Что такое вопросительные предложения правило

Что такое вопросительные предложения правило

Секреты грамматики Английского языка.
Вопросительные предложения в английском языке бывают пяти типов. Каждый из них имеет определенную структуру построения.

1-ый тип. Общий вопрос (general).
Ответом на него могут быть слова «да» и «нет», поэтому общий вопрос часто называют «yes / no question». В этом типе вопросительных предложений обратный порядок слов. Оно начинается с вспомогательных или модальных глаголов.

Does she play the piano and the guitar?
Она играет на пианино и гитаре?

Is the pupil reading the text?
Ученик читает текст?

Can your baby swim?
Ваш малыш умеет плавать?

2-ой тип. Специальный вопрос (special question).
Специальный вопрос задается для получения дополнительной информации, уточнения каких-либо деталей. В нем используется обратный порядок слов, на первом место стоит одно из вопросительных слов: When? – когда?; What? – что?; Where? – где?; Which? – который?; Why? – почему?; How much/many? — Сколько? и другие.

When will you be here?
Когда вы будете тут?

What are you planning to buy?
Что вы собираетесь купить?

How much did your plane ticket cost?
Сколько

3-ий тип. Разделительный вопрос (disjunctive question / tag-question).
Разделительный вопрос используется для выражения удивления, сомнения или получения подтверждения. Это вопросительное предложение состоит из двух частей. Первая часть — само предложение без каких-либо изменений ( то есть с прямым порядком слов), вторая — вспомогательный глагол и местоимение, которые переводятся «не правда ли», «не так ли». Если первая часть — утвердительное предложение, то во второй части обязательно ставится not после вопросительного или модального глагола. Если первая часть вопроса — отрицательное предложение, то во второй части частица not не используется.

You have done the homework, haven’t you?
Ты выполнил домашнее задание, не так ли?

It is not so easy to translate that text, is it?
Тот текст не так легко перевести, не правда ли?

All children like sweets, are not they?
Все дети любят сладости, не так ли?

4-ый тип. Альтернативный вопрос (alternative question).
Альтернативный вопрос может быть задан к любому члену предложения. Он предполагает выбор между двумя вариантами. В этом типе вопросов обязательно присутствует слово or:

Is the dress you bought red or black?
Платье, которое вы купили, красное или черное?

Did Peter or John present such beautiful flowers to you?
Питер или Джон подарил тебе такие красивые цветы?

Are the pupils reading a text or writing a dictation?
Ученики читают текст или пишут диктант?

5-ый тип. Вопрос к подлежащему (question to the subject)
Этот тип вопроса иногда считают разновидностью специального вопроса. Порядок слов в нем не меняется, но на первое место вместо подлежащего ставятся слова What (если существительное неодушевленное) или Who (если существительное одушевленное). Вопрос имеет ту же структуру, как и повествовательное предложение, в котором роль подлежащего выполняют вопросительные местоимения.

What makes you feel happy?
Что делает тебя счастливым?

Who wants to answer the question?
Кто хочет ответить на вопрос?

Who will come to our party?
Кто придет на нашу вечеринку?

Вопросительные предложения в английском языке строятся по определенным правилам, не зависимо от видо-временной формы глаголов.

Изучение английского языка онлайн

Типы вопросительных предложений в английском языке

По характеру вопроса и предлагаемого ответа на него в английском языке выделяются четыре типа вопросительных предложений: общие вопросы (general questions), специальные вопросы (special questions), альтернативные вопросы (alternative questions), расчлененные вопросы (disjunctive questions).

Общими называются вопросы, на которые можно ответить словами yes или no.

В начале общего вопроса стоит вспомогательный или модальный глагол, за ним подлежащее, за которым следует основной глагол.

Примеры:

Примечания: 1. Если сказуемым является глагол to be (а во многих случаях и to have) в Present и Past Indefinite, в общих вопросах он ставится в начале предложения.

2. Между подлежащим и глаголом в общих вопросах могут стоять наречия неопределенного времени.

Вопросы к отдельным членам предложения называются специальными. Они начинаются вопросительными словами who кто; what что, какой, where где, куда; how many сколько и др.

Среди специальных вопросов различают:

а) вопрос к различным членам предложения, кроме подлежащего и его определения;

б) вопрос к подлежащему и его определению.

В вопросах к различным членам предложения после вопросительного слова порядок слов такой же, как и в общих вопросах: вспомогательный или модальный глагол, подлежащее, основной глагол, а потом другие члены предложения.

В специальных вопросах, которые относятся к подлежащему или его определению, порядок слов, такой же как и в повествовательном предложении – инверсии нет, вспомогательный глагол to do в Present Indefinite и в Past Indefinite не употребляется. Если вопросительное слово является подлежащим, то после него, как и в повествовательном предложении, стоит сказуемое.

Если вопросительное слово – определение к подлежащему, после него непосредственно ставится подлежащее, а потом сказуемое.

Альтернативные вопросы – это вопросы выбора. Они состоят из двух частей, соединенных союзом or. Альтернативные вопросы могут иметь структуру как общих, так и специальных вопросов. Если альтернативный вопрос не относится к подлежащему, он требует полного ответа.

Если альтернативный вопрос относится к подлежащему, то вспомогательный или модальный глагол употребляется также и перед вторым подлежащим. Такой вопрос требует краткого ответа.

Пример:

Расчлененный вопрос состоит из двух частей. Первая часть – повествовательное предложение в утвердительной или отрицательной форме, вторая – краткий общий вопрос, который состоит из подлежащего, выраженного личным местоимением, соответствующим подлежащему первой части, и вспомогательного или модального глагола. Если сказуемым первой части является глагол в Present Indefinite или в Past Indefinite (кроме глаголов to be и to have), во второй части употребляются соответствующие формы вспомогательного глагола to do.

Если первая часть расчлененного вопроса имеет утвердительную форму, то во второй части употребляется отрицательная структура, а после отрицательной первой части вторая часть имеет утвердительную форму. Первая часть расчлененного вопроса имеет утвердительную форму, если спрашивающий, надеется на утвердительный ответ, и отрицательную, если предполагается отрицательный ответ.

Вопросительные предложения

Вопросительные предложения – это такие предложения, цель которых не сообщить информацию, а узнать ее. Помимо интонации, которая отличает вопросительные предложения (повышение тона на ключевом слове), очень важен порядок слов. В процессе знакомства с языком у некоторых студентов иногда возникает ощущение, что в русском языке можно легко менять слова местами без изменения смысла сказанного. Да, иногда так и есть. Но чаще всего, меняя порядок слов, вы меняете смысловую интонацию, а порой и смысл самым кардинальным образом. С другой стороны, то, что можно менять слова местами — это отличный инструмент для выражения широчайшего спектра мыслей и эмоций. Просто этим нужно овладеть.

Итак, если мы не затрагиваем вопросов с частицами, а берем простые предложения, где есть вопросительное слово, то порядок слов очень важен, поскольку вопросительное слово чаще всего относится к тому выражению, что с ним соседствует. Все вопросительные предложения можно разделить на три группы. Те, что требуют ответа (это, собственно, их цель). Иногда это просто ответ Да или Нет, иногда требуют развернутого.

Вы поедете в отпуск? (требует ответа да или нет)
Когда вы поедете в отпуск? (требует развернутого ответа)

Следующая группа – это такие вопросы, которые скорее побуждают, нежели требуют ответной информации.
А не пойти ли спать?

Существуют также вопросительно-риторические конструкции, которые не требуют ответа.
Разве в нашем регионе бывает теплое лето?

АКАДЕМИЯ НАУК СССР
ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА
РУССКАЯ ГРАММАТИКА

С точки зрения характера ожидаемого ответа вопросительные предложения неоднородны: ответ может подтверждать или отрицать истинность чего-л. (- Завтра можете ко мне прийти? ответ: — Да или — Нет), либо сообщать новые сведения о чем-л. (Кто это? — ожидается ответ, содержащий новое сообщение, новые сведения).

Вопросительные предложения часто имеют субъективно-модальную окраску. В них может выражаться предположение (Опять будем встречать когонибудь?), неуверенность (Вы как будто змеям сочувствуете? Пришв.) и другие значения. По отношению к субъективно-модальным значениям вопросительные предложения проявляют избирательность: одни такие значения возможны во всех типах вопросительных предложений, другие — только в некоторых из них.

Вопрос может совмещаться также с теми значениями, которые обычно выражаются невопросительными предложениями. Так, вопрос Ведь ты домой идешь? содержит элемент утверждения; вопрос Молока не продашь ли, хозяюшка? (Тендр.) содержит просьбу; вопрос Почему бы не вспоминать почаще об этом опыте? (газ.) содержит совет.

Примечание . В некоторых случаях граница между вопросом и утверждением оказывается нечеткой, предложение выступает как полувопрос-полуутвержде-ние: Так вы ведь любите писать в газетах? (Солоух.); Ты как будто раньше не говорил про нее?; Чтото знакомая фамилия?

Благодаря направленности на получение информации, вопросительные предложения выступают как первый компонент сочетания реплик, предназначенного для обмена информацией в диалоге. Во внутренней речи, в размышлениях вопрос может быть не ориентирован на получение непосредственного ответа: «Что в ней происходит? Как она думает? Как она чувствует? Хочет ли она испытать меня, или действительно не может простить? Не может она сказать всего, что думает и чувствует, или не хочет? Смягчилась ли она, или озлобилась?» — спрашивал себя Нехлюдов и никак не мог ответить себе (Л.&nbspТолст.).

О вторичных функциях вопросительных предложений см. §&nbsp2624.

§&nbsp2592. В выражении вопросительности главная роль принадлежит интонации (см. §&nbsp2629-2640), вопросительным частицам ли, не. ли, что, что же, как, что ли, разве, неужели, что если, а, да, правда, не правда ли, так, так ведь, не так ли, верно, вопросительным местоименным словам кто, что, какой, каков, чей, который, сколько, как, где, куда, откуда, докуда, когда, почему, отчего, зачем, насколько. С помощью этих средств любое невопросительное предложение может стать вопросом или переспросом.

Вопрос может быть выражен синтаксически самостоятельным предложением (Показывал он вам новые материалы?); предложением, входящим в состав сложного (Наш порядок вам не нравится, это мы видим, чувствуем. а какой свой порядок вы придумали? Горьк.); бессоюзным введением (А у нас подсолнухвидела? — два листочка раскрыл, а больше не может. Панова).

Интонация, вопросительные частицы, местоименные вопросительные слова или оформляют вопросительное предложение в целом (общевопросительная функция) или выделяют то слово, которое называет предмет вопроса (частно-вопросительная функция: Вы командуете этим отрядом?; Этим ли отрядом вы командуете?; Не обман ли это?; Что это вы там пишете?).

СТРОЕНИЕ
ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

§&nbsp2593. По формальному строению вопросительные предложения или совпадают с невопросительными предложениями или строятся по собственным синтаксическим образцам.

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ,
ОБРАЗОВАННЫЕ НА ОСНОВЕ
НЕВОПРОСИТЕЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Примечание . Ограниченные возможности преобразования в вопросительные предложения имеют формы желат., побудит. и долженств. накл. невопросительных предложений; фразеологизированные предложения с междометиями и с частицами; предложения, строящиеся формой род.&nbspп. (типа Смеху!; Грибовто!).

§&nbsp2595. При образовании вопросительных предложений на основе невопросительных вопросительные частицы присоединяются к предложениям разной синтаксической структуры.

Частица ли оформляет предложения, требующие утвердительного или отрицательного ответа: Читала ли ты серьезное чтонибудь? (Гонч.); Так ли я должна понять смысл вашей речи? (Тург.). При выражении вопроса, осложненного значением неуверенности, сомнения, частица ли взаимодействует с интонацией и контекстом: А реалисты ли они? — усомнился Эрнест Борисович (Тендр.); В эту последнюю минуту он с острой болью почувствовал вдруг, как любима, дорога ему черная толпа, как тяжело с ней расставаться. «Увижу ли. Вернусь ли. Да и все вернемся ли когда в родные места?» (Фурм.); Так ли уж велика разница между ними? (Тендр.). С помощью частицы ли оформляется переспрос: Вечером можешь пойти в театр? — Могу ли я вечером пойти в театр? Пожалуй, могу. Частица ли ставится непосредственно после слова, называющего то, о чем спрашивается: Все ли ясно?; А ему много ли надо?; А билеты есть ли? Из служебных слов частица ли сочетается с частицей только: А только ли изза занятости некогда вспомнить о Кате. Нет, нет! (Тендр.).

§&nbsp2596 . Частица не. ли обрамляет слово, обозначающее то, о чем спрашивается: Вы, господа великолепные, — сказал он все с той же сегодняшней неприятной улыбкой, обращаясь к входящим, — не хотите ли со мной поскучать? (Тын.). Эта частица употребляется в следующих случаях.

1) При вопросе о соответствии сообщаемого действительности, осложненном значением неуверенного предположения: Не есть ли это обман, мечтание пустое? (С.-Щ.); [ Полевой :] Звонят. [ Ярцев :] Не матросы ли? (Лавр.); Видит Теркин погребушку, — Не оттуда ль пушка бьет? (Твард.).

Примечание . Предложения, в которых частица не. ли выделяет глагол восприятия (Не видел ли ты там моего брата?; Не заметил ли ты чегонибудь необычного?), могут не содержать предположительного значения.

2) При вопросе, осложненном значениями совета, предложения, просьбы; в этих случаях частица не. ли выделяет инфинитив, глаголы хотеть, желать, мочь, а также слова лучше, угодно: Не угодно ли вам выбрать костюм для завтрака? (М.-Сиб.); Не поехать ли нам на Лукьяновку, Георгий Максимович? (Пауст.); Не можете ли вы нам помочь?; Не лучше ли было бы согласиться?

§&nbsp2598 . Частицы что ли , или вносят значение неуверенного предположения или подчеркивают это значение, если оно выражено другими средствами: Больной он, что ли?; Пальто у тебя новое, что ли?; Терпи, пока не улечу. Или полетишь со мной? (Симон.). Частица или служит также для установления альтернативных отношений между предполагаемым (в вопросе) и тем, о чем говорится перед этим: Где же наш пахарь? Чего еще ждет? Или мы хуже других уродились? Или не дружно цвеликолосились? (Некр.); Уу, меня чтото в жар кинуло. Или здесь вообще жарко? (Шукш.). Частица что ли обычно заключает собою предложение, но с целью подчеркивания того, о чем спрашивается, эта частица может помещаться в середине предложения вслед за соответствующим словом: Сюда, что ли, квартиранткуто вашу определить? (Бунин). Употребление частицы что ли в начале предложения возможно в просторечии: Что ли к дежурному вас отвести?; Что ли нам чайку попить? (разг. речь). Частица или помещается в начале предложения.

§&nbsp2601 . Частица а усиливает побуждение к ответу: Ведь хорошо сказано, а?; Обедать скоро будем, а ? Частица да побуждает к утверждению: Так вы уедете, да?; Я угадала, да ? Частицы правда , не правда ли , так , так ведь , не так ли , хорошо , ладно (прост.) употребляются в тех случаях, когда говорящий хочет привлечь внимание собеседника, либо узнать, согласен ли с ним собеседник: Все это странно, правда? Он влюблен в тебя, не правда ли? (Тург.); Но ведь снаряды у них должны быть к утру, так ведь? (Погод.). Обычная позиция всех этих частиц — в конце предложения. Частицы правда, не правда ли могут находиться в середине или в начале предложения: Ведь, правда, смешно?; Не правда ли, ведь это не столица? (Гоголь).

Примечание . Функцию вопросительной частицы выполняет слово можно, открывающее собой вопросительное предложение в форме буд.&nbspвр. (вопрос о разрешении): Можноя доски возьму? (Плат.); Можно я одно замечание сделаю? (Шукш.).

Предложения с местоименными вопросительными словами принимают в свой состав вопросительные частицы: Ну что, где у тебя болит?; Что ж, как вы живете?; Куда же он ушел, а?; А что, каков у вас предводитель? (С.-Щ.); Когда же Аленка так успела вымахать, а, Захар? (П.&nbspПроскурин).

Предложения с местоименными вопросительными словами, имеющие форму сослагат. накл., могут выражать вопрос о фактах, непосредственно относимых к моменту речи: В густом тумане он издали увидел чтото темное, услышал голоса людей. «Что бы это могло быть?» (Никол.). Здесь обычен оттенок вежливого обращения к собеседнику: С кем бы я мог подробнее побеседовать? Форма желат. накл. может выражать вопрос, осложненный значением предложения, совета: [ Разина :] Михаил не собирался приехать? [ Гарнаев :] Как будто собирался. [ Разина :] Может, послал бы машину за ним? (Софр.).

Употребление формы побудит. накл. ограничено, во-первых, предложениями с глаголами разрешить, позволить (Разрешите доложить?; Позвольте закурить?; Позвольте ответить вопросом на вопрос?; Разрешите идти?), во-вторых, предложениями с формами совместного действия (Пойдем сядем в саду?; Мам, гляди, походная фляжка. Давай возьмем? Триф.).

В других случаях формы побудит. накл. могут употребляться при переспросах и уясняющих вопросах: — Пусти! — сказал Раскольников. — Пусти? Ты смеешь говорить «пусти?» (Дост.); — Прости меня, — сказал я. — Прости? Все это вздор! (Л.&nbspТолст.).

Предложения в форме побудит. накл. с частицами а, да, так, ладно, что ли выражают совет, смягченное предложение, просьбу: Останься со мной, ладно?; Уезжай и ты. а?; Приезжайте всетаки, а?; Давай закурим, что ли?; После войны возьмите меня на строительство с собой, а, Дмитрий Иванович? (Симон.).

Вопросительные предложения проявляют избирательность по отношению к вводным сло-вам и модальным частицам .

Вводные слова и сочетания, выражающие оценку сообщаемого с точки зрения достоверности (может, может быть, возможно, случайно, должно быть, верно, наверно, наверное, вероятно, кажется, видимо, повидимому, пожалуй, конечно, разумеется, несомненно), употребляются в предложениях, не заключающих в себе вопросительных местоименных слов, и в предложениях с вопросительными частицами или, а: Вы, конечно, к моему сыну по какомунибудь делу? (Лерм.); А отчего же вы не вместе с супругой? Или, может быть, Марья Викторовна не собирается сегодня? (Купр.); Жаль, давно его не слышно. Может, что худое вышло? Может, с Теркиным беда? (Твард.); Наверно, плохо кормлю вас? (Лидин); Может, это наша юность кончилась, а? (Б.&nbspГорбатов).

Вводные слова, выражающие ослабленное подчеркивание или выступающие в качестве вставок (собственно, собственно говоря), употребляются в предложениях с местоименными вопросительными словами: А что, собственно говоря, тянет тебя в Москву? (Л.&nbspНикулин).

Для вопросительных предложений нехарактерны или малохарактерны вводные слова и сочетания, выражающие эмоциональные реакции и оценки (на счастье, к счастью, к радости, к удовольствию когон., что хорошо, что еще лучше, к несчастью, к сожалению, к стыду чьемун., как на беду, как нарочно, к удивлению когон., к изумлению), а также такие вводные слова и сочетания, выражающие акцентирование, подчеркивание, как что важно, что еще важнее, что существенно, что еще существеннее, представь себе, поверьте, поверишь ли, вообразите, не поверишь, заметьте, можете себе представить.

В вопросительных предложениях наиболее обычны модальные частицы, служащие для усиления, подчеркивания, а также для характеристики сообщаемого по связям и отношениям: ну, ну и, да, так, так и, же, и, это, ведь, уж.

ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ,
ПОСТРОЕННЫЕ ПО СОБСТВЕННЫМ
СИНТАКСИЧЕСКИМ ОБРАЗЦАМ

§&nbsp2606. Среди вопросительных предложений, построенных по собственным синтаксическим образцам, различаются: 1)&nbspпредложения с лексически свободными компонентами: состоящие из лексически свободных компонентов или имеющие наряду со свободным лексически ограниченный компонент, и 2) предложения фразеологизированной структуры.

§&nbsp2607. К предложениям, имеющим лексически свободные компоненты, относятся, во-первых, инфинитивные предложения, во-вторых, некоторые предложения, строящиеся с им.&nbspп. существительного в сочетании с частицами или местоименными словами.

Инфинитивные вопросительные предложения заключают в себе вопрос о том, что должно делать. В их состав могут входить частицы ли, не. ли, что, что же, что ли, разве, неужели: Позвонить?; Вызвать его?; Что же, продолжать?; Не приступить ли к делу? Эти предложения не имеют формоизменения. Распространение для них малохарактерно.

Примечание . В том же значении могут употребляться и предложения, в которых позиция им.&nbspп. замещается инфинитивом: А учиться? Ведь эта работа займет его всего (разг. речь).

Предложения с вопросительным словом как и словами имя, фамилия, отчество, название выражают вопрос об именовании: Как фамилия?; Как ваше имя?; Как название?; Отчеството его как?

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗИРОВАННОЙ СТРУКТУРЫ

§&nbsp2611. К предложениям фразеологизированной структуры относятся, во-первых, предложения, в состав которых входят устойчивые сочетания, выполняющие функцию вопросительных частиц, во-вторых, предложения, строение которых не может быть объяснено современными синтаксическими правилами.

Предложения типа Что за шум ? строятся с участием устойчивого сочетания что за и имени в им.&nbspп.: Что за люди?; Что за толпа? Такие предложения означают вопрос о признаке; они свободно могут приобретать экспрессивно-оценочное значение (см. §&nbsp2590). При переспросе позиция им.&nbspп. замещается любой словоформой: — Не могу. — Что за не могу?; — Позже сделаю. — Что за позже? Сейчас нужно сделать (разг. речь). Парадигма четырехчленна: Что за шум (был, будет, был бы)? Распространение — по правилам присловных связей и детерминации: Что это еще за новые штучки? Что за секреты у вас? А с Долгиным у тебя что за новая стычка? (Д.&nbspГранин); А тебе что за хлопоты? (Панова); Что там еще за ночные звонки? (Бонд.). Возможны вводные слова, характеризующие сообщаемое по его связям (кстати, к слову), по источнику (потвоему, повашему) или подчеркивающие настоятельность вопроса (в самом деле, в конце концов).

§&nbsp2612 . Предложения типа Что такое жизнь ? открываются сочетанием что такое, за которым следует имя в им.&nbspп.: Что такое художник? (С.-Щ.); Что такое ум? (Горьк.). Такие предложения означают вопрос о сущности. В качестве первого компонента употребляется также сочетание что значит: А что значит купец? (Пришв.). Позиция им.&nbspп. может быть занята инфинитивом (Что значит соответствовать своему времени? газ.). При переспросе заполнение второй части свободно ( — Но вам придется идти на войну, да? — Что значитпридется? Долг каждого. Фед.).

Обычна форма наст.&nbspвр. Предложения распространяются по правилам присловных связей и детерминации: А что такоенастоящая любовь? (Горьк.); В самом деле, что такое студенческое исследование? (газ.); Что такое сейчас город? (газ.). С семантикой таких предложений не совмещаются вводные слова со значением достоверности, эмоциональных реакций и оценок. В предложение могут входить модальные частицы же, это (Что же такое подлинная демократия? газ.).

§ 2615 . Предложения типа Что я ему ? открываются вопросит. словом что, за которым следует имя в форме им.&nbspп.; в предложение обычно входит детерминант: Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан? (Лерм.); А что мне отец?; Что для него совесть?; Что мы все ему?; Что мне страхи на старостито лет? Такие предложения выражают экспрессивное отрицание. Обычна форма наст.&nbspвр. Распространение — по правилам присловных связей и детерминации. Вводные слова и модальные частицы малохарактерны.

§&nbsp2616 . Предложения типа Какое ( ему ) дело до этого ? открываются сочетанием какое дело, имя в род.&nbspп. с предлогом до и в форме дат.&nbspп. со значением субъекта входят в структуру предложения: Какое нам с тобой до этого дело? (Сарт.); Да какое мне до вас дело, до комиссии? (Залыг.). Место сочетания какое дело может быть занято сочетанием что за дело (Что ей за дело до нас?). Вместо этих вопросительных сочетаний может также употребляться вопросительное слово что: Что мне до них?; Но что нам до него?; Да что до этого печали? (Крыл.); [ София :] Да что мне до кого? до них? до всей вселенной? (Гриб.); Что ему до встречных прохожих? (Фед.). Такие предложения означают вопрос об отношении, осложненный значением отрицания касательства. В употреблении обычна форма наст.&nbspвр. Распространение — по правилам присловных связей (примеры см. выше). Вводные слова и модальные частицы малохарактерны.

§&nbsp2617 . Предложения типа Это ли не счастье ? Ему ли не понять этого ? открываются местоименным словом, за которым следует частица ли; второй компонент — словоформа с отрицательной частицей. Порядок компонентов закреплен: Я ли ее не любила! Я ли не берегла? (Горьк.); Это ли не чудо великое, это ли не указание? (Бунин); Я ль не робею от синего взгляда? (Есен.); Их ли нам бояться?; Оттуда ли ждать помощи? Такие предложения являются вопросительными лишь по форме: они не предполагают ответа и означают утверждение или отрицание, осложненное экспрессивной оценкой. Парадигма четырехчленна: Это ли (было, будет, было бы) не счастье? Распространение — по правилам присловных связей и детерминации: С этой ли силой не победим? (Фурм.); Это ли не равнодушие к новому и к новатору? (газ.); Ему ли не знать этого? Вводные слова не характерны.

§&nbsp2618 . В предложениях типа До шуток ли ему ? позиции предлога до и частицы ли закреплены: Давно я не болтал ни с музой, ни с тобою, До стоп ли было мне? (Д.&nbspДавыдов). Такие предложения означают отрицание касательства, вызванное ситуацией. Парадигма четырехчленна: До шуток ли (было, будет, было бы) нам? Распространение — по правилам детерминации: Не знаю, откуда он родом, даже отчества его не помнюдо отчеств ли было на войне? (журн.). О таких предложениях см. также §&nbsp2587.

§&nbsp2620 . Предложения типа Как ( с этим ) не согласиться ? открываются сочетанием местоименного наречия с отрицательной частицей: как не, почему не, отчего не; далее следует инфинитив: Как не любить балета? (Некр.); В отпуск едет человеккак не уважить? (Сарт.). Перестановка компонентов окказиональна: Ну как тут в сердце гимн не высечь, Не впасть как в дрожь? (Есен.). В диалоге второй компонент часто является словесным повторением первой реплики: [ Бобоедов :] Ты, старик, знаешь его? [ Левшин :] А как не знать? Работаем вместе (Горьк.); — Понял? — Чего ж не понять? (Сарт.); — И ты пойдешь? — ревниво спросил Мечетный. — А почему не пойти? (Полев.). Такие предложения означают экспрессивное утверждение возможного или целесообразного. Парадигма четырехчленна: Как (было, будет, было бы) с этим не согласиться? Распространение — по правилам присловных связей и детерминации: — И вы его любите? — Он хороший человек; отчего же мне его не любить? (Тург.); Как было не напугаться коню? (Сарт.); Как этого не знать?

§&nbsp2622. Кроме описанных в §&nbsp2611-2621 предложений фразеологизированной структуры в качестве вопросительных предложений употребляются лексически неизменяемые фразеологизмы.

1 ) Фразеологизм Что такое ? означает вопрос как непосредственную реакцию на что-л.: В это время раздался снизу глухой шум. — Что такое? — спросила больная (Пушк.); Гимназист Жданович взвизгнул и вскочил на парту. — Что такое? — грозно спросил Трегубов (Пауст.); — Что ты делаешь, Юленька? — А что такое? (Фед.). При введении частицы же этот фразеологизм выражает оценку сообщаемого как несущественного: — Что ж такое? — сказал опять отец спокойно. — Ну, прилетел жук, и больше ничего (Корол.); [ Оля :] Ну, увидит ктонибудь. [ Рабачев :] А что ж такое? Ничего. Ведь ты моя невеста (А.&nbspОстр.).

2 ) Фразеологизм Что так ? означает недоуменный вопрос о причине: [ Таня :] Позвольте мне один на один сказать. [ Леонид Федорович :] Что так? (Л.&nbspТолст.).

3 ) Фразеологизм Как ( же это ) так ? означает реакцию на что-л. как на неожиданное, удивление: — Нет, Коростелев не учел этого количества. — Как же так? (Панова).

ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ТИПЫ
ВОПРОСИТЕЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Первичные функции вопросительных предложений устанавливаются на основе: 1)&nbspхарактера и объема той информации, которая ожидается в ответе; 2) осведомленности говорящего о том, что спрашивается и 3) ожидаемого ответа. Одно и то же вопросительное предложение заключает в себе весь комплекс соответствующих характеристик.

1 ) В зависимости от характера и объема той информации , которая должна быть получена, вопросительные предложения делятся на общевопросительные и частновопросительные . Общевопросительные предложения направлены на получение информации о ситуации в целом: Так ехать за детьми? (Л.&nbspТолст.); Как у вас нынче сады? (Бунин); Что в Петербурге слышно? (Тын.); Как же быть теперь?; Что делать?; Что случилось?; Что ему нужно?; Как поступить?; Как себя вести?; Как выйти из затруднительного положения?; Что в газетах пишут? Что вы думаете об этом человеке ? Частновопросительные предложения заключают вопрос об отдельной стороне какого-л. факта, о деятеле, носителе состояния, о признаке, о тех или иных обстоятельствах: Это вы делали?; А вы как сюда попали?; Кто же это вам все приготовил?; Вы его хорошо знаете?; Кто это плачет?; Да за что же ты меня все любить не хотела? (Дост.); И какие же она песни поет? (Симон.).

2 ) В зависимости от осведомленности говорящего о том, что спрашивается, вопросительные предложения делятся на три группы: а ) собственно-вопроситель-ные предложения отражают полную неосведом-ленность спрашивающего: Другая дорога тут есть?; Цела ли еще эта яблоня?; Я не помешаю?; Я не стесню вас?; Кто это сделал?; Как вы сюда попали?; Спокойно ль вам, товарищи мои? Легко ли вам? И все ли вы забыли? (Забол.); б) неопределенно-вопросительные предложения совмещают вопрос с догадкой, предположением, неуверенностью, сомнением: Вы не меня ждете?; Вы как будто расстроены?; Она подвинулась к нему, заглянула в его лицо и тихонько спросила: «Обидели тебя?» (Горьк.); — Неужели старость? — спросил он сам себя и усмехнулся. — Как будто рано (Лавр.); в ) констатирующе-вопросительные предложения совмещают вопрос с почти полной уверенностью, с утверждением: Он влюблен в тебя, не правда ли? (Тург.); Значит, всетаки надежда на примирение жива? (Катаев); Значит, я не ошибся?; Ведь выофицер, да?; Ведь у тебя билет уже есть?; Ты не обижаешься на меня, так ведь?

3 ) В зависимости от ожидаемого ответа вопросительные предложения делятся на две группы. а) Предложения, требующие ответа-подтверждения или ответа-отрицания, т.&nbspе. ответа о соответствии или несоответствии действительности. [ Кочкарев :] Ведь ты согласен? [ Подколесин :] Я? Ну, нет. я еще не совсем согласен (Гоголь); — Тебе больно? — спросил Никита. — Нет! (Плат.); — Существуют акты или не существуют? — Существуют, — медленно ответил Николай (Тын.); Он спит?; Хорошо ли вам здесь? б) Предложения, требующие в ответе информации, сообщения о том, что спрашивается: [ Тригорин :] А это что? [ Нина :] Чайка (Чех.); [ Кто-то из солдат :] Какую же власть он установил? [ Шадрин :] Рабочекрестьянскую (Погод.); — Отчего это, мама, — спросил он, — все догадываются сразу, а я после? — Оттого, что ты рассеян (Пришв.); — А где хозяин? — спросил Городовиков. — Убежал (В. Иванов); — А почему ты плачешь? — Потому что радуюсь, что такие люди, как твой папа, бывают на свете (Пауст.).

§&nbsp2624. В своих вторичных функциях вопросительные предложения ориентированы не на получение ответа, а на передачу позитивной информации, — всегда экспрессивно окрашенной. Это следующие случаи.

1) Вопрос, в котором заключено уверенное экспрессивно окрашенное утверждение . При этом может акцентироваться категоричность утверждения, непременность наличия чего-н., возможность или целесообразность, обычность, закономерность чего-л.: Это не самоуправство ли?; Разве это не красота?; Это ли не свидетельство подлинной демократии? (газ.); [ Шаблова :] Да ты должна, что ли? [ Лебедкина :] Разумеется, должна. Когда же я не должна бываю? (А.&nbspОстр.); На кого не действует новизна? (Чех.); Кто не хочет быть честным? Кому не в тягость, оступившись однажды, нести на своих плечах ложь? (Тендр.); На своей земле да не найти своей доли? (Никол.); [ Гарнаев :] Но ты мог и не знать. [ Рощин :] Да ты что? Чтобы Рощин чегонибудь не знал?! (А.&nbspСофронов); [ Нижерадзе :] Не понять тебе, что это такое. [ Коновалов :] Чего же не понять? Понимаю (А.&nbspСофронов). Живем мы хорошо. Большая светлая комната. Ну как же тебе не поехать? (Сарт.).

2) Вопрос, в котором заключено уверенное экспрессивно окрашенное отрицание (так наз. риторический вопрос). При этом может акцентироваться категоричность отрицания, невозможность, ненужность или нецелесообразность, а также всеобщность и безусловность отрицаемой ситуации: Кто в силах удержать любовь? (Пушк.); Ну отдам я вам, такому, мою Дуню? (Дост.); Где вас рассердить, тетушка? (Тург.); Были и до него в русской литературе книги о кораблях и моряках. Но разве можно сравнить книжные мелодраматические персонажи моряков БестужеваМарлинского с живыми, плотными на ощупь образами Станюковича? Разве литературные описания Марлинским бушующего моря идут в какоелибо сравнение с точным, строгим и мужественным рассказом. Станюковича о шторме хотя бы в очерке «На каменьях«? (Собол.); Разве молнии велишь не литься? (Маяк.); Разве безумного можно научить? (Горьк.); Разве страшно отдать жизнь за счастье Родины? (Арбузов); Кто себе зла желает?; Как тут смолчишь?; И у кого поднялся бы голос осудить его?

3 ) Вопрос-уяснение , повторяющий словесный состав предшествующей реплики и обычно осложненный эмоциональной окраской удивления, недоумения, беспокойства, неодобрения. а) Предшествующая реплика — вопросительная: — Отчего же ты такой, словно с цепи сорвался? — Я с чего такой? — повторил Углаков (Писем.); [ Ирина :] Вы вчера были на бульваре, скажите, что произошло там? [ Чебутыкин :] Что произошло? Ничего. Пустяки (Чех.); — Чего ты хочешь? — Чего я хочу. Я не знаю (Горьк.). б)&nbspПредшествующая реплика — невопросительная: — Да что же делать? — Бежать. — Бежать? Как? (Л.&nbspТолст.); [ Ольга :] И пускай сидит. [ Наташа :] Она пускай сидит? Но ведь она же прислуга (Чех.); — В процессе освоения на любых заводах бывает много тех или иных неполадок. — «Много тех или иных неполадок«? Так вы ставите аварии. в один ряд со многими?! (Никол.).

4 ) Вопрос — побуждение к чему- л. а) Вопрос, побуждающий к совершению действия: А впрочем, что же мы стоим? Пойдем вперед (Тург.); Что же вы не веселитесь. ну? (Леон.). б)&nbspВопрос, побуждающий к прекращению действия: Да бросите ли вы в конце концов вашу музыку? (Фед.).

5 ) Вопрос , выражающий эмоциональную реакцию говорящего : эмоциональную констатацию факта, оценку, отношение, аффективное состояние: Да вы что, смеетесь надо мной?; Как вам не совестно?; Ну, как тебе не стыдно?; Как вы можете так говорить?; Ты что, учить меня вздумал? [ Наташа :] Боже мой, что со мной делается? (А.&nbspОстр.); Я вдруг с удивлением услышал давно знакомое стихотворение, которое мы когдато списывали в свои альбомы. Так вот кто писал это? (Корол.); И зачем я не умерла тогда? (Л.&nbspТолст.); Как он смел вас в такой номер поместить? (Дост.); Вот уж сразу и к слову придрался! Я ведь не в упрек тебе. И что за характер, Тимка, у тебя? (Сарт.); Сеня, Сеня, когда ты станешь взрослым, поумнеешь? (П.&nbspПроскурин); — Господи боже мой! И зачем ты послал мне муки мученические? — громко простонала Лукерья (Марк.).

6 ) Вопрос , имеющий целью активизировать внимание , заинтересовать, обратить внимание на форму выражения мысли: И что ж бы вы думали? Этой, можно сказать, блистательной фразе приятель мой обязан был местом! (С.-Щ.); Это была трудная операция, тут требовалась величайшая осторожность и терпение. Как бы это объяснить проще? Моток перепутанных, тысячи раз перевязанных узлами ниток надо было медленно распутать (газ.).

§&nbsp2625. Порядок слов в вопросительных предложениях отличается большей свободой по сравнению с невопросительными предложениями. Для вопросительных предложений в первичной функции, выступающих в качестве первой части диалогического единства, характерна общая особенность разговорной речи — относительная свобода словорасположения (см. 2170-2173). Существуют, однако, более обычные и менее обычные способы расположения слов в вопросе.

В предложениях без вопросительных местоименных слов и частиц вопрос оформляется только интонацией. Расположение слов в таких предложениях может варьироваться: Саша хор 3 ошо учится?; Саша учится хор 3 ошо?; Хор 3 ошо учится Саша?; Хор 3 ошо Саша учится? Независимо от порядка слов то, о чем спрашивают, выделяется интонационно. Интонационный центр вопроса может передвигаться и при неизменном порядке слов: Сего 3 дня принесли газеты?; Сегодня прин 3 если газеты?; Сегодня принесли газ 3 еты?

Для предложений, не отражающих непринужденный характер разговорной речи, более обычен порядок слов, совпадающий с нейтральным порядком слов невопросительных предложений: Сегодня принесли газеты?; Отец уехал в командировку?; Вы видели тигра?; Началось строительство?; Вы прочитали книгу?; Пришло письмо? Интонационно выделяться здесь может любое слово.

Порядок других синтаксических компонентов в таких предложениях может варьироваться. Наиболее обычно расположение синтаксических групп, обратное по сравнению со стилистически нейтральным порядком слов в невопросительных предложениях: Что растет в этих краях? — В этих краях растет эвкалипт; Куда уехали дети? — Дети уехали в деревню; Когда освободится помещение? — Помещение освободится завтра; Кто получил премию? — Премию получил Петров; Откуда прибыли эти люди? — Эти люди прибыли из Ленинграда.

Личное местоимение в таких вопросительных предложениях нормально располагается не в конце предложения, а перед глаголом. Ср.: Что растет в этих краях? и Что в них растет?; Куда уехали дети? и Куда они уехали?; Когда освободится помещение? и Когда оно освободится?; Кто получил премию? и Кто ее получил?; Какое было лето? и Какое оно было?; Что делает сын? и Что он делает?; Кто видел комету? и Кто ее видел?

Если в предложении с местоименным вопросительным словом интонационно выделяется глагол-сказуемое, то оно обычно выносится в конец предложения: Что в этих краях рас 2 тет?; Кто премию полу 2 чил?; Когда помещение освобо 2 дится?; Кто комету вид 2 ел?; Где медведи жив 2 ут?; Почему мальчик остался до 2 ма? Такие вопросительные предложения конситуативно обусловлены: они предполагают частичную осведомленность спрашивающего. Например, вопрос Кто комету вид 2 ел? может быть задан, если известно, что многие слышали о комете, но неизвестно, видел ли ее кто-нибудь. Вопрос Где медведи жив 2 ут? предполагает, что предметом речи являются различные признаки медведей, которые выясняются постановкой следующих друг за другом вопросов: Чем медведи пита 2 ются?; Что медведи люб 2 ят?

В конситуативно обусловленных вопросительных предложениях возможно аналогичное интонационное выделение и именной формы — при обычном словопорядке: Где живут медв 2 еди? (а не волки).

Словоформа, обрамленная частицей не. ли, в стилистически нейтральной письменной речи нормально располагается в начале предложения: Не Саша ли там стоит? Не с юга ли они приехали? Не заметил ли ты чегонибудь необычного? Не можете ли вы починить часы?

Эта особенность словорасположения используется при стилизации разговорной речи: А ты куда же торопишься? (А.&nbspОстр.); А вино есть ли? (Гонч.); А ты разве уезжала? (Симон.); Вы на кого намекаете? (Шукш.); А спатьто где положишь меня? (Алекс.); Ты откуда явился? (Плат.); У вас, что же, семья? (Солоух.).

СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ НЕИЗВЕСТНОГО
В ВОПРОСЕ (ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛЕКСИКИ,
КОНТЕКСТА И ИНТОНАЦИИ)

§&nbsp2630. При выражении неизвестного максимально активизируется взаимодействие синтаксического строения вопроса, его лексического состава и интонации, а также смысловое взаимодействие вопроса с предшествующим текстом.

Формирование ряда неизвестных опирается на свойство слов объединяться в тематические группы (например, цветообозначения: синий, красный, зеленый. ; дни недели: понедельник, вторник, среда. ) или на их взаимоисключающее противопоставление друг другу (не исключающее и тематической связи) (например: былне был, удобнонеудобно, хорошийплохой, умныйглупый). При тематической связи ряд неизвестных многочленен (в том числе и двучленен): Когда он приедет? (в понедельник, во вторник, в среду. ); Он приедет в понедельник или в среду? При взаимоисключающем противопоставлении ряд неизвестных всегда двучленен: Вы были там? ( ( были или не были? ) ); Вам удобно? ( ( удобно или неудобно? ) ). Эти потенциальные возможности слова реализуются в разных типах вопроса; ср.: Вы печат 3 аете ( ( печатаете или не печатаете? ) ) и: Вы и печат 3 аете? ( ( не только стенографируете, но и печатаете? ) ). Свойство слов входить в отношения взаимоисключающего противопоставления используется при вопросе о наличии или отсутствии действия, признака, состояния; тематические же связи слов реализуются более разнообразно. Так, в вопросе с местоименным словом тематические связи используются и для выражения ряда неизвестных: Кт 2 о вам сказал? (Павел, Нина, Николай?) и для противопоставления слова, выделенного центром ИК-2: Кто ва 2 м сказал? ( ( именно вам ) ). Это же слово, выделенное центром ИК-3 в неместоименном вопросе, используется для называния наиболее вероятного члена из ряда неизвестных: Он ва 3 м сказал? ( ( вам или не вам: Павлу, Нине, Николаю. ) ).

Примечание . Ослабление необходимости выбора определенного члена из ряда неизвестных влечет за собой ослабление вопросительности и изменение коммуникативного задания (направленность на выражение догадки, удивления, опасения, сомнения, несогласия и под.). См. §&nbsp2624.

Примечание . С такими вопросительными предложениями функционально сближаются невопросительные предложения-названия, в которых ряд неизвестных известен говорящему, но неизвестен слушающему: Каким быть стад 1 иону; Как закалялась ст 1 аль.(Н.&nbspОстр.).

Вопросительное предложение с местоименным словом потенциально может включать несколько рядов неизвестных: Какая у него машина? («Волга«, «Москвич«. или: голубая, черная. или: новая, старая. ). При необходимости конкретизировать или ограничить ряд неизвестных они перечисляются в непосредственно следующих вопросительных предложениях (произносимых с ИК-3, при подчеркивании размышления, раздумья — с ИК-6 со слабо выраженным повышением тона на гласном центра и в постцентровой части): Что же вас гон 2 ит? Суд 6 ьбы ли решение? Зав 6 исть ли тайная, /зло 6 ба ль открытая? / Или на вас тяготит престу 6 пление, / Или дру 6 зей клевета ядовитая? (Лерм.); — С чего же я нач 2 ну? — подумал он. — Каковы должны быть мои первые сло 2 ва? Товар 3 ищи?/ Граж 3 дане?/ Дру 3 зья? (Чак.); Что такое здор 2 овье? Состояние организма, когда нет боле 3 зни? Интервал врем 3 ени между болезнями? (Н.&nbspАмосов).

Примечание . Перечисление ряда неизвестных (с союзом или и без него) может не заключать в себе местоименного слова: Вам билеты на вече 3 рний, / утре 3 нний, / или ноч 2 ной поезд? Учтите, что дневных нет (разг. речь); — Что вы хотели? — Средство для волос. — Для ращ 3 ения, / уничто 3 жения, / окра 3 ски? (Ильф и Петр.).

В предложения с местоименными словами вводятся частицы же, это, так, всетаки. Такие предложения произносятся с модальной реализацией ИК-2, характеризующейся высоким уровнем тона, который начинается на ударном слоге местоименного слова: Когда же он прие 2 дет?; Когда же ты всетаки расска 2 жешь нам об этом?; Где же это ты пропад 2 аешь? ИК-6 вносит в вопрос оттенок недоумения: Ко 6 гда же он приедет?

§&nbsp2635. Вопрос, в котором все неизвестные одинаково вероятны, может употребляться с целью уточнения предшествующего сообщения или его части. Такой вопрос выражается предложениями разного синтаксического и интонационного строения: Чт 2 о вы имеете в виду?; Как вас пон 4 ять?; А име 4 нно?; А подр 4 обнее?; — Вы согла 3 сны с решением комиссии? — Что вы имеете в ви 4 ду?; — Поезд уходит вечером. — А точ 4 нее?; — Будто ничего нет выше счас 3 тья? — проговорил он тихо. — А напр 4 имер? — спросил Шубин и остановился (Тург.); [ Жанна :] Якак бы это выразиться полегчена распутье сейчас. [ Двойников :] Т 4 о есть? (Арбузов). Вопрос, уточняющий невопросительное местоименное слово, состоит из двух местоименных слов: — Он еще не пришел. — Кт 2 о «он«?; — Тебе там понра 3 вилось? — Гд 2 е «там«?; — А в 4 ы? — Чт 2 о «я«? — Вы же ведь ранены! (Симон.). Невопросительное местоимение произносится с усилением словесного ударения (Кт 2 о «он«?) или выделяется в отдельную синтагму (Кт 2 о / «о 2 н«?). Осложнение вопроса несогласием, удивлением обычно выражается местоименным словом как (как это, как так, то есть как это), которое присоединяет цитируемую часть предшествующего предложения: — Не пойду я. — То есть ка 2 к это не пойдешь? Дальнейшее усиление несогласия, удивления, выраженное в вопросе, далее обосновывается: Я спросила, тут ли он был в Отечественную войну. Василий Осипович очень обиделся, даже рассердился: — То есть как это ту 2 т? Всю войну как есть прошел (Кетл.). Требование уточнения может сопровождаться догадкой; такой вопрос произносится с ИК-3: [ Мамаева :] Я хочу явиться к вам просителем. [ Городулин :] То есть поменяться со мной рол 3 ями? (А.&nbspОстр.); — Да, трудно им было. — Имеете в виду их последнюю экспед 3 ицию? (разг. речь).

Примечание . От переспросов следует отличать произносящееся с ИК-3 повторение вопроса, входящее в состав ответной реплики: Ка 2 к вы думаете? / кт 2 о победит? — Кто побе 3 дит? Трудно сказать, / обе команды сильные.

§&nbsp2637 . Вопрос , в котором одно из неизвестных наиболее вероятно , выражается предложениями с различным синтаксическим и интонационным строением. Чаще всего это предложения без местоименного слова; то, о чем спрашивается (и что наиболее вероятно), выражено словом с потенциальными тематическими связями и выделено центром ИК-3: Вы из Мос 3 квы?; В 3 ы будете печатать? Неизвестное может быть выражено сочетанием двух вопросов: в первом с помощью местоименного слова обозначается ряд неизвестных, а во втором называется наиболее вероятное: Вы отк 2 уда? Из Москвы?; Отчего же он смотрит в одном направ 2 лении? Он. он сл 3 еп? — вырвалась вдруг из груди матери страшная догадка (Корол.). Дальнейшее усиление предположения, догадки передается лексически (значит, стало быть, выходит, получается, как следует из ваших слов, итак, частицы это, так это, это и есть): Так это в 3 ас я так неловко ударил по голове? (Лерм.); Изнуренков зд 3 есь живет? Это вы и есть? (Ильф и Петр.). Вопрос, выражающий догадку, может служить продолжением предшествующей реплики: [ Королевич :] Ит 4 ак, / ты решил согласиться на предложение Вар 3 да? [ Двойников :] Как сказать. Можно ведь принять и иное предложение. [ Королевич :] — Иллариона Игнатьевича Серга 3 чева? (Арбузов). И эти вопросы, так же, как и описанные в §&nbsp2633, могут включать пояснение: А может, виноваты он 3 и, / эти жен 3 щины?; Это кт 2 о же сказал? Тол 3 ик? (разг. речь).

В предложениях с или значение вероятности ослаблено: Вы идете в ки 3 но/ или не в ки 2 но? При этом выражается категоричность вопроса.

Вопрос может быть распространен пояснением, которое произносится с ИК-2: А вы оч 3 ень были счастливы? Тог 2 да. До вой 2 ны? (Арбузов); Ник 2 олай Андреевич, / а ты не продол 3 жил ту работу? / Ну, / которая принесла тебе ус 2 пех? (Арбузов). Пояснение может заключаться в последующей реплике: — А буд 3 ете обо мне плакать? / будете? — Буду. — Не за т 3 о, что я вашей женою не захотела быть, / а просто обо м 2 не плакать, / про 2 сто? (Дост.). Пояснение может быть вызвано дополнительным вопросом, обусловленным непониманием предыдущего: — Ты все 3 гда такой? — Ка 2 кой? — Раздражительный и зл 2 ой? (разг. речь). При нескольких пояснениях ИК-2 заменяется на ИК-4: А у вас ес 3 ть ктонибудь? Ну се 4 мья, / близкие дру 4 зья?

Частицы как, ну как, ну что подчеркивают заинтересованность спрашивающего: — Ну чт 2 о, — спросила она его вдруг, / — план ваш подвига 3 ется? (Тург.); Ну чт 2 о, / ка 2 к, / запла 3 тили проценты? (Чех.); Ка 2 к, / вы пере 3 ехали на новую квартиру? (разг. речь). В реагирующих репликах как становится средством выражения удивления; это отражается и на интонации: центр ИК-3 передвигается на конечное слово и тем самым снимается возможность взаимоисключающего противопоставления: — Вот вам мой новый телефон. — Ка 2 к? Вы переехали на новую квар 3 тиру? Вопросы с частицей а, выражающие опасение (А я не сте 3 сню вас?; А они не заблу 3 дятся?) в реагирующих репликах могут выражать экспрессивное утверждение: — Он очень устал. — А м 2 ы/ не уст 3 али? (т.&nbspе. ( мы тоже устали ) ).

Смотрите еще:

  • Штрафы за перелимит Отзывы о ВТБ 24 Внёс на свою дебетовую карту деньги, а дома перевёл их через интернет-банк с карточного счета на текущий. Через несколько дней банк с карты снимает проценты с формулировкой "Client Deposit Special Upper Limit". Звоню в […]
  • Приказ 1129 ростехнадзора ПРИКАЗ Ростехнадзора от 26.12.2006 N 1129 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА И ВЫДАЧИ ЗАКЛЮЧЕНИЙ О СООТВЕТСТВИИ ПОСТРОЕННЫХ, РЕКОНСТРУИРОВАННЫХ, […]
  • Закон сохранения в механике презентация Урок физики по теме "Законы сохранения в механике". 10-й класс Презентация к уроку Загрузить презентацию (100,6 кБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать […]
  • Автостоянка правила оказания услуг Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2001 г. N 795 "Об утверждении Правил оказания услуг автостоянок" (с изменениями и дополнениями) Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2001 г. N 795"Об утверждении Правил оказания услуг […]
  • Штраф за передачу транспортного средства лицу не вписанному в страховку Управление автомобилем лицом, не вписанным в страховку. Нужна ли доверенность? Управление автомобилем лицом, не вписанным в страховку Здравствуйте! Возникла ситуация, когда необходимо перегнать автомобиль. Страховка ограниченная, водитель […]
  • Переселение горцев на равнину § 40. ПЕРЕСЕЛЕНИЕ С ГОР НА РАВНИНУ. ТЕРРИТОРИЯ И НАСЕЛЕНИЕ М.М. Блиев, Р.С. Бзаров "История Осетии" Новый политический курс России. В конце XVIII — начале XIX вв. российское правительство стало придерживаться нового политического курса […]
  • Генеральный прокурор назначается на должность и освобождается от должности Порядок назначения Советом Федерации на должность и освобождения от должности Генерального прокурора Российской Федерации, первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской […]
  • Споры базарова и павла петровича конспект План-конспект урока по литературе (10 класс) по теме: Урок литературы в 10 классе на тему: "Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов - конфликт поколений или конфликт идеологий?" (По роману И.С. Тругенева "Отцы и дети".) Цель урока: […]