Не уведомили пфр о ликвидации

Каким образом должно происходить уведомление о ликвидации и закрытии ИП в 2018 году

Поскольку индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов, как фирмы и предприятия, при принятии ими решения о прекращении деятельности, необходимо в письменной форме сообщить контролирующие органы о намерении физического лица прекратить предпринимательство. Такое письменное сообщение должно быть направлено в орган по контролю над уплатой страховых взносов в течение 3 дней, с момента принятия решения. То есть, как видим, не после закрытия ИП, как постфактум, но перед таковой процедурой. Такое обязательство возлагается законом № 212-ФЗ .

Но предпринимателя закон не обязывает принимать письменное решение о необходимости регистрации прекращения хозяйствующего субъекта. Поэтому, с точки зрения юридической практики, наиболее правильный отчет времени «с момента принятия решения», наступает, когда физическое лицо подало в регистрирующий орган заявление о прекращении предпринимательской деятельности. Вот с этого момента мы и начинаем отсчет трехдневного срока. Поскольку намерение может быть принято и год назад, но отсчет срока идет с момента выполнения ИП определенных действий, которые свидетельствуют о его желании закрыть свое дело.

Если же он имеет наемных сотрудников, то уведомление ФСС о ликвидации следует провести еще до увольнения работников.

Многих интересует вопрос о том, как уведомить ПФР о закрытии ИП. Для начала предприниматель обязан перед прекращением своей деятельности подать все необходимые сведения, в том числе и отчетность в ПФР. Намерение закрыть ИП должно быть направлено в виде письменного сообщения. Существует форма уведомления ПФР о ликвидации. Ее можно найти на официальном сайте фонда , после чего распечатать и заполнить. То есть, нет необходимости стоять в очередях, как это было раньше, и ждать выдачу бланка, после чего заполнять и стоять еще час, а то и два для того, чтобы данный бланк сдать.

Итак, что же нужно сделать, чтобы закрыть ИП:

  • Направить в Пенсионный фонд уведомление о прекращении деятельности;
  • Свериться по взаиморасчетам, путем истребования актов сверки;
  • Ликвидация работодателя является прямым основанием для расторжения всех существующих трудовых правоотношений с наемными сотрудниками. В том случае, когда ИП работает один, или по гражданским договорам на оказание услуг или подряда, то с центром занятости предприниматель плотно не соприкасается. Но вот если субъект хозяйственной деятельности объявил всем работающим на него сотрудникам о том, что они будут уволены в связи с прекращением деятельности, следующим шагом будет уведомление центра занятости о ликвидации.

  • профессия сотрудника;
  • Такая информация предоставляется по каждому сотруднику отдельно.

    Существует некая правовая коллизия, которая с одной стороны, обязывает ИП уведомит фонды о своем намерении ликвидировать свою бизнес деятельность, и такое требование прямо прописано в законе. Но с другой стороны, устоявшаяся практика свидетельствует о том, что ИП сначала исключаются из реестра юридических лиц и физических лиц предпринимателей, а уже потом происходит уведомление ПФР о ликвидации в 12 дневной срок.

    Важно понимать, что при отсутствии деятельности, нулевая отчетность подается в налоговую службу, но оплата взносов в Пенсионный, должна происходить обязательно, независимо от сложившейся экономической ситуации. Чтобы было проще, можно и нужно обратиться за актами сверок по задолженности в фонд еще до закрытия ИП, заодно и подать уведомление о том, что предприниматель собирается прекращать свою деятельность.

    Как уже упоминалось выше, индивидуальный предприниматель как субъект хозяйствования имеет обязательства перед фондами, в частности не только своевременно вносить обязательные платежи, но и своевременно информировать. Так, уведомление в ФСС о начале ликвидации, должно быть направлено, не позднее трех дней, с того момента, когда ИП решил прекратить свой бизнес. Вот только вся загвоздка в том, каким днем считается решение о прекращении деятельности принятым. Например, для юридического лица данный документ составляется в письменном виде, причем подписанный соучредителями или единственным основателем фирмы информации о своей ликвидации.

  • Сдать всю не поданную отчетность;
  • Процедура снятия с учета в качестве работодателя

    В службу занятости должны быть направлены следующие сведения о тех сотрудниках, которые будут уволены при закрытии ИП:

    • информация об оплате труда;
    • квалификационный и профессиональный уровень данного специалиста.
    • Служба занятости должна быть уведомлена о предстоящем увольнении сотрудников еще за две недели до ликвидации предпринимательства. Это те важные особенности, без которых закрытие ИП не обходится. А вот о закрытии своего банковского счета, уже после прекращения хозяйственной деятельности, предприниматель должен известить уполномоченные органы обязательно.

      Если предприниматель изъявил желание прекратить свою хозяйственную деятельность, данная процедура должна происходить по всем установленным законодательством правилам. К одному из таковых относится своевременное уведомление о ликвидации. Но далеко не всеми это требование соблюдается. Под уведомлением подразумевается информирование органов государственной власти, в том числе, внебюджетных фондов и налоговой службы, о желании ИП закрыть свой бизнес. Для предпринимателей, которые привлекали наемный труд, это правило должно быть обязательно выполнено.

