Меры по трудоустройству несовершеннолетних

Меры по трудоустройству несовершеннолетних

Прокуратура Республики Коми Официальный сайт

Организация трудовой деятельности несовершеннолетних

Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан важнейшей задачей государства является пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, уважения прав и законных интересов других лиц. Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Немалая роль в этих процессах отведена органам прокуратуры. Осуществляя надзорные полномочия, прокурор выполняет и просветительскую функцию.

Правовое просвещение неразрывно связано с решением задач профилактики и предупреждения правонарушений. Вопросам организации этой работы посвящен приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 10.09.2008 № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению».

Своевременное правовое информирование, разъяснение населению законодательства является особым видом прокурорской деятельности. Возможности настоящего раздела официального сайта прокуратуры Республики Коми направлены не только на информирование населения о существующих нормах закона, но и формирование навыков, способов ориентирования человека в значимой для него правовой ситуации, осознанного выбора своего правового поведения на основе должных правовых взглядов и убеждений.

Особенности трудоустройства лиц в возрасте до 18 лет определяются Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашением (ст. 272 ТК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» несовершеннолетние относятся к категории граждан, особо нуждающейся в социальной защите и испытывающей трудности в поиске работы. Для таких категорий граждан государство обеспечивает дополнительные гарантии занятости: разработку и реализацию целевых программ содействия занятости, создание дополнительных рабочих мест, установление квоты для приема на работу, предоставление услуг по профессиональной ориентации, организацию обучения по специальным программам и осуществление других мер.

С целью повышения эффективности занятости населения, в том числе несовершеннолетних граждан и молодежи, приказом Управления Республики Коми по занятости населения от 03.12.2008 № 111-П утверждена ведомственная целевая «Программа содействия занятости населения Республики Коми на 2009-2011 годы».

Для обеспечения занятости несовершеннолетних, испытывающих трудности в поиске работы, в соответствии со ст. 25 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» на территории Республики Коми ежегодно главами муниципальных образований принимаются правовые акты, регулирующие вопросы организации трудоустройства несовершеннолетних граждан на временную работу в каникулярный период и в свободное от учебы время, а также организации летнего отдыха, оздоровления и занятости несовершеннолетних. Кроме того, на правовом уровне главами администраций муниципальных образований ежегодно утверждаются мероприятия по организации трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Необходимость квотирования рабочих мест для лиц моложе 18 лет предусмотрена ст. 11 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Работодатель не вправе отказать в приеме на работу лицу моложе 18 лет, направленному органом службы занятости в счет квоты. Отказ в приеме на работу по такому направлению может быть обжалован в суд (ст. 391 Трудового кодекса российской Федерации). Вместе с этим работодатель вправе трудоустраивать лиц моложе 18 лет на квотируемые рабочие места и при отсутствии у них указанных направлений.

Квотируемые рабочие места организуются работодателями за счет собственных средств независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организации.

Если лицам, не достигшим 18-летнего возраста, невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у них необходимой профессиональной квалификации, органы службы занятости могут направлять их на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку.

Выпускники общеобразовательных учреждений и другие лица моложе 18 лет, не имеющие профессии (специальности), направляются на профессиональное обучение в приоритетном порядке. Профессиональное обучение осуществляется в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или в иных образовательных учреждениях.

Трудоустройство лиц, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования в свободное от учебы время, осуществляется с соблюдением дополнительных требований.

Одновременно в целях содействия занятости несовершеннолетних органами и должностными лицами местного самоуправления принимаются правовые акты о резервировании (квотировании) рабочих мест для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

В 2010 году данные правовые акты приняты в 17 городах и районах республики, в рамках реализации мероприятий которых на предприятиях резервируются рабочие места для граждан, особо нуждающихся в социальной защите: лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, несовершеннолетних граждан в возрасте от 16 до 18 лет, лиц предпенсионного возраста, сирот, инвалидов, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов и других категорий.

Анализ свидетельствует об увеличении количества резервируемых рабочих мест для указанной категории граждан, в том числе несовершеннолетних. Необходимо отметить, что безработные несовершеннолетние граждане принимают участие во временных работах с выплатой материальной поддержки за счет субвенций федерального бюджета как категория граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

Органами местного самоуправления совместно с органами занятости населения проводится работа по информированию несовершеннолетних граждан о положении на рынке труда, возможностях профессионального обучения и трудоустройства на постоянные и временные рабочие места. Информация размещается на страницах республиканских, городских, районных печатных изданиях, по радио, телевидению, сети Интернет, с помощью буклетной и бланочной продукции, проведения горячих линий, дней открытых дверей для подростков.

В целях защиты работников, не достигших 18-летнего возраста, от необоснованных увольнений Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает, что расторжение с ними трудового договора по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем), помимо соблюдения общего порядка, допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст. 269 Трудового кодекса). При этом согласие указанных органов на увольнение должно быть получено работодателем до издания приказа об увольнении.

Работникам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организации.

Лица в возрасте до 18 лет принимаются на работу лишь после предварительного обязательного медицинского осмотра для определения их пригодности по состоянию здоровья к поручаемой работе. В дальнейшем, до достижения возраста 18 лет, они подлежат ежегодному обязательному медицинскому осмотру. Такие осмотры осуществляются за счет средств работодателя (ст. 266 Трудового кодекса).

Предварительный медицинский осмотр преследует цель определить соответствие предлагаемой работы состоянию здоровья несовершеннолетнего. Ежегодный осмотр обеспечивает медицинский контроль за состоянием здоровья указанных работников и установление соответствия выполняемой работы состоянию их здоровья.

Как общее правило, трудовой договор может быть заключен с подростком, достигшим возраста 16 лет. Вместе с тем в случаях, прямо предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор может быть заключен и с лицами, не достигшими 16 лет. Так, если подросток оставил обучение в общеобразовательном учреждении или получил основное общее образование, не достигнув 16 лет, либо продолжил освоение программы основного общего образования по иной, чем очная, форме обучения, он вправе заключить трудовой договор по достижении 15 лет для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью.

В соответствии со ст. 19 Закона Российской Федерации «Об образовании» обучающийся, достигший возраста 15 лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения им основного общего образования по согласию родителей (законных представителей) и местного органа управления образованием.

Временное трудоустройство

Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан
в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время. Информация за II квартал 2018 года

Ежегодно в Санкт-Петербурге служба занятости населения организовывает временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учёбы время. Это мероприятие направлено на воспитание трудовых навыков, экономической самостоятельности, ответственности и дисциплинированности у несовершеннолетних граждан.

В течение января ‑ июня 2018 года в данном мероприятии приняло участие 5489 несовершеннолетних граждан, из них:

  • 165‑ дети-инвалиды;
  • 178 – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
  • Демографический состав участников среди несовершеннолетних граждан:

    Все участники трудоустроены по направлению службы занятости населения с соблюдением требований и условий при приёме на работу несовершеннолетних в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

    Участники временного трудоустройства получали заработную плату от работодателя и материальную поддержку от службы занятости населения. Временное трудоустройство является хорошей практической профориентацией подростков.

    Организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, включая безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые. Информация за II квартал 2018 года

    В течение января ‑ июня 2018 года было трудоустроено 151 безработный гражданин, испытывающих трудности в поиске работы, включая безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые (далее – безработные граждане ИТПР), в том числе:

  • 138 ‑ инвалиды,
  • 13 ‑ граждане предпенсионного возраста;
  • 9 ‑ родители, имеющих несовершеннолетних детей.
  • Участникам временного трудоустройства выплачивалась заработная плата, предусмотренная трудовым договором, начисленная с учетом отработанного времени и оклада, установленного работодателями в соответствии с действующими тарифами и расценками.

    Источники финансирования временного трудоустройства

    В 2018 году финансирование временного трудоустройства производится:

  • с привлечением средств из бюджета Санкт-Петербурга ;
  • с привлечением средств бюджетов муниципальных образований;
  • за счет собственных средств работодателей.
  • Эффективность расходования средств на организацию временного трудоустройства граждан подтверждается следующими выводами:

    — мероприятия по организации временного трудоустройства, реализуемые службой занятости населения Санкт-Петербурга , позволяют создавать рабочие места для молодежи, находящейся, из-за низкой конкурентоспособности на рынке труда и отсутствия некоторых социальных навыков, в группе социального риска, и оказывают положительное воздействие на стабилизацию социальной системы, преемственности между поколениями работников на рынке труда;

    — качество предоставляемой государственной услуги по организации временного трудоустройства удовлетворяет потребностям заявителей, что подтверждается наличием повторных обращений в службу занятости подростков, желающих работать в свободное от учебы время.

    По оценкам специалистов службы занятости, до 20% безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, после временного трудоустройства и приобретения новых трудовых навыков, успешно трудоустраиваются на вакантные рабочие места, имеющиеся у работодателей, привлекаемых к участию в мероприятиях по временному трудоустройству.

    Социальные гарантии на временном трудоустройстве

    Участие граждан ИТПР во временном трудоустройстве допускается только с их согласия. При направлении на временное трудоустройство учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан.

    С лицами, желающими участвовать во временном трудоустройстве, работодатель заключает срочный трудовой договор.

    Срочный трудовой договор об участии гражданина во временном трудоустройстве может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу.

    На граждан, участвующих во временном трудоустройстве, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и социальном страховании.

    Время, в течение которого гражданин принимает участие во временном трудоустройстве засчитывается в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.

    В период участия граждан во временном трудоустройстве им может оказываться материальная поддержка.

    Актуальная информация об организованном временном трудоустройстве

    Портал службы занятости (далее – Портал) позволяет гражданам без предварительной регистрации получать информацию о:

    • рабочих местах для участия во временном трудоустройстве, организованном в Санкт-Петербурге , на странице Рабочие места;
    • работодателях, предоставляющих рабочие места для участия во временном трудоустройстве, на странице Организации.
    • Внимание! Для получения информации о наличии вакантных рабочих мест на временном трудоустройстве, необходимо обращаться в районные агентства занятости населения к работникам, ответственным за предоставление государственной услуги.

      Для удобства пользователей Портала на странице Рабочие места предусмотрены возможности сортировки данных по основным поисковым параметрам (район проведения временного трудоустройства, сроки начала и окончания работ, профессия, зарплата и др.) и их идентификация по номерам договоров.

      Поиск подходящего варианта временного трудоустройства рекомендуется начинать с информации о районе проведения работ, так как при выборе подходящего варианта временного трудоустройства необходимо учитывать действующие нормативы транспортной доступности места работы.

      Алгоритм действий при получении государственной услуги

      1. Гражданин, желающий получить направление на временное трудоустройство, заходит на Портал, осуществляет самостоятельный поиск, отбирает интересующие варианты временного трудоустройства и детально знакомится с информацией об условиях получения государственной услуги, представленной на Портале.
      2. Если гражданин находит на Портале подходящие варианты временного трудоустройства, то при обращении в районное агентство занятости населения к работнику, ответственному за предоставление государственной услуги, информирует его об интересующих вариантах временного трудоустройства.
      3. Работник районного агентства занятости населения, при обращении гражданина информирует его о порядке получения направления на временное трудоустройство, проверяет наличие необходимых документов (паспорт; индивидуальная программа реабилитации инвалида для граждан, относящихся к категории инвалидов) и принимает решение о предоставлении, либо об отказе в предоставлении государственной услуги.
      4. Если принято решение о предоставлении государственной услуги, то работник районного агентства занятости населения регистрирует заявление о предоставлении государственной услуги, поданное гражданином, и осуществляет поиск подходящего вакантного рабочего места с учетом вариантов временного трудоустройства, самостоятельно найденных на Портале.
      5. Если подобрать гражданину подходящее вакантное рабочее место для участия во временном трудоустройстве не удалось, то работник районного агентства занятости населения выдает ему справку об отсутствии подходящего варианта временного трудоустройства, согласовывает с ним варианты дальнейшего взаимодействия (посредством телефона, электронной почты и т.п.) и информирует заявителя о необходимости явки на прием в трехдневный срок после получения приглашения, направляемого заявителю при наличии интересующего его вакантного рабочего места для участия во временном трудоустройстве.
      6. Если удалось подобрать гражданину вакантное рабочее место для участия во временном трудоустройстве, то работник районного агентства занятости населения выдает ему направление на временное трудоустройство и информирует его о порядке дальнейшего взаимодействия с районным агентством занятости населения после получения государственной услуги и трудоустройства на предоставленное рабочее место.

      Основная информация о государственной услуге содержится в разделе Организация временного трудоустройства

      Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые, в 2018 году

      Предоставление государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые, осуществляется Санкт-Петербургским государственным автономным учреждением «Центр занятости населения Санкт-Петербурга » (далее — ГАУ ЦЗН) в рамках реализации мероприятий Государственной программы Санкт-Петербурга «Содействие занятости населения в Санкт-Петербурге » на 2015-2020 годы в соответствии с государственным заданием, установленным Комитетом по труду и занятости населения Санкт-Петербурга (далее – Комитет).

      В 2018 году планируется:

    • организовать не менее 7368 рабочих мест для временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время за счет средств, выделяемых из бюджета Санкт-Петербурга ;
    • обеспечить временное трудоустройство не менее 12000 несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;
    • трудоустроить и оказать материальную поддержку в период участия во временном трудоустройстве не менее 300 гражданам из числа безработных, испытывающих трудности в поиске работы, включая безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые.

    © Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга

    Сегодняшние подростки — это завтрашний кадровый потенциал страны. Направить кипучую энергию в «нужное» русло возможно, лишь предложив им реальное взрослое дело — оплачиваемую работу.

    Для постсоветского периода характерно резкое увеличение числа детей, вовлекаемых в трудовую и коммерческую деятельность, причем далеко не всегда в необходимых и разумных пределах. Кризисное состояние социальных отношений в России обусловило исключительную пестроту применяемых форм детского труда: от легальных, организуемых при содействии школ и органов занятости, до нелегальных, в частности, связанных с вовлечением безнадзорных детей (которые нередко живут на улице) в криминальный бизнес.

    Большинство подростков к работе никто не принуждает: многие ребята даже у благополучных семей хотят иметь карманные деньги. Первые свои заработанные деньги чаще всего подростки получают от родителей и родственников за домашний труд: уборка в квартире, помощь в ремонте, строительство гаража, работа в огороде, саду (помощь бабушке, например.) В качестве оплачиваемого труда называют работу грузчика, выполнение курьерских функций, мойка машин и работа на бензоколонках, участие в рекламных кампаниях.

    Трудовая занятость несовершеннолетних, заполняя их свободное время, является своеобразной профилактикой преступности, отвлекает детей от влияния улицы и криминальных структур, помогает им получать навыки самостоятельной трудовой деятельности. Временное трудоустройство позволяет ребятам не только зарабатывать свои «карманные» деньги, но прочувствовать свою востребованность и полезность на рынке труда Программа «Временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет» разработана в соответствии Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032 — 1 «О занятости населения в Российской Федерации» и определяет основные направления и приоритеты деятельности службы занятости по реализации политики занятости молодежи на территории города в 2011 году.

    В целях обеспечения дополнительных гарантий занятости для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, центр занятости реализует мероприятия по организации трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.

    Для участия в мероприятиях по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет направляются несовершеннолетние граждане, желающие работать в свободное от учебы время. Приоритетное право для направления на работу имеют дети — сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из малообеспеченных семей.

    Финансирование мероприятий осуществляется на условиях софинансирования.

    Предоставление финансовых средств для организации мероприятий по временному трудоустройству несовершеннолетних граждан осуществляется при условии обеспечения организациями гарантий занятости данных граждан в течение периода действия Программы.

    Приоритетными задачами в области содействия занятости несовершеннолетних граждан являются:

    — создание условий для трудоустройства и профессионального роста подростков, впервые вступивших в трудовую жизнь.

    Основными направлениями действий в решении указанных задач являются:

    — содействие временной занятости граждан в возрасте 14 — 18 лет в целях приобщения несовершеннолетних к труду, получения профессиональных навыков, адаптации к трудовой деятельности.

    На финансирование временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет предполагается привлечение средств из местного бюджета — 300 тыс. рублей.

    Государственное учреждение Краснодарского края «Центр занятости населения города Кропоткина» отвечает за реализацию Программы в целом, обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств городского бюджета. Исполнители программных мероприятий отчитываются о целевом использовании средств в установленном порядке.

    В 2011 г. школьники летом и в свободное от учебы время работали в 32 организациях. Работодатели создали для них 950 рабочих мест. Это позволило трудоустроить с материальной поддержкой из федерального бюджета 941 подростка. Вся работа по трудовой адаптации несовершеннолетних проводится на условиях софинансирования из средств местного бюджета, работодателей и федерального бюджета. Совместная работа с городской комиссией по делам несовершеннолетних позволила получить временную работу 103 подросткам из так называемой «группы риска». Основные виды работ: уборка служебных помещений, мелкие ремонтные работы, благоустройство дворовых территорий и т.д.

    Уже несколько лет основными партнерами организации временной занятости подростков стали школы и лицеи. В школах ежегодно работают более 60 % трудоустроенных ребят. Они выполняют большой объем работ по ремонту школьной мебели, благоустройству территории.

    Совместно с отделом по делам молодежи в 2011г. трудоустроено 171 несовершеннолетний гражданин. Все лето ребята работали на дворовых площадках по месту жительства.

    По предложению департамента государственной службы занятости населения Краснодарского края подготовлен проект по внесению изменений в целевую программу «Дети Кубани» на 2010 — 2015 гг. В частности, в программу «Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков» в раздел «Поддержка и развитие отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков» включен дополнительно пункт мероприятий, исполнителем которого является департамент государственной службы занятости населения Краснодарского края, «Оказание материальной поддержки несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет, трудоустроенным в рамках реализации мероприятий по организации адресного временного трудоустройства подростков, нуждающихся в особой заботе государства, в свободное от учебы время».

    Реализовывая программу занятости несовершеннолетних граждан от 14 до 18 лет, центр занятости населения г. Кропоткина оказывает содействие в трудоустройстве с оказанием материальной поддержки от 720 до 1080 рублей к заработной плате работодателя. В 2006 году вакансии для трудоустройства подростков предложили санатории «Спутник» п. Кабардинка, «Восход» г.Анапа, «Баргузин» г. Дивноморск, детские сады № 14, № 16, № 18, индивидуальные предприниматели г. Кропоткина, школы города организовали бригады по ремонту зданий, уборке территорий вокруг школ, художественному оформлению кабинетов, коридоров, классных комнат и т.д. При спортивных клубах КДЮСШ, ДК «Надежда» ребята трудились на стадионах «Юность» и «Локомотив».

    Часто дети обращаются в центр занятости населения за поиском работы вместе с родителями. Родители, как правило, хотели бы видеть своих детей работающими на хорошо оплачиваемой работе, чего, к сожалению, в центре занятости не всегда можно найти. И это вина не только сотрудников службы занятости. Муниципальные структуры не проявляют должного интереса к трудоустройству лиц от 14 до 18 лет, несмотря на то, что из средств местного бюджета деньги выделяются. Мало заказов, вакансий от организаций и учреждений, которые отвечают за благоустройство территории г. Кропоткина.

    Необходимо более активно помогать подросткам осваиваться на рынке труда, проводить с ними разъяснительную работу, инициировать самих детей на защиту своих прав. Создание благоприятных условий для добровольного, посильного и полезного для детей, семьи и общества труда детей — сложная и благородная задача. Чтобы с ней справиться, необходимо действовать системно и более активно, не преувеличивая при этом роли чисто административных мер.

    Заставить ребят работать невозможно — это противозаконно, трудиться они могут только добровольно. Да и нет нужды к чему — либо их принуждать, ребята сами проявляют инициативу в поиске работы. Причин, по которым, они стремятся подработать, — несколько: для некоторых это возможность получить деньги на карманные расходы, для других жизненная необходимость. Подспорье для семейного бюджета. К тому же не стоит забывать и психологическом факторе — у подростков как правило существует потребность проявить себя, совершать взрослые поступки, иметь возможность видеть результат своего труда — как эстетически, так и материальный.

    Муниципальная программа «Занятость молодежи города Кропоткина» работает уже более 5 лет, и с каждым годом все больше и больше подростков, желающих подработать в свободное от учебы время, обращаются в ГУ КК «Центр занятости населения г. Кропоткина».

    Регулирование подросткового рынка труда из года в год остается одним из важных направлений деятельности службы занятости населения. Только в 2009г. в г. Кропоткине реализация федеральной программы «Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет» дала возможность 941 подростку приобщиться к труду, научиться зарабатывать и ценить заработанные деньги.

    Главная задача специалистов центра занятости состоит в том, чтобы первый трудовой опыт подростки получали легальным путем, в благоприятных условиях, нас специально созданных рабочих местах, чтобы труд способствовал развитию ребенка и не мешал его образованию, досугу и отдыху. А ведь в настоящее время ради заработка подростки берутся за любую, даже мало привлекательную, никем не организуемую и не контролируемую работу. Порой их труд просто опасен для физического и нравственного здоровья. Здесь хотелось бы обратить внимание родителей на то, чтобы они контролировали процесс трудоустройства своих детей, так как получение первой работы влияет на перспективы занятости молодых людей, формирование целого ряда личностных качеств, а иногда даже на выбор будущей профессии.

