Отдельное предприятия и граждане стремятся уклонится от уплаты налогов

Развитие законодательства об уклонении от уплаты налогов с предприятий торгового комплекса

Как представляется автору, торгово-предпринимательская сфера была и остается объектом повышенного внимания криминальных формирований. Объясняется это тем, что данная сфера позволяет с минимальными материальными затратами и в весьма сжатые сроки получать значительные доходы. И зачастую размеры этих доходов ничем не ограничиваются. Исключение составляют обязательные отчисления в местный и федеральный бюджеты, предусмотренные налоговым законодательством.

В определенных случаях недобросовестные предприниматели, не желающие находиться в равных условиях с другими хозяйствующими субъектами, идут на прямые нарушения предписаний налогового законодательства. В данной ситуации преследуется лишь одна цель — неправомерно увеличить размеры собственной прибыли путем уклонения от обязательных налоговых отчислений.

Как показывает судебно-следственная практика последних лет, уже стало обыденным делом, когда значительное число владельцев и управляющих торговых организаций при осуществлении своей коммерческой деятельности допускают далеко не только нарушения хозяйственно-финансовой дисциплины, но и совершают чисто уголовно-наказуемые деяния. В их число входит и уклонение от обязательных налоговых выплат.

Как следствие указанных и иных негативных факторов — наша страна (и без того с неустоявшейся еще экономикой) не досчитывает в своем бюджете крупные суммы денег. К сожалению, это в полной мере относится и к сфере торговли.

По экспертным оценкам, прямые потери Федерального бюджета от неуплаты налогов с торговых предприятий ежегодно составляет до 15 %. Отмеченное, видимо, является результатом пробелов и недочетов уголовного законодательства, неразработанности арсенала предупредительных средств и, наконец, непродуманной налоговой политики государства, проводимой в торгово-предпринимательском секторе.

Данный тезис обусловлен многими изменениями в экономической сфере отношений. К их числу следует отнести: изменения условий хозяйствования; увеличение числа субъектов, осуществляющих торговую деятельность; демаркационные изменения территории страны; существенную либерализацию внешнеэкономической и торговой деятельности и связанное с ней широкое привлечение зарубежных товаров на внутренний рынок России.

Однако указанные и иные изменения обнажили еще одну проблему, заключающуюся в том, что Россия, по существу, утратила многие свои традиции прошлого. К их числу следует отнести осознание предпринимателями своей обязанности отчислять налоги в бюджет государства.

Вот почему существующее правовое поле либо еще имеет белые пятна либо не выработана необходимая практика правоприменения. Что касается правоприменительной практики, то из-за своего характерного свойства некой инертности она, к сожалению, требует еще больших затрат, чем законотворческая и, очевидно не только временных. К ним, на наш взгляд, следует отнести также ту цену, которая складывается из себестоимости проб и ошибок, выраженную в моральных и материальных издержках общества при взимании налогов с предприятий торгового комплекса. Однако несомненно и другое: объем таких издержек можно значительно снизить, если чаще обращаться к опыту прошлого, предвосхищая проявление нынешних негативных явлений.

Одним из действенных методов познания в общественных науках, как известно, является так называемый исторический метод, основанный на сравнении ретроспективных особенностей изучаемого явления с современными данными. Такой метод, как правило, позволяет устанавливать сходства и различия характерных признаков этого явления и тем самым продвинуться в познании предмета исследования.

Несомненная значимость для общественных наук указанного метода обуславливается также и тем, что проведение экспериментов по внедрению тех или иных новшеств далеко не всегда возможно. Опять-таки, из истории нашей страны можно сделать вывод, к каким непредсказуемым последствиям могут привести революционные нововведения. Непродуманность же в вопросах широкого использования репрессивных по своей сути уголовно-правовых мер, в том числе направленных на борьбу с уклонением от уплаты налогов с предприятий торгового комплекса, может привести к дестабилизации данного сегмента социальных отношений. Вне всякого сомнения, при разработке указанных норм необходимо: во-первых, соблюсти условие взвешенности предлагаемых законодателем норм, что достигается с помощью криминологической экспертизы; а во-вторых, обязательно использовать исторический опыт.

В связи с указанным, очевидно, значительный интерес представляет вопрос о том, как эволюционировала фискальная система у нас в стране. Важность такого исследования несомненна, так как позволяет использовать богатство отечественной истории для более глубоко понимания генезиса и особенностей современной налоговой системы, в том числе и касающейся сферы торговых отношений.

Следует подчеркнуть, что дореволюционный период имеет несомненное сходство с современностью, однако анализ криминальной ситуации и одновременный правовой анализ законодательного сопровождения торгово-предпринимательской деятельности того времени указывает на определенную специфику законодательного реагирования. Источником для отмеченного анализа явился целый ряд работ исследователей-современников (Ананьич Б.В., Гернет М.И., Таганцев Н.С. и др.).

Соответствующее изучение законодательства России, связанного с обеспечением налоговых отчислений с предприятий торговли показало, что многие черты современного состояния преступности анализируемой сферы не являются совершенно новыми. Рыночный характер экономики, при равенстве всех форм собственности в стране конца XIX — начала XX веков, обусловил не только схожие условия хозяйствования, но и типичные виды налоговых преступлений.

Основываясь на специфике налогообложения, складывающегося в рассматриваемой сфере деятельности, следует обратить внимание на то, что данный сегмент социальных отношений всегда имел и имеет весьма высокий уровень мимикрии или, иными словами, возможность приспособления к той или иной фискальной системе.

Такая особенность является следствием того, что ни одно из направлений человеческой деятельности не аккумулирует в себе такое разнообразие социальных, производственных, психологических, экономических, идеологических, национальных и иных факторов, как это свойственно для торгово-предпринимательской деятельности. Ни какая иная сфера столь точно и быстро не повторяет контуры, с одной стороны, потребностей граждан, с другой — имеющихся пробелов в механизме уклонения от обязательных налоговых выплат в бюджет государства. Кроме отмеченного, торговые отношения как в зеркале отражают в себе не только все без исключения макро и микро социально-экономические процессы, происходящие в стране и мире, но также и все изменения, которые происходят в правовом налоговом поле, регулируемом административными либо уголовно-правовыми средствами.

Необходимо отметить, что первые упоминания о существовании податной системы в России существовали с незапамятных времен, но уже с конца XIV века встречаются сведения о таких должностях, как казначеи, дьяки и подьячие. В отмеченный период времени лица, состоящие на указанных должностях, заведовали сборами оброков и вели соответствующие записи в специальных учетных книгах. Однако системное становление фискальных отношений в дореволюционной России началось, по сути, лишь со второй половины девятнадцатого столетия, когда быстрый рост государственных потребностей и переход страны от прежнего натурально-крепостного уклада к денежному хозяйству вызвал неизбежность широкого развития налогов и податей как средств пополнения государственной казны.

В указанный период уровень налогообложения в России считался одним из самых высоких и постоянно растущим. По признанию современника А.А. Никитского, в то время Россия была страной «ужасающего обложения». Основные суммы государственных доходов поступали в виде акцизов на продукты потребления и таможенных пошлин на ввозные товары. Со временем доля косвенных налогов возросла еще больше, при этом главное место среди источников пополнения бюджета занимали доходы от обложения торговли.

В связи с отмеченным, впервые, согласно ст. 665 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1885 года, Уставом об акцизных сборах 1883 года была предусмотрена ответственность, в том числе и уголовная, за уклонение от налоговых выплат с торговых сделок. Нарушители подвергались денежному взысканию в размере от 10 до 200 рублей, аресту на срок от 7 дней до 3 месяцев либо тюремному заключению: в первый раз — до 4 месяцев, во второй — до 8 месяцев, а в третий — до 1,5 лет.

Быстрое ускорение торгового оборота в стране требовало изменений, касающихся системы налогообложения. Например, в 1898 году введено новое Положение о Государственном промысловом налоге.

Объектом промыслового налога являлась прибыль промышленных, страховых и, наконец, торговых компаний. После его уплаты физическим и юридическим лицам, осуществлявшим предпринимательскую деятельность, выдавались промысловые свидетельства (патенты). Для лиц, осуществляющим торговую деятельность, предусматривалась классификация по шести торговым разрядам. В зависимости от того, к какому из разрядов отнесен субъект торговли, зависел размер взыскиваемого основного промыслового налога.

С принятием Положения о промысловом налоге в Уложение о наказаниях уголовных и исправительных (1845 год) были внесены изменения, устанавливающие уголовную ответственность за уклонение от уплаты данного налога. Например, ст. 1174-7 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных гласила: за «помещение в заявлениях, подаваемых в раскладочные по промысловому налогу присутствия, клонящихся к уменьшению сего налога либо освобождению от него, заведомо ложных сведений об оборотах и прибылях торговых предприятий, виновные в том подвергаются денежному взысканию не свыше 300 рублей или аресту не свыше трех месяцев».

