Цель и задачи уголовного закона

Уголовный процесс
Сайт Константина Калиновского

Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс.
СПб.: Питер, 2005. 272 с. – (Серия «Краткий курс»).

Раздел I. Общая часть

Глава 1. Понятие уголовного судопроизводства

§ 2. Цели и задачи уголовного судопроизводства

Уголовно-процессуальный закон использует понятие «назначение уголовного судопроизводства» (ст. 6 УПК). Синонимом слова «назначение» является понятие «цель». [1] Следовательно, в ст. 6 Кодекса речь идет о целях судопроизводства. Цель судопроизводства состоит в защите прав и законных интересов как лиц и организаций, потерпевших от преступлений, так и лиц, незаконно и необоснованно обвиненных или осужденных за совершение преступления, либо незаконно ограниченных в их правах и свободах.

Следует иметь ввиду, что в уголовном процессе должна осуществляться защита не только частных интересов отдельных физических и юридических лиц, но и публичных интересов, а именно: основ конституционного строя, нравственности, обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Этой общей правозащитной цели судопроизводства отвечают особенные цели стороны обвинения, стороны защиты и суда. Так, целью стороны обвинения (уголовного преследования) является установление события преступления, изобличение лица или лиц, виновных в совершении преступления (ч. 2 ст. 21). Цель стороны защиты состоит в доказывании невиновности подозреваемого или обвиняемого и необходимости его реабилитации либо освобождения от уголовной ответственности и наказания, либо применения к подзащитному минимальной меры наказания. Цель суда – назначение виновным справедливого наказания, либо реабилитация невиновных; в случаях предусмотренных законом — освобождение обвиняемых от ответственности и наказания, а также защита конституционных прав и свобод участников уголовного судопроизводства.

Цели в уголовном судопроизводстве следует отличать от выполняемых здесь задач. Если цель – это предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить, то задача – это то, что требует безусловного исполнения, разрешения [2] . Задача уголовного судопроизводства — это разрешение конкретных уголовных дел. В свою очередь, уголовное дело в широком смысле слова – это жизненный случай, требующий разрешения вопроса о необходимости применения к нему в процессуальных формах норм материального уголовного права. Таким образом, задачу уголовного судопроизводства следует понимать как выяснение и разрешение в процессуальных формах вопроса о необходимости и возможности применения норм уголовного права к конкретному жизненному случаю.

Цель уголовного судопроизводства в силу ряда объективных или субъективных причин может оказаться недостигнутой, например, когда преступление остается нераскрытым. В то же время задача процесса должна быть безусловно выполнена в любом случае, то есть должны быть произведены все необходимые процессуальные действия в отношении конкретного жизненного случая, требующего разрешения вопроса о применении норм уголовного права.

Подобным же образом следует разграничивать цели и задачи сторон в уголовном деле, а также суда.

[1] См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1994. С. 373.

[2] Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, с. 198, 861.

Уголовное право. Понятие, задачи и принципы уголовного права

Уголовное право — одна из основных отраслей права в гражданском обществе. Оно представляет собой совокупность юридических норм, установленных высшими органами государственной власти, определяющих преступность и наказуемость деяний, основание и принципы уголовной ответственности, цели наказания и систему наказаний, общие начала и условия их назначения, а также освобождение от уголовной ответственности и наказания.

Предмет уголовного права составляют общественные отношения, возникающие между лицами, совершившими преступления, и государством. Эти общественные отношения в результате их юридического регулирования приобретают вид уголовных правоотношений. Уголовное правоотношение — следствие определенного события (факта), с которым закон связывает наступление правовых последствий. Юридическим фактом, порождающим уголовно-правовое отношение, является совершение преступления.

Задачами уголовного права являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

Для осуществления названных задач Уголовный кодекс устанавливает основание, общие условия и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера, подлежащие применению к лицам, совершившим преступления.

Следовательно, уголовное право, определяя объекты уголовно-правовой охраны: личность, ценности общества и государства, мир и безопасность человечества, ставит и задачу предупреждения преступлений, воспитания граждан в духе соблюдения уголовно-правовых запретов. Воспитательная функция уголовного права вытекает из понятия и целей наказания: наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Закрепленные в Уголовном кодексе принципы уголовной ответственности представляют собой основные руководящие начала, на которых основывается деятельность правоохранительных органов и судов по борьбе с преступностью. В качестве таковых уголовный закон закрепляет: принцип законности, принцип равенства граждан перед законом, принцип вины, принцип справедливости, принцип гуманизма.

Уголовный закон — это нормативно-правовой акт высшего законодательного органа власти, включающий в себя взаимосвязанные юридические нормы, одни из которых закрепляют основание, общие условия и принципы уголовной ответственности и содержат общие положения Уголовного кодекса, другие — определяют, какие общественно опасные для личности, общества, государства, мира и человечества деяния признаются преступлениями, и устанавливают виды наказания, и иные меры уголовно-правового характера за их совершение, указывают условия освобождения от уголовной ответственности и наказания.

Источниками уголовного законодательства России являются: Конституция Российской Федерации и нормы международного права, ратифицированные Российской Федерацией.

Уголовное законодательство Российской Федерации представлено Уголовным кодексом. Новые .законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в Уголовный кодекс.

Уголовный закон является формой выражения уголовно-правовых норм, совокупность которых и составляет уголовное право. Понятия эти неразделимы. Закон и норма права соотносятся между собой как форма и содержание: закон-форма, норма-содержание.

Уголовный кодекс представляет собой совокупность разнообразных по своему конкретному содержанию и непосредственному назначению норм. Одни нормы устанавливают общие положения о преступлении и наказании, другие — уголовную ответственность за конкретные виды преступлений. И тем не менее Уголовный кодекс представляет собой единый, внутренне согласованный, завершенный законодательный акт. Это достигается благодаря строгой системе расположения норм и определенных принципов его построения.

