О правах жертв преступлений

Возьмут под защиту

Напомним, это право продекларировано в 52-й статье Конституции Российской Федерации. Но, чтобы эта статья заработала в полную силу, необходимо внести изменения в несколько законодательных актов. То есть, создать действенный механизм реализации конституционного права. Однако, все оказалось не так просто и документ приобрел даже собственную историю.

Законопроект был одобрен экспертным сообществом, руководством всех правоохранительных ведомств, включая Минюст. Депутаты Госдумы единогласно проголосовали за него в ходе двух чтений. Но — происходило какое-то странное торможение, принятие закона по каким-то причинам долгое время откладывалось. Пришлось обращаться к главе государства. Председатель правозащитного движения «Сопротивление», член Общественной Палаты РФ Ольга Костина организовала письмо Президенту России, которое подписали шесть десятков общественных деятелей, известных юристов, главных редакторов крупнейших в России СМИ. Об этом, кстати, несколько недель назад рассказала «Российская газета».

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве» (в части расширения прав и обязанностей потерпевшего, а также улучшения правового положения несовершеннолетних потерпевших), когда вступит в силу, принципиально меняет статус тех, кто пострадал от всяких негодяев. Причем, это касается миллионов человек. Предложен целый блок поправок в различные законодательные акты. Это почти полтора десятка новелл, создающих, необходимые условия для реализации принципа состязательности и равноправия сторон в уголовном судопроизводстве, наделяющих потерпевшего правами, которые будут соотноситься с правами подозреваемого и обвиняемого. Предлагается расширить права жертв преступлений, создать условия для компенсации им причиненного вреда, принять меры по защите несовершеннолетних потерпевших.

Ведь до сих пор было так, что права обвиняемого в суде оказывались лучше защищены, чем их жертв. Например, обвиняемый начинает знакомиться с «делом» сразу же, а жертва — фактически перед судом, в конце предварительного следствия. У обвиняемого есть адвокат от государства, бесплатный, а потерпевшего адвокат представляет, только в том случае если жертва сама оплачивает его услуги.

Что особенно важно — будут ставить в известность потерпевшего, что его обидчик отсидел назначенный срок и возвращается к прежнему месту жительства. А если убийцу или насильника сажают не в тюрьму, а в психлечебницу, то потерпевшим будут выделять госохрану, как при защите свидетелей.

Декларации

Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотрeбления властью

Принята резолюцией 40/34 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 года

А. Жертвы преступлений

1. Под термином «жертвы» понимаются лица, которым индивидуально или коллективно был причинен вред, включая телесные повреждения или моральный ущерб, эмоциональные страдания, материальный ущерб или существенное ущемление их основных прав в результате действия или бездействия, нарушающего действующие национальные уголовные законы государств-членов, включая законы, запрещающие преступное злоупотребление властью.

2. В соответствии с настоящей Декларацией то или иное лицо может считаться «жертвой» независимо от того, был ли установлен, арестован, передан суду или осужден правонарушитель, а также независимо от родственных отношений между правонарушителем и жертвой. Термин «жертва» в соответствующих случаях включает близких родственников или иждивенцев непосредственной жертвы, а также лиц, которым был причинен ущерб при попытке оказать помощь жертвам, находящимся в бедственном положении, или предотвратить виктимизацию.

3. Положения, содержащиеся в настоящей Декларации, применимы ко всем лицам без каких-либо различий, независимо от расы, цвета кожи, пола, возраста, языка, вероисповедания, национальности, политических или иных взглядов, культурных убеждений или практики, имущественного, сословного или семейного положения, этнического или социального происхождения и нетрудоспособности.

Доступ к правосудию и справедливое обращение

4. К жертвам следует относиться с состраданием и уважать их достоинство. Они имеют право на доступ к механизмам правосудия и скорейшую компенсацию за нанесенный им ущерб в соответствии с национальным законодательством.

5. В тех случаях, когда это необходимо, следует создать и укрепить судебные и административные механизмы, с тем чтобы обеспечить жертвам возможность получать компенсацию с помощью официальных и неофициальных процедур, которые носили бы оперативный характер, являлись бы справедливыми, недорогостоящими и доступными. Жертв, стремящихся получить компенсацию с помощью таких механизмов, следует информировать об их правах.

6. Следует содействовать тому, чтобы судебные и административные процедуры в большей степени отвечали потребностям жертв путем:

а) предоставления жертвам информации об их роли и об объеме, сроках проведения и ходе судебного разбирательства и о результатах рассмотрения их дел, особенно в случаях тяжких преступлений, а также в случаях, когда ими запрошена такая информация;

b) обеспечения возможности изложения и рассмотрения мнений и пожеланий жертв на соответствующих этапах судебного разбирательства в тех случаях, когда затрагиваются их личные интересы, без ущерба для обвиняемых и согласно соответствующей национальной системе уголовного правосудия;

с) предоставления надлежащей помощи жертвам на протяжении всего судебного разбирательства;

d) принятия мер для сведения к минимуму неудобств для жертв, охраны их личной жизни в тех случаях, когда это необходимо, и обеспечения их безопасности, а также безопасности их семей и свидетелей с их стороны и их защиты от запугивания и мести;

е) предотвращения неоправданных задержек при рассмотрении дел и выполнения постановлений или решений о предоставлении компенсации жертвам.

7. В тех случаях, когда это необходимо, следует использовать неофициальные механизмы урегулирования споров, включая посредничество, арбитраж и суды обычного права или местную практику, с тем чтобы содействовать примирению и предоставлению возмещения жертвам.

Реституция

8. При соответствующих обстоятельствах правонарушители или третьи стороны, несущие ответственность за их поведение, должны предоставлять справедливую реституцию жертвам, их семьям или иждивенцам. Такая реституция должна включать возврат собственности или выплату за причиненный вред или ущерб, возмещение расходов, понесенных в результате виктимизации, предоставление услуг и восстановление в правах.

9. Правительствам следует рассмотреть возможность включения реституции в свою практику, положения и законы в качестве одной из мер наказания по уголовным делам в дополнение к другим уголовным санкциям.

10. В случаях причинения серьезного ущерба окружающей среде реституция, если будет вынесено соответствующее решение, должна включать, насколько это возможно, восстановление окружающей среды и инфраструктуры, замену имущества общины и возмещение расходов, связанных с переселением в тех случаях, когда такой ущерб вызывает необходимость перемещения общины.

11. Когда государственные должностные лица или другие представители, действующие в официальном или полуофициальном качестве, нарушают национальные уголовные законы, жертвы должны получать реституцию от государства, должностные лица или представители которого несут ответственность за причиненный ущерб. В тех случаях, когда правительство, при котором имело место приведшее к виктимизации действие или бездействие, уже не существует, реституция жертвам должна предоставляться государством или правительством-преемником.

Компенсация

12. В тех случаях, когда компенсацию невозможно получить в полном объеме от правонарушителя или из других источников, государствам следует принимать меры к предоставлению финансовой компенсации:

a) жертвам, которые в результате тяжких преступлений получили значительные телесные повреждения или существенно подорвали свое физическое или психическое здоровье;

b) семьям, в частности иждивенцам лиц, которые умерли или стали физически или психически недееспособными в результате такой виктимизации.

13. Следует содействовать созданию, укреплению и расширению национальных фондов для предоставления компенсации жертвам. При необходимости в этих целях могут создаваться и другие фонды, в том числе в тех случаях, когда государство, гражданином которого жертва является, не в состоянии возместить жертве причиненный ей ущерб.

Социальная помощь

14. Жертвам следует оказывать необходимую материальную, медицинскую, психологическую и социальную помощь по правительственным, добровольным, общинным и местным каналам.

15. Следует информировать жертвы о наличии медицинских и социальных услуг и другой соответствующей помощи и обеспечить им полную возможность пользоваться ими.

16. Работникам полиции, системы правосудия, здравоохранения, социальных служб и другому соответствующему персоналу следует проходить подготовку, позволяющую обеспечить понимание ими потребности жертв и руководящих принципов оказания надлежащей оперативной помощи.

17. При предоставлении услуг и помощи жертвам следует уделять внимание тем, кто испытывает особые потребности, обусловленные характером причиняемого ущерба или факторами, упомянутыми в пункте 3, выше.

В. Жертвы злоупотребления властью

18. Под термином «жертвы» понимаются лица, которым индивидуально или коллективно был причинен вред, включая телесные повреждения или моральный ущерб, эмоциональные страдания, материальный ущерб или существенное ущемление их основных прав в результате действия или бездействия, еще не представляющего собой нарушения национальных уголовных законов, но являющегося нарушением международно признанных норм, касающихся прав человека.

19. Государствам следует рассмотреть вопрос о включении в национальные законы норм, запрещающих злоупотребление властью и предусматривающих средства защиты для жертв таких злоупотреблений. В число таких средств следует, в частности, включить право на реституцию и/или компенсацию и необходимую материальную, медицинскую, психологическую и социальную помощь и поддержку.

