Налог на лицензии по

Оглавление:

Налоги при покупке лицензий на ПО

Добрый день! Российская организация (УСН 6%) приобретает лицензии на ПО (неисключительное право пользования ПО) у Белорусской организации. Следует ли российской организации уплатить налог на прибыль иностранной организации, в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 309 Налогового кодекса РФ ?

Уточнение клиента

Добрый день! Правильно я понимаю, что, в соответствии с международным соглашением об избежании двойного налогообложения между РФ и РБ данный налог можно заплатить либо в РФ либо в РБ на выбор? Или же все-таки данный налог следует уплатить в РФ только?

Белорусская организация выставляет нам счет к лицензионному договору (и сам лицензионный договор), сумма которого содержит стоимость лицензии+10% налог. Они утверждают, что таков закон: в счете должна быть отображена сумма с учетом налога 10%. Правы ли Белоруссы?

21 Октября 2016, 12:48

Ответы юристов (3)

Да. Российская организация — налоговый агент в этом случае и должна удерживать и уплачивать налог с доходов белорусской организации.

Можно воспользоваться положением международного договора об избежании двойного налогообложения. В этом случае вам нужно подтвердить резидетство второй стороны, после чего удерживать и платить налог можно будет по ставке 10%

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 21.04.1995 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество»
Статья 11
Доходы от авторских прав и лицензий
1. Доходы от авторских прав и лицензий, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогом в этом другом Государстве.
2. Однако такие доходы от авторских прав и лицензий могут облагаться налогами в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если получатель фактически имеет право на эти доходы, налог, взимаемый таким образом, не может превышать 10 процентов валовой суммы доходов от авторских прав и лицензий.
3. Термин «доходы от авторских прав и лицензий» при использовании в настоящей статье означает платежи любого вида, полученные в качестве вознаграждения за использование или за предоставление права использования авторских прав на любое произведение литературы, искусства и науки, включая кинофильмы и записи для радиовещания и телевидения, любого патента, торгового знака, чертежа или модели, схемы, секретной формулы или процесса, или за информацию относительно промышленного, коммерческого или научного опыта, или за использование или предоставление права использования промышленного, коммерческого или научного оборудования.

Разъяснения по данному вопросу:

Вопрос: О налоге на прибыль при выплате российской организацией доходов белорусской организации по лицензионному договору.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 октября 2015 г. N 03-08-05/59099
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в связи с вопросом о порядке применения норм Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 (далее — Соглашение) сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 309 Кодекса перечислены виды доходов иностранных организаций, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, относящиеся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежащие обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
Из письма следует, что доход белорусской организации выплачивается в соответствии с лицензионным договором.
Согласно пункту 1 статьи 1235 Гражданского кодекса Российской Федерации по лицензионному договору одна сторона — обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 1233 Гражданского кодекса Российской Федерации заключение лицензионного договора не влечет за собой переход исключительного права к лицензиату.
Так, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 309 Кодекса доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
Статьей 7 Кодекса установлен приоритет правил и норм международных договоров Российской Федерации, содержащих положения, касающиеся налогообложения и сборов, над нормами Кодекса и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах.
Согласно пункту 1 статьи 7 Соглашения прибыль предприятия одного Договаривающегося Государства может облагаться налогом только в этом Государстве, если только такое предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через находящееся там постоянное представительство.
Вместе с тем статьей 11 Соглашения предусматривается особый порядок налогообложения доходов от авторских прав и лицензий. Так, в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 11 Соглашения доходы от авторских прав и лицензий, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогом в этом другом Государстве. Однако такие доходы от авторских прав и лицензий могут облагаться налогами в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если получатель фактически имеет право на эти доходы, налог, взимаемый таким образом, не может превышать 10 процентов валовой суммы доходов от авторских прав и лицензий.
Учитывая вышеизложенное, в случае если доходы белорусской организации, получаемые от источников в российской организации на основании лицензионного договора, включены в понятие «доходы от авторских прав и лицензий» в соответствии с определением указанного термина согласно пункту 3 статьи 11 Соглашения, такие доходы облагаются налогом в Российской Федерации по ставке 10% на основании пункта 2 статьи 11 Соглашения.
При этом согласно пункту 1 статьи 312 Кодекса при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна предоставить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (
соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае если такое подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык. Помимо этого налоговый агент, выплачивающий доход, для применения положений международных договоров Российской Федерации вправе запросить у иностранной организации подтверждение, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.С.КИЗИМОВ
15.10.2015

Есть вопрос к юристу?

Станислав, добрый день!