Здесь же нельзя не упомянуть, что в ряду уголовно-наказуемых деяний было нарушение порядка ведения торговых книг (аналог современных бухгалтерских книг). Когда имели место намерения уклониться от налоговых выплат, то такого рода нарушения были скорее правилом, чем исключением. В связи с указанным, ст. 1173 Уложения о наказаниях вполне логично предусматривала ответственность за неисполнение обязанностей по ведению торговых книг. Оправданно было и то, что в числе наказаний на первое место ставились материальные санкции. В частности, при однократном нарушении учетных записей виновный должен был уплатить штраф в размере половины пошлины, уплачиваемой в соответствии с его торговым званием; во второй раз — в размере всей суммы пошлины; в третий — в двойном размере пошлины; а в четвертый — предусматривалось лишение навсегда права на производство торговли. В случае неспособности выплатить указанные штрафы такое лицо, при отсутствии доказательств его злого умысла, признавалось несостоятельным.

Ст. 1174 предусматривала ответственность за: ведение торговых книг с поправками, подчистками, помарками или приписками между строк и статей, без оговорок или без соблюдения установленных на то правил; ведение книг не по установленной форме; необеспечение сохранности торговых книг в целости за предшествующие годы, если не откроется наличие злого умысла, — наказывалось денежным штрафом в размере до пятидесяти рублей.

Такому же взысканию подвергались и торговцы, которые в случае кражи у них торговых книг или истребления их пожаром, наводнением или иным способом не заявили об этом в установленном порядке. Субъектами преступления являлись члены правлений, ответственные агенты иностранных обществ, бухгалтеры и, вообще, лица, подписавшие и скрывшие неверные отчет, баланс или дополнительные к ним сведения или разъяснения.

Видимо, широкая распространенность подобного рода нарушений в торгово-предпринимательской сфере закономерно сохранила упомянутые нормы почти без изменений и в более позднем своде законов (Уголовное уложение 1903 года, глава XVI «О нарушении постановлений о надзоре за торговлей (ст.ст. 327 и 328)».

Значительный спад во всей экономической системе России наступил после Октября 1917 года. Основным источником доходов центральных органов советской власти стала эмиссия денег, а местные органы существовали за счет различного рода экспроприации и конфискаций. Соответственно, вся налоговая система, существовавшая ранее, была разрушена, а вместо классической формулы «товар — деньги — товар» получили широкое распространение бартерные сделки.

Несмотря на отмеченное, в России на тот период времени продолжала сохраняться ответственность за уклонение от уплаты налогов. Например, Декрет Совета народных комиссаров «О взимании прямых налогов» предусматривал, что лица, не внесшие государственный подоходный налог и единовременный налог по окладам, установленным еще постановлениями Временного правительства, подлежали (кроме мер, указанных в дореволюционном законе) еще и денежным взысканиям, вплоть до конфискации всего имущества, а лица, умышленно задерживающие уплату налога, — тюремному заключению сроком до пяти лет.

С поворотом к новой экономической политике (НЭПу), провозглашенной в марте-мае 1921 года, начался процесс поэтапного восстановления финансовой системы государства. Однако вследствие общей неразберихи в стране наблюдался явный непрофессионализм сотрудников органов налогового контроля и полное отсутствие сведений о платежеспособности различных категорий налогоплательщиков. Такая ситуация заставила советское правительство прибегнуть к крайне упрощенному, но гарантирующему достаточные поступления гражданскому налогу, к уплате которого привлекалось все трудоспособное население, поделенное на разряды. Ведущее место в соответствующей классификации налогоплательщиков занимали субъекты торгово-предпринимательской деятельности, так как главной сферой частного предпринимательства в 20-е годы являлась торговля.

Интерес частного капитала именно к торговле был обусловлен рядом причин. Во-первых, торговля до революции находилась на достаточно высоком уровне развития. Во-вторых, торговая инфраструктура — помещения, склады, транспортные коммуникации гораздо меньше пострадали во время гражданской войны по сравнению с промышленными предприятиями. В-третьих, организация торгового дела не требовала больших капиталовложений. В-четвертых, конкуренция со стороны государственных и кооперативных предприятий в этой сфере была невелика. Наконец, развитие частного предпринимательства именно в торговле в немалой степени было обусловлено тем, что большинство нэпманов до революции работало в торговых фирмах и имело соответствующий опыт.

В первые три года НЭПа развитие частной торговли происходило особенно успешно. В это время законодательная база частнопредпринимательской деятельности находилась еще в стадии разработки, и государственные органы не имели возможности эффективно воздействовать на предпринимателей. По сути, граждане получили определенную свободу действий, которой нэпманы не преминули воспользоваться. В результате нэпманам удалось быстро заполнить пустующие ниши на рынке.

В условиях, когда налоги стали обеспечивать значительную часть доходов, бюджетные интересы государства стали требовать жесткой налоговой дисциплины. Одновременно с реформой налоговой системы началось строительство нового налогового аппарата.

Тем не менее, недоимки, возникающие в результате неисполнения налогоплательщиками своих обязанностей по уплате налогов, были достаточно распространенным явлением. В первую очередь это касалось сферы торговли, так как соответствующие предприятия были не только наиболее доходными, но и по-настоящему мобильными, меняя при необходимости свою дислокацию. Поэтому уклонение от обязательных выплат среди такого рода налогоплательщиков стало явлением вполне обыденным.

Стремление государства искоренить налоговые преступления привело к резкому усилению мер уголовных репрессий. Однако несовершенство соответствующих уголовно-правовых дефиниций и постоянные изменения налогового законодательства делали многие усилия органов налогового контроля не эффективными.

В Уголовном кодексе РСФСР, введенном в действие Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета с 1 июня 1922 года (далее — УК 1922 г.), в разделе «Преступления против порядка управления» был предусмотрен целый ряд статей, устанавливающих ответственность за преступления против порядка налогообложения. Это ст. 78 (Массовый отказ от внесения налогов, денежных или натуральных, или от выполнения повинностей), ст. 79 (Неплатеж отдельными гражданами в срок или отказ от платежа налогов, денежных или натуральных, от выполнения повинностей или производства работ, имеющих общегосударственное значение), ст. 80 (Организованное по взаимному соглашению сокрытие или неверное показание о количествах подлежащих обложению или учету предметов и продуктов), ст. 139а (Изготовление, продажа, скупка и хранение с целью сбыта, а равно пользование продуктами и изделиями, обложенными акцизным сбором, с нарушением установленных акцизных правил).

Репрессивная по своей сути деятельность органов власти привела к тому, что в 1924 году резко снизилось как число частных торговых предприятий, так и их оборотов. Сокращение частной торговой сети явилось следствием первой «атаки» на частный капитал, состоявшейся в ходе НЭПа. Соответствующее свертывание частной торговли приводило к свертыванию торговой сети вообще, так как взамен закрывшимся частным фирмам новых государственных и кооперативных торговых предприятий не возникало.

Такая ситуация в стране была связана с непродуманной и жесткой позицией местных властей, слишком усердно исполнявших решения центральных органов власти.

Среди частных торговых фирм преобладали мелкие предприятия 1-го и 2-го разрядов: лотки и палатки, площадью не более 5 квадратных метров.

Они составляли 80% всех частных торговых заведений в стране. 17-19% торговых предприятий представляли собой средние по величине фирмы, обслуживаемые не более как одним наемным приказчиком (не считая владельца) и имеющие не более одного складского помещения. И лишь 2-3 % предприятий были, относительно крупными. На них работало несколько наемных рабочих.

Существовали и более крупные торговые фирмы. Но они не афишировали свою деятельность. Об их работе мы можем узнать из секретных отчетов ОГПУ. Например, в Омске под видом трудовой артели «Исполнитель» скрывалось частное предприятие, хозяином которого являлся некто Борзов. Остальные 50 членов «артели» фактически были служащими Борзова.

В 1925 году в связи с изменением государственной экономической политики произошел рост числа частных торговых предприятий. Однако их количество так и не достигло прежней величины.

1926 год ознаменовался новым наступлением на торговый капитал. Как следствие отмеченному — начинается медленное, но неуклонное сокращение частной торговой сети, закончившееся ее полным исчезновением к концу 30-х годов. Обороты частной торговли так же постепенно снижались. Особенно резкое падение оборотов произошло в 1927 году. Это было связано с введением разорительного для нэпманов налога на сверхприбыль.

Вторая «атака» на частный капитал была подготовлена гораздо лучше и отличалась постепенностью. Поэтому закрытие частных торговых заведений не повлекло за собой катастрофического сокращения всей торговой сети, как это произошло в 1924 году. Тем не менее, лишь 31% ликвидировавшихся частных розничных предприятий замещался вновь открывающимися предприятиями государственной торговли и кооперации.

По мере сокращения частной торговой сети быстрыми темпами развивалась нелегальная торговля. О масштабах ее позволяют судить газеты того времени, на которые ссылается исследователь Г. Глезерман. В конце 20-х годов прессу заполоняют материалы, посвященные незаконному предпринимательству. Видимо, теневая экономика играла важную роль в жизни советского общества, и вряд ли отмеченная политика государства способствовала повышению объемов налоговых поступлений в бюджет государства.

