Обособленное подразделение иск

Оглавление:

Может ли обособленное подразделение юридического лица предъявить иск в арбитражный суд?

По существу поставленных вопросов даны разъяснения в Информационном письме Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 мая 1998 г. N 34 «О рассмотрении исков, вытекающих из деятельности обособленных подразделений юридических лиц».
Так, обособленное подразделение, не являющееся юридическим лицом, может предъявлять иск только от имени юридического лица. Материалы по делу (копии искового заявления, отзыва, если он направлялся ответчиком, жалобы, материалы, связанные с подготовкой дела к судебному разбирательству и рассмотрением дела) направляются по почтовым адресам, указанным в исковом заявлении.
К исковому заявлению, подписанному руководителем обособленного подразделения, должна быть приложена доверенность юридического лица (или ее копия), подтверждающая его полномочия на подписание искового заявления от имени юридического лица.
При отсутствии такой доверенности исковое заявление возвращается без рассмотрения на основании п.2 ч.1 ст.108 АПК РФ.
Если после принятия искового заявления к производству у арбитражного суда возникнут сомнения в наличии у руководителя обособленного подразделения доверенности, подтверждающей его полномочия, заявителю предлагается доказать наличие такой доверенности.
Если доказательства представлены не будут, иск оставляется без рассмотрения в соответствии с п.3 ст.87 АПК РФ.
Арбитражный суд возвращает исковое заявление, если подписанный руководителем обособленного подразделения иск предъявлен от имени этого подразделения или иск предъявлен к обособленному подразделению, а не к юридическому лицу.
В случаях, когда такой иск принят к производству, но при рассмотрении спора установлено, что у руководителя подразделения имеются соответствующие полномочия на предъявление иска или на участие в арбитражном процессе от имени юридического лица, истцом или ответчиком по делу предлагается считать юридическое лицо, и дело подлежит рассмотрению по существу с участием юридического лица.
В этом случае выносится определение: отложить слушание дела — и указывается о признании истцом либо ответчиком юридического лица. Определение направляется как юридическому лицу, так и обособленному подразделению.
Подписано в печать Е.В.Малашин
10.01.2000 Управление МНС России

по г. Москве «Налоговые известия Московского региона», 2000, N 1

Информационные письма Президиума ВАС РФ

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Президиум Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

О рассмотрении исков, вытекающих из деятельности обособленных подразделений юридических лиц

1. В соответствии со статьей 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим между юридическими лицами (организациями), гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.

Следовательно, обособленное подразделение, не являющееся юридическим лицом, может предъявлять иск только от имени юридического лица. Материалы по делу (копии искового заявления, отзыва, если он направлялся ответчиком, жалобы, материалы, связанные с подготовкой дела к судебному разбирательству и рассмотрением дела) направляются по почтовым адресам, указанным в исковом заявлении.

2. К исковому заявлению, подписанному руководителем обособленного подразделения, должна быть приложена доверенность (или ее копия) юридического лица, подтверждающая его полномочия на подписание искового заявления от имени юридического лица.

При отсутствии такой доверенности исковое заявление возвращается без рассмотрения на основании пункта 2 части 1 статьи 108 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Если после принятия искового заявления к производству у арбитражного суда возникнут сомнения в наличии у руководителя обособленного подразделения доверенности, подтверждающей его полномочия на подписание искового заявления от имени юридического лица, заявителю предлагается представить соответствующие доказательства наличия такой доверенности.

В случае непредставления таких доказательств иск оставляется без рассмотрения в соответствии с пунктом 3 статьи 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

3. Если подписанный руководителем обособленного подразделения иск предъявлен от имени этого обособленного подразделения или иск предъявлен к обособленному подразделению, а не к юридическому лицу, арбитражный суд возвращает исковое заявление.

В случаях когда такой иск принят к производству, но при рассмотрении спора установлено, что у руководителя подразделения имеются соответствующие полномочия от юридического лица на предъявление иска или на участие в арбитражном процессе от имени этого юридического лица, истцом или ответчиком по делу предлагается считать юридическое лицо, и дело подлежит рассмотрению по существу с участием юридического лица.

В этом случае выносится определение об отложении дела слушанием, в котором указывается о признании истцом либо ответчиком юридического лица. Данное определение направляется как юридическому лицу, так и обособленному подразделению.

4. При удовлетворении иска, предъявленного руководителем обособленного подразделения от имени юридического лица, исполнительный лист направляется юридическому лицу.

Анонимный пользователь Пишет:
——————————————————-
> Активиус Пишет:
> —————————————————
> ——
> > почему бардак? если трудовой спор, то истец мог
> по
> > месту своего жительства подать иск. подсудность
> > позволяет, здесь к Мазухиной А. + 1
>
> Данька, хай!
> Поправлю тебя: иск по месту жительсва по трудовому
> — м.б. только при незаконным осуждении и т.п (ст.
> 29 ч. 6), а все остальные трудовые споры — только
> по месту организации (филиала, подразд.)

чой-та при трудовых тока при незаконном осуждении? и потом работодатель не могет осудить работника в принципе. Сам же работник в случае незаконного осуждения может потребовать возмещения убытков, о чем указанный тобой пункт и гласит

Анна, читать умею, но никак не могу найти логичной взаимосвязи между трудовым спором и незаконным привлечением лица к уголовной ответственности. Я бы сказал, что вижу четкое разграничение категорий споров в п. 6 ст. 29 ГПК РФ

Определение Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2008 г. N 762-О-О
«Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Штейнберга Игоря Маратовича на нарушение его конституционных прав частью шестой статьи 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина И.М. Штейнберга вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда со ссылкой на часть шестую статьи 29 ГПК Российской Федерации определением от 16 сентября 2004 года отменила решение суда первой инстанции, как принятое с нарушением правил подсудности, указав при этом, что предъявленные гражданином И.М. Штейнбергом исковые требования о восстановлении трудовых прав не связаны с его незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением в качестве меры пресечения заключения под стражу, подписки о невыезде либо незаконным наложением административного наказания в виде ареста.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации И.М. Штейнберг оспаривает конституционность части шестой статьи 29 ГПК Российской Федерации, в соответствии с которой иски о восстановлении трудовых, пенсионных и жилищных прав, возврате имущества или его стоимости, связанные с возмещением убытков, причиненных гражданину незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением в качестве меры пресечения заключения под стражу, подписки о невыезде либо незаконным наложением административного наказания в виде ареста, могут предъявляться в суд по месту жительства истца.
По мнению заявителя, названная норма, предоставляя истцу право на предъявление иска о восстановлении трудовых прав по месту своего жительства только в указанных ею случаях, не соответствует статьям 46 (часть 1) и 47 (часть 1) Конституции Российской Федерации.2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные И.М. Штейнбергом материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Оспариваемое заявителем законоположение направлено на защиту прав граждан, пострадавших от уголовного или административного преследования, и не препятствует ему обратиться с заявлением о защите своих прав и законных интересов в суд в соответствии с установленными законом общими правилами подсудности гражданских дел.
Следовательно, конституционные права заявителя частью шестой статьи 29 ГПК Российской Федерации нарушены не были, а потому его жалоба не может быть признана допустимой в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Штейнберга Игоря Маратовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель Конституционного
Суда Российской Федерации В.Д. Зорькин

