Админ наказанием

АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое «АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ» в других словарях:

Административное наказание — или Административное взыскание мера административной ответственности за совершение административного правонарушения. Содержание 1 Административные наказания в России … Википедия

административное наказание — мера ответственности за совершение административного правонарушения. А. н. применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, а также в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим… … Российская энциклопедия по охране труда

АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ — установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения. А.н. применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. А.н. не может иметь своей… … Юридическая энциклопедия

Административное наказание — установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, применяемая в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ — установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения. Применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

Административное наказание — установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения (мера административной ответственности). Применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими… … Большой юридический словарь

Административное наказание — 1. Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими… … Официальная терминология

Административное наказание — установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения и применяемая в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, при применении в отношении… … Пограничный словарь

Административное наказание — это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, которая подразделяется на следующие виды: предупреждение; административный штраф; … Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий

НАКАЗАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЕ — АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ … Юридическая энциклопедия

Понятие, виды и классификация административных наказаний (взысканий). Административная ответственность юридических лиц (коллективных субъектов)

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ).

Из понятия административного наказания, данного в КоАП РФ, можно выделить следующие признаки:

  1. административное наказание есть установленная государством мера ответственности;
  2. административное наказание применяется лишь за совершение административного правонарушения;
  3. административное наказание может быть применено только к лицу, признанному виновным в совершении административного правонарушения;
  4. административное наказание есть кара, которая заключается в обусловленном им лишении или ограничении прав и свобод правонарушителя;
  5. административное наказание всегда носит личный характер и не должно затрагивать интересы третьих лиц;
  6. административное наказание применяется широким кругом органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;
  7. административное наказание всегда влечет последствие, при котором нарушитель и после исполнения административного наказания считается подвергнутым такому наказанию.
  8. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания (ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ):

    • предупреждение;
    • административный штраф;
    • возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
    • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
    • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
    • административный арест;
    • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
    • дисквалификация;
    • административное приостановление деятельности.
    • Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификация и административное приостановление деятельности могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

      Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

      За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности.

      По уровню установления административные наказания бывают: устанавливаемые на федеральном уровне (все виды административных наказаний), устанавливаемые на уровне субъекта РФ (предупреждение, административный штраф).

      По характеру правоограничений административные наказания делятся на: меры психического воздействия, устанавливаемые на федеральном уровне (все виды административных наказаний); меры имущественного характера (административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения); меры по ограничению отдельных субъективных прав (лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификация); меры, оказывающие физическое воздействие (административный арест).

      По процессуальному порядку применения: меры, применяемые в административном (внесудебном) порядке (предупреждение, административный штраф) и оказывающие физическое воздействие (административный арест); меры, применяемые в судебном порядке (возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация).

      По характеру распространенности: меры, применяемые ко всем субъектам (предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения); меры, применяемые только к физическим лицам (лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификация).

      Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

      В случае если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП РФ не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

      При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

      При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.

      При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.

      При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

      В случаях, указанных в частях 3 — 6 ст. 2.10 КоАП РФ, административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.

      Административные наказания, назначенные в соответствии с пп. 2 — 4 ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ юридическому лицу за совершение административного правонарушения до завершения реорганизации юридического лица, применяются с учетом положений ч. 3 — 6 ст. 2.10 КоАП РФ.

      В случае совершения административного правонарушения единоличным исполнительным органом юридического лица, имеющим статус юридического лица, административное наказание назначается ему в пределах санкции, предусмотренной для юридических лиц.

      Административные наказания: Видео

      Дисквалификация как вид административного наказания

      Одним из видов административного наказания является дисквалификация.

      Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий, либо осуществлять деятельность в сфере проведения экспертизы промышленной безопасности, либо осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность.

      Дисквалификация относится к числу длящихся административных наказаний и устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

      Правом назначать данный вид административного наказания, который применяется только в качестве основного, обладают исключительно судьи.

      Наказание в виде дисквалификации предусмотрено достаточно широким перечнем статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Например, дисквалификация может быть назначена за нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27 КоАП РФ) ; незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю (ст. 5.53 КоАП РФ); нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг (ст. 5.63 КоАП РФ); нарушение установленных законодательством о физической культуре и спорте требований о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним (ст. 6.18 КоАП РФ); нарушение требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (ст. 7.23.1 КоАП РФ); нарушение порядка ценообразования (ст. 14.6 КоАП РФ); ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления (ст. 14.9 КоАП РФ); фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 14.12 КоАП РФ) ; нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 14.25 КоАП РФ) ; незаконное получение или предоставление кредитного отчета (ст. 14.29 КоАП РФ) и другие правонарушения.

      В целях учета лиц, дисквалифицированных на основании вступивших в законную силу судебных постановлений о дисквалификации, а также для обеспечения заинтересованных лиц информацией о дисквалифицированных лицах Федеральной налоговой службой ведется реестр дисквалифицированных лиц.

      Постановлением Правительства РФ от 03.07.2014 № 615 «Об установлении размера платы за предоставление сведений из реестра дисквалифицированных лиц, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» установлено, что сведения, содержащиеся в реестре дисквалифицированных лиц, в виде выписки о конкретном дисквалифицированном лице либо справки об отсутствии запрашиваемой информации, могут быть предоставлены заинтересованным лицам за плату в размере 100 рублей.

      По материалам, предоставленным управлением правовой статистики прокуратуры Пензенской области.

      Админ наказанием

      3. Понятие и виды административных наказаний

      Административное наказание — мера ответственности за административное правонарушение. Оно применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 КоАП РФ).
      Основными видами административных наказаний являются:
      1) предупреждение;
      2) административный штраф;
      3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
      4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
      5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу (права управления транспортным средством, права охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств);
      6) административный арест;
      7) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
      8) дисквалификация;
      9) административное приостановление деятельности.
      Законодательством РФ, т. е. федеральными законами, могут быть установлены и иные, кроме указанных, административные наказания.
      Закон подразделяет административные наказания на основные и дополнительные. Возмездное изъятие и конфискация орудия или предмета, а также административное выдворение за пределы РФ могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных наказаний, остальные — только в качестве основных.
      Рассмотрим виды административных наказаний.
      Предупреждение — мера морального характера. Оно выносится только в письменной форме и влечет за собой такие юридические последствия, как и все другие административные наказания. Устное предупреждение не является административным наказанием, а является мерой предупредительного характера.
      Административный штраф — это денежное взыскание, выражающееся в величине, кратной:
      1) минимальному размеру месячной оплаты труда (МРОТ) на момент окончания или пресечения правонарушения;
      2) стоимости предмета административного правонарушения;
      3) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате либо сумме незаконной валютной операции. Штраф не может быть менее 1/10 МРОТ.
      Размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать 25 минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц — 50 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — 1000 минимальных размеров оплаты труда.
      Административный штраф за нарушение законодательства РФ о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, антимонопольного, таможенного, патентного, валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, законодательства РФ о естественных монополиях, о рекламе, о лотереях, об охране окружающей природной среды, об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о безопасности дорожного движения, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательства о несостоятельности (банкротстве), а также за нарушение правил пребывания (проживания) в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, правил привлечения и использования в РФ иностранных работников, налагаемый на должностных лиц и юридических лиц, может быть установлен с превышением размеров, указанных в абзаце первом настоящей части, но не может превышать для должностных лиц 200 минимальных размеров оплаты труда, для юридических лиц — 5000 минимальных размеров оплаты труда.
      Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов или таможенных пошлин, либо суммы незаконной валютной операции, либо суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо суммы денежных средств, не возвращенных в установленный срок в РФ, не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости.
      Возмездное изъятие орудия или предмета совершения правонарушения состоит в принудительном изъятии только предмета, который явился орудием совершения или непосредственным объектом совершенного правонарушения. Изъятый предмет реализуется с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.
      Возмездное изъятие охотничьего оружия и боеприпасов и других дозволенных орудий охоты и рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.
      Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения, в собственность государства не изъятых из оборота вещей. Конфискации подлежит лишь предмет, находящийся в личной собственности. Предметы контрабанды могут быть конфискованы независимо от того, кто является их собственником.
      Ограничения этой меры сводятся к тому, что конфискация огнестрельного оружия и боеприпасов, других орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.
      Конфискуется именно определенный предмет, а не имущество, что отличает эту меру от меры уголовного наказания.
      Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета правонарушения:
      — подлежащих в соответствии с федеральным законам возвращению их законному собственнику;
      — изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению. Наказание назначается судьей.
      Лишение специального права — права управления транспортными средствами, права охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств — применяется на срок от одного месяца до двух лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этими правами.
      Лишение права управления средствами транспорта не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением следующих случаев:
      — управления транспортным средством в состоянии опьянения,
      — оставления места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он является;
      — уклонения от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
      Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых она является основным законным источником средств к существованию.
      Наказание назначается судьей.
      Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается лишь в исключительных случаях на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — на срок до 30 суток.
      Административный арест не может применяться:
      а) к беременным женщинам;
      б) женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет;
      в) к лицам, не достигшим 18 лет;
      г) к инвалидам 1-й и 2-й групп.
      Непосредственное исполнение административного ареста осуществляют сотрудники специальных приемников органов внутренних дел.
      Административное выдворение за пределы России иностранных граждан и лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом их перемещении через Государственную границу РФ за пределы России, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из РФ.
      Административное выдворение за пределы РФ как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в РФ — соответствующими должностными лицами.
      Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законом.
      Наказание назначается судьей на срок от шести месяцев до трех лет.
      Субъектами правонарушения являются лица: а) осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица;
      б) члены совета директоров;
      в) индивидуальные предприниматели;
      г) арбитражные управляющие.
      Следует отметить, что Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 805 утверждено Положение о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц, который ведется в целях обеспечения учета лиц, дисквалифицированных на основании вступивших в силу постановлений судов о дисквалификации, а также для обеспечения заинтересованных лиц информацией о дисквалифицированных лицах.
      Другим постановлением Правительства РФ от 2 августа 2005 г. № 483 «Об уполномоченном органе, осуществляющем формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц» установлено, что МВД РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц.
      Административное приостановление деятельности (ст. 3.12 КоАП РФ) заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
      Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
      Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток.
      Судья на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.

      Общая характеристика административных наказаний

      Меры административной ответственности (административные наказания) можно охарактеризовать в зависимости от содержания тех ограничений и лишений, которые наступают для правонарушителей в результате их применения.

      Предупреждение (ст. 3.4 КоАП РФ) является мерой административной ответственности, выраженной в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме и применяется преимущественно к лицу, виновному в совершении административного правонарушения, причинившего незначительный вред. Предупреждение в устной форме (замечание) административным наказанием не является.

      Административный штраф (ст. 3.5 КоАП) РФ представляет собой денежное взыскание, налагаемое уполномоченным органом (должностным лицом) на физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение. Он призван оказать воздействие на имущественные интересы правонарушителя.

      Административный штраф может выражаться в рублях и устанавливаться в размерах: на граждан — не более 5000 руб., на должностных лиц — не более 50 000 руб., на юридических лиц — не более 1 000 000 руб. либо в величине, кратной:

      1. стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения (не более трехкратного размера);
      2. сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачислен-ных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, не возращенных в установленный срок в Россий-скую Федерацию, либо сумме неуплаченного административного штрафа (не более трехкратного размера);
      3. сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено админи-стративное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году (не более 1/25 пятой совокупного размера суммы выручки).
      4. Минимальный размер административного штрафа за совершение любого административного правонарушения не может быть установлен законодателем менее 100 руб.

        Взыскиваемые с физических и юридических лиц суммы административных штрафов подлежат зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

        Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

        Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.6 КоАП РФ) состоит в принудительном изъятии вещи, при помощи которой было совершено противоправное деяние (орудие административного правонарушения), либо вещи, по поводу которой совершено противоправное деяние (предмет административного правонарушения).

        Данное административное наказание является мерой административной ответственности имущественного характера, применяемой в отношении физического или юридического лица — собственника вещи, использованной им в качестве орудия совершения административного правонарушения или явившейся предметом административного правонарушения. Изъятие вещи, не принадлежащей правонарушителю на праве собственности (например, изъятие предметов незаконной охоты, рыболовных сетей, не принадлежащих правонарушителю на праве собственности), не является административным наказанием.

        Кроме того, не является административным наказанием изъятие вещей и документов, обнаруженных при административном задержании, личном досмотре лица или досмотре вещей, находящихся при физическом лице.

        возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения составляют три взаимосвязанных действия:

        1. изъятие у правонарушителя вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения;
        2. реализация этой вещи через специализированный магазин;
        3. передача вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятой вещи.

        В настоящее время возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения применяется за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 20.8 и ч. 3 ст. 20.12 КоАП РФ, а именно — за нарушение правил хранения, ношения, уничтожения, коллекционирования и экспонирования оружия и патронов к нему, а также правил использования оружия и патронов к нему. возмездному изъятию при совершении указанных правонарушений подлежат огнестрельное оружие и патроны к нему.

        В силу ч. 2 ст. 3.6 КоАП РФ возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

        Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.7 КоАП РФ) состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства вещи, которая явилась орудием совершения либо предметом административного правонарушения.

        Конфискация как дополнительное административное наказание применяется, в частности, за нарушение таможенных правил, правил оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, правил оборота оружия и боеприпасов, государственных стандартов и технических регламентов.

        Не является конфискацией изъятие вещи из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, изъятие вещи, подлежащей в соответствии с федеральным законом возвращению законному собственнику, а также вещи, изъятой из оборота либо находившейся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащей обращению в собственность государства или уничтожению.

        Вещи, изъятые из оборота, определяются в порядке, установленном законом.

        В силу ч. 2 ст. 3.7 КоАП РФ конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

        Лишение специального права, предоставленного физическому лицу (ст. 3.8 КоАП РФ), состоит в лишении физического лица, совершившего административное правонарушение, на срок от одного месяца до двух лет предоставленного ему права управления транспортным средством, права охоты, права использования высокочастотных и радиоэлектронных устройств.

        Лишение специального права влечет установление запрета на управление транспортным средством, занятие охотой, эксплуатацию высокочастотных и радиоэлектронных устройств на срок от одного месяца до трех лет.

        В соответствии с ч. 3 ст. 3.8 КоАП РФ лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

        В силу ч. 4 ст. 3.8 КоАП РФ лишение специального права в виде права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.

        Административный арест (ст. 3.9 КоАП РФ) заключается в краткосрочном содержании правонарушителя (физического лица) в условиях изоляции от общества в специально установленных местах, а именно — в специальных приемниках для лиц, арестованных в административном порядке, функционирующих в системе органов внутренних дел.

        Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные, наиболее серьезные административные правонарушения, в частности, за мелкое хулиганство, неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы, нарушениие требований режима чрезвычайного положения и за некоторые другие нарушения.

        Срок административного ареста устанавливается от одних до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции — до 30 суток.

        В силу ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ административный арест не может применяться в качестве наказания к совершившим соответствующие административные правонарушения беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп.

        Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 3.10 КоАП РФ) является мерой административной ответственности, которая применяется исключительно к иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся на территории Российской Федерации на законных основаниях.

        Суть административного выдворения за пределы Российской Федерации заключается в принудительном и контролируемом перемещении органами внутренних дел, органами и войсками пограничной службы иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством, — в контролируемом самостоятельном выезде указанных граждан и лиц из Российской Федерации.

        Применение данной меры влечет для иностранца или лица без гражданства официальное прекращение дальнейшего пребывания на территории Российской Федерации, сочетаемое с обязанностью покинуть ее пределы.

        Административное выдворение за пределы Российской Федерации применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства за совершение ими таких административных правонарушений, как нарушение режима государственной границы РФ, нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, нарушение режима пребывания в Российской Федерации.

        Депортация иностранных граждан и лиц без гражданства, представляющая собой принудительную высылку указанных лиц из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для дальнейшего их пребывания (проживания) в Российской Федерации, предусмотренная Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», не является административным наказанием.

        Дисквалификация (ст. 3.11 КоАП РФ) как мера административной ответственности заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, права входить в совет директоров (наблюдательный совет), права осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также права осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, пре-дусмотренных законодательством РФ.

        Дисквалификация может быть применена к следующим категориям физических лиц, участвующим в управлении юридическими лицами:

        1. лица, осуществляющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица (генеральный директор, директор, их заместители и т.п.);
        2. члены совета директоров в акционерных обществах;
        3. индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по управлению юридическими лицами, в том числе арбитражные управляющие.
        4. Дисквалификация как административное наказание включает в себя два элемента:

          • лишение права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, т.е. прекращение трудового договора (контракта) с дисквалифицированным лицом;
          • лишение права входить в совет директоров (наблюдательный совет), т.е. исключение лица из состава данного коллегиального органа управления акционерным обществом.

          Дисквалификация применяется на срок от шести месяцев до трех лет.

          Данный вид административного наказания может быть применен к указанным выше физическим лицам за нарушение законодательства о труде и об охране труда, фиктивное или преднамеренное банкротство, ненадлежащее управление юридическим лицом, неправомерные действия при банкротстве и за некоторые другие нарушения.

          Административное приостановление деятельности (ст. 3.12 КоАП РФ) заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

          Данный вид административного наказания применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности, в области градостроительной деятельности, а также в области трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства.

          Административное приостановление деятельности может быть назначено на срок до 90 суток.

          На основании ходатайства индивидуального предпринимателя или юридического лица, которому было назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности, судья, орган, должностное лицо, назначившие данное наказание, вправе досрочно прекратить исполнение этого наказания, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного наказания.

          Лекция 8. Административная ответственность

          8.5. Общие правила назначения административного наказания

          Наказание за совершение административного правонарушения налагается в пределах и в точном соответствии с законом, предусматривающим ответственность заданное правонарушение, т. е. не допускается применение наказания ниже низшего предела.

          Административные наказания должны налагаться полномочным органом (должностным лицом) с учетом характера совершенного правонарушения (объекта посягательства, последствий, распространенности деяния и состояния борьбы с ним) и обстоятельств, смягчающих (отягчающих) ответственность. Кроме того, если субъектом правонарушения выступает физическое лицо, учитывается также личность виновного, его имущественного положение, для юридических лиц — имущественное и финансовое положение.

          К обстоятельствам, смягчающим ответственность за административные правонарушения, ст. 4 2 КоАП РФ относит:

          1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение,

          2) предотвращение виновным вредных последствий правонарушения,

          3) добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда,

          4) совершение правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

          5) совершение правонарушения несовершеннолетним,

          6) совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

          Законодатель не исчерпывает всех обстоятельств, которые могут быть признаны смягчающими административную ответственность. Орган (должностное лицо), решающий дело, вправе признать смягчающими и другие обстоятельства. Ими могут являться возраст, состояние здоровья и др.

          В ст. 4.3 КоАП РФ указан исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность. К данным обстоятельствам относятся:

          1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

          2) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию и не истек один год со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания;

          3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

          4) совершение правонарушения группой лиц;

          5) совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

          6) совершение правонарушения в состоянии опьянения (в зависимости от характера административного правонарушения данное обстоятельство может быть и не признано отягчающим).

          Следует иметь в виду, что данные отягчающие обстоятельства не могут учитываться как таковые в случае, если они являются квалифицирующими признаками административных правонарушений в соответствии с нормами КоАП РФ.

          При нескольких административных правонарушениях, совершенных одним и тем же лицом, административное наказание налагается за каждое правонарушение в отдельности. Однако если при этом дела одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), то взыскание налагается в пределах только одной санкции.

          Административные наказания могут быть назначены:

          1) не позднее 2 месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении — 2 месяцев со дня его обнаружения;

          2) не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении — со дня обнаружения — за ряд административных правонарушений, указанных в ч.1 ст. 4.5 КоАП (за нарушение законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, за совершение таможенных, налоговых и других правонарушений);

          3) не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении — со дня обнаружения — при применении дисквалификации;

          4) в случае отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

          Данные сроки могут быть приостановлены до передачи материалов дела уполномоченному органу (должностному лицу) при удовлетворении ходатайства гражданина о рассмотрении дела по месту жительства.

          В Кодексе РФ об административных правонарушениях предусмотрено правило, согласно которому лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Указанный срок (один год) учитывается при квалификации правонарушения как повторного, что служит обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

          Законодатель предоставил право органу (должностному лицу), решающему дело, при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить правонарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Устное замечание не является мерой административной ответственности и не влечет юридических последствий для правонарушителя.

          Если в результате административного правонарушения нанесен имущественный вред, то судья, рассматривая дело, вправе, при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. В случае если дело рассматривается иным уполномоченным органом (должностным лицом), спор о возмещении имущественного ущерба разрешается судом по правилам гражданского судопроизводства. Споры о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, рассматриваются также в судебном порядке.

          Административное наказание: что это такое, виды, правила применения в практике

          При совершении противоправных действий нарушитель должен понести ответственность в рамках законодательства. За правонарушения небольшой тяжести уголовная ответственность не назначается: в этом случае нарушитель наказывается по правилам административного кодекса, и в этом случае он не получает судимость.

          Административные наказания назначают за незначительные нарушения норм гражданского, трудового, уголовного и другого права, перечень правонарушений и взысканий отражен в КоАП РФ.

          Определение и назначение административного наказания

          Наказания за административное нарушение четко прописаны в Законе

          Что такое административное наказание? Это мера государственного принуждения, которая представляет собой карательные санкции за совершенный проступок. Все эти меры четко прописаны в КоАП, порядок назначения и снятия также отражен в кодексе.

          К примеру, отстранение от работы или отзыв лицензии не являются мерой административного наказания, так как такие меры в кодексе не прописаны и назначаются не правоохранительными, а надзорными органами. Основная цель административного наказания – ограничить права и назначить дополнительные обязанности виновного в качестве ответственности за совершенное правонарушение, а также предупредить повторное нарушение установленных норм.

          Цель существования кодекса – обеспечить соблюдение закона и порядка всеми участниками общества, а также исключить нарушения права, способные причинить серьезный ущерб. При назначении административного наказания учитываются обстоятельства, смягчающие или отягчающие вину. Смягчение ответственности возможно при наличии следующих обстоятельствах:

          • Несовершеннолетний возраст нарушителя. Минимальная возрастная граница административной ответственности – 16 лет, до этого времени ответственность за поступки нарушителя несут родители или опекуны.
          • Возраст до 18 лет считается смягчающим обстоятельством при назначении взыскания.
          • Беременность нарушительницы либо наличие малолетнего ребенка на иждивении. Суд при рассмотрении дела учитывает это обстоятельство, и наказание окажется более мягким.
          • Совершение правонарушения в состоянии аффекта, вызванного тяжелыми обстоятельствами. Такие дела рассматриваются в индивидуальном порядке: суд может смягчить наказание, если выяснится, что противоправное действие было совершено в состоянии тяжелых переживаний.
          • Раскаяние и добровольное сообщение о совершенном нарушении. Еще одним смягчающим обстоятельством может стать компенсация причиненного вреда.
          • Закон предусматривает определенный перечень отягчающих обстоятельств при административных правонарушениях, при наличии которых назначается более суровое наказание. В их числе повторное правонарушение, состояние опьянения в момент правонарушения, участие группы лиц, вовлечение несовершеннолетних и т. д. При выяснении обстоятельств дела суд должен учесть все обстоятельств и вынести справедливое решение.

            Разновидности административного наказания

            Штраф как наказание за административное нарушение

            В действующем законодательстве прописано 9 мер административного взыскания, налагаемого за правонарушения небольшой тяжести. Любое из них не влечет наложения судимости, и после выполнения предписания суда гражданин полностью восстанавливается во всех правах. Основные меры административного воздействия:

          • Предупреждение. Это официальная негативная оценка совершенного действия со стороны государства. Предупреждение также служит предостережением о недопустимости повторного нарушения. Обычно эта мера используется при первом совершении незначительного проступка, предупреждение считается официально назначенным только при его документальном оформлении. К примеру, если сотрудник ГИБДД просто предупредил нарушителя, это не считается мерой административного воздействия.
          • Административный штраф – наиболее распространенная мера ответственности, применяемая к нарушителям КоАП. Величина штрафа зависит от правонарушения и от нарушителя: для граждан она находится в пределах 1-20 МРОТ, для должностных лиц – до 50 МРОТ, для организаций – до 1000 МРОТ. Базовая сумма МРОТ составляет 100 рублей.
          • Возмездное изъятие предмета, с помощью которого совершено правонарушение. Эта мера назначается по решению суда: предмет изымается и продается, выученная сумма передается собственнику. К примеру, может быть изъято охотничье оружие, если владелец допускал нарушение правил охоты на определенной территории.
          • Конфискация предмета, с помощью которого совершено правонарушение. В этом случае предмет изымается в пользу государства, и его стоимость собственнику не компенсируется. Конфисковать по решению суда можно только непосредственно орудие, которым совершено правонарушение.
          • Лишение определенного права на срок, установленный решением суда. После совершения правонарушения гражданин может быть лишен права управления личным транспортом, права на охоту и т. д. После истечения назначенного судом срока гражданин восстанавливается в правах.
          • Административный арест – мера воздействия, налагаемая за серьезные правонарушения, по опасности для общества приближенные к преступлениям, В этом случае гражданин изолируется от общества на срок до 15 суток. Арест не применяется к несовершеннолетним нарушителям, инвалидам первой и второй группы, беременным женщинам и матерям детей до 14 лет.
          • Выдворение за пределы РФ иностранных граждан. Если иностранец нарушил правила пребывания в России или пересечения границы, его в принудительном порядке выдворяют из страны с запретом въезда на определенный срок.
          • Дисквалификация – запрет занимать определенный перечень должностей или заниматься некоторыми видами деятельности на срок, указанный в судебном решении. Обычно налагается запрет на пребывание на руководящих должностях.
          • Приостановление деятельности организации по решению суда. Этот вид наказания введен в 2005 году, он может назначаться для противодействия терроризму, отмыванию доходов, предотвращения угрозы жизни людей в результате работы данной организации.
          • Совокупность административных правонарушений

            Административное наказание — серьезный вопрос

            Один из важных принципов юридической ответственности – недопустимость удвоения наказания. Ни одно физическое или юридическое лицо не может быть наказано дважды за один проступок, возможно лишь назначение основного и дополнительного наказания в зависимости от обстоятельств совершения противоправного действия.

            Однако в судебной практике встречается такое понятие, как совокупность правонарушений, за которые на одного гражданина или одну организацию могут налагаться разные меры административной ответственности. Такая ситуация возникает в нескольких случаях:

            • Одним человеком или одной организацией были в разное время совершены два правонарушения. Ни по одному из них не истек срок давности и не было назначено взыскание.
            • В результате одного действия или бездействия были совершены сразу два правонарушения.
            • По каждому правонарушению предусмотрена отдельная статья КоАП с разными мерами ответственности.
            • В подобных случаях объем административного взыскания рассчитывается по совокупности правонарушений с учетом тяжести их последствий. В отличие от практики по уголовным преступлениям, по административным правонарушениям возможно сложение наказаний: в этом случае, к примеру, выплачивается сумма штрафов за два нарушения. Кроме того, в этом случае судья может назначить дополнительное взыскание в зависимости от тяжести правонарушений.

              В законе отдельно прописано понятие повторно и неоднократно совершенного правонарушения. Повторным оно признается, если человек совершил тот же проступок до того, как истек предыдущий срок административного наказания.

              Административная ответственность для иностранцев

              Если правонарушение на территории РФ совершает иностранный гражданин или человек, у которого вообще нет гражданства, на них распространяются все основные положения КоАП, и решение суда будет выноситься на общих основаниях. Аналогичное правило распространяется на иностранцев и людей без гражданства, допустивших правонарушение на континентальном шельфе.

              Наиболее распространенное нарушение, допускаемое иностранцами – нарушение правил пребывания в стране. Так, если иностранный гражданин пересек границу как турист, он не имеет права работать или заниматься предпринимательством. При обнаружении незаконного трудоустройства на иностранца не только налагается штраф, его могут выдворить из страны по решению суда. После выдворения незаконным мигрантам закрывается въезд в страну на 5 лет.

              Административные нарушения — тема видеосюжета:

              Смотрите еще:

              • Денежный штраф на руси Денежный штраф на руси Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 . Смотреть что такое "ВИРА" в других словарях: ВИРА — (сканд.). Денежная пеня за убийство или увечье, которую […]
              • Международное преступление википедия Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 . Смотреть что такое "МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ" в других словарях: МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ — см. Международные […]
              • Адвокат по уголовным делам мурманск давайте знакомиться. АДВОКАТ Шилейко Дмитрий Станиславович родился 13 марта 1974 года в г. Мурманск. Выпускник Мурманского государственного технического университа (1998г.) и Московского государственного юридического университета им. […]
              • Сенат генерал прокурор ГЕНЕРАЛ-ПРОКУРОР Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 . Смотреть что такое "ГЕНЕРАЛ-ПРОКУРОР" в других словарях: ГЕНЕРАЛ-ПРОКУРОР — главное лицо в сенате, наблюдающее за […]
              • Транспортный налог организации ставка Налоги и налоговая система Налоговый кодекс Российской Федерации Транспортный налог До 2003 г. налогообложение транспортных средств базировалось на двух налогах — налоге с владельцев транспортных средств и налоге на имущество […]
              • Федеративный договор о разграничении полномочий Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 . Смотреть что такое "ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР" в других словарях: ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР — договор о разграничении предметов ведения и […]
              • Субсидия на оплату квартиру Как получить субсидии на оплату коммунальных услуг (квартплату)? Субсидии на оплату коммунальных услуг предоставляются определенным категориям граждан в соответствии с жилищным законодательством РФ. Чтобы узнать подробности о процедуре […]
              • Срок рассмотрения запроса в суде Сроки рассмотрения гражданских дел в суде Сроки рассмотрения гражданских дел достаточно четко определены законодательством, однако на практике далеко не всегда соблюдаются. О том, какие факторы могут влиять на продолжительность указанных […]