Наука о морали и правил поведения

Урок ОРКСЭ (светская этика) «Моральные нормы в школе». 4-й класс

Цели:

  • формировать умение обобщать, обрабатывать и представлять информацию по заданной теме;
  • учить делать выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуациях и отвечать за него;
  • воспитывать познавательный интерес к изучаемому предмету;
  • способствовать духовному саморазвитию личности;
  • анализировать положительные и отрицательные поступки ребят;
  • развивать чувство ответственности за совместно выполненную работу.
  • Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебники, задания группам, фломастеры, листики (кирпичики), список нравственных и безнравственных качеств людей, 1/3 листа в линейку, рисунок школы, фломастеры, клеящие карандаши.

    1. Мотивация к учебной деятельности

    – Ребята! Делу – время, потехе – час.
    – Садитесь, начнем урок.

    2. Постановка цели и задач урока

    – Внимательно послушайте и отгадайте загадку.

    В этом заведении
    Все перебывали,
    Двоечники, гении
    Отметки получали.
    Учились здесь артисты,
    Певцы, артиллеристы.
    Сюда хожу и я,
    И вы, мои друзья. (Школа)

    – Правильно, школа.
    – Какова основная задача любого школьника? (Хорошо учиться)
    – Давайте обсудим на примерах высказываний знаменитых людей, что уроки светской этики не менее важны в школе, чем математика и русский язык.
    – Прочитайте высказывания на экране.
    – Посоветуйтесь друг с другом, поработав парами.
    На экране: «Воспитание имеет приоритет над образованием. Создает человека воспитание»
    (А. де Сент-Экзюпери, французский писатель, поэт, летчик)
    «Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного»
    (Я.А. Коменский, чешский педагог, писатель)
    – Мы находимся среди людей, взаимодействуем друг с другом, учителями.
    – Мы должны соблюдать этические нормы в школе, этикет, развивать в себе положительные черты характера и привычки с детства.

    – Прочитайте тему нашего урока.

    Тема урока: «Какие правила морали особенно важны в школе?»

    – Сформулируйте цели урока (Вспомнить, что такое мораль, какие существуют правила морали, какие из них применяют в школе)

    3. Актуализация знаний

    – Давайте с помощью словаря учебника вспомним, что такое мораль.
    – Прочитайте. (Мораль – правила поведения, одобренные людьми и объясняющие, какие поступки считаются добрыми, а какие – злыми)
    – Что помогает ученикам осуществлять достойное поведение в школе? (Этикет)
    – Прочитайте в учебнике, что такое этикет. (Этикет – принятый порядок поведения, который устанавливает форму для фраз, жестов, одежды в разных ситуациях: за столом, на празднике, при встрече и т.д. Формы этикета поддерживают вежливые отношения между людьми, помогают соблюдать правила морали (этики))

    4. Обобщение и систематизация знаний

    – А помните ли вы, кто на Руси впервые упоминал правила этикета? Давайте послушаем ваших одноклассников.

    Первые письменные правила поведения были даны в «Поучениях» Владимира Мономаха.
    «Куда не пойдете по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях.
    Где не остановитесь в пути, везде напойте и накормите всякого просящего.
    Чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, — простой ли человек, или знатный, или посол, — . угостите пищей или питьем.
    Больного посещайте, мертвого пойдите проводить.
    Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово. »

    В XVII веке по распоряжению Петра I была издана книга «Юности честное зерцало…», в которой давались советы молодым дворянам, как вести себя в светском обществе и в обычных житейских ситуациях. Раньше культуре общения, учтивости, умению вести себя в обществе – всей этой тонкой науке поведения – обучали только избранных. Хорошие манеры считались признаком превосходства и просвещенности.

    В ХХI веке россияне живут по общим правилам цивилизованного этикета.

    5. Применение знаний и умений в новой ситуации

    – Правил этикета очень много. Как вы считаете, может ли человек сказать о себе, что он знает все эти правила?
    – Давайте вместе вспомним некоторые из них.
    – Ребята, выходите, вам слово.

    Что такое этикет –
    Знать должны мы с детских лет.
    Это – нормы поведения:
    Как ходить на День рождения?
    Как знакомиться?
    Как есть?
    Как звонить?
    Как встать?
    Как сесть?
    Как здороваться со взрослым?
    Много разных есть вопросов.
    И на них даёт ответ
    Этот самый этикет.

    Я стукнул Мишку по плечу, что мне с ним интересно.
    А он меня «Привет, молчун!» слегка портфелем треснул.
    А я ему щелчок по лбу, что, мол, сегодня не приду!
    Он сдачи дал поспешно, мол, приходи, конечно!
    У Мишки видели синяк – так это, верно, дружбы знак.
    А у меня две шишки – подарочек от Мишки.

    Для прощания и встречи
    Много есть различных слов:
    «Добрый день!» и «Добрый вечер!»,
    «До свиданья!», «Будь здоров!»,
    «Я вас рада видеть очень»,
    «Мы не виделись сто лет»,
    «Как дела?», «Спокойной ночи»,
    «Всем пока», «Прощай», «Привет»,
    «Буду рад вас видеть снова»,
    «Не прощаюсь!», «До утра!»,
    «Всем удачи!», «Будь здорова!»
    И «Ни пуха, ни пера!»

    Дима разбил
    Драгоценную вазу.
    Бабушка с мамой
    Нахмурились сразу.
    Но Дима нашелся;
    Взглянул им в глаза,
    И робко и тихо
    «Простите» — сказал.
    И мама молчит, улыбается даже.
    — Мы купим другую,
    Есть лучше в продаже…
    «Простите!»
    Казалось бы,
    Что в нем такого?
    А вот ведь какое чудесное слово!

    С детских лет должны мы знать
    Древнюю науку:
    Первым должен подавать
    Старший младшим руку.
    Женщины – мужчинам,
    Девочки – мальчишкам.
    Но при этом руку
    Не трясите слишком!
    И хочу совет я дать
    И большим, и детям:
    Нужно чисто отмывать
    Руки перед этим.
    Если ж кто-то стал тонуть,
    Или стонет в яме.
    Можно руку протянуть,
    Первым руку протянуть
    Старшему и даме!

    Кто приходит в гости поздно –
    Поступает несерьёзно.

    Исчезают со стола
    И халва, и пастила.
    Достаются только кости
    Тем, кто поздно прибыл в гости!
    Кто приходит в гости рано,
    Поступает тоже странно.
    На хозяине – халат,
    Или в доме вовсе спят.
    И глядят, как на барана,
    На того, кто прибыл рано.
    Приходить старайтесь в гости
    Точно в названный вам час.
    Или – рано или поздно –
    В гости звать не станут вас!

    Если вам не нравится подарок,
    Постарайтесь громко не орать:
    «Я не собираю больше марок
    И не собираюсь собирать!»
    Или, получив в подарок книгу,
    Воздержитесь на весь дом вопить:
    «Я ее читать не буду. Фигу!
    Не могли компьютер мне купить?»
    «Я не стану пить из этой чашки!»,
    » Не надену я такой рубашки!»,
    «Ты зачем мне куклу покупал.
    Где ты эту гадость откопал?»
    Пусть вам не понравится подарок,
    Может, не красив он и не ярок,
    И обманет ваши ожидания.
    Важен не подарок, а ВНИМАНИЕ!

    – Спасибо, садитесь.
    – Сейчас я предлагаю поработать в группах.
    – Давайте попробуем с вами проанализировать жизненные ситуации и доказать, что знания этики и этикета необходимы любому школьнику для самоуважения.
    – Ребята, какое «золотое правило нравственности» поможет вам правильно решить жизненные проблемы? В чем его суть?

    6 групп получают задания.

    – Приступайте к работе, желаю успеха!

    Девочка в нарядной куртке и новых сапожках поскользнулась во дворе школы и лежит в грязной весенней луже посреди школьного двора. Вокруг ребята. Смеются. «Подумаешь!– оправдываются такие остряки. – Мы тут ни при чём!»

    Как бы вы отреагировали?________________________________________________________________

    Прочитайте стихотворение Г.Остера «Вредные советы» и определите, что в них неправильно:

    Девчонок надо никогда
    Нигде не замечать
    И не давать проходу им
    Нигде и никогда.
    Им надо ножки подставлять,
    Пугать из-за угла.

    Как вы будете обращаться с девочками?____________________________________________________________________

    Отметьте (+) 3 пословицы (поговорки), в которых нашли отражение различные правила этикета. Объяснить, как вы понимаете их смысл.

    • Терпение и труд всё перетрут.
    • В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
    • Ученье – свет, а не ученье – тьма.
    • Мил тот гость, что недолго гостит.
    • Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.
    • Своя земля и в горсти мила.
    • У себя как хочешь, а в гостях – как велят.
      _____________________________________________________________________________
    • Сережа находился в туалете, когда прозвенел звонок на урок. Выходя из него, он заметил на подоконнике мобильный телефон. «Что же делать?» – подумал он.
      Что посоветуете?______________________________________________________________

      На уроке математики Катя, услышав свою оценку за контрольную работу, прошептала соседке по парте: «Меня Зоя Федоровна терпеть не может, поэтому и поставила двойку! В школу ходить не хочется!»
      Что бы вы ей ответили и посоветовали?___________________________________________

      На уроке физкультуры Ольга пробегала очередной круг по спортзалу, когда услышала от сидящего на лавочке Петьки: «Прибавь ходу, толстуха!» Ольга расстроилась и еще больше сбавила темп.
      Что бы вы посоветовали Пете?___________________________________________________

      Отчёт групп.

      – По 1 представителю у доски зачитывают задание и формулируют ответ.

      Физминутка (под песню «Дорогою добра»)

      – Как вы считаете, школьные правила отменяют «золотое правило нравственности» или уточняют его?
      – Попробуйте и вы составить свои правила жизни в коллективе.

      У детей на столах 1/3 листочка в линейку.

      – Возьмите листок (показываю), ручку и напишите по одному правилу жизни в коллективе.
      – Прочтите, по каким правилам вы хотите жить в классном коллективе?

      Правила жизни коллектива

      С хорошим товарищем легче в беде, радостнее при успехе.
      Будь вежлив со своими товарищами: не давай им кличек, не кричи, не забывай про «волшебные слова», не жадничай, не забудь поздороваться утром и попрощаться после занятий.
      Если ты что-то знаешь или умеешь, а другим это интересно, не хвастайся, а научи других.
      Не спорь с товарищами по пустякам, старайся работать и играть дружно.
      В играх не кричи, не будь грубым. При проигрыше не обижайся, а при победе не возносись.
      Не будь ябедой. Если товарищ в чем-то неправ, сразу скажи ему об этом. И останови его, если он делает что-то нехорошее.
      Если двое ссорятся, попробуй помирить их. Драчунов разними.
      Не зазнавайся, если тебе что-то удалось; не злись и не падай духом, если что-то не вышло.
      Помнишь мушкетеров? Они были настоящими товарищами. Их девиз: один за всех и все за одного.

      – Давайте будем дружно жить по этим правилам, уважая себя и других одноклассников.

