Диалектика закона отрицания

Закон отрицания отрицания.

Содержание закона раскрывается через понятия отрицание, диалектическое отрицание, отрицание отрицания. Термин отрицание употребляется не только в философии, но и в других науках, а также в повседневной жизни, означая опровержение, а в более общем смысле уничтожение. Любая вещь, явление рано или поздно подвергаются уничтожению, т.е. отрицанию, которое носит всеобщий характер. Этот момент признается всеми философскими школами. Однако далее мнения диалектиков и метафизиков расходятся.

I. Диалектика считает, что основным содержанием отрицания являются два взаимосвязанных момента:

1) уничтожение, отмирание старого, отжившего или не отвечающего новым условиям (деструктивное отрицание; размалывание зерна. ) и 2) в то же время сохранение того ценного, положительного, что было в предмете (зерно – стебель – колос. ).

Оба процесса идут одновременно, обусловливая связь в развитии, с одной стороны, и самоотрицание вещи с другой. В качестве примера можно рассмотреть эволюцию форм отражения. Сохранение старого в новом в снятом, т.е. преобразованном виде выражается через категорию преемственность (преемственность в развитии научных теорий, например).

II. В противоположность диалектике метафизика понимает отрицание как простое уничтожение по принципу или или. Этим страдали, некоторые теории исторического круговорота.

В окружающем нас мире, конечно, есть и простое уничтожение, и регресс, и круговорот. Однако, говоря о диалектическом отрицании, мы отмечаем, что оно дает качественно более высокую ступень в развитии, отрицание старого создает предпосылки для утверждения нового.

Уже простое наблюдение приводит нас к убеждению, что в действительности развитие не ограничивается одним отрицанием, а представляет собой целую цепочку отрицаний. Так, новое явление, которое подвергло отрицанию старое, с течением времени тоже устаревает и в свою очередь отрицается. Вновь возникающее явление как бы повторяет ту или иную уже ранее пройденную ступень. Зародыш человека, например, в своем развитии как бы заново проходит основные вехи истории животного мира. Механизм перехода от первого отрицания ко второму и т.д. в общем один и тот же и заключается в его внутренней противоречивости. Результатом последовательной смены диалектических отрицаний является поступательное развитие, т.е. обогащение содержания развивающегося явления новыми качествами. Повторение пройденного в ходе отрицания одних предметов другими не случайное явление, а всеобщий закон развития. Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе (отрицание отрицания), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой.

Таким образом, суть закона состоит в том, что на высшей ступени развития происходит как бы возврат к старому, повторение известных черт, свойств предмета, но уже в измененном виде. Действие данного закона четко видно в периодическом законе химических элементов, в развитии живых организмов, в их онтогенезе и филогенезе, в общественной жизни во взаимодействии производительных сил и производственных отношений.

Т.о. Различают три вида отрицания:

3) Диалектическое отрицание.

1) Тезис (исходное положение)

2) Антитезис (самоотрицание исходного положения)

3) Синтез (возврат к исходному на новом этапе развитии с удерж. положительного)

  • Философия бытия и его формы
  • Категория бытия в онтологии
  • Сущность и формы бытия
  • Философия природы

Закон отрицания отрицания

Закон трех отрицаний

Развитие происходит путем диалектического отрицания старого состояния объекта новым, нового — новейшим, в результате чего развитие сочетает преемственность и цикличность.

Категория «отрицание» выражает определенный тип смены состояния объекта. Любой объект, развиваясь, становится качественно иным и неизбежно достигает стадии отрицания. Полное отрицание — это смена качества на противоречащее. Цепь отрицания старого и возникновения нового не имеет начала и конца. Отрицание может проявляться в виде простого уничтожения объекта. Тогда о развитии говорить уже не приходится.

Диалектическое отрицание предполагает уничтожение только части свойств объекта, которые уже не нужны или даже вредны. При этом сохраняются полезные свойства, те, что определяют существование системы в настоящее время, а также появляются принципиально новые свойства, что в итоге и определяет возможность скачка.

Двойное полное отрицание (отрицание отрицания) представляет собой ситуацию «якобы возврата» к старому: всякое явление превращается в свое отрицание (первая фаза); потом опять происходит отрицание (вторая фаза); в результате третья фаза имеет формальное сходство с первой. Если нет развития, то изменение идет по кругу. При наличии восходящего движения объект возвращается к исходному состоянию, но на другом, более высоком уровне. Поэтому о диалектическом развитии говорят как о движении по спирали.

Таким образом, данный закон демонстрирует связь старого и нового состояния объекта в развитии, их борьбу и взаимное превращение друг в друга. Всякое возникающее новое состояние (свойство) рано или поздно стареет и исчезает. Людям, если они заинтересованы в развитии каких-либо систем, в том числе самих себя, никуда не деться от отрицания старых свойств, связей и приобретения прямо противоположных, новых состояний. Старое —это разрушающиеся элементы и связи, влекущие разрушение исходного состояния всей системы, снижение ее исходных функциональных возможностей. Новое — это элементы и связи, которые преобразуют систему в целом, изменяют ее функциональные возможности.

Законы диалектического развития обладают специфичностью и не сводятся друг к другу, но они взаимосвязаны, дополняют друг друга. Развитие есть разрешение противоречий, оно же есть смена качественного состояния, оно же есть диалектическое отрицание старого новым.

Диалектика закона отрицания

Закон отрицания отрицания — один из основных законов диалектики. Впервые возник и сформулирован в идеалистической системе Г. В.Ф. Гегеля.

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое, но постепенно само становится старым и отрицается более новым. Закон выражает преемственность, связь нового со старым, повторяемость на высшей стадии развития некоторых свойств низшей стадии, обосновывает прогрессивный характер развития.

В диалектике категория «отрицание» означает превращение одного предмета в другой при одновременном «уничтожении» первого. Но это такое «уничтожение», которое открывает простор для дальнейшего развития и удерживает все положительное содержание пройденных ступеней. Диалектическое отрицание порождается внутренними закономерностями явления, выступает как самоотрицание.

Из сущности диалектического отрицания вытекает особенность развития, выражаемая двойным отрицанием, или отрицанием отрицания. Саморазвитие объекта вызывается внутренне присущими ему противоречиями (закон единства и борьбы противоположностей), наличием в нем собственного отрицания. Противоречие разрешается в движении объекта (и познания), что означает возникновение «третьего» по отношению к двум противоположностям.

Только через исследование Закона отрицания отрицания как закона практической и теоретической деятельности можно содержательно истолковать его всеобщность. Так как основой человеческих отношений к внешнему миру является практика, ее особенности обусловливают и теоретическое (познавательное) отношение. Оно состоит в том, что развивающийся объект воспроизводится только лишь в истории его познания, через диалектически отрицающие друг друга теории и концепции.

Наличие в объекте (и в теории) возможности собственного отрицания раскрывается через деятельность, вне которой оно непостижимо. Знание на каждом этапе его развития односторонне, т. е. раскрывает всеобщие определения предмета через воспроизведение его в особенной форме. Это противоречие разрешается в деятельности, моментом которой является знание. В этом движении происходит развитие знания как всеобщего, отрицание одной теории другой, раскрываются законы движения предметного мира как отрицание одного его состояния другим.

Здесь же содержится объяснение того факта, что отрицаемое состояние не отбрасывается, а сохраняется в преобразованном виде. Ведь односторонний подход к объекту раскрывает в нем нечто непреходящее, что сохраняется в ходе отрицания. Поэтому развитие научной теории возможно лишь при сохранении всего положительного содержания отвергаемого знания, включении его в состав новой теории.

В естествознании такое соотношение старой и новой теории выражается как принцип. Таким образом и раскрывается собственная диалектика объективного мира. Вот почему закон отрицания отрицания выступает и как закон познания, и как закон объективного мира. Закон относится к большим циклам развития, образуя форму этого развития применительно к целому; за его рамками возникает новое развивающееся целое.

М.: Политиздат, 1983.— 342 с.
Серия Над чем работают, о чем спорят философы
Формат: PDF 7 Мб
Качество: сканированные страницы + текстовый слой
Язык: русский

Написанная коллективом авторов, возглавляемым академиком Б. М. Кедровым, книга, как и вышедший ранее в этой же серии коллективный труд «Диалектическое противоречие», представляет собой своего рода «круглый стол», творческий
диспут ученых. В центре обсуждения — один из основных законов материалистической диалектики — закон отрицания отрицания, его соотношение с другими основными законами диалектики, его структура и методологическое значение, а также вопрос о всеобщности этого закона и о связи между категорией «отрицание» и законом отрицания отрицания.
Книга рассчитана на всех интересующихся современными философскими проблемами.

Содержание

ПОЛЕМИКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ (Вместо вступительного слова). Б. М. Кедров 3

Часть первая. Основные выступления участников «круглого стола». Анализ понятия отрицания и закон отрицания отрицания 7
Отрицание отрицания как один из основных законов материалистической диалектики. Б. М. Кедров 9
О месте закона отрицания отрицания в системе законов диалектики. Л. Е. Даниленко, Ф. Н. Рекунов 28
Отрицание отрицания и тождество противоположностей. В. И. Корюкин 39
Сущность триадической формы закона отрицания отрицания. В. Л. Обухов 44
О современном понимании закона отрицания отрицания. В. И. С видерский 59
Методологическое значение закона отрицания отрицания. В. К. Бакшутов 72
Отрицание отрицания в развитии научной мысли. Н. Ф. Овчинников 90
О всеобщем характере закона отрицания отрицания. В. В . Орлов 99
Всеобщ ли закон отрицания отрицания? Г. И. Бондарев 113
О диалектическом отрицании и отрицании отрицания, В. Д. Морозов 121
От категории к закону. Ю. А. Харин 135
Типы отрицания. А. Ф. Лосев 149

Часть вторая. Повторные выступления участников «круглого стола». Критические замечания и ответы на них 171
Что составляет основу закона отрицания отрицания? Ю. А. Харин 173
Куда развивается мир? Г. И. Бондарев 183
Еще раз о диалектическом отрицании. В. Д. Морозов 200
В защиту концепции развития как восхождения от низшего к высшему. В. В. Орлов 202
Перспективы исследования и особенности полемики. В. И . Корюкин 227
Еще раз о недоразумениях, возникающих при неправильной трактовке отрицания отрицания. Б. М. Кедров 240
Отрицание отрицания в системе диалектики. В. Л. Обухов 262
Ответ нашим критикам. Л. Е. Даниленко, Ф. Н. Рекунов 273
Скрывается ли что-либо й что именно за логической картиной отрицания вообще? Овчинников 281
Некоторые терминологические уточнения в области законов диалектики. А. Ф. Лосев 294
Отрицание отрицания как закон развития. В. К. Бакшутов 304

Логика понятий и исследование реальности (Вместо заключительного слова). В. А. Лекторский 327

Содержание

Закон отрицания отрицания — один из основных законов диалектики. Он выражает преемственность, спиралевидность развития, связь нового со старым, своего рода повторяемость на высшей стадии развития некоторых свойств ряда низших стадий, обосновывает прогрессивный характер развития. Закон отрицания отрицания впервые был сформулирован Гегелем, хотя отдельные черты этого закона (диалектический характер отрицания, роль преемственности в развитии, нелинейный характер направления развития) фиксировались и в предшествующей истории философии.

В диалектике категория отрицания означает превращение одного предмета в другой при одновременном переходе первого на положение подчинённого и преобразованного элемента в составе второго, что называется снятием. Это открывает простор для дальнейшего развития и выступает как момент связи с удержанием всего положительного содержания пройденных ступеней. Диалектическое отрицание порождается внутренними закономерностями явления, выступает как самоотрицание.

Из сущности диалектического отрицания вытекает и особенность развития, выражаемая двойным отрицанием, или отрицанием отрицания. Саморазвитие объекта вызывается внутренне присущими ему противоречиями, наличием в нём собственного отрицания. Противоречие разрешается в движении объекта (и познания), что означает возникновение «третьего» по отношению к двум противоположностям. И так как они не только исключают, но и взаимопроникают друг в друга, то «третье» есть такое отрицание, которое одновременно выступает как сохранение. «…Отрицание как раз и есть (рассматриваемое со стороны формы) движущее начало всякого развития: разделение на противоположности, их борьба и разрешение, причём (в истории отчасти, в мышлении вполне) на основе приобретённого опыта вновь достигается первоначальный исходный пункт, но на более высокой ступени» [1]. Условия и предпосылки, породившие объект, не исчезают с его развитием, а воспроизводятся им, образуя «возврат к якобы старому» [2]. И в мышлении это выражается через отрицание отрицания, через более глубокое осмысление на новом этапе развития теории уже достигнутых моментов истины.

Из принципа единства диалектики, логики и теории познания следует, что только через исследование закона отрицания отрицания как закона практической и теоретической деятельности можно содержательно истолковать его всеобщность. Так как основу человеческих отношений к внешнему миру составляет практика, её особенностями обусловливается и теоретическое (познавательное) отношение. Оно состоит в том, что воспроизведение развивающегося объекта осуществляется лишь в истории его познания, через диалектически отрицающие друг друга теории и концепции. Наличие в объекте (и в теории) возможности собственного отрицания раскрывается через деятельность, вне которой оно непостижимо. Знание на каждом этапе его развития односторонне, т. е. раскрывает всеобщие определения предмета через воспроизведение его в особенной форме. Это противоречие разрешается в деятельности, моментом которой и является знание, т. к. оно постоянно опредмечивается в продуктах человеческого труда и столь же постоянно распредмечивается. В этом движении и происходит развитие знания как всеобщего, отрицание одной теории другой, раскрываются законы движения предметного мира как отрицание одного его состояния и др. Здесь же содержится объяснение того факта, что отрицаемое состояние не отбрасывается, а сохраняется в преобразованном виде. Ведь односторонний подход к объекту раскрывает в нём и нечто непреходящее, что сохраняется в ходе отрицания. Поэтому развитие научной теории возможно лишь при сохранении положительного содержания отвергаемого знания, включении его в состав новой теории. В естествознании такое отношение старой и новой теории выражается в принципе соответствия. Таким путём и вскрывается собственная диалектика объективного мира. Вот почему закон отрицания отрицания выступает и как закон познания и как закон объективного мира.

Если закон единства и борьбы противоположностей вскрывает источник развития, а закон перехода количественных изменений в качественные — механизм развития, то закон отрицания отрицания выражает развитие в его направлении, форме и результате. Действие закона отрицания отрицания полностью обнаруживается лишь в целостном, относительно завершённом процессе развития, через цепь взаимосвязанных переходов, когда можно зафиксировать более или менее законченный (с точки зрения направления развития) результат. На каждой отдельной стадии этот закон обнаруживается обычно лишь как тенденция.

Согласно закону отрицания отрицания, развитие осуществляется циклами, каждый из которых состоит из трёх стадий: исходное состояние объекта; его превращение в свою противоположность, т. е. отрицание; превращение этой противоположности в свою противоположность. Последовательность циклов, составляющую цепь развития, можно образно представить в виде спирали. «Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе («отрицание отрицания»), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии» [3]. При таком изображении каждый цикл выступает как виток в развитии, а сама спираль — как цепь циклов. Хотя спираль и является лишь образом, выражающим связь между двумя или более точками в процессе развития, образ этот удачно схватывает общее направление развития, осуществляемого в соответствии с законом отрицания отрицания: возврат к уже пройденному является не полным, развитие не повторяет проложенных путей, а отыскивает новые, сообразно с изменением внешних и внутренних условий; повторение известных черт, свойств, уже имевших место на прежних этапах, всегда является тем более относительным, чем сложнее процесс развития.

Спиралевидность характеризует не только форму процесса развития, но и темпы этого процесса: с каждым новым витком спирали преодолевается всё более значительный путь, поэтому можно говорить о том, что процесс развития связан с ускорением темпов, с непрерывным изменением внутреннего масштаба времени развивающейся системы. Эта закономерность обнаруживается как в развитии общества и природы, так и в развитии научного познания.

alexlotov

Алексей Лотов

Теперь разберемся с законом отрицания отрицания — «Развитие идёт через постоянное отрицание противоположностей друг другом, их взаимопревращение, вследствие чего в поступательном движении происходит возврат назад, в новом повторяются черты старого».

Ну это же банально.

Материя всегда находится в непрерывном движении и материя всегда имеет некую структуру и всегда можно произвольно провести границу, объявив, что противоположные стороны, по обе стороны от границы, отрицают друг друга.

Материя движется, поэтому неизбежно постепенно обновляется. Но структура материи дана, чтобы она сохраняла свою форму, иначе везде был бы полный хаос и Вселенной просто бы не существовало. Так что «черты старого» есть, просто, факт стабильности структуры Мира, что совершенно не удивительно и совершенно четко следует из Квантовой механики.

Например, все свободные электроны абсолютно одинаковы, как если бы они были числами одного значения (3=3=3=3 или 5=5=5=5), что следует из Принципа тождественности одиноаковых частиц.

А закон сохранения энгергии следует из теоремы Эмми Нётер, потому что любой один и тот же опыт можно повторить в любое время с одним и тем же результатом, все моменты времени в прошлом, настоящем и будущем между собой равноправны, время однородно.

Эволюцию можно представить как сопротивление энтропии. И конструктор «отрицания отрицания» никак тут не проявляется, ибо, как я сказал уже выше, банален и не может ничего дать существенного для прояснения картины происходящего.

Все же, давайте, например, погуглим сочетание слов +отрицание квантовая механика. Вы увидите, что в результатах слово отрицание вообще зачеркнуто.

Попадаются статьи, типа этой: Квантовая физика и буддизм: «Буддийская теория основана на взаимном отрицании несовпадающих вещей, или на их тождестве, но всегда речь идет о некотором соотнесении разных элементов».

То есть, если мы что и находим, то это к науке мало имеет отношение.

Что это за такие «законы диалектики», которые никому не нужны?

По всему выходит, что задача современной философии скрыть от человека реальность Мира, запутав его и сковав его внимание на банальностях и вещах, которые никак и нигде ему не пригодятся.

Отрицание это, всего лишь, «конструктор сознания», работу которого я продемонстрировал в статье Проект развития науки диалектики

Конструктор Отрицания работает, например, при каждом выполнении оператора ЕСЛИ (оператор ветвления) в каждой компьютерной программе.

Вывод: Нам не нужна такая философия, которую мы не можем использовать.

brpochep

Диалектику можно определить как учение о развитии бытия, познания и мышления, источником которого (развития) признается становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся объектов.

Кстати, не совсем уверен, просили ли вы примеры принципов диалектики или законов диалектики, но ознакомимся и с теми и с другими.

Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:

Главная проблема диалектики — что такое развитие? Развитие — высшая форма движения. В свою очередь, движение — основа развития.

Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве — в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.

Выделяются три базовых закона диалектики:

• единства и борьбы противоположностей;

• переход количества в качество;

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.). Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего.

Примеры: существует идея, тождественная самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие — то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы — изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

Можно также выделить различные виды борьбы:

• борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);

• борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражителями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;

• антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:

• содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);

• солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении);

• нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);

• мутуализм — полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).

Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные . Качество — тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета. Количество — исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.). Мера — единство количества и качества.

При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) — к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок».

Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные.

Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры — температуру, то вода будет изменять свое качество — станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды — она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания — вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) — скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

Если телу придавать все большую и большую скорость — 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, — оно будет ускорять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с («узловой» скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменится сама система координат смены качества — мера, произойдет скачок).

В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти:

Примеры первого случая были рассмотрены выше.

Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества — меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории «Куча» и «Лысый»: «При добавлении какого зерна совокупность зерен превратится в кучу?»; «Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?». То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой.

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

• смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу);

• смена вкусов в культуре, музыке;

• эволюция рода (дети — частично родители, но уже на новой ступени);

• ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.

Отрицание старых форм новыми — причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития — дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:

• развитие — только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;

• развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

• развитие хаотично, не имеет никакой направленности. Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее

близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая.

• организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);

• исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами — расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т. д.).

Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.

Переходим к принципам диалектики. Основными принципами диалектики являются:

• принцип всеобщей связи;

Принцип всеобщей взаимной связи занимает ключевое место в материалистической диалектике, поскольку на его основе решается важнейшая задача — объяснение как внутреннего источника развития, так и внешнего всеобщего охвата им материальной и духовной жизни. Согласно данному принципу, все в мире взаимосвязано. Но связи между явлениями различны. Есть связи косвенные, при которых материальные объекты существуют, не соприкасаясь друг с другом непосредственно, а являются связанными пространственно-временными отношениями, принадлежностью к определенному виду, классу материальных и идеальных объектов. Есть связи прямые, когда объекты находятся в непосредственном вещественно-энергетическом и информационном взаимодействии, в результате которого они приобретают или теряют вещество, энергию, информацию и таким образом изменяют материальные характеристики своего существования.

Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

Причинность — наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.

Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:

• вечность, неуничтожимость истории, мира;

• его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

На самом деле это только основные принципы диалектики, но есть еще гносеологические принципы и альтернативные ( софистика, эклектика, догматизм, субъективизм ). А еще есть категории диалектики, к основным из которых относятся:

• сущность и явление;

• форма и содержание;

• причина и следствие;

• единичное, особенное, всеобщее;

• возможность и действительность;

• необходимость и случайность.

. в общем ТРУБА ! Не хотел бы я быть философом 🙂

Законы диалектики ошибочны.

Диалектика марксизма очевидным образом пытается выкинуть СУБЪЕКТ из участия в РАЗВИТИИ. Но создание нового и более совершенного — это творческое действие субъекта, доступное ТОЛЬКО ему.
При этом необходимо выделить ДВА ВИДА РАЗВИТИЯ:
а) «Субъект-объект». Это ПОДЧИНЕННОЕ развитие — участие субъекта в развитии неживой материи (создание технических систем), где субъект улучшает неживой объект (идеальный пример — Альтшуллер Г.С. и созданная им ТРИЗ – «Теория решения изобретательских задач»)
б) «Субъект-субъект». Это ОСНОВНОЕ развитие — субъект улучшает субъект – т.е. субъект психологически улучшает сам себя или при поддержке другого субъекта (идеальный пример — это психотерапия с разработанными стадиями развития: Интегральное нейропрограмирование Ковалева С.В., и Интегральный подход Кена Уилбера). Без развитости субъекта невозможно развитие объективных технических систем — гопник не способен понять устройство сложной технической системы, а тем более ее создать.

Марксизм же СЛЕП в отношении необходимости развивать субъект, постулируя лишь развитие объекта (технических систем), и ни слова не говоря о развитии субъектов (психологических систем).

Рассмотрим законы диалектики:
1) «Единство и борьба противоположностей».
Нет такого. Есть АБСОЛЮТНАЯ ЕДИНАЯ ИСТИНА и борьба разных ЧАСТИЧНЫХ ВОСПРИЯТИЙ этой истины у разных субъектов (см. пояснения ниже). Для неживой же материи не существует борьбы с другой неживой материей. «Борьба» — это свойство, присущее только живому субъекту, к объективной материи не относящееся.

2) «Закон перехода количественных изменений в качественные»
Нет такого. Есть намеренная ОРГАНИЗАЦИЯ СУБЪЕКТОМ новой более СЛОЖНОЙ СТРУКТУРЫ ОБЪЕКТА (качества) — ничто не появляется само согласно 1-му закону термодинамики, а наоборот, только разрушается согласно 2-му закону термодинамики. К субъекту (к его работе над собой) это тоже относится – т.к. всё содержимое в пространстве сознания выступает для субъекта в качестве объекта: это ощущения, мысли, чувства, навыки, ценности, смыслы и т.д, которые субъект наблюдает как объекты.

3) «Отрицание отрицания»
Нет такого. Есть ОРГАНИЗАЦИЯ СУБЪЕКТОМ ПРЕВОСХОЖДЕНИЯ и ВКЛЮЧЕНИЯ (закон Кена Уилбера).
Мерседес не является отрицанием жигули (он не отказался от колес или руля), а является улучшенной с помощью субъекта версией жигули, где основные элементы жигули были включены в мерседес (руль, колеса) и добавлены новые свойства, созданные субъектом и дающие превосходство мерседесу над жигули.

Пояснение по первому закону диалектики:
Существует Бесконечное Сознание, которое воспринимает весь Мир в его бесконечной полноте (Абсолют). И появляется ограниченное человеческое сознание (т.е. сжатый до точки вариант Бесконечного Сознания), которое увеличивает свою способность к более полному восприятию мира в течение своей жизни от нуля (при рождении) до бесконечности («обожение»). Это как с большой картиной и маленькой рамкой, которую мы кладем на картину — если рамка меньше картины, то она не охватит ее полностью — нужно расширять рамку. Порою (но не всегда) два разных ученых высвечивают две противоположные половины одной и той же картины, но считая что именно их половина и есть целая завершенная картина, они начинают отвергать другие важные части. Они абсолютизируют свою половину истины (картины) и игнорируют другую половину. Так возникают «идеализм» и «материализм», «эмпиризм» и «рационализм», и т.п. Выходом является учет всех частичных истин, как это сделал Кен Уилбер в своем Интегральном подходе.

Возможность развития сознания человека порождает динамику законов: постепенное увеличение способности воспринимать по 1-му закону приводит к 3-му закону: старое восприятие превосходится (преодолевается) и включается в новое, – это в свою очередь порождает 2-й закон: субъект получает способность создавать более сложные структуры благодаря более полному (глубокому) восприятию мира.

Смотрите еще:

  • Приказ о наградах мвд Приказ МВД России от 20 апреля 2017 г. N 220 "О ведомственных знаках отличия Министерства внутренних дел Российской Федерации" Приказ МВД России от 20 апреля 2017 г. N 220"О ведомственных знаках отличия Министерства внутренних дел […]
  • Что характеризует физический закон Интегрированный урок физики, литературы, русского языка. Решение задач по теме: "Законы Ньютона"на литературном материале. Урок развития речи: сочинение — рассказ Разделы: Физика Цели: развивающая: умение видеть мир в многообразии; […]
  • Юрист в бурятии ГБУ «Многофункциональный центр Республики Бурятия по предоставлению государственных и муниципальных услуг» Категории граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической […]
  • Закон сохранения в механике презентация Урок физики по теме "Законы сохранения в механике". 10-й класс Презентация к уроку Загрузить презентацию (100,6 кБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать […]
  • Правило 70 на 30 AWClub.ru - клуб любителей Google AdWords Правило 30/70 Приходит как-то бизнесмен в веб-студию и просит сделать ему рекламу в Google AdWords. Да не простую рекламу, а ту, которая обязательно принесет продажи. Но вот одна неувязка. […]
  • Правила оон 1990 Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г. N 45/113 "Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы" Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г. N 45/113"Правила […]
  • Котельная нормы и правила 6.9. Требования к зданиям котельных 6.9.1 Требования настоящего подраздела следует соблюдать при проектировании зданий и сооружений котельных. При проектировании встроенных, пристроенных и крышных котельных следует дополнительно […]
  • Сословные суды при екатерине 2 Рубрикатор Судебная реформа Екатерина II В процессе судебной реформы 1775 г., проведенной Екатериной II, была образована сословная судебная система, просуществовавшая до 1864 г. Для дворян в каждом уезде создавался уездный суд, состоявший […]