Аграрное право законы

Аграрное право законы

Жилищное право

Жилищное право как отрасль права выступает в качестве отправного понятия для отраслевой юридической науки и учебной дисциплины. Отрасли права отличаются друг от друга, прежде всего, предметом регулирования.

Земельное право

Земельное право — самостоятельная отрасль российского права. Оно призвано регулировать особую сферу общественных отношений по поводу земли. Земля — первоначальный источник.

Экологическое право

Одним из основных принципов охраны окружающей среды является ее надлежащее правовое обеспечение. Оно и обусловливает возникновение экологического права.

Общие особенности и классификация источников аграрного права

Источники аграрного права характеризуются определенными особенностями. Главная из них — комплексный характер, сочетание в одном законе или ином нормативном правовом акте норм, регулирующих разные, но взаимосвязанные общественные отношения, выступающие предметом аграрного права.

В числе источников аграрного права выделяются две категории:

собственные источники данной отрасли права, представленные нормативными правовыми актами, содержащими нормы права, которые не входят ни в одну из традиционных отраслей права и предназначены специально для регулирования аграрных отношений. Именно наличием собственных источников, представляющих целостную их систему, аграрное право отличается от других комплексных отраслей права, которые состоят исключительно из норм, рассредоточенных в различных источниках других отраслей права;

нормы права, закрепленные в нормативных актах других отраслей законодательства, которые напрямую адресованы субъектам аграрного права и регулируют общественные отношения в сельском хозяйстве без какого-либо воспроизведения их в актах аграрного законодательства.

Система собственных источников аграрного права включает законы и иные нормативные правовые акты четырех уровней: федеральные, акты субъектов Федерации, органов местного самоуправления, локальные акты. Наличие такой вертикали иерархии нормативных правовых актов, различающихся по субъектам правотворчества и сферам действия, составляет также существенную их специфику, имеющую особую значимость в связи с территориальной масштабностью сферы действия аграрного права.

Важнейшими собственными источниками аграрного права на федеральном уровне являются Федеральные законы: от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» 1; от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском хозяйстве» 2; от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»; от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»; от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; от 5 декабря 1998 г. № 183-ФЗ «О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки»; от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»; от 17 декабря 1997 г. № 149-ФЗ «О семеноводстве»; от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» 5; от 3 августа 1995 г. № 123-ФЗ «О племенном животноводстве»; от 2 декабря 1994 г. № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»; Закон РФ от 14 мая 1993 г. № 4973-1 «О зерне»; Закон РФ от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии» и др., содержание которых рассматривается в соответствующих главах.

Важнейшими источниками аграрного права, заимствованными из других отраслей права и имеющими как бы «двойную прописку», являются прежде всего нормы гражданского, земельного и экологического законодательства, определившие правовой режим земель сельскохозяйственного назначения и правила их использования субъектами сельскохозяйственной деятельности, а также Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности » 10, который регламентирует особенности банкротства сельскохозяйственных организаций, крестьянских хозяйств; Налоговый кодекс РФ, нормы гл. 26.1 которого регламентируют особый режим налогообложения сельскохозяйственных организаций и крестьянских хозяйств; нормы административной ответственности за аграрные правонарушения и др.

Понятие, особенности и классификация источников аграрного права

Источники аграрного права — это результат правотворчества государственных органов как внешнее выражение воли народа, закрепленной в унифицированных и дифференцированных нормативно-правовых актах, а также локальных актах сельскохозяйственных товаропроизводителей, регулирующих аграрные отношения, которые складываются в процессе сельскохозяйственного производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.

К источникам аграрного права относятся законы, подзаконные акты, постановления, положения, правила, инструкции, уставы. Аграрные правоотношения являются многогранными и характеризуются разновидностями субъектов, к которым относятся сельскохозяйственные кооперативы, другие предприятия, объединения, фермерские хозяйства, межхозяйственные образования. Нормы аграрного права определяют их субъективные права, юридические обязанности, правовое положение, условия и порядок их образования и ликвидации.

Аграрное законодательство составляют нормативно-правовые акты, которые регулируют организационно-управленческое обеспечение рационального использования земель сельскохозяйственного назначения субъектами аграрного права. К нему относятся акты, направленные на надлежащую организацию ведения основных, дополнительных и вспомогательных отраслей сельскохозяйственного производства: животноводства, растениеводства, их составных частей (семеноводство, овощеводство, виноградарство, племенное дело). Они закрепляют нормативно-правовые требования по охране здоровья работников сельского хозяйства, соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии в процессе сельскохозяйственного производства. Положения этих актов очерчивают правосубъектность круга производственно-хозяйственных формирований как субъектов аграрных отношений. Действие этих актов распространяется на товаропроизводителей всех форм собственности.

Аграрное законодательство охватывает нормативные акты относительно полномочий государственных органов, которые управляют сельским хозяйством. Это положения, постановления, инструкции и другие акты, содержащие перечень организационно-правовых и материально-технических мероприятий по выполнению программ экономического и социального развития в области сельского хозяйства. Сюда также входят нормативные акты, определяющие правовое положение научно-исследовательских учреждений в сфере сельского хозяйства; акты, содержащие технологические правила в зависимости от отраслей сельскохозяйственного производства; акты, касающиеся материально-технического снабжения сельскохозяйственных товаропроизводителей.

К этой категории относятся также типовые договоры и положения, регламентирующие закупку сельскохозяйственной продукции, правила техники безопасности и производственной санитарии, условия и порядок организации и оплаты труда работников сельскохозяйственных предприятий, специалистов, механизаторов, управленческого и обслуживающего персонала, других сельскохозяйственных работников.

Прочную правовую основу аграрной реформы в Украине составляют такие источники, как законы Украины «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины», «О сельскохозяйственной кооперации», «О фермерском хозяйстве», «О личном крестьянском хозяйстве».

В осуществлении аграрной политики в Украине значительную роль играет развитие разнообразных форм хозяйствования, предпринимательства, конкуренции, разгосударствления и приватизации государственного и коммунального имущества, в корне меняет отношение работников к результатам труда.