Судья-секретарь Конституционного
Суда Российской Федерации Ю.М. Данилов

не согласен я с этой позицией. Если данный пункт говорит о делах, связанных исключительно с незаконным привлечением к уголовной или административной ответственности, то по-другому нужно было предложение строить. И потом, при таком подходе позиция законодателя явно хромает: иски о защите прав потребителей по месту жительства потребителя рассматриваться могут в связи с тем, что потребитель менее экономически защищенная сторона правоотношений, а вот иски о защите трудовых прав должны рассматриваться на общих основаниях, хотя работник так же является менее экономически защищенной стороной трудовых правоотношений.

Обособленное подразделение иск

Прошу извинить за оставленные без отвтетов вопросы ( был далеко от компютера).
Итак, первое. Уважаемый Narc!
Полагаю, что под ИНЫМИ обособленными подразделениями в перечисленных Вами статьях НК понимаются обособленные подразделения юр. лица, которые (в отличие от филиалов и представительств) расположены ПО МЕСТУ ЕГО НАХОЖДЕНИЯ.

Дорогой товарищ Посторонний!
В своем вопросе про киоск Вы не учитываете, что место нахожленния и почтовый адрес — это две большие разницы.

A.Jaks:
1) Из п. 2 ст. 11 НК: обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение.

2) понятие «почтовый адрес» исчезло из ГК и ФЗ Об ООО.

Образует ли одно рабочее место обособленное подразеделение?
Есть ли необходимость ставить на налоговый учет юр.лицо, как создателя обособленного подразделения, в одной и той же ИМНС?
Заранее благодарен!

Извините за вмешательство. Как постапвить на учет ОБОСОБЛЕННОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ я себе представляю. Но открывать расчетный счет там не собираюсь (это не торговля , действия не требуют быстрых днежных расчетов, с наличкой не связано). Для этого подразделения отдельный баланс имеет место? Кто это определяет (или какими документами регламентируется) необходимость ведения отдельного баланса?

Образует ли одно рабочее место обособленное подразеделение?
Есть ли необходимость ставить на налоговый учет юр.лицо, как создателя обособленного подразделения, в той же ИМНС, где оно уже состоит на учёте?
Заранее благодарен!

Возникает ли обособленное подразделение: случаи из практики

Компания развивается, бизнес растет, и возникает потребность в создании обособленного подразделения. В настоящее время созданием такого подразделения мало кого можно удивить, но на практике возникают ситуации, когда не ясно, необходимо ли ставить его на учет. Рассмотрим некоторые ситуации, которые могут привести бухгалтера в замешательство в вопросе постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения.

Что такое обособленное подразделение

Для начала напомним основные моменты. Согласно ст. 55 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство определяет лишь два вида обособленных подразделений организации — это представительство и филиал.

Так, согласно п. 1 ст. 55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п. 2 ст. 55 ГК РФ).

Согласно п. 3 ст. 55 ГК РФ представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они получают имущество от создавшего их юридического лица и действуют на основании утвержденных им положений.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Представительства и филиалы должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц.

Однако понятие обособленного подразделения содержит не только Гражданский кодекс, но и Налоговый кодекс.

Так, п. 2 ст. 11 НК РФ установлено, что обособленное подразделение организации — это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

На основании п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства.

Понятие рабочего места определено ст. 209 Трудового кодекса РФ.

Рабочим местом признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Таким образом, обособленное подразделение организации характеризуется тремя основными чертами:

— территориальная обособленность от места нахождения организации;

— наличие стационарных рабочих мест;

— ведение деятельности через это обособленное подразделение.

Управление ФНС России по г. Москве в письме от 31.03.2010 № 16-15/[email protected] указало, что создание рабочего места организацией вне места ее нахождения является основанием для постановки на учет в налоговом органе организации по месту нахождения обособленного подразделения.

В сложившейся арбитражной практике основным квалифицирующим признаком создания обособленного подразделения судьи считают фактическое его функционирование или способность к такому функционированию (постановление ФАС Московского округа от 08.04.2009 № КА-А41/2428-09 по делу № А41-11518/08).

Место нахождения обособленного подразделения

Местом нахождения юридического лица следует считать место его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования) (п. 2 ст. 54 ГК РФ). Это значит, что у обособленного подразделения должен быть другой адрес, отличный от адреса самой организации, указанного в учредительных документах организации (письмо Минфина России от 22.12.2004 № 03-03-01-04/1/184).

Минфин России в письме от 07.07.2006 № 03-01-10/3-149 указал, что местом нахождения обособленного подразделения российской организации признается место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.

В соответствии с абз. 15 п. 2 ст. 11 НК РФ место нахождения обособленного подразделения российской организации это место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.

Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Таким образом, в соответствии с налоговым законодательством создание и (или) использование организацией стационарных рабочих мест не по месту нахождения организации приводит к образованию обособленного подразделения.

Рассмотрим отдельные случае из практики по вопросу необходимости постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения.

Практические ситуации

Юридический адрес компании не совпадает с ее фактическим местом нахождения

Компания переезжает в другой офис, который располагается на территории, подведомственной другой налоговой инспекции. При этом в учредительные документы изменения не вносятся, то есть так называемый юридический адрес не совпадает с фактическим местом нахождения.

Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа.

В соответствии с п. 3 ст. 83 НК РФ постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения организации осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.

Таким образом, компания должна быть поставлена на учет в налоговом органе по месту нахождения, указанному в ЕГРЮЛ.

Исходя из положений ст. 11 и ст. 23 и 83 НК РФ можно сделать вывод, что если организация переезжает в новый офис, который располагается на территории, подведомственной другой налоговой инспекции, фактически возникают стационарные рабочие места не по месту нахождения организации согласно учредительным документам. Следовательно, возникает обособленное подразделение. И как следствие, возникает обязанность сообщения об открытии обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения организации.

Минфин России в письме от 05.08.2005 № 03-02-07/1-212, рассмотрел ситуацию, в которой общество с ограниченной ответственностью зарегистрировано по юридическому адресу на территории одной налоговой инспекции в г. Москве, а арендованное под офис помещение находится на территории другой налоговой инспекции г. Москвы. Фактически подразделения, обособленного от головного офиса организации, общество не имеет. Финансовое ведомство указало, что в данном случае юридическому лицу следует внести изменения в учредительные документы с целью указания в них достоверной информации о месте нахождения.

Внесение изменений производится путем подачи заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма № Р 13001), утвержденного приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/[email protected], а также документов, предусмотренных п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ), а именно:

— решения о внесении изменений в учредительные документы;

— изменений, вносимых в учредительные документы;

— документов об уплате государственной пошлины.

— документов, подтверждающих принятие Банком России решения о регистрации проспекта акций, если в учредительные документы юридического лица, являющегося непубличным акционерным обществом, вносятся изменения о включении в его фирменное наименование указания на то, что оно является публичным;

— документов, подтверждающих принятие Банком России решения об освобождении юридического лица, являющегося публичным акционерным обществом, от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, если в учредительные документы юридического лица, являющегося акционерным обществом, вносятся изменения об исключении из его фирменного наименования указания на то, что оно является публичным.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (п. 1 ст. 8 Закона № 129-ФЗ).

В соответствии с п. 3 ст. 11 Закона № 129-ФЗ регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения установленного для государственной регистрации срока, в соответствии с указанным заявителем в представленном при государственной регистрации заявлении, уведомлении или сообщении способом получения документов выдает заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, регистрирующему органу, или направляет по почте документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр. Если заявителем способ получения документов не указан, регистрирующий орган направляет документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, по указанному заявителем почтовому адресу. В случае представления заявителем либо его представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, документов в регистрирующий орган через многофункциональный центр документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр, направляется регистрирующим органом в установленный настоящим пунктом срок в многофункциональный центр, который выдает указанный документ заявителю либо его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и предоставившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, многофункциональному центру (лист записи Единого государственного реестра юридических лиц по форме Р50007, утвержденный приказом ФНС России от 13.11.2012 № ММВ-7-6/[email protected]).

Таким образом, налоговый орган вносит изменения в ЕГРЮЛ в течение пяти рабочих дней после даты подачи заявления, в течение одного рабочего дня с момента регистрации изменений выдает (направляет) документ, подтверждающий внесение изменений.

После прохождения указанной процедуры больше каким-либо способом уведомлять налоговый орган организации не следует.

Таким образом, в силу неоднозначности ситуации, а также отсутствия четкого законодательно установленного регламента действий в случае переезда юридического лица по новому адресу у организации есть два варианта:

— либо сообщить в налоговый орган об открытии обособленного подразделения;

— либо внести изменения в ЕГРЮЛ.

Строительные работы в другом регионе

Организация (например, зарегистрирована в Москве) заключила договор строительного подряда. Стройка будет осуществляться в другом регионе (например, в Туле) в течение семи месяцев. Для осуществления строительства в Тулу будут направлены собственные работники. Возникает вопрос: необходимо ли регистрировать обособленное подразделение по месту нахождения объекта строительства?

Как правило, в подобном случае работники направляются либо для работы вахтовым методом, либо в командировку. При этом каждый сотрудник компании может работать в другом регионе в течение срока меньшего, чем один месяц.

Действующее законодательство не дает прямого ответа на вопрос, возникает ли в описанной ситуации обособленное подразделение. Поэтому обратимся к разъяснениям Минфина России и налоговых органов, а также к судебной практике.

Минфин России в письме от 10.07.2008 № 03-02-07/1-271 указал, что, если организация не создает оборудованные рабочие места для своих сотрудников или продолжительность работ в одном населенном пункте длится не более одного месяца, деятельность организации в таких условиях не ведет к созданию обособленных подразделений.

Напомним также, что вопрос о создании обособленного подразделения при выполнении монтажных работ рассматривался в письме Управления МНС России по г. Москве от 18.10.2002 № 11-14/49256. В нем, в частности, отмечено, что в случае создания организацией территориально обособленного подразделения, по месту нахождения которого оборудованы рабочие места на срок менее одного месяца, у организации отсутствует обязанность постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения такого обособленного подразделения.

Как указал Минфин России в письме от 17.03.2010 № 03-02-07/1-114, в соответствии с арбитражной практикой под «оборудованностью» стационарного рабочего места понимается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. Форма организации работ (вахтовый метод или командировка), срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его обособленного подразделения (постановления ФАС Московского округа от 30.07.2004 № КА-А41/6389-04, Северо-Кавказского округа от 21.09.2006 № Ф08-4234/2006-1814А, от 29.11.2006 № Ф08-6161/2006-2552А).

Аналогичная позиция выражена в письме Минфина России от 12.10.2012 № 03-02-07/1-249. Также в данном письме указано, что для решения вопроса об отсутствии оснований для постановки на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности с использованием вахтового метода следует учитывать фактические обстоятельства осуществления этой деятельности.

Следует отметить и судебную практику по данному вопросу.

Так, ФАС Северо-Кавказского округа (см. постановление от 21.09.2006 № Ф08-4234/2006-1814А) рассматривал дело, в котором общество по договору субподряда осуществляло работы на объекте, расположенном в другом районе, что подтверждается справками о стоимости выполненных работ. Часть названных работ выполнялась собственными силами, часть — привлеченными организациями. Для производства работ собственными силами общество направляло своих работников в командировку (данный факт подтвержден табелями учета рабочего времени, командировочными удостоверениями и служебными заданиями).

Налоговая инспекция посчитала, что деятельность общества на территории другого района при строительстве объекта отвечает требованиям п. 2 ст. 11 НК РФ. Стройплощадки являются обособленными подразделениями, через которые строительные организации осуществляют свою деятельность.

Суд отметил следующее: из командировочных удостоверений, имеющихся в материалах дела, видно, что работники направлялись в командировку на срок не более 19 дней, однако сменяли друг друга, то есть фактически рабочие места существовали в течение периодов, превышающих один месяц. Тем самым подтверждается создание обществом стационарных рабочих мест в другом районе.

В постановлении ФАС Центрального округа от 30.10.2008 № А09-6369/07-29 отмечается, что в проверяемый период обществом по договорам подряда осуществлялись строительно-монтажные работы на строительных площадках заказчика. При этом работы на данных объектах производились силами командированных работников подрядчика в сроки, превышающие один месяц, что подтверждается договорами подряда и справками о стоимости выполненных работ и затрат (унифицированная форма № КС-3). Состав и численность работников постоянно менялись в зависимости от объема работ на том или ином объекте. Суд сделал вывод о том, что территориально обособленные производственные участки (строительные площадки) общества являются обособленными подразделениями. При этом неважно, имеются ли у такого обособленного подразделения собственный расчетный счет, печать, штамп и бланки, отдельный баланс.

В постановлении ФАС Центрального округа от 03.06.2014 по делу № А64-5102/2013, суд указал, что осуществление на основании договоров подряда и субподряда деятельности по производству общестроительных работ, монтажу металлических строительных конструкций и других дополнительных видов деятельности вне места нахождения организации работниками, направленными в служебные командировки, не приводит к созданию обособленного подразделения.

В постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2014 по делу № А64-5102/2013, придя к выводу об отсутствии обособленного подразделения при выполнении строительных работ, суд руководствовался определениями стационарного и нестационарного рабочих мест, приведенными в «СП 12-133-2000. Безопасность труда в строительстве. Положение о порядке аттестации рабочих мест по условиям труда в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве» (принят и введен в действие постановлением Госстроя России от 31.03.2000 № 26)

В соответствии с приложением Б «Термины и их определения» к СП 12-133-2000:

— стационарное рабочее место — это рабочее место, расположение и техническое оснащение которого имеют стационарный характер, то есть рабочее место связано с определенным цехом или участком работ;

— нестационарное рабочее место — это рабочее место, месторасположение и техническое оснащение которого имеют нестационарный характер, то есть рабочее место связано с определенным строительным объектом или эксплуатируемым сооружением, а техническое оснащение является мобильным или переносным.

Таким образом, в данном постановлении судом установлено, что для выполнения работ согласно договорам подряда и субподряда на выполнение строительных работ были оборудованы нестационарные рабочие места. Что в свою очередь не приводит к образованию обособленного подразделения согласно п. 2 ст. 11 НК РФ, в котором говорится о стационарном рабочем месте.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что если строительные работы продолжаются более одного месяца, то в этом случае считается, что стационарное рабочее место создано на срок более одного месяца и, как следствие, возникает необходимость в постановке на учет обособленного подразделения по месту его нахождения. При этом не имеет значения, что каждый сотрудник находился на этом рабочем месте меньше месяца.

Следует также отметить, что Минфин России не устает повторять о том, что при возникновении у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом (п. 9 ст. 83 НК РФ).

Налоговый орган принимает указанное решение исходя из представленных организацией документов, на основании которых организация осуществляет деятельность вне места своего нахождения, в том числе трудовых договоров, заключенных между этой организацией и ее работниками. Об этом говориться, например, в письмах Минфина России от 24 09.2010 № 03-02-07/1-425, 12.10.2012 № 03-02-07/1-250 и от 04.12.2015 № 03-02-07/1/70758.

Надомный труд

Организация заключает трудовой договор с надомником, находящимся в другом городе. Возникает ли в этом случае необходимость в постановке на учет обособленного подразделения?

В законодательстве прямо не разъясняется, возникает ли у организации необходимость в постановке на учет обособленного подразделения в случае заключения трудового договора с надомником.

Статьей 310 ТК РФ определено, что надомниками считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых надомником за свой счет.

Как уже было сказано при рассмотрении предыдущей практической ситуации, контролирующие органы (см., например, письма Минфина России от 01.08.2011 № 03-02-07/1-269, ФНС России от 18.01.2011 № ПА-4-6/449) разъяснили, что под «оборудованностью» стационарного рабочего места понимается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. В своих разъяснения они руководствовались сложившейся судебной практикой (постановления ФАС Северо-Западного округа от 02.11.2007 по делу № А26-11293/2005, Северо-Кавказского округа от 20.06.2007 № Ф08-3590/2007-1449А).

Следует отметить, что ч. 2 ст. 17 Жилищного кодекса РФ допускает использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законном основании гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.

При этом контролирующие органы фактически не дают ответа, возникает или нет обособленное подразделении при использовании труда надомника, отправляя налогоплательщиков к п. 9 ст. 83 НК РФ и оставляя данный вопрос на усмотрение местного налогового органа. Поэтому в случае использования труда надомника, если организация сомневается, ставить на учет или нет обособленное подразделение, следует обратиться в налоговый орган по месту жительства надомника со всеми имеющимися документами, на основании которых надомник осуществляет деятельность (см. письма Минфина России от 18.03.2013 № 03-02-07/1/8192 от 07.06.2012 № 03-02-07/1-137, ФНС России от 18.01.2011 № ПА-4-6/449).

Дистанционная работа

Организация заключает трудовой договор с работником на условиях дистанционной работы. Возникает ли в этом случае необходимость в постановке на учет обособленного подразделения?

Кроме надомной работы в настоящее время в российском законодательстве есть понятие дистанционной работы.

Согласно ч. 1 ст. 312.1 ТК РФ дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе интернета.

Дистанционными работниками считаются лица, заключившие трудовой договор о дистанционной работе (ч. 2 ст. 312.1 ТК РФ).

На дистанционных работников распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, с учетом особенностей, установленных главой 49.1 ТК РФ.

Таким образом, дистанционной признается работа, которую работник выполняет (ч. 1 ст. 312.1 ТК РФ):

— вне места нахождения работодателя (филиала, представительства, другого обособленного подразделения, в том числе расположенного в другой местности);

— вне стационарного рабочего места;

— вне территории или объекта, которые контролирует работодатель;

— при условии использования для выполнения трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе интернета.

Минфин России в письме от 01.12.2014 № 03-04-06/61300 указал следующее. Согласно ст. 312.1 Трудового кодекса РФ дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе интернета. Поскольку, как следует из приведенного определения дистанционной работы, она осуществляется вне какого-либо подразделения работодателя и вне стационарного рабочего места, признаков наличия обособленного подразделения в рассматриваемой ситуации не имеется.

Таким образом, при заключении трудового договора с работником на условиях дистанционной работы у организации нет обязанности регистрировать обособленные подразделения по месту жительства дистанционных работников.

От кого: Andrew
Дата: 21-12-2006 11:57

Необходимо еще установить вытекает ли иск из деятельности этого филиала, представит-ва иль нет. Оч. важный момент

Тогда Вам нужно определиться, по каким основаниям подавать иск, во-первых. То есть подобрать письменные доказательства того, что сделка с ЮЛ действительно была, и что ЮЛ имеет перед вами неисполненные обязательства (глава 9 ГК РФ).

Во-вторых, если ЮЛ действует через представителя по доверенности, неважно, какая у него должность, иск предъявлется по месту нахождения ЮЛ, то есть, увы, в Москве. Даже если представитель — новосибирец. Работает-то он не от себя лично.

Может быть, есть шанс признания сделки недействительной ?

В общем, зацепиться за что-то надо, а для этого нужны фактура и хороший поверенный.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ», 2018.

Организация деятельности обособленного подразделения

Общество зарегистрировано в Московской области и планирует создать на территории Москвы обособленное подразделение. Предполагается, что подразделение будет ответственно за сбыт продукции и руководство обществом, т.е. фактически будет выполнять часть тех функции, которые осуществляет само общество. В обособленном подразделении будут трудоустроены финансовый директор, директор по продажам, директор по производству, специалисты по продажам (менеджеры, супервайзеры, ведущие менеджеры по работе с ключевыми клиентами и другие), специалист по сертификации продукции, бухгалтеры.

В связи этим перед юристами был поставлен вопрос о том, какая правовая форма является наиболее приемлемой для организации деятельности обособленного подразделения общества на территории Москвы.

Правовой статус обособленного подразделения

В Гражданском кодексе РФ выделяется два вида обособленных подразделений организации — филиал и представительство.

В соответствии с п. 1 ст. 55 ГК РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его местонахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне его местонахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п. 2 ст. 55 ГК РФ).

Таким образом, на представительство могут быть возложены функции ведения переговоров; заключения сделок; проведения рекламных кампаний деятельности головной организации; проведения маркетинговых исследований, направленных на изучение рынка соответствующих товаров (работ, услуг) в регионе своего местонахождения; защиты прав и законных интересов организации в судебных органах.

Филиал помимо указанных функций представительства непосредственно занимается производственной и иной предпринимательской деятельностью юридического лица, которую оно ведет в соответствии с законом и своими учредительными документами.

Предполагается, что работники обособленного структурного подразделения будут выполнять не только функции представительства общества на территории Москвы, но и осуществлять руководство текущей деятельностью (директора), заниматься решением финансовых вопросов (финансовое подразделение) и вопросов сертификации продукции (специалист по сертификации продукции), организовывать ведение бухгалтерского учета (бухгалтерия). Таким образом, обособленное структурное подразделение будет выполнять часть функций юридического лица. В связи с этим, на наш взгляд, наиболее приемлемой правовой формой функционирования обособленного структурного подразделения является филиал.

Вместе с тем отметим, что в гражданском законодательстве отсутствует как прямой запрет на создание обособленных подразделений организации иных, чем представительства и филиалы, так и императивная норма, содержащая закрытый перечень видов обособленных подразделений. Из этого можно заключить, что организация вправе создавать иные, отличные от представительств и филиалов, обособленные подразделения организации, например, отделения, бюро, конторы, консультационно-информационные пункты. Данный вывод подтверждается арбитражной практикой[1] .

При этом в законодательстве не содержится ограничений в отношении того, какие функции могут осуществлять иные обособленные подразделения, не имеющие статус юридического лица.

Таким образом, не стоит исключать возможность создания обособленного подразделения общества в Москве, не имеющего правовой статус филиала или представительства.

Обязательных условий, при которых допускается создание обособленного подразделения в одной правовой форме и исключено создание подразделения в другой правовой форме, законодательно не предусмотрено. Между тем имеются незначительные различия в правовом статусе обособленных подразделений, которые позволяют считать ту или иную форму наиболее предпочтительной.

Документы, необходимые для создания обособленного подразделения

Документы, необходимые для создания филиала

  1. Решение о создании филиала. Согласно п. 1 ст. 5 Закона об ООО[2] филиал создается по решению общего собрания участников общества, принятому большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов участников общества. В этом решении следует указать местонахождение создаваемого филиала. При этом оно может быть обозначено наименованием города/населенного пункта нахождения филиала без указания точного адреса[3].
  2. Внесение изменений в устав общества. В силу п. 3 ст. 55 ГК РФ филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Таким образом, при создании структурного подразделения имеющего статус филиала требуется внести изменения в учредительные документы общества. Изменения в учредительные документы подлежат государственной регистрации в соответствии с положениями ст. 17 Закона о государственной регистрации[4].
  3. Положение о филиале. Из абзаца 1 п. 3 ст. 55 ГК РФ следует, что филиал общества действует на основании соответствующего положения. Утверждение такого положения о филиале, являющегося внутренним документом общества, подп. 8 п. 2 ст. 33 Закона об ООО также отнесено к компетенции общего собрания участников общества (единственного участника общества).
    Указанные решения: о создании филиала, внесении изменений в устав общества и об утверждении положения о филиале рекомендуется оформить в одном решении общего собрания участников (решении единственного участника) общества.
  4. Доверенность на руководителя филиала. Руководитель филиала назначается обществом и действует от его имени на основании доверенности (п. 4 ст. 5 Закона об ООО). Решение о назначении руководителя филиала должно быть оформлено приказом генерального директора общества (ст. 68 ТК РФ).
  5. Постановка на налоговый учет. При создании филиала общество должно встать на налоговый учет по местонахождению обособленного подразделения.
    Постановка на учет в налоговом органе по местонахождению филиала осуществляется на основании сведений, внесенных в ЕГРЮЛ при изменении учредительных документов общества[5]. Предоставление дополнительных документов для постановки общества на налоговый учет по месту нахождения филиала не требуется.
  6. Уведомление государственных внебюджетных фондов. Необходимо обратить внимание, что общество подлежит регистрации по местонахождению филиала только при наличии у него отдельного счета, баланса и начислении им выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц[6] (п. 11 ст. 15 Закона о страховых взносах[7]). Наличие отдельного счета и самостоятельного баланса не является обязательным для филиала. Решение о выделении филиала на отдельный баланс и открытии отдельного счета принимается в зависимости от степени самостоятельности филиала, которая определяется головным офисом при создании филиала. При принятии соответствующего решения, как правило, учитываются следующие факторы: количество сотрудников, работающих в обособленном подразделении; удаленность обособленных подразделений от основного офиса; функции, осуществляемые обособленным подразделением.
    Регистрация во внебюджетных фондах осуществляется путем направления соответствующих уведомлений в Пенсионный фонд РФ[8], Фонд социального страхования[9].
    Постановка на учет в Фонд обязательного медицинского страхования осуществляется через территориальные органы ПФР (п. 4 ст. 17 Закона об обязательном медицинском страховании[10]). В связи с этим предоставление дополнительных документов при регистрации общества по местонахождению филиала в ФОМС не требуется.

Документы, необходимые для создания иного обособленного подразделения

  • Решение о создании обособленного подразделения. Порядок создания структурных подразделений, не являющихся филиалом и представительством, гражданским законодательством не урегулирован. В соответствии с подп. 8 п. 2 ст. 33 Закона об ООО утверждение (принятие) документов, регулирующих внутреннюю деятельность общества (внутренних документов общества) относится к компетенции общего собрания участников.
    По нашему мнению, приказ (распоряжение, решение) о создании структурного подразделения, сведения о котором не вносятся в устав, является внутренним документом общества. Таким образом, для создания обособленного подразделения, общему собранию участников общества следует принять соответствующее решение.
  • Положение об обособленном подразделении. Законодательно не предусмотрен порядок утверждения положения об обособленном подразделении. Тем не менее, возможность утвердить такое положение также не исключается. В связи с этим собранием участников общества или генеральным директором общества может быть утверждено положение об обособленном подразделении.
  • Доверенность на работников обособленного подразделения. Если для выполнения трудовых обязанностей работникам общества может потребоваться доверенность, она должна быть выдана им единоличным исполнительным органом общества.
  • Сообщение о создании обособленного подразделения. При создании обособленного подразделения, не являющегося филиалом или представительством, Общество должно сообщить об этом в налоговый орган по месту нахождения Общества (п. 3 Порядка постановки на учет). Форма сообщения утверждена приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/[email protected] (Приложение 3).
    При получении сведений о создании обособленного подразделения налоговый орган по местонахождению общества обязан не позднее следующего рабочего дня после дня получения таких сведений направить их в налоговый орган по местонахождению обособленного подразделения организации для постановки ее на учет. Направление дополнительного сообщения в налоговый орган по местонахождению обособленного подразделения не потребуется.
  • Из приведенного описания документов, необходимых для создания обособленного подразделения, следует, что создание филиала сопряжено с оформлением большего числа документов, чем это требуется при создании иного обособленного подразделения. Между тем, при создании филиала несколько решений может быть оформлено одним документом (о создании филиала, внесении изменений в учредительные документы, назначении руководителя). Не требуется повторного обращения в налоговый орган в целях постановки общества на учет по местонахождению филиала (данные действия будут совершены при регистрации изменений в учредительные документы общества). Следовательно, количество документов, издаваемых при создании филиала, и трудозатраты на их составление будут незначительно превышать число документов, оформляемых при создании иного обособленного подразделения, и соответствующие трудозатраты.

    В случае выделения филиала на отдельный баланс, открытия отдельного счета и начисления выплат в пользу физических лиц требуется регистрация общества в территориальных органах государственных внебюджетных фондов (ПФР, ФСС России).

    Счет обособленного подразделения

    Общество вправе открывать банковские счета для совершения банковских операций филиалом (п. 4.3 Инструкции об открытии банковских счетов[11]).

    Иное обособленное подразделение не рассматривается в качестве подразделения юридического лица, через которое могут осуществляться расчеты. Тем не менее, законодательно не ограничено право юридического лица открывать счета в банках в иных субъектах РФ. Следовательно, не исключена возможность открытия счета общества в московском банке. В этом случае будет считаться, что расчеты осуществляются через само общество, но не через его обособленное подразделение.

    Таким образом, использование конкретной правовой формы обособленного подразделения не влияет на принципиальную возможность распоряжения банковским счетом. Однако открытие отдельного счета обособленного подразделения позволяет отдельно учитывать средства, расходуемые для целей, связанных с деятельностью обособленного подразделения. По этой причине на практике в случае, когда выявляется потребность в открытии банковского счета в месте деятельности обособленного подразделения, как правило, создается филиал (или представительство) и открывается счет для совершения филиалом банковских операций.

    Необходимость выделения обособленного подразделения на отдельный баланс

    В соответствии с абз. 20 п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по местонахождению которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или нет его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

    Таким образом, признаками обособленного подразделения организации для целей налогообложения являются:

    • территориальная обособленность от головной организации;
    • наличие оборудованных стационарных рабочих мест.

    Из изложенного следует, что с точки зрения налогового учета к обособленным подразделениям относятся филиалы, представительства и иные подразделение, включая те, чье создание не отражено в учредительных документах, при условии соответствия критериям ст. 11 НК РФ.

    Таким образом, для признания наличия у организации обособленного подразделения организации в целях налогообложения гражданско-правовой статус такого подразделения значения не имеет.

    При этом НК РФ не ставит признание того или иного подразделения организации обособленным в зависимость от наличия у последнего отдельного баланса и расчетного счета (см. письма Минфина России от 3 августа 2010 г. № 03-03-06/1/513 и от 7 июля 2006 г. № 03-01-10/3-149).

    В соответствии с п. 33 ПВБУ[12] и п. 8 ПБУ 4/99[13] бухгалтерская отчетность организации должна включать в себя показатели деятельности филиалов, представительств и иных структурных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы.

    Как указал Минфин России в письме от 29 марта 2004 г. № 04-05-06/27, под отдельным балансом следует понимать перечень показателей, установленных организацией для своих подразделений, выделенных на отдельный баланс.

    Таким образом, решение о необходимости выделения обособленного подразделения на отдельный баланс, а также определение показателей, которые будут установлены для него, должно быть принято самим обществом, законодательство не содержит требования об обязательном выделении обособленных подразделений на отдельный баланс.

    Отметим, что наличие у налогоплательщика обособленного подразделения само по себе приводит к необходимости уплачивать некоторые налоги по местонахождению такого обособленного подразделения. Вместе с тем, наличие у обособленного подразделения отдельного баланса повлечет за собой необходимость уплачивать дополнительные налоги и сборы по местонахождению обособленного подразделения.

