Несовершеннолетние защита их жилищных прав

Оглавление:

Несовершеннолетние защита их жилищных прав

Кинешемской городской прокуратурой проведена проверка по обращению о незаконном использовании средств материнского капитала.

Проведенной проверкой установлено, что женщина является матерью двоих малолетних детей 2003 и 2007 годов рождения.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.3 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» УПФР в городском округе Кинешме и Кинешемском муниципальном районе Ивановской области 26.03.2010 ей правомерно выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал (далее -МСК).

08.07.2013 мать детей обратилась в УПФР в городском округе Кинешме и Кинешемском муниципальном районе Ивановской области с заявлением о распоряжении средствами МСК на приобретение жилого помещения, расположенного в городе Кинешма, одной комнаты общей площадью 22,6 кв.м.

Данное жилое помещение оформлено в ее собственность. Имеется письменное нотариальное обязательство о выделении долей оставшимся членам семьи в течение шести месяцев после снятия обременения с жилого помещения. По заявлению женщины 07.08.2013принято положительное решение.

Однако, будучи не лишенной родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, она не оформила с несовершеннолетними детьми в общую долевую собственность названное жилое помещение, тем самым не выполнив заверенные нотариально обязательства, и произвела отчуждение недвижимого имущества.

Эта женщина 07.07.2014 решением Кинешемского городского суда, вступившим в законную силу 08.08.2014, лишена родительских прав в отношении своих детей.

Один ребенок после лишения матери родительских прав остался проживать с отцом, второй – с опекуном, бабушкой.

В собственность несовершеннолетних жилые помещения не приобретались.

Таким образом, данные обстоятельства свидетельствовали не об улучшении жилищных условий несовершеннолетних, а об их ухудшении, что противоречит целям и задачам Федерального закона от 29 декабря2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Поскольку сделка совершена женщиной без учета интересов несовершеннолетних детей и привела к нарушению их жилищных прав и ухудшению их жилищных условий, договор купли-продажи не может быть признан соответствующим закону, в силу ст. 168 ГК РФ он является ничтожной сделкой.

По результатам проведенной проверки прокуратурой города в интересах несовершеннолетних в порядке ст.45 ГПК в суд направлено исковое заявление с требованием о признании недействительной сделки купли-продажи жилого помещения, и применении последствий недействительности ничтожной сделки, признании за малолетними детьми права собственности по 1/3 доле за каждой в праве общей долевой собственности на указанное жилое помещение.

Решением Кинешемского городского суда от 24.12.2014 исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме.

Решение суда вступило в законную силу и находится на исполнении в Кинешемском районном отделе судебных приставов.


1. ПРЕТЕНЗИОННАЯ СТАДИЯ
— Сбор документов и их павовая оценка.
— Разработка решения вариантов вопроса в т.ч. путем мирного решения. Подробнее.

2. ПРЕДСУДЕБНАЯ СТАДИЯ
— Разработка проекта иска/отзыва на иск.
— Сбор и подготовка документов, обосновывающих выработанную правовую позицию.
— Подача иска в суд. Подробнее.

3. ПЕРВАЯ ИНСТАНЦИЯ
— Проведение предварительного слушания.
— Оценка возражений противоположной стороны.
— Корректировка и уточнение сформированной позиции (при необходимости сбор дополнительных доказательств).
— Проведение основного слушания. Подробнее.

4. АПЕЛЛЯЦИОННАЯ ИНСТАНЦИЯ
— Правовая оценка решения суда.
— Оценка жалобы противоположной стороны.
— Разработка проекта дела.
— Подготовка жалобы/отзыва на жалобу.
— Проведениеслушания дела. Подробнее.

Работа в суде апелляционной инстанции проверяется уже вынесенное решение суда первой инстанции. Стадия апелляционной инстанции очень важна, т.к. Постановление апелляционной инстанции вступает в силу немедленно и подлежит принудительному исполнению через службу судебных приставов. Апелляционная инстанция заседает в составе 3-х судей, а не одного, как в суде первой инстанции, выносит решение коллегиально; по ряду вопросов может иметь свою собственную правовую позицию. Поэтому на этом этапе очень важно хорошо подготовиться к делу и суметь отстоять уже принятое в пользу клиента положительно решение или добиться изменения отрицательного решения

6. ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
— Возбуждение исполнительного производства.
— Участие в исполнительных действиях.
— Обеспечение исполнения решения суда. Подробнее.

Жилищные права несовершеннолетних

Несовершеннолетние — одна из наименее защищенных в социальном плане категорий населений. Правовой статус граждан, не достигших 18 лет, не позволяет им оказывать влияние на решение родителей и законных представителей, как следствие — в должной мере защищать собственные права, в том числе и жилищные.

В соответствии с судебной практикой, действия родителей и прочих лиц в отношении решения жилищных вопросов несовершеннолетних нередко противоречат интересам самих детей. Причиной тому могут быть как неприязненные отношения между людьми, так и корыстные цели.Основным документом в российском законодательстве, регулирующим вопрос о защите жилищных прав ребенка, считается гл. 11 СК РФ, устанавливающая права несовершеннолетних на выражение своего мнения, в том числе, и в отношении имущества.

Когда ребенок — не собственник

В течение 30 дней со дня появления в семье ребенка родители обязаны оформить для него все документы и зарегистрировать малыша по месту проживания. Регистрация детей до 14 лет осуществляется по месту жительства родителей, о чем указано в ст. 20 ГК РФ. При этом неважно, что думает об этом собственник жилья и другие проживающие, главное, чтобы в квартире был прописан как минимум один из родителей.

Данное право сохраняется до достижения им совершеннолетнего возраста либо до смены родителями места жительства. И даже при смене собственника жилья за несовершеннолетним сохраняется право проживать по адресу регистрации, и выселить его по требованию собственника, если у ребенка отсутствует другое место постоянного проживания, не сможет ни один суд.

Однако и в этом правиле есть исключение. Собственник вправе устранить данное обременение в судебном порядке, если суд признает ребенка утратившим право пользования квартирой. Это возможно при наличии следующих обстоятельств:

  • он не проживает в квартире на протяжении года;
  • родители не принимают участие в оплате содержания жилья;
  • возможность прописать ребенка по другому адресу.

Чтобы защитить жилищные права несовершеннолетнего и оставить за ним право на проживание в квартире по месту регистрации даже при наличии допускающих выселение обстоятельств, необходимо собрать необходимые доказательств. Также и собственнику жилья, желающему выписать ребенка, для удовлетворения судом указанных требований, следует ответственно подойти к сбору доказательственной базы.

В случае развода родителей и при разделе недвижимого имущества, прописанный в квартире несовершеннолетний не может быть выселен ни при каких условиях.

Когда ребенок — собственник

Несовершеннолетний может являться как собственником квартиры, так и владельцем определенной доли в ней. Основания для появления такой собственности практически ничем не отличаются от тех, что предусмотрены для взрослых дееспособных граждан, за одним лишь исключением — процедуры сделок с недвижимостью всегда выполняются под строгим контролем органов опеки.

Отчуждение или уменьшение недвижимости, принадлежащего ребенку, также согласуется с опекой. К таким действиям относятся:

  • продажа доли квартиры или полностью;
  • предоставление имущества в залог;
  • отказ от участия в приватизации;
  • отказ от преимущественного права приобретения жилья;
  • отказ от наследования недвижимости или ее доли.
  • Порядок сделок по отчуждению недвижимого имущества с участием несовершеннолетних граждан регулируется ст. 37 ГК РФ.

    Продажа квартиры, принадлежащей ребенку, может потребоваться при необходимости переезда семьи на новое место или покупки более комфортного для жилья имущества. При условии достижения ребенком 14-летнего возраста сделка осуществляется при наличии письменного разрешения ребенка, выданного органами опеки, и нотариально заверенного согласия на проведение этой сделки одного из родителей.

    Если же он не достиг указанного возраста, продать квартиру можно только при получении письменного разрешения опеки.

    При продаже имущества несовершеннолетнего родители обязаны предоставить ему другое жилье в собственность, причем размер его не может быть меньше площади продаваемого помещения. Возможен и второй вариант, когда деньги от продажи недвижимости вносятся на счет в банке, открытый на имя ребенка.

    Предоставление имущества в залог, как правило, производится при ипотеке. Многие кредитные организации постепенно отходят от такого вида услуг, не желая рисковать из-за возможного нарушения жилищных прав детей.

    Отказ от участия в приватизации от несовершеннолетнего невозможен.

    Дело в том, что в соответствии со сформировавшейся судебной практикой по рассматриваемому вопросу, такие действия ущемляют имущественные права ребенка.

    Отказ же от преимущественного права приобретения жилья, согласно предусмотренным ст. 250 ГК РФ положениям, допускается исключительно с разрешения органов опеки и попечительства. Такое согласие реально получить лишь в том случае, если у родителей отсутствует финансовая возможность приобретения недвижимости или доли в ней.

    Отказ от наследства от лица несовершеннолетнего гражданина — случай редкий, где распространенной причиной выступают переходящие по наследству долговые обязательства. Отдельный случай — получение взятой в договору ипотеки квартиры, когда обязательства при наследовании переходят к несовершеннолетнему. А в связи с тем, что дети выплачивать долг не могут, бремя кредитных выплат непременно ложится на родителей.

    Рассматривая жилищные права несовершеннолетних, необходимо принимать во внимание и семейное, и гражданское законодательство. Для достижения желаемого результата по делу о защите таких прав мало понимать основы закона, необходимо учитывать все касающиеся конкретного случая обстоятельства.

    Разобраться в тонкостях норм действующего права помогут квалифицированные юристы, обратиться к которым вы можете как по телефону, так и через наш сайт.

    Комиссия по защите прав несовершеннолетних детей

    В каждом городе или области сегодня постоянно действуют специальные комитеты, главной задачей которых является защита всех положенных имущественных прав детей. Помимо этого их деятельность направлена и на отстаивание законных интересов детей. По общему правилу о любых нарушениях или несоблюдении законных преференций детей нужно немедленно сообщать в данную комиссию. Далее будет раскрыт механизм ее работы и общие положения по реализации правомочий детей.

    Комиссия по делам несовершеннолетних

    Подобные комиссии обычно действуют при администрации района или округа. Они служат для защиты интересов малых детей.

    В отношении всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности ведется постоянная наблюдательная работа. Комитет ежедневно принимает заявления о нарушении интересов детей несколькими способами: посредством личного обращения, через официальный сайт (если таковой имеется), и почтой.

