грунтом путем подтягивания по поверхности к стреле. Затем ковш поднимают в горизонтальное положение к стреле и поворотом машины переводят на место разгрузки. Опорожняется ковш при ослаблении тягового каната. Драглайном можно разрабатывать грунт не только сильно насыщенный влагой, но и находящийся под слоем воды.

        Грейфер (рис.4, д) представляет собой ковш с двумя или более лопастями и канатным приводом, принудительно смыкающим эти лопасти. Грейфер навешивают на такую же стрелу, что и драглайн. С помощью грейфера можно разрабатывать выемки с вертикальными стенками. При повороте стрелы ковш перемещается к месту разгрузки и опорожняется при принудительном раскрытии лопастей. Грейфер погружается в грунт только за счет собственной массы ковша. Грейфер применяют обычно для разработки грунтов малой плотности (I и II группы) и находящихся под водой. Более плотные грунты предварительно необходимо рыхлить.

        Производительность одноковшового экскаватора снижается по мере увеличения плотности грунта. Кроме того, она зависит от способа разработки грунта (при работе «на вымет» производительность повышается, при погрузке на транспортные средства — снижается), вместимости ковша и конструктивного решения кромки ковша. Экскаваторы с ковшами малой вместимости (до 0,5 м ) обслуживает один машинист; их применяют только для разработки грунтов I. III групп. Более мощные экскаваторы обслуживают машинист и его помощник. Они могут разрабатывать (кроме грейфера) грунты всех шести групп (наиболее плотные — после предварительного рыхления).

        Производительность экскаватора можно повысить, уменьшив угол поворота стрелы и увеличив вместимость ковша. Для этого необходимо максимально заполнять ковш грунтом (с «шапкой»), а также совмещать процессы резания грунта с поворотом стрелы и др.

        Разработанный одноковшовыми экскаваторами грунт перевозят самосвалы, тракторы с прицепами, железнодорожные составы, гидравлический транспорт, реже — ленточные конвейеры.

        При транспортировании грунта ленточными конвейерами загрузочное звено конвейера устанавливают параллельно оси проходки экскаватора, а погрузочный ковш-питатель перемещают вдоль загрузочного звена по мере продвижения экскаватора. При перемещении экскаватора на следующую заходку загрузочное звено отрихтовывают в новое положение. При погрузке в железнодорожные составы рельсовый путь следует укладывать параллельно оси проходки экскаватора. График движения землевозных составов должен быть сделан таким образом, чтобы перерывы между отправлением загруженного состава и подачей порожнего были минимальными, и состав передвигался по мере загрузки вагонов. Обычно в автосамосвал входит 3-6 ковшей грунта. Допустимый недогруз не должен превышать 10%, перегруз — 5%.

        Рабочее место экскаватора (т.е. место, где он разрабатывает грунт) называется забоем. Геометрические размеры и форма забоя зависят от оборудования экскаватора и его параметров, размеров выемки, видов транспорта и принятой схемы разработки грунта. Применение рациональных приемов работы в правильно выбранном забое обеспечивает максимальную эффективность применяемого оборудования и высокую производительность при минимальной себестоимости землеройных работ. В технических характеристиках экскаваторов любой марки приведены, как правило, максимальные показатели их: радиусы резания, выгрузки, высота выгрузки и др. Работа на максимальных для данной машины параметрах приводит к ее быстрому износу и, как следствие, к снижению ее производительности. Поэтому для производства земляных работ следует принимать оптимальные рабочие параметры, составляющие 0,9 максимальных паспортных данных .

        Оптимальная высота (глубина) забоя должна быть достаточной для заполнения ковша экскаватора за одно черпание, она должна быть равна вертикальному расстоянию от горизонта стоянки экскаватора до уровня напорного вала, умноженному на коэффициент 1,2:

        Если высота забоя относительно мала (например, при разработке планировочной выемки), целесообразно использовать экскаватор вместе с бульдозером. Последний разрабатывает грунт и перемещает его к рабочему месту экскаватора. Здесь бульдозер окучивает грунт, обеспечивая при этом достаточную высоту забоя, что позволяет эффективно использовать экскаватор.