    Порядок налогообложения обособленного подразделения

    Постановка на учет обособленного подразделения в налоговых органах. В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах по местонахождению каждого своего обособленного подразделения.

    Таким образом, общество будет поставлено на налоговый учет в Москве в том налоговом органе, который отвечает за территорию, где будут организованы рабочие места для сотрудников общества.

    Налог на добавленную стоимость (НДС). Действующими правилами главы 21 НК РФ уплата НДС и представление деклараций по НДС по местонахождению обособленных подразделений не предусмотрены.

    Как указано в письме МНС России от 4 ноября 2002 г. № ВГ-6-03/[email protected], вся сумма НДС уплачивается организацией, имеющей обособленные подразделения, централизованно по месту постановки на учет головной организации без распределения налога по обособленным подразделениям.

    Следовательно, независимо от того, есть ли у общества обособленные подразделения, выделены они на отдельный баланс или нет, представление деклараций по НДС и уплата налога производятся обществом по своему местонахождению без распределения по обособленным подразделениям.

    Налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Как известно, организации выступают в качестве налоговых агентов в отношении НДФЛ, подлежащего уплате с доходов работников (п. 1 ст. 226 НК РФ). Однако исполнение обязанностей налогового агента по НДФЛ организацией, в состав которой входят обособленные подразделения, в отношении работников этих подразделений имеет ряд особенностей.

    В соответствии с п. 7 ст. 226 НК РФ российская организация, в состав которой входят обособленные подразделения, обязана перечислять исчисленные и удержанные суммы НДФЛ в бюджет как по своему местонахождению, так и по местонахождению каждого своего обособленного подразделения.

    Сумма НДФЛ, подлежащая уплате в бюджет по местонахождению обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого подразделения.

    Из приведенных норм законодательства следует, что при открытии офиса в Москве, являющегося обособленным подразделением, общество обязано будет производить уплату НДФЛ по местонахождению своего обособленного подразделения в Москве в отношении доходов, полученных сотрудниками этого подразделения.

    Отметим, что данную обязанность общество должно будет исполнять вне зависимости от наличия либо отсутствия у обособленного подразделения расчетного счета и отдельного баланса, поскольку никаких изъятий п. 7 ст. 226 НК РФ в данном отношении не содержит.

    Налог на прибыль организаций. В соответствии с п. 2 ст. 288 НК РФ уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками по местонахождению организации, а также по местонахождению каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения.

    Суммы авансовых платежей, а также суммы налога, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований, исчисляются по ставкам налога, действующим на территориях, где расположены организация и ее обособленные подразделения.

    В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога должны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению и местонахождению каждого обособленного подразделения, если иное не предусмотрено настоящим пунктом, соответствующие налоговые декларации в законодательно установленном порядке.

    Следовательно, поскольку в состав общества будет входить обособленное подразделение, по истечении каждого отчетного и налогового периода общество должно представлять декларации в налоговые органы, как по своему местонахождению, так и по местонахождению подразделения в Москве. При этом декларации представляются обществом самостоятельно (если только обществом не выдана доверенность руководителю (сотруднику) обособленного подразделения на его представление в налоговых органах).

    Указанный порядок представления налоговых деклараций начинает действовать с того отчетного периода, к которому относится дата постановки организации на налоговый учет по местонахождению обособленного подразделения (письмо Минфина России от 5 марта 2007 г. № 03-03-06/2/43).

    Пунктом 5 ст. 289 НК РФ установлено, что организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговые органы по своему местонахождению налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям.

    Если доля прибыли по обособленному подразделению не определяется в связи с тем, что значение показателей для ее исчисления равно нулю, то налоговая база и налог на прибыль, а также авансовые платежи на такое подразделение не распределяются (письмо УФНС России по г. Москве от 6 мая 2008 г. № 14-14/043984).

    Транспортный налог. Если общество планирует приобрести автомобили (или иные транспортные средства), которые будут эксплуатироваться сотрудниками подразделения в Москве при выполнении ими своих трудовых обязанностей, то стоит обратить внимание на следующее.

    Согласно абз. 1 ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.

    В силу п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения по транспортному налогу признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в законодательно установленном порядке.

    Пунктом 1 ст. 3631 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков, являющихся организациями, по истечении налогового периода представить в налоговый орган по местонахождению транспортных средств налоговую декларацию по налогу. Местом нахождения транспортных средств (за исключением морских, речных и воздушных) является место их государственной регистрации, а при отсутствии такового — местонахождение собственника (п. 5 ст. 83 НК РФ).

    В соответствии с п. 24.3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации[14] регистрация транспортных средств за юридическими лицами производится по местонахождению юридических лиц, определяемому местом их государственной регистрации, либо по местонахождению их обособленных подразделений.

    Следовательно, общество вправе выбрать, где поставить на учет автомобили и (или) иные транспортные средства — по местонахождению общества или обособленного подразделения.

    Таким образом, если общество приобретет и зарегистрирует в Москве автомобили (или иные транспортные средства), то оно должно будет представлять налоговую декларацию по транспортному налогу в Москве. Налог подлежит уплате по такому же принципу самим обществом.

    Налог на имущество организаций. В соответствии с п. 1 ст. 373 НК РФ плательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ.

    В свою очередь, п. 1 и 4 ст. 374 НК РФ установлено, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, за исключением движимого имущества, принятого на учет с 1 января 2013 г.

    Следовательно, с 1 января 2013 г. объектом налогообложения признается только недвижимое имущество, учитываемое в качестве основных средств.

    При этом НК РФ предусмотрен особый порядок исчисления и уплаты налога на имущество и его декларирования для организаций, имеющих обособленные подразделения.

    В силу ст. 384 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения, находящегося на отдельном балансе каждого из них.

    В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 386 НК РФ налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.

    Следовательно, если обособленное подразделение общества в Москве на отдельный баланс выделяться не будет, то приобретенное для этого обособленного подразделения недвижимое имущество (основные средства) будут стоять на балансе самого общества.

    В то же время согласно ст. 385 НК РФ организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и налоговой базы (1/4 средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со ст. 376 НК РФ, в отношении каждого объекта недвижимого имущества.