Разъяснения по данному вопросу из системы Консультант плюс

Вопрос: Российская организация, применяющая УСН, по Интернету приобрела неисключительные права на использование программного обеспечения в течение одного года у иностранной организации — налогового резидента Великобритании, не состоящей на учете в налоговых органах РФ. Следует ли российской организации в качестве налогового агента уплатить налог на прибыль в отношении доходов британской организации?
Ответ: Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, должна в качестве налогового агента исчислять и удерживать налог на прибыль организаций с доходов иностранной организации от использования авторских прав. В случае представления иностранной организацией налоговому агенту до даты выплаты дохода подтверждения постоянного местонахождения в Великобритании могут применяться положения международного договора, предусматривающие освобождение от налогообложения.
Обоснование: На основании пп. 4 п. 1 ст. 309 Налогового кодекса РФ доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности, полученные иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом на прибыль организаций. К таким доходам, в частности, относятся платежи любого вида, получаемые в качестве возмещения за использование или за предоставление права использования любого авторского права на произведения литературы, искусства или науки, включая кинематографические фильмы и фильмы или записи для телевидения или радиовещания, использование (предоставление права использования) любых патентов, товарных знаков, чертежей или моделей, планов, секретной формулы или процесса, либо использование (предоставление права использования) информации, касающейся промышленного, коммерческого или научного опыта.
К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения (ст. ст. 1259, 1261 Гражданского кодекса РФ).
Право пользования программой для ЭВМ предоставляется по лицензионному договору (ст. 1286 ГК РФ).
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, в том числе в отношении выплат иностранным организациям (п. 5 ст. 346.11 НК РФ).
Вместе с тем иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, может представить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор, регулирующий вопросы налогообложения, заверенное компетентным органом соответствующего иностранного государства (п. 1 ст. 312 НК РФ).
При представлении указанного подтверждения налоговому агенту до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, производится освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога у источника выплаты по пониженным ставкам (пп. 4 п. 2, п. 3 ст. 310 НК РФ).
Правительством РФ и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии заключена Конвенция от 15.02.1994 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества». Пунктом 1 ст. 12 указанной Конвенции предусмотрено, что доходы от авторских прав и лицензий, возникающие в одном договаривающемся государстве и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в другом договаривающемся государстве, подлежат налогообложению только в этом другом государстве, если получатель имеет фактическое право на такие доходы. Тем самым в рассматриваемом случае возможно освобождение выплачиваемого дохода от налогообложения в Российской Федерации.
Если иностранная организация — получатель дохода не представит налоговому агенту до даты выплаты дохода подтверждение постоянного местонахождения, то налог на прибыль организаций с доходов, полученных иностранной организацией, исчисляется и удерживается российской организацией, выплачивающей доход, при каждой выплате по ставке 20% (п. 1 ст. 310 НК РФ).

С Беларусь у РФ есть аналогичное соглашение согласно ст. 11 которого

1. Доходы от авторских прав и лицензий, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогом в этом другом Государстве.
2.Однако такие доходы от авторских прав и лицензий могут облагаться налогами в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если получатель фактически имеет право на эти доходы, налог, взимаемый таким образом, не может превышать 10 процентов валовой суммы доходов от авторских прав и лицензий.
3. Термин «доходы от авторских прав и лицензий» при использовании в настоящей статье означает платежи любого вида, полученные в качестве вознаграждения за использование или за предоставление права использования авторских прав на любое произведение литературы, искусства и науки, включая кинофильмы и записи для радиовещания и телевидения, любого патента, торгового знака, чертежа или модели, схемы, секретной формулы или процесса, или за информацию относительно промышленного, коммерческого или научного опыта, или за использование или предоставление права использования промышленного, коммерческого или научного оборудования.
4. Положения пунктов 1 и 2 не применяются, если лицо, фактически имеющее право на доходы от авторских прав и лицензий, будучи лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве, осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве, в котором возникают доходы от авторских прав и лицензий, через расположенное в нем постоянное представительство или оказывает независимые личные услуги с расположенной там постоянной базы и право или имущество, в отношении которых выплачиваются доходы от авторских прав и лицензий, действительно связаны с таким постоянным представительством или постоянной базой. В таком случае применяются положения статьей 7 или 13 настоящего Соглашения, в зависимости от обстоятельств.
5. Если вследствие особых отношений между плательщиком и фактическим владельцем доходов от авторских прав и лицензий или между ними обоими и каким-либо третьим лицом сумма доходов от авторских прав и лицензий, относящаяся к использованию, праву использования или информации, на основании которых они выплачиваются, превышает сумму, которая была бы согласована между плательщиком и фактическим владельцем доходов от авторских прав и лицензий, при отсутствии таких отношений, положения настоящей статьи применяются только к последней упомянутой сумме. В таком случае избыточная часть платежей по-прежнему облагается налогом в соответствии с законодательством каждого Договаривающегося Государства с должным учетом других положений настоящего Соглашения.

Да, платить придется, поскольку программное обеспечение является объектом интеллектуальной собственности.

В п. 1 ст. 309 НК РФ приведен перечень видов доходов, полученных иностранной организацией, относящихся к доходам от источников в Российской Федерации и подлежащих налогообложению у источника выплаты этих доходов. К ним относятся:
— дивиденды, выплачиваемые иностранной организации – акционеру (участнику) российских организаций;
— доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации (с учетом положений п. 1 и 2 ст. 43 НК РФ);
— процентный доход от долговых обязательств любого вида, включая облигации с правом на участие в прибылях и конвертируемые облигации (в том числе доходы, полученные по государственным и муниципальным эмиссионным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение доходов в виде процентов, а также доходы по иным долговым обязательствам российских организаций);
— доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности;
— доходы от реализации акций (долей) российских организаций, более 50 % активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей). Если вышеуказанная доля не превышает 50 %, то такие доходы не относятся к доходам от источников в Российской Федерации;
— доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации;
— доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, в том числе доходы от лизинговых операций, доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках. При этом доход от лизинговых операций, связанных с приобретением и использованием предмета лизинга лизингополучателем, рассчитывается исходя из всей суммы лизингового платежа за минусом возмещения стоимости лизингового имущества (при лизинге) лизингодателю;
— доходы от международных перевозок;
— штрафы и пени за нарушение российскими лицами, государственными органами и (или) исполнительными органами местного самоуправления договорных обязательств и т.д.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Налог на лицензии по

Один из российских дистрибьюторов зарубежного ПО обратился в Минфин с запросом о порядке применения поправок по закону о налоге на Гугл в случае приобретения прав на ПО на основании лицензионного договора, который предусматривает его передачу по сети Интернет.