Так, в соответствии с характером и назначением содержащихся в Уголовном кодексе норм одни из них объединяются в

Общую, другие — в Особенную части уголовного права. Причем, как Общая, так и Особенная части пронизаны едиными принципами уголовного права. Нормы Общей части имеют обязательную силу для всех остальных норм Общей и Особенной частей Уголовного кодекса. Поэтому вне положений Общей части правильное применение норм Особенной части невозможно.

Общая часть включает нормы, определяющие общие положения, задачи, принципы, основные институты и понятия уголовного права, устанавливающие основание, условия и пределы уголовной ответственности и применения наказания. В нормах Общей части регламентируются наиболее важные вопросы, относящиеся к трем основным понятиям уголовного права: уголовный закон, преступление и наказание.

Общая часть Уголовного кодекса состоит из 6 разделов, 15 глав и 104 статей.

Уголовный кодекс принимается Государственной Думой, одобряется Советом Федерации, подписывается Президентом Российской Федерации.

С точки зрения их содержания в институтах и нормах уголовного права находит закрепление политика Российского государства в области борьбы с преступностью. Применение норм уголовного закона означает проведение в жизнь уголовной политики государства. Политика в области борьбы с преступностью, или уголовная политика — это направление деятельности государства, определение форм, задач государства и его правоохранительных органов, судов, а также организаций и объединений в этой сфере. Она представляет собой одно из направлений внутренней политики государства. Уголовную политику можно рассматривать как стратегию и тактику борьбы с преступностью. Это широкое толкование уголовной политики. Узкое толкование уголовной политики ограничивается применением специальных мер борьбы с преступностью, установленных уголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством.

Цели уголовного права

Законодатель в положениях кодекса в качестве основных для уголовного права целей выделил ряд основополагающих отношений, которые он должен постоянно стремиться сохранить. Рассмотрим их.

Первая цель — охранять права, а также свободы человека. Основные из указанных целей закреплены в Конституции РФ, и к ним относятся: жизнь, здоровье, имя и многие другие. Достигается указанная цель только посредством регуляции отношений. В связи с этим можно выделить две ключевых функции права: охраны и защиты. Первая из указанных функций предполагает закрепление в статьях особенной части кодекса диспозиций преступлений (например, тайное хищение имущества — кража). Это своего рода предупреждение всех лиц о том, что такого рода действия могут быть признаны преступными.

В уголовном праве цель охраны жизни и здоровья также достигается функцией защиты. Ее механизм состоит в реагировании госорганов на каждый факт совершенного преступления. Конечно, восстановить первоначальное состояние прав порой невозможно, что свойственно, например, преступлениям против жизни.

Следующей для уголовного права целью является охрана собственности. Сегодня выделяется два вида таких отношений — частная и государственная. Все остальные разновидности (долевая и т. д.) являются отдельными вариациями одной из указанных. Все корыстные и корыстно-насильственные преступления имеют своей целью один результат — незаконное обогащение. Ежегодно количество таких преступных деяний растет, что говорит о дисбалансе учета интересов в обществе со стороны государства.

Одновременно целью и задачей уголовного права является охрана общественного порядка. Кстати, по статье 2 кодекса можно судить о преференциях со стороны законодателя. Так, на первом месте — жизнь и здоровье, на втором — собственность, интересы же общества и государства — на одних из последних мест. Общественный порядок представляет собой нормальное течение деятельности всего общества в рамках тех отношений, которые сложились на сегодняшний день. Типичным примером нарушений являются различные несанкционированные митинги, а также забастовки. Конечно, есть и более серьезные преступления — террористические акты, которых за последние несколько лет в нашей стране было произведено свыше двух десятков.

Охрана общественной безопасности также является одной из важнейших целей. Так, различные государственные перевороты и мятежи способны вызвать недоверие со стороны населения к настоящей власти, в связи с чем подобного рода преступления караются весьма строго, вплоть до пожизненного заключения. В настоящее время таких преступлений не выявлено, но было обнаружено несколько приготовлений к подобного рода акциям.

В обществе существуют такие отношения, которые непосредственно влияют на все остальные, в том числе на перечисленные выше. Так, целью и задачей уголовного права является охрана окружающей среды. Каждый человек вправе жить, работать и отдыхать в условиях, которые не влияют негативным образом на его здоровье. В современных условиях добиваться этого становится все сложнее и сложнее по многим причинам, в том числе по исключительно политическим.

Следующей для уголовного права целью является охрана конституционного строя. Российская Федерация в Конституции объявила себя демократическим государством, поэтому такой строй является его основой. Он предполагает деятельность госорганов именно в том составе, который указан в основном законе нашего государства. Цель весьма абстрактная, т. к. в настоящее время нет предпосылок для появления реальных даже законной политической оппозиции, не говоря уже о посягательствах на основу строя.

Важной, но весьма абстрактной и размытой целью является обеспечение мира, а также безопасности всего человечества. По мнению теоретиков, это, скорее, утопия, поскольку нет никаких предпосылок для окончательного искоренения преступности. Причиной всему — наличие социального и классового неравенства, проявляющегося абсолютно в любом государстве, даже в самом развитом. Типичными примерами являются США с еженедельными массовыми убийствами в образовательных учреждениях или Россия с бесконечным количеством аналогичных деяний на расовой почве.

Во многих случаях для уголовного права цели являются весьма номинальными, а в некоторых случаях они имеют чисто декларативный характер. По мнению большинства теоретиков, такие цели и задачи являются недостижимыми даже в долгосрочной перспективе. Конечно, такая формулировка не влияет напрямую на общую ситуацию в целом.

Цели наказания в уголовном праве

Наказание призвано не отомстить осужденному за его деяние, а предоставить ему возможность исправиться, с тем, чтобы после его исполнения он стал законопослушным гражданином. Это касается абсолютно любого вида наказания, начиная от штрафа и заканчивая лишением свободы.

Кодекс выделяет три цели наказания в уголовном праве. Рассмотрим их.

Во-первых, это восстановление социальной справедливости. Весьма размытое и абстрактное определение, поскольку в большинстве случаев страдает один, максимум несколько человек, имеющих непосредственное отношение в преступному деянию. Вероятнее всего, законодатель имел в виду избавление социума от лица, опасного в плане возможности повторного совершения преступления.

Во-вторых, это исправление осужденного. Раньше этого добивались официально через труд, сегодня же это происходит неофициально. Раньше колонии именовались исправительно-трудовыми учреждениями, в настоящее время — просто исправительными учреждениями. Вопрос об исправлении весьма спорный, потому что атмосфера пребывания в наших местах лишения свободы не вполне к этому располагает.

И, наконец, третьей целью наказания в уголовном праве является предупреждение совершения новых преступлений. Это означает, что необходимо провести с осужденным такую работу, чтобы он осознал свои проступки и встал на путь соблюдения законности. Достижение такой цели весьма проблематично, статистика данный довод подтверждает, показывая, что ежегодно количество рецидивов преступлений увеличивается.

Уголовному праву непосредственно служит уголовно исполнительное. Оно регулирует отношения в связи с исполнением наказания, назначенного судебным аппаратом. Так, целями уголовно-исполнительного права являются, по сути, те же, что присущи уголовному, за тем лишь исключением, что предполагается предотвращение совершения преступлений и иными лицами, а не только осужденными. Не совсем понятная позиция, поскольку в сферу деятельности исправительного аппарата попадает лишь указанная категория лиц.

Законодатель в уголовном праве цели обозначил как задачи, тем не менее, сути дела это не меняет. Как бы ни позиционировались те или иные последствия, государство в лице своих органов обязано стремиться всеми силами сохранить все имеющиеся отношения в том виде, в котором они сейчас есть, не допуская агрессивных и широкомасштабных преступных проявлений. Практика последних лет доказывает обратное, хотя определенная работа по достижению спокойного и мирного существования все же выполняется.

Вам также может быть интересно:

Исполнение законов в тюрьмах и колониях зачастую сопряжено с некоторыми трудностями. В первую очередь это связано с фактом изолированности лиц, а также.

Очень часто реализация дизайн-проекта квартиры предполагает перенос стен, смену назначений помещений и тому подобное. Однако любая перепланировка должна быть должным образом.

© Правовой центр ВЕСТ, 2013-2016. Все права защищены.
Юридическая консультация онлайн. Круглосуточная юридическая помощь. Консультации юристов и адвокатов.
Тел. 8-800-555-23-32
[email protected]

Данное предложение носит исключительно информационный характер и не является публичной офертой, определяемой положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.

Цель и задачи уголовного закона

Цели и задачи уголовного права Кыргызкой Республики

Основными целями уголовного права являются следующие: предупреждение преступлений, охрана личности, прав и свобод граждан, юридических лиц, собственности, природной среды, общественного порядка и безопасности, конституционного строя Кыргызской Республики, мира и безопасности человечества от преступных посягательств (ст.2 УК КР).

Уголовный закон определяет какие деяния являются преступлениями и устанавливает наказание за них, иными словами, определяет пределы криминализации деяний.

Предупреждение преступлений — как цель уголовного законодательства предполагает недопущение совершения преступлений. Достигается это как путем общей и частной превенции, так и путем установления в законе различных норм таких как, например, освобождение от уголовной ответственности лица в случае добровольного отказа от совершения преступления и так называемых поощрительных норм, куда следует включить деятельное раскаяние лица совершившего преступление4. Само существование уголовно-правового запрета, либо объявление того или иного деяния преступным и установление в санкциях норм наказания, является психическим воздействием, сдерживающим в конечном итоге лиц от совершения преступления. Проблема состоит в том, что вид и размер наказания (пенализация преступлений) должны соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления. Наказание всегда должно быть взвешенным и справедливым. С другой стороны правильно

назначенное наказание за совершенное лицом преступление, оказывает профилактическое воздействие на общество и преступников.

Установленная цель уголовного законодательства в ст. 2 УК КР дает возможность определить приоритеты уголовно-правовой защиты объектов от преступных посягательств. Данные приоритеты нашли свое отражение в структуре Уголовного кодекса Кыргызской Республики. Предпочтение отдано защите интересов личности, затем общества, затем государства от преступных посягательств.

Задачи уголовного права так же нашли свое закрепление в ч.2 ст.2 УК КР. К ним отнесены определение принципов уголовной ответственности, оснований уголовной ответственности, признаков общего понятия преступления, круга общественно-опасных деяний, видов наказания, применяемых к лицам, совершившим преступление.

Как видно, задачи носят более прикладной характер, и в большей степени связаны с проводимой в государстве уголовно-правовой политикой. В Уголовном кодексе КР получили свое законодательное закрепление принципы уголовной ответственности (ст.3), основание уголовной ответственности (ст.4), понятие преступления (ст.8). Преступлениями признаются лишь те деяния, которые предусмотрены в УК КР. Никто не может быть привлечен к уголовной ответственности за деяние, не предусмотренное в законе. К лицам, признанными виновными в совершении преступления, применяются только те виды наказаний, которые предусмотрены в УК КР.

Цели и задачи уголовного процесса

Категориям «цели» и «задачи» в праве, в том числе и в уголовном процессе, значи­тельное внимание уделялось в середине 70-х годов в связи с исследованиями эффек­тивности права и правоприменительной деятельности. Однако эти исследования не были успешными: оказалось, что практически невозможно вычленить из множества факторов, оказывающих влияние на поведение субъектов права, результаты реализа­ции правовых норм. Формулы эффективности, выведенные теоретически, оказались абстрактными при столкновении с действительностью. Другой причиной, опрокинув­шей выводы теоретических изысканий в означенном направлении, по крайней мере в уголовном процессе, явилась неверная установка законодателя на определение целей и задач уголовного судопроизводства. Ни процент раскрываемости, ни процент неот­мененных вышестоящими судебными инстанциями приговоров не определяют эффективности уголовного процесса. Эти показатели безлики.

Цель уголовного процесса — защита личности и общества. Потребность общества в защите, стремление оградить себя от общественно опасных посягательств диктуют необходимость создания регулятора общественных отношений, способного выпол­нять эту функцию. Таковым является уголовное право. Однако само по себе, без механизма реализации уголовно-правовых норм оно не в состоянии защитить ни отдельного индивида, ни общество в целом. Роль такого механизма, как известно, выполняет уголовно-процессуальное право. Граждане обращаются в суд, в прокура­туру, в органы милиции за защитой нарушенных прав. Аксиоматичным является положение о том, что укрепление правовой основы жизни общества, совершенство­вание механизма защиты прав личности требуют переосмысления многих устоявших­ся институтов права. Тем не менее законодательные и теоретические конструкции, в том числе закрепленные в последних проектах уголовно-процессуального законода­тельства (за исключением некоторых), по сути повторяют существующие определе­ния задач уголовного процесса (ст. 2 УПК РФ) либо лишь незначительно модифи­цируют их’. В проекте Основ уголовного судопроизводства, разработанном авторским коллективом под руководством А.Д. Бойкова, в число задач уголовно-процессуального законодательства включена защита от преступных посягательств на жизнь, здоровье, личную свободу, имущество, честь и достоинство граждан, их права и законные интересы, права государственных предприятий, учреждений и организаций, кооперативных и иных общественных организаций. Эти задачи должны решаться, по мысли авторов, методами, свойственными для уголовного процесса, т.е. «путем быстрого и полного раскрытия преступлений, получения доказательств, обеспечивающих установление истины и правильное применение закона с тем, чтобы каждый виновный в совершении преступления был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден». Иначе говоря, то, что в действующем законодательстве означено как задачи уголовного судопроизводства, в предлагаемом проекте — средства достижения конечного результата.

Задачи органов предварительного следствия сформулированы в пакете законода­тельных и нормативных актов «О следственном комитете РСФСР».

Во множестве предлагаемых вариантов отсутствует четкое разграничение цели уголовно-процессуального права и цели уголовного процесса: нередко смешиваются понятия «цели» и «задачи» уголовного процесса. Для преодоления такого положения, видимо, следует прежде всего определиться в понимании функционального назначения уголовного процесса, сформулировать его цели.

Развивая идею охранительного правоотношения как основного отношения для юридического процесса, В.Н. Протасов справедливо замечает: «Нормы осуществляют охранительное воздействие на поведенческую ткань как раз через угрозу возникно­вения охранительных правоотношений. Последние, возникнув, должны уже реально защищать объекты. Поэтому те реальные правовые связи, которые i теории имену­ются правоохранительными, правильнее было бы назвать защитными, чем охрани­тельными» Продолжая мысль о регулятивной природе материальных отношений, автор ссылается на В.Н. Щеглова, который утверждает, что возникшие обязанности возместить причиненный вред не есть обязанность защиты права, «ибо защита осуществляется судом и иными компетентными органами». Велик соблазн воспользо­ваться только что приведенным аргументом в своих целях без всякой его корректи­ровки, но справедливости ради следует заметить: с возникновением обязанности воз­местишь причиненный вред одновременно возникает и обязанность государства защи­тить право лица, которому этот вред причинен. Особенно отчетливо это прослежива­ется в отношениях, возникающих в сфере уголовной юстиции.

Известно, что охранительное правоотношение, в рамках которого возникает и су­ществует уголовная ответственность, порождается фактом совершения преступления. Момент возникновения уголовного правоотношения не совпадает с началом его реализации. Правоотношение подвижно. Его динамика такова: от юридического фак­та (преступления), его породившего, до признания лица виновным по приговору суда и в конечном счете до полной реализации уголовной ответственности в виде несения неблагоприятных последствий, связанных с назначением уголовного наказания. Реа­лизация уголовного правоотношения всегда связывается с уголовно-процессуальным правом. Уголовное правоотношение может остаться нереализованным, если преступ­ник не будет изобличен в совершении преступления. Реализация уголовного право­отношения означает, что все обстоятельства дела исследованы, преступление рас­крыто, преступник привлечен к уголовной ответственности и наказан, общество ограждено от личности, представляющей угрозу его устоям, восстановлены нарушен­ные права потерпевшего (честь, достоинство, личная свобода и т.д.), возмещен материальный ущерб. Это означает одновременно, что государство реализовало свое право (и обязанность) наказать преступившего грань закона, т.е. возложило на винов­ного те неблагоприятные последствия, которые предусмотрены законом. Достигнуты в этом случае и задачи уголовного права, и цели уголовного процесса: потерпевший и общество защищены.

Разграничение понятий. Предвидя возможный упрек в размывании целей и задач двух смежных отраслей права (материального и процессуального), попытаюсь более четко определить означенные понятия.

Уголовное и уголовно-процессуальное право как элементы социальной системы имеют неодинаковое функциональное назначение, но обе эти отрасли регламенти­руют отношения, возникающие по поводу совершения преступления. Уголовное право определяет круг преступных деяний, функциональная роль уголовно-процес­суального права — регламентация порядка производства по уголовному делу. Законодатель не разграничивает цели уголовного процесса и функциональные задачи правоприменителей — органов и должностных лиц, реализующих нормы уголовно-процессуального права. В свое время отказ от разграничения целей и задач в уголовном процессе обосновывала П.С. Элькинд. Справедливо размежевывая цели уголовно-процессуального права и уголовного процесса, П.С. Элькинд употребляла последнее понятие как равноценное с понятием «задачи уголовного процесса», утверждая, что «общего характера цель уголовно-процессуального права по опти­мальному регулированию соответствующих общественных отношений преобразуется в уголовном судопроизводстве в комплекс более конкретных целей (задач), опре­деляющих направление практической деятельности правоохранительных орга­нов. «.

Не оспаривая мысли автора о преобразовании цели уголовно-процессуального права в конкретные задачи, трудно согласиться с отождествлением этих понятий. Обратившись к Словарю русского языка С.И. Ожегова, находим: «Цель — предмет стремления, то, что желательно осуществить». «Задача — то, что требует исполнения». В своих научных трудах юристы всегда использовали определение цели как предвосхищение в .сознании результата определенной деятельности, «недоста­точность действительности», «полагание новой действительности'»», т.е. традицион­ную терминологию, выработанную современными философией и психологией. Между тем в философской литературе имеет место и несколько иная трактовка этой категории. «В повседневной жизни мы говорим о стремлении к цели и т.д., подразумевая под целью некое будущее состояние. По этой логике выходит, — утверждает О.И. Джиоев, — что цель находится в будущем, в настоящем ее нет, а имеется лишь стремление к ней. В действительности то, что настоящее устремлено к чему-то будущему, — это и есть целевое отношение, целевое состояние»». Трудно согласиться с автором приведенного суждения, в том, что это единственно верное определение, отражающее суть сложного и многогранного явления. Однако действительно необходимо обратить внимание на этот аспект, характеризующий цель как длительное состояние, существующее в настоящем и направленное на достижение определенного результата. Именно это характеристика цели дает возможность понять, каким образом цель становится практической задачей, которая решается в настоящем. Итог же, достигаемый при этом, есть осуществление цели, осознаваемой нами ранее как будущий ожидаемый результат.

Исходя из семантического значения и определений рассматриваемых понятий, существующих в философии и психологии, задача, в отличие от цели как желаемого результата, есть требование, проблема, требующая разрешения. Задача всегда конкретна. В числе других элементов она содержит искомое, неизвестное. И если признать целью уголовного процесса защиту личности и общества, то задачи уголовного процесса могут быть раскрыты через функциональное назначение правоохранительных органов. Цель уголовного процесса достигается путем решения конкретных задач, возложенных на конкретный правоохранительный орган (суд, прокуратуру, орган дознания, предвари­тельного следствия). Иначе говоря, задачи этих органов в заданном отношении выступают в качестве средств достижения цели. Это соответствует общефило­софской посылке: выполнение задач означает достижение цели.

Задачи уголовного процесса. Функциональные роли правоохранительных органов различны, различны и задачи, возлагаемые на них. Органы предварительного рассле­дования призваны раскрыть преступление, установить лицо, его совершившее, дока­зать виновность правонарушителя. Миссия суда как социального института заключа­ется в осуществлении правосудия. Особенное место в уголовном процессе в соответ­ствии с действующим Законом о прокуратуре принадлежит прокуратуре, хотя осо­бенность этого положения ныне справедливо подвергается сомнению.

Задачи уголовного процесса должны быть сформулированы через означенные функциональные направления деятельности названных органов, через перечислен­ные обязанности этих органов, применяющих нормы уголовно-процессуального права. Если проанализировать действующее законодательство, то функциональные задачи органов предварительного расследования представлены следующим образом: ст. 3 УПК РФ обязывает следователя, органы дознания в случаях обнаружения признаков преступления возбуждать уголовные дела; исходя из положений ст. 2 УПК РФ, к числу задач этих органов относятся быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Соответствуют ли закрепленные в законе задачи, определяющие статус органов расследования, их действительному функциональному назначению?

Возбуждение уголовных дел. Известно, что в законодательстве США, Австрии, Германии, стран Восточной Европы (в прошлом за исключением Болгарии) стадия возбуждения уголовного дела отсутствует. Получив первичную информацию о совер­шенном преступлении, органы предварительного расследования приступают к собиранию доказательств, используя при этом все дозволенные законом способы: производство неотложных следственных действий (§ 24 У ПК Австрии); производство допросов, при обстоятельствах, не терпящих отлагательств, производство телесного освидетельствования, выемки, в том числе почтово-телеграфной корреспонденции, обыска и других следственных действий — по законодательству ФРГ. Правовой режим предварительного расследования в США выражается в установлении того, что не должен делать расследующий преступление, какие его действия могут повлечь исключение судом полученных по делу доказательств.

В прошлом в нашей юридической литературе резкой критике подвергались выска­зывания ученых, сомневавшихся в необходимости выделения стадии возбуждения уголовного дела в самостоятельный этап уголовного процесса. Ныне практика возбуждения уголовных дел достаточно красноречиво свидетельствует о том, что большинство заявлений о совершенных преступлениях проверяются с нарушением установленных ст. 109 УПК РФ сроков. Результаты проводимых в разных регионах страны опросов свидетельствуют о том, что почти все следователи высказались за увеличение количества следственных действий, проведение которых допускается до возбуждения дела. Мы искусственно сдерживаем расследование уголовного дела. Следователи, безусловно, всегда находили выход из самых непростых ситуаций, заменяя, например, необходимое для возбуждения дела экспертное исследование медицинской справкой, справками санитарно-эпидемиологических служб для определения химического состава вещества и т.п. Всем известно, что 10-суточный срок проверки материалов, предоставленный законодателем для исключительных ситуаций, применяется на практике почти по всем делам. Стоит задуматься над тем, почему действующий закон толкает следователя на его нарушение. Не проще ли было бы отменить это искусственное нагромождение сроков проверки и правил, которые мешают оперативному ходу расследования, нередко ведут к утрате доказательственного материала и к тому же постоянно нарушаются? Разумное правило ненарушимо. Заслон на пути возможных нарушений прав и свобод граждан, установленный в уголовном процессе в виде стадии возбуждения уголовного дела, никогда на деле не был таковым.

Практика прокурорского надзора породила неведомую законодательству форму реагирования на отказ в возбуждении уголовного дела — постановление об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и направлении материалов на дополнительную проверку. Каков срок этой проверки, каким законодательным актом он определен, остается неясным. Какие доказательства по делу сохранятся после такой проверки, длящейся нередко месяц и более, можно только догады­ваться. Кроме того, это означает нарушение прав заявителя, а тем более потерпевшего.

О функции обвинения. Вновь обращаясь к законодательству зарубежных стран, следует обратить внимание на то обстоятельство, что акт обвинения или возбуждения уголовного преследования — компетенция обвинителя. По законодательству ФРГ собранные в ходе расследования доказательства дают основание прокурору возбудить публичное обвинение путем составления обвинительного акта, по законодательству Австрии позволяют прокурору привлечь лицо в качестве обвиняемого, по законо­дательству большинства штатов США — предъявить обвинение представителями атторнейской службы. Столь резко осуждаемый стиль работы наших органов предварительного расследования, именуемый обвинительным уклоном, — прямое порож­дение возведенной в закон практики привлечения лиц в качестве обвиняемого органом (должностным лицом), ведущим расследование. В теории уголовного процесса много говорится о невозможности выполнения одним субъектом двух функций, но стыдливо умалчивается о том, что следователь невольно стал заложником действующего законодательства. Он вынужден быть «двуликим Янусом»: с одной стороны — объективным, беспристрастным служителем законности, с другой — обвинителем, ибо только он может в силу закона привлечь лицо в качестве обвиняемого (ст. 143 УПК). Психология современного следователя годами складывалась именно в этом направлении: он — обвинитель. В ходе расследования процедура обвинения повторяется, т.е. осуществляется дважды: первый раз — когда выносится постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого (ст. 144 УПК РФ), и во второй — по окончании предварительного расследования с составлением обвинительного заключения (ст. 199, 205 УПК РФ). Следует отдать должное закону: акт «окончательного» обвинения требует активности прокурора — разрешение вопросов по делу, поступившему с обвинительным заключением (ст. 213 УПК РФ), и принятия по нему решения (ст. 214 УПК РФ). Обвинение должно быть отделено от расследования. Мысль эта не нова, она достаточно широко обсуждается и практиками, и учеными.

Об иных задачах уголовного процесса. Что касается иных задач предварительного расследования, то все обстоит гораздо проще. Ущерб, причиненный преступлением, — одно из обстоятельств, входящих в предмет доказывания. В соответствии с требованиями закона следователь в целях обеспечения гражданского иска или возможной конфискации имущества обязан предпринять соответствующие меры. Порядок принятия мер, обеспечивающих гражданский иск, регламентирован ст. 175-176 УПК РФ. Следуя букве закона, следователь обязан обеспечить возме­щение ущерба (речь идет не о возмещении причиненного ущерба, а именно об обеспе­чении этой возможности). Обязанность возмещения ущерба, материального вреда ле­жит на его причинителе, гражданском ответчике либо на государстве (в силу Закона о собственности), взявшего на себя’ охрану прав личности. Органы предварительного следствия обязаны лишь доказать виновность лица в причинении материального ущерба и принять необходимые меры к его возмещению.

Достаточно убедительно, на мой взгляд, предложение В.Т. Томина о необходи­мости кардинального изменения отношения законодателя к обязанности органов дознания и предварительного следствия выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений.

Время требует переосмысления многих ранее не вызывавших сомнения формули­ровок уголовно-процессуального законодательства, в том числе и задач уголовного процесса. Конечно, задачи процесса связаны с подведением итогов по уголовному делу, принятием решения о виновности или невиновности лица, преследуемого в уго­ловном порядке, против которого выдвинуто обвинение. Доказывание инкриминируе­мого обвинения осуществляет государственный обвинитель. Эта задача должна быть единственной для участвующего в суде прокурора в силу независимости суда.

Суд — единственный полномочный орган, призванный в силу своего статуса вынести решение: виновен-невиновен и в случае виновности подсудимого назначить справедливое наказание. В число задач суда безусловно должны быть включены недопустимость осуждения невиновного и реабилитация невиновно привлеченных к уголовной ответственности со всеми вытекающими из этого последствиями.

Подводя некоторые итоги сказанному, следует вновь обратиться к исходному моменту в разрешении поставленных вопросов — к проблеме уяснения сущностного, содержательного начала, вкладываемого в понятие «цель» и «задачи» уголовного процесса. Цель как философская категория трактуется по-разному, но сутью ее определения является предвосхищение будущего результата, на достижение которого направлена человеческая деятельность. Исходя из функционального назначения уголовно-процессуальные права, определяемого потребностями общества, следует признать, что целью уголовного процесса как правоохранительной деятельности является защита общества и граждан от преступных посягательств, защита их чести и достоинства, жизни, здоровья, имущественных и иных прав и охраняемых законом интересов. Защита всех названных благ является и задачей уголовного права, но достигается она, во-первых, путем правовых запретов, во-вторых, при помощи норм уголовно-процессуального права. Целью уголовно-процессуального права должна быть признана регламентация деятельности правоохранительных органов, направленной на обеспечение защиты прав граждан и иных субъектов, вступивших в сферу уголовной юстиции, установление процессуального порядка, методов и средств этой защиты.

Что касается задач уголовного процесса, то они должны определяться функци­ональным назначением правоохранительных органов, призванных полно, объективно и всесторонне исследовать все обстоятельства уголовного дела, установить лицо, совершившее преступление, доказать его виновность, назначить справедливое наказание, обеспечить возможное возмещение материального ущерба, не допустить привлечения к уголовной ответственности невиновного, а в случае судебно-следственной ошибки реабилитировать гражданина и возместить ему причиненный незаконными действиями ущерб. При этом следует более четко определить задачи каждого из органов, участвующих в уголовном процессе, поскольку каждый из них призван играть в последнем свою индивидуальную роль.

3. Задачи уголовного законодательства

Задачи Уголовного закона определяют содержание и структуру уголовного законодательства и выражают содержание правоохранительной функции уголовного права. Правоохранительная функция уголовного закона заключается в защите установленных Конституцией РФ, другими отраслями Российского права должного поведения, закрепленных прав и свобод, личных и общественных интересов и т.д.

Новое уголовное законодательство, как уже отмечалось, изменило приоритеты правоохранительной деятельности уголовного закона, выдвигая на первое место не государственные интересы, а права и свободы личности. Это красной нитью проходит через всю систему построения нового Уголовного кодекса.