    Значит, у общества возникнет обязанность по исчислению, уплате и декларированию налога на имущество по местонахождению недвижимого имущества, т.е. в Москве, вне зависимости от того, будет ли обособленное подразделение иметь отдельный баланс, на котором будут учитываться основные средства в виде недвижимого имущества, используемые таким обособленным подразделением.

    В то же время у общества не возникнет обязанность по исчислению, уплате и декларированию налога на имущество по местонахождению обособленного подразделения, не имеющего отдельного баланса, в отношении основных средств в виде движимого имущества, приобретенного до 1 января 2013 г. Если же обособленное подразделение будет иметь отдельный баланс, на котором будут учитываться указанные основные средства, используемые таким обособленным подразделением, то налог на имущество будет уплачиваться обществом в Москве.

    Взносы в государственные внебюджетные фонды. В силу п. 11 ст. 15 Закона о страховых взносах обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), а также обязанности по представлению расчетов по страховым взносам по своему местонахождению.

    Таким образом, если обособленное подразделение общества в Москве не будет отвечать установленным в приведенной норме требованиям (оно не будет выделено на отдельный баланс и (или) у него не будет расчетного счета), на него не будет возложено исполнение обязанностей общества по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), а также обязанностей по представлению расчетов по страховым взносам по своему местонахождению.

    Если же обособленное подразделение общества в Москве будет отвечать установленным приведенной нормой требованиям (оно будет выделено на отдельный баланс и у него будет расчетный счет), на него будет возложено исполнение обязанностей общества по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), а также обязанностей по представлению расчетов по страховым взносам по своему местонахождению.

    Рассмотрение споров с участием общества

    В отношении обособленных подразделений, имеющих статус филиала, предусмотрены специальные правила подсудности. Иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его филиала, расположенного вне местонахождения юридического лица, может быть предъявлен в арбитражный суд по местонахождению юридического лица или его филиала (п. 5 ст. 36 АПК РФ).

    Иски, вытекающие из деятельности иного обособленного подразделения юридического лица, предъявляются по местонахождению общества (ст. 35 АПК РФ). Рассмотрение споров по местонахождению филиала позволяет наиболее оперативным образом обеспечивать предоставление доказательств со стороны общества.

    Литература

    [1] См., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 18.11.2008 г. по делу № А42-1739/2008, от 28.11.2005 № А56-45775/2004, ФАС Северо-Кавказского округа от 16.09.2009 по делу № А53-22572/2008, ФАС Московского округа от 30.04.2009 № КА-А40/3057-09, ФАС Центрального округа от 06.05.2003 № А09-585/03-30.

    [2] Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

    [3] См. Постановление ФАС Поволжского округа от 09.04.2010 по делу № А65-28861/2009 (в указанном деле рассматривалась ситуация с представительством акционерного общества, однако данная практика применима и к филиалу общества с ограниченной ответственностью).

    [4] Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

    [5] Порядок постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российской организации по местонахождению их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц — граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента (утвержден письмом ФНС России от 03.09.2010 № МН-37-6/10623 «Об организации учета в налоговых органах организаций и физических лиц в связи с введением в действие со 2 сентября 2010 года Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ» (далее — Порядок постановки на учет)). С вступлением в силу Закона № 229-ФЗ была изменена процедура постановки на налоговый учет по местонахождению обособленного подразделения. Между тем, до настоящего времени не утвержден новый порядок постановки на учет. До утверждения соответствующего порядка налоговым органом рекомендован к применению Порядок постановки на учет, утвержденный письмом ФНС России от 03.09.2010 № МН-37-6/10623.

    [6] Обратите внимание, что постановка на учет в фондах требуется только при наличии всех трех перечисленных условий: наличии отдельного счета, баланса, начисления филиалом заработной платы (письмо ФСС России от 05.05.2010 № 02-03-09/08-894п).

    [7] Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

    [8] Порядок регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации страхователей, производящих выплаты физическим лицам (утвержден Постановлением Правления ПФР от 13.10.2008 № 296п).

    [9] Административный регламент Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации и снятию с регистрационного учета страхователей — юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 20.09.2011 № 1052н).

    [10] Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

    [11] Инструкция Банка России от 14.09.2006 № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» (далее — Инструкция об открытии банковских счетов).

    [12] Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.

    [13] Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 утверждено приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н.

    [14] Утверждены приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001.

    Смотрите еще:

    • Приказ 64н 1998 Кристин… 0 людмила… 0 юлия об… 0 Татьяна… 0 nnfaov … 0 Категории блога Приказ министерства финансов российской федерации от 21.12.1998 г. 64н Скачать Приказ министерства финансов российской федерации от 21.12.1998 г. 64н […]
    • Приказ зубной техник Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 октября 2009 г. N 435 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 060203 […]
    • Понятия и виды законов рф Шпоры для каждого! Информационные учебно-познавательные материалы Виды законов в РФ Закон — нормативный правовой акт высшей юридической силы, принимаемый в особом порядке законодательным органом или народом на референдуме, и регулирующий […]
    • Правила еэк оон no 87 Правила еэк оон no 87 Группа: Пользователи Сообщений: 98 Регистрация: 26.6.2011 Город: Москва Авто: Nissan Micra Пол: Мужской Поблагодарили: 3 раз(а) Группа: Пользователи Сообщений: 577 Регистрация: 24.10.2007 Город: Барнаул Пол: […]
    • Последний день подачи апелляционной жалобы Каким днем является последний день на подачу апелляционной жалобы? Допустим 25.01.2016г. было изготовлено мотивированное Решение суда первой инстанции, а Решение суда я получил только 27.01.2016г., в суде у помощника судьи, где в самом […]
    • Сиделки для детей с проживанием Сиделки для детей с проживанием 21.08.2018 09:15 Частные услуги Гуру Apr 6 2018, 15:23 Телефон: ‎ 8 906 382 14 77 (Фаина)- Предлагаю услуги сиделки (в доме,в стационаре,с проживанием);- женщина 50л аккуратная,чистоплотная,без […]
    • Кто прокурор сумской области Кто прокурор сумской области Авторизація на порталі 17.08.2018Затримано молодика, який металевим свердлом наносив удари поліцейським під час сесії Конотопської міської ради. Його дії кваліфіковано як замах на вбивство працівника […]
    • Абсурдные правила Отчего во сне возникает ощущение, будто падаешь в бездну 162 views Почему нельзя будить лунатиков 136 views Занимательная математическая задачка о бассейне (ответ) 129 views Занимательная математическая задачка о бассейне 127 […]