20. Государствам следует рассмотреть возможность заключения многосторонних международных договоров, касающихся жертв, определение которых приводится в пункте 18.

21. Государствам следует периодически пересматривать существующие законы и практику для обеспечения их способности реагировать на изменяющиеся условия, в случае необходимости принимать и вводить в действие законодательные положения, запрещающие деяния, представляющие собой серьезные виды злоупотребления политической или экономической властью, и содействующие мерам и механизмам предотвращения таких деяний, а также развивать и широко обеспечивать соответствующие права и средства правовой защиты для жертв таких деяний.

Права жертв преступлений будут защищать пр всей Европе

В среду был обнародован новый европейский закон он защите прав жертв преступлений. Совет ЕС одобрил инициативу Еврокомиссии, согласно которой пострадавшие от преступников европейцы и их семьи будут получать защиту во всех странах альянса. Ранее права жертв преступлений предоставлялись только на их родине. С подробностями из Брюсселя наш собственный корреспондент «Вестей ФМ» Регина Севостьянова.

В среду «Официальный журнал» Евросоюза опубликовал новый европейский закон, направленный на расширение прав жертв преступности в Европе. Инициативу Еврокомиссии одобрил Совет Европы, заявила журналистам заместитель председателя Еврокомиссии по вопросам юстиции Вивиан Рединг.

«Было принято историческое решение. Мяч теперь на стороне государств ЕС. Они должны реализовать на практике новые права. Я призываю их скорее скоординировать национальное законодательство с новой директивой ЕС, чтобы ко всем жертвам проявлялось уважение, чтобы их правильно информировали и предоставляли им соответствующую помощь. Мы должны помочь этим людям, дать им шанс. Ведь Европа — демократическая организация».

Основным новшеством является тот факт, что отныне жертвы преступлений, которым в одной из стран ЕС предоставлена охрана, будут защищены на всей территории альянса. Если в ответ на обращение пострадавшего или его опекуна страна выделяет охрану, то и другие страны ЕС должны обеспечить этому лица такой же уровень защиты. До этого времени существовал порядок, согласно которому пострадавший человек охранялся только на территории своего государства. Подобная общеевропейская защита будет применяться в отношении потерпевших от преступлений или тех, кому угрожают физической, психологической или сексуальной расправой. Новый закон также будет оберегать жертв семейного насилия, а также призван помочь предотвратить убийства, нападения, преследования, похищения людей и другие преступления.

Основополагающим документом ЕС в отношении жертв уголовных преступлений является Рамочное решение от 15 марта 2001 года, принятое Советом Евросоюза. В документе даются определения понятиям «жертва», «организация по поддержке потерпевших», «уголовное дело», «производство» и «посредничество в уголовных делах». Это решение обязывает государства-членов ЕС принять правила помощи жертвам уголовных преступлений и признать их права на уважение и признание, право быть услышанным, право получения информации, право на защиту и право на компенсацию.

Новый закон, принятый Советом ЕС, является дополнением к уже существующему. Согласно официальной статистике, ежегодно на территории 27 стран Евросоюза регистрируется 75 млн преступлений, в результате которых один или несколько пострадавших обращаются к властям за защитой.

Популярное

Момо на связи: монстр-вирус пугает пользователей WhatsApp по ночам

Пользователей WhatsApp атакует страшное существо. Оно присылает сообщения, а иногда совершает видеозвонки. И делает всё это поздно ночью.

Права жертв преступлений и злоупотреблений властью и их гарантии в Российской Федерации текст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции 12.00.02 ВАК РФ

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

ГЛАВА 1. Понятие, содержание и юридическая природа прав жертв преступлений и злоупотреблений властью

1.1. Эволюция прав жертв преступлений и злоупотреблений властью 13

1.2. Понятие и содержание прав жертв преступлений и злоупотреблений властью как прав человека 25

1.3. Понятие субъекта прав жертв преступлений и злоупотреблений властью как прав гражданина 35

1.4. Понятие, содержание и юридическая природа прав жертв преступлений и злоупотреблений властью как прав гражданина 46

ГЛАВА 2. Гарантии прав жертв преступлений и злоупотреблений властью

2.1. Внутригосударственные гарантии прав жертв преступлений и злоупотреблений властью 101

2.2. Международные гарантии реализации прав жертв преступлений и злоупотреблений властью 154

ВВЕДЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность темы исследования

Права жертв преступлений и злоупотребления властью закреплены во многих международно-правовых актах, касающихся прав человека.

Основные стандарты в области обеспечения и защиты прав жертв установлены в Декларации ООН «Об основных принципах правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью» (1985 г.) и Конвенции Совета Европы «О компенсации потерпевшим от насильственных преступлений» (19

Регулирование на конституционном уровне отношений между государством и личностью по восстановлению нарушенного противоправным посягательством правового статуса предопределено несколькими факторами, В России права жертв, давно уже признанные основными по содержанию, были закреплены во многих законодательных актах ведущих отраслей советского, а затем российского права. Вторым фактором, повлиявшим на конституционное закрепление прав жертв, явилось признание Россией важности международно-правовых норм для защиты прав и свобод человека. Нормы, содержащие права жертв, были первоначально имплементированы из Декларации ООН в Декларацию прав и свобод человека и гражданина 1991 г. (ст. 33)’ , позднее данное право было включено в Конституцию РФ 1993 г.

Итак, конституционное закрепление прав жертв явилось результатом учета опыта внутригосударственного законодательства СССР и России и имплементации норм о правах жертв, закрепленных в международно-правовых актах.

Актуальность темы диссертационного исследования определяется целым рядом причин.

Во-первых, актуальность данной темы подтверждается прежде всего существованием целого ряда факторов, несущих угрозу правам жертв.

1 Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 1991. — № 52. — Ст. 1865.

1. Серьезное отставание законодательной базы от экономической жизни. Более того, как отмечает Генеральный прокурор РФ Юрий Скуратов «экономическая и правовая реформы шли в автономном режиме. ни по одному закону, регулирующему вхождение экономики в рынок, даже не было проведено надлежащей криминологической экспертизы»1 .

2. Уровень и масштабы преступности стали представлять реальную угрозу национальной безопасности России. Специальные расчеты показывают, что ежегодно последствия преступных посягательств непосредственно ощущают не менее 2 млн. человек, а общее число граждан, так или иначе ощутивших последствия преступности, во много раз превышает этот показатель2.

3. Политические конфликты между федеральной государственной властью и государственной властью субъектов федерации в ряде регионов России, в частности в Чеченской Республике, исторически связаны с массовой депртй^ией народов Северного Кавказа, проводимой в 1941-1944 гг., исправление последствий которой оказалось недостаточно эффективным.

4. Издание в некоторых субъектах РФ (Башкортостан, Ингушетия, Татарстан, Калмыкия и др.) нормативных актов, существенно ограничивающих права человека и противоречащих Конституции РФ и ФЗ РФ, и отсутствие должного реагирования со стороны федеральных органов государственной власти.

5. Неэффективность государственных институтов защиты прав граждан (органов внутренних дел и прокуратуры, суда и др.) провоцирует повторную виктимизацию и распространение самоуправного регулирования конфликтов в виде вооруженной защиты и возмездия как самими жертвами, так и внегосударственными структурами.

Во-вторых, особую значимость тема диссертационного исследования приобретает в контексте обновления российского законодательства и проводимой судебной реформы. В связи с конституционным закреплением прав жертв как прав гражданина актуально рассмот

1 Скуратов Ю. Прокуратура защищает права и свободы граждан // Российская газета. — 1997. — 18 февр.

2 Яни П С. Обеспечение прав потерпевших в уголовном судопроизводстве: Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата наук. — М , 1995. — С. 1-2 реть их через призму прав человека и прав гражданина и выяснить соответствие прав жертв как прав человека и как прав гражданина.

В-третьих, потребность в углубленном изучении прав жертв вызвана недостаточной разработкой этой проблемы с позиций конституционного права.

Общетеоретические подходы к понятию прав человека и гражданина, а также отдельные аспекты конституционного права жертв и его гарантий в науке конституционного права разработали отечественные ученые-правоведы Н.А. Боброва, Н.С.Бондарь, Н.В.Витрук, Л.Д. Воеводин, Э.А. Вологина, Ю.П.Еременко, Т.Д. Зражевская, В.А.Карташкин, Е.И. Козлова, О.С.Колбасов, О.Е.Кутафин, В.А.Кучинский, Е.А. Лукашева, Н И. Матузов, Ф.М. Рудинский, И В. Ростовщиков, М.С. Строгович, Ю.М.Ткачевский, И.Е. Фарбер, М.Д. Шаргородский, В.М.Чхиквадзе, Б.С. Эбзеев, В.А. Юсупов, Ц.А. Ямпольская.

Проблема защиты жертв преступлений всегда вызывала интерес и привлекала внимание ученых в области уголовного права, уголовного процесса и криминологии. Соответственно под этим углом зрения рассматривались различные прикладные аспекты проблематики жертв преступлений, В этом отношении трудно переоценить большой вклад, который внесли в разработку проблемы прав жертв преступлений научные исследования и публикации В.П. Божьева, А Д. Войкова, П С. Дагель, В.А. Дубривного, Л.Д. Кокорева, A.M. Ларина, Я.О. Мотовиловкер, В.Л. Понарина, И.И. Потеружа, Р.Д. Рахунова, В.М. Савицкого, Л.В. Франк, B.C. Шадрина, П С. Яни и др.

В работах Бойцовой Л.В., Безлепкина Б.Т., Лазарева Б.М. рассматривался вопрос восстановления прав жертв политических репрессий.

Различные аспекты прав жертв отражены в работах зарубежных авторов М. Йоутсен, Д.Пиффаут, М. Фрай, М. Хартвиг, Д. Шапланд.

В трудах названных известных правоведов права жертв преступлений и злоупотреблений властью изучались в уголовно-правовом, уголовно-процессуальном, криминологическом, административно-правовом аспектах. Однако утверждать, что тема исследована достаточно полно нельзя. В частности, изучению подвергались только отдельные элементы прав жертв. Такие вопросы, как понятие, содержание данного права, его юридическая природа, система гарантий, по нашему мнению, раскрыты недостаточно полно.

В настоящей работе приняты во внимание достижения российской науки в данной области, однако следует отметить, что права жертв не подвергались исследованию с позиций конституционного и международного права; недостаточно исследовано понятие, содержание и юридическая природа данного права человека и гражданина. Кроме того, мало изученной осталась обширная проблема гарантий реализации данного права.

Решению этих проблем и выработке рекомендаций по дальнейшему усовершенствованию содержания данного права человека и гражданина, разработке системы гарантий и посвящена данная работа.

Цслыо диссертационного исследования является выявление содержания и юридической природы прав жертв преступлений и злоупотребления властью; ; место данного права в системе других прав человека и гражданина; анализ системы его гарантий, обеспечивающих реализацию и защиту данного права.

Для достижения указанной цели необходимо решать следующие задачи:

1) выявить динамику формирования и развития прав жертв;

2) сформулировать понятия «жертва преступления» и «жертва злоупотребления властью»;

3) определить понятие, содержание и юридическую природу прав жертв;

4) выявить соотношение прав жертв как прав человека и как прав гражданина;

5)определить место прав жертв в системе других прав человека и гражданина;

6) выявить систему внутригосударственных и международных гарантий данного права;

7) разработать конкретные предложения по совершенствованию российского законодательства и правоприменительной деятельности в сфере обеспечения и защиты прав жертв.

Предметом исследования являются нормы конституционного, международного, уголовного, уголовно-процессуального, гражданского, гражданско-процессуального, исполнительного, административного прав, закрепляющие права жертв, гарантии этого права.

Методология и методика исследования

Методологической основой исследования для диссертанта стала научная теория прав человека и правового государства, конституционного, международного права и других юридических наук.

В качестве методов познания использовались методы логического, исторического, сравпитслыю-правового, конкретно-социологического и системного анализа.

Нормативной основой написания работы явились, во-первых, такие международно-правовые документы, как Всеобщая Декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, материалы Конгрессов ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, нормы международного гуманитарного права, Декларация ООН «Об основных принципах правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью» и Конвенция Совета Европы «О компенсации потерпевшим от насильственных преступлений^ Конституция Российской Федерации 1993 г. Диссертант подверг анализу отраслевое законодательство (как отечественное, так и зарубежное), ведомственные нормативные акты, затрагивающие аспекты реализации рассматриваемого права.

Кроме того, частью теоретико-эмпирической базы диссертации явились информационно-аналитические издания ООН, отдельные положения доклада Генерального прокурора РФ о состоянии законности и правопорядка в РФ и работе органов прокуратуры в 1997 г., статистические отчеты Министерства юстиции РФ о деятельности судов РФ за 1996 г. и 1997 г.

В ходе работы над диссертацией осуществлялся частичный сбор и анализ эмпирического материала, судебной практики судов общей юрисдикции Волгограда и Волгоградской области, практики Волгоградской областной комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий; практики Миграционной службы при администрации Волгоградской области; практики Отделения по обеспечению реабилитации жертв политических репрессий Информационного Центра УВД Волгоградской области.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые было исследовано понятие, содержание и особенности реализации прав жертв на основе сравнительного анализа современного российского законодательства с международно-правовыми актами в области прав человека. В результате по-новому сформулированы следующие аспекты данного права:

1) понятие «злоупотребление властью», а также определены понятия: «жертвы преступления» и «жертва злоупотребления властью»;

2) понятие, содержание и юридическая природа прав жертв преступлений и злоупотребления властью как прав человека и как прав гражданина, выявлено их различие и сходство;

3) на основе норм международного права в области прав человека выявлено происхождение прав жертв как прав человека;

4) определено место исследуемого права в системе других прав человека и гражданина;

5) понятие системы гарантий прав жертв и раскрыто содержание каждой гарантии, в частности, исследованы конституционно-правовые, уголовные, уголовно-процессуальные, гражданско-правовые, административные и иные гарантии данного права;

6) впервые дан подробный системный анализ международных гарантий прав жертв, проанализирован ряд международных документов;

7) разработаны рекомендации по дальнейшему совершенствованию российского законодательства в сфере реализации права.

На защиту выносятся следующие выводы и положения, содержащиеся в диссертационном исследовании:

1. Основой теоретического подхода к понятию прав жертв преступлений и злоупотреблений властью как прав человека является признание данного права в качестве естественного и неотъемлемого. Права жертв преступлений и злоупотреблений властью — это система субъективных прав, предусматривающая возможность восстановления правового статуса личности, нарушенного противоправным деянием, а также гарантирующая все основные права и свободы человека. Содержание исследуемого права включает пять основных элементов: право на справедливое обращение; право на доступ к правосудию; право на возмещение вреда от причинитсля вреда или от лиц, несущих материальную ответственность за его поведение; право на финансовую компенсацию причиненного ущерба за счет государства; право на получение социальной помощи. Каждый из элементов характеризуется присущими ему особенностями, которые могут быть клаф1фицнрованы по субъектам права, по формам осуществления, по времени возникновения и прекращения, степени возможного правомерного ограничения.

2. Государство, включая нормы права о правах жертв в национальное законодательство, придает им качество прав гражданина. В то же время права жертв как права человека и как права гражданина различаются по субъекту и средствам защиты.

3. Понятие субъектов прав жертв как прав человека впервые сформулировано в Декларации ООН 1985 г., авторы которой отказались от любой дискриминации в вопросе наделения лиц правами жертв и призвали к такому подходу все государства. Субъектов прав жертв злоупотребления властью составители Декларации выделили в самостоятельную категорию жертв. Критерием отграничивающим понятия: «жертва преступления» и «жертва злоупотребления властью» является основание для признания лица жертвой.

4. Деяние, которое еще не нарушает уголовное законодательство государства, но нарушает международно признанные нормы, провозглашающие права и свободы человека, независимо от того, присоединилось ли государство к международно-правовому акту, провозглашающему права человека или пег, а также деяние, нарушающее уголовно-правовые запреты, содержащиеся в нормах международных договоров, ратифицированных СССР (РФ), в соответствие с которыми уголовное законодательство на момент совершения деяния приведено не было, является основанием для признания лица субъектом прав жертв злоупотребления властью.

5. К общим признакам субъекта прав жертв преступлений и злоупотреблений властью относятся следующие:

— жертвой может быть как индивидуальный субъект, так и коллективный;

— жертвой может быть как гражданин РФ, так и иностранец и лицо без гражданства;

— жертва — это лицо, которому причинен физический, имущественный или моральный вред, а равно лицо, в отношении которого создана угроза причинения такого вреда;

— субъектом прав жертв, в случае смерти непосредственной жертвы, могут выступать близкие родственники жертвы, иждивенцы.

6. Жертвы злоупотребления властью теоретически обладают всем комплексом прав жертв преступлений. Однако, каждый из элементов характеризуется присущими ему особенностями, которые могут быть квалифицированы по субъектам права, по формам осуществления, по времени возникновения и прекращения.

7. Права жертв преступлений злоупотреблений властью как права гражданина — это система субъективных прав, предусматривающая возможность восстановления правового статуса лица, понесшего вред в результате деяния, запрещенного УК РФ под угрозой наказания или деяния, которое еще не нарушает уголовное законодательство государства, но нарушает международно признанные нормы, провозглашающие права и свободы человека (либо нарушающего уголовно-правовые нормы международных договоров, ратифицированных СССР (РФ), в соответствии с которыми уголовное законодательство, на момент их совершения, приведено не было) при помощи системы внутригосударственных органов по защите прав личности, а также гарантирующая все основные права и свободы человека.

8. Отношения, возникающие в сфере реализации прав жертв, характеризуются отсутствием должной правовой регламентации, а также неэффективностью законодательного механизма защиты прав. В работе дан анализ действующего российского законодательства в области реализации прав жертв, внесены конкретные предложения по его оптимизации с учетом имеющегося зарубежного опыта и общепризнанных международных стандартов.

9. В системе гарантий прав жертв можно выделить влияние политических, экономических, социальных, духовных и правовых гарантий, обеспечивающих реализацию и защиту практически всех прав человека и гражданина, так и действие специальных политических, экономических, правовых и иных гарантий, обеспечивающих осуществление конкретного права. Права жертв обеспечиваются не только системой внутригосударственных, но и международных гарантий.

10. Права жертв в настоящий момент являются недостаточно четко зафиксированными в международном праве. Основные элементы прав жертв содержатся в Декларации ООН 1985 г., в связи с тем, что данный международный документ носит рекомендательный характер, предлагается принятие Международной конвенции о правах жертв преступлений и злоупотреблений властью, а в рамках СНГ — Соглашение о правах жертв.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Теоретическая значимость представленной диссертации определяется тем, что данная работа должна восполнить пробел в конституционном и международном праве, существующий в настоящее время. Поскольку предлагаемое исследование основано на анализе как отечественного, так и международного законодательства, оно позволяет углубить представление о содержании и формах реализации прав жертв, о системе гарантий; дает возможность в теоретическом аспекте выявить различия между содержанием прав жертв как прав человека и как прав гражданина, а также выявить различия между гарантиями прав человека и прав гражданина.

Практическая значимость исследования определяется тем, что и в международном, и в конституционном праве рассматриваемые вопросы нуждаются в дальнейшей разработке и в законодательстве, и в практическом деятельности. Для науки международного права значение данной работы заключается в том, что в ней анализируются проблемы имплементации международно-правовых норм о правах жертв в российское законодательство. Для конституционного права рассмотрение данной проблемы важно потому, что в ней предложены некоторые рекомендации по усовершенствованию конституционно-правового регулирования проблем реализации прав жертв преступлений и злоупотребления властью.

В диссертации исследуется положение жертвы преступления в уголовном и уголовно-процессуальном праве и предложены некоторые рекомендации по совершенствованию 4 правового регулирования реализации прав жертв в данных отраслях права. Сделанные рекомендации могут быть использованы в правотворческой деятельности, направленной на совершенствование действующего уголовного, уголовно-процессуального и административного законодательства; в практике правоохранительных органов.

Разработанные подходы к понятию и содержанию прав жертв преступлений и злоупотреблений властью могут быть использованы в научных исследованиях, в системе вузовского образования, в пропаганде правовых знаний среди населения.

Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры конституционного и административного права Волгоградской академии государственной службы; нашли свое отражение в опубликованных статьях.

ВЫВОД ДИССЕРТАЦИИ

Результаты проведенного научного исследования прав жертв преступлений и злоупотребления властью позволяют сформулировать ряд теоретических выводов и практических рекомендаций по совершенствованию российского законодательства в области реализации и защиты данного права.

1. Процесс формирования прав жертв шел в несколько этапов. Первый этап ознаменовался провозглашением прав жертв нарушений основных прав и свобод в международных документах универсального характера в период с 1948 по 1966 годы. В первых документах ООН и Совета Европы рассматриваемое право входило в состав права на эффективные средства правовой защиты, оно возникло как гарантии всех основных прав и свобод. В дальнейшем вычленились два вида прав жертв: право на доступ к механизмам правосудия и право на получение возмещения от причинителя вреда или от лиц, несущих материальную ответственность за его поведение.

На втором этапе, в период с середины 60-х годов до середины 80-х годов, эволюция прав жертв идет по пути выявления новых видов жертв и формирования их прав в международных документах специализированного характера.

Третий этап ознаменовался принятием Декларации ООН «Об основных принципах правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью» (1985 г.) и Конвенции Совета Европы «О компенсации потерпевшим от насильственных преступлений» (1988 г.).

Международно-правовые документы специализированного характера, принятые в конце 80-х — первой половине 90-х годов, свидетельствуют о том, что процесс формирования прав жертв далек от завершения и во многом это связано с появлением новых видов нарушений прав человека. Права жертв (как естественные права человека) формировались и поныне формируются по мере объективною роста потребностей человека и осмысления им неотъемлемости тех или иных благ.

2. Права жертв преступлений и злоупотреблений властью как права человека — это система субъективных прав, предусматривающая возможность восстановления правового статуса личности, нарушенного противоправным деянием, а также гарантирующая все основные права и свободы человека. Исследуемое право состоит из пяти элементов: право на справедливое обращение, право на доступ к правосудию; право на возмещение вреда от при-чинителя вреда или от лиц, несущих материальную ответственность за его поведение; право на финансовую компенсацию причиненного ущерба за счет государства; право на получение социальной помощи.

Материальное содержание права на справедливое обращение состоит из двух правомочий; право на сострадание и права на достоинство.

Право жертв преступлений на доступ к правосудию включает следующие субъективные права-элементы; право требовать пресечения готовящихся или совершаемых против жертвы преступных деяний; право требовать привлечения виновного к уголовной ответственности; право участвовать в уголовном преследовании; право отстаивать свои законные интересы при обвинении жертвы в противоправном или аморальном поведении.

Элементами права на возмещение вреда являются следующие правомочия: право на возврат собственности; право на возмещение стоимости утраченного имущества; право на возмещение расходов, понесенных в результате виктимизации; право на предоставление услуг; право на восстановление в правах.

Право на финансовую компенсацию причиненного ущерба за счет государства включает в себя следующие правомочия: право на финансовую компенсацию материального ущерба непосредственно жертве, которой причинено тяжкое телесное повреждение или у которой существенно подорвано физическое или психическое здоровье в результате тяжкого преступления; право на получение финансовой компенсации семьями, в частности иждивенцами лиц, которые умерли или стали физически или психически недееспособными, в результате тяжкого преступления.

Элементами права на получение социальной помощи являются: право на информацию о наличии социальной помощи из правительственных, добровольных, общинных и местных каналов; право на получение материальной помощи; право на получение медицинской помощи; право на получение психологической помощи; право на получение социальной помощи; право на получение информации о своих правах и помощи во время судопроизводства; право на получение информации для предотвращения виктимизации.

3. Понятие субъектов прав жертв как прав человека впервые сформулировано в Декларации ООН 1985 года, авторы которой отказались от любой дискриминации в вопросе наделения лиц правами жертв и призвали к такому подходу все государства. Субъектов прав жертв злоупотребления властью составители Декларации выделили в самостоятельную категорию жертв. Хотя в документе не дается исчерпывающее определение понятия «злоупотребление властью», из сравнительного анализа его положений следует, что в международном праве под злоупотреблением властью понимается общественно опасное деяние, некримина-лизированное в национальном уголовном законодательстве, но являющееся нарушением, международно признанных норм в области прав человека.

4. К признакам субъекта прав жертв преступлений и злоупотреблений властью как прав гражданина относятся следующие:

— жертва может быть как физическим, так и юридическим лицом;

— жертвой может быть как гражданин РФ, так и иностранные, а также лицо без гражданства;

— субъектом прав жертв в случае смерти непосредственной жертвы могут выступать близкие родственники жертвы, иждивенцы

Признаком, который отличает субъекта прав жертв от субъектов иных прав, является основание для признания лица жертвой Кроме того, основание для признания лица жертвой является критерием, отграничивающим понятие «жертва преступления» и «жертва злоупотребления властью».

Основанием для признания лица жертвой злоупотребления властью является деяние, которое еще не нарушает уголовное законодательство государства, но нарушает международно признанные нормы, провозглашающие права и свободы человека, не зависимо от того,, присоединилось ли государство к международно-правовому акту предусматривающему права человека или нет, а также деяние, нарушающее уголовно-правовые запреты,, содержащиеся в нормах международных договоров, ратифицированных СССР (РФ), в соответствие с которыми уголовное законодательство на момент совершения деяния приведено не было.

Жертвами преступления признаются физические и юридические лица, которым причинен физический, имущественный или моральный вред, а равно лица, интересы которых поставлены под угрозу причинения такого вреда деянием, запрещенным УК РФ под угрозой наказания, а также близкие родственники и иждивенцы в случае смерти непосредственной жертвы.

Соответственно, жертвами злоупотребления властью являются лица, которым причинен физический, имущественный и моральный вред, а равно лица, чьи интересы поставлены под угрозу причинения такого вреда деянием, которое еще не нарушает уголовное законодательство государства, но нарушает международно признанные нормы, провозглашающие права и свободы человека, либо деянием, нарушающим уголовно-правовые запреты, содержащиеся в нормах международных договоров, ратифицированных СССР (РФ), в соответствие с которыми на момент совершения деяния УК РФ приведен не был.

Права жертв преступлений и злоупотребления властью как право гражданина — это система субъективных прав, предусматривающая возможность восстановления правового статуса лица, понесшего вред в результате деяния, запрещенного УК РФ под угрозой наказания или деяния, которое еще не нарушает уголовное законодательство государства, но нарушает международно признанные нормы, провозглашающие права и свободы человека (либо нарушающего уголовно-правовые нормы международных договоров, ратифицированных СССР (РФ), в соответствии с которыми уголовное законодательство, на момент их совершения, приведено не было) при помощи системы внутригосударственных органов по защите прав личности, а также гарантирующая все основные права и свободы человека.

5. Сравнивая понятия и содержание прав жертв как прав человека и как прав гражданина, следует отметить, что данные права различаются по субъекту и средствам обеспечения и защиты.

Сформулированное в ст. ст. 52 и 53 Конституции РФ и отраслевом законодательстве данное право в целом не противоречит позиции международного сообщества по данному вопросу.

В теоретическом смысле права жертв как права гражданина состоят из тех же элементов, что и права жертв как права человека.

Анализ норм Конституции и отраслевого законодательства позволяет сделать следующие выводы:

1. Используемый в ст. 52 Конституции РФ термин «обеспечение» по своему смысловому содержанию соответствует гарантированию. Соответственно, обязанности государства гарантировать возможность получения жертвой возмещения ущерба корреспондируется право жертв на получение возмещения причиненного ущерба от причинителя вреда или лиц, несущих материальную ответственность за его поведение, а не право жертв на финансовую компенсацию причиненного ущерба за счет государства.

2. В нормах Конституции и отраслевого законодательства, по сравнению с международными стандартами, содержание прав жертв как прав гражданина закреплено не полностью. Во-первых, не закреплено право на справедливое обращение. Во-вторых, право на получение финансовой компенсации за счет государства закреплено в нормативно-правовых актах, изданных по конкретному поводу причинения вреда в результате преступных деяний, действие которых не может быть распространено на иные жертвы преступлений, также данное право распространяется на жертв терроризма. В-третьих, право на получение социальной помощи (в виде материальной помощи) закреплено для жертв преступлений, которым причинен вред жизни или здоровью при исполнении трудовых обязанностей и за жертвами террористических актов. Что касается жертв злоупотребления властью, то имеющиеся нормативно-правовые акты предусматривают механизм реализации прав жертв от конкретных, уже имевших место злоупотреблений властью и их действие не может быть распространено на иные виды злоупотреблений властью. В частности, у жертв злоупотребления властью закреплены права: право на доступ к правосудию; право на возмещение вреда от причинителя вреда или от лиц, несущих материальную ответственность за его поведение; право на социальную помощь.

3. Жертвы злоупотребления властью теоретически обладают всем комплексом прав жертв преступлений. Однако в содержании отдельных правомочий, составляющих в совокупности содержание прав данной категории жертв, существуют определенные особенности. Если жертва преступления при реализации права на доступ к правосудию опосредует нарв-ственно-психологический интерес, заключающийся в восстановлении справедливости, которая в данном случае понимается как осуждение, наказание лица, виновного в причинении вреда и освобождении от уголовной ответственности невиновного, то жертва злоупотребления властью, обращаясь в органы правосудия преследует цель реабилитировать себя ; установить факт причинения вреда, в результате деяния, еще не криминализированного в национальном уголовном законодательстве, но нарушившего общепризнанные нормы, международного права.

В случае причинения вреда в результате деяния, нарушающего уголовно-правовые запреты, содержащиеся в нормах международных договоров, ратифицированных СССР (РФ), в соответствие с которыми уголовное законодательство России на момент их совершения приведено не было, жертва имеет право на возмещение причиненного ущерба за счет государства. При этом ответственность государства возникает как результат необеспечения ответственности физического лица в рамках внутригосударственного уголовного права, т.е. невыполнения своих договорных обязательств.

4. Чтобы пользоваться рассматриваемым правом, необходимо не только по закону, но и фактически обладать им. Юридическим фактом, влекущим возникновение данного права, является либо преступление, либо злоупотребление властью.

Общим у всех элементов исследуемого права является то, что стадия общего состояния права не совпадает со стадией обладания.

Стадия готовности права жертв преступлений на доступ к правосудию — это обращение лица в органы расследования или суд с просьбой привлечь виновного к уголовной ответственности.

Стадия готовности права жертв преступлений на возмещение вреда — обращение жертвы к правонарушителю с требованием добровольно возместить причиненный вред, а в случае отказа — заявление гражданского иска.

Возможность приступить к непосредственной реализации права на доступ к правосудию у жертв преступления наступает с момента вынесения должностным лицом правоохранительных органов постановления (определения) о признании лица потерпевшим в уголовно-процессуальном смысле. Данный законодательный порядок неправомерен, т. к. стадия готовности и непосредственной реализации данного правомочия объективно совпадают.

Юридическим фактом, прекращающим право на доступ к правосудию, является вынесение органом расследования или судом решения о признании лица виновным или невиновным в форме обвинительного (оправдательного) приговора по истечении срока на кассационное обжалование либо в форме постановления о прекращении дела по истечении срока на обжалование. Хотя объективно в случае признания причинителя вреда виновным данное правомочие прекращается с момента окончания реализации преступником уголовной ответственности.

Стадия непосредственной реализации права на возмещение вреда (как у жертв преступления, так и у жертв злоупотребления властью) совпадает со стадией прекращения права, т.к. непосредственное пользование благом наступает только с момента восстановления правового статуса.

Право на доступ к правосудию может быть реализовано только в ограниченном числе случаев вне конкретных правоотношений, в то время как право на возмещение вреда может быть осуществлено как в правоотношениях, так и вне их, когда причинитель вреда (или третьи лица) добровольно возместят жертве вред, кроме случаев причинения вреда должностным лицом государственного органа.

Конкретизация в субъективных отраслевых правах не единственная форма осуществления прав жертв, некоторые элементы данного права (например, право на получение социальной помощи) могут быть реализованы без такой конкретизации, т.е. непосредственно.

Тем не менее большинство правомочий, составляющих содержание прав жертв, для своей реализации требуют не только благоприятных условий, но и подкрепленной эффективными средствами активной деятельности как государства, его органов, общественных организаций, так и самих граждан.

5. В системе гарантий прав жертв можно выделить влияние политических, экономических, социальных, духовных и правовых гарантий, обеспечивающих реализацию и защиту практически всех прав человека и гражданина, так и действие специальных политических, экономических и т.п. гарантий, обеспечивающих осуществление конкретного права. Их анализ позволяет выявить «слабые» стороны действующего механизма и внести определенные предложения по его совершенствованию. В качестве социально-экономического механизма прав жертв необходимо создать государственный фонд компенсации жертвам тяжких насильственных преступлений и систему социальной защиты и специализированной помощи как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации и органов местного самоуправления, предусмотрев в соответствующих бюджетах раздел «Программа социальной защиты и специализированной помощи жертвам».

Юридические гарантии прав жертв взаимосвязаны и представляют собой единую систему, состоящую из международно-правовых, конституционных, уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, гражданско-правовых, гражданско-процессуальных, административно-правовых и исполнительных гарантий.

Основные элементы прав жертв содержатся в Декларации ООН «Основные принципы правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью». В связи с тем, что данный международный документ носит рекомендательный характер, предлагается принятие Международной конвенции о правах жертв преступлений и злоупотреблений властью, а в рамках СНГ — Соглашение о правах жертв.

Предлагается принять федеральный закон о правах жертв злоупотребления властью, в котором законодательно определить понятие субъектов прав жертв данной категории, конкретизировать их права и закрепить механизм их реализации и защиты.

Целесообразно рассмотрение законодателем вопроса об отнесении к сфере деятельности административной юстиции полномочий по восстановлению правового статуса жертв злоупотребления властью.

Необходимо ввести в Общую часть УК РФ материально-правовое понятие «жертва преступления» и закрепить в специальной главе Общей части УК весь комплекс прав жертв преступления. Право на доступ к правосудию сформулировать в следующей редакции: «Жертва вправе требовать пресечения готовящихся или совершаемых против нее преступных действий. Жертва имеет право требовать привлечения виновного к уголовной ответственности в порядке, предусмотренном УПК РФ. Жертва вправе отстаивать свои законные интересы при обвинении ее в противоправном или аморальном поведении. Жертва вправе требовать освобождения от уголовной ответственности лица, совершившего деяния, предусмотренные в ст. ст. 27 и 271 УПК, если деяние причинило вред исключительно ей».

Предлагается необходимым установить в Общей части УК РФ норму, закрепляющую правило, согласно которому жертвы тяжких преступлений, в результате которых вред причинен жизни или здоровью, а также жертв преступлений, совершенных по политическим мотивам, имеют право на компенсацию причиненного ущерба за счет государства в полном объеме.

В целях обеспечения права на доступ к правосудию необходимо расширить круг деяний, ответственность за которые возможна лишь с учетом позиции жертвы преступления, и дополнить Общую часть УК нормой, в которой будут указаны составы конкретных преступлений, ответственность за которые может наступить только при наличии требования жертвы преступления, в случае если вред в результате преступления не причинен иным гражданам, обществу и государству.

Целесообразно восстановить в УК РФ меру наказания в виде возложения обязанности загладить причиненный вред либо ввести как меру уголовного наказания возмещение вреда.

В уголовно-процессуальном законодательстве предлагается в ст. 9 УПК определить условия, на которых может основываться возможный отказ должностных лиц органов расследования и суда выполнить волю потерпевшего и прекратить уголовное преследование в отношении лица, впервые совершившего преступление небольшой тяжести и примиривще-гося с потерпевшим, загладив причиненный вред; закрепить право жертв участвовать в формулировании обвинения на досудебных стадиях; исключить стадию возбуждения уголовного дела; вменить судам в обязанность уведомлять жертв преступления о рассмотрении в судебном заседании вопросов, связанных с исполнением приговора во всех случаях, а не только когда вопрос касается исполнения приговора в части гражданского иска.

В целях обеспечения права на возмещение вреда целесообразно в ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» установить правило, согласно которому в случае отсутствия сведений о месте нахождения должника по исполнительным документам о возмещении вреда, причиненного преступлением, судебный пристав-исполнитель обязан по своей инициативе вынести постановление о розыске должника, который осуществляется за счет государства.

БИБЛИОГРАФИЯ ДИССЕРТАЦИИ

1. Международные и зарубежные нормативные акты, соглашения и рекомендации

2. Всеобщая Декларация прав человека // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М.: Международные отношения, 1989. -С. 413-419.

3. Международный пакт о гражданских и политических правах // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М.: Международные отношения, 1989. — С. 302-320.

4. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах // Права человека. Международный билль о правах человека. Нью-Йорк: Издание Департамента общественной информации ООН, 1988. — С. 53-58.

5. Устав ООН. Принят 26 июня 1945 г. // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М.: Международные отношения, 1989. -С.126-128.

6. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от9 декабря 1948 г. // Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. -М.: Юридическая литература, 1990. С. 134-138.

7. Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны от12 августа 1949 г. // Женевские конвенции от 12 августа 1949 года и Дополнительные протоколы к ним. М.: Международный Комитет Красного Креста, 1994. — С. 137-211.

8. Декларация о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Утверждена Резолюцией 1904(ХУШ) ГЛ ООН 20 ноября 1969 г. // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М.: Международные отношения, 1989. -С. 429-432.

9. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. // Права человека: Сборник универсальных и региональных международных документов. М.: Изд. МГУ, 1990. — С. 85-117.

10. Рекомендация Р (85)11 Комитета Министров государств-членов Совета Европы по положению потерпевших в рамках уголовного права и процесса 1985 г. // Российская юстиция. 1997. — № 7.

11. Рекомендация Р(87)21 Комитета Министров государств-членов Совета Европы о помощи потерпевшим и предотвращении виктимизации от 1987 г. //Российская юстиция. -1997. -№ 7.

12. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе: Хельсинки. 30 июля 1 августа 1975г. — М,: Международные отношения, 1985. — 80 с.

13. Парижская хартия для новой Европы. Итоговый документ общеевропейской встречи Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе // Правда. 23 ноября 1990.

14. Американская конвенция прав человека // Права человека: Сборник универсальных и региональных международных документов. М.: Изд. МГУ, 1990. — С. 143-166.

15. Африканская хартия прав человека и народов 1981 г. // Права человека: Сборник универсальных и региональных международных документов. М.: Изд. МГУ, 1990. — С. 166-179.

16. Заявление Председателя 51-й сессии Комиссии ООН по правам человека. «Положение в области прав человека в Чеченской Республике» (Женева, 27 февраля 1995 г.) // Права человека в России международное измерение. — М.: Права человека, 1995. — С. 183-184.

17. Конституция Российской Федерации. М., 1993. — 62 с.

18. О Конституционном Суде РФ. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. //Собрание законодательства РФ. -1994. -№ 13. -Ст. 1447.

19. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 опт 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. -№ 32. — Ст. 3301.

20. Гражданский кодекс Российской Федерации. 4.2. от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Российская газета. 6-8, 10 февраля 1996 г.

21. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 64-13 // Российская газета. 18-20, 25 июня 1996 г.

22. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ // Российская газета. 16 января 1997 г.

23. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. Официальный текст по состоянию на 1 февраля 1997 года. Издательская группы ИНФРА. — М.: НОРМА, 1997 г.

24. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР: Официальный текст по состоянию на 1 марта 1997 года. Издательская группа ИНФРА. — М.: НОРМА, 1997.

25. Закон РФ «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 г. № 130-Ф3 // Российская газета. 4 августа 1998 г.

26. О реабилитации жертв политических репрессий. Закон РСФСР от 18 октября 1991 г. Официальный текст опубликован по состоянию на 1 апреля 1994 г. // Домашний адвокат. -1994. № 17(74). — С. 23-27.

27. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» от 4 ноября 1995г. № 166-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. -№ 45. — Ст. 4242.

28. Закон РСФСР «О милиции» от 18 апреля 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991 — № 16. — Ст. 503.

29. Закон РФ «Об органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации» от 12 апреля 1995 г. № 40-13 // Российская газета. -12 апреля 1995 г.

30. Закон РФ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» от 25 апреля 1995 г. № 46-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. — № 17. — Ст. 1455.

31. Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144—ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. — № 33. Ст. 3349.

32. Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. — № 47. — Ст. 4472.

33. Закон РФ «О федеральном бюджете на 1997 год» от 26 февраля 1997 г. № 29-ФЗ // Российская газета. -4 марта 1997 г.

34. Закон РФ «Об исполнительном производстве» Закон РФ от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. — № 30. — Ст. 3591.

35. Закон РФ «О федеральном бюджете на 1998 год» от 26 марта 1997 г. № 42-ФЗ // Российская газета. 31 марта 1998 г.

36. Указ Президента РФ «О мерах по реабилитации калмыцкого народа и государственной поддержке его возрождения и развития» от 25 декабря 1993 г. № 2290 // Собрание законодательства РФ. 1994. -№ 1.-Ст. 8.

37. Указ Президента РФ «О мерах по реабилитации балкарского народа и государственной поддержке его возрождения и развития» от 3 марта 1994 г. № 338 // Собрание законодательства РФ. 1994. -№ 10. — Ст. 776.

38. Указ Президента РФ «О мерах по реабилитации карачаевского народа и государственной поддержке его возрождения и развития» от 30 мая 1994 г. № 1107 // Собрание законодательства РФ 1994. — № 6 — Ст. 586.

39. Указ Президента РФ «Об оказании материальной помощи семьям погибших (умерших) и гражданам, получившим увечье в ходе ликвидации попытки вооруженного государственного переворота 3-4. октября 1993 г. в г. Москве» от 7 октября 1993 г. № 1596 //

40. Собрание Актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. — № 41. -Ст. 3917.

41. Указ Президента РФ «Об оказании помощи лицам, ставшим жертвами террористического акта в г. Буденовске Ставропольского края» Указ Президента РФ от 19 июня 1995 г. № 579 // Собрание законодательства РФ. 1995. 26. — Ст. 2477.

42. Указ Президента РФ «О дополнительных компенсационных выплатах лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике» 5 сентября 1995 г. // Собрание законодательства РФ. 1995- № 37. — Ст. 3586.

43. Указ Президента РФ «О мерах по осуществлению территориальной реабилитации репрессированных народов» от 16 сентября 1995 г. № 948 // Собрание законодательства РФ. 1995. -№39. — Ст. 3752.

44. Указ Президента РФ «Об оказании помощи лицам, ставшим жертвами террористического акта в Республике Дагестан и мерах по ликвидации его последствий» от 23 января 1996 г. № 85 // Собрание законодательства РФ. 1996. — № 5. — Ст. 456.

45. Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по реабилитации жертв политических репрессий» от 23 апреля 1996 г. № 602 // Собрание законодательства РФ. 1996. — № 18. — Ст. 2114.

46. Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по реабилитации лиц, репрессированных в связи с участием в событиях в г. Новочеркасске в июне 1962 г.» от 8 июня 1996 г. // Собрание законодательства РФ. 1996. — № 24. — Ст. 2888.

47. Положение о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий. Утверждено Постановлением Правительства Ш 3 мая 1994 г. //Собрание законодательства РФ. 1994. — № 3,- Ст. 216.

48. Постановление Правительства РФ «О погребении реабилитированных лиц в случае их смерти за счет государства» от 1 июня 1994 г. № 616 // Собрание законодательства РФ 1994. — № 6-Ст. 615.

49. Постановление Правительства РФ «Об оказании помощи лицам, ставшим жертвами террористического акта в г. Буденовске Ставропольского края» от 19 июня 1995 г. № 579 // Собрание законодательства РФ. 1995. — № 26. — Ст. 2477.

50. Постановление Правительства РФ «Об оказании помощи лицам, ставшим жертвами террористического акта в январе 1996 г. в Республике Дагестан» от 23 января 1996 г. № 58 // Собрание законодательства РФ. 1996. — № 5. — Ст. 483.

51. Постановление Правительства РФ «О мерах социальной защиты лиц, привлеченных к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом» от 22 января 1997 г. № 58 // Собрание законодательства РФ. 1997. — № 1.

52. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности части пятой статьи 209 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР от 13 ноября 1995 г. // Российская газета. 28 ноября 1995 г.

53. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» // Российская газета. 8 февраля 1995г.

54. О работе судов Российской Федерации в 1-м полугодии 1996 г.// Российская юстиция. 1997. -№ l.

55. О работе судов Российской Федерации в 1-м полугодии 1997 г.// Российская юстиция. 1997,- № 12.

56. Доклад Генерального прокурора РФ о состоянии законности и правопорядка в стране и работе органов прокуратуры в 1997 г. // Российская юстиция. 7 апреля 1998 г.

57. I. Словари, монографии, учебники

58. Александрова 3. Е. Словарь синонимов русского языка /Ред. А. А. Четко. М.: Советская Энциклопедия, 1968 . — 600 с.

59. Владимир Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. 1. М.: Русский язык, 1989.-699 с.

60. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Ред. Н.Ю. Шведова,- М.: Русский язык, 1990.-921 с.

61. Словарь русского языка. В 4 т. Т. 1. /Ред. А.П. Евгеньев,- М.: Русский язык. 1981.- 698 с.

62. Александров С. А. Правовые гарантии возмещения ущерба в уголовном процессе: Учебное пособие.- Горький: Горьковская высшая школа МВД СССР, 1976. 124 с.

63. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. -М.: ИНФРА-М, 1996. 512 с.

64. Белякова A.M. Возмещение причиненного вреда. М.: Изд. МГУ, 1979. — 102 с.

65. Божьев В.П. Уголовно-процессуальные отношения,—М. 1975.

66. Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность,- М., 1976. 215 с.

67. Воеводин Л.Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. М.: МГУ, 1972, -300 с.

68. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: Учебное пособие. М.: Изд. МГУ, 1997. -304 с.

69. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель /Под ред. О. М. Козырь, А.Л. Маковского, С.А. Хохлова,-М.; Международный центр финансово-экономического развития, 1997. 704 с.

70. Гулиев В.Е., Рудинский Ф.М. Социалистическая демократия и личные права. М.: Юридическая литература, 1984. — 190 с.

71. Действующее международное право: В 3 т. / Составители Ю.М. Колосов и И. С. Кривчикова. Т. 3. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1997.

72. Еременко Ю.П. Советская конституция и законность. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1982. — 161 с.

73. Еременко Ю.П. Предмет Российского конституционного права. Ростов-на-Дону: РВШ МВД РФ, 1996. — 50 с.

74. Защита прав потерпевшего в уголовном процессе. Коллектив авторов (сравнительное исследование) / Отв. ред. A.M. Ларин. М.: Изд. Наука, 1993. — 244 с.

75. Зинатуллин 3.3. Возмещение материального ущерба в уголовном процессе,- Казань: Изд. Казанского университета, 1974,- 99 с.

76. Зинченко С.А., Бондарь Н.С. Собственность Свобода-Право. — Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1995. — 160 с.

77. Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М.: Изд. ИГиП РАН, 1995. — 136 с.

78. Ю.вашиц В.Е., Вавилова Л.В. Зарубежное законодательство и практика защиты жертв преступлений. М.: ВНИИ МВД России, 1996. -128 с.

79. Конституция Российской Федерации. Комментарий / Ред. Б.Н. Топорнин, Ю.М. Батурин, Р.Г. Орехов. М.; Юридическая литература, 1994. — 624 с.

80. Куцова Э.Ф. Гарантии прав личности в советском уголовном процессе. М.: Юридическая литература, 1973. — 199 с.

81. Льготы и компенсации для жертв политических репрессий: Документы Комментарии. Разъяснения. -М.: Изд. Библиотечка «Российской газеты», 1997.- №» 4.

82. Матузов Н.И. Личность. Права. Демократия: Теоретические проблемы субъективного права. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1972. — 290 с.

83. Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. М.: Юридическая литература, 1990. — 672 с.

84. Новое Уголовное право России. Особенная часть: Учебное пособие. М.: Зерцало, ТЕИС, 1996.- 391 с.

85. Обеспечение прав и свобод в международном праве. М.: Изд. ИНИОН, 1987.208 с.

86. Общая теория прав человека / Ред. Е.А. Лукашева. М.: Изд. НОРМА, 1996.520с.

87. Основные сведения об Организации Объединенных Наций. М.: Юридическая литература, 1995. — 312 с.

88. Поляков И.Н. Ответственность пб обязательствам вследствие причинения вреда. М.: Юридическое бюро «Городец», 1998. — 172с.

89. Права человека в России международное измерение. — М.: Права человека, 1995.-352 с.

90. Права человека: Сборник универсальных и региональных документов / Сост. Л.Н. Шестаков. М.: Изд. МГУ, 1990. — 205 с.

91. Ростовщиков И. В. Права личности в России: их обеспечение и защита органами внутренних дел. Волгоград: ВЮИ МВД России, 1997. — 192 с.

92. Рудинский Ф.М. Личность и социалистическая законность: Учебное пособие. -Волгоград: Изд. ВСШ МВД СССР, 1976. 159 с.

93. Савицкий В.М. Очерки теории прокурорского надзора. М., 1975.

94. Савицкий В.М., Потеружа И. И. Потерпевший в советском уголовном процессе.-М, 1963.

95. Самощенко И.С. Понятие правонарушения по советскому законодательству,- М.,1963.

96. Современный конституционализм. М.: Изд. ИГиП АН СССР, 1990. — 160 с.

97. Сравнительное конституционное право. М.: Манускрипт, 1996— 729 с.

98. Фарбер И.Е. Свобода и права человека в Советском государстве. Саратов: Изд. Саратовского университета, 1974. — 189 с.

99. Шадрин В. С. Обеспечение прав личности при расследовании преступлений.-Волгоград: Волгогр. юрид. ин-т МВД России, 1997,- 220 с.

100. Щерба С.П., Зайцев О.А. Охрана прав потерпевших и свидетелей по уголовным делам: Пособие. М.: Издательство «Спарк», 1996,- 123 с.

101. Эбзеев Б. С. Конституция. Демократия. Права человека. М.: Черкесск: Изд. АО ПУЛ, 1992.- 227 с.

102. Энтин М.Л. Международные гарантии прав человека: Практика Совета Европы. -М.: Международные отношения, 1992. 240 с.

103. Юридические гарантии конституционных прав и свобод личности в социалистическом обществе / Ред. Л.Д. Воеводин. М.: Изд. МГУ, 1987. — 342 с.1.. Статьи

104. Абабков А.В. Право потерпевшего на судебную защиту//Вест. Моск. ун-та: Сер. П, Право. 1996. — № 3.

105. Бойцова Л.В., Бойцова В.В. Восстановление и охрана прав жертв массовых репрессий: состояние и перспективы законодательного регулирования // Государство и право. 1992. — № 6.

106. Бойцова Л.В. Восстановление прав бывших собственников национализированиего имущества (на примере Польши и Венгрии) // Правоведение. 1994. — № 2.

107. Бойцова JI. В. Новый Закон о возмещении ущерба жертвам произвола юстиции в Объединенной Германии // Правоведение. 1994. -№4,

108. Бойцова JI. Возмещение ущерба «жертвам правосудия в России // Российская юстиция. 1994. — № 6.

109. Бойцова В.В., Бойцова Л.В. Интерпретация принципа ответственности государства за ущерб, причиненный гражданам в практике Конституционного Суда РФ // Государство и право. 1996,- № 4.

110. Бойцова В., Бойцова Л. Вклад Организации Объединенных Наций в развитие институтов компенсации, реституции и реабилитации жертв нарушений прав человека // Правозащитник. 1995. — № 4.

111. Безлепкин Б. Т. Реабилитация необоснованно репрессированных по делам прошлых лет // Государство и право. 1990. — № 3.

112. Бородин С. В. Проблемы возмещения ущерба за умышленные убийства // Государство и право. 1994. -№ 4.

113. Брусницын Л.В. Международно-правовые и конституционные основы обеспечения безопасности лиц, содействующих уголовному правосудию // Государство и право. -1996. № 3.

114. Брусницын Л.В. Правовое обеспечение безопасности лиц, содействующих уголовному правосудию: временной и субъектный аспекты // Государство и право. 1996. — №9.

115. Вавилова Л.В. О новой программе борьбы с преступностью в США // Российская юстиция. 1994. — № 12.

116. Ведерников О. Фонд для жертв преступлений // Социалистическая законность. -1990. -№ 11.

117. Верещегин В. С. О работе Комиссии Международного права ООН Н Московскийжурнал международного права. 1994. — № 1.

118. Верещетнн В. С. О работе 46-й сессии Комиссии международного права ООН // Московский журнал международного права. 1994. — № 3-4,

119. Глянцев В. Споры о возмещении вреда здоровью // Российская юстиция. 1997. -№11.

120. Дагель П.С. Потерпевший в советском уголовном праве // Потерпевший от преступления: Сб,-Владивосток, 1974.

121. За утраченное в Чечне жилье начинают платить: Беседа с начальником юридического отдела Федеральной миграционной службы РФ Владимиром Туляковым // Российская газета. 4 июня 1997 год.

122. Игнатов И.В. Механизм реализации Европейской Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» //Государство и право,- 1997. № 1.

123. Иоффе О. С. Охрана чести и достоинства граждан // Советское государство и право. 1962. — № 7.

124. Кальницкий В., Михеев А., Ножкина А. О возмещении средств, затраченных на лечение потерпевших от преступных действий граждан // Российская юстиция. 1997. — № 11.

125. Квашис В., Вавилова В. Поможем жертвам преступлений // Российская юстиция. 1994. — №4.

126. Ковтун И.Н. Соотношение частных и публичных начал в уголовном судопроизводстве. РФ: время выбора // Государство и право. 1995. — № 11.

127. Кокорев Л,Д. Некоторые вопросы виктимологии, ее влияние на признание лицапотерпевшим и его участие в расследовании и профилактике преступлений // Виктимоло-гия и профилактика правонарушений Иркутск, 1979 г.

128. Лазарев Б.М. Правовые вопросы реабилитации репрессированных народов // Государство и право. 1994. — № 12.

129. Лунев В.В. Политическая преступность //Государство и право. 1994. — № 7.

130. Ларин A.M. Защита прав в уголовном судопроизводстве // Конституция Российской Федерации и совершенствование механизмов защиты прав человека. Российская Академия Наук . Институт государства и права. М., 1994.

131. Мазалов А. Г., Савицкий В.М. Нерешенная проблема возмещения вреда потерпевшему от преступления // Правоведение,- 1977. № 3.

132. Мелешникова А. В. Права человека и международно-правовая ответственность за их нарушение // Государство и право. 1992. -№ 3.

133. Наумов А.В. Преступления против мира и безопасности человечества и преступления международного характера // Государство и право. 1995, — № 6.

134. Научно-практическая конференция в г. Иркутске «Проблемы укрепления законности, усиления борьбы с преступностью, охраны правопорядка и профилактики правонарушений» // Государство и право. 1995. — № 10.

135. Нарижний С. Возмещение морального вреда, причиненного потерпевшему: уголовно-процессуальный аспект // Российская юстиция. -1996. № 9.

136. Палеев М. Почему Президент России отклонил закон о защите потерпевших и свидетелей // Российская юстиция. 1998. — № 1.

137. Поляков И.Н. Имущественный вред, причиненный преступлением; понятие, проблемы возмещения // Советское государство и право. 1989. — № 6.

138. Петрухин И. Л. Перспективы возмещения ущерба гражданам, пострадавшим от неплатежеспособности юридических лиц // Государство и право. 1995. — № 9.

139. Попов Андрей. Административная юстиция //Правозащитник. 1997. — № 3.

140. Пока закон бессилен. Интервью с заместителем начальника Следственного комитета МВД РФ генерал-майором юстиции Анатолием Родионовым // Российская газета. -12 февраля 1997 год.

141. Права человека и статус правоохранительных органов (материалы симпозиума в Санкт-Петербургском институте МВД России) // Государство и право. 1994. — № 11.

142. Программа курса «История, теория и практика прав человека» // Государство и право. 1992. — № 10.

143. Рудинский Ф.М. О формах и стадиях реализации личных конституционных прав граждан СССР // Труды ВСШ МВД СССР. Вып. 4. — Волгоград: Изд. ВСШ МВД СССР, 1971.

144. Рудинский Ф.М. О праве жертв преступлений и злоупотреблений властью на защиту // Проблемы обеспечения прав личности в современных условиях: Тезисы докладов. /Редкол.: B.J1. Будников (отв. ред.) и др. Волгоград: ВСШ МВД РФ, 1992.

145. Савицкий В.М. Потерпевший от преступления: расширение прав, усиление процессуальных гарантий // Советское государство и право. 1986. — № 5.

146. Савицкий В. Возмещение ущерба государством. Но кем именно, в каких случаях и из каких средств? // Советская юстиция. 1992 — № 6.

147. Скрипченко Б.В. Вред как основание признания потерпевшим // Потерпевший от преступления: Сб. Владивосток, 1974.

148. Строгович М.С. Общие положения теории прав личности в социалистическом обществе // Права личности в социалистическом обществе. М., 1981.

149. Сунцов А.Е., Трунцевский Ю.В. Теоретические проблемы имплементации норммеждународного уголовного права в России // Московский журнал международного права. 1997. -№ 1.

150. Талалаев А.Н. Конституционный суд и международные договоры России (к вопросу о конституционности международных договоров РФ) // Государство и право. 1996. -№ 3.

151. Филатов В.П. ИНТЕРПОЛ Международная организация криминальной полиции //Московский журнал международного права. — 1997. — № 3.

152. Хаманева Н.Д. Обжалование в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан России // Государство и право. 1993. — № 11.

153. Цой Б. С. Социальные и экономические аспекты реабилитации народов и граждан, репрессированных в СССР по политическим мотивам // Государство и право. 1994. -№ 12.

154. Эльдаров М. Потерпевшему дать права частного обвинителя // Российская юстиция. 1997. — № 8.

155. Ямшанов Борис. В борьбе с преступностью перевал не пройден // Российская газета. 11 февраля 1998 года.

156. V. Авторефераты диссертаций

157. Анисимов А.П. Право человека и гражданина на благоприятную окружающую природную среду (конституционно-правовые аспекты): Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата юрид. наук. -Волгоград, 1998.

158. Бойцова Л. В. Реабилитация необоснованно осужденных граждан: Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата юрид. наук. Л., 1990.

159. Вавилова Л.В. Организационно-правовые проблемы защиты жертв преступления (по материалам зарубежной практики): Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата юрид. наук. М., 1995.

160. Кальченко Н.В. Право человека и гражданина на жизнь и его гарантии в Российской Федерации: Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата юрид. наук.-Санкт-Петербург, 1995.

161. Парий А.В. Потерпевший от преступления на досудебных стадиях уголовного судопроизводства США (сравнительно-правовое исследование): Автореферат дисс. на соискание ученой степени кандидата юрид. наук. Волгоград, 1997.

Смотрите еще:

  • Приказ 205 форма 31 Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 8 августа 2014 г. № 356 “О внесении изменений в Типовую форму решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его […]
  • Фирмы строящие дома на материнский капитал Материнский капитал при строительстве дома Наша компания "ПостройКа52" принимает материнский капитал для оплаты строительства дома. Позвоните нам по телефонам 8(831)291-76-68, 8-903-606-13-23 мы подскажем Вам, что и как. Не все знают, что […]
  • По жалобе приняты меры Жалоба родителя школьницы рассмотрена, меры приняты Специалистами Управления Роспотребнадзора по КЧР рассмотрено обращение родителя учащейся школы №1 города Теберда. В нем мама второклассницы жалуется: «Моя дочь… голодает в школе. Обедами […]
  • Закон за канализация Выгребная яма: санитарные и строительные нормы и правила Для обустройства канализации на дачном или городском участке нужно следовать не только строительным, но и законодательным стандартам. Выгребная яма: нормы и правила её обустройства […]
  • Основания прекращения гос собственности на землю Статья 44. Основания прекращения права собственности на земельный участок СТ 44 ЗК РФ Право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права […]
  • Правила осаго п 310 Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (с изменениями и дополнениями) Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N […]
  • Закон об образовании ст 52 Главная | Закон РФ "Об образовании" | Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей) Статья 52. Права и обязанности родителей (законных представителей) 1. Родители (законные представители) несовершеннолетних детей до […]
  • Следственный комитет россии удостоверение Проект Приказа Следственного комитета Российской Федерации "Об утверждении Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации" (подготовлен Следственным […]