Хромосомный набор споры

Оглавление:

Количество хромосом у растений

Какой хромосомный набор характерен для вегетативной, генеративной клеток и спермиев пыльцевого зерна цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

Вегетативная и генеративная клетки пыльцевого зерна образуются из микроспоры путем митоза. Спермии образуются из генеративной клетки путем митоза. Все эти клетки гаплоидные.

Какой хромосомный набор характерен для спермиев и клеток эндосперма семени цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

Спермии имеют одинарный набор хромосом, они образуются путем митоза из генеративной клетки пыльцевого зерна. Клетки эндосперма цветкового растения имеют триплоидный набор хромосом, эндосперм образуется из центральной диплоидной клетки зародышевого мешка, оплодотворенной спермием.

Какой хромосомный набор характерен для клеток пыльцевого зерна и спермиев сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

В мужских шишках сосны развиваются пыльцевые мешки, внутри которых из материнских клеток микроспор путем мейоза образуются микроспоры (пыльцевые зерна), имеющие гаплоидный набор хромосом.

Микроспора прорастает в мужской гаметофит, состоящий из двух клеток – вегетативной и генеративной. Генеративная клетка делится митозом с образованием двух спермиев, имеющих гаплоидный набор хромосом.

Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор растения мха кукушкина льна? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.

Гаметы кукушкина льна образуются на гаплоидном гаметофите путем митоза. Набор хромосом у гамет одинарный.

Споры кукушкина льна образуются на диплоидном спорофите путем мейоза. Набор хромосом у спор одинарный.

Какой хромосомный набор характерен для клеток листьев мха кукушкина льна и его спор? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

Споры кукушкина льна образуются на спорофите путем мейоза, у них гаплоидный набор хромосом. Из споры путем митоза развивается гаметофит мха – растение со стеблем и листьями. Все клетки гаметофита гаплоидные.

Хромосомный набор споры

26 июняНовые варианты прошедших ЕГЭ по математике: здесь.

5 июня Наши мобильные приложения могут работать оффлайн.
Андроид iOS

− Учитель Думбадзе В. А.
из школы 162 Кировского района Петербурга.

Наша группа ВКонтакте
Мобильные приложения:

Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор растения мха кукушкина льна? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.

Гаметы мха кукушкина льна образуются на гаметофитах из гаплоидной клетки путём митоза.

Набор хромосом у гамет гаплоидный (одинарный) — n.

Споры мха кукушкина льна образуются на диплоидном спорофите в спорангиях путём мейоза из диплоидных клеток.

Набор хромосом у спор гаплоидный (одинарный) — n

Дублирует задание 13794.

А нельзя написать, что споры образуются в результате мейотического деления, путем слияния женских и мужских гамет, на женском гаметофите образуется спорофит (коробочка), где образуются споры мха?

«споры об­ра­зу­ют­ся в ре­зуль­та­те мей­о­ти­че­ско­го де­ле­ния, путем сли­я­ния жен­ских и муж­ских гамет» нельзя написать, т.к. это будет биологической ошибкой

Пояснение не коректно. За данное задание можно максимально получить 3 балла, таким образом, в ответе должно быть 3 пункта. Даже если в 1-ом или 2-х пунктах есть ответы на все вопросы, поставленные в задании, за такой ответы экзаменуемый получит максимум 2 балла. Так же термин одинарный не является биологическим.

1) Гаметы и споры мха кукушкин лён имеют гаплоидный набор хромосом.

2) Гаметы образуются на гаметофитах из гаплоидной клетки путём митоза.

3) Споры образуются на диплоидном спорофите в спорангиях путём мейоза.

В критериях все те же ответы, которые Вы указали.

8(495)912-63-37
[email protected]

Рекомендации по решению заданий С5 (молекулярная биология)

Рекомендации подготовлены методистами по биологии ГМЦ ДОгМ Миловзоровой А.М. и Кулягиной Г.П. по материалам пособий, рекомендованных ФИПИ для подготовки к ЕГЭ по биологии.

Задание 1.

Определите хромосомный набор в клетках заростка и клетках взрослого растения папоротника. В результате какого типа деления, и из каких клеток этот хромосомный набор образуется?

1) Хромосомный набор в клетках заростка гаплоидный (n).

2) Хромосомный набор в клетках взрослого растения диплоидный (2n).

3) Заросток образуется из гаплоидной споры, которая делится МИТОЗОМ; взрослое растение образуется из диплоидной зиготы, которая делится МИТОЗОМ.

Задание 2.

Определите хромосомный набор в клетках взрослого растения и спорах кукушкина льна. В результате какого типа деления, и из каких клеток этот хромосомный набор образуется?

1) Хромосомный набор в клетках взрослого растения гаплоидный (n).

2) Хромосомный набор в спорах гаплоидный (n).

3) Взрослое растение из гаплоидной споры, которая делится МИТОЗОМ, образуя предзародыш (протонему), а затем взрослое растение.

4) Спора образуется в результате МЕЙОЗА из материнских клеток спор в спорангиях.

Задание 3.

Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор растения мха кукушкина льна? Объясните из каких клеток и, в результате какого деления, они образуются.

Задание 4.

Определите хромосомный набор клеток восьмиядерного зародышевого мешка и клеток покровной ткани цветкового растения. В результате какого типа деления, и из каких клеток этот хромосомный набор образуется?

1) Хромосомный набор клеток восьмиядерного зародышевого мешка цветкового растения — гаплоидный (n).

2) Хромосомный набор клеток покровной ткани цветкового растения – диплоидный (2n).

3) Клетки восьмиядерного зародышевого мешка образуются из гаплоидной мегаспоры, которая ТРИЖДЫ ДЕЛИТСЯ МИТОЗОМ.

Клетки покровной ткани формируются из образовательной ткани, клетки ее диплоидные (2n) и делятся МИТОЗОМ.

Задание 5.

Определите хромосомный набор клеток основной ткани и спермиев цветкового растения. В результате, какого типа деления, и из каких клеток этот хромосомный набор образуется?

1) Хромосомный набор клеток основной ткани – диплоидный (2n).

2) Хромосомный набор спермиев – гаплоидный (n).

3) Клетки основной ткани формируются из образовательной ткани, диплоидные клетки которой делятся митозом.

Спермии образуются из гаплоидной генеративной клетки, которая делится МИТОЗОМ.

Задание 6.

Какой набор хромосом содержится в спермиях и в клетке основной ткани листа огурца? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются спермии и клетки основной ткани.

Задание 7.

Полипептид состоит из 20 аминокислот. Определите число нуклеотидов на участке гена, который кодирует первичную структуру этого полипептида, число кодонов на иРНК, соответствующее этим аминокислотам, число молекул тРНК, участвующих в биосинтезе полипептида. Ответ поясните.

1) Генетический код триплетен, поэтому участок гена ДНК, кодирующего 20 аминокислот, содержит 20х3=60 нуклеотидов.

2) Молекула иРНК содержит 20 кодонов – триплетов.

3) Для биосинтеза этого полипептида понадобятся 20 молекул тРНК.

Задание 8.

Фрагмент цепи ДНК содержит 15 нуклеотидов. Определите число нуклеотидов в молекуле иРНК, число видов молекул тРНК, участвующих в синтезе белка, число аминокислотных остатков в белковой молекуле.

Задание 9.

Известно, что синтезирована белковая молекула, состоящая из 8 аминокислот. Определите, сколько видов тРНК участвовало в синтезе, число нуклеотидов на иРНК, число нуклеотидов на двойной цепи ДНК.

Задание 10.

Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной соматической клетки человека составляет около 6х10 — 9 мг. Определите, чему равна масса всех молекул ДНК в сперматозоиде и соматической клетке перед началом митотического деления и после его окончания. Ответ поясните.

1) Перед началом деления в исходной клетке количество ДНК удваивается и ее масса равна 2х6х10 — 9 = 12х10 — 9 мг.

2) После окончания деления в соматической клетке количество ДНК остается таким же, как и в исходной клетке — 6х10 — 9 мг.

3) В половых клетках 23 хромосомы, т.е. количество ДНК в два раза меньше, чем в соматических и составляет 6х10 — 9 : 2 = 3х10 — 9 мг.

Задание 11.

Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и эндосперма семени, листьев ячменя. Объясните результат в каждом случае.

1) В клетках зародыша семени набор 2n, так как зародыш развивается из зиготы.

2) В клетках эндосперма семени набор хромосом 3n, так как эндосперм образуется при слиянии ядер центральной клетки семязачатка ( 2n) и одного спермия (n).

3) Клетки листьев ячменя имеют набор хромосом 2n, как и все соматические клетки.

Задание 12.

Фрагмент молекулы иРНК содержит 12 нуклеотидов. Определите, сколько триплетов входит в состав матричной цепи ДНК. Установите, какой процент в молекуле ДНК составляют цитозиновые и гуаниновые нуклеотиды, если известно, что тимина 31%.

1) Триплеты ДНК – 4 (12:3).

2) Тимин комплементарен Аденину – 31% .

3) Цитозин и Гуанин составляют по 19 % (100 – 62 =38:2=19).

Задание 13.

В молекуле ДНК находится 110 нуклеотидов с Тимином, что составляет 10% от их общего числа. Определите, сколько нуклеотидов с Аденином (А), Гуанином (Г), Цитозином (Ц) содержится в молекуле ДНК и объясните полученный результат.

Задание 14.

Молекула иРНК содержит 24 нуклеотида. Определите общее число нуклеотидов на фрагменте двухцепочечной молекулы ДНК, число триплетов на матричной цепи ДНК и число нуклеотидов в антикодонах всех тРНК.

1) Двойная цепь ДНК содержит 48 нуклеотидов (24х2=48).

2) На матричной цепи ДНК 8 триплетов (48:2=24 24:3=8).

3) В антикодонах тРНК содержится 24 нуклеотида ( 8х3=24).

Задание 15.

В процессе трансляции участвовало 42 молекулы тРНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтезируемого белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот белок.

1) Одна тРНК переносит одну аминокислоту. 42 тРНК — 42 аминокислоты. Синтезируемый белок состоит из 42 аминокислот.

2) Одну аминокислоту кодирует один триплет нуклеотидов. 42 аминокислоты кодируют 42 триплета.

3) В каждом триплете – три нуклеотида. Ген, кодирующий белок из 42 аминокислот, включает 42х3=126 нуклеотидов.

Задание 16.

Участок одной из двух цепей молекулы ДНК содержит 300 нуклеотидов с аденином (А). 100 нуклеотидов с тимином (Т), 150 нуклеотидов с гуанином (Г) и 200 нуклеотидов с цитозином (Ц). Какое число нуклеотидов с А,Т,Г и Ц содержится в двухцепочечной молекуле ДНК? Сколько аминокислот должен содержать белок, кодируемый этим участком молекулы ДНК? Ответ поясните.

1) Согласно принципу комплементарности во второй цепи ДНК содержится нуклеотидов: А — 100, Т — 300, Г — 200, Ц -150.

2) В двух цепях ДНК содержится нуклеотидов: А — 400, Т — 400, Г — 350, Ц — 350.

3) Информацию о структуре белка несет одна из двух цепей, число нуклеотидов в одной цепи ДНК = 300+100+150+200= 750, одну аминокислоту кодирует триплет нуклеотидов, поэтому в белке должно содержаться 750:3 = 250 аминокислот.

Задание 17.

Молекула иРНК содержит 42 нуклеотида. Определите общее число нуклеотидов в фрагменте двухцепочечной молекулы ДНК, число триплетов на матричной цепи ДНК и число нуклеотидов в антикодонах всех молекул тРНК.

1) Двухцепочечная цепь ДНК содержит 84 нуклеотидов.

2) В матричной цепи ДНК 14 триплетов (42:3).

3) В антикодонах тРНК содержится 42 нуклеотида.

Задание 18.

В синтезе белка принимают участие 11 видов тРНК. Определите, сколько нуклеотидов содержит матричная цепь молекулы ДНК. Установите, какой процент в молекуле ДНК составляют тиминовые, цитозиновые и гуаниновые нуклеотиды, если аденина содержится 18%.

1) Цепь ДНК содержит 33 нуклеотида.

2) Тимин комплементарен Аденину и составляет 18%.

3) Цитозин и Гуанин составляют по 32% (100 — 36 = 64:2 =32).

Задание 19.

Фрагмент молекулы белка состоит из 30 разных аминокислот. Определите, сколько видов тРНК участвовало в синтезе фрагмента молекулы белка. Сколько нуклеотидов содержится в иРНК и одной цепи молекулы ДНК, участвующей в биосинтезе?

В биосинтезе участвует : 1) 30 молекул тРНК.

Решение задач ЕГЭ по жизненному циклу растений

Разделы: Биология

Цели занятия: повторение и обобщение материала по разделу “Жизненные циклы растений”; обучение решению задач части С5 ЕГЭ по жизненным циклам растений разных отделов.

Форма занятия: лекционно-практическая.

Оборудование: проектор, слайды, набор карточек с задачами.

Понятие о жизненном цикле растений

В жизненном цикле растений происходит чередование бесполого и полового размножения и связанное с этим чередований поколений.

Гаплоидный (n) растительный организм, образующий гаметы, называется гаметофитом (n). Он представляет половое поколение. Гаметы формируются в половых органах путём митоза: сперматозоиды (n) — в антеридиях (n), яйцеклетки (n) – в архегониях (n) .

Гаметофиты бывают обоеполые (на нём развиваются антеридии и архегонии) и раздельнополые (антеридии и архегонии развиваются на разных растениях).

После слияния гамет (n) образуется зигота с диплоидным набором хромосом (2n), а из неё развивается путём митоза бесполое поколение – спорофит (2n). В специальных органах — спорангиях (2n) спорофита (2n) после мейоза образуются гаплоидные споры (n), при делении которых митозом развиваются новые гаметофиты (n).

Жизненный цикл зелёных водорослей

В жизненном цикле зелёных водорослей преобладает гаметофит (n), то есть клетки их слоевища гаплоидны (n). При наступлении неблагоприятных условий (похолодание, пересыхание водоёма) происходит половое размножение – образуются гаметы (n), которые попарно сливаются в зиготу (2n). Зигота (2n), покрытая оболочкой зимует, после чего при наступлении благоприятных условий делится мейозом с образованием гаплоидных спор (n), из которых развиваются новые особи (n). (Демонстрация слайдов).

Схема 1. Жизненный цикл зелёных водорослей. (Приложение)

Задача 1. Какой набор хромосом характерен для клеток слоевища улотрикса и для его гамет? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления они образуются.

1. В клетках слоевища гаплоидный набор хромосом (n), они развиваются из споры с гаплоидным набором хромосом (n) путём митоза.

2. В гаметах гаплоидный набор хромосом (n), они образуются из клеток слоевища с гаплоидным набором хромосом (n) путём митоза.

Задача 2. Какой набор хромосом характерен для зиготы и для спор зелёных водорослей? Объясните, из каких исходных клеток и как они образуются.

1. В зиготе диплоидный набор хромосом (2n), она образуется при слиянии гамет с гаплоидным набором хромосом (n).

2. В спорах гаплоидный набор хромосом (n), они образуются из зиготы с диплоидным набором хромосом (2n) путём мейоза.

Жизненный цикл мхов (кукушкин лён)

У мхов в цикле развития преобладает половое поколение (n). Листостебельные растения мхов – раздельнополые гаметофиты (n). На мужских растениях (n) формируются антеридии (n) со сперматозоидами (n), на женских (n) – архегонии (n) с яйцеклетками (n). С помощью воды (во время дождя) сперматозоиды (n) попадают к яйцеклеткам (n), происходит оплодотворение, возникает зигота (2n). Зигота находится на женском гаметофите (n), она делится митозом и развивается спорофит (2n) – коробочка на ножке. Таким образом, спорофит (2n) у мхов живёт за счёт женского гаметофита (n).

В коробочке спорофита (2n) путём мейоза образуются споры (n). Мхи – разноспоровые растения, различают микроспоры – мужские и макроспоры – женские. Из спор (n) путём митоза развиваются сначала предростки, а затем взрослые растения (n). (Демонстрация слайдов).

Схема 2. Жизненный цикл мха (кукушкин лён)

Задача 3. Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор кукушкина льна? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления они образуются.

1. В гаметах мха кукушкина льна гаплоидный набор хромосом (n), они образуются из антеридиев (n) и архегониев (n) мужского и женского гаметофитов с гаплоидным набором хромосом (n) путём митоза.

2. В спорах гаплоидный набор хромосом (n), они образуются из клеток спорофита — коробочки на ножке с диплоидным набором хромосом (2n) путём мейоза.

Задача 4. Какой хромосомный набор характерен для клеток листьев и коробочки на ножке кукушкина льна? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления они образуются.

1. В клетках листьев кукушкина льна гаплоидный набор хромосом (n), они, как и всё растение, развиваются из споры с гаплоидным набором хромосом (n) путём митоза.

2. В клетках коробочки на ножке диплоидный набор хромосом (2n), она развивается из зиготы с диплоидным набором хромосом (2n) путём митоза.

Жизненный цикл папоротников

У папоротников (также хвощей, плаунов) в жизненном цикле преобладает спорофит (2n). На нижней стороне листьев растения (2n) развиваются спорангии (2n), в которых путём мейоза образуются споры (n). Из споры (n), попавшей во влажную почву, прорастает заросток (n) – обоеполый гаметофит. На его нижней стороне развиваются антеридии (n) и архегонии (n), а в них путём митоза образуются сперматозоиды (n) и яйцеклетки (n). С капельками росы или дождевой воды сперматозоиды (n) попадают к яйцеклеткам (n), образуется зигота (2n), а из нее – зародыш нового растения (2n). (Демонстрация слайдов).

Схема 3. Жизненный цикл папоротников

Задача 5. Какой хромосомный набор характерен для листьев (вай) и заростка папоротника? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки.

1. В клетках листьев папоротника диплоидный набор хромосом (2n), так они, как и всё растение, развиваются из зиготы с диплоидным набором хромосом (2n) путём митоза.

2. В клетках заростка гаплоидный набор хромосом (n), так как заросток образуется из гаплоидной споры (n) путём митоза.

Жизненный цикл голосеменных растений (сосна)

Листостебельное растение голосеменных растений – спорофит (2n), на котором развиваются женские и мужские шишки (2n).

На чешуйках женских шишек расположены семязачатки – мегаспорангии (2n), в которых путём мейоза образуются 4 мегаспоры (n), 3 из них погибают, а из оставшейся – развивается женский гаметофит – эндосперм (n) с двумя архегониями (n). В архегониях образуются 2 яйцеклетки (n), одна погибает.

На чешуйках мужских шишек располагаются пыльцевые мешки – микроспорангии (2n), в которых путём мейоза образуются микроспоры (n), из них развиваются мужские гаметофиты – пыльцевые зёрна (n), состоящие из двух гаплоидных клеток (вегетативной и генеративной) и двух воздушных камер.

Пыльцевые зёрна (n) (пыльца) ветром переносятся на женские шишки, где митозом из генеративной клетки (n) образуются 2 спермия (n), а из вегетативной (n) – пыльцевая трубка (n), врастающая внутрь семязачатка и доставляющая спермии (n) к яйцеклетке (n). Один спермий погибает, а второй участвует в оплодотворении, образуется зигота (2n), из которой митозом формируется зародыш растения (2n).

В результате из семязачатка формируется семя, покрытое кожурой и содержащее внутри зародыш (2n) и эндосперм (n).

Схема 4. Жизненный цикл голосеменных растений (сосна)

Задача 6. Какой хромосомный набор характерен для клеток пыльцевого зерна и спермиев сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки.

1. В клетках пыльцевого зерна гаплоидный набор хромосом (n), так как оно образуется из гаплоидной микроспоры (n) путём митоза.

2. В спермиях гаплоидный набор хромосом (n), так как они образуются из генеративной клетки пыльцевого зерна с гаплоидным набором хромосом (n) путём митоза.

Задача 7. Какой хромосомный набор характерен для мегаспоры и клеток эндосперма сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки.

1. В мегаспорах гаплоидный набор хромосом (n), так как они образуются из клеток семязачатка (мегаспорангия) с диплоидным набором хромосом (2n) путём мейоза.

2. В клетках эндосперма гаплоидный набор хромосом (n), так как эндосперм формируется из гаплоидных мегаспор (n) путём митоза.

Жизненный цикл покрытосеменных растений

Покрытосеменные растения являются спорофитами (2n). Органом их полового размножения является цветок.

В завязи пестиков цветка находятся семязачатки – мегаспорангии (2n), где происходит мейоз и образуются 4 мегаспоры (n), 3 из них погибают, а из оставшейся – развивается женский гаметофит – зародышевый мешок из 8 клеток (n), одна из них – яйцеклетка (n), а две сливаются в одну – крупную (центральную) клетку с диплоидным набором хромосом (2n).

В микроспорангиях (2n) пыльников тычинок путём мейоза образуются микроспоры (n), из которых развиваются мужские гаметофиты – пыльцевые зёрна (n), состоящие из двух гаплоидных клеток (вегетативной и генеративной).

После опыления из генеративной клетки (n) образуются 2 спермия (n), а из вегетативной (n) – пыльцевая трубка (n), врастающая внутрь семязачатка и доставляющая спермии (n) к яйцеклетке (n) и центральной клетке (2n) . Один спермий (n) сливается с яйцеклеткой (n) и образуется зигота (2n), из которой митозом формируется зародыш растения (2n). Второй спермий (n) сливается центральной клеткой (2n) с образованием триплоидного эндосперма (3n). Такое оплодотворение у покрытосеменных растений называется двойным.

В результате из семязачатка формируется семя, покрытое кожурой и содержащее внутри зародыш (2n) и эндосперм (3n).

Схема 5. Жизненный цикл покрытосеменных растений

Задача 8. Какой хромосомный набор характерен для микроспоры, которая образуется в пыльнике, и клеток эндосперма семени цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и как они образуются.

1. В микроспорах гаплоидный набор хромосом (n), так как они образуются из клеток микроспорангиев с диплоидным набором хромосом (2n) путём мейоза.

2. В клетках эндосперма триплоидный набор хромосом (3n), так как эндосперм образуется при слиянии гаплоидного спермия (n) с диплоидной центральной клеткой (2n).

1. В процессе эволюции растений происходила постепенная редукция гаметофита и развитие спорофита.

2. В гаметах растений гаплоидный набор (n) хромосом, они образуются путём митоза.

3. В спорах растений гаплоидный набор (n) хромосом, они образуются путём мейоза.

Задачи по жизненному циклу растений для подготовки к ЕГЭ

Решение задач по теме по жизненным циклам растений

Среди заданий ЕГЭ есть задачи по жизненному циклу растений. Чтоб успешно справиться с заданием, ученик должен четко знать, что такое гаметофит и спорофит, их хромосомный набор, какое поколение доминирует в жизненном цикле. Только у мхов взрослые мужские и женские растения – это гаметофит, у остальных высших растений в жизненном цикле доминирует диплоидный спорофит. Это взрослые растения, которые мы видим. А у мха спорофит – это коробочка со спорами, паразитирующая на женском гаметофите (взрослое растение)

Важно не забыть, что у животных при образовании гамет происходит сначала митоз, а потом мейоз. У растений наоборот, сначала мейоз, а потом митоз. При спорогенезе у растений из диплоидных клеток образуются гаплоидные клетки, которые потом делятся митозом

1 Какой хро­мо­сом­ный набор ха­рак­те­рен для гамет и спор рас­те­ния мха ку­куш­ки­на льна? Объ­яс­ни­те, из каких кле­ток и в ре­зуль­та­те ка­ко­го де­ле­ния они об­ра­зу­ют­ся.

Га­ме­ты мха ку­куш­ки­на льна об­ра­зу­ют­ся на га­ме­то­фи­тах из га­п­ло­ид­ной клет­ки путём ми­то­за. Набор хро­мо­сом у гамет оди­нар­ный — n.

Споры мха ку­куш­ки­на льна об­ра­зу­ют­ся на ди­пло­ид­ном спо­ро­фи­те в спо­ран­ги­ях путём мей­о­за из ди­пло­ид­ных кле­ток. Набор хро­мо­сом у спор оди­нар­ный — n

2 Какой хро­мо­сом­ный набор ха­рак­те­рен для га­ме­то­фи­та и гамет мха сфаг­ну­ма? Объ­яс­ни­те из каких ис­ход­ных кле­ток и в ре­зуль­та­те ка­ко­го де­ле­ния об­ра­зу­ют­ся эти клет­ки?

1) Га­ме­то­фит и га­ме­ты сфаг­ну­ма га­п­ло­ид­ны, и набор хро­мом, и ко­ли­че­ство ДНК в клет­ках от­ве­ча­ют фор­му­ле nc.

2) Га­ме­то­фит об­ра­зу­ет­ся из споры, ко­то­рая об­ра­зу­ет­ся в ре­зуль­та­те мей­о­за из тка­ней спо­ро­фи­та.

3) Спора де­лит­ся ми­то­зом, об­ра­зуя га­ме­то­фит.

3 Какой хро­мо­сом­ный набор ха­рак­те­рен для споры, га­ме­то­фи­та и спо­ро­фи­та мха ку­куш­кин лён? Из каких ис­ход­ных кле­ток и в ре­зуль­та­те ка­ко­го де­ле­ния об­ра­зу­ют­ся эти ста­дии раз­ви­тия мха?

1) Спора и га­ме­то­фит мха со­дер­жат га­п­ло­ид­ный набор хро­мо­сом, а спо­ро­фит ди­пло­и­ден.

2) Спора об­ра­зу­ет­ся в ре­зуль­та­те мей­о­за из спо­ро­нос­ных кле­ток спо­ро­фи­та,

а га­ме­то­фит об­ра­зу­ет­ся из споры путём ми­то­за.

4. Какой хро­мо­сом­ный набор ха­рак­те­рен для гамет и спор рас­те­ния плауна булавовидного? Объ­яс­ни­те, из каких кле­ток и в ре­зуль­та­те ка­ко­го де­ле­ния они об­ра­зу­ют­ся.

Га­ме­ты плауна об­ра­зу­ют­ся на га­ме­то­фи­тах ( заростках) из га­п­ло­ид­ной клет­ки путём ми­то­за. Набор хро­мо­сом у гамет оди­нар­ный — n.

Споры мха плауна об­ра­зу­ют­ся на ди­пло­ид­ном спо­ро­фи­те (взрослое растение) в спо­роносных колосках путём мей­о­за из ди­пло­ид­ных кле­ток. Набор хро­мо­сом у спор оди­нар­ный — n

5. Какой хро­мо­сом­ный набор ха­рак­те­рен для га­ме­то­фи­та и гамет папоротника? Объ­яс­ни­те из каких ис­ход­ных кле­ток и в ре­зуль­та­те ка­ко­го де­ле­ния об­ра­зу­ют­ся эти клет­ки?

1) Га­ме­то­фит (заросток) и га­ме­ты папоротника га­п­ло­ид­ны, и набор хро­мом, и ко­ли­че­ство ДНК в клет­ках от­ве­ча­ют фор­му­ле nc.

2) Га­ме­то­фит об­ра­зу­ет­ся из споры, ко­то­рая об­ра­зу­ет­ся в ре­зуль­та­те мей­о­за из тка­ней спо­ро­фи­та ( взрослого растения)

3) Спора де­лит­ся ми­то­зом, об­ра­зуя при прорастании га­ме­то­фит.

6. Какой хро­мо­сом­ный набор ха­рак­те­рен для споры, га­ме­то­фи­та и спо­ро­фи­та хвоща? Из каких ис­ход­ных кле­ток и в ре­зуль­та­те ка­ко­го де­ле­ния об­ра­зу­ют­ся эти ста­дии раз­ви­тия мха?

1) Спора и га­ме­то­фит (заросток) хвоща со­дер­жат га­п­ло­ид­ный набор хро­мо­сом, а спо­ро­фит ( взрослое растение) ди­пло­и­ден.

2) Спора об­ра­зу­ет­ся в ре­зуль­та­те мей­о­за из кле­ток спороносного колоска спо­ро­фи­та,а га­ме­то­фит об­ра­зу­ет­ся из споры путём ми­то­за.

3) Спо­ро­фит об­ра­зу­ет­ся после опло­до­тво­ре­ния из зи­го­ты путём ми­то­за.

7 Какой хро­мо­сом­ный набор ха­рак­те­рен для кле­ток мя­ко­ти иго­лок и спер­ми­ев сосны? Объ­яс­ни­те, из каких ис­ход­ных кле­ток и в ре­зуль­та­те ка­ко­го де­ле­ния об­ра­зу­ют­ся эти клет­ки

1) в клет­ках иго­лок сосны набор хро­мо­сом – 2n; в спер­ми­ях сосны – n;

2) взрос­лое рас­те­ние сосны раз­ви­ва­ет­ся из зи­го­ты (2n);

3) спер­мии сосны раз­ви­ва­ют­ся из га­п­ло­ид­ных мик­ро­спор (n) путём ми­то­за

8 Какой хромосомный набор характерен для вегетативной, генеративной клеток и спермиев пыльцевого зерна цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

1) набор хромосом вегетативной и генеративной клеток — n;

2) вегетативная и генеративная клетки пыльцы образуются путём митоза при прорастании гаплоидной споры;

3) хромосомный набор спермиев — n;

4) спермии образуются из генеративной клетки путём митоза

9 Какой хро­мо­сом­ный набор ха­рак­те­рен для ядер кле­ток эпи­дер­ми­са листа и вось­ми­ядер­но­го за­ро­ды­ше­во­го мешка се­мя­за­чат­ка цвет­ко­во­го рас­те­ния? Объ­яс­ни­те, из каких ис­ход­ных кле­ток и в ре­зуль­та­те ка­ко­го де­ле­ния об­ра­зу­ют­ся эти клет­ки.

1. Эпи­дер­мис листа имеет ди­пло­ид­ный набор хро­мо­сом. Взрос­лое рас­те­ние яв­ля­ет­ся спо­ро­фи­том.

2. Все клет­ки за­ро­ды­ше­во­го мешка га­п­ло­ид­ны, но в цен­тре на­хо­дит­ся ди­пло­ид­ное ядро(об­ра­зу­ет­ся в ре­зуль­та­те сли­я­ния двух ядер) — это уже не вось­ми­ядер­ный, а се­ми­кле­точ­ный за­ро­ды­ше­вый мешок. Это га­ме­то­фит.

3. Спо­ро­фит об­ра­зу­ет­ся из кле­ток за­ро­ды­ша се­ме­ни путем ми­то­ти­че­ско­го де­ле­ния. Га­ме­то­фит об­ра­зу­ет­ся путем ми­то­ти­че­ско­го де­ле­ния из га­п­ло­ид­ной споры.

10. Какой хро­мо­сом­ный набор ха­рак­те­рен для ве­ге­та­тив­ной, ге­не­ра­тив­ной кле­ток и спер­ми­ев пыль­це­во­го зерна цвет­ко­во­го рас­те­ния? Объ­яс­ни­те, из каких ис­ход­ных кле­ток и в ре­зуль­та­те ка­ко­го де­ле­ния об­ра­зу­ют­ся эти клет­ки.

1) набор хро­мо­сом ве­ге­та­тив­ной и ге­не­ра­тив­ной кле­ток — n;

2) ве­ге­та­тив­ная и ге­не­ра­тив­ная клет­ки пыль­цы об­ра­зу­ют­ся путём ми­то­за при про­рас­та­нии га­п­ло­ид­ной споры;

3) хро­мо­сом­ный набор спер­ми­ев — n;

4) спер­мии об­ра­зу­ют­ся из ге­не­ра­тив­ной клет­ки путём ми­то­за

В публикации использованы материалы ЕГЭ прошлых лет

Презентация «Решение заданий части С (циклы развития растений)»

Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Решение заданий части С (циклы развития растений) Шадрина Лариса Валерьевна МАОУ «Школа с углублённым изучением отдельных предметов № 85» г. Нижнего Новгорода

Жизненный цикл мхов (кукушкин лён) У мхов в цикле развития преобладает половое поколение (n). Листостебельные растения мхов – раздельнополые гаметофиты (n). На мужских растениях (n) формируются антеридии (n) со сперматозоидами (n), на женских (n) – архегонии (n) с яйцеклетками (n). С помощью воды (во время дождя) сперматозоиды (n) попадают к яйцеклеткам (n), происходит оплодотворение, возникает зигота (2n). Зигота находится на женском гаметофите (n), она делится митозом и развивается спорофит (2n) – коробочка на ножке. Таким образом, спорофит (2n) у мхов живёт за счёт женского гаметофита (n). В коробочке спорофита (2n) путём мейоза образуются споры (n). Мхи – разноспоровые растения, различают микроспоры – мужские и макроспоры – женские. Из спор (n) путём митоза развиваются сначала предростки, а затем взрослые растения (n).

Жизненный цикл папоротников У папоротников (также хвощей, плаунов) в жизненном цикле преобладает спорофит (2n). На нижней стороне листьев растения (2n) развиваются спорангии (2n), в которых путём мейоза образуются споры (n). Из споры (n), попавшей во влажную почву, прорастает заросток (n) – обоеполый гаметофит. На его нижней стороне развиваются антеридии (n) и архегонии (n), а в них путём митоза образуются сперматозоиды (n) и яйцеклетки (n). С капельками росы или дождевой воды сперматозоиды (n) попадают к яйцеклеткам (n), образуется зигота (2n), а из нее – зародыш нового растения (2n).

Жизненный цикл голосеменных растений (сосна) Листостебельное растение голосеменных растений – спорофит (2n), на котором развиваются женские и мужские шишки (2n). На чешуйках женских шишек расположены семязачатки – мегаспорангии (2n), в которых путём мейоза образуются 4 мегаспоры (n), 3 из них погибают, а из оставшейся – развивается женский гаметофит – эндосперм (n) с двумя архегониями (n). В архегониях образуются 2 яйцеклетки (n), одна погибает. На чешуйках мужских шишек располагаются пыльцевые мешки – микроспорангии (2n), в которых путём мейоза образуются микроспоры (n), из них развиваются мужские гаметофиты – пыльцевые зёрна (n), состоящие из двух гаплоидных клеток (вегетативной и генеративной) и двух воздушных камер.

Пыльцевые зёрна (n) (пыльца) ветром переносятся на женские шишки, где митозом из генеративной клетки (n) образуются 2 спермия (n), а из вегетативной (n) – пыльцевая трубка (n), врастающая внутрь семязачатка и доставляющая спермии (n) к яйцеклетке (n). Один спермий погибает, а второй участвует в оплодотворении, образуется зигота (2n), из которой митозом формируется зародыш растения (2n). В результате из семязачатка формируется семя, покрытое кожурой и содержащее внутри зародыш (2n) и эндосперм (n

Жизненный цикл покрытосеменных растений Покрытосеменные растения являются спорофитами (2n). Органом их полового размножения является цветок. В завязи пестиков цветка находятся семязачатки – мегаспорангии (2n), где происходит мейоз и образуются 4 мегаспоры (n), 3 из них погибают, а из оставшейся – развивается женский гаметофит – зародышевый мешок из 8 клеток (n), одна из них – яйцеклетка (n), а две сливаются в одну – крупную (центральную) клетку с диплоидным набором хромосом (2n). В микроспорангиях (2n) пыльников тычинок путём мейоза образуются микроспоры (n), из которых развиваются мужские гаметофиты – пыльцевые зёрна (n), состоящие из двух гаплоидных клеток (вегетативной и генеративной). n).

После опыления из генеративной клетки (n) образуются 2 спермия (n), а из вегетативной (n) – пыльцевая трубка (n), врастающая внутрь семязачатка и доставляющая спермии (n) к яйцеклетке (n) и центральной клетке (2n) . Один спермий (n) сливается с яйцеклеткой (n) и образуется зигота (2n), из которой митозом формируется зародыш растения (2n). Второй спермий (n) сливается центральной клеткой (2n) с образованием триплоидного эндосперма (3n). Такое оплодотворение у покрытосеменных растений называется двойным. В результате из семязачатка формируется семя, покрытое кожурой и содержащее внутри зародыш (2n) и эндосперм (3n).

Соматические клетки кукурузы имеют 20 хромосом. Какой хромосомный набор содержат клетки верхушки корня и генеративной клетки пыльцы кукурузы? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки 1. число хромосом клетки верхушки корня – 20, а генеративной клетки пыльцы – 10; 2. клетки корня образуются в результате митоза из клеток зародыша; 3. генеративная клетка пыльцы образуется в процессе митоза из гаплоидной микроспоры при прорастании

Какой хромосомный набор характерен для клеток листьев и коробочки на ножке кукушкина льна? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления они образуются. 1. В клетках листьев кукушкина льна гаплоидный набор хромосом (n), они, как и всё растение, развиваются из споры с гаплоидным набором хромосом (n) путём митоза. 2. В клетках коробочки на ножке диплоидный набор хромосом (2n), она развивается из зиготы с диплоидным набором хромосом (2n) путём митоза.

Какой хромосомный набор характерен для гамет (яйцеклетки и спематозоидов) и спор хвоща полевого? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются. Ответ обоснуйте. 1. в гаметах гаплоидный набор хромосом – n; 2. в спорах гаплоидный набор хромосом – n; 3. гаметы развиваются в результате митоза из клеток гаметофита (заростка); 4.споры образуются из клеток спорангия в результате мейоза.

Какой хромосомный набор характерен для клеток зоны деления корня и мегаспоры семязачатка цветкового растения, из которой развивается восьмиядерный зародышевый мешок? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки. 1) набор хромосом клетки зоны деления корня – 2n; мегаспоры семязачатка – n; 2) клетки корня развиваются из зародыша (зиготы) путём митоза; 3) мегаспора образуется в результате мейоза из клетки семязачатка в завязи пестика

Какой хромосомный набор характерен для мегаспоры и клеток эндосперма сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки. 1. В мегаспорах гаплоидный набор хромосом (n), так как они образуются из клеток семязачатка (мегаспорангия) с диплоидным набором хромосом (2n) путём мейоза. 2. В клетках эндосперма гаплоидный набор хромосом (n), так как эндосперм формируется из гаплоидных мегаспор (n) путём митоза.

Соматические клетки яблони имеют 34 хромосомы. Определите число хромосом в клетках листьев и в ядрах клеток женского гаметофита (зародышевом мешке) яблони. Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки. 1) клетки листьев яблони (соматические клетки) имеют двойной набор хромосом – 34, так как взрослое растение развивается из зародыша (зиготы) путем митоза; 2) женский гаметофит (зародышевый мешок) имеет шесть гаплоидных клеток (из них одна яйцеклетка) с набором хромосом – 17, и одну центральную диплоидную клетку, в которой 34 хромосомы; 3) женский гаметофит образуется из гаплоидной мегаспоры путем трех митотических делений, в результате которых образуются 8 гаплоидных клеток, две из них сливаются и образуют центральную диплоидную клетку зародышевого мешка

Какой набор хромосом содержится в спермиях и в клетке основной ткани листа огурца? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются спермии и клетки основной ткани. 1) набор хромосом в клетках основной ткани листьев огурца равно 2n (в процессе митоза не изменяется), спермии огурца образуются в результате мейоза, набор хромосом равен n; 2) взрослое растение огурца развивается из зиготы, значит равно 2n; 3) из пыльцевого зерна образуются два гаплоидных спермия, один из которых сливается с яйцеклеткой.

Какими цифрами обозначены на рисунке «Цикл развития папоротника» гаплоидные стадии развития? Назовите их. 1) 2 — спора; 2) 3 — заросток с развивающимися на нем антеридиями — 4 архегониями — 5; 3) 6 — спермий и 7 — яйцеклетка.

Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор растения мха кукушкина льна? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются 1. Гаметы мха кукушкина льна образуются на гаметофитах из гаплоидной клетки путём митоза. Набор хромосом у гамет — n. 2. Споры мха кукушки­на льна образуются на диплоидном спорофите в спорангиях путём мейоза из диплоидных клеток. Набор хромосом у спор одинарный — n

Какой хромосомный набор характерен для клеток эндосперма семени и листьев цветкового растения. Объясните полученные результаты. 1) в клетках эндосперма семени триплоидный набор хромосом 3n, а в клетках листьев цветкового растения 2n; 2) эндосперм (3n) развивается из клетки образованной от слияния двух клеток — центральной клетки семязачатка (2n) и одного из спермиев (n); 3) листья цветкового растения развиваются из клеток зародыша. В клетках зародыша семени диплоидный набор хромосом – 2n, так как зародыш формируется из зиготы – оплодотворённой яйцеклетки.

Какой хромосомный набор характерен для спермиев и клеток пыльцевого зерна семени сосны. Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки. 1.Спермии –п, в клетках пыльцевого зерна – п. 2.Спермии формируются из клеток пыльцевого зерна(генеративной клетки) в результате митоза. 3. Клетки пыльцевого зерна сосны развиваются из гаплоидных спор митозом.

Какой хромосомный набор характерен для спермиев и клеток эндосперма семени цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки. 1.Спермии –п, в клетках эндосперма – 3п. 2. Спермии формируются из гаплоидной споры (генеративной клетки) в результате митоза, 3.эндосперм формируется при слиянии двух ядер центральной клетки зародышевого мешка (2п) и одного спермия (п)

Какой хромосомный набор характерен для клеток пыльцевого зерна и спермиев сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате, какого деления образуются эти клетки. 1. В клетках пыльцевого зерна гаплоидный набор хромосом (n), так как оно образуется из гаплоидной микроспоры (n) путём митоза. 2. В спермиях гаплоидный набор хромосом (n), так как они образуются из генеративной клетки пыльцевого зерна с гаплоидным набором хромосом (n) путём митоза.

Используемые ресурсы Биология и медицина http://medbiol.ru/medbiol/botanica/001206bd.htm Решу ЕГЭ http://bio.reshuege.ru/test?theme=219

  • Шадрина Лариса Валерьевна
  • 3352
  • 30.01.2017

Номер материала: ДБ-147167

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

Сертификат о создании сайта

Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

Грамота за использование ИКТ в работе педагога

Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Задания №39 с объяснениями

1. Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в ядре (клетке) семязачатка перед началом мейоза 1 и мейоза 2. Объясните результаты в каждом случае.

Объяснение: в клетке семязачатка пшеницы перед начало мейоза хромосомный набор диплоидный (2n2c) или 56 молекул ДНК и 28 хромосом, так как в интерфазе первого деления происходит репликация (удвоение) ДНК (то есть хромосомный набор в соматический клетках пшеницы равен 28). В процессе первого деления мейоза клетка делится пополам, то есть будет 28 молекул ДНК и 14 хромосом.

2. Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и эндосперма семени, листьев ячменя? Объясните результат в каждом случае.

Объяснение: листья растений состоят из соматических клеток, в которых набор хромосом — диплоидный. Зародыш развивается из зиготы, зигота получена слиянием гаплоидных половых клеток, значит зародыш диплоидный (n + n = 2n). Эндосперм семени триплоидный, так как он образован при слиянии двухядерного семязачатки и гаплоидного спермия (2n + n = 3n).

3. Определите хромосомный набор в клетках взрослого растения и спорах кукушкина льна. В результате какого типа деления и из каких клеток эти хромосомные наборы образуются?

Объяснение: спора растения кукушкина льна имеет гаплоидный набор хромосом. взрослое растение — гаметофит — развивается из споры при помощи деления митозом, то есть взрослое растение тоже имеет гаплоидный набор хромосом.

4. В синтезе белка последовательно участвовали тРНК с антикодонами ЦЦА, ГУУ, ГАА. Определите состав молекулы ДНК и иРНК.

Объяснение: начнем записывать состав молекул в обратном порядке, то есть сначала тРНК, затем иРНК, и, наконец, ДНК.

тРНК: ЦЦА ГУУ ГАА

иРНК: ГГУ ЦАА ЦУУ

ДНК: ЦЦА ГТТ ГАА

5. В соматических клетках животного организма диплоидный набор хромосом. Какой набор хромосом и молекул ДНК в клетках при гаметогенезе на конечном этапе в зоне размножения и на конечном этапе в зоне созревания? Объясните результаты в каждом случае.

Объяснение: рассмотрим картинку гаметогенеза.

Как мы видим, на конечном этапе в зоне размножения набор хромосом диплоидный (2n)а набор молекул ДНК — 2с (так как на это этапе происходит митоз), а на конечном этапе в зоне созревания — гаплоидный (n), а набор молекул ДНК — 1с (так как на этом этапе уже произошло не только второе мейотическое деление, но и первое).

6. Хромосомный набор соматической клетки растения равен 20. Определите хромосомный набор и количество молекул ДНК в клетках семязачатка перед началом профазы мейоза 1 и в конце телофазы мейоза 1. Полученные результаты объясните.

Объяснение: соматические клетки имеют диплоидный набор хромосом (то есть двойной), а половые — гаплоидный. В интерфазе (перед делением) происходит удвоение ДНК, это значит, что в профазе мейоза 1 набор остается диплоидным — 2n (20 хромосом), а количество молекул ДНК двойное, то есть 40. В телофазе мейоза 1 уже произошло деление (оно произошло еще в анафазе) и количества и хромосом и ДНК разделилось пополам, то есть хромосомный набор — n (1- хромосом), а количество молекул ДНК — 2с (20 молекул ДНК).

7. Для соматической клетки животного организма характерен диплоидный набор хромосом. Какой набор хромосом и молекул ДНК в клетках в конце синтетического периода интерфазы и в конце телофазы мейоза 1.

Объяснение: в интерфазе мейоза происходит удвоение молекул ДНК, то есть диплоидный набор так и остается, а количество молекул ДНК удваивается и становится — 4с. В конце телофазы меойоза 1 уже произошло разделение хромосом (оно произошло еще в анафазе), поэтому диплоидный набор поделился пополам и стал 1n, а количество молекул ДНК стало 2с.

8. В синтезе белка последовательно участвовали тРНК с антикодонами АЦА, АУГ, ГУА. Определите состав молекулы ДНК и РНК.

Объяснение: запишем состав молекул тРНК, иРНК и ДНК.

ДНК: АЦА АТГ ГТА

иРНК: УГУ УАЦ ЦАУ

тРНК: АЦА АУГ ГУА

9. Какова роль кроссинговера в эволюционном процессе?

Объяснение: кроссинговер — обмен участками гомологичных хромосом (происходит в профазе мейоза 1). Хромосомы могут обмениваться участками разной длины (и большими и маленькими). Длины измеряется в процентах или морганидах. Роль кроссинговера заключается в увеличении биологического разнообразия, так как каждый новый организм имеет отличный от родительского генотип.

10. Почему молекула ДНК длиной в 1 м легко умещается в клетке.

Объяснение: потому что молекула ДНк в клетке находится не в развернутом, а в свернутом состоянии (в этом ей помогают белки — гистоны). У ДНК есть 4 степени спирализации.

11. В биосинтезе фрагмента молекулы белка участвовали последовательно молекулы тРНК с антикодонами ААГ, ААУ, ГГА, УАА, ЦАА. Определите аминокислотную последовательность синтезируемого фрагмента молекулы белка и нуклеотидную последовательность участка двухцепочечной молекулы ДНК, в которой закодирована информация о первичной структуре фрагмента белка. Объясните последовательность ваших действий.

Объяснение: начнем с напоминания принципа комплементарности: А-Т, Г-Ц (соответствие нуклеотидов в ДНК, в РНК тимин заменяется на урацил). Сначала записываем последовательность иРНК по данной тРНК, а затем по иРНК записываем исходную ДНК (от нас в данной задаче требуют двойную цепь, поэтому используем принцип комплементарности для трех цепей: иРНК, ДНК(первая цепь), ДНК (вторая цепь)).

ДНК: ТТЦ ТТА ЦЦТ АТТ ГТТ

ААГ ААТ ГГА ТАА ЦАА

иРНК: УУЦ УУА ЦЦУ АУУ ГУУ

тРНК: ААГ ААУ ГГА УАА ЦАА

12. Соматические клетки дрозофилы содержат 8 хромосом. Как изменится число хромосом и молекул ДНК в ядре при гаметогенезе перед началом деления и в конце телофазы мейоза 1? Объясните результаты в каждом случае.

Объяснение: в соматических клетках содержится диплоидный набор хромосом (двойной), это значит, что в половых клетках содержится 4 хромосомы — гаплоидный (одинарный) набор. Перед началом деления в гаметогенезе количество ДНК удваивается, то есть их 16, а количество хромосом — 8. В конце телофазы уже произошло деление пополам, то есть осталось 4 хромосомы и количество молекул ДНК — 8.

13. Для соматической клетки животного характерен диплоидный набор хромосом. Определите хромосомный набор (n) и число молекул ДНК (с) в клетке в конце телофазы мейоза 1 и анафазе мейоза 2. Объясните результаты в каждом случае.

Объяснение: если соматические клетки организма содержат диплоидный набор хромосом, значит половые клетки — гаплоидный. Во время телофазы 1 хромосомы спирализуются, но к этому времени расхождение хромосом уже произошло в анафазе 1, поэтому набор будет — n2c (число молекул ДНК удвоенное, так как перед первым делением произошла репликация (удвоение) ДНК), а в анафазе 2 происходит расхождение сестринских хроматид и набор становится как в половых клетках — nc.

14. В биосинтезе фрагмента молекулы белка участвовали последовательно молекулы тРНК с антикодонами АГЦ, ГЦЦ, УЦА, ЦГА, АГА. Определите аминокислотную последовательность синтезируемого фрагмента молекулы белка и нуклеотидную последовательность участка двухцепочечной молекулы ДНК, в которой закодирована информация о первичной структуре фрагмента белка. Объясните последовательность ваших действий.

Объяснение: нам дана последовательность тРНК, значит задачу мы будем решать с конца: сначала напишем комплементарную цепь иРНК, затем комплементарную двойную цепь ДНК.

тРНК: АГЦ ГЦЦ УЦА ЦГА АГА

иРНК: УЦГ ЦГГ АГУ ГЦУ УЦУ

ДНК1: АГЦ ГЦЦ ТЦА ЦГА АГА

ДНК2: ТЦГ ЦГГ АГТ ГЦТ ТЦТ

15. Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор растения мха кукушкина льна? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.

Объяснение: гаметы – половые клетки – имеют гаплоидный набор хромосом, как и споры, из которых развивается гаметофит (гаплоидный), на котором образуются гаметы путем митоза. Споры образуются на спорофите (диплоидный) путем мейоза.

16. Участок молекулы ДНК имеет следующий состав: ГАТГААТАГТГЦТТЦ. Перечислите не менее трех последствий, к которым может привести случайная замена седьмого нуклеотида тимина на цитозин (Ц).

Объяснение: 1. Изменение в структуре (от первичной до четвертичной) белка — соответственно, неправильная его работа.

2. Это изменение можно назвать мутацией, которая повлечет за собой такие последствия, как еще и, возможно, появление нового признака.

3. Замена соответствующей аминокислоты на другую.

(Для борьбы с такими случайными изменениями существует система репарации, которая старается исправлять ошибки в нуклеиновых кислотах)

17. Участок молекулы ДНК, кодирующей последовательность аминокислот в белке, имеет следующий состав: ГАТГААТАГТГЦТТЦ. Объясните, к каким последствиям может привести случайное добавление нуклеотида гуанина (Г) между седьмым и восьмым нуклеотидами.

Объяснение: такая вставка приведет к нарушениям в молекуле белка, так как изменится последовательность нуклеотидов, соответственно изменится набор триплетов, следовательно, изменится последовательность соответствующих аминокислот (и вообще изменятся аминокислоты, так как разным триплетам соответствуют разные аминокислоты). Значит, в конце концов, получится совсем другой белок. Это может повлечь появление нового признак у данного организма.

18. Участок цепи ДНК, кодирующий первичную структуру полипептида, состоит из 15 нуклеотидов. Определите число нуклеотидов на иРНК, кодирующих аминокислоты, число аминокислот в полипептиде и количество тРНК, необходимых для переноса этих аминокислот к месту синтеза. Ответ поясните.

Объяснение: 15 нуклеотидов ДНК соответствуют 15 нуклеотидам иРНК. Одна аминокислота кодируется сочетанием трех нуклеотидов, значит полипептид будет состоять из пяти аминокислот. Эти аминокислоты приносятся к рабочей рибосоме при помощи тРНК. Одна тРНК кодирует одну аминокислоту, значит нам понадобится пять молекул тРНК.

Задания для самостоятельного решения

1. Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в ядрах (клетках) семязачатка в анафазе мейоза 1 и конце телофазы мейоза 1. Объясните все полученные результаты.

2. Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах в пресинаптический период интерфазы одной соматической клетки человека составляет около 6 х 10-9 мг. Определите, чему равна масса всех молекул ДНК в ядрах клеток при оогенезе в конце телофазы мейоза 1 и мейоза 2. Объясните полученные результаты.

3. Какой хромосомный набор характерен для вегетативной, генеративной клеток и спермиев пыльцевого зерна цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

4. Какой хромосомный набор характерен для клеток заростка и клеток корневища папоротника щитовника мужского? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

5. У хламидомонады преобладающим поколением является гаметофит. Определите хромосомный набор споры и гамет хламидомонады. Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки при половом размножении.

6. Какой хромосомный набор характерен для клеток мякоти иголок и спермиев сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

7. Как происходит преобразование энергии солнечного света в световой и темновой фазах фотосинтеза в энергию химических связей глюкозы? Ответ поясните.

8. Проследите путь водорода в световой и темновой стадиях фотосинтеза от момента его образования до синтеза глюкозы.

9. В соматических клетках дрозофилы содержится 8 хромосом. Определите, какое количество хромосом и молекул ДНК содержится при гаметогенезе в ядрах перед делением в интерфазе и в конце телофазы мейоза 1. Объясните, как образуется такое число хромосом и молекул ДНК.

10. Какой хромосомный набор характерен для ядер клеток эпидермиса листа и восьмиядерного зародышевого мешка семязачатка цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

11. Какой хромосомный набор характерен для клеток мякоти иголок и спермиев сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.

12. Для соматической клетки животного характерен диплоидный набор хромосом. Определите хромосомный набор (n) и число молекул ДНК (с) в клетке в конце телофазы мейоза 1 и анафазе мейоза 2. Объясните результаты в каждом случае.

13. Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор растения мха кукукина льна? Объясните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются.

14. В биосинтезе полипептида участвовали тРНК в антикодонами УУА, ГГЦ, ЦГЦ, АУУ, ЦГУ. Определите нуклеотидную последовательность участка каждой цепи молекулы ДНК, который несет информацию о синтезируемом полипептиде, и число нуклеотидов, содержащих аденин (А), гуанин (Г), тимин (Т) и цитозин (Ц) в двуцепочечной молекуле ДНК. Ответ поясните.

15. В каких случаях изменение последовательности нуклеотидов ДНК не влияет на структуру и функции соответствующего белка?

16. Белок состоит из 100 аминокислот. Установите, во сколько раз молекулярная масса участка гена, кодирующего данный белок, превышает молекулярную массу белка, если средняя молекулярная масса аминокислоты — 110, а нуклеотида — 300. Ответ поясните.

17. Участок цепи ДНК, кодирующий первичную структуру полипептида, состоит из 15 нуклеотидов. Определите число нуклеотидов на иРНК, кодирующих аминокислоты, число аминокислот в полипептиде и количество тРНК, необходимых для переноса этих аминокислот к месту синтеза. Ответ поясните.

18. Молекула белка включает 21 аминокислоту. Определите число триплетов в гене, кодирующих этот белок, число нуклеотидов на иРНК, число тРНК, участвующих в синтезе этого белка.

19. Молекула белка включает 18 аминокислот. Определите число триплетов в гене, кодирующих этот белок, число нуклеотидов на иРНК, число тРНК, участвующих в синтезе этого белка.

20. Белок состоит из 50 аминокислот. Определите, во сколько раз молекулярная масса участка гена, кодирующего этот белок, превышает молекулярную массу белка, если средняя молекулярная масса аминокислоты — 110, а нуклеотида — 300.

21. Белок состоит из 80 аминокислот. Определите, во сколько раз молекулярная масса участка гена, кодирующего этот белок, превышает молекулярную массу белка, если средняя молекулярная масса аминокислоты — 110, а нуклеотида — 300.

22. В процессе транскрипции была синтезирована молекула иРНК, состоящая из 120 нуклеотидов. Определите, сколько нуклеотидов содержится в гене, который контролирует синтез белка, сколько аминокислот содержит синтезируемый белок, а также число транспортных РНК, участвующих в биосинтезе?

23. В процессе трансляции был синтезирован белок, состоящий из 20 аминокислот. Определите, сколько нуклеотидов содержится в гене, который контролирует синтез белка, и в молекуле иРНК, на которой происходит сборка молекулы белка, а также число транспортных РНК, участвующих в биосинтезе?

24. В процессе трансляции участвовало 24 молекулы тРНК. Определите, сколько нуклеотидов содержится в гене, который контролирует синтез белка, и в молекуле иРНК, а также сколько аминокислот содержит синтезируемый белок?

25. Белок состоит из 120 аминокислот. Установите, во сколько раз молекулярная масса гена, кодирующего данный белок, превышает молекулярную массу белка, если средняя молекулярная масса аминокислоты — 110, а нуклеотида — 300.

26. В одной молекуле ДНК нуклеотиды с аденином (А) составляют 30% от общего числа нуклеотидов. Определите количество (%) нуклеотидов с тимином (Т), цитозином (Ц) и гуанином (Г). Объясните полученные результаты.

27. Участок цепи ДНК, кодирующий первичную структуру полипептида, состоит из 30 нуклеотидов. Определите число нуклеотидов на иРНК, кодирующих аминокислоты, число аминокислот в полипептиде и количество тРНК, необходимых для переноса этих аминокислот к месту синтеза. Ответ поясните.

28. Участок цепи ДНК, кодирующей первичную структуру полипептида, состоит из 84 нуклеотидов. Определите число нуклеотидов на иРНК, число аминокислот в полипептиде и количество тРНК, необходимых для переноса этих аминокислот к месту синтеза. Ответ поясните.

29. Белок состоит из 150 аминокислот. Установите число нуклеотидов в иРНК и ДНК, которые кодируют аминокислоты данного белка, и число молекул тРНК, которые необходимы для синтеза данного белка. Ответ поясните.

30. Какой участок белка закодирован в следующем участке молекулы ДНК: АГГЦАГЦЦАТАГ. Определите последовательность нуклеотидов иРНК, участок полипептидной цепи и антикодоны молекул тРНК, которые будут транспортировать аминокислоты к рибосоме для трансляции.

31. В процессе трансляции участвовало 15 молекул тРНК. Определите число аминокислот, входящих в состав синтезируемого фрагмента белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот участок белка.

32. Фрагмент ДНК содержит 18% адениновых нуклеотидов. Определите процентное содержание цитозиновых нуклеотидов в данном фрагменте ДНК. Ответ поясните.

33. Участок одной из нитей ДНК имеет следующий состав: ААГГЦЦТТ. Определите состав участка второй нити молекулы ДНК, какое число водородныз связей содержится между нуклеотидами на участках двух нитей, какой процент в них составляет тиминовые нуклеотиды, если известно, что цитозиновых 15%?

34. Соматические клетки цветкового растения имеют 16 хромосом. Определите число хромосом в дочерних клетках, которые образуются при росте листа. Какое число хромосом имеют ядра клеток, которые образуют клетки зародыша семени и эндосперма и в результате каких процессов это число хромосом сформировалось?

Смотрите еще:

  • Когда раскольников совершил преступление Почему Раскольников решился на преступление? Личность Раскольникова выдающаяся. У него есть задатки ясного ума, твердого характера и благородного сердца. В раннем возрасте Родион Раскольников был чутким ребенком, сострадательным и […]
  • Учебное пособие по финансам предприятия 2013 Финансы - Ковалева А. М. - Учебное пособие Год выпуска : 2005 Автор : А.М. Ковалева Жанр : Экономика/Финансы Издательство : «Финансы и статистика» Качество: eBook (изначально компьютерное) Формат : DOC Количество страниц : […]
  • Приказы о внеурочной деятельности по фгос Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа №6 Тутаевского муниципального района ФГОС ФГОС Нормативно-правовые документы Федеральный уровень Региональный уровень Приказ Департамента образования Ярославской области […]
  • Что делать если квартира в залоге Квартира в залоге у банка: 5 вариантов продажи Уже много раз описанные «прелести» нынешнего кризиса (рост курса доллара, увольнения, сокращения зарплат) могут привести к тому, что взятый пару лет назад ипотечный кредит становится […]
  • Японское наказание Самое страшное наказание для японского ребенка. История из жизни. Ребенок сделал, что не хорошее. Мама вышла из себя и выставила сына за дверь. Через несколько минут снаружи послышалось плачь. «Я больше так не будут» - утерая слезы […]
  • Приказ министерства здравоохранения 206 Приказ Министерства здравоохранения Рязанской области от 10 февраля 2017 г. N 206 "О внесении изменений в приказ министерства здравоохранения Рязанской области от 30.12.2016 N 2295 "Об утверждении перечня аптечных организаций, […]
  • Пучок собственности это Пучок собственности это В современной экономической теории принято употреблять не понятие "собственность", а термин "право собственности". Это объясняется тем, что собственностью является не ресурс сам по себе, а "пучок", или доля, прав […]
  • Залог хорошего пищеварения Правильное пищеварение – залог здоровья и долголетия! Пищеварение – один из главных жизненно важных процессов у всех живых существ. Правильное пищеварение состоит из нескольких этапов - обработка пищи, всасывания и усваивания полученных […]