Не нашедшие разрешения вопросы

ВС РФ готовит новые разъяснения по вопросам применения судами таможенного законодательства

Фото: пресс-служба ВС РФ

ВС РФ в ближайшее время рассмотрит вопрос о принятии новых разъяснений, посвященных вопросам разрешения таможенных споров (далее – Проект постановления о таможенных спорах). Проект документа был представлен вчера судьям на заседании Пленума ВС РФ. Текст документа имеется в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ.

Как рассказала судья ВС РФ Татьяна Завьялова, необходимость в пересмотре позиций Суда по ряду вопросов назрела в связи со значительными изменениями в правовом регулировании таможенных отношений, вызванными образованием единой таможенной территории в рамках Евразийского экономического союза. Кроме этого, подчеркнула судья, не все вопросы, нашедшие свое отражение в ряде ранее принятых Пленумом ВАС РФ разъяснений, были решены удачно. В частности, это касается особенностей определения таможенной стоимости товаров а также процедуры возврата таможенных платежей. Новый документ призван решить существующие проблемы. При этом ряд ныне действующих разъяснений предлагается не применять вовсе – полностью или в части, противоречащей новой позиции суда. Могут быть отменены постановление Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. № 20, п. 1-8 постановления Пленума ВАС РФ от 8 ноября 2013 г. № 79 и постановление Пленума ВАС РФ от 25 декабря 2013 г. № 96.

Так, в документе отражены новые подходы к разрешению споров об определении таможенной стоимости ввозимых на территорию Таможенного союза товаров. Как отметила Татьяна Завьялова, эта категория споров является наиболее значимой в практике судов. В частности, в соответствии с Проектом, судьям предлагается отклонять необоснованные доводы таможенных органов о занижении цены ввозимых товаров, если они не были подтверждены соответствующими сведениями – признается презумпция достоверности представленной информации о стоимости товаров. При этом бремя доказывания несоответствия декларируемой стоимости товаров реальной возлагается на таможенные органы (абз. 2 п. 5, абз. 2 п. 6 Проекта постановления о таможенных спорах).

В то же время обязанность подтвердить соответствие декларируемой таможенной стоимости ввозимых товаров с предпринимателей не снимается (абз. 1 п. 6 Проекта постановления о таможенных спорах). В связи с этим авторы Проекта рекомендуют предпринимателям заблаговременно собирать доказательства своей добросовестности, если стоимость таможенного товара значительно отличается от цен на аналогичные товары (абз. 2 п. 9 Проекта постановления о таможенных спорах). При этом судьям предлагается не расценивать отдельные недочеты, допущенные при оформлении документов об условиях сделки, как повод для опровержения факта ее заключения на определенных условиях (абз. 4 п. 7 Проекта постановления о таможенных спорах). А в случае проведения дополнительной проверки достоверности представленных декларантом сведений, таможенный орган обязан предоставить ему реальную возможность для устранения возникших сомнений. Одновременно декларанту должны быть разъяснены основания, по которым представленные им сведения не устраняют возникшие у таможенников сомнения (абз. 1-2 п. 8 Проекта постановления о таможенных спорах).

Документ затрагивает также вопросы, связанные с перемещением через границу товаров, используемых гражданами для личных нужд. Так, согласно ст. 354-355 Таможенного кодекса Таможенного союза, эти товары декларируют и выпускают без применения таможенных процедур. Эту возможность нередко используют в своей деятельности мелкие предприниматели, ввозя товары без уплаты обязательных таможенных платежей. Судам предлагается не принимать в качестве довода об использовании такого товара не для личных нужд факт его последующей, после пересечения таможенной границы, продажи. Однако систематическая продажа ввезенных для личного пользования товаров (более двух раз) уже может послужить причиной для отказа в применении предусмотренным Таможенным кодексом Таможенного союза льгот (гл. 49 Таможенного кодекса Таможенного союза; абз. 3 п. 21 Проекта постановления о таможенных спорах).