        Экскаватор и транспортные средства должны быть расположены таким образом, чтобы средний угол поворота экскаватора от места заполнения ковша до места его выгрузки был минимальным, так как на поворот стрелы расходуется до 70% рабочего времени цикла экскаватора.

        Для прямой лопаты различают лобовой и боковой забои. В лобовом забое экскаватор разрабатывает грунт впереди себя и отгружает его на транспортные средства, которые подают к экскаватору по дну забоя. В этом случае автомобили подходят задним ходом попеременно то с одной, то с другой стороны забоя. Соответственно и грунт разрабатывается то с одной, то с другой стороны от оси проходки, при этом угол поворота достигает 140° и более, что снижает производительность экскаватора. Лобовой забой применяют в редких случаях (при разработке экскаватором пионерной траншеи, въездного пандуса и др.).

        В боковом забое экскаватор разрабатывает грунт по одну сторону от оси движения и грузит его на транспортные средства, подаваемые по другую сторону от оси проходки. При этом обеспечиваются благоприятные условия для движения транспорта, а средний угол поворота составляет 70. 90°. Поэтому после пионерной проходки весь оставшийся в выемке грунт разрабатывают способом продольного бокового забоя (рис.5).

        Максимальная ширина разработки (по одну сторону от оси проходки) определяется катетом прямоугольного треугольника, гипотенузой которого является выбранный радиус резания, а вторым катетом — перемещение экскаватора между последующими стоянками . Эта величина равняется разности между максимальным и минимальным радиусами резания.

        Средний уголок поворота машины определяется между направлением стрелы при прохождении ее через центр тяжести объема грунта, разрабатываемого с одной стороны (точка 0), и положением стрелы в момент выгрузки ковша.

        Для лобовой проходки целесообразно принимать ширину разработки 2 , так как при этом средний угол поворота оказывается наименьшим.

        Некоторые виды выемок (например, планировочные) можно разрабатывать боковым забоем с движением транспорта на одном уровне с экскаватором. Иногда для перехода к разработке с боковым забоем необходимо вначале отрывать так называемую пионерную траншею, которую экскаватор начинает разрабатывать, опустившись на дно забоя по пандусу (рис.6, а).

        Если высота выгрузки экскаватора больше или равна сумме глубины выемки, высоты борта автосамосвала или другой транспортной единицы и при этом добавляется 0,5 м (на «шапку» над бортом), пионерную траншею разрабатывают боковым забоем при движении транспорта по дневной поверхности на расстоянии не менее 1 м от края выемки.

        При этом ширина проходки будет равна (см. рис.6, а), где — ширина части проходки, обращенной в сторону подачи транспорта. При определении следует исходить из минимально необходимой величины для обеспечения беспрепятственного разворота хвостовой части машины . Это требование является обязательным, так как радиус выгрузки, соответствующий принятой высоте выгрузки, должен быть больше или равен плюс заложение откоса (глубина проходки, умноженная на котангенс , где — угол наклона откоса), плюс 1 м (безопасный зазор от бровки до кузова) и плюс половина ширины транспортной единицы.

        При значительных в плане размерах выемки целесообразно разрабатывать ее поперечными проходками вдоль меньшей стороны (рис.6, б). Такой способ разработки обеспечивает минимальную длину пионерной траншеи и позволяет организовать наиболее производительное кольцевое движение транспорта.

        Выемки, глубина которых превосходит максимальную высоту забоя для данного типа экскаватора, разрабатывают в несколько ярусов (рис.7). При этом нижний ярус разрабатывают аналогично верхнему, а автомобили подают к экскаватору так, чтобы ковш наводился на кузов сзади. Трасса движения автомобиля в этом случае должна быть параллельной оси проходки экскаватора, но направлена в противоположную сторону.