Ранее мы писали на Хабре, что освобождение по НДС реализации по лицензионным договорам на ПО сохранится при условии фактической передачи лицензируемых экземпляров ПО пользователю.

Минфин подтвердил данный вывод, разъяснив что при получении прав на программное обеспечение по лицензионному договору независимо от способа передачи такого ПО, сохраняется право на освобождение лицензионного вознаграждения от НДС на основании пп.26 п.2 ст.149 НК РФ (см. Письмо от 12.01.2017 г. N 03-07-08/555).

Поэтому тренд на получение льготы по НДС по лицензионным договорам должен сохраниться.

Это хорошая новость не только для российских дистрибьюторов зарубежного ПО, но и в целом для любых правообладателей, продающих лицензии в России через Интернет, так как принципы налогообложения таких операций единые.

Интересно, что с учетом данной позиции Минфина решение Гугл удерживать НДС со стоимости приложений, предоставляемых российским пользователям по лицензионным договорам, выглядит необоснованным. Возможно, разработчикам стоит задать данный вопрос Гугл?

Попробуем разобраться в данном вопросе более подробно.

Напомним, что с 01 января 2017 года введены в действие поправки в НК РФ по так называемому закону «О налоге на Гугл» (Федеральный закон от 03.07.2016 N 244-ФЗ), которые касаются отдельных условий налогообложения «услуг в электронной форме».

К числу таких услуг среди прочего отнесено предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть «Интернет», в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности (см. абз.2 п.1 ст.174.2 НК РФ).

При этом сделана оговорка, что в целях главы 21 НК РФ к услугам в электронной форме не относится реализация (передача прав на использование) программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных на материальных носителях (абз.18 п.174.2 НК РФ).

Таким образом, новый закон формально разделяет предоставление лицензии на программное обеспечение на материальных носителях и предоставление прав на ПО, передаваемое через Интернет. При этом последняя операция квалифицируется по п.1 ст.174.2 НК РФ как услуга в электронной форме.

В связи с этим многие юристы высказывали опасение, что при лицензировании ПО с предоставлением через Интернет возникает НДС, а при передаче такого ПО на материальных носителях действует освобождение от НДС.

Приводилась следующая аргументация. НДС не возникает только при продаже прав на программное обеспечение, передаваемое на материальном носителе. В данном случае применяется исключение по п.26 п.2 ст.149 НК РФ, согласно которому не подлежит налогообложению реализация исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин на основании лицензионного договора.

В то же время, при продаже прав на ПО с передачей программ или баз данных через Интернет возникает НДС, т.к. в данном случае идет речь об оказании услуг в электронной форме. Такие услуги являются самостоятельным объектом реализации и не указаны в ст.149 НК РФ среди операций, освобождаемых от НДС.

В связи с этим дистрибьютор зарубежного программного обеспечения обратился с запросом в Минфин с просьбой разъяснить порядок применения введенных законом о налоге на Гугл изменений.

Согласно высказанной в Письме от 12.01.2017 г. N 03-07-08/555 позиции, Минфин действительно, относит предоставление прав на программное обеспечение через Интернет к услугам в электронной форме. Однако не исключает в данном случае применение пп.26 п.2 ст.149 НК РФ об освобождении реализации прав на ПО от НДС в случае, если такие права предоставлены по лицензионному договору.

Таким образом, Минфин в рассматриваемой ситуации не противопоставляет услуги в электронной форме передаче прав на программы по лицензионному договору. Видимо, Минфин полагает, что услуга в электронной форме может включать лицензирование.

На взгляд специалистов такое смешение разных объектов реализации выглядит, по меньшей мере, странным. Возможно, впоследствии мы увидим ряд уточняющих писем по данному поводу.

В частности, следует обратить внимание, что за рамками разъяснения Минфина остался вопрос лицензирования дистанционного доступа к программному обеспечению по модели SaaS.

Однако на настоящий момент есть все основания полагать, что с лицензионного вознаграждение на загружаемое ПО НДС взиматься не будет вне зависимости от того, передается оно на материальном носителе или через Интернет.

Уплата налогов через банк, у которого отозвана лицензия

Будет ли обязанность по уплате налога признана исполненной, если после предъявления платежного поручения на оплату налога у банка отозвали лицензию и деньги в бюджет не поступили? Ответ на этот вопрос не очевиден. Суды учитывают добросовестность налогоплательщика.

С начала 2015 года ЦБ РФ лишил лицензии многие банки, и довольно часто появляется информация об отзыве лицензии у очередной кредитной организации.

В связи с этим многих налогоплательщиков беспокоит вопрос о том, будет ли обязанность по уплате налога признана исполненной, если после предъявления платежного поручения на оплату налога у банка отозвали лицензию и деньги в бюджет не поступили.

Уплату налогов рассматривают через добросовестность

На первый взгляд, ответ на этот вопрос очевиден. Налоговый кодекс говорит о том, что с момента предъявления в банк поручения на перечисление налога в бюджет при наличии достаточных средств на счете считается, что налогоплательщик свою обязанность исполнил (подп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ).