Содержание основных прав и свобод граждан раскрывается в главе 2 Конституции РФ. К ним относятся: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защиту своей чести и достоинства; тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; неприкосновенность жилища; свободное передвижение и выбор места пребывания и жительства; свободный выезд за пределы РФ и беспрепятственное возвращение в Российскую Федерацию; свободу совести и вероисповедания; свободу мысли и слова, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом; проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования; осуществление избирательных прав и участия в референдумах; свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Пользование указанными правами не должно идти в разрез с правами и свободами других лиц. Роль уголовного закона в защите прав и свобод человека и гражданина заключается в установлении правовых запретов на их нарушение и определение соответствующих наказаний.

Конституция РФ провозглашает равенство различных форм собственности и устанавливает их защиту со стороны государства. В отличие от предыдущего Уголовного кодекса, в котором собственность разделялась на государственную и личную (причем за посягательство на государственную собственность уголовная ответственность носила более жесткий характер, чем за посягательство на личную собственность), новый УК уравнял все формы собственности, установив за посягательство на нее равную ответственность.

Охрана общественного порядка и общественной безопасности уголовно-правовыми нормами призвана обеспечить стабильность в обществе, уверенность в завтрашнем дне.

Современное общество характеризуется развитием промышленности, массовым использованием природных ресурсов в технологических целях жизнеобеспечения, что нередко приводит к нарушениям экологического равновесия и влечет создание неблагоприятной среды места пребывания человека. Уголовный закон призван обеспечить более безопасный режим использования природных ресурсов, путем установления определенных ограничений и запретов в данной области.

Содержание понятия конституционного строя как объекта уголовно-правовой охраны включаются: форма государственной власти в Российской Федерации, источник государственной власти, суверенитет РФ, ее федеративное устройство, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, приоритет прав личности и принципы политической, идеологической и экономической свободы, многообразие форм собственности. Нормы уголовного права накладывают запрет на насильственное изменение, закрепленных в Конституции РФ основных положений государственного строя и связанных с этим действий, влекущих ущерб суверенитету и государственной целостности России.

В новый Уголовный кодекс в раздел XII «Преступления против мира и безопасности человечества» включены нормы обеспечивающие участие Российской Федерации в международной борьбе с преступностью уголовно-правовыми средствами, с посягательствами на мир, безопасность человечества, природную среду. Задача УК обеспечивать мир и безопасность человечества подчеркивает его международно-правовое значение.

Одной из важнейших решаемых задач новый УК признает — предупреждение преступлений. Эта задача решается путем определения общественно опасных деяний как преступлений и, в зависимости от их тяжести и общественной значимости, установления мер уголовной ответственности, что, по мнению законодателей должно удерживать от совершения общественно-опасных деяний. Уголовное законодательство содержит уголовно-правовые нормы, освобождающие от уголовной ответственности лиц, действующих правомерно защищая личные и общественные интересы, хотя такие действия и содержат признаки преступления. Эти нормы призваны обеспечить активное участие населения в борьбе с преступностью, что уже само по себе является предупреждением преступлений.

Понятие, задачи и действие уголовного закона

Уголовный закон — это обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, принятый высшими органами государственной власти РФ либо всенародным голосованием (референдумом), состоящий из норм, определяющих преступность и наказуемость деяний. Уголовный закон является формой выражения уголовно-правовых норм, совокупность которых образует уголовное право.

Уголовный закон основывается на Конституции (Основном Законе) Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права. Он является орудием осуществления уголовной политики, выполняет охранительную, предупредительную и воспитательную роль. Уголовный закон является главным (но не единственным) источником уголовного права.

История отечественного уголовного законодательства связана с историй Российского государства. В уголовно-правовой науке бывшего СССР история уголовного права России сводилась в основном к советскому этапу ее развития. При таком подходе незаслуженно игнорировался многовековой путь развития российского уголовного права, предшествовавший Октябрьской социалистической революции.

На современном этапе высказано мнение, что «история развития российского уголовного законодательства с некоторой условностью может быть разделена на три периода:

1) уголовное законодательство досоветского периода (до Октябрьской революции 1917 г.);

2) советское социалистическое уголовное право;

3) постсоциалистическое уголовное право. » .

Наумов А.В. Указ. соч. С. 60, 61.

С такой периодизацией в целом можно согласиться, так как она учитывает важнейшие этапы развития Российского государства. В свою очередь, в истории уголовного законодательства досоветского периода можно различать три периода, о которых говорил еще в конце XIX века М.Ф. Владимирский-Буданов: уголовное право Русской Правды, уголовное право Московского государства и уголовное право Империи. «По этим эпохам, — писал он, — изменяются не только свойства наказания, но и понятие о преступлении» .

Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов н/Д, 1995. С. 306.

К наиболее известным и важным в истории Российского государства документам, содержащим уголовно-правовые нормы, следует относить:

Русскую Правду (XI век);

Судебники (1497 г. и 1550 г.);

Соборное уложение (1649 г.);

Воинский артикул (1715 г.);

Уложение о наказаниях уголовных и исправительных (1846 г.);

Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями (1864 г.);

Уголовное уложение (1903 г.);

Уголовный кодекс РСФСР (1922 г.);

Уголовный кодекс РСФСР (1926 г.);

Уголовный кодекс РСФСР (1960 г.).

Действующее уголовное законодательство Российской Федерации состоит из Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ, УК), принятого в 1996 г. и вступившего в силу с 1 января 1997 г. УК — единый кодифицированный нормативный правовой акт, имеющий силу федерального закона. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в УК.

Задачами УК, согласно ч. 1 ст. 2 УК, являются:

1) охрана от преступных посягательств:

а) прав и свобод человека и гражданина;

в) общественного порядка и общественной безопасности;

г) окружающей среды;

д) конституционного строя РФ;

2) обеспечение мира и безопасности человечества;

3) предупреждение преступлений.

Последняя из задач имеет два аспекта: общее предупреждение (имеется в виду задача предупреждения совершения преступления всеми гражданами) и частное предупреждение (имеется в виду задача предупреждения совершения преступления лицами, уже совершившими какое-либо преступление).

Для осуществления перечисленных выше задач Уголовный кодекс:

1) устанавливает основание и принципы уголовной ответственности;

2) определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями;

3) устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений.

2. В соответствии со ст. 9 УК преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время его совершения.

Временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного деяния независимо от времени наступления последствий.

Уголовный закон вступает в силу одновременно на всей территории РФ по общему правилу по истечении 10 дней после официального опубликования. Действие уголовного закона прекращается в результате его отмены или замены другим законом.

Согласно ст. 10 УК, обратную силу имеет только уголовный закон:

— устраняющий преступность деяния;

— иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление.

Такой закон распространяется на лиц, совершивших общественно опасное деяние до его вступления в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Если новый закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым законом.

Уголовный закон, ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет .

Постановлением Конституционного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 4-П ч. 2 ст. 10 УК признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу содержащаяся в ней норма предполагает в системе действующего уголовно-процессуального регулирования сокращение назначенного осужденному наказания в связи с изданием нового уголовного закона, смягчающего ответственность за совершенное им преступление, в пределах, предусмотренных нормами как Особенная часть УК, так и Общей части УК РФ в редакции этого закона.

Согласно территориальному принципу действия закона, лицо, совершившее преступление на территории РФ, подлежит ответственности по УК РФ. Преступления, совершенные в пределах территориального моря или воздушного пространства РФ, признаются совершенными на территории РФ. Действие УК распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

По российскому УК отвечает также лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне РФ независимо от места их нахождения. Однако если преступление совершено на приписанном к порту РФ судне, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов РФ, виновное лицо отвечает по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Вопрос об уголовной ответственности пользующихся иммунитетом лиц за совершенное на территории РФ преступление разрешается в соответствии с нормами международного права (ст. 11 УК).

Согласно принципу гражданства, граждане РФ и постоянно проживающие в РФ лица без гражданства за совершенные вне пределов РФ преступления отвечают по УК РФ: если совершенное ими деяние направлено против интересов, охраняемых УК РФ, и если эти лица не были осуждены решением суда иностранного государства.

Военнослужащие воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами РФ, за совершенные на территории иностранного государства преступления также несут ответственность по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ (так называемый оккупационный или покровительственный принцип).

Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в РФ, совершившие преступления вне пределов РФ, подлежат ответственности по УК РФ (ст. 12) в случаях:

— если преступление направлено против интересов РФ либо гражданина РФ или постоянно проживающего в РФ лица без гражданства (реальный принцип);

Для применения в таких случаях положений УК РФ требуется, чтобы:

— лицо не было осуждено в иностранном государстве;

— привлекалось к уголовной ответственности на территории РФ.

Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов РФ и находящиеся на ее территории, в соответствии с международным договором РФ могут быть выданы иностранному государству для:

— привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания.

Граждане РФ, совершившие преступление на территории иностранного государства, выдаче этому государству не подлежат (ст. 13 УК).

3. Структурно УК состоит из Общей и Особенной частей, представляющих неразрывное единство и образующих систему уголовного права. В свою очередь, Общая и Особенная части состоят из разделов, разделы — из глав, главы — из статей, а статьи — из частей и пунктов. К некоторым статьям Особенной части добавлены примечания.

Структура уголовно-правовой нормы включает гипотезу, диспозицию и санкцию.

Гипотеза содержит условия применения нормы. В статьях Особенная часть УК гипотеза не выделяется, она является общим положением и вытекает из ст. 8 УК («Основание уголовной ответственности»).

Диспозиция — часть статьи, в которой описываются признаки деяния, образующего конкретный состав преступления. Различают четыре вида диспозиций:

Описательная диспозиция содержит определение преступления или его основные признаки, а простая лишь называет его. Бланкетная диспозиция для восполнения недостающих признаков преступления отсылает к нормам других отраслей права, а ссылочная — к другим нормам УК.

Санкция — часть статьи, определяющая вид и размер наказания за совершение преступления. В УК встречаются два вида санкций:

Относительно-определенной является санкция, в которой даны минимальный и максимальный размеры или сроки наказания. Альтернативная санкция содержит возможность выбора между двумя или более видами наказания.

Смотрите еще:

  • Из семей нотариусов С глубоким прискорбием сообщаем, что 21 августа 2018 года на 58-м году жизни скончалась нотариус города Тулы Елена Дмитриевна Метелкина 24.07.1961 – 21.08.2018 Елена Дмитриевна родилась в городе Туле. После окончания в 1984 году […]
  • Приказ росстата п-4 Приказ Росстата (Федеральная служба государственной статистики) от 02 марта 2018 г. №104 В соответствии с подпунктом 5.5 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской […]
  • Проводы на пенсию от пионеров Autouristi.ru Сценка проводы на пенсию женщине прикольные Home Блог Сценка проводы на пенсию женщине прикольные Сценарии юбилея А теперь откроем нашу копилку с новинок самых популярных сценариев, проводимых в кафе, и это: В качестве […]
  • Пенсия военным пенсионерам в 2014 году ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 20 апреля 2015 Военные пенсионеры получают пенсию за выслугу лет или по инвалидности по линии […]
  • Пари матч правила ставок Пари матч правила ставок Правила игры в блэкджэк Блэкджек - карточная игра, смысл которой в том, чтобы набрать 21 очко или близкую к этому сумму, но не более 21. Играть можно на одном, на двух или на трех боксах одновременно. Чтобы […]
  • Преступление в пскове 31 преступление зафиксировано в Псковской области 15 января 15 января в Псковской области зафиксировано 31 преступление, 21 из них удалось раскрыть. Как стало известно Псковскому агентству информации, в Пскове выявлены 10 преступлений, 6 […]
  • Правила умножения и деления чисел в степени Свойства степени Напоминаем, что в данном уроке разбираются свойства степеней с натуральными показателями и нулём. Степени с рациональными показателями и их свойства будут рассмотрены в уроках для 8 классов. Степень с натуральным […]
  • Закон ценообразовании рб Закон РБ О ценообразованииСтатья 11. Полномочия государственных органов (организаций), осуществляющих регулирование цен (тарифов) осуществляет регулирование цен (тарифов) на отдельные товары (работы, услуги) в пределах своей […]