        При работе с обратной лопатой также применяют торцовый или боковой забой. При разработке грунта торцовым забоем экскаватором с обратной лопатой «на себя» экскаватор движется по оси отрываемой им траншеи или котлована и попеременно разрабатывает то одну, то другую его сторону в зависимости от того, с какой стороны подходит очередной автомобиль. В торцовом забое средний угол поворота машины 70. 90°. Траншею можно расширять параллельными боковыми забоями (рис.8). Боковой забой образуется при разработке грунта по одну сторону от оси движения экскаватора. Если при разработке траншеи грунт складывают в отвал по одну сторону от траншеи, ось проходки смещается в сторону отвала, а ширина разработки уменьшается по сравнению с максимально возможной при торцовой проходке. При разработке в отвал и на транспорт автомобили подходят к экскаватору со стороны, противоположной отвалу, а ось проходки смещается относительно оси траншеи в ту сторону, в которую отгружается большая часть грунта. При боковом и торцовом забоях автосамосвалы подходят по трассе, параллельной оси движения экскаватора, но навстречу ему, а при торцовом забое их устанавливают под загрузку под углом 15. 25° к оси движения экскаватора.

        Наиболее целесообразно применять экскаватор с обратной лопатой для отрывки траншей глубиной до 6 м и небольших котлованов глубиной до 4 м (например, под фундаменты отдельных колонн).

        Для торцовой и боковой проходок организация работ драглайна и обратной лопаты аналогична. При этом сохраняется такое же соотношение максимальной глубины резания. Драглайн обычно передвигается между очередными стоянками на 1/5 длины стрелы. Так как ковш драглайна гибко подвешен к стреле, для него весьма эффективной является челночная схема работы (рис.9). В этой схеме предусмотрено, что автосамосвал подходит к месту загрузки по дну забоя и загружается попеременными черпаниями ковша по обе стороны от кузова. Угол поворота экскаватора при погрузке по продольно-челночной схеме приближается к 0°, а при поперечно-челночной — к 15. 20°, при этом продолжительность разгрузки уменьшается, так как ковш опорожняется без прекращения поворотного движения экскаватора в момент переноса ковша над кузовом машины. Благодаря этому общая продолжительность рабочего цикла экскаватора снижается на 20. 26%.

        При разработке грунтов I и II групп экскаватор, оборудованный грейферным ковшом, должен быть так расположен относительно траншеи, чтобы угол его поворота не превышал 70. 90°. Грейфер на новую стоянку передвигается на 1/4 длины стрелы.

        Экскаваторы отрывают котлованы и траншеи на глубину, несколько меньшую проектной, оставляя так называемый недобор. Недобор (5. 10 см) оставляют, чтобы избежать повреждения основания и не допустить переборов грунта. Для повышения эффективности работы экскаваторов применяют скребковый нож, насаженный на ковш экскаватора. Это приспособление позволяет механизировать операции по зачистке дна котлованов и траншей и вести их с погрешностью не более 2см, что исключает необходимость ручных доработок.

        Для планировки откосов используют экскаваторы, оборудованные ковшом вместимостью от 0,5 м и выше, и стрелой, на которую можно навешивать специальный ковш-планировщик с плоским дном, упряжное устройство которого аналогично устройству ковша драглайна. Экскаватор, устанавливаемый на бровке откоса и перемещающийся вдоль бровки, выполняет те же операции, что и при работе драглайна. Срезаемый при этом грунт отбрасывают в кавальер или грузят в транспортные средства.

        Разработка грунта многоковшовыми экскаваторами. Рабочим органом многоковшового экскаватора являются ковши, насаженные через равные интервалы на беспрерывно движущуюся цепь или колесо (ротор). По характеру перемещения машины относительно направления движения рабочего органа различают многоковшовые экскаваторы продольного черпания — цепные и роторные (рис.10) и поперечного черпания (рис.11). Так как грунт черпается ковшами непрерывно, то эти экскаваторы являются машинами непрерывного действия (в отличие от одноковшовых экскаваторов, которые являются машинами цикличного действия). Ковши наполняются грунтом при движении их вверх по наклонной или криволинейной поверхности разрабатываемой выемки. Опорожняются ковши в момент достижения ими наивысшей точки их траектории, где они опрокидываются. Высыпающийся из них грунт попадает на ленточный конвейер, доставляющий его на погрузку в транспортные средства или в отвал.

        Экскаваторы продольного черпания применяют обычно для проходки траншей небольшого сечения прямоугольного и трапециевидного профиля. Отрывку траншей экскаваторами начинают с наиболее низких мест профиля, что обеспечивает сток грунтовых и атмосферных вод.

        Экскаваторы поперечного черпания используются для разработки котлованов и траншей большого сечения, планировки откосов и разработки карьеров. Вначале экскаваторы разрабатывают грунт веерным резанием, перемещаясь вдоль всего фронта работ и снимая слои грунта в радиальном направлении до достижения заданной глубины. Затем разрабатывают грунт параллельным резанием со смещением наклонного слоя грунта на всю длину фронта работ на величину b, равную горизонтальной проекции толщины снятого слоя. Грунт, разрабатываемый экскаватором поперечного черпания, выдается на транспортные средства обычно через отгрузочный бункер, смонтированный на экскаваторе.

        Для автоматизации работы многоковшовых экскаваторов на отрывке траншей используют приборы, действие которых основано на том, что инфраксному лучу придается уклон, параллельный проектному дну отрываемой траншеи, а на экскаваторе устанавливается приемное устройство, на которое воздействует инфракрасный луч. При отклонении движения экскаватора от направления луча автоматически корректируется движение рабочего органа экскаватора.

        2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

        Настоящий комплексно-механизированный технологический процесс состоит из подготовительных и основных операций.

        2.1. К подготовительным операциям относятся: геодезическая разбивка осей и контуров котлована; устройство освещения мест разработки грунта.

        2.2. К основным операциям относятся:

        разработка мокрого грунта II группы в котловане под фундаменты;

        доработка грунта до проектных отметок дна — котлована (зачистка недобора). /вывоз грунта/

        4. ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

        При устройстве временных сооружений (котлованов, траншей) проверяют горизонтальную привязку, правильность разбивки осей, вертикальные отметки. Случайные переборы грунта, т.е. снятие его ниже проектных отметок, заполняют грунтом, однородным вынутому, с последующим его уплотнением, а в особо ответственных случаях — тощим бетоном.

        На законченные части земляных сооружений, в том числе на скрытые работы, составляют акты, которые вместе с исполнительными чертежами, результатами лабораторных испытаний грунтов, журналами работ и другими документами предъявляют приемной комиссии во время технической сдачи-приемки объекта.

        Актируются следующие работы и элементы: устройство оснований под земляные сооружения, фундаменты, трубопроводы и другие коммуникации; выполнение мероприятий по закреплению грунтов и подготовке оснований; конструкции, входящие в тело земляного сооружения; обратные засыпки, грунтовые подушки, насыпные основания под полы; мероприятия, необходимые для возобновления работ при перерывах более 1 мес. при консервации и расконсервации работ.

        Приемка насыпей и выемок заключается в проверке в натуре положения земляного сооружения, его геометрических размеров, отметок дна, устройства водоотвода, степени уплотнения грунтов.

        В процессе приемки работ по планировке площадок и территорий следует удостовериться в том, что отметки и уклоны соответствуют проектным, нет переувлажненных участков и местных просадок грунта.

        Принимая котлованы и траншеи, проверяют соответствие проекту их размеров, отметок, качества грунта в основании, правильность устройства креплений. После освидетельствования выполненных работ разрешается устраивать фундаменты, укладывать трубы и т.п.