В связи с этим большое значение также имеют указы Президента Украины «О мерах по реформированию аграрных отношений», «Об ускорении приватизации имущества в агропромышленном комплексе», за-кон Украины «Об особенностях приватизации имущества в агропромышленном комплексе» и др .

Как разновидность источников аграрного права следует рассматривать внутренне-хозяйственные локальные акты. Предмет аграрного права составляют такие отношения, которые возникают в процессе хозяйственной, управленческой, трудовой и социальной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Согласно действующему аграрным законодательством их регулирования — прерогатива (правомочность) конкретного предприятия как субъекта аграрного права. Правотворческая правосубъектность сельскохозяйственных кооператива, других субъектов агропромышленного комплекса в сфере внутрихозяйственных взаимоотношений призвана оптимально урегулировать эти отношения путем принятия внутрихозяйственных локальных нормативных актов. Эти акты по своему характеру, содержанию, правовой природе и юридической силе закрепляют правовое положение сельскохозяйственных кооперативов и других субъектов аграрного хозяйствования, а также правосубъектность участников локальных правоотношений.

К локальным актам как источников аграрного права относятся нормативные акты органов государственной власти и органов местного самоуправления, областных и районных управлений агропромышленного комплекса, органов ветеринарной службы, земельных ресурсов и др.

Примерами локальных правовых актов в сфере действия аграрного права является устав конкретного сельскохозяйственного кооператива, положения об оплате труда в сельскохозяйственных предприятиях, положение о совете производственных подразделений сельскохозяйственных предприятий.

Важную роль в применении норм аграрного права, в частности определяющих правосубъектность сельскохозяйственных предприятий, межхозяйственных объединений, рабочих и служащих, играют правоохранительные органы. Их деятельность осуществляется на основании действующего законодательства, в том числе актов, которые являются источниками аграрного права. Эффективность правоприменения в этих случаях в значительной мере обеспечивается постановлениями Пленума Верховного Суда Украины по делам, стороной в которых выступают сельскохозяйственные предприятия или межхозяйственные организации.

Большое значение в юридической защите нарушенных имущественных прав и интересов сельскохозяйственных предприятий предоставляется Высшему хозяйственному суду Украины. С целью надлежащего правоприменения он направляет деятельность хозяйственных судов соответствующими указаниями, изложенными в постановлениях и разъяснениях.

Особенностями аграрного права являются:

— унифицированные акты аграрного законодательства составляют ядро источников аграрного права. Они юридической формой выражения аграрного права и направлены на интеграцию правового регулирования аграрных отношений. Эти нормативно-правовые акты регулируют взаимосвязь экономических, организационных и других мероприятий, направленных на реализацию аграрных реформ. В унифицированных нормативно-правовых актах содержатся нормы, имеющие общий характер;

— отсутствие единого акта кодифицированного характера, то есть украинские правотворца еще не разработали единый Аграрный кодекс Украины. Поэтому множество норм, регулирующих данную сферу общественных отношений, являются нормами, содержащимися в Гражданском, Хозяйственном, Земельном кодексах;

— значимость локальных актов органов управления субъектов аграрного предпринимательства;

— реформирования субъектов аграрного производства, создание новых сельскохозяйственных формирований, наделяются большей свободой в осуществлении предпринимательской деятельности и регулировании внутрихозяйственных отношений, регулируются локальными нормативными актами, которые принимают органы управления, самоуправления сельскохозяйственных предприятий;

— использования правовых норм других отраслей права, одновременно относятся к аграрного права, регулируя отдельные вопрос деятельности су Объекта аграрного предприятия;

— рост роли международных норм права. На пути формирование демократической государства одновременно осуществляют ориентация национального законодательства на международное;

— сохранения рекомендательной правотворчества.

Характерной особенностью источников аграрного права является их классификация на унифицированные и дифференцированные, то есть на те, что относятся ко всем сельскохозяйственным формирований (унифицированные) или их отдельных видов (дифференцированные).

В аграрном праве больше, чем в других отраслях права, источниками права выступают акты санкционированной и делегированного правотворчества.

Санкционированная деятельность — это многогранная деятельность сельскохозяйственных предприятий, органов самоуправления крестьян, фермерских и других хозяйств, одобренная государством в соответствующих нормативных актах, то есть государство оказывает юридическую силу уже разработанным нормативным актам сельскохозяйственных предприятий и органов самоуправления крестьян.

Разрешение государства сельскохозяйственным кооперативам, акционерным и другим хозяйственным обществам, а также союзам, обществам, объединениям и другим товаропроизводителям в аграрном секторе издавать нормативные акты для регулирования аграрных отношений есть не что иное, как делегирована правотворчество.

В зависимости от юридической силы источники аграрного права принято делить на законы, подзаконные и локальные акты.

Конституция Украины как Основной Закон составляет фундамент для развития аграрного права

Конституция — Основной Закон гражданского общества и государства, имеющий высшую юридическую силу, через который (согласно многовекового опыта и стремлений народа) утверждаются основы общественного и государственного строя и механизмы их действия, направленные на укрепление государства и обеспечения прав и свобод граждан. Положения Конституции Украины определяют права, свободы и обязанности человека и гражданина, в полной мере распространяется и на крестьян как участников агропромышленного производства во всех его формах организации. Все без исключения законодательство Украины должно соответствовать положениям Конституции Украины.

Конституция представляет базу для текущего законодательства и формирования правовой системы государства. Текущее законодательство развивает положения Конституции. Как юридическая база законодательства Конституция — сердцевина всего правового пространства страны, виток формирования ее правовой системы, ориентир ее совершенствования.

Конституция содержит нормы прямого действия, соответствующие основным стандартам современного международного права и не требуют каких-либо дополнительных законов и постановлений для его применения.

Конституция Украины признала землю, ее недра, водные и другие природные ресурсы объектом права собственности Украинского народа. От имени Украинского народа права собственника осуществляются органами государственной власти и органами местного самоуправления.

На основании ст. 41 Конституции Украины, в которой закреплено право каждого гражданина иметь свою собственность, и ст. 42, где говорится о праве всех граждан Украины на свободу объединения в политические партии и общественные организации, крестьяне имеют право объединяться в сельскохозяйственные кооперативы, союзы крестьян, акционерные и другие хозяйственные общества и заниматься любой, не запрещенной законом предпринимательской деятельностью .

Большую роль в аграрном праве, как и в других отраслях, играют законы Украины — нормативные акты высшей юридической силы.

Важное значение в регулировании аграрных отношений имеют следующие законы:

— от 17 октября 1991 «О приоритетности социального развития села и АПК в народном господарстве»;

— от 19 января 1991 «О хозяйственные общества»;

— От 19 июня 2003 «О фермерском хозяйстве»;

— От 10 июля 1996 «Об особенностях приватизации имущества в АПК» ;

— От 15 мая 2003 «О личном крестьянском хозяйстве»;

— От 17 июля 1997 «О сельскохозяйственной кооперации»;

— От 17 сентября 2008 «Об акционерных обществах».

К источникам аграрного права входят и другие законы, посвященные определенным общественным отношениям в аграрном секторе. Такими, например, является Закон Украины от 26 декабря 2002 «О семенах и посадочном материале» 8, который содержит основные положения, регулирующие производственном ство, реализацию и использование семян и посадочного материала сельскохозяйственных, декоративных, лекарственных и лесных растений, на которые утверждены государственные стандарты.

Закона Украины от 21 апреля 1998 «Об охране прав на сорта растений» 9 и от 30 июня 1993 «О карантине растений» 10 регулируют отношения по поводу отчуждения и прекращения права на сорта растений в Украине, а также содержат общие правовые, организационные и финансово-экономические основы карантина растений, регламентирующие деятельность государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан, направленную на предотвращение завоза и распространения отсутствующих на территории Украины опасных вредителей, болезней, растений и сорняков.

Подзаконные нормативно-правовые акты правительства и ведомств Украины имеют существенное значение в регулировании общественных отношений аграрного сектора в Украине. Нормативно-правовые акты правительства, министерств и ведомств Украины принимаются как по общим, так и по отдельным вопросам агропромышленного производства, экономического и социального развития, социального обеспечения и социального страхования, охраны здоровья работников сельского хозяйства. Указы Президента Украины регулируют вопросы общегосударственного значения и по осуществлению аграрной политики Украины, ускорения приватизационных процессов в АПК, на проведение земельной реформы.

Исследованию этих целей способствует Указ Президента Украины «О мерах по реформированию аграрных отношений». Он устанавливает правомочия сельскохозяйственных товаропроизводителей относительно самостоятельного распоряжения произведенной продукцией, определяет обязанности министерств и ведомств по реформированию аграрных отношений.

Ускорению земельной реформы посвящен Указ «О неотложных мерах по ускорению реформирования аграрного сектора экономики». Он предусматривает обеспечение всех членов КСП правом свободного выхода из этих предприятий и создание на их основе частно-арендных предприятий, фермерских хозяйств, хозяйственных обществ, сельскохозяйственных кооперативов, других субъектов хозяйствования, основанных на частной собственности.

Среди источников аграрного права важную роль играют нормативные акты правительства, в частности декреты, постановления, положения, принимаемые по различным вопросам хозяйственной, финансовой, договорной и другой деятельности сельскохозяйственных предприятий.

Примером подзаконных актов, которые принимает правительство государства, могут быть Постановление Кабинета Министров Украины от 10 декабря 2003 «О порядке использования средств госбюджета, которые направляются на приобретение отечественной техники и оборудования для АПК на условиях финансового лизинга и мероприятия по операциям финансового лизинга».

Конституция Украины — правовая основа источников аграрного права

Конституция 1996 как Основной закон государства окончательно закрепила правовой статус государства Украина, определила основные направления развития политической и правовой систем, структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления, основные политические, экономические и социальные права граждан, установила право государственной, коммунальной и частной собственности граждан и право собственности юридических лиц. В ней определен правовой статус и полномочия Верховной Рады, Президента, Кабинета Министров Украины, центральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Согласно ст. 8 Конституции, в Украине признается и действует принцип верховенства права, Конституция имеет высшую юридическую силу. Законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции и должны соответствовать ей. Нормы Конституции являются нормами прямого действия. Обращение в суд для защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина непосредственно на основании Конституции гарантируется. Все нормы Конституции являются источниками конституции права. Вышеперечисленные положения ст. 8 Конституции свидетельствуют, что Конституция является, с одной стороны, нормой прямого действия, а с другой — юридической основой для формирования и развития правовой системы Украины.

Конституция Украины должна быть положена в основу всех законов, которые ей должны соответствовать. Из этого следует, что она является первоисточником всей правовой системы и каждой отрасли права. Нормы законов каждой отрасли права, в частности аграрного, должны рассматриваться сквозь призму Конституции Украины. Они являются источниками отрасли аграрного права в той мере, в какой они соответствуют Конституции. Если законы, другие правовые акты или их отдельные положения или отдельные статьи законов, касающихся аграрного права, не соответствуют Конституции, по решению Конституционного Суда Украины они, согласно ст. 152 Конституции, признаются неконституционными и утрачивают силу со дня принятия Конституционным Судом решения об их неконституционности. Итак, законы и другие нормативно-правовые акты, касающиеся аграрного права, являются источниками аграрного права, поскольку соответствуют Конституции Украины.

Законы — основные источники аграрного права

Изложенное свидетельствует, что аграрное право как отрасль в системе права Украины имеет право на существование, поскольку для этого Верховной Радой Украины принят ряд унифицированных законов, которые являются основными для регулирования аграрных отношений. их можно назвать системой аграрных законов.

В аграрной сфере экономики вследствие специфики ее существования имеет место многопрофильная система хозяйствования, непременно связана с использованием земли, воды и других природных ресурсов, специальных материально-технических и энергетических ресурсов, капитану и человеческого труда. Это обуславливает существование различных подходов к организации производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки, хранения, реализации и потребления людьми, животными и другими живыми существами. Все это требует интеграции всех отраслей хозяйственной деятельности в аграрной сфере. В организационном плане такая интеграция происходит путем создания единого агропромышленного комплекса Украины. Организационно-правовое объединение

Дифференцированными являются следующие законы: «О зерне и рынке зерна в деятельности сельского хозяйства, производства сельскохозяйственной продукции (растениеводства и животноводства), переработки сественной продукции, ее хранения и реализации является основой АПК и направлено на создание единого механизма функционирования аграрной сферы.

В законодательном плане возникла необходимость в принятии ряда унифицированных законов, направленных на интеграцию правового регулирования аграрных отношений в целях построения целостной органической системы внутренне комплексных отраслевых нормативно-правовых актов, наделенных единственным правовым содержанием. Унифицированные акты аграрного законодательства является источником аграрного права и формой воспроизведение норм, основой которых является интеграция регулирования аграрных отношений.

Исходя из этих позиций, аграрные законы целесообразно сгруппировать по предмету регулирования отдельных групп аграрных отношений, обеспечивая при этом их общее единство и единую направленность на обеспечение интегрированной деятельности всех элементов комплекса.

В этом плане можно условно выделить следующие группы законов Украины, касающихся АПК:

1) унифицированные акты об организационно-правовой перестройку структуры АПК, аграрную реформу и создание эффективных товаро производителей сельскохозяйственной продукции. К этой группе относятся законы, касающиеся организационной перестройки в АПК:

«О коллективном сельскохозяйственном предприятии», «О сельскохозяйственной кооперации», «О личном крестьянском хозяйстве», а также законы Украины от 10 апреля 1992 «О потребительской кооперации» и от 20 декабря 2001 «О кредитных союзах»;

2) унифицированные акты законодательства о правовом режиме земель сельскохозяйственного назначения и земельной реформе;

3) унифицированные акты законодательства о селекции, семеноводство, животноводство и мелиорацию земель: законы Украины от 26 декабря 2002 «О семенах и посадочном материале», от 6 февраля 2003 «О рыбе, других водных живых ресурсах и пищевой продукции из них», от 15 декабря 1993″ О племенном деле в животноводстве «(в редакции Закона от 21 декабря 1999), от 25 июня 1992» О ветеринарной медицине «(в редакции Закона от 15 ноября 2001).

4) Эффективность аграрного законодательства обеспечивается сочетанием унификации и дифференциации в процессе его развития.

5) Дифференцированные акты аграрного законодательства — это нормативно-правовые акты, разрабатываемые с учетом различий в статусе субъектов аграрного предпринимательства.

Законы как источники аграрного права

Конституция Украины имеет высшую юридическую силу и является основой всех отраслей права, в том числе и аграрного. Законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны отвечать ей (ст. 8 Конституции Украины).

Правовые нормы, закрепленные в Конституции Украины, определяют общие полномочия всех государственных, общественных хозяйственных образований, в том числе в агропромышленном комплексе. В этих нормах закреплены юридические права, свободы и обязанности всех субъектов хозяйствования.

Провозглашенный в Конституции принцип верховенства права означает, что все поведение государственных органов, должностных лиц должна соответствовать требованиям права, что является воплощением высшей справедливости. Государственное руководство должно осуществляться не через волевые приказы, а путем реализации правовых учреждений. Командное управление должно быть заменено управлением на основе законов. Принципиальное значение имеет провозглашения принципов экономического, политического и идеологического многообразия. Это означает, что ныне окончательно покончено с бывшим господством одной формы собственности и что обеспечивается не только равенство всех форм собственности, но и их равноправный защиту.

Предоставленные Конституцией Украины права детализируются, конкретизируются и охраняются нормами аграрного права.

Так, закрепленное в ст. 13 Конституции право собственности украинского народа на землю, ее недра и природные ресурсы нашло свое отражение в Земельном кодексе Украины, третий раздел которого закрепил право частной собственности граждан на землю.

Важнейшие общественные отношения регулируются нормами законов.

Аграрные преобразования на селе, которые обусловливают необходимость расширения хозяйственной, сервисной, заготовительной, сбытовой деятельности крестьянства, а также развитие предпринимательства, обусловили необходимость принятия Закона Украины «О сельскохозяйственной кооперации». Этот закон направлен на обеспечение полной самостоятельности сельскохозяйственных кооперативов, реализацию их возможностей как субъектов хозяйствования, определение их прав и обязанностей в осуществлении хозяйственной деятельности.

Он гарантирует недопустимости вмешательства государства в осуществление хозяйственных функций сельскохозяйственного кооператива, ограничения его прав и интересов со стороны органов государственной власти и управления. Закон обеспечивает равные права сельскохозяйственных кооперативов с государственными предприятиями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, другими субъектами хозяйствования. Соответствующие разделы Закона предусматривают условия создания и порядок регистрации сельскохозяйственных кооперативов, правовой режим имущества, систему управления предприятием, самоуправления представительных органов предприятия, правовое определение и закрепление его хозяйственной, экономической, социальной деятельности. Законом предусмотрены права и обязанности кооператива как землевладельца, землепользователя и права самостоятельного определения направлений сельскохозяйственного производства, его структуры, объема, самостоятельного распоряжения произведенной продукцией и доходами, кооперации с промышленными предприятиями при переработке продукции сельскохозяйственного производства, изготовлении промышленных и іншів товаров, подготовке и переподготовке кадров.

Конституция Украины (ст. 36) наделяет каждого гражданина республики правом свободного объединения в общественные организации для осуществления и защиты своих прав и свобод и удовлетворения политических, экономических, социальных, культурных и других интересов.

Эта норма является юридическим основанием для создания и деятельности в Украине потребительской кооперации. Принят Закон Украины «О потребительской кооперации» очерчивает основные принципы, отношения, право собственности, структуру потребительской кооперации, порядок создания, реорганизации и ликвидации потребительских обществ и союзов. Закон определяет, что потребительская кооперация осуществляет торговую, заготовительную, производственную и другую деятельность, способствует социальному и культурному развитию села, народных промыслов и ремесел.

Законом Украины «О предприятиях в Украине» определено правовое положение всех типов и видов государственных сельскохозяйственных предприятий (совхозов, племенных, семенных хозяйств), общие правовые, экономические и социальные основы их организации, порядок создания, регистрации и ликвидации, организационный механизм осуществления ими хозяйственной деятельности.

Закон направлен на обеспечение самостоятельности предприятий, определяет их права и обязанности, регулирует отношения с другими предприятиями и организациями, местными советами, а также он содержит легальное определение государственного предприятия.