    Средства массой информации все чаще и чаще проводят независимые расследования, выявляя нарушения прав человека, пестрят сюжетами и статьями о том, как с эти бороться. Тем не менее, если взрослый человек, имеющий большой жизненный опыт, зачастую пытается постоять за себя и добиться справедливости, то школьник, по сути еще ребенок, отличается некоторой наивностью, незнанием своих прав и неспособностью полностью защитить себя от их нарушения.

    К реализации Программы специалисты ГУ КК «ЦЗН г. Кропоткина» начинают готовиться заблаговременно. Ежегодно в январе — феврале центр занятости проводит ряд организационных мероприятий, подписанием договоров с муниципальными организациями г. Кропоткина и работодателями по освоению средств федерального бюджета.

    Кроме этого в преддверии летней кампании по трудоустройству, активизируется взаимодействие с работодателями по предоставлению временных рабочих мест для несовершеннолетних граждан в целях возможности их трудоустройства, как с привлечением средств федерального бюджета, так и за счет работодателей. Для этого используются всевозможные источники (СМИ, ярмарки вакансий, семинары).

    В настоящее время ситуация на рынке труда сложилась таким образом, что определиться с выбором места работы сложно не только молодым, но и опытным специалистам. Неспроста многие задают вопросы: как же тогда быть школьникам? Ведь и для работодателя проблема трудоустройства несовершеннолетних граждан остается актуальной. Обучить определенным тонкостям и правилам работы, привить самостоятельность и трудовую дисциплину подросткам — дело не из легких. К тому же официальное трудоустройство несовершеннолетних требует соблюдения определенных законодательством постулатов и формальностей.

    В 2011г. ГУ КК «ЦЗН г. Кропоткина» заключил 34 договора с организациями различных форм собственности, из них 10 с Управлением образования (школы, спортивные организации, клубы) и только в них были устроены 664 человека.

    В этом году к сотрудничеству в рамках реализации средств бюджета субъекта РФ приступят организации: ГОУ школа-интернат № 1, общеобразовательные школы № 5, № 6, № 17, № 1, лицеи № 3, № 45; комитет по делам молодежи, КДЮСШ, ДК «Надежда», индивидуальные предприниматели.

    В выше перечисленных организациях ребята в возрасте 14-17 лет работают курьерами, дворниками, подсобными рабочими, вожатыми, уборщиками служебных помещений, оказывают помощь инвалидам ВОВ на дому.

    Преимущественным правом при направлении на работу пользуются дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети, лишенные попечения родителей, дети из комиссии по делам несовершеннолетних граждан

    Зачастую, когда речь заходит о трудоустройстве школьников, невольно возникают мысли о том, что уровень оплаты их труда оставляет желать лучшего или же платят им детям вообще за поистине взрослый труд.

    В 2011г. в зависимости от возраста и характера выполняемой работы ребята смогли заработать от 2 до 4 тысяч рублей за полностью отработанный месяц. Каждому несовершеннолетнему гражданину, трудоустроенному по направлению центра занятости, выплачивалась материальная поддержка из средств федерального бюджета в размере от 720 рублей до 1080 рублей.

    Но, к сожалению, специалистам ЦЗН г. Кропоткина по-прежнему приходится сталкиваться с рядом трудностей. Как и в прошлом году, ощутимо сказывается недостаточное финансирование программы из муниципального бюджета. А ведь если бы город выделял деньги в большем количестве на временное трудоустройство подростков, ГУ КК «ЦЗН г. Кропоткина» давал направления на временную работу гораздо больше юношей и девушек. Не может радовать и низкая активность многих организаций — работодателей, которые могли бы брать к себе на работу несовершеннолетних. Основным аргументом, который выдвигает руководство этих организаций, мотивируя свое нежелание участвовать в программе, является сложность оформления документации при приеме школьников на работу и выплате им заработной платы.

    Для обеспечения социальной защищенности и поддержания жизненного уровня молодежи главой г. Кропоткина было принято Постановление «Об установлении минимального количества рабочих мест (квот) на предприятиях, организациях и учреждениях города Кропоткина для трудоустройства молодежи в 2011 году» № 1500 от 16 ноября 2010 г. Согласно данному постановлению, предприятиям и организациям, независимо от организационно — правовых форм и форм собственности, расположенных на территории г.Кропоткина, устанавливаются с 1 января 2006г. квоты для приема на работу граждан из числа лиц, испытывающих трудности в поиске работы — молодежь (несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые).

    Согласно постановлению главы администрации г. Кропоткина, для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в 2011г. установлены квоты предприятиям и организациям города в количестве 126 чел. места для молодежи.

    Таким образом нам видится, что Программа « Временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет» нашла широкое применение и сейчас стоит задача совершенствовать и расширять диапазон ее действия. Это значит, что ГУ КК «ЦЗН г. Кропоткина» совместно с отделом по делам молодежи, Администрацией города, Комиссией по делам несовершеннолетних (КДН), Управлением образования будет привлекать к сотрудничеству больше работодателей, искать новые и улучшать существующие пути взаимодействия с заинтерисованными структурами по временному трудоустройству школьников.

    Трудоустройство несовершеннолетних как показатель зрелости компании

    Владимир Алистархов, эксперт по вопросам правового характера

    В настоящее же время в России труд несовершеннолетних в лучшем случае используется недостаточно активно. Это происходит в том числе по причине сложности законодательного регулирования процедуры найма несовершеннолетних на работу, большого количества ограничений при трудоустройстве несовершеннолетних, коррупционной составляющей контролирующих государственных органов и прочего. В связи с указанными и другими причинами работодателю проще и безопаснее использовать труд несовершеннолетних неофициально или вообще отказаться от такого опыта.

    Пока законодатели, контролирующие органы и представители бизнеса не могут найти общие подходы и точки соприкосновения при трудоустройстве несовершеннолетних, огромное количество подростков праздно проводит время на улицах населенных пунктов, приобретая негативный опыт, начиная от банальной лени и заканчивая пьянством и наркоманией, что крайне негативно сказывается на экономике страны и обществе в целом.

    С целью исправления ситуации имеет смысл выделить основные минусы и плюсы для работодателей при трудоустройстве несовершеннолетних, а также выработать меры, которые привели бы к заинтересованности работодателей в приеме на работу несовершеннолетних граждан.

    Для начала будет полезно ознакомиться с перечнем основных нормативных документов, которыми регулируются отношения, связанные с трудоустройством несовершеннолетних.

    Основные нормативные акты, регулирующие труд несовершеннолетних.

    Согласно ст.ст. 8, 24 Международного пакта от 16 декабря 1966 г. «О гражданских и политических правах», никто не имеет права принуждать несовершеннолетнего к принудительному или обязательному труду, и каждый ребенок без всякой дискриминации имеет право на защиту со стороны семьи, общества и государства.

    Российское законодательство, в том числе связанное с трудоустройством несовершеннолетнего, не должно противоречить указанному Международному пакту.

    С учетом международно-правовых актов в России, в соответствии со ст. 11 Федерального закона № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ребенку до 18 лет гарантировано вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск, льготы, ежегодный медицинский осмотр, квотирование рабочих мест для трудоустройства, и другие льготы.

    Кроме того, процедура трудоустройства, и все что с этим связано, предусмотрена ст.ст. 63, 94, 242, 265 – 272 Трудового кодекса РФ, и нет никакой необходимости переписывать кодекс, чтобы понять, что к трудоустройству несовершеннолетних предъявляются более жесткие требования по сравнению с трудоустройством совершеннолетних.

    Также трудоустройство несовершеннолетних граждан регулируется Законом № 1032-1 19 апреля 1991 года «О занятости населения в Российской Федерации», Приказом от 12 апреля 2011 г. № 302н Министерства здравоохранения и социального развития РФ, и другими нормативными актами.

    Отдельно следует упомянуть о Приказе от 12 февраля 2013 г. № 58н «Об утверждении федерального государственного стандарта трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые».

    Очевидные минусы и угрозы для работодателя в связи с трудоустройством несовершеннолетнего.

    Нормативное регулирование трудоустройства несовершеннолетних усложнено множеством правовых документов, которые, впрочем, дополняют друг друга, но при этом разобраться в их тонкостях и полностью исполнять требования законодательства работодатель может только при наличии в штате квалифицированного юриста или юридической службы.

    Другими словами, далеко не все работодатели рискнут взять на себя смелость трудоустроить несовершеннолетнего, не боясь в дальнейшем получить наказание за нарушение законодательства.

    Проблемой также является коррупция и «репрессивный» характер российских контролирующих органов, то есть при нарушении законодательства в области трудоустройства несовершеннолетнего, первое, к чему стремятся контролирующие органы, это к наказанию работодателя, чем пользуются нечистые на руку служащие.

    Помимо выплаты вознаграждения за труд, работодатель должен нести и другие материальные расходы в связи с официальным приемом на работу несовершеннолетнего. Например, согласно ст. 266 Трудового кодекса РФ, обязательным условием при приеме на работу несовершеннолетнего является прохождение медицинского осмотра, и бремя расходов за осмотр возложено на работодателя.

    Для работодателя может быть неудобным, а в какой-то степени и рискованным соблюдение требования ст. 269 Трудового кодекса РФ о том, что расторжение трудового договора с несовершеннолетним работником возможно только с согласия инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних. Другими словами, есть большая вероятность того, что сотрудники инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних воспользуются своими полномочиями, чтобы заставить понервничать работодателя

    Также, при определенных обстоятельствах, работодатель в результате трудоустройства несовершеннолетних на работу может быть привлечен к уголовной ответственности согласно п. 2 ст. 127.2 Уголовного кодекса РФ за использование рабского труда. Это еще один фактор, который, отпугивает работодателя от принятия на работу несовершеннолетних, ведь очень часто допустимое законом действие может быть истолковано правоохранительными органами как действие, нарушающее закон. В таких обстоятельствах иногда приходится доказывать очевидное.

    Плюсы и выгоды для работодателя от трудоустройства несовершеннолетних.

    Прежде всего хотелось бы обратить внимание на то, что работодатель, который официально трудоустраивает несовершеннолетних граждан на постоянной основе как минимум заслуживает уважения в силу социальной значимости этого поступка.

    Отношение компании к своей деятельности не только как к механизму зарабатывания денег, но и как к субъекту, который несет социальную нагрузку, свидетельствует о том, что компания создана не на один день, и с ней можно вести дела на долгосрочной основе.

    Уверенная позиция компании, в том числе по вопросу трудоустройства несовершеннолетних, свидетельствует о зрелости компании, о ее качественно сформированной юридической службе, состоящей из профессионалов.

    Компания, не боящаяся ответственности, умеющая отстоять свои права, в том числе в споре с контролирующими государственными органами в вопросе трудоустройства несовершеннолетних граждан, должна вызывать доверие со стороны контрагентов и клиентов при ведении бизнеса.

    Для работодателя, чья деятельность связана с сезонными работами, использование труда несовершеннолетних является хорошим подспорьем при необходимости быстро выполнить какие-либо работы. Примером может служить уборка урожая фруктов, когда от быстроты сбора урожая зависит прибыль компании. При правильной организации труда ловкие подростки без труда справятся с такой работой.

    Кроме того, работодатель, наблюдая за нанятыми несовершеннолетними работниками, может выбрать тех, кто станет потенциальными сотрудниками его компании. Другими словами, работодатель может подготовить себе достойные кадры и в будущем заключить с временными несовершеннолетними работниками долгосрочные трудовые договора по окончанию ими образовательных учреждений.

    Подготовка собственных кадров и дальнейшее их использование — это ли не путь к развитию бизнеса в долгосрочной перспективе?Кроме того, работодатель, взаимодействующий с центрами занятости по вопросам квотирования рабочих мест для несовершеннолетних, вправе рассчитывать на частичное субсидирование своих расходов из бюджетов субъектов Российской Федерации.

    Руководителям компаний непременно надо использовать перечисленные плюсы от трудоустройства несовершеннолетних, в том числе в целях поступательного развития бизнеса, но при этом со стороны государства должны быть предприняты шаги для упрощения процедур трудоустройства несовершеннолетних, чтобы заинтересовать потенциальных работодателей в приеме несовершеннолетних на работу.

    Рекомендации, которые увеличивают возможности для трудоустройства несовершеннолетних.

    В связи с принятием Стандарта государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних от 12.02.2013 г., проявлять инициативу при трудоустройстве имеют право сами несовершеннолетние граждане.

    Согласно п. 5 Стандарта несовершеннолетний гражданин вправе подать заявление о предоставлении соответствующей государственной услуги в органы занятости населения.

    В свою очередь, органы занятости населения должны провести все административные процедуры, предусмотренные Стандартом, подобрать подходящего работодателя для несовершеннолетнего, согласовав с ним все условия приема на работу. После чего несовершеннолетнему гражданину выдается направление на работу.

    При этом органы занятости населения обязаны согласовать с работодателем конкретную кандидатуру несовершеннолетнего, что позволяет работодателю оценить возможности лица, принимаемого на работу.

    Также представляется правильным внесение изменений в ст. 266 Трудового кодекса РФ, чтобы освободить работодателя от обязанности нести расходы за медицинские осмотры несовершеннолетних. Медицинские осмотры несовершеннолетних при трудоустройстве должны проходить на бесплатной основе в государственных медицинских учреждениях.

    Кроме того, было бы целесообразно внести изменение в ст. 269 Трудового кодекса РФ с целью исключения злоупотреблений со стороны инспекции труда и комиссии по правам несовершеннолетних при увольнении несовершеннолетних работников.

    Для этого необходимо обязать работодателя направлять уведомления об увольнении несовершеннолетнего в вышеуказанные государственные органы по факту увольнения, а не получать предварительное согласие в органах на увольнение.

    Если после получения уведомления соответствующие государственные органы обнаружат нарушение законодательства в отношении несовершеннолетнего, то может быть проведена соответствующая проверка в отношении работодателя.

    Одной из главной задач, которые необходимо решить при трудоустройстве несовершеннолетних, является изменение подхода контролирующих государственных органов с «репрессивного» на поддерживающий и консультативный подходы в отношении работодателя.

    Другими словами, необходимо обязать государственные органы консультировать потенциальных работодателей по вопросам трудоустройства несовершеннолетних, а при наличии каких-либо недочетов в их работе, первой реакций государственных органов должно быть желание помочь работодателю наладить процесс трудоустройства несовершеннолетних.

    Кроме того, со стороны государства должны быть дополнительно разработаны меры поощрения работодателей за трудоустройство несовершеннолетних, в том числе для таких компаний возможны определенные налоговые послабления.

    В итоге хотелось бы видеть результаты трудоустройства несовершеннолетних, которых добились в некоторых западных странах, где работодатель берет на заметку несовершеннолетнего гражданина, трудоустраивает его и «ведет» не один год, вкладывая в развитие ребенка свои денежные средства, с целью в дальнейшем получить подготовленного профессионала в конкретной области.

    Тенденция подготовки несовершеннолетних к будущим успехам особенно проявляется в спорте, в том числе в некоторых видах спорта в России, но нет никаких препятствий применению подобной практики в других видах экономической деятельности.

    С другой стороны, упрощение процедур трудоустройства несовершеннолетних должно быть истолковано не как изменение позиции государства в области защиты прав ребенка от недобросовестных работодателей, а как шаг навстречу несовершеннолетним с сохранением всех действующих гарантий и льгот.

    Nav view search

    Временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет

    Временное трудоустройство несовершеннолетних граждан – это трудовая деятельность учащихся общеобразовательных школ, начальных и средних профессиональных учебных заведений в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время и в период летних каникул, а также подростков других категорий, по каким-либо причинам не являющихся учащимися на момент обращения в службу занятости.