      6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

      – Объясните высказывания: (на экране)

      • «Хочешь, чтобы тебя уважали, – уважай человеческое достоинство других людей».
      • «Умей противостоять неразумным, низким и преступным поступкам».
      • «Всегда отстаивай своё мнение, но если ты не прав, признай это».

      Мультфильм «Все оставляет свой след»

      – Ребята, чему научила вас история, рассказанная в этом фильме? (Контролируй себя, не причиняй зла другим людям)

      7. Рефлексия

      – Однажды Антон Павлович Чехов сказал: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Давайте сделаем доброе дело: построим школу этики для себя и других ребят, ведь мы с вами только вначале пути по воспитанию в себе нравственных качеств.
      Фундаментом ее будет золотое правило нравственности. Стены вы сейчас возведете из кирпичиков, лежащих у вас на столе. (Показываю) А на каждом кирпичике вы напишите самое важное для вас нравственное качество, дверь школы всегда открыта тем ребятам, кто готов выполнять правила жизни коллектива. Не забудьте про окна – ваше настроение от сегодняшнего урока (личико).

      – Приступите к работе!
      – В нашей школе важны такие нравственные качества, как…

      Всякой встрече грозит расставанье, но увидимся с вами опять.
      Так приятно сказать «до свиданья», чтобы «здравствуйте» завтра сказать.
      Как бы ни было в жизни трудно, нужно вежливость не растерять.
      Мы окажем друг другу вниманье, и друг друга сумеем понять.

      Всем спасибо за работу на уроке. Урок окончен.

      Мораль и моральные нормы

      Понятие морали

      Моралью (или нравственностью) называют принятую в обществе систему норм, идеалов, принципов и ее выражение в реальной жизни людей.

      Мораль изучает специальная философская наука — этика.

      Мораль в целом проявляет себя в осмыслении противоположности добра и зла. Добро понимается как важнейшая личная и общественная ценность и соотносится с влечением человека к поддержанию единства межличностных связей и достижению нравственного совершенства. Добро есть стремление к гармоничной целостности как в отношениях между людьми, так и во внутреннем мире личности. Если добро — созидательно, то зло — это все, что разрушает межличностные связи и разлагает внутренний мир человека.

      Все нормы, идеалы, предписания морали ставят своей целью поддержание добра и отвлечение человека от зла. Когда человек осознает требования поддержания добра как свою личную задачу, можно говорить, что он осознает свой долг — обязательства перед обществом. Исполнение долга контролируется внешним образом — общественным мнением и внутренним образом — совестью. Таким образом, совесть есть личное осознание своего долга.

      Человек свободен в моральной деятельности — он волен выбрать или не выбрать путь следования требованиям долга. Эта свобода человека, его способность выбирать между добром и злом называется моральным выбором. На практике моральный выбор — нелегкая задача: часто очень трудно сделать выбор между долгом и личными склонностями (например, пожертвовать деньги в детский дом). Еще сложнее становится выбор, если разные виды долга противоречат друг другу (так, врач должен спасти жизнь больного и избавить его от боли; иногда то и другое несовместимо). За последствия морального выбора человек отвечает перед обществом и перед самим собой (своей совестью).

      Суммируя эти особенности морали, можно выделить следующие ее функции:

    • оценочную — рассмотрение поступков в координатах добра и зла
    • (как хороших, плохих, нравственных или безнравственных);
    • регулятивную — установление норм, принципов, правил поведения;
    • контролирующую — контроль над выполнением норм на основе общественного осуждения и/или совести самого человека;
    • интегрирующую — поддержание единства человечества и целостности духовного мира человека;
    • воспитательную — формирование добродетелей и способностей правильного и обоснованного морального выбора.
    • Из определения морали и ее функций вытекает важное отличие этики от других наук. Если любая наука интересуется тем, что есть в реальности, то этика — тем, что должно быть. Большинство научных рассуждений описывает факты (например, «Вода кипит при 100 градусах Цельсия»), а этика предписывает нормы или оценивает поступки (например, «Ты должен исполнить обещание» или «Предательство — это зло»).

      Специфика моральных норм

      Моральные нормы отличны от обычаев и правовых норм.

      Обычаи — это исторически сложившийся стереотип массового поведения в конкретной ситуации. Обычаи отличаются от моральных норм:

    • следование обычаю предполагает беспрекословное и буквальное подчинение его требованиям, в то время как моральные нормы предполагают осмысленный и свободный выбор человека;
    • обычаи различны для разных народов, эпох, социальных групп, тогда как мораль универсальна — она задает общие нормы для всего человечества;
    • исполнение обычаев нередко основано на привычке и страхе перед неодобрением окружающих, а мораль основывается на чувстве долга и поддерживается чувством стыда и угрызениями совести.
    • Право — это система юридических норм, имеющих общеобязательный характер. Нормы права отличаются от моральных норм рядом характеристик:

      • право санкционируется государством, а мораль основана на личном убеждении и общественном мнении;
      • правовые нормы имеют обязательный характер, тогда как моральные нормы необязательны (хотя и желательны) для исполнения;
      • правовые нормы документально зафиксированы в законах, конституции и т.д., а моральные нормы могут быть неписаными и устно передаваться из поколения в поколение;
      • за невыполнение правовых норм следует административная или уголовная ответственность (например, штраф или ограничение свободы), а моральные санкции выражаются в общественном неодобрении и муках совести.
      • Некоторые моральные нормы могут по форме совпадать с правовыми. Напри мер, норма «не укради». Можно задать вопрос: «Почему человек отказывается от кражи?» Если из-за страха перед судом, то мотив не морален, если из убеждения, что кража — это плохо, то поступок основан на моральных основаниях. В некоторых ситуациях право и мораль конфликтуют и то, что человек считает своим моральным долгом, является нарушением закона (например, некто крадет лекарство, чтобы спасти жизнь близкого человека).

        На ранних своих этапах моральное нормотворчество было тесно связано с религией, которая выводит мораль из божественного откровения, а неисполнение норм трактует как грех. Все религии предлагают набор моральных заповедей, обязательных для исполнения всеми верующими.

        По поводу моральных норм в разных религиях нет разногласий: убийство, воровство, ложь, прелюбодеяние считаются предосудительными во всех трех мировых религиях.

        Роль морали в жизни человека и общества

        Благодаря способности человека и общества подвергать моральной оценке все стороны общественной жизни — экономическую, политическую, духовную и т. д., а также давать моральное обоснование экономическим, политическим, религиозным, научным, эстетическим и иным целям мораль оказывается включенной во все сферы общественной жизни.

        В жизни действуют нормы и правила поведения, требующие от человека служения обществу. Их возникновение и существование диктуется объективной необходимостью совместной, коллективной жизни людей. Таким образом, можно сказать, что сам способ человеческою существования необходимо порождает потребность людей друг в друге.

        Мораль действует в обществе как совокупность трех структурных элементов: моральной деятельности, нравственных отношений и морального сознания.

        Прежде чем раскрыть основные функции морали, подчеркнем ряд особенностей действий морали в обществе. Следует отметить, что в моральном сознании выражен некий стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент. Существование морали можно интерпретировать как признание обществом того простого факта, что жизнь и интересы отдельного человека гарантированы только в том случае, если обеспечено прочное единство общества в целом. Таким образом, мораль можно считать проявлением коллективной воли людей, которая через систему требований, оценок, правил пытается согласовать интересы отдельных индивидов друге другом и с интересами общества в целом.

        В отличие от других проявлений духовной жизни общества (наука, искусство, религия) мораль не является сферой организованной деятельности. Проще говоря, в обществе не существует таких учреждений, которые бы обеспечивали функционирование и развитие морали. И оттого, наверное, управлять развитием морали в обычном смысле этого слова (как управлять наукой, религией и т. д.) невозможно. Если мы вкладываем определенные средства в развитие науки, искусства, то по прошествии некоторого времени вправе ожидать и ощутимых результатов; в случае же с моралью это невозможно. Мораль всеобъемлюща и в то же время неуловима.

        Моральные требования и оценки проникают во все сферы человеческой жизни и деятельности.

        Большинство моральных требований апеллирует не к внешней целесообразности (поступай так-то и добьешься успеха или счастья), а к моральному долгу (поступай так-то, потому что этого требует твой долг), т. е. имеет форму императива — прямого и безусловного повеления. Люди давно уже убедились, что строгое выполнение моральных правил вовсе не всегда приводит к жизненному успеху, тем не менее мораль продолжает настаивать на строгом соблюдении ее требований. Объяснить этот феномен можно только одним образом: лишь в масштабе всего общества, в суммарном итоге выполнение того или иного морального предписания обретает свой полный смысл и отвечает некой общественной потребности.

        Функции морали

        Рассмотрим социальную роль морали, т. е. основные ее функции:

        Регулятивная функция

        Одной из главных функций морали является регулятивная. Мораль выступает прежде всего как способ регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения индивида. По мере своего развития общество изобрело много других способов регуляции общественных отношений: правовой, административный, технический и проч. Однако моральный способ регуляции продолжает оставаться уникальным. Во-первых, потому, что не нуждается в организационном подкреплении в виде различных учреждений, карательных органов и т. д. Во-вторых, потому, что моральное регулирование осуществляется в основном через усвоение индивидами соответствующих норм и принципов поведения в обществе. Иначе говоря, действенность моральных требований определяется тем, насколько они стали внутренним убеждением отдельного человека, неотъемлемой частью его духовного мира, механизмом мотивации его повеления.

        Оценочная функция

        Другая функция морали — оценочная. Мораль рассматривает мир, явления и процессы с точки зрения их гуманистического потенциала — того, в какой мере они способствуют объединению людей, их развитию. Соответственно этому она классифицирует все как положительное или отрицательное, добро или зло. Нравственно оценочное отношение к действительности есть ее осмысление в понятиях добра и зла, а также других сопредельных с ними или производных от них понятиях («справедливость» и «несправедливость», «честь» и «бесчестье», «благородство» и «низость» и т. д.). При этом конкретная форма выражения нравственной оценки может быть различной: похвала, согласие, порицание, критика, выраженные в оценочных суждениях; проявление одобрения или неодобрения. Нравственная оценка действительности ставит человека в активное, деятельное отношение к ней. Оценивая мир, мы уже что-то меняем в нем, а именно меняем свое отношение к миру, свою позицию.

        Воспитательная функция

        В жизни общества мораль выполняет важнейшую задачу формирования личности, является действенным средством воспитания. Концентрируя нравственный опыт человечества, мораль делает его достоянием каждого нового поколения людей. В этом состоит ее воспитательная функция. Нравственность пронизывает все виды воспитания постольку, поскольку она придает им правил ьную социальную ориентацию через нравственные идеалы и цели, что обеспечивает гармоничное сочетание личных и общественных интересов. Мораль рассматривает общественные связи как связи людей, каждый их которых имеет самоценное значение. Она ориентирует на такие действия, которые, выражая волю данной личности, не попирают в то же время воли других людей. Мораль учит делать каждое дело таким образом, чтобы от этого не было плохо другим людям.

        Наука о морали и правил поведения

        Мораль (от латинского moralis – нравственный; mores – нравы) является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства [1] .

        Мораль – это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

        Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения.

        Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества.

        Всякий поступок, поведение человека может иметь разнообразное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценивают по единой шкале. Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной

        4 Глава I . Мораль и этика: основные понятия

        и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.

        Ответственность в морали имеет духовный, идеальный характер (осуждение или одобрение поступков), выступает в форме моральных оценок, которые человек должен осознать, внутренне принять и сообразно с этим направлять и корректировать свои поступки и поведение. Такая оценка должна соответствовать общим принципам и нормам, принятым всеми понятиям о должном и недолжном, достойном и недостойном и т. д.

        Мораль зависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общественного и индивидуального сознания. Наряду с другими формами регулирования поведения людей в обществе мораль служит согласованию деятельности множества индивидов, превращению ее в совокупную массовую деятельность, подчиненную определенным социальным законам.

        Исследуя вопрос о функциях морали, выделяют регулятивную, воспитательную, познавательную, оценочно-императивную, ориентирующую, мотивационную, коммуникативную, прогностическую и некоторые другие ее функции [2] . Первостепенный интерес для юристов представляют такие функции морали, как регулятивная и воспитательная.

        Регулятивная функция считается ведущей функцией морали. Мораль направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества. При этом активное воздействие морали на общественные отношения осуществляется через индивидуальное поведение.

        Воспитательная функция морали состоит в том, что она участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других. Эту функцию принято характеризовать как гуманистическую. Она оказывает влияние на регулятивную и другие функции морали.

        Мораль рассматривают и как особую форму общественного сознания, и как вид общественных отношений, и как действующие в обществе нормы поведения, регулирующие деятельность человека – нравственную деятельность [3] .

        1. Мораль, ее функции и структура 5

        Нравственное сознание является одним из элементов морали, представляющим собой ее идеальную, субъективную сторону. Нравственное сознание предписывает людям определенные поведение и поступки в качестве их долга. Нравственное сознание дает оценку разным явлениям социальной действительности (поступка, его мотивов, поведения, образа жизни и т. д.) с точки зрения соответствия моральным требованиям. Эта оценка выражается в одобрении или осуждении, похвале или порицании, симпатии и неприязни, любви и ненависти. Нравственное сознание – форма общественного сознания и одновременно область индивидуального сознания личности. В последнем важное место занимает самооценка человека, связанная с нравственными чувствами (совесть, гордость, стыд, раскаяние и т. п.).

        Мораль нельзя сводить только к моральному (нравственному) сознанию.

        Выступая против отождествления нравственности и нравственного сознания, М. С. Строгович писал: «Нравственное сознание – это взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достойном и недостойном поведении, а нравственность – это действующие в обществе социальные нормы, регулирующие поступки, поведение людей, их взаимоотношения» [4] .

        Моральные отношения возникают между людьми в процессе их деятельности, имеющей нравственный характер. Они различаются по содержанию, форме, способу социальной связи между субъектами. Их содержание определяется тем. по отношению к кому и какие нравственные обязанности несет человек (к обществу в целом; к людям, объединенным одной профессией; к коллективу; к членам семьи и т. д.), но во всех случаях человек в конечном счете оказывается в системе моральных отношений как к обществу в целом, так и к себе как его члену. В моральных отношениях человек выступает и как субъект, и как объект моральной деятельности. Так, поскольку он несет обязанности перед другими людьми, сам он является субъектом по отношению к обществу, социальной группе и т. д., но одновременно он и объект моральных обязанностей для других, поскольку они должны защищать его интересы, заботиться о нем и т. д.

        Нравственная деятельность представляет собой объективную сторону морали [5] . О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются

        6 Глава I . Мораль и этика: основные понятия

        оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первичный элемент нравственной деятельности – поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка – это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих.

        Совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведением. Поведение человека – единственный объективный показатель его моральных качеств, нравственного облика.

        Нравственная деятельность характеризует только действия, нравственно мотивированные и целенаправленные. Решающим здесь являются побуждения, которыми руководствуется человек, их специфически нравственные мотивы: желание совершить добро, реализовать чувство долга, достичь определенного идеала и т. д.

        В структуре морали принято различать образующие ее элементы. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.

        Моральные нормы – это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.

        Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, то есть присущие данному обществу, социальной группе нравы. Они отличаются от других норм, действующих в обществе и выполняющих регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков людей. Нравы повседневно воспроизводятся в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением, убеждением членов общества о должном поведении при определенных условиях.

        В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди однотипно поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, при-

        1. Мораль, ее функции и структура 7

        вычка к определенным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного общепринятого порядка, а находят идейное обоснование в представлениях человека о должном или недолжном поведении как вообще, так и в конкретной жизненной ситуации.

        В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т. д., действующие в обществе.

        Выполнение нравственных норм обеспечивается авторитетом и силой общественного мнения, сознанием субъекта о достойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что определяет и характер нравственных санкций.

        Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека, в направленном духовном воздействии. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах.

        Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо моральных санкций санкции иного рода (дисциплинарные или предусмотренные нормами общественных организаций). Например, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в соответствии со степенью его тяжести на основании воинских уставов последует соответствующая реакция.

        Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы – Десять заповедей, сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.).

        Моральные принципы – одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности.

        Если моральная норма предписывает, какие конкретно поступки должен совершать человек, как вести себя в типичных

        8 Глава I . Мораль и этика: основные понятия

        ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направление деятельности.

        К числу моральных принципов относятся такие общие начала нравственности, как гуманизм – признание человека высшей ценностью; альтруизм – бескорыстное служение ближнему; милосердие – сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся; коллективизм – сознательное стремление содействовать общему благу; отказ от индивидуализма – противопоставления индивида обществу, всякой социальности, и эгоизма – предпочтения собственных интересов интересам всех других.

