Комментарии закон о защите прав потребителей последняя редакция 2018

Оглавление:

ЗоЗПП РФ 2018

Отношения между продавцами и покупателями возникают постоянно. Это требует четкого и строгого законодательного регулирования. На защиту прав потребителей, а также их интересов призван специальный закон.

Закон «О защите прав потребителей» регулирует одну из наиболее спорных сторон жизни общества. Сегодня каждый выступает потребителем, вступая в новые отношения с продавцом. Однако не всегда эти отношения протекают гладко и обходятся без споров. Чтобы возникшие разногласия по качеству товара, его функциональности, наличии или отсутствии брака решались в соответствии со справедливостью, создан этот Закон.

ЗоЗПП регулирует исполнение данных самим законом прав каждого на приобретение качественного товара, получение исчерпывающей информации о нем, а также обмен или возврат качественного товара при соблюдении определенных условий и сроков.

Закон «О защите прав потребителей» включает в себя 4 главы или 46 статей. Они позволяют наиболее удобно и последовательно изучить все положения закона и обращаться к ним при необходимости.

Из первой главы можно узнать основные нормы и правила, провозглашаемые законом, понять, что такое качество товара. Так же здесь определены правила отражения информации о товаре, о продавце, а также графике его работы. Закон устанавливает ответственность производителя за предоставление неправильной информации о товаре или отсутствие такой информации.

Из второй главы можно понять, какие права имеет покупатель (потребитель) при совершении сделки по приобретению товара. Здесь определено, в какие сроки можно реализовать права на обмен или возврат. Кроме того, здесь закреплены правила продажи некоторых видов товаров и дистанционной торговли.

Из третьей главы можно понять, какие права есть у потребителя при получении услуги. Здесь описано, в какие сроки работа должна быть выполнена и принята, а также в какие сроки можно добиться устранения недостатков.

Заключительная глава посвящена вопросам защиты прав потребителя на государственном уровне. Здесь описываются полномочия отдельных органов власти в решении вопросов защиты прав потребителей.

Применение

Применение Закона тесно переплетается с положениями Гражданского Кодекса Российской Федерации. Последний провозглашает и защищает гражданские права и обязанности человека, в том числе в вопросах получения неустоек, пеней в случае с неисполнением производителем своих обязательств.

Кроме того, положения ЗоЗПП РФ 2018 разъясняются и толкуются Верховным Судом РФ в некоторых вопросах. Например, в отношении действия закона в регулировании защиты прав потребителя в области страхования.

Кому и зачем нужно его знать?

Знание Закона дает каждому возможность защищать свои права. Именно поэтому каждый должен понимать основные нормы этого нормативно-правового акта. Отсюда следует, что любой должен хотя бы частично ориентироваться в нормах закона.

Таким образом, Закон «О защите прав потребителей» защищает права и интересы любого лица, которое выступает покупателем товара или получателем услуги. Это лицо имеет право на получение качественной информации о покупке, а также соответствующее качество самой покупки. Если это условие не соблюдено, то на помощь потребителю придет Закон. Однако в некоторых случаях при покупке качественного товара Закон дает потребителю определенные права, которые неукоснительно должны соблюдаться.

Преамбула к Закону о Защите Прав Потребителей

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Основные понятия, используемые в настоящем Законе:

потребитель — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

изготовитель — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;

исполнитель — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;

продавец — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи;

абзац седьмой утратил силу;

недостаток товара (работы, услуги) — несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;

существенный недостаток товара (работы, услуги) — неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки;

безопасность товара (работы, услуги) — безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги);

уполномоченная изготовителем (продавцом) организация или уполномоченный изготовителем (продавцом) индивидуальный предприниматель (далее — уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) — организация, осуществляющая определенную деятельность, или организация, созданная на территории Российской Федерации изготовителем (продавцом), в том числе иностранным изготовителем (иностранным продавцом), выполняющие определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом) и уполномоченные им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества, либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный на территории Российской Федерации, выполняющий определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом), в том числе с иностранным изготовителем (иностранным продавцом), и уполномоченный им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества;

импортер — организация независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие импорт товара для его последующей реализации на территории Российской Федерации.

Статья 3. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей

Новая редакция СТ 3 Закона о Защите Прав Потребителей России:

Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в федеральные государственные образовательные стандарты и образовательные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.

Комментарий к Статье 3 ЗоЗПП РФ

Одной из причин введения в Закон новой статьи о просвещении потребителей является слабое знание ими своих прав.

Статья не только провозглашает право потребителей на просвещение в области защиты их прав, но и обеспечивает реализацию этого права путем включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и программы.

Согласно ст. 7 Закона РФ «Об образовании» (в редакции федерального закона РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании», вступившего в силу со дня его официального опубликования 23 января 1996 года), государственный образовательный стандарт определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ. Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов определяется Правительством РФ (за исключением случаев, предусмотренных законом).

Госстандартом РФ эти стандарты не утверждаются. Система информации потребителей об их правах обеспечивается обязательной информацией, предусмотренной Законом, а также путем проведения консультаций, семинаров государственными, муниципальными органами и общественными организациями потребителей, изданием соответствующих журналов и другой литературы и

Закон РФ «О защите прав потребителей» (ЗоЗПП) 2018

ЗоЗПП в последней действующей редакции от 29 апреля 2018 года.

закон имеет новую редакцию, вступающую в силу 3 сентября 2018 года. Сравнить изменения

Федеральный Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» регулирует отношения между исполнителями, изготовителями, продавцами и потребителями товаров и услуг. Федеральный Закон «О защите прав потребителей» устанавливает право потребителей на получение качественных товаров и услуг, безопасных для здоровья, жизни и окружающей среды. Федеральный закон гарантирует потребителям государственную защиту интересов и право на получение любой информации о товарах, услугах, изготовителях и исполнителях.

Федеральный Закон «О защите прав потребителей» устанавливает право потребителя на качество, безопасность, информацию и возмещение ущерба.Каждый потребитель имеет право требовать возмещения причинённого вреда некачественными услугами или товарами независимо от характера отношений с продавцом по своему выбору и в полном объёме. Потребитель согласно Федеральному Закону«О защите прав потребителей» вправе требовать замены товара, уменьшение его цены и стоимости услуг, безвозмездного устранения недостатков, если такое возможно.

Федеральный Закон «О защите прав потребителей» устанавливает сроки ответственности продавца на товары: срок годности, срок службы или гарантийный срок. Невыполнение сроков ответственности или отсутствие их на товарах даёт полное право потребителю предъявить свои требования.

Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

Так, например, ЗоЗПП имеет будущую редакцию только от 3 сентября 2018 года

Шансов найти более свежую действующую редакцию — нет.

Комментарии к закону

Вы также можете получить комментарии к закону «Закон РФ «О защите прав потребителей» (ЗоЗПП)». Юристы сайта, специализирующиеся на конкретных сферах кодексов и законов, дадут исчерпывающий комментарий по любым вопросам.

Закон о защите прав потребителей: ЗоЗПП 2018

«Деньги не пахнут». Это утверждение прочно вошло в нашу жизнь со времен римского императора Веспасиана.

Для кого деньги не пахнут, безразлично каким способом зарабатывать себе на жизнь.

В мире, где все продается и покупается (или почти все) есть большой риск быть обманутым теми, у кого притупилось денежное обоняние.

Статьи закона о защите прав потребителей

Закон О защите потребительских прав прав» (зпп рф) выступает на стороне граждан. которые оказались жертвой нечистоплотной сделки между продавцом и покупателем.

Закон вошел в силу с февраля 1992 года. С тех пор статьи периодически изменяются, дополняются. Об основных положениях действующей редакции читайте в этом выпуске.

Функции исполнительных органов по Закону «О защите прав потребителей»

Документ составлен с целью, наладить бесконфликтное, уважительное взаимодействие между производителем (продавцом) и конечным потребителем (покупателем).

За рыночными отношениями иногда скрываются «подводные камни».

Закон «О защите прав потребителей» (ЗПП РФ) гарантирует решение спорных вопросов в досудебном порядке.

ЗПП РФ преследует решение трех основных задач:

  • Контролировать взаимодействия между потребителем (покупателем) и производителем (поставщиком, продавцом)
  • Защищать права потребителей, используя механизм действия законных полномочий
  • Владеть информацией о характеристике товаров, поставщиках, реальных показателях и уровне безопасности товаров народного потребления и оказываемых услуг
  • Закон вносит ясность в отношения между производителями, дилерами, продавцами и конечными потребителями. В случае сомнительной сделки гарантируется возврат или обмен на качественное изделие.

    Главные положения и основные понятия Закона действующей редакции

    В пунктах об основных положениях обозначены документы, в соответствии с которыми контролируются взаимоотношения между поставщиками и потребителями на федеральном и региональном уровне.

    Учтены виды претензий и жалоб со стороны покупателей.

    В соответствии с законными правами потребителю разрешается получить денежную сумму, которая появилась у покупателя вследствие приобретения некачественной продукции, несоответствию заявленным возможностям товара или намеренно искаженной информации и других несоответствующих качеств товара.

  • Защита прав потребителя действует на основании российского Гражданского кодекса
  • По договору купли-продажи продавец обязуется передать товар или исполнить услугу, следуя закону. Покупатель в полной мере производит оплату в счет продавца
  • Комментарии к зпп о гарантийном обслуживании вносят ясность в отношения между производителем, поставщиком и потребителем
  • Нормативные акты о защите прав потребителя принимаются в пределах полномочий исполнительного органа
  • Основные понятия:

  • Производитель – юридическая компания (ООО, ЗАО и др. формы) или предприниматель (ИП) производит товары для удовлетворения спроса населения, оказывает услуги, производит работы
  • Потребитель – лицо, которое приобретает товар или заказывает услуги для личных нужд. Предметы и услуги не используются в предпринимательских целях для извлечения прибыли
  • Продавец – организация или предприниматель действует по договору купли-продажи, связующее звено между исполнителем и потребителем
  • Забота государства по защите прав потребителей – «палка о двух концах»

    Работа по защите прав потребителя проводится на государственном уровне.

    Федеральные и муниципальные аппараты контроля консолидируют жалобы и претензии потребителей, участвуют в судебных заседаниях, информируют о нарушениях в вышестоящие федеральные органы.

    Функции приема и рассмотрения жалоб передаются в специально созданные центры, которые предоставляют государственные услуги.

    • В Законе «О защите прав потребителей» для подразделений государственной службы создана специальная часть. Раздел включает обязанности служащих:
    • Предпринимать профилактические меры против обмана покупателей, нанесению вреда, устранению причиненного ущерба
    • Анализировать исполнения условий, рекомендаций поставщиком, в том числе и по вопросам безопасности
    • В соответствии с предписанием контролировать исполнение договоров
    • Вести статистику, соблюдать отчетность, оценивать эффективность работы
    • В тандеме клиент – поставщик третья государственная сторона может представлять совершенно иные интересы, отличные от клиента и поставщика.

      Есть мнение, что этот изъян – благодатная почва для развития коррупции среди чиновничьего аппарата. Чтобы доказать, на чьей стороне правда – без опытного юриста не обойтись.

      Покупатель рискует остаться незащищенным. Продавец может образно оказаться «мальчиком для битья», не зависимо от качества предоставляемого товара или услуги.

      Производитель рискует не меньше покупателя и продавца. Есть вероятность, что он окажется без вины виноватым, потерпит убытки, подвергнется незаслуженным наказаниям и уголовным преследованиям.

      Отношения между клиентом и поставщиком должны контролироваться негосударственными организациями, обладающими разрешением на урегулирование конфликтов между потребителем, продавцом и производителем.

      Организация получает половину суммы от штрафа, если окончательное решение будет принято судом. При обращении в суд, истец в соответствии с Налоговым кодексом госпошлину не выплачивает

      Действие зпп при реализации товара или предоставления услуг

      В законе указан перечень прав потребителя на случай обнаружения неверно предоставленных сведений о характеристиках и технических условиях товара.

      Приведены методы разрешения споров между клиентом и поставщиком, указан временной промежуток предъявления претензий к качеству товара.

      При необходимости привлекается независимая экспертиза.

      Исходя из результатов проведения исследований и анализа, некачественный товар подлежит замене.

      1. Не исключается срок до 45 дней, в течение которого поставщик за свой счет исправляет недостатки
      2. Если производитель не указал гарантию, стандартно срок составляет один год
      3. Период замены бракованного товара составляет одну неделю
      4. При необходимости делать заключение эксперта, срок увеличивается до 20 дней
      5. В случае невозможности замены товара, период составляет один месяц

      Если на обмен качественного товара нет аналога, выплата денег производится в течение трех рабочих дней

      Защита прав потребителей в сфере предоставления услуг

      Точные сроки регулируются условиями договора между поставщиком и клиентом. Общие положения зпп при некачественном предоставлении работ или услуг:

    • 3% от итоговый цены за дальнейшее просроченное время – размер пени. Конкретное время (дни или часы) указывается в условиях договора
    • Срок предъявления требований к качеству работ – 2 года, к строительным объектам – в течение 5 лет
    • Время на устранение недостатков – до 5 дней включительно
    • Постатейные комментарии

      Статья 13 «Ответственность за нарушение прав потребителей»

      Закон устанавливает способы разрешения требований покупателя.

      Если поставщик не докажет отсутствия вины, выплата неустойки, плюс убытки, которые несет покупатель, должны быть возвращены в полном объеме.

      Требования должны быть удовлетворены в досудебном порядке.

      В случае несогласия выдвинутых требований, поставщик обращается в суд. Потребитель, в свою очередь, имеет право предъявить встречный иск.

      Если организация не сможет доказать невиновность, ей предстоит:

    • Выплата большой неустойки
    • Штраф в размере половины суммы требований потерпевшего
    • Статья 15 «Компенсация морального вреда»

      Ущемленный в своих правах покупатель имеет право на компенсацию морального ущерба. Окончательный размер компенсации определяет суд. Законодательно нет минимального и максимального размера выплаты.

      Статья 18 «Права потребителей при обнаружении недостатков»
      Частично пересмотрена. Продавцы получили более выгодную возможность, больше прав в действиях при устранении дефектов

      Статья 32 «право потребителя на отказ от исполнения договора»
      Произошли изменения по возврату денег за турпутевки, появилась возможность страхования от невыезда за границу.

      Статья 504. Возмещение разницы в цене при замене товара, уменьшении покупной цены и возврате товара ненадлежащего качества

      1. При замене недоброкачественного товара на соответствующий договору розничной купли-продажи товар надлежащего качества продавец не вправе требовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой товара, существующей в момент замены товара или вынесения судом решения о замене товара.

      2. При замене недоброкачественного товара на аналогичный, но иной по размеру, фасону, сорту или другим признакам товар надлежащего качества подлежит возмещению разница между ценой заменяемого товара в момент замены и ценой товара, передаваемого взамен товара ненадлежащего качества.

      Если требование покупателя не удовлетворено продавцом, цена заменяемого товара и цена товара, передаваемого взамен него, определяются на момент вынесения судом решения о замене товара.

      3. В случае предъявления требования о соразмерном уменьшении покупной цены товара в расчет принимается цена товара на момент предъявления требования об уценке, а если требование покупателя добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения о соразмерном уменьшении цены.

      4. При возврате продавцу товара ненадлежащего качества покупатель вправе потребовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором розничной купли-продажи, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения его требования, а если требование добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения.

      Комментарий к Ст. 504 ГК РФ

      1. В комментируемой статье и ст. 24 Закона о защите прав потребителей устанавливаются схожие правила о расчетах с покупателем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества. Эти положения касаются расчетов между покупателем и его контрагентами (о них см. в комментарии к ст. 503 ГК), производимых в трех ситуациях, связанных с продажей некачественного товара: замена такого товара, уменьшение его цены и возврат.

      Хотя указанная статья Закона о защите прав потребителей именуется «Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества», в ней, как и в комментируемой статье, речь идет лишь об одном аспекте таких расчетов — об определении цены, по которой производится расчет между сторонами. Конкретных специальных правил о формах расчетов закон для рассматриваемых ситуаций не устанавливает. Поэтому здесь применяются общие правила о наличных и безналичных расчетах, в частности, установленные в гл. 46 ГК РФ.

      При всей схожести положений комментируемой статьи и ст. 24 Закона о защите прав потребителей (исключение составляют лишь некоторые детализирующие положения ст. 24 Закона о защите прав потребителей, об этом см. далее) несколько различаются сферы применения этих правил. Нахождение ст. 504 в § 2 гл. 30 ГК РФ «Розничная купля-продажа» обусловливает ее применение к отношениям розничной купли-продажи. В то же время ст. 24 Закона о защите прав потребителей регламентирует также соответствующие отношения по расчетам, которые возникают в иных случаях в области действия законодательства о защите прав потребителей. Это не только другие виды купли-продажи с участием потребителей, но и правоотношения по выполнению работ и оказанию услуг для потребителей (п. 3 ст. 28, п. 2 ст. 29 Закона о защите прав потребителей).

      Как видно из содержания комментируемой статьи и ст. 24 Закона о защите прав потребителей, для цели установления подлежащей уплате денежной суммы применяются два способа: 1) определение размера уплачиваемой суммы во внесудебном; 2) в судебном порядке. В любом случае в основе определения размера денежной суммы лежит такой параметр, как цена товара. Эта цена определяется либо во внесудебном порядке на ту дату, когда соответствующее требование потребителя исполняется добровольно, либо в судебном порядке — на момент вынесения судом решения, если добровольного исполнения не было.

      2. В п. п. 1 и 2 комментируемой статьи (п. п. 1 и 2 ст. 24 Закона о защите прав потребителей) установлены положения о расчетах при замене недоброкачественного товара. При этом закон различает две ситуации замены некачественного товара: на 1) соответствующий договору розничной купли-продажи товар надлежащего качества; 2) на товар аналогичный, но иной по размеру, фасону, сорту или другим признакам.

      В первом случае продавец не вправе требовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой товара, существовавшей в момент замены товара или вынесения судом решения о замене товара. Другими словами, как записано в п. 1 ст. 24 Закона о защите прав потребителей, перерасчет цены товара здесь не производится. Во втором случае подлежит возмещению разница между ценой заменяемого товара в момент замены и ценой товара, передаваемого взамен товара ненадлежащего качества, а если требование покупателя не удовлетворено продавцом, цена заменяемого товара и цена товара, передаваемого взамен него, определяются на момент вынесения судом решения о замене товара. Причем в зависимости от ситуации доплату может осуществлять либо потребитель, либо его контрагент. Согласно п. 2 ст. 24 Закона о защите прав потребителей разница в ценах учитывается следующим образом: при замене товара ненадлежащего качества на такой же товар другой марки (модели, артикула) в случае, если цена товара, подлежащего замене, ниже цены товара, предоставленного взамен, потребитель должен доплатить разницу в ценах; в случае если цена товара, подлежащего замене, выше цены товара, предоставленного взамен, разница в ценах выплачивается потребителю.

      3. При предъявлении требования о соразмерном уменьшении покупной цены товара применяются положения п. 3 комментируемой статьи и п. 3 ст. 24 Закона о защите прав потребителей. В рамках реализации этого требования покупателя цена определяется следующим образом: в расчет принимается цена товара на момент предъявления требования об уценке, а если требование покупателя добровольно не удовлетворено, — на момент вынесения судом решения о соразмерном уменьшении цены товара.

      4. Согласно п. 4 комментируемой статьи и п. 4 ст. 24 Закона о защите прав потребителей при возврате продавцу товара ненадлежащего качества покупатель вправе потребовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором розничной купли-продажи, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения его требования, а если требование добровольно не удовлетворено, — на момент вынесения судом решения. Также специальное правило установлено для возврата некачественного товара, проданного в кредит. В этом случае потребителю возвращается уплаченная за товар денежная сумма в размере погашенного ко дню возврата указанного товара кредита, а также возмещается плата за предоставление кредита (п. 5 ст. 24 Закона о защите прав потребителей).

      Статья 503. Права покупателя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества

      1. Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе потребовать:

      замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;

      соразмерного уменьшения покупной цены;

      незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;

      возмещения расходов на устранение недостатков товара.

      2. В случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить их (продовольственные товары, товары бытовой химии и тому подобное), покупатель по своему выбору вправе потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества или соразмерного уменьшения покупной цены.

      3. В отношении технически сложного товара покупатель вправе потребовать его замены или отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы в случае существенного нарушения требований к его качеству (пункт 2 статьи 475).

      4. Вместо предъявления указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи требований покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

      5. При отказе от исполнения договора розничной купли-продажи с требованием возврата уплаченной за товар суммы покупатель по требованию продавца и за его счет должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества.

      При возврате покупателю уплаченной за товар суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или подобных обстоятельств.