Однако все не так однозначно. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ (определение КС РФ от 25.07.2001 № 138-О) указанные выше положения Налогового кодекса действуют только в отношении добросовестных налогоплательщиков. В связи с этим у налогового органа есть право провести проверку добросовестности действий налогоплательщиков и банков. В случае, если инспекция докажет недобросовестность компании, ее обязанность по уплате налога будет считаться неисполненной, а недоимку придется уплатить.

Арбитражные суды подтверждают правомерность действий налоговых органов. Примером может быть дело (решение АС г. Москвы от 30.03.2015 по делу № А40-152175/2014), в котором налогоплательщик пытался обжаловать действия налогового органа и признать обязанность по уплате налога на добавленную стоимость исполненной.

Обстоятельства дела были следующими. Общество перечислило через расчетный счет в банке сумму в счет уплаты НДС за I квартал 2014 года. Банк списал денежные средства со счета, а вот в бюджет они уже не поступили.

После наступления срока уплаты налога на добавленную стоимость налоговая потребовала погасить образовавшуюся недоимку. Общество ответило, что указанную сумму уплатило и представило налоговому органу копию платежного поручения. Инспекция убедилась, что деньги в бюджет не поступили и списала сумму недоимки с другого расчетного счета Общества.

Общество обратилось в суд с требованием о признании действий налогового органа незаконными, а обязанности по уплате НДС – исполненной.

Налогоплательщик настаивал на том, что выполнил свою обязанность по уплате налога, ссылаясь на положения Налогового кодекса. По мнению Общества, все требования закона были выполнены: платежное поручение предъявлено в банк, требуемая сумма на счете Общества была.

Налоговый орган заявил о недобросовестности действий налогоплательщика, ссылаясь на следующие обстоятельства:

  • сумма налога была уплачена за счет средств, полученных Обществом от подконтрольной компании по договору займа по внутрибанковским проводкам; до получения займа остаток на счете был минимальным;
  • обычно Общество уплачивало налоги через свой расчетный счет, открытый в другом банке;
  • кроме уплаты налога, Общество никаких реальных платежей по хозяйственным операциям через данный счет не производило;
  • Общество заплатило сумму НДС досрочно, никакой необходимости в этом не было;
  • уплаченная Обществом через проблемный банк сумма была меньше суммы НДС, подлежащей оплате. В установленный законом срок Общество не смогло бы произвести оплату в полном объеме в связи с отзывом лицензии у банка;
  • налогоплательщик знал о том, что банк не сможет перечислить деньги в бюджет: на следующий день после предъявления в банк платежного поручения налогоплательщик получил выписку по расчетному счету. В ней было указано, что платеж не прошел из-за недостаточности средств на корреспондентском счете банка.
  • Сам по себе договор займа между взаимозависимыми лицами законом не запрещен и не свидетельствует автоматически о недобросовестности налогоплательщика. Наличие такого договора может являться доказательством недобросовестности налогоплательщика при наличии других обстоятельств, например, если:

  • собственных денежных средств, достаточных для уплаты налога, на счете компании в банке нет;
  • налогоплательщик получил денежные средства от своей подконтрольной компании, которая имела счет в том же банке, то есть в обход корреспондентского счета в банке, на котором уже не было достаточных денежных средств.
  • Суд посчитал, что Общество вместе с взаимозависимым лицом действовали недобросовестно. Зная, что у банка нет средств на корреспондентском счете, а у самого налогоплательщика — на его расчетном счете, они заключили формальный договор займа. Налог также был уплачен формально, никакого экономического смысла в этом не было. То есть налогоплательщик преднамеренно использовал счет в проблемном банке для перечисления сумм налога в бюджет.

    Суд признал обязанность по уплате налога неисполненной и подтвердил правомерность действий налогового органа по взысканию недоимки. Суды апелляционной и кассационной инстанций поддержали выводы суда первой инстанции (пост. Девятого ААС от 19.05.2015 № 09АП-16481/15, АС МО от 31.08.2015 № Ф05-11508/15).

    Как обосновать исполнение обязанности по уплате налога

    С учетом итогов рассмотрения указанного дела можно сформулировать следующие рекомендации.

    Налоги необходимо уплачивать с одного счета, по которому проводятся основные хозяйственные операции.

    На момент предъявления платежного поручения в банк на счете должен быть реальный остаток денежных средств в размере не менее суммы налога, подлежащей уплате.

    Нужно помнить, что сам по себе факт отзыва лицензии у банка не свидетельствует о неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога. Если плательщик действовал добросовестно, налоговая не сможет взыскать налог повторно.

    Если у банка была отозвана лицензия или от банка была получена информация о невозможности исполнения платежного поручения на уплату налога, для подтверждения обязанности по уплате налога необходимо обратиться в Управление ФНС России по субъекту РФ. Управление проведет проверку, по результатам которой подтвердит исполнение.

    Перечисленные суммы будут отражены в карточке «Расчеты с налогоплательщиком». А задолженность перед бюджетом будет взыскиваться налоговым органом с банка.