        Кроме принципов, характеризующих сущность той или иной нравственности, различают так называемые формальные принципы, относящиеся уже к способам выполнения моральных требований. Таковы, например, сознательность и противоположные ей формализм, фетишизм, фатализм, фанатизм, догматизм. Принципы этого рода не определяют содержания конкретных норм поведения, но также характеризуют определенную нравственность, показывая, насколько сознательно выполняются нравственные требования.

        Нравственные идеалы – понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества.

        Нравственный идеал по-разному понимался в разное время, в различных обществах и учениях. Если Аристотель видел нравственный идеал в личности, которая высшей доблестью считает самодовлеющее, отрешенное от волнений и тревог практической деятельности созерцание истины, то Иммануил Кант (1724–1804) характеризовал нравственный идеал как руководство для наших поступков, «божественного человека внутри нас», с которым мы сравниваем себя и улучшаемся, никогда, однако, не будучи в состоянии стать на один уровень с ним. Нравственный идеал по-своему определяют различные религиозные учения, политические течения, философы.

        Нравственный идеал, принятый человеком, указывает конечную цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспитания, влияет на содержание моральных принципов и норм.

        Можно говорить и об общественном нравственном идеале как об образе совершенного общества, построенного на требованиях высшей справедливости, гуманизма.

        2. Мораль и право 9

        2. Мораль и право

        Соотношение морали и права – один из важных аспектов изучения этих социальных явлений, представляющий особый интерес для юристов. Ему посвящен ряд специальных работ [6] . Мы коснемся здесь лишь отдельных принципиальных выводов, существенных для рассмотрения последующих вопросов.

        Мораль относится к числу основных типов нормативного регулирования деятельности, поведения человека. Она обеспечивает подчинение деятельности людей единым общесоциальным законам. Мораль выполняет эту функцию совместно с другими формами общественной дисциплины, направленными на обеспечение усвоения и выполнения людьми установленных в обществе норм, находясь с ними в тесном взаимодействии и взаимопереплетении.

        Мораль и право – необходимые, взаимосвязанные и взаимопроникающие системы регуляции общественной жизни. Они возникают в силу потребности обеспечить функционирование общества путем согласования различных интересов, подчинения людей определенным правилам.

        Мораль и право выполняют единую социальную функцию – регулирование поведения людей в обществе. Они представляют сложные системы, включающие общественное сознание (моральное и правовое); общественные отношения (нравственные и правовые); общественно значимую деятельность; нормативные сферы (нравственные и правовые нормы).

        Нормативность – свойство морали и права, позволяющее регулировать поведение людей. При этом объекты их регулирования во многом совпадают. Но регулирование их осуществляется специфическими для каждого из регуляторов средствами. Единство общественных отношений «с необходимостью определяет общность правовой и моральной систем» [7] .

        Мораль и право находятся в постоянном взаимодействии. Право не должно противоречить морали. В свою очередь оно оказывает воздействие на формирование нравственных воззрений

        10 Глава I . Мораль и этика: основные понятия

        и нравственных норм. При этом, как отмечал Гегель, «моральная сторона и моральные заповеди. не могут быть предметом положительного законодательства» [8] . Законодательство не может декретировать нравственность.

        Мораль и право каждой общественно-экономической формации однотипны. Они отражают единый базис, потребности и интересы определенных социальных групп. Общность морали и права проявляется и в относительной устойчивости моральных и правовых принципов и норм, выражающих как волю стоящих у власти, так и общие требования справедливости, гуманности. Моральные и правовые нормы имеют всеобщий характер, общеобязательны; они охватывают все стороны общественных отношений. Многие правовые нормы закрепляют не что иное, как нравственные требования. Есть и другие области единства, сходства и переплетения морали и права.

        Мораль и право – составные части духовной культуры человечества.

        При однотипности морали и права в определенном обществе между этими социальными регуляторами существуют важные различия. Право и мораль различаются: 1) по объекту регулирования; 2) по способу регулирования; 3) по средствам обеспечения выполнения соответствующих норм (характеру санкций).

        Право регулирует лишь общественно значимое поведение. Оно не должно, например, вторгаться в личную жизнь человека. Более того, оно призвано создавать гарантии против подобного. Объектом морального регулирования является как общественно значимое поведение, так и личная жизнь, межличностные отношения (дружба, любовь, взаимопомощь и т. д.).

        Способ правового регулирования – правовой акт, создаваемый государственной властью, реально складывающиеся правоотношения на основе и в пределах правовых норм. Мораль регулирует поведение субъектов общественным мнением, общепринятыми обычаями, индивидуальным сознанием.

        Соблюдение правовых норм обеспечивается специальным государственным аппаратом, применяющим правовое поощрение или осуждение, в том числе и государственное принуждение, юридические санкции. В морали действуют только духовные санкции: моральное одобрение или осуждение, исходящие от общества, коллектива, окружающих, а также самооценки человека, его совесть.

        3. Этика – учение о морали 11

        3. Этика – учение о морали

        Если термин «мораль» латинского происхождения, то «этика» происходит от древнегреческого слова «этос» – местопребывание, совместное жилище. В IV веке до нашей эры Аристотель обозначил прилагательным «этический» класс человеческих добродетелей – добродетелей характера в отличие от добродетелей разума – дианоэтических. Аристотель образовал новое существительное ethica (этика) для обозначения науки, которая изучает добродетели. Таким образом, этика как наука существует свыше 20 веков.

        В современном понимании этика – философская наука, изучающая мораль как одну из важнейших сторон жизнедеятельности человека, общества. Если мораль представляет собой объективно существующее специфическое явление общественной жизни, то этика как наука изучает мораль, ее сущность, природу и структуру, закономерности возникновения и развития, место в системе других общественных отношений, теоретически обосновывает определенную моральную систему.

        Исторически предмет этики существенно изменялся. Она начинала складываться как школа воспитания человека, научения его добродетели, рассматривалась и рассматривается (религиозными идеологами) как призыв человека к исполнению божественных заветов, обеспечивающих бессмертие личности; характеризуется как учение о непререкаемом долге и способах его реализации, как наука о формировании «нового человека» – бескорыстного строителя абсолютно справедливого общественного порядка и т. д.

        В отечественных публикациях современного периода преобладающим является определение этики как науки о сущности, законах возникновения и исторического развития морали, функциях морали, моральных ценностях общественной жизни.

        В этике принято разделять два рода проблем: собственно теоретические проблемы о природе и сущности морали и нравственную этику – учение о том, как должен поступать человек, какими принципами и нормами обязан руководствоваться.

        В системе науки выделяют, в частности, этическую аксиологию, изучающую проблемы добра и зла; деонтологию, исследующую проблемы долга и должного; деспрективную этику, изучающую мораль того или иного общества в социологическом и историческом аспектах; генеалогию морали, историческую этику, социологию морали, профессиональную этику.

        12 Глава I . Мораль и этика: основные понятия

        Этика как наука не только изучает, обобщает и систематизирует принципы и нормы морали, действующие в обществе, но и способствует выработке таких моральных представлений, которые в максимальной степени отвечают историческим потребностям, способствуя тем самым совершенствованию общества и человека. Этика как наука служит социальному и экономическому прогрессу общества, утверждению в нем принципов гуманизма и справедливости.

        [1] Среди многих источников по этому вопросу см., в частности: Дробницкий О. Г. Понятие морали. М., 1974; Социальная сущность, структура и функции морали М., 1977; Марксистская этика: Учебное пособие для вузов/Под общ. ред. Л. И. Титаренко. М., 1980; Анисимов С. Ф. Мораль и поведение. М., 1985; Гусейнов А. А. Введение в этику. М., 1985.

        [2] См.: Архангельский Л. М. Курс лекций по марксистско-ленинской этике. М., 1974. С. 37–46.

        [3] См.: Философская энциклопедия: В 5 т. Т. 3. М., 1964. С. 499; Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 387–388.

        [4] Проблемы судебной этики // Под ред. М. С. Строговича. М., 1974. С. 7.

        [5] См.: Философская энциклопедия. Т. 4. С. 100; Анисимов С. Ф. Указ. соч.

        [6] См., в частности: Васильев Ю. С. Взаимодействие права и морали//Советское государство и право. 1966. № 11; Лукашева Е. А. Мотивы и поведение человека в правовой сфере//Там же. 1972. № 8; Право и нравственное формирование личности в советском обществе//Там же. 1976. № 10; Кузнецова Н. Ф. Уголовное право и мораль. М., 1967; Карпец И. И. Уголовное право и этика. М., 1985; Лукашева Е. А. Право, мораль, личность. М., 1986.

        [7] Лукашева Е. А. Право, мораль, личность. С. 76.

        [8] Гегель Г. Соч. М.–Л, 1934. С. 233.

        1. Понятие об этике и этикете

        Общение, как личное, так и деловое является необходи­мой частью человеческой жизни, важнейшим видом отно­шений с другими людьми. Вечным и главным регулятором этих отношений выступают этические нормы, в которых вы­ражены наши представления о добре и зле, справедливости инесправедливости, правильности и неправильности поступ­ков людей. И каждый из нас, так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообщеучитывает, он может, как облегчить себе общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или сделать его даже невозможным. Поэтому очень важно знать основные правила этикета.

        Слово «этика» (греч. Ethikos) — касающийся нравственно­сти, выражающий нравственные убеждения.

        Этика — учение о морали, в частности, о правилах и нор­мах человеческого поведения, об обязанностях людей по от­ношению друг к другу. Термин «этика» впервые употребил Аристотель, говоря о том, что мы должны делать, чтобы со­вершать правильные, нравственные поступки.

        Золотое правило этики общения гласит: «Относитесь к дру­гим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам».

        Мораль (от лат. — нравственный)— это система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль — важ­нейший способ регулирования общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни — в семье, в быту, науке, труде и т. д. Этика, как наука о морали изучает и этикет, историю возникновения тех или иных его нор

        Этикет (франц. etiquette — «ярлык», «этикетка») — это правила поведения и общения людей, принятые в данном об­ществе. Выработанные человечеством многие правила мы используем почти автоматически.

        Если бы мы, общаясь ежеминутно, думали о том, как правильно поступить, мы оказались бы в положении старика, которого спросили, куда он девает бороду на ночь. Первый раз в жизни задумавшись над тем, спрятать бороду под одеяло или пустить ее поверху, бедный старик не спал всю ночь. Невоз­можно, да и не нужно постоянно думать о правилах, нужно их настолько хорошо знать, чтобы применять в общении с людь­ми, не задумываясь.

        Этикет — это особая система знаков. Так, при встрече мы можем кивнуть, похлопать по плечу, обняться, расцеловаться и т. п. Все эти действия несут информацию, выражают отно­шение к тем людям, которым они адресованы. Если молодой человек встает, когда входит женщина, он выражает ей своеуважение. Похлопывание по плечу — знак фамильярного об­ращения. Этикетное значение имеют и движения головы, позы, которые принимает человек во время беседы, разгово­ра. Некоторые нормы этикета закрепились во фразеологиз­мах, например: «преклонить колени», «положа руку на серд­це», «бить поклоны», «бить челом», «бросать перчатку», «поворачиваться спиной», «красивый жест», «гладить по го­ловке».

        Этикет — явление историческое. Правила поведения людей менялись с изменениями условий жизни общества, конкрет­ной социальной среды. Этикет возник в период зарождения абсолютных монархий. Придерживаться определенных пра­вил поведения, церемониала было необходимо для возвели­чивания царственных особ — императоров, королей, царей, князей, принцев, герцогов и т. п. — для закрепления иерархии внутри самого классового общества. От знания этикета, вы­полнения его правил часто зависела не только карьера, но и жизнь человека. Так было в Древнем Египте, Китае, Риме, Зо­лотой Орде. Нарушение этикета приводило к вражде между племенами, народами и даже к войнам.

        Этикет всегда выполнял и выполняет определенные функ­ции. Например, разделение по чинам, сословиям, знатности, имущественному положению. Особенно строго соблюдались и соблюдаются правила этикета в странах Дальнего и Ближнего Востока.

        В России в начале XVIII века стал усиленно внедряться западный этикет. На русскую почву переносились одежда, манеры и внешние формы поведения. За соблюдением этих правил боярами и дворянским сословием (особенно в сто­личных городах) постоянно и настойчиво, порой жестоко, следил сам царь Петр I. За нарушения их строго наказывали. В1709 г. он издал указ, согласно которому подлежал наказанию каждый, кто вел себя «в нарушение этикету». В дальнейшем, в царствование Елизаветы и Екатерины II, отбирались те правила этикета, которые отвечали требованиям и особенностям национальной культуры России. Россия как евразийская стра­на во многом соединяла противоположность Европы и Азии. А этих противоположностей было много не только в 18 веке, но их много и сейчас. Р. Киплинг говорил, что Запад есть Запад, Восток есть Восток, и не встретиться им никогда.

        Процесс взаимного обогащения правилами поведения позволил выработать взаимоприемлемый, признаваемый в главных чертах этикет, закрепляемый в обычаях и традици­ях. Этикет стал предписывать нормы поведения на работе, на улице, в гостях, на деловых и дипломатических приемах, в театре, в общественном транспорте и т. д.

        Этикет подчинен сложившейся у данного народа системе ценностей. Выполнять предписания этикета означает принимать сложившуюся систему ценностей, и наоборот. С помощью этикета можно «измерить» отношения между людьми: отношения близкие и далекие, теплые и прохладные, дружес­кие и натянутые, равные и неравные. Взаимное расположение людей в торжественной или траурной церемонии, место за столом легко получает этикетное значение и передает равенство или неравенство участников церемонии.

        В России в старину самое почетное место за столом называлось «верхним», а наименее почетное — «нижним». До сих пор почетным гостям предоставляются специальные ме­ста: они садятся за столом президиума лицом к залу. Обычай собираться за круглым столом вызван стремлением подчерк­нуть равенство участников деловых встреч, симпозиумов, совещаний. Значение равенства или неравенства имеет об­щий характер и выражает также различия по полу, возрасту, служебному положению и другим характеристикам общаю­щихся. Общаясь с людьми, мы, так или иначе, оцениваем от­ношения с ними, подводим под определенный тип, регулиру­ем их — и помогают нам в этом средства этикета.

        Смотрите еще:

        • Дать взаймы под залог Деньги в долг под залог автомобиля Добрый день, планирую дать деньги в долг под % и под залог автомобиля. Возникли вопросы по документальному оформлению сделки. Есть два варианта, хотелось бы узнать насколько они правомерны и юридически […]
        • Марьинский суд Марьинский суд Режим работы Люблинского районного суда города Москвы Часы приёма граждан председателем суда Понедельник с 15:00 до 17:00 Четверг с 9:00 до 11:00 Часы приёма граждан судьями по гражданским делам Понедельник с 14:00 до […]
        • Очередность выплаты при ликвидации Погашение долгов при ликвидации предприятия Очередность погашения долгов при ликвидации предприятия регулируется ст. 64 ГК РФ. Долги перед кредиторами удовлетворяются согласно определенной очередности: В первую очередь, […]
        • Образец приказ о доведении заработной платы до мрот Приказ о доплате до МРОТ Иногда зарплата работников ниже минимального размера оплаты труда. В некоторых случаях ее необходимо «дотягивать» до «минималки». Для того, чтобы это сделать, на предприятии должен быть издан приказ о доплате до […]
        • Заявление загс срок Моменты вступления в брак регламентируются Семейным и частично Гражданским кодексами, а также основным документом – 143 Федеральным законом «Об актах гражданского состояния». Данный акт принят еще в 1997 году. Внутренняя деятельность […]
        • Разводы после стирки Как избавиться от разводов после стирки Разводы на одежде после стирки Часто после стирки на многих вещах приходится наблюдать разводы. Можно, конечно же, еще раз постирать одежду, но, к сожалению, это не даст никаких результатов и число […]
        • Расписка о получении залога за продажу квартиры Как оформляется расписка в получении задатка за квартиру? Покупка квартиры – всегда очень серьезная сделка, требующая ответственного отношения сторон на каждом этапе. Оформление сделки на крупную сумму часто проходит в несколько этапов: […]
        • Как можно написать заявления за свой счет Заявление на отпуск за свой счет Заявление на отпуск без сохранения заработной платы – это документ, который содержит просьбу работника о предоставлении отдыха без содержания, за свой счет. Как написать заявление на отпуск без сохранения […]