      Информирование Фонда социального страхования при закрытии ИП

      Порядок информирования Пенсионного фонда

    • В случае наличия задолженности, погасить ее; хотя с существующими долгами все-таки закрывают деятельность, но долги никуда не деваются, и оплатить их нужно будет уже физлицу.
    • По подобной схеме происходит информирование всех внебюджетных фондов.

      Особое внимание следует уделить отчетности, так как несвоевременно поданная отчетность при ликвидации ИП, будет причиной затягивания процесса регистрации прекращения предпринимательства, а также основанием для начисления дополнительных штрафов.

      Взаимоотношения с налоговой при закрытии бизнеса

      Поскольку налоговая служба является тем органом, который уполномочен на регистрацию как начала, так и прекращения предпринимательской деятельности, нужно все документы для ликвидации субъекта хозяйствования подавать именно в данную службу. Справки об отсутствии задолженности перед бюджетом не являются обязательными для подачи перед регистрацией прекращения ИП, но все-таки в реестрах они значатся вместе с информацией о том, поданы ли все нужные отчеты.

      После того, как процедура закрытия предпринимательства будет проведена, ФНС направляет уведомление о ликвидации в Пенсионный фонд. Таким образом, данный орган снимает с учета плательщика страховых взносов, как и фонд соцстрахования. Но проверка наличия своевременной подачи отчетов возлагается и на налоговую службу. Поэтому, если не получилось сдать все нужные бумаги, стоит это сделать поскорее, так как некорректное снятие с учета грозит штрафными санкциями к бывшему бизнесмену.

      Уведомление налоговой о ликвидации происходит вместе с подачей соответствующего заявления на прекращение предпринимательской деятельности. В соответствии с нормами закона, если субъект хозяйствования не работал с наемными сотрудниками по трудовым договорам, не имел специальных разрешений или лицензий, или же вовсе сдавал нулевые отчеты и как таковую деятельность не вел, его ликвидация происходит по упрощенной процедуре. Полученное ФНС сообщение о прекращении ИП, является основанием для начала проведения документальной проверки.

      Сделать это необходимо за 14 дней до предполагаемой даты увольнения и прекращения деятельности. И хотя Трудовой кодекс устанавливает жесткие сроки на уведомление увольняемых в связи с ликвидацией фирмы сотрудников, только юридическим лицам, предприниматели также должны заранее, хотя бы за две недели предупредить своих работников о предстоящем увольнении.

    • должность;

    Подытожим действия предпринимателя при ликвидации

    Составляем уведомление в ФСС о ликвидации ООО — образец

    Уведомление в ФСС о ликвидации ООО — образец этого документа в настоящий момент потерял актуальность, как и сама обязанность плательщиков страховых взносов извещать названный госорган о своей ликвидации. В этой статье мы рассмотрим, на основании каких юридических норм производится уведомление внебюджетных фондов о ликвидации юрлица и в каком порядке.

    Образец уведомления ФСС о ликвидации ООО.doc

    Нужно ли уведомлять ФСС о закрытии ООО?

    С 01.01.2015 отменена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей направлять в Фонд социального страхования извещение о ликвидации юрлица или о прекращении гражданином деятельности в качестве ИП (см. подп. «в» п. 17 ст. 5 закона «О внесении изменений…» от 28.06.2014 № 188-ФЗ). Аналогично Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в настоящий момент не уведомляются обществами с ограниченной ответственностью (их ликвидаторами) о названном факте.

    Предыдущая же редакция п. 3 ст. 28 закона «О страховых взносах…» от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — закон № 212-ФЗ) до указанной даты, действительно, содержала норму об обязанности плательщиков страховых взносов уведомлять внебюджетные фонды о ликвидации юрлиц и ИП в течение 3 дней с момента принятия такого решения.

    Форма уведомления (в настоящий момент потерявшая свою актуальность) была произвольной — указывались наименование плательщика, его регистрационные реквизиты, номер страхователя; далее следовало сообщение о ликвидации юрлица; проставлялись дата подачи уведомления и подпись уполномоченного лица, печать (при наличии). Также к уведомлению обычно прилагались копия протокола или решения ООО о ликвидации и лист записи из Единого государственного реестра юрлиц о внесении соответствующих изменений.

    С образцом названного документа можно ознакомиться по ссылке: уведомление в ФСС о ликвидации ООО — образец.

    Надлежит отметить, что и о закрытии расчетного счета в банке ликвидируемое юрлицо больше не должно сообщать. Это обязан сделать сам банк, в котором был открыт указанный счет (см. подп. 1 п. 2, п. 3 ст. 23 Налогового кодекса РФ, п. 1 ст. 24 закона № 212-ФЗ).

    Кто уведомляет ФСС и внебюджетные фонды о ликвидации ООО?