    Комитет по делам несовершеннолетних обязан немедленно принять меры по существующему нарушению, подключив для этого правоохранительные и другие компетентные органы.
    Ответственный за попечительство — председатель комиссии, который назначается на данную должность городской или муниципальной властью. На практике комитет по защите прав несовершеннолетних сам по себе является исполнительным органом с довольно широкими полномочиями.

    Территориальная комиссия по делам детей

    Интересы детей являются главным объектом работы комитета. Поэтому государство прямо заинтересовано в том, чтобы территориальные комиссии находились в каждом городе. К примеру, московский филиал постоянно действует при администрации каждого района, поэтому граждане имею возможность обращаться сюда без каких-либо трудностей. О месте нахождения территориальной комиссии можно узнать на сайте администрации условного города.

    Председатель комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

    Председатель московской комиссии по делам ребенка в настоящее время является главой этого комитета, соответственно самые важные вопросы решает он. У комитета постоянно действует официальный сайт, через который можно направить жалобу за нарушение законных интересов несовершеннолетнего. И интересы могут быть любого характера, а не только имущественного. Помимо этого в течение всего года ведется профилактика обозначенных нарушений. На практике это часто дает только положительный результат.

    Закон о защите прав несовершеннолетних детей

    Подобный профильный закон в настоящее время носит статус федерального — обязательного для всей территории России, независимо от категории дела. План защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего обновляется каждый год, и вместе с этим обозначенные поправки вносятся в отраслевое жилищное и судебное судопроизводство.

    Защита жилищных прав несовершеннолетних

    Жилищные преференции имеют имущественный характер. Поэтому интересы детей именно в этом плане нарушаются наиболее часто. В этом отношении можно выделить постоянно действующий отдел опеки и попечительства, который работает только в интересах детей. Ни одна сделка с участием детей не может пройти мимо такого отдела. Иначе она будет автоматически признана незаконной.

    C какого возраста несовершеннолетний может обратиться в суд

    Отстаивать свои положенные законные права дети могут с 16-летнего возраста. Это касается именно самостоятельного отстаивания. А быть заявителем по иску, с участием попечителя, можно в 14-летнем возрасте. Участником любого процесса (фигурировать в деле) он может с самого рождения. На практике несовершеннолетний может обратиться в суд с требованием о защите нарушенных семейных прав начиная с 16-летнего возраста.

    Программа защиты прав и законных интересов

    Подобная программа значится целевой и общегосударственной. Обновляется она ежегодно, и для общего обозрения размещается на сайте Правительства РФ. Судебная защита прав несовершеннолетних в РФ находится под личным попечительством текущего Президента страны.

    Полномочия органов опеки и попечительства по защите прав детей

    В состав положенных полномочий входит полный контроль за положением каждого конкретного ребенка. без их ведома детей не получится усыновить, оформить на них попечительство, совершить любую сделку с их участием либо с участием их имущества. Также данные органы занимаются лишением родительских прав или их возможным восстановлением.

    Проблемы защиты семейных прав несовершеннолетних

    Основной проблемой является именно выявление таких инцидентов. Нарушения происходят зачастую на семейном уровне, поэтому далеко не всегда получается вовремя принимать установленные меры. Поэтому сообщения о незаконных действиях и любая информация о их совершении принимается даже от посторонних людей.

    Защита жилищных прав несовершеннолетних

    Бобкова Светлана Александровна, судья Тульского областного суда.

    В соответствии с принципами, установленными в Декларации прав ребенка (провозглашена Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 г.), ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту . В целях создания благоприятных условий, позволяющих ребенку развиваться физически и духовно, наилучшее обеспечение его интересов необходимо ставить во главу угла при выборе законодателем приоритетов своей правовой политики. Среди основополагающих принципов, которые определены в указанной Декларации, право ребенка на жилище является одним из наиболее важных положений.

    В соответствии с частью 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище и никто не может быть произвольно лишен жилища.

    Несовершеннолетние являются одной из наименее защищенных в социальном плане категорий населения, поэтому вопрос защиты их жилищных прав приобретает особую актуальность. Правовой статус несовершеннолетних характеризуется тем, что они не имеют возможности повлиять на решения, принимаемые их родителями и иными законными представителями, следовательно, не могут должным образом осуществлять защиту своих прав, в том числе и жилищных. Как показывает судебная практика, действия родителей или иных лиц зачастую оказываются в противоречии с интересами детей в силу возникновения неприязненных отношений между ними или наличия корыстных целей . В ситуации, когда кто-либо из родителей, пренебрегая своими родительскими обязанностями, предъявляет иск о признании несовершеннолетнего утратившим либо не приобретшим право пользования жилым помещением, о снятии несовершеннолетнего ребенка с регистрационного учета, выселении, встает вопрос об обеспечении надлежащей правовой охраны интересов тех, кто в силу своего возраста не может самостоятельно реализовывать свои правомочия.

    См.: Карпухин Д. Проблемы защиты прав несовершеннолетних лиц при совершении сделок с жилыми помещениями // Жилищное право. 2013. N 12. С. 15.

    Сразу после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) судебная практика начала складываться таким образом, что суды, ссылаясь на положения части 4 ст. 31 данного Кодекса, признавали несовершеннолетних детей утратившими право пользования жилым помещением, если они перестали жить совместно с родителем — собственником жилого помещения. При этом суды исходили из того, что в случае, когда ребенок по соглашению родителей остается проживать с родителем, у которого в собственности жилья не имеется, он является бывшим членом семьи собственника жилого помещения и подлежит выселению вместе с бывшим супругом.

    В период 2005 — 2007 годов было удовлетворено значительное количество исков о выселении детей вместе с одним из родителей. Однако Верховный Суд Российской Федерации скорректировал данную практику, разъяснив, что дети не могут признаваться бывшими членами семьи кого-либо из родителей, так как в силу положений Семейного кодекса Российской Федерации право пользования жилым помещением, находящимся в собственности одного из родителей, должно сохраняться за ребенком и после расторжения брака между его родителями .

    См.: Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года (утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 ноября 2007 г.) (http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/1684941/#1684941).

    Семейный кодекс Российской Федерации (далее — СК РФ) устанавливает нормы, предусматривающие ответственность родителей за воспитание и развитие своих детей, обязанность заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. В силу этого ни расторжение брака, ни раздельное проживание родителей не могут влиять на жилищные права ребенка. На это неоднократно обращал внимание Верховный Суд Российской Федерации. Так, в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» обращено внимание судов на то, что прекращение семейных отношений между родителями несовершеннолетнего ребенка, проживающего в жилом помещении, находящемся в собственности одного из родителей, не влечет за собой утрату ребенком права пользования жилым помещением в контексте правил части 4 ст. 31 ЖК РФ .

    Бюллетень ВС РФ. 2009. N 9.

    Одним из наиболее примечательных судебных дел является гражданское дело по иску К.С. к Ш.Д., Ш.И., действующей в собственных интересах и в интересах несовершеннолетней Ш.В., о прекращении права пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета, по встречному иску Ш.И., действующей в собственных интересах и в интересах несовершеннолетней Ш.В., к К.С., Ш.Д., Ш.В. об обязании восстановить право на жилище, обеспечив жилым помещением, о признании права на проживание до предоставления другого жилого помещения.

    Верховный Суд, опираясь на нормы действующего законодательства, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 8 июня 2010 г. N 13-П «По делу о проверке конституционности пункта 4 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки В.В. Чадаевой» , Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», не согласился с выводами суда второй инстанции, который посчитал, что после перехода права собственности на спорную квартиру к новому собственнику право пользования данным жилым помещением у зарегистрированных в ней лиц, в том числе несовершеннолетней Ш.В., прекратилось, в связи с чем указанные лица, включая несовершеннолетнего ребенка, подлежали снятию с регистрационного учета.

    Вестник КС РФ. 2010. N 5.

    Сославшись на положения пункта 2 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), суд второй инстанции пришел к выводу: сохранение за несовершеннолетней Ш.В. права пользования спорным жилым помещением не основано на законе, поскольку право пользования этим помещением ее родителей прекращено. Однако, как указал Верховный Суд Российской Федерации, судом второй инстанции были неверно определены юридически значимые обстоятельства по делу, касающиеся соблюдения жилищных прав несовершеннолетнего ребенка, в частности тот факт, что Ш.В. постоянно зарегистрирована и проживает в спорном жилом помещении, права на другое жилое помещение не имеет, денежными средствами для приобретения иного жилья ее мать не обладает.

    Решение суда второй инстанции было отменено, решение суда первой инстанции, которым защищены права несовершеннолетней Ш.В., оставлено без изменения .

    Определение Верховного Суда РФ от 16 апреля 2013 г. N 4-КГ13-2 (http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70277848).

    Правовая позиция судов по рассматриваемому вопросу в настоящее время характеризуется направленностью на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних как субъектов, не способных в силу возраста самостоятельно реализовать свое право пользования жилым помещением и проживающих на той жилой площади, которая определяется им в качестве места жительства соглашением родителей.

    В качестве примера, когда суд защитил оспариваемые одним из родителей права несовершеннолетнего на пользование жилым помещением, приведем Определение Ленинградского областного суда от 27 августа 2014 г. N 33-4292/2014 по гражданскому делу о признании несовершеннолетнего не приобретшим право пользования жилым помещением, обязании отделения УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Приозерском районе снять его с регистрационного учета.

    В исковом заявлении истец сослался на то обстоятельство, что в период брака вместе с супругой и сыном он проживал в квартире родителей супруги, однако ребенок был зарегистрирован по адресу принадлежащей истцу квартиры, поскольку родители супруги отказывались зарегистрировать внука на их жилой площади. До момента прекращения семейных отношений и расторжения брака несовершеннолетний в принадлежащую истцу квартиру не вселялся и фактически не проживал в ней; с рождения и по настоящее время ребенок проживает с матерью по ее месту жительства .

    СПС «КонсультантПлюс». Документ опубликован не был.

    Оставляя без изменения решение суда первой инстанции об отказе в иске, суд второй инстанции указал следующее: поскольку родители избрали местом жительства ребенка спорную жилую площадь, суд сделал правильный вывод, признав факт возникновения у несовершеннолетнего права пользования спорной квартирой, и то обстоятельство, что в настоящее время несовершеннолетний не проживает по данному адресу вместе со своим отцом, не является свидетельством отсутствия у ребенка права пользования спорным жилым помещением, поскольку в силу своего малолетнего возраста он не может самостоятельно осуществлять свои права, в том числе право на выбор места жительства.

    Приведем еще один пример судебной защиты жилищных прав несовершеннолетних, в отношении которых заявлен иск о выселении.

    Истец при обращении в суд указала, что является собственником квартиры, в которой зарегистрированы ответчики — бывшая жена родного брата с двумя несовершеннолетними детьми. Удовлетворяя иск, суд первой инстанции сослался на положения ст. ст. 209, 288, 292 ГК РФ; ст. ст. 30, 31, 35 ЖК РФ и исходил из того, что ответчики не являются членами семьи нового собственника спорного жилого помещения, отец несовершеннолетних прекратил право пользования этим жилым помещением и снялся с регистрационного учета, регистрация ответчиков нарушает права истца на реализацию правомочий собственника квартиры. Отменяя указанное решение и принимая новое — об отказе в удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции признал, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.

    Суд второй инстанции установил, что отец несовершеннолетних ответчиков после расторжения брака с их матерью подарил принадлежавшую ему на праве собственности квартиру (по адресу данной квартиры с рождения проживали и были зарегистрированы его дети) своему отцу, а тот, в свою очередь, передал квартиру в дар дочери, которая впоследствии и обратилась в суд с иском о выселении несовершеннолетних племянников. Сославшись на положения ст. 10 ГК РФ, ст. ст. 17, 38, 40 Конституции Российской Федерации, нормы ст. ст. 55 и 63 СК РФ, правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, Конвенцию ООН о правах ребенка, суд второй инстанции пришел к выводу о злоупотреблении со стороны отца несовершеннолетних ответчиков и его близких родственников своими правами. Отчуждая жилое помещение, отец несовершеннолетних не предпринял никаких действий по обеспечению их другим жильем. Как видно из установленных судом фактических обстоятельств дела, действия отца несовершеннолетних детей и его близких родственников по передаче друг другу в короткий промежуток времени права собственности на спорную квартиру осуществлялись исключительно для того, чтобы прекратить право пользования жилым помещением несовершеннолетних детей .

    Определение Тульского областного суда от 13 ноября 2014 г. по делу N 33-3131/2014.

    Особо следует выделить такую категорию несовершеннолетних граждан, для которых государственная защита и поддержка являются жизненно важным аспектом: это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» , существенно расширено содержание государственных гарантий по предоставлению таким гражданам жилых помещений.

    СЗ РФ. 2012. N 10. Ст. 1163.

    На сегодняшний день ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федеральных законов от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ, от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ ) достаточно подробно регламентированы гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение.

    СЗ РФ. 1996. N 52. Ст. 5880.

    СЗ РФ. 2013. N 27. Ст. 3477.

    Важные изменения и дополнения, внесенные Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ в ЖК РФ, касаются обеспечения жильем указанной категории граждан (в частности, данный Кодекс дополнен статьями 98.1, 109.1, а в его ст. 103 включена ч. 5).

    Так, детям-сиротам, достигшим 18 лет, предоставляется право на получение жилого помещения из специализированного фонда по срочному договору найма на пять лет. До 2013 года жилые помещения предоставлялись детям-сиротам, достигшим совершеннолетия, по договору социального найма или приобретались на социальные выплаты. При этом указанные граждане часто становились жертвами мошенников либо необдуманно, вопреки собственным интересам, распоряжались полученным жильем вскоре после его приобретения. Одной из новелл жилищного законодательства является и то, что действие срочного договора найма жилого помещения, полученного из специализированного фонда, в некоторых случаях может быть продлено еще на пять лет; по истечении этого срока сироты смогут получить свое жилье по договору социального найма. При определенных условиях жилье может быть предоставлено и до того, как ребенку исполнится 18 лет.

    Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. Кроме того, ст. 103 ЖК РФ, дополненная ч. 5, устанавливает запрет на выселение лиц указанной категории из специализированных жилых помещений без предоставления других благоустроенных жилых помещений, которые должны находиться в границах соответствующего населенного пункта.

    В заключение можно отметить, что судебная практика по вопросам, связанным с жилищными правами несовершеннолетних, скорректированная правовыми позициями высших судов Российской Федерации, идет по пути всемерной защиты прав и интересов ребенка, как того требуют нормы международного права и российского законодательства.

    Роль органа опеки и попечительства в механизме охраны и защиты жилищных прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей (Тресцова Е.В., Азарова Т.В.)

    Дата размещения статьи: 24.05.2015

    Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 N 48-ФЗ в качестве одной из задач органов опеки и попечительства в ст. 7 называет контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством, либо помещенных под надзор в образовательные организации или иные организации, в т.ч. для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, законодательно закреплена лишь контрольная функция органов опеки и попечительства, тогда как функция осуществления управления имуществом несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, в законе не поименована.
    ———————————
    Об опеке и попечительстве: Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (в ред. от 01.07.2011) // СЗ РФ. 2008. 28 апреля.

    Положения Федерального закона во многом были конкретизированы Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» . Этот подзаконный акт, в частности, содержит Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей. Как видно из содержания, данный акт регулирует вопросы контроля за исполнением обязанности по управлению имуществом несовершеннолетних их опекунами, тогда как вопросы управления имуществом детей-сирот, помещенных на воспитание в детские образовательные учреждения, вновь остались без внимания.
    ———————————
    Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан: Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 (в ред. от 14.02.2013) // СЗ РФ. 2009. 25 мая.

    В такой ситуации логичным было бы создание механизма охраны имущественных прав ребенка, который эффективно препятствовал нарушению прав ребенка, с одной стороны, а с другой — обеспечивал охрану и поддержание нормального состояния жилого помещения на время, пока ребенок не достигнет совершеннолетнего возраста, в т.ч. и потому, что «забота о детях — это предмет особого внимания государства» .
    ———————————
    Ильина О.Ю. Публично-правовые основания учета интересов ребенка при рассмотрении судами споров, связанных с воспитанием детей // Семейное и жилищное право. 2005. N 3. С. 17.

    Одним из немногих действующих нормативных документов, регулирующих отношения в рассматриваемой сфере общественных отношений, являются Правила управления имуществом несовершеннолетних подопечных, хранения и отчуждения этого имущества , действующие в части, не противоречащей современному гражданскому законодательству. Данный акт детально регламентирует процедуру описи и учета имущества несовершеннолетних; устанавливает, что в совокупность мероприятий по охране имущественных прав входят: выявление, хранение и управление имуществом, которое по закону должен наследовать несовершеннолетний; истребование имущества несовершеннолетних от лиц, незаконно завладевших им; взыскание денег с должников; возмещение причиненных несовершеннолетним убытков. Исполнение перечисленных действий отнесено к ведению органов опеки и попечительства. Каких-либо иных подзаконных актов, определяющих порядок деятельности органов опеки и попечительства по охране прав и интересов подопечных, на сегодняшний день не существует.
    ———————————
    Правила управления имуществом несовершеннолетних подопечных, хранения и отчуждения этого имущества (утв. Минпросом РСФСР 30.10.1969). Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

    Практика показывает, что неопределенность правового регулирования в этой области вызывает нарушения имущественных прав и законных интересов несовершеннолетних и приводит к выводам о том, что права ребенка в Российской Федерации, закрепленные в ряде нормативных правовых актов, «носят декларативный характер» . Например, неоднозначно в судебной практике решается принципиальный вопрос о наличии у органа опеки и попечительства обязанности по управлению имуществом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помещенных в воспитательные учреждения.
    ———————————
    Веретенников А.В. Некоторые актуальные вопросы защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей // Российская юстиция. 2010. N 3. С. 26.

    Так, в рамках рассмотрения гражданского дела по исковому заявлению о взыскании с органа опеки и попечительства денежной компенсации за ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию жилого помещения в удовлетворении исковых требований было отказано. Содержание притязаний заключалось во взыскании с органа местного самоуправления денежной компенсации за то, что во время пребывания истца в учреждении для детей-сирот жилое помещение, закрепленное за ребенком-сиротой, было приведено в состояние, не пригодное для проживания. Впоследствии судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в Апелляционном определении согласилась с решением суда первой инстанции, указав, что «не может быть принята во внимание ссылка в [апелляционной] жалобе на Правила управления имуществом несовершеннолетних подопечных, хранения и отчуждения этого имущества, утв. Министерством просвещения РСФСР от 30.10.1969, поскольку ни указанные Правила, ни более поздний Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 не предусматривают возможности взыскания в пользу гражданина денежной компенсации за жилые помещения, признанные непригодными для проживания, а также обязанности сельского поселения по содержанию либо ремонту закрепленного за сиротой жилого помещения, а лишь указывают на необходимость осуществления органом опеки и попечительства контроля за сохранностью имущества граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные и другие организации» . Таким образом, из текста судебного акта следует вывод о наличии у органа опеки и попечительства лишь надзорной, но не контрольной функции по отношению к имуществу детей-сирот.
    ———————————
    Апелляционное определение Орловского областного суда от 18.09.2012 по делу N 33-1732. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

    В то же время по аналогичным делам судами принимаются и противоположные по содержанию решения, мотивировочная часть которых содержит ссылки на те же нормативные акты. Интересным для рассмотрения представляется гражданское дело, когда несовершеннолетние дети-сироты, являясь собственниками квартиры в равных долях, обратились в суд с требованием обязать администрацию муниципального образования привести жилое помещение в пригодное для проживания состояние путем осуществления ремонтных работ. Удовлетворив иск, суд не принял во внимание доводы ответчика относительно обязанности совершеннолетних собственников помещения по приведению жилого помещения в пригодное для проживания состояние, указав, что во время пребывания несовершеннолетних в детском доме в силу положений закона об их имуществе должны заботиться их законные представители и органы опеки. При принятии решения суд исходил из того, что вред имуществу истца причинен в результате незаконного бездействия органа опеки, который не принял мер к сохранности имущества, принадлежащего детям, оставшимся без попечения родителей, не осуществлял контроль за сохранностью этого имущества и в соответствии со ст. 28 Федерального закона N 48-ФЗ от 24.04.2008 «Об опеке и попечительстве», ст. 1064 ГК РФ пришел к выводу о возложении на администрацию Ростовского муниципального района Ярославской области обязанности по возмещению вреда истцу в полном объеме.
    Суд апелляционной инстанции, в свою очередь, согласился с выводом суда о том, что наличие у собственников квартиры при выходе из детского дома денежных средств, которые они могли потратить на ремонт, правового значения для настоящего дела не имеет. Дети не должны были нести ответственности за ненадлежащее исполнение органами опеки и попечительства своих обязательств .
    ———————————
    Апелляционное определение Ярославского областного суда от 31.05.2012 по делу N 33-2706/2012. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

    Подобная позиция представляется наиболее верной в силу публичного характера деятельности органа опеки и попечительства. Как верно отмечает Л.Ю. Михеева, сущность данного института состоит в «устройстве лица, устройстве и его судьбы, и судьбы его имущества» . Орган опеки и попечительства — это орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления муниципальных образований, которые законом субъекта Российской Федерации наделены полномочиями по опеке и попечительству . Другими словами, орган опеки и попечительства вступает в правоотношения не от своего собственного имени и в своих интересах, а будучи уполномоченным каким-либо публично-правовым образованием.
    ———————————
    Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: теория и практика. М., 2004. С. 103.
    Об опеке и попечительстве: Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (в ред. от 01.07.2011) // СЗ РФ. 2008. 28 апреля.

    Например, в Ивановской области органами опеки и попечительства являются уполномоченные исполнительные органы государственной власти Ивановской области, реализующие полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству . В практике работы органов опеки и попечительства в Ивановской области можно выделить несколько основных направлений работы, связанных с обеспечением жилищных прав несовершеннолетних:
    ———————————
    Об органах опеки и попечительства в Ивановской области: Закон Ивановской области от 19.05.2008 N 45-ОЗ (в ред. от 14.03.2013) // Собрание законодательства Ивановской области. 2008. 30 мая.

    — проведение инвентаризационных мероприятий;
    — заключение договоров найма в отношении жилых помещений, закрепленных за несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей;
    — использование исковых способов защиты.
    В Ивановской области основным нормативным актом в рассматриваемой нами сфере является Закон «Об органах опеки и попечительства в Ивановской области» от 19.05.2008 N 45-ОЗ. Статья 4, п. 3, названного Закона в качестве одной из задач органов опеки и попечительства в Ивановской области называет контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в т.ч. для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данное положение дублирует норму федерального законодательства (подп. 3 п. 1 ст. 7 ФЗ «Об опеке и попечительства») и неоднозначно толкуется в вопросе четкого определения субъекта управления таким имуществом.
    Необходимо, однако, отметить, что в большинстве случаев жилое помещение приходит в непригодное для проживания состояние не по причине длительного бездействия со стороны органов опеки и попечительства, а в силу злоупотребления своими правами тех лиц, кто остается жить в жилом помещении в то время, пока несовершеннолетний воспитывается в специализированном учреждении, как правило, речь в таких случаях идет о родственниках несовершеннолетних. Такие лица имеют, по сути, неограниченные полномочия по владению и пользованию в отношении жилого помещения. В подтверждение такой позиции можно привести данные аппарата Уполномоченного по правам ребенка в Ивановской области. В ежегодном отчете о ситуации с соблюдением прав и законных интересов ребенка в Ивановской области за 2010 г. приведены лишь некоторые факты злоупотребления правами со стороны родственников детей-сирот их правами на жилое помещение .
    ———————————
    См.: Ежегодный отчет о ситуации с соблюдением прав и законных интересов ребенка в Ивановской области за 2010 год. Иваново, 2011. С. 16 — 17.

    В соответствии с распоряжением Правительства Ивановской области от 25.08.2008 N 293-рп «О мерах по обеспечению контроля за сохранностью имущества и управлением имуществом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органами опеки и попечительства проводится ежегодная инвентаризация жилых помещений, закрепленных за несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей и помещенными в воспитательные учреждения. По результатам проверки составляется акт инвентаризации, подлежащий передаче в личное дело ребенка.
    ———————————
    О мерах по обеспечению контроля за сохранностью имущества и управлением имуществом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: распоряжение Правительства Ивановской области от 25.08.2008 N 293-рп. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

    В практике использования жилых помещений в интересах несовершеннолетних, в частности передачи по договорам найма, встречается ряд сложностей. В значительной степени это связано с тем, что жилые помещения, закрепленные за несовершеннолетними, находятся в непригодном для жилья состоянии и требуют проведения капитального ремонта. Кроме того, часть жилых помещений расположена в сельской местности, где отсутствует возможность заключения договоров найма в отношении такого имущества. По информации Департамента социальной защиты населения Ивановской области, в настоящее время из 4430 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в Ивановской области, 3360 имеют закрепленное жилое помещение, в большинстве случаев — в жилье родителей, лишенных родительских прав. 50% данного жилья не отвечает санитарным и техническим правилам и нормам .
    ———————————
    Ежегодный отчет о ситуации с соблюдением прав и законных интересов ребенка в Ивановской области за 2011 год. Иваново, 2012. С. 61.

    Использование исковых способов защиты прав несовершеннолетних является эффективным способом защиты их прав, однако не всегда своевременным. Практика выработала следующие способы судебной защиты с целью восстановления нарушенных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилое помещение :
    ———————————
    Обзор практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2008. N 10. С. 19 — 22.

