Гражданское законодательство рф о решения суда

Статья 3. Гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

2. Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее — законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса.

Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

2.1. Внесение изменений в настоящий Кодекс, а также приостановление действия или признание утратившими силу положений настоящего Кодекса осуществляется отдельными законами. Положения, предусматривающие внесение изменений в настоящий Кодекс, приостановление действия или признание утратившими силу положений настоящего Кодекса, не могут быть включены в тексты законов, изменяющих (приостанавливающих действие или признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

3. Отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу и иным законам.

4. На основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права.

5. В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон.

6. Действие и применение норм гражданского права, содержащихся в указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации (далее — иные правовые акты), определяются правилами настоящей главы.

7. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

Комментарий к Ст. 3 ГК РФ

1. Гражданское законодательство — это система законодательных актов, регулирующих гражданские отношения (см. ст. 2 ГК и комментарий к ней). В соответствии с Конституцией РФ оно находится в ведении Российской Федерации (п. «о» ст. 71). На основании ч. 1 ст. 76 Конституции РФ по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России.

2. Безусловно, и другие акты гражданского законодательства базируются на Конституции РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Основного Закона «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации». Наряду с положениями, рассмотренными в комментарии к ст. 1 ГК РФ, следует указать на фундаментальные для гражданского законодательства моменты, содержащиеся в Конституции РФ.

Во-первых, это, конечно же, основанное на высшей ценности прав и свобод человека право частной собственности, которое занимает центральное место в системе прав и свобод человека и гражданина, обусловливая демократический, правовой характер государственного устройства, а также рыночный характер экономических отношений. Именно собственник кровно заинтересован в построении правовой системы, эффективно защищающей права и законные интересы граждан, а также четко определяющей правила игры в экономической сфере. Без частной собственности не может быть ни демократии, ни гражданского общества.

Во-вторых, в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, а также признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Гражданские отношения затрагиваются также в ст. ст. 9, 19, 23, 25, 27 и ряде других статей Основного Закона. Так, например, в соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Это положение развито в ст. ст. 1069 — 1071 части второй ГК РФ.

3. Ключевым актом, регулирующим гражданские отношения, безусловно является Гражданский кодекс РФ, который определяет принципы гражданского права, устанавливает основные начала правового регулирования гражданских отношений (см. ст. 1 ГК и комментарий к ней).

Других федеральных законов, содержащих нормы гражданского права, настолько много, что, полагаем, их можно классифицировать по разным основаниям.

Можно назвать Федеральные законы, прямо указанные в тексте комментируемого Кодекса: от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (далее — Закон об актах гражданского состояния) (ст. 47), от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о регистрации юридических лиц) (ст. 51), от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об обществах с ограниченной ответственностью) (ст. 87) и др.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1997. N 47. Ст. 5340.

Собрание законодательства РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3431.

Собрание законодательства РФ. 1998. N 7. Ст. 785.

Кроме того, нормы гражданского права зачастую встречаются в федеральных законах, принятие которых не было «запланировано» в Гражданском кодексе прежде всего потому, что это нормативные правовые акты публичного права. Так, например, ст. 76 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве 2007 г.) определяет правила обращения взыскания на «дебиторскую задолженность». По существу, эти положения устанавливают специальные основание и порядок перехода прав кредитора к третьему лицу, т.е., безусловно, являются нормами гражданского права. Возможность существования таких положений следует из ст. 387 ГК РФ, не содержащей закрытого перечня случаев перехода прав кредитора к другому лицу на основании закона.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2007. N 41. Ст. 4849.

Наверное, справедливо выделить кодифицированные акты, содержащие гражданско-правовые нормы. Это Земельный, Жилищный, Семейный, Трудовой, Лесной, Воздушный, Водный, Градостроительный кодексы, Кодекс торгового мореплавания, Кодекс внутреннего водного транспорта и некоторые другие.

4. Следует отметить, что в тексте ГК РФ употребляются термины «гражданское законодательство», «законодательство» или «закон» (законы). При этом всегда подразумеваются федеральные законы. Правило, установленное в абз. 2 п. 2 комментируемой статьи, о том, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу, наверное, следует рассматривать как презумпцию верховенства Гражданского кодекса, поскольку с точки зрения иерархической сам этот Кодекс также является федеральным законом.

Соотношение норм гражданского права, содержащихся в ГК РФ и в иных законах, удачно подчеркнул Е.А. Суханов. Рассуждая о значении Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ, ЖК) в регулировании гражданско-правовых отношений, он отмечает, что рассматривать этот Кодекс в качестве специального по отношению к ГК РФ оснований нет, поскольку ЖК РФ был принят не «в соответствии с ГК», имеет собственный предмет и принципы, поэтому «Жилищный кодекс имеет приоритет в применении перед другими законами, содержащими нормы жилищного законодательства (п. 8 ст. 5 ЖК), но должен уступать ГК в сфере регулирования жилищных отношений, являющихся одновременно гражданско-правовыми. При ином подходе приоритет перед ГК получат не только Жилищный и Земельный кодексы, но и транспортные кодексы, обобщающие законы в сфере страхования, банковской деятельности и т.д., что приведет к распаду единого по своей юридической (отраслевой) природе гражданского законодательства и соответствующей ему кодификации» .

———————————
Собрание законодательства РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 14.

Кодификация российского частного права / В.В. Витрянский, С.Ю. Головина, Б.М. Гонгало и др.; Под ред. Д.А. Медведева. М.: Статут, 2008.

5. Гражданские отношения могут регулироваться не только законодательными актами, но и указами Президента РФ (например, Временное положение о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, утвержденное Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. N 1392) и постановлениями Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» ). Акты Президента РФ и Правительства РФ, содержащие нормы гражданского права, в комментируемом Кодексе именуются правовыми актами.

———————————
Российская газета. 20.11.1992. N 251.

Собрание законодательства РФ. 2002. N 26. Ст. 2586.

Правовые акты должны приниматься в случаях, непосредственно предусмотренных ГК РФ или другими федеральными законами.

6. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, только при соблюдении следующих требований:

1) если данный документ предусмотрен комментируемым Кодексом, иными законами либо правовыми актами. Конечно же, при этом он не должен противоречить вышеназванным актам;

2) в отношении «подведомственных актов» существует правило, выраженное в Указе Президента РФ от 21 января 1993 г. N 104 «О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации», а также в Постановлении Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» . Согласно названным документам нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и официальной публикации в газете «Российская газета», которая должна осуществляться не позднее 10 дней после государственной регистрации этих актов. Причем акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий.

———————————
Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 4. Ст. 301.

Собрание законодательства РФ. 1997. N 33. Ст. 3895.

7. Международные договоры, участницей которых является Российская Федерация, также могут регулировать гражданские отношения (см. ст. 7 ГК и комментарий к ней).

8. Говоря о системе нормативных правовых актов, содержащих нормы гражданского права, нельзя не упомянуть о значении актов Конституционного Суда РФ. Сами по себе акты конституционного судопроизводства вряд ли можно считать источниками гражданского права. Однако недооценивать их роль нельзя.

В целом ряде случаев постановления и определения Конституционного Суда РФ восполняют пробелы в гражданском законодательстве. В качестве примера можно привести Постановление Конституционного Суда РФ от 25 января 2001 г. N 1-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан И.В. Богданова, А.Б. Зернова, С.И. Кальянова и Н.В. Труханова». Предметом рассмотрения в указанном Постановлении было положение ГК РФ, в соответствии с которым вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу.

Не найдя причин для признания этой нормы неконституционной, Суд все же отметил, что она не может служить основанием для отказа в возмещении государством вреда, причиненного при осуществлении гражданского судопроизводства в иных случаях (а именно когда спор не разрешается по существу) в результате незаконных действий (или бездействия) суда (судьи), в том числе при нарушении разумных сроков судебного разбирательства, если вина судьи установлена не приговором суда, а иным соответствующим судебным решением. Эта позиция Конституционного Суда РФ сегодня является важнейшим правовым основанием для защиты прав лиц, пострадавших от судебной волокиты.

Нередко акты Конституционного Суда РФ содержат положения, толкующие гражданский закон. Например, в Определении Конституционного Суда РФ от 3 июля 2008 г. N 734-О-П «По жалобе гражданки В. на нарушение ее конституционных прав статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации» отмечается, что ст. 151 ГК РФ в системе действующего гражданского правового регулирования не может рассматриваться как препятствующая принятию решения о денежной компенсации в случаях неисполнения судебных решений по искам к Российской Федерации, ее субъектам или муниципальным образованиям. В истории современного гражданского законодательства имели место случаи признания отдельных норм противоречащими Конституции РФ. Так, Постановлением Конституционного Суда РФ от 23 декабря 1997 г. N 21-П несоответствие конституционным нормам было выявлено в отношении положения абз. 4 п. 2 ст. 855 ГК РФ исходя из того, что установленное в абз. 5 этого пункта обязательное списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, означает только взыскание задолженности по указанным платежам на основании поручений налоговых органов и органов налоговой полиции, носящих бесспорный характер.

9. Следует иметь в виду, что на основании ст. ст. 126 и 127 Конституции РФ Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ вправе давать разъяснения по вопросам судебной практики, в том числе по гражданским делам. Такие разъяснения способствуют правильному и единообразному применению актов гражданского законодательства. Необходимо обратить внимание на то, что разъяснения Верховных Судов Союза ССР, РСФСР и Российской Федерации, данные до принятия Конституции РФ и законодательных актов, принятых на ее основе, применяются в частях, им не противоречащих.

Гражданское законодательство

1. Под гражданским законодательством понимается совокупность нормативных актов, регулирующих общественные отношения, составляющие предмет гражданского права. Если гражданское право представляет собою совокупность норм, то гражданское законодательство составляют акты, содержащие эти нормы, нормы находят в актах свое документальное выражение25.

До недавнего времени словом «законодательство» охватывались все нормативные акты. Теперь ст. 3 ГК называет им только законы, а другие — «иные акты». К ним относятся указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты органов исполнительной власти и местного самоуправления. Все они не должны противоречить законам; в случае такого противоречия применяется закон, а не противоречащий ему акт.

В становлении советского гражданского законодательства непосредственное участие принимал В. И. Ленин27. В Сочинениях В. И. Ленина и в Ленинских сборниках содержится немало высказываний и практических указаний в этой области. За последние годы проведена большая работа по дальнейшему совершенствованию законодательства.

2. Основу законодательства образует Конституция РФ 1993 года. Такое же значение на соответствующих территориях имели кон-

» В литературе встречается отождествление законодательства и права. См.:

Правоведение. 1981.№ 6. С. 37.

«См.: Новицкий И. Б. Источники советского гражданского права. М., 1959. С. 6-7. «См.: Роль В. И. Ленина в становлении и развитии советского законодательства.

ституции союзных и автономных республик. Конституционные нормы непосредственно регулируют конституционные отношения. Что же касается отношений, составляющих предмет отдельных отраслей права, то они регулируются конституционными нормами опосредованно, через отраслевое законодательство. Естественно, ссылка на Конституцию поднимает авторитет принимаемого решения, но прямая необходимость в этом имеется только в особо принципиальных случаях. В остальных делах достаточно ссылки на отраслевое законодательство.

Среди отраслевых законов первенствующее значение имели Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, утвержденные Верховным Советом СССР 31 мая 1991 г. и введенные в действие с 1 января 1992 г.28

Основным источником гражданского права является Гражданский кодекс РФ. Первая часть его принята Государственной Думой 21 октября 1994 г., подписана Президентом 30 ноября 1994г. и введена в действие с 1 января 1995г. Вторая часть принята Думой 22 декабря 1995г., подписана Президентом 26 января 1996 г. и введена в действие с 1 марта 1996 г.29

Источниками гражданского права являются такие законы, как Кодекс торгового мореплавания Союза ССР, Воздушный кодекс Союза ССР и другие, которые подробно рассматриваются по соответствующим темам курса.

К источникам гражданского права принадлежит также ряд Указов Президента.

Постановления Правительства во многих случаях тоже издаются как источники гражданского права.

Кодифицированными источниками гражданского права по отдельным вопросам являются некоторые уставы и положения, утверждаемые Правительством. Таковы Устав железных дорог Союза ССР, Устав внутреннего водного транспорта Союза ССР, Устав автомобильного транспорта РСФСР и другие.

Большое количество действующих нормативных актов по гражданскому праву издано ранее существовавшими высшими органами государственной власти и государственного управления.

Источниками гражданского права могут быть также нормативные акты общего и отраслевого, центрального и местного управления:

приказы и инструкции министерств и ведомств10, решения и распоряжения, приказы и инструкции местных органов государственной власти и государственного управления. Хозяйственные органы тоже издают нормативные акты, действующие внутри данного предприятия, учреждения, организации (локальные нормы).

«Ведомости. СССР. 1991. №26. Ст. 733. Полностью Основы не вступили в действие из-за политических событий 1991 г.

«См.: Ведомости. РФ, 1994. № 32. Ст. 3301; 1996. №9. Ст. 773; 1996. №5. Ст. 410. » См.: Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. 1981. № 2. С. 43.

Источниками гражданского права могут быть обычаи делового оборота (ст. 5 ГК). Под ними следует понимать не предусмотренные законодательством или договором, несложившиеся, то есть достаточно определенные в своем содержании, широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, например, традиции исполнения тех или иных обязательств и т. п. Обычай делового оборота может быть применен независимо от того, зафиксирован ли он в каком-либо документе (опубликован в печати, изложен во вступившем в законную силу решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства, и т. д.)31.

Все акты центральных органов государственного управления, местных органов государственной власти и государственного управления, хозяйственных органов являются актами подзаконными. Это означает, что они могут служить источниками гражданского права лишь при условии соответствия их закону. Подзаконные акты, не соответствующие закону, подлежат отмене и не должны применяться (ст. 3 ГК)32.

Проблемы систематизации законодательства заключаются в приведении его в соответствие с Конституцией РФ 1993 г., подготовке и издании Свода законов, в преодолении ведомственного характера подзаконных нормативных актов, в отыскании системы законодательства, полностью соответствующей задачам общества на этапе его качественного преобразования.

3. Значение судебной и арбитражной практики состоит в том, что она дает возможность выработать единообразное понимание и применение нормативных актов. Акты органов суда и арбитража по конкретным делам обязательны, но, будучи актами конкретными, не носят общего, нормативного характера как источники права».

Особое положение занимают руководящие разъяснения пленумов Верховного суда СССР и Верховного суда РФ, Государственного арбитража СССР и Высшего арбитражного суда РФ34. Эти акты носят общий характер и потому содержащиеся в них правила поведения

31 См.: пост. пленумов Верховного суда и Высшего арбитражного суда от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ// Бюлл. Верх. суда РФ. 1996. № 9. С. 2.

«См. пост. Пленума Верховного суда РСФСР от 3 сентября 1974г.

» См.: Судебная практика в советской правовой системе. М., 1975.

и См., напр.: Постановление Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ»//Бюл. Верх. суда РФ 1996 №9 С. 1.

должны признаваться нормами права35. С. оспариванием этого утверждения согласиться нельзя. Во-первых, говорят, будто бы Верховные суды не могут осуществлять правотворчества, но официального указания на этот счет нет, в законе не говорится, какие акты являются нормативными, какие не являются. Часто ссылаются на Конституцию СССР, однако закону подчиняются не только судьи, но и все органы государственной власти и управления, нормативные акты которых всеми признаются источниками права. Применяют закон тоже не только суды, но и множество органов, бесспорно занимающихся нормотворческой деятельностью. Ранее утверждалось, будто бы постановления Верховных судов обязательны только для судебных органов. С таким мнением невозможно было согласиться, а теперь в Законе СССР о Верховном суде СССР прямо говорится, что руководящие разъяснения обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон3′. Во-вторых, в этом оспариваний нередко смешиваются две стороны вопроса: сущее и должное. Можно спорить о том, должны ли высшие судебные и арбитражные органы издавать нормативные акты. На наш взгляд — должны, как и любые другие центральные ведомственные органы, без этого обойтись невозможно. Но в любом случае нельзя отрицать тот очевидный факт, что в постановлениях высших судебных органов содержатся определенные правила поведения, обязательные для всех и представляющие собою не только толкование, но и явное восполнение закона. Члены Верховного суда полагают, что они не вправе издавать правовые нормы, но признают, что некоторые разъяснения воспринимаются как таковые». Суды требуют применения постановлений Пленумов так же, как и применения законов38.

4. Взаимодействие гражданского законодательства, правил общежития и норм морали в обществе подчеркнуто в ст. 169 ГК. Сами по себе эти правила не являются источниками гражданского права, но они необходимы для уяснения содержания правовых норм.

5. Действие гражданских законов во времени, пространстве и по кругу лиц определяется прежде всего общими правилами3′. Кроме того,

«См.: Алексеев С. С. Социальная ценность права в советском обществе. М., 1971. С. 140; Кудрявцев В.Н. Юридические нормы и фактическое поведение // Сов. гос-во и право. 1980. № 1. С. 17; Хоз-во и право. 1980. № 10. С. 5.

«См.: Ведом. Верх. Совета СССР. 1979. № 49. Ст. 842.

«См : Бюлл. Верх. суда СССР. 1984. № 5. С. 30.

«См.: Бюлл. Верх. суда СССР. 1981. № 1. С. 18; 1985. № З.С. 31; Бюлл. Верх. суда РСФСР. 1981. № 11. С. 7; Проблемы совершенствования советского законодательства. М., 1984. С. 197,

«См.: Федеральный закон от 14июня 1994г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания // Собрание законодательства РФ. 1994. № 8. Ст. 801; Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти // Собрание законодательства РФ. 1996. № 22. Ст. 2663.

в гражданском законодательстве имеются специальные правила, содержащиеся в ст. 4 Действие гражданского законодательства во времени, федеральных законах от 30 ноября 1994г. «О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ» и от 26 января 1996 г. «О введении в действие части второй Гражданского кодекса РФ»40 и других нормативных актах, а также сложившиеся в судебной практике41.

Особенно часто приходится обращать внимание на действие за-нов во времени при рассмотрении практическими органами дел о наследовании, по которым необходимо иметь в виду, что круг наследников, порядок, сроки принятия наследства и состав наследственного имущества определяются, исходя из норм закона, действовавшего на день открытия наследства, а не на момент рассмотрения дела42.

Гражданские законы применяются одинаково к гражданам и юридическим лицам, поскольку из этих законов не вытекает различий.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами43. Законом могут быть установлены отдельные изъятия и ограничения(ст. 122-123 Основ гражданского законодательства, ст. 562-563 ГК РСФСР и соответствующие статьи ГК других союзных республик).

Применение законов иностранных государств регулируется ст 125-129 Основ (ст. 565-569 ГК).

Применению законов всегда предшествует уяснение, а иногда и разъяснение их содержания, охватываемые обычно понятием толкования44.

В случае отсутствия закона, регулирующего данное отношение, применяется закон, регулирующий сходное отношение (аналогия закона-п. 1 ст. 6ГК). Например, закон не предусматривает срока, необходимого для предупреждения нанимателя о прекращении договора найма жилого помещения в доме, принадлежащем гражданину на праве личной собственности, когда помещение необходимо собственнику и членам его семьи (ст. 135 ЖК), но устанавливает такой срок для прекращения договора поднайма (ст. 80), поэтому срок, указанный в ст. 80 ЖК, должен применяться по аналогии в соответствующих случаях прекращения договора найма жилого помещения.

» Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3302; 1996. № 5. Ст. 411, Бюлл. Верх. суда РФ. 1995 № 5. С. 1-2.

41 См.: Соц. законность. 1948.№1.С. 14; Судебная практика Верх. суда СССР. 1949. № 4. С. 46; 1955. № 3. С. 29; Сборник постановлений Пленума Верховного суда СССР М., 1974. С. 88; 1978. Ч. 1. С. 201, 209; Ч. 2. С. 65.

42 См.: Бюлл. Верх. суда РСФСР. 1983. № 3. С. 9.

43 См.: Закон СССР о правовом положении иностранных граждан в СССР // Ведомости Верх. Совета СССР. 1981. № 26. Ст. 836.

44 См.: Теория государства и права. М., 1983. С. 343; Калмыков Ю.Х. Вопросы применения гражданско-правовых норм. Саратов, 1976. С. 21.

При отсутствии сходного закона надлежит руководствоваться общими началами и смыслом законодательства (аналогия права- п.2 ст. 6 ГК). Необходимость аналогии права встречалась до принятия Основ гражданского законодательства45, после этого надобность прибегать к такой аналогии пока не испытывается.

Виды жалоб

  • апелляционной;
  • кассационной;
  • надзорной жалобы.
  • Для каждого из данных видов обжалования предусмотрены свои процессуальные сроки и порядок подачи заявления. Участники процесса вправе самостоятельно выбрать оптимальный способ обжалования.

    Подача апелляционной жалобы

    С помощью апелляционной жалобы обжалуют не вступившее в силу постановление суда первой инстанции. Жалобу подает одна из сторон в месячный срок после вынесения вердикта, если она считает его незаконным или необоснованным.

    Апелляционный суд в процессе рассмотрения жалобы определяет законность, обоснованность и справедливость решения, вынесенного ранее первой инстанцией.

    После поступления представленных доказательств они тщательно изучаются. Рассматривать заявление заинтересованной стороны апелляционный суд может только в пределах первоначальных требований. Новые требования, которые не относятся к предмету вердикта первой инстанции, нельзя заявлять во время апелляционного производства.

    Статья 328 ГПК РФ дает право по результатам рассмотрения апелляционной жалобы:

    • оставить жалобу без рассмотрения по существу, если срок для апелляционного обжалования истек или не восстановлен.
    • Кассационное обжалование

      Рассматривает кассационную жалобу президиум городского (города федерального значения), окружного или Верховного суда РФ (ВС РФ). Обжаловать в кассационном порядке можно только те решения, которые ранее прошли апелляционный этап.

      Рассмотрев поданные документы, суд выносит определение, которое дает основание для возврата жалобы или передачи её на рассмотрение в президиум соответствующего совета. Подать кассационную жалобу в Судебную коллегию по гражданским делам ВС РФ можно только в том случае, если решение первой инстанции было обжаловано в апелляционном и кассационном порядке.

      В надзорной жалобе указывают:

    • информацию о жалобщике;
    • К документам нужно приложить квитанцию об уплате государственной пошлины.

      По результатам рассмотрения суд надзорной инстанции может:

    • возвратить жалобу обратно, оставив её без рассмотрения по существу;
    • отказать в передаче жалобы для рассмотрения президиумом ВС РФ;
    • Для того чтобы обжаловать решения судов общей юрисдикции по гражданским делам, кроме подготовки жалобы, следует собрать разные документы. Многие из них могут находиться в архиве указанных органов, поэтому нужно затребовать их копии или оригиналы. Избежать ошибок, допущенных на предыдущих заседаниях, и правильно составить надзорную жалобу помогут наши юристы. Они подскажут, что при составлении апелляции следует:

    • указать наименование органа, куда будут поданы документы;

    Решение суда по гражданскому делу

    Стать одной из сторон гражданского процесса сегодня может практически любой россиянин. К этой категории дел относятся семейные, наследственные, имущественные, земельные, жилищные, страховые и некоторые иные споры.

    Нередко решение гражданского суда не удовлетворяет одну из сторон. Каким образом в таком случае правильно его обжаловать и отстоять при этом свои законные права и интересы?

    Куда нужно обращаться

    В районном суде можно обжаловать решение мирового судьи. В областной, краевой, городской суд или автономной области подается апелляционная жалоба на принятые постановления районного суда. Апелляционный порядок пересмотра установлен для не вступивших в законную силу решений мирового судьи. Приговоры, вынесенные федеральными судьями районного, областного и Верховного суда РФ, а также решения апелляционной инстанции пересматриваются в кассационном порядке. Предусмотрен и надзорный порядок обжалования вступивших в силу вердиктов.

    Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ) позволяет обжаловать решение суда по гражданскому делу путем подачи:

  • полностью отменить постановление первой инстанции или в какой-то из его частей либо оставить заявление без рассмотрения;
  • оставить решение без изменения, а жалобу без удовлетворения;
  • изменить приговор или полностью его отменить, приняв по делу новое решение;
  • После вынесения определения по результатам рассмотрения апелляции, оно вступает в законную силу.

    В этой инстанции происходит обжалование постановлений, которые уже вступили в законную силу. Таким образом можно обжаловать постановление суда первой и апелляционной инстанций. Срок подачи кассационной жалобы равен 6 месяцам после вступления вердикта в законную силу.

    Изучив материалы дела, судья может оставить жалобу без рассмотрения по существу в связи с нарушением процессуальных требований. В первую очередь это относится к пропуску срока подачи жалобы, отсутствию оригиналов некоторых документов или их заверенных копий. После устранения нарушений жалобу можно будет подать снова.

    Пропущенный процессуальный срок может быть восстановлен по заявлению заинтересованного лица и только при наличии уважительных причин, которые не позволили своевременно подать кассационную жалобу.

    Обжаловать в этом случае можно только заключение первой инстанции; апелляционное или кассационное определение.

    Жалоба в порядке надзора

    Подать надзорную жалобу можно только на определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ и только в Президиум ВС РФ. Для этого, в соответствии с ГПК РФ, отводится 3 месяца после вынесения определения кассационной инстанции. Обжалуется конкретное определение суда, вынесенное по результатам рассмотрения иска.

  • наименование надзорного органа;
  • данные об иных лицах процесса;
  • информацию о принятых решениях первой, апелляционной и кассационной инстанций. В ней излагается суть принятых ими вердиктов;
  • доводы и основания для пересмотра предыдущих заключений,
  • суть просьбы заявителя.
  • передать документы для рассмотрения в президиум ВС РФ.
  • Председатель ВС РФ или его заместитель может в порядке надзора пересмотреть каждое постановление, которое было вынесено на любом из этапов судопроизводства. Обжаловать постановления в этом случае можно также не позднее чем через 6 месяцев со дня, когда решение вступило в законную силу.

    Чтобы не допустить ошибок при сборе документов, правильно составить жалобу и не получить в этом случае отказа в принятии жалобы, следует обратиться за помощью к опытным юристам нашей компании.

    Формирование пакета документов

  • привести полные данные о жалобщике и ответчике по делу;
  • описать суть рассматриваемого ранее дела;
  • изложить причины обжалуемого постановления и сделать это как можно подробнее;
  • обозначить возможные пути решения вопроса;
  • отметить, какой перечень документов прилагается к жалобе.
  • Собранные документы вместе с квитанцией об уплате госпошлины (если она предусмотрена законом) подают в секретариат судебного органа или отсылают по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. В двухнедельный срок должно быть назначено первое заседание для ознакомления с материалами дела.

    Содержание окончательного постановления будет зависеть от правильности и обоснованности предъявленных требований, от поведения на заседаниях и соблюдения принятого регламента.

    Обращение к юристам нашей компании поможет добиться намеченной цели и убедить суд в отмене или изменении первоначально принятого решения.

    Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)

    Гражданский кодекс РФ, наряду с принятыми в соответствии с ним федеральными законами, является основным источником гражданского законодательства в Российской Федерации. Нормы гражданского права, содержащиеся в других нормативно правовых актах, не могут противоречить Гражданскому кодексу. Гражданский кодекс РФ, работа над которым началась в конце 1992 г., и первоначально шла параллельно с работой над российской Конституцией 1993 г. – сводный закон, состоящий из четырех частей. В связи с огромным объемом материала, требовавшего включения в Гражданский кодекс, было принято решение принимать его по частям.

    Первая часть Гражданского кодекса РФ, введенная в действие с 1 января 1995 г., (за исключением отдельных положений), включает в себя три из семи разделов кодекса (раздел I «Общие положения», раздел II «Право собственности и другие вещные права», раздел III «Общая часть обязательственного права»). В данной части Гражданского кодекса РФ, содержатся основополагающие нормы гражданского права и его терминология (о предмете и общих началах гражданского права, статусе его субъектов (физических и юридических лиц)), объектах гражданского права (различных видах имущества и имущественных прав), сделках, представительстве, исковой давности, праве собственности, а также об общих началах обязательственного права.

    Вторая часть Гражданского кодекса РФ, являющаяся продолжением и дополнением части первой, ведена в действие с 1 марта 1996 г. Она полностью посвящена разделу IV кодекса «Отдельные виды обязательств». Основываясь на общих началах нового гражданского права России, закрепленных в Конституции 1993 г. и части первой Гражданского кодекса, часть вторая устанавливает развернутую систему норм об отдельных обязательствах и договорах, обязательствах из причинения вреда (деликтах) и неосновательном обогащении. По своему содержанию и значению часть вторая Гражданского кодекса РФ – крупный этап в создании нового гражданского законодательства Российской Федерации.

    Третья часть Гражданского кодекса РФ включает в себя раздел V «Наследственное право» и раздел VI «Международное частное право». По сравнению с законодательством, действовавшим до введения в действие 01 марта 2002 г. части третьей Гражданского кодекса РФ, серьезные изменения претерпели нормы о наследовании: добавлены новые формы завещаний, расширен круг наследников, а также круг объектов, которые могут переходить в порядке наследственного преемства; введены подробные нормы, касающихся охраны наследства и управления им. Раздел VI Гражданского кодекса посвященный регулированию гражданско-правовых отношений, осложненных иностранным элементом, представляет собой кодификацию норм международного частного права. Данный раздел, в частности, содержит нормы о квалификации юридических понятий при определении применимого права, о применении права страны с множественностью правовых систем, о взаимности, обратной отсылке, установлении содержания норм иностранного права.

    Четвертая часть Гражданского кодекса (введена в действие с 1 января 2008г.), полностью состоит из раздела VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». Её структура включает в себя общие положения — нормы, которые относятся ко всем видам результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации или к значительному числу их видов. Включение в состав Гражданского кодекса РФ норм о правах на интеллектуальную собственность позволило лучше скоординировать эти нормы с общими нормами гражданского права, а также унифицировать используемую в сфере интеллектуальной собственности терминологию. Принятие четвертой части Гражданского кодекса РФ завершило кодификацию отечественного гражданского законодательства.

    Гражданский кодекс РФ прошел проверку временем и обширной практикой применения, однако, экономические правонарушения, часто совершающиеся под прикрытием норм гражданского права, выявили недостаточную завершенность в законе ряда классических гражданско-правовых институтов, таких как недействительность сделок, создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц, уступка требований и перевод долга, залог и др., что обусловило необходимость внесения в Гражданский кодекс РФ ряда изменений системного характера. Как было отмечено одним из инициаторов внесения таких изменений, Президентом РФ Д.А. Медведевым, «Сложившаяся система нуждается не в переустройстве, коренном изменении, … а в совершенствовании, раскрытии ее потенциала и выработке механизмов реализации. Гражданский кодекс уже стал и должен оставаться основой становления и развития в государстве цивилизованных рыночных отношений, эффективным механизмом защиты всех форм собственности, а также прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Кодекс не требует коренных изменений, но дальнейшее совершенствование гражданского законодательства необходимо…» .

    18 июля 2008 г. был издан Указ Президента РФ N 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации», в котором была поставлена задача разработки концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации. 7 октября 2009 г. Концепция была одобрена решением Совета по кодификации и совершенствованию российского законодательства и подписана Президентом РФ.

    ________
    См.: Медведев Д.А. Гражданский кодекс России – его роль в развитии рыночной экономики и создании правового государства // Вестник гражданского права. 2007. N 2. Т.7.

    Гражданское законодательство рф о решения суда

    Красавчикова, Л. О.
    Гражданское право и процесс в свете практики Конституционного Суда Российской Федерации.

    Конституционный Суд — это прежде всего специализированная юрисдикция с исключительной компетенцией. Его «монополией» является право на рассмотрение споров о конституционности. Центральное правомочие — контроль за конституционностью законов, т.е. установление соответствия федеральных законов, а также нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ Конституции РФ. С этих же позиций оцениваются Конституции республик, Уставы и иные нормативные акты субъектов РФ, договоры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоры между органами государственной власти субъектов РФ, не вступившие в силу международные договоры РФ.

    Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, на которые он ссылается в своих определениях и которые в них развивает и дополняет, — это не морально-этическая категория, как утверждают некоторые авторы, а общеобязательное толкование принципов и норм Конституции РФ, общих принципов права, международных норм и т.п., на котором базируются выносимые Конституционного Суда Российской Федерации решения, в том числе определения.

    Конституционное правосудие — относительно новый для России правовой институт[1]. Ст. 118 Конституции РФ 1993 г . установила, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Именно таким образом в российском праве было введено конституционное судопроизводство.

    Конституционный Суд Российской Федерации (далее КС РФ) посредством конституционного судопроизводства реализует функцию конституционного контроля и рассматривает дела, отнесенные к его ведению ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г .[2]. При осуществлении своих полномочий КС РФ руководствуется Конституцией РФ и названным законом, который в соответствии с п. 3 ст. 128 Конституции РФ определяет не только круг этих полномочий, но и порядок образования и деятельности КС РФ.

    Конституционный Суд — это прежде всего специализированная юрисдикция с исключительной компетенцией. Его «монополией» является право на рассмотрение споров о конституционности. Центральное правомочие КС РФ — это контроль за конституционностью законов, т.е. установление соответствия федеральных законов, а также нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ Конституции РФ. С этих же позиций оцениваются Конституции республик, Уставы и иные нормативные акты субъектов РФ, договоры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоры между органами государственной власти субъектов РФ, не вступившие в силу международные договоры РФ.

    Помимо этого Конституционный Суд:

    — разрешает споры о компетенции между органами государственной власти (п. 2 ст. 3) и жалобы на нарушение конституционных прав и свобод граждан;

    — по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле (п. 3);

    — дает толкование Конституции РФ (п. 4);

    — дает заключение о соблюдении установленного порядка при выдвижении обвинения против Президента РФ в государственной измене или в совершении иного тяжкого преступления;

    — выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения, осуществляет некоторые иные полномочия (п. 7 ст. 3).

    Изменение компетенции КС РФ возможно не иначе как путем внесения изменений в ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». Недавно группа депутатов Государственной Думы РФ внесла на рассмотрение проект, предусматривающий изменения полномочий КС РФ. В частности, предлагается дать полномочие КС РФ рассматривать внутренние противоречия в Конституции РФ. По мнению авторов проекта, КС РФ может дать заключение о признании «отдельных положений Конституции РФ противоречащими основам конституционного строя, т.е. противоправными». В пояснительной записке к законопроекту также указывается, что наделение КС РФ указанными правомочиями «не принесет никакого вреда законодательству РФ и, наоборот, позволит соблюдать основополагающие принципы демократического правового государства».

    Подобное расширение полномочий Конституционного Суда, дающее возможность устанавливать противоправность статей Конституции, не только лишит смысла деятельность Конституционного Суда по проверке федеральных законов и иных нормативных актов на соответствие Конституции, но и вряд ли отвечает юридической природе и предназначению Конституционного Суда. Ни в одной стране, где существует конституционная юстиция, ее органы не наделены правом проверять конституционность положений самой конституции.

    Определяя компетенцию КС РФ, Конституция РФ исходит из обязательности ее осуществления в специфической форме правосудия — конституционном судопроизводстве, — и поэтому устанавливает основные признаки этой формы, а именно: предмет проверки и инициаторов рассмотрения дел, связанные с этим виды процедур и юридические последствия принимаемых решений[3].

    Установление в едином законе статутных, организационных и процессуальных норм обусловлено тем, что Конституционный Суд представляет собой юрисдикцию вне системы общего правосудия. Конституционный Суд — единственный судебный орган, применяющий соответствующие процессуальные нормы. В силу этого юридическая детализация конституционного судопроизводства не так подробна, как в гражданском и уголовном судопроизводстве.

    Решения, принимаемые КС РФ в рамках конституционного судопроизводства, служат основанием для официального признания нормативного акта не соответствующим Конституции РФ и утрачивающим юридическую силу[4]. Следовательно, решения КС РФ имеют общее значение, которым не обладают акты иных судов. Кроме того, решения иных судов, в отличие от решений КС РФ, могут быть оспорены в соответствующей процессуальной форме. Статус же КС РФ, как указал КС РФ в своем Определении от 13 января 2000 г . «По жалобе гражданки Дудник М.В. на нарушение ее конституционных прав ч. 1 ст. 79 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», не предполагает обжалования принимаемых им решений. Иное не соответствовало бы его природе как органа конституционного контроля[5].

    Каждый из перечисленных в ст. 118 Конституции РФ видов судопроизводства — конституционное, гражданское, административное, уголовное — имеет свои специфические особенности. Но их общая и главная характеристика выражается в том, что посредством судопроизводства осуществляется судебная власть. В свою очередь важным условием обеспечения законности в деятельности судов является применение ими законов, конституционность которых не вызывает сомнений.

    В связи с этим необходимо отметить, что суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии закона, примененного или подлежащего применению в указанном деле, Конституции Российской Федерации, может (в соответствии со ст. 101 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации») обратиться в КС РФ с запросом о конституционности данного закона. Если в 1992 г . таких запросов было сделано 40, то в 2002-м — около 140. Ежегодно в КС РФ поступает более 10 тыс. обращений. В 2002 г . общее количество обращений составило 14500. Из них явно неподведомственных было 7407.

    Как известно, суды общей юрисдикции и арбитражные суды самостоятельно решают, какие нормы подлежат применению в конкретном деле. Достаточно часто суды опираются на ст. 15 Конституции РФ, предусматривающей ее прямое действие, в частности, в отношении гарантий судебной защиты прав и свобод, предусмотренных ст. 46 Конституции РФ (решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде).

    Так, например, по обращению в КС РФ заявителя с жалобой на неконституционность ряда положений Федерального закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992 г . (до внесения последующих изменений), не допускающих судебного обжалования решений Патентного ведомства, было установлено, что как Высший Арбитражный Суд РФ, так и Верховный Суд РФ (в пределах своей компетенции) принимали такие дела к рассмотрению и выносили решения по существу, обеспечивая судебную защиту соответствующих прав, опираясь и на ст. 46 Конституции РФ, и на ст. 11 ГК РФ.

    Более сложным представляется взаимодействие КС РФ с судами общей юрисдикции и арбитражными судами в других ситуациях. Довольно часто в КС РФ поступают обращения граждан (и юридических лиц), которые, использовав все предусмотренные законом процессуальные возможности в судах общей юрисдикции (арбитражных судах) и получив обоснованный отказ, приходят к выводу о том, что применяемая норма права неконституционна либо судебная практика «неверна». Однако КС РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов (ст. 3 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»). Однако в судебной практике должно обеспечиваться конституционное истолкование подлежащих применению нормативных положений. Поэтому в тех случаях, когда неоднозначность и противоречивость в использовании и применении правовых норм приводит к коллизии реализуемых на их основе конституционных прав, вопрос об устранении такого противоречия приобретает конституционный аспект и, следовательно, относится к компетенции КС РФ. Оценивая как буквальный смысл рассматриваемого нормативного акта, так и смысл, придаваемый ему сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов (ч. 2 ст. 74 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации), КС РФ обеспечивает в этих случаях выявление конституционного смысла действующего права.

    Именно такого рода деятельность осуществляет КС РФ в настоящее время в проводящейся по жалобе ряда граждан проверке конституционности пп. 1 и 2 ст. 167 ГК РФ. Как известно, данная статья ГК РФ содержит общие положения о последствиях недействительности сделок. Так, п. 1 гласит, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. П. 2 устанавливает: при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре — возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

    Казалось бы, данная норма не должна вызывать каких-либо сомнений с точки зрения своего соответствия Конституции РФ. Правила о двусторонней реституции существовали со времен римского права и составляют одно из классических законоположений частного права. Однако, как показала практика применения данной нормы в определенных, весьма важных для граждан ситуациях, связанных с куплей-продажей приватизированных квартир, применение последствий недействительности сделок, входящих в цепочку последовательно заключенных сделок, приводит к определенному противоречию между правами находящегося в конце цепочки добросовестного приобретателя и правами «исходного» собственника. Выявление конституционно-правового смысла данной гражданско-правовой нормы может дать ключ к разрешению данного противоречия.

    Соответственно, суды общей юрисдикции и арбитражные суды, разрешающие конкретные дела, не вправе придавать рассматриваемым положениям пп.1 и 2 ст.167 ГК РФ какое-либо иное значение, расходящееся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным КС РФ.

    Говоря о взаимосвязи норм гражданского права и процесса, можно согласиться с тем, что право без гарантий вряд ли может считаться реальным. И высшей среди юридических гарантий является судебная. Социальное назначение гражданского (арбитражного) процесса — оберегать материальное право в случае его нарушения, придавать ему определенность. Процессуальное право есть форма осуществления материального права.

    Между принципами материального права и права процессуального нет полного совпадения, хотя, безусловно, есть их некоторая общность. Ст. 1 ГК РФ, фиксируя основные начала гражданского законодательства, устанавливает, что оно основывается на признании равенства участников регулируемых ими отношений. Юридическое равенство участников гражданских правоотношений имеет своим следствием процессуальное равноправие сторон. Диспозитивность в гражданском праве предполагает возможность самостоятельного выбора лицом варианта своего поведения, свободу субъекта распоряжаться своим правом.

    Диспозитивность в гражданском процессе дополняется свободой распоряжения гражданскими процессуальными правами, предусмотренными процессуальным законодательством. В первой же статье ГК среди иных основополагающих начал гражданского законодательства названа и судебная защита, которая нашла свою дальнейшую конкретизацию в ст. 11 ГК: «защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подсудностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд». Среди оснований возникновения гражданских прав и обязанностей ст. 8 ГК называет судебное решение.

    Если продолжить анализ ГК РФ дальше, то можно обнаружить еще значительное количество норм, так или иначе связанных с гражданским судопроизводством.

    Среди них есть сугубо процессуальные. Например, ст. 44 «Последствия явки гражданина, признанного безвестно отсутствующим», ст. 152 (п. 4) — «Если решение суда не выполнено, суд вправе возложить на нарушителя штраф. » и др.

    Кроме того, ГК содержит целый ряд норм, устанавливающих исключительно судебный порядок рассмотрения дел определенной категории. (Признание гражданина недееспособным — ст. 29, ограниченно дееспособным — ст. 30, объявление умершим — ст. 45.)

    Есть и нормы, устанавливающие правила доказывания: п. 1 ст. 162, указывающий последствия несоблюдения простой письменной формы, и т.д.

    По сути дела речь идет о взаимной сочетаемости и определенной степени согласованности норм материального гражданского и процессуального права[6].

    За последние пять лет практика КС РФ по проверке конституционности норм, регулирующих отношения, возникающие в сфере отправления правосудия судами общей и арбитражной юрисдикции, имела тенденцию к нарастанию.

    В 1997 г . было принято 7 определений по жалобам, в которых оспаривались нормы ГПК РСФСР и Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»; в 1999 г . — 29 определений, в 2000 г . — 60. Обжаловались нормы ГПК РСФСР, АПК, Закона «О государственной пошлине», «О судебной системе Российской Федерации», «О статусе судей», «Об исполнительном производстве». Некоторые обращения, касающиеся положений из названных законов, находятся на рассмотрении КС РФ и в настоящее время.

    За последние пять лет было принято значительное число постановлений КС РФ по вопросам проверки норм процессуального права, прежде всего по ГПК РСФСР. Например, Постановление от 14 апреля 1999 г . № 6-П по делу о проверке конституционности положений ч. 1 ст. 325 ГПК РСФСР в связи с жалобами граждан Б.Л. Дрибинского и А.А. Майстрова касалось вопроса о нарушении нормами гражданского процессуального законодательства конституционного права на равенство всех перед законом и судом, права на судебную защиту.

    По результатам рассмотрения данного дела КС РФ постановил: «Признать не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 46 (часть 1) и 123 (часть 3) положения части первой статьи 325 Гражданского процессуального кодекса РСФСР в той мере, в какой они позволяют суду надзорной инстанции в случае извещения о судебном заседании одной из сторон или другого лица, участвующего в деле, рассмотреть дело без предоставления другой стороне или другим лицам, участвующим в деле, равных возможностей участвовать в судебном разбирательстве, а также позволяют суду надзорной инстанции определить в конкретном деле объем прав и обязанностей сторон иначе, чем это сделано судами нижестоящих инстанций, не предоставляя лицам, участвующим в деле, права быть выслушанным судом надзорной инстанции».

    Часто «отказные» определения КС РФ содержат важные с теоретической и практической точек зрения правовые позиции, выявляют конституционно правовой смысл оспариваемых норм, отличный от смысла, придаваемого им правоприменительной практикой, признают конституционные права заявителей нарушенными и указывают судам общей или арбитражной юрисдикции на необходимость пересмотра их дел в установленном порядке.

    Например, определение от 7 октября 1999 г . по жалобе ОАО «Телекомпания НТВ» на нарушение конституционных прав и свобод (ч. 2 ст. 186 АПК РФ).

    По мнению заявителя, данные положения, позволяющие суду надзорной инстанции по своему усмотрению извещать о рассмотрении дела в Президиуме Высшего Арбитражного Суда не всех, а лишь некоторых из лиц, участвующих в деле, нарушают конституционные гарантии судебной защиты и противоречат ст.ст. 46 и 123 Конституции РФ.

    Но положения, регламентирующие в надзорной инстанции права сторон и других лиц, участвующих в деле, уже были предметом рассмотрения КС РФ — в Постановлении от 14 апреля 1999 г . по делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 325 ГПК РСФСР. Поскольку ч. 2 ст.186 АПК содержит такие же положения, какие были признаны не соответствующими Конституции РФ, они не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.

    Согласно п. 3 ст. 43 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», КС РФ принимает решения об отказе в принятии обращения к рассмотрению в случае, если по предмету обращения им было вынесено постановление, сохраняющее свою силу. При этом суд определил, что положения ч. 2. ст. 186 АПК не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами, а дело ОАО «НТВ» подлежит пересмотру в установленном порядке.

    И в заключение несколько слов о правовой природе определений КС РФ. Определение представляет собой не вспомогательный документ, как иногда утверждается в литературе, а один из видов решений КС РФ, принимаемых в ходе осуществления конституционного судопроизводства. Он предусмотрен ч. 4 ст. 71 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». Производство по делу может завершаться вынесением определения (отказ в принятии обращения к рассмотрению, прекращение производства по делу), а может оформляться промежуточное процессуальное решение (принятие обращения к рассмотрению, назначение дел к слушанию, соединение дел и др.). На определения распространяются и общие для всех решений требования, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 74 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», — они должны основываться на материалах, исследованных КС РФ. При их принятии оцениваются как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов. Положения частей первой и второй ст. 79 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», устанавливающие, что решение КС РФ окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

    Вряд ли можно согласиться с тем, что процедура вынесения определений, включая «отказные», нарушает право на судебную защиту, предусмотренное ч. 1 ст. 46 Конституции РФ. Конституционное судопроизводство, в котором участвуют частные лица, имеет свою специфику, обусловленную тем, что здесь в судебном процессе проверяется не факт наличия права у того или иного конкретного лица (заявителя), а факт нарушения законом права, принадлежащего всем лицам, за которыми это право признается Конституцией РФ. Заявитель свою позицию доносит до КС РФ в жалобе, где должны быть изложены аргументы в пользу этой позиции. КС РФ оценивает представленные аргументы, но не обязан ограничиваться только ими. Поэтому судебная защита в КС РФ отличается по процессуальным формам ее реализации от судебной защиты в других судах.

    Особенностями конституционного судебного процесса обусловлена возможность письменного производства по делу, которое практикуется в целом ряде зарубежных конституционных судов. И «отказные» определения тоже представляют собой результат письменного производства, хотя оно пока прямо не предусмотрено ни в ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», ни в Регламенте Суда.

    Отказ от процедуры публичных слушаний по делам, по которым выносятся «отказные» определения, продиктован такими общеправовыми принципами, как очевидность правовой ситуации и, в отдельных случаях, злоупотребление правом со стороны заявителя (это последнее могло бы, по нашему мнению, стать предметом самостоятельного обсуждения).

    Правовые позиции КС РФ, на которые он ссылается в своих определениях и которые в них развивает и дополняет, — это не морально-этическая категория, как утверждают некоторые авторы, а общеобязательное толкование принципов и норм Конституции РФ, общих принципов права, международных норм и т.п., на котором базируются выносимые КС РФ решения, в том числе определения.

    В ч. 3 ст. 29 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» указано, что решения и другие акты КС РФ выражают соответствующую Конституции РФ правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий. Это положение, однако, не означает отождествления правовых позиций конституционных судей с правовыми позициями КС РФ. Как вытекает из ст. 76 и некоторых других положений ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», правовые позиции отдельных судей могут расходиться с правовыми позициями КС РФ. Последние, как установлено в ст. 72 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», принимаются большинством судей.

    [1] См.: Витрук Н.В. Конституционное правосудие (судебное конституционное право и процесс) // Право и жизнь. 1996. № 10. С. 133. Т.Д. Зражевская рассматривает конституционный процесс как государственно-правовое явление, представляющее собой форму существования норм конституционного материального права. Процессуальные же нормы и институты конституционного права призваны регулировать исключительно конституционные правоотношения, из которых складывается фундамент конституционного процесса. См.: Т.Д. Зражевская «Процессуальные гарантии конституционализма» // в кн. «Российский конституционализм: проблемы и решения». М., 1999. С. 162.

    [2] СЗ РФ. 1994. №13. Ст. 1447.

    [3] остановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г . по делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции РФ // Собрание законодательства РФ. № 25. 22.06.98. Ст. 3004.

    [4] Подробнее см.: Котов О.Ю. Влияние решений Конституционного Суда России на гражданское судопроизводство. М., 2002. С. 28.

    [5] Собрание законодательства РФ. 13.03.2000. № 11. Ст. 1244.

    [6] См. подробнее об этом: Мурадьян Э.М. Цивилистика: право и процесс. Синхронность правил // Вестник Международного университета. Серия «Право». Выпуск 4. М ., 2000. С. 192-205.

    Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст документа, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

    Смотрите еще:

    • Правило деления числа на 6 Признак делимости на 3, примеры, доказательство. Серию статей о признаках делимости продолжает признак делимости на 3. В этой статье сначала дана формулировка признака делимости на 3 , и приведены примеры применения этого признака при […]
    • Росгосстрах в твери осаго Страховая компания РОСГОССТРАХ - отзывы Беспредел в РОСГОССТРАХ ТВЕРЬ В офисах РОСГОССТРАХ (на Симеоновской, на Чайковского и В.Новгорода) чтобы оформить ОСАГО надо подавать заявление которое будут рассматривать 1 месяц, сразу […]
    • Закон о рекламе 2018 рф Закон о рекламе 2018 рф Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, […]
    • Понятие и виды преступлений против свободы чести и достоинства личности Лекция 3. Преступления против свободы, чести и достоинства личности 3.1. Понятие и виды преступлений против чести и достоинства личности Данную категорию преступлений образуют посягательства, включенные в главу 17 УК РФ. Фактически в […]
    • Какие надо собрать документы для оформления пенсии Какие нужны документы для оформления пенсии по старости? Законодательство РФ предусматривает три различных вида пенсий по старости (п. 1 ст. 3 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ; п. п. 3, 6 ст. 5, пп. 5, 8 п. 1 ст. 4 Закона от 15.12.2001 N […]
    • Расчет налога за 2010 Расчет налога за 2010 Расчет транспортного налога для жителей г. Новосибирска и Новосибирской области производится в соответствии с действующим Законом Новосибирской области от 16 октября 2003 года № 142-ОЗ «О налогах и особенностях […]
    • 3 года статья ук рф Статья 3. Принцип законности 1. Преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом. 2. Применение уголовного закона по аналогии не допускается. Комментарий к Ст. 3 УК […]
    • Стаж фермера СТАЖ ДЛЯ ФЕРМЕРА Согласно статье 3 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Согласно статье 3 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую […]