Порядок и рассмотрение жалобы прокурором

Оглавление:

Порядок рассмотрения жалобы прокурором, руководителем следственного органа

Законодатель в ст. 123 УПК не ограничивает круг вопросов, по которым возможно обращение с жалобой к прокурору или руководителю следственного органа на досудебном производстве. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» возлагает на прокуроров полномочия по надзору за исполнением законов как органами, осуществляющими дознание, так и предварительное следствие, однако конкретное содержание этих полномочий определяется уголовно-процессуальным законодательством, в частности, ст. 37 УПК. Следует констатировать, что после вступления в законную силу Федерального закона от 05.06.2007 № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»» круг полномочий по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания у прокурора значительно шире, чем по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия.

Прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. Когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, однако об увеличении срока рассмотрении жалобы обязательно должен быть извещен заявитель. По результатам рассмотрения жалобы прокурор, руководитель следственного органа выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. Принятое решение должно быть законным, обоснованным и мотивированным. В нем прокурор, руководитель следственного органа должны рассмотреть и оценить все доводы жалобы, а также мотивировать свое решение путем указания на конкретные, достаточные с точки зрения принципа разумности основания, по которым эти доводы отвергаются [1] . В случае удовлетворения жалобы о нарушении разумных сроков уголовного судопроизводства в ходе досудебного производства, в постановлении прокурора или руководителя следственного органа также должны быть указаны процессуальные действия, необходимые для ускорения расследования дела и сроки их осуществления (ч. 2.1 ст. 124 УПК), однако при этом не допускается разглашение тайны предварительного следствия [2] .

Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования.

Судебный порядок рассмотрения жалоб

Как уже было сказано выше, помимо обращения к прокурору или руководителю следственного органа с жалобой на досудебном производстве возможно обращение в суд. Причем, как отмечено в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации», заявитель может воспользоваться нравом обратиться с жалобой одновременно как к прокурору, руководителю следственного органа, так и в суд. В таких ситуациях судам рекомендовано выяснять, не воспользовался ли заявитель правом, предусмотренным ст. 124 УПК, и не имеется ли решения об удовлетворении такой жалобы. В случае если жалоба с теми же доводами уже удовлетворена прокурором либо руководителем следственного органа, то судья выносит постановление об отказе в принятии жалобы к рассмотрению, копия которого направляется заявителю. При несогласии заявителя с решением прокурора или руководителя следственного органа, а также при частичном удовлетворении содержащихся в жалобе требований жалоба, поданная в суд, подлежит рассмотрению.

Круг вопросов, по которым возможно обращение с жалобой в суд в порядке ст. 125 УПК, ограничен по сравнению с кругом вопросов, по которым возможно обращение к прокурору или руководителю следственного органа. Законодателем установлены два вида решений должностных лиц, подлежащих обжалованию в суде:

1) постановления дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела;

2) иные решения и действия, бездействие дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию.

Если первый вид решений, подлежащих обжалованию, конкретизирован законодателем, то второй вид нуждается в толковании. В судебной практике к иным решениям и действиям (бездействию), способным причинить ущерб конституционным правам и свободами участников уголовного судопроизводства, относят постановления дознавателя, следователя и руководителя следственного органа о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица, о производстве выплат или возврате имущества реабилитированному, об отказе в назначении защитника, в допуске законного представителя, об избрании и применении к подозреваемому, обвиняемому мер процессуального принуждения (за исключением залога, домашнего ареста и заключения под стражу, которые применяются по решению суда). К затрудняющим доступ граждан к правосудию относят такие действия, бездействие либо решения должностных лиц, ограничивающие права граждан на участие в досудебном производстве по уголовному делу, которые создают гражданину препятствие для дальнейшего обращения за судебной защитой нарушенного права. К ним относятся, например, отказ в признании лица потерпевшим, отказ в приеме сообщения о преступлении либо бездействие при проверке этих сообщений, постановление о приостановлении предварительного следствия и др.

Жалоба может быть подана как непосредственно в суд, так и через дознавателя, следователя, руководителя следственного органа или прокурора (ч. 2 ст. 125 УПК). Жалоба подается в районный суд по месту производства предварительного расследования (совершения деяния, содержащего признаки преступления). Если место производства предварительного расследования было определено в соответствии с ч. 2-6 ст. 152 УПК (например, в целях обеспечения полноты, объективности предварительного расследования и соблюдения процессуальных сроков расследование производится по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей), жалобы на решения и действия (бездействие) указанных лиц рассматриваются районным судом по месту нахождения органа, в производстве которого находится уголовное дело.

Жалоба на решения и действия (бездействие) должностных лиц межрайонных следственных отделов при производстве предварительного расследования по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления, подается безотносительно к месту расположения указанных следственных органов в тот районный суд, юрисдикция которого распространяется на место совершения деяния, содержащего признаки преступления (постановление Конституционного Суда РФ от 20.07.2012 № 20-П «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 125 и части первой статьи 152 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Р. Г. Мишиной»).

Жалоба должна быть рассмотрена не позднее чем через 5 суток со дня ее поступления. Однако прежде чем рассматривать жалобу в судебном заседании, судья должен совершить некоторые подготовительные действия. В частности, должны быть выяснены следующие вопросы: подсудна ли жалоба данному суду; подана ли она надлежащим лицом; имеется ли предмет обжалования в соответствии со ст. 125 УПК; содержит ли жалоба необходимые сведения для ее рассмотрения; не воспользовался ли заявитель правом, предусмотренным ст. 124 УПК, и не имеется ли решения

Об удовлетворении такой жалобы; не завершено ли предварительное расследование по уголовному делу; в открытом или закрытом судебном заседании будет рассмотрена жалоба.

Решение о назначении судебного заседания оформляется постановлением, в котором указываются: 1) дата и место вынесения постановления; 2) наименование суда, фамилия и инициалы судьи, вынесшего постановление; 3) основания принятого решения. О дне, времени и месте судебного заседания должны быть извещены заявитель и его защитник, законный представитель или представитель, если они участвуют в уголовном деле, иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием, бездействием или решением, а также прокурор, руководитель следственного органа, следователь, осуществляющий расследование по делу, по которому принесена жалоба (ч. 3 ст. 125 УПК).

Как отмечается в а. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 1, извещение указанных лиц допускается в том числе посредством СМС-сообщения в случае их согласия на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату. Факт согласия на получение СМС-извещения подтверждается распиской, в которой наряду с данными об участнике судопроизводства и его согласием на уведомление подобным способом указывается номер мобильного телефона, на который оно направляется. Временный типовой регламент организации извещения участников судопроизводства посредством СМС-сообщений утвержден приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 05.07.2012 № 131.

Как представляется, в случае обжалования действия дознавателя он также должен быть вызван в судебное заседание. Заявитель, содержащийся под стражей и ходатайствующий об участии в рассмотрении его жалобы, должен быть доставлен в судебное заседание. Нарушение данных положений может привести к отмене судебного решения по делу.

Так, например, П. подал жалобу в Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай на действия сотрудников следственной части следственного управления при МВД Республики Алтай. Жалоба П. была рассмотрена в его отсутствие, данных о том, что он был извещен о времени рассмотрения жалобы, в материалах дела не имеется. Нет сведений и о присутствии при рассмотрении указанной жалобы прокурора. При таких обстоятельствах постановление суда первой инстанции Судебной коллегией Верховного Суда РФ было признано незаконным и необоснованным [3] .

Суд может по собственной инициативе либо по ходатайству участвующих в деле лиц истребовать материалы, послужившие основанием для решения или действия должностного лица, а также иные данные, необходимые для проверки доводов жалобы. Лица, участвующие в судебном заседании, вправе знакомиться с материалами производства по жалобе, а также представлять в суд дополнительные материалы, имеющие отношение к жалобе.

Как правило, жалобы, подлежащие рассмотрению судом, рассматриваются в открытом судебном заседании. Однако при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 241 УПК, судебное заседание проводится в закрытом порядке. Неявка лиц, своевременно извещенных о времени рассмотрения жалобы, не является препятствием для рассмотрения жалобы судом. Если неявка связана с уважительными причинами, судья выносит постановление об отложении разбирательства по жалобе и сообщает участвующим в деле лицам о дате и времени ее рассмотрения.

Законом установлен следующий алгоритм проведения судебного заседания по рассмотрению жалобы (ч. 4 ст. 125 УПК):

1) открытие судебного заседания;

2) объявление жалобы, подлежащей рассмотрению;

3) представление судьи;

4) разъяснение прав и обязанностей явившимся в судебное заседание лицам;

5) обоснование жалобы заявителем;

6) заслушивание объяснений других явившихся в судебное заседание лиц;

7) выступление с репликой заявителя.

По результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлений:

1)о признании действия, бездействия или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным и о его обязанности устранить допущенное нарушение;

2) об оставлении жалобы без удовлетворения.

Независимо от принятого решения постановление судьи должно быть законным, обоснованным и мотивированным, основанным на исследованных материалах с проверкой доводов, приведенных заявителем. Однако суд не должен при этом брать на себя не свойственные ему функции, подменяя функцию обвинения либо функцию рассмотрения уголовного дела по существу. Так, признавая действия, бездействия или решения соответствующего должностного лица незаконным или необоснованным, суд не имеет права предопределять действия должностного лица, осуществляющего расследование. Также суд не вправе делать выводы о фактических обстоятельствах дела, об оценке доказательств и квалификации деяния, поскольку данные вопросы впоследствии могут стать предметом судебного разбирательства по существу уголовного дела.

Вынесенное по жалобе решение, в свою очередь, тоже может быть обжаловано.

  • [1] См.: Определение Конституционного Суда РФ от 25.01.2005 № 42-0 «По жалобам граждан Астахова Павла Алексеевича, Замошкина Сергея Дмитриевича, Карцевой Веры Константиновны и Костанова Юрия Артемовича па нарушение конституционных нрав и свобод положениями статей 7 и 123, части третьей статьи 124, статей 125, 388 и 408 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации «.
  • [2] См.: п. 1.27 приказа Следственного комитета РФ от 15.01.2011 № 3 «Об организации процессуального контроля при возбуждении ходатайств о продлении срока предварительного следствия, избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и продлении срока заключения под стражу».
  • [3] См.: Обзор надзорной практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ за 2008 год // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. № 8. С. 29.
  • Статья 124. Порядок рассмотрения жалобы прокурором, руководителем следственного органа

    СТ 124 УПК РФ

    1. Прокурор, руководитель следственного органа рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель.

    2. По результатам рассмотрения жалобы прокурор, руководитель следственного органа выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении.

    3. Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования.

    4. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, дознаватель, следователь вправе обжаловать действия (бездействие) и решения прокурора или руководителя следственного органа соответственно вышестоящему прокурору или руководителю вышестоящего следственного органа.

    Комментарий к Статье 124 Уголовно-процессуального кодекса

    1. Рассмотрение жалоб, поданных участниками уголовного процесса, является одним из механизмов, предназначенных для оперативного выявления допущенных нарушений закона и эффективного реагирования в целях их устранения. По этой причине уголовно-процессуальным законом определен иной порядок и иные сроки рассмотрения жалоб, чем те, которые предусмотрены Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Действие последнего не распространяется на обращения граждан, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном УПК РФ (ч. 2 ст. 1 Закона). Ввиду изложенного жалобы граждан в уголовном процессе рассматриваются не 30 суток, а 3 суток, и в исключительных случаях — 10 суток.

    2. Установленный ч. 1 комментируемой статьи 124 срок — 3 суток в соответствии с ч. 2 ст. 128 УПК РФ истекает в 24 часа последних суток рассмотрения жалобы. Если окончание данного срока приходится на нерабочий день, то последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день. Продление срока допускается в исключительных случаях, в качестве одного из которых законодатель определил необходимость истребовать дополнительные материалы и их изучение. Например, при поступлении жалобы Г. срок ее разрешения был продлен прокурором ввиду истребования для изучения материалов уголовного дела .
    ———————————
    См.: Надзорное производство по уголовному делу N 29/00/0039-2012 // Архив Главной военной прокуратуры.

    3. Следует иметь в виду предусмотренную п. 1.3 Приказа Генерального прокурора РФ от 2 июня 2011 г. N 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» возможность при проверке законности и обоснованности принятого решения об отказе в возбуждении уголовного дела опросить заинтересованных лиц и специалистов . Выполнение данных мероприятий может также послужить основанием для продления срока рассмотрения жалобы на незаконность постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
    ———————————
    .

    4. В органах прокуратуры решение о продлении срока проверки до 10 суток принимает прокурор района, приравненный к нему военный прокурор и прокурор иной специализированной прокуратуры, начальники главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры РФ (в соответствии с компетенцией подразделения) по ходатайству прокурора (помощника прокурора), рассматривающего жалобу. Последнему следует направлять извещение заявителю о продлении срока проверки, причинах задержки и характере принимаемых мер .
    ———————————
    См.: п. 2.1 Приказа Генерального прокурора РФ от 1 ноября 2011 г. N 373 «О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора» // .

    5. В соответствии с положениями п. 25 ст. 5 и ч. 2 ст. 124 УПК РФ решение, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы, оформляется постановлением. В практической деятельности нередко возникают трудности в определении порядка рассмотрения поступивших обращений: в соответствии с нормами УПК РФ или на основании Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В первом случае должно быть вынесено соответствующее постановление, во втором этого не требуется. Жалобы в связи с правоотношениями, возникающими в уголовном судопроизводстве, рассматриваются в порядке УПК РФ. Об этом помимо названных законов имеются разъяснения в ведомственных нормативно-правовых актах.

    6. Так, согласно п. 2.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (утв. Приказом Генерального прокурора РФ от 30 января 2013 г. N 45), жалобы на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора, а также на действия (бездействие), приговоры, определения, постановления и решения суда, в том числе на решения, принимаемые в ходе досудебного производства по уголовному делу, проверяются в порядке и в пределах полномочий, предусмотренных процессуальным законодательством .
    ———————————
    .

    7. Ведомственными Приказами ФСБ России от 30 августа 2013 г. N 463 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах Федеральной службы безопасности», Следственного комитета при прокуратуре РФ от 19 сентября 2007 г. N 17 «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 8 апреля 2008 г.), МВД РФ от 12 сентября 2013 г. N 707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» установлено, что их действие не распространяется на обращения, подлежащие рассмотрению в порядке, установленном иными федеральными законами.

    8. Приказом Генерального прокурора РФ от 1 ноября 2011 г. N 373 «О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора» предписано, что в прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и специализированных прокуратурах, центральном аппарате Генеральной прокуратуры РФ жалобы надлежит разрешать старшим помощникам, помощникам прокуроров, начальникам главных управлений, управлений, отделов, действующим в пределах своей компетенции, непосредственно осуществляющим надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания по месту производства предварительного расследования. Подчиненному прокурору следует направлять для разрешения по существу жалобы, которые содержат вопросы, относящиеся к его компетенции, и ранее им не рассматривались. Жалобы на действия (бездействие) или решение прокурора надлежит рассматривать и разрешать вышестоящему прокурору (п. 2 Приказа) .
    ———————————
    Там же.

    9. По результатам рассмотрения жалобы прокурор, руководитель следственного органа выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. Названное постановление должно соответствовать требованиям ч. 4 ст. 7 УПК РФ, т.е. быть законным, обоснованным и мотивированным.

    10. Поскольку прокурор обладает различным объемом процессуальных полномочий в отношении дознавателя и следователя, меры реагирования, принимаемые по результатам рассмотрения жалобы, в отношении действий (бездействия) и решений указанных лиц могут быть разными.

    11. В отношении решений, действий (бездействия) дознавателя прокурор вправе отменить его незаконные решения, потребовать устранения нарушений закона, а также дать ему письменные указания, обязательные для исполнения, относительно проведения тех или иных следственных и процессуальных действий.

    12. В отношении решений и действий (бездействия) следователя прокурор вправе отменить постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, прекращении или приостановлении уголовного дела, а также потребовать устранения нарушений закона. Указания следователю прокурор может дать только в случаях, прямо указанных в Кодексе (при возвращении уголовного дела в порядке ст. 221 УПК РФ и удовлетворении жалобы, рассмотренной в порядке ч. 2.1 комментируемой статьи). В постановлениях об отмене постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, прекращении или приостановлении уголовного дела прокурор излагает, какие конкретно обстоятельства подлежат соответственно дополнительной проверке и расследованию.

    13. В соответствии с п. 1.17 Приказа Генерального прокурора РФ от 2 июня 2011 г. N 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» по результатам рассмотрения жалобы прокурору или его заместителю следует выносить постановление о полном либо частичном ее удовлетворении или отказе в ее удовлетворении, о чем уведомляется заявитель. Копию постановления об удовлетворении жалобы необходимо направлять руководителю следственного органа с требованием об устранении выявленных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства. Если в жалобе наряду с другими доводами содержатся ходатайства о производстве следственных и иных процессуальных действий, в постановлении о разрешении жалобы следует отражать мнение об обоснованности данных ходатайств. При уведомлении заявителя о принятом решении следует разъяснять ему право обратиться с такими ходатайствами к следователю или руководителю следственного органа в порядке, установленном ст. 119 или ст. 120 УПК РФ .
    ———————————
    .

    14. Согласно п. 1.18 Приказа Следственного комитета РФ от 15 января 2011 г. N 1 «Об организации процессуального контроля в Следственном комитете Российской Федерации» при рассмотрении жалоб на действия (бездействие) и решения следователей в порядке, предусмотренном ст. 124 УПК РФ, следует учитывать, что процессуальное решение по результатам их разрешения обязан принимать руководитель следственного органа, в непосредственном подчинении которого находится должностное лицо, чьи действия (бездействие) и решения обжалуются.

    15. При последующем обжаловании данного решения руководителю вышестоящего следственного органа необходимо истребовать у руководителя нижестоящего следственного органа заключение об обоснованности доводов заявителя, а в необходимых случаях изучать материалы проверки либо уголовного дела.

    16. При подтверждении доводов о невиновности обвиняемого (подозреваемого), принуждении к даче показаний, применении других незаконных методов расследования принимать меры к проведению проверки в порядке, предусмотренном ст. ст. 144 и 145 УПК РФ, и решению вопроса об ответственности лиц, допустивших эти нарушения .
    ———————————
    См.: Приказ Следственного комитета РФ от 15 января 2011 г. N 1 «Об организации процессуального контроля в Следственном комитете Российской Федерации» // .

    17. Частью 2.1 комментируемой статьи 124 УПК РФ предусмотрен особый порядок принятия решений по жалобам на нарушение разумных сроков уголовного судопроизводства.

    18. В случае удовлетворения жалобы на нарушение органами дознания разумных сроков предварительного расследования прокурор должен указывать в постановлении процессуальные действия, необходимые для ускорения производства по уголовному делу, и сроки их осуществления. Постановление следует направлять начальнику органа дознания для исполнения, копию приобщать к надзорному производству.

    19. Признавая обоснованными доводы заявителя о несоблюдении органами предварительного следствия разумных сроков уголовного судопроизводства в ходе досудебного производства по уголовному делу, следует направлять требование руководителю следственного органа об устранении выявленных нарушений (п. 3 Приказа Генерального прокурора РФ от 1 ноября 2011 г. N 373) . Согласно п. 6 Приказа жалобы участников уголовного судопроизводства и иных лиц на нарушения их прав и интересов действиями или принятыми процессуальными решениями и вынесенные по ним постановления, а также подлинники документов проверки приобщаются к надзорному производству.
    ———————————
    .

    20. О принятом по результатам рассмотрения жалобы процессуальном решении заявитель уведомляется в письменной форме.

    21. В соответствии с п. 5 упомянутого Приказа Генерального прокурора РФ в случае полного удовлетворения жалобы уведомление заявителю незамедлительно направляет прокурор, рассмотревший данное обращение. При частичном удовлетворении либо отказе в ее удовлетворении уведомление заявителю с разъяснением порядка обжалования вынесенного постановления вышестоящему прокурору или в суд безотлагательно направляет прокурор, принявший решение по жалобе.

    22. В соответствии с п. 7 Приказа представлять заявителям по их просьбе возможность знакомиться с материалами проверки в части, непосредственно затрагивающей их права и свободы.

    23. В отличие от ч. ч. 1 — 4 комментируемой статьи в последней ее части указывается на возможность обжаловать решения, действия или бездействие прокурора или руководителя следственного органа другими представителями стороны обвинения — дознавателем и следователем. При этом порядок обжалования, установленный в ч. ч. 1 — 4 ст. 124 УПК РФ, не распространяется на порядок направления и рассмотрения жалоб на решения или действия прокурора и руководителя следственного органа соответственно вышестоящим прокурору и руководителю следственного органа. Данные процедуры регулируются другими статьями Кодекса.

    24. Так, следователь на основании п. 5 ч. 2 ст. 38 УПК РФ вправе обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном ч. 4 ст. 221 настоящего Кодекса, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков.

    25. В соответствии с ч. 3 ст. 39 УПК РФ указания руководителя следственного органа могут быть обжалованы следователем руководителю вышестоящего следственного органа. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения.

    26. Частью 4 ст. 41 УПК РФ дознавателю предоставлено право обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения.

    27. Частью 4 ст. 40.1 УПК РФ предусмотрено, что указания начальника подразделения дознания по уголовному делу могут быть обжалованы дознавателем начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.

    Статья 124 УПК РФ. Порядок рассмотрения жалобы прокурором, руководителем следственного органа (действующая редакция)

    • URL
    • HTML
    • BB-код
    • Текст

    Комментарий к ст. 124 УПК РФ

    1. Порядок принесения жалоб, так же как и их форма, в ком. статье не раскрываются. Учитывая, что из УПК РФ было исключено ранее существовавшее в УПК РСФСР (ч. 1 ст. 218) положение о том, что жалобы могли иметь письменную либо устную форму, можно прийти к выводу, что жалобы всегда должны быть письменными.

    2. Представляется, что по аналогии с ч. 2 ст. 125 жалоба может быть подана заявителем непосредственно прокурору либо через орган дознания, дознавателя или следователя, ведущих данное дело. На практике отсутствие упоминания в законе о передаче жалобы прокурору через следователя или дознавателя фактически ведет к волоките и нарушению прав участников процесса, поскольку подателей жалоб из органов предварительного расследования обычно направляют в прокуратуру.

    3. На рассмотрение прокурором или руководителем СО жалоб не распространяется общий 30-дневный срок, установленный ст. 12 ФЗ от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». По смыслу данной статьи о продлении 3-суточного срока рассмотрения жалобы прокурор должен принять особое мотивированное решение, которое в силу п. 25 ст. 5 имеет форму постановления. Постановления следователя могут быть обжалованы руководителю СО, постановления дознавателя — прокурору. Постановления следователя также можно обжаловать прокурору, который по результатам рассмотрения жалобы вправе требовать от следственных органов устранения нарушений федерального законодательства (п. 3 ч. 2 ст. 37). Прокурор, рассматривая жалобу, вправе истребовать уголовные дела и материалы доследственных проверок.

    Генеральный прокурор

    Заместители Генерального прокурора

    О Генпрокуратуре России

    Международное сотрудничество

    Взаимодействие со СМИ

    Правовое просвещение

    Генеральная прокуратура
    Российской Федерации

    Телефон справочной по обращениям
    в Генеральную прокуратуру
    Российской Федерации:

    Приказ №373 «О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора»

    ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора

    В целях обеспечения исполнения и единообразного применения положений уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, соблюдения прав участников уголовного судопроизводства и иных заинтересованных лиц, а также эффективной реализации поставленных перед органами прокуратуры задач, руководствуясь ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

    П Р И К А З Ы В А Ю:

    1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур при рассмотрении жалоб о нарушении процессуальными действиями и решениями органов дознания, дознавателей, следователей, руководителей следственных органов и прокуроров прав и интересов участников уголовного судопроизводства, а также жалоб иных лиц в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения указанных органов и должностных лиц затрагивают их интересы, неукоснительно руководствоваться нормами уголовного и уголовно- процессуального законодательства.

    2. Жалобы на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора проверять прокурорам соответствующих уровней, их заместителям и по их указанию другим должностным лицам органов прокуратуры в соответствии с установленной компетенцией.

    В прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратурах, центральном аппарате Генеральной прокуратуры Российской Федерации жалобы разрешать старшим помощникам, помощникам прокуроров, начальникам главных управлений, управлений, отделов, действующим в пределах своей компетенции, непосредственно осуществляющим надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания по месту производства предварительного расследования.

    Направлять подчинённому прокурору для разрешения по существу жалобы, которые содержат вопросы, относящиеся к его компетенции, и ранее им не рассматривались.

    Жалобы на действия (бездействие) или решение прокурора рассматривать и разрешать вышестоящему прокурору.

    2.1. При рассмотрении жалоб обеспечивать всестороннюю и полную проверку изложенных в них доводов в срок до 3 суток со дня поступления в прокуратуру. Использовать для этого все средства, предоставленные прокурору как должностному лицу, осуществляющему надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания.

    В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры для ее объективного рассмотрения, продлевать срок проверки до 10 суток. Данное решение принимать прокурору города, района, приравненному к нему военному прокурору и прокурору иной специализированной прокуратуры или их заместителям, начальникам управлений, отделов прокуратуры субъекта Российской Федерации, приравненной к ней военной или иной специализированной прокуратуры, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации (в соответствии с компетенцией подразделения) по ходатайству прокурора (помощника прокурора), рассматривающего жалобу.

    2.2. Извещение заявителю о продлении срока проверки, причинах задержки и характере принимаемых мер направлять прокурору, рассматривающему жалобу.

    3. По результатам рассмотрения жалобы в соответствии со ст. 124 УПК РФ выносить соответствующее постановление, в котором излагать краткое содержание доводов заявителей, их анализ и мотивы принятого решения. При этом руководствоваться требованиями ч. 4 ст. 7 УПК РФ, положениями постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 03.05.1995 № 4-П и определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25.01.2005 № 42-О.

    При удовлетворении жалобы безотлагательно принимать исчерпывающие меры к восстановлению нарушенных прав и свобод заявителя, обеспечению законных интересов предприятий, учреждений и организаций, на что указывать в резолютивной части постановления.

    В случае удовлетворения жалобы на нарушение органами дознания разумных сроков предварительного расследования указывать в постановлении процессуальные действия, необходимые для ускорения производства по уголовному делу, и сроки их осуществления.

    Постановление направлять начальнику органа дознания для исполнения, копию приобщать к надзорному производству.

    Признавая обоснованными доводы заявителя о несоблюдении органами предварительного следствия разумных сроков уголовного судопроизводства в ходе досудебного производства по уголовному делу, направлять требование руководителю следственного органа об устранении выявленных нарушений.

    4. Занимать активную позицию по защите нарушенных прав, свобод и законных интересов участников уголовного судопроизводства и иных заинтересованных лиц, принимать действенные меры к их восстановлению.

    Использовать для этого весь комплекс предоставленных полномочий и предусмотренных законом мер реагирования. На основании ст. 6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ требовать от органов дознания и следственных органов безусловного устранения нарушений федерального законодательства в установленный срок.

    Выявлять причины, по которым орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа или прокурор не выполнили возложенные на них законом обязанности, и при наличии вины ставить вопрос об их ответственности, вплоть до уголовной. Принципиально отстаивать занятую позицию и отменять незаконные или необоснованные постановления в порядке, установленном УПК РФ.

    5. Установить, что в случае полного удовлетворения жалобы уведомление заявителю незамедлительно направляет прокурор, рассмотревший данное обращение.

    При частичном удовлетворении жалобы либо отказе в ее удовлетворении уведомление заявителю с разъяснением порядка обжалования вынесенного постановления вышестоящему прокурору или в суд безотлагательно направляет прокурор, принявший решение по жалобе.

    6. Жалобы участников уголовного судопроизводства и иных лиц на нарушение их прав и интересов действиями или принятыми процессуальными решениями и вынесенные по ним постановления, а также подлинники документов проверки приобщать к надзорному производству.

    7. В соответствии с Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации предоставлять заявителям, по их просьбе, возможность знакомиться с материалами проверки в части, непосредственно затрагивающей их права и свободы.

    8. В случае удовлетворения судом требований участников уголовного судопроизводства и иных лиц в рамках предоставленных полномочий добиваться безусловного исполнения решения суда.

    Принимать предусмотренные законом меры к обжалованию судебных решений, не соответствующих требованиям закона.

    В случае удовлетворения судом жалобы на решение прокурора, принятое в соответствии со ст. 124 УПК РФ, вышестоящему прокурору при наличии достаточных оснований решать вопрос об ответственности виновных должностных лиц, допустивших нарушения в ходе проверки законности и обоснованности обжалуемых процессуальных действий (бездействия) и решений.

    9. Систематически, не реже одного раза в полугодие, анализировать состояние работы и практику рассмотрения жалоб участников уголовного судопроизводства и иных лиц на нарушение их прав. Использовать результаты анализа для совершенствования надзора за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве.

    10. Заместителю Генерального прокурора Российской Федерации — Главному военному прокурору своим приказом установить порядок рассмотрения поступающих непосредственно в органы военной прокуратуры жалоб на нарушения процессуальными действиями и решениями органов дознания, дознавателей воинских частей (военных учреждений), руководителей и следователей военных следственных органов и военных прокуроров прав и интересов участников уголовного судопроизводства, а также жалоб иных лиц, чьи права при этом нарушены.

    11. Признать утратившим силу приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2008 г. № 15 «О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора».

    12. Приказ опубликовать в журнале «Законность».

    13. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

    Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

    Приказ направить для сведения в Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральную службу безопасности Российской Федерации, Федеральную таможенную службу, Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральную службу судебных приставов, Федеральную службу исполнения наказаний и Следственный комитет Российской Федерации.

    Генеральный прокурор
    Российской Федерации

    действительный государственный
    советник юстиции

    Статья 124 УПК РФ. Порядок рассмотрения жалобы прокурором, руководителем следственного органа

    2.1. В случае удовлетворения жалобы, поданной в соответствии с частью второй статьи 123 настоящего Кодекса, в постановлении должны быть указаны процессуальные действия, осуществляемые для ускорения рассмотрения дела, и сроки их осуществления.

    Комментарии к ст. 124 УПК РФ

    1. Под прокурором в коммент. ст. подразумевается прокурор, надзирающий за исполнением законов данным лицом (органом), производящим дознание.

    2. В течение трех суток по жалобе должно быть принято решение только тогда, когда уже в самой жалобе содержатся достаточные данные, указывающие на необходимость принятия того или иного решения, то есть нет необходимости проводить ее проверку.

    3. Если для установления наличия либо отсутствия оснований для полного или частичного удовлетворения жалобы либо для отказа в ее удовлетворении следует проводить предварительную проверку жалобы, срок проверки жалобы может достигать десяти, но не более суток. Срок проверки жалобы продлению не подлежит.

    4. В случае отсутствия оснований удовлетворения жалобы выносится постановление об отказе в ее удовлетворении. Через некоторое время предварительным расследованием могут быть выявлены новые обстоятельства, в связи с установлением которых поступившая к руководителю следственного органа (прокурору) новая аналогичная жалоба будет удовлетворена.

    5. В постановлении о полном или частичном удовлетворении жалобы, так же как и об отказе в удовлетворении жалобы, должны быть изложены мотивы отказа, по которым жалоба признана неосновательной.

    Порядок и рассмотрение жалобы прокурором

    Муниципальный округ Останкинский

    129515, г.Москва, ул. Академика Королева, дом 10

    О подаче жалоб в порядке ст.124-125 УПК

    Согласно ст. 124 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации прокурору и начальнику следственного органа как должностным лицам, осуществляющим инициативный надзор (контроль) за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, обжалуются любые действия и решения этих органов, за исключением лишь тех, которые подлежат обжалованию в судебном порядке.

    Жалобы, о которых идет речь, могут быть поданы любым участником предварительного расследования, чьи права или законные интересы нарушены, на любые уголовно-процессуальные решения и действия любого органа дознания и предварительного следствия.

    Жалобы могут быть поданы: 1) по почте, телеграфу или с личной доставкой в канцелярию прокуратуры или следственного органа; 2) через лицо, производящее расследование. В данном случае жалоба может быть не обязательно письменной, но и устной. Устная жалоба заносится в протокол. Как письменная жалоба, так и протокол принятия устной жалобы, подписанный жалобщиком и лицом, производящим расследование, в течение двадцати четырех часов должны быть направлены прокурору или руководителю следственного органа со своими объяснениями.

    Десятисуточный срок рассмотрения прокурором жалобы по уголовному делу является предельным и не подлежит продлению ни при каких обстоятельствах.

    Содержание ст. 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации имеет конституционную основу. Согласно статье 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

    Судебный порядок рассмотрения жалоб распространяется на все действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя и прокурора, совершенные (допущенные, принятые) ими при досудебном производстве, т.е. в стадии возбуждения уголовного дела и предварительного расследования, если заявитель полагает, что этими действиями (бездействием) или решениями затруднен доступ к правосудию (например, путем отказа в возбуждении уголовного дела) либо они способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного процесса.

    Жалобу на процессуальные решения и действия (бездействие) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора вправе подать любой участник уголовного судопроизводства или иное лицо в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают его интересы, а также действующий в интересах заявителя защитник, законный. Представителем заявителя может быть лицо, не принимавшее участия в досудебном производстве, в связи с которым подана жалоба, но уполномоченное заявителем на подачу жалобы и (или) участие в ее рассмотрении судом. Правом на обжалование решений и действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование, обладают иные лица в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их права и законные интересы. Заявителем может быть как физическое лицо, так и представитель юридического лица.

    Ст. 124 УПК РФ. Порядок рассмотрения жалобы прокурором, руководителем следственного органа

    Ст. 124 УПК часто используется людьми, в той или иной степени затронутыми уголовным процессом. Необязательно быть фигурантом дела, чтобы иметь это право. Закон никого не ограничивает в нем. Предусмотрена процедура принятия мер по жалобам.

    Кто и на что имеет право

    Жалобы – действенный инструмент отстаивания прав участниками процесса и другими гражданами или организациями, чьи интересы затронуты действиями следователя, дознавателя.

    Норма ст. 124 УПК сформулирована самым широким образом. Жаловаться разрешается кому угодно, статус в деле не имеет значения. Все, кто не имеет статуса участника дела, обязаны обосновать, как именно решение или отсутствие действий причинило им вред.

    В жалобе должны излагаться факты, ссылки на закон, и нарушения должны иметь причинную связь с уголовными делом. Если этой связи нет, примут отрицательное решение даже по обоснованной жалобе. Ст. 124 УПК действует исключительно в рамках уголовного процесса.

    В этом плане удобнее всего жаловаться в прокуратуру, выявив нарушения, её сотрудники обязаны отреагировать. Материалы из отдела, ведающего надзором за следствием и оперативными подразделениями, передаются в отдел общего надзора. Некоторые сотрудники предпочитают сразу же выдавать отрицательный ответ. В отличие от полиции и СК или ФСБ, их компетенция выходит за рамки уголовного процесса.

    На кого жалуются

    Законом установлена следующая система органов предварительного расследования:

    • следователи и дознаватели полиции;
    • дознаватели ФССП;
    • следователи ФСБ;
    • следователи СК.
    • В первую очередь надзор за их деятельностью ведет начальник органа следствия или дознания. Нередко на проведение следственных действий, а также открытие уголовного дела или его закрытие необходимо согласие начальника. Затем оно пересылается на утверждение прокурору.

      Прокуратура также принимает жалобы на действия органов дознания и следствия.

      В 2014 году прокуратуре вернули надзор за СК, кроме этого, в самой службе действует контрольное управление. Теперь ст. 124 УПК РФ в полной мере распространяется и на СК. Ранее в связи с отсутствием контроля со стороны прокуроров отмечали чрезмерную независимость. Внутриведомственный контроль не считается достаточной мерой для защиты от злоупотреблений. Стоит обратиться к прокурорам. В некоторых случаях стоит идти к ним напрямую, начальники следователей и дознавателей склонны проявлять заинтересованность.

      Как передать заявление

      Бумаги передаются следователю или дознавателю, он сам обязан передать их адресату, однако надо проследить, чтобы документ был зафиксирован в книгах учета корреспонденции, иначе дальше кабинета он никуда не попадет. На копии подателя ставят входящий номер.

      Ст. 124 УПК РФ не регламентирует процесс фиксации, она опирается на нормативные документы МВД, прокуратуры, СК, ФСБ.

      Лучше всего передать жалобу напрямую лично прокурору или начальнику отдела. На первой копии должностное лицо ставит подпись, дату принятия. Бумаги принимаются в канцелярии органов власти, там тоже на копии ставят отметки о принятии и роспись работника.

      Особенности прокуратуры

      В прокуратуре действует тот же порядок. Вместе с этим там стоят ящики, в которых люди вправе оставить свои обращения. Они впоследствии регистрируются и расписываются на адресатов.

      Нередко жалоба оказывается в учреждении прокуратуры, на которую жалуются. Данный порядок считается законным, т. к. формально поручение оказывается у другого сотрудника или решение принято заместителем прокурора, теперь же все решит сам прокурор. Несмотря на нарекания, такая система продолжает существовать.

      Процесс рассмотрения

      Ст. 124 УПК предусматривает единый алгоритм действий по материалам, поступающим на рассмотрение, неважно, кто их получил — вышестоящий начальник или прокурор.

      Дается 3 дня на принятие решения. Срок этот отсчитывается со дня, когда обращение было получено соответствующим сотрудником на руки. Он вправе принять решение на основе материалов, предоставленных заявителем, а также истребовать дополнительные сведения. Они предоставляются по запросу. Передачей документов в данном случае занимается помощник следователя. Так же направляется и жалоба прокурору.

      Следователь или дознаватель чаще всего к заявлению приобщает объяснения своих действий. Так выявляется полная картина происходящего.

      Одни случаи просты, и достаточно написанного в заявлении, другие требуют детального изучения. Запросы, выполнение поручений занимают много времени, сотрудники загружены и не успевают уложиться в отведенное время.

      В прокуратуре из-за этого пользуются правом продления сроков по прокурорским проверкам, что в данном случае незаконно, но практикуется, например, при проверке законности отказа в возбуждении дела. Вместо 10 дней она длится месяцами.

      В целом же, порядок рассмотрения жалобы един, не имеет значения, кто по ней обязан принимать решение.

      Как дают ответ

      Результаты по жалобе могут быть следующими:

    • полностью отказано;
    • частично отказано;
    • дается полное согласие.
    • Ст. 124 УПК РФ с комментариями КС требует у должностных лиц оценивать доводы в своих ответах и мотивировать свое согласие или несогласие с ними. Обязательна конкретизация доводов, фактически запрещается давать формальные, шаблонные ответы.

      При согласии с жалобой проверяющий указывает: какие именно действия признаются незаконными и какие конкретные меры должны быть приняты следователем в дальнейшем.

      Лицо, ведущее расследование, может назначить проведение экспертизы, допроса, очной ставки.

      Жалоба может касаться отвода, и тогда материалы передаются другому должностному лицу.

      На практике производится частичное признание действий. Например, признают незаконным то или иное действие, но никаких последствий для виновного чиновника это не несет.

      Ответ отсылают по почте в бумажном виде.

      Если не получилось добиться результата

      Первым в цепи чиновников является начальник отдела, затем районный прокурор, если только делом не занимается следственное управление более высокого уровня.

      На незаконный ответ подается жалоба вышестоящему прокурору, затем следующему, так, пока бумаги не окажутся в Генеральной Прокуратуре. Иногда добиться результата получается там.

      Жалоба ст. 124 УПК РФ не ограничивается. Судебные процессы начинаются с районных судов, где дается возможность высказать все свои аргументы, так материал проходит новую ступень с самого низа до ВС РФ.

      Настойчивость позволяет гражданам добиться результата, не всегда и не сразу, но все же возможность существует.

      Проблема, к сожалению, и в системе реагирования на жалобы. Это отношение чиновников и самих людей, их нежелание обращаться за помощью к специалистам или самим изучать закон, практику его применения. Ведь даже маститый знаток закона, обладающий опытом, никогда не дает полной гарантии.

      Смотрите еще:

      • Закон 1630 Закон Омской области от 30 мая 2014 г. N 1630-ОЗ "О внесении изменений в статью 3.1 Закона Омской области "О государственном регулировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Омской области" Закон Омской области от 30 […]
      • Пенсии и льготы ветеранам боевых действий Пенсии и льготы ветеранам боевых действий Группа депутатов Госдумы во главе с Александром Шериным предложила со следующего года установить размер ежемесячной денежной выплаты ветеранам боевых действий, при условии замены набора социальных […]
      • Процессуальные сроки рассмотрения ходатайства § 2. Процессуальные сроки Под процессуальным сроком, имеющим правовое значение, понимается определенный период времени, на протяжении которого в уго­ловном процессе должны совершаться те или иные действия либо прини­маться те или иные […]
      • Повышение пенсий 1 апреля 2018 году ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 30 марта 2018 Пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в том числе социальные, с 1 […]
      • Обособленное подразделение иск Может ли обособленное подразделение юридического лица предъявить иск в арбитражный суд? По существу поставленных вопросов даны разъяснения в Информационном письме Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 мая 1998 […]
      • Кто прокурор сумской области Кто прокурор сумской области Авторизація на порталі 17.08.2018Затримано молодика, який металевим свердлом наносив удари поліцейським під час сесії Конотопської міської ради. Його дії кваліфіковано як замах на вбивство працівника […]
      • Понятие и основание возникновения права общей долевой собственности Статья 244. Понятие и основания возникновения общей собственности Комментарий к статье 244 1. Имущество может принадлежать на праве собственности одному, двум или нескольким субъектам. В тех случаях, когда имущество находится в […]
      • Шаблон приказа о назначении ответственных за пожарную безопасность Приказ о назначении лиц, ответственных за пожарную безопасность Не лишним будет напомнить, что лица, которых Вы назначаете ответственными должны пройти обучение (в объеме пожарно-технического минимума) и получить удостоверение. Срок […]