Правила добровольной сертификации услуг гост р

Оглавление:

Сертификация услуг

Правила функционирования системы добровольной сертификации услуг

Услуги проходят исключительно добровольную сертификацию. В рамках Системы сертификации ГОСТ Р действуют Правила функционирования системы добровольной сертификации услуг (далее — Система) (3.9).

Сертификация услуг в Системе проводится аккредитованным ОС по инициативе заявителей (исполнителей) в целях подтверждения соответствия требованиям документов, определяемых заявителем.

Сертификаты соответствия оформляются на специальном бланке, определенном Положением о Системе сертификации ГОСТ Р.

Организационную структуру Системы образуют:

— руководящий орган Системы — консультационно-внедренческая фирма «Интерстандарт» (КВФ «Интерстандарт»);

— научно-методический центр Системы — Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации (ВНИИС);

— центральные органы добровольной сертификации однородных видов услуг;

— органы по сертификации услуг;

— испытательные лаборатории (центры). Руководящий орган Системы (КВФ «Интерстандарт») выполняет следующие функции: а) определяет центральные органы; б) утверждает организационно-методические документы добровольной сертификации однородных видов услуг; в) организует, т.е. координирует и контролирует деятельность участников Системы; г) организует и участвует в работах по аккредитации и инспекционному контролю за ОС и ИЛ.

ВНИИС как научно-методический центр Системы выполняет следующие функции: а) осуществляет методическое руководство Системой— разрабатывает предложения по совершенствованию Системы, оказывает методическую помощь участникам Системы, проводит экспертизу документов добровольной сертификации однородных видов услуг; б) разрабатывает проекты основополагающих организационно-методических документов Системы и изменений к ним.

Центральный орган добровольной сертификации однородных видов услуг выполняет следующие функции: а) организует и координирует работу ОС и ИЛ; б) разрабатывает методические документы; в) проводит сбор и анализ информации о результатах деятельности по сертификации однородных видов услуг; рассматривает апелляции заявителей по поводу действующих ОС и ИЛ.

Функции, выполняемые ОС и ИЛ, определены Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации (3.1) и рассмотрены в подразд. 4.2 данной главы.

Помимо традиционных НД (ГОСТ, ГОСТ Р) при сертификации услуг, вошедших в Перечень, используют федеральные правила выполнения отдельных видов работ и оказания отдельных видов услуг, утвержденные преимущественно постановлениями Правительства РФ, например: Правила оказания услуг общественного питания, Основные положения по допуску транспортных средств в эксплуатацию и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, Правила продажи отдельных видов товаров.

Сертификация услуг осуществляется в той же последовательности, что и сертификация продукции, и предусматривает семь этапов:

1) подача заявки на сертификацию;

2) рассмотрение и принятие решения по заявке;

3) выбор схемы сертификации;

4) оценка соответствия услуг установленным требованиям;

5) принятие решения о возможности выдачи сертификата;

6) выдача сертификата;

7) инспекционный контроль сертифицированных услуг.

Сравнивая содержание этапов сертификации продукции и сертификации работ (услуг), необходимо обратить внимание на сущность этапа 4 (оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям). В общем виде он включает: оценку выполнения работ и оказания услуг; проверку, испытания результатов работ и услуг. Итоги первой процедуры отражают в актах, итоги второй — в протоколах испытаний.

При сертификации работ и услуг используют пять схем (табл. 9), тогда как по продукции — 10 основных и шесть дополнительных схем.

Таблица 9. Схемы сертификации услуг

Номер схемы

Оценка выполнения работ, оказания услуг

Проверка (испытания) результатов работ и услуг

Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг

Оценка мастерства исполнителя работ и услуг

Проверка (испытания) результатов работ и услуг

Контроль мастерства исполнителя работ и услуг

Оценка процесса выполнения работ, оказания услуг

Контроль процесса выполнения работ, оказания услуг

Анализ состояния производства

Контроль состояния производства

Оценка организации (предприятия)

Контроль соответствия установленным требованиям

Оценка системы качества

Проверка(испытания) результатов работ и услуг

Контроль системы качества

Поясним применение отдельных схем, обратив особое внимание на специфичные схемы 1, 2, 4.

Схему 1 применяют для услуг, качество и безопасность которых обусловлены мастерством исполнителя (например, мастера по ремонту, официанта, продавца). При оценке и контроле мастерства применяют прежде всего специфический вид стандарта на услугу — требования к обслуживающему персоналу.

По схеме 2 оценивают процесс оказания услуг, опираясь на следующие критерии:

— полноту и актуализацию (своевременное обновление) документации, устанавливающей требования к процессу (нормативные и технические документы);

— метрологическое, методическое, организационное, программное, информационное, правовое и другое обеспечение процесса оказания услуг;

— безопасность и стабильность процесса;

— профессионализм обслуживающего и рабочего персонала.

Схему 3 применяют при сертификации производственных услуг.

По схеме 4 оценивают организацию (предприятие) — исполнителя работ и услуг на соответствие установленным требованиям государственных стандартов. При этом оценивают не только процесс оказания услуг по критериям схемы 2, но и правильность присвоения предприятию определенной категории (разряд ателье, тип предприятия торговли общественного питания, класс ресторана или бара), используя второй специфический вид стандарта на услугу — классификацию предприятий. По данной схеме проводят также аттестацию организации (предприятия) па соответствие материально-технической базы, условий обслуживания требованиям НД но безопасности. Схему 4 рекомендуется применять при сертификации крупных предприятий сферы услуг.

Схему 5 рекомендуется применять при сертификации наиболее опасных услуг (медицинских, по перевозке пассажиров и пр.). Оценка системы качества по схеме 5 производится по стандартам ИСО серии 9000 экспертами по сертификации систем качества.

Как и при сертификации продукции, во всех схемах могут быть использованы дополнительные документы, подтверждающие соответствие установленным требованиям и полученные вне самой процедуры сертификации. Речь идет о результатах социологических обследований, экспертных оценках, протоколах испытаний продукции как результата услуги, заключениях федеральных органов исполнительной власти и т.д. Эти документы могут служить основанием для сокращения работ по оценке, проверке и инспекционному контролю работ и услуг.

При проверке результатов работ и услуг наиболее широко используются (в порядке убывания значимости) регистрационные, органолептические, социологические и экспертные методы.

Регистрационные методы применяются для оценки безопасности услуг, в частности, при проверке наличия документальных свидетельств разных видов безопасности: пожарной безопасности помещений (по заключению органов Госпожнадзора); санитарной безопасности помещений (по заключению служб Госсанэпиднадзора); безопасности транспортных средств (но санитарным паспортам); безопасности обслуживающего персонала (по медицинским книжкам персонала); метрологического обеспечения процесса обслуживания (но свидетельствам о поверке или опискам клейма на СИ — весах, метрах и пр.); безопасности товаров (по сертификатам соответствия); профессионализма персонала (по документам о профессиональном образовании, книге отзывов и предложений); точности и своевременности оказываемых услуг (по результатам проверки соблюдения режима работы предприятия торговли и общественного питания).

Органолептические методы используют для оценки санитарного состояния помещений предприятий торговли и общественного питания и прилегающей к ним территории.

Для оценки качества обслуживания в магазине, на предприятии общественного питания применяется социологический метод, в частности опрос посетителей. На ремонтных предприятиях с помощью книги заказов, содержащей фамилии и телефоны заказчиков, связываются с клиентами и выясняют их отзывы о качестве ремонта и обслуживания.

Экспертные методы необходимы для тех случаев, когда квалифицированная оценка результатов работ и услуг невозможна без участия группы опытных специалистов-экспертов: дегустация блюд и кулинарных изделий на предприятиях общепита; оценка качества причесок, сделанных мастерами парикмахерской; качество занятий и уровень знаний в сфере образования.

Для оценки материальных услуг (качества вещи, подвергшейся химчистке, параметров отремонтированного аппарата автомобиля) широко используются инструментальные методы.

Одна из особенностей системы сертификации работ и услуг — в структуре системы сертификации нематериальных услуг и отдельных материальных услуг (допустим, услуг розничной торговли) может отсутствовать такое звено, как испытательная лаборатория, поскольку проверка результатов может не предусматривать испытание. В необходимых случаях ОС может привлекать аккредитованные ИЛ.

Особенности сертификации отдельных видов услуг

Целый ряд систем добровольной сертификации имеет своим объектом услуги, никогда не входившие в сферу обязательной сертификации. К этим услугам относятся: банковские технологии; топливозаправочные услуги; рекламные услуги; охранные и детективные услуги; услуги по оценке стоимости объектов гражданских прав — земли, недвижимости, автотранспортных средств; услуги центров отдыха и санаторно-оздоровительные услуги; стоматологические услуги; услуги почтовой связи; услуги товарного склада.

Выше уже указывалось на то, что исключение потенциально опасных услуг из сферы обязательной сертификации оказался непродуманным шагом законодателей. В результате российский потребитель оказался незащищенным от некачественно выполненных услуг. Подавляющее большинство организаций сферы услуг не перешло от обязательной сертификации к добровольной.

Примерами признаваемых документов о соответствии могут служить сертификаты соответствия государств-участников СНГ, документы о соответствии транспортных средств требованиям правил ЕЭК ООН в рамках Женевского соглашения 1958 г.

В основу систем добровольной сертификации положены ранее функционировавшие системы обязательной сертификации.

Система сертификации услуг общественного питания базируется на Порядке сертификации услуг общественного питания и пяти государственных стандартах (ГОСТ Р), регламентирующих: терминологию; классификацию предприятий; общие требования к услуге; требования к кулинарной продукции, реализуемой населению; требования к обслуживающему персоналу.

Законодательной базой данной Системы являются: Закон о защите прав потребителей, Правила оказания услуг общественного питания (утв. постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036).

Система сертификации услуг розничной торговли.

Ее законодательную базу составляют: Закон о защите прав потребителей и Правила продажи отдельных видов товаров (утв. постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55).

Главными требованиями к услугам розничной торговли являются безопасность и функциональная пригодность услуги.

Требования безопасности предусматривают безопасность предприятия (здания, помещения, торгово-технологического оборудования), условий обслуживания и состояния окружающей среды, реализуемых товаров. Соблюдение указанных требований обеспечивается выполнением строительных норм и правил (СНиПов на проектирование зданий, освещение, отопление и вентиляцию, водопровод);

государственных стандартов по системе безопасности труда — стандартов с шифром «12» (на требования к воздуху рабочей зоны, электробезопасности, взрывобезопасности); национальных стандартов на отдельные товары.

Требования функциональной пригодности включают: точность и своевременность оказания услуги (ГОСТ 51304 на требования к услуге); соответствие обслуживающего персонала квалификационным требованиям (ГОСТ 51305 на требования к обслуживающему персоналу); наличие достоверной и необходимой информации о реализуемых товарах (стандарты на требования к информации для потребителей) и некоторые другие требования. Требования к информационному обеспечению особенно актуальны в свете ст. 6 ФЗ о техническом регулировании, которая указывает на необходимость предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Помощник предпринимателя

в сфере стандартизации, метрологии и сертификации.

Сертификация услуг в нашей стране началась в 1992 году после принятия законов Российской Федерации «О защите прав потребителей», «О сертификации продукции и услуг» и «О стандартизации». В соответствии с положениями этих законов, она носила как обязательный, так и добровольный характер.

При организации работ по сертификации услуг пришлось столкнуться с определенными трудностями, главными из которых были следующие:

  • услуги в Российской Федерации не были объектом государственной стандартизации и, следовательно, отсутствовали необходимые требования к качеству и безопасности услуг;
  • отсутствовала забежная практика сертификации услуг и, следовательно, не было разработанных правил, которые можно было бы принять в качестве аналога.
  • Для введения сертификации услуг были разработаны и приняты:

    • Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (ОКУН);
    • комплекс стандартов, определяющих терминологию, требования к отдельным видам услуг, к предприятиям и их персоналу и др., состоящий из 36 государственных и межгосударственных стандартов;
    • основополагающие организационно-методические документы по сертификации услуг, включая Правила сертификации работ и услуг в Российской Федерации.
    • Принятие Федерального закона «О техническом регулировании» принципиально изменило подход к подтверждению соответствия услуг, так как последние были исключены из объектов, к которым устанавливаются обязательные нормы.

      За последние годы в эту сферу деятельности было вовлечено много новых работников, зачастую не имеющих необходимых профессиональных навыков и достаточной квалификации, в том числе по тем услугам, которые по своей природе обладают высокой потенциальной опасностью (общественное питание, медицинские и коммунальные услуги, услуги транспорта).

      Учитывая, что в настоящее время в России услуги не являются объектами обязательной сертификации, более того, большинство услуг, оказываемых населению, не подлежат лицензированию, в добровольной сертификации услуг заинтересованы как их потребители, так и исполнители. Сертификат, свидетельствующий о прохождении предприятием сферы услуг добровольной сертификации, является сегодня единственным документом, призванным обеспечить уверенность потребителя в надлежащем качестве услуг, и, следовательно, помогает держателю такого сертификата (исполнителю услуги) обеспечить конкурентные преимущества на рынке. Поэтому основным механизмом подтверждения соответствия услуг установленным требованиям стала добровольная сертификация.

      Наиболее широко добровольная сертификация услуг представлена в Системе сертификации ГОСТ Р. Чтобы сохранить потенциал Системы, постановлением Госстандарта России от 21 августа 2003 г. № 97 были утверждены Правила функционирования системы добровольной сертификации услуг Системы сертификации ГОСТ Р, которые вступили в силу 1 сентября 2003 года.

      В настоящее время в рамках Системы сертификации ГОСТ Р проводится сертификация следующих видов услуг:

      • ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, электробытовых машин и приборов;
      • химическая чистка и крашение;
      • техническое обслуживание и ремонт автомототранспортных средств;
      • перевозка пассажиров автомобильным транспортом;
      • туристские услуги и услуги средств размещения;
      • розничная торговля;
      • общественное питание;
      • ремонт обуви;
      • ремонт и пошив одежды;
      • услуги прачечных;
      • ремонт и строительство жилья и других построек;
      • фотоуслуги;
      • уборка зданий и сооружений;
      • услуги грузового автомобильного транспорта;
      • услуги транспортной экспедиции;
      • жилищно-коммунальные услуги;
      • физкультурно-оздоровительные услуги.
      • Помимо Системы сертификации ГОСТ Р областями деятельности, где были созданы системы добровольной сертификации услуг, стали строительство, энергетика, транспорт, связь, медицина и т.д. При этом основным побудительным мотивом Для прохождения сертификации стало то обстоятельство, что при проведении конкурсов одним из условий ставится подтверждение того, что соискатель в состоянии обеспечить определенный уровень качества предоставления услуг. Наличие сертификата системы добровольной сертификации в ряде случаев используется как необходимое условие участия в конкурсе по той причине, что иные свидетельства квалификации соискателей отсутствуют.

        Добровольная сертификация услуг проводится с целью подтверждения соответствия оказываемых услуг требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других действующих документов, в том числе и любых документов, предложенных заявителем.

        Актуальность добровольной сертификации для индустрии услуг объясняется тем, что в изменившихся экономических условиях она попала в сферу интересов преимущественно малого и среднего бизнеса, руководители которого зачастую не имели необходимого опыта и квалификации для организации работ. Прохождение процедуры добровольной сертификации заставило их уделить большое внимание санитарно-эпидемиологической, экологической и пожарной безопасности своих производств, оснащению предприятия надлежащим оборудованием, укомплектованности квалифицированным персоналом, обеспечению реализуемых процессов документацией, внедрению мероприятий, направленных на обеспечение необходимого уровня качества оказываемых услуг.

        Добровольная сертификация услуг

        Правила системы добровольной сертификации услуг предусматривают проведение определения качества деятельности исключительно по инициативе заявителя. Это означает, что обязательному сертифицированию они не подлежат. Они не вошли в перечни ПП РФ 982 от 2009 года (Перечень продукции, подлежащей неукоснительной оценке соответствия). Также на них не распространяется действие регламентов ЕАЭС.

        Добровольная сертификация в сфере услуг является мощным инструментом для продвижения бизнеса, поэтому нередко используется для получения различных бонусов.

        Организация добровольной сертификации услуг

        Сам процесс проведения данной процедуры состоит из нескольких основных стадий, каждая из которых строго контролируется на государственном уровне:

        1. Обращение предпринимателя в аккредитованный центр «Ростест».
        2. Предоставление необходимых документов, подготовка сотрудниками центра документации для подачи в надзорный орган.
        3. Проведение испытаний на предприятии, определение уровня безопасности помещений, наличие проведённой СОУТ и прочее.
        4. При успешном завершении экспертиз – составление сертификата и его выдача.
        5. Сотрудники «Ростест» отправляют готовый документ курьером, а его скан-копию высылают на емейл.

        Каков срок использования документации?

        Максимально он выдаётся на три года (по ГОСТ, ТУ, ГОСТ ИСО).

        Каковы преимущества проведения?

        Существует множество причин, по которым проводится оценка качества деятельности. Как правило, предприниматели делают это для получения таких преимуществ:

        Заключение крупного контракта

        Выход на новые рынки

        Приём госзаказа, участие в государственном тендере

        Вступление в СРО

        Повышение инвестиционной привлекательности, привлечение партнёров по бизнесу

        Расширение круга потребительской группы

        Повышение доверия к бренду, укрепление имиджа

        Рост продаж, рентабельности компании

        В некоторых случаях сертификат могут требовать в банке. Также его наличие облегчит взаимодействие с надзорными органами.

        Правила добровольной сертификации услуг

        Правила функционирования добровольной сертификации услуг не так уж сложны. Для проведения вам достаточно обратиться в «Ростест», а всё остальное будет сделано за вас. Наши специалисты проконсультируют вас, помогут осуществить процедуру проверки, получить сертификат. Также мы поможем вам сократить издержки на оценку соответствия с учётом особенностей именно вашего бизнеса.

        Вы сможете получить сертификат на любого типа услуги подлежащие добровольной сертификации (и автосервис, и общественное питание, и столярная мастерская, и парикмахерская). Также мы поможем вам составить все необходимые технические документы (рецептуры, технико-технологические карты, стандарт организации) и получить лицензии (к примеру, на фармакологическую деятельность, на продажу алкоголя).

        Система добровольной сертификации услуг

        Данная система позволяет быстро и эффективно получать документ в системе ГОСТ Р и использовать его в маркетинге, рекламе или в других целях. В соответствии с существующими нормами закона предприниматель может сам выбирать, соответствие какому стандарту будет удостоверяться (можно выбрать как отдельный ГОСТ, несколько ГОСТов, либо вообще – абсолютно другой стандарт – к примеру ИСО, или ИСО в рамках системы «ЕАС»).

        Прежде всего, основными системами, в которых можно оформить сертификат, являются:

      • ГОСТы – самая популярная и распространённая в России система, которая используется и в обязательной оценке товаров. Каждый ГОСТ содержит перечень требований, которым должна соответствовать определённая деятельность.
      • ТУ – технические условия. Этот документ нередко должен разрабатываться в обязательном порядке (к примеру, на монтаж сложного оборудования, на монтаж строительных конструкций и прочее).
      • ИСО – это международный стандарт. Полученный в соответствии с его требованиями сертификат не только приносит массу преимуществ и позволяет оптимизировать работу компании, но также и помогает выйти на международный уровень, открыть для компании иностранные рынки сбыта.

        За более подробными сведениями обращайтесь в «Ростест».

        Правила функционирования Системы добровольной сертификации реабилитационных услуг лицам, зависимым от наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя

        Зарегистрированы в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации.
        Регистрационный номер РОСС RU.П989ю04ЖХ0
        12 ноября 2012 г.

        1. Общие положения

        Настоящие Правила функционирования Системы добровольной сертификации реабилитационных услуг лицам, зависимым от наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя, разработаны в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

      • перечень объектов, подлежащих сертификации;
      • характеристику объектов, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация;
      • состав участников системы добровольной сертификации.
      • Настоящая система не предусматривает применение знака соответствия.

        Сертификация в Системе проводится с целью:

      • Удостоверение соответствия выполнения услуг стандартам, сводам правил, условиям договоров.
      • Содействие приобретателям в компетентном выборе услуг; повышения конкурентоспособности услуг на российском и международном рынках.

      Принципы сертификации в системе:

    • доступность информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;
    • недопустимость принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия;
    • защита имущественных интересов заявителей, соблюдение коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия;
    • предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.
    • Сертификация (подтверждение соответствия) в Системе осуществляется равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места оказания услуг, видов или особенностей лиц, которые являются исполнителями, приобретателями.

      Сертификация (подтверждение соответствия) осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации для установления соответствия национальным стандартам, отраслевым стандартам, стандартам организаций, условиям договоров, нормативных актов.

      2. Термины и определения

      Сертификация — форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

      Сертификат соответствия — документ, удостоверяющий соответствие объекта положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

      Система сертификации — совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом.

      Оценка соответствия — прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту.

      Подтверждение соответствия — документальное удостоверение соответствия выполнения работ или оказания услуг положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

      Объекты добровольной сертификации (подтверждения соответствия) — реабилитационные услуги лицам, зависимым от наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя.

      Приобретатели — лица, зависимые от наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя, обратившиеся за помощью для оказания им реабилитационных услуг.

      Коммерческое обозначение — средство индивидуализации предприятий, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Не является фирменным наименованием предприятия, не подлежит обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц. Коммерческому обозначению предоставляется правовая охрана, приравнивается к результатам интеллектуальной деятельности.

      Предприятие — имущественный комплекс, используемый для осуществления деятельности.

      Орган по сертификации «СГИ» — организационная структура, созданная Союзом гражданских инициатив для оказания услуг по сертификации в сфере оказания услуг.

      © «СДС СГИ» — коммерческое обозначение Системы добровольной сертификации.

      Миссия органа по сертификации «СГИ» — формирование у населения, государственных органов и иных заинтересованных сторон уверенности в стабильном высоком качестве услуг, предоставляемых организациями, через подготовку и проведение работ по подтверждению соответствия этих организаций независимо от формы собственности.

      Политика органа по сертификации «СГИ» в области качества представляет собой совокупность целей и стратегических принципов, используемых для достижения этих целей.

      Цель (стратегия) органа по сертификации «СГИ» заключается в обеспечении равных прав заявителей независимо от формы собственности, объективности результатов независимо от стоимости работ, оплаты работы экспертов в зависимости от качества проведенных работ, а не от результатов экспертизы, принятии решения по сертификации на основании результатов экспертизы и обоснованных заключений заинтересованных организаций, поощрении постоянных клиентов, обеспечивающих стабильное качество своих услуг и выполнение условий договоров.

      Стратегические принципы, используемые для достижения цели органа по сертификации «СГИ» состоят в предупреждении отказов, опережении требований потребителя, вовлечении работников в управление качеством, взаимодействии с заинтересованными организациями.

      Для реализации заявленных принципов на каждом этапе оказания реабилитационных услуг прописываются цели, задачи, используемая документация, объекты планирования, точки приложения контроля, способы сбора информации и предложений, анализ информации, возможные мероприятия по улучшению деятельности.

      3. Нормативная база

      • Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
      • Постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2004 г. № 32 «О регистрации и размере платы за регистрацию системы добровольной сертификации»;
      • Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 294 «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии»;
      • Постановление Госстандарта России от 21.09.1994 № 15; Об утверждении «Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации»;
      • «Правила по проведению сертификации в Российской Федерации» в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Госстандарта России от 10.05.2002 № 57.
      • 4. Перечень объектов, подлежащих сертификации в Системе

        Объекты добровольной сертификации — реабилитационные услуги лицам, зависимым от наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя:

      • социально-медицинские реабилитационные услуги;
      • услуги по профессионально-трудовой реабилитации;
      • услуги по социальной реабилитации.
      • 5. Перечень требований, на соответствие которым сертифицируются объекты добровольной сертификации

        Характеристики, критерии, методы оценки объекта сертификации: реабилитационные услуги лицам, зависимым от наркотических средств, психотропных веществ, и алкоголя в соответствии с ГОСТ Р 54990-2012. Социальное обслуживание населения. Реабилитационные услуги лицам, зависимым от наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя. Основные виды социальных услуг.

        6. Организационная структура Системы и функции ее участников

        6.1. Организационная структура системы включает в себя следующих основных участников:

      • Рукооводящий орган Системы (РО);
      • Органы по сертификации (ОС);
      • Апелляционная комиссия (АК);
      • Заявители (реабилитационные учреждения, предоставляющие реабилитационные услуги).
      • 6.2. Руководящий орган Системы — структурное подразделение Союза некоммерческих организаций социальной деятельности и гражданских инициатив;

        Учреждается органами управления Союза некоммерческих организаций социальной деятельности и гражданских инициатив.

        Основные функции Руководящего органа Системы:

      • организация работ по созданию Системы, ее корректировке, руководство ее деятельностью и развитием;
      • организация взаимодействия с другими системами сертификации, органами исполнительной власти, средствами массовой информации и другими заинтересованными лицами и организациями;
      • наделение, на договорной основе, полномочиями органов по сертификации, координация деятельности участников Системы;
      • контроль над деятельностью органов по сертификации, экспертов по сертификации, над объективностью принимаемых ими решений;
      • информационное обеспечение участников работ в Системе;
      • утверждение порядка оплаты работ по сертификации;
      • осуществляет функции Органа по сертификации в Системе.
      • Руководящий орган Системы реализует свои функции на основе совместных решений.

        Руководящий орган может передать все или некоторые функции в рамках Системы своему представителю, оформив соответствующую доверенность на реализацию этих функций.

        6.3. Основные функции органа по сертификации:

      • прием, регистрация и рассмотрение заявок на сертификацию;
      • оценка и подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия;
      • выдача сертификата соответствия либо мотивированного отказа;
      • постановление или прекращение действия выданных сертификатов соответствия.
      • 6.4. Функции Апелляционной комиссии:

      • получение, регистрация апелляций на действия органов по сертификации Системы, экспертов, действия Заявителей;
      • рассмотрение апелляций участников Системы;
      • выработка решений по апелляциям для ОС и Заявителей.
      • 6.5. Порядок рассмотрения апелляций.

        Апелляции (претензии) от участников Системы подаются в Апелляционную комиссию.

        Апелляционная комиссия рассматривает претензии в течение 15 дней, принимает решение по ним, которое в течение 15 дней доводит до сведения заявителя.

        Апелляционная комиссия ведет документированный учет претензий.

        Решения апелляционной комиссии утверждаются ее руководителем.

        Принятое решение Апелляционная комиссия доводит до заявителя, органа по сертификации и РО Системы.

        Решение Апелляционной комиссии является окончательным в рамках Системы.

        6.6. Основные функции Заявителя:

      • направление заявки на проведение сертификации, в соответствии с правилами «СДС СГИ» и представление документации, необходимой для проведения сертификации;
      • обеспечение соответствия предоставляемых услуг требованиям нормативных документов, на соответствие которым они были сертифицированы;
      • применение сертификата о соответствии, руководствуясь законодательными актами Российской Федерации и правилами «СДС СГИ»;
      • обеспечение беспрепятственного выполнения своих полномочий должностными лицами органов по сертификации «СДС СГИ» и должностными лицами, осуществляющими контроль за сертифицированными услугами;
      • извещение органа по сертификации «СДС СГИ» об изменениях, внесённых в документацию и в процесс оказания сертифицированной услуги, если эти изменения влияют на требования (характеристики), проверяемые при сертификации.
      • 7. Оплата работ по сертификации

        7.1. Работы по сертификации проводятся за счет заявителей.

        7.2. Оплата работ по сертификации регулируется договорами между заявителем и органом по сертификации (ОС). Условия оплаты определяются договором.

        7.3. Стоимость работ по сертификации зависит от структуры организации заявителя.

        8. Технология оценки соответствия

        Оценка соответствия выполняется комиссией, в состав которой включаются эксперты по оценке соответствия (эксперты-технологи) по соответствующим специальностям. Состав комиссии определяет орган по сертификации. Состав комиссии доводится до сведения Заявителя. Для обеспечения объективности Заявитель вправе отклонить любого из экспертов при наличии веских оснований (например, бывший или действующий работник и др.). Главная задача эксперта — объективное отражение ситуации. Оплата эксперта-технолога зависит от объема и качества выполняемых работ, и не зависит от результата экспертизы.

        Заявитель не вправе вмешиваться в ход работ по оценке соответствия, но сообщает руководителю органа по сертификации обо всех случаях «необъективного» рассмотрения возникающих вопросов.

        По результатам экспертных оценок составляются акты экспертизы. Данные акты доводятся до сведения Заявителя.

        По результатам актов экспертизы и других документов орган по сертификации принимает решение о выдаче или отказе в выдаче сертификата соответствия. В принятии решения эксперты-технологи не участвуют.

        При отрицательном результате оценки соответствия Заявителю выдается решение с обоснованием отказа в выдаче сертификата соответствия.

        При положительном решении орган по сертификации в течение 5 рабочих дней уведомляет Заявителя о принятом решении, оформляет сертификат соответствия с приложениям по форме, установленной в СДС СГИ. Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации с учетом результатов работ, стабильности оказания услуг, сроков действия нормативных документов, но не более чем на 3 года. На данном этапе Заявитель становится «держателем сертификата соответствия».

        Одновременно с выдачей сертификата соответствия между органом по сертификации и держателем сертификата соответствия заключается договор на весь срок действия сертификата на проведение инспекционного контроля.

        9. Инспекционный контроль за сертифицированными услугами

        Инспекционный контроль (ИК) проводится как в форме плановых, так и в виде внеплановых проверок.

        С момента выдачи сертификата соответствия заключается договор об осуществлении ИК за сертифицированными услугами. Договор о проведении ИК заключается на весь срок действия сертификата соответствия. Плановый ИК проводится органом по сертификации не реже 1 раза в год, внеплановый ИК проводится в случаях поступления в орган сертификации информации о несоответствии оказываемых услуг выданному сертификату. Стоимость работ составляет примерно 60% от стоимости работ по сертификации соответственно аналогичной группе сложности.

        Инспекционный контроль в общем случае содержит следующие мероприятия:

      • сбор и анализ поступающей информации;
      • По результатам проверки орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата соответствия.

        Приостановка действия сертификата соответствия производится в случаях:

      • несоблюдения держателем сертификата соответствия требований нормативных документов, подтвержденных при сертификации;
      • изменения нормативного документа, регулирующего оказание услуг (используемого при сертификации);
      • изменения процесса оказания услуг, если указанные изменения могут вызвать несоответствие требованиям, подтвержденным при сертификации;
      • одностороннего отказа держателя сертификата соответствия от проведения инспекционного контроля.
      • Решение о приостановлении действия сертификата соответствия принимается в случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом по

        сертификации, держатель сертификата соответствия может устранить обнаруженные причины несоответствия и подтвердить без повторных проверок соответствие оказания услуг требованиям нормативных документов.

        Отмена действия сертификата соответствия принимается в следующих случаях:

      • недостатки невозможно устранить в разумно установленные сроки;
      • корректирующие мероприятия не выполнены или не дали результата в установленный решением о приостановлении действия сертификата соответствия срок.
      • Информация о приостановлении или отмене действия сертификата соответствия доводится органом по сертификации до сведения держателя сертификата и всех заинтересованных организаций не позднее 7 дней с момента принятия решения.

        10. Правила сертификации услуг в системе

        10.1. При проведении добровольной сертификации услуг в Системе используют схемы сертификации представленные в таблице:

        По схеме 1 оценивают мастерство исполнителя услуг и контролируют его при инспекционном контроле.

        Схему 1 применяют для услуг, качество и безопасность которых обусловлена мастерством и профессиональной компетентностью исполнителей, производственного и обслуживающего персонала.

        По схеме 2 оценивают процесс оказания услуг, выполнения работ, в том числе, при инспекционном контроле.

        В зависимости от сложности процесса оценивают:

      • полноту документации, устанавливающей требования к процессу;
      • метрологическое, методическое, организационное, программное, информационное, материальное, правовое, техническое и другое обеспечение;
      • безопасность и стабильность процесса.
      • Схему 2 применяют для услуг, качество и безопасность которых обусловлены стабильностью процесса выполнения работ и оказания услуг.

        По схеме 3 анализируют состояние производства, в том числе, при инспекционном контроле, проверяют (испытывают) результаты услуг.

        Схему 3 применяют для анализа состояния производства в трудовых мастерских при их наличии: оснащение необходимым оборудованием, инструментом, средствами измерений (испытаний, контроля), веществами, материалами, помещениями и др., а также их соответствие установленным требованиям, проверяют результаты.

        По схеме 4 оценивают организацию (предприятие) — исполнителя услуг на соответствие установленным требованиям стандартов и других нормативных документов.

        Схему 4 применяют для оценки организации-исполнителя услуг на соответствие установленным требованиям.

        10.2. Сертификация услуг в Системе включает:

      • подачу заявителем заявки на сертификацию;
      • рассмотрение заявки и документов, представленных заявителем;
      • принятие решения по заявке;
      • оценку соответствия;
      • принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата соответствия;
      • выдачу сертификата соответствия.
      • 10.3. При сертификации могут быть использованы документы, подтверждающие соответствие услуг установленным требованиям:

      • результаты экспертных оценок;
      • сертификаты соответствия других систем сертификации;
      • акты проверок, заключения.
      • Эти документы могут служить основанием для сокращения объема работ по подтверждению соответствия (оценок, проверок, испытаний, контроля).

        10.4. Заявитель обращается в орган по сертификации с намерением сертифицировать услуги.

        10.5. Получает перечень документов, необходимых для проведения работ по подтверждению соответствия.

        10.6. Для проведения сертификации в Системе заявитель направляет заявку в орган по сертификации. Орган по сертификации регистрирует заявку и рассматривает ее с целью определения возможности проведения сертификации. Орган по сертификации при рассмотрении заявки при необходимости может запрашивать у заявителя дополнительные сведения, позволяющие определять стабильность деятельности. Работы по рассмотрению заявки оплачиваются отдельно до предоставления пакета документов.

        10.7. Срок рассмотрения заявки и принятия решения о проведении (либо не проведении) сертификации составляет не более 30 календарных дней после ее получения или внесения платы за ее рассмотрение (зависит от того, какое событие наступило позднее).

        10.8. По результатам рассмотрения заявки и дополнительных материалов орган по сертификации принимает решение по заявке.

        При положительном решении по заявке орган по сертификации направляет заявителю решение по заявке и проект договора на проведение работ по сертификации. Если решение принимается отрицательное, то орган по сертификации аргументированно в письменной форме сообщает заявителю о невозможности проведения работ по сертификации.

        10.9. После получения от заявителя подписанного договора и его оплаты орган по сертификации приступает к работам по сертификации.

        10.10. Оценка соответствия выполняется комиссией, в состав которой включается эксперт по сертификации и специалисты-консультанты (при необходимости). Состав комиссии определяет орган по сертификации.

        10.11. На основании акта оценки оказания услуг и других документов орган по сертификации принимает решение о выдаче или отказе в выдаче сертификата соответствия.

        При положительных результатах сертификационных проверок орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата соответствия.

        При отрицательных результатах орган по сертификации направляет заявителю решение об отказе в выдаче сертификата соответствия. Основанием для отказа в выдаче сертификата соответствия является отсутствие положительного результата сертификационных испытаний и проверок.

        При повторном обращении заявителя используется тот же порядок работ по сертификации.

        10.12. Орган по сертификации на основании решения о выдаче сертификата соответствия оформляет сертификат соответствия, осуществляет его регистрацию в реестре Системы и выдает заявителю. Срок действия сертификата соответствия устанавливает орган по сертификации с учетом результатов работ по сертификации, стабильности оказания услуг, сроков действия нормативных и технических документов, но не белее чем на три года. Одновременно с выдачей сертификата между органом по сертификации и держателем сертификата соответствия заключается договор об осуществлении инспекционного контроля.

        10.13. Инспекционный контроль за сертифицированными услугами проводит орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия, в течение всего срока действия сертификата соответствия, в форме периодических и внеплановых проверок не реже одного раза в год для подтверждения соответствия услуг требованиям, подтвержденным при сертификации.

        10.14. Объем, периодичность и порядок проведения инспекционного контроля устанавливаются органом по сертификации в зависимости от стабильности оказания услуг, объема выполняемых работ, наличия системы качества, затрат на проведение инспекционного контроля, итогов сертификации или предыдущего инспекционного контроля, наличия претензий потребителей и органов государственного контроля и надзора в сфере здравоохранения.

        10.15. Инспекционный контроль за сертифицированными услугами предусматривает:

      • контроль процесса обеспечения качества оказываемых услуг;
      • подтверждение того, что в процесс обеспечения качества оказываемых услуг не внесены изменения, влияющие на сертифицируемые показатели.
      • Инспекционный контроль в общем случае содержит следующие виды работ:

        • сбор и анализ поступающей информации о работе сертифицированной системы обеспечения качества оказываемых услуг, а также о качестве самих услуг;
        • разработку программы инспекционной проверки;
        • формирование комиссии для проведения инспекционной проверки;
        • проведение инспекционной проверки;
        • оформление результатов проверки и принятие решения.
        • 10.16. Внеплановый инспекционный контроль проводится при получении официальных сообщений от государственных органов контроля и надзора в сфере здравоохранения и в социальной сфере, от независимых организаций об отрицательных результатах проверок в части сертифицированных услуг, жалоб, претензий к деятельности сертифицированной организации.

          Внеплановый инспекционный контроль проводится также при реорганизации организации, оказывающей услуги, при изменении технологической схемы оказания услуг — об этих случаях орган по сертификации должен извещаться незамедлительно держателем сертификата соответствия.

          10.17. Результаты инспекционного контроля оформляют актом, в котором дается оценка результатов проверки и делается общее заключение о состоянии возможности оказания сертифицированных услуг и возможности подтверждения действия выданного сертификата соответствия.

          Акт хранится в органе по сертификации, копия направляется держателю сертификата соответствия. На основании акта инспекционного контроля принимается решение о подтверждении действия сертификата соответствия, либо о приостановлении или отмене его действия.

          Добровольная сертификация услуг (работ)

          Сертификация услуг в Российской Федерации осуществляется в добровольном порядке при желании юридического лица или индивидуального предпринимателя подтвердить высокое качество и безопасность оказываемого населению сервиса.

          На сегодняшний день, когда в бизнес-среде сильна конкурентная борьба, многие владельцы бизнеса стремятся подтвердить документами государственного образца, что предоставляемые услуги соответствуют всем требованиям по качеству, надежности и безопасности. Одним из таких официальных документов является сертификат на услуги, который выдается аккредитованными органами по сертификации после проведения ряда процедур, подтверждающих высокое качество сервиса заявителя. В современных рыночных условиях взаимоотношения между производителями и потребителями вышли на новый уровень. Большое изобилие разных товаров, услуг заставляет покупателя задуматься и тщательно все взвесить для того, чтобы принять решение и отдать предпочтение тому или иному предприятию сервиса. Для этого рынка характерна высокая конкуренция и еще большее увеличение числа предоставления однотипных услуг. Таким образом, качество является во многом определяющим фактором для конкурентоспособности. Поэтому сертификат соответствия становится важнейшим институтом, обеспечивающим соответствие высоким стандартам качества и обслуживания и как способ позиционирования предприятия сервиса на рынке, насыщенном аналогичными услугами.

          Это и обеспечивает добровольная сертификация.

          Сертификация услуг в нашей стране началась в 1992 году после принятия законов Российской Федерации «О защите прав потребителей», «О сертификации продукции и услуг» и «О стандартизации». В соответствии с положениями этих законов, она носила обязательный характер.

          Принятие Федерального закона от 27.12.2002г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» принципиально изменило подход к подтверждению соответствия услуг, так как последние были исключены из объектов, к которым устанавливаются обязательные нормы. Отношения, возникающие в области добровольного подтверждения соответствия, регулируются статьей 21 данного Федерального закона.

          В настоящее время при проведении процедур добровольной сертификации услуг (работ) руководствуются следующими документами:

          1. Постановление Госстандарта России от 5 августа 1997 г. N 17 «О принятии и введении в действие Правил сертификации»;

          2. Постановление Госстандарта России от 21 сентября 1994 г. N 15 «Об утверждении «Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации»;

          3. Постановление Госстандарта России от 17 марта 1998 г. N 12 «Об утверждении правил по сертификации «Система сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов, применяемых в Системе»;

          4. Постановление Госстандарта России от 4 ноября 2000 г. N 76 «О введении в действие Системы добровольной сертификации продукции Госстандарта России (пункт 10).

          5 ГОСТ Р 54659-2011 Оценка соответствия. Правила проведения добровольной сертификации услуг (работ)

          Орган по сертификации продукции и услуг ФБУ «УРАЛТЕСТ», аккредитованный в установленном порядке (аттестат аккредитации RA.RU.11УТ03 от 28.12.2016), проводит добровольную сертификацию услуг (работ), в пределах своей области аккредитации, которая включает услуги общественного питания.

          При этом соблюдаются следующие принципы:

          — бездиксриминационный доступ и участие в процессах сертификации;

          — конфиденциальность и защита интересов заявителя;

          Сертификация услуг (работ) осуществляется по инициативе заявителей – организаций или индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги (выполняющих работы), на соответствие требованиям заявленных нормативных и технических документов. Заявитель самостоятельно выбирает показатели для сертификации услуги.

          Область аккредитации органа по сертификации продукции и услуг:

          Примечание: В соответствии с Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст отменен Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) ОК 002-93 с 01. 01.2017.

          С 01.01.2017 г. введен в действие Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008).

          Основные цели сертификации:

        • подтверждение уровня качества услуг показателям, заявленным предприятием-заказчиком;
        • создание необходимых условий для деятельности хозяйствующих субъектов в Российской Федерации, а так же для их участия в международном экономическом сотрудничестве;
        • содействие потребителям в компетентном выборе предприятия общественного питания.
        • Орган по сертификации продукции и услуг ФБУ «УРАЛТЕСТ» проводит добровольную сертификацию услуг по общественному питанию по четырем схемам.

          Под схемой сертификации подразумевают определенный порядок действий, необходимых для оценки соответствия.

          Схемы, применяемые при добровольной сертификации услуг (работ):

          При сертификации услуг общественного питания подтверждение соответствия оказываемых услуг осуществляется на месте оказания услуг независимыми, компетентными и аттестованными экспертами органа по сертификации, что позволяет повысить ее объективность и непредвзятость. При сертификации услуг общественного питания экспертами органа по сертификации проводятся работы, позволяющие:

        • подтвердить соответствие услуг требованиям, установленным в нормативных, технических документах по оказанию услуг общественного питания заявленных заявителем;
        • осуществить идентификацию услуги (испытание продукции).

        Добровольная сертификация услуг проводиться по определенному порядку.

        Порядок сертификации услуг общественного питания:

        Сертификат соответствия имеет ограниченный срок действия. Орган по сертификации принимает решение о сроке действия документа, учитывая результаты подтверждения соответствия, стабильности оказания услуг (работ), но не более чем на тир года.

        Добровольный сертификат соответствия подтверждает высокую степень ответственности предприятия по оказанию услуг общественного питания перед клиентами.

        Наличие сертификата соответствия по добровольной сертификации услуги по общественному питанию по схеме 4 является подтверждением типа предприятия общественного питания.

        Сертификат соответствия по добровольной сертификации услуг, который выдается предприятию, после проведения сертификация услуг общественного питания, является действительным на территории Российской Федерации.

        Преимущества предприятий питания, имеющих сертификат соответствия на услуги:

      • добровольная сертификация общественного питания в первую очередь направлена на борьбу за клиента;
      • предприятие общественного питания, имеющее сертификат соответствия, более привлекательно в глазах клиента, чем не сертифицированное предприятие;
      • сертификация услуг общественного питания способствует росту доверия клиента к качеству приготовления кулинарной продукции и уровню обслуживания;
      • несомненным преимуществом является гарантия качества оказываемой услуги заявленным показателям национальных и межгосударственных стандартов, стандартов организации, основным доказательством уровня ее качества при выборе предприятия общественного питания посетителями;
      • повышение конкурентоспособности предприятия общественного питания;
      • сертификация услуг является дополнительным плюсом при участии предприятия общественного питания в конкурсах и закупках;
      • сертификат соответствия по добровольной сертификации услуги общественного питания способствует повышению авторитета национальных стандартов Российской Федерации, межгосударственных стандартов, что может является одним из условий участия предприятия в государственных тендерах.
      • Смотрите еще:

        • Фразы о законе на латыни Латинские пословицы, изречения и выражения на "V" Ниже приведены латинские пословицы, изречения, цитаты и крылатые выражения на латыни, а затем их перевод с латыни на русский язык. VACUA (INANIA) VASA PLURIMUM SONANT - пустая посуда […]
        • 663 приказ фсб Приказ ФСБ РФ от 20 сентября 2006 г. N 442 "Об утверждении размеров увеличения тарифных ставок (окладов) по категориям гражданского персонала органов федеральной службы безопасности и видам деятельности" О надбавках и других […]
        • Закон об отработке после увольнения Увольнение по собственному желанию Также сотрудник может уволиться по собственному желанию после использования отпуска. Отметим, что предоставление отпуска с последующим увольнением – это право, а не обязанность работодателя. В случае […]
        • Оспаривание купли продажи квартиры Срок давности по оспариванию сделки купли-продажи квартиры Подскажите пожалуйста, каков срок давности по оспариванию сделки продажи квартиры? Встречается информация, что 1 год, и есть информация о 3 годах на оспаривание сделки. Ответы […]
        • Возврат по договору займа платежное поручение Платежное поручение на возврат займа учредителю после 28.03.2016 года Добрый день. Подскажите пожалуйста, как правильно оформить платежное поручение на частичный возврат займа учредителю с 28.03.2016 г. Оформляем платежное поручение на […]
        • Задать разрешение вручную Как изменить разрешение экрана на Windows 7? Обычно операционная система сама определяет разрешение для той или иной модели монитора. Однако не всегда автоматически подобранные параметры устраивают пользователя. Например, я на […]
        • 628 приказ с изменениями Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 18 декабря 2017 г. N 628 "О внесении изменений в приказ Минсельхоза России от 13 июня 2017 г. N 283 "Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций Министерства сельского хозяйства […]
        • Ставка налога на землю для физических лиц в 2018 году калькулятор Как правильно рассчитать земельный налог В данной статье мы предоставим необходимую информацию о том, как рассчитать земельный налог (ЗН). Налог на землю относится к местным налогам. Все денежные средства от него уплачиваются в бюджет той […]