Пункт 23 Проекта посвящен критериям, опираясь на которые суды смогут установить факт безвозвратной утраты временно ввезенных на территорию Таможенного союза транспортных средств, например, в результате автомобильной аварии или угона. Это важно для решения вопроса об освобождении декларанта от уплаты ввозных таможенных пошлин (п. 2 ст. 80, п. 2 ст. 283, п. 6 ст. 358 Таможенного кодекса Таможенного союза). Так, судам рекомендуется оценивать обоснованность отказа таможенного органа в признании факта уничтожения транспортного средства, исходя из невозможности отремонтировать поврежденное имущество, или чрезмерно высокой стоимости ремонта, равной или превышающей его стоимость. Кроме того, исключающим обязанность по уплате таможенных платежей рекомендовано признавать факт угона транспортного средства, в результате которого невозможен его обязательный вывоз за пределы Таможенного союза. Однако, и угон не является абсолютным основанием для освобождения от платежей – предполагается, что суд сможет отказать в соответствующем ходатайстве, если сочтет сомнительными обстоятельства утраты имущества (абз. 2-4 п. 23 Проекта постановления о таможенных спорах).

Судьи ВС РФ также предлагают защитить декларантов от неправомерного начисления пеней, когда причины просрочки уплаты таможенных платежей обусловлены бездействием таможенников (абз. 2 п. 24 Проекта постановления о таможенных спорах). Это касается случаев самостоятельного взыскания пошлин и налогов таможенными органами за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей и залога, вносимых декларантами (ч. 1 ст. 158 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»). Кроме того, пени не будут взиматься, если декларант в своих действиях следовал разъяснениям уполномоченного федерального органа, однако в результате возникла просрочка (абз. 3 п. 24 Проекта постановления о таможенных спорах).

Кроме этого, на вчерашнем заседании Пленума ВС РФ судьи проголосовали за внесение в Госдуму законопроекта, согласно которому предлагается предусмотреть в АПК РФ норму об отказе в принятии искового заявления, по аналогии с предусмотренными ГПК РФ и КАС РФ правилами (постановление Пленума ВС РФ »О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона »О внесении изменения в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации»). Как пояснила судья ВС РФ Ирина Букина, отсутствие в настоящие время в АПК РФ такой нормы, приводит к тому, что производство по заявлениям, очевидно не подлежащим рассмотрению в арбитражных судах, прекращается уже только при рассмотрении дела. По словам судьи, принятие поправок позволит оптимизировать судебный процесс и снизит судебную нагрузку в арбитражных судах и положительно скажется на качестве правосудия. Текст законопроекта также имеется в распоряжении редакции портала ГАРАНТ.РУ.

В случае принятия законопроекта в его нынешней редакции, судьи арбитражных судов смогут отказать в принятии заявления по следующим основаниям:

  • заявление не подлежит рассмотрению и решению в арбитражном суде;
  • по этому спору имеется вынесенное ранее судебное решение арбитражного суда;
  • по этому спору имеется вынесенное ранее решение третейского суда (абз. 5-7 ст. Законопроекта).
  • При этом определение об отказе в принятии искового заявления может быть обжаловано (абз. 12 Законопроекта).

    Также Пленум ВС РФ принял постановление »О судебной практике применения законодательства, регулирующего вопросы дисциплинарной ответственности судей» (далее – постановление о дисциплинарной ответственности судей). Пленум ВС обсуждал проект этого постановления еще две недели назад – 29 марта. Об этом мы писали ранее.

    В последнем варианте были учтены некоторые поступившие от судей предложения, в основном редакционного характера. В то же время, из абз. 2 п. 21 постановления о дисциплинарной ответственности судей было исключено такое основание, которое может считаться уважительной причиной в случае неявки судьи на заседание квалификационной коллегии, как болезнь члена его семьи.

    Отказ в выдаче разрешения на строительство и порядок его обжалования

    В данном материале подробно раскрываются вопросы причин отказа в выдаче разрешения на строительство; перечень документов, необходимых для выдачи разрешения на строительство; проблематика оспаривания отказа в выдаче такого разрешения: досудебный и судебный порядки

    Причины отказа в выдаче разрешения на строительство

    Отказ в выдаче разрешения на строительство относится к полномочиям органа, который уполномочен выдавать соответствующие разрешения. Причины отказа в выдаче разрешения на строительство должны быть обоснованы. Их перечень носит императивный характер, что свидетельствует о невозможности вынесения отказа по причинам наличия условий, не сходных с теми, которые установлены Градостроительным кодексом.

    Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть обоснован отсутствием документации, требуемой в соответствии со ст. 51 вышеуказанного законодательного акта. Поводом для отказа может послужить несоответствие документов, которые были представлены заявителем, требованиям, содержащимся в градостроительном плане на конкретный земельный участок, а равно и тем требованиям, которые установлены в разрешительной документации на реконструкцию или отклонение от граничных критериев ранее согласованного строительства.

    Нормы Земельного кодекса устанавливают право органов местного самоуправления осуществлять деятельность по управлению и исполнению распорядительных функций относительно земельных участков, которые относятся к собственности муниципального значения.

    Список документации, требуемой для оформления разрешений

    Правовые нормы, нашедшие свое отражение в ст. 51 Градостроительного кодекса, определяют круг требуемых документов, которые являются необходимыми для оформления разрешительной документации, необходимой для проведения будущего строительства. Такие документы должны быть направлены застройщиком в уполномоченные органы, к полномочиям которых отнесена выдача соответствующих разрешений. От застройщика потребуется заявление и:

  • правоустанавливающий документ, подтверждающий право на владение землей или ее передачу в пользование;
  • градостроительный план, относящийся к земельному участку;
  • материалы, которые отражены в проектах, среди которых:
  • — схема планируемой организации участка земли, находящаяся в соответствии с планом градостроения, содержащая сведения о месте размещения будущих объектов, относящихся к капитальному строительству, подъездных путей к ним и проходов, определяющая границы зоны действий публичного сервитута иных лиц, а также объектов, относящихся к археологическому наследию;

    — схема планируемой организации участка, которая подтверждает расположение объекта линейного типа, относительно пределов красных линий, которые утверждены и применяются по отношению к таким объектам;

    — схема архитектурных решений;

    — сведения, содержащие информацию, касающуюся инженерного оборудования и обеспечения инженерно-технического характера, с определением точек «запитки» такого объекта;

    — проект проведения работ, связанных с демонтажем или сносом иных объектов строительства, в том числе, в определенной части.

  • положительное заключение органов, проводящих государственную экспертизу документов проекта, а также заключение о проведении экологических экспертиз;
  • разрешительные сведения о возможности отклонения от установленных критериев возведения здания или проводимой реконструкции;
  • согласовательные документы, полученные от каждого из правообладателя на долю в объекте, при проведении реконструкции данного строительства.

Недостаточность документов или наличие в них сведений, не являющихся подтвержденными, может стать поводом для отказа в предоставлении разрешения. Оспаривание отказа в выдаче разрешения на строительство является правом заявителя.

Оспаривание отказа в выдаче разрешения на строительство

Отказ в выдаче разрешения на строительство и порядок его обжалования, установлен рядом правовых норм, действующих на территории государства. Признать незаконным отказ в выдаче разрешения на строительства можно в порядке досудебного урегулирования или в рамках судебного разбирательства.

О незаконности отказа может свидетельствовать предъявление всех требуемых документов, полностью соответствующих нормам законодательства, и получение необоснованного отрицательного ответа на заявление.

Досудебный порядок действий по обжалованию

Обжалование действий на досудебном уровне осуществляется путём подачи заявления, содержащем требования о признании действия ответственного лица незаконным. Признать незаконными такие действия может руководящий состав Роснедра.

Рассмотрение заявления и основания, послужившего такому заявлению, осуществляется заместителем руководителя Роснедр, что осуществляется на протяжении 5 рабочих дней.

Порядок рассмотрения заявлений предполагает возможность принятия одного из решений:

  • отказать и предоставить мотивированное обоснование такого отказа;
  • принять заявление во внимание и отменить решение, послужившее отказом, с вменением обязанности должностному лицу выдать требуемое разрешение, не позднее чем через 3 дня, после отмены предшествующего отказа, признанного незаконным.
  • Несогласие с результатами рассмотрения заявления является основанием для обжалования действий путем подачи жалобы в Минприроды. Работа по проверке информации полученной жалобы будет осуществлена коллегиально, а результаты исследования отразятся в ответе на жалобу.

    Коллегиальный орган, признавший основания отказа выдачи разрешения на строительство законными, откажет в удовлетворении требований, определенных в жалобе. Незаконный отказ в выдаче разрешения на строительство будет отменен, а требуемый документ предоставлен заявителю.

    Оспаривание действий в досудебном порядке, как показывает практика отказа в выдаче разрешения на строительство, является одним из наиболее доступных способов признания отказа незаконным. В случае невозможности проведения данной процедуры или неудовлетворения ее результатами, заявитель может использовать свое право на судебную защиту, порядок которой определен нормами права.

    Незаконный отказ в выдаче разрешения на строительство, полученный заявителем, предъявившим требуемую документацию, может быть обжалован в рамках судебного разбирательства.

    Такой процедуре может предшествовать досудебное урегулирования, однако использование такой возможности является исключительным правом заявителя, что означает предоставление ему полномочий на обжалование отказа в выдаче разрешения на строительство через суд, минуя стадию жалоб.

    При предъявлении требований необходимо верно определить ответчика. В данном случае им выступит территориальный орган Роснедр, чей незаконный отказ в выдаче разрешения на строительство и будет обжаловаться.

    Порядок и способы судебного разбирательства определены процедурой административного судопроизводства, положениями Градостроительного, Земельного, Воздушного кодексов и иной нормативной базой, действующей на территории государства.

    Смотрите еще:

    • Коренные малочисленные народы севера закон Федеральный закон от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 20 июля 2000 г. […]
    • Закон о госпошлине с изменениями Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2005-I "О государственной пошлине" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Федеральным законом от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ настоящий Закон признан утратившим силу с 1 января 2005 г., но не ранее чем […]
    • Приказ фсин россии 463 от 10082011 Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 31 октября 2013 г. N 615 "О внесении изменений в приказ ФСИН России от 10.08.2011 N 463 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в учреждениях и органах уголовно-исполнительной […]
    • Федеральный закон от 17 июля 1999 года Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ"О государственной социальной помощи" С изменениями и дополнениями от: 22 […]
    • Семейный кодекс рф последняя редакция развод Семейный кодекс (СК РФ) С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 1995 г., 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г., 22 августа, 28 декабря 2004 г., 3 июня, 18, 29 декабря 2006 г., 21 июля 2007 г., 24 апреля, 30 июня 2008 […]
    • Программа по содействию добровольному переселению соотечественников Указ Президента Российской Федерации от 14 сентября 2012 года № 1289 "О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" Комментарии […]
    • Заявление о признании недействующими нормативных правовых актов Статья 251. Подача заявления об оспаривании нормативных правовых актов Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. N 13-П норма, содержащаяся во взаимосвязанных пункте 2 части 1 статьи 26, частях 1, 2 и 4 статьи 251, частях […]
    • Приказ о надбавке за стаж образец Приказ об установлении работнику надбавки за стаж работы в структурных подразделениях организации по защите государственной тайны (образец заполнения) ОАО "Стройремстройсервис" "20" августа 2010 г. Москва Об установлении надбавки за стаж […]