Правовое положение крестьянского (фермерского) хозяйства закрепляет Закон Украины «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Закон гарантирует право граждан Украины на добровольное создание этих хозяйств, самостоятельность их хозяйствования, равенство с другими формами хозяйствования в агропромышленном комплексе. Закон направлен на создание условий для развития крестьянских (фермерских) хозяйств, производство ими товарной сельскохозяйственной продукции, обеспечения рационального использования и правовой защиты этих хозяйств.

Он предусматривает порядок образования крестьянских (фермерских) хозяйств, порядок предоставления земельных участков, размеры, плату этих хозяйств за землю и т.д.

В аграрном секторе собственность представляет собой экономическую основу хозяйственной, самоуправляемой, социальной, культурно-бытовой деятельности всех участников сельскохозяйственного производства. На ней основывается участие производственно-хозяйственных объединений, сельскохозяйственных кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, арендаторов земли, владельцев личного подсобного хозяйства и отдельных граждан в товарно-денежных рыночных отношениях, ее материальное выражение — это комплекс имущества как средств и орудий производства, зданий, сооружений, транспортных средств, многолетних насаждений, посевов, скота, птицы, производимой продукции, денежных средств и других материальных ценностей. В то же время собственность составляет своеобразную совокупность общественно-экономических отношений по поводу конкретной формы присвоения, распоряжения и использования материальных средств. Общественно-экономическим содержанием форм собственности предопределяется и закрепляется положение: кому принадлежат средства производства. Этими исходными позициями в полной мере обусловлено первостепенную значимость принятия Верховной Радой Украины Закона «О собственности». Им провозглашено принципы: право собственности в Украине определяется и охраняется законом; собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается имуществом, которое ему принадлежит; собственник вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону; он может использовать имущество для осуществления любой хозяйственной или иной деятельности. В Законе также нашли юридическое закрепление право частной, коллективной, государственной и коммунальной собственности.

Принципиальное значение для аграрного права имеют законодательные положения Декларации о государственном суверенитете Украины и закона «О экономическую самостоятельность Украины».

В Декларации законодательный орган государственной власти Украины провозгласил государственный суверенитет Украины как верховенство, самостоятельность, полноту и неделимость власти республики в границах ее территории и независимость и равноправие во внешних отношениях. Украина самостоятельно определяет свой экономический статус и закрепляет его в законах. Принципиальное значение для аграрного права имеет исключительное право на владение, пользование и распоряжение национальным богатством Украины. Земля, ее недра, воздушное пространство, воды и другие природные ресурсы, весь экономический и научно-технический потенциал является собственностью народа, материальной основой суверенитета республики и используется с целью обеспечения материальных и духовных потребностей ее граждан.

Законом о экономическую самостоятельность Украины закреплен принцип подчинения общественного производства потребностям и интересам человека, создание условий для свободной творческой работы и самоутверждения личности, определены основные принципы экономической самостоятельности республики, господствующие в ней отношения собственности и ее формы. Закон гарантирует равноправие всех форм собственности и охрану права собственности законом.

Одним из важных источников аграрного права является Закон Украины «О приоритетности социального развития села и агропромышленного комплекса в народном хозяйстве Украины», который определяет организационно-экономические и правовые меры, обеспечивающие приоритетность развития села и агропромышленного комплекса. Им предоставляется право свободного выбора форм и направлений трудовой и хозяйственной деятельности, собственности на результаты своего труда, внедрение эквивалентного товарообмена между промышленностью и сельским хозяйством на основе паритетного ценообразования на их продукцию. Закон по-новому решает вопрос о приоритетности государственных инвестиций. В частности, предполагается обеспеченность сочетание выделенных средств с лимитами подрядных работ и ресурсов, которые будут направлены на развитие села и укрепление материально-технической базы агропромышленного комплекса. Впервые на уровне закона говорится о социальную защищенность крестьян и правовое обеспечение эквивалентности товарообмена на селе, научное и кадровое обеспечение сельскохозяйственного производства и другие важные вопросы.

ЛЕКЦИЯ № 2. Источники аграрного права

1. Классификация источников аграрного права

Современное аграрное право охватывает две взаимосвязанных между собой сферы правового регулирования. Одна из них – традиционная область аграрных отношений, складывающихся в сфере собственно сельскохозяйственной деятельности при обработке земли, производстве продукции растениеводства и животноводства.

Другая область отношений, регулируемых аграрным правом, включает в себя деятельность подсобных предприятий и промыслов в сельском хозяйстве, связанную с переработкой сельскохозяйственной продукции и производством продовольствия. Источники аграрного права служат формой выражения и закрепления аграрной политики государства как важного фактора, влияющего на формирование и развитие юридических институтов в сфере правового регулирования аграрных отношений. Аграрная политика государства складывается в форме социальных ориентаций, совокупности целей, идей, принципов, методов регулирования отношений между городом и деревней, экономических отношений в деревне, программ решения продовольственного вопроса.

Стратегия государства в аграрной политике вытекает из глубоко распространяющихся в аграрном секторе товарно-денежных отношений при наличии тенденций к формированию многоукладной аграрной экономики. Это выразилось в законодательном закреплении земельных участков в частную собственность граждан и юридических лиц, что в полной мере отвечает общепризнанным международным документам. Аграрное законодательство отдает приоритет такому праву, как право на свободный выход работников из колхозов и совхозов с закреплением за ними права на земельную долю.

Источники права – это внешняя форма выражения правотворческой деятельности государства при поддержке волеизъявления народа, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. Специфика источников аграрного права выражается в механизме их законодательного закрепления – они часто служат формой выражения в специальных актах аграрного законодательства, которые не входят ни в одну из основных отраслей законодательства.

Большинство норм аграрного права устанавливаются комплексными нормативно-правовыми актами, предназначенными специально для регулирования аграрных отношений. В состав комплексных правовых актов, оформляющих превращение совокупности пограничных правовых институтов в новую комплексную отрасль – аграрное право, входят также нормы гражданского, административного, трудового, иных основных отраслей права. Это комплексный характер правовых норм. В аграрно-правовой доктрине распространенной является трехчленная классификация источников аграрного права.

Они делятся по способу правотворчества на нормативные правовые акты государства, акты санкционированного и делегированного правотворчества. В аграрном праве в большой степени, чем в других отраслях права, используются в качестве источников права акты санкционированного и делегированного правотворчества.

Санкционирующая деятельность – многообразная правовая деятельность государства по утверждения, рассмотрению, одобрению нормативных актов сельскохозяйственных коммерческих организаций и органов общественного самоуправления крестьян – Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов.

Специфика делегированного правотворчества выражается в том, что уполномачивая сельскохозяйственные коммерческие организации и органы общественного крестьянского самоуправления на выработку нормативно-правовых актов, государство тем не менее не утрачивает своей компетенции на правовое регулирование аграрных отношений. Делегированное правотворчество в сфере государственного управления связано, как правило, с временным предоставлением подчиненному государственному органу права вырабатывать нормативный акт, издание которого составляет компетенцию делегирующего органа. Наиболее распространенной формой источника права являются нормативно-правовые акты.

1. Главным источником аграрного права, как и для всех остальных отраслей российского права является Конституция Российской Федерации, которая обладает верховенством над всеми правовыми актами в Российской Федерации и имеет высшую юридическую силу от 12 декабря 1993 г. Юридическая сила – это способность нормативного акта регулировать общественные от ношения.

2. Федеральные конституционные законы (при конкуренции нормативно-правовых актов различной юридической силы применяется тот нормативный акт, который имеет большую юридическую силу) которые комментируют многие положения Конституции РФ, в том числе и связанные с аграрным правом.

3. Федеральные Законы. Такие Законы различают по сфере действия:

1) общего действия;

2) специального действия.

Если закон специального действия регулирует общественные отношения иначе, чем закон общего действия, то действует закон специального действия; если закон общего действия регулирует общественные отношения, не урегулированные законом специального действия, то действует закон общего действия; если закон общего действия регулирует отношения, урегулированные законом специального действия, то действует закон специального действия.

Среди Федеральных законов, регулирующих аграрные правоотношения, можно выделить такие, как Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации», а также кодифицированные нормативно правовые акты, такие как ГК РФ, Земельный Кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ и другие.

4. Подзаконные акты – указы Президента. С 1991 г. президенту предоставлены чрезвычайные полномочия в области законодательства, с этого момента указы президента приобрели силу законов, это явление стали называть «указным законодательством», а также постановления Правительства РФ, которые также относятся к подзаконным актам.

5. Немалую роль в регулировании аграрных правоотношений играют нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации и локальные акты. Главной особенностью таких актов является то, что они ограничены в применении территориальными признаками.

Вопросы, регулируемые такими актами в основном применимы к определенному субъекту РФ по четко обозначенным признакам, например, наличие законодательных актов республик-субъектов РФ, регулирующих производственно-хозяйственную деятельность в той или иной отрасли (например, для Республики Саха (Якутия)) – животноводства, связано с региональной специализацией по вопросам сельского хозяйства, исходя из природно-климатических условий региона.

2. Конституция РФ как источник аграрного права

Конституция РФ обладает огромной юридическая функцией – она составляет фундамент для формирования и развития аграрного права, регулирует в общей форме в качестве Основного Закона государства и гражданского общества аграрные отношения, определяет конституционные параметры рыночной аграрной экономики, дает простор развитию правовых институтов, относящихся не только к государственному, но и другим отраслям, в том числе и к аграрному праву.

Конституция РФ содержит много норм, регулирующих отношения в области правового регулирования аграрных отношений:

1) права и свободы граждан в сфере аграрного предпринимательства, или правовое положение сельскохозяйственных коммерческих организаций и предпринимателей;

2) единство экономического пространства в рамках всей страны как для граждан и их объединений в сфере аграрной предпринимательской и иной экономической деятельности, так и для иных собственников (РФ, субъектов РФ, муниципалитетов);

3) свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности как необходимое условие формирования рыночной аграрной экономики;

4) государственное регулирование предпринимательской и иной экономической деятельности в сфере агропромышленного производства;

5) право собственности и другие вещные права крестьян на землю и другое недвижимое имущество;

6) правовое регулирование сельскохозяйственного труда;

7) расширение сферы деятельности суда в защите основных экономических прав и свобод граждан в сфере аграрного предпринимательства и иной экономической деятельности;

8) установление системы государственных органов, наделенных правотворческой компетенцией в области правового регулирования аграрных отношений и правоприменения.

Конституция РФ признает собственность в качестве основного самостоятельного производственного отношения в системе экономических отношений, существующих независимо от воли отдельных лиц. Статья 8 Конституции РФ признает и защищает равенство частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на землю – экономическую основу гражданского общества. С включением в Конституцию РФ положений о формах собственности на землю и другие природные ресурсы укрепляется устойчивость, незыблемость, защищенность отношений земельной собственности.

3. Унифицированные и дифференцированные нормативно-правовые акты аграрного законодательства

Унифицированные акты аграрного законодательства – юридический источник и форма выражения норм аграрного права, которые имеют в основе интеграцию правового регулирования аграрных отношений. Унификация создает благоприятные условия для уменьшения объема нормативного материала, для повышения эффективности правоприменительной деятельности.

Гражданский Кодекс РФ (глава 34) закрепляет важнейшие принципы, которые действуют и в аграрном праве:

1) договорной характер сельскохозяйственной аренды;

2) добровольность и равноправие сторон по договору аренды;

3) свобода выбора форм хозяйствования;

4) возмездный характер сельскохозяйственной аренды;

5) реальность и гарантированность субъективных прав арендодателя и арендатора.

Дифференцированные акты аграрного законодательства – юридический источник и форма выражения норм аграрного права, в основе которых лежит дифференциация правового регулирования аграрных отношений, обусловленная созданием новой системы производственных отношений, основанной на многообразии форм собственности и хозяйствования в условиях рынка.

Важнейший акт такого рода – Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Пример дифференциации – Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», содержит нормы материально-правового и процессуального регулирования, рассчитанные специально на их применение по отношению к сельскохозяйственным кооперативам.

Осуществление аграрной реформы привело к возникновению новых, не существующих ранее в рамках государственно-планового народного хозяйства организационно-правовых форм хозяйственной (коммерческой) деятельности, соответствующих рыночным отношениям. Появились новые типы предприятий – частные производственные формирования, первоначально совместные, малые предприятия, затем хозяйственные товарищества и общества.

ТЕМА 2. ИСТОЧНИКИ АГРАРНОГО ПРАВА

Источники аграрного права — внешняя форма выражения, закрепления аграрно-правовых норм, документы, в которых содержатся эти

Анализ нормативно-правовых актов, в которых закреплены нормы, регулирующие аграрные отношения, следует начинать с характеристики общих признаков, свойственных источникам любой отрасли права. Особое внимание должно быть уделено особенностям источников аграрного права как комплексной отрасли права. Для регулирования аграрных отношений достаточно широко применяются специальные комплексные нормативно-правовые акты аграрного законодательства. При изучении данной темы необходимо уделить внимание характеристике таких актов, содержащих нормы аграрного права, которые не входят ни в одну из отраслей права.

В аграрном праве используются два вида правового регулирования: унифицированное и дифференцированное. Каждое из них развивается под влиянием основных тенденций функционирования аграрного законодательства — расширения сферы регулирования аграрных отношений, обусловленных коренной перестройкой отношений, в том числе отношений собственности в сельском хозяйстве; изменением форм правового

регулирования аграрных отношений, связанного с устранением излишнего регламентирования, нормативных излишеств, администрированием, мелочной опеки; усилением процесса правового регулирования аграрных отношений.

Унифицированные (от латинского «приведение чего-либо к единой системе») нормативно-правовые акты составляют ядро аграрного законодательства, служат нормативной базой формирования данной отрасли. Такими актами признаются те, которые в равной мере единообразно регулируют аграрные отношения в частном, кооперативном, государственном секторах сельского хозяйства. Благодаря унифицированному аграрному законодательству уменьшается количество нормативных актов и содержащегося в них нормативного регулирования. Унификация в аграрном праве особенно необходима в настоящее время, когда государство устанавливает правила деятельности субъектов сельскохозяйственного производства в условиях и стремится к их равноправию на основе этих единых правил регулирования в целях достижения наибольшей эффективности сельского хозяйства. К унифицированным актам Российской Федерации относятся Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации в 1996—2000 годы, Закон РСФСР от 23 ноября 1990 г. «О земельной реформе», Закон РСФСР «О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами» от 26 июня 1991 г., Закон РСФСР «О социальном развитии села» от 21 декабря 1990 г., Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г., Закон РФ «О селекционных достижениях» от 6 августа 1993 г., два закона РФ от 14 мая 1993 г.: «О зерне» и «О ветеринарии» и другие законы; указы Президента: «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» от 27декабря 1991 г № 323, «О регулировании земельных отношений и развитии земельной реформы в России» от 27 октября 1993 года № 1767, «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации» от 24 декабря 1993 г. № 2287, «О реализации конституционных прав граждан на землю» от 7 марта 1996 г. № 337 и другие указы; постановления Правительства: «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев» от 1 февраля 1995 г., «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» от 29 декабря 1991 г. № 816, «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» от 4 сентября 1992 г. № 708 и другие нормативно-правовые акты.

В Республике Башкортостан к унифицированным аграрно-правовым актам относятся законы «О земельной реформе в Башкирской ССР» и «Земельный кодекс Башкирской ССР» от 22 марта 1991 г.

Дифференцированные нормативно-правовые акты

Дифференцированные акты аграрного законодательства -юридический источник и форма выражения норм аграрного права, в основе которых лежит дифференциация (разделение, расчленение целого на различные части) регулирования аграрных отношений, обусловленная созданием новой системы производственных отношений, базирующейся на многообразии форм собственности и хозяйствовании рынка.

К подобным актам аграрного законодательства относятся, в частности, Закон РФ от 22 ноября 1990 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Закон РФ «О сельскохозяйственной кооперации», Закон от 26 декабря 1995 г. «Об акционерных обществах», Закон РФ от 8 февраля 1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью, а также Закон РБ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве в Башкирской ССР» от 21 марта 1991 г., «Об аренде в Башкирской ССР» от 18 июня 1991 г., «О плате за землю» от 28 февраля 1992 г., а также ряд других Указов Президента РБ и Постановлений Кабинета Министров РБ.

Указ Президента Республики Башкортостан от 7 декабря 1995 года №УП-756 «О передаче гражданам в собственность земельных участков для веления личного подсобного хозяйства, садоводства, строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, дачного и гаражного

Формирование новой системы аграрных отношений, базирующейся на многообразии форм собственности и хозяйствовании в условиях рынка, порождает дифференциацию аграрного законодательства.

Нормативно-правовые акты аграрного законодательства по способу их формирования допустимо делить на акты делегированного правотворчества и санкционированного правотворчества. Большинство основных источников аграрного права, как и любой другой отрасли права, является результатом государственного правотворчества, то есть нормативными актами, принятыми государственными законодательными или исполнительными органами, или муниципальными органами. Однако специфика аграрного права заключается в том, что в нем значительную роль играют акты делегированного и санкционированного правотворчества. Такое разделение осуществляется в зависимости от того, какого рода субъекты

принимают нормативные акты.

Делегированное правотворчество означает, что государство поручает или иным образом дает полномочия на принятие нормативных актов, регулирующих аграрные отношения, сельскохозяйственным организациям и предприятиям, и органам крестьянского самоуправления. Наиболее известным примером источников аграрного права, созданных на основании делегированных государством полномочий, служит Примерный

Устав колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива), утвержденный Съездом колхозников России 13 февраля 1992 года. К числу актов делегированного правотворчества относятся разного рода локальные нормативные правовые акты, такие, как правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, коллективном подряде и т.д.

Санкционированное правотворчество выражается в том, что государство придает юридическую силу, одобряя, утверждая в установленном порядке уже принятые негосударственными организациями и предприятиями нормативные акты. Наиболее распространенным видом санкционированного правотворчества является утверждение государственными органами уставов сельскохозяйственных организаций и предприятий, осуществляемое в процессе государственной регистрации последних.

Определенная часть нормативных предписаний, регулирующих аграрные отношения, закреплена в комплексных актах, являющихся источниками права ряда отраслей. Как правило, это законы Российской Федерации и ее субъектов. Нормативной базой правотворчества всех видов выступает Конституция Российской Федерации, которая характеризуется верховенством в системе законодательства, демократической и гуманистической направленностью, стабильностью конституционных предписаний, единством нормативных и программных начал.

В последнее время значительно возросла роль текущих законов в регулировании аграрных отношений. Особо следует выделить законы, обеспечивающие функционирование многообразия форм собственности, разгосударствление и приватизацию, равные правовые и экономические условия частных, кооперативных, государственных сельскохозяйственных предприятий и объединений.

Большая часть аграрного законодательства состоит из подзаконных актов.

Особое внимание следует уделить изучению Указов Президента Российской Федерации, которыми определен правовой механизм реализации земельной и аграрной реформы.

Видное место занимают Постановления Кабинета Министров и Правительства, объектом которых являются различные виды аграрных отношений в области развития и взаимодействия частной, государственной, муниципальной собственности, а также собственности общественных организаций. На основе правительственных постановлений обеспечивается финансовое, валютное, кредитное, налоговое, ценовое регулирование сельского хозяйства.

В системе источников аграрного права многочисленные нормативные акты министерств и ведомств, в том числе Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, комитетов по земельным ресурсам

и землеустройству Российской Федерации и Республики Башкортостан.

Студентам основное внимание надо уделить анализу рекомендаций Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ по реорганизации колхозов и совхозов, которые закрепляют основные принципы аграрной реформы, определяют основные направления реорганизации колхозов и совхозов. Особого изучения требует проблема применения актов бывшего Союза ССР на территории Российской Федерации. В данном случае следует иметь в виду, что применение законов бывшего Союза ССР на территории Российской Федерации допустимо, если законы и нормативные акты бывшего Союза ССР приняты в пределах полномочий, переданных союзным органам Российской Федерации, если они ратифицированы или подтверждены соответствующими органами государственной власти и управления РФ, если соответствующие общественные отношения не урегулированы законами РФ.

В аграрном праве широко применяются такие нормативные акты, как примерные уставы, типовые положения, примерные правила, типовые договоры, рекомендации и другие источники. Они довольно широко используются в сельскохозяйственном кооперативном законодательстве, которое в настоящее время выступает важной составной частью аграрного законодательства.

В связи с реализацией аграрной политики, направленной на поддержку частных и коллективных сельскохозяйственных предприятий, особо должен быть выделен вопрос о правовой природе Примерного Устава колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива), который определяет экономические, социальные, организационные и правовые основы деятельности колхозов (сельскохозяйственных производственных кооперативов). В настоящее время действует Примерный Устав колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива), принятый съездом колхозников России 13 февраля 1992 г. Его нормы применялись с учетом Рекомендаций по приведению уставов колхозов, сохраняющих прежнюю форму хозяйствования, в соответствии с действующим законодательством. Они утверждены Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 4 января 1993 г.

Сельскохозяйственные производственные кооперативы широко практикуют издание нормативных актов, за которыми государство признает силу источников права. К ним относятся: устав конкретного сельскохозяйственного производственного кооператива, правила внутреннего распорядка сельскохозяйственного производственного кооператива, положения об оплате труда, внутрихозяйственном расчете, коллективном подряде, аренде, другие внутрикооперативные акты. Студент обязан понять сущность и природу санкционированного правотворчества государства, делегированного правотворчества сельскохозяйственных производственных

кооперативов, уяснить порядок принятия локальных нормативных актов, определить условия их деятельности.

Виды локальных правовых актов, входящих в норматив, которые принимаются сельскохозяйственными товариществами, обществами, в том числе и акционерными обществами, государственными

сельскохозяйственными товариществами, обществами, в том числе и акционерными обществами, государственными сельскохозяйственными предприятиями, регламентированы ГК РФ и общими и специальными законами, определяющими правовой статус каждого вида предприятий. При изучении темы «Источники аграрного права» следует изучить руководящие постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

Смотрите еще:

  • Подоходный налог при работе по патенту Как возместить НДФЛ иностранцу? Если иностранный гражданин работает по патенту, то работодатель удерживает 13% с его заработной платы для оплаты налога на доход физического лица (НДФЛ). Однако не только работодатель выплачивает налог, но […]
  • Правила обращения граждан в суде Электронные обращения граждан в суды общей юрисдикции Порядок обращения граждан в суды общей юрисдикции, поступающие в электронной форме, и их рассмотрение, регулируется Положением о порядке рассмотрения судами общей юрисдикции […]
  • Межведомственное взаимодействие с органами опеки Межведомственное взаимодействие в решении социально-педагогических проблем ребенка в образовательной организации В своей практической деятельности социальный педагог выполняет основные функции: защитно-охранную, профилактическую, […]
  • Налоги в 2018 году для физлиц Подоходный налог с физических лиц 2018 в России: изменения и ставки НДФЛ Одним из самых популярных налогов в РФ является подоходный налог для физичесикх лиц, который затрагивает абсолютно всех работающих граждан. Не удивительно, что к […]
  • Когда раскольников совершил преступление Почему Раскольников решился на преступление? Личность Раскольникова выдающаяся. У него есть задатки ясного ума, твердого характера и благородного сердца. В раннем возрасте Родион Раскольников был чутким ребенком, сострадательным и […]
  • Приказы о внеурочной деятельности по фгос Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа №6 Тутаевского муниципального района ФГОС ФГОС Нормативно-правовые документы Федеральный уровень Региональный уровень Приказ Департамента образования Ярославской области […]
  • В иске о выселении отказать Отказ в иске о выселении без предоставления другого жилого помещения является законным, так как истица является собственником доли жилого помещения и обратиться в суд с иском о выселении на основании бесхозяйственного обращения с жилым […]
  • Правила поведения с сотрудниками на работе Как себя вести на работе, в офисе? Этикет. Правила. Правильное поведение для карьеры. Как правильно себя вести на работе, чтобы Вас любили, уважали и продвигали по служебной лестнице. Поведенческие стратегии в офисе для карьеры. (10+) Как […]