    Людмила Титова, адвокат, адвокатское бюро Forward Legal

    УЧЕТ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ЗАТРАТ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ БЕССРОЧНОЙ ЛИЦЕНЗИИ НА ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Консультационные, юридические и иные расходы, связанные с получением лицензии, в целях налогообложения прибыли на основании пп. 14 , 15 п. 1 ст. 264 НК РФ являются прочими расходами, датой признания которых является одна из следующих дат: дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров, дата предъявления документов, служащих основанием для расчетов, или последний день отчетного (налогового) периода.

    Об этом Письмо ФНС РФ от 28.12.2011 N ЕД-4-3/22400.

    Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ »О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 99-ФЗ) установлен перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия.

    Законом N 99-ФЗ установлено, что выданные лицензии действуют бессрочно, а ранее выданные лицензии, предоставленные до дня вступления в силу Закона N 99-ФЗ (03.11.2011), также действуют бессрочно.

    В соответствии с п. 4 ст. 22 Закона N 99-ФЗ действующие лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия подлежат переоформлению в установленном ст. 18 Закона N 99-ФЗ порядке. Переоформленные лицензии будут действовать бессрочно.

    Глава 25 »Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) не регламентирует порядок учета в целях налогообложения прибыли затрат, связанных с приобретением лицензий на отдельные виды деятельности, в том числе бессрочных (далее — бессрочная лицензия).

    При этом бессрочные лицензии в целях гл. 25 Кодекса не относятся к нематериальным активам в смысле норм пп. 3 ст. 257 и п. 1 ст. 325 Кодекса, поскольку не являются результатом интеллектуальной деятельности и иным объектом интеллектуальной собственности и не рассматриваются как приобретение права пользования недрами.

    В таком случае расходы, связанные с приобретением бессрочной лицензии, учитываются в общеустановленном порядке.

    Учитывая, что согласно ст. 10 Закона N 99-ФЗ взимание платы за осуществление лицензирования не допускается, то помимо государственной пошлины за выдачу лицензии, взимаемой в размере и порядке, который установлен законодательством Российской Федерации ( ст. 10 Закона N 99-ФЗ), к расходам по приобретению лицензии могут относиться еще и затраты на консультационные, юридические и иные услуги. Кроме того, организации в целях получения лицензии за вознаграждение могут привлечь сторонние организации, которые оказывают услуги, начиная от сбора информации и документов до получения лицензии в уполномоченном органе.

    Порядок признания расходов при методе начисления установлен ст. 272 Кодекса, согласно п. 1 которой расходы признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст. ст. 318 — 320 Кодекса.

    На основании изложенного, поскольку государственная пошлина, уплачиваемая за выдачу лицензии, является федеральным сбором ( п. 2 ст. 8 , п. 10 ст. 13 Кодекса), то суммы указанного сбора учитываются в расходах единовременно в момент начисления ( пп. 1 п. 1 ст. 264 , пп. 1 п. 7 ст. 272 Кодекса).

    Консультационные, юридические и иные расходы, связанные с получением лицензии, в целях налогообложения прибыли на основании пп. 14 , 15 п. 1 ст. 264 Кодекса являются прочими расходами, датой признания которых является одна из следующих дат: дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров, дата предъявления документов, служащих основанием для расчетов, или последний день отчетного (налогового) периода ( пп. 3 п. 7 ст. 272 Кодекса).

    Что касается учета расходов на приобретение лицензий, срок действия которых изменен положениями Закона N 99-ФЗ на бессрочный, то в том случае, если расходы по приобретению таких лицензий распределялись налогоплательщиком на срок действия лицензии и на момент вступления в силу Закона N 99-ФЗ с 03.11.2011 по данным налогового учета имеется недосписанная стоимость этих лицензий, по мнению ФНС России, недосписанная часть может быть учтена в целях налогообложения прибыли единовременно в составе прочих расходов.

    © Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на «Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения» при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

    Как правильно списываются расходы на лицензии при УСН?

    Как списываются расходы на лицензии при УСН — данный вопрос мы детально рассмотрим в статье и постараемся разобрать основные спорные моменты.

    Бухгалтерский учет расходов на лицензии при УСН

    Достаточно часто в компании возникает ситуация, когда приобретается некое программное обеспечение или лицензия для компьютера. И тогда перед бухгалтером встает вопрос: как правильно учитывать эту лицензию, если компания находится на упрощенной системе налогообложения?

    Чтобы правильно ответить на этот вопрос, надо понять, что именно вы приобрели — права на программное обеспечение или неисключительное право пользования?

    • Если это исключительные права на использование лицензии, и у вас есть на руках соответствующий документ, то это будет нематериальный актив, и его учет должен будет вестись на основании ПБУ 14/2007. Обладатель подобных прав может использовать результат чьей-то умственной деятельности по своему усмотрению либо разрешить или запретить такое пользование другим лицам (ст. 1229 ГК РФ).
    • А вот если у вас на руках акт на приобретение неисключительного права пользования некой программой, тогда это текущий расход.

    Надо помнить, что для компаний, выбравших упрощенный режим налогообложения, финансовый учет облегчен, и они вправе не соблюдать многие требования, предъявляемые к компаниям на ОСНО. Но учет основных средств и НМА обязателен для всех компаний, независимо от видов уплачиваемых налогов.

    Подробнее о ведении бухгалтерского учета при УСН можно прочитать в этой статье.

    Соответственно, если вы приобретаете исключительное право, которое можно квалифицировать как НМА, то в соответствии с ПБУ 14/2007 вы должны поставить его на учет на счет 04 по фактической стоимости приобретения и погашать его стоимость путем амортизационных отчислений. Срок полезного использования (СПИ) НМА должен быть определен исходя из срока, в течение которого организация предполагает получать от него экономические выгоды. Установленные сроки рекомендуется ежегодно пересматривать и актуализировать при необходимости.

    На нашем сайте вы можете подробнее прочитать о порядке присвоения СПИ для НМА: «Как определить срок полезного использования НМА».

    Если вы приобрели право пользования НМА, то оплата по договору за такие права будет учитываться в отчетном периоде, а сама лицензия должна быть обязательно отражена на забалансовом счете у лицензиара (то есть компании, которая пользуется этой лицензией).

    Если же ваша компания купила какой-либо программный продукт как неисключительное право, то надо помнить, что в соответствии с действующими положениями по БУ лицензии являются тем редким исключением, которое необходимо использовать как расходы будущих периодов (РБП). То есть в бухучете вашей компании должны быть такие проводки:

  • Дт 97 Кт 60 — приобретена лицензия по договору на 12 мес. стоимостью 60 000 руб. без НДС;
  • Д 25, 26, 44 Кт 97 — 5 000 руб. ежемесячно — списана на расходы лицензия как РБП.
  • Налоговый учет расходов на лицензии при УСН

    Давайте сначала рассмотрим учет приобретения исключительных прав (то есть НМА).

    При УСН в состав НМА (п. 4 ст. 346.16 НК РФ) можно включить амортизируемое имущество стоимостью более 40 000 руб., имеющее срок полезного использования более 12 мес., употребляемое налогоплательщиком для своих нужд. При этом если в договоре купли-продажи указаны периодические платежи в течение срока действия договора, то такие объекты нельзя отнести к НМА (подп. 8 п. 2 ст. 256 НК РФ).

    Расходы на НМА, приобретенные или созданные в период применения УСН, списываются поквартально одинаковыми суммами до конца налогового периода, после оплаты и принятия объекта на бухгалтерский учет.

    Если у нас есть акт на приобретение неисключительных прав, мы будем ориентироваться на подп. 2.1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, в которой указаны расходы на покупку исключительных прав на изобретения, компьютерные программы, а также прав на использование перечисленных разработок согласно лицензионному договору.

    Такие расходы можно принять к налоговому учету единовременно, сразу после оплаты контрагенту и принятия к учету неисключительных прав.

    Пример отражения в КУДиР затрат на лицензии

    ООО «Книга» в январе 2018 года приобрело для своих нужд право на компьютерную лицензию на основании договора и акта приема-передачи. Стоимость лицензии составила 100 000 руб. без НДС. Программа была оплачена в день приобретения, сразу была установлена на компьютерные рабочие места. Срок полезного использования НМА установлен на 3 года.

    1. Если мы говорим о том, что данная лицензия будет считаться НМА для компании (есть лицензионный договор, право — исключительное), то на основании ст. 346 НК РФ мы должны списать понесенные расходы равными суммами в продолжении одного налогового периода
      (100 000 руб. / 4 квартала = 25 000 руб. в квартал). То есть книга учета доходов и расходов за 1 квартал будет выглядеть следующим образом:

    Законна ли продажа программного обеспечения без НДС?

    Отправить на почту

    Продажа программного обеспечения без НДС на внутреннем рынке Российской Федерации возможна на основании льготы, указанной в подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ. Однако бывают и случаи, когда применение данной льготы незаконно, а значит, покупатель программного обеспечения обязан оплатить предъявленную продавцом сумму НДС.

    Законодательные положения о программном обеспечении

    Гражданским кодексом РФ компьютерные программы обозначены как результат интеллектуальной деятельности и отнесены к объектам охраняемой законом интеллектуальной собственности, на которые признаются интеллектуальные права, включающие исключительное или имущественное право (ст. 1225 и 1226 ГК РФ). Также программы для компьютеров отнесены к объектам авторских прав, охраняемым как литературные произведения (п. 1 ст. 1259, ст. 1261 и 1262 ГК РФ).

    Автор или соавторы программного обеспечения, внесшие личный творческий вклад в создание объекта интеллектуальной деятельности, выступают его первоначальными правообладателями (ст. 1228 ГК РФ) и могут распорядиться имущественным правом на данный объект одним из непротиворечащих законодательству способов (п. 1 ст. 1233 ГК РФ):

  • Правообладатель может передать принадлежащее ему исключительное право на результат интеллектуального труда в полном объеме другому лицу — приобретателю по договору об отчуждении исключительного права (п. 1 ст. 1234 ГК РФ). Такой документ заключают в письменной форме и регистрируют в патентном органе (в предусмотренном законом случае). Переход исключительного права происходит в полном объеме в момент регистрации договора. Важными условиями договора об отчуждении являются передача исключительного права в полном объеме, согласованный размер и порядок оплаты программного обеспечения. Иначе договор может быть признан незаключенным.
  • Право использования программного обеспечения в пределах, определенных документом, может быть предоставлено обладателем исключительного права (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) по лицензионному договору (п. 1 ст. 1235 ГК РФ).
  • При этом лицензия может быть как простой (неисключительной), сохраняющей право выдачи лицензий другим лицам за лицензиаром, так и исключительной, при которой данное право не сохраняется. Возможен и случай, предусмотренный п. 1 ст. 1238 ГК РФ, при котором лицензиар может дать письменное согласие лицензиату на право использования интеллектуального продукта по договору другим лицом на основании заключения сублицензионного договора. При этом правила о лицензионном договоре, отмеченные в Гражданском кодексе, применимы и к сублицензионному договору.

    Договор должен быть заключен в письменном виде при полном согласовании сторонами существенных условий:

  • предмета договора и права его использования (с указанием даты и номера патента, свидетельства, другого документа, удостоверяющего исключительное право на объект);
  • размера оплаты в случае заключения возмездного договора;
  • способов использования объекта интеллектуальной собственности.
  • Моментом заключения лицензионного договора является дата его госрегистрации (письмо Минфина от 04.05.2012 № 03-03-06/1/226).

    Продажа программного обеспечения без НДС

    Обязанность по исчислению и уплате того или иного налога возникает у налогоплательщика при наличии объекта налогообложения (п. 1 ст. 38 НК РФ). На территории Российской Федерации реализация товаров, работ, услуг и имущественных прав признана объектом обложения НДС соответственно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ.

    Не подлежащие обложению (освобожденные от налогообложения) НДС операции указаны в ст. 149 НК РФ. Налоговым законодательством, согласно подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, разрешено льготное налогообложение передачи исключительных прав на программное обеспечение, выполненной согласно договору на отчуждение исключительных прав или лицензионному договору. То есть НДС на программное обеспечение, реализация исключительного права на которое осуществлена по договору об отчуждении, лицензионному или сублицензионному договорам, не исчисляется и не уплачивается в бюджет. Об этом отмечено и в письме Минфина РФ от 07.10.2010 № 03-07-07/66.

    Освобождение по подп. 26 п. 1 ст. 149 НК РФ действует и в отношении введенного с 2017 года «налога на Google». Минфин напомнил, что предоставление иностранной компанией прав на использование программ для электронных вычислительных машин через интернет на основании лицензионного соглашения освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость (письма Минфина РФ от 30.08.2017 № 03-07-08/55656, от 12.04.2017 № 03-07-08/21812, от 28.04.2017 № 03-07-08/25926).

    Исчисление НДС на программное обеспечение

    НДС на программное обеспечение необходимо исчислить и уплатить в бюджет в случае:

  • реализации работ по созданию компьютерных программ, выполняемых на основании договоров подряда (письма Минфина РФ от 21.10.2014 № 03-07-03/52967, 03.02.2009 № 03-07-07/04, от 24.06.2008 № 03-07-07/69 );
  • оказания услуг по разработке и модификации программного обеспечения, передачи права на них на основании смешанного договора (письмо Минфина РФ от 02.06.2008 № 03-07-08/134);
  • оказания услуг по предоставлению доступа к компьютерному обеспечению через интернет (письмо Минфина России от 30.11.2016 № 03-07-08/70744);
  • реализации экземпляров компьютерных программ на основании договора купли-продажи, включая и продажу в розницу (письма Минфина РФ от 04.09.2017 № 03-07-07/56481, от 05.03.2008 № 03-07-08/55, от 15.01.2008 № 03-07-08/07 и от 29.12.2007 № 03-07-11/649).
  • Гражданским кодексом РФ также предусмотрена возможность заключения лицензионного договора между правообладателем программного обеспечения и каждым пользователем через заключение договора присоединения между указанными сторонами. Изложенные на приобретаемых пользователями упаковках экземпляров программы условия данного договора вступают в силу с началом использования продукта. В розничной торговле начала использования программы не происходит, поэтому отсутствует и факт заключения договора присоединения. А это значит, что не происходит и заключения лицензионного договора.

    Итак, продажа программного обеспечения без НДС может быть законной на основании:

  • передачи прав по исключительной и простой лицензиям, согласно лицензионным и сублицензионным договорам, заключенным по всем правилам, установленным ГК РФ;
  • передачи прав на пользование компьютерными программами и базами согласно лицензионным и сублицензионным договорам, причем факт госрегистрации прав на такие объекты не имеет значения.
  • В каких случаях можно еще не начислять НДС, читайте в материалах рубрики «Какие льготы по НДС предусмотрены в 2017-2018 годах?» .

    Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

    Верховный суд защитил недошедшие платежи

    В ситуации, когда массово отзываются лицензии у банков и даже крупнейшие игроки оказываются на грани краха, особенно актуальным становится новое определение экономколлегии Верховного суда (ВС). Оно утвердило право предпринимателей перечислять налоги через банки незадолго до отзыва лицензии, если о проблемах не было публичных сообщений. Хотя ФНС занимала иную позицию, существенных рисков для бюджета от решения ВС там не видят.

    Вчера было опубликовано определение экономической коллегии Верховного суда, которым она поддержала предпринимателей в праве перечислить налог до наступления срока уплаты за несколько дней до отзыва лицензии у банка. Решение было вынесено по делу индивидуального предпринимателя, который перечислил налог со счета в банке «Город» в бюджет раньше срока незадолго до отзыва лицензии у кредитной организации. Деньги в бюджет не попали, налоговики традиционно потребовали повторной уплаты налога. Спор дошел до экономколлегии ВС (см. “Ъ” от 8 августа). Коллегия встала на сторону предпринимателя, который утверждал, что ничего не знал и не мог знать о проблемах банка, а уплату налога до окончания налогового периода объяснил поступлением крупной суммы выручки на свой расчетный счет.

