Полномочия общественного совета при мвд

Оглавление:

Указ об общественных советах при МВД

Президент подписал Указ «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах».

Полный текст Указа:

В соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального закона от 4 апреля 2005г. №32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» и частью 8 статьи 9 Федерального закона от 7 февраля 2011г. №3-ФЗ «О полиции» постановляю:

1. Установить, что Общественный совет при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и общественные советы при территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – общественный совет) образуются в целях обеспечения согласования общественно значимых интересов граждан Российской Федерации (далее – граждане), федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей (далее – общественные объединения и организации), и решения наиболее важных вопросов деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, в том числе полиции (далее – органы внутренних дел).

Смотрите также

2. Общественный совет является совещательным органом, решения которого носят рекомендательный характер.

3. Общественный совет формируется на основе добровольного участия в его деятельности граждан, членов общественных объединений и организаций.

4. Членами общественного совета не могут быть:

а) лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации либо имеющие гражданство (подданство) иностранного государства;

б) лица, не достигшие возраста 18 лет;

в) Президент Российской Федерации, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации, судьи, иные лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной гражданской службы, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должности муниципальной службы, а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления;

г) лица, признанные недееспособными на основании решения суда;

д) лица, имеющие или имевшие судимость;

е) лица, в отношении которых прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием;

ж) лица, являющиеся подозреваемыми или обвиняемыми по уголовному делу;

з) лица, неоднократно в течение года, предшествовавшего дню включения в состав общественного совета, подвергавшиеся в судебном порядке административному наказанию за совершённые умышленно административные правонарушения;

и) лица, членство которых в общественном совете ранее было прекращено в связи с нарушением Кодекса этики членов общественных советов.

5. Основными задачами общественного совета являются:

а) привлечение граждан, общественных объединений и организаций к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, профилактики правонарушений, обеспечения общественной безопасности, а также содействие реализации государственной политики в сфере противодействия преступности;

б) участие в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив граждан, общественных объединений и организаций по

наиболее актуальным вопросам деятельности органов внутренних дел;

в) участие в информировании граждан о деятельности органов внутренних дел, в том числе через средства массовой информации, и в публичном обсуждении вопросов, касающихся деятельности органов внутренних дел;

г) анализ мнения граждан о деятельности органов внутренних дел и доведение полученной в результате анализа обобщённой информации до руководителей соответствующих органов внутренних дел;

д) проведение общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности органов внутренних дел;

е) осуществление общественного контроля за деятельностью органов внутренних дел.

6. Общественный совет для выполнения возложенных на него задач имеет право:

а) запрашивать и получать в установленном порядке от органов внутренних дел информацию об их деятельности, если это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций;

б) заслушивать в порядке, установленном Министром внутренних дел Российской Федерации, информацию должностных лиц Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов о деятельности органов внутренних дел по пресечению преступлений, охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности и профилактике правонарушений;

в) вносить руководителям органов внутренних дел Российской Федерации предложения по совершенствованию деятельности органов внутренних дел;

г) создавать по вопросам, отнесённым к компетенции общественного совета, комиссии и рабочие группы, в состав которых могут входить по согласованию с соответствующими руководителями органов внутренних дел сотрудники органов внутренних дел, а также

государственные гражданские и муниципальные служащие, представители общественных объединений и организаций;

д) принимать в порядке, определяемом Министром внутренних дел Российской Федерации, участие в работе аттестационных комиссий органов внутренних дел и конкурсных комиссий по замещению вакантных должностей сотрудников органов внутренних дел;

е) оказывать содействие сотрудникам органов внутренних дел в защите их прав и законных интересов.

7. Члены общественного совета имеют право:

а) посещать без специального разрешения помещения, занимаемые органами внутренних дел, а также места принудительного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, задержанных лиц, лиц, подвергнутых административному аресту, в порядке, установленном Министром внутренних дел Российской Федерации;

г) участвовать в порядке, установленном Министром внутренних дел Российской Федерации, в работе совещаний, проводимых органами внутренних дел;

д) присутствовать в порядке, установленном Министром внутренних дел Российской Федерации, при проведении должностными лицами органов внутренних дел личного приёма граждан.

8. Члены общественного совета имеют удостоверение, образец которого утверждается Министром внутренних дел Российской Федерации.

9. Члены общественного совета обязаны соблюдать Кодекс этики члена общественного совета, который утверждается Общественным советом при Министерстве внутренних дел Российской Федерации.

10. Состав Общественного совета при Министерстве внутренних дел Российской Федерации формируется и утверждается Министром внутренних дел Российской Федерации с учётом результатов консультаций с Общественной палатой Российской Федерации, Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, общественными объединениями и организациями.

11. Положение об Общественном совете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации.

12. Срок полномочий членов общественного совета истекает через два года со дня первого заседания общественного совета.

13. Порядок образования общественных советов при территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации и формирования состава этих советов, а также порядок утверждения положений о них устанавливается Министром внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Общественным советом при Министерстве внутренних дел Российской Федерации.

14. Положения об общественных советах при территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации согласовываются:

а) на окружном уровне – с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах;

б) на межрегиональном и региональном уровнях – с Общественным советом при Министерстве внутренних дел Российской Федерации;

в) на районном уровне – с соответствующими общественными советами при территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне.

15. Заседания общественного совета являются открытыми для представителей средств массовой информации в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

16. Информация о повестке дня заседания общественного совета размещается в информационных системах общего пользования не позднее чем за 10 дней до дня заседания. В информационных системах общего пользования размещается также информация о решениях, принятых общественным советом, за исключением решений, содержащих конфиденциальную информацию.

17. Министру внутренних дел Российской Федерации до 1 июля 2011г. внести на утверждение Президента Российской Федерации положение об Общественном совете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации.

18. Министерству внутренних дел Российской Федерации совместно с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации до 1 сентября 2011г. образовать общественные советы при территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации и решить вопросы, связанные с обеспечением их деятельности.

19. Внести в Указ Президента Российской Федерации от 4 августа 2006г. №842 «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, №32, ст.3539) изменение, дополнив пункт 1 после слов «при федеральных министерствах» словами «(кроме Министерства внутренних дел Российской Федерации)».

20. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Общественный совет при МВД России получил новый состав

Во вторник в здании министерства МВД России собрался цвет творческой интеллигенции России. 39 человек в торжественной обстановке получили новые удостоверения членов Общественного совета при МВД России. Это было первое заседание в новом составе.

Глава ведомства Министр внутренних дел РФ Владимир Колокольцев поблагодарил собравшихся за их согласие работать в общественной организации, и выразил надежду, что деятельность новоизбранного общественного совета при министерстве поможет найти решения проблемных вопросов в правоохранительной сфере.

«Должен отметить, что в рамках совета вы наделены определенными полномочиями. Надеюсь, что их использование наряду с богатым профессиональным опытом и активной гражданской позицией будет способствовать поиску новых, наиболее оптимальных путей решения проблемных вопросов в правоохранительной сфере»,- отметил Колокольцев.

Новый состав общественного совета при МВД России возглавил известный адвокат Анатолий Кучерена , в его состав также вошли председатель «Комитета гражданских инициатив» Алексей Кудрин , председатель Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева , заместитель генерального директора » ВГТРК » Антон Златопольский.

В состав этой общественной организации впервые вошел кинорежиссер Артем Михалков и художественный руководитель Московского Губернского драматического театра Сергей Безруков .

В завершение встречи, участники встречи проголосовали за состав комиссий, которые будут наблюдать за деятельностью территориальных подразделений полиции, законотворчеством, СМИ, патриотическим воспитанием сотрудников.

Работают члены Общественного совета при МВД России с общественными организациями и по заявлениям граждан практически круглосуточно и бесплатно. Для тех, кто желает узнать о деятельности совета больше можно обратиться на страницу официального сайта организации ос.мвд.рф.

Читайте также

Вдова Бориса Ельцина назвала бредом заявление о том, что в дни ГКЧП ее муж хотел сбежать в американское посольство

Ранее об этом журналистам рассказал Александр Руцкой, бывший вице-президент России

Россияне поверили в заговор против страны

По мнению двух третей граждан, группа недругов намеренно переписывает нашу историю

Глава Хакасии попросил у Путина ледовый дворец

В России появится новая тренировочная база для русского хоккея

«Это — бред»: Бурбулис прокомментировал утверждения Руцкого — якобы Ельцин в дни путча ГКЧП «собирался сбежать в посольство США»

Об этом экс-госсекретарь России заявил нашему корреспонденту [аудио]

Страна за неделю с 13 по 19 августа

Мониторинг региональной повестки подготовлен Институтом актуальной экономики при участии ИД «Комсомольская правда»

Россия и Германия договорились дружить против Трампа?

Что обсуждали Путин и Меркель в резиденции под Берлином [видео]

Что пожелал Путин на свадьбе главы МИД Австрии

Президент России зачитал поздравление на немецком языке и сорвал бурю аплодисментов [видео]

Шевченко против Гозмана: Можно ли было сохранить СССР в августе 91-го

27 лет назад, на четыре дня — с 18 по 21 августа 1991 года — власть в СССР перешла ГКЧП — Государственному комитету по чрезвычайному положению [видео]

Путин и Меркель поговорили о газе, трубе и Трампе

Лидеры России и Германии наедине «сверили часы» под Берлином [видео]

Сергей Станкевич: После победы над путчем ГКЧП мы с трудом выползали из-под обломков «красного проекта». Не обошлось и без ошибок

Об этом известный политик, эксперт Фонда Анатолия Собчака рассказал в эфире Радио «Комсомольская правда»

Деревенский разговор: Путин и Меркель встретились в загородной резиденции под Берлином

Основные темы обсуждения: Сирия, Украина, «Северный поток-2» были оглашены заранее [видео]

Руслан Хасбулатов: ГКЧП в августе 1991-го добровольно уступил нам с Ельциным победу. Но мы удержать ее не смогли

В этом в годовщину путча экс-председатель Верховного Совета РСФСР признался в эфире Радио «Комсомольская правда»

Экспресс-визит Путина на австрийскую свадьбу: приехал, поздравил, станцевал

Президент России стал главным гостем на бракосочетании австрийского министра [видео]

Встреча Путина и Меркель в Берлине. Прямая онлайн-трансляция

Сразу после визита президента России на свадьбу главы МИД Австрии состоится встреча Путина и Меркель в Берлине [видеотрансляция с 19.00 мск]

Танец Путина и Карин Кнайсль на свадьбе: российский президент поздравил главу МИД Австрии

После танца Путина и Карин Кнайсль на свадьбе казачий хор спел для новобрачных «Многая лета»

Лукашенко сменил руководство правительства Белоруссии

Разгон министров закончился кадровыми перестановками

Путин внес на голосование кандидатуры глав Дагестана, Ингушетии и ЯНАО

В трех регионах руководителя изберут парламенты

После австрийской свадьбы Путина ждет ночь у Меркель

Президент России и канцлер Германии обсудят Украину, Сирию и Трампа [видео]

Ни Брежнев, ни Сталин не могли. А Путин может

Поездкой на австрийскую свадьбу президент России убивает сразу несколько зайцев [видео]

Орденом Дружбы народов наградил Лукашенко Рамзана Кадырова

Глава Чечни удостоился награды за личный вклад в укрепление отношений с Беларусью

«Вам виднее»: Владимир Путин ответил губернатору Владимирской области, которая похвасталась новой дорогой

Светлана Орлова заявила, что трасса М7 — лучше, чем дорога из Франкфурта в Страсбург

Владимир Путин: Самое главное, конечно, — увеличение доходов граждан

Президент поручил главе Псковской области заняться демографией и медициной

Путин приедет на свадьбу главы МИД Австрии

Она пригласила президента во время недавней поездки в Вену

Путина сфотографировали на гигараму

Президент рассказал участникам молодежного лагеря «Машук» историю про Николая I и шалунов

Mail.Ru Group просит амнистировать осужденных «за лайки»

Компания требует уточнить законодательство, чтобы людей не сажали за посты в соцсетях

Жириновский: Все народы бывшего СССР – земляки!

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский предложил открыть границы стран бывшего Советского Союза. Об этом он написал в своем блоге в Telegram

За рождение детей добавят денег и снизят ипотеку

Президент поручил разработать меры по повышению демографии на Дальнем Востоке

У Трампа «Зверь» толще, а у Путина «Аурус» длиннее: На чем ездят и летают президенты России и США

«Комсомольская правда» сравнила самолеты и лимузины лидеров двух стран

Возрастная категория сайта 18+

Булавин: общественный совет при МВД изменит мнение граждан о полиции

В начале октября был утвержден новый состав Общественного совета при МВД России. Уже прошло первое, организационное заседание, на котором были выбраны руководители совета и определены его задачи на ближайшую перспективу.

О том, какими вопросами будет заниматься Общественный совет при МВД России и как с его помощью полиция планирует обеспечить поддержку граждан, рассказал в интервью РИА Новости и газете «Московские новости» заместитель министра внутренних дел РФ генерал-лейтенант полиции Сергей Булавин.

— Сергей Петрович, в чем принципиальное отличие нового Общественного совета от предыдущего?

— Отличий несколько. Во-первых, перед обновленным Общественным советом стоят принципиально новые задачи, как и перед всей системой органов внутренних дел в целом. И главная — это обеспечить общественное доверие и поддержку граждан, сформировать эффективную партнерскую модель взаимоотношений между полицией и обществом. Мы все прекрасно понимаем, что сделать это будет нелегко, поэтому рассчитываем на активное содействие Общественного совета.

На сегодняшний день одним из основных принципов деятельности полиции является открытость и публичность. И мы уверены, что эффективно действующие общественные советы как при МВД России, так и при территориальных органах внутренних дел позволят сделать работу полицейских более понятной для граждан, помогут в деле искоренения коррупции и повышении уровня безопасности в стране.

Во-вторых, поменялись задачи совета. Среди основных — самое активное участие в обеспечении учета предложений и мнений граждан о деятельности полиции, согласование их интересов с органами государственной власти и решение наиболее важных вопросов по укреплению общественной безопасности и противодействию преступности.

За этими сухими фразами на самом деле кроется огромный пласт работы. Ведь уже давно понятно, что без помощи граждан выстроить эффективную систему охраны общественного порядка невозможно. И зарубежный опыт является прямым подтверждением этого тезиса.

В настоящее время в нашей стране действуют более 43 тысяч общественных объединений правоохранительной направленности общей численностью свыше 412 тысяч человек. Они оказывают значительную помощь полиции в задержании преступников и правонарушителей. Так, только за 9 месяцев текущего года при их участии были задержаны свыше 18 тысяч подозреваемых в совершении преступлений и около 277 тысяч правонарушителей.

В-третьих, еще одно важное направление, которое будет постоянно находиться в поле зрения членов Общественного совета, это — профилактика. В идеале органы внутренних дел должны работать именно на упреждение, ведь основная задача — предотвратить преступление, обеспечив в полной мере безопасность граждан и правопорядок в стране, а не разбираться с последствиями. Сейчас в России продолжается формирование государственной системы профилактики правонарушений, которая включает в себя комплекс мероприятий, в том числе предметную работу с подростками, экс-заключенными, лицами, входящими в так называемую «группу риска».

В-четвертых, определена законодательно еще одна важная функция Общественного совета — информирование граждан через СМИ о деятельности органов внутренних дел. Зачастую люди весьма приблизительно представляют себе работу полицейских, ориентируясь, в первую очередь, на сериалы. А в них, как Вы понимаете, без художественного вымысла не обходится. А ведь профессия сотрудника МВД — очень непростая и за каждым раскрытым преступлением стоит кропотливая работа целых коллективов, которые трудились день и ночь, подчас рискуя жизнью. Только в 2011 году при исполнении служебных обязанностей погибли 230 сотрудников. И именно об этом подробнее хотелось бы узнавать из СМИ.

Также, безусловно, с помощью членов Общественного совета мы будем информировать граждан об итогах нашей работы, предстоящих нововведениях, которые могут быть интересны с практической точки зрения.

Кроме того, Общественному совету предстоит заниматься анализом мнения граждан о деятельности органов внутренних дел, проводить общественную экспертизу проектов законов и осуществлять общественный контроль за работой сотрудников МВД.

Как Вы видите, задач очень много. И мы рассчитываем, что члены как Общественного совета при МВД России, так и общественных советов территориальных органов — а это авторитетные и уважаемые люди — станут посредниками в нашем, скажу прямо, непростом диалоге с гражданами. Сегодня для нас эта помощь очень важна, а мы со своей стороны открыты для конструктивного сотрудничества. Поэтому я уверен, что в новом формате работа Общественного совета будет еще более эффективной.

— При формировании нового состава проводилась ротация членов совета? По каким критериям утверждались их кандидатуры?

— В новый состав Общественного совета при МВД России вошли известные правозащитники, деятели науки, культуры и искусства, представители средств массовой информации и общественности.

Согласно регламенту, срок полномочий членов Общественного совета составляет два года, после чего его состав меняется. В зависимости от конкретных результатов деятельности, каждый из членов предыдущего Общественного совета может войти в его новый состав.

— Эксперты высказывали мнение, что Общественный совет при МВД России должен состоять преимущественно из правозащитников. Вы согласны с такой позицией?

— Не совсем. У Общественного совета при МВД России достаточно широкий спектр задач и, прежде всего, они направлены на совершенствование работы органов внутренних дел и активизацию взаимодействия МВД с институтами гражданского общества.

Несмотря на сокращение общего числа членов совета — сейчас в его состав входят всего 38 человек, а раньше было 60, в нем значительно расширено представительство правозащитных организаций и тех людей, кто не на словах, а на деле занимается защитой прав и свобод граждан. Членами Общественного совета при МВД России являются Людмила Алексеева — председатель Московской Хельсинкской группы, политолог Наталия Нарочницкая — член комиссии при президенте РФ по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России, Ильмира Маликова — генеральный директор межрегиональной правозащитной общественной организации «Сопротивление», а также известные своей принципиальной позицией адвокаты Генри Резник и Анатолий Кучерена, член Общественной палаты и президиума Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» Владислав Гриб.

Хочу обратить внимание и на другой объективный фактор. Открытость современной полиции подтверждается активным взаимодействием органов внутренних дел со СМИ, что позволяет гражданам видеть происходящие перемены в МВД России практически в режиме он-лайн. Именно поэтому в состав Общественного совета вошли представители ведущих масс-медиа, в том числе Владислав Фронин — главный редактор «Российской газеты», Кирилл Клейменов — заместитель генерального директора — директор Дирекции информационных программ «Первого канала», Сергей Брилев — заместитель директора ГТК «Телеканал «Россия». Членом Общественного совета является и заместитель директора Дирекции информационных программ ВГТРК Эдуард Петров — руководитель программы «Честный детектив». А Светлана Миронюк, главный редактор РАМИ «РИА Новости», стала заместителем председателя Общественного совета.

Мы полагаем, что в условиях проходящего реформирования ведомства вопросы образования и подготовки полицейских также являются ключевым элементом дальнейшего развития всей системы. Поэтому не случайно в состав Общественного совета вошли профессионалы в области образования: Виктор Садовничий и Николай Кропачев — ректоры Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов.

Подчеркну, что в основе формирования нового образа полицейских должны быть высокие духовные и нравственные качества. Безусловно, соответствовать новым требованиям нашим сотрудникам помогут известные деятели культуры и искусства, вошедшие в состав обновленного Общественного совета при МВД России — его председатель народный артист России Илья Резник, заслуженные артистки РФ Татьяна Овсиенко и Анастасия Мельникова, народный художник СССР, действительный член Российской академии художеств Александр Шилов, заслуженный художник РФ, скульптор Владимир Горевой.

— Какие вопросы рассматривались на первом заседании?

— Первое заседание совета было по сути организационным. На нем были избраны председатель, заместитель председателя и ответственный секретарь. Также были рассмотрены проекты регламента работы и кодекса этики членов Общественного совета при МВД России.

Убежден, что у нас есть все основания рассчитывать на существенную помощь совета и в ходе дальнейшей организации работы полиции, в частности в анализе правоприменительной практики. Ведь среди членов Общественного совета немало авторитетных экспертов.

И хотя Общественный совет при МВД России еще фактически находится в стадии формирования и проведения организационных процедур, в адрес его членов уже раздается критика. Я бы порекомендовал скептикам элементарно набраться терпения и подождать, когда совет начнет работать в полную силу, а уже после этого делать выводы.

— Сергей Петрович, в должности председателя Общественного совета при МВД России во второй раз утвержден известный поэт Илья Резник. Как вы считаете, почему выбор вновь пал на его кандидатуру?

— Избрание Ильи Резника — это решение членов Общественного совета, а не воля руководителей МВД. Согласно указу президента, регламентирующему деятельность совета, его председатель, заместители и секретарь избираются на организационном заседании путем открытого голосования. Отдав должное работоспособности, организаторскому таланту и общественной деятельности Ильи Резника, члены совета единогласно переизбрали его на пост председателя.

«Служить России!» — это не только название известной современной песни, написанной на слова поэта Ильи Резника. По большому счету, это его основополагающее жизненное кредо.

Илье Рахмиэлевичу Резнику, который уже не одно десятилетие активно занимается творческой и культурно-просветительской деятельностью, в 2000 году присвоено звание заслуженного деятеля искусств РФ, а в 2003 году — народного артиста России. Он отмечен и другими государственными наградами — орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени и орденом Почета.

Илья Резник входит в аттестационную комиссию администрации Президента РФ и центральную аттестационную комиссию МВД России. В их составе он принимал активное участие в проведении масштабной внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел, которая проходила летом 2011 года. Вместе с членами Общественного совета он неоднократно выезжал в Северо-Кавказский регион, где встречался с сотрудниками, которые доблестно выполняют служебный долг в непростой оперативной обстановке. Илья Рахмиэлевич неоднократно выступал инициатором и организатором различных благотворительных акций, в том числе для детей сотрудников полиции и семей погибших сотрудников МВД.

Поэтому мое мнение совпадает с мнением членов Общественного совета — выбор оправданный, и мы рассчитываем, что Илья Резник будет с той же энергией и целеустремленностью работать на этом посту. И, пользуясь случаем, хотел бы всем членам обновленного совета пожелать такой же работоспособности, энергии и ответственного отношения к порученному делу.

— Среди основных задач Общественного совета, как Вы уже упоминали, проведение общественной экспертизы федеральных законов и иных нормативных актов. Как будет работать эта норма на практике?

— Такой опыт у нас уже есть, я имею в виду эффективную работу членов Общественного совета при МВД России в составе оргкомитета по подготовке и обсуждению законопроекта «О полиции», а также участие в заседаниях организационного комитета и экспертного совета по подготовке других федеральных законов — «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации», «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». На очереди — проект федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка».

В регламенте Общественного совета при МВД России четко определено, что он вправе по собственной инициативе либо по инициативе Министра внутренних дел РФ проводить общественную экспертизу проектов нормативных правовых актов и иных документов, касающихся деятельности органов внутренних дел, в том числе разрабатываемых МВД России. Исключение составляют документы, содержащие государственную, служебную или иную тайну.

Планируется, что проведение такой экспертизы Общественный совет поручит действующей комиссии или временной экспертной рабочей группе, которая может быть создана для этой цели решением совета.

Заключения Общественного совета по результатам общественной экспертизы будут направляться Министру внутренних дел. Многие предложения членов Общественного совета вошли в законы «О полиции», «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации».

— Что подразумевается под понятием «осуществление общественного контроля за деятельностью органов внутренних дел»? Каковы будут реальные механизмы данного контроля?

— Это тоже важная задача, возложенная на обновленный совет. Поясню подробнее, о чем идет речь. Кстати, этой работой члены прежнего Общественного совета также активно занимались. В составе комиссий они выезжали в территориальные органы внутренних дел для проверки жалоб и обращений граждан, по собственной инициативе посещали дежурные части УВД-ОВД, изучали организацию работы этих подразделений, проверяли законность задержания тех или иных лиц, а также условия их содержания.

Кроме того, во всех субъектах РФ созданы и работают приемные общественных советов, в которых люди могут получить нужную консультацию. При этом формате работы рассматривались именно те обращения, которые не нашли должного решения в органах внутренних дел. Проще говоря, это как раз те случаи, когда человек настаивает, и порой небезосновательно, на дополнительном изучении и разрешении своего проблемного вопроса.

Очевидно, что такие формы работы не только повышают авторитет и контролирующую функцию самих советов, но и позволяют более качественно и эффективно осуществлять взаимодействие органов внутренних дел с общественностью.

— В задачи Общественного совета входит анализ мнения граждан о деятельности органов внутренних дел. Не совсем ясен смысл этой задачи.

— Да, такая функция у членов Общественного совета появилась. С принятием федерального закона «О полиции» изменились подходы к оценке результатов деятельности подразделений МВД России. Сокращается количество оценочных норм — так называемых «валовых» показателей. В качестве основного критерия определено мнение населения о работе полиции, полученное на основе проведения независимых соцопросов.

Сегодня мы с уверенностью можем констатировать, что реформа уже дает положительные результаты. Об этом свидетельствует не только ведомственная статистика, но и независимые исследования. Так, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 20 октября 2011 года обнародовал результаты масштабного исследования, в ходе которого в 83 регионах Российской Федерации были опрошены 41,5 тысячи россиян. Выяснилось, что уровень доверия населения к органам внутренних дел в обеспечении личной и имущественной безопасности вырос с 33 процентов в 2009 году до 52 процентов в текущем году. Около двух третей опрошенных, то есть 61 процент, положительно относятся к работе органов внутренних дел. Подавляющее большинство наших граждан, 88 процентов респондентов, в той или иной степени полагают, что следует помогать полиции. Более трети россиян уверены в защищенности своих личных и имущественных интересов, причем их доля по сравнению с 2009 годом выросла с 34 до 39 процентов.

— Допустим, есть конкретные результаты исследования. И что дальше?

— Общественный совет при МВД России собирает данные для объективного анализа мнения граждан о деятельности органов внутренних дел, используя собственные возможности и сотрудничая с независимыми социологическими организациями, общественными объединениями. После анализа этой информации совет направляет руководителю того или иного подразделения внутренних дел рекомендации, на что он должен обратить внимание при дальнейшей организации работы.

Например, пожаловались жители небольшого города на то, что из-за хулиганов боятся вечером гулять на улице, а мы со своей стороны обращаем на эту проблему внимание начальника ОВД, рекомендуем ему повысить меры безопасности на улицах в вечернее время.

Конечно, механизм этой работы еще будет совершенствоваться в практической плоскости.

— Сергей Петрович, определен уже план обязательных мероприятий, которые будет проводить Общественный совет?

— В декабре состоится очередное заседание Общественного совета, на котором будут утверждены конкретные мероприятия и направления работы в 2012 году.

План работы составляется с учетом предложений его членов и согласовывается с Министром внутренних дел РФ. В него включаются повестки дня пленарных заседаний совета, а также другие мероприятия.

Так что пока план в стадии формирования и подробнее о нем мы расскажем в конце года.

— По какому принципу будут работать комиссии Общественного совета?

— На первом заседании члены совета вышли с инициативой создать профильные комиссии, в частности, образовать комиссию по общественному контролю за деятельностью органов внутренних дел и организации общественной экспертизы нормативных правовых актов. Предлагаются и другие комиссии: по регламенту, организации деятельности Общественного совета при МВД России и по взаимодействию с общественными советами при территориальных органах внутренних дел, а также по информационной политике и взаимодействию со средствами массовой информации, общественными объединениями и организациями.

Поступило предложение и о создании комиссии по защите прав и законных интересов сотрудников органов внутренних дел, членов их семей и ветеранов МВД России. По мнению членов совета, должна быть и комиссия по духовно-нравственному, патриотическому и правовому воспитанию.

На следующем заседании Общественного совета планируется обсудить не только состав этих комиссий, но и принципы их работы. Предполагается, что совещания комиссий будут проходить гораздо чаще, чем заседания совета.

Подводя итог всему вышесказанному, хочу отметить, что, на мой взгляд, у нового Общественного совета при МВД России значительный потенциал. Уверен, он окажет значительную помощь в формировании положительного образа сотрудника полиции в глазах граждан и поможет выстроить взаимоотношения органов правопорядка и общества в новом формате на принципах взаимоуважения и доверия.

Полномочия общественного совета при мвд

Гришковец Алексей Алексеевич

доктор юридических наук

профессор, кафедра сектор административного и бюджетного права, Институт государства и права Российской академии наук

119991, Россия, г. Москва, ул. Знаменка, 10

Grishkovets Aleksei Alekseevich

Professor at the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, Department of Administrative and Budgetary Law

119991, Russia, Moscow, ul. Znamenka, 10

Предметом статьи являются правовые и организационные проблемы общественного контроля в системе МВД России, обращается внимание на формы и методы соответствующего вид контроля. На основании проведенного анализа формулируются предложения по совершенствованию контрольных механизмов в системе МВД России. В статье отмечается, что общественный совет не должен быть своеобразным, в общем, фактически элитарным «закрытым клубом» общественных деятелей, приближенных к министерству внутренних дел и его руководителю. Такой риск, исходя из практики прошлых лет, к сожалению, существует. Необходимо, чтобы каждый член общественного совета реально, причем активно и, что особенно важно, продуктивно работал исходя из той компетенции, которая определена законодательством для Общественного совета при МВД России. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы, а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). В статье делается вывод о том, что основной акцент в развитии общественных формирований в сфере охраны общественного порядка в настоящее время сделан на создание общественных советов при государственных органах и, что особенно важно, наполнение их деятельности реальным, а не формальным содержанием. В статье доказывается, что в настоящее время мало создать соответствующий общественный совет, необходимо чтобы он мог, разумеется, в рамках действующего законодательства влиять на принятие управленческих решений, в том числе, по кадровым вопросам.
Ключевые слова: полиция, контроль, общество, общественность, совет, МВД, сотрудник, законность, правопорядок, инструмент

Дата направления в редакцию:

The subject of the article covers the legal and organizational problems of public control in the system of the Ministry of Internal Affairs. The author draws attention to the forms and methods of this type of control. On the base of the analysis the author formulates the proposals about the improvement of control mechanisms in the Ministry of Internal Affairs of Russia. The article notes that public council should not become a kind of an elitist «closed club» of public figures close to the Ministry and its head. Judging by the practice of the previous years, such a risk exists. It is essential for every member of the public council to work actively and productively within the competence established for the Public Council.The methodology of the research is based on the modern achievements of epistemology. The study uses the theoretical and general philosophical methods (dialectics, the system method, analysis, synthesis, analogy, deduction, observation, modeling), the traditional legal methods and techniques used in empirical sociological studies (statistics, expert assessments, etc.). .The article concludes that the main emphasis in the development of social groups in the area of public order protection is now made on the creation of public councils under the public bodies and, most importantly, the filling of their activities with a real content. It is proved that it is not enough to create an appropriate public council, it is necessary for it to have an opportunity to unfluence the decision-making process, including personnel policy.

employee, Ministry of Internal Affairs, council, public, society, control, police, lawfulness, law and order, instrument

В результате реформирования системы МВД России и принятия Федерального закона от 7 февраля 2011 г. «О полиции» [4] были значительно упрочены правовые основы общественного контроля за деятельностью полиции. Не умоляя важности данного обстоятельства, хотелось бы отметить, что в настоящее время и руководство МВД России рассматривает взаимодействие ведомства со структурами гражданского общества в качестве одного из приоритетов. Выступая на заседании расширенной коллегии МВД России 8 февраля 2013 г. и подводя итоги работы ведомства в 2012 г., министр внутренних дел Российской Федерации В.А.Колокольцев специально подчеркнул, «в истекшем году мы продолжали уделять особое внимание вопросам открытости своей работы, развитию всестороннего сотрудничества с институтами гражданского общества. Убежден, что важнейшим принципом и необходимым условием эффективного выполнения задач в сфере внутренних дел является общественный контроль за деятельностью полиции со стороны общественных советов, созданных при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах. В качестве наблюдателей члены советов присутствуют на общественно-политических мероприятиях. Они оценивают, насколько соблюдаются права граждан и правомерны ли действия сотрудников полиции» [5] .

Действительно, основной акцент в развитии общественных формирований в сфере охраны общественного порядка в настоящее время сделан на создание общественных советов при государственных органах и, что особенно важно, наполнение их деятельности реальным, а не формальным содержанием. Очевидно, что мало создать соответствующий общественный совет, необходимо чтобы он мог, разумеется, в рамках действующего законодательства влиять на принятие управленческих решений, в том числе, по кадровым вопросам. На это обратил внимание в Послании Федеральному Собранию 2013 г. Президент Российской Федерации, где специально отметил, что как при федеральных, так и при региональных органах исполнительной власти необходимо создавать общественные советы. Конечно, во многих органах власти они уже есть, но не везде. И самое главное, специально подчеркнул глава государства, они не должны быть формальным придатком и декоративной структурой, а призваны выступать в роли экспертов, а порой и конструктивных оппонентов ведомств, быть активными участниками противодействия коррупции [6] . Такая организационная форма общественного контроля как общественные советы хорошо известна в нашей стране еще с советских времен, что неизменно отмечалось в специальной юридической литературе того периода [2, 78] . В свете установок президентского послания нельзя не признать, что и в тот период данная форма страдала тем же недостатком, что и в постсоветской России, а именно тем, что общественный контроль был формальным, а сами общественные советы формировались под жестким контролем партийных и советских органов. Возможные инициативы «снизу» хотя формально-юридически и не запрещались, но в реальности были практически исключены.

Новый мощный импульс созданию общественных советов при федеральных органах исполнительной власти дал Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. «Об общественной палате Российской Федерации» [7] . Правовую основу для образования общественных советов в системе органов внутренних дел составляют нормы ст. 20 данного Федерального закона и ч. 8 ст. 9 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. «О полиции». Поскольку согласно ст. 32 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» российский Президент осуществляет руководство деятельностью федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, то порядок образования общественного совета при МВД России согласно ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. «Об Общественной палате Российской Федерации» определяется главой государства. С этой целью изданы Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 2011 года № 668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах» [8] и Указ Президента Российской Федерации от 28 июля 2011 года № 1027 «Об утверждении Положения об Общественном совете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации» [9] .

Общественный совет при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и общественные советы при территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации образуются в целях обеспечения согласования общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, и решения наиболее важных вопросов деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, в том числе полиции.

Основными задачами общественного совета являются:

б) участие в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив граждан, общественных объединений и организаций по наиболее актуальным вопросам деятельности органов внутренних дел;

г) анализ мнения граждан о деятельности органов внутренних дел и доведение полученной в результате анализа обобщенной информации до руководителей соответствующих органов внутренних дел;

Таким образом, обеспечение общественного контроля за деятельностью органов внутренних дел выделено в качестве одной из основных, т.е., очевидно, приоритетных задач, решение которых как раз и призван обеспечить общественный совет.

Полномочия членов общественного совета закреплены в п. 7 Указа Президента Российской Федерации о 23 мая 2011 г. № 688. Они имеют право:

а) посещать без специального разрешения помещения, занимаемые органами внутренних дел, и также места принудительного содержания (например, изоляторы временного содержания) подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, задержанных лиц, лиц подвергнутых административному аресту, в порядке, предусмотренном Министром внутренних дел Российской Федерации;

б) знакомиться с обращениями граждан о нарушении их прав, свобод и законных интересов сотрудниками органов внутренних дел, а также с результатами рассмотрения таких обращений;

в) ходатайствовать перед соответствующими руководителями органов внутренних дел и контролирующих органов о проведении проверок соблюдения сотрудниками органов внутренних дел прав, свобод и законных интересов граждан, требований к служебному поведению, норм профессиональной этики, принимать участие в таких проверках и знакомиться с их результатами;

д) присутствовать в порядке, установленном Министром внутренних дел Российской Федерации, при проведении должностными лицами органов внутренних дел личного приема граждан.

Следует специально отметить, что общественный совет является лишь совещательным органом, решения которого носят рекомендательный характер. Вместе с тем, в той или иной степени учитывать позицию общественного совета или уж, по крайней мере, дать ее оценку при принятии соответствующего решения, думается, должно быть обязательным. В противном случае терялся бы смысл создания советов как структур, призванных обеспечить согласование применительно в деятельности органов внутренних дел, включая полицию, общественно значимых интересов с одной стороны и интересов государства – с другой стороны.

В основу формирования персонального состава общественного совета положен принцип добровольности участия в его деятельности граждан, членов общественных объединений и организаций. Согласно п. 6 Положения об Общественном совете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного президентским Указом от 28 июля 2011 года № 1027, в состав Общественного совета входят председатель, заместители председателя, секретарь и члены Общественного совета. Количественный состав Общественного совета определяется Министром внутренних дел Российской Федерации, а его персональный состав также формируется главой данного ведомства, но на основе предложений граждан, представителей общественных объединений и организаций. Как видно механизм формирования общественного совета представляется достаточно демократичным, отвечающим его сути как некоего посредника между гражданами и обществом в целом и государством. По состоянию на 1 июля 2014 года численность Общественного совета при Министерстве внутренних дел Российской Федерации определена в количестве 38 членов и его персональный состав утверждены Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. № 888 «Об утверждении состава Общественного совета при Министерстве внутренних дел Российской Федерации» [10] .

Одновременно была проделана значительная по объему работа по созданию общественных советов при территориальных органах МВД России на окружном, межрегиональном, региональном, районном уровне. Порядок их образования определен Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15 августа 2011 г. № 939 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации» от 23 мая 2011 г. № 668 [10] . Количественный состав общественного совета определяется руководителем территориального органа МВД России, и как правило, не должен превышать 30 человек. Члены общественного совета также имеют удостоверение, образец которого утвержден Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 октября 2011 г. № 1054 [11] . Выдача удостоверений осуществляется теми территориальными органами внутренних дел, при которых образованы соответствующие общественные советы. Первое заседание общественного совета должно быть проведено не позднее чем через 30 дней после утверждения персонального состава общественного совета. Срок полномочий членов общественного совета истекает через два года после его первого заседания. По состоянию на 1 июля 2014 г. в состав общественных советов, образованных при территориальных органах внутренних дел входило 14639 членов, в том числе: на окружном уровне – 166 человек, на межрегиональном уровне – 141 человек, на региональном — 1776 человек, на районном – 12556 человек [12] .

Организация обеспечения деятельности Общественного совета при МВД России и оказание организационно-методической помощи общественным советам при территориальных органах МВД России на окружном, межрегиональном, региональном уровне возложены на Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации Министерства внутренних дел Российской Федерации, которое является самостоятельным подразделением центрального аппарата МВД России. Оно действует на основании Положения, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 16 июня 2011 г. № 683 [13] . Управление возглавляет А.В.Пилипчук, генерал-майор внутренней службы. Последнее вызывает определенное недоумение. Учитывая компетенцию управления, правильнее было бы, чтобы его возглавлял не сотрудник полиции, а лицо, находящееся на гражданской службе. Правовых препятствий для этого нет. Федеральный закон 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (ч. 3. ст. 8) предусматривает, что в федеральном государственном органе могут учреждаться должности государственной службы различных видов.

Практика показывает, что членство в общественном совете достаточно престижно, т.к. оно позволяет устанавливать более тесные и, возможно даже не формальные личные контакты с руководством органов внутренних дел, включая полицию. И далеко не всегда мотивация в установлении таких контактов – это желание защищать общественные интересы, чем собственно и должны заниматься члены общественного совета. Данное обстоятельство нельзя не учитывать при формировании общественного совета. В его состав должны входить не только люди с формально безупречной репутацией, но, прежде всего те, кто своей предыдущей общественной деятельностью, активной, возможно даже где-то бескомпромиссной гражданской позицией доказал приверженность общественным интересам. В состав Общественного света в абсолютном большинстве вошли люди публичные, хорошо известные в стране и за рубежом общественные деятели, представители науки, образования и здравоохранения, средств массовой информации, религиозных конфессий. К примеру, председателем совета избран известный российский адвокат и общественный деятель А.Г.Кучерена, членами совета являются секретарь Общественной палаты Российской Федерации А.В.Бречалов, в недавнем прошлом президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», ректор Московского государственного юридического университета имени О.Е.Кутафина (МГЮА) В.В.Блажеев, председатель Комитета гражданских инициатив А.Л.Кудрин, известный экономист и государственный деятель, в недавнем прошлом заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — министр финансов Российской Федерации.

Не ставя под сомнение достоинства и авторитет действующего состава Общественного совета, все же хотелось бы отметить, что его члены люди очень занятые по основному месту своей профессиональной деятельности, перегруженные различной общественной работой. Достаточно привести один, по мнению автора, весьма показательный пример. Так, А.В.Кудрин помимо того, что он член Общественного совета при МВД России, также является деканом факультета свободных искусств и наук СПБГУ, Председателем правления Фонда Кудрина по поддержке гражданских инициатив, Председателем Попечительского совета Института Гайдара, Членом президиума Экономического совета при Президенте, Председателем Попечительского совета Северного арктического федерального университета, Председателем Попечительского совета Фонда целевого капитала Европейского университета в Санкт-Петербурге, Членом Совета директоров Фонда Гайдара, Членом попечительского совета Государственного Эрмитажа, Главой Международного экспертного совета Всемирного экономического форума по России, Сопредседателем Попечительского совета Мариинского театра, Членом наблюдательного совета Сберегательного банка России [14] . Как говорится и прочее, прочее, прочее… Не правда ли впечатляет!

Следует сказать, что в ходе обсуждения в Государственной Думе проекта федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», депутатом В.С.Золочевским (фракция ЛДПР) высказывалось предложение законодательно ограничить количество общественных структур, в которые может входить один человек [15] . Вряд ли с данным предложением можно согласиться, т.к. в случае его реализации будет без достаточных на то оснований ограничиваться право гражданина на участие в общественной деятельности. И потом, как в данном случае определить количественные характеристики? Тот же В.С.Золочевский полагает допустимым членство максимум в трех общественных структурах. Но это не более чем его субъективная оценка, не подкрепленная какими-либо убедительными аргументами. Думается, главным ограничителем в данном случае должна быть внутренняя позиция самого человека, который должен осознавать, что полноценная работа едва ли возможна при его членстве в многочисленных общественных структурах. В противном случае становится очевидным факт его формального присутствия, да именно присутствия, а не работы в составе общественного совета, а значит — есть угроза репутации, которая для общественного деятеля исключительно важна.

В общем, участие в Общественном совете – едва ли не для всех его членов, в общем, еще одна дополнительная общественная нагрузка. Поэтому, заниматься, что называется, рутинной работой, скажем систематически, по личной инициативе посещать без специального разрешения те же места принудительного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, задержанных лиц, лиц, подвергнутых административному аресту, они вряд ли будут. А ведь именно в местах принудительного содержания, как показывает практика, случаются грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина (прежде всего, унижение человеческого достоинства задержанных, неправомерное применение в отношении них мер физического воздействия и даже пыток). Думается, в состав общественного совета стоило бы в обязательном порядке включать хот бы 2-3 пусть и не слишком известных, но активных и заинтересованных членов правозащитных организаций, которые каждодневно и непосредственно контактируют как с гражданами и организациями, так и с правоохранительными органами, той же полицией. Именно такие, пусть, возможно, и неудобные члены Общественного совета позволили бы оживить его деятельность, сделать ее неформальной. К сожалению, именно этого добиться пока не удается. И здесь уместно вспомнить слова Министра внутренних дел Российской Федерации В.А.Колокольцева, который, выступая 4 декабря 2013 года на первом заседании Общественного совета в обновленном составе, отметил, что Министерству меньше всего нужен «декоративный» Общественный совет с полномочиями, прописанными лишь на бумаге [16] . Думается, еще предстоит проделать значительную по объему и продолжительную по времени работу, чтобы постепенно превратить общественные советы в действенный и реальный инструмент общественного контроля за деятельностью полиции и органов внутренних дел в целом. И в этом автор мог убедиться на личном примере, когда решил на практике познакомиться с деятельностью Общественного совета при МВД России. Как отмечалось выше, деятельность совета обеспечивает Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации Министерства внутренних дел Российской Федерации. Исходя из этого, автор направил 2 апреля 2014 г. обращение на имя Министра внутренних дел В.А.Колокольцева письмо (входящий номер № 3/16916 от 04.04.2014) с просьбой, в том числе, обеспечить его присутствие на заседании Общественного совета при МВД России. В ответе из министерства, датированным 15 апреля 2014 г. (исходящий номер 15.04.2014 № 5/Ж-Г-33), но по неизвестным причинам полученным по почте только 23 мая 2014 г. рекомендовалось направить соответствующее письменное обращение в адрес общественного совета при МВД России. Правда, адрес, по которому можно направить такое обращение, почему-то не сообщался. В приемной МВД России, расположенной по адресу: Москва, ул. Садовая-Сухаревская, дом 11, во время личного приема автору сообщили адрес (117342, г. Москва, а/я 35) и даже телефон (8-800-250-85-00) Общественного совета при МВД России.

В течение июня 2014 г. автор, по крайней мере, на протяжении шести дней выборочно в начале, середине и в конце месяца в рабочие дни и в рабочее время неоднократно пытался дозвониться по указанному телефону. Однако всякий рез в телефонной трубке звучал один и тот же ответ: «номер временно не доступен». Вряд ли такое положение можно признать нормальным, отвечающим идее общественных советов как действенных и доступных для граждан инструментов контроля.

Общественный совет не должен быть своеобразным, в общем, фактически элитарным «закрытым клубом» общественных деятелей, приближенных к министерству внутренних дел и его руководителю. Такой риск, исходя из практики прошлых лет, к сожалению, существует. Необходимо, чтобы каждый член общественного совета реально, причем активно и, что особенно важно, продуктивно работал исходя из той компетенции, которая определена законодательством для Общественного совета при МВД России. Этому, по мнению автора, способствовало бы ежемесячное размещение на официальном сайте совета персональных отчетов его членов о проделанной работе. На основе таких отчетов можно было бы периодически проводить селекцию членов Общественного совета, имея ввиду, выведение из его состава по результатам работы, скажем за квартал или полугодие, тех членов, которые реально не работали. Реализация данного предложения позволила бы и кандидатам в состав общественного совета более осмотрительно принимать решение о вхождении в общественный совет, где нужно будет реально работать. В противном случае может пострадать репутация, т.к. обществу, согражданам станет известно, что член общественного совета только числился, а не работал, и потому вполне закономерно был выведен из его состава.

Таким образом, персональные публичные отчеты членов общественных советов о проделанной в данном качестве работе будет стимулировать их реальную деятельность, и одновременно — выступать определенным сдерживающим фактором, ограничивающим членство одного человека во многих общественных структурах.

Нельзя сказать, что никакой информации пусть и не в форме отчета о работе членов Общественного совета при МВД России найти не удается. За период с декабря 2013 по июнь 2014 г. двое из них (М.В.Каннабих и Н.Б.Иванов) по одному разу каждый приняли участие в личном приеме граждан, который проводился в приемной министерства должностными лицами МВД России. Один член общественного совета та же М.В.Каннабих проверила работу полиции в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия. Данная информация размещена на официальном сайте совета. Чем в указанный период занимались другие члены общественного совета остается решительно неизвестно. Возможно, стоило бы предусмотреть обязательное и регулярное участие в приеме граждан для всех членов общественного совета, включая председателя, его заместителей и секретаря. График участия должен утверждаться на заседании Общественного совета при МВД России и размещаться на официальном сайте совета. Участие в личном приеме позволит лучше понять проблемы заявителей, быть ближе к нуждам людей, тем более, если речь идет об их взаимоотношениях с полицией. Как показывает практика, риск нарушений конституционных прав и свобод человека и гражданина здесь остается достаточно высок. Кроме того, целесообразно также на регулярной основе предусмотреть посещение членами общественного совета мест принудительного содержания, находящихся в ведении органов внутренних дел.

Руководство Общественного совета при МВД России включает Председателя (А.Г.Кучерена), двух его заместителей (В.В.Блажеев и С.М.Миронюк) и секретаря (А.Г.Забелин). Также сформированы семь комиссий по направлениям деятельности (Комиссия по регламенту, организации деятельности Общественного совета при МВД России по взаимодействию с общественными советами при территориальных органах МВД России; Комиссия по общественному контролю за деятельностью органов внутренних дел; Комиссия по организации общественной экспертизе проектов нормативных правовых актов; Комиссия по укреплению духовно-нравственных основ, совершенствованию работы по патриотическому и правовому воспитанию сотрудников органов внутренних дел; Комиссия по повышению информационной открытости МВД России, взаимодействию со средствами массовой информации и институтами гражданского общества; Комиссия по защите прав и законных интересов сотрудников органов внутренних дел, членов их семей и ветеранов МВД России; Комиссия по оказанию содействия привлечению квалифицированных кадров для службы в ОВД и информированию об особенностях службы). Председатель Общественного совета при МВД России, его заместители, секретарь совета, председатели комиссий образуют Президиум Общественного совета при МВД России, который в период между его заседаниями совета, по сути, осуществляет его полномочия.

Согласно п. 2 ст. 8 Регламента Общественного совета при МВД России проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. После обновления состава совета, которое произошло в ноябре 2013 года, по данным официального сайта совета по состоянию на 1 июля 2014 года состоялось два его заседания (4 декабря 2013 г. и 12 марта 2014 г.), а также одно заседания Президиума Совета (9 июня 06.2014 г.).

Членство в общественном совете предполагает безупречную репутацию и, что не менее важно, соблюдение определенных морально-этических норм, которые сформулированы в Кодексе этики членов общественных советов при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах (далее – Кодекс этики). Данный кодекс согласно ст. 34 Регламента Общественного совета при Министерстве внутренних дел Российской Федерации [17] принимается самим Общественным советом. По состоянию на 1 марта 2014 года действует Регламент в редакции от 19 сентября 2013 года.

Информированность общественных советов о деятельности полиции и органов внутренних дел в целом – необходимое условие для их эффективной деятельности, в том числе, деятельности контрольной. Получить необходимые сведения они могут путем заслушивания информации должностных лиц органов внутренних дел о деятельности органов внутренних дел по пресечению преступлений, охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности. Порядок заслушивания утвержден Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23 мая 2012 г. № 534 [10] .

Предложение о заслушивании информации должностных лиц органов внутренних дел, включая должностных лиц полиции, на заседании общественного совета вносится председателем, членами общественного совета при формировании плана работы общественного совета или при подготовке проведения внепланового заседания общественного совета.

Перед принятием решения о проведении заслушивания информации должностного лица органа внутренних дел председатель общественного совета согласовывает тематику сроки и кандидатуру должностного лица, представляющего информацию с руководителем органа внутренних дел в котором проходит службу должностное лицо, планируемое к выступлению на заседании общественного совета. С таким подходом следует в полной мере согласиться. Очевидно, что заслушиваемое должностное лицо должно быть компетентным, детально разбираться в тех вопросах, по существу которых оно информирует членов общественного совета. Именно поэтому должностное лицо должно иметь достаточно времени чтобы подготовиться к выступлению, при необходимости запросить нужную информацию из структурных подразделений органов внутренних дел, провести консультации с теми сотрудниками, которые непосредственно занимаются вопросами, которые будут освещаться в выступлении.

Решение общественного совета о дате проведения, отмене, переносе заслушивания, замене кандидатуры должностного лица органа внутренних дел, представляющего информацию, доводится в течении десяти дней после принятия соответствующего решения в письменном виде до сведения данного должностного лица и руководителя органа внутренних дел, в котором проходит службу должностное лицо.

Заслушивание информации должностного лица органа внутренних дел на заседании общественного совета проводится в форме выступления должностного лица органа внутренних дел в соответствии с повесткой для заседания общественного совета, утвержденной председателем общественного совета. Как видно какое-либо обсуждение заслушенной информации должностного лица с его непосредственным участием, возможность задать вопросы и получить на них аргументированные ответы, не предусмотрены. Думается, такое положение снижает ценность и практическую значимость заслушивания должностного лица органа внутренних дел.

По результатам заслушивания информации должностного лица органа внутренних дел общественный совет:

— выносит предложение руководителю органа внутренних дел по совершенствованию деятельности органа внутренних дел, информация о котором заслушана общественным советом;

— ходатайствует перед руководителем органа внутренних дел о проведении проверок сотрудниками органа внутренних дел прав и свобод граждан, законности, выполнения обязанностей, возложенных на них Федеральным законом от 7 февраля 2011 г.«О полиции», а также требований к служебному поведению и норм профессиональной этики.

Решение общественного совета направляется для рассмотрения руководителю органа внутренних дел, при котором этот общественный совет создан. Решение общественного совета рассматривается в течение месяца со дня его поступления в соответствующий орган внутренних дел. По результатам рассмотрения в общественный совет направляется информация. Таким образом, хотя решение общественного совета не является обязательным для соответствующего руководителя органа внутренних дел, тем не менее оно подлежит обязательному рассмотрению и на него в установленный срок должна быть дана информация, содержащая, очевидно, аргументированные ответ, в том числе о принятых мерах, например дисциплинарного характера, по существу вопросов, обозначенных в обращении общественного совета.

Представляется обоснованным расширить круг вопросов, которые могут быть заслушаны общественными советами, дополнив его также информацией о кадровой политике, проводимой в соответствующем органе внутренних дел. Как известно, именно от качества кадрового состава, его профессиональных, деловых, личностных качеств в решающей степени зависит эффективность деятельности полиции и органов внутренних дел в целом по пресечению преступлений, охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности и профилактике правонарушений. Крайне значимым являются контрольные полномочия членов общественных в сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданина тех лиц, которые находятся в местах принудительного содержания (лица, подвергнутые административному задержанию и административному аресту; лица, задержанные по подозрению в совершении преступлений, к которым применена мера пресечения в виде заключения под стражу; несовершеннолетние, находящиеся в центрах временного содержания для несовершеннолетних). Практика, в том числе резонансные сообщения в средствах массовой информации свидетельствуют, что имеют место далеко не единичные случаи нарушения прав человека в местах принудительного содержания, в том числе тех из них, что находятся в ведении органов внутренних дел. Достаточно вспомнить имевший большой общественный резонанс случай применения пыток в отношении задержанного, повлекших его смерть, в отделе полиции «Дальний» в г. Казани, Республика Татарстан в марте 2012 г. Закрытый судебный процесс по данному делу завершился в июне 2014 г. Десять бывших полицейских получили от двух лет колонии-поселения до пятнадцати лет колонии строгого режима. Наибольший срок суд назначил бывшему замначальника отдела уголовного розыска Алмазу Василову, на счету которого, по данным следствия, наибольшее число преступных эпизодов, в том числе зверские истязания казанца, скончавшегося от полученных в отделе полиции «Дальний» травм [18] . Поэтому обеспечение эффективного общественного контроля за обстановкой в местах принудительного содержания представляется крайне важным и актуальным.

Исходя из компетенции органов внутренних дел, в их ведении находится места принудительного содержания (специальные помещения дежурных частей для содержания лиц, задержанных полицией [19] ; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел [20] ; центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел [21] ). Так, согласно данным, приведенным в государственной программе Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» [22] , в органах внутренних дел Российской Федерации функционировало 4 тыс. дежурных частей и 1750 изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых с лимитом наполнения 35,4 тыс. мест.

Пункт 7 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 2011 года № 668 специально предусматривает право членов общественных советов при МВД России и его территориальных органах посещать места принудительного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, задержанных лиц, лиц подвергнутых административному аресту. Правила посещения определены Приказом МВД России от 2 августа 2012 г. № 754 [23] .

Посещать места принудительного содержания без специального разрешения вправе члены Общественного совет при МВД России и члены общественных советов при территориальных органах МВД России. При этом право последних ограничено. Они могут посещать только те места принудительного содержания, которые подведомственны соответствующим территориальным органам МВД России.

Посещение мест принудительного содержания осуществляется в соответствии с правилами их внутреннего распорядка. О планируемом посещении мест принудительного с указанием даты и намеченных мест посещения уведомляются:

председателем Общественного совета при МВД России (лицом его замещающим) – Министр внутренних дел Российской Федерации и начальник органа внутренних дел, места принудительного содержания, посещение которого планируется;

председателем общественного совета при территориальном органе МВД России (лицом его замещающим) – начальник территориального органа МВД России, при котором образован соответствующий совет, а также начальник подчиненного территориального органа МВД России, места принудительного содержания, посещение которого планируется.

Таким образом, хотя прямо об этом и не говорится, уведомлять о планируемом посещении член общественного совете должен заблаговременно, с чем, в общем, трудно согласиться. Приходится признать, что Правила посещения мест принудительного содержания не определяют в какой именно форме письменной или устной происходит соответствующее уведомление. Кроме того, представляется вряд ли правильным осуществлять посещение мест принудительного содержания фактически только по предварительному уведомлению. В этом случае, очевидно, отсутствует эффект внезапности, а потому у должностных лиц органов внутренних дел, полиции посещаемого места принудительного содержания появляется возможность основательно к нему подготовиться, скрыть возможные недостатки, провести работу с контингентом, содержащемся в месте принудительного содержания, направленную на то, чтобы не допустить жалоб и других обращений негативно характеризующих деятельность должностных лиц места принудительного содержания. Думается, требование обязательного уведомления в данном случае следовало бы отменить, предоставив членам общественных советов при МВД России и его территориальных органах право посещать места принудительного содержания органов внутренних дел без обязательного уведомления и в любое время суток, а не только в соответствии с правилами внутреннего распорядка места принудительного содержания, т.к. в последнем случае посещение, по сути, ограничивается только дневным временем. Напротив, именно в ночное время риск нарушения прав и свобод лиц, находящихся в местах принудительного содержания (например, незаконный ночной допрос, лишающий человека нормального сна), оказывается заметно выше.

Подтверждением полномочий члена общественного является удостоверение члена общественного совета установленного образца, которое он предъявляет вместе с документом удостоверяющим личность гражданина Российской федерации при посещении помещении мест принудительного содержания.

При посещении места принудительного содержания члены общественных советов подчиняются законным требованиям начальника места, направленным на соблюдение внутреннего распорядка места принудительного содержания. Не допускается вмешательство членов общественных советов в оперативно-розыскную деятельность, уголовно-процессуальную деятельность и производство по делам об административных правонарушения, а также нарушение правил внутреннего распорядка места принудительного содержания. В случае нарушения правил внутреннего распорядка места принудительного содержания, невыполнения законных требований сотрудников органов внутренних дел должностное лицо, сопровождающее членов общественных советов, предупреждает их о недопустимости совершения указанных действий. В случае повторного нарушения посещение прерывается по решению начальника места принудительного содержания. Как видно, член общественного совета, посещающий место принудительного содержания, должен строго придерживаться его внутреннего распорядка. Какие либо отступления о него недопустимы и должны решительно пресекаться соответствующими должностными лицами органов внутренних дел.

Кроме того, Правила посещения мест принудительного содержания не определяют какими правами наделен член общественного совета. Ограничивается ли его право только пассивным наблюдением за тем, что происходит в месте принудительного содержания, либо член общественного совета может реализовывать в ходе посещения и другие полномочия, как то: беседовать с лицами, находящимися в месте принудительного содержания, принимать от них письменные и устные заявления, в том числе жалобы на нарушение их прав, обращать внимание начальника места принудительного содержания на недостатки в работе, например, плохое санитарное состояние или недостаточное освещение в помещении места принудительного содержания. В пункте 7 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 2011 г. № 668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах», где определены права членов общественных советов, и Приказ МВД России от 2 августа 2012 года № 754, которым в соответствии с данным пунктом президентского указа утвержден Порядок посещения членами общественных советов мест принудительного содержания на данный вопрос, к сожалению, ответа не дают.

Безусловно признавая значимость общественных советов, созданных при МВД России и его территориальных органах для обеспечения общественного контроля за полицией, вместе с тем хотелось бы отметить, что порядок их формирования, и это фактически признал глава государства в Послании Федеральному Собранию 2013 г., далеко не безупречен, а сами общественные советы на практике пока, к сожалению, так и не стали реальным и действенным инструментом общественного контроля, в чем автор мог отчасти убедиться и на личном примере.

Поэтому определенный скепсис вызывают слова Министра внутренних дел Российской Федерации В.А.Колокольцева, который, выступая на расширенном заседании Коллегии МВД России с участием Президента Российской Федерации 21 марта 2014 г., отрапортовал Главе государства: «Целенаправленные меры предпринимались по усилению общественного контроля за деятельностью органов внутренних дел. Ведется конструктивный диалог с институтами гражданского общества. Обновлены составы общественных советов [24] . Персоналии, конечно, обновлены, но суть, по мнению автора, к сожалению, остается прежней. Общественные советы пока многом продолжают быть «потемкинскими деревнями», декорацией, призванной продемонстрировать как внутри страны, так и, возможно даже в большей степени, зарубежной аудитории смягчение доставшейся в наследство демократической России советской репрессивной правоохранительной системы, основу основ которой составляет полиция и органы внутренних дел в целом. Тем не менее, ее трансформация возможна. В значительной степени она зависит от гражданской активности людей, которые должны преодолеть глубоко укоренившийся в сознании со времен советского тоталитарного государства и вакханалии как криминального, так и милицейского насилия 90-х годов прошлого века страх перед правоохранительной системой, той же полицией, боязнь вступить в, казалось бы, неравную борьбу с этим своеобразным библейским великаном Голиафом за безусловное соблюдение принципа законности. И эта гражданская активность нарастает.

Данное обстоятельство подтверждает и секретарь Общественной палаты Российской Федерации, член Общественного совета при МВД России А.В.Бречалов, который отметил, что активность граждан по проекту «За честные закупки» беспрецедентна [1] . Правда, следует оговориться, в данном случае речь идет об интернет-активности, но в любом случае это свидетельствует о гражданской активности людей, а значит – о развитии и укреплении в России структур гражданского общества, которые оказывают реальное влияние на происходящие в стране социальные процессы. Вместе с тем, говорить об установлении взаимно ответственных партнерских отношений между государством и гражданским обществом пока явно преждевременно. И ситуация с общественными советами в системе МВД России служит тому достаточно убедительным подтверждением.

Смотрите еще:

  • Повелитель зоны на сталкер закон дегтярева Изменения, вносимые модом: 1) Добавлено головокружение возле аномалий 2) Добавлены новые группировки 3) Добавлен в спавн друзей монстров 4) Добавлены все экзoскелеты и уникальное оружие 5) Изменён инвентарь и HUD полностью 6) Изменены […]
  • Приказ об обязательном ассортименте аптек "Экономический вестник фармации. Приложение: Законодательство, учет, налоги, менеджмент", 2005, N 8 Вопрос: Прокомментируйте Приказ N 312 о минимальном ассортименте лекарственных средств, почему не отменен Приказ N 161 об обязательном […]
  • Учебное пособие подготовительные курсы мархи Художественно-графические средства визуализации и моделирования - Литература Раздел. Основы законодательства Российской Федерации в области образования. 1. "КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (принята референдумом 12.12.93) (ред. от […]
  • Правило деления числа на 6 Признак делимости на 3, примеры, доказательство. Серию статей о признаках делимости продолжает признак делимости на 3. В этой статье сначала дана формулировка признака делимости на 3 , и приведены примеры применения этого признака при […]
  • Гражданство россии в кыргызстане Получение гражданства РФ в Кыргызстане. т.е. по. Не нашел в теме о получении гражданства РФ. В списке документов, которые надо предоставить в посольство РФ первой строкой идет бланк-заявление об отказе от кыргызского гражданства. Сегодня […]
  • Проводы на пенсию от пионеров Autouristi.ru Сценка проводы на пенсию женщине прикольные Home Блог Сценка проводы на пенсию женщине прикольные Сценарии юбилея А теперь откроем нашу копилку с новинок самых популярных сценариев, проводимых в кафе, и это: В качестве […]
  • Разгадай правило по которому звуки объединены в группы продолжи запись Дидактический материал Дидактический материал ННОУ «Троицкая Православная школа» Дидактический материал (карточки) по математике Учитель начальных классов г. Троицка Харламова Оксана Викторовна 5 + 1 6 + 1 7 + 1 6 – 1 5 – 1 4 – […]
  • Презентация правила поведения в общественных местах для дошкольников Образовательный портал Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования Главная Публикации в журнале Коррекционная педагогика Презентация […]