Наиболее иллюстративным является то, что цены на товары в этот период постоянно росли. При этом необходимо учесть, что любые товары многократно перепродавались. Особенно в перепродажах поднаторели кооперативы. Госторги, кооперация, Наркомат внутренней торговли, пресса — все в один голос винили нэпманов, требовали оздоровить рынок, избавить его от спекулянтов.

В такой ситуации государство обычно стимулирует конкуренцию, но Советское правительство, напротив, старалось свести число торговых агентов к минимуму, по сути, ликвидировав частную торговлю. Предполагалось, что государственные и кооперативные предприятия не будут поднимать цены.

В начале 1924 года начинается первое масштабное наступление на нэпманов. Государство применило простой и незамысловатый метод: повышение налогов и арендной платы. В результате происходит резкое сокращение частной торговой сети. В некоторых районах, особенно в сельской местности, возникли «торговые пустыни» — именно так их называли газеты того времени.

Стагнация частного звена торговой сети ударила не только по нэпманам, но и по госторговле и кооперативным союзам. У них товары и так залеживались на складах из-за кризиса перепроизводства, сокращение частной розницы еще усугубило ситуацию. Соответственно, данные меры не только не привели к снижению цен, но и дали обратный эффект. Те частники, которые, несмотря на жесткий налоговый прессинг, все же остались на рынке, неимоверно повысили цены. От частных торговцев не отставали госторги и кооперативы, которые были хозрасчетными организациями и не могли не стремиться к выгоде. Вот как писала об этом газета «Экономическая жизнь»: «Все торговцы повышали цены, и когда стали разбираться кто лучше, то оказалось, что «все лучше», — и госорганы и кооперация, не говоря уж о частной торговле».

Итак, от компании наступления на частный капитал пострадали все: и частники, и потребители, и государство. Что касается государства, то указанная ситуация явно не способствовала эффективному пополнению бюджета за счет налоговых поступлений от предприятий торговли.

К лету 1924 года даже периодическая печать, которая раньше активно призывала к бойкоту частной торговли, вынуждена была признать, что частный сектор пока еще необходим.

После провала политики, направленной на полное вытеснение частника, государство делает упор на подчинение частного капитала. Наибольшее распространение получили меры, направленные на ограничение снабжения частных торговцев товарами.

Практически исчез для частников такой источник поступления товаров, как кооперация. Кооперативным союзам разрешалось торговать с частниками только в исключительных случаях. С конца 1926 года государственные власти предприняли атаку против оптовых частных торговых предприятий. При помощи налогового пресса и запрета на продажу им товаров оптовые фирмы в течение 1927 года были практически ликвидированы.

Без ограничений нэпманы могли покупать у государственных организаций только недефицитную продукцию, на все остальные товары, которых было большинство, государство устанавливало определенную квоту.

Продажа частным торговцам дефицитных товаров сопровождалась взятием с них письменных обязательств о предельных размерах наценок, которые они имеют право делать на эти товары. Если частник нарушал договор и продавал продукцию по более высоким ценам, его привлекали к уголовной ответственности по статьям 130 УК (неисполнение обязательств по договору с государством) или 180 УК (мошенничество). Вышеперечисленные меры должны были превратить нэпмана в простого агента госторговли. Однако реальность внесла существенные коррективы в планы Наркомторга. Дело в том, что ни государственные, ни кооперативные, ни тем более частные предприятия не хотели, да и не могли в полной мере следовать указаниям регулирующих органов. Госторгам было выгодно торговать с частниками. Поэтому они часто обходили запреты и продавали нэпманам больше товаров, чем полагалось.

В условиях, когда товары государственной промышленности становились все недоступнее, частники начинают ориентироваться на изделия кустарей. Такая система, при которой товар изготавливался и продавался в частном секторе экономики, распространилась по всему союзу и получила название «замкнутый круг».

Государственная монополия на внешнюю торговлю породила небывалое увеличение масштабов контрабандной торговли. По некоторым видам товаров она намного превосходила легальную торговлю. Развитию контрабандного товарооборота способствовала также и прозрачность государственных границ. Обороты контрабандистов, особенно в приграничных городах, достигали десятки и сотни тысяч рублей в год. Например, с китайской стороны в СССР поступал спирт, который выменивался в тайге на золото. Все отмеченное также негативным образом сказывалось на налоговой сфере страны.

Здесь же следует обратить внимание на то, что, помимо объективных причин, на ситуацию в сфере налогообложения объектов торговли в немалой степени влияли и субъективные. Например, немаловажным обстоятельством в становлении самосознания нэпманов явилось отношение предпринимателей к властям. Нэпманы не любили советскую власть, но старались не обострять с ней отношения. Вопросы, которые корпоративные организации предпринимателей поднимали перед государственными органами, не имели принципиального характера и не затрагивали основ политики по отношению к частному капиталу.

Исключение составлял только один вопрос — лишение предпринимателей избирательных прав. Нэпманы не хотели мириться со своим положением граждан второго сорта и неоднократно протестовали против несправедливого избирательного закона. Например, владелец крупного кожевенного магазина в Новосибирске Бухалов говорил корреспонденту «Советской Сибири»: «Какое имели право меня голоса лишать? Налогу я плачу больше всех».

Примечательно, что Бухалов делает упор и на общедемократические ценности («В свободной России не должно быть пасынков») и одновременно подчеркивает свою исключительность («Налогу я плачу больше всех»). Такая двойственность сознания была характерна для многих нэпманов.

Понимая свою роль в укреплении обороноспособности страны, многие предприниматели того времени заговорили о своих правах решать ее политическую судьбу. Они осознали цель своего служения России именно как расширение хозяйственной деятельности, как наращивание своего собственного и общественного богатства. Павел Рябушинский на открытии Первого всероссийского торгово-промышленного съезда в марте 1917 года говорил: «На нас, торгово-промышленном классе, лежит великая ответственность за наше будущее. Чтобы приступить к созидательной работе нужны определенные стимулы, нужно знать, что то, что мы создаем, послужит на пользу всем. Работая, как честные люди, — потому что на этом зиждется наша деятельность, творя свое частное дело, мы в то же время творим дело и государственного строительства».

Поэтому помещение нэпманов официальными органами власти на низшую классовую ступень, несомненно, лишало законодательные нормы нравственной подоплеки. Поэтому в механизме налогообложения оставался только репрессивный арсенал средств воздействия.

В целом, отношение нэпманов к властям можно охарактеризовать как терпеливую покорность. Предприниматели надеялись, что государство рано или поздно осознает необходимость и полезность частного предпринимательства и решит все наболевшие проблемы. Это, впрочем, совсем не мешало нэпманам обманывать государственные органы на каждом шагу, уклоняясь от налоговых выплат.

По мере свертывания НЭПа взгляды предпринимателей менялись. Если в начале и даже середине 20-х годов нэпманы с энтузиазмом поддерживали все постановления, направленные на создание нормальных условий для работы частного капитала, то в конце 20-х их отношение к государству существенно изменилось. Предприниматели, наученные горьким опытом, полагали, что это еще один из способов, при помощи которых государство хочет выманить у них деньги. Таким образом, доверие нэпманов к властям постепенно ослабевало.

Нэпманская система ценностей имела множество общих черт с системой ценностей дореволюционных предпринимателей. Видимо, нэпманы многое заимствовали у представителей купеческого и мещанского сословий. Примечательно, что бывших купцов и мещан в составе социальной группы нэпманов было не более 10%. Однако они смогли навязать свои ценности выходцам из других сословий.

Несмотря на очевидное сходство, в самосознании нэпманов и дореволюционных коммерсантов имелись и существенные различия. Так, сибирские купцы не считали обогащение за счет обмана казны или покупателя большим грехом, но при кредитовании или торговле купеческое слово являлось самой надежной гарантией выполнения взятых обязательств. Для нэпманов слово чести перестало что-либо значить. Они соблюдали обязательства только тогда, когда им это было выгодно. Чтобы избавиться от конкурентов, нэпманы вполне могли пойти на подлость — написать донос в налоговые органы, милицию или ОГПУ. Так, красноярский торговец Золбернштейн, в надежде добиться благосклонности властей, неоднократно информировал соответствующие органы о планах своих коллег по сокрытию налогов.

Дореволюционные предприниматели нарушали закон, но старались все-таки держаться в определенных рамках. Человек, который наживал богатство исключительно незаконным путем, подвергался осуждению. Для нэпманов подобных рамок не существовало. Исходя из того, что в 20-е годы происходил стремительный процесс криминализации частного предпринимательства, можно сделать предположение о том, что к концу НЭПа влияние уголовного мира стало доминирующим, и уголовные ценности окончательно вытеснили из сознания нэпманов все остальные.

Обращает на себя внимание так же и то обстоятельство, что все попытки государственной власти повлиять на самосознание нэпманов и привести его в соответствие с коммунистической идеологией ни к чему не привели. Ни уговоры, которые практиковали регулирующие органы и профсоюзы, ни компании по бойкоту частного сектора, ни угрозы не действовали на предпринимателей.

