Как проявляется закон ускорения истории ответы

Оглавление:

Можно ли утверждать, что только революции являются (СМ)?

Обществознание 10 класс.

Можно ли утверждать, что только революции являются основой действия закона ускорения истории?

Нет конечно. Это общий закон относится ко многим сторонам человеческой жизни. Оснонова пожалуй является время. Практика показывает, что со временем значительно сокращаются периоды исторических формаций, самый длинный был всётаки первыбытно-общинный, а остальные всё короче и короче. Ускоряется поступление информации и расширяются возможности (раньше все читали газеты и смотрели 1 канал ТВ). Ускорение произошло в результате прогресса.

В производстве вообще ускорение происходит во многом за счёт научных открытий и изобретений, новаторских подходов, логистики и технологий. При этом некоторые из них называют революционными, но конечно революциями в полном понимании смысла этого слова (с насильственной сменой) они конечно не являются. А вот процессы ускорения освоения новой техники и открытия также связаны со временем и общими процессами в нашей жизни. Так телефон разрабатывался до внедрения около 50-ти лет, самолет — 20-ти, транзистор — 3-х, а факс стали использовать уже через 3 месяца после первого проекта.

И по всему чувствуется, что до добра это ускорение нас не доведёт.

Ускорение прогресса и развития человечества

Проблема настоящего исследования – возможность значительно укоротить человеческую историю сравнительно с распространенными представлениями. Если бы это позволило правильнее видеть историю в целом, то тем самым увеличило бы коэффициент прогнозируемости. Ведь историческая наука, вольно или невольно, ищет путей стать наукой о будущем. Вместе с тем, история стала бы более историчной. Автор привержен правилу: «Если ты хочешь понять что-либо, узнай, как оно возникло». Но как поймешь историю человечества, если начало ее теряется в глубине, неведомой в точности ни палеоархеологии, ни палеоантропологии, уходит в черноту геологического прошлого. При этом условии невозможно изобразить историю как траекторию, ибо каждую точку на траектории ведь надо бы откладывать от начала. Каждый факт на траектории мировой истории надо бы характеризовать его удаленностью от этого нуля, и тогда факт нес бы в своем описании и объяснении, как хвост кометы, этот отрезок, это «узнай, как оно возникло».

Эмпирически наш современник знает, как быстро происходит обновление исторической среды, в которой мы живем. Если ему сейчас 75 лет и если разделить его жизнь на три двадцатипятилетия, то они отчетливо покажут, что каждый отрезок много богаче новациями, чем предыдущий. Но при жизни его предка на аналогичные отрезки приходилось заметно меньше исторической динамики, и так далее в глубь времен. А в средние века, в античности, тем более на Древнем Востоке индивидуальная жизнь человека вообще не была подходящей мерой для течения истории: его мерили династиями – целыми цепями жизней. Напротив, человек, который начинает сейчас свою жизнь, на протяжении будущих 75 лет, несомненно, испытает значительно больше изменений исторической среды, чем испытал наш семидесятипятилетний современник. Все позволяет предполагать, что предстоящие технические, научные и социальные изменения будут все уплотняться и ускоряться на протяжении его жизни.

Фундаментальным тезисом, который ляжет в основу дальнейшего изложения, является идея, что человеческая история представляет собой прогрессивно ускоряющийся процесс и вне этого понята быть не может. Мы не будем здесь касаться обширной проблемы, не надлежит ли вписать динамику человеческой истории в более пространный ряд: в возможный закон ускорения истории Вселенной, ускорения истории Земли, ускорения истории жизни на Земле? Это значило бы уплотнение времени новшествами (кумулятивными и необратимыми) и в этом смысле его убыстрение. Это касалось бы предельно общей проблемы ускорения мирового времени, иначе говоря, его все большей наполненности новациями. Человеческая история выглядела бы как отрезок этой кривой, характеризующийся наибольшей быстротой, точнее, наибольшим ускорением. Хотя в третичном и четвертичном геологических периодах развитие биосферы достигает максимальной ускоренности, мы все же можем человеческую социальную историю начинать как бы с нуля: ускорение продолжается, но оно возможно лишь благодаря тому, что в мире появляется эта новая, более высокая форма движения материи, при которой прежняя форма, биологические трансформации, уже может быть приравнена неподвижности. Да и в самом деле, Homo sapiens во время истории телесно уже не меняется.

Разные исторические процессы историки делят на периоды. Периодизация – основной прием упорядочения всякого, будь то короткого, будь то долгого, общественного процесса в истории культуры, политического развития какой-либо страны, в истории партии, войны, в биографии исторического персонажа, в смене цивилизаций. И вот я пересмотрел десятки частных периодизаций разных конечных исторических отрезков. Вывод: всякая периодизация любого исторического процесса, пусть относительно недолгого, если она мало-мальски объективна, т.е. ухватывает собственный ритм процесса, оказывается акселерацией – ускорением. Это значит, что периоды, на которые его разделили историки, не равновелики, напротив, как правило, один за другим все короче во времени. Исключением являются лишь такие ряды дат, которые служат не периодизацией, но простой хронологией событий, например царствований и т.п.

В долгих эпохах, на которые делят мировую историю, акселерация всегда выражена наглядно. Каменный век длиннее века металла, который в свою очередь длиннее века машин. В каменном веке верхний палеолит длиннее мезолита, мезолит длиннее неолита. Бронзовый век длиннее железного. Древняя история длиннее средневековой, средневековая – длиннее новой, новая – длиннее новейшей. Принятая периодизация внутри любой из них рисует в свою очередь акселерацию.

Конечно, каждая схема периодизации может отражать субъективный интерес к более близкому. Можно также возразить, что просто мы всегда лучше знаем то, что хронологически ближе к нам, и поэтому объем информации заставляет выделить такие неравномерные отрезки.

Однако периодизация мотивируется не поисками равномерного распределения учебного или научно-исследовательского материала в пусть неравные хронологические ящики, а качественными переломами в ходе того или иного развития. Да и невозможно отнести приведенные возражения к далеким эпохам, изучаемым археологией, где не может заметно сказываться преимущественная близость той или иной культуры к нашему времени.

Словом, мы замечаем, что река истории ускоряет свой бег даже изучая отдельные ее струи. Те или иные процессы иссякают, кончают свой цикл предельного ускорения, ибо он – сходящийся ряд, но тем временем другие уже набирают более высокие скорости. Но есть ли вообще мировая история как единый процесс? Первым, кто предложил утвердительный ответ, был Гегель. Правда, до него уже существовали теории прогресса человечества, например схема Кондорсе. То была прямолинейная эволюция, «постепенный» рост цивилизации. Гегелевская схема всемирной истории впервые представила ее как динамическое эшелонированное целое с качественными переломами и взаимным отрицанием эпох, с перемещениями центра всемирной истории из одних стран в другие, но с единым вектором совокупного движения. Суть мирового развития, по Гегелю, – прогресс в сознании свободы. Вначале, у доисторических племен, царят всеобщая несвобода и несправедливость. С возникновением государства прогресс воплощается в смене государственно-правовых основ общества: в древней деспотии – свобода одного при рабстве всех остальных, позже – свобода меньшинства, затем – свобода всех, но лишь в христианском принципе, а не на деле. Наконец, с французской революции начинается эра подлинной свободы. Пять великих исторических эпох, отрицающих одна другую и в то же время образующих целое.

Маркс и Энгельс, сохранив гегелевскую идею развития, перевернули ее с головы на ноги. В основу содержания формации они положили экономические отношения: основой общественной формации является определенный способ производства; его сокровенной сутью – отношение трудящегося человека к средству труда, способ их соединения, ибо мы видим их в прошлой истории всегда разъединенными.

Напрасно некоторые авторы приписывают Марксу и Энгельсу какой-то обратный взгляд на первобытное общество. Среди их разнообразных высказываний доминирующим мотивом проходит как раз идея об абсолютной несвободе индивида в доисторических племенах и общинах. Они подчеркивали, что там у человека отсутствовала возможность принять какое бы то ни было решение, ибо всякое решение наперед было предрешено родовым и племенным обычаем. Маркс писал об этом в «Капитале»: «. отдельный индивидуум еще столь же крепко привязан пуповиной к роду или общине, как отдельная пчела к пчелиному улью». Возвращаясь к этой мысли, Энгельс писал: «Племя, род и их учреждения были священны и неприкосновенны, были той данной от природы высшей властью, которой отдельная личность оставалась безусловно подчиненной в своих чувствах, мыслях и поступках. Как ни импозантно выглядят в наших глазах люди этой эпохи, они неотличимы друг от друга, они не оторвались еще, по выражению Маркса, от пуповины первобытной общности». «Идиллические», иронизировал Маркс, сельские общины «ограничивали человеческий разум самыми узкими рамками, делая из него покорное орудие суеверия, накладывая на него рабские цепи традиционных правил, лишая его всякого величия, всякой исторической инициативы».

На противоположном, полюсе прогресса, при коммунизме, — торжество разума и свободы.

Между этими крайними состояниями совершается переход в собственную противоположность, т.е. от абсолютной несвободы к абсолютной свободе через три прогрессивные эпохи, но эпохи в первую очередь не самосознания, а экономического формирования общества, т.е. через развитие форм собственности. Все три, по Марксу, зиждутся на антагонизме и борьбе. Рабство начинается с того, что исконная, примитивная, первобытная покорность человека несвободе сменяется пусть глухим и беспомощным, но сопротивлением; не только рабы боятся господ, но и господа – рабов. История производства вместе с историей антагонизма идет по восходящей линии при феодализме и капитализме.

Вглядываясь в пять последовательных общественно-экономических формаций Маркса, мы без труда обнаруживаем, что, если разложить всемирную историю на эти пять отрезков, они дают возможность обнаружить и исчислить ускорение совокупного исторического процесса.

Две темы – возрастание роли народных масс в истории и ускорение темпа истории – оказались двумя сторонами общей темы о единстве всемирно-исторического прогресса и в то же время о закономерной смене общественно-экономических формаций. Каждый последующий способ производства представляет собой шаг вперед в раскрепощении человека. Все способы производства до коммунизма сохраняют зависимость человека – его рабство в широком смысле слова. Но как глубоко менялся характер этой зависимости! В глубине абсолютная принадлежность индивида своему улью, или рою; позже человек или люди – основное средство производства, на которое налагается собственность; дальше она становится полусобственностью, которую уже подпирает монопольная собственность на землю; наконец, следы собственности на человека внешне стираются, зато гигантски раздувается монопольная собственность на все другие средства производства, без доступа к которым трудовой человек все равно должен бы умереть с голоду (рыночная или «экономическая» зависимость).

Вдумавшись, всякий поймет, что эти три суммарно очерченные эпохи раскрепощения, эти три сменивших друг друга способа общественного производства именно в той мере, в какой они были этапами раскрепощения человека, были и завоеваниями этого человека, достигнутыми в борьбе. Все три антагонистические формации насквозь полны борьбой – пусть бесформенной и спонтанной по началу и по глубинным слоям – против рабства во всех этих его модернизирующихся формах.

Отсюда ясно, среди прочего, что переход от каждой из трех антагонистических формаций к следующей не мог быть ничем иным, как революционным взрывом тех классовых противоречий, которые накапливались и проявлялись в течение всего ее предшествующего исторического разбега. Они были очень разными, эти социальные революции. Шторм, на несколько последних веков закрывший небеса античности, не все даже согласны называть революцией, но он был все-таки действительной социальной революцией в той адекватной форме, в какой она только и могла тогда извергнуться, – в форме перемежающихся народных движений, вторжений, великих переселений и глубоких размывов. Вторая великая эпоха социальных революций – классический перевал от феодализма к капитализму. Третий – пролетарский штурм капитализма, открывший выход в социалистическую эру.

Если разметить передний край всемирной истории по этим грандиозным вехам – от возникновения древнейших рабовладельческих государств и через три финальные для каждой формации революции, то обнаруживается та самая ускоряющаяся прогрессия, о которой шла речь. Ряд авторов полагает, что длительность или протяженность каждой формации короче, чем предыдущей, примерно в три или четыре раза. Получается геометрическая прогрессия, или экспоненциальная кривая (см. схему 1).

Хотя бы в самом первом приближении ее можно вычислить и вычертить. А следовательно, есть и возможность из этой весьма обобщенной логики истории обратным путем по такой кривой хотя бы приблизительно определить время начала и первичный темп движения человеческой истории: исторический нуль. Но прежде чем совершить такую редукцию, надо рассмотреть еще одну сторону этой общей теории исторического процесса.

Со времени рабовладельческого способа производства мы видим на карте мира народы и страны передовые и отсталые, стоящие на уровне самого нового для своего времени способа производства и как бы опаздывающие, стоящие на предшествующих уровнях. Сейчас на карте мира представлены все пять способов производства. Может прийти мысль, что, стартовав все вместе, народы затем двигались с разной скоростью.

Но если так, нельзя было бы и говорить о выяснении какого-то закономерного темпа истории вообще. Однако на самом деле перед нами вовсе не независимые друг от друга переменные. Отставание некоторых народов есть прямая функция выдвижения вперед некоторых других. Так вопрос стоит на протяжении истории всех трех классово антагонистических формаций. Чем больше мы анализируем само понятие общества, основанного на антагонизме, тем более выясняется, что политическая экономия вычленяет при этом «чистый» способ производства, стоящий на «переднем крае» экономического движения человеческого общества. Но в сферу политической экономии не входит рассмотрение того, как же вообще антагонизм может существовать, как он не пожирает себя едва родившись, как не взрывает сразу общество, основывающее на этом вулкане свое бытие? Ответ на этот вопрос дает только более общая социологическая теория.

Социально-экономические системы, наблюдаемые нами на «переднем крае» человечества, существуют и развиваются лишь благодаря всасыванию дополнительных богатств и плодов труда из всего остального мира и некоторой амортизации таким способом внутреннего антагонизма.

Этот всемирный процесс перекачки в эпохи рабства, феодализма и капитализма лишь иногда (при первой и третьей) выступал в виде прямого обескровливания метрополиями и империями окрестных «варваров» или далеких «туземцев» в колониях. Чаще и глубже – перекачка через многие промежуточные народы и страны как через каскад ступеней, вверху которого высокоразвитые, но и высокоантагонистичные общества переднего края. Ниже – разные менее развитые, отсталые, смешанные структуры. А глубоко внизу, хотя бы и взаимосвязанные с внешним миром, в том числе с соседями, самыми скудными сделками, но вычерпанные до бесконечности и бесчисленные в своем множестве народности пяти континентов почти неведомое подножие, выделяющее капельки росы или меда, чтобы великие цивилизации удерживались. Насос, который непрерывно перекачивает результаты труда со всей планеты вверх по шлюзам, – это различия в уровне производительности труда и в средствах экономических сношений.

Таков в немногих словах ответ на вопрос, двигалось ли своей цельной массой человечество в ходе всемирной истории, в ходе ускоряющихся прогрессивных преобразований, совершавшихся в классово антагонистические эпохи на его переднем крае. Да, при изложенном взгляде история предстает, безусловно, как цельный процесс.

Вернемся же к его свойству – ускорению. В истории освобождения человека мы ясно видим, пожалуй, только ускорение. Мы не можем описать, каким же станет человек в будущем. Между тем при достигнутых скоростях и мощностях пора видеть далеко вперед. И вот, оказывается, у нас нет для этого иного средства, как всерьез посмотреть назад. Как оказался человек в той несвободе, из которой выходил путем труда, борьбы и мысли? Иными словами, если есть закон ускорения мировой истории, он повелительно ставит задачу новых исследований начала этого процесса. Что закон есть, это можно еще раз наглядно проиллюстрировать прилагаемыми схемами (см. схемы 2, 3).

В этих схемах дано представление об относительном времени (абсолютное время измеряется в геологических масштабах). Читатель может мысленно преобразовать эти схемы таким образом, чтобы каждое деление на транспортире, скажем, каждый градус поставить в соответствие неравным величинам времени. Допустим, приняв последний градус за единицу (все равно 200 это лет или 33 года), предпоследний градус будем считать за две единицы, или за четыре, или в какой-либо иной прогрессии, можно брать и по другим математическим законам. В такой Преобразованной схеме выделенные эпохи расползутся равномерно, т.е. они не будут сгущаться к концу, зато идея ускорения мировой истории получит новое выражение, более близкое математическому мышлению.

Однако для первой схемы навряд ли возможно подобрать такую прогрессию хронологических значений градусов, при которой основные эпохи расположились бы равномерно. Здесь «доисторическое время» совершенно задавило «историческое время». Последнее заняло такую ничтожную долю процесса, что зрительно как бы оправдывается ошибка Тойнби: все, что уложилось в «историческое время», можно считать «философски одновременным» по сравнению с протяженностью «доистории». Во второй схеме для такой аберрации уже нет места. Нам как раз и предстоит в дальнейшем выбор между ними.

Пока что мы ограничимся немногими заключениями из сказанного. Если бы не было ускорения, можно было бы мысленно вообразить некую логику истории, вполне абстрагируясь от какой бы то ни было длительности, т.е. протяженности во времени каждого интервала между социальными революциями, разделяющими формации: можно было бы пренебречь эмпирическим фактом, что на жизнь любого способа производства ушло некоторое время; ведь оно при изменениях конкретных обстоятельств могло бы оказаться и покороче, причем неизвестно насколько. Но нет, даже в самой полной абстракции невозможно отвлечься от времени, ибо останется время в виде ускорения, иными словами, длительность заявит о себе в форме неравенства длительности. Точно так же каждая антагонистическая формация проходила в свою очередь через ускоряющиеся подразделы – становление, зрелость, упадок. Если же охватить всю эту проблему ускорения человеческой истории в целом, последует вывод: в истории действовал фактор динамики, т.е. История была прогрессом, но действовал и обратный фактор – торможение, причем последний становился относительно все слабее в соперничестве с фактором динамики, что и выражается законом ускорения истории. Однако лишь при коммунизме динамика неизменно имеет перевес над торможением.

Начальный отрезок истории был наиболее медленно текущим, следовательно, на нем торможение имело перевес над динамикой. Но этот начальный отрезок – необходимый член траектории, которая, как мы уже знаем, будет характеризоваться ускорением по типу экспоненты.

Наконец, мы констатируем еще раз, что вся наша кривая, а тем самым и начальный отрезок истории, – это не сумма некоторого числа кривых, иными словами, не история племен и народностей, а история человечества как одного объекта.

Социальный прогресс и развитие общества

Описание разработки

—прогресс, регресс, реформа, революция;

—закон ускорения истории, и как он проявляется в истории развития общества;

—основное отличие реформ от революции.

— выявить основные признаки, критерии прогресса и регресса.

Прогресс — поступательное движение общества от низших ступеней к высшим.

Регресс — от лат. «обратное движение», деградация.

Глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации называется социальным прогрессом.

Содержимое разработки

  • Что такое прогресс?
  • Что можно считать критерием прогресса?
  • Социальный прогресс и развитие общества

    • прогресс, регресс, реформа, революция;
    • закон ускорения истории, и как он проявляется в истории развития общества;
    • основное отличие реформ от революции.
    • выявить основные признаки, критерии прогресса и регресса.
    • Закон ускорения истории. Прогресс и регресс. Реформа и революция — два вида социального прогресса.
    • Закон ускорения истории.
    • Прогресс и регресс.
    • Реформа и революция — два вида социального прогресса.

    Закон ускорения истории

    Поступательное движение общества от низших ступеней к высшим

    От лат. «обратное движение», деградация

    Прогресс и регресс

    Прогресс и регресс

    Глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации называется социальным прогрессом.

    Реформа и революция

  • РЕФОРМА — частичное усовершенствование в какой-либо сфе­ре жизни, проводимое одновременно, ряд постепенных преоб­разований, не затрагивающих основ существующего социаль­ного строя.
    • РЕВОЛЮЦИЯ — полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее ос­новы существующего социального строя. Она носит скачкооб­разный характер и представляет собой переход общества из од­ного качественного состояния в другое .
    • Закон ускорения истории это определение

      Определение

      Вспомните, что по временным рамкам капитализм был короче феодализма, который просуществовал почти 3 века, он в свою очередь был короче рабовладения. Подтверждение этому дают и археологи, изучавшие структуру земляных слоев. Они указывают на то, что самым продолжительным этапом человечества был первобытный строй, покоривший людей на два миллиона лет.

      Выведем конкретное понятие о том, что такое закон ускорения истории. Определение звучит так: каждая последующая стадия человечества намного короче предыдущей.

      Рассмотрим конкретные случаи нашей жизни. Повсеместно мы можем встретить закон ускорения истории. Примеры спрятаны в современном мире. Негласно его называют эпохой информации. Вот проследите тенденцию: сколько информации было доступно человеку 20 лет назад? Этот период большинство из нас очень хорошо помнят. По телевизору шел один канал, газеты приносили два раза в неделю, а в очередях в магазин обсуждались самые горячие сплетни города.

      Что изменилось сегодня? За каких-то 20 лет, что в переводе на человеческую историю маленькая песчинка, поток информации удвоился в 120 раз. Не просто в два раза больше, а в 120 раз больше! И это еще не все. Такая тенденция продлится и дальше, и каждых 20 месяцев количество обрушиваемой на нас информации будет пропорционально увеличиваться вдвое.

      Таким образом, можно предположить, что будет через 100 лет с нами. Количество всевозможных данных, поступаемых в мозг человека, увеличится в 1200 раз! Он или взорвется, или превратится в киборга.

      С каждой эпохой появляются новые изобретения, орудие труда и оружие. Так, существующее в первобытном строе орудие под названием чоппер (сделанное из специально обработанной гальки) прослужило миллионы лет. А мы на протяжении жизни можем усовершенствовать лопату в несколько раз.

      Новый мир составляет лишь одну тысячную часть (0,001) всемирной истории. Это крошечный этап, за время которого произошло невероятное количество социальных, культурных, экономических и политических изменений.

      Доказательства

      Доказательствами реального существования этого понятия является то, как проявляется закон ускорения истории. Наши бабушки и дедушки, родившиеся в начале 20 века, пережили огромное количество событий. Первая мировая война, распад огромных империй, перестрой общества, Вторая мировая война, индустриальный рывок, технологический прорыв, снова распад общества. Сейчас мир находится на грани, может развязаться новая масштабная война. За прошедшие сто лет на планете прошло три этапа развития цивилизации: аграрная, индустриальная и постиндустриальная. А это 4 поколения.

      А что было раньше? Кроманьонцы существовали 1600 поколений, после них еще 1200 жили, не выходя из пещер. Эпоху письменности пережило 240 поколений, а книги печатали уже 22.

      Укорачивается и время, проведенное между первым изобретение предмета и его реальным использованием в жизни. Так, бумагу придумали в Китае, но писать на ней стали лишь 1000 лет спустя. Первый паровой двигатель был запущен в 1868 году. Но он был слишком мал, и 80 лет люди не могли придумать, что же с ним сделать, прежде чем он стал основой для движения машин. Телефон разрабатывался 50 лет, самолет — 20, транзистор — 3, а факс стали использовать уже через 3 месяца после первого проекта. Разве это не закон ускорения истории?

      Опровержение №1

      Мы говорим о развитии человечества, оперируя теми данными, которые имеет наука на сегодняшний день. Но все это касается лишь небольшой части мира – Западные страны, в том числе Северная Америка, и частично центральная Европа, и некоторые страны Азии. Большинство государств на карте мире находятся на уровне первобытных понятий о достижениях научного прогресса. Им впихивают технологии, но не показывают, как ими управлять. Им дают деньги на разработку вакцин от смертельных болезней, а 80 % населения мира не умеет даже читать.

      Многие ученые твердят, что закон ускорения истории — это всего лишь занавес, с помощью которого проще изъясняться и объяснять неведомое. Темп изменения – это величина постоянная, если сравнивать ее не с краткими десятилетиями, а с веками медленной эволюции.

      Опровержение №2

      Закон ускорения истории – это отличная тема для философов. Размышляя над прошлым, можно спрогнозировать или предположить, к чему придет человечество в будущем. Академик Сергей Капица в одной из последних своих статей поднимает вопрос о том, почему нам кажется, что время начинает двигаться быстрей.

      По его мнению, все зависит от количества людей на планете. Так, в период палеолита на Земле жило около 100 тысяч человек. Эпоха длилась миллион лет. Сколько из этих тысяч людей были гениями? 2, 3 или 10, что могли придумать что-то совершенно новое? А сколько людей живет сейчас? Семь миллиардов! Сто тысяч – это лишь население небольшого городка. Какой процент одаренных людей приходится на наш век? Поэтому нам кажется, что процесс развития идет быстрее.

      В ожидании нового

      Когда-то в 70-х годах прошлого века один ученый вывел формулу демографического прибавления населения на Земле. Согласно этим данным, нас должно было быть к 2010 году 10 миллиардов. Но эпидемии и пандемии забирают сотни жизней, чтобы хоть как-то уровнять шаткое равновесие природы. Возможно, мы уже на пути к чему-то новому, к новой жизни и новым проблемам. Как известно, прирост населения уже не такой резкий, как 10 лет назад, он стабилизировался, а значит, определенный этап перехода уже состоялся.

      Закон ускорения истории: определение, примеры. Исторические события

      Ключевыми звеньями структуры общества являются социальные роли и статусы индивидов. Их число, порядок распределения, характер взаимной зависимости определяют содержание конкретной социальной системы.

      Древнее общество по своей структуре существенно отличается от современного. Скорость исторических событий постепенно увеличивалась. В результате сокращались периоды существования той или иной социальной системы. Исследователи объясняют этот феномен действием закона ускорения истории. Как проявляется эта закономерность? Узнаем об этом из статьи.

      Социальная структура

      Когда каждая ячейка окажется заполненной, каждому статусу будет соответствовать социальная группа. Сегодня в мире миллионы инженеров, врачей, водителей и пр.

      При сравнении количества статусов структуры современного и древнего общества можно увидеть огромный прогресс человечества.

      Статусный портрет

      Им называют совокупность статусов, существующих в социуме в конкретный период в определенной стране. Как уже говорилось выше, в первобытном обществе было мало статусов. Структура социума постоянно развивается. Вследствие определенных исторических событий одни статусы приходят на смену другим. К примеру, в России до 1917 г. существовали дворяне. После революции этот класс перестал существовать.

      Чем ближе общество к современной эпохе, тем больше в нем статусов. Возникают новые профессии, отношения, блага, технологии, потребности. Одни процессы стимулируют возникновение других.

      Как проявляется закон ускорения истории?

      Анализируя эволюцию социальных структур, разные стадии, которые проходила цивилизация, исследователи выявили несколько закономерностей. Одной из них является з акон ускорения истории. Определение этой тенденции можно дать следующее. На каждую следующую стадию развития человечеству необходимо времени меньше, чем на предыдущую.

      Проще говоря, происходит своего рода уплотнение времени.

      Закон ускорения истории: примеры

      Если посмотреть на длительность этапов, можно заметить, что эпоха капитализма была короче феодализма, а он, в свою очередь, длился меньше рабовладения. Период существования доиндустриального общества был более продолжительным, чем индустриального. Дольше всех существовал первобытнообщинный строй – несколько сотен тысяч лет. По закону ускорения истории каждая следующая фаза короче предыдущей в 3-4 раза.

      Исследователи, изучающие развитие общества по памятникам, найденным при раскопках, тоже вывели эту закономерность. Каждая фаза человеческой эволюции называется исторической эпохой. Археологи выяснили, что каменный век, в котором выделяют эпохи палеолита, мезолита, неолита, оказался более продолжительным, чем век металла, состоящий из бронзовой и железной эпох.

      Следовательно, в чем заключается закон ускорения истории? Закономерность состоит в том, что чем ближе к современной эпохе, тем сильнее сжимается спираль времени; общество развивается динамичнее, быстрее.

      Технический прогресс

      Примерно 2 млн лет назад человек создал первые орудия труда. С момента их возникновения начался технический прогресс. Приблизительно 15 тыс. лет назад древние люди стали рисовать на стенах, проводить культовые обряды. Около 8000 лет назад человек перешел от собирательства и охоты к скотоводству и земледелию. Примерно 6 тыс. лет назад начали создаваться города, появились ремесла, стали формироваться социальные классы.

      Неравномерность развития

      Динамика преобразований связана с изменчивостью структуры общества и техническим прогрессом. В качестве механизма развития выступает разделение труда. Оно же является и механизмом социального прогресса. Возникновение новых отраслей привело к появлению новых статусов в обществе.

      Рассмотрим, например, две державы – Россию и Францию. В XVIII в. они находились приблизительно на одной ступени развития. Следовательно, в социальной структуре этих стран примерно одинаковое количество статусов. А если, к примеру, взять Монголию в тот же исторический период, то можно отметить, что ее статусный портрет существенно отличается от социальной структуры России и Франции. В XVIII в. в Монголии только начала развиваться феодальная система.

      Формально все эти три страны находились в одной исторической эпохе. Однако в действительности монгольское общество находилось на уровне развития XII в. Соответственно, реальное и формальное время различаются. О любом обществе, отставшем в развитии, можно говорить так же.

      Закон ускорения истории показывает, кроме прочего, неравномерность развития различных социальных структур. Далеко не все общества формируются одинаково и в одно время проходят те или иные этапы становления. В ходе исследований можно выявить уровень исторического отставания конкретной страны в конкретный исторический период.

      Социальная структура, как и статусный портрет конкретного индивида, неповторима. Ее изучение позволяет выяснить практически все о конкретной цивилизации: уровне культурного, экономического, технического, политического развития в определенный период времени.

      При сравнении статусных портретов разных цивилизаций можно сделать немало интересных открытий. Более того, можно выявить причины отставания или наоборот стремительного развития конкретного общества. К примеру, становление Древнерусского государства было существенно замедленно установлением татаро-монгольского ига.

      Эти сведения, в свою очередь, помогают выявить слабые места в развитии современного передового общества, определить приоритетные направления технического и культурного совершенствования человеческой цивилизации. Вся эта информация, безусловно, пригодится потомкам.

      Этапы, факторы, особенности и движущие силы исторического развития. Теории исторического развития

      Мировая история очень богата и насыщена всевозможными фактами. Даже с учётом современных технологий и небывалого развития исторических наук учёные до конца не ответили на все интересующие человечество вопросы. Большинство событий, личностей, локаций, исторических документов так и остаются тайной по сей день. Однако подобные белые пятна не являются проблемой для создания своеобразного «исторического древа», которое позволило бы в общих чертах познать весь исторический процесс человечества. Нужно отметить тот факт, что современные учёные все же смогли создать классическую модель того, что происходило в прошлом. Но все ли было так, как это описывается в школьных учебниках?

      Становление истории

      Развитие истории как науки началось давным-давно ещё со времён древней Греции. Процесс постепенного накопления знаний привёл к тому, что эта наука стала ключевой. С её помощью можно познать настоящий мир через призму времени. Узнавая всё больше и больше фактов из далёкого прошлого, мы можем объяснить некоторые события настоящего и предугадать будущее. Но эта своеобразная функция не является основоположным фактором, который обуславливает необходимость изучения истории. В настоящее время учёных всё больше интересуют движущие силы исторического развития. Ведь эволюция, где бы она ни проходила, не может появляться просто так. Для этого должен быть определённый фактор, который даст толчок. Если посмотреть на все этапы исторического развития, о которых пойдёт речь далее, то становится ясно, что на протяжении всей истории человечества существовали определённые события, люди, факты или другие элементы, которые стимулировали последующее развитие.

      Суть теорий исторического развития

      Весь процесс развития человечества можно разделить на определённые этапы. Однако, неизвестно, как он начинался, а также что способствует его динамике и упадку. Когда учёные занялись поиском ответа на этот вопрос, они стали изобретать различные теории исторического развития, которые дали бы ответы на имеющиеся вопросы. Сам по себе термин теории означает некую гипотезу, обросшую фактами и научными доказательствами. Она позволяет выяснить и доказать верность или ложность какого-либо фактора. В нашем случае доказывается весь процесс исторического развития, а теории, в свою очередь, позволяют понять его разнообразие, форму, причину возникновения и динамику. Именно теории подтверждают тот факт, что движущие силы исторического развития существуют и их можно объяснить.

      Виды теорий исторического развития

      События можно рассматривать, основываясь, на двух основных подходах: плюралистическом и монистическом. Каждый из них обуславливает появление того или иного вида исторической теории. Плюралистический подход рассказывает о наличии многочисленных наций и культур, развитие которых происходило независимо друг от друга. Монистическая концепция является полной противоположностью и доказывает факт взаимосвязи культур и наций. Таким образом, мы видим, что в каждой концепции могут быть свои движущие силы исторического развития, причём они разительно отличаются друг от друга. Что касается теорий, то их авторы всегда были приверженцами какой-нибудь концепции. Таким образом, можно выделить основные теории исторического развития, а именно:

    • Теологическая. Все живое развивается по воле Божьей, а человек – это его лучшее творение. Любые процессы должны происходить во имя и во славу его.
    • Языческая. Эта теория интересна, так как её приверженцы полностью отвергают процесс исторического развития в целом.
    • Линейная теория поясняет всякое развитие, как определённую точку во времени. Любому развитию когда-либо должен прийти конец.
    • Теория Тойнби. Она повествует о цикличности всех исторических процессов. Все цивилизации переживают восход, развитие, пик эволюции и упадок. При этом все процессы взаимосвязаны.
    • Марксистская теория является универсальной. Она объясняет происхождение права, общества, а также весь процесс исторического развития. Проще говоря, Карл Маркс объясняет происхождение любого социального феномена, как следствие классовой борьбы. Теория получила широкое распространение в середине XX века, когда мир был биполярным: коммунистический восток и капиталистический запад.
    • Исторический процесс и его факторы

      Сами по себе теории представляют собой только рамки, согласно которым развивалось общество. В каждой из них приводятся исключительные факторы, которые в разные времена влияли на эволюцию общества. Следует отметить тот факт, что общество и историю нужно рассматривать, как одно нерушимое целое, потому что именно люди влияют на процесс своей эволюции. Таким образом, факторы исторического развития исходят от людей и влияют на них же, тем самым координируя поведение социума на отдельной территории планеты. В данном случае нужно учитывать географические данные, так как все народы находятся на разных уровнях своего исторического развития. Это можно наглядно увидеть в настоящее время. Сравнить хотя бы Европейские государства и страны Африки. Люди одни и те же, за исключением цвета кожи, а отрыв в развитии между ними колоссальный. Отсюда следует, что факторы исторического развития зависят не только от эпохи. Они также будут обуславливаться территориальными и другими особенностями населения, например: религией, менталитетом, государственным строем и т.д.

      Этапы исторического развития

      Итак, мы установили, что факторы зависят от географического расположения и определённого исторического этапа. Систематизация современной науки привела к тому, что учёные разделили всю мировую историю на временные отрезки. Каждый из них, имеет определённые временные рамки. Благодаря им мы можем изучить и выделить основные движущие силы исторического развития.

      Во всех странах выделяются следующие этапы:

      1. Первобытный мир. Начало этого этапа характеризуют две основных даты: 1,2 миллиона лет до нашей эры, когда появился первый человек, и 40 тысяч лет до нашей эры. Последняя дата относится к появлению сознания у человека разумного и возникновение у него навыков выживания среди других видов.
      2. Древний мир (IV-III тысячелетия до нашей эры – V век нашей эры).
      3. Средневековье (V – XV века нашей эры).
      4. Новое время (XVI – 60-ые годы XX века нашей эры).
      5. Новейшее время (60-ые годы XX века – настоящее время).

      Разные факторы на всех этапах

      Каждый исторический этап отражает процесс жизни человека. На протяжении всей истории люди использовали накопленные знания для перехода на новый уровень развития. Но для аккумуляция знаний – это долгий процесс, поэтому этапы не равномерны в своих временных рамках.
      Каждый из них оканчивался определённым событием. Например, первобытное общество начало исчезать с появление цивилизаций и огромных империй, таких как Римская, Месопотамская, Персидская. Древний мир перестал существовать, когда Иисус подарил миру христианство.

      На рубеже Средневековья и Нового времени происходили великие географические открытия, которые обусловили человеческое развитие. Историческое наследие, остающееся после каждого из этапов, помогало людям добиться новых рубежей, используя ошибки прошлых поколений.

      Заключение

      В целом, особенности исторического развития зависят от многих факторов. Но основным из них являемся мы сами – люди, населяющие планету Земля. Любые наши действия творят историю этого мира, и кто знает, быть может, следующий этап совсем не за горами.

      Юридический портал

      Советы профессионалов

      Закон ускорения истории: определение, примеры

      Статусный портрет и общества, и конкретного индивида изменяется во времени. Усложнение социальной структуры обуславливается в первую очередь разделением труда. Его можно считать движущей силой научно-технического и общественного прогресса.

      Формально все эти три страны находились в одной исторической эпохе. Однако в действительности монгольское общество находилось на уровне развития XII в. Соответственно, реальное и формальное время различаются. О любом обществе, отставшем в развитии, можно говорить так же.

      Закон ускорения истории позволяет по-новому посмотреть на многие привычные явления и вещи, а именно на изменение статусного портрета общества.

      На основании сведений о совокупности незаполненных ячеек в социальной структуре можно установить реальный период, в котором находится социальная структура, ее уровень развития. Проще говоря, можно определить, в своей ли эпохе живет общество.

      250 лет назад прошла индустриальная революция. После нее начали появляться промышленные предприятия, фабрики, заводы. Сегодня человек активно использует компьютерные технологии, термоядерную энергию и пр.

      При сравнении статусных портретов разных цивилизаций можно сделать немало интересных открытий. Более того, можно выявить причины отставания или наоборот стремительного развития конкретного общества. К примеру, становление Древнерусского государства было существенно замедленно установлением татаро-монгольского ига.

      Его темпы постоянно увеличивались, что очередной раз доказывает существование закона ускорения истории .

      Ее можно представить следующим образом. На плоскости можно разместить множество скрепленных между собой пустых ячеек. Каждая из них будет соответствовать определенному социальному статусу. В древнем обществе их было довольно мало: женщина, мужчина, жена, муж, воин, охотник, вождь, старик. Структура современного социума сложнее. В ней только профессиональных статусов насчитывается несколько сотен тысяч, огромное число семейно-родственных отношений (сноха, деверь, тетя, дядя и пр.), сотни экономических, политических, религиозных связей. За каждым языком, используемым на планете, стоит определенная этническая группа: племя, нация, народность.

      Закон ускорения истории: определение, примеры, доказательство и опровержение

      Социальное общество, подобно фабрике, постоянно наращивает темпы производства. Со времен первобытных людей мы куда-то стремимся, что-то открываем и находим. Изучая историю нашего мира, ученые пришли к очень забавному выводу. Оказывается, что каждая новая стадия развития человечества проходит намного быстрее, чем предыдущая. Это и есть закон ускорения истории.

      История нам упрямо твердит, что вот-вот должно что-то измениться. Раз сократилось время перехода на новый уровень, значит, логически нужно предположить, что он наступит совсем скоро. Интересно знать, что будет через 100 лет? Изменится ли планета?

      Многие школьники заваливаются на экзамене, услышав вопрос: «Что такое закон ускорения истории?». По обществознанию эту тему проходят в восьмом классе, политологией занимаются уже в институтах. Поможем ученикам и разберемся, как дать правильный ответ.

      Часто ли вы слышите фразу: «Время стало лететь быстрее. Вот раньше я успевал все сделать, а сейчас раз, два — и день закончился». Удивительно, но ученые нашли доказательство тому, что цикл человеческого развития действительно ускорился. А объяснение всему этому – закон ускорения истории. И если рассматривать не человечество в целом, а каждого индивидуума в отдельности, то эти правила будут применимы и для короткой людской жизни.

      С развитием общества в прошлом все понятно. Доказательств более чем достаточно о том, как проявляется закон ускорения истории. Но что ждет человечество в дальнейшем? Что такое должно произойти, чтобы мы перешли на более совершенный уровень? Или все-таки апокалипсис – это правда? На эти и другие вопросы ответить сложно, и в связи с этим возникает множество спорных моментов.

      Справедливость всегда содержит требование соответствия между реальной значимостью различных индивидов и их социальным положением, их правами и обязанностями (которые и зарождаются потому, что в мире есть справедливость), между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием.

      Ибо не будь у человека , так сказать, семени справедливости , не возникло бы ни других доблестей, ни самого государства . Цицерон[2]

      Уместно будет сказать, что все эти аспекты правового смысла справедливости нашли свое адекватное отражение в образе богини Справедливости Фемиды с Весами Правосудия. Используемые при этом символические средства (богиня с повязкой на глазах, весы) весьма доходчиво выражают верные представления о присущих праву (а значит и справедливости!) общезначимости, императивности, абстрактно-формальном равенстве (повязка на глазах богини означает то, что отвлеченный от различий равный подход ко всем, невзирая на лица,- это необходимое условие и основа для объективного суждения о справедливости).

      Справедливый разум… это подлинное знание основных, универсальных моральных принципов, с помощью которых мы судим об объективной ценности человеческих действий.

      Однако Э. Кант критикует чисто правовое понимание справедливости. С его точки зрения, “суд справедливости… содержит в себе противоречие”, он основывается на понятии права людей, но определить право апеллирующего к суду не всегда может судья, “он может и должен прислушиваться к голосу справедливости” лишь тогда, когда речь идет о его собственных, но не чужих правах. “…Строжайшее право – это величайшая несправедливость…; но на пути права этому злу ничем помочь нельзя, …потому что справедливость относится к суду совести…”[9] Неюридическое понимание справедливости часто влекло за собой отрицание ее общественного происхождения, идеалистического толкования.

      Право всегда было в фокусе мировой жизни. И в правовой истории наблюдается его сложная эволюция. С течением времени меняются представления о праве, теории и концепции. И в разные времена разные люди пытаются дать свою, как они считают, правильную трактовку понятия права. Некоторые учёные сравнивали право с нравственностью (Г. Еллиннек, Э. Кант), некоторые с институтом свободы (Г. Гегель, В.Соловьев), другие с интересом (Р. Иеринг, Н. Коркунов, Е. Трубецкой, К. Маркс и Ф. Энгельс). Все эти представления о праве связываются красной нитью, то есть тем признаком, который присущ каждому представлению. И эта красная нить, как мне кажется, – не что иное, как справедливость. С этим нельзя не согласиться, так как, во-первых, справедливость – категория нравственная; во-вторых, связь свободы и справедливости очевидна, то есть мера свободы и есть справедливость; и, наконец, в-третьих, представления о социальной справедливости наиболее тесно сопряжены с классовым интересом. История этической и политико-правовой мысли, культурное развитие человечества свидетельствуют о том, что справедливость всегда привлекалась в качестве оценки действующих правовых институтов и нравственных предписаний. Проблема права, морали и справедливости имеет тысячелетнюю историю, актуальна она и сейчас. Начиная от религиозно-мифических воззрений древности и до наших дней, апелляция к справедливости неизменно присутствовала при оценке социально-этических и правовых отношений.

      1. Константинов Ф.В., Философский энциклопедический словарь, М., 1988, Т.5.

      Великие физики

      Существует легенда, что к открытию закона тяготения Ньютона подтолкнуло наблюдение падающего с дерева яблока. По крайне мере, об этом упоминает Уильям Стьюкли, биограф Ньютона. Говорят, что ещё в молодости Ньютон задумывался над тем, почему яблоко падает вниз, а не в сторону. Но решить эту задачу ему удалось намного позже. Ньютон установил, что движение всех предметов подчиняется общему закону всемирного тяготения, который действует между всеми телами.

      a – ускорение, которое получает тело под воздействием приложенной силы.

      Сам великий Ньютон сформулировал этот закон так: «Всякое тело продолжает удерживаться в состоянии покоя или равномерного и прямолинейного движения, пока и поскольку оно не понуждается приложенными силами изменить это состояние».

      Первый закон Ньютона называют ещё Законом инерции. Инерция – это сохранение телом скорости движения, когда на него не оказывают действие никакие силы.

      Например, ядро, вылетающее из пушки, действует на пушку с силой, равной силе, с какой пушка выталкивает ядро. В результате действия этой силы после выстрела пушка откатывается назад.

      Из этого уравнения видно, что чем больше величина силы, воздействующей на тело, тем большее ускорение оно получит. И чем больше масса тела, на которое воздействует эта сила, тем меньше ускорит своё движение тело.

      «Все тела притягиваются друг к другу с силой, прямо пропорциональной их массам и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними».

      То есть, если тело неподвижно, то оно так и останется в таком состоянии до тех пор, пока на него не начнёт действовать какая-то внешняя сила. И, соответственно, если тело движется равномерно и прямолинейно, то оно будет продолжать своё движение до момента начала воздействия внешней силы.

      Принципы классической механики формировались в течение длительного времени. Многие века учёные пытались создать законы движения материальных тел. И только Ньютон обобщил все накопленные к тому времени знания о движении физических тел с точки зрения классической механики. В 1867 г. им была опубликована работа «Математические начала натуральной философии». В этой работе Ньютон систематизировал все знания о движении и силе, подготовленные до него Галилеем, Гюгенсом и другими учёными, а также знания, известные ему самому. На основе всех этих знаний им были открыты известные законы механики и закон всемирного тяготения. В этих законах устанавливаются количественные зависимости между характером движения тел и силами, действующими на них.

      Другой популярный контент

      Не случайно, что последние слова Декларации Независимости США были “…And Justice For All.”(“…И справедливость для всех”.)

      Вообще в современном обществе жизнь и отношения складываются таким образом, что порой ущемляются права людей, то есть о справедливости здесь речь не идет. И в целом наша жизнь устроена так, что мы живем по методу, известному многим информатикам: “методу пузырька”. Имеется в виду то, что пробить себе дорогу можно за счет связей и безжалостности, сметая на своем пути все преграды, — поступать при этом справедливо довольно проблематично. Но все же каждый должен по жизни идти другим путем: более честным, гуманным, а значит, и более справедливым. Поэтому, можно сделать вывод, что справедливость – понятие о должном, соответствующее определенному пониманию сущности человека и его неотъемлемых прав. Справедливость – категория морально-правового, а также социально-политического сознания, поскольку оно оценивает общественную действительность, подлежащую сохранению или изменению, с точки зрения долженствования. В отличие от понятий блага и добра, с помощью которых оцениваются отдельные явления, взятые сами по себе, справедливость характеризует соотношение нескольких явлений с точки зрения распределения уже существующих блага и зла между людьми.

      И по смыслу, и по этимологии (происхождению) справедливость (justitia) восходит к праву (jus), обозначает наличие в социальном мире правового начала и выражает его правильность, императивность и необходимость. Справедливость собственно потому и справедлива, что воплощает собой и выражает общезначимую правильность, а это в своем разумном виде означает всеобщую правомерность, то есть существо и начало права, смысл правового принципа всеобщего равенства и свободы.

      Проанализировав весь сложный массив слияния Права и Справедливости, можно с уверенностью сказать, что эти понятия многогранны, причем эти грани оттачивались на протяжении веков истории; Право и Справедливость не могут существовать друг без друга. В пространстве всеобщности и общезначимости принципа правового равенства и права как регулятора общественных отношений именно правовая справедливость выступает как критерий правомерности или неправомерности всех прочих претензий на роль и место справедливости в этом пространстве. Отдавая каждому свое, справедливость делает это единственно возможным, всеобщим и равным для всех правовым способом, отвергающим привилегии и утверждающим свободу.

      В обобщенном виде можно сказать, что справедливость – это самосознание, самовыражение и самооценка права и потому вместе с тем – правовая оценка всего остального, внеправового, несправедливого. Наука философия, всегда рассуждая о каком-либо понятии, берет во внимание и то, что есть понятие обратное данному. Поэтому, рассуждая о справедливости, мы должны осознавать и присутствие в нашем мире (и в гораздо больших масштабах) несправедливости. Несправедливость – это все то, что является продуктом неправовой деятельности людей. Платон писал: “Достоинство души – это справедливость, а недостаток – несправедливость”.[6] Но разве бывают люди без “недостатков души”? Наверное, нет. По крайней мере, сейчас. Ведь само общество пока не готово психологически, так как всегда есть злоумышленники, думающие: ”Пусть остальные поступают справедливо, а я же, ради собственного блага буду поступать несправедливо по отношению к ним”. Слова Платона гласят: “Справедливость – это достоинство человека…Справедливо никому ни в чем не вредить”.[7] Отсюда опять- таки видно, действовать по справедливости, значит, реализовывая свои права, не нарушать права других людей. А это и есть основа построения настоящего правового государства, которое без нее перекосится и в конечном итоге рухнет со страшным треском. Гегель считал, что конституция (которую по праву можно назвать высшим воплощением права), в которой “…разумная воля… доходит до сознания и понимания самой себя…”, и есть “…существующая справедливость как действительность свободы и развития ее разумных определений”.[8]

      Справедливость… Каждый человек, услышав слово “справедливость”, думает, что смысл довольно понятен: человек не должен поступать так, чтобы, во-первых, не нарушать нравственные принципы, сложившиеся за многие годы; во-вторых, не делать того, от чего у самого на душе будет нелегко; в-третьих, своими поступками не портить мнения о себе окружаюих. Но можно ли во всем и всегда поступать справедливо? Теоретически – да, а практически. В Библии, в книге пророка Иезекииля, сказано: “И праведник, если отступит от правды своей, и делает беззаконие, и за то умирает, — то он умер за беззаконие свое, которое сделал…”[3] Праведнику предначертано поступать справедливо, мы же живем и поступаем, придерживаясь нравственных, конституционных правил, поэтому особенно в наше время, я считаю, жить и поступать справедливо – невозможно. И порой мы поступаем несправедливо не задумываясь. Например, мать, имеющая более одного ребенка, обязательно имеет любимчика, а это уже несправедливость по отношению к другому ребенку; несправедливость, а ведь сердцу не прикажешь…

      Понимание права как равенства, то есть как общего масштаба правовой меры свободы людей, бесспорно, включает в себя и справедливость. Право по определению справедливо, а справедливость – внутреннее свойство и качество права, категория и характеристика правовая, а не внеправовая (то есть и неморальная, и ненравственная, и не религиозная). Поэтому всегда уместен вопрос о справедливости и несправедливости закона – это вопрос о правовом или неправовом характере закона, его соответствии или несоответствии праву. Только правовой закон может быть справедливым, ведь сама справедливость потому, собственно и справедливая, что в ней представлено правовое начало – всеобщий принцип равенства. Платон говорил: ”Справедливо Заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие – это и есть справедливо…”[5] Справедливо то, что соответствует праву, и действовать по справедливости – это значит действовать по праву, в соответствии с его всеобщим масштабом и равными для всех мерами свободы. Будучи абстракцией права, справедливость воплощает в себе и выражает требование соблюдения правового равенства в соответствующих отношениях. Какого-либо другого регулятивного характера, кроме как правового, справедливость не имеет. Из всего сказанного следует то, что справедливость может прийти в столкновение лишь с правонарушающим, но ни в коем случае не с правовым законом, не с всеобщим принципом равенства, который является ее собственным принципом.

      Наша задача состоит в том, чтобы разобраться, насколько близка очевидная взаимосвязь права и справедливости.

      Справедливость закона ускорения истории

      Первый закон («Акт об ускорении разбирательства и разрешения процессов по справедливости»), принятый в 1903 г . в осуществление этой программы, предусматривал меры ускорения судопроизводства по антитрестовским де­лам, как делам, имеющим «большое общественное значе­ние», и в силу этого — «приоритет над другими делами». За ним последовал Закон о создании Министерства торговли и труда, в функции которого, в частности, входили сбор информации и рассмотрение «нечестной деятельности кор­порации». В 1906 г . принимается закон, давший Междуштатной торговой комиссии, созданной еще в 1887 г ., право уста­навливать пределы повышения железнодорожных тариф­ных ставок и пр. Требования «честной игры» Т. Рузвельт распространял и на отношения рабочих с предпринимате­лями, выступая за мирное арбитражное урегулирование споров между ними, но одновременно требуя ограничений профсоюзной активности.

      С целью экономии продовольствия, обеспечения им во­оруженных сил и населения была создана Продовольствен­ная администрация. Топливная администрация была призвана упорядочить работу топливной системы, ликвидировать уси­лившиеся перебои с топливом и пр. Вслед за этим под кон­троль государства перешла вся транспортная система. Же­сткому регулированию подверглась внешняя торговля. Военно-торговое управление взяло под свой контроль более тысячи наименований товаров, запрещенных к вывозу.

      Состоящая из 12 национальных резервных банков соот­ветствующих районов страны, аккумулирующих значитель­ные финансовые резервы, ФРС была призвана осуществлять контроль над выпуском банкнот, имеющих значение денеж­ных знаков, устанавливать проценты банковского кредита. Ей вверялись функции налогового агента государства и пр. ФРС, выполняя функции государственного эмиссионного бан­ка, до настоящего времени играет решающую роль в регули­ровании финансово-денежной системы страны.

      Государство все решительнее начинает вторгаться в сферу социальных конфликтов. Согласно Закону Клейтона 1914 г . («Акта, дополняющего существующие законы про­тив незаконных ограничений и монополий и для других це­лей»), уточнявшему формулировки Закона Шермана, запрещалось, в частности, практиковавшееся ранее применение последнего к профсоюзам.

      С целью ослабления накала стачечной борьбы был при­нят и ряд других законов, предусматривающих право рабочих на коллективный договор, на 8-часовой рабочий день (в некоторых штатах) и пр. Эти декларированные права не обеспечивались соответствующими гарантиями и не соблю­дались должным образом предпринимателями. Более того, они даже формально распространялись только на органи­зованных в профсоюзы рабочих, т. е. на восьмую часть тру­дящихся, занятых в это время в промышленности и на транспорте.

      Координация дела снабжения США и их союзников, «изыскания и распределения материальных ресурсов, ра­бочей силы» передавалась в ведение единого Военно-промышленного управления (ВПУ). ВПУ добилось упорядо­чения и централизации военного снабжения, провело боль­шую работу по стандартизации и унификации промыш­ленных изделий, важнейших условий их конкурентоспо­собности на мировом рынке, в частности на рынке военной продукции. (Военные американские стандарты были ши­роко приняты впоследствии и в других капиталистических странах.) Прямым отходом от антитрестовского законода­тельства стало принудительное картелирование промыш­ленности в ряде отраслей. Проблема финансирования вой­ны решалась за счет налоговой реформы, увеличившей подоходный и косвенные налоги с одновременным высо­ким отчислением от прибылей, особенно в военной про­мышленности. Вводился и ретроспективный налог на все прибыли с 1916 г .

      С этой целью на основе Закона о тарифах 1913 г . пра­вительством была проведена ревизия тарифов. Были также повышены налоги на доходы, снижены торговые пошлины, расширены возможности импорта, установлен определенный контроль над банками. В его правление были начаты первые процессы по разделу корпораций — монополий на основе Закона Шермана.

      В годы «новой демократии» произошел важный сдвиг и в рабочей политике. Были приняты законы о 8-часовом рабочем дне для женщин и детей, о материальной ответственности предпринимателей за несчастные случаи на производстве.

      Программа «новой демократии» Вудро Вильсона осно­вывалась на трех принципах: индивидуализм, свобода лич­ности и свобода конкуренции. Будучи кандидатом прогрес­систов на президентских выборах, он объявил себя врагом монополий, требуя не уничтожения трестов, как сами про­грессисты, и не регулирования их по методам Т. Рузвельта, а снятия всех препон для развития бизнеса, прежде всего сред­него и мелкого, путем обуздания «нечестной конкуренции», результатом которой, как он считал, и был монополизм.

      Смотрите еще:

      • Налог для грузоперевозок хочу открыть ИП (грузоперевозки), что лучше выбрать упрощёнку или вменёнку Вы не можете выбирать. Вменёнка либо обязательна в вашем регионе, либо её применять нельзя вообще Вопрос задан в 2011 году. Это нужно знать наизусть! Регистрация […]
      • Закон о запрете курения 15 Закон о штрафах за курение в неположенных местах принят Госдумой Госдума приняла во втором и третьем чтениях закон об административной ответственности за нарушение так называемого "антитабачного" закона. Документом, в частности, […]
      • За оскорбление какой штраф Разъясняем законодательство Ответственность за оскорбление Вопрос: Какая ответственность, в том числе уголовная и административная, предусмотрена за оскорбление. И куда обращаться, чтобы призвать к ответу оскорбителя? Отвечает: прокурор […]
      • Какие виды налогов ооо Как выбрать систему налогообложения для ООО У вас новое ИП или ООО? Бухгалтерское обслуживание с 50% скидкой от проверенных партнеров СКБ Контур От выбора системы налогообложения зависит размер налогов, график сдачи отчетности и даже […]
      • Приказ 17 от 16012018 об утверждении формы лесной декларации Заявление в фбуз Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае» Санитарно-эпидемиологические […]
      • Федеральный закон о бухгалтерском учете от 21111996 129-фз Федеральный закон "О бухгалтерском учете" Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ"О бухгалтерском учете" С изменениями и дополнениями от: 23 июля 1998 г., 28 марта, 31 декабря 2002 г., 10 января, 28 мая, 30 июня 2003 г., 3 ноября […]
      • Как насчитывается льготная пенсия Как рассчитывается льготная пенсия медицинской сестры? Здравствуйте! Работаю мед.сестрой и хочу оформить льготную пенсию, но мне сказали, что учеба в медицинском училище не входит в стаж для льготной пенсии. Училась 2 года 10 месяцев, как […]
      • 20 процентов за стаж работы Надбавки за выслугу лет – стимул работников! Надбавка за выслугу лет или стаж – стимулирующая выплата, которая начисляется гражданам, работающим в бюджетной сфере и имеющим право на такую выплату. Она рассчитывается на основе должностного […]