Защите прав потребителей услуг телефонной связи

Пояснительная записка к проекту федерального закона N 116536-3 «О защите прав потребителей услуг телефонной связи» (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона «О защите прав потребителей услуг
телефонной связи»

Настоящий законопроект устанавливает гарантии защиты прав потребителей услуг телефонной связи, связанные со спецификой данного вида услуг и дополняющие общие положения о защите прав заказчиков услуг и прав потребителей, установленные Гражданским кодексом и Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Возможность принятия специального закона, обеспечивающего защиту прав потребителей услуг связи, предусмотрена статьей 31 Федерального Закона «О связи» («Защита прав пользователей связи на предоставление услуг электрической и почтовой связи надлежащего качества, получение информации о таких услугах и об их исполнителях, а также механизм реализации этих прав регулируются законодательством Российской Федерации»).

Данный законопроект обобщает опыт рассмотрения наиболее типичных жалоб абонентов, интегрирует положения проектов законов по данной тематике, внесенных законодательными собраниями Омской и Калужской областей, учитывает предложения Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, направленные руководителям органов государственной власти Российской Федерации.

Проект закона не противоречит действующему закону «О связи», более того, вопросы, которые он регулирует, и проблемы, которые должен решить, действующим законом «О связи» не рассматриваются вообще. Поэтому он может рассматриваться независимо от внесения комплексных изменений в закон «О связи».

Настоящий законопроект направлен на защиту прав пользователей услуг телефонной связи, в должной мере не обеспеченных действующими законодательными актами и наиболее часто нарушающихся занимающими монопольное положение операторами связи, а также органами исполнительной власти. К их числу относятся:

— защита пользователей связи от неправомерного навязывания фиктивных услуг по подключению уже обеспеченных связью помещений, произвольной замены оператором связи абонентского номера;

— защита пользователей связи от навязывания платных «услуг», являющихся неотъемлемой составной частью обязанностей операторов связи по обслуживанию своих абонентов;

— защита прав и законных интересов абонентов, нарушаемых при внедрении повременной системы оплаты местных телефонных переговоров;

— защита прав и законных интересов абонентов от последствий несанкционированных подключений, а также выставления операторами связи необоснованных счетов;

— защита прав абонентов на предоставление услуг надлежащего качества;

— защита законных интересов абонентов, требующих установления соразмерной и экономически обусловленной платы за предоставляемые им услуги.

Законопроект четко определяет, какие услуги предоставляются абоненту за плату, а какие — безвозмездно. Отсутствие данных норм в действующих нормативных актах вызывает массовые злоупотребления; к примеру, в соответствии с действующими правилами оператор связи вправе назначать плату за предоставление абоненту информации о времени и продолжительности звонков данного абонента, хотя без этой информации абонент не может проконтролировать правильность выставленного счета.

Законопроект устанавливает право абонента выбирать систему оплаты услуг местной телефонной связи — абонентскую либо повременную. Данная система широко применяется в тех странах, на опыт которых обычно ссылаются в обоснование необходимости введения повременной оплаты (к примеру, в США и Канаде), и позволяет ограничить многочисленные негативные последствия введения повременной оплаты, к числу которых относятся:

— повышение средней стоимости услуг связи для абонентов;

— рост бюджетных расходов на телефонную связь государственных учреждений;

— рост накладных расходов для бизнеса, в некоторых отраслях способный привести к разорению части предприятий и повсеместно стимулирующий новый виток инфляции;

— тяжелые последствия для социально-незащищенных категорий, прежде всего — инвалидов, ограниченных в возможностях передвижения;

— негативный социально-психологический эффект, когда общедоступная до настоящего времени услуга внезапно переходит в разряд предметов роскоши;

— усугубление проблемы «телефонного пиратства»;

— негативные последствия для развития коммуникационных сетей, использующих телефонную связь в качестве одной из основных средств обеспечения доступа, прежде всего — для развития сети Интернет.

Вместе с тем гарантированное право абонента выбирать систему оплаты нисколько не препятствует достижению единственного положительного результата введения повременной оплаты — снижению нагрузки на телефонные сети общего пользования. Вопросы достижения необходимой рентабельности операторов связи решаются выбором конкретного соотношения тарифов при абонентской и повременной системах оплаты.

Законопроект предусматривает передачу регулирования тарифов на услуги местной телефонной связи органам власти субъектов Российской Федерации. Данное положение не противоречит действующему Федеральному закону «О связи» (см. статью 21). Такой порядок действовал до 1998 года, и, как показывает практика, в большей степени способствовал достижению справедливого баланса интересов абонентов и операторов связи, нежели действующий в настоящее время. Региональные органы исполнительной власти в большей степени подвержены влиянию избирателей, нежели федеральные, лучше представляют себе реальное положение дел в регионе и способны оценить необходимость принятия тех или иных мер в этой области. Анализ экономических результатов деятельности предприятий связи Санкт-Петербурга показывает, что регулирование тарифов на региональном уровне не препятствует развитию сетей связи.

Для согласования данного положения с Федеральным законом «О естественных монополиях» целесообразно внести в него поправку, позволяющую передавать полномочия по регулированию иным органам государственной власти, кроме федеральной службы по регулированию деятельности естественных монополий. Следует отметить, что без внесения этой поправки существующий порядок регулирования тарифов, установленный Указом Президента РФ от 22.09.98 N 1142, противоречит Федеральному закону «О естественных монополиях» и Закону Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Проект закона ограничивает возможность предоставления абоненту услуг связи в кредит. Это необходимо, чтобы ограничить ущерб, причиняемый абонентам «телефонным пиратством». Отсутствие подобных ограничений в настоящее время приводит к настоящим человеческим трагедиям, иногда со смертельным исходом (См. «Комсомольскую правду в Санкт-Петербурге» от 25 января 2000 г.).

Проект закона устанавливает порядок разрешения споров абонента и оператора связи, порядок установления требований по обеспечению абонента связью надлежащего качества и гарантирует абонентам полное возмещение вреда, вызванного нарушениями со стороны операторов связи.

Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона «О защите прав потребителей услуг телефонной
связи»

Введение в действие настоящего закона не потребует дополнительных расходов из средств федерального и региональных бюджетов.

Перечень актов
федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу,
приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием
федерального закона «О защите прав потребителей услуг телефонной связи»

Принятие федерального закона «О защите прав потребителей услуг телефонной связи» потребует внесения изменений в следующие нормативно-правовые акты:

— Федеральный закон «О естественных монополиях» (поправка к закону прилагается);

— Указ Президента РФ от 22.09.98 г. N 1142;

— Правила оказания услуг телефонной связи, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 года N 1235;

— Постановление Правительства РФ от 28 декабря 1998 года N 1559 «О совершенствовании государственного регулирования цен (тарифов) на услуги связи».

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Защита прав потребителей услуг связи

Принимая во внимание участившиеся обращения граждан с жалобами на операторов различных услуг связи, обращаем внимание потребителей на отдельные аспекты правового регулирования правоотношений в указанной сфере.

Правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи, в первую очередь определяет Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи».

В числе прочего названный законодательный акт (далее — ФЗ «О связи») регламентирует порядок подачи пользователями услуг связи жалоб (предъявления претензий) и устанавливает правила их рассмотрения операторами связи. При этом пунктом 4 статьи 55 ФЗ «О связи» предусмотрен обязательный досудебный порядок предъявления претензий в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи .

Претензии предъявляются в сроки, определенные в пункте 5 статьи 55 ФЗ «О связи», с обязательным приложением (см. пункт 6 статьи 55 ФЗ «О связи») копии договора об оказании услуг связи или иного удостоверяющего факт заключения договора документа, а также иных документов, которые необходимы для рассмотрения претензии по существу и в которых должны быть указаны сведения о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору об оказании услуг связи, а в случае предъявления претензии о возмещении ущерба — о факте и размере причиненного ущерба.

Претензия должна быть рассмотрена не позднее чем через шестьдесят дней со дня ее регистрации. О результатах рассмотрения претензии лицу, предъявившему претензию (статья 56 ФЗ «О связи») , должно быть сообщено в письменной форме (пункт 7 статьи 55 ФЗ «О связи») .

При отклонении претензии полностью или частично либо неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки пользователь услугами связи имеет право предъявить иск в суд (пункт 9 статьи 55 ФЗ «О связи») .

Отношения в области почтовой связи помимо ФЗ «О связи» регулируются Федеральным законом от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее — ФЗ «О почтовой связи») , а отношения в области международной почтовой связи могут регулироваться решениями международных почтовых организаций, участником которых является Российская Федерация.

Согласно статье 34 ФЗ «О почтовой связи» , определяющей основания и размеры ответственности операторов почтовой связи, «ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи». При этом, вводя правила исчисления величины убытков, которые могут быть причинены пользователям услуг связи и возмещаются оператором почтовой связи, статья 34 ФЗ «О почтовой связи» нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений (тем более, международных) в качестве основания для возмещения убытков не рассматривает.

Порядок предъявления претензий оператору почтовой связи установлен положениями статьи 37 ФЗ «О почтовой связи» .

Дополнительно следует иметь в виду, что взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи, а также права и обязанности указанных операторов и пользователей регламентированы Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 № 221.

Отношения между абонентом, пользующимся услугами подвижной связи, и оператором связи при оказании услуг подвижной радиосвязи и (или) услуг подвижной радиотелефонной связи регламентированы Правилами оказания услуг подвижной связи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 № 328.

При рассмотрении жалоб граждан на ненадлежащее предоставление услуг кабельного телевидения следует в числе прочего руководствоваться Правилами оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 № 785.

Правоотношения между гражданами-абонентами услуг связи и операторами связи по поводу предоставления услуг доступа к информационным системам информационно — телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет, регулируются Правилами оказания телематических услуг связи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 № 575.

Правовое регулирование других видов услуг связи также осуществляется постановлениями Правительства Российской Федерации:

от 18.05.2005 № 310 «Об утверждении Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи»,

от 15.04.2005 № 222 «Об утверждении Правил оказания услуг телеграфной связи»,

от 23.01.2006 № 32 «Об утверждении Правил оказания услуг связи по передаче данных»,

от 06.06.2005 № 353 «Об утверждении Правил оказания услуг связи проводного радиовещания».

Кроме того, необходимо принимать во внимание (в целях правильного и единообразного наименования услуг связи) положения постановления Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий» .

Роспотребнадзор (стенд)

Защита прав потребителей услуг подвижной (мобильной) связи — Защита прав потребителей

Breadcrumbs

Защита прав потребителей услуг подвижной (мобильной) связи

Защита прав потребителей услуг подвижной (мобильной) связи

Базовым законодательством, регулирующим правоотношения между исполнителем (оператором связи) и потребителями (абонентом) услуг подвижной связи, является:

  • Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»;
  • Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»
  • Правила оказания услуг подвижной связи, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 № 328 (далее — Правила).
  • Правила регламентируется порядок и основания оказания или приостановления оказания услуг связи, расторжения договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, ответственность сторон, форму и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения претензий потребителей к операторам связи.

    В силу действующих Правил, в случае нарушения оператором сроков обеспечения доступа к сети подвижной связи Абонент вправе обратиться с письменной претензией, составленной в двух экземплярах и потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением указанных сроков, а также требовать выплаты неустойки в размере 3% за каждый день просрочки. Претензия может быть отправлена по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, а также вручена лично оператору связи с отметкой о вручении на экземпляре потребителя. Претензия рассматривается оператором связи в срок не более 60 дней с даты регистрации претензии. О результатах рассмотрения претензии оператор связи должен сообщить (в письменной форме) предъявившему ее абоненту. Если оператор связи отказывает в удовлетворении требований потребителя или не отвечает на претензию, потребитель вправе обратиться в суд с исковым заявлением.

    В случае нарушения установленных в договоре сроков оказания услуг подвижной связи Абонент по своему выбору вправе:

  • назначить оператору новый срок;
  • потребовать соразмерного уменьшения стоимости услуг подвижной связи;
  • отказаться от исполнения договора об оказании услуг подвижной связи.
  • Абонент также вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуг подвижной связи. При этом абонент вправе предъявить оператору связи письменную претензию в двух экземплярах с одним из вышеперечисленных требований, а также потребовать выплатить неустойку в размере 3% за каждый день просрочки. К претензии прилагаются копия договора, а также иные необходимые для рассмотрения документы, в которых должны быть указаны сведения о неисполнении обязательств по договору.

    Если Вам оказаны не все услуги подвижной связи, предусмотренные договором, то потребитель вправе обратиться с письменной претензией, составленной в двух экземплярах и по своему выбору потребовать соразмерного уменьшения стоимости услуг телефонной связи, или отказаться от исполнения договора, а также требовать выплаты неустойки в размере 3% за каждый день просрочки. Порядок вручения претензии тот же.

    Если услуги подвижной (мобильной) связи оказываются потребителю оператором связи некачественно, то абонент вправе потребовать по своему выбору:

    а) безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги подвижной связи;

    б) соответствующего уменьшения стоимости услуги подвижной связи;

    в) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги подвижной связи своими силами или третьими лицами.

    В случае если претензия была признана оператором связи обоснованной, выявленные недостатки подлежат устранению в разумный срок, назначенный абонентом.

    Защита прав потребителей в сфере услуг связи

    В нашей повседневной жизни без использования услуг связи не может обойтись ни один городской и даже сельский житель. Использование сотовых, стационарных телефонов, сети Интернет стало таким же обыденным явлением, как покупки продуктов в магазине. В связи с этим многократно возрастает конкуренция компаний, предлагающих такие услуги. Их количество неуклонно растет, они предлагают скидки, устраивают акции, активно рекламируют свои услуги, и все это производится для того, чтобы завоевать своего потребителя. Поэтому, правоотношения в этой области сейчас приобрели особое значение и требуют особого контроля в первую очередь со стороны самих потребителей.

    К отношениям по договору оказания услуг связи

    применяются нормы следующих законодательных актов:

  • Гражданского кодекса РФ;
  • Федерального закона от 07.07.2003 г. №126-ФЗ «О связи»;
  • Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. №2300-I «О защите прав потребителей»;
  • Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 N 7 (ред. от 29.06.2010) «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей»;
  • Правил оказания услуг подвижной связи, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 № 328.
  • В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Закона «О связи», на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.

    При оказании услуг связи существуют следующие основные проблемы:

  • Нарушение права потребителя на достоверную и полную информацию при заключении договора на оказание услуг связи (ст. 8-10 Закона «О защите прав потребителей»);
  • Нарушение права потребителя на качественное обслуживание (ст. 4 Закона «О защите прав потребителя»);
  • Нарушение права потребителя на обслуживание в установленный договором срок (ст. 27, 28 Закона «О защите прав потребителей»);
  • Нарушение права потребителя на безопасность передаваемой информации, нарушение тайны телефонных разговоров и сообщений;
  • Нарушение права потребителя на оказание всех указанных в договоре услуг связи;
  • Внесение в договор оказания услуг связи условий, заведомо нарушающих права потребителя;
  • Нарушение права потребителя на судебную защиту.
  • Обращаем внимание потребителей на тот факт, что деятельность по предоставлению услуг связи подлежит лицензированию в РФ, в соответствии с ч.2 ст.9 Закона «О защите прав потребителей». Поэтому, прежде чем заключать договор на оказание услуг связи с какой-либо компанией, необходимо узнать, имеется ли у нее лицензия на оказание услуг такого рода.

    Потребитель также сможет самостоятельно защитить себя, выбирая контрагентом фирму, зарекомендовавшую себя на рынке услуг связи как крупную, стабильную и добросовестную. В этом случае нарушения прав потребителя можно избежать вовсе, а в случае, если это произойдет, гораздо проще отстоять свои права, ведь добросовестные компании следят за своей репутацией и не станут сознательно и подло уходить от ответственности.

    Для решения вопроса о нарушении права потребителя в области оказания услуг связи, необходимо проводить обязательную претензионную работу (п. 4 ст. 55 Закона «О связи»). И для того, чтобы впоследствии успешно отстоять свои права в суде, лучше заручиться поддержкой опытного специалиста в правовом поле – адвоката по защите прав потребителей. Наши адвокаты обладают обширной судебной практикой в разрешении вопросов, связанных с оказанием услуг связи, поэтому решат Вашу проблему быстро, профессионально и ответственно.

    Примеры, чего удавалось добиться

    при защите прав потребителей услуг связи:

    1. Расторжение договора на оказание услуг связи в связи в неполным предоставлением информации потребителю о тарифах в досудебном порядке;
    2. Замена тарифного плана с выплатой разницы в цене потребителю в досудебном порядке;
    3. Осуществление всех услуг, предусмотренных договором оказания услуг связи после проведения претензионной работы;
    4. Взыскание убытков в связи с нарушением оператором сроков предоставления услуг связи в досудебном порядке;
    5. Решение суда о расторжении договора на оказание услуг связи и возврат потребителю выплаченных сумм по договору;
    6. Решение суда о замене тарифного плана на другой с выплатой потребителю излишне уплаченных сумм по договору оказания услуг связи;
    7. Решение суда о расторжении договора об оказании услуг связи в связи с низким качеством обслуживания и выплатой компенсации потребителю;
    8. Решение суда о признании условий договора оказания услуг связи заведомо нарушающими права потребителя;
    9. Решение суда о привлечении к ответственности оператора в связи с нарушением тайны телефонных переговоров, а также взыскание компенсации морального вреда и оплаты штрафа в размере 50% от присужденной суммы;
    10. В услуги адвоката по защите прав потребителей

      в сфере услуг связи, входит:

    11. Первичная консультация опытного адвоката по защите прав потребителей в сфере оказания услуг связи;
    12. Изучение документов, переданных потребителю, в том числе анализ договора на оказание услуг связи;
    13. Обзор судебной практики по имеющемуся вопросу;
    14. Вынесение правового заключения адвокатом по имеющейся ситуации (устное или письменное);
    15. Проведение переговоров с представителем оператора в целях досудебного урегулирования конфликта;
    16. Составление и передача претензии руководителю оператора;
    17. Формирование четкой и эффективной правовой позиции для судебного заседания;
    18. Составление мотивированного искового заявления и других необходимых документов в суд;
    19. Передача искового заявления и других документов в суд на личном приеме у судьи;
    20. Участие в судебном процессе от имени доверителя с целью надлежащего и юридически грамотного представительства его интересов на протяжении всех судебных заседаний;
    21. Получение на руки судебного решения и исполнительного листа, а также предъявление исполнительного листа к исполнению;
    22. Обжалование судебного решения (при необходимости).
    23. Проект Федерального закона «О защите прав потребителей услуг телефонной связи»

      Повторно (после поправок) 26 марта 2002г. внесен депутатами ГД Л.В.Шишловым, П.Б.Шелищем, С.Ю.Глазьевым, О.В.Шеиным и Р.Г.Гостевым и рассмотрен Советом ГД 16 апреля 2002г.

      Ответственный по работе над законопроектом — Комитет по энергетике, транспорту и связи, в который направляются замечания и предложения до 1 июня 2002г.

      Вносят депутаты Государственной Думы
      А.В.Шишлов, П.Б.Шелищ, С.Ю.Глазьев, О.В.Шеин, Р.Г.Гостев
      15 марта 2002 года
      N 116536-3

      Федеральный Закон
      «О защите прав потребителей услуг телефонной связи»

      Настоящий закон устанавливает гарантии защиты прав потребителей услуг телефонной связи на получение услуг должного качества по соразмерным тарифам, дополняющие и конкретизирующие общие положения о защите прав заказчика и потребителя при предоставлении услуг, установленные гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством о защите прав потребителей Российской Федерации.

      Статья 1. Основные понятия.

      1. Абонент услуг телефонной связи (далее абонент) — гражданин, заключивший договор с оператором связи об оказании услуг телефонной связи с выделением абонентского (телефонного) номера.

      2. Местные телефонные соединения (переговоры) — телефонные соединения в пределах тарифных зон, устанавливаемых органами власти субъектов Российской Федерации. На территориях населенных пунктов и городских поселений не может быть создано несколько тарифных зон.

      3. Местная телефонная связь — услуги по предоставлению местных телефонных соединений.

      4. Стационарная телефонная связь — предоставление телефонных соединений, необходимым технологическим условием для которого является расположение абонентского телефонного аппарата или иного абонентского устройства связи в непосредственной близости к определенному месту (помещению).

      5. Абонентская линия — физический канал стационарной телефонной связи от телефонной станции до точки включения оконечного устройства связи абонента;

      6. Мобильная телефонная связь — предоставление телефонных соединений, возможное при расположении абонентского устройства в произвольном месте определенной географической зоны.

      7. Телематическая служба — предоставление платных услуг по телефону, вызывающее повышенную нагрузку на телефонную сеть; перечень видов услуг телематических служб утверждается Правительством РФ.

      Статья 2. Права пользователей телефонной связи.

      1. Настоящий закон устанавливает права абонентов и иных пользователей услуг телефонной связи:

      • на предоставление информации об услугах телефонной связи;
      • на выбор системы оплаты услуг;
      • на предоставление услуг связи должного качества;
      • на безопасность услуг связи;
      • на государственное регулирование оплаты за услуги связи, предоставляемые доминирующими операторами связи;
      • на возмещение вреда.
      • 2. Настоящий закон не ограничивает права потребителей услуг телефонной связи, установленные иными законами и правовыми актами Российской Федерации.

        Статья 3. Выделение абонентского номера с подключением абонента к телефонной сети.

        1. Оплата подключения абонента к телефонной сети с выделением абонентского номера осуществляется абонентом единовременно либо в рассрочку, в соответствии с условиями договора с оператором телефонной связи. В случае, если тарифы на услуги данного оператора подлежат государственному регулированию, по требованию абонента оператор связи обязан предоставить ему возможность оплаты подключения с рассрочкой платежа не менее чем на 6 месяцев, с первоначальным взносом не более 30 процентов.

        2. Оператор связи обязан сохранять за абонентом выделенный ему абонентский номер бессрочно до расторжения договора с данным абонентом в порядке, установленном законом.

        Оператор связи вправе заменить абонентский номер при замене автоматической телефонной станции на новую с общей заменой номеров пользователей данной АТС (при этом меняется префикс номера, соответствующий данной АТС, а прочие цифры сохраняются неизменными).

        Оператор связи вправе также заменить абонентский номер при технологической невозможности сохранения за абонентом данного номера. В этом случае оператор связи обязан направить абоненту объяснение причин замены номера и выплатить абоненту компенсацию в размере половины стоимости услуги по выделению абонентского номера по текущему прейскуранту оператора связи.

        3. Во всех случаях замены номера оператор связи обязан известить абонента и сообщить ему новый номер не менее чем за три месяца, если необходимость срочной замены не вызвана непредвиденными и чрезвычайными обстоятельствами.

        4. Оператор связи не вправе без согласия абонента переключать его абонентскую линию для совместного использования с другими абонентами по схеме с применением блокиратора либо аппаратуры высокочастотного уплотнения, а также предоставлять иную возможность использования либо прослушивания абонентской линии данного абонента другим лицам без согласия данного абонента, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

        5. Абонент вправе переключить абонентский номер на абонентскую линию, подключенную к другому помещению, находящемуся во владении данного абонента (при наличии технической возможности такого переключения). Переключение абонентского номера является дополнительной услугой.

        6. В случае прекращения у абонента права пользования помещением, в котором осуществлено его подключение к местной телефонной сети, договор с ним расторгается оператором местной телефонной связи, который обязан по требованию иного лица, приобретшего право пользования этим жилым помещением, в течение 30 дней заключить договор с этим лицом. При этом переоформление договора на указанное иное лицо осуществляется бесплатно.

        Статья 4. Договор об оказании услуг телефонной связи и его существенные условия.

        1. Договор об оказании абоненту услуг телефонной связи, если иное не установлено сторонами при заключении договора, является договором присоединения. Условия договора об оказании абоненту услуг телефонной связи должны соответствовать Правилам, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

        2. