Федеральный закон о средней школе

Права учащихся

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩИХСЯ

Права и обязанности ребенка охраняются Конвенцией ООН о правах ребенка, иными международными конвенциями и действующим законодательством РФ.

1. Учащийся имеет право на:

1.1. На свободу мысли, совести и религии, свободное выражение собственных мнений и убеждений, свободу получения информации, уважение человеческого достоинства и защиту от вмешательства в личную жизнь.

(Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, ст.ст.12-14,16,17, Конституция РФ, глава 2).

1.2. Защиту от экономической эксплуатации и работы, которая может послужить препятствием в получении образования либо наносить ущерб здоровью.

(Конвенция о правах ребенка, ст.31, Закон РФ «Об образовании, ст.50 п.14)

1.3. Развитие личности, талантов, умственных и физических способностей.

(Конвенция о правах ребенка, ст.28,29)

1.4. Защиту от применения методов физического и психического насилия.

(Закон РФ «Об образовании, ст.15 п.6) [1]

1.5.Получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами.

(Конвенция о правах ребенка, ст.28, Конституция РФ, ст.43,

Закон РФ «Об образовании, ст.5 п.3, ст50 п.7)

1.6. Дополнительную бесплатную помощь учителя в получении знаний на специальных занятиях, предусмотренных графиком работы школы и учителя.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.74,

Типовое положение об общеобразовательном учреждении

(утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.49)

1.7.Обучение в пределах государственных образовательных стандартов по индивидуальным учебным планам, в том числе обучение на дому по медицинским показаниям, ускоренный курс обучения.

(Закон РФ «Об образовании, ст.50 п.4)

1.8. Свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.

(Закон РФ «Об образовании, ст.50 п.16)

1.9. Выбор формы получения образования (очное, экстернат, семейное и другие), досрочную сдачу экзаменов (в соответствии с документами, регламентирующими учебный процесс), обучение на дому (по медицинским показаниям).

(Закон РФ «Об образовании, ст.10 п.1, ст.50 п.2; Постановление Правительства Москвы от 25.09.2007г. №827-ПП «Об организации деятельности государственных образовательных учреждений города Москвы, реализующих общеобразовательные программы, в различных формах получения образования»)

1.10. Перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня.(Закон РФ «Об образовании, ст.50 п.п.17,19)

1.11. Получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, оказываемых в соответствии с Уставом школы.

(Закон РФ «Об образовании, ст.50 п.4)

Платные образовательные услуги могут быть оказаны только по желанию учащегося и только за рамками основной образовательной деятельности, предусмотренной государственными образовательными стандартами.

(Постановление Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» п.п.4,5)

1.12. Бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами школы.

1.13. Добровольное привлечение к труду, не предусмотренному образовательной программой. Учащийся не может быть снят с уроков для выполнения какой-либо работы, не связанной с учебным процессом.

(Конвенция о правах ребенка, ст.32 п.1; Закон РФ «Об образовании, ст.50 п.14;

(утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.50)

1.14. Получение оценки исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями.

1.15. Право знать о поставленных оценках, как за устные, так и за письменные ответы. Конфиденциальность сообщения оценки за письменные работы.

1.16. Право на объективную оценку своих знаний, разъяснение оснований и критериев поставленной оценки.

(Рекомендация ЮНЕСКО от 05.10.1966г. «О положении учителей», п.65)

1.17. Апелляцию по поводу объективности выставления оценки за письменную контрольную работу, если он не согласен с ней. Апелляция подается заместителю директора по учебно-воспитательной работе в течение двух дней, после объявления оценки.

1.18. Пользование школьным имуществом, которое возвращается учителю по окончанию занятий в сохранном виде.

1.19. Отстаивание своих взглядов и убеждений при обсуждении спорных и неоднозначных вопросов в корректной форме. Изложение классному руководителю, психологу, директору школы, другим учителям, Уполномоченному по правам участников образовательного процесса своих проблем и получение от них помощи, объяснений, ответов.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении

1.20. Представление школы на конкурсах, смотрах, соревнованиях и иных мероприятиях в соответствии со своими возможностями и умениями.

(утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.49.1)

1.21. Условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление здоровья.

(Закон РФ «Об образовании, ст.51,

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.28 )

1.22. Заблаговременное уведомление о сроках и объёме письменных контрольных работ, проводимых в соответствии с графиком, с учетом того, что в течение недели не может быть проведено более двух аттестационных работ.

(Письмо МКО от 31.08.2001г. №2-14-20/15 «О соблюдении гигиенических требований к организации образовательного процесса в образовательных учреждениях г.Москвы»,

Приказ ЮОУО ДО города Москвы от 05.12.2005г. №676 «О соблюдении гигиенических требований к организации образовательного процесса в образовательных учреждениях» )

1.23. Отсутствие домашнего задания на выходные дни с 1 по 4 классы (кроме чтения художественной литературы), а также отсутствие задания на каникулы для учащихся вcех классов.

(Конвенция о правах ребенка, ст.31; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. N 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02», п.2.9.19.)

1.24. Объём времени на выполнение обязательной части домашнего задания, не превышающий 50% объема аудиторной нагрузки по соответствующему предмету.

Приказ ЮОУО ДО города Москвы от 05.12.2005г. №676 «О соблюдении гигиенических требований к организации образовательного процесса в образовательных учреждениях»).

1.25. Установление числа уроков, не превышающее в день 5- в начальной школе и 6 — в основной.

(Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. N 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02», п.2.9.9,

Письмо МКО от 31.08.2001г. №2-14-20/15 «О соблюдении гигиенических требований к организации образовательного процесса в образовательных учреждениях г.Москвы»)

1.26. Отсутствие переводных экзаменов в 1-7 классах. Проведение переводных экзаменов в 8, 10 классах не более чем по двум предметам, при соблюдении этапности в освоении учебного материала и только за рамками учебного процесса, не в каникулярное время.

(Приказ ЮОУО ДО города Москвы от 05.12.2005г. №676 «О соблюдении гигиенических требований к организации образовательного процесса в образовательных учреждениях»,Приказ ДО города Москвы от 19.05.2000г. №312 «Об утверждении Московского регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений п.4.3).

1.27. На перевод в выпускных классах на индивидуальный учебный план, освобождение от занятий по отдельным предметам или предоставление одного из дней недели свободного по заявлению родителей (законных представителей) и решению педагогического совета в случае успешного освоения учащимся учебного материала, на ходатайство о перенесении сроков контрольных работ в случае болезни, подтвержденной медицинскими документами.

(Письмо МКО от 31.08.2001г. №2-14-20/15 «О соблюдении гигиенических требований к организации образовательного процесса в образовательных учреждениях г.Москвы»)

1.28. Отдых в перерывах между уроками и в каникулярное время, дополнительные недельные каникулы в первом классе.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении, п.42,

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. N 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02», п.2.9.4, 2.9.18)

1.29. Участие в культурной жизни школы, организуемых в ней мероприятиях, соответствующих его возрасту.

(Конвенция ООН «О правах ребенка», ст.31)

1.30. Открытое высказывание своего мнения, предложений об изменениях в образовательной деятельности, о качестве образовательного процесса на Совете школы.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.49)

1.31. Участие в управлении школой в соответствии с Уставом.

(Закон РФ «Об образовании, ст.50 п.4; Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.49)

1.32. Самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать пред администрацией школы о проведении с участием выборных представителей учащихся дисциплинарного расследования деятельности работников школы, нарушающих и ущемляющих права ребенка. Если учащиеся не согласны с решением администрации школы, то он вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы.

(Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ст.9 п.3)

1.33. Использование для выступлений школьной газеты, стенгазеты, открытых микрофонов, ящика доверия, книги отзывов и предложений; проведение во внеучебное время собраний, митингов по вопросам защиты своих нарушенных прав.

(Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ст.9 п.3; Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.49)

1.34. Добровольно вступать в общественные организации, создавать в школе детские общественные организации, создавать различные общественные объединения, если они не противоречат Уставу школы.

(Закон РФ «Об образовании, ст.50 п.15; Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ст.9).

1.35. Приобретение продукции в школьном буфете, съесть которую он может только в помещении буфета или в столовой.

1.36. Получение консультации в случае пропуска урока по уважительной причине во время проведения консультативных часов в соответствии с графиком работы школы и учителя.

2. Обязанности учащихся:

2.1. Добросовестно учиться.

(Конституция РФ ст.43 п.4, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г.

2.2. Выполнять требования устава школы.

2.3. Достойно, культурно вести себя в школе и за ее пределами, заботиться о чести и поддержании традиций школы, её авторитете.

(Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст.17 п.3, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.57)

2.4. Уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

2.5. Беречь имущество школы, соблюдать чистоту и порядок на территории школы.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. П остановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.57)

2.6. Принимать участие в мероприятиях по благоустройству территории школы, уборке классов и дежурствам при их согласии и согласии родителей (законных представителей).

(Закон РФ «Об образовании, ст.50 п.14, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст.17 п.3, Приказ Минобразования РФ от 09.02.1998 № 322 «Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации», Приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» )

2.7. Уважать право собственности и понимать, что школьные принадлежности, одежда и прочие вещи участников образовательного процесса, находящиеся в школе принадлежат их владельцам. Найденную чужую вещь сдать охраннику, дежурному администратору или учителю.

2.8. Приходить в школу за 15 минут до начала занятий, снимать верхнюю одежду, надевать сменную обувь, сдавать одежду и обувь в гардероб, занимать рабочее место до первого звонка и готовить все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку.

2.9. Приносить на занятия все необходимые учебники, тетради, пособия, инструменты и письменные принадлежности.

Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.57)

2.10. Выполнять домашние задания в установленные сроки.

(Конституция РФ ст.43 п.4, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.57, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст.17 п.3)

2.11. Ежедневно вести запись домашних заданий в дневнике, по первому требованию учителя предъявлять дневник.

Дневник учащегося является основным документом, в котором фиксируются все, связанные с процессом обучения факты.

2.12. На урок физической культуры приходить в спортивной форме. Ученик, не имеющий формы, а также освобожденный от занятий, должен находиться в спортивном зале.

2.13. Придерживаться правил поведения, установленных учителем на занятиях.

2.14. В случае пропуска занятий приносить записку от родителей или справку из медицинского учреждения.

(Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» ст.51, Типовая инструкция к заполнению форм первичной медицинской документации лечебно-профилактических учреждений (утв. Минздравом СССР от 20 июня 1983 г. N 27-14/70-83)

3. Общие правила поведения учащихся:

3.1. Учащийся приходит в школу за 15-20 минут до начала занятий, чистый и опрятный, снимает в гардеробе верхнюю одежду, надевает сменную обувь, занимает свое рабочее место и готовит все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку.

3.2. В случае пропуска занятий учащийся должен предъявить классному руководителю справку или записку от родителей (лиц, их замещающих) о причине отсутствия на занятиях.

3.3. Учащийся школы должен проявлять уважение к старшим, заботиться о младших. Школьники уступают дорогу взрослым, старшие — младшим, мальчики — девочкам.

3.4. Учащиеся берегут имущество школы, аккуратно относятся как к своему, так и к чужому имуществу, соблюдают чистоту и порядок на территории школы.

3.5 Учащимся во всех случаях следует уважать чужие права собственности.

3.6 Учащимся, нашедшим потерянные или забытые, по их мнению, вещи, предлагается сдать их в бюро находок, которое находится на первом этаже школы у охранника.

3.7 К учащимся, присвоившим, чужие личные вещи, будут применены дисциплинарные взыскания.

3.8 В школе не разрешается жевать жвачку на уроках.

3.9 По первому требованию учителя следует предъявлять дневник.

3.10 Поведение на занятиях:

— Когда учитель входит в класс, учащиеся встают, приветствуя учителя. Подобным образом учащиеся приветствуют любого взрослого, вошедшего в класс во время занятий.

— Во время урока нельзя шуметь, отвлекаться самому и отвлекать других товарищей от занятий посторонними разговорами, играми и другими, не относящимися к уроку делами, так как этим нарушается право других учащихся на получение необходимых знаний.

(Конституция РФ, ст.17 п.3, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. N 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст.17 п.3 )

— Если во время занятий учащемуся необходимо выйти из класса, то он должен попросить разрешения педагога.

— Если учащийся хочет задать вопрос учителю или ответить на вопрос учителя, он поднимает руку.

— Во время урока ученик вправе задавать вопросы учителю, если не понял материал во время объяснения.

— Ученик вправе отстаивать свой взгляд и свои убеждения при обсуждении различных спорных и неоднозначных вопросов.

3.11. Время перемены — личное время каждого учащегося, которое он может проводить по своему усмотрению, не мешая при этом другим.

— во время перемен учащийся должен навести порядок на своем рабочем месте; приготовить все необходимое к следующему уроку; выйти из кабинета, если попросит учитель; подчиняться требованиям дежурных по этажу; не мешать отдыхать другим учащимся;

(Конституция РФ, ст.17 п.3)

— во время перемен учащиеся могут свободно перемещаться по школе, кроме тех мест, где им запрещено находиться в целях безопасности (чердак, подвал, кухня, физическая и химическая лаборатории);

— во время перемен учащимся запрещается бегать по лестницам, вблизи оконных проемов и в других местах, не приспособленных для игр;

во время перемен учащимся запрещается толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу, а также употреблять непристойные выражения и жесты, шуметь, мешать отдыхать другим;

во время перемен учащимся не разрешается выходить из школы без разрешения классного руководителя или дежурного администратора.

— на переменах школьники могут обратиться к своему классному руководителю, дежурному учителю, дежурному администратору за помощью, если против них совершаются противоправные действия.

— бережно относиться к имуществу столовой;

— учащиеся должны уважительно относиться к работникам столовой;

— во время приема пищи в столовой придерживаться хороших манер, принимать пищу сидя;

— разговаривать во время еды следует негромко, чтобы не беспокоить тех, кто ест по соседству;

— убирать за собой после принятия пищи, ставить на место стулья,

— не приходить в столовую в верхней одежде;

— не выносить пищу из столовой. Учащийся может принести с собой завтрак из дома, купить в школьном буфете выпечку, соки и другие продукты.

3.13. Являясь дежурным от класса по столовой, учащийся приходит в столовую за 5 минут до окончания урока, чтобы заблаговременно накрывать стол для завтрака и обеда; соблюдает очередь при получении блюд.

3.14. Дежурный по классу (назначается в соответствии с графиком дежурств по классу) помогает педагогу подготовить класс для следующего урока; производит посильную уборку кабинета по просьбе учителя; в конце учебного дня подготавливает класс для следующего дня.

3.15. Дежурные по школе (осуществляется учащимися 6-11 классов) обязаны:

— присутствовать на линейке, проводимой дежурным администратором и классным руководителем в 8 часов 00 минут;

— проверять наличие сменной обуви у учащихся при входе в школу;

— помогать переодеваться младшим школьникам;

— следить за порядком в раздевалке, оказывать помощь в поддержании дисциплины на переменах;

— поддерживать чистоту на закрепленных за ними участках; по окончании уроков убрать мусор и сдать территорию дежурному администратору или классному руководителю.

— ежедневно два человека от класса присутствуют в раздевалке для организации приема одежды учащихся данного класса (дежурство осуществляется с 8 ч.00 мин. до 8 ч. 24 мин.)

Дежурным запрещается применять физическую силу, а также унижать личность учащихся, даже если они нарушают правила поведения. При необходимости дежурные обращаются к дежурному администратору или классному руководителю.

3.15. Требования к внешнему виду учащихся:

— в школу учащиеся должны приходить в опрятной одежде, предназначенной для занятий;

— одежда должна соответствовать возрасту, выражать уважение хозяина к самому себе и обществу;

— рекомендуется не применять излишнюю косметику и не носить много украшений на занятия;

— в школе все учащиеся ходят в сменной обуви;

— спортивная одежда предназначена для урока физической культурой, на других уроках она неуместна;

— находиться в школе в верхней одежде не разрешается;

— на торжественные общешкольные мероприятия учащиеся приходят в одежде делового стиля;

-на праздничные вечера , концерты учащиеся выбирают одежду по рекомендации родителей и по своему усмотрению.

4. Учащимся запрещается:

4.1. Приносить оружие (в том числе ножи), взрывчатые, огнеопасные вещества; спиртные напитки, сигареты, наркотики и другие одурманивающие средства.

(Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака», ст.6,

Федеральный закон от 7 марта 2005 г. N 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе», ст.2)

4.2. Курение на территории школы.

самовольно раскрывать окна, сидеть на подоконниках.

(Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака», ст.6)

4.3. Самовольно раскрывать окна, сидеть на подоконниках.

4.4. Пользоваться во время занятий средствами мобильной связи, плеерами. Употреблять жевательную резинку как во время занятий, так и в перерывах.

4.5. Использовать непристойные выражения и жесты.

(Конституция РФ, ст.19 п.2, ст.21 п.2, Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.57)

4.6. Запугивания, издевательства, унижение личности, дискриминация по национальному или расовому признаку в адрес всех участников образовательного процесса.

(Конституция РФ, ст.19 п.2, ст.21 п.2)

4.7. Выходить из школы во время уроков без разрешения классного руководителя, медицинской сестры или дежурного администратора.

4.8. Опаздывать на занятия.

(Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) п.57)

закон о приёме в первый класс

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Минобразование России)

ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА
ул. Люсиновская, 51, Москва, М-93, ГСП-8, 115998
Телефон: 237-97-63 Факс: 924-69-89
Телетайп: 114027 КОНОИД
21.03.2003 № 03-51-57ин/13-03

Рекомендации по организации приема в первый класс

В Минобразование России поступают запросы граждан, свидетельствующие о нарушении прав детей и их родителей (законных представителей) со стороны администрации общеобразовательных учреждений при приеме детей в первые классы. В связи с этим Минобразование России информирует органы управления образованием о необходимости руководствоваться пп. 1, 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации, согласно которым «каждый гражданин имеет право на образование, каждому гарантируются общедоступность и бесплатность образования».

Прием детей в первый класс следует осуществлять в соответствии с законами Российской Федерации «Об образовании» с изменениями и дополнениями, «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 № 62-ФЗ, «О беженцах» от 07.11.2000 № 135-ФЗ, «О вынужденных переселенцах» с изменениями и дополнениями, «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115-ФЗ, а также Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196 и уставом общеобразовательного учреждения.

Прием детей в первый класс государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений всех видов запрещается осуществлять на конкурсной основе (п. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации «Об образовании»).

Согласно п. 2 ст. 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» и пп. 47 и 48 Типового положения об общеобразовательном учреждении при приеме детей в общеобразовательное учреждение последнее обязано ознакомить родителей (законных представителей) с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении.

На основании Закона Российской Федерации «Об образовании» и п. 59 Типового положения об общеобразовательном учреждении родители (законные представители) обучающихся имеют право выбирать общеобразовательное учреждение, форму получения образования, однако не могут настаивать на реализации каких-либо образовательных программ, услуг, форм получения образования, не включенных в устав данного учреждения.

На основании п. 2 ст. 19 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 25.06.2002 № 71-ФЗ обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) учредитель образовательного учреждения вправе разрешить прием детей в образовательное учреждение для обучения в более раннем или более позднем возрасте.

В соответствии с «Гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02», утвержденными Минздравом России от 28.11.2002 № 44 и зарегистрированными Минюстом России 05.12.2002 № 3997, обучение детей, не достигших шести лет шести месяцев к началу учебного года, следует проводить с соблюдением всех гигиенических требований по организации пребывания детей шестилетнего возраста.

Все дети, достигшие школьного возраста, зачисляются в первый класс общеобразовательного учреждения независимо от уровня их подготовки. Собеседование учителя с ребенком возможно проводить в сентябре с целью планирования учебной работы с каждым учащимся.

Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на устройство детей в государственное или муниципальное общеобразовательное учреждение наравне с гражданами Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают их обучение в государственных или муниципальных общеобразовательных учреждениях (на основании Закона Российской Федерации от 21.11.2002 № 15-П «О вынужденных переселенцах»; Федерального закона от 07.11.2000 № 135-ФЗ «О беженцах»).

Прием детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев может осуществляться на основании записи детей в паспорте родителей (законных представителей) и их письменного заявления с указанием адреса фактического проживания без учета наличия или отсутствия регистрационных документов.

Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правом на получение образования наравне с гражданами Российской Федерации на основании Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Порядок приема в общеобразовательное учреждение в части, не урегулированной Законом Российской Федерации «Об образовании», определяется учредителем общеобразовательного учреждения и закрепляется в его уставе (п. 45 Типового положения об общеобразовательном учреждении).

На основании пп. 1, 2 ст. 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» органы управления образованием регионального и муниципального уровней издают приказ о порядке приема детей в первый класс общеобразовательных учреждений, а также создают комиссии для осуществления контроля и рассмотрения заявлений родителей (законных представителей) о нарушениях прав граждан на получение общего образования.

Муниципальный орган управления образованием за каждым районом (микрорайоном) закрепляет общеобразовательные учреждения и обеспечивает прием всех подлежащих обучению граждан, проживающих на данной территории и имеющих право на получение образования соответствующего уровня.

Администрация школы может отказать гражданам (в том числе не проживающим на данной территории) в приеме их детей в первый класс только по причине отсутствия свободных мест в учреждении (п. 46 Типового положения об общеобразовательном учреждении). В этом случае муниципальный орган управления образованием предоставляет родителям (законным представителям) информацию о наличии свободных мест в общеобразовательных учреждениях на данной территории (в данном районе, микрорайоне) и обеспечивает прием детей в первый класс.

Для зачисления ребенка в первый класс родители (законные представители) представляют в общеобразовательное учреждение заявление о приеме, медицинскую карту ребенка, справку о месте проживания ребенка.

Как правило, запись в первый класс общеобразовательной школы рекомендуется начинать с 1 апреля по мере поступления заявлений родителей. Документы, представленные родителями (законными представителями), регистрируются через секретариат общеобразовательного учреждения в журнале приема заявлений в первый класс. После регистрации заявления заявителю выдается документ, содержащий следующую информацию: входящий номер заявления о приеме в общеобразовательное учреждение; перечень представленных документов и отметка об их получении, заверенная подписью секретаря или ответственного за прием документов и печатью общеобразовательного учреждения; сведения о сроках уведомления о зачислении в первый класс; контактные телефоны для получения информации; телефон органа управления образованием, являющегося учредителем.

После окончания приема заявлений зачисление в общеобразовательное учреждение оформляется приказом руководителя школы не позднее 30 августа текущего года и доводится до сведения родителей (законных представителей).

Минобразование России рекомендует органам управления образованием регионального и муниципального уровней осуществлять учет детей школьного возраста и планирование сети общеобразовательных учреждений в целях соблюдения гарантий на образование с учетом образовательных потребностей граждан.

Школа и учитель в новом Законе «Об образовании в РФ»

Сколько бы не обсуждался новый Закон «Об образовании в Российской Федерации», у читателя остается немало вопросов. Как толковать отдельные статьи закона? Какие нормы сохранились в новом законе и каким не нашлось в нем места? Как эти нормы будут применяться на практике? Как они изменят жизнь учителей?

– Закон «Об образовании в Российской Федерации» был принят в декабре прошлого года. Почему некоторые положения нового закона снова начинают обсуждать?

– Действительно, все мы знаем, что 29 декабря 2012 года Президент подписал Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Он вступит в силу с 1 сентября 2013 года. Но до сих пор не принят другой необходимый закон, которые вносит соответствующие изменения в другие законы, – а требуется изменить более сотни законов. Многие изменения в законы – это чистая формальность: например, словосочетание «образовательное учреждение» изменяется на «образовательная организация». Но предстоят и важные изменения, в том числе в трудовом законодательстве. Поскольку Закон «Об образовании» готовился очень долго и был принят в конце года, когда вносятся изменения и в другие законы, было технически сложно отследить внесение необходимых поправок.
Раз новый Закон «Об образовании в РФ» вступает в силу 1 сентября, решили сделать все без спешки. Хотя, как правило, такие законы принимаются вместе.

– В новый Закон «Об образовании» введена норма, что зарплата учителя должна равняться средней зарплате по региону. Значит ли это, что с новым законом можно будет привлечь к ответственности глав регионов и муниципалитетов, которые недоплачивают учительскую зарплату?

– Это норма не прямого действия: из нее не следует, что каждый учитель обязательно должен получать и имеет право требовать такую заработную плату. Норма о средней зарплате по региону в новом законе значит вот что: при расчете норматива подушевого финансирования для школ должно использоваться значение средней зарплаты в данном субъекте РФ, и таким образом, опять же средняя заработная плата у учителей будет не меньше средней по региону. Обратите внимание: законом не устанавливается, что минимальная зарплата в школе – это средняя зарплата по региону. В нем не говорится: никто из учителей не может получить ниже, чем средняя зарплата по региону. Говорится лишь о том, что средняя зарплата в школе должна быть такой же, как средняя зарплата по данному субъекту. Что касается других категорий педагогических работников, то новый закон содержит отсылочную норму: он говорит о том, что средняя заработная плата педагогических работников при расчете нормативом определяется в соответствии с решениями Правительства и Президента. Так, в указе Президента от 7 мая 2012 г. № 597 сказано, что в 2013 году средняя заработная плата педагогических работников детских садов должна быть доведена до средней заработной платы учителей по региону.

– Для тех педагогов, которые работают в малокомплектных школах, эта норма закона действительна? Их зарплата тоже должна рассчитываться исходя из значения средней в регионе?

– Новый закон содержит норму, что понятие малокомплектной школы и сами критерии определения малокомплектности (связанные с отдаленностью от других ОУ, транспортной доступностью, численностью учащихся) определяются субъектом РФ.
Поскольку образовательная деятельность финансируется с уровня субъекта РФ, при расчете зарплаты педагогов малокомплектных школ должны учитываться и расходы, не зависящие от количества обучающихся.

– Педагоги маленьких сельских школ часто спрашивают: на что им рассчитывать, если в их субъекте РФ официально нет малокомплектных школ? Могут ли они с помощью нового закона настоять на возвращении их школе статуса малокомплектной – через Министерство образования и науки РФ, через суд?

– Финансирование системы общего образования является компетенцией субъекта РФ. Поэтому федерация не может взять на себя ни определение размеров, ни установить требования к определению, какие образовательные организации являются малокомплектными. Установленный норматив должен давать школам возможность реализовать образовательный стандарт. Регион не может создавать условия, когда выделяемого норматива не хватит на обеспечение заработной платы учителей.

– Некоторые считают, что новый закон открывает новые возможности для закрытия школ. Якобы при новом законе будут закрыты все те школы, которые не успели закрыть за минувшее десятилетие. Так ли это?

– Что касается закрытия школ, то новый закон сохраняет ту ситуацию, которая имеется на сегодняшний день. При этом он делает один важный шаг. В законе говорится не только о процедуре ликвидации образовательного учреждения, но и о его реорганизации. В минувшие годы активно применялся метод ликвидации ОУ через реорганизацию. Школа реорганизовывалась, а по сути – ликвидировалась. Новый закон указывает: как при ликвидации, так и при реорганизации школы должна быть проведена оценка последствий. Раньше эта норма был включена в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка». Сейчас ее перенесли в Закон «Об образовании».

– Не думаю, что те, кто уже решил закрыть школу, послушают мнение комиссии. Вопрос в том, кто будет осуществлять оценку?

– В новом законе говорится, что это должна будет делать специально созданная комиссия на основании собственных критериев и собственного порядка. Важно, что для муниципальных учреждений – а школы у нас муниципальные учреждения, – эта оценка осуществляется в порядке, установленном на более высоком уровне – субъекта РФ. Как сказано в новом законе, «порядок оценки последствий принятия решения организации ликвидации… включая критерии этой оценки, порядок создания комиссии по последствию принятий такого решения устанавливаются органом субъекта РФ» (ст. 22 часть 14).

– Согласно новому закону решение о ликвидации и реорганизации сельской школы допускается без согласия жителей села. Как вы расцениваете это нововведение? Что ждет сельские школы при его реализации?

– Можно по-разному это оценивать. Но следует учесть, что норма предыдущего Закона «Об образовании» была недействующей. Я говорю о влиянии схода жителей села на решение о закрытии школы. Мнение сельского схода о закрытии школы можно было спросить только в тех населенных пунктах, где проживало менее 100 человек, обладающих правом голоса по Закону «О местном самоуправлении». Только в этом случае сход был предусмотрен как форма непосредственной демократии. В других населенных пунктах, согласно 131 закону, проведение схода не предусматривается. Норма прежнего Закона «Об образовании» на практике вступала в противоречие с Законом «Об общих принципах местного самоуправления», поскольку была принята раньше закона. В новом Законе «Об образовании в РФ» принятие решения о реорганизации или ликвидации школы, расположенной на селе, не допускается без учета мнения сельских жителей. Однако порядок учета мнения в законе отсутствует.

– Что с точки зрения нового закона означает «учет мнения»? Какое значение может иметь этот учет? Могут ли сельчане, считающие, что их школу закрыли неправильно, обжаловать решение органов власти, принятое вопреки их мнению?

– В новом Законе «Об образовании в РФ» не раскрывается, как должна проходить процедура учета мнения жителей. Не следует забывать, что учет мнения, конечно, не приравнивается к получению согласия. Наиболее подробно в законодательстве применение «учета мнения» расписано в Трудовом кодексе. Возможно провести аналогию с учетом мнения профсоюзной организации. Соответственно орган местного самоуправления, который принимает решение о ликвидации или реорганизации школы в селе, должен затребовать мнение жителей поселения, получить его, проанализировать и в обосновании своего окончательного решения – закрывать или не закрывать школу – должен указать, почему мнение жителей села в данном случае не может быть учтено. Кроме того, необходимым для данных случаев является заключение комиссии по оценке последствий закрытия (юридически – ликвидации) школы.

– Сегодня много говорят о том, что новый закон якобы открывает возможность приватизации образовательных учреждений…

– Это один из мифов, подобный мифу о якобы платности общего образования. Закон «Об образовании в РФ» не регулирует и не может регулировать приватизацию государственного и муниципального имущества – на это есть специальный закон. В новом законе не содержится никаких норм, которые каким-то образом ограничивали бы права граждан на получение бесплатного образования. Не появились и новые нормы, отменяющие мораторий на приватизацию образовательных учреждений. В проекте закона о внесении изменений в другие законы в связи с принятием Закона «Об образовании» говорится только о возможности приватизации объектов инфраструктуры для детей, находящихся в составе унитарного предприятия.
Что такое унитарное предприятие? Это коммерческая организация, государственная или муниципальная. В составе ее имущества могут с советского времени исторически сохраняться объекты социальной инфраструктуры для детей, например, пионерлагеря или давно уже не действующие детсады.
Унитарное предприятие может быть приватизировано. Но зачастую этому мешают здания детсадов или пионерлагеря – раньше их требовалось сначала вывести из состава унитарного предприятия, затем передать на баланс муниципалитету, и лишь после этого унитарное предприятие могло быть приватизировано. А муниципалитеты и субъекты РФ зачастую категорически отказываются принимать их на баланс. Потому что эти «остатки былой роскоши», как правило, уже лежат в развалинах. Их восстановление обойдется дороже их стоимости. В результате складывалась тупиковая ситуация: муниципалитет не хочет брать, а завод не может быть приватизирован. Вот, собственно, почему эта норма появилась. Но к системе школьного образования все это не имеет отношения. В России нет и не может быть школ, находящихся в составе унитарных предприятий.

– Не придет ли в голову каким-ни­будь ретивым руководителям с ссылкой на новый закон приватизировать школу ?

– От идиотов никто не застрахован. Но в этом случае чиновники совершат нарушение законодательства. Таким ретивым руководителям никакой закон не помеха, их сможет остановить только полиция и прокуратура.

– После принятия закона заговорили, что он дает администрациям школ и вузов больше возможностей избавиться от ненужных или неудобных учеников. Как будут применяться эти нормы и что они изменят в школьной жизни?

– Юристы, занимающиеся образованием, считают важным достижением нового закона четкое разделение двух понятий: последствий, связанных с дисциплинарной ответственностью обучающихся школ, вузов и учреждений профобразования, и последствий, которые наступают для них в случае академической неуспеваемости.
Сразу хочу подчеркнуть, что норма нового закона об отчислении за академическую успеваемость не может быть применена в школе.
В настоящее время это касается всех трех уровней общего образования – начального, среднего и общего. Согласно новому закону, если учащиеся имеют академическую задолженность и не ликвидировали ее в установленный срок, они, по усмотрению родителей, оставляются либо на повторное обучение, либо переводятся на обучение по адаптированным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии. Либо могут перейти на обучение по индивидуальным учебным планам.
Об этом говорит статья 58 «Промежуточная аттестация». При этом какие-либо действия – оставление на второй год, перевод на индивидуальный учебный план – даже в старшей школе без согласия родителей невозможны.
Речь тут идет как раз не об «учете мнения родителей», а о необходимости их «усмотрения», т.е. выбора действия, позволяющего ребенку получить общее образование. Администрация школы не вправе совершить этот выбор за родителей.

– Если кому-то из чиновников придет в голову оперировать понятием исключения за академическую успеваемость на уровнях школьного образования, то это незаконно. Тогда для кого эта норма вводилась в новый закон?

– Она вводилась только для профессионального образования, которое у нас в стране не является обязательным. Прежде неуспеваемость студента могла трактоваться как дисциплинарный проступок. Хотя этому студенту – возможно, вполне прилежному и не нарушающему дисциплину – просто трудно было освоить данную программу в силу индивидуальных особенностей. Раньше вузам всякий раз приходилось требовать объяснительные со студентов, которые не сдали экзамены. Хотя эти студенты не нарушали устава или локальных актов вуза. Они просто получили двойки! Зато особо грамотные студенты препятствовали своему отчислению за академическую неуспеваемость, уклоняясь от процедуры подписывания объяснительных.
Согласно новому закону академическая неуспеваемость – самостоятельное основание для отчисления из вуза.

– Новый закон впервые говорит о введении в школах дисциплинарных взысканий. Однако подробности не уточняются. Что это такое и насколько это нововведение способно изменить школьный уклад?

– Что касается школ, то советую обратиться к статье 43 нового закона, в которой говорится, что не допускается применение норм дисциплинарной ответственности для обучающихся по программам младшей ступени образования и для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно новому закону нельзя также отчислить из школы за дисциплинарное нарушение детей до 15 лет. Например, незаконно отчислять за курение, даже если оно запрещено уставом школы. Но мы не берем исключительные случаи, когда это нарушение дисциплины содержит в себе признаки преступления. Ведь привлечение к уголовной ответственности по ряду составов преступлений начинается с 14 лет, а до этого возраста по решению суда возможно помещение несовершеннолетнего в учреждение для детей с девиантным поведением. Но это крайние случаи.
Что касается менее тяжких дисциплинарных проступков, то в отношении детей, достигших возраста 15 лет, но не получивших основного общего образования (не окончивших 9 классов), отчисление из школы может применяться только с учетом мнения родителей ученика и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних.

– Но все эти нормы уже были в прежнем законе. В чем заключается ужесточение?

– Я не думаю, что есть какое-то ужесточение. Новшество заключается в том, что новый закон вводит для школы понятие мер дисциплинарного взыскания и их виды: замечание, выговор, отчисление. Сотрудники прокуратуры зачастую настаивали, что отсутствуют нормативные основания для привлечения школьников к дисциплинарным взысканиям, даже носящим морально-воспитательный характер. Нигде в законе или подзаконных актах прежде не было даже прописано право администрации школы сделать ученику выговор или замечание!
В Законе «Об образовании», который с сентября прекращает свое действие, говорится, что дисциплина в ОУ поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается. Вот и все. Дисциплинарные меры до сих пор были предусмотрены лишь для особых ОУ – например, для детей с девиантным поведением.
Поэтому все эти годы прокуратура делала вывод: если в Законе «Об образовании» и в Типовом положении об общеобразовательном учреждении прямо не было прописано положение о дисциплинарном взыскании, то никакой дисциплинарной ответственности в школе быть не может.
Сейчас в законе сказано, что только в детском саду и начальной школе, а также в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (задержками психического развития) меры дисциплинарной ответственности невозможны.

– Но что такое меры дисциплинарной ответственности и как они будут применяться? В чем изменится положение школьной администрации и учителя?

– Понятно, что воздействие на ученика может носить воспитательный характер. И речь идет о тех или иных нарушениях дисциплины, которые мешают другим обучающимся получать образование и нарушают работу школы.
По этому вопросу Министерство образования и науки уже разработало проект подзаконного акта, связанного с порядком применения дисциплинарной ответственности в учебных заведениях. Он размещен на сайте Минобрнауки, и в настоящее время появилась вторая редакция этого документа, где исключены многие отмеченные в документе недоработки. Именно этот подзаконный акт вместе с соответствующей нормой нового закона будет являться основой для применения дисциплинарной ответственности.
Для вузов и для школ предусмотрен еще один механизм применения дисциплинарной ответственности, которого в старом Законе «Об образовании» не было, – учет мнения органа самоуправления обучающихся. Имеются в виду студенческие советы или другие органы, представляющие интересы обучающихся. Для школ это советы родителей и советы обучающихся (конечно, старших классов). Сейчас они есть далеко не во всякой школе. Не надо путать их с управляющими советами.

– Что для администрации школы теперь будет означать «учесть мнение»? Когда речь идет о мерах дисциплинарной ответственности, директор школы и завуч обязаны или не обязаны следовать мнению, которое выскажет орган, представляющий интересы учащихся?

– Администрация обязана запросить это мнение, ознакомиться с ним и иметь его в виду при принятии решения. Следовать ему или нет – решать ей самой. Важно, что школа имеет право учесть при своем решении не мнение родителей конкретного ученика (возможно, оно покажется ей недостаточно убедительным), а органа, представляющего родительскую общественность и самих учащихся, если, конечно, такой орган в школе существует.

– Сейчас много говорится о том, что новый закон усиливает влияние религии на школьное обучение. С точки зрения юриста – так ли это?

– Новый закон поддерживает светский характер образования в государственных и муниципальных организациях. Светский характер образования фактически означает отделение церкви от школы. Но нельзя отрицать, что в новом законе определенным образом усилилась норма влияния религии на сферу образования. Например, преподавание вузовского курса теологии могут осуществлять только педагогические работники из числа рекомендованных соответствующей централизованной религиозной организацией. Впрочем, в школе новый закон сохраняет право родителей на выбор курса светской этики, альтернативный курсу по изучению духовно-нравственной культуры народов России. Все это соответствует нормам прежнего закона.
Споры идут о другом. Имеется в виду неоднозначная норма, которая вносится в Закон «О свободе совести и религиозных объединениях», предусматривающая возможность организовывать в школах молельные комнаты. «Богослужения и иные религиозные обряды могут также проводиться в зданиях (строениях) религиозного назначения, расположенных на территории образовательных организаций, а также в помещениях, специально выделяемых администрацией данных организаций, по просьбе совершеннолетних обучающихся или родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся этих образовательных организаций».
Против этой нормы как нарушающей принцип светского характера образования выступала Общественная палата РФ. Одно дело, если объекты религиозной культуры уже имелись в здании вузов исторически. Как, например, церковь в МГУ. Другое дело – проведение богослужений в здании школы.

– Несколько лет назад мне приходилось писать о том, как РПЦ забрала себе здание активно работающего профтехучилища. Аргумент был прост: в этом здании, построенном для школы и полвека служившем для школьников, когда-то были воскресная школа и часовня. Училище отстоять не удалось: сейчас там находится монастырь. Не повторятся ли подобные прецеденты, когда в школах начнут открывать молельные комнаты? Ведь кому-то может прийти в голову, что эти комнаты – давно уже не школьное имущество…

– Мне трудно комментировать эту ситуацию, не зная фактов. Мы только что говорили о приватизации имущества школы, что запрещено законом. Что касается превращения школьных помещений (не предназначенных для религиозных нужд) в молельные комнаты – это не означает, конечно, передачи школьного имущества религиозным организациям, но… вызывает ряд вопросов. Пока неясно, сохранится ли эта норма в законе о внесении поправок в другие законы РФ в связи с принятием Закона «Об образовании в РФ». Ведь еще предстоит принятие закона о внесении поправок во втором и третьем чтении Государственной Думой, одобрение Советом Федерации и подписание Президентом РФ.

Смотрите еще:

  • Уход на пенсию судьи Статья 15. Отставка судьи Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 169-ФЗ в статью 15 настоящего Закона внесены изменения Действие статьи 15 (за исключением пункта 3) настоящего Закона распространено на судей, ушедших на пенсию с этой […]
  • Индивидуальная собственность на имущество является § 6. Совместная собственность Понятие и виды совместной собственности. Имущество, составляющее совместную собственность супругов. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства, принадлежащее его членам на праве совместной […]
  • Закон 12-44-1 фз Федеральный закон от 28 декабря 2017 года № 423-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части использования государственных информационных систем на государственной гражданской службе Российской […]
  • Получение гражданство рф закон о гражданстве Новый закон «Получение гражданства РФ» В государствах, входивших в состав содружества, проживает существенное количество русскоязычных граждан, желающих вернуться на историческую родину. Часть из них уже проживает или трудится на […]
  • Федеральный закон о бухгалтерском учете от 21111996 129-фз Федеральный закон "О бухгалтерском учете" Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ"О бухгалтерском учете" С изменениями и дополнениями от: 23 июля 1998 г., 28 марта, 31 декабря 2002 г., 10 января, 28 мая, 30 июня 2003 г., 3 ноября […]
  • Решения судов по ст 213 ук рф Дата опубликования: 13 июня 2012 г. Верховный Суд Республики Башкортостан г. Уфа. 7 июня 2012 года. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе: председательствующего Габитова Р.Х. судей Скорина […]
  • Пособие на погребение в екатеринбурге Пособия и выплаты в Екатеринбурге в 2017 году Пособие на погребение в Екатеринбурге компенсация расходов на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица — оплата 100% расходов; социальное пособие на погребение […]
  • Как вернуть госпошлину арбитраж Госпошлина в арбитражный суд: 2017 год Актуально на: 19 июня 2017 г. Заявление на возврат излишне уплаченной государственной пошлины Одной из разновидностью госпошлин является государственная пошлина в арбитражный суд. Об особенностях […]