    Государственная услуга направлена на обеспечение прав несовершеннолетних граждан на труд и на вознаграждение за труд, удовлетворение потребностей несовершеннолетних граждан в работе и заработке в свободное от учебы время, приобретение опыта и навыков работы.

    Приоритетное право при трудоустройстве предоставляется подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Это дети из многодетных, неполных и малообеспеченных семей; дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей; подростки, состоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.

    Перечень документов, необходимых для получения несовершеннолетними гражданами государственной услуги:

    заявление о предоставлении государственной услуги или согласие заявителя с предложением о предоставлении государственной услуги, выданном центром занятости населения;

    — паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий; документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, лица без гражданства;

    — индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (для заявителей, относящихся к категории инвалидов).

    Основаниями для отказа в предоставлении несовершеннолетнему гражданину государственной услуги является отсутствие:

    паспорта гражданина Российской Федерации или документа его заменяющего; отсутствие документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, лица без гражданства;

    — индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной в установленном порядке и содержащей заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (для заявителей, относящихся к категории инвалидов).

    Порядок организации временных работ

    В организации и проведении временных работ участвуют Центр занятости населения и организации-работодатели, с которыми заключаются соответствующие договоры. Работодатель определяет виды и сроки выполнения работ, предоставляет соответствующие рабочие места и заключает с работниками, направленными Центром занятости населения для участия во временных работах, срочные трудовые договоры в соответствии с требованиями законодательства о труде и социальном страховании.

    При обращении в организацию для трудоустройства на временные работы несовершеннолетний гражданин должен предоставить следующие документы:

    — трудовая книжка (при наличии);

    — страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (оформляется в Управлении пенсионного фонда по адресу: пр.Карла Маркса, 37);

    — ИНН (выдает налоговая инспекция города Петропавловска – Камчатского по адресу: проспект Рыбаков, 13б);

    — медицинская справка о состоянии здоровья (выдает участковый врач поликлиники);

    — справка с места жительства (выдает паспортный стол);

    — Письменное согласие одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства (улица Ленинская, 12).

    В срочном трудовом договоре между гражданином и работодателем определяются права и обязанности сторон, виды и объемы работ, условия труда, рабочее время, выходные дни и оплата труда.

    Законодательством установлены ограничения труда подростков в виде запрета их приёма на работы с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземные работы, а также на работы, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами).

    Для несовершеннолетних работников Трудовым кодексом установлена сокращённая продолжительность рабочего времени:

    — для работников в возрасте от 14 до 16 лет в течение учебного года продолжительность рабочей недели должна составлять не более 12 часов, а в период каникул, не более 24 часов.

    — для работников в возрасте от 16 до 18 лет продолжительность рабочей недели в течение учебного года должна составлять не более 18 часов, а в период каникул – не более 35 часов.

    Финансирование мероприятия и оплата труда

    Подростки, трудоустроенные в рамках мероприятий по временному трудоустройству несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, получают заработную плату, определенную срочным трудовым договором. Кроме того, дополнительно к заработной плате, выплачиваемой работодателем, центр занятости населения оказывает материальную поддержку в размере полуторакратной минимальной величины пособия по безработице, увеличенного на размер районного коэффициента, в сумме 2295,00 рублей за полностью отработанный месяц.

    Материальная поддержка за период участия во временных работах начисляется на основании табеля отработанного времени предоставленного работодателем и перечисляется на лицевые счета несовершеннолетних граждан.

    Государственная услуга по организации временного трудоустройства граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время предоставляется бесплатно. Несовершеннолетние граждане имеют право на неоднократное обращение за государственной услугой.

    Смотрите еще:

    • Реестр административно территориальных единиц краснодарского края Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25 сентября 2009 г. N 857 "Об утверждении Положения о порядке ведения Реестра административно-территориальных единиц Краснодарского края" (с изменениями и […]
    • Приказ мвд о конвоировании Приказ МВД России от 18 августа 2014 г. № 697 "О внесении изменений в Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение […]
    • Правило чистых активов Правила определения стоимости активов В период с 10 декабря 2008 года по 18 июня 2013 года включительно управление открытыми паевыми инвестиционными фондами осуществляло ЗАО «КапиталЪ Управление активами» ОПИФ рыночных финансовых […]
    • Квитанция об оплате госпошлины на загранпаспорт по московской области Госпошлина на загранпаспорт Коды бюджетной классификации и размер государственной пошлины. Для заполнения платежного поручения необходимо выбрать КБК из перечня, и внести его в соответствующую графу платежного поручения. Также укажите […]
    • Военный билет после 27 лет новый закон 2014 Военный билет: ошибки, которые могут довести до суда С 1 апреля по 15 июля 2018 года Президент РФ предписал призвать на военную службу 128 тыс. граждан в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву (Указ […]
    • Срок действия временного проживания в россии Можно ли продлить РВП после окончания его срока действия Разрешение на временное проживание дает возможность работать в любой российской компании и жить на территории РФ долгое время. При окончании срока действия РВП следует уехать из […]
    • Бюджет пермский край закон Закон Пермского края от 7 декабря 2017 г. N 152-ПК "О бюджете Пермского края на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (с изменениями и дополнениями) Закон Пермского края от 7 декабря 2017 г. N 152-ПК"О бюджете Пермского края на […]
    • Федеральный закон от 17 июля 1999 года Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ"О государственной социальной помощи" С изменениями и дополнениями от: 22 […]