        Допускаемые отклонения на временные земляные сооружения приведены на рис.14 и 15.

        5. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

        Систематически должно проверяться выполнение разработанных мероприятий по охране природы: снятие и перемещение в отвалы плодородного слоя почвы для последующего использования; защита буртов от эрозии, подтопления, загрязнения; выявление археологических и палеонтологических находок и принятие мер по их сохранению; надежное хранение горюче-смазочных и других материалов, способных негативно воздействовать на природу.

        Техника безопасности. При работе на экскаваторах следует руководствоваться СНиП 12-03-2001 ч.1, СНиП 12-04-2002 ч.2, а также правилами, изложенными в инструкции по эксплуатации экскаватора. В забое экскаватор необходимо устанавливать на ровной спланированной площадке. Работа на уклонах не разрешается.

        При работе прямой лопатой в высоком забое необходимо удалять находящиеся сверху козырьки и крупные камни, поскольку при осыпании грунта они могут повредить экскаватор и стать причиной несчастного случая.

        Запрещается нахождение людей и производство каких-либо других работ в зоне действия экскаватора; путь передвижения экскаватора в пределах строительной площадки должен быть заранее спланирован, а на слабых грунтах усилен инвентарными щитами.

        Производство земляных работ в зоне расположения подземных коммуникаций (газопроводов, электрокабелей и др.) допускается только с письменного разрешения организации, ответственной за эксплуатацию этих коммуникаций. К разрешению должен быть приложен план (схема) с указанием расположения и глубины заложения коммуникаций. До начала работ необходимо установить знаки, указывающие место расположения подземных коммуникаций.

        При приближении к подземным коммуникациям земляные работы должны производиться под наблюдением прораба или мастера, а в непосредственной близости от газопровода и кабелей, находящихся под напряжением, кроме того, под наблюдением работников газового хозяйства и электрохозяйства.

        Разработка грунта в непосредственной близости от действующих подземных коммуникаций допускается только вручную лопатами; использовать ломы, кирки и пневмомашины запрещается.

        Погрузка грунта в самосвалы экскаватором должна производиться со стороны заднего или бокового бока самосвала. Нахождение людей во время погрузки между экскаватором и транспортным средством запрещается.

        Во время перерывов в работе ковш экскаватора должен быть опущен на землю. После окончания работы машинист экскаватора обязан не только прочно установить ковш, но и затормозить экскаватор.

        В пределах призмы обрушения запрещаются складирование материалов, движение и установка строительных машин и транспорта, а также установка столбов линий связи.

        Производство работ в траншеях и котлованах, подвергающихся увлажнению после их полного или частичного открытия, допускается в том случае, если будут приняты меры предосторожности против обрушения грунта. Для этого прорабу или мастеру необходимо тщательно осмотреть состояние откосов перед началом работы каждой смены; необходимо обрушить грунт в местах обнаружения нависей и трещин у бровок и на откосах; временно прекратить работы до высыхания грунта; уменьшить крутизну откосов на участке, где производство работ является неотложным.

        ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА И ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ МАШИНИСТОВ ОДНОКОВШОВЫХ ГУСЕНИЧНЫХ И ПНЕВМОКОЛЕСНЫХ ЭКСКАВАТОРОВ

        I. Общие требования

        1. К управлению экскаваторов допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие специальный курс обучения и получившие удостоверения на право управления экскаватором определенной модели.

        2. Каждый экскаватор закрепляется за определенным обслуживающим персоналом. Один из машинистов назначается старшим (бригадиром).

        3. Независимо от прохождения курса обучения весь обслуживающий персонал должен пройти инструктаж по технике безопасности в соответствии с условиями работы.

        4. Персонал, обслуживающий экскаватор, должен быть в спецодежде и иметь все надлежащие защитные средства. Без этого работать на экскаваторе запрещается.

        5. Перед началом смены машинист должен получить точные указания об условиях работы в порядке выполнения данного ему задания.

        6. Обслуживающий персонал не имеет права приступать к работе на экскаваторе, не убедившись в его полной исправности.

        7. Все вращающиеся детали — зубчатые, цепные и ременные передачи, маховики и т.д. — должны быть ограждены кожухами. Пуск экскаватора при снятых кожухах запрещается.

        8. Пуск двигателя и механизмов разрешается только после подачи машинистом сигнала.

        9. Во время работы экскаватора всем, кроме машиниста, категорически запрещается находиться на поворотной платформе. Не допускается иметь на поворотной платформе посторонние предметы.

        10: Необходимо следить за тем, чтобы во всех шпоночных, болтовых и клиновых соединениях ответственных частей экскаватора была совершенно исключена возможность их самопроизвольного разъединения.

        11. Заправлять двигатель топливом и смазкой следует только при естественном освещении и лишь в случае крайней необходимости ночью с электроосвещением (от сети или аккумулятора).

        12. Во время заправки топливом запрещается курить, пользоваться спичками, керосиновыми фонарями и др. источниками открытого огня. После заправки все детали, облитые топливом или смазкой, следует насухо вытереть, а пролитое топливо тщательно засыпать песком.

        13. Не разрешается пользоваться открытым огнем для подогрева двигателя. При запуске холодного двигателя необходимо налить в радиатор горячую воду, а в картер — подогретое масло.

        14. Воспламенившееся около машины топливо нельзя тушить водой. Для этой цели необходимо использовать огнетушитель, который должен быть в кабине экскаватора, а также песок, брезент и т. д.

        15. Машинист, сдающий смену, обязан предупреждать своего сменщика обо всех неисправностях экскаватора, обнаруженных им во время работы, а также делать записи об этом в журнале.

        II. Рабочее место экскаватора

        1. Площадка, на которой устанавливается экскаватор, должна быть хорошо спланирована, освещена и обеспечивать хороший обзор фронта работ. Экскаватор необходимо закрепить во избежание его самопроизвольного перемещения.

        2. Расстояние от наружного края гусеницы до бровки траншеи и котлована определяется расчетом на устойчивость откосов, но оно должно быть не менее 1 м.

        3. Забой для прямой лопаты должен представлять собой стенку, возвышающуюся над поверхностью стоянки экскаватора с наклоном под углом естественного откоса грунта в сторону от экскаватора. Вертикальные стенки забоя допускаются лишь в плотных грунтах.

        4. Для обратной лопаты и драглайна забой должен представлять собой поверхность, находящуюся ниже поверхности стоянки экскаватора, наклонную под углом естественного откоса грунта в сторону от экскаватора.

        5. Для прямой лопаты высота забоя не должна превышать максимальной высоты копания ковша. При этом нельзя допускать образования свесов (козырьков), которые могут обрушиться и засыпать людей, обслуживающих экскаватор.

        6. Для обратной лопаты и драглайна высота забоя не должна превышать наибольшую глубину копания при данной установки экскаватора.

        7. Машинист обязан следить за состоянием забоя и, если возникает опасность, что он обрушится, немедленно отвести экскаватор в безопасное место и сообщить об этом производителю работ. Пути отхода экскаватора должны быть постоянно свободными.

        III. Техника безопасности во время работы экскаватора

        1. На каждом экскаваторе должны быть вывешены правила управления, ухода за оборудованием и схема пусковых устройств.

        2. Заводя пусковой двигатель дизеля, нельзя брать рукоятку в обхват, все пальцы должны быть с одной стороны рукоятки. Запрещается заводить перегретый пусковой двигатель.

        3. Во избежание ожогов руки не следует касаться выхлопной трубы при запуске и работе пускового двигателя и дизеля. Соблюдать осторожность следует также тогда, когда открываешь крышку радиатора и спускаешь из него горячую воду.

        4. Недопустимо устранять неисправности при работающем двигателе.

        5. Запрещается вносить в кабину экскаватора предметы, размер которых, превышает 1,5 м, независимо от того, из какого материала они сделаны, а также хранить в кабине бензин, керосин и др. легковоспламеняющиеся вещества.

        6. При грозе работать в экскаваторе или около него, а также в зоне кабельной сети, запрещается.

        7. Нельзя открывать бочку с бензином, ударяя по пробке металлическими предметами.

        8. Во избежание несчастных случаев при обрыве подъемного каната или при аварии рабочего механизма во время работы экскаватора воспрещается, кому бы то ни было находиться в радиусе, равном длине его стрелы плюс 5 м, но не ближе 15 м от него.

        9. Во время работы категорически воспрещается:

        а) менять вылет стрелы при заполненном ковше (за исключением лопат, не имеющих напорного механизма);

        б) регулировать тормоза при поднятии ковша;

        в) подтягивать при помощи стрелы груз, расположенный сбоку.

        10. В случае перерыва независимо от его продолжительности стрелу экскаватора следует отвести в сторону от забоя, а ковш опустить на грунт.

        11. Чистку, смазку и ремонт экскаватора можно производить только после его остановки. При этом двигатель должен быть выключен, а все движущиеся и ходовые части экскаватора — застопорены.

        12. Чистка ковша и осмотр головных блоков стрелы производятся с ведома машиниста во время остановки экскаватора при спущенном на землю ковше.

        13. Если в зоне работы экскаватора расположены подземные кабели, водопроводные и канализационные трубы, а также газопроводы, то обслуживающий персонал должен быть специально проинструктирован о мерах предосторожности и вести работу под наблюдением представителей технадзора.

        14. Производить работы под проводами действующих линий электропередач любого напряжения запрещается.

        15. В охранной зоне ЛЭП можно работать только по согласованию с эксплуатирующей организацией в том случае, если расстояние по горизонтали между крайними точками механизма при наибольшем вылете рабочего органа груза и ближайшим проводом линии электропередач будет при напряжении 1 кВт — 1,5 м; до 20 кВт — 2 м; 35 — 110 квт-4м; 154 -5м; 220 кВт — 6 м и 330-500 кВт -9м.

        16. Грунт на автомашину следует грузить со стороны заднего или бокового ее борта. Категорически запрещается проносить ковш над людьми и кабиной шофера. Во время погрузки шофер должен выходить из кабины, если она не имеет бронированного щита.

        17. Ковш при разгрузке следует опускать как можно ниже, чтобы не повредить автомашины. Нельзя допускать сверхгабаритной загрузки кузова и неравномерного распределения грунта в нем.

        18. Между машинистом экскаватора и обслуживающим персоналом транспортных средств должна быть увязана система сигнализации. Во время погрузки на транспортные средства рабочим запрещается находиться в них.

        19. Если в забое производят взрывные работы, экскаватор необходимо отвести на безопасное расстояние и повернуть к месту взрыва задней частью кабины.

        20. Дополнительные требования при работе экскаватора с прямой или обратной лопатой:

        а) наполняя ковш, нельзя допускать чрезмерного врезания его в грунт. Торможение в конце поворота стрелы с заполненным ковшом следует производить плавно, без резких толчков;

        б) поднимая ковш прямой лопаты, нельзя допускать упора его блока в блок стрелы;

        в) при опускании стрела или ковш не должны ударяться о раму или гусеницу, а ковш еще и о грунт;

        г) при копании в тяжелых грунтах нельзя выдвигать рукоять до отказа;

        д) препятствия в забое, которые могут вызвать значительную перегрузку ковша или его повреждение, следует обходить путем поворота стрелы;

        е) при разработке первой траншеи необходимо следить, чтобы при повороте ковша на разгрузку хвостовая часть экскаватора не задевала за боковую стенку забоя;

        ж) во время экскавации необходимо следить за правильной намоткой канатов на барабан лебедки, чтобы они не перекрещивались на барабане. Нельзя направлять наматывающиеся канаты руками.

        21. При работе драглайном или грейфером:

        а) если во время заполнения ковша встречается препятствие, его необходимо обойти, подняв ковш. Делать резкие рывки ковшом запрещается;

        б) после заполнения ковша его следует немедленно поднять.

        22. При работе экскаваторов, оборудованных клин-бабой:

        а) зона действия экскаватора от места работы клин-бабы , .должна быть ограждена предупредительными знаками в радиусе 40 м;

        б) к работе на экскаваторе, оборудованном клин-бабой, допускаются только экскаваторщики, прошедшие специальный инструктаж по технике безопасности;

        в) перед началом работы необходимо тщательно, проверить крепление канатов. Канат должен иметь такую длину, чтобы после удара клин-бабы о подошву забоя на барабане лебедки оставалось не менее двух витков каната;

        г) работа с клин-бабой разрешается при наклоне стрелы не менее 60° к горизонту;

        д) при осмотре и ремонте, а также замене каната клин-баба должна находиться на земле.

        IV. Техника безопасности при передвижении экскаватора

        1. Самостоятельный спуск и подъем экскаваторов осуществляется только под углом, не превышающим указанный в таблице. Спуск и подъем под углом большим, чем указано в таблице необходимо производить при помощи трактора или лебедки в присутствии механика, прораба или мастера.

        2. Путь, по которому будет передвигаться экскаватор, должен быть заранее выровнен и спланирован, а на слабых грунтах усилен щитами или настилом из досок, брусьев или шпал. У таких сооружений, как мосты, трубопроводы, насыпи и др. необходимо предварительно проверить прочность и получить разрешение от соответствующей организации на перемещение по ним экскаватора.

        Смотрите еще:

        • Штраф за просроченные договор Почему важно своевременно проводить перерегистрацию автомобиля? Каждый водитель, непреднамеренно или сознательно нарушающий установленный Федеральным законодательством регламент, должен понимать, что ему будет грозить штраф за […]
        • 228 статья уголовного кодекса рф срок 228 статья уголовного кодекса рф срок Чаще всего на консультациях задают вопрос о возможности назначения наказания, не связанного с реальным лишением свободы по статьям 228, 228.1 УК РФ или сроке, который может назначить суд при вынесении […]
        • Уплотнения коллектора Уплотнение выпускного коллектора многоцилиндрового двигателя внутреннего сгорания Изобретение позвбляет снизить износ уплотняющей поверхности (П) прокладки. Для этого во фланце коллектора (к) 1 выполнена радиальная выточка, а между […]
        • Правила на серверах jail Обсуждения Правила Сервера [Jail] 49 сообщений 1.Приветствие2.Приказ3.Отчёт4.баланс5.проверка микро у кт (охраны)6.открытие клеток ************ДОПОЛНЕНИЕ К ФД************1)Саймон не имеет права командовать в понедельник и добавлять […]
        • Росгосстрах в твери осаго Страховая компания РОСГОССТРАХ - отзывы Беспредел в РОСГОССТРАХ ТВЕРЬ В офисах РОСГОССТРАХ (на Симеоновской, на Чайковского и В.Новгорода) чтобы оформить ОСАГО надо подавать заявление которое будут рассматривать 1 месяц, сразу […]
        • Правило деления числа на 6 Признак делимости на 3, примеры, доказательство. Серию статей о признаках делимости продолжает признак делимости на 3. В этой статье сначала дана формулировка признака делимости на 3 , и приведены примеры применения этого признака при […]
        • Где оформить загранпаспорт иркутск Оформление и выдача паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации 1. ГУ МВД России по Иркутской области 2. ГАУ "МФЦ ИО" 3. Портал […]
        • От 24042008 года 48-фз об опеке и попечительстве Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ"Об опеке и попечительстве" С изменениями и дополнениями от: 18 июля 2009 г., 1 июля […]