    В настоящий момент все внебюджетные фонды уведомляются о ликвидации ООО непосредственно налоговым органом в порядке межведомственного взаимодействия (см. п. 1 ст. 1 закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210-ФЗ).

    В ст. 21 закона «О госрегистрации юрлиц и ИП» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее — закон № 129-ФЗ) приводится перечень документации, представляемой ликвидируемым юрлицом в регистрирующий орган (т. е. ФНС РФ). В пакет такой документации включен документ, подтверждающий отсутствие задолженности по сдаче отчетности в ПФР РФ ликвидируемым юрлицом, хотя и он необязателен к предоставлению заявителем и может быть запрошен налоговой самостоятельно, опять же в порядке межведомственного взаимодействия.

    Как видно, уведомления любых внебюджетных фондов о ликвидации ООО не включены в перечень документации, необходимой для регистрации изменений в ЕГРЮЛ, связанных с прекращением существования юрлица. Более подробно ознакомиться с процедурой добровольной ликвидации ООО можно в нашей статье «Пошаговая инструкция ликвидации ООО в 2016 году».

    Уведомление ФСС при принудительной ликвидации

    Исключение из ЕГРЮЛ сведений о юрлице, в отношении которого вынесено судебное определение о завершении конкурсного производства, производится налоговым органом на основании названного судебного акта (п. 2 ст. 21 закона № 212-ФЗ).

    После фиксации в ЕГРЮЛ указанных сведений орган ФНС должен уведомить и внебюджетные фонды в порядке межведомственного взаимодействия, т. е. уведомление внебюджетных фондов о ликвидации юрлица производится в том же порядке, что и при добровольной ликвидации.

    Итак, в настоящий момент извещать внебюджетные фонды, в т. ч. ПФР, ФСС и ФФОМС, о ликвидации юрлица должен налоговый орган, внесший в ЕГРЮЛ сведения о прекращении существования юрлица. У самого же ликвидируемого плательщика страховых взносов такая обязанность отсутствует с 01.01.2015. Это правило актуально как в случае добровольной, так и в случае принудительной ликвидации.

    Как правильно закрыть предприятие? Перечень документов для ликвидации ООО

    Подскажите, пожалуйста, как правильно оформить закрытие ООО? Какие нужны документы для ликвидации юридического лица? И можно ли оставшиеся деньги на счету предприятия получить в виде дивидендов?

    Ответы юристов (6)

    Процедура добровольной ликвидации ООО довольно длительна и состоит из условных 6 этапов.

    Этап 1. Принятие решения о ликвидации

    Участники ООО принимают решение о ликвидации, о чем подаются сведения в регистрирующий орган в течение 3 дней с момента принятия решения о ликвидации.
    Комплект документов для подачи:

  • Решение о начале ликвидации, назначение ликвидатора или ликвидационной комиссии
  • Заявление по форме Р15001 «Уведомление о ликвидации юридического лица», заверенное нотариально.
  • Также подаются документы в местную ИФНС в течение 3 дней с момента принятия решения о ликвидации.

  • Сообщение в ИФНС о принятом решении о ликвидации (Форма С-09-4) (она же в приложении к статье).
  • И в фонды (ФСС и ПФР) в течение 10 дней с момента принятия решения о ликвидации. Формы не утверждены.

  • Рекомендуемая форма для ФСС (она же в приложении к статье).
  • Форму для ПФР нужно придумать самостоятельно.
  • Этап 2. Публикация в «вестнике»

    Комплект документов для вестника:

  • Бланк-заявка на публикацию
  • Оплата за публикацию
  • Этап 3. Уведомление кредиторов о ликвидации

    Организация обязана уведомить всех кредиторов, существующих на момент принятия решения о ликвидации о начале процедуры ликвидации в письменном виде. У организации должны остаться доказательства уведомления. Это могут быть заказные письма с уведомлением о вручении, либо, если уведомления вручались курьерской службой, подпись лица, получившего уведомление.

    Этап 4. Выездная налоговая проверка

    До составления промежуточного ликвидационного баланса налоговые органы могут провести выездную проверку (ст. 89 НК РФ), но на практике они не всегда успевают это сделать, а «нулевые» компании не проверяют вовсе. Однако организации все равно следует провести сверку расчетов с бюджетом и проверить полноту предоставления деклараций, т.к. если за организацией будут числиться документарные или денежные долги, такую компанию не ликвидируют (пп.4 п.3 ст. 44 НК РФ).

    Этап 5. Сдача промежуточного ликвидационного баланса

    Документы на утверждение промежуточного ликвидационного баланса подаются не ранее, чем через 2 месяца после публикации в «Вестнике».
    Комплект документов для подачи:

  • Решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса.
  • Заявление по форме Р15001, заверенное нотариально.
  • Промежуточный ликвидационный баланс.
  • Копии листа «Вестника» с публикацией и бланка-заявки о публикации (или другие документы, подтверждающие публикацию).
  • Этап 6. Сдача ликвидационного баланса и ликвидация

    • Решение об утверждении ликвидационного баланса
    • Заявление по форме Р16001, заверенное нотариально.
    • Ликвидационный баланс
    • Справка из ПФР об отсутствии задолженности перед ПФР (можно не предоставлять, так как при отсутствии справки регистрирующий орган сам обратиться в ПФР за подтверждением в рамках электронного взаимодействия между госорганами)
    • Госпошлина в размере 800 рублей
    • Следует упомянуть, что есть много нюансов в каждом этапе, и для правильной и безотказной ликвидации фирмы нужно прочитать соответствующие нормативные акты.

