Коренные малочисленные народы севера закон

Оглавление:

Федеральный закон от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ
«Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

21 марта 2002 г., 22 августа 2004 г., 2 февраля 2006 г., 28 декабря 2013 г., 27 июня 2018 г.

Принят Государственной Думой 6 июля 2000 года

Одобрен Советом Федерации 7 июля 2000 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы организации и деятельности общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, создаваемых в целях защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, прав и законных интересов указанных коренных малочисленных народов, а также определяет правовые основы общинной формы самоуправления и государственные гарантии его осуществления.

Президент Российской Федерации

Законом регулируются отношения в области организации, деятельности, реорганизации и ликвидации общин малочисленных народов, создаваемых в целях защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, прав и законных интересов указанных коренных малочисленных народов. Определяются правовые основы общинной формы самоуправления и государственные гарантии его осуществления. Действие Закона распространяется на все общины малочисленных народов, в том числе созданные до его вступления в силу, а также на союзы (ассоциации) общин малочисленных народов.

Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут оказывать помощь общинам малочисленных народов и их союзам (ассоциациям) в виде предоставления налоговых льгот и преимуществ, целевого финансирования, целевой подготовки кадров по профессиям, необходимым общинам малочисленных народов и др. В местах компактного проживания малочисленных народов органы местного самоуправления по предложению общин малочисленных народов или их союзов (ассоциаций) могут наделять их отдельными полномочиями органов местного самоуправления.

Вопросы, затрагивающие интересы общин малочисленных народов, решаются органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления с учетом мнения общин малочисленных народов. При этом органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность общин малочисленных народов или их союзов (ассоциаций), за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 25 июля 2000 г. N 142, в «Парламентской газете» от 25 июля 2000 г., N 138, в Собрании законодательства Российской Федерации от 24 июля 2000 г., N 30, ст. 3122

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 164-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июля 2018 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ

Коренные малочисленные народы севера закон

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

«О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»

Принят Государственной Думой Российской Федерации в третьем чтении 04.05.2001
подписан Президентом Российской Федерации 07.05.2001, опубликован 11.05.2001

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для ведения ими на этих территориях традиционного природопользования и традиционного образа жизни.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

  • территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее — территории традиционного природопользования) — особо охраняемые природные территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
  • традиционное природопользование коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее — традиционное природопользование) — исторически сложившиеся и обеспечивающие неистощительное природопользование способы использования объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
  • обычаи коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее — обычаи малочисленных народов) — традиционно сложившиеся и широко применяемые коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее — малочисленные народы) правила ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни.
  • Статья 2. Правовое регулирование отношений в области образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования

    Правовое регулирование отношений в области образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
    Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о территориях традиционного природопользования, применяются правила международного договора Российской Федерации.
    Для целей настоящего Федерального закона правовое регулирование указанных отношений может осуществляться обычаями малочисленных народов, если такие обычаи не противоречат законодательству Российской Федерации, законодательству субъектов Российской Федерации.

    Статья 3. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

    Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования для ведения на этих территориях традиционного природопользования и традиционного образа жизни лицами, относящимися к малочисленным народам, и общинами малочисленных народов, а также лицами, не относящимися к малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, ведущими такие же, как и малочисленные народы, традиционное природопользование и традиционный образ жизни, в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

    Статья 4. Цели настоящего Федерального закона

    Целями настоящего Федерального закона являются:

  • защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов;
  • сохранение и развитие самобытной культуры малочисленных народов;
  • сохранение на территориях традиционного природопользования биологического разнообразия.
  • Глава II. ОБРАЗОВАНИЕ ТЕРРИТОРИЙ ТРАДИЦИОННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

    Статья 5. Виды территорий традиционного природопользования

    С учетом особенностей правового режима территорий традиционного природопользования такие территории относятся к особо охраняемым природным территориям федерального, регионального и местного значения.

    Статья 6. Порядок образования территорий традиционного природопользования федерального значения

    Образование территорий традиционного природопользования федерального значения осуществляется решениями Правительства Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации на основании обращений лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей.

    Статья 7. Порядок образования территорий традиционного природопользования регионального значения

    Образование территорий традиционного природопользования регионального значения осуществляется решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании обращений лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей.
    Образование территорий традиционного природопользования регионального значения, находящихся на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, осуществляется решениями органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

    Статья 8. Порядок образования территорий традиционного природопользования местного значения

    Образование территорий традиционного природопользования местного значения осуществляется решениями органов местного самоуправления на основании обращения лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей. Образование территорий традиционного природопользования местного значения, находящихся на территориях нескольких муниципальных образований, осуществляется решениями органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

    Статья 9. Размеры и границы территорий традиционного природопользования

    Размеры территорий традиционного природопользования определяются с учетом следующих условий:

    • поддержания достаточных для обеспечения возобновляемости и сохранения биологического разнообразия популяций растений и животных;
    • возможности осуществления лицами, относящимися к малочисленным народам, различных видов традиционного природопользования;
    • сохранения исторически сложившихся социальных и культурных связей лиц, относящихся к малочисленным народам;
    • сохранения целостности объектов историко-культурного наследия.

    Границы территорий традиционного природопользования различных видов утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
    Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления информируют население об образовании территорий традиционного природопользования.

    Статья 10. Части территорий традиционного природопользования

    На территориях традиционного природопользования могут выделяться следующие их части:

  • поселения, в том числе поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения, стационарные жилища, стойбища, стоянки оленеводов, охотников, рыболовов;
  • участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни, в том числе оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, участки акваторий моря для осуществления промысла рыбы и морского зверя, сбора дикорастущих растений;
  • объекты историко-культурного наследия, в том числе культовые сооружения, места древних поселений и места захоронений предков и иные объекты, имеющие культурную, историческую, религиозную ценность;
  • иные части территорий традиционного природопользования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
  • Глава III. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ТЕРРИТОРИЙ ТРАДИЦИОННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

    Статья 11. Правовой режим территорий традиционного природопользования

    Правовой режим территорий традиционного природопользования устанавливается положениями о территориях традиционного природопользования, утвержденными соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления с участием лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей.
    Земельные участки и другие обособленные природные ресурсы, находящиеся в пределах границ территорий традиционного природопользования, предоставляются лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов в безвозмездное пользование.

    Статья 12. Изъятие земельных участков и других обособленных природных ресурсов, находящихся в пределах границ территорий традиционного природопользования

    В случае изъятия земельных участков и других обособленных природных ресурсов, находящихся в пределах границ территорий традиционного природопользования, для государственных или муниципальных нужд лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов предоставляются равноценные земельные участки и другие природные ресурсы, а также возмещаются убытки, причиненные таким изъятием.

    Статья 13. Использование природных ресурсов, находящихся на территориях традиционного природопользования

    Использование природных ресурсов, находящихся на территориях традиционного природопользования, для обеспечения ведения традиционного образа жизни осуществляется лицами, относящимися к малочисленным народам, и общинами малочисленных народов в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также обычаями малочисленных народов.
    Лица, не относящиеся к малочисленным народам, но постоянно проживающие на территориях традиционного природопользования, пользуются природными ресурсами для личных нужд, если это не нарушает правовой режим территорий традиционного природопользования.
    Пользование природными ресурсами, находящимися на территориях традиционного природопользования, гражданами и юридическими лицами для осуществления предпринимательской деятельности допускается, если указанная деятельность не нарушает правовой режим территорий традиционного природопользования.
    На земельных участках, расположенных в пределах границ территорий традиционного природопользования, для обеспечения кочевки оленей, водопоя животных, проходов, проездов, водоснабжения, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, а также других нужд могут устанавливаться сервитуты в соответствии с законодательством Российской Федерации, если это не нарушает правовой режим территорий традиционного природопользования.

    Статья 14. Пользование общераспространенными полезными ископаемыми, находящимися на территориях традиционного природопользования

    Лица, относящиеся к малочисленным народам, и общины малочисленных народов вправе безвозмездно пользоваться общераспространенными полезными ископаемыми, находящимися на территориях традиционного природопользования, для личных нужд.

    Глава IV. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ОБЪЕКТОВ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В ПРЕДЕЛАХ ГРАНИЦ ТЕРРИТОРИЙ ТРАДИЦИОННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

    Статья 15. Охрана окружающей среды в пределах границ территорий традиционного природопользования

    Охрана окружающей среды в пределах границ территорий традиционного природопользования обеспечивается органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также лицами, относящимися к малочисленным народам, и общинами малочисленных народов.

    Статья 16. Сохранение объектов историко-культурного наследия в пределах границ территорий традиционного природопользования

    Объекты историко-культурного наследия в пределах границ территорий традиционного природопользования (древние поселения, другие памятники истории и культуры, культовые сооружения, места захоронения предков и иные имеющие историческую и культурную ценность объекты) могут использоваться только в соответствии с их назначением. Научные или иные изыскания в отношении объектов историко-культурного наследия в пределах границ территорий традиционного природопользования проводятся, если указанная деятельность не нарушает правовой режим территорий традиционного природопользования.

    Глава V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

    Статья 17. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

    Лица, нарушающие настоящий Федеральный закон, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

    Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 18. Вступление в силу настоящего Федерального закона

    1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
    2. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    от 20 июля 2000 года №104-ФЗ

    Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации

    (В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 21.03.2002 г. №31-ФЗ, 22.08.2004 г. №122-ФЗ, 02.02.2006 г. №19-ФЗ, 28.12.2013 г. №396-ФЗ)

    Принят Государственной Думой Российской Федерации 6 июля 2000 года

    Одобрен Советом Федерации Российской Федерации 7 июля 2000 года

    Статья 1. Основные понятия

    коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее — малочисленные народы) — народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями;

    представители других этнических общностей — представители этнических общностей, не относящиеся к малочисленным народам, но постоянно проживающие в районах проживания этих народов и осуществляющие традиционное хозяйствование малочисленных народов;

    территориально-соседские общины малочисленных народов — формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам, постоянно проживающих (компактно и (или) дисперсно) на территориях традиционного расселения малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами;

    Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

    Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации, деятельности, реорганизации и ликвидации общин малочисленных народов.

    Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона
    Статья 4. Законодательство Российской Федерации об общинах малочисленных народов

    1. Законодательство Российской Федерации об общинах малочисленных народов состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

    Уважемые друзья! Прежде чем ответить на этот вопрос хотелось бы отметить, что в современном законодательстве в отношении коренных малочисленных народов нет понятия «льгота», а есть ПРАВА, закрепленные Коституцией и законодательными актами.

    Особые права, которыми наделены КМНС, не являются привилегиями и льготами. Это одна из форм действий, направленных на то, чтобы коренные народы могли сохранить свои особенности и традиции.

    Основные меры социальной поддержки, права для лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации установлены на уровне регионов (законодательных и иных нормативных правовых актов субъектов РФ).

    На федеральном уровне установлены отдельные права, которые предусмотрены следующими федеральными законами.

    I. Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»:

    Статья 8. Малочисленные народы, объединения малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов имеют право:

    1) безвозмездно пользоваться в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации;

    2) участвовать в осуществлении контроля за использованием земель различных категорий, необходимых для осуществления традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами малочисленных народов, и общераспространенных полезных ископаемых в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

    3) участвовать в осуществлении контроля за соблюдением федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации об охране окружающей среды при промышленном использовании земель и природных ресурсов, строительстве и реконструкции хозяйственных и других объектов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

    4) получать от органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, международных организаций, общественных объединений и физических лиц материальные и финансовые средства, необходимые для социально-экономического и культурного развития малочисленных народов, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов;

    5) участвовать через уполномоченных представителей малочисленных народов в подготовке и принятии органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления решений по вопросам защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов;

    6) участвовать в проведении экологических и этнологических экспертиз при разработке федеральных и региональных государственных программ освоения природных ресурсов и охраны окружающей среды в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов;

    7) делегировать уполномоченных представителей малочисленных народов в советы представителей малочисленных народов при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления;

    8) на возмещение убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами;

    9) получать от государства помощь для реформирования всех форм воспитания и обучения подрастающего поколения малочисленных народов с учетом традиционных образа жизни и хозяйствования малочисленных народов.

    — Лица, относящиеся к малочисленным народам, в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов имеют право:

    2) участвовать в формировании и деятельности советов представителей малочисленных народов при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления;

    3) на возмещение убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами;

    4) пользоваться необходимыми малочисленным народам для защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов льготами по землепользованию и природопользованию, установленными федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;

    5) на первоочередной прием на работу по своей специальности в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов малочисленных народов, создаваемые в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

    6) в порядке, установленном гражданским законодательством, создавать хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся промыслами малочисленных народов совместно с лицами, не относящимися к малочисленным народам, при условии, что в создаваемых организациях не менее половины рабочих мест будет предоставляться лицам, относящимся к малочисленным народам;

    7) на первоочередное приобретение в собственность организаций традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов малочисленных народов в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности;

    8) получать социальное обслуживание в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации;

    9) получать бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в рамках Программы государственных гарантий обязательного медицинского страхования.

    Статья 9. Право лиц, относящихся к малочисленным народам, на замену военной службы альтернативной гражданской службой

    Лица, относящиеся к малочисленным народам, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами, имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

    Статья 10. Права лиц, относящихся к малочисленным народам, на сохранение и развитие своей самобытной культуры

    Лица, относящиеся к малочисленным народам, объединения малочисленных народов в целях сохранения и развития своей самобытной культуры и в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе:

    1) сохранять и развивать родные языки;

    2) создавать общественные объединения, культурные центры и национально-культурные автономии малочисленных народов, фонды развития малочисленных народов и фонды финансовой помощи малочисленным народам;

    3) создавать в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими материальными и финансовыми возможностями учебные группы, состоящие из лиц, относящихся к малочисленным народам, для их обучения традиционным хозяйствованию и промыслам малочисленных народов;

    4) получать и распространять информацию на родных языках, создавать средства массовой информации;

    5) соблюдать свои традиции и совершать религиозные обряды, не противоречащие федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации, содержать и охранять культовые места;

    6) устанавливать и развивать связи с представителями малочисленных народов, проживающих на территориях других субъектов Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации.

    II. Лесной кодекс Российской Федерации

    Статья 30. Заготовка гражданами древесины для собственных нужд

    2. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и ведущих традиционный образ жизни, эти лица имеют право бесплатно осуществлять заготовку древесины для собственных нужд исходя из нормативов, установленных в соответствии с частью 5 статьи 30 Лесного кодекса РФ.

    III. Налоговый кодекс Российской Федерации

    1) Общины малочисленных народов освобождаются от налогообложения земельным налогом (статья 395 НК РФ).

    2) Не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла (статья 217 НК РФ).

    3) Обязанность по уплате сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов не возникает при добыче (вылове) водных биоресурсов общинами малочисленных народов для удовлетворения личных нужд в пределах установленных лимитов (квот) вне зависимости от факта предоставления в пользование рыбопромыслового участка (статья 332.2 НК РФ).

    В иных случаях при добыче (вылове) водных биоресурсов общинами малочисленных народов для реализации обложение сбором за пользование объектами водных биологических ресурсов осуществляется в общеустановленном порядке.

    Глава 25.1. СБОРЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ЖИВОТНОГО МИРА И ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

    Статья 333.2. Объекты обложения

    2. В целях настоящей главы не признаются объектами обложения объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации) и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования. Такое право распространяется только на количество (объем) объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов, добываемых для удовлетворения личных нужд, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности данной категории плательщиков. Лимиты использования объектов животного мира и лимиты и квоты на добычу (вылов) водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

    IV. Водный кодекс Российской Федерации

    Статья 54. Использование водных объектов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации

    2. Лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общины в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности вправе использовать водные объекты для традиционного природопользования.

    V. Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

    Статья 19. Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности

    1. Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинами, а также лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования.

    2. Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления.

    3. Продукция охоты, полученная при осуществлении охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, используется для личного потребления или реализуется организациям, осуществляющим деятельность по закупке продукции охоты.

    VI. Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

    Статья 25. Рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации

    1. Рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации осуществляется лицами, относящимися к указанным народам, и их общинами с предоставлением рыбопромыслового участка или без его предоставления.

    2. Рыболовство в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации без предоставления рыбопромыслового участка осуществляется без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, за исключением добычи (вылова) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов.

    3. Порядок рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

    VII. Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

    Статья 2. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

    3. Адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в соответствии со статьей 4.5 настоящего Федерального закона.

    Статья 2.1. Страхователи

    2. В целях настоящего Федерального закона к страхователям приравниваются адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии со статьей 4.5 настоящего Федерального закона. Указанные лица осуществляют права и несут обязанности страхователей, предусмотренные настоящим Федеральным законом, за исключением прав и обязанностей, связанных с выплатой страхового обеспечения застрахованным лицам.

    VIII. Земельный кодекс РФ

    Статья 7. Состав земель в Российской Федерации

    3. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.

    Статья 78. Использование земель сельскохозяйственного назначения

    1. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей:

    общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

    Статья 82. Предоставление земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным обществам и товариществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям, казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации

    Условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям, казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации устанавливаются федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

    Статья 97. Земли природоохранного назначения

    5. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами о коренных малочисленных народах, могут образовываться территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Порядок природопользования на указанных территориях устанавливается федеральными законами, их границы определяются Правительством Российской Федерации.

    «К коренным малочисленным народам собираются применить антинародный закон»

    В России отменяют табу на промышленное освоение территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

    Якутск, 30 июня 2017, 06:32 — REGNUM Новая редакция закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» противоречит принципам, закреплённым в Конституции страны и несёт угрозу для этих категорий населения. Такое мнение, комментируя внесение изменений в этот законодательный акт, высказала депутат Якутии Елена Голомарёва, сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе Госсобрания республики. Дело в том, что предлагаемые корректировки снимают запрет на хозяйственную деятельность на этих территориях.

    Парламентарий пояснила, что целями закона должны быть и являлись народосбережение, защита исконной среды обитания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, сохранение территорий для будущих поколений, традиционного уклада жизни коренных малочисленных народов, традиционного хозяйствования.

    «Федеральный закон в действующей редакции актуален и полезен сегодня как никогда, это самый гуманный, самый работающий на коренные малочисленные народы , — отметила Елена Голомарёва. — Поэтому мы считаем, что этот закон нельзя кроить, нельзя изменять заложенные в нем идеи. Но он подвергается не корректировке, а фактически заменяется совершенно иным законом. Так, изменяются само понятие территорий традиционного природопользования, принципы, на которых был построен закон, предмет правового регулирования, цели, поставленные законодателем. Разработанный и размещенный на сайте для обсуждения проект закона — антинародный, агрессивный по отношению к аборигенам, он ухудшает положение, которое закреплено действующим законом и не соответствует закрепленным Конституцией Российской Федерации принципам. Мы говорим честно и откровенно: законопроект несет угрозу и сеет недоверие к намерениям авторов данного документа».

    Своё мнение о внесении изменений в закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» депутаты профильного комитета Госсобрания Якутии изложили в заключении, которое направлено руководителю Федерального агентства по делам национальностей Игорю Баринову.

    «Если прежде закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» базировался на презумпции уязвимости коренных малочисленных народов и необходимости повышенной защиты их прав и интересов, то предлагаемые положения позволяют в этом усомниться» , — говорится в тексте документа.

    Там указывается на то, что действующий закон защищал территории традиционного пользования коренных малочисленных народов от промышленного освоения. В новой редакции деятельность хозяйствующих субъектов там допускается, не учитывая уязвимость и трудность восстановления природы на этой земле и вступая в противоречие с идеей создания территорий традиционного природопользования.

    «Без достаточной и веской аргументации проектируемый закон снижает уровень защиты прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, выводя территории традиционного природопользования из категории особо охраняемых территорий. Такое исключение противоречит целям защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов. Законопроект устанавливает не соответствующее природе традиционного природопользования правило, согласно которому коренные малочисленные народы обязаны заключать соглашения с органами государственной власти об использовании территорий традиционного природопользования» , — также сделали вывод депутаты Якутии.

    Они считают, что предлагаемый законопроект вместо совершенствования законодательства в сфере защиты прав и интересов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока направлен на ухудшение существующей ситуации, а потому не может быть принят к рассмотрению.

    Напомним, в Якутии создано 59 территорий традиционного природопользования местного значения.

    Как сообщало ИА REGNUM, коренные малочисленные народы Приморского края (удэгейцы, тазы и гольды) ущемлены в правах из-за свободного порта Владивосток. Так, им отказывают в выделении участков под добычу рыбы, опасаясь, что рыбалка оттолкнёт инвесторов.

    Федеральный закон от 20 июля 2000 года N 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»

    Изменения и поправки

    Принят Государственной Думой 6 июля 2000 года

    Одобрен Советом Федерации

    Статья 1. Основные понятия

    В настоящем Федеральном законе используются следующие понятия:

    общины малочисленных народов — формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому признакам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры;

    семейные (родовые) общины малочисленных народов — формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам, объединяемых по кровнородственному признаку, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами;

    территориально-соседские общины малочисленных народов -формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам, постоянно проживающих (компактно и (или) дисперсно) на территориях традиционного расселения малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами;

    союзы (ассоциации) общин малочисленных народов — межрегиональные, региональные и местные объединения общин малочисленных народов.

    Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

    Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона

    Действие настоящего Федерального закона распространяется на все общины малочисленных народов, в том числе созданные до его вступления в силу, а также на союзы (ассоциации) общин малочисленных народов.

    Статья 4. Законодательство Российской Федерации об общинах малочисленных народов

    2. Решения по вопросам внутренней организации общины малочисленных народов и взаимоотношений между ее членами могут приниматься на основании традиций и обычаев малочисленных народов, не противоречащих федеральному законодательству и законодательству субъектов Российской Федерации и не наносящих ущерба интересам других этносов и граждан.

    Статья 5. Принципы организации и деятельности общин малочисленных народов

    Организация и деятельность общин малочисленных народов основываются на принципах:

    равенства общин малочисленных народов перед законом вне зависимости от видов их деятельности и количества членов общины малочисленных народов;

    добровольности, равноправия, самоуправления и законности;

    свободы в определении своей внутренней структуры, форм и методов своей деятельности;

    Деятельность общин носит некоммерческий характер.

    Статья 6. Ограничение на организацию и деятельность общин малочисленных народов

    Запрещаются организация и деятельность общин малочисленных народов в других целях, кроме целей, обозначенных настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации, учредительными документами соответствующей общины малочисленных народов.

    Статья 7. Взаимоотношения общин малочисленных народов с органами государственной власти и органами местного самоуправления

    1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в целях защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни, прав и законных интересов малочисленных народов могут оказывать помощь общинам малочисленных народов, союзам (ассоциациям) общин малочисленных народов в виде:

    предоставления налоговых льгот и преимуществ;

    целевого финансирования региональных и местных программ сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов;

    заключения с общинами малочисленных народов, союзами (ассоциациями) общин малочисленных народов договоров на выполнение работ и предоставление услуг;

    целевой подготовки кадров по профессиям, необходимым общинам малочисленных народов, союзам (ассоциациям) общин малочисленных народов для самоуправления и традиционного хозяйствования малочисленных народов;

    бесплатной консультативной помощи по вопросам традиционного хозяйствования малочисленных народов;

    предоставления на конкурсной основе социального заказа на разработку и реализацию региональных и местных программ социально-экономической помощи общинам малочисленных народов.

    В местах компактного проживания малочисленных народов органы местного самоуправления по предложению общин малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов могут наделять их отдельными полномочиями органов местного самоуправления.

    2. Вопросы, затрагивающие интересы общин малочисленных народов, решаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления с учетом мнения общин малочисленных народов.

    3. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, их должностные лица не вправе вмешиваться в деятельность общин малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации. Действия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие самостоятельность общин малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов, могут быть обжалованы в порядке, установленном федеральным законодательством.

    Статья 8. Организация общин малочисленных народов

    1. Общины малочисленных народов организуются на добровольной основе по инициативе лиц, относящихся к малочисленным народам, достигших возраста 18 лет. Воля к вступлению в общину малочисленных народов должна быть выражена в виде письменного заявления или в виде записи в протоколе общего собрания (схода) членов общины малочисленных народов (собрания уполномоченных представителей малочисленных народов).

    Общины малочисленных народов организуются без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами общины.

    2. Учредителями общин малочисленных народов могут выступать только лица, относящиеся к малочисленным народам, достигшие возраста 18 лет. Число учредителей не может быть менее трех.

    Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть учредителями общин малочисленных народов.

    Учредителями не могут быть юридические лица.

    Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, их должностные лица не могут быть учредителями общин малочисленных народов.

    3. Учредительными документами общины малочисленных народов являются:

    Учредительный договор заключается учредителями общины малочисленных народов, а устав утверждается общим собранием (сходом) членов общины.

    В учредительных документах общины малочисленных народов должны быть определены:

    основные виды хозяйствования.

    В учредительных документах общины малочисленных народов могут содержаться и другие сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации.

    Учредительные документы подписываются учредителями общины малочисленных народов.

    С момента принятия решения об организации общины малочисленных народов она считается созданной.

    Созданная община малочисленных народов подлежит обязательной государственной регистрации. После государственной регистрации община малочисленных народов приобретает права юридического лица.

    4. По решению общего собрания (схода) членов общины малочисленных народов в члены общины могут приниматься лица, не относящиеся к малочисленным народам, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами малочисленных народов.

    5. Отказ лица от вступления в общину малочисленных народов не может служить основанием для ограничения его права на самостоятельное осуществление традиционного хозяйствования и занятие традиционными промыслами.

    Статья 9. Учредительное собрание общины малочисленных народов

    Решения о создании общины малочисленных народов, об утверждении ее устава, о формировании органов управления и органов контроля принимаются на учредительном собрании общины малочисленных народов. На учредительном собрании общины малочисленных народов вправе присутствовать все граждане, проживающие на территории (части территории) соответствующего муниципального образования.

    Статья 10. Устав общины малочисленных народов

    1. Устав общины малочисленных народов должен определять:

    вид общины, предмет и цели ее деятельности;

    наименование и местонахождение;

    источники формирования имущества общины и порядок его использования;

    порядок распределения доходов от реализации излишков продуктов традиционного хозяйствования и изделий традиционных промыслов;

    порядок возмещения убытков;

    условия ответственности членов общины по долгам и убыткам общины;

    порядок использования имущества в случае ликвидации общины;

    структуру и компетенцию органов управления общины, порядок принятия ими решений, перечень вопросов, решения по которым принимаются квалифицированным большинством голосов;

    порядок внесения изменений и дополнений в учредительные документы;

    периодичность проведения общего собрания (схода) членов общины;

    порядок реорганизации и ликвидации общины;

    права и обязанности членов общины;

    порядок и условия приема в члены общины и выхода из нее;

    порядок и характер участия членов общины в ее хозяйственной деятельности;

    ответственность членов общины за нарушение обязательств по личному трудовому и иному участию.

    Устав общины малочисленных народов может содержать описание символики общины малочисленных народов.

    В уставе общины малочисленных народов могут содержаться иные положения, относящиеся к деятельности общины, не противоречащие федеральному законодательству.

    2. Об изменениях в своем уставе община малочисленных народов должна сообщить в органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления в сроки и в порядке, установленные законодательством субъектов Российской Федерации.

    Статья 11. Членство в общине малочисленных народов

    1. Членство в общине малочисленных народов может быть коллективным (членство семей (родов) и индивидуальным (членство лиц, относящихся к малочисленным народам).

    Индивидуальными членами общины малочисленных народов могут быть лица, относящиеся к малочисленным народам, достигшие возраста 16 лет, ведущие традиционный для этих народов образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами.

    Члены общины малочисленных народов имеют право выхода из нее.

    В случае выхода из общины малочисленных народов члену общины и членам его семьи предоставляется доля из имущества общины малочисленных народов.

    При выходе из общины одного или нескольких ее членов и выделении им доли из имущества общины должно предусматриваться сохранение за вышедшими возможности вести традиционный образ жизни и осуществлять традиционное хозяйствование.

    Права и обязанности членов общины малочисленных народов, порядок и условия вступления в общину и выхода из нее определяются уставом общины малочисленных народов.

    Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть членами общины малочисленных народов, но вправе оказывать общинам малочисленных народов, союзам (ассоциациям) общин малочисленных народов материальную, финансовую и иную помощь.

    2. Принадлежность к общине малочисленных народов лиц, относящихся к малочисленным народам, не может служить основанием для ограничения их прав и свобод человека и гражданина, условием предоставления им органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления каких-либо льгот и преимуществ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

    3. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, их должностные лица не могут быть членами общины малочисленных народов.

    Статья 12. Права членов общины малочисленных народов

    1. Члены общины малочисленных народов в соответствии с уставом общины малочисленных народов имеют право на:

    участие в принятии решений общины;

    участие в выборах органов управления общины и право быть избранными в эти органы;

    получение доли из имущества общины или ее компенсации при выходе из общины либо при ее ликвидации;

    выход из общины;

    другие права, предусмотренные уставом общины.

    2. Члены общины малочисленных народов в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации вправе использовать для нужд традиционных хозяйствования и промыслов объекты животного и растительного мира, общераспространенные полезные ископаемые и другие природные ресурсы.

    Статья 13. Обязанности членов общины малочисленных народов

    1. Члены общины малочисленных народов обязаны:

    соблюдать устав общины;

    рационально использовать природные ресурсы и осуществлять природоохранные меры;

    исполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

    2. Члены общины малочисленных народов отвечают по обязательствам общины малочисленных народов в пределах своей доли из имущества общины малочисленных народов.

    3. Община малочисленных народов не отвечает по обязательствам ее членов.

    Статья 14. Общее собрание (сход) членов общины малочисленных народов

    1. Высшим органом управления общины малочисленных народов является общее собрание (сход) членов общины малочисленных народов.

    Общее собрание (сход) членов общины малочисленных народов созывается по мере необходимости, периодичность его проведения определяется уставом.

    Общее собрание (сход) членов общины малочисленных народов считается полномочным при условии участия в нем не менее половины членов общины, если уставом общины не установлены иные правила.

    В уставе общины малочисленных народов может быть предусмотрен созыв общего собрания (схода) членов общины по требованию не менее одной трети ее членов.

    Общее собрание (сход) членов общины малочисленных народов рассматривает все важнейшие вопросы жизнедеятельности общины малочисленных народов.

    2. В исключительной компетенции общего собрания (схода) членов общины малочисленных народов находится:

    принятие устава общины;

    избрание правления (совета) общины и его председателя;

    принятие новых членов;

    исключение из общины;

    определение основных направлений деятельности общины;

    избрание ревизионной комиссии;

    принятие решений о реорганизации, ликвидации и самороспуске общины;

    утверждение решений председателя правления (совета) общины.

    Уставом общины малочисленных народов к полномочиям общего собрания (схода) членов общины малочисленных народов могут быть отнесены и другие вопросы деятельности общины малочисленных народов.

    Статья 15. Правление (совет) общины малочисленных народов

    1. Органом управления общины малочисленных народов является правление (совет) общины малочисленных народов.

    Правление (совет) общины малочисленных народов избирается в составе председателя правления (совета) общины и других членов правления (совета) общины на общем собрании (сходе) членов общины малочисленных народов простым большинством голосов.

    Правление (совет) общины малочисленных народов организует деятельность общины малочисленных народов в перерывах между общими собраниями (сходами) членов общины малочисленных народов и проводит заседания по мере необходимости.

    Полномочия правления (совета) общины малочисленных народов и срок полномочий устанавливаются уставом общины малочисленных народов.
    Избранными в состав правления (совета) общины малочисленных народов считаются члены общины, получившие более половины голосов ее членов, присутствующих на общем собрании (сходе) членов общины.
    2. Правление (совет) общины малочисленных народов вправе:

    рассматривать заявления граждан, изъявивших желание вступить в общину, и рекомендовать их к вступлению в общину;

    определять количество работников, привлекаемых общиной малочисленных народов по трудовым договорам, и порядок оплаты их труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде;

    утверждать решение председателя правления (совета) общины.

    Уставом общины малочисленных народов правлению (совету) общины могут быть предоставлены и иные полномочия.

    Статья 16. Полномочия председателя правления (совета) общины малочисленных народов

    Председатель правления (совета) общины малочисленных народов:

    организует работу правления (совета) общины;

    в период между заседаниями правления (совета) общины решает все организационные, производственные и иные вопросы, за исключением тех вопросов, которые отнесены к ведению общего собрания (схода) членов общины или правления (совета) общины;

    в соответствии с уставом общины собирает правление (совет) общины и общее собрание (сход) членов общины;

    представляет общину в отношениях с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

    Уставом общины малочисленных народов председателю правления (совета) общины могут быть предоставлены и иные полномочия.

    Статья 17. Имущество общин малочисленных народов

    1. В собственности общины малочисленных народов могут находиться:

    имущество, переданное членами общины в качестве вклада (взноса) при организации общины;

    финансовые средства, принадлежащие общине (собственные и заемные);

    добровольные пожертвования физических и юридических лиц, в том числе иностранных;

    иное имущество, приобретенное или полученное общиной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    2. Общины малочисленных народов самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащей им собственностью.

    3. Общины малочисленных народов с согласия членов общины вправе реализовывать продукты труда, произведенные ее членами.

    4. Общины малочисленных народов несут материальную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Статья 18. Льготы, предоставляемые членам общины малочисленных народов

    В целях защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни и хозяйствования малочисленных народов члены общины малочисленных народов пользуются льготами, установленными федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.

    Статья 19. Деятельность общин малочисленных народов в сфере образования и культуры

    1. В целях сохранения культур малочисленных народов общины малочисленных народов могут организовывать воспитание и обучение детей членов общины, исходя из традиций и обычаев этих народов.

    Привлечение преподавателей для воспитания и обучения детей членов общины малочисленных народов может осуществляться на основе договоров общин малочисленных народов с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

    2. Общины малочисленных народов имеют право на соблюдение религиозных традиций и обрядов малочисленных народов, если такие традиции и обряды не противоречат законам Российской Федерации и законам субъектов Российской Федерации, содержание и охрану культовых мест, создание собственных культурных центров и других общественных объединений.

    Статья 20. Союзы (ассоциации) общин малочисленных народов

    1. Общины малочисленных народов независимо от видов их хозяйствования вправе добровольно объединяться в союзы (ассоциации) общин на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями) общин. Правоспособность союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации.

    Союзы (ассоциации) общин малочисленных народов являются некоммерческими организациями.

    2. Общины малочисленных народов — члены союза (ассоциации) общин малочисленных народов сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

    3. Союз (ассоциация) общин малочисленных народов не отвечает по обязательствам своих членов. Члены союза (ассоциации) общин малочисленных народов несут субсидиарную ответственность по обязательствам союза (ассоциации) в размере и порядке, предусмотренных учредительными документами союза (ассоциации).

    4. Наименование союза (ассоциации) общин малочисленных народов должно содержать указание на основной предмет деятельности его (ее) членов с включением слова «союз» или «ассоциация».

    Статья 21. Реорганизация общин малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов

    1. Реорганизация общин малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов осуществляется по решению общего собрания (схода) членов общины малочисленных народов или съезда (конференции) союзов (ассоциаций) общин, принятому квалифицированным большинством членов общины малочисленных народов или союза (ассоциации) общин малочисленных народов.

    2. Реорганизация общин малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов может осуществляться в форме слияния, присоединения, разделения и выделения общин.

    3. Государственная регистрация общин малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов, вновь образованных после реорганизации, осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством.

    4. Имущество общин малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов, являющихся юридическими лицами, переходит после их реорганизации к вновь образованным общинам малочисленных народов, союзам (ассоциациям) общин малочисленных народов, ставшим юридическими лицами, в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

    Статья 22. Ликвидация общин малочисленных народов, союзов (ассоциаций) общин малочисленных народов

    1. Общины малочисленных народов, союзы (ассоциации) общин малочисленных народов могут быть ликвидированы на основании и в порядке, установленных федеральным законодательством.

    2. Кроме того, общины малочисленных народов могут быть ликвидированы в случае:

    выхода из состава общины более двух третей учредителей или членов данной общины или иной фактической невозможности продолжения деятельности данной общины;

    прекращения осуществления традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами;

    неоднократных грубых нарушений общиной целей, определенных в уставе данной общины. Ликвидация осуществляется по решению суда.

    3. При ликвидации общины малочисленных народов ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, подлежит распределению между членами общины в соответствии с их долей из имущества общины малочисленных народов, если иное не установлено уставом общины малочисленных народов. Решение об использовании оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества общины малочисленных народов, союза (ассоциации) общин малочисленных народов публикуется ликвидационной комиссией в органах печати.

    4. Запись о прекращении деятельности общины малочисленных народов вносится в реестр органа юстиции, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, при представлении следующих документов:

    заявление о прекращении деятельности общины, подписанное лицом, уполномоченным общим собранием (сходом) членов общины малочисленных народов;

    решение соответствующего органа о ликвидации общины;

    устав общины малочисленных народов;

    ликвидационный или разделительный баланс;

    документ об уничтожении печати общины.

    Споры о ликвидации общин малочисленных народов решаются в суде.

    Ликвидация союза (ассоциации) общин малочисленных народов осуществляется в соответствии с уставом данного союза (ассоциации) общин малочисленных народов в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

    Решение о ликвидации общины малочисленных народов, союза (ассоциации) общин малочисленных народов, являющихся юридическими лицами, направляется в орган юстиции, зарегистрировавший общину малочисленных народов, союз (ассоциацию) общин малочисленных народов.

    В случае, если община малочисленных народов не проходила государственную регистрацию, решение о ее ликвидации или самороспуске направляется в органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления в порядке и в срок, установленные законодательством субъектов Российской Федерации.

    Статья 23. Обжалование действий органов государственной власти и органов местного самоуправления

    Общины малочисленных народов вправе обжаловать в суд действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, ущемляющие права общин малочисленных народов и их членов, в установленном законом порядке, а также требовать возмещения убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба окружающей среде.

    Статья 24. Заключительные положения

    1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

    2. Предложить Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

    Президент
    Российской Федерации
    В. Путин

    Смотрите еще:

    • Приказ 302 от 24042006 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. № 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и […]
    • Приказ 814 от 12 Нормативные документы по вопросам подготовки кадров высшей квалификации 4. О стипендиях аспирантам и докторантам федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, образовательных учреждений […]
    • Закон 12-44-1 фз Федеральный закон от 28 декабря 2017 года № 423-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части использования государственных информационных систем на государственной гражданской службе Российской […]
    • Закон об акциях облигациях Статья 33. Облигации и иные эмиссионные ценные бумаги общества Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 120-ФЗ в наименование статьи 33 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2002 г. Статья 33. […]
    • Заявление о признании недействующими нормативных правовых актов Статья 251. Подача заявления об оспаривании нормативных правовых актов Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. N 13-П норма, содержащаяся во взаимосвязанных пункте 2 части 1 статьи 26, частях 1, 2 и 4 статьи 251, частях […]
    • Приказ минздравсоцразвития о охране труда Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 марта 2012 г. N 181н "Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней […]
    • Закон от 15 апреля 1993 г Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-I "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-I"О вывозе и ввозе культурных ценностей" С изменениями и дополнениями от: 2 ноября 2004 г., […]
    • Закон государственный аудит Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ"О Счетной палате Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 7 […]