      6. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются, если законами о защите прав потребителей не установлено иное.

      Комментарий к Ст. 503 ГК РФ

      1. В комментируемой статье определяются правовые последствия продажи покупателю по договору розничной купли-продажи товаров ненадлежащего качества. Такие последствия порождают соответствующие права покупателя (его права требования). Комментируемая статья устанавливает набор данных прав и основу механизма их реализации.

      Также в комментируемой статье сформулировано правило о сфере действия положений указанной статьи. Согласно п. 6 комментируемой статьи предписания, содержащиеся в этой статье, носят общий характер. В законах о защите прав потребителей могут содержаться и иные специальные правила, касающиеся прав покупателя при продаже ему товара ненадлежащего качества. С учетом изложенного следует различать две ситуации:

      1) покупатель не является потребителем (определение потребителя см. в преамбуле Закона о защите прав потребителей), и это означает применение к возникшим отношениям комментируемой статьи;

      2) покупатель является потребителем, и тогда определение правовых последствий продажи некачественного товара и механизма их применения производится по специальным правилам.

      Во втором случае приоритет отдается тем нормам, которые содержатся в законах о защите прав потребителей. В настоящее время Закон о защите прав потребителей содержит отдельную ст. 18, специально посвященную правам потребителя при обнаружении в товаре недостатков. Положения этой статьи конкретизируются (в части сроков осуществления данных прав и проч.) в дальнейшем в других статьях гл. 2 «Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям» Закона о защите прав потребителей. При помощи этих норм указанной главы устанавливается механизм защиты нарушенных прав потребителей при продаже товаров — права на надлежащее качество товаров, права на безопасность товаров, права на передачу предварительно оплаченного товара в согласованный срок. Причем таких норм в данной главе большинство и лишь небольшая их часть регламентирует так называемые ненарушенные отношения, возникающие в рамках потребительской купли-продажи при отсутствии правонарушения (обмен товаров надлежащего качества, дистанционный способ продажи товаров).

      2. В п. 1 комментируемой статьи закрепляется основа механизма реализации правовых последствий продажи товаров с недостатками. Данный механизм включает в себя в качестве основного элемента установление специальных субъективных прав покупателей (прав требования), которые он может реализовать в случае приобретения товара ненадлежащего качества. Так, покупатель вправе потребовать замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества; соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара; возмещения расходов на устранение недостатков товара. Указанные четыре права покупателя существуют как альтернативные — он может заявить только одно из названных требований. В этой связи в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 отмечено, что в случае продажи товара ненадлежащего качества право выбора вида требований, которые в соответствии со ст. 503 ГК РФ и п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей могут быть предъявлены к продавцу при продаже товара ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, принадлежит потребителю. Однако если покупатель выбрал одно из указанных прав для реализации, то наряду с ним можно в соответствии с ГК РФ и Законом о защите прав потребителей заявить и иные требования — о возмещении убытков (ст. 15 ГК), о компенсации морального вреда (ст. 15 Закона о защите прав потребителей) и др.

      3. Для случаев продажи некачественных товаров отдельных видов п. п. 2 и 3 комментируемой статьи предусматривают особенности правовых последствий. Названные особенности выражены прежде всего в наборе тех прав требования, которые покупатель может предъявить (одно из них по своему выбору) в той или иной ситуации, а также в специфике реализации этих прав требования. Так, специальную группу товаров составляют те, свойства которых не позволяют устранять недостатки. В рамках открытого перечня данных товаров ГК РФ называет, в частности, продовольственные товары и товары бытовой химии. При обнаружении недостатков указанного товара покупатель вправе потребовать: 1) замены такого товара товаром надлежащего качества; или 2) соразмерного уменьшения покупной цены.

      Также специальный набор прав установлен ГК РФ применительно к некачественному технически сложному товару. Вообще к технически сложным товарам отнесены те, которые указаны в особом перечне. В настоящее время на основании ст. 18 Закона о защите прав потребителей действует Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 13 мая 1997 г. N 575 . В него включены восемь наименований товаров: 1) автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним; 2) мотоциклы, мотороллеры; 3) снегоходы; 4) катера, яхты, лодочные моторы; 5) холодильники и морозильники; 6) стиральные машины автоматические; 7) персональные компьютеры с основными периферийными устройствами; 8) тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки, мотокультиваторы. Как видно, не все товары, относящиеся по своим физическим свойствам к технически сложным, включены в данный перечень, например, в нем не указаны телевизоры.

      ———————————
      Собрание законодательства РФ. 1997. N 20. Ст. 2303.

      В отношении названных технически сложных товаров ненадлежащего качества покупатель вправе: 1) потребовать замены товара; или 2) отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы в случае лишь существенного нарушения требований к его качеству. Квалификация нарушения как существенного осуществляется по п. 2 ст. 475 ГК РФ, а также на основании определения «существенный недостаток», содержащегося в преамбуле Закона о защите прав потребителей. Все иные требования из набора п. 1 ст. 503 ГК РФ в отношении технически сложных товаров ненадлежащего качества покупатель может заявить при наличии любого недостатка — как незначительного, так и существенного.

      Правила комментируемой статьи о заявлении требований в отношении некачественных технически сложных товаров развиваются в ст. 18 Закона о защите прав потребителей. Согласно п. 1 указанной статьи те требования потребителя в отношении недоброкачественных технически сложных товаров, которые касаются отказа от исполнения договора, а также требования об обмене подлежат удовлетворению: 1) при наличии любых недостатков — в течение 15 дней со дня передачи потребителю товара; 2) по истечении указанного срока — только при определенных юридических фактах в одном из следующих случаев: а) обнаружение существенного недостатка товара; б) нарушение установленных Законом о защите прав потребителей сроков устранения недостатков товара; в) невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков. Иные требования потребителя в отношении указанных товаров удовлетворяются при любых недостатках, что следует из сопоставления содержания абз. 8 и предыдущих абзацев п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей.

      4. В п. п. 4 и 5 комментируемой статьи в качестве одного из возможных последствий продажи некачественного товара сформулированы особенности осуществления права покупателя на отказ от исполнения договора розничной купли-продажи. По общему правилу покупатель может осуществить такой отказ при любом недостатке товара (как незначительном, так и существенном), причем право на отказ осуществляется вместо реализации иных прав покупателя, установленных в п. п. 1 и 2 комментируемой статьи. Однако это не касается технически сложных товаров, в отношении которых право покупателя на отказ от исполнения договора осуществляется по указанным выше предписаниям п. 3 комментируемой статьи.

      Для случая осуществления данного права на отказ от исполнения договора установлено два правовых последствия, различающихся в зависимости о того, в чью пользу (покупателя или продавца) они установлены. Покупатель может заявить требование о возврате уплаченной им за товар суммы. В данной ситуации подлежит применению специальное правило о расчетах между продавцом и покупателем: при возврате покупателю уплаченной за товар суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида или подобных обстоятельств. В силу этого правила, как представляется, нет оснований удерживать из указанной суммы и стоимость утраченной покупателем упаковки товара. Применительно к отношениям розничной купли-продажи с участием потребителей с установленным гарантийным сроком такой вывод основывается еще и на содержании предписания п. 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей, в соответствии с которым запрещено обусловливать удовлетворение требований потребителей, предъявляемых в течение гарантийного срока, условиями, не связанными с недостатками товаров (работ, услуг).

      В свою очередь продавец может заявить требование о возврате некачественного товара. По смыслу п. 5 комментируемой статьи это требование продавца носит встречный характер — оно может быть заявлено только при отказе покупателя от исполнения договора розничной купли-продажи с требованием возврата уплаченной за товар суммы.

      Возврат некачественного товара производится за счет продавца. Это положение является частным проявлением общего принципа, которому должны подчиняться отношения сторон при нарушении договоров с участием потребителей, — покупатель по договору розничной купли-продажи (иной потребитель) не должен нести негативных имущественных последствий нарушения его прав.

      Рассматриваемая обязанность покупателя по возврату некачественного товара не возникает, если продавец не предъявляет требования о возврате товара, а также если невозможность возврата товара обусловлена его свойствами (покупатель соответствующим образом использовал продовольственный товар; покупатель приобрел обои с некачественным рисунком, что было обнаружено после оклейки стен, и проч.). Вместе с тем применительно к последней ситуации законодательство формально не исключает для продавца возможности предъявлять требование о возврате товара. Такое действие нужно квалифицировать как злоупотребление правом (ст. 10 ГК) и следует считать, что обязанность покупателя по возврату некачественного товара прекращена за невозможностью ее исполнения по ст. 416 ГК РФ.

      В Законе о защите прав потребителей правила о возврате товара потребителем развиваются. Как установлено в п. 7 ст. 18 данного Закона, доставка крупногабаритного товара и товара весом более 5 кг для ремонта, уценки, замены и (или) возврат его потребителю осуществляются силами и за счет продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера). В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в месте нахождения потребителя доставка и (или) возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем. При этом продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и (или) возвратом этих товаров.

      5. Для отношений розничной купли-продажи с участием потребителей правила комментируемой статьи развиваются и детализируются в ст. 18 Закона о защите прав потребителей, а также в других статьях гл. 2 этого Закона, где закрепляются иные элементы механизма реализации правовых последствий продажи некачественных товаров: определяется круг субъектов, которым потребитель может предъявлять свои требования; устанавливаются дополнительные права потребителя; обязанности контрагентов потребителей, корреспондирующие правам потребителя; сроки осуществления потребителями своих прав требования и сроки исполнения контрагентами потребителей своих обязанностей; специальные меры гражданско-правовой ответственности в форме законной неустойки, особенности расчетов между сторонами (см. ст. 504 ГК и комментарий к ней).

      Так, потребитель может предъявить соответствующие требования, обусловленные продажей ему товара ненадлежащего качества, не только продавцу. Данные требования определенного характера согласно п. п. 2 и 3 ст. 18 Закона о защите прав потребителей могут быть предъявлены изготовителю товара, импортеру, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю (см. определения указанных лиц в преамбуле Закона о защите прав потребителей). Например, потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы. Таким образом, по сути право выбора (инициатива) потребителя на стадии предъявления требований, связанных с продажей некачественного товара, касается как минимум двух аспектов — он выбирает: 1) какое требование предъявлять; 2) кому его заявить.

      К указанным выше дополнительным правам потребителя, которые не обозначены в ГК РФ, можно, в частности, отнести право потребителя потребовать предоставления ему на период ремонта (замены) аналогичного товара (п. 2 ст. 20 Закона о защите прав потребителей), права, связанные с нарушением продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара (ст. 23.1 Закона о защите прав потребителей) и некоторые другие права.

      К обязанностям контрагентов потребителя, которые установлены Законом о защите прав потребителей и которые корреспондируют соответствующим правам требования, в частности, относятся обязанности:

      — по п. 5 ст. 18 Закона о защите прав потребителей: продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Со своей стороны потребитель вправе участвовать в проверке качества товара;

      — по п. 1 ст. 20 Закона о защите прав потребителей: изготовитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны устранить недостатки товара (обязанность отремонтировать товар);

      — по п. 1 ст. 21 Закона о защите прав потребителей: изготовитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны заменить товар ненадлежащего качества.

      Как было отмечено выше, в рамках конкретизации положений комментируемой статьи, Закон о защите прав потребителей, регулируя отношения по продаже некачественных товаров, устанавливает сроки двух видов: 1) срок осуществления потребителями своих прав требования; 2) срок исполнения контрагентами потребителей своих обязанностей. Например, в соответствии с п. 1 ст. 19 Закона, потребитель вправе предъявить предусмотренные его ст. 18 требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

      Как следует из приведенных положений Закона о защите прав потребителей, указанные сроки по своей природе являются пресекательными (правопрекращающими) сроками обнаружения недостатков. Другими словами, строго формально это сроки обнаружения недостатков, а не сроки заявления требований потребителем. Поэтому представляется верным заключить, что потребитель, в частности, обнаруживший недостаток в последний день гарантийного срока, имеет право предъявить соответствующие требования с соблюдением общих правил о сроках исковой давности (гл. 12 ГК).

      Сроки второго вида — сроки исполнения контрагентами потребителей своих обязанностей — это, например, сроки удовлетворения отдельных требований потребителя, установленные ст. 22 Закона о защите прав потребителей. Здесь предусмотрено, что требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования.

      В гл. 2 Закона о защите прав потребителей предусмотрено два вида неустоек, которые могут быть взысканы за нарушение прав потребителей при продаже товаров. Это неустойка (пеня) по п. 1 ст. 23 данного Закона, которая представляет собой одно из правовых последствий продажи некачественного товара. Она взыскивается в размере 1% цены товара за каждый день просрочки с лица, допустившего нарушения (продавца, изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера). Основаниями взыскания выступают нарушение предусмотренных ст. ст. 20 — 22 Закона о защите прав потребителей сроков удовлетворения требований потребителя, а также невыполнение (задержка выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара. Вторая неустойка предусмотрена в ст. 23.1 Закона о защите прав потребителей, она взыскивается за нарушение продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю (см. комментарий к ст. 500 ГК).

      6. Правила об особенностях применения тех или иных правовых последствий продажи некачественных товаров вырабатываются и в ходе обобщения судебной практики, например, это касается реализации требования потребителя о замене некачественного товара. Так, согласно п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 если потребитель предъявил требование о замене указанного товара на товар той же марки (модели, артикула), но такой товар уже снят с производства либо прекращены его поставки и т.п., то в соответствии со ст. 416 ГК РФ обязательство продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в части такой замены прекращается в связи с невозможностью исполнения и потребитель вправе предъявить иное требование из перечисленных в п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей, ст. 503 ГК РФ. При этом бремя доказывания невозможности замены товара вследствие обстоятельств, за которые не может отвечать продавец (исполнитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), а также принятия последним всех необходимых мер для выполнения требований потребителя лежит на указанных субъектах. Кроме того, если указанные обстоятельства будут установлены на стадии исполнения вынесенного судом решения, обязывающего ответчика предоставить потребителю взамен некачественного товара товар той же марки (модели, артикула), суд должен разрешить вопрос об изменении способа исполнения решения.

      В п. 20.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 в отношении гарантийного ремонта также разъяснено, что при принятии товара для проведения данного ремонта у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) или организации, выполняющей их функции, возникает обязательство перед потребителем по хранению этого товара, к которому применяются правила гл. 47 ГК РФ о договоре хранения, если иное не предусмотрено Законом о защите прав потребителей. В частности, хранение товара во время проведения гарантийного ремонта должно осуществляться безвозмездно, поскольку Закон о защите прав потребителей исходит из принципа полного освобождения потребителя от расходов, связанных с восстановлением его прав.

      7. Из содержания п. 1 комментируемой статьи и п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей следует ответ на вопрос о том, можно ли продавать товар ненадлежащего качества (с недостатками) таким образом, чтобы это деяние не считалось правонарушением. С одной стороны, по общему правилу — это, наоборот, есть нарушение права потребителя на надлежащее качество товара, а также на безопасность товара. С другой стороны, при наличии определенных обстоятельств продажа товаров с недостатками не является нарушением прав потребителей. Для этого необходимо одновременное наличие следующих условий: информирования потребителей о конкретных недостатках товара (за пределы этого информирования продавец отвечает); согласия потребителя на приобретение такого товара; передаваемый покупателю товар должен быть в любом случае безопасным (ст. 7 Закона о защите прав потребителей).

      Статья 45 Конституции РФ

      1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

      2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

      Комментарий к Статье 45 Конституции РФ

      1. Право на государственную защиту прав и свобод — важнейшая составляющая правового статуса личности в Российской Федерации, в которой как демократическом федеративном правовом государстве в соответствии с основами конституционного строя человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 1 и 2 Конституции). Соответствующую обязанность Конституция непосредственно возлагает в первую очередь на органы государственной власти РФ и ее субъектов, относя правовое регулирование в данной сфере к ведению Федерации, а защиту прав и свобод человека и гражданина к совместному ведению (п. «а» ст. 71, п. «б» ч. 1 ст. 72).

      Как предмет государственной защиты права и свободы могут принадлежать отдельному гражданину или их объединению вне зависимости от того, имеет соответствующее объединение статус юридического лица или нет. Их обладателями могут быть иностранные граждане и организации, а также лица без гражданства, если иное не установлено федеральным законом или международным договором (ч. 3 ст. 62 Конституции).

      Исполнение государством соответствующей обязанности не только требует наличия необходимых социально-экономических и политических условий, обеспечивающих реализацию прав и свобод человека и гражданина, но и предполагает функционирование государственно-правового механизма, предназначенного для предупреждения нарушений в этой сфере, а также восстановления прав и свобод в случаях их нарушения. Соответственно в России он создан, действует и последовательно развивается, гарантируя каждому возможность прибегнуть к доступным ему средствам защиты прав и свобод. При этом механизм государственной защиты прав и свобод включает в себя не только деятельность собственно государственных органов и их должностных лиц.

      Так, значительный вклад в исполнение соответствующей обязанности государства вносят органы местного самоуправления, которые организационно не входят в систему государственной власти. Однако при решении муниципальных вопросов они в координации с государственными органами обеспечивают реализацию и защиту прав и свобод на подконтрольной им территории, доводя до нижнего уровня организации публичной власти в Российской Федерации систему государственной защиты прав. При этом органам местного самоуправления могут предаваться и отдельные государственные полномочия с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (ч. 2 ст. 133 Конституции). Государство предоставляет дотации, субвенции и иную финансовую помощь органам местного самоуправления не только при наделении их государственными полномочиями, но и для решения местных вопросов (ст. 60-63 Закон о местном самоуправлении). Столь тесное взаимодействие с государством, а также само предназначение в системе публичной власти страны органов местного самоуправления, обеспечивающих реализацию самых насущных потребностей населения на соответствующей территории, делает их деятельность в этой сфере неотделимой от механизма государственной защиты прав.

      На защиту прав и свобод человека и гражданина направлена деятельность многих общественных объединений, часть из которых действует в тесной координации с государством, другие функционируют независимо от него, и даже нередко находятся в оппозиции к политике и практике государственных органов в этой сфере. Однако в любом случае они положительно влияют на повышение эффективности правозащитной деятельности государства, поскольку добровольно берут на себя часть его обязанностей, вскрывают в деятельности государственных институтов имеющиеся упущения, привлекая к ним внимание и способствуя этим разрешению и устранению возникающих проблем и недостатков. Причем вне зависимости от субъективной оценки деятельности государства по защите прав и свобод общественные объединения для достижения своих целей чаще всего не могут обойтись без обращения к соответствующим государственным институтам, в том числе к органам судебной власти.

      Исключать негосударственные институты из государственно-правового механизма защиты прав нельзя также потому, что государство формирует правовую основу их деятельности, содействует выполнению ими правозащитных функций, в том числе посредством оказания экономической помощи. В частности, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать экономическую поддержку в различных формах некоммерческим организациям (ст. 31 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

      В государственную систему защиты следует включать и деятельность межгосударственных органов по защите прав и свобод человека, к которым каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обратиться при исчерпании всех имеющихся внутригосударственных средств правовой защиты (ч. 3 ст. 46 Конституции). Государство в таких случаях в соответствии с международными договорами передает часть своих полномочий в этой сфере соответствующим межгосударственным органам, включая их деятельность как субсидиарную в комплекс правовых средств, гарантирующих защиту прав и свобод человека внутри страны. При этом оно как равноправный субъект соглашения принимает участие в формировании и работе соответствующих межгосударственных институтов, в их финансировании и решении других вопросов в порядке, предусмотренном международным договором. Практика межгосударственных органов положительно влияет и на деятельность внутригосударственных институтов по защите прав и свобод человека и гражданина, поскольку позволяет им учитывать применительно к российской действительности международно-правовые стандарты в качестве образца при разрешении типичных ситуаций.

      Вместе с тем общественные и международные правозащитные институты в государственном механизме защиты прав и свобод играют все же вспомогательную роль, поскольку лишь дополняют соответствующую деятельность федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления, на которых и лежит основная обязанность в данной сфере. При этом особое положение среди государственных органов занимает Президент РФ, который согласно Конституции как глава государства является гарантом прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (ч. 1 и 2 ст. 80).

      При исполнении конституционных полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина Президент опирается на деятельность многих государственных и негосударственных институтов. Среди них особое место занимают специальные правозащитные структуры, к числу которых относится Совет при Президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Он является консультативным органом, образованным в целях содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, информирования Президента о положении дел в этой области, содействия развитию институтов гражданского общества (п. 1 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 06.11.2004 N 1417).

      Заметный вклад в правозащитную деятельность вносит также Общественная палата РФ, созданная и действующая на основании Федерального закона от 04.04.2005 N 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» (в ред. от 10.06.2008). Своей деятельностью она обеспечивает взаимодействие граждан с федеральными и региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод, прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти (ст. 1 названного Закона). Президент принимает непосредственное участие в формировании Общественной палаты, утверждая одну треть ее состава, а также инициируя в связи с истечением срока полномочий процедуру формирования ее нового состава (ст. 6, 8 Закона).

      Президент является гарантом прав и свобод на территории РФ, которая включает в себя территории всех ее субъектов. Вместе с тем защита прав и свобод относится к сфере совместного ведения, поэтому в полномочия всех руководителей субъектов Федерации (президентов, губернаторов, мэров и т.д.) их конституции (уставы) включают защиту прав и свобод человека и гражданина на территории соответствующего региона. При выполнении этой функции руководитель субъекта Федерации также опирается на деятельность специализированных государственных и негосударственных правозащитных институтов, существующих в регионах. К примеру, в субъектах Федерации также создаются общественные палаты, цели и задачи которых идентичны целям и задачам Общественной палаты РФ, но на региональном уровне.

      Права и свободы человека и гражданина определяют деятельность всех органов государственной власти и местного самоуправления, но обязанность по осуществлению мер исполнительного характера, направленных на их обеспечение и защиту на территории всей страны, Конституция непосредственно возлагает на Правительство РФ как высший исполнительный орган государственной власти в России, отнеся определение порядка его деятельности к ведению федерального конституционного закона (п. «е» ч. 1, ч. 2 ст. 114). Соответственно, Правительство в пределах своих полномочий организует, в том числе и в области защиты прав и свобод, исполнение Конституции, федеральных законов, указов Президента, международных договоров, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства.

      Для осуществления функций исполнительной власти с учетом специфики различных направлений общественной жизни создаются подконтрольные Правительству РФ федеральные министерства и иные федеральные органы, а также их территориальные органы (ст. 4, 12-22 Закона о Правительстве РФ). Субъектами Федерации также создаются собственные органы исполнительной власти, которые в пределах федерального ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения образуют с федеральными органами единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, подконтрольную Правительству РФ (ч. 2 ст. 77 Конституции, ст. 43-44 названного Закона).

      В целях обеспечения в стране гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами Конституция предусматривает специальную должность Уполномоченного по правам человека в РФ, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом (п. «д» ч. 1 ст. 103). В соответствии с региональными конституциями (уставами) и законами в тех же целях может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека и в субъектах Федерации (ст. 5 Закона об Уполномоченном по правам человека).

      В соответствии с названным Законом (ст. 3, 15, 16) деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, при этом основным ее направлением является рассмотрение жалоб на нарушение прав. В случае установления факта нарушения прав заявителя Уполномоченный по результатам рассмотрения жалобы обязан принять меры в пределах его компетенции, при этом он вправе воспользоваться полномочиями, предусмотренными ст. 29-32 названного Закона. В частности, обратиться в суд, в том числе в Конституционный, а также к компетентным государственным органам и должностным лицам с требованием устранить нарушения, поставить вопрос о привлечении к дисциплинарной, административной либо уголовной ответственности должностных лиц, в решениях или действиях (бездействии) которых усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина.

      Конституционным органом, обеспечивающим государственную защиту прав и свобод, является также прокуратура РФ, составляющая на всей территории страны единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ; полномочия, организация и порядок ее деятельности определяются федеральным законом (ст. 129 Конституции). Основная функция прокуратуры РФ состоит в осуществлении надзора за соблюдением законности, специальной разновидностью которого является надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (ст. 1, 26 Закона о прокуратуре).

      Предметом этого вида прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Однако цель защиты прав очевидна и во всех других направлениях деятельности прокуратуры, поскольку именно права и свободы человека и гражданина согласно ст. 18 Конституции определяют смысл, содержание и применение законов, регулирующих отношения во всех сферах общественной жизни.

      Для осуществления возложенных на него функций прокурор наделяется специальными полномочиями (ст. 22, 27, 30, 33 Закона о прокуратуре). В частности, он рассматривает и проверяет обращения о нарушении прав и свобод, разъясняет порядок их защиты, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, а в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством, вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и их объединений, а также публичных интересов (см. комментарий к ст. 129).

      Необходимость обращения Уполномоченного по правам человека, прокурора и других представителей правозащитных структур в суд обычно возникает в случаях несогласия предполагаемого нарушителя с претензиями по поводу нарушения им прав и отказа принять восстановительные меры. Полномочиями по разрешению возникшего в связи с этим спора, по принятию общеобязательных окончательных решений, в том числе о применении юридических санкций за правонарушение, в механизме государственной защиты прав наделен только суд как орган государственной (судебной) власти, как орган правосудия. При этом подавляющее число судебных дел возбуждается по инициативе самих заинтересованных лиц, реализующих посредством обращения в суд право на судебную защиту (см. комментарий к ст. 46).

      Механизм государственной защиты прав предусматривает также внесудебный административный порядок разрешения правовых споров, возникающих чаще всего в публичной сфере, когда граждане и организации обращаются с жалобой в вышестоящий орган или к вышестоящему должностному лицу на нарушение их прав и свобод. При этом заинтересованные лица реализуют не только конституционное право на государственную защиту, но и право направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции). Общие правила производства по таким обращениям сформулированы в Федеральном законе от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Вместе с тем отдельные федеральные законы, в том числе ГК, НК, ТК ТС и др., предусматривают и отличающиеся от них правила разрешения споров в административном порядке.

      По общему правилу заинтересованные лица имеют право выбора, обратиться им за разрешением спора в административном порядке, что не препятствует в последующем передаче спора в суд, или же сразу прибегнуть к средствам судебной защиты. Однако для некоторых споров федеральным законом предусмотрен обязательный досудебный порядок их разрешения, что направлено на оперативное разрешение конфликтов непосредственно в государственных органах и не препятствует при необходимости реализации права на судебную защиту (см. Определение КС РФ от 08.04.2003 N 158-О*(596)).

      В соответствии с федеральным законом отдельные категории споров могут разрешаться специально созданными для этого органами, не входящими в судебную систему страны. Такие органы создаются в системе исполнительной власти, на общественной или смешанной основе.

      К примеру, часть споров, связанных с защитой интеллектуальных прав, рассматривается Патентной палатой, образуемой при федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (ст. 1248 ГК). Для рассмотрения трудовых споров предназначены комиссии по трудовым спорам (КТС), которые образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя (ст. 382, 384 ТК).

      Большое количество гражданско-правовых споров рассматриваются третейскими судами, порядок образования и деятельности которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации». Обычно это постоянно действующие третейские суды, которые образуются при торговых палатах, биржах, общественных объединениях предпринимателей и потребителей, иных организациях, однако стороны для разрешения конкретного спора могут сами образовать разовый третейский суд.

      Деятельность всех названных и подобных им юрисдикционных органов правосудием не является, она сама находится под судебным контролем. В частности, решения Патентной палаты и КТС могут быть обжалованы в суд; предусмотрена возможность оспаривания в государственный суд и решений третейского суда, требуется судебная санкция и на их принудительное исполнение.

      Кроме разрешения споров по жалобам граждан и организаций на нарушение прав и свобод, многие органы в системе исполнительной власти и местного самоуправления наделяются полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях с применением соответствующих санкций. К примеру, районные, городские комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела о неисполнении или ненадлежащем исполнении родителями своих обязанностей и другие дела, связанные с неисполнением родительских обязанностей и нарушением прав несовершеннолетних (ст. 5.35, 5.36, 6.10, 23.2 КоАП). Деятельность соответствующих органов также находится под контролем суда, в который может быть обжаловано любое постановление об административном правонарушении (ст. 30.1 КоАП).

      Производство по делам об административных правонарушениях, так же как и уголовное преследование, является одной из форм реализации государством своей обязанности по защите прав человека и гражданина, когда они становятся объектом посягательства со стороны правонарушителя (см. Постановление КС РФ от 24.04.2003 N 7-П*(597)). Однако при этом должны обеспечиваться гарантии защиты прав и лица, привлекаемого к ответственности.

      2. Кроме юрисдикционных форм защиты прав (судебной, административной, общественной, смешанной) существуют неюрисдикционные формы их защиты. Они представляют собой деятельность граждан и организаций по защите своих прав или прав других лиц без обращения за помощью к государственным и иным юрисдикционным органам, уполномоченным на принятие необходимых мер для восстановления нарушенного права и пресечения правонарушения. Юрисдикционные и неюрисдикционные формы защиты взаимосвязаны со способами защиты прав, причем настолько, что в законодательстве и юридической литературе они нередко отождествляются или смешиваются. Однако большинство авторов, специально исследовавших данную проблему, приходят к выводу о необходимости различения этих взаимосвязанных понятий. При этом формы защиты обычно определяются как порядок или разновидность деятельности по защите прав в целом, а способы защиты — как действия, которые непосредственно направлены на устранение препятствий в осуществлении прав заинтересованными лицами*(598). При всем том следует заметить, что конституционное положение о праве каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, относится и к формам защиты прав, поскольку одно без другого не существует.

      Используя предложенные в приведенном определении критерии, к неюрисдикционным формам защиты прав могут быть отнесены — деятельность различных правозащитных организаций и движений, собрания граждан, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования, самозащита и др. Что касается способов защиты прав, то они могут различаться в зависимости от принадлежности спорных правоотношений к той или иной отрасли права; их примерный перечень обычно приводится в отраслевом законодательстве, а иногда на них указывается непосредственно в Конституции.

      К примеру, основные способы защиты гражданских прав предусмотрены ст. 12 ГК (признание права; восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, и др.), гражданское и арбитражное процессуальное право предусматривают специфические процессуальные способы защиты тех же прав в рамках судебной формы (обращение в суд с соответствующим требованием, ведение дела через представителей, участие в доказывании обстоятельств дела и т.д.). Конституция (ч. 4 ст. 125) указывает на такой способ судебной защиты, как обращение в Конституционный Суд с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Порядок же производства по соответствующей жалобе устанавливается Законом о Конституционном Суде РФ, который предусматривает для субъектов судебного спора возможность совершения целого комплекса действий, обеспечивающих их полноценное участие в процессе в целях защиты спорного права с помощью суда.

      Вместе с тем в законодательстве невозможно предусмотреть все конкретные действия, которые могут быть выбраны для защиты прав и свобод, особенно если используются неюрисдикционные формы защиты. Заинтересованное лицо вправе по своему усмотрению использовать любые формы и способы защиты прав, однако при этом оно не должно совершать действия, запрещенные законом. Причем такой запрет не обязательно должен быть прямым, он может быть обусловлен установленным законом порядком реализации соответствующего права, учитывающим, в частности, и законные интересы другой стороны в спорных правоотношениях, государственная защита прав которой также гарантируется. Во всяком случае, осуществление прав и свобод заинтересованным лицом не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции).

      Очевидно, что для защиты прав не могут совершаться действия, которые в различных отраслях права определяются как правонарушения. В частности, уголовное законодательство рассматривает как преступление самоуправство, т.е. самовольное, вопреки установленному законом или иным правовым актом порядку совершения каких-либо действий, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином, если такими действиями причинен существенный вред (ст. 330 Уголовного Кодекса РФ). Те же действия, не причинившие существенного вреда гражданам или юридическим лицам, в соответствии с законодательством рассматриваются как административное правонарушение (ст. 19.1 КоАП). Предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ст. 20.2 КоАП).

      Предусмотрены ограничения в использовании действий по защите прав и в других отраслях законодательства. К примеру, согласно ст. 14 ГК способы самозащиты гражданских прав должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения. При обращении за защитой права в суд заинтересованное лицо обязано соблюдать установленную законом процедуру и не вправе выбирать по своему усмотрению любые способы защиты (см., например, Определение КС РФ от 13.01.2000 N 6-О*(599)).

      Смотрите еще:

      • Как рассчитать налог на имущество пример Расчет налога на имущество Актуально на: 10 июля 2017 г. Порядок расчета налога на имущество организаций зависит от того, что конкретно является налогооблагаемой базой для расчета налога на имущество. Ведь по общему правилу налог на […]
      • Пособие по безработице закон Пособие по безработице В настоящее время в связи с непростым финансово-экономическим положением руководители организаций всеми способами пытаются минимизировать издержки, в том числе вынуждены экономить на рабочей силе, сокращая штат или […]
      • Посчитать стаж для ветерана труда Архив он-лайн Обсуждение по вопросу: как считать стаж на ветерана труда Имею ли я право на оформление звания "ветеран труда"?Являюсь действующим бортпроводником самолетов,общий летный стаж - 23.5 года,который в нашей отрасли защитываерся […]
      • Порядок задержания лица подозреваемого в совершении преступления Прокуратура Московской области Подозреваемый является одним из участников уголовного судопроизводства. В соответствии с положениями статьи 46 УПК РФ одним из оснований признания лица подозреваемым является его задержание. Основания […]
      • Приказ 28 министра обороны рф Приказ Министра обороны РФ от 28 февраля 2018 г. № 106 "О внесении изменений в приказ Министра обороны Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. № 733 «Об организации комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами […]
      • Новости в росгосстрахе по осаго Выплаты по ОСАГО упали в полтора раза из-за «Росгосстраха» Выплаты страховщиков по ОСАГО в первом квартале упали в 1,6 раза год к году. Но ЦБ пока не видит оснований говорить о снижении убыточности этого вида страхования. Причина падения […]
      • Платежное поручение штраф ифнс Образец заполнения платежки по НДФЛ Не секрет, что реквизиты платежного поручения нужно заполнять очень внимательно. Ведь если вы допустите ошибку, ваш налог будет считаться неуплаченным. Соответственно, придется заново перечислять сумму […]
      • Как будет взиматься налог на депозиты Налог на вклады физических лиц При выборе банковского депозита, как правило, мы рассчитываем ожидаемый доход, опираясь на сумму, срок и процентную ставку продукта. При этом фактор налогообложения процентного дохода в расчетах естественно […]