Денежный штраф на руси

Денежный штраф на руси

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое «ВИРА» в других словарях:

ВИРА — (сканд.). Денежная пеня за убийство или увечье, которую взыскивали с преступника, по древнерусским законам. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ВИРА денежная пеня за увечье и убийство, налагавшаяся на… … Словарь иностранных слов русского языка

ВИРА — жен., ·стар. окуп, денежная пеня за смертоубийство; цена крови, продажа ·стар. Дикая вира, вира за найденного убитого, коли убийца не сыщется; ее платила община, или вервь. Вирный, к вире относящийся. Вирник муж. сборщик виры. Толковый словарь… … Толковый словарь Даля

вира — 1. ВИРА, ы; ж. В Древней Руси: денежная пеня (штраф) в пользу князя за убийство свободного человека. 2. ВИРА, межд. [от итал. vira поворачивай] Команда при погрузке, разгрузке, обозначающая: поднимай!, вверх! (противоп.: майна). * * * вира в… … Энциклопедический словарь

вира — штраф, вверх, начинай подъем, поднимай Словарь русских синонимов. вира сущ., кол во синонимов: 6 • вверх (15) • выть … Словарь синонимов

Вира — (вера) в Древней и средневековой Руси денежный штраф в пользу князя за убийство свободного человека (первоначально и за тяжелое увечье). Некоторые ученые связывают введение В. с началом отмены кровной мести. Происхождение термина спорно. По… … Энциклопедия права

ВИРА — в Древней Руси денежный штраф в пользу князя за убийство свободного человека. За увечье платилось полувирье … Большой Энциклопедический словарь

ВИРА — 1. ВИРА1, виры, жен. (ист.). Штраф за убийство по древнерусскому и древнегерманскому праву. 2. ВИРА2, межд. (итал. vira поворачивай) (арго черноморских портовых грузчиков). Подымай! (срн. майна). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ВИРА — ВИРА. У такелажников, строителей выражение в знач.: поднимай вверх! В. помалу! (команда). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ВИРА — ВИРА, в Древней Руси денежный штраф в пользу князя за убийство свободного человека. За увечье платилось полувирье. Источник: Энциклопедия Отечество штраф в пользу князя за убийство или увечье. Впервые упоминается при Владимире Святом: дума… … Русская история

В Древней Руси — штраф в пользу князя за убийство или увечье свободного человека

Последняя бука буква «а»

Ответ на вопрос «В Древней Руси — штраф в пользу князя за убийство или увечье свободного человека «, 4 буквы:
вира

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова вира

Команда «Поднимай вверх!»

Команда крановщику поднимать

Обратное команде «майна!»

Команда «вверх» у стропальщиков

Штраф за убийство

«Вверх» для стропальщиков

Команда «вверх» у такелажников

Старинный народный португальский танец, оживлённый

Определение слова вира в словарях

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова. Значение слова в словаре Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ж. Денежный штраф в пользу князя за убийство свободного человека (на Руси IX-XIII вв.). межд. разг. Команда при подъеме тяжестей с помощью крана, лебедки и т.п., соответствующая по значению сл.: поднимай! вверх! (противоп.: майна).

Примеры употребления слова вира в литературе.

Судя по всему, Флоси успел уже выболтать все о том, кто они есть и как замышляют похитить у Андвари золото для виры.

Бабайошний вир, там на бабайках, по-вашому весла, поробить прийдеться.

Уилли Уэстбернфлетом, чистокровным пограничным разбойником, который, пожалуй, является анахронизмом в этой истории, и мисс Изабеллой Вир, дочерью лэрда Эллисло, которую взаимная склонность связывает с лэрдом Эрнсклифом.

Разве я не видел, как на бегах в Карлайле мисс Изабелла Вир все глядела вслед одному человеку, когда он прошел мимо нее?

Когда вы бодрствуете, сэр, — сказала одна из подруг мисс Вир как бы в насмешку серьезным тоном, — ваши мысли, несомненно, шествуют тропою мудрости.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Мы изменили дизайн, добавили актуальную информацию, поддержку мобильных устройств и многое другое. Сейчас new.tisbi.ru работает в тестовом режиме, мы продолжаем его совершенствовать.

ШТРАФ КАК УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ В ИСТОРИИ УГОЛОВНОГО ПРАВА ДОСОВЕТСКОЙ РОССИИ

А.В. Курц, аспирант Марийского государственного университета

В нашей стране штраф применялся в качестве уголовного наказания еще на заре отечественного права. Истоки возникновения штрафа можно увидеть в самых древних памятниках российского законодательства. Одним из таких памятников является Русская Правда. И в ней довольно значительное место уделено денежным штрафам.

Древнейшей формой наказания в нашей стране являлась месть преступнику со стороны потерпевшего или его родственников. По договору с греками 911 г., убийцу можно было умертвить каждому безнаказанно на месте преступления: «Да умрем, идеже аще створить убийство» 48 . Договор 945 г. 49 дает право жизни убийце только родственникам убитого без определения степени родства. Русская Правда ограничила круг мстителей за убийство только двумя степенями ближайших родственников убитого. Правда сыновей Ярослава запрещала убивать убийцу кому бы то ни было, предписав родственникам последнего довольствоваться определенной денежной компенсацией.

Преобладающим видом наказания по Русской Правде были денежные взыскания с преступника, слагавшиеся из двух частей: штрафа и компенсации; штраф поступал князю, компенсация за причиненный преступлением ущерб шла потерпевшей стороне, а именно: за убийство — вира (в пользу князя) и головничество (родственникам потерпевшего), за прочие преступления — продажа (князю) и урок (потерпевшему). Тяжким наказанием в виде денежного взыскания была вира — денежный штраф, взыскивавшийся в пользу князя за убийство свободного человека 50 . Слово «вира», не встречающееся в других славянских языках, считают заимствованным из немецкого языка (Wehrgeld) 51 .

По Правде Ярослава вира взимается в том случае, если нет мстителя (ст. 1 Краткой редакции Русской Правды) 52 . Вира взыскивалась не всегда с самого преступника, но иногда с общины — верви, к которой он принадлежал; в таком случае она называлась дикой вирой и взыскивалась в двух случаях: а) если совершено непредумышленное убийство и преступник состоит с членами общины в круговой поруке; б) если совершено предумышленное убийство, но община не разыскивает убийцу (прикрывает его или не выдает). В первом случае вервь платит с участием самого преступника (в соответственной доле); во втором случае уплата доли рассрочивается на несколько лет (Кар., 5).

Величина виры постоянна: за свободных людей вообще — 40 гривен. Двойная вира в размере 80 гривен полагалась вначале за убийство огнищанина, а позднее — за убийство княжих мужей, конюшего, старосты и тиуна (ст. 19, 22 Краткой редакции Русской Правды; ст. 3 Пространной редакции Русской Правды) 53 , что свидетельствовало об усиленной защите жизни феодалов. За совершение таких преступлений, как отсечение ноги, руки, носа, выкалывание глаза, убийство свободной женщины, взималось «полувирье» — т.е. штраф в размере 20 гривен (ст. ст. 27, 88 Пространной редакции Русской Правды) 54 . За убийство лиц рабского сословия взыскивался штраф в 12 гривен. Родственникам убитого полагалось денежное вознаграждение, именовавшееся головничеством. По мнению большинства исследователей, размер головничества был равен размеру виры.

Русская Правда предусматривает и такой вид наказания, как «продажа» — денежный штраф, взыскивавшийся с преступника в пользу князя за совершение ряда преступлений как против личности, так и имущественных. Уголовное значение продажи видно из некоторых приведенных фактов относительно виры; в Краткой Редакции Русской Правды оно вполне ясно, например, из следующего: «если украдет ладью, то за ладью 30 резан, а продажи 60 резан» (ст. 35 Краткой редакции Русской Правды) 55 . Цифры продажи постоянны: 12 гривен (за убиение вора без требования обороны, оскорбление чести, лишение свободы за кражу холопа и бобра, за истребление коня и скота, за порчу меж); 3 гривны (и 30 кун) за все прочие преступления, кроме самых маловажных, за которые взыскивалось 60 кун или резан. Продажа обычно сопровождалась пошлиной, шедшей судебным агентам и исчислявшейся в размере 20% от продажи. Пострадавший получал денежное возмещение, носившее название «урок». Урок таксирован в законе (Краткой редакции Русской Правды) относительно преступлений личных, наносящих физический вред (за зуб — ст. 68, за палец — ст. 28, за рану — ст. 25 по 1 гривне) 56 ; за преступление против чести Русская Правда не дает таксы, между тем как церковный устав Ярослава содержит подробную оценку чести. При преступлениях имущественных или возвращается вещь, или цена ее, назначенная в законе. Денежные штрафы в определенном количестве могли иметь правильное уголовное значение лишь в период экономического равенства. При несостоятельности преступника они должны были заменяться другими уголовными наказаниями, что, действительно, и находим в позднейшем русском праве. Высший штраф, то есть вира, уплачиваемая без помощи общины, обыкновенно был не под силу для одного преступника, а потому в 3-й редакции Русской Правды вира и заменена уже в законе «потоком».

Высшей мерой наказания по этой редакции Русской Правды являлся так называемый поток и разграбление. «Потоком» называлось лишение личных прав, а «разграблением» — лишение прав имущественных, и то и другое составляет одно наказание, а не два вида наказаний; хотя в одном случае (ст. 31) упомянут один поток без разграбления (за конокрадство), но в другом случае термин «поточити» употреблен в смысле разграбления (ст. 97: за поджог или разграбление имущества преступника прежде всего удовлетворяется потерпевший, а «в остальном князю поточити»). Поток и разграбление не только заменили виру за предумышленное убийство, но и распространялись на конокрадство и поджог, а практика распространяла это наказание и на политические преступления.

Смертная казнь, телесные и членовредительные наказания не были свойственны древнейшей системе русского права, но появились они фактически довольно рано и, прежде всего, в практике церковных судов. Летописи сохранили сведения о смертной казни в Древней Руси. Так, в княжение Владимира Святославича увеличились разбои. Разбой представлял собой в ряде случаев не просто имущественное преступление, а акт социального протеста со стороны людей, терявших в процессе феодализации землю и стоявших на грани потери свободы. По совету епископов Владимир «отверг» виры и начал предавать разбойников смертной казни, но «со испытом», т.е. после судебного разбирательства обстоятельств преступления. В дальнейшем епископы и «старцы» вновь обратились к киевскому князю, указав ему на необходимость возвращения к вирам, которые в условиях усиления военной опасности нужны были для приобретения оружия и коней. Владимир отменил смертную казнь и восстановил виры.

В отличие от Русской Правды, по которой целью наказания являлось возмездие и возмещение материального ущерба, причиненного потерпевшему, Судебник 1497 г. имеет также в виду устрашение преступников и окружающего населения. Поэтому имущественные наказания в Судебнике уступают место другим, более суровым видам наказаний 57 . Денежные наказания, бывшие в период Русской Правды лишь компенсацией за нанесенный ущерб, становятся с XIV в. средством обязательного искупления вины. Из имущества татей и разбойников удовлетворялись убытки истца при разбое. Если имущества не хватало, иски взыскивались в порядке частного вознаграждения с тех, «на кого по сыску доведется», а именно с соучастников (ст. 22 гл. XXI Соборного Уложения 1649 г.) 58 . Сумма иска определялась в размере, указанном разбойниками во время пытки, а в случае, когда разбойники, сознаваясь в разбое, не могли перечислить «животов по имянно», т.е. указать сумму награбленного, то истцу выплачивалась четверть предъявленного иска (ст. 23-25 гл. XXI Уложения) 59 . Это, по мнению М.Ф. Владимирского-Буданова, объяснялось «постоянным в то самое время увеличением исков в челобитных» 60 .

«Продажа» (по Судебнику 1497 г.) означала денежный штраф за преступление и шла в пользу князя или лиц, осуществляющих правосудие. Размер продажи, как правило, устанавливался по усмотрению суда. Чаще всего продажа являлась дополнительным наказанием и применялась в сочетании с торговой или смертной казнью (ст. 8, 10 Судебника 1497 г.). Но продажа могла быть и самостоятельным видом наказания за злостную невыплату долга, оскорбление словом или дейст-вием. Судебник 1550 г. вводит денежные штрафы, именуемые «пеня». Они взыскиваются с должностных лиц за лихоимство — втрое против взятого (ст. 8-11) — и за нанесение бесчестья обвиняемому, за что пеня назначалась по указанию государя (ст. 25, 26, 35, 71) 61 . Одновременно с выплатой продажи и пени виновный уплачивал денежное вознаграждение в пользу потерпевшего. Если по Судебникам оно полагалось истцу по всем видам преступления: «а побьются на поли в пожеге или в душегубстве, или в разбои, или в татьбе, ино на убитом (виновном) исцево доправити» (ст. 7 Судебника 1497 г.) 62 , то Соборное Уложение 1649 г. сохраняет денежные штрафы всего в восьми случаях — только за Преступления, посягавшие на имущество, здоровье и честь частного лица.

Размеры платы за бесчестье дифференцированы: было бесчестье простое, двойное и тройное. К этому добавлялась система штрафных санкций за каждый вид телесного повреждения — выплата штрафа назначалась за отсечение руки, ноги, уха, носа и других частей тела: «за всякую рану по пятидесяти рублев» (ст. 10 гл. XXII Уложения) 63 . По Соборному Уложению 1649 г. одинаковое значение с пеней имела «заповедь», т.е. денежный штраф за проступки против полицейских распоряжений правительства (Уложение, гл. XXI, ст. 19-20; гл. XXV, ст. 1-2) 64 ; заповедью этот штраф назывался потому, что деяние, наказываемое им, само по себе безразличное, «заповедуется» (запрещается) из соображений полицейских или финансовых. Другой вид заповеди — это добавочное денежное наказание за общие преступления, если преступник раньше совершения преступления угрожал и тем вызвал против себя угрозу со стороны власти в виде заповеди.

Если виновный не имел средств, чтобы выплатить требуемое истцом вознаграждение, он либо выдавался истцу «головою на продажу», т.е. в холопство до отработки долга (ст. 10 Судебника 1497 г.) 65 , либо подвергался правежу «безо всякия пощады» (ст. 133 гл. X Уложения) 66 . Суть правежа заключалась в том, что ответчик регулярно подвергался судом процедуре телесного наказания — его били розгами по обнаженным икрам. Число таких процедур должно было быть эквивалентным сумме задолженности (за долг в сто рублей пороли в течение месяца). Здесь явно звучит архаический принцип замены имущественной ответственности личностной. «Правеж» — не просто наказание — это мера, побуждающая ответчика выполнить обязательство (у него могли найтись поручители, или он сам мог решиться на уплату долга).

То есть в Уложении штраф занимает уже весьма скромное место 67 . Главная цель наказания по Соборному Уложению — устрашение: наказать так, «чтобы смотря на то, иным неповадно было так делати»68. Законодательство Петра I внесло свои коррективы в порядок взыскания штрафов. Денежные наказания взимались не только в пользу потерпевших, но главным образом в пользу государства — казну, Синод, госпитали лечебные и т.д. Наиболее распространенным в то время видом денежных наказаний являлись штрафы. Так, Указом от 17 сентября 1680 г. вместо введенного Уложением 1649 г. битья кнутом за порчу межей и граней (Гл. X. ст. 231) предписывалось «иматъ за всякую испорченную грань по 5 рублев и присылать те пенныя деньги к Москве в Поместный приказ» 69 . Восстановление Указом 1682 г. торговой казни не помешало сохранению денежного штрафа.

Как самостоятельные наказания штрафы от 1 рубля до 1000 взимались с должностных и частных лиц за невыполнение тех или иных предписаний. Так, за ношение русского платья, усов и бороды взыскивался штраф в 50 и 100 рублей с человека и по две деньги с крестьян. Поскольку желающих оставить усы и бороду было очень много, в 1724 г. при Сенате была даже учреждена особая контора. За неявку без «законных причин» на водную Ассамблею взимался штраф в «50 рублев», в другой раз штраф вдвое, «а буде в третей раз, то сосланы будут в предиленною работу»70. Штрафы использовались и как предупредительная мера. За каждого беглого солдата взыскивались денежные штрафы со всех чинов — от офицера в сумме 1 р. 50 коп. до солдата по копейке с человека. В последующем штраф брался лишь с тех, которые были вместе куда-то посланы.

Взиманием штрафов с населения широко пользовалась церковь, беря их как с нарушителей, так и поручителей за них. Штрафы могли уплачиваться не только деньгами, но и «другими вещьми». Невозможность уплатить штраф влекла посылку мужчин на галеры, верфи, женщин в мануфактуры или прядильные дворы, а согласно Указу от 30 сентября 1765 г., использование в казенной и полицейской работе в течение двух недель при содержании на хлебе и воде. За крестьян штрафы взыскивались с их помещиков, а за государственных крестьян — с казначеев и старост. В случае смерти виновных штраф брался с наследников71. Более серьезные преступления наряду с уголовным наказанием сопровождались конфискацией имущества.

По Уложению о наказаниях уголовных и исправительных от 15 августа 1845 г., различали штрафы, поступающие в казну, и пени, поступающие на улучшение мест заключения 72 . Суммы, не имеющие специального назначения, т.е. когда в Уложении или в особом законе не было конкретно указано, в какое место или ведомство они должны быть переданы, обращались в доход государственного казначейства; а по Уставу о наказаниях 1885 г. — в земский по каждой губернии капитал для устройства арестных домов. Специальные же назначения взысканий за отдельные нарушения представлялись весьма разнообразными; в некоторых случаях часть взысканий поступала доносителям и открывателям.

Редакционная комиссия при составлении Уголовного уложения от 22 марта 1903 г. сохранила систему наказаний Уложения 1845 г. Последним родом главных (основных) наказаний по ст. 2 Уголовного уложения 1903 г. являлись денежные пени. Уложение предусматривало назначение пени не только как основное, но и как дополнительное наказание, например, при злоупотреблениях в акционерных обществах, подделке карт, а в особенности при нарушении акцизных уставов. Денежное взыскание составляло такое же наказание, как и пеня, и не считалось вознаграждением за вред и убытки. Денежная пеня, для которой не было установлено особого назначения (например, за нарушение правил об охоте — в особый капитал Министерства Внутренних Дел; за нарушение лесного закона в землях казачьего войска — в войсковой капитал; за нарушение правил о церковных свечах — в распоряжение епархиального начальства т.п.), всегда обращалась на устройство мест заключений.

Размер денежного взыскания по Уложению 1903 г. определялся двояко: или в виде строго определенной законом суммы, или по указанному в законе основанию исчисления, например по размеру действительно причиненного или предполагаемого убытка казне, или же по размеру прибыли, полученной виновным (исчисление по количеству беспошлинно провезенных товаров, бесконтрольно или тайно выкуренного спирта и т.д.), или по продолжительности нарушения (например, при нарушении постановлений о паспортах); в этих случаях взыскания могли достигать весьма значительных размеров.

Денежные пени назначались или отдельно, или параллельно с арестом, или, в исключительных случаях, совместно с последним, а еще чаще с тюрьмой, представляя тогда особый вид кумулятивных наказаний. Таковы, например, тюрьма + пеня до 1 тыс. руб. по ст. 260 Уложения 1903 г. (распространение на бирже ложных слухов). Денежная пеня в тех случаях, когда размер ее был точно установлен в законе, всегда определялась только высшим ее пределом — 25 руб., 50, 100, но низший ее предел будет 50 коп., так как по ст. 24 Уложения 1903 г. пеня определялась рублями и полтинами73; так что нельзя было назначать пени в 25 коп. или в 75 коп.; но в тех случаях, когда высший размер пени свыше 100 руб., низший ее размер не мог быть менее 10 руб.; обыкновенный размер определенной законом пени не превышал 500 руб., но в некоторых случаях денежная пеня назначалась в размере 1500 и даже 3000 руб.

При параллельной угрозе арестом и пеней в законе также было установлено такое соотношение: угроза однонедельным арестом приравнивалась 25 руб. пени; двухнедельным — 50 руб., угроза одним месяцем ареста — 100 руб., тремя месяцами — 300 руб., шестью месяцами — 500 руб. Суд, назначая денежную пеню, мог отсрочить ее уплату или рассрочить таковую на время, однако не свыше одного года со дня вступления приговора в законную силу. Сходное правило существовало и в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., но только относительно дел, подсудных мировым судьям и земским начальникам. В случае отсутствия у виновного каких-либо наличных средств для внесения присужденной с него денежной суммы уплата могла быть рассрочена на определенные сроки, в зависимости от суммы взыскания и способов уплаты; при этом закон оставлял не разъясненным, кем могла быть определена эта рассрочка и даже на какой срок.

По Уложению 1903 г. это правило получило большую определенность, так как отсрочка и рассрочка применялись не только единолично судьями, но и коллегиально; они определялись судом при постановлении приговора, и притом на время не свыше одного года со для вступления приговора в законную силу. Уплата пени могла быть произведена немедленно после постановления приговора или после вступления его в силу, но, во всяком случае, не позже одного месяца после этого, если же пеня отсрочена или рассрочена, то она или надлежащая часть ее должны быть внесены не позже наступления дня отсрочки или рассрочки. Эти правила относились ко всем случаям назначения денежной пени по Уложению 1903 г. Устанавливая денежную пеню, закон предусматривал и те случаи, когда приговоренный оказывался несостоятельным к уплате таковой. По Уложению о наказаниях 1845 г. это наказание заменялось задержанием, причем установили такую соразмерность, что при взыскании первых 20 руб. день заключения засчитывался в 50 коп., за следующие — от 20 до 50 руб. — в 75 коп., а за всю остальную сумму — по рублю, так что, например, взыскание в 300 руб. считалось равным 11 месяцам лишения свободы. Задержание, во всяком случае, не должно было превышать шести лет; отбывалось это наказание в тюрьмах.

С изданием судебных уставов в эту систему были введены два изменения: с одной стороны, для денежных взысканий до 300 руб. была допущена замена не тюрьмой, а арестом, а с другой — возвышена ценность дня заключения. Таким образом, по Уложению и Уставу о наказаниях издания 1885 г. денежное взыскание заменялось лишением свободы следующим образом: до 15 руб. — до 3 дней; от 15 — 300 руб. — до 3 мес. ареста; 300 — 900 руб. — до 4 мес.; 300 — 2 тыс. руб. — до 6 мес.; 2 — 10 тыс. руб. — до 1 года; 10-30 тыс. руб. — до 2 лет; 30 — 60 тыс. руб. — до 3 лет; 60 — 100 тыс. руб. — до 4 лет; свыше 100 тыс. руб. — до 5 лет тюрьмы.

Кроме ареста, закон предусматривал и другой вид замены денежных взысканий для несостоятельных: несостоятельные крестьяне и мещане могли быть отданы в общественные работы или же в заработки; такая же отдача допускалась и для лиц прочих сословий, но лишь в случае выраженной ими о том просьбы. Замена денежного взыскания арестом или работами вполне зависела от усмотрения судебного места. При этом по отношению к крестьянам выбор самого рода заработков не мог быть определен судом, а зависел от общества, с которым в этих случаях судья и должен был войти в сношение.

Но и это соотношение пени и ареста в 1903 г. было признано несоответствен-ным, в особенности замена взыскания тюрьмой, на том основании, «что это наказание имеет свои определенные задачи, обусловливающие предполагаемую в тюрьме дисциплину и порядок содержания; всею постановкою своею она направляется к каре проступков, вызываемых буйною или корыстною волею, требующею обуздания и тяжкого урока. Между тем, наиболее крупные денежные взыскания назначаются за нарушение уставов казенных управлений, т.е. собственно за неисполнение гражданских обязательств, поставленное под санкцию уголовной угрозы; применение тюремного заключения к таким действиям вызвало бы очевидное несоответствие между преступлением и наказанием» 74 . Уголовным уложением 1903 г. была принята следующая схема: пеня до 25 руб. — арест до одной недели; от 25 — 100 руб. — арест от одной недели до одного месяца; от 100 — 500 руб. — арест от одного до трех месяцев; от 500 — 1000 руб. — арест от трех до шести месяцев; свыше 1000 руб. — арест от 6 месяцев до 1 года; так что при этой замене размер лишения свободы не устанавливался с полной определенностью, а закон указывал только пределы. Объяснительная записка говорила по этому поводу: установление постоянного точного соотношения между суммой взыскания и числом дней заключения с принятием за основание простой или удвоенной ценности рабочего дня представляется комиссии неверным. Возрастание интенсивности наказания лишением свободы идет вовсе не в той пропорции, в какой возрастает тяжесть денежных взысканий; с другой стороны, и преступность, определяющая срок лишения свободы при замене денежных взысканий, зависит не от одного только объема вреда, но и от степени опасности воли, от свойства побуждений и т.д., так что и в этом отношении формальное равновесие было бы несправедливо75.

Замена пени работой в Уложении 1903 г. не была сохранена, несмотря на приводимые в пользу таковой теоретические соображения, так как практика указала крайнюю затруднительность как устройства этих работ, так и назначения на них через местные общества. Лица, которым денежные взыскания были заменены арестом, освобождались после внесения части денежного взыскания, соразмерной остающемуся сроку заключения или работ, в случае же уплаты ими меньшей части наложенного на них взыскания, срок ареста уменьшался; при таком уменьшении арест засчитывался в соразмерности, установленной приговором суда. Эти правила о замене относились прежде всего к денежной пене, а в особо указанных случаях — и к денежным взысканиям; но они не распространялись на взыскания, определявшиеся в вознаграждение за вред и убытки; на взыскания, наложенные административными и казенными управлениями за подведомственные им нарушения уставов.

Вира штраф в Древней Руси

Прежде чем изготавливать трудный документ, необходимо мысленно разложить содержание на три необходимых групп. Последние не обязательно будут напечатаны в той же последовательности. Обязательно следует сформулировать к чему вы желаете в результате, освободившись выпишите причины. Важными могут быть местные порядки, решения судов, обычаи. Введение принципиально важная часть, который вносит след. Также стремитесь понять кому адресован составляемый просительный документ и кто будет его увидеть.

Вира – мера наказания за убийство в Древней Руси, которая выражалась во взыскании с виновного денежного штрафа в пользу князя, как представителя общественной власти, также вирой именовались денежные возмещения за ряд других преступлений. Величина виры в Древней Руси, напрямую зависел от общественной значимости убитого и его знатности. Как и вергельд, вира пришла, как альтернатива кровной мести (по Правде Ярославля, сначала вира взималась, если нет мстителя) и постепенно совсем вытеснила этот обычай тех времен. Стоит отметить, что вира взыскивалась не только с преступника, но и в некоторых случаях с общин, например, когда убийца не был известен.

Что такое Вира? Значение и толкование слова vira, определение термина

— денежный штраф в пользу князя за убийство свободного человека в Древней Руси. За увечье платилось полувирье.

— денежный штраф в Древней Руси в пользу князя за уголовные правонарушения. Сборщика штрафов называли вирником.

— по Русской Правде штраф за убийство свободного гражданина в пользу князя.

штраф в пользу князя за убийство или увечье. Впервые упоминается при Владимире Святом: дума посоветовала ему не казнить разбойников, а взять с них виру. По Русской Правде, взималась только при отсутствии мстителя. Наряду с вирой, шедшей в пользу князя, Русская Правда говорит о головничестве, поступавшем в удовлетворение претензий потерпевшего. Когда убийца не был известен, община — вервь. на территории которой находили убитого, платила «дикую» виру. В XVI в. в случае невыдачи «душегубца» предусматривалась уплата виры крестьянами наместникам и волостелям.

— денежный штраф за убийство, установленный «Русской Правдой». В зависимости от социального положения убитого вира дифференцировалась в широких пределах: от 80 гривен (за убийство огнищанина. тиуна ) до 5 гривен (за убийство смерда. холопа ).

в Древней Руси денежный штраф в пользу князя за убийство свободного человека. За увечье платилось полувирье.

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Ярославль — город центр Ярославской области (с 1936), на.

Ясак — (тюркское), натуральная подать с народов Поволжья (в 15.

Ясельничий — (от ясли ящик для корма скота), придворный.

См. также в других словарях:

ВИРА — (сканд.). Денежная пеня за убийство или увечье, которую взыскивали с преступника, по древнерусским законам. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. 1910. ВИРА денежная пеня за увечье и убийство, налагавшаяся на… … Словарь иностранных слов русского языка

ВИРА — жен. ·стар. окуп, денежная пеня за смертоубийство; цена крови, продажа ·стар. Дикая вира, вира за найденного убитого, коли убийца не сыщется; ее платила община, или вервь. Вирный, к вире относящийся. Вирник муж. сборщик виры. Толковый словарь… … Толковый словарь Даля

вира — 1. ВИ/РА, ы; ж. В Древней Руси: денежная пеня (штраф) в пользу князя за убийство свободного человека. 2. ВИ/РА, межд. [от итал. vira поворачивай] Команда при погрузке, разгрузке, обозначающая: поднимай. вверх! (противоп. ма/йна). * * * вира в… … Энциклопедический словарь

вира — штраф, вверх, начинай подъем, поднимай Словарь русских синонимов. вира сущ. кол во синонимов: 6 • вверх (15) • выть … Словарь синонимов

ВИРА — в Древней Руси денежный штраф в пользу князя за убийство свободного человека. За увечье платилось полувирье … Большой Энциклопедический словарь

ВИРА — 1. ВИРА1, виры, жен. (ист.). Штраф за убийство по древнерусскому и древнегерманскому праву. 2. ВИРА2, межд. (итал. vira поворачивай) (арго черноморских портовых грузчиков). Подымай! (срн. майна). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ВИРА — ВИРА. У такелажников, строителей выражение в знач. поднимай вверх! В. помалу! (команда). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ВИРА — ВИРА, в Древней Руси денежный штраф в пользу князя за убийство свободного человека. За увечье платилось полувирье. Источник: Энциклопедия Отечество штраф в пользу князя за убийство или увечье. Впервые упоминается при Владимире Святом: дума… … Русская история

«ВИРА» — термин, применяющийся в гражданском флоте. Означает выбирай, поднимай, тащи вверх. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л. Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь

Статистика

Большой Энциклопедический словарь

ВИРА, в Древней Руси денежный штраф в пользу князя за убийство свободного человека. За увечье платилось полувирье.

Толковый словарь Ушакова

виры, ж. (истор.). Штраф за убийство по древнерусскому и древнегерманскому праву. междом. (ит. vira — поворачивай) (арго черноморских портовых грузчиков). Подымай! (ср. майна ).

Толковый словарь В.Даля

ж. стар. окуп, денежная пеня за смертоубийство; цена крови, продажа стар. Дикая вира, вира за найденного убитого, коли убийца не сыщется; ее платила община, или вервь. Вирный, к вире относящийся. Вирник м. сборщик виры.

Толковый словарь русского языка под редакцией Т. Ф. Ефремовой

вира [вира] 1. ж. Денежный штраф в пользу князя за убийство свободного человека (на Руси IX-XIII вв.). 2. межд. разг. Команда при подъеме тяжестей с помощью крана, лебедки и т.п. соответствующая по значению сл. поднимай! вверх! (противоп. майна ).

Этот способ отмщения по принципу «око за око, зуб за зуб» за убитых или опозоренных родственников у славян практиковался еще до образования Древнерусского государства. Более того, впоследствии на Руси он был закреплен законодательно.

Ольга отплатила, Рогнеда не смогла

Летописец, сообщая о том, как восточные славяне решали вопросы кровной мести, писал, что они «друг друга убиваху». Вот как рассказывает летопись об отмщении, устроенном древлянам княгиней Ольгой за убийство мужа князя Игоря. Событие датируется 945 годом.

Киевлянам никак не удавалось взять древлянский город. Тогда Ольга решила это сделать хитростью: пообещав заключить мир, она попросила у древлян в качестве символической дани по три голубя и по столько же воробьев со двора. Птиц доставили. С наступлением ночи голубей и воробьев отпустили обратно, на ногах у каждой птицы был горящий лоскут полотна. Вернувшиеся в свои гнезда пернатые зажгли город. Ольга с войском без труда штурмовали прежде неприступный оплот древлян.

Также в древнерусских летописях можно найти предание о том, как полоцкая княжна Рогнеда безуспешно пыталась отомстить насильно взявшему ее в жены великому киевскому князю Владимиру Святославовичу – тот убил родителей и двух братьев полонянки, прежде на их глазах изналовав Рогнеду. Согласно легенде Рогнеда чуть не заколола спящего Владимира, но тот, проснувшись, успел отвести удар.

Убить или взять деньгами

Первый документ, в котором в правовом поле оговаривалась процедура применения кровной мести, на Руси появился после заключения Русью в 911 году договора с Византией. Условия предусматривали вариативность такого мщения: родственник убитого мог предать убийцу смерти либо взять с него денежный эквивалент нанесенной обиды.

В статье 4-й этого договора говорилось, что если убийца скроется с места совершения преступления, а известно, что он имущий, то родственник покойного вправе претендовать на часть имущества преступника, но не на все – интересы жены убивца при дележе тоже учитывались. Неимущего же душегуба по поимке ждала неминуемая смерть.

Аналогичная норма прописывалась и в договоре за 944 год. Классовый подход к разрешению спора о кровной мести имел место и применительно к наказанию за убийство русского христианином и наоборот: до крещения Руси подобные преступления с участием иностранцев как на Руси, так и в Византии, также наказывались альтернативно при условии состоятельности убийцы. Бедняка-инородца, которому нечем было расплатиться с родственниками убитого, при поимке казнили если не по суду, то руками родственников-кровников.

Ограничения «Русской Правды»

Ориентировочно в 1016 году (точная дата историками не установлена) выходит сборник правовых норм Киевской Руси «Русская Правда». Его автор – князь Ярослав, составивший данный нормативный правовой акт после Новгородского восстания (1015-1016 гг.). Этот документ вносит новый порядок в процедуру урегулирования конфликтов посредством кровной мести. Мстителями теперь называются только ближайшие родственники убитого. Устанавливается, что если они не желают мстить убийце, то с него в пользу князя взыскивается вира – денежный штраф.

Со смертью Ярослава в 1054 году его сыновьями «мщение смертью за убийство», то есть кровная месть, было официально отменено и полностью заменено денежным выкупом. То есть де-юре на Руси это произошло лишь в середине XI века.

Впрочем, это послабление вовсе не означает, что государство смягчало наказание за убийство, — кара за него была порой гораздо жестче по форме, чем само преступление. К примеру, по русскому Судебнику 1649 года убийце родителя или других родственников грозила лютая смерть – его возили по заполненной людьми торговой площади, рвали при этом тело клещами и только потом топили. Мужеубийц закапывали в землю живьем по плечи, и женщины стояли так, пока не умирали, днями, а то и неделями в зависимости от выносливости организма.

Первые законы на Руси

Расцвет Киевской Руси пришелся на период правления князя Ярослава Мудрого (1019-1054). К этому времени относится начало создания на Руси письменного законодательства. В 1016 г. появился Устав новгородцев (другое название Правда Ярослава). Этим уставом была начата кодификация (запись) нового права; сыновья Ярослава составили Правду Ярославичей (1072), которую дополнили Владимир Мономах и более поздние князья. Все эти законы составили Русскую Правду.

Большинство статей этого документа посвящено защите имущества жителей Руси, особенно собственности князей. Преступник, пойманный за кражу, должен был заплатить штраф и возвратить украденное. «Правда Ярослава» карала убийство кровной местью, но круг родичей, имевших право мстить, ограничивался отцом, сыном, братом, племянником. Если близких родственников у убитого не было, то убийца платил денежный штраф — виру. Более поздняя «Правда Ярославичей» запрещала кровную месть и признавала только виру.

Население Руси в основном состояло из свободных общинников. Община (вервь) отвечала за порядок на своей земле. Если на территории общины находили убитого, то вервь либо отыскивала убийцу, либо платила «дикую» (чужую) виру. Человек, не участвовавший в делах общины, не мог рассчитывать на ее помощь. Человек, покинувший общину или изгнанный из нее (изгой), сам должен был платить штрафы за преступления.

В конце XI—XII в. князья стали жаловать земли своим боярам. Эти земли переходили по наследству от отца к детям, потому и назывались вотчинами. Вотчинник использовал труд зависимых людей — холопов. Ими становились пленники, а также люди, проданные в рабство за долги. Холопы трудились на барщине — обрабатывали пашню боярина и выполняли другие работы в его хозяйстве. Никаких прав у холопов не было, господин мог распоряжаться ими по своему усмотрению, бить и даже убить. Кроме холопов в вотчинном хозяйстве работали лично свободные рядовичи и закупы. Первые заключали с господином договор (ряд). Закупы отрабатывали долг (купу). Были на Руси и зависимые крестьяне — смерды, в силу каких-то обстоятельств вынужденные жить на земле господина. Боярин выделял им в пользование надел, за что полагалось платить оброк натурой: отдавать часть урожая, приплода скота, продуктов, добытых промыслами (мед, воск, меха, рыбу).

На суде свидетели иногда давали разные показания, говорили сбивчиво. Тогда прибегали к «Божьему суду»: устраивали испытание для подсудимого, заставляя его рукой вытащить из огня кусок металла (тяжелые ожоги считались признаком виновности).

Денежные единицы Руси

Названия денежных единиц, как элемент любой культуры, подтверждает существование в прошлом единого славянского народа, разрываемого врагами на части в ходе всей его истории, от самого начала и до сего дня.

В каждой национальной системе денежного счета имеется основная единица: в современной русской системе — рубль, у англичан — фунт стерлингов, в древней аттической системе — драхма. Наряду с основной единицей имеются производные. Так, копейка, цент, пфенниг не что иное, как сотые доли рубля, доллара, марки. Но это теперь, а как было раньше?

В научных кругах живет версия, утверждающая, что на Руси-государстве не было национальной валютной системы вплоть до XIV века, когда отмечается возникновение рубля. И это, несмотря на внутреннюю и международную торговлю, какую вели русские купцы!

Однако с такими утверждениями согласны далеко не все. Торговала вся славянская Европа. Сохранились упоминания уникальных денежных единиц на берестяных грамотах. Те же названия находим и в торговых договорах с Византией, и Правде Ярослава. Уникальную терминологию сохранили и современные славянские страны, как след былого единства великой культуры.

Давайте разбираться.

Имеет место как бы отсутствие денег на Руси. Но вот удивление. В каждой пятой берестяной грамоте Новгорода идет речь о финансовых взаимоотношениях: купле-продаже товаров, долговых обязательствах, оплате за работу, завещаниях и проч.

Грамота 526, Новгород, 1050–1075 г., это долговой список.

Перевод прориси:
«За Бояном в Русе гривна. За Житобудом в Русе иста (т. е. собственно долга, без процентов) 13 кун и гривна. На Луге за Негорадом вместе с процентами 3 куны и гривна, за Добровитом с людьми 13 кун и гривна, за Нежком Прожневичем полгривны, за Сиромой без двух ногат гривна. На Шелони за Добромыслом 10 кун, за Животком 2 гривны обломками [серебра]. На Селигере за Хмуном (или: Хмуной) и за Дроздом 5 гривен без куны, за Азгутом и за погощанами 6 гривен и 9 кун. В Дубровне за Хрипаном 2 гривны и 19 [кун]».

На различных берестяных грамотах поминаются уникальные денежные единицы: гривны, куны, ногаты, резаны, векши, беле, рубли, полтины.

Куны и ногаты с гривнами встречаются и в «Русской Правде» — древнейшем своде русских законов (XI-XII вв.). В древнем кодексе за преступления и нарушения правил указан определенный денежный штраф именно в этих денежных единицах.

Что это было? Монеты, цветные камушки, или кошачьи лапки? Многих смутило сходство слов Куна с куницей. Даже Карамзин это записал в своей «Истории государства российского». Возникла мысль о кожаных деньгах. Следом в словаре Дьяченко уже встречается девушка = КУНКА, выводимая от слова КУНА как подать жениха за невесту «кунными деньгами». В словаре так и записано, КУНА – шкурка как денежный знак. Однако всем славянам известна шутливая традиция выкупа невесты в день свадьбы.

Действие происходит во дворе дома. Жених должен разгадывать загадки, демонстрируя знания о будущей семье и теще, ему предстоит совершить подвиги во имя любви к своей избраннице. Смысл такого обряда – демонстрация родственникам серьезности намерений жениха. Сам процесс «выкупа» проходит возле дома, где живет невеста. Это конечно не выкуп в смысле приобретения невесты в собственность.

В реальности на Руси девиц не покупали, а наоборот брали за ними приданое. Это и в берестяных грамотах XII века отражено.

Грамота 9, Новгород, 1160–1180, челобитная брошенной жены. «От Гостяты к Василю. Что мне дал отец и родичи дали впридачу, то за ним. А теперь, женясь на новой жене, мне он не дает ничего. Ударив по рукам (в знак новой помолвки), он меня прогнал, а другую взял в жены. Приезжай, сделай милость».

Не ведал Карамзин, а фальсификаторы от истории тем более не догадывались, что истина содержится в берестяных листочках, которые на тот момент ещё предстояло раскопать в новгородской земле.

Прасанскрит, язык славян, тюркские наречия волгарей вот что такое русский язык. «Русскей», «русски» эти слова так близки к известному сегодня понятию. «Русски» означает связь родов (на языке Эрзя) и «ruskej» – красный» в смысле направления на географический юг (на языке корелл).

Несколько веков цвета российского флага как и цветной компас карелл символизируют союз народов востока — синий цвет, запада — белый цвет и юга — красный.

Конечно, случайным это не назвать, но.

Весьма опрометчиво толковать дошедшие до нас древние созвучия с позиций современного русского. Кого-то пленяет очарование таких сходств, кто-то этот факт использует для фальсификаций.

Короче в истории, тем более истории славянской и русской, нельзя спешить с выводами.

Перечисленные выше денежные единицы исключительно славянские. Что особо ценно в старинных документах, так это очевидная связь далеких событий с укладом жизни и с проистекающими от этого терминами. Данный фильтр без жалости отбрасывает фантазии фальсификаторов.

Оглянемся на современность.

На обратной стороне современной банкноты номиналом в 1000 хорватских кун, выпущенных в 1993 году, изображён Кафедральный Собор в Загребе.

Денежная купюра 1000 хорватских кун.

А вот 50 хорватских лип. Они равны половине одной куны.

Для справки.

В 1990 году были отчеканены монеты с указанием государства «Республика Словения» номиналом в 0,02, 0,05, 0,10, 0,20, 1, 10 и 50 лип. Денежной единицей Словении в этот период был югославский динар. Но помнят славяне свою историю.

Курсы валют в Хорватских Кунах на15.11.2013:

Российский Рубль (RUB) 0,1734

США Доллар (USD) 5,6701

Сторонники норманизма такого прогресса для «дикарей» допустить не могут. Можно встретить утверждения, будто ногата, резана, куна… связаны исключительно с некими обрезками. Обрезки шкурок — резана, головки куниц – куна, лапки — ногаты. А хорватские «копейки» — липы это якобы липовые деревяшки. Только представьте себе массы меховых и деревянных обрезков в качестве разменной монеты и её оборот в торговле. Это ж, какие кошельки надо таскать на базар. А с другой стороны — должен две ногаты, и в чем проблема? Поймай бродячего кота и весь долг отдашь с процентами, да ещё целый хвост на прибыль.

Только славяне жили с природой в ладу и живодерством не промышляли.

Просто обратите внимание на современные деньги Республики Беларусь. На купюрах в зависимости от номинала изображены разные животные. По этой причине белорусские рубли в обиходе именуют «зайчиками».

Перед вами никакой не зайчик, а полноценный белорусский рубль.

Представляю далекое будущее. Прочтут потомки о таком «зайчике» и готов вывод — в постсоветской Беларуси деньгами служили шкурки зайцев.

Меховые и липовые деньги — полная нелепость.

Однако эту чушню продолжают муссировать и сегодня. С какой радостью славянофобы распространяют идеи «историка» Шлёцера. Удивляюсь, как только не додумались толковать название копейки платой за товар копьями.

А на самом деле?

Знаете ли Вы, что семь европейских языков носят видоизмененное название месяца «июль». В этих странах название летнего месяца образовано не от римского женского имени Юлия, а от славянского слова «липа», к примеру, хорватский «lipanj».

Липень — месяц, когда цветут липы. Их аромат используют парфюмеры, липовым цветом бабушки лечат внуков. Вряд ли найдется лучшее средство от простуды, чем исконно славянский продукт липовый мёд. Липе посвящены славянские названия множества городов рек, улиц. На карте до сих пор присутствуют Лейпциг, Липецк. В Европе полным полно населенных пунктов с названием «Липица». Или вот Унтер-ден-Линден. Это берлинский бульвар «Под липами».

У славян и догерманских племен липа считалась святым деревом. Различными добродетелями наделяли Липу древнегреческие поэты Гомер, Вергилий, Овидий, Геродот. В России известно женское имя – Липа. Вот в честь такого почитания и возникла монета Липа. Монета как монета, а нам про деревяшки толкуют.

Теперь разберемся со «шкурными деньгами». Вот интересная работа.

Сторонники версии «кожаных» денег у славян опираются на информацию XIII-го века — Записки путешественника Рубрука, разумеется, на латыни. Записки как записки, но вот перевод… . Первый перевод записок сделали в XVII в. на французский язык. В переводе утверждалось, что в южнорусских степях деньгами якобы служили разноцветные кусочки кожи. На этот перевод опирались авторы словарей, возникших не ранее XVII века и, к сожалению Карамзин. Правильность перевода не вызывала сомнений, пока уже современный перевод не показал, что Рубрук писал отнюдь не о деньгах, а о сортах пушнины.

Историкам начала XIX в., хорошо знакомым с «синенькими» и «красненькими» (народное название ассигнаций), как-то удалось убедить самих себя, что на «разноцветных кусочках кожи» даже стояли печати как на ассигнациях XIX века! Одна незадача – такое чудо в натуре никто ещё не обнаружил.

К «переводам» Рубрука в истории добавились странные документы на латыни времен русско-ганзейской торговли, в которых в качестве платежной ценности фигурируют «capita martarorum» (автоматический перевод — «голова куницы»), или вот записки Гильбера де Ланнуа после посещения Новгорода и Пскова. В сочинении от 1412 года говорится, что у русских крупные платежи осуществляются серебряными слитками, а «монетами» служат «головки» куниц и белок.

Представляете картину. Торговый договор заключается в кабаке. Отметив сделку, ушлый новгородец расплачивается с опьяневшим иноземцем головами от селёдок. По логике норманнских переводов выходит, что ганзейские купцы вместо денег принимали от славян всякую ерунду. Это ж как надо своих не уважать. А может и сегодня кто-то в ЕС готов в обмен за свои товары принять от славянских купцов засаленные от употребления «capita martarorum»?

Хоть и идет речь о головах-капитах, однако налицо безголовый подход к переводу терминов Руси, но скорее предвзятый. Как ещё можно характеризовать подобные «труды», если латинская «capita» — голова основа экономики всего мира, трактуется, как и положено для терминов. От «capita» начинается всеобъемлющий термин – КАПИТАЛ. Сегодня этот термин никто не переводит в значении — «голова скота». От этого слова много производных. «Капитан» — главный на корабле. Жаргонизм «капец» – голову потерять или конец власти. А попробуйте по норманской методе перевести известный труд Маркса «Капитал», полное хи-хи получится. Однако до этого не дошло.

Иное дело сочинения о Руси. Тут позволительны любые уничижительные фантазии. Даже привиделись тряпочные деньги наших предков. А между тем…

И вот оно.

Исключительная роль в развитии денежного обращения Европы принадлежит восточным серебряным монетам — дирхемам арабского Халифата и других возникавших на его территории государств.

«Дирхемы, приходившие в русское обращение с Востока, — отмечал И.Г.Спасский, — чеканились на огромной территории — во множестве городов Средней Азии, Ирана, Закавказья, Месопотамии и Малой Азии, на африканских берегах Средиземного моря и даже в арабской части Испании».

Приток восточной монеты, начавшийся в конце VIII века, быстро приобрел интенсивный характер, а обращение монет протекало на огромной территории, превышавшей земли славянских народов. Наиболее ранние из этих монет найдены в русской земле и датируются 862 годом. Монеты обнаружились в Москве в районе устья ручья Черторый при его впадении в Москву-реку. Сегодня здесь стоит восстановленный храм Христа Спасителя.

А теперь попробуем сами без переводчиков норманистов растолковать смысл славянских денежных единиц.

Современный взгляд показывает, нельзя спешить с выводами о терминах славянской и русской истории переводимых с латыни.

Слово «ногата» связано с арабским глаголом «накада», в значении — сортировать монеты, отбирать хорошие экземпляры. Уже в то далекое время чеканились монеты в подражание арабским дирхемам. Термин связан с денежным оборотом, а не с чьими-то конечностями.

Тоже и с «куной». Т.Ф. Ефремов, создавая свой Толковый словарь русского языка, обратился к восточным традициям тюркских и кавказских народов, и в результате — опять привязка к денежным отношениям.

Кун:

1) Выкуп, спасающий от кровной мести.

2) Выкуп родителям жениха в случае расстройства сватовства по вине семьи

За что ни возьмись везде в нашей истории проглядывает связь с Востоком, и уж точно не с норманами и латинами.

Западных переводчиков стабильно подводит формализм и созвучность русских слов со словами тюркского происхождения. Даже Ломоносову не удалось переубедить немцев-академиков в очевидном для любого русского факте. Пришлые академики при царском дворе не ведали ни о культуре, ни о языках народов Поволжья, и тем более не владели языковым многообразием Кавказа.

К большому сожалению и сегодня наблюдается похожая картина. Современная наука на полном серьезе повторяет байки о неких кожаных деньгах. Высокие научные чины не задумываясь, подтверждают многовековую глупость, основанную на недобросовестном переводе.

Переводы и традиции Руси.

Формальные переводы известны и сегодня. Вспомните «кузькину мать», помянутую Н.С. Хрущевым в Сокольниках в 1959 г. в споре с Ричардом Никсоном. Тогда переводчики президента США передали своей делегации приглашение первого лица СССР познакомиться с мамой некоего Кузьмы. В ответ Хрущев так прокомментировал свои слова: «Что вы, переводчики, мучаетесь? Я всего лишь хочу сказать, что мы покажем Америке то, чего она никогда не видела».

Вслед за Хрущевым и наши военные назвали кузькиной мамой, то, что не видела Америка — одну из советских ядерных бомб.

А на самом деле обещание показать кузькину мать это полузабытая шутливая свадебная традиция. Кузька — наименование плётки, которую жених клал в сапог в день свадьбы «на Кузьминки» (1 ноября). Плетка кузька символ супружеской власти. Русские свадьбы всегда наполнены глубокой символикой разноплановых обрядов. Святые Косма и Дамиан (день памяти 1 ноября) считались в русской культуре покровителями свадеб. Свадьбы на Руси сочетались со старинными традициями и скоморошеством. Одной из традиций было переодевание кого-то из гостей в эту самую кузькину мать. Вокруг персонажа разыгрывалось целое представление. От того и носила угроза показать кузькину мать шутливый оттенок. Кузькой прозывали и проказливого домового. На подобных свадьбах во Владимирской области доводилось присутствовать и автору этих строк. Схожие традиции известны и удмуртам и народу Коми. Традиции забываются, а с ними и начальный смысл слов.

Деньги и название единиц — традиция не из последних. Но откуда иноземным историкам времен Петра и Екатерины знать традиции народа, коли даже языка этого народа те «историки» не ведали.

Реальные курсы русских денежных единиц.

Денежная система для гибкости кроме основных единиц должна содержать и их части. При этом эти части должны знать и принимать иноземные купцы и собственные князья.

Согласно Краткой правде (законодательный источник XI в.) 1 гривна = 20 ногат = 25 кун = 50 резан.

После серьезных поисков удалось реконструировать денежно-весовую систему, действовавшую на Руси в то далекое время.

Почему весовая? Поскольку монеты делались из золота и серебра, то главное — не что на них написано, а, сколько золота и соответственно серебра они содержат.

В договорах с греками X века имеются самые первые упоминания о русской гривне. Из древних текстов следует, что 12-ть гривен были равны 5-ти византийским литрам. Византийская литра (монета) весом 327,5 г.

Но такие монеты ни разу не находили на территории Древней Руси. Оказалось, что русские деньги древних времен были просто «привязаны по курсу» к другой византийской монете — половине византийской литры весом 163,7 г. Как это обнаружилось?

Привязка русских денег к иноземной поллитре.

Отсчитываем от веса половины литры известные из «Русской правды» соотношения и получаем:

гривна должна весить 68,22 г,

Этот расчет полностью подтвердился взвешиванием реальных монет и их обрезков, найденных археологами на территории Древней Руси.

В конце X века появилась и резана. Это были монеты, обрезанные по весу 1/50 гривны.

Перед вами старинный обрезок древнего дирхема.

Если монеты принимались и проверялись на вес, то были просто необходимы их обрезки в качестве довесков. Эти обрезки чем-то напоминают фазу Луны (вспомним толкование слова «монета» как Монт т.е. Месяц).

Поиск среди обрезках арабской монеты других весовых значений как-то 1/3,1/4, 1/8, 1/12 , 1/24 и даже 1/40 доли арабского дирхема ни к чему не привел. Оказалось, что имеющиеся в распоряжении археологов обрезки не просто части монет, а точные весовые стандартные части равные русским ногатам, кунам, резанам…

Вывод.

Национальные русские денежные единицы строились по следующей схеме:

Гривна как основная единица, привязывалась по курсу к византийской поллитре.

У гривны имелись производные единицы – куна, ногата, резана. Позднее добавились и другие. По сути, это были не монеты, а стандартные единицы денежного веса.

Денежные термины вместо монет и слитков.

Собственных монет не чеканили, за исключением кратковременных попыток сразу после Владимирова крещения, однако оперировали национальными денежными терминами. Впоследствии т.н. киевской гривной стал именоваться монетный слиток весом равным половине византийской литры 163-165г.

После прекращения притока арабских дирхемов в Европу начинается т.н. безмонетный период. Однако прежние названия русских денежных единиц в торговой и административной жизни славян продолжают присутствовать. Что они представляли собой в тот период, рассмотрим в следующей статье. А пока монеты не исчезли, продолжим.

Куна — монета. Куной был и дирхем, и сменивший его западноевропейский динарий, и русский сребреник. Чему тут удивляться? Переход к новому весу и даже виду платежной единицы вовсе не требует отказа от привычного отеческого названия. Древнейшее общеславянское название монеты созвучно названию COIN, появившемуся в Северной Европе на почве обращения уже римского динария. Вытеснив термин «сребро», слово «куна» надолго закрепилось в славянских языках в значении «деньги». Да и само слово «деньги» восходит к очевидному восточному слову ТАНЬГА.

Сегодня в просторечии можно услышать слово «гривенник» как название монеты номиналом 10 единиц. Но мы не всегда имеем в виду 10 копеек. Монетой может оказаться и современная десятирублевая и любая иноземная с номиналом 10. Тоже ис другими номиналами. Даже маршрут московского трамвая № 50 старожилы и сегодня именуют полтинником.

Теперь о Литре.

Её начальное применение обнаружилось ещё в Древней Греции в значении выкупа. Lytron, от lyein, освобождать. Литра — выкупные деньги за личность или за имущество раба. (Михельсон А.Д., 1865).

Здесь мы видим единый системный подход в терминологии, как и в случае русской валютной единицы «куна», служившей первоначально как выкуп кровной мести.

Конечно, при большом желании кто-то может увидеть выкуп раба и за две поллитровки. Но это уже их проблемы. Просто в те времена водку ещё не изобрели.

Связь с Востоком.

Кроме кусочков арабских монет в распоряжении историков имеются гигантские клады подражательных дирхемов чеканенных в древнем волжском Булгаре. Кроме дирхемов в кладах Поволжья найдены и динарии. Но этих монет как будто не видят. Иначе придется признать связь Руси с восточной культурой, но ученые как завороженные повторяют норманнские бредни о Киевской Руси, твердят о безмонетной шкурности, словно боясь очевидного – пересмотра современной историографии.

Известный факт. На монетах Дмитрия Донского русской чеканки имеется как русская надпись, так и татарская. Связь с данническими отношениями тут не причем, их просто не было. Русь подобным образом устанавливала связи своей тогда ещё молодой валюты с рынками Ближнего Востока через Поволжье.

Смотрите еще:

  • Нотариусы в спб на карте Нотариусы в Санкт-Петербурге SpbNotary.ru – отличный помощник для тех, кому нужно найти действующие нотариальные конторы в Санкт-Петербурге. Посредством нашего сайта найти нотариуса стало проще, быстрее и удобнее. Для Вас создан удобный […]
  • Закон зеркального общения примеры Законы общения Коммуникативные законы – это наиболее общие нежёсткие тенденции, характерные для всех видов общения. Русский языковед И.А. Стернин выделяет следующие законы общения: 1. Закон зеркального развития общения. Он заключается в […]
  • Ст 210 ук рф объективная Статья 210 УК РФ. Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней) 1. Создание преступного сообщества (преступной организации) в целях совместного совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких […]
  • Отсрочка от службы в армии по учебе закон Отсрочка от армии по учебе: каковы особенности? Гражданам призывного возраста, которые являются учащимися или студентами, полагается отсрочка от армии по учебе. Получение отсрочки возможно только при выполнении определенных условий, […]
  • Учебное пособие водитель троллейбуса Обучение водителя Троллейбуса В 2015 году для управления трамваями и троллейбусами требуются специальные категории водительских прав.(раньше троллейбусы и трамваи не выделялись в отдельные категории прав) Профессиональная подготовка […]
  • Как заверяются копии для суда Нужно ли для суда заверять копии документов у нотариуса? В определении арбитражного суда сказано: "Заявителю представить в суд подлинные документы, подтверждающие основания заявленных требований, а также документы в копиях, для приобщения […]
  • Информация для юристов и адвокатов Информация для юристов и адвокатов Чтобы понять, кто Вам необходим, укажем на различия между юристом и адвокатом. Юрист — это специалист, получивший юридическое образование и работающий по специальности. Каждый адвокат — юрист, но не […]
  • Статьи и причины увольнения работников Основания для увольнения работника Основания увольнения по Трудовому кодексу РФ многочисленны, поскольку законодатель стремится предусмотреть и максимально подробно регламентировать каждый из возможных вариантов, который могут выбрать […]