Органы опеки в гражданском процессе

Органы опеки в гражданском процессе

Несовершеннолетний как участник гражданского процесса может выступать самостоятельно в качестве одной из сторон (истец, ответчик или заявитель), выступать участником судебного процесса при защите его прав, свобод и интересов законными представителями или выступать в качестве свидетеля или третьего лица. Рассматривая участие несовершеннолетнего в гражданском процессе в качестве самостоятельного лица, следует отметить, что он обладает всеми процессуальными правами и обязанностями, закрепленными в ст. 35 ГПК РФ.

Рассматривая процессуальные обязанности, следует обратить внимание на их самый различный характер, например: если лицо, участвующее в гражданском процессе, приводит в качестве доводов различные обстоятельства как основания своих требований и возражений, то оно обязано привести доказательства существования этих обстоятельств.

На суд возлагается обязанность в полной мере содействовать сторонам, участвующим в гражданском процессе, в реализации их прав, способствовать их осуществлению, разъяснять сторонам последствия совершения или несовершения тех или иных процессуальных действий.

Пункт 4 ст. 37 ГПК РФ предусматривает право несовершеннолетних от 14 до 18 лет самостоятельно защищать свои интересы в случаях, предусмотренных федеральным законом, по делам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, публичных и иных правоотношений. Однако законодатель предусматривает для суда право привлекать для участия в таких делах законных представителей несовершеннолетнего. В связи с этим возникает вопрос о процессуально-правовом значении действий, совершаемых в таких делах законными представителями, а также действия суда при возникновении противоречий в процессуальных действиях несовершеннолетнего и его законного представителя.

Поскольку в норме п. 4 ст. 37 ГПК РФ четко не обозначено процессуальное положение участников, мы не находим ответа на вопрос, кто в данном случае является стороной в исковом производстве: сам несовершеннолетний или его законный представитель. Проанализировав закон, представляется возможным сделать вывод о том, что именно несовершеннолетних нужно признать стороной в процессе. Законные представители же могут давать согласие на то или иное гражданско-процессуальное заявление или действие. Причем с помощью оборота «суд вправе привлечь. » законодателю удалось подчеркнуть необязательность присутствия родителей (лиц, их заменяющих) при отправлении правосудия по гражданским делам.

Таким образом, участие несовершеннолетнего в гражданском процессе по основаниям ч. 4 ст. 37 ГПК РФ мало отличается от участия в процессе «дееспособного» гражданина. Приоритет в судебном процессе имеет волеизъявление несовершеннолетнего, однако при обнаружении противоречий в гражданско-процессуальном заявлении или действиях несовершеннолетнего и его законного представителя суд обязан оценивать данные ими объяснения в совокупности с другими доказательствами по делу.

Наиболее распространено участие несовершеннолетнего в гражданском процессе, когда его права, свободы и законные интересы защищают в процессе его законные представители — родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Интересы несовершеннолетнего до 14 лет в суде представляют родители, усыновители и опекуны, если несовершеннолетнему от 14 до 18 лет, его интересы в суде представляют родители, усыновители и попечители.

Процессуальное положение законных представителей определено таким институтом гражданского процессуального права, как представительство, закрепленное в гл. 5 ГПК РФ. Законные представители действуют в процессе от имени несовершеннолетнего и в его интересах, создавая для него права и обязанности (ст. 52 ГПК РФ). Однако, учитывая особый статус несовершеннолетнего лица, законодатель устанавливает определенные ограничения в действиях законного представителя (п. 3 ст. 52 ГПК РФ). К таким ограничениям можно отнести требования ст. 37 ГК РФ «Распоряжение имуществом подопечного». Исходя из этого, суд не вправе принимать отказ законного представителя от иска или признание им иска по имущественному спору, стороной которого является несовершеннолетний, находящийся под опекой или попечительством, если на это в рассматриваемом судом деле нет согласия органа опеки и попечительства.

Законные представители могут поручать ведение дел другому лицу, избранному ими в качестве представителя. В таком случае будет иметь место договорное представительство. Круг полномочий, передаваемых представителю, определяет законный представитель. Он может наделить представителя как общими, так и специальными полномочиями, оговоренными в ст. 54 ГПК РФ.

В законодательном порядке закрепляются и права иных лиц, которые могут представлять интересы несовершеннолетнего. К таким лицам можно отнести администрацию детского дома, органы опеки и попечительства, если возникла необходимость участия законного представителя до назначения опекуна или попечителя. Согласно п. 2 ст. 123 СК РФ до устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в соответствующее учреждение выполнение обязанностей опекуна или попечителя возлагается на органы опеки и попечительства. Детям, находящимся постоянно на полном государственном попечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, опекуны (попечители) не назначаются. В этих случаях в соответствии с п. 1 ст. 147 СК РФ выполнение их обязанностей возлагается на администрацию этих учреждений.

Процессуально-правовой статус лиц, защищающих интересы несовершеннолетних в гражданском процессе

Юридические науки

  • Козлова Валерия Николаевна , старший преподаватель
  • Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
  • ОРГАНЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
  • ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС
  • ПРОКУРОР
  • ЛИЦА
  • ЗАЩИЩАЮЩИЕ ИНТЕРЕСЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
  • ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАИВТЕЛИ
  • Похожие материалы

    Возможность участия в гражданском процессе в качестве истца (административного истца, заявителя) обусловлена наличием не только нарушенного права и / или законного интереса, но и гражданской процессуальной правосубъектности (право- и дееспособности). Как известно, правоспособность и в материальном, и в процессуальном праве возникает у физических лиц с рождения. Процессуальная дееспособность возникает в полном объеме у физических лиц, достигших 18-летнего возраста. Несовершеннолетние могут выступать в гражданском процессе через своих представителей или уполномоченные органы — прокуратуру, органы опеки и попечительства и др.

    Так, в соответствии со ст. 56 Семейного кодекса РФ [1], защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями, усыновителями, опекунами, попечителями, которые являются законными представителями, а в случаях, прямо указанных в законе, — органами опеки и попечительства, прокурором и судом.

    Согласно ст. 63 СК РФ, «родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей».

    Видится необходимым определить особенности процессуального статуса каждого из названных субъектов, представляющих интересы несовершеннолетних по гражданским делам.

    Согласно ст. 64 СК РФ, «родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий». Таким образом, законодатель возлагает в первую очередь на родителей обязанность представительства и защиты интересов детей в судах, в том числе и по гражданским делам.

    Над малолетними детьми, оставшимися без попечения родителей, устанавливается опека, над несовершеннолетними — попечительство.

    Родители, опекуны и попечители являются законными представителями несовершеннолетних в гражданском процессе, обладая следующими процессуальными полномочиями.

    Особенности защиты прав и законных интересов несовершеннолетних законными представителями заключаются в следующем.

  • Согласно ч. 3 ст. 52 ГПК РФ [2], законные представители совершают от имени представляемых ими лиц все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым, в том числе перечисленные в ст. 54 ГПК распорядительные действия.
  • В исковом производстве им принадлежат распорядительные права, перечисленные в ст.ст. 39 ГПК РФ, 137, 138 (истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, предъявить встречный иск, стороны могут заключить мировым соглашением). При этом на совершение распорядительных действий законному представителю, в отличие от других представителей, особых полномочий не требуется.
  • Законным представителям для участия в процессе не требуется доверенности. Для подтверждения своих полномочий законные представители предоставляют, во-первых, документ, удостоверяющий личность (как правило, паспорт); во-вторых, документ, подтверждающий их статус законного представителя. Так, родители предъявляют суду свидетельство о рождении ребенка, усыновитель — свидетельство об усыновлении. Если усыновитель записан в качестве родителя ребенка, то он представляет в суд свидетельство о рождении ребенка. Опекуны и попечители обязаны предоставить суду на обозрение соответствующее решение органа опеки и попечительства о назначении их опекунами, попечителями.
  • Законные представители имеют право поручить ведение в суде дела другому лицу, избранному ими в качестве представителя, и участвовать вместе с ним в процессе.
  • Следует подчеркнуть, что защита прав несовершеннолетнего должна обеспечиваться усилиями органов власти всех уровней, в том числе и органами прокуратуры. Особенности правового статуса прокурора по делам о защите прав и законных интересов несовершеннолетнего выражаются в следующем:

    1. В ч. 1 ст. 45 ГПК закреплено право прокурора предъявлять исковые заявления в защиту лиц, не способных в силу возраста защитить нарушенное право. К данной категории безусловно относятся несовершеннолетние. При этом следует помнить, что при предъявлении соответствующего искового заявления прокурор обязан приложить к нему документ, подтверждающий наличие оснований для самостоятельного обращения его в суд (т.к. копию свидетельства о рождении малолетнего, копию паспорта несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет).
    2. Та же ч. 1 ст. 45 ГПК РФ перечисляет категории дел ,по которым прокурор может обращаться с заявлениями в суд без каких-либо ограничений. Среди прочего, там называются дела о защите семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защите, включая социальное обеспечение; обеспечении права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охране здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечении права на образование, что, несомненно, имеет прямое отношение к защите прав несовершеннолетних граждан.
    3. По некоторым категориям дел с участием несовершеннолетних участие прокурора признается обязательным. В этом случае прокурор обязан вступить в дело и дать по нему заключение. Такие категории дел (эмансипация, лишение родительских прав, ограничение родительских прав, восстановление в родительских правах, усыновление (удочерение)) прямо названы в ГПК РФ и СК РФ.
    4. В силу прямого указания закона (ст. 34 ГПК РФ) прокурор является лицом, участвующим в деле. Прокурор в случае предъявления им иска в защиту прав несовершеннолетних занимает положение процессуального истца, и поэтому он в полной мере пользуется всеми процессуальными правами и обязанностями истца. Однако к нему не может быть предъявлен встречный иск. Прокурор не может заключить мировое соглашение. Кроме того, он не оплачивает государственную пошлину и судебные издержки, связанные с рассмотрением гражданского дела. Если же прокурор вступает в дело для дачи по нему заключения, он пользуется лишь общими правами лиц, участвующих в деле, перечисленными в ст. 35 ГПК РФ.
    5. Тем не менее, прокурору – в отличие от других лиц, участвующих в деле, — может быть заявлен отвод.
    6. Как представляется, для устранения противоречий, возникших в судебной практике по поводу права прокурора на обращение в суд в защиту несовершеннолетних граждан, необходимо внести изменения в ч. 1 ст. 45 ГПК и закрепить норму о том, что прокурор может обратиться в суд в интересах несовершеннолетнего независимо от наличия у него законных представителей.

      Особенности правового статуса органов опеки и попечительства по делам о защите прав и законных интересов несовершеннолетнего выражаются в следующем:

    7. Органы опеки и попечительства осуществляют три формы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних:
      • самостоятельно принимают решения в пределах своей компетенции;
      • направляют соответствующие требования в защиту несовершеннолетних в суд;
      • участвуют в судебном разбирательстве, защищая права несовершеннолетних во всех судебных инстанциях.
    8. Отдельные категории дел, при рассмотрении которых обязательно участие органов опеки и попечительства, указаны в ГПК РФ и СК РФ (усыновление, споры, связанные с воспитанием детей, и др.).
    9. Названные органы пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца. Однако у них нет права на заключение мирового соглашения; кроме того, они освобождаются от обязанности несения судебных расходов.
    10. Основанием для привлечения органов опеки и попечительства к рассмотрению спора, связанного с воспитанием ребенка, служит определение суда, которым в обязанность этих органов вменяется дача заключения по делу.
    11. Заключение органов опеки и попечительства относится к числу доказательств по делу и оценивается судом наравне с другими доказательствами.
    12. Указанные процессуальные особенности участия в гражданских делах лиц, защищающих права и законные интересы несовершеннолетних, базируются на положениях процессуального (ГПК РФ) и материального (ГК РФ, СК РФ) законодательства и позволяют наиболее четко и эффективно указанным субъектам осуществлять возложенные на них функции по охране прав лиц, не достигших 18-летнего возраста.

      Список литературы

      1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 8 декабря 1995 г.; в ред. Федер. закона от 30 декабря 2015 г. № 457-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1996. — № 1, ст. 16; 2016. — № 1 (ч. 1), ст. 77
      2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 23 октября 2002 г.; одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 30 октября 2002 г.; введ. Федер. законом Рос. Федерации от 14 ноября 2002 г. № 137-ФЗ; в ред. Федер. закона от 30 ноября 2015 г. № 425-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2002. — № 46, ст. 4532; 2016. — № 1 (ч. 1), ст. 45.
      3. Сетевое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

        Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

        Статья 47. Участие в деле государственных органов, органов местного самоуправления для дачи заключения по делу

        1. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления до принятия решения судом первой инстанции вступают в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

        2. В случаях, предусмотренных федеральным законом, и в иных необходимых случаях суд по своей инициативе может привлечь к участию в деле государственный орган или орган местного самоуправления для достижения целей, указанных в части первой настоящей статьи.

        Комментарий к статье 47

        1. Государственные органы и органы местного самоуправления участвуют в гражданском процессе не только путем возбуждения дел, но и в форме дачи заключения. Участие указанных лиц в форме дачи заключения возможно:

        по своей инициативе;

        по инициативе лиц, участвующих в деле;

        по инициативе суда.

        2. Участие по своей инициативе и по инициативе лиц, участвующих в деле, возможно только в случаях, прямо предусмотренных законом. Суд по своей инициативе может привлечь к участию названных лиц по любым категориям дел. Лица, участвующие в деле, могут лишь ходатайствовать перед судом об этом. В некоторых случаях суд обязан привлечь к участию в деле соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления.

        Так, например, обязательно участие органов опеки и попечительства по делам об усыновлении, по другим делам, затрагивающим интересы несовершеннолетних детей, по делам, затрагивающим интересы недееспособных граждан, и т.п.

        При рассмотрении судом дел, связанных с воспитанием детей, необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 78 СК РФ к участию в деле, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту интересов ребенка, должен быть привлечен орган опеки и попечительства, который обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, а также представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора, подлежащее оценке в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами. К спорам, связанным с воспитанием детей, относятся споры: о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК РФ); об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п. 2 ст. 66 СК РФ); об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников (п. 3 ст. 67 СК РФ); о возврате родителям ребенка, удерживаемого не на основании закона или судебного решения (п. 1 ст. 68 СК РФ); о возврате опекунам (попечителям) подопечного от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований (п. 2 ст. 150 СК РФ); о возврате приемному родителю ребенка, удерживаемого другими лицами не на основании закона или судебного решения (п. 3 ст. 153 СК РФ); о лишении родительских прав (п. 1 ст. 70 СК РФ); о восстановлении в родительских правах (п. 2 ст. 72 СК РФ); об ограничении родительских прав (п. 1 ст. 73 СК РФ), об отмене ограничения родительских прав (ст. 76 СК РФ) и др. (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» ). По данным категориям дел суд обязан привлечь к участию в деле органы опеки и попечительства для дачи заключения.

        Бюллетень ВС РФ. 1998. N 7.

        Основанием для привлечения органов опеки и попечительства к рассмотрению спора, связанного с воспитанием ребенка, служит определение суда, которым в обязанность этих органов вменяется дача заключения по делу. Если суд сочтет необходимым ограничить представление такого заключения определенным сроком, то он должен быть определен. В случаях, когда иск предъявляется органами опеки и попечительства, они одновременно по собственной инициативе приобщают к исковому заявлению такое заключение. Когда же его нет, суд, принимая исковое заявление, дает этим органам соответствующее поручение.

        Заключение органа опеки и попечительства в соответствии с п. 1 ст. 34 ГК РФ и п. 2 ст. 121 СК РФ должно быть подписано руководителем органа местного самоуправления либо уполномоченным на это должностным лицом подразделения органа местного самоуправления, на которое возложено осуществление функций по охране прав детей.

        3. Заключение органов опеки и попечительства и других государственных и муниципальных органов относится к числу доказательств по делу и оценивается судом наравне с другими доказательствами. Однако, если суд сочтет его неубедительным, не согласится с выводами этих органов, он должен мотивировать свой отказ в решении по делу.

        Согласно ч. 4 ст. 29 ЖК РФ жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии на основании решения суда, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью, для чего необходимо заключение соответствующих государственных/муниципальных органов. О необходимости привлечения к участию в деле по таким спорам органов жилищно-коммунального хозяйства говорилось в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 26 декабря 1984 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР».

        4. В соответствии со ст. 189 ГПК РФ представителю государственного органа или представителю органа местного самоуправления, участвующим в процессе, после исследования всех доказательств председательствующий предоставляет слово для заключения.

        Участие органов опеки и попечительства в спорах, связанных с воспитанием детей.

        В соответствии со ст. 4 Конвенции о правах ребенка на государство и органы опеки и попечительства возложены обязанности принимать все меры для защиты прав ребенка.

        На основании ст. 65 ч.2 Семейного Кодекса Российской Федерации все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.

        Органы опеки и попечительства в соответствии с нормами СК РФ наделены полномочиями рассматривать вопросы, возникающие между родителями при осуществлении своих родительских прав, в случае их разногласий. Органы опеки и попечительства, ознакомившись с сутью разногласий родителей, дают родителям устные или письменные рекомендации по преодолению возникших между ними разногласий. При этом органы опеки и попечительства исходят из интересов самого ребенка. При необходимости органы опеки и попечительства могут привлечь для разрешения конфликтной ситуации педагога или психолога. Разъяснения органов опеки и попечительства носят рекомендательный характер и не подлежат принудительной реализации.

        В соответствии с п.1. ст. 78 СК РФ, при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, к участию в деле независимо от того, кем предъявлен иск в защиту интересов ребенка, должен быть привлечен орган опеки и попечительства.

        Закон предусматривает участие органа опеки и попечительства в рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей, как в качестве стороны по делу (истца), так и в качестве государственного органа, компетентного дать заключение по существу спора (в соответствии с п.1 ст. 34 ГК РФ, ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).

        Участвуя в рассмотрении судом спора, связанного с воспитанием детей, орган опеки и попечительства обязан согласно п. 2 ст. 78 СК РФ провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, а также представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора, подлежащее оценке в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами.

        В соответствии с Гражданско-процессуальным кодексом Российской Федерации заключение специалистов сектора опеки и попечительства муниципалитета является одним из доказательств по делу, представляется в судебное заседание по запросу суда и оценивается судом в совокупности с другими, имеющимися в деле доказательствами.

        Вместе с тем, надзор за деятельностью органа опеки и попечительства осуществляет межрайонная прокуратура.

        В межрайонную прокуратуру поступил материал о помещении малолетнего В. 2004 г.р. в отделение медицинской и социальной реабилитации для детей.

        Несовершеннолетний пояснил, что его отец постоянно его избивает, злоупотребляет спиртными напитками. Данная информация была доведена до сотрудников сектора опеки и попечительства муниципалитета в феврале 2012 года, но только в апреле сотрудники муниципалитета забрали несовершеннолетнего В. из школы и поместили в отделение медицинской и социальной реабилитации для детей. Сотрудники муниципалитета боялись идти на квартиру к В., так как отец неоднократно судим, вел себя агрессивно.

        В защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего межрайонной прокуратурой в порядке ст. 45 ГПК РФ предъявлено исковое заявление о лишении родительских прав его отца.

        Сотрудники органа опеки и попечительства должны своевременного и адекватно реагировать на все факты семейного неблагополучия и насилия над детьми.

        Бездействие органов системы профилактики, приводящее к нарушению прав детей, ставящее под угрозу их жизнь и здоровье не будет оставаться без реагирования со стороны прокуратуры.

        Гагаринский межрайонный прокурор г.Москвы Н.Г. Батищев

        Участие в деле органов опеки и попечительства, прокурора

        В силу п. 1 ст. 78 СК РФ при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства.

        Анализ изученных дел свидетельствует о том, что судами края требование закона об обязательном участии органов опеки и попечительства в рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей, неукоснительно выполняется.

        В случае если иск предъявляется в интересах несовершеннолетнего ребенка не органом опеки и попечительства, а иным лицом, которое по закону наделено правом на предъявление иска в защиту интересов несовершеннолетнего, орган опеки и попечительства привлекается к участию в рассмотрении спора о воспитании ребенка определением суда.

        Участвуя в деле, связанном с воспитанием ребенка, орган опеки и попечительства обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица, претендующего на его воспитание, представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора (п. 2 ст. 78 СК РФ). Производство данных действий возлагается на орган опеки и попечительства определением суда в рамках досудебной подготовки дела. И только после получения вышеуказанных документов от органов опеки и попечительства (акта обследования, заключения) дело назначается судом к разбирательству в судебном заседании.

        Среди изученных дел не встречалось ни одного примера, когда спор о воспитании ребенка был рассмотрен судом в отсутствие акта обследования условий жизни ребенка и лица, претендующего на его воспитание, а также основанного на нем заключения органа опеки и попечительства.

        Анализ дел показал, что в акте, составленном по результатам обследования условий жизни, отражаются жилищно-бытовые условия (характеристика жилого помещения, домашняя обстановка) лица, претендующего на воспитание и проживание с ним ребенка, либо самого несовершеннолетнего, а также указываются другие лица, проживающие в данном жилом помещении, сложившиеся взаимоотношения этих лиц с ребенком, место их работы, доход и образ жизни, что позволяет оценить возможность обеспечения несовершеннолетнему нормальных условий воспитания. Заключение по существу спора составляется на основании акта обследования. Как правило, заключение органа опеки и попечительства содержит мотивированные выводы по существу спора. В заключении отражаются обстоятельства, касающиеся условий жизни и воспитания ребенка, характер отношений между родителями и ребенком либо ребенком и лицами, претендующими на его воспитание, может быть указано мнение ребенка по существу спора, выясненное органом опеки и попечительства.

        Суд отказал в иске прокурору о лишении П-ва родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына Дмитрия, 1993 года рождения.

        В тех случаях, когда заключение органа опеки и попечительства было недостаточно подробным и (или) немотивированным, суд непосредственно в судебном заседании заслушивал мнение представителя органа опеки и попечительства по существу спора, уточняя неясные вопросы и обстоятельства, на которых было основано данное заключение.

        При разрешении споров суды учитывают, что в силу ст. 86 ГПК РФ заключение органа опеки и попечительства является лишь одним из доказательств, которое оценивается в совокупности с другими доказательствами, имеющимися в деле. В случае несогласия с заключением органа опеки и попечительства по существу разрешаемого спора суд мотивирует принятое решение со ссылкой на иные доказательства (ч. 4 ст. 198 ГПК РФ).

        Суд отказал в иске прокурору о лишении родительских прав С-ой в отношении несовершеннолетнего сына Ильи, 2006 года рождения, указав на отсутствие оснований для удовлетворения иска, поскольку ответчица занимается воспитанием ребенка, весь небольшой доход тратит на сына, создала для него нормальные условия для воспитания, ребенок ухожен, здоров. Суд не согласился с заключением органа опеки и попечительства, полагавшего целесообразным лишить С-ву родительских прав (поскольку она проживает в неблагоустроенном жилом помещении, не имеет достаточных средств для приобретения ребенку необходимых вещей и продуктов питания), и принял во внимание иные доказательства: показания свидетелей (в том числе детского врача), характеристики с места жительства и с места работы ответчицы, медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка.

        Семейный кодекс РФ предусматривает обязательное участие прокурора при рассмотрении дел об ограничении либо лишении родительских прав, а также о восстановлении в родительских правах (п. 4 ст. 73, п. 2 ст. 70, п. 2 ст. 72). Рассмотрение указанной категории дел без участия прокурора является существенным нарушением норм материального и процессуального права и является основанием для отмены решения вышестоящим судом.

        Среди изученных дел не встречалось ни одного примера, когда суд рассмотрел спор без участия прокурора. Если иск подается не прокурором, а иным уполномоченным на это лицом, суд в определении о подготовке дела к судебному разбирательству указывает на привлечение прокурора к участию в деле, что является дополнительной процессуальной гарантией соблюдения прав как 3.

        Формы участия органа опеки и попечительства в судебном разбирательстве

        Рубрика: Государство и право

        Дата публикации: 05.10.2017 2017-10-05

        Статья просмотрена: 949 раз

        Библиографическое описание:

        Бривкальн С. В. Формы участия органа опеки и попечительства в судебном разбирательстве // Молодой ученый. — 2017. — №40. — С. 20-23. — URL https://moluch.ru/archive/174/45821/ (дата обращения: 21.08.2018).

        В силу ст. 78 Семейного кодекса Российской Федерации [2] (далее — СК РФ), при рассмотрении судом споров, которые связаны с воспитанием детей, вне зависимости от того, кем иск предъявлен в защиту ребенка, к участию в деле обязан быть привлечен орган опеки и попечительства.

        Споры о детях включают в себя следующие категории дел.

      4. Споры о воспитании детей между родителями;
      5. Споры родителей либо лиц, их заменяющих, об отобрании детей от третьих лиц;
      6. Споры, которые связаны с лишением родительских прав (пункт 1 ст. 70 СК РФ);
      7. Споры о происхождении детей;
      8. Споры, которые связаны с установлением усыновления и с отменой усыновления (ст. 125, ст. 140 СК РФ).

      Этот перечень не является исчерпывающим, поэтому суд вправе принять к рассмотрению любое другое дело, затрагивающее права и иные законные интересы несовершеннолетнего ребенка. Однако практика показывает, что указанные выше категории дел являются наиболее распространенными.

      В рамках настоящей работы мы рассмотрим только первую и вторую категории дел — споры родителей и иных лиц, которые связаны с воспитанием детей.

      Особенностью данной категории дел является обязательное участие в них органа опеки и попечительства, т. к. именно на органы опеки и попечительства законодательством Российской Федерации возложены полномочия по защите прав и законных интересов детей, нуждающихся в помощи государства (ст. 16 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности» [5]).

      Кроме того, в связи со ст. 8 СК РФ осуществляется защита семейных прав судом по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, которые предусмотрены СК РФ, — государственными органами, в том числе органами опеки и попечительства.

      В связи со ст. 47 Гражданского процессуального кодекса РФ [1] (далее — ГПК РФ), вступают органы опеки и попечительства в дело по своей инициативе либо по инициативе лиц, которые участвуют в деле, для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты законных интересов, свобод и прав несовершеннолетних.

      В случаях, которые предусмотрены федеральным законом, и в других необходимых случаях суд по своей инициативе привлечь может к участию в деле органы опеки и попечительства.

      Исходя из этого, органы опеки и попечительства выполняют возложенную на них государственную функцию защиты прав и законных интересов детей, нуждающихся в государственной помощи. Их роль в таких спорах — всесторонняя защита и обеспечение интересов несовершеннолетнего.

      В связи со ст. 34 ГК РФ и ст. 6 Федерального закона от 24.04.2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» [4] органами опеки и попечительства являются исполнительные органы субъекта РФ. Муниципальные органы муниципальных образований (в том числе муниципальные органы поселений), на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, которые образованы в связи с настоящим ФЗ, законом субъекта РФ, наделяться могут полномочиями по опеке и попечительству. Муниципальные органы наделяются данными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления финансовых и материальных средств.

      Анализ статистических данных (форма статистической отчетности РИК-103 «Сведения о выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [8]) свидетельствует о том, что численность детей, в защиту которых предъявляются иски или представляются заключения в суды по вопросам защиты личных и имущественных прав детей, неуклонно растет.

      В связи с пунктом 2 ст. 65 СК РФ все вопросы, которые касаются воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними имеют право обратиться за разрешением данных разногласий в орган опеки и попечительства либо в суд. Исходя из этого, законодатель устанавливает возможность для родителей еще на досудебной стадии разрешить спор, связанный с воспитанием ребенка (детей). Однако эта возможность носит факультативный, необязательный характер.

      Здесь уместно напомнить, что в ранее действовавшем законодательстве (Кодексе о браке и семье РСФСР) обращение родителей за разрешением спора, связанного с воспитанием ребенка (детей), в органы опеки и попечительства было обязательным досудебным этапом рассмотрения указанной категории дел.

      Вступивший в силу 1 марта 1996 г. СК РФ отнес эту категорию дел к исключительной компетенции суда, без обязательного предварительного рассмотрения таких дел органом опеки и попечительства.

      Важно отметить, что ст. 65 СК РФ «Осуществление родительских прав» дополнена новеллой [3] (п. 3 указанной ст.), в соответствии с которой по требованию родителей (одного из них) в порядке, определенном гражданским процессуальным законодательством, и с учетом требований абзаца второго пункта 3 ст. 65 СК РФ, суд с обязательным участием органа попечительства и опеки имеет право определить место жительства детей на период до вступления в законную силу решения суда об определении их места жительства.

      Внесение данного изменения обусловлено значительным увеличением за последнее время количества споров о месте жительства детей при раздельном проживании родителей. Наличие двух и более мест (квартиры, дома), расположенных в различных населенных пунктах Российской Федерации, а иногда и в других странах, в которых родители совместно или попеременно проживают с ребенком (детьми), отсутствие юридически оформленного брака, регистрации ребенка по месту жительства одного из родителей приводит к правовой неясности, что считать местом жительства ребенка. Для предотвращения ситуаций, связанных с перемещением, «похищением» ребенка одним из родителей в таких ситуациях, на этапе судебного рассмотрения спора, до вынесения решения по существу, установлена данная правовая норма. В п. 3 ст. 65 СК РФ также предусмотрено обязательное участие органа опеки и попечительства в рассмотрении этого вида споров. Рассмотрим содержание понятия «участие органа опеки и попечительства как гаранта соблюдения прав и законных интересов детей в рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей».

      Как уже говорилось выше, вне зависимости от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка, к участию в деле привлечен должен быть орган опеки и попечительства.

      Закон устанавливает две формы участия в гражданском процессе органов опеки и попечительства (ст. 46 и 47 ГПК РФ):

      1) возбуждение дела;

      2) вступление в начатый процесс для дачи заключения по делу.

      В обоих случаях орган опеки и попечительства должен:

      1) провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), который претендует на его воспитание;

      2) представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора.

      Обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), который претендует на его воспитание, должно быть произведено специалистом органа опеки и попечительства на этапе подготовки дела к судебному рассмотрению. В акте обследования должны быть отражены следующие вопросы, которые связаны с воспитанием ребенка (детей):

      ‒ дата (даты) обследования; кем проводилось обследование (должность, фамилия, имя, отчество);

      ‒ характер дела (спор о месте жительства несовершеннолетнего; участие отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка; урегулирование свиданий и пр.);

      ‒ фамилии, имена, отчества, адреса детей и сторон, а также их возраст.

      Далее в хронологическом порядке должны быть изложены все действия лица, которое производила обследование, и собранные им сведения:

      а) сведения об истце (лице, который начал дело);

      б) сведения об ответчике (лице, у которого находится ребенок).

      в) причины, по которым считает один из родителей невозможным пребывание ребенка у другого родителя, иного;

      г) сведения о ребенке: состояние здоровья, организация отдыха и обучения, результаты беседы с ребенком, иная информация;

      На основании всех материалов обследования делается вывод и соответствующее мотивированное заключение. Вывод должен содержать четкую позицию органа опеки и попечительства о том, где и, соответственно, с кем должен проживать ребенок или в каком порядке должно осуществляться участие второго родителя в воспитании несовершеннолетнего (детей).

      Заключение оформляется в письменном виде, на бланке соответствующего подразделения муниципального органа, на которое возложено осуществление функций по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних.

      Наряду с представлением заключения в суд, представитель органа опеки и попечительства вправе участвовать в судебных заседаниях, давая необходимые устные объяснениях.

      В связи с пунктом 3 Постановления Пленума ВС РФ [6] заключение органа опеки и попечительства, исходя из п. 1 ст. 34 ГК РФ и п. 2 ст. 121 СК РФ, подписано должно быть руководителем муниципального органа либо уполномоченным на указанное должностным лицом подразделения муниципального органа, на которое возложено осуществление функций по охране прав детей. Ненадлежаще оформленное заключение органа опеки и попечительства (отсутствие подписи компетентного должностного лица, соответствующей печати) может быть оспорено в суде, а в ряде случаев стать причиной отмены решения суда.

      Важно указать, что заключение органа опеки и попечительства по существу спора, который связан с воспитанием детей, является только одним из доказательств по делу. Однако в случае несогласия суда с заключением органа опеки и попечительства по сути разрешаемого спора в мотивировочной части решения суда указаны должны быть мотивы такого несогласия.

      Особенно остро стоит вопрос оценки заключений органов опеки и попечительства в случае раздельного проживания родителей на момент разрешения судебного спора о воспитании ребенка (детей). Отсутствие прямого указания в законе, в частности, в ст. 78 СК РФ, об обязательности получения двух заключений от органов опеки и попечительства, как по месту жительства ребенка с одним из родителей, так и по месту жительства отдельно проживающего родителя, зачастую ведет к необъективности судебного разбирательства и вынесению решения суда на основе только одного заключения, подготовленного по месту жительства родителя с ребенком. Ситуация еще более осложняется, если представленные в суд заключения органа опеки и попечительства содержат диаметрально противоположные выводы о том, что в большей степени будет соответствовать интересам ребенка. Не дает ответа на этот вопрос и указанное выше Постановление, более того, из смысла п. 3 следует, что оценке подлежит одно заключение. Позиция некоторых авторов по данному вопросу сводится к тому, что заключение должно быть одно (по месту жительства ребенка с одним из родителей, а по месту жительства второго родителя должно быть произведено только обследование, составлен акт обследования, который должен быть приобщен к материалам дела и учтен в заключении органа опеки и попечительства по месту жительства ребенка.

      По нашему мнению, необходимо полностью согласиться с авторами [6], которые высказывают мнение о необходимости законодательного закрепления обязательности получения заключений от органов опеки и попечительства по месту жительства (пребывания) как ребенка, так и родителя, проживающего отдельно от него. Это необходимо для того, чтобы суд мог всесторонне оценить все имеющиеся по делу доказательства.

      Кроме участия непосредственно в судебном процессе по спорам, связанным с воспитанием детей, законодательством (ст. 79 СК РФ) также установлено требование об обязательном участии представителя органа опеки и попечительства в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием детей и с передачей их другим лицам. Это обусловлено психологическими, педагогическими трудностями, усложняющими передачу ребенка лицу, в пользу которого вынесено решение. Представитель органов опеки и попечительства должен предпринять все возможные меры для обеспечения ненасильственной передачи ребенка другому родителю (иному законному представителю), смягчить отрицательные для несовершеннолетнего стороны процедуры исполнения судебного решения.

    13. «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2017) // «Собрание законодательства РФ», 18.11.2002, № 46, ст. 4532.
    14. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 01.05.2017) // «Собрание законодательства РФ», 01.01.1996, № 1, ст. 16.
    15. Федеральный закон от 04.05.2011 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 09.05.2011, № 19, ст. 2715.
    16. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об опеке и попечительстве» // «Собрание законодательства РФ», 28.04.2008, № 17, ст. 1755.
    17. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 07.06.2017) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // «Собрание законодательства РФ», 28.06.1999, № 26, ст. 3177.
    18. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 № 10 (ред. от 06.02.2007) «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» // «Бюллетень Верховного Суда РФ», № 7, 1998.
    19. Михеева Л. Ю. Развитие кодификации российского семейного права. С. 108–109 // СПС «КонсультантПлюс».
    20. Статистические данные органов опеки и попечительства. [интернет-источник]
    21. Библиотека адвоката Жарова

      То, что юрист по семейному и детскому (ювенальному) праву собирал много лет

      Участие представителей органа опеки и попечительства в судах

      Участие представителей органа опеки и попечительства в судебных заседаниях по гражданским делам.

      Антон Жаров, адвокат, специалист по семейному и ювенальному (детскому) праву,

      Органы опеки и попечительства — частые участники судебных заседаний по гражданским делам, если в иске так или иначе затрагиваются права ребенка, в том числе и оставшихся без попечения родителей. Однако, привлечение органа опеки к участию в деле вызывает многие вопросы в правоприменительной практике, на которые автор постарался ответить.

      Органы опеки какой территории должны привлекаться к делу

      Судья, принимая дело к производству, и определяя, каких лиц вызывать в суд, решает этот вопрос самостоятельно, и, в принципе, может привлечь к участию любой орган опеки, принадлежащий любой территории, если почему-то посчитает необходимым услышать их мнение в процессе.

      Верховный суд, в обзоре практики рассмотрения дел о спорах о детях, утвержденном в 2011 году, признал правильной практику судов, привлекающих к делу для дачи заключения органы опеки и попечительства как по месту жительства одного родителя, претендующего на воспитание ребенка, так и по месту жительства другого родителя.

      Во всяком случае, необходимо привлекать к делу орган опеки и попечительства, обладающий полномочиями по отношению к населению того места, где ребенок фактически проживает. Такой орган опеки, если можно так выразится, «главный» в данном деле, поскольку именно он обследовал условия жизни ребенка, и именно он делает вывод об интересах ребенка, так как разговаривал с ним (тем более, в том случае, если ребенок не достиг десяти или четырнадцати лет, и вряд ли будет вызван в судебное заседание).

      Кроме того, объяснимой является практика привлечения судом к делу органа опеки и попечительства по месту регистрации ребенка по месту жительства, даже если ребенок там фактически не проживает.

      Действия органа опеки после привлечения к делу

      Учитывая, что орган опеки и попечительства привлекается к делу на основании ст. 47 ГПК РФ, он обязан дать заключение по существу спора во всех случаях, когда привлечен к делу. Законодательство не содержит каких-то других оснований для подготовки заключения по делу (например, обязательное издание определения суда), то есть сам факт привлечения органа опеки к участию в деле подразумевает, что целью этого является дача заключения по делу.

      Органы опеки участвуют в деле именно как орган государственной власти (или местного самоуправления), орган опеки и попечительства, для дачи заключения по делу. Неправильным (но, увы, широко распространенным) является привлечение к делу органа опеки как «третьего лица». Третье лицо (заявляющее или не заявляющее требований по существу иска) — это те юридические и физические лица, чьи права и законные интересы затрагиваются рассматриваемым иском. Орган опеки и попечительства к рассматриваемому спору непричастен, никакие его права и обязанности не рассматриваются. Поэтому привлекать его в качестве третьего лица — неправильно. Орган опеки и попечительства в процессе действует, подобно прокурору, то есть рассматривает обстоятельства дела — и дает по ним заключение об обоснованности иска и его соответствии интересам детей.

      В случае, если орган опеки обращается в суд с иском (например, об ограничении родительских прав), то, выступая на стороне истца, является лишь законным представителем несовершеннолетнего, от имени которого и обращается в суд. Орган опеки, в общем случае, не может подать иск в суд в интересах несовершеннолетнего, если не является его законным представителем (то есть, ребенок — не оставшийся без попечения родителей). И даже те случаи, когда иск подается в защиту прав несовершеннолетнего «при живых родителях», это право особо прописано в ст. 46 ГПК РФ, является исключением. В этом случае, орган опеки (обратившийся с иском), будет действовать и в соответствии со ст. 46 ГПК РФ (как орган, выступающий в защиту гражданина), и в соответствии со ст. 47 (как орган, дающий заключение по делу)

      Если иск не связан с воспитанием детей, акт обследования не является обязательным документом для предоставления в суд. Во всяком случае, норм законодательства, устанавливающих обязанность проводить обследование условий жизни ребенка при рассмотрении, например, жилищного или имущественного спора, нет.

      Если иск связан с воспитанием детей (например, определение порядка общения с ребенком, определение места жительства ребенка, лишение родительских прав или восстановление в родительских правах и т.д.), то орган опеки и попечительства, в силу ст. 78 СК РФ, обязан провести обследование условий жизни ребенка, а также лиц, претендующих на его воспитание, и предоставить суду акт обследования и основанное на нем заключение по делу.

      Акт обследования проводится по месту фактического проживания указанных лиц или ребенка, адрес которого органы опеки получают или из материалов дела, или из судебного запроса (определения, письма). Однако, такой запрос или письмо не является обязательными.

      При этом акт обследования условий жизни должен представлен органом опеки на предварительное судебное заседание или в рамках досудебной подготовки (а не на основное судебное заседание), а вот момент предоставления заключения по иску не описан в законодательстве, то есть оно может быть представлено и на последнее перед вынесением решения заседание.

      Форма заключения по иску (заявлению)

      Заключение по иску или заявлению (например, об установлении усыновления) дается от имени органа опеки и попечительства, а это значит что подписывать его должен руководитель органа опеки и попечительства или специально уполномоченное на это лицо.

      Если полномочия органов опеки и попечительства не делегированы органам местного самоуправления, что допускается пунктом первым ст. 34 ГК РФ, органом опеки и попечительства является орган исполнительной власти субъекта федерации.

      В Московской области органом опеки и попечительства является Министерство образования Московской области, которое, по доверенности, делегирует право подписания, в том числе, заключений по искам, руководителям управлений и отделов опеки и попечительства по территориальным единицам Московской области. В таком случае, к делу привлекается Министерство образования Московской области (но не отдел или управление), а в суд предоставляется заключение, подписанное, например, начальником управления опеки и попечительства по городскому округу.

      В Москве, согласно положениям о Департаменте социальной защиты населения города Москвы, начальники Управлений социальной защиты населения по районам города осуществляют функции по опеке и попечительству, и, следовательно, начальники соответствующих управлений и могут подписывать заключения в суд. Но и в этом случае, к участию в деле юридически грамотно привлекать орган опеки и попечительства субъекта федерации — Департамент соцзащиты, а не его территориальное подразделение — районное управление. Однако, на практике, суды направляют повестки непосредственно в соответствующее территориальное управление соцзащиты.

      Учитывая требование Верховного Суда, данное в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.98 № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» о необходимости подписания заключения определенным должностным лицом, дача заключения по делу устно, в судебном заседании, недопустима.

      Разумеется, этот порядок следует применять, по аналогии, и при рассмотрении иных, даже не связанных с воспитанием детей, дел, поскольку суду требуется не заключение представителя органа опеки, явившегося в суд, а заключение органа, а, следовательно, это заключение должно быть подписано первым лицом органа, руководителем.

      Непосредственное участие органа опеки в судебном заседании

      По общему правилу, орган опеки и попечительства обязан принимать участие в каждом судебном заседании по делу, к которому привлечен. Право просить суд рассмотреть дела без своего участия предоставлено законом только сторонам (то есть, истцу и ответчику, ч. 5 ст. 167 ГПК РФ). У органов, участвующих в рассмотрении дела для дачи заключения, такого права законом не предусмотрено, и неявка в суд представителя органа опеки должна сопровождаться извещением суда о причинах неявки.

      Наряду с этим, единственное правовое, предусмотренное ГПК РФ, последствие неявки представителя органа опеки в суд — это рассмотрение дела без его участия. Однако, надо иметь в виду, что поскольку исполнение своих процессуальных обязанностей (дача заключения по делу) невозможно в полной мере, без присутствия на судебных заседаниях (поскольку процесс устный, и всё, что исследуется по делу в суде, должно быть произнесено), суд вправе обратить внимание вышестоящих должностных лиц или прокуратуры на отношение органа опеки к исполнению своих процессуальных обязанностей изданием частного определения по этому вопросу. Автору известны случаи, когда по результатам рассмотрения частного определения суда об игнорировании органом опеки запросов и вызовов суда были приняты кадровые решения в территориальном органе опеки.

      Непредставление в суд письменного заключения по делу или акта обследования условий жизни, поскольку они являются доказательствами по делу, может привести к наложению на должностных лиц органа опеки и попечительства штрафа в размере до 1000 рублей.

      В ряде случаев присутствие представителя органа опеки и попечительства обязательно. Таких случаев — три. Рассмотрение дела об усыновлении (участие в закрытом судебном заседании при рассмотрении дела по существу, наряду с заявителями и прокурором), а также рассмотрение вопроса об определении места жительства ребенка и (или) порядка общения с ребенком на срок до вступления в силу решения суда по делу. Такая просьба рассматривается в предварительном судебном заседании с обязательным участием представителя органа опеки и попечительства и при наличии письменного (и подписанного надлежащим лицом) заключения по этому вопросу.

      Третий случай, когда участие органа опеки и попечительства обязательно — рассмотрения заявления о возвращении ребенка или получении доступа к ребенку в рамках международных договоров Российской Федерации (в частности, по Конвенции о похищении детей), в соответствии с правилами главы 22.2 ГПК РФ.

      Смотрите еще:

      • Где оформить загранпаспорт иркутск Оформление и выдача паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации 1. ГУ МВД России по Иркутской области 2. ГАУ "МФЦ ИО" 3. Портал […]
      • Заявление анкета на загранпаспорт старого образца до 14 лет Загранпаспорт старого образца на ребенка Загранпаспорт старого образца (64 серия) на ребенка до 18 лет (выдается сроком на 5 лет). С 1 марта 2010 года каждый ребенок (включая младенцев) должен иметь личный загранпаспорт для выездов за […]
      • Дети не имеют права на имущество родителей Статья 60. Имущественные права ребенка 1. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V настоящего Кодекса. Суд по требованию родителя, […]
      • Семейный кодекс рф последняя редакция развод Семейный кодекс (СК РФ) С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 1995 г., 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г., 22 августа, 28 декабря 2004 г., 3 июня, 18, 29 декабря 2006 г., 21 июля 2007 г., 24 апреля, 30 июня 2008 […]
      • Приказ фсин россии 463 от 10082011 Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 31 октября 2013 г. N 615 "О внесении изменений в приказ ФСИН России от 10.08.2011 N 463 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в учреждениях и органах уголовно-исполнительной […]
      • Минимальная пенсия крым россия В пенсионном фонде рассказали, какие изменения ждут россиян в 2018 году СИМФЕРОПОЛЬ, 6 янв — РИА Новости Крым. С 2018 года в России вводится новый вид выплат – социальная пенсия детям, оба родителя которых неизвестны. Об этом сообщает […]
      • Правила проезда несовершеннолетних детей ПРОВОЗ ДЕТЕЙ: ПРАВИЛА, ДОКУМЕНТЫ Правила провоза детей При отправлении поездов со станций РЖД (то есть станций, расположенных на территории России), ребенку младше 5 лет, проезжающему со взрослым в поезде дальнего следования, если он не […]
      • Коллектор 24 ламели Коллектор 24 ламели Запчасти, аксессуары, тюнинг, резина, масла и смазки для японских и китайских скутеров и мотоциклов Запчасти, аксессуары, масла и смазки Запчасти для перфораторов, дрелей и шуруповертов Запчасти, аксессуары, […]