      Теперь по поводу выплаты дивидендов.

      Выплачивать дивиденды может только действующее общество с ограниченной ответственностью.

      Ликвидируемое общество не может выплачивать дивиденды. В этом случае выплаты учредителям производятся по другим основаниям и должны облагаться НДФЛ (для учредителей — физических лиц) или налогом на прибыль (для учредителей — организаций) на общих основаниях.

      Есть вопрос к юристу?

      Если Вы хотите ликвидировать ООО официально, предприятие будет исключено из государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), без правопреемства. Можно произвести процедуру добровольной ликвидации. Так же можно не ликвидировать ООО, а передать другим физическим или юридическим лицам. Закрыть ООО посредством смены учредителей это самая простая процедура. Смена директора и учредителей компании осуществляется путем продажи долей новому владельцу, при этом сама компания продолжает существовать. Остаток на счету можно получить в виде дивидендов.

      Елена Николаевна, здравствуйте!

      Вы можете закрыть ООО как в добровольном порядке, так и через банкротство. В добровольном порядке лучше и быстрее. Процедура указана в ст.57 ФЗ «Об ООО»

      1. Общество может быть ликвидировано добровольно в порядке,
      установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом
      требований настоящего Федерального закона и устава общества. Общество
      может быть ликвидировано также по решению суда по основаниям,
      предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.
      Ликвидация общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
      2. Решение общего собрания участников общества о добровольной
      ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии принимается по
      предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества,
      исполнительного органа или участника общества.

      Я Вам прикладываю перечень этап что и как делать. В конце все оставшиеся средства или имущество Вы как учредитель сможете забрать себе.

      Здравствуйте, Елена Николаевна.

      План-схема для ликвидации ООО в добровольном порядке:

      1.Участники проводят общее собрание, на котором принимают
      решение о ликвидации. В случае, если общество состоит из одного участника,
      готовится решение единственного учредителя.

      2. Выбирается ликвидационная комиссия и составляется план
      мероприятий по ликвидации ООО.

      3. В течение 3 рабочих дней информируетсяо принятом решении налоговый орган по месту госрегистрации юридического лица.
      В налоговую инспекцию необходимо представить заполненную форму Р15001 и форма
      15002 (о создании ликвидационной комисии)

      4. Публикация
      информации о ликвидации фирмы в СМИ, в котором указывается полное наименование
      компании и сроки, в течение которых кредиторы могут предъявить свои требования
      (не менее 2 месяцев со дня публикации объявления).

      5. Для того, чтобы закрыть ООО, нужно провести полную
      инвентаризацию активов предприятия и направить письменные уведомления всем
      кредиторам.

      6. По окончании срока, в течение которого кредиторы могли
      предъявить требования о погашении обязательств, составляется промежуточный
      ликвидационный баланс. В документе отражаются сведения об имуществе и обязательствах предприятия. Баланс
      утверждается участниками и подается в налоговые органы вместе с формой Р15003.

      7. Производится окончательное погашение обязательств по
      отношению к кредиторам.

      8. Завершаются расчеты по налогам и прочим обязательным
      платежам. Подаются декларации. Предприятие снимается с учета в ЕГРПО, ФОМС, ФСС
      и ПФР.

      9. Составляется и утверждается ликвидационный баланс.

      10. Активы, которые остались после выполнения всех
      обязательств, распределяются между учредителями в соответствии с их долями.

      11. Закрываются расчетные счета, уничтожается печать ООО.

      12. В налоговый орган подаются документы для закрытия
      предприятия. Перечень документов для ликвидации ООО включает в себя квитанцию
      об уплате госпошлины, форму Р16001 и итоговый ликвидационный баланс.

      13. Получение свидетельства о ликвидации ООО.

      Дивиденды- это часть прибыли АО, которую она делит между своими акционерами, в вашем же случае имущество (в том числе и денежные средства ) ликвидируемого ООО, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов будет поделено между участниками, что говорится в п.10 плане-схемы.

      Статья 58. Распределение имущества ликвидируемого общества между его участниками (Закон об ООО)

      1. Оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между участниками общества в следующей очередности:

      в первую очередь осуществляется выплата участникам общества распределенной, но невыплаченной части прибыли;

      во вторую очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества.

      2. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

      Если имеющегося у общества имущества недостаточно для выплаты распределенной, но невыплаченной части прибыли, имущество общества распределяется между его участниками пропорционально их долям в уставном капитале общества.

      Елена Николаевна! Если нельзя, но очень хочется, то можно! Вам Юля, Наталья, Анжелла, Владимир все рассказали практически ВСЕ.

      Процедура ликвидации предприятия состоит из следующих этапов:

      Принятие решения о ликвидации

      Решение о ликвидации принимают участники (учредители, акционеры). Для АО и ООО — на общем собрании:

    • в АО — общее собрание акционеров добровольно ликвидируемого
      общества принимает решение о ликвидации общества и назначении
      ликвидационной комиссии (ст.21 закона “Об АО”), этот вопрос выносится на
      решение общего собрания советом директоров (наблюдательным советом)
      ликвидируемого общества. Решение принимается большинством в 3/4 голосов
      акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем
      собрании (ст.48 закона “Об АО”);
    • в ООО — решение принимается также на общем собрании всеми участниками общества, единогласно (ст.33 закона “Об ООО”).
    • Решения о ликвидации и составе ликвидационной комиссии должны быть отражены в протоколе собрания.

      Обязанность сообщить регистрирующему органу

      Учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о
      ликвидации, обязаны немедленно письменно сообщить об этом
      регистрирующему органу, осуществившему государственную регистрацию
      данного юридического лица.

      С данного момента не допускается государственная регистрация
      изменений учредительных документов ликвидируемого юридического лица, а
      также государственная регистрация вновь возникших юридических лиц —
      полных или частичных правопреемников ликвидируемого юридического лица
      (п.1.1. Временного положения).

      В течение 5 дней с момента получения сообщения регистрирующий орган
      должен уведомить налоговые органы, органы статистики и внебюджетные
      фонды о том, что юридическое лицо ликвидируется.

      Обязанность сообщить налоговому органу

      ликвидация юридического лица сопровождается снятием с учета в налоговом
      органе, но снятие с учета делается позднее — на завершающей фазе
      ликвидации, а при принятии решения о ликвидации необходимо сообщить в
      налоговый орган о принятии такого решения.

      Организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно
      сообщать в налоговый орган по месту учета — об объявлении
      несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации — в срок
      не позднее 3 дней со дня принятия такого решения (п.2 ст. 23 НК РФ).

      Процедура снятия с учета в налоговом органе, в том числе и действия
      налоговых органов после получения сообщения о ликвидации,
      регламентируется

      Методическими указаниями для налоговых органов по вопросам
      осуществления процедуры снятия с учета налогоплательщика — организации,
      созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации.
      Приложение к письму МНС РФ от 31.12.98 N ВП-6-12/932 (далее —
      Методические указания)
      Действия налоговых органов после получения сообщения о ликвидации см. в п.1.1. Методических указаний.

      Невыполнение обязанности своевременного сообщения о принятии решения о ликвидации влечет наложение штрафа.

      Ранее штраф взимался по п.3 ст.119 НК РФ, что и отражено в
      Методических указаниях, но в настоящей редакции НК РФ пункт 3 ст.119
      исключен, поэтому, видимо, штраф будет взиматься по п.1 ст.126 НК РФ.

      Форму сообщения о ликвидации юридического лица в налоговый орган см. в
      приложении N 5 к Приказу МНС РФ от 27 ноября 1998 г. N ГБ-3-12/309 “Об
      утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения
      идентификационного номера налогоплательщика и форм документов,
      используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц”.

      К сообщению должны быть приложены следующие документы, подтверждающие принятие решения о ликвидации организации:

    • копия распорядительного документа (решение, постановление, приказ)
      собственника или уполномоченного органа либо решение суда о ликвидации;
    • копия распорядительного документа о порядке и предполагаемом сроке ликвидации организации;
    • копия распорядительного документа о создании ликвидационной комиссии.
    • После получения налоговым инспектором сообщения о ликвидации
      выявляется наличие у организации филиалов (представительств),
      недвижимого имущества и транспортных средств.

      Под транспортными средствами здесь имеются в виду те, которые закон
      относит к недвижимости и которые подлежат постановке на учет в налоговых
      органах

      Далее налоговый орган на основании полученных документов и данных принимает решение с учетом норм, предусмотренных ст.49 НК РФ:

      “Обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при
      ликвидации организации исполняются ликвидационной комиссией за счет
      денежных средств указанной организации, в том числе полученных от
      реализации ее имущества.

      Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе
      полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в
      полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся
      пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена
      учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке,
      установленном законодательством Российской Федерации”.

      Что означает “остающаяся задолженность должна быть погашена
      учредителями (участниками)”? Поскольку законодательством о налогах и
      сборах не предусмотрено иное, то такое возможно только в том случае,
      когда в соответствии с гражданским законодательством учредители
      (участники) ликвидируемого юридического лица несут субсидиарную
      ответственность по его долгам

      На основании распоряжения руководителя налоговой инспекции структурные
      подразделения, осуществляющие контроль за правильностью исчисления,
      полнотой и своевременностью перечисления налогоплательщиками налогов и
      сборов проводят камеральную и выездную проверки.

      Назначение и согласование ликвидационной комиссии

      Учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о
      ликвидации, назначают по согласованию с регистрирующим органом,
      осуществившим государственную регистрацию юридического лица,
      ликвидационную комиссию (ликвидатора).

      В состав ликвидационной комиссии могут входить руководящие лица
      ликвидируемого юридического лица, члены трудового коллектива,
      собственник или его представители.

      Для согласования в регистрирующий орган направляется заявление, в
      котором указывается полный состав ликвидационной комиссии или
      ликвидатор. На основании представленного заявления регистрирующий орган в
      течение 3 дней оформляет письменное заключение, в котором указывается
      согласованный состав комиссии (ликвидатор) и дата (п.1.2. Временного
      положения).

      Дата согласования является моментом перехода к ликвидационной
      комиссии (ликвидатору) полномочий по управлению делами юридического
      лица.

      Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. С данного момента отмена решения о ликвидации возможна только по решению судебного органа, если иное не установлено законом. Причины для отказа в утверждении комиссии (ликвидатора) см. в п.1.3. Временного положения.

      Публикация о ликвидации юридического лица

      Ликвидационная комиссия обязана осуществить публикацию о ликвидации
      юридического лица. В Москве такая публикация производится в
      «Регистрационном вестнике» — официальном бюллетене Московской
      регистрационной палаты (МРП). В объявлении должен быть указан способ
      связи с ликвидационной комиссией, порядок и сроки заявления претензий
      кредиторами (не менее 2 месяцев) и др. сведения (см. п.1.5. Временного
      положения).

      Оповещение всех кредиторов о ликвидации юридического лица

      Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и
      получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет
      кредиторов о ликвидации юридического лица.

      Уведомления нужно рассылать способом, позволяющим фиксировать
      отправку: по почте — заказным письмом с уведомлением, по факсу, телексу и
      пр.

      Дебиторская задолженность должна быть взыскана, в том числе и в судебном порядке.

      Ликвидационная комиссия оценивает состав кредиторской задолженности и
      принимает решение об удовлетворении (отклонении) выявленных требований.

      Если комиссия обнаружит факт невозможности погасить все свои
      обязательства перед кредиторами, то она обязана обратиться в арбитражный
      суд с заявлением о признании должника банкротом, — см. Случаи, когда
      должник обязан подать заявление о банкротстве

      Промежуточный ликвидационный баланс

      По истечении 2 месяцев с момента публикации объявления о ликвидации
      составляется промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается
      учредителями (участниками) или органом, принявшим решение о ликвидации, и
      согласовывается с регистрирующим органом.

      Для согласования в регистрирующий орган предоставляются:

    • оригинал промежуточного ликвидационного баланса и его копия,
      удостоверенная нотариально или заверенная печатью ликвидируемого
      юридического лица;
    • документ, подтверждающий факт публикации сведений о ликвидации
      юридического лица с указанием даты публикации, наименования печатного
      издания и текста публикации;
    • протокол об утверждении ликвидационного баланса;
    • пояснительная записка, содержащая полный перечень кредиторов и
      предложенный порядок расчетов с ними за подписью председателя
      ликвидационной комиссии.
    • Согласование промежуточного ликвидационного баланса осуществляется
      регистрирующим органом путем проставления на оригинале промежуточного
      ликвидационного баланса специальной надписи (штампа) о согласовании с
      указанием регистрирующего органа и даты согласования, скрепляемой
      подписью должностного лица, ответственного за оформление ликвидации
      юридических лиц, и печатью регистрирующего органа (п.1.6. Временного
      положения).

      Оригинал согласованного промежуточного ликвидационного баланса
      выдается под расписку любому члену ликвидационной комиссии (ликвидатору)
      либо их представителям, действующим на основании доверенности.

      Копия промежуточного ликвидационного баланса остается на хранении в
      регистрирующем органе. Срок согласования промежуточного ликвидационного
      баланса не может превышать 5 дней.

      Причины, по которым регистрирующий орган может отказать в
      согласовании ликвидационного баланса, см. в п.1.7. Временного положения.

      Регистрирующий орган не несет ответственности за неполноту и
      недостоверность содержащихся в промежуточном ликвидационном балансе
      сведений.

      После согласования промежуточного ликвидационного баланса в
      регистрирующем органе он предоставляется в налоговый орган на проверку.

      Расчеты с кредиторами

      После проверки промежуточного ликвидационного баланса на его основании
      производятся расчеты с кредиторами. Выплаты производятся в порядке
      очередности, установленной ст.64 ГК РФ, см. также Ликвидация
      юридического лица.

      Если денежных средств организации недостаточно для удовлетворения
      требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу
      имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном
      для исполнения судебных решений.

      Выплата осуществляется с даты утверждения промежуточного
      ликвидационного баланса — за исключением кредиторов пятой очереди,
      выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения
      баланса.

      Кредиторы ликвидируемого юридического лица вправе предъявить к нему
      требования, не учтенные в промежуточном ликвидационном балансе, а
      должник может их оспорить. Споры решаются в судебном порядке.

      Расчеты с кредиторами при ликвидации и банкротстве

      Окончательный ликвидационный баланс и акт о распределении оставшегося имущества
      После погашения кредиторской задолженности ликвидационная комиссия
      составляет окончательный ликвидационный баланс и распределяет оставшееся
      имущество между участниками юридического лица, если иное не установлено
      законодательством или учредительными документами организации. О
      распределении оставшегося имущества (если таковое имеется) составляется
      акт, который подписывается всеми членами ликвидационной комиссии и всеми
      участниками.

      После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия
      составляет ликвидационный баланс, который должен отражать активы,
      оставшиеся после окончания всех расчетов с кредиторами.

      Баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или
      органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по
      согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию
      юридических лиц.

      Согласование ликвидационного баланса с Московской регистрационной
      палатой производится аналогично согласованию промежуточного баланса и
      также представляется в налоговый орган на проверку.

      Снятие с учета во внебюджетных фондах

      Ликвидируемая организация должна сняться с учета во всех внебюджетных фондах. Снятие с учета в фондах можно начинать сразу, с начала процесса ликвидации.

      В фонд направляется заявление, составленное в произвольной форме, на
      основании которого производится выверка расчетов, проводится
      документальная проверка организации (как правило — выездная).

      В общих чертах процедура снятия с учета во всех фондах одинакова,
      кроме Пенсионного фонда (ПФР), где снятие с учета производится позднее — нельзя снять организацию с учета в ПФР пока не будут закрыты все счета в
      банках, а расчетный счет невозможно закрыть до тех пор, пока не будут
      произведены расчеты с кредиторами и в том числе и с налоговыми органами.

      Для снятия с учета в ПФР организация обязана сдать все индивидуальные
      сведения по персонифицированному учету работников и получить на них
      страховые свидетельства.

      Закрытие счетов в банках

      После окончания расчетов с кредиторами закрываются счета в банках.
      Сведения об этом также необходимо представить в налоговый орган:
      “Организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать
      в налоговый орган по месту учета — об открытии или закрытии счетов — в
      10-дневный срок” (ст.23 НК РФ)

      Форма сообщения приведена в Приложении N 10 к Приказу МНС РФ от 27
      ноября 1998 г. N ГБ-3-12/309 “Об утверждении порядка и условий
      присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера
      налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом
      органе юридических и физических лиц”.

      В случае нарушения этого срока на организацию будет наложен штраф в размере 5000 руб. согласно ст.118 НК РФ.

      В случае, если закрыть счет невозможно (например, банк ликвидирован),
      необходимо обратиться в ЦБ РФ с запросом об этом, полученный ответ и
      будет являться подтверждающим документом.

      Снятие с учета в налоговых органах

      Снятие с учета в налоговых органах регламентируется п.1.2. Методических указаний.

      Снятие с учета производится налоговым органом по заявлению
      налогоплательщика, см. форму заявления и порядок его заполнения в
      Приложениях N 12 и N 13 к Приказу МНС РФ от 27 ноября 1998 г. N
      ГБ-3-12/309 “Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а
      также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм
      документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и
      физических лиц”.

      При получении заявления о снятии с учета проверяется, представлены ли:

      1. сообщение о ликвидации копия промежуточного баланса,
      2. а также наличие документов, подтверждающих проведение процедуры ликвидации:
    • копии объявления в средствах массовой информации (периодических изданиях) о ликвидации;
    • копии ликвидационного баланса;
    • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту
      нахождения и все уведомления о постановке на учет в налоговом органе
      юридического лица, выданные организации налоговыми органами по месту
      нахождения ее филиалов (представительств), недвижимого имущества,
      транспортных средств.
    • Если организации, поставленной на учет до 01.01.99, Свидетельство о
      постановке на учет не выдавалось, то представляются первые экземпляры
      Карты постановки на учет налогоплательщика — организации, выданные как
      по месту учета организации, так и по месту учета филиалов
      (представительств) и иных обособленных подразделений, являвшихся
      самостоятельными налогоплательщиками до 01.01.99.

      Под транспортными средствами здесь имеются в виду те, которые закон
      относит к недвижимости и которые подлежат постановке на учет в налоговых
      органах,

      При отсутствии какого-либо из перечисленных выше документов
      ликвидационной комиссии письменно сообщаются замечания с указанием
      конкретного срока представления в налоговую инспекцию недостающих
      документов.

      В случае непредставления ликвидационной комиссией в установленный в письме срок документов накладывается штраф (ст.126 НК РФ).

      После снятия с учета ликвидатору выдается информационное письмо о
      снятии с учета в налоговом органе налогоплательщика — организации в
      связи с ее ликвидацией по форме, согласно Приложению N 6 к Методическим
      указаниям, а копии информационного письма направляются в налоговые
      органы по месту нахождения филиалов (представительств), недвижимого
      имущества, транспортных средств для снятия налогоплательщика —
      организации с учета в соответствующем налоговом органе, — в этих
      налоговых органах также нужно сняться с учета (см. разделы 2-3
      Методических указаний. При этом необходимо предъявить документы,
      подтверждающие право собственности организации на недвижимое имущество,
      транспортные средства.

      Аннулирование кодов статистики

      В органах статистики необходимо аннулировать полученные идентификационные коды статистики и получить справку об этом.

      Сдача документов в архив

      В Москве организация обязана сдать в Мосгорархив сведения о работниках организации.

      Оформление ликвидации

      Последним этапом является сдача документов в Московскую регистрационную
      палату для оформления ликвидации в Московском регистрационном реестре.

      Для этого необходимо представить:

    • решение учредителей (участников) юридического лица о ликвидации,
      либо решение органа юридического лица, уполномоченного на то
      учредительными документами, либо соответствующий судебный акт судебного
      органа;
    • оригиналы учредительных документов ликвидируемого юридического
      лица, включая оригиналы всех изменений, имеющих силу для третьих лиц, и
      оригинал свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
    • квитанцию, подтверждающую дату публикации о ликвидации;
    • ликвидационную карту по форме N 3;
    • справку из налогового органа о снятии с учета;
    • справку из органов статистики об аннулировании идентификационных кодов в связи с ликвидацией юридического лица;
    • справку из пенсионного фонда о снятии с учета;
    • справку из фонда занятости населения о снятии с учета;
    • справки о закрытии счетов в банках;
    • справку из архива о сдаче документов на хранение;
    • заключение аудитора в случаях, установленных законом;
    • акт о распределении имущества юридического лица, оставшегося после
      расчета с кредиторами, между учредителями (участниками), другими лицами,
      подписанный учредителями (участниками) ликвидируемого юридического
      лица;
    • документы, подтверждающие факт уничтожения круглой печати, иных печатей, штампов и бланков юридического лица.
    • В соответствии с Временными правилами изготовления и основания для
      уничтожения печатей и штампов на территории г.Москвы, утвержденными
      распоряжением Мэра Москвы от 25 августа 1998 г. N 843-РМ, печати и
      штампы подлежат уничтожению в Московской регистрационной палате.

      На основании представленных документов вносятся сведения о ликвидации
      в единый государственный реестр юридических лиц. С этого момента
      ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование.

      Оригиналы учредительных документов погашаются регистрирующим органом
      путем проставления штампа «недействительно в связи с ликвидацией» на
      титульном листе документов. Оригиналы погашенных документов выдаются под
      расписку любому члену ликвидационной комиссии (ликвидатору) или их
      представителям, действующим на основании доверенности.

      Московская регистрационная палата оформляет свидетельство о
      ликвидации юридического лица и выдает его под расписку любому члену
      ликвидационной комиссии (ликвидатору) или их представителям, действующим
      на основании доверенности.

      Копия свидетельства о ликвидации организации направляется палатой в
      Государственную налоговую инспекцию по г.Москве, органы статистики,
      пенсионный фонд, фонд занятости населения и фонд обязательного
      медицинского страхования.

      Ищете ответ?
      Спросить юриста проще!

      Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

      Смотрите еще:

      • Понятие и основание возникновения права общей долевой собственности Статья 244. Понятие и основания возникновения общей собственности Комментарий к статье 244 1. Имущество может принадлежать на праве собственности одному, двум или нескольким субъектам. В тех случаях, когда имущество находится в […]
      • Формы собственности по действующему российскому законодательству § 3. Формы собственности по действующему российскому законодательству В Российской Федерации признаются частная, муниципальная, государственная и иные формы собственности (п. 2 ст. 8 Конституции РФ; п. 1 ст. 212 ГК РФ ). Имущество при […]
      • Правила по охране труда в легкой промышленности ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ В ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. […]
      • Повышение пенсии в 2013 году в октябре Повышение пенсий в 2013 году в России. Военные пенсии и пенсии по инвалидности в 2013 году Итак, вопрос, который волнует всех пенсионеров России, на сколько и главное, когда будет повышение пенсий в 2013 году, был поднят недавно на […]
      • Часть 21 статьи 583 закона no 212-фз Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации […]
      • Штраф пенсионный фонд проводки Штраф за несдачу отчетности СЗВ-М и РСВ-1 в ПФР По завершению каждого отчетного и расчетного периодов страхователь в обязательном порядке должен предоставить в Пенсионный фонд необходимый расчет по форме РСВ-1. Если по каким-либо причинам […]
      • Взыскание с адвоката недоимки по страховым взносам Письмо Минфина России и Министерства труда и социальной защиты РФ от 2 октября 2017 г. №№ 03-15-07/64023, 17-0/10/В-7610 О перерасчете территориальными органами ПФР неисполненных обязательств индивидуальных предпринимателей, адвокатов, […]
      • Налог на доходы с материальной выгоды Материальная выгода Материальная выгода - особый вид доходов, получаемый налогоплательщиком - физическим лицом, в виде экономии затрат. Виды материальной выгоды перечислены в ст. 212 НК РФ. Комментарий Материальной выгодой называют доход […]