    И банкиры, и юристы, называют это определение знаковым, особенно в условиях, когда отзывы лицензий у банков случаются почти каждый день. «Решение позволит учесть налоговые платежи, которые были внесены в период проблем у банка,— отмечает первый вице-президент Ассоциации “Россия” Алина Ветрова.— Оно позволит не создавать ситуаций, когда предприниматели в случае отзыва лицензий у банка будут вынуждены проводить их повторно». По словам партнера Taxology Алексея Артюха, успешность использования определения другими налогоплательщиками зависит напрямую от конкретных формулировок в мотивировочной части документа. «Однако в любом случае это положительный знак»,— отметил он.

    По мнению юристов, сыграть на стороне налогоплательщика мог и тот факт, что банк был некрупный (201-е место по активам). В отличие от игроков из первой сотни внимание СМИ к таким кредитным организациям незначительно, а их проблемы редко выходят в публичную плоскость. «Налоговики в аналогичных спорах часто ссылаются на публикации в СМИ или интернете, из которых клиент якобы должен был знать о проблемах кредитной организации и поэтому воздержаться от платежей в бюджет через подобный банк,— отмечает управляющий партнер “Ренессанс-Lex” Георгий Хурошвилли.— Однако о проблемах небольших кредитных организаций такие сообщения встречаются крайне редко, ЦБ свои планы по отзыву не раскрывает, и потому клиенты таких кредитных организаций реально могут не знать о проблемах банка».

    Эксперты отмечают, что решение экономколлегии ВС может помочь и тем представителям бизнеса, кто захочет заплатить налоги за третьих лиц через проблемный банк в рамках ранее заключенных договоров (такое право появилось с начала 2017 года). «У многих моих клиентов, столкнувшихся с отзывом лицензии их банка, даже если перевод контрагенту не зависал на расчетном счете и проходил, в случае банкротства все равно был оспорен и был списан АСВ в общую конкурсную массу,— отмечает глава коллегии адвокатов “Старинский, Корчаго и партнеры” Евгений Корчаго.— Сейчас же появился шанс, что хотя бы в виде платежей в бюджет за третьих лиц деньги все же пройдут». Правда, по словам Алексея Артюха, доказывать добросовестность в случае платежей за третьих лиц будет сложнее в разы.

    ФНС, которая в основном настаивала на повторном внесении не дошедших до бюджета из-за отзыва лицензии платежей, не намерена сдавать позиции. «Данный судебный акт не является прецедентом, не меняет устоявшуюся судебную практику и не является опасным, как в смысле возможности недобросовестных налогоплательщиков необоснованно получить из бюджета денежные средства, так и при умышленном перекладывании налогоплательщиками своих коммерческих рисков по взаимоотношениям с банками на бюджет,— сообщили в пресс-службе ФНС.— Рассматриваемое дело являлось частным случаем, при этом в материалах дела отсутствовала информация, что налогоплательщик знал о проблемах банка». Суды будут требовать от налоговых органов предоставления доказательств о недобросовестном поведении налогоплательщиков, добавляют там, а у налогоплательщиков подтверждения невозможности уплаты налогов через другие банки или иным способом, при котором денежные средства реально поступят в бюджет.

    Смотрите еще:

    • 4 областной закон свердловской области Закон Свердловской области от 10 марта 1999 г. N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области" (с изменениями и дополнениями) Закон Свердловской областиот 10 марта 1999 г. N 4-ОЗ"О правовых актах в Свердловской области" С изменениями и […]
    • Преступление в пскове 31 преступление зафиксировано в Псковской области 15 января 15 января в Псковской области зафиксировано 31 преступление, 21 из них удалось раскрыть. Как стало известно Псковскому агентству информации, в Пскове выявлены 10 преступлений, 6 […]
    • Оформить заявку на быстрый кредит Первый онлайн заём под 0% до 15 дней В случае непредвиденных ситуаций MoneyMan готов продлить срок возврата денег до 4х недель! Мы дадим ответ в течение 1 минуты Наличными, на карту или банковский счёт У Вас это займет не больше 10 […]
    • Отчисления и налоги ооо Налоги организаций(ООО) Внимание! Эта страница о налогах организаций(ООО, ЗАО, ОАО, НКО и пр.). Налоги ИП здесь Содержание Какие налоги платит ООО? МРОТ с 1 января 2018 года 9489 рублей(+21,65%). В 2018 году с 39 до 61 увеличили […]
    • Приказ об аттестации в мвд Приказ МВД России от 21 декабря 2015 г. № 1207 “О внесении изменений в Порядок проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 14 марта 2012 г. № 170” Внести изменения в […]
    • Закон потеря кормильца Какие документы нужны для оформления пенсии по случаю потери кормильца? В связи с потерей кормильца членам его семьи назначается пенсия, которая в зависимости от оснований для ее назначения и претендующих на ее получение лиц может быть […]
    • Закон владимирской области 11-оз 2003 Закон Владимирской области от 14 февраля 2003 г. N 11-ОЗ "Об административных правонарушениях во Владимирской области" Закон Владимирской области от 14 февраля 2003 г. N 11-ОЗ "Об административных правонарушениях во Владимирской области" […]
    • Гражданство россии в кыргызстане Получение гражданства РФ в Кыргызстане. т.е. по. Не нашел в теме о получении гражданства РФ. В списке документов, которые надо предоставить в посольство РФ первой строкой идет бланк-заявление об отказе от кыргызского гражданства. Сегодня […]