Единовременное пособие при получении ранения

Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 06 мая 2015 г. по делу N 33-1520/2015 (ключевые темы: борьба с терроризмом — единовременное пособие — военнослужащие — военная травма — контртеррористическая операция)

Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 06 мая 2015 г. по делу N 33-1520/2015

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Алиевой Э.З.,

судей Магадовой А.В. и Загирова Н.В.,

при секретаре М.Р.З.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчика: представителя Министерства обороны РФ по доверенности «.» С.В.Калуженского — ФГКУ «Южное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны в Российской Федерации и Алиевой А.Р. -(доверенность л.д. 23) — работающего в военном комиссариате Республики Дагестан по г. Махачкала,

на решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 17 ноября 2014 года, которым постановлено:

«Иск ФИО1 удовлетворить частично.

Взыскать в пользу Абдурашидовой М. М. с Министерства обороны Российской Федерации за счет средств федерального бюджета единовременное пособие в размере «.» «.» рублей в связи с получением ею увечья при осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, повлекшие наступление инвалидности, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере «.» руб., расходы на оплату услуг представителя в размере «.») руб.

В удовлетворении иска о взыскании расходов на оплату услуг представителя в остальной части отказать».

Заслушав доклад судьи Магадовой А.В., выслушав объяснение представителя Рустамовой А.Г.- Гамзатова М.М. по доверенности и по ордеру N от «дата» об оставлении решения суда без изменения, апелляционные жалобы — без удовлетворения, представителя Министерства обороны Российской Федерации по доверенности от «дата» N Карабекова К.З., поддержавшего доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия

Представитель Абдурашидовой М.М. — Гамзатов М.М. обратился в суд с иском с Министерству обороны Российской Федерации с привлечением ФКГУ «Южное региональное управление правового обеспечения Министерства обороны РФ», представителя Министерства обороны РФ в РД о взыскании за счет средств федерального бюджета единовременного пособия в размере «.» рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере «.» руб., и расходов на оплату услуг представителя в размере «.» рублей.

В обоснование иска указано, что в связи с получением ею увечья при участии в мероприятиях по борьбе с терроризмом на Северном Кавказе, повлекшее наступление её инвалидности, она проходила службу по контракту в Вооруженных силах РФ с 27.10.1995 г. в звании — старший сержант, в должности — повар. При участии в мероприятиях по борьбе с терроризмом получила военную травму. Из-за этого ей долго пришлось лечиться и пройти курс реабилитации, после чего была направлена на освидетельствование. По результатам освидетельствования признана «В» — ограниченно годной к военной службе, в сентябре 2009 г. установлена 3 группа инвалидности вследствие военной травмы и назначена пенсия. Приказом командира в/ч 63354 от «дата» N она исключена из списков личного состава части по состоянию здоровья.

В судебном заседании представители истицы Гамзатов М.М. и Магомедаминов С.М. исковые требования поддержали.

Представитель ответчика Министерства обороны РФ Алиева А.Р. исковые требования не признала.

Представитель ФКГУ «Южное региональное управление правового обеспечения Министерства обороны РФ» направила в суд письменные возражения по иску с указанием, что истица не представила доказательства о получении боевого ранения в период непосредственного участия контртеррористической операции с указанием времени, места боевого ранения, подтвержденного медицинскими документами, составленными учреждениями Минобороны РФ в 2000 г. Ранение было получено в 2000 г., а освидетельствование проведено в 2008 г. В связи с причинением вреда здоровью истице следовало реализовывать свое право на возмещение вреда по основаниям обязательного страхования жизни и здоровья военнослужащих. ФЗ «О противодействии терроризму» вступил в законную силу 06.03.2006 г., а ст. 21 ФЗ — с 01.01.2007 г. Поэтому данный ФЗ на правоотношения, наступившие до вступления, не распространяется. Не основано на законе требование о взыскании выплат с процентами, т.к. истица не представила доказательства о праве на получение единовременной выплаты.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя Министерства обороны РФ.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционных жалобах представитель Министерства обороны РФ по доверенности С.В.Калуженский — ФГКУ «Южное региональное управление правового обеспечения» и Алиева А.Р. просят решение Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 17.11.2014 г. в части удовлетворённых требований — отменить и вынести по делу новое решение, которым в заявленных исковых требованиях Абдурашидовой М.А. к Министерству обороны РФ — отказать в полном объёме.

В документах истца отсутствуют какие-либо сведения и доказательства о получении боевого ранения Абдурашидовой М.А. в период непосредственного участия истца.

Истцом не представлены установленные законом медицинские документы, согласно которых прямо указывает период, время и место получения боевого ранения в период выполнения контртеррористических операций составленные соответствующими медицинскими учреждениями МО РФ в 2000 году.

Истец в подтверждение своих доводов ссылается на свидетельство о болезни N от «дата» г., которое составлено госпитальной военно-врачебной комиссией терапевтического профиля войсковой части 41567, по направлению командования войсковой части 63354 от 03.09.2008 г. N4204, согласно которого истец проходил медицинское освидетельствование для последующего увольнения из Вооруженных Сил РФ и исключения из списков личного состава воинской части в порядке и соответствии с законодательством РФ, в котором отсутствуют какие-либо доказательства о времени, месте н виде (чем получено ранение, какие именно повреждения были получены, какие органы или части тела были повреждены и т.д.) ранения, полученные при непосредственном участии истца в контртеррористических операциях.

Жалобы истца при освидетельствовании указывают на ухудшение здоровья не связанные с участием в контртеррористических операциях, а в связи с жизнедеятельностью и возрастом истца.

Судом первой инстанции удовлетворены требования истца без наличия установленных законом медицинских документов.

В свидетельстве о болезни отсутствуют какие-либо доказательства о времени, месте и виде (чем получено ранение, какие именно повреждения были получены. какие органы или части тела были повреждены и т.д.) ранения, полученные при участии в контртеррористических операциях.

Заявителем не представлено установленное в законном порядке оформленное заключение военно-врачебной комиссии вынесенное в год получения боевого ранения.

Суд первой инстанции проигнорировал доводы представителя Министерства обороны РФ, согласно которых, в связи с причинением вреда здоровью, в том числе получении инвалидности Министерством обороны РФ в соответствии с Федеральным законом от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (ст. 18) военнослужащим, либо членам их семей предоставлено право по возмещению вреда на случаи повреждения военнослужащими здоровья или их гибели (смерти), наступившей при исполнении обязанностей военной службы, которое реализуется путем выплаты страховых сумм и единовременных пособий, установленных ст. 18 ФЗ «О статусе военнослужащих» и ФЗ от 28.03.1998 N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и. психотропных веществ сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы».

По смыслу статей 37 (часть 1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 32 (часть 4), 71 (пункт «м»), 72 (пункт «б» части I) и 114 (пункты «д», «е»), военная служба и аналогичная ей служба, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Обязанности, возлагаемые на лиц, несущих военную и аналогичную ей службу, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что — в силу статей 1 (часть 1), 2, 7, 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 и 71 (пункты «в», «м») Конституции РФ — влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение (ежемесячное денежное довольствие) и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении службы.

Федеральным законом от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (ст. 18), военнослужащим либо членам их семей предоставлено право по возмещению вреда на случаи повреждения военнослужащими здоровья или их гибели (смерти), наступившей при исполнении обязанностей военной службы, которое реализуется путем Компенсационных выплат, что является неотъемлемой обязанностью государства, установленной главенствующим Законом Российской «Федерации. Реализуя данную конституционную обязанность государства, федеральный законодатель установил для военнослужащих и приравненным к ним лицам, обязательное государственное страхование жизни и здоровья, которое является одной из форм исполнения государством обязанности возместить ущерб, который может быть причинен жизни или здоровью этих лиц при прохождении ими службы.

Следовательно, в конституционно-правовом смысле страховое обеспечение, полагающееся военнослужащим и приравненным к ним лицам в соответствии с ФЗ от 28.03.1998 г. N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующею состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы», — наряду с иными выплатами, которые в целях возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, могут быть установлены им на основании других законов ( статья 1084 ГК Российской Федерации, статья 29 Закона Российской Федерации «О милиции» и др.), — входит в гарантированный государством объем возмещения вреда, призванного компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса вследствие наступления страховых случаев, включая причиненный материальный и моральный вред.

Данные обстоятельства подтверждаются постановлением Конституционного Суда РФ от 20 октября 2010 года N 18-П. в котором указано, что одной из форм исполнения государством обязанности возместить вред, который может быть причинен жизни или здоровью военнослужащих при прохождении ими военной службы, является обязательное государственное личное страхование за счет средств федерального бюджета, установленное законом в целях защиты их социальных интересов к интересов государства ( пункт I статьи 969 ГК Российской Федерации, пункт 1 статьи 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). Таким образом, посредством обязательного государственного страхования жизни и здоровья, предполагающего выплат соответствующих страховых сумм при наступлении страховых случаев, военнослужащим обеспечиваются гарантируемые Конституцией Российской Федерации, ее статьями 7 (часть 2), 37 (части 1 и 3) и 41 (часть I), право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, и право на охрану здоровья .

Порядок осуществления указанных выплат предусмотрен Приказом Минобороны РФ от 10 октября 1998 г. N 455 «Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы».

Согласно ст. 21 Федерального закона «О противодействии терроризму» и ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлены совпадающие основания для выплаты однородных по своей сути (имеющие целью возмещение вреда здоровью б случае гибели военнослужащего, причинения военнослужащему увечья (ранения, травмы, контузии) единовременных пособий.

При этом, как предусмотрено п. 6 ст. 21 Федерального закона «О противодействии терроризму», при одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для указанных единовременных выплат, выплата осуществляется по одному основанию по выбору получателя. Такая правовая позиция подтверждается Обзором судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2011 года, утвержденным Президиумом ВС РФ 28.09.2011 года. В связи с этим военнослужащим и членам их семей, имеющим право на получение единовременного пособия как на основании Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и на основании Федерального закона «О противодействии терроризму», выплачивается по их выбору одно единовременное пособие.

Мало того, судом первой инстанции неправомерно отклонены доводы представителя Министерства обороны РФ, согласно которых ФЗ «О противодействии терроризму» вступил в законную силу с 06.03.2006 года, а ст. 21 указанного Закона вступила в силу с 01.01.2007 года. При этом указаний о применении ст. 21 Закона к отношениям, возникшим до его вступления в силу, названный Закон не содержит.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Тем самым, положения федерального закона «О противодействии терроризму» не могут применяться при разрешении данного спора. Федеральный закон РФ от 25 июля 1998 годаN 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом», в редакции, действовавшей в 2000 году, установил, что возмещение вреда, причиненного в результате террористической акции, производится за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которого совершена эта террористическая акция, с последующим взысканием сумм этого возмещения с причинителя вреда в порядке, установленном гражданско-процессуальным законодательством (статья 17).

При этом на основании вышесказанного закона, действующего на момент получения ранения (увечья) истцом, статьей 20 установлено, что в случае, если лицо, принимавшее участие в борьбе с терроризмом, при проведении контртеррористической операции получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу выплачивается единовременное пособие в размере 50 000 рублей и назначается пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации, в связи с чем, требования о взыскании 300000 рублей являются незаконными и необоснованными.

Суд первой инстанции неправомерно отклонил доводы представителя МО РФ, согласно которых требования истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии с требованиями ст. 395 ГК РФ являются неправомерными.

В соответствии с п. 1 ст. 395 ГК РФ, за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате, либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица, подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части.

Кроме того, предусмотренные ст. 395 ГК РФ проценты подлежат взысканию лишь при наличии полного состава правонарушения, закрепленного в этой статье. Во-первых, необходимо неправомерное неисполнение денежного обязательства. Во-вторых, требуется, чтобы должник пользовался чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания.

Как указал автор жалобы, в данном случае отсутствует сам факт пользования чужими денежными средствами, а также отсутствует сам факт правового обязательства выплаты денежных средств.

В рамках данного гражданского дела судом первой инстанции, взысканы невероятно завышенные суммы услуг представителя, при этом взысканные судом расходы являются завышенными, не отвечают критериям разумности, дело не относится к категории сложных дел, в обжалуемом судебном акте не приведено обоснованного расчета взысканной суммы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в редакции, действовавшей до 1 января 2012 года при досрочном увольнении военнослужащих с военной службы (отчислении с военных сборов граждан, призванных на военные сборы) в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, им выплачивается единовременное пособие в размере: военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, 60 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия.

Пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом», действовавшим до 1 января 2007 года, предусматривалось, что в случае, если лицо, принимавшее участие в борьбе с терроризмом, при проведении контртеррористической операции получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу выплачивается единовременное пособие в размере 50 000 рублей.

Согласно п. 3 ст. 21 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» военнослужащим, принимавшим участие в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом и получивших увечье при проведении контртеррористической операции, повлекшее за собой наступление инвалидности, выплачивается единовременное пособие в размере трехсот тысяч рублей.

Названное единовременное пособие входит в гарантированный государством объем возмещения, призванного компенсировать последствия изменения материального и (или) социального статуса военнослужащих в результате причинения вреда жизни или здоровью этих лиц при прохождении военной службы.

Согласно части 1 ст. 20 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства и подлежат правовой и социальной защите. К указанным лицам относятся, в том числе, военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом.

В соответствии с пунктом 5 ст. 20 действовавшего до 1 января 2007 года Федерального закона от 25 июля 1998 года N 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), а также в соответствии с частью 6 ст. 21 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» при одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для указанных единовременных выплат выплата осуществляется по одному основанию по выбору получателя.

Имеющим значение для настоящего спора являлось выяснение судом вопроса о получении истцом единовременного пособия, предусмотренного ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Из материалов дела следует и установлено в судебном заседании что Абдурашидова М.М. получила ЗЧМТ, сотрясение головного мозга в период прохождения военной службы. Данная травма заключением ВВК признана военной травмой и она признана «В» — ограниченно годной к военной службе. Согласно выписке из приказа командира в/ч 63354 от 29 октября 2009 г. N244 Абдурашидова М.М. исключена из списков личного состава части по состоянию здоровья. В соответствии с выпиской из приказа командира войсковой части 63354 N 250 Абдурашидова М.М. признана участвующей в террористической операции на территории Северо-Кавказского региона РФ за период с 01 по 30 апреля 2000 г., место боевых действий н.п. Кири, период участия в боевых действиях с 01.04.2000 г. по 14.04.2000 г. Согласно выпискам из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, Абдурашидовна М.М. 28.09.2009 г. признана инвалидом третьей группы, причина инвалидности- военная травма, с 25.11.2013 г. бессрочно. Из удостоверения серим ГФ за N 753028, выданного военным комиссариатом РД и справки об инвалидности видно, что Абдурашидова М.М. является инвалидом 3-й группы в связи с получением военной травмы и ей назначена пенсия.

Факт получения травмы Абдурашидовой М.М. при осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом и последующего установления ей инвалидности по военной травме сторонами не оспаривалось и в судебном заседании сторона ответчика признала иск.

Суд первой инстанции установил, что единовременное пособие в связи с причинением вреда здоровью истцу не выплачивалось.

Удовлетворяя иск ФИО1 о взыскании единовременного пособия, суд первой инстанции исходил из того, что сам факт получения травмы ею при осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом установлен и сторонами не оспаривался.

При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что это пособие Абдурашидовой М.М. по ранее действовавшим нормам не могло быть выплачено, поскольку выплата единовременного пособия предусматривалась, если лицо, принимавшее участие в борьбе с терроризмом, при проведении контртеррористической операции получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности.

Статья 21 Федерального закона N 35-ФЗ от 26 февраля 2006 года «О противодействии терроризму» устанавливает несколько видов мер социальной защиты лиц, непосредственно участвующих в борьбе с терроризмом.

В соответствии с п.3 ст. 21 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в случае, если лицо, принимавшее участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу за счет средств федерального бюджета выплачивается единовременное пособие в размере трехсот тысяч рублей и назначается пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью, установлен Постановлением Правительства РФ от 21 февраля 2008 г. N 105 «О возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом».

Этот порядок применяется к правоотношениям по выплате лицам, осуществляющим борьбу с терроризмом, или в случае их гибели (смерти) членам их семей и (или) лицам, находившимся на их иждивении, единовременного пособия.

Для получения единовременного пособия лицо, участвовавшее в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом и получившее увечье или ранение, представляет в федеральный орган исполнительной власти, в котором он проходит службу, работает, исполняет обязанности или с которым сотрудничает на постоянной или временной основе:

1) письменное заявление о выплате указанного единовременного пособия;

2)медицинские документы, подтверждающие причинение вреда его здоровью (ранение, увечье).

Как установил суд первой инстанции, Абдурашидова М.М. обращалась в Министерство обороны РФ с заявлением о выплате единовременного пособия с приложением всех предусмотренных в Правилах документов, что подтверждается

квитанцией об отправлении письма в МО РФ 15 апреля 2014 г., получено ответчиком 23.04.2014 г., ответ с Министерства обороны РФ не последовал.

Таким образом, из материалов дела следует, что Абдурашидова М.М получила в 2000 году боевое ранение в связи с подрывом автомобиля, тем самым получила минно-взрывную травму, ЗЧМТ, сотрясение головного мозга. В последующем в 2009 году она признана «В» ограниченно годной к военной службе и ей была установлена инвалидность 3 группы вследствие военной травмы. В связи с чем, в 2009 году она была уволена из Вооруженных Сил РФ командованием войсковой части 63354.

При удовлетворении заявленных требований суд правильно исходил из того, что право на единовременное пособие в размере «.» рублей у истицы Абдурашидовой М.М возникло с момента наступления инвалидности вследствие полученной военной травмы и ей должно быть взыскано единовременное пособие в размере «.» рублей.

С учетом указанных норм опровергаются доводы представителя ответчика о том, что истица уже получила единовременное пособие и страховые суммы, причитающиеся ей при получении травмы при исполнении военной службы и, поэтому, не вправе претендовать на аналогичное единовременное пособие, является необоснованным, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства о получении Абдурашидовой М.М единовременного пособия и такие доказательства ответчиком в суд не представлены.

Также судебная коллегия не принимает во внимание довод ответчика о том, что суд не выяснил, получала ли истица страховые выплаты, предусмотренные ФЗ «О статусе военнослужащих», поскольку суд первой инстанции с учетом указанных норм посчитал данный довод необоснованным и из материалов дела усматривается, что у истца не возникло право на получение указанной страховой выплаты в связи с тем, что она не была уволена с военной службы с формулировкой «Д» — негоден к военной службе, что требуется для получения единовременного пособия предусмотренного в соответствии со ст. 18 указанного ФЗ или ст.5 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы». При этом суд учел, что право на получение страховой выплаты, предусмотренной ФЗ «О статусе военнослужащих» у истца не возникло, и истица ее не получала, и доказательств обратного представителем ответчика суду не представлено.

Судебная коллегия не принимает во внимание другой довод апелляционной жалобы о том, что Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» вступил в силу с 1 января 2007 года и на возникший спор не распространяется, поскольку при удовлетворении заявленных требований суд исходил из того, что право на единовременное пособие в размере «.») тысяч рублей у истца Абдурашидовой М.М возникло с момента наступления инвалидности вследствие полученной военной травмы, инвалидность установлена в 2009 году.

Согласно ч. 1 ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочке в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств, как правильно указал суд, с 24.05.2014г. ответчик должен был принять решение по заявлению истицы, решение не принято, в связи с чем Абдурашидова М.М имеет право на взыскание пособия с процентами за пользование чужими денежными средствами за период с 24.05.2014г. по 01.10.2014г., возражений по расчету от ответчика не поступило.

Обоснованным является решение суда и в части удовлетворения частично расходов на оплату услуг представителя согласно ст. 100 ГПК РФ, в разумных пределах.

Таким образом, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 328 , ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия

решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 17 ноября 2014года оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчика: представителей Министерства обороны Российской Федерации С.В. Калуженского — ФГКУ «Южное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и Алиевой А.Р. — без удовлетворения.

Единовременное пособие при получении ранения

Судебный участок мирового судьи №1 Ширинского района

Президиумом Верховного Суда

28 сентября 2011 года

СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗА ВТОРОЙ КВАРТАЛ 2011 ГОДА

РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ, ВОЗНИКАЮЩИМ В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

Вопрос. В каком размере подлежит взысканию судом единовременное пособие военнослужащим, принимавшим участие в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, если право на получение пособия у таких лиц возникло до 1 января 2007 года, но не было ими реализовано до указанной даты на основании Федерального закона «О борьбе с терроризмом» или иного федерального закона?

Ответ. Статьей 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г . N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено государственное личное страхование военнослужащих за счет средств федерального бюджета (п. 1) .

Условия и порядок государственного личного страхования военнослужащих определены Федеральным законом от 28 марта 1998 г . N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы».

Получение военнослужащими в случае наступления страхового случая страховых сумм не препятствует предоставлению им других денежных выплат, имеющих целью возмещение вреда здоровью, и в частности единовременного пособия, установленного п. 3 ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Данное пособие, представляющее собой дополнительную социальную гарантию, выплачивается военнослужащим при досрочном увольнении с военной службы в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии).

Кроме того, на военнослужащих, принимавших участие в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом и получивших увечье при проведении контртеррористической операции, повлекшее за собой наступление инвалидности, либо ранение, не повлекшее наступление инвалидности, распространяются положения ст. 21 Федерального закона от 6 марта 2006 г . N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (вступила в силу 1 января 2007 г .).

Согласно названной статье военнослужащим, принимавшим участие в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, получившим увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, выплачивается единовременное пособие в размере трехсот тысяч рублей (п. 3 ст. 21) . Получение этими же лицами ранения, не повлекшего наступления инвалидности, влечет выплату им единовременного пособия в размере ста тысяч рублей (п. 4 ст. 21) .

Таким образом, пп. 3 и 4 ст. 21 Федерального закона «О противодействии терроризму» и п. 3 ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлены совпадающие основания для выплаты однородных по своей сути (имеющие целью возмещение вреда здоровью в случае причинения военнослужащему увечья (ранения, травмы, контузии)) единовременных пособий.

При этом, как предусмотрено п. 6 ст. 21 Федерального закона «О противодействии терроризму», при одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для указанных единовременных выплат выплата осуществляется по одному основанию по выбору получателя.

В связи с этим военнослужащим, имеющим право на получение единовременного пособия как на основании п. 3 ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и на основании пп. 3 и 4 ст. 21 Федерального закона «О противодействии терроризму», выплачивается по их выбору одно единовременное пособие.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 25 июля 1998 г . N 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом», действовавшей до 1 января 2007 г ., военнослужащим, участвовавшим в борьбе с терроризмом, также подлежало выплате единовременное пособие.

При получении увечья, повлекшего наступление инвалидности, единовременное пособие выплачивалось в размере пятидесяти тысяч рублей, а при получении ранения, не повлекшего наступление инвалидности, — в размере десяти тысяч рублей.

Таким образом, в ст. 21 Федерального закона «О противодействии терроризму» при сохранении тех же оснований и условий выплаты единовременного пособия, существенно увеличен его размер, который составил соответственно триста тысяч и сто тысяч рублей вместо ранее установленных пятидесяти тысяч и десяти тысяч рублей.

Поскольку единственным правовым основанием выплаты единовременного пособия на момент рассмотрения дела судом является Федеральный закон «О противодействии терроризму», то суд при разрешении вопроса о размере единовременного пособия должен руководствоваться суммами, установленными данным Федеральным законом на момент рассмотрения дела.

При этом необходимо учитывать, что требования о взыскании единовременного пособия исходя из положения ст. 208 ГК РФ, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на предоставление такого пособия, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска.

Следовательно, военнослужащим, принимавшим участие в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, приобретшим право на получение единовременного пособия до 1 января 2007 г . и не реализовавшим его до указанной даты на основании Федерального закона «О борьбе с терроризмом» или иного федерального закона, названное пособие подлежит взысканию судом в размере трехсот тысяч рублей в случае причинения военнослужащему увечья, повлекшего наступление инвалидности, или в размере ста тысяч рублей в случае причинения военнослужащему ранения, не повлекшего наступление инвалидности.

Военная травма или болезнь, приобретенная в период службы

Более 1000 военнослужащих и членов их семей получили ответы от военного юриста медиа группы Mil.Press. Если ваш вопрос связан с денежным довольствием, пенсионным обеспечением, жилищной проблемой или увольнением со службы, выберите нужную тему в представленном ниже выпадающем списке. Также вы можете ознакомиться со списком наиболее популярных вопросов.

Новые обращению в юрконсультацию временно не принимаются.

Согласно ФЗ РФ № 306-ФЗ от 7 ноября 2011 г. «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», при увольнении военнослужащего с военной службы или отчислении с военных сборов гражданина, призванного на военные сборы, в связи с признанием его не годным к военной службе вследствие военной травмы ему выплачивается единовременное пособие в размере:

1) 2 000 000 рублей — военнослужащему, проходящему военную службу по контракту.

Уволен по состоянию здоровья. Категория Д — не годен. Болезнь приобретена в период военной службы. Подхожу ли я под эту статью, или это только касается военной травмы. И в чем отличие военной травмы от болезни, приобретенной в период службы?

Согласно ФЗ РФ № 306-ФЗ от 7 ноября 2011 г. «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»:

12. При увольнении военнослужащего с военной службы или отчислении с военных сборов гражданина, призванного на военные сборы, в связи с признанием его не годным к военной службе вследствие военной травмы ему выплачивается единовременное пособие в размере:

1) 2 000 000 рублей — военнослужащему, проходящему военную службу по контракту;

2) 1 000 000 рублей — военнослужащему, проходящему военную службу по призыву, или гражданину, призванному на военные сборы.

13. При установлении военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) инвалидности вследствие военной травмы ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного его здоровью, в размере:

1) 14 000 рублей — инвалиду I группы;

2) 7 000 рублей — инвалиду II группы;

3) 2 800 рублей — инвалиду III группы.

Согласно п.5 2. Федерального Закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы»:

Страховые суммы выплачиваются при наступлении страховых случаев в следующих размерах:

— в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, — 2 000 000 рублей выгодоприобретателям в равных долях;

— в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов:

инвалиду I группы — 1 500 000 рублей;
инвалиду II группы — 1 000 000 рублей;
инвалиду III группы — 500 000 рублей;

— в случае получения застрахованным лицом в период прохождения военной службы, службы или военных сборов тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии) — 200 000 рублей, легкого увечья (ранения, травмы, контузии) — 50 000 рублей;

— в случае увольнения военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, с военной службы, отчисления гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность, для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно, с военных сборов в связи с признанием их военно-врачебной комиссией не годными к военной службе или ограниченно годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы или военных сборов, — 50 000 рублей.

Размер указанных страховых сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы.

Если в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов застрахованному лицу при переосвидетельствовании в федеральном учреждении медико-социальной экспертизы вследствие указанных в настоящем пункте причин будет повышена группа инвалидности, размер страховой суммы увеличивается на сумму, составляющую разницу между страховой суммой, причитающейся по вновь установленной группе инвалидности, и страховой суммой, причитающейся по прежней группе инвалидности.

«Военная травма» — это ранение, контузия, увечье или заболевание, полученные при защите Родины, в том числе полученные в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Подробней описание интересующих вас понятий указано.

II. Определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава (должностных лиц) органов, граждан, проходивших военную службу (военные сборы), службу в органах

40. При медицинском освидетельствовании военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава (должностных лиц) органов, граждан, призванных на военные сборы, военно-врачебная комиссия определяет причинную связь полученных ими увечий, заболеваний, за исключением случаев, когда указанные граждане, получившие увечья, заболевания, находятся под следствием или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

Военно-врачебная комиссия заочно (по документам) определяет причинную связь увечий, заболеваний у граждан, проходивших (проходящих) военную службу (военные сборы), службу в органах, в случае, если:

а) в период прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах гражданин был освидетельствован военно-врачебной комиссией, или находился на лечении, или был уволен с военной службы (службы в органах) по состоянию здоровья;

б) у гражданина имеются явные последствия телесных повреждений, полученных в период участия в боевых действиях;

в) увечье, заболевание получено гражданином в период прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах либо увечье, заболевание выявлено до истечения одного года после увольнения гражданина с военной службы (окончания военных сборов), службы в органах, при условии, что получение увечья, начало заболевания, в том числе приведшего к смерти, можно отнести к периоду военной службы (военных сборов), службы в органах.

(пп. «в» в ред. Постановления Правительства РФ от 31.12.2004 N 886)

Характер и давность имеющихся явных телесных повреждений устанавливаются судебно-медицинским экспертом.

41. Военно-врачебная комиссия выносит заключения о причинной связи увечий, заболеваний со следующими формулировками:

а) «военная травма»:

— если увечье получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);

— если увечье, заболевание получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в результате поражений, обусловленных воздействием радиоактивных веществ, источников ионизирующего излучения, компонентов ракетного топлива и иных высокотоксичных веществ, токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, источников электромагнитного поля и лазерного излучения, микроорганизмов I и II групп патогенности;

— если увечье, заболевание получено в период пребывания освидетельствуемого в составе действующей армии в годы гражданской войны, Великой Отечественной войны, на Китайско-Восточной железной дороге в 1929 году, во время советско-финляндской войны 1939 — 1940 годов, в период боевых действий в Западной Белоруссии и на Западной Украине в 1939 году, в боях у озера Хасан в 1938 году и на реке Халхин-Гол в 1939 году, во время войны с Японией 1945 года, а также в боевых операциях по ликвидации националистического подполья (бандитизма) на территориях Украинской ССР, Белорусской ССР, Латвийской ССР, Литовской ССР и Эстонской ССР в период с 1 января 1944 г. по 31 декабря 1951 г. (при наличии удостоверения участника войны), во время пребывания в плену (если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины), либо если заболевание, возникшее до указанных событий, за период участия в них достигло степени тяжести, которая изменила категорию годности или привела к негодности (в том числе временной) освидетельствуемого к военной службе, службе в органах Комитета государственной безопасности СССР (Министерства государственной безопасности СССР) и Народного комиссариата внутренних дел СССР (Министерства внутренних дел СССР), либо если хроническое, медленно прогрессирующее заболевание подтверждается медицинскими документами, позволяющими отнести начало заболевания или обострение заболевания к периоду участия освидетельствуемого в указанных событиях;

— если заболевание возникло у освидетельствуемого в период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах (при условии льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии — 1 месяц службы за 3 месяца), либо в период прохождения военной службы в государстве, где велись боевые действия, либо в период его пребывания на разведывательной и контрразведывательной работе за границей, либо если заболевание, возникшее до указанных событий, за период участия в них достигло степени тяжести, которая изменяет категорию годности или приводит к негодности (в том числе временной) освидетельствуемого к военной службе, службе в органах, либо если хроническое, медленно прогрессирующее заболевание подтверждается медицинскими документами, позволяющими отнести начало или обострение заболевания к периоду участия освидетельствуемого в указанных событиях;

— если заболевание вирусным гепатитом, синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИДом) или ВИЧ-инфицирование возникло у освидетельствуемого в период нахождения на лечении вследствие хирургического вмешательства (медицинской манипуляции), а у освидетельствуемого из числа медицинского персонала — вследствие ранения, полученного при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей); если увечье, заболевание возникло у освидетельствуемого при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) вследствие укуса насекомого, пресмыкающегося или телесного повреждения, нанесенного животным;

б) «заболевание получено в период военной службы»:

— если заболевание возникло у освидетельствуемого в период прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах либо достигло в указанный период степени тяжести, которая изменяет категорию годности или приводит к негодности (в том числе временной) освидетельствуемого к военной службе, службе в органах, а также при хронических, медленно прогрессирующих заболеваниях, диагностированных до истечения одного года после увольнения с военной службы, службы в органах, если начало заболевания можно отнести к периоду прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах;

— если заболевание возникло у освидетельствуемого в период прохождения военной службы (военных сборов) в воинских частях или службы в органах, не входивших в состав действующей армии, либо до его убытия в государство, где велись боевые действия, и служба в этом государстве не оказала влияния на имевшееся заболевание и категорию годности к военной службе, службе в органах;

— если увечье, заболевание получено освидетельствуемым в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей);

— если увечье, заболевание получено в период прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах, но на момент медицинского освидетельствования документы об обстоятельствах получения увечья, заболевания отсутствуют;

в) утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 31.12.2004 N 886;

г) «заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС» — если заболевание получено освидетельствуемым в результате радиационного воздействия при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;

д) «общее заболевание»:

— если увечье, заболевание возникло у освидетельствуемого до его призыва на военную службу (военные сборы), поступления на военную службу по контракту, на службу в органы и в период военной службы (военных сборов), службы по контракту, службы в органах не достигло степени, которая изменяет категорию годности освидетельствуемого к военной службе, службе в органах;

— если заболевание возникло у освидетельствуемого после увольнения с военной службы, когда начало заболевания нельзя отнести к периоду прохождения военной службы, службы в органах;

е) «заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска» — если заболевание получено освидетельствуемым в результате радиационного воздействия при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанных с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.

(пп. «е» введен Постановлением Правительства РФ от 26.01.2007 N 46)

42. Причинная связь увечий, заболеваний и инвалидности с воздействием радиационных факторов вследствие непосредственного участия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава (должностных лиц) органов, граждан, проходивших военную службу, службу в органах, в действиях подразделений особого риска устанавливается межведомственными экспертными советами и военно-врачебными комиссиями.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.01.2007 N 46)

Причинная связь заболеваний, а также смерти граждан, проходивших военную службу (военные сборы) и принимавших непосредственное участие в работах по ликвидации аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», а также занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1957 — 1962 годах, с последствиями радиационного воздействия устанавливается межведомственными экспертными советами.

43. Военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечья, заболевания на основании справки о травме, выданной командиром воинской части (руководителем органа), в которой гражданин проходил военную службу (военные сборы), службу в органах в момент получения увечья. В справке указываются обстоятельства получения увечья. Форма справки определяется соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

44. При освидетельствовании граждан, проходивших военную службу (военные сборы), службу в органах и получивших в период прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах увечье, но не имеющих справки о травме, военно-врачебная комиссия может вынести заключение о причинной связи увечья, заболевания на основании рассмотрения других документов, отражающих обстоятельства получения увечья, заболевания. Свидетельские показания об обстоятельствах получения гражданином ранения, травмы могут быть приняты военно-врачебной комиссией во внимание только при наличии у него явных последствий телесных повреждений, полученных в период боевых действий, и при условии, что показания даны 2 и более свидетелями, проходившими военную службу (военные сборы), службу в органах вместе с освидетельствуемым в период получения телесных повреждений. Факт прохождения свидетелями военной службы (военных сборов), службы в органах вместе с освидетельствуемым должен быть подтвержден командиром воинской части (руководителем органа), в которой освидетельствуемый проходил военную службу (военные сборы), службу в органах, или военным комиссаром по месту жительства свидетелей.

Свидетельские показания не являются основанием для установления факта перенесения гражданином, проходившим военную службу (военные сборы), службу в органах, заболевания или контузии.

45. Причинная связь увечий, заболеваний у граждан, проходивших военную службу (военные сборы), службу в органах, определяется военно-врачебной комиссией на основании обращения граждан, органов социальной защиты, военных комиссариатов, органов, осуществляющих пенсионное обеспечение.

Порядок вынесения заключения о причинной связи увечий, заболеваний, пересмотра ранее вынесенного заключения о причинной связи увечий, заболеваний и его отмены при наличии вновь открывшихся обстоятельств получения увечья, заболевания и их связи с исполнением обязанностей военной службы (службы в органах) устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба (служба в органах).

46. Гражданин, не согласный с заключением военно-врачебной комиссии о причинной связи увечий и заболеваний с последствиями аварии на Чернобыльской АЭС, а также с воздействием радиационных факторов вследствие непосредственного участия в действиях подразделений особого риска, имеет право обратиться в межведомственный экспертный совет с просьбой о повторном рассмотрении соответствующего вопроса.

Смотрите еще:

  • Правило чистых активов Правила определения стоимости активов В период с 10 декабря 2008 года по 18 июня 2013 года включительно управление открытыми паевыми инвестиционными фондами осуществляло ЗАО «КапиталЪ Управление активами» ОПИФ рыночных финансовых […]
  • Правила дорожнього движение Правила дорожного движения, (текст новых ПДД 2018 онлайн) Действующие по состоянию на 2018 г. Правила дорожного движения (ПДД-онлайн) введены в действие с 1 июля 1994 г. и приведены с последними изменениями и дополнениями от: 26 октября […]
  • Налог 06 Налог с перечислений на карту. Страшная правда или фейк? Поправки в Налоговый кодекс, которыми пугали граждан, уже давно приняты. Но нужны они были не для того, чтобы государство получало налог с перечислений. Повсеместно появилась […]
  • Пособие на детей в многодетных семьях 2014 году Меры социальной поддержки многодетных семей Согласно Закону Республики Крым от 17 декабря 2014 года № 39-ЗРК/2014 «О социальной поддержке многодетных семей в Республике Крым» многодетная семья – это семья, в которой воспитываются трое и […]
  • Гаагский арбитраж Гаагский арбитраж вынес первое решение по «крымским искам» бизнесменов Постоянный третейский суд в Гааге вынес первое решение по серии исков со стороны украинских компаний, жаловавшихся на потерю активов в Крыму. Детали Постоянный […]
  • Председатель суда города москвы Гончар Галина Евгеньевна Гончар Галина Евгеньевна родилась в 1973 году. С 06 августа 1992 года поступила на работу в Волгоградский (Кузьминского) районный (народный) суд города Москвы на должность секретаря суда. В 2001 году окончила […]
  • Приказ 276 от 22052012 мчс россии Приказ МЧС России от 29 марта 2017 г. № 139 “О внесении изменений в нормативные правовые акты МЧС России по вопросам противодействия коррупции” (не вступил в силу) Внести изменения в нормативные правовые акты МЧС России по вопросам […]
  • Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов в рб Изменения и дополнения в Правила устройств. DenweR 26 Май 2015 Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 15 мая 2015 г. № 23 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства по […]