    — выселение из занимаемого по договору социального найма жилого помещения граждан (нанимателя, членов семьи нанимателя), лишенных родительских прав, в связи с невозможностью совместного с ними проживания детей, в отношении которых они лишены родительских прав, без предоставления другого жилого помещения;
    — признание права на жилое помещение за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
    — выселение лиц, вселившихся в жилое помещение с нарушением жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения;
    — предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, другого жилого помещения по договору социального найма в связи с признанием закрепленного за ними жилого помещения непригодным для проживания, а также др.
    Однако предъявление в суд искового заявления с предметом из числа названных требований является уже мерой защиты «post factum», констатацией нарушения жилищных прав несовершеннолетних, тогда как приоритетной является задача своевременной превенции такого нарушения.
    На основании изложенного можно сделать вывод о том, что, несмотря на то что законодательно за органами опеки и попечительства закреплена лишь контрольная функция за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, помещенных под надзор в образовательные организации, в т.ч. для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, это не является основанием для исключения из компетенции самих органов опеки и попечительства совершения действий по непосредственному управлению таким имуществом. Такая позиция основана на том, что:
    — во-первых, контрольная функция не должна сводиться к надзорной и означать, что орган опеки и попечительства должен лишь выполнять роль пассивного наблюдателя за осуществлением жилищных прав и законных интересов несовершеннолетних;
    — во-вторых, орган опеки и попечительства является уполномоченным административным органом в сфере защиты прав несовершеннолетних, находящихся на воспитании в специализированных образовательных учреждениях, и до тех пор, пока нормативно не определен иной субъект, за которым будут закреплены соответствующие обязанности, является ответственным лицом в рассматриваемой сфере общественных отношений.

    Литература

    1. Апелляционное определение Орловского областного суда от 18.09.2012 по делу N 33-1732. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Апелляционное определение Ярославского областного суда от 31.05.2012 по делу N 33-2706/2012. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    3. Веретенников А.В. Некоторые актуальные вопросы защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей // Российская юстиция. 2010. N 3.
    4. Ежегодный отчет о ситуации с соблюдением прав и законных интересов ребенка в Ивановской области за 2011 год. Иваново, 2012.
    5. Ежегодный отчет о ситуации с соблюдением прав и законных интересов ребенка в Ивановской области за 2010 год. Иваново, 2011.
    6. Ильина О.Ю. Публично-правовые основания учета интересов ребенка при рассмотрении судами споров, связанных с воспитанием детей // Семейное и жилищное право. 2005. N 3.
    7. Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: теория и практика. М., 2004.
    8. О мерах по обеспечению контроля за сохранностью имущества и управлением имуществом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: распоряжение Правительства Ивановской области от 25.08.2008 N 293-рп. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    9. Об опеке и попечительстве: Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (в ред. от 01.07.2011) // СЗ РФ. 2008. 28 апреля.
    10. Об органах опеки и попечительства в Ивановской области: Закон Ивановской области от 19.05.2008 N 45-ОЗ (в ред. от 14.03.2013) // Собрание законодательства Ивановской области. 2008. 30 мая.
    11. Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан: Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 (в ред. от 14.02.2013) // СЗ РФ. 2009. 25 мая.
    12. Обзор практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2008. N 10.
    13. Правила управления имуществом несовершеннолетних подопечных, хранения и отчуждения этого имущества (утв. Минпросом РСФСР 30.10.1969). Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

    Смотрите еще:

    • Приказ мвд 631 от 02072002 Приказ МВД РФ от 31 декабря 2002 г. N 1272 "Об утверждении Инструкции о порядке погребения погибших (умерших) сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, лиц, уволенных со службы в органах внутренних дел, оплаты ритуальных […]
    • Заявление о признании недействующими нормативных правовых актов Статья 251. Подача заявления об оспаривании нормативных правовых актов Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. N 13-П норма, содержащаяся во взаимосвязанных пункте 2 части 1 статьи 26, частях 1, 2 и 4 статьи 251, частях […]
    • Приказ о взаимодействии мчс Приказ МЧС РФ и МВД РФ от 31 марта 2003 г. N 163/208 "О порядке взаимодействия органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы МЧС России с органами внутренних дел Российской Федерации при раскрытии и […]
    • Расчет налога за 2010 Расчет налога за 2010 Расчет транспортного налога для жителей г. Новосибирска и Новосибирской области производится в соответствии с действующим Законом Новосибирской области от 16 октября 2003 года № 142-ОЗ «О налогах и особенностях […]
    • Копии платежных поручений по налогам Платежное поручение Письменное распоряжение организации-плательщика банку, обслуживающему его расчетный счет, о перечислении определенной суммы с собственного расчетного счета на счет получателя именуется платежным поручением […]
    • Народный заседатель суд Госдума окончательно упразднила народных заседателей Сегодня в окончательном, третьем чтении Госдума приняла поправки в Гражданский процессуальный кодекс и КоАП РФ, которыми из них исключается упоминание должности народного заседателя. […]
    • Оргштатные мероприятия закон Орг.штатные мероприятия - положены ли выплаты, пенсия? Меня зовут Александр (капитан-лейтенант). Ситуация в следующем. В 2007 году окончил военный институт. По распределению служил на СФ, до 2013 года. С 2013 года службу продолжил на […]
    • Система сборы возврата Возврат билета на сайте Согласно статье 23 Устава автомобильного транспорта от 8 ноября 2007 г. при срыве рейса по техническим причинам или задержке рейса более чем на час, возврат стоимости проезда производится в полном объеме. Если […]