На рубеже 20-х-30-х годов нэпманы как социальная группа перестали существовать, однако отдельные элементы их системы ценностей продолжали жить, воспринятые представителями других слоев населения.

Как видим, уголовно-правовую защиту в УК 1922 г. получили практически все налоги и повинности, поэтому степень уголовно-правовой защиты налоговой системы можно определить как достаточно высокую. Уклонение от налоговых платежей рассматривалось как скрытое противодействие государственной налоговой политике, направленное на срыв мероприятий Советской власти.

Тем не менее, стремление максимально защитить налоговую сферу уголовно-правовыми мерами привело к появлению в Уголовном кодексе, кроме перечисленных, и других статей, которые предусматривали наказания за отдельные деяния, направленные против порядка налогообложения. Так, ст. 83 УК 1922 г. устанавливала уголовную ответственность в виде лишения свободы на срок не ниже одного года со строгой изоляцией за всякого рода агитацию и пропаганду, заключающую призыв к совершению преступлений, в том числе предусмотренных статьями 78, 79,. 79а и 80. Если же подобная агитация и пропаганда имели место во время войны и были направлены к неисполнению гражданами обязанностей и повинностей, связанных с военными действиями, то наказание могло быть повышено вплоть до высшей его меры.

В 1925 году налоговая система СССР считалась уже достаточно развитой. Она основывалась на большом числе законодательных актов, которые часто пересматривались и обновлялись. Это в значительной степени обусловило необходимость внесения изменений и в уголовное законодательство, тем более что из-за несовершенства статей, предусматривающих ответственность за налоговые преступления, возникали серьезные проблемы в связи с их применением.

Видимо, из-за наличия указанных проблем в Уголовном кодексе РСФСР, введенном в действие с 1 января 1927 года, соответствующие статьи были представлены уже в несколько ином изложении: ст. 59-5 (Массовый отказ от внесения налогов, денежных или натуральных или от выполнения повинностей), ст. 60 (Неплатеж в установленный срок налогов или сборов по обязательному окладному страхованию, несмотря на наличие к тому возможности, в случае применения мер взыскания в виде описи имущества или продажи описанного имущества с торгов, хотя бы один раз в предшествующем окладном году или дважды в текущем), ст. 62 (Организованное по взаимному соглашению сокрытие или неверное показание о количествах подлежащих обложению или учету предметов), ст. 63 (Сокрытие наследственного имущества или имущества, переходящего по актам дарения в целом или в части, а равно искусственное уменьшение стоимости имущества в целях обхода законов о наследовании и дарении, а также закона о налоге с наследств и с имуществ, переходящих по актам дарения), ст. 100 (Нарушение акцизных правил или правил об особом патентном сборе), ст. 186 (Нарушение правил хранения подлежащих оплате гербовым сбором документов и делопроизводственных бумаг и правил хранения торговых книг, а равно непредставление документов, бумаг и книг должностным лицам при ревизиях по гербовому сбору). Как видим, в законодательстве увеличилось число различных уголовно-правовых запретов, связанных с налогообложением.

Согласно ст. 596 УК 1927 г., к особо опасным преступлениям относились отказ или уклонение в условиях военного времени от внесения налога или от выполнения повинностей, за которые предусматривалось наказание в виде лишения свободы со строгой изоляцией на срок не ниже 6 месяцев, а при особо отягчающих обстоятельствах — вплоть до исключительной меры социальной защиты — расстрела с конфискацией имущества.

Подводя некоторый итог, следует отметить, что в рассматриваемый нами период уголовное законодательство содержало целый ряд статей, предусматривающих наказание за различные нарушения налогового законодательства.

Под уголовно-правовой защитой находились все виды прямых и косвенных налогов, а также сборы по обязательному окладному страхованию. Конструкции статей отличались высокой степенью детализации признаков преступлений, хотя их бланкетный характер сохранялся. Система наказаний за налоговые преступления ограничивалась такими видами, как денежный штраф, конфискация имущества, принудительные работы и лишение свободы.

В дальнейшем финансовая система нашей страны эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов она перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет страны. Указанные изменения в социально-экономических отношениях сказались и на уголовном законодательстве. В этой связи А.Н Трайнин отмечал, что «отдельные статьи о налоговых деликтах УК вовсе утратили значение. Так, акцизы и патентный сбор в СССР были отменены. Поэтому утратила значение ст. 100 УК РСФСР, специально предусматривающая ответственность за нарушение акцизных правил или правил об особом патентном сборе. Отменен военный налог и сложены все недоимки по этому налогу. Тем самым утратила значение ст. 60 УК, предусматривающая ответственность за неуплату в срок специального военного налога». В последствии в более поздних редакциях Уголовного кодекса РСФСР из него были исключены практически все статьи, предусматривающие ответственность за налоговые преступления.

Послевоенный период характеризовался постепенным сворачиванием налогообложения и заменой налогов иными доходными источниками. Основным же налоговым платежом того времени являлся налог с оборота.

В 60-е годы в стране большую популярность получила идея безналогового общества. Существенным шагом в направлении полной ликвидации налогообложения в стране стала отмена налога с заработной платы в соответствии с Законом СССР от 07.05.60 г. «Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих».

В этот период большая часть доходов государственных и кооперативных торговых предприятий подлежала централизованному перераспределению, изъятию по распоряжению органов государственного управления и зачислению в централизованные денежные фонды.

В результате ограничения налогообложения, а также практически полного отсутствия частного торгового сектора в экономике была ликвидирована и соответствующая преступная среда. Это, в свою очередь, привело к резкому сокращению числа преступлений против порядка налогообложения. Подобное положение не могло не сказаться на уголовном законодательстве. В Уголовном кодексе РСФСР 1960 года (далее — УК 1960 г.) статьи, предусматривающие ответственность за нарушение налогового законодательства, практически отсутствовали. Лишь, согласно ст. 82 УК 1960 г., к числу особо опасных государственных преступлений относилось уклонение в военное время от выполнения повинностей или уплаты налогов.

Тем не менее, в эти годы в отношении граждан еще сохранялась обязанность по уплате некоторых налогов. Государство не могло себе позволить оставить отношения, возникающие в связи с уплатой этих налогов, без уголовно-правовых репрессий.

К числу преступлений против социалистической собственности относилось предусмотренное ст. 94 УК 1960г. причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием. В диспозиции этой статьи было определено, что уголовно-наказуемым признается причинение имущественного ущерба государству или общественной организации путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения. В п.20 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 11.06.72 г. «О судебной практике по делам о хищениях государственного и общественного имущества» разъяснялось, что причинение государству имущественного ущерба в результате уклонения от уплаты налогов или других обязательных платежей путем использования заведомо ложных документов должно квалифицироваться по ст. 94 УК РСФСР. Поэтому немногочисленные факты нарушения налогового законодательства со стороны граждан в правоприменительной практике квалифицировались именно по этой статье.

До середины 80-х годов налоговые преступления встречались в судебной практике крайне редко, что объяснялось, в первую очередь, ограниченностью налогообложения. Проблема учета реальных доходов и сбора налогов обострилась с принятием 19 ноября 1986 года Закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», который в определенной степени позволял реализовать частную инициативу, в частности в торговой сфере. При этом доходы нарождающегося слоя коммерсантов подлежали налогообложению. Согласно ст.8 этого Закона, указанные лица обязывались вести учет получаемых от занятия коммерческой деятельностью доходов и расходов и представлять в финансовый отдел исполнительного комитета по месту своего постоянного жительства декларацию о получаемых доходах.

Для борьбы со злостными неплательщиками подоходного налога Указом Президиума Верховного Совета РСФСР «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР» от 28 мая 1986 года в Уголовный кодекс РСФСР была введена статья 162, которая предусматривала ответственность за уклонение от подачи декларации о доходах, но только совершенное после наложения административного наказания за такое же нарушение. Иными словами, указанная норма была сконструирована по принципу административной преюдиции.

Важнейшим законодательным актом, регулировавшим экономические отношения, был Закон СССР от 4 июня 1990 года «О предприятиях в СССР», в соответствии с которым предприятиям уже было предоставлено право распоряжаться прибылью, оставшейся после уплаты налогов.

Плательщиками налога на прибыль становятся, прежде всего, предприятия, объединения и организации, состоящие на хозяйственном расчете, имеющие самостоятельный баланс и являющиеся юридическими лицами, включая созданные на территории СССР совместные предприятия, международные объединения, осуществляющие хозяйственную деятельность.

После распада СССР входившие в него ранее республики пошли по пути создания национальных налоговых систем. Например в России, изначально государственная налоговая политика строилась на максимальном расширении налогооблагаемой базы, поэтому налоговая система включила в себя более сорока видов налогов.

Сложившаяся к 1992 году налоговая система Российской Федерации признавалась крайне несовершенной. К ее недостаткам относились: отсутствие единой законодательной и нормативной базы налогообложения; многочисленность нормативных документов и частое несоответствие законов и подзаконных актов, регулирующих налоговые отношения, законам других областей права, не имеющим отношения к вопросам регулирования налоговых отношений; большое количество налогов, затрудняющее расчеты с бюджетом плательщиков налогов; высокая налоговая нагрузка. Перечисленные факторы, безусловно, способствовали повышению уровня неисполнительности среди налогоплательщиков. Кроме того, имеющиеся в уголовном законодательстве нормы не позволяли эффективно бороться со злостными неплательщиками налогов.

Исследователь Е.Н. Панова справедливо обращает внимание на то, что еще в 1993 г. при инфляции в 100% дефицит бюджета вырос на 1100%. Наблюдались, с одной стороны, дефицит денег, кризис неплатежей, а вместе с ними — весь шлейф соответствующих злоупотреблений: незаконная торговля, использование в коммерческом обороте наличных денег, уход от учета доходов и налогов и т.д. С другой стороны, возникло явление, которое можно назвать «бегством от денег», т. е. стремление как можно быстрее истратить их на любой ликвидный товар (валюта, строительные материалы, автомобили, современная бытовая техника и т. п.), причем эти деньги не пошли в приватизацию, что было бы некоторым выходом из сложившегося кризиса финансовой и денежной системы, так как в приватизации участвовали одни субъекты, свободные денежные средства были у других, а механизма «перелива» капиталов создано не было.

Кризис коснулся и сферы социально-экономического управления. После господства всеохватывающего государственного управления экономикой был сделан «перегиб» в другую сторону — к отказу государства от участия в регулировании экономических и социальных процессов, что противоречит мировому опыту и практике стран с развитыми рыночными структурами. Главными субъектами управления социальными и экономическими процессами стали руководители различных уровней управления. В результате резко выросла численность аппарата управления, усилились бюрократизм и волокита при подготовке и принятии управленческих решений, коррупционные связи представителей уголовного мира и нового слоя предпринимателей с представителями местной власти и работниками государственных предприятий.

Как представляется автору, поворотным событием, коренным образом изменившим не только торгово-предпринимательскую сферу деятельности, но и весь комплекс налоговых отношений в стране, явилась либерализация цен.

Соответствующее решение органов государственной власти было закреплено Указом Президента от 03.12.91 г. № 297 и постановлением Правительства от 19.12.91 г. №55 «О мерах по либерализации цен» (в ред. от 26.05.95 г.). С 1 января 1992 г. осуществляется применение, в основном, свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги. Однако свободные рыночные цены наиболее эффективны при двух условиях: наличии конкурентной среды и периодической индексации доходов населения (минимальной оплаты труда, должностных окладов госслужащих, пенсий). Эти два условия не были обеспечены. Свободные (рыночные) цены искусственно были «оторваны» от объективных условий воспроизводства и стали тормозом, а не поддержкой для отечественного производителя.

Повышение роли налогов и других обязательных платежей в бюджете приводило к тому, что законодатель продолжал вводить новые нормы, предусматривающие уголовную ответственность за неисполнение обязательств по их уплате. С вступлением в силу Федерального Закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» от 01.07.94 г. действия, направленные на уклонение от уплаты таможенных платежей, стали квалифицироваться уже не по ст. 162 УК РСФСР, а по ст. 162 УК РСФСР, так как она являлась специальной. Данная статья предусматривала ответственность за умышленное уклонение от уплаты таможенных платежей в крупных и особо крупных размерах. Согласно ст. ПО Таможенного кодекса Российской Федерации, таможенными платежами, наряду с другими, являлись налог на добавленную стоимость и акцизы.

С 1 января 1997 г. вступил в силу новый Уголовный кодекс РФ. В связи с этим претерпели значительные изменения ранее существовавшие в УК РСФСР составы преступлений, предусматривающие уголовную ответственность за совершение преступлений в сфере налогообложения.

Ряд составов, предусматривающих уголовную ответственность за противоправные действия в сфере налоговых правоотношений, был декриминализирован (ст.ст. 162, 162 ч.1, 162 УК РСФСР). Новые уголовно-правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере налогового законодательства и устанавливающие уголовную ответственность за нарушения налогового законодательства, существенно сузили круг нарушений, за совершение которых ранее предусматривалась уголовная ответственность.

Так, ст. 198 УК РФ установила ответственность за уклонение гражданина от уплаты налога, а ст. 199 УК РФ — за уклонение от уплаты налогов с организаций.

Вместе с тем, принятие нового Уголовного кодекса Российской Федерации вызвало ряд высказываний, указывающих на его недостатки: «Новые статьи Уголовного кодекса 1996 г. об экономических преступлениях широко используют специальную юридическую терминологию, порой не очень знакомую и хорошо подготовленным юристам. При применении этих статей неизбежны противоречивые суждения, да и ошибки. Поэтому без интерпретации положений закона, их толкования законная и единообразная правоприменительная практика может не сложиться».

Вопросы применения норм о налоговых преступлениях были рассмотрены в июне-июле 1997 г. на Пленуме Верховного Суда РФ (это был первый Пленум, посвященный проблемам применения УК 1996 г.). Пленум утвердил ряд принципиальных положений, кардинально меняющих подходы практики к квалификации налоговых преступлений, отверг многие точки зрения, высказанные учеными при комментировании новой редакции «уголовно-налоговых» норм УК. Решения Пленума нашли отражение в постановлении Пленума Верховного Суда РФ №8 от 4 июля 1997 г. «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов».

Однако, несмотря на все разъяснения и комментарии в ходе правоприменительной деятельности, быстро стали очевидны недостатки правовой конструкции ст.ст.198 и 199 УК РФ, ввиду чего в текст этих статей Федеральным законом РФ от 26 июня 1998 г. №92-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» были внесены значительные дополнения и изменения.

Подводя итоги сказанному, можно сделать следующие выводы.

1. Ни одно из направлений человеческой деятельности не аккумулирует в себе такое разнообразие социальных, производственных, психологических, экономических, идеологических, национальных и иных факторов, как это свойственно торгово-предпринимательской деятельности.

2. Торгово-предпринимательская сфера всегда имела и имеет высокий уровень мимикрии или иными словами возможность приспособления к той или иной фискальной системе, установленной органами власти.

3. Системное становление фискальных отношений в дореволюционной России началось, по сути, лишь со второй половины девятнадцатого столетия и было обусловлено, с одной стороны, быстрым ростом государственных потребностей, а во вторых, переходом страны от прежнего натурально-крепостного уклада к денежному хозяйству.

4. Высокий уровень правовой разработанности в законодательстве царской России (Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845г., Уголовное уложение 1903 г. и др.) дает основание считать его актуальным и сегодня. Указанное не только обуславливает необходимость его тщательного изучения, но и активного использования в современной законотворческой и правоприменительной практике.

Налоги для государства

Необходимо осознать значимость налогов для государства и общества.

Налоги – это «общие» деньги, средства всего государства. Сейчас люди платят налоги, только потому, что не платить их – опасно. Все знакомы со штрафами, неустойками и более мощными мерами по неуплате налогов и сборов. Наверное, самым печальным, является тот факт, что граждане нашей страны не осознали всю важность и необходимость пополнения бюджета на всех уровнях. А ведь наши предки пришли к данному пониманию ещё с древних времен. Сначала они взимались нерегулярно, а в зависимости от ситуации в обществе (война, военные походы и т.д.) .

Некоторые лидеры, конечно, имели неординарные взгляды на налогообложение, к примеру, в Башкирии был введен «налог на цвет глаз». Далее налоги приобрели денежное выражение – придумали налог на землю, налог на жилье, налог на строительство, производство и т.д. Так зарождалась налоговая система, налоговая политика, без которой трудно в наше время представить хотя бы одно государство в мире.

Одной из причин уплаты налогов выступает помощь более «сильных» — «слабым». То есть, другими словами, происходит перераспределение материальных благ между социальными слоями населения. Но задача государства, в первую очередь – обеспечить всех достойными доходами.

Так же, очевидно, что армия – существует благодаря налогам.

Рост вооружения так же напрямую зависит от данных платежей. А поскольку нестабильность в мире и напряженные отношения между государствами имеют место быть – уплачивая налоги, граждане напрямую обеспечивают безопасность своей жизни, страны в целом.

Уровень жизни граждан западных стран тем и привлекателен – у них четкая отлаженная система налогообложения. Большая часть бюджета формируется именно благодаря безвозмездным платежам жителей. Например, в таких странах как Франция, Швеция, Дания, Италия процентная ставка более 57% (в России – 13%). А в США – сажают за длительную неуплату налогов .

Парадоксальным является и тот факт, что при массовом отказе от уплаты налогов общество лишилось бы Правительства, врачей, преподавателей, полиции, так как они получают заработную плату из бюджета, а бюджет, как известно, формируется благодаря налогам. Не развивалась бы наука. И вероятнее всего, люди вернулись бы к натуральному обмену, абсолютно перестала бы существовать поддержка малообеспеченных, сирот, пожилых.

Конечно, не остается без внимания одна из самых важных отраслей экономики страны – жилищно-коммунальное хозяйство, от которого зависит степень удовлетворения жизнью каждого человека. Налоги позволяют данной сфере получать субсидии, субвенции, ссуды, тем самым осуществляется модернизация жилищно-коммунального комплекса.

Осуществление таких государственных программ как «Одаренные дети», «Дети и семья», национальных приоритетных проектов «Здоровье», «Образование» и др. происходит так же благодаря денежным поступлениям.

Организация отдыха и спортивных мероприятий, пенсионное обеспечение, строительство социального жилья и т.д. – тоже входят в расходы бюджетных средств.

Проблема имеет и обратную сторону – люди часто задаются вопросом «Всегда ли налоговые поступления идут на поставленные цели: строительство и ремонт дорог, здравоохранение, образование, социальная сфера и т.д.?».

Эффективность заключается не только в правильном построении взимании денежных средств граждан, но и в обеспечении максимально целевого расходования данных поступлений – ведь любой человек может проследить за тем, какие именно улучшения он может наблюдать в окружающей его обстановке. Если люди не ощущают, что государство направляет налоговые поступления туда, куда необходимо, то высока вероятность отклонения от их уплаты – лучше потратить деньги на себя и свою семью.

Многие относительно справедливо считают, что налоги идут именно на содержание вышестоящих структур, а именно, не тем, что чиновники так же являются бюджетниками, а фактом существования коррупции и непрозрачности денежных операций – ремонт дорог осуществляется в медленном темпе, здравоохранение, образование, жилищные условия остаются на низком уровне.

Действительно, обе стороны – государство и граждане – стремятся получить как можно больше выгоды от налогообложения. С одной, пытаются ввести как можно больше налогов, с другой – как законно уйти от их уплаты. Культура граждан основывается на том, как найти обходные пути с помощью статей Налогового Кодекса РФ и каждый гордиться тем, что ему удалось обмануть государство.

Таким образом, каждый должен прийти к осознанию того, что он платит налоги не в пустую, а сам за себя. Да, существуют проблемы в системе налогообложения, но все-таки остается верить, что своевременная уплата налогов – обеспечение благополучия государства!

Итак, обо всем по порядку.

Налоговая политика государства — одна из приоритетных и стремительно развивающихся сфер его жизни, так как именно от налоговых поступлений зависит жизнедеятельность государства. Все перечисления налогоплательщиков поступают в государственный бюджет — кассу государства, откуда потом распределяются на различные нужды. Расходы бюджета (бюджетные ассигнования) можно представить схематично в следующем виде:

Статья 69 Бюджетного кодекса РФ подробно регламентирует такие ассигнования.

Можно выделить несколько направлений расходования бюджетных средств:

1) финансовое обеспечение правоохранительных органов государства (МВД, ФСБ и др.);

2) содержание государственных учреждений (больниц, школ, детских домов и др.);

3) обеспечение безопасности государства, в частности содержание армии;

4) финансирование государственных программ («Одаренные дети», «Дети и семья») и национальных приоритетных проектов («Здоровье», «Образование» и др.);

5) субсидирование, предоставление дотаций и ссуды для жилищно-коммунального хозяйства;

6) содержание аппарата управления государством (выплата зарплат госслужащим);

7) содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики;

8) строительство и благоустройство социальных объектов и территорий;

9) пенсионное обеспечение;

10) организация отдыха и спортивных мероприятий и т.д.

Это лишь некоторые направления расходования бюджетных средств, но отсюда уже можно сделать вывод о необходимости уплаты налогов. Своевременные и достаточные налоговые поступления способны обеспечить безопасность, финансовую стабильность и независимость государства, выход его из кризиса, что сейчас немаловажно. Для Вас — предпринимателей, добросовестная уплата налогов гарантирует государственную поддержку, кредитование и как результат – процветание Вашего бизнеса, а для граждан сбалансированный бюджет означает гарантированную социальную помощь, пенсионное обеспечение и уверенность в завтрашнем дне.

Что такое налоги и зачем их платить

Мы живем в демократическом государстве. И одна из наших конституционных обязанностей – это выплата налогов, установленных законодательством нашей страны.

Что же такое налог? Это обязательный платеж, который поступает в бюджет государства или местных муниципальных образований.

Налоги можно разделить на прямые – например, подоходный налог, и косвенные – такие как НДС.

Немного истории

Чтобы говорить о будущем системы налогообложения, обратимся к истории.

Как и в древние времена, Москва, как столица русского государства, взимала налоги и пошлины со всех земель, находящихся в ее подчинении. Эта тенденция сохраняется и по сей день. Отчасти это способствует расколу нашего общества на богатых и бедных.

Так же и Чингисхан облагал данью все завоеванные им земли. И если, на его взгляд, доходы были не очень велики, то налоги могли возрастать в несколько раз, что становилось для налогоплательщиков тяжелейшим бременем.

Но налоги в той или иной форме появились намного раньше. Возможно, еще в первобытнообщинном строе, когда люди жили племенами. Вожак, как самый сильный и авторитетный член общества, получал самые лучшие и лакомые куски добычи. В дальнейшем члены сообщества часть своих материальных средств отдавали в «казну», получая взамен защиту своего племени от различных угроз того времени. Вот это и можно назвать первыми налогами.

Философское обоснование

Если рассматривать модель нашего мира с точки философии, то можно прийти к следующему.

Наш мир материален. А материя не может существовать без движения. Если представить материю в виде энергии, то ее частицы, находящиеся в постоянном движении, должны отдавать треть своей энергии, чтобы восстановить ее потери в мировом масштабе, возникающие вследствие воздействия внешних факторов.

Из этого следует, что человек, как часть материального мира, должен отдавать часть своего материального имущества для сохранения мирового баланса. Эквивалентом нашего материального имущества являются деньги.

Конечно, все согласятся, что налоги платить нужно. Ведь от того как будет наполняться бюджет нашей страны, напрямую зависят социальные проекты, здравоохранение, образование, благосостояние работников бюджетных организаций и обороноспособность нашей страны. Вопрос только в том, насколько разумными и обоснованными будут налоговые сборы.

Согласны ли вы с утверждением, что чем выше налоги, тем богаче государство? приведите аргументы «за» и «против» этого утверждения.

Налоговое бремя – это величина налоговой суммы, взимаемой с налогоплательщика в зависимости от его дохода. Американский экономист А. Лаффер в 1980-х гг. доказал, что рост налогового бремени может приводить к увеличению доходов только до какого-то предела, пока не начнет сокращаться облагаемая налогом часть национального производства. Когда это предел будет превышен, рост налоговой ставки приведет не к увеличению, а к сокращению доходов бюджета. В связи с этим укажите, как влияет изменение налогового бремени на факторы, приведенные в таблице:

17.Любая налоговая система может быть эффективной, только когда предусмотрена множественность налогов, что, с одной стороны, имеет положительные аспекты, а с другой – отрицательные. Поясните, какие из перечисленных ниже признаков характеризует принцип множественности налогов как положительное явление, а какие можно отнести к недостаткам:

а) перераспределение налогового бремени по категориям налогоплательщиков;

б) обложение различных видов доходов и объектов налогообложения;

в) охват налогообложением большого количества областей и сфер;

г) возможность уклонения от уплаты отдельных налогов;

д) умеренность налогообложения отдельными налогами;

е) трудности в осуществлении контроля за соблюдением налогового законодательства;

ж) общая налоговая нагрузка менее обременительна;

з) увеличение издержек бора налогов.

Решите задачи:

Задача 1. Определите вид налоговой ставки по следующим налогам и сборам:

— 5 руб. за одну пачку сигарет;

— 100 руб. в месяц;

— 12% с дохода, превышающего 100 тыс. руб.;

— 12 тыс. руб. при доходе от 100 тыс. руб. до 200 ты. Руб.;

— 15 тыс. руб. за 1 тонну груза;

— 23 руб. за 1000 шт. + 5% от стоимости товара.

Задача 2.Определить сумму налога, подлежащего уплате в бюджет физическими лицами при условии, что доход физического лица составил 25 тыс. руб., а доход 2-го – 39 тыс. руб. При расчете использовать метод простой поразрядной, относительно поразрядной и сложной поразрядной прогрессии.

Задача 3.Представительные органы местного самоуправления установили ставку налога на добавленную стоимость для строительных организаций в размере 15%. Правомерны ли их действия?

Задача 4.Законодательными органами субъекта РФ установлен новый региональный налог – налог на граждан, не имеющих детей. Правомерны ли их действия. Обосновать ответ.

Задача 5.По какому признаку классифицируются налоги:

– на федеральные, региональные, местные;

– на налоги с физических лиц, юридических лиц, а также с физических и юридических лиц;

– на целевые и общие;

– на закрепленные и регулирующие;

– на прямые и косвенные.

Задача 6.Из списка федеральных, региональных и местных налогов выберите налоги, которые выплачивают: только юридические лица; только физические лица; и юридические и физические лица. Укажите способы взимания этих налогов.

Задача 7.Из списка федеральных, региональных и местных налогов выберите налоги, которые выплачивают ваши родители. Укажите способы взимания этих налогов.

Задача 8.Укажите, какие налоги списке федеральных, региональных и местных налогов являются прямыми, а какие косвенными.

Задача 9.Укажите, какие из перечисленных признаков налогов характеризуют прямые налоги, а какие – косвенные, приведите примеры конкретных налогов:

а) налоги, которые выплачивает потребитель;

б) налоги, влияющие на платежеспособный спрос населения;

в) налоги на доходы;

г) налоги, которые выплачивает производитель;

д) налоги на товары и услуги;

е) налоги, усиливающие инфляционные процессы;

ж) налоги на расходы;

з) налоги, которые выплачивает собственник имущества.

Задача 10.Для каждого вида налога имеется источник его уплаты, т.е. полученный и выраженный в стоимостном виде доход.

Что представляют собой доходы физических и юридических лиц. Приведите примеры и названия разных видов доходов. Назовите примеры налогов, источником выплаты для которых являются:

а) доходы физического лица;

б) доходы юридического лица.

Задача 12.На рисунке укажите, какая из прямых характеризует пропорциональные, прогрессивные и регрессивные ставки налогов. Дайте пояснения и приведите примеры налогов, которые взимаются по таким ставкам.

0 Налоговая база, руб

Тема 3.Организация налоговой службы. Права, обязанности и ответственность налоговой службы.

Ответьте на вопросы:

1. Какова структура налоговых органов в РФ?

2. Перечислите основные функции ФНС России.

3. С какой целью созданы межрегиональные инспекции ФНС РФ?

4. Укажите структурные подразделения ФНС России.

5. Какими правами обладают налоговые органы?

6. В чем заключаются обязанности налоговых органов?

Ответьте на вопросы тестов:

ФНС России находится в ведении и подчинении:

а) Минобрнауки России;

б) Минфина России;

2. К правам налоговых органов относится:

а) проведение разъяснительной работы среди налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства;

б) возврат и зачет излишне взысканных и излишне уплаченных налогов:

в) требование от налогоплательщиков предоставления документов по установленной форме, являющихся основанием для расчета и уплаты налогов;

3. К обязанностям налоговых органов относится:

а) приостановление операций по расчетному счету налогоплательщиков;

б) соблюдение налоговой тайны;

в) подача исков в арбитражные суды;

4. К правам налоговых органов относится:

а) возврат излишне взысканных сумм налогов;

б) своевременная постановка налогоплательщиков на налоговый учет;

в) обследование любых производственных и складских помещений налогоплательщика, используемое им для получения дохода;

Налоговые органы своими неправомерными действиями нанесли ущерб налогоплательщику. Ущерб возмещается за счет средств6

а) федерального бюджета;

б) внебюджетных фондов;

в) заработная плата виновных сотрудников;

г) из премиального фонда органа, совершившего неправомерные действия;

6. Перечислите государственные органы, относящиеся к налоговым:

а) Федеральная налоговая служба Министерства финансов РФ;

б) таможенные органы;

в) органы внебюджетных фондов;

г) все ответы верны;

7. При недостаточности денежных средств на расчетном счете налогоплательщика налоговые органы вправе взыскать налог( допускается несколько правильных ответов) :

а) в момент появления денежных средств;

б) за счет иного имущества налогоплательщика;

в) инициируя процедуру банкротства;

Обязанность по исчислению налогов и сборов физических лиц может быть возложена на налоговые органы в случаях:

а) предоставления нотариально заверенной доверенности;

б) установленных налоговым законодательством;

Налоговый орган обязан направить налогоплательщику уведомление на уплату налога или сбора в срок не позднее:

а) даты наступления срока платежа;

б) 30 дней до наступления срока платежа;

в) срока уплаты, установленного НК РФ в отношении налога, по которому направляется уведомление;

10. Если налоговую базу рассчитывает налоговый орган, то обязанность по уплате налога возникает:

а) по истечении 6 дней после даты отправления налогового уведомления;

б) в установленные НК РФ сроки;

в) не ранее даты получения налогового уведомления;

11. Сведения о действующих налогах и сборах публикует:

а) Министерство финансов РФ;

б) Министерство юстиции РФ;

в) Федеральная налоговая служба;

г) исполнительные органы власти;

12. Налоговые органы не вправе проверять правильность применения цен по сделкам (допускается несколько ответов):

а) при отклонении менее чем на 20% от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным товарам;

б) по товарообменным операциям;

в) при использовании в расчетах условных единиц:

г) при совершении сделки между взаимозависимыми лицам

Учебник для 8-9 классов

Обществознание

§ 20. Государство и экономика

  • Можно и нужно ли управлять экономикой?
  • Зачем мы платим налоги?
  • Сколько денег требуется государству и что делать, если их не хватает?
  • Зачем экономике государство? Дискуссия о роли государства в экономике имеет длительную историю. До XX в. господствовало мнение, что государство должно как можно меньше «править» экономикой. Правда, ему все же отводилась некоторая роль то «ночного сторожа» капитализма, то «попечителя общественного интереса». Но лишь в XX столетии государство стало необходимой частью самой хозяйственной системы.

    Еще в XVIII столетии А. Смит определил следующие основные функции правительства: обеспечение национальной обороны; отправление правосудия; организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам; образование юношества; сбор налогов для оплаты нужд государства. Эти функции и сегодня никто не оспаривает. Но появляются и новые функции, во многом связанные с тем, что наш век принес такие сложные и масштабные проблемы, с которыми по силам справиться лишь государству, способному объединить усилия всех граждан.

    Как быть с усиливающимся загрязнением окружающей среды, массовой безработицей, экономическими кризисами? Борьбу с этими «экономическими видами зла» и возлагают все чаще на государство.

    Предметом многовековых споров является также вопрос о формах вмешательства государства в рыночные отношения. Как мы выяснили в предыдущем параграфе, в рыночной экономике роль регулятора производства, распределения, обмена и потребления играет сам рынок. Именно он диктует, что, как и для кого производить. Значит ли это, что в странах с рыночной экономикой государство не вмешивается в хозяйственную жизнь общества?

    В странах Западной Европы и США до конца XIX в. государство почти не вмешивалось в экономические процессы. Однако со временем свободная конкуренция привела к появлению крупных фирм, которые начали контролировать целые отрасли (такие фирмы называются монополиями) и навязывать рынку высокие, выгодные им цены. Появилась потребность в защите экономических интересов предпринимателей и потребителей. Свободная конкуренция привела к крайностям — богатству и бедности. Государство стремилось сгладить экономическое неравенство между людьми. Углубляющиеся проблемы окружающей среды также неизбежно требовали вмешательства государства, устанавливающего правила природопользования для промышленных фирм и наказания за нарушение этих правил.

    Эти и другие причины привели к тому, что сегодня государство в странах с рыночной экономикой выполняет гораздо больше функций, чем называл А. Смит.

    Спор экономистов о степени вмешательства государства в рыночные отношения продолжается до сих пор. Одни утверждают, что государство должно отчасти само решать проблему рационального распределения ресурсов. Другие считают, что функции государства должны сводиться к поддержанию правил «рыночной игры», например ограничивать власть фирм-диктаторов (монополистов) на рынке.

    В итоге дискуссий стала преобладать точка зрения, согласно которой государство должно вмешиваться в экономику лишь тогда, когда собственные рыночные механизмы срабатывают плохо или не работают на пользу общества. Основные экономические задачи, решаемые сегодня большинством государств мира, можно свести к следующим: перераспределение доходов граждан и хозяйственных организаций; перераспределение ресурсов страны в интересах общества в целом; организация производства общественных услуг, предоставляемых государством всем гражданам на равных началах (например, бесплатное образование, оборона, строительство железных дорог, освещение улиц).

    Справляться с этими задачами государству помогает большой набор различных средств, и в первую очередь механизм налогообложения.

    Налоговая система. Налоги являются главным источником средств для государства. Налог — это определенная сумма денег, которую каждому производителю товара, получателю дохода, владельцу того или иного имущества (строение, транспортное средство и др.) необходимо уплатить государству.

    Налоги появились на свет с возникновением, образованием государства. Вспомните, что пошлины и подати уплачивались еще в Древней Руси. В современном мире существует целая система налогов. Например, только в России сегодня взимается несколько десятков различных налогов, однако эта система мало чем отличается от использовавшейся еще в Римской империи. Так, римляне пользовались прямыми и косвенными налогами, существующими и сегодня в большинстве стран мира.

    Прямые налоги взимаются непосредственно с какого-то дохода или имущества в установленном размере. Все предприятия и организации платят налог на прибыль, а население — подоходный и поимущественный налоги. Предком современного подоходного налога является подушная подать, т. е. налог, взимаемый с каждой «живой души». Вспомните, кто и когда ввел в России подушную подать. Плательщиками необходимого налога являются все граждане, имеющие какие-либо доходы: зарплату, премии, доходы от предпринимательской деятельности и др. Поимущественный налог распространяется, как правило, на строения, наследства, транспортные средства и другие материальные ценности. Прямым налогом облагаются и фирмы: это налог на прибыль.

    Налоги на продажи товаров и услуг называются косвенными (по отношению к доходу). Взимание косвенных налогов не связано с учетом доходов или имущества.

    Они существуют в виде надбавок к цене определенных товаров и достаются государству. Таким образом, косвенные налоги целиком перекладываются на потребителя. Обычно они существуют на товары, потребление которых устойчиво, легко контролируется (в истории ими были соль, спиртные напитки и табачные изделия). Косвенным налогом является также таможенная пошлина, т. е. плата, взимаемая с владельца товара иностранного производства, ввозимого в страну для продажи.

    Государство может снижать налог или освобождать от него отдельные виды деятельности. Льготное налогообложение, например, может быть предусмотрено для малых предприятий, а также для предприятий, использующих преимущественно труд инвалидов, пенсионеров. Налоговые льготы иногда предоставляются начинающим свое дело предпринимателям. Подумайте, как это влияет на их деятельность.

    За счет налоговых поступлений государство финансирует расходы, связанные с обороной страны, использует часть этих средств на образование, здравоохранение, науку, охрану окружающей среды.

    Система налогообложения имеет древние корни, а люди, работающие в этой сфере, накопили огромный опыт. Однако до сих пор идут споры о том, как ее совершенствовать. С одной стороны, чем большую долю от доходов граждан и фирм государство сосредоточивает в своих руках, тем активнее оно может поддерживать развитие в стране образования, науки, помогать пенсионерам, инвалидам, сиротам и т. д. С другой стороны, имеющийся мировой опыт подсказывает, что, чем меньше налоговый гнет на экономику, тем быстрее она развивается. Особенно остро эта проблема сегодня стоит перед Россией.

    Государственный бюджет. Подобно тому как каждая семья старается заранее планировать и соизмерять свои будущие расходы с доходами, так и правительства составляют специальный финансовый план. Такой план, сводящий воедино доходы и расходы будущего, называется бюджетом. Бюджеты составляют как центральное правительство (государственный бюджет), так и местные органы власти (местные бюджеты).

    Государственный бюджет — сводный план сбора доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов. Он утверждается парламентом, т. е. высшей законодательной властью страны, а правительство отвечает за его исполнение. Государственный бюджет очень важный документ, по которому можно судить о состоянии финансов целой страны.

    Источники поступления средств бюджета называются статьями дохода, а то, на что эти средства тратятся,— статьями расхода. Поскольку бюджет составляют заранее, он во многом напоминает прогноз и далеко не всегда исполняется в точности. Но после его утверждений правительство уже не имеет права использовать средства бюджета, предназначенные на одни цели, для решения других задач.

    Основной источник доходов бюджета — налоги. Так как мы рассмотрели выше налоговую систему, то остановимся подробнее на расходных статьях бюджета. Поскольку имеющиеся в распоряжении правительства средства ограниченны, оно вынуждено их тратить лишь на самые первоочередные задачи. О последних и можно судить по расходным статьям бюджета.

    Например, значительная доля расходов российского бюджета приходится на государственную поддержку отраслей хозяйства: на строительство новых и реконструкцию старых предприятий. Другие крупные статьи расходов — оборона страны, погашение государственного внешнего долга (выплаты, производимые иностранным гражданам, фирмам, государствам, по долгам государства, сделанным ранее), а также внутреннего долга (взятого у населения своей страны, например, в виде государственных займов). Следующими, в порядке уменьшения доли расходов бюджета, являются затраты на поддержание правопорядка и содержание органов государственного управления, судебной системы, а также финансирование государственных предприятий социальной сферы, прежде всего здравоохранения, образования, социального обеспечения.

    Многие страны зачастую попадают в ситуацию, когда необходимые расходы оказываются больше возможных доходов. Эта ситуация называется дефицитом бюджета. Государственный бюджет нашей страны несколько лет имел большой дефицит. Это значит, что каждый год не хватало денег, чтобы покрыть расходы, связанные с выплатой пенсий, стипендий, содержанием армии, школ и больниц и многими другими нуждами. И только с 2000 г. наметилась тенденция к изменению такого положения.

    Много острых споров идет на стадии составления проекта государственного бюджета и его прохождения через парламент для обсуждения и принятия в качестве закона на предстоящий год. И главным камнем преткновения здесь является все тот же вопрос: как разработать бездефицитный бюджет — за счет увеличения доходов (это, как правило, рост налогов) или сокращения расходов (это «удар» по пенсиям, стипендиям и т. п.).

    Как же государство может справиться с дефицитом своего бюджета?

    Мировая практика подсказывает некоторые способы решения этой проблемы: сокращение бюджетных расходов; изыскание источников дополнительных доходов; одалживание денег у граждан, банков, организаций других государств. Последний способ, как ни странно, чаще всего используется государством. У кого оно берет деньги в долг? Прежде всего у собственного, т. е. государственного, банка. Этот путь использует сегодня и Россия. Другой источник — одолжить у граждан и хозяйственных организаций страны, например, через продажу облигаций государственных займов. Облигация — документ, удостоверяющий факт получения денег в долг, гарантирующий срок его возвращения и выплату владельцу облигации определенной суммы за использование одолженных денег. Эти способы позволяют законно и выгодно привлекать деньги в государственный бюджет, используя их для развития экономики.

  • Экономические задачи государства, государственный бюджет, налоговая система, государственный долг.
  • Налог, прямой налог, косвенный налог, облигация.
  • Вопросы для самопроверки

  • Назовите круг проблем, регулируемых любым государством.
  • Какие механизмы воздействия на экономику может использовать государство?
  • Нужна ли рынку «государственная рука»?
  • Зачем и сколько необходимо государству собирать налогов?
  • Можно ли и как, если можно, уменьшить дефицит государственного бюджета?
    1. Приведите примеры общественных благ, которые могут быть обеспечены гражданам государством, но не могут быть переданы на усмотрение частных фирм.
    2. Выберите правильный ответ.

    Главной целью политики государства в отношении монополий является:

    1. ликвидация крупных предприятий;
    2. наказание монополистов;
    3. поддержание конкуренции;
    4. увеличение поступлений в бюджет.
    5. Отдельные предприятия и граждане стремятся уклониться от уплаты налогов. Аргументируйте, что заставляет их так поступать. Выскажите ваше отношение к затронутой проблеме.
    6. Подумайте, как повлияют на жизнь вашей семьи следующие изменения в бюджетной политике государства: сокращение расходов на образование, увеличение подоходного налога с граждан и предприятий, увеличение расходов на содержание судебной системы и органов правопорядка.
    7. Познакомьтесь с некоторыми статьями расходов российского бюджета 2001 г.: национальная оборона—18%; государственное управление — 3,3%; правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства —11%; образование — 4%; социальная политика — 9%; обслуживание государственного долга — 20%; охрана окружающей природной среды и природных ресурсов — 0,3%.

      На основе этих данных сделайте выводы о первоочередных расходах Российского государства.

      Смотрите еще:

      • Подоходный налог при работе по патенту Как возместить НДФЛ иностранцу? Если иностранный гражданин работает по патенту, то работодатель удерживает 13% с его заработной платы для оплаты налога на доход физического лица (НДФЛ). Однако не только работодатель выплачивает налог, но […]
      • Правила обращения граждан в суде Электронные обращения граждан в суды общей юрисдикции Порядок обращения граждан в суды общей юрисдикции, поступающие в электронной форме, и их рассмотрение, регулируется Положением о порядке рассмотрения судами общей юрисдикции […]
      • Межведомственное взаимодействие с органами опеки Межведомственное взаимодействие в решении социально-педагогических проблем ребенка в образовательной организации В своей практической деятельности социальный педагог выполняет основные функции: защитно-охранную, профилактическую, […]
      • Налоги в 2018 году для физлиц Подоходный налог с физических лиц 2018 в России: изменения и ставки НДФЛ Одним из самых популярных налогов в РФ является подоходный налог для физичесикх лиц, который затрагивает абсолютно всех работающих граждан. Не удивительно, что к […]
      • Когда раскольников совершил преступление Почему Раскольников решился на преступление? Личность Раскольникова выдающаяся. У него есть задатки ясного ума, твердого характера и благородного сердца. В раннем возрасте Родион Раскольников был чутким ребенком, сострадательным и […]
      • Приказы о внеурочной деятельности по фгос Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа №6 Тутаевского муниципального района ФГОС ФГОС Нормативно-правовые документы Федеральный уровень Региональный уровень Приказ Департамента образования Ярославской области […]
      • В иске о выселении отказать Отказ в иске о выселении без предоставления другого жилого помещения является законным, так как истица является собственником доли жилого помещения и обратиться в суд с иском о выселении на основании бесхозяйственного обращения с жилым […]
      • Правила поведения с сотрудниками на работе Как себя вести на работе, в офисе? Этикет. Правила. Правильное поведение для карьеры. Как правильно себя вести на работе, чтобы Вас любили, уважали и продвигали по служебной лестнице. Поведенческие стратегии в офисе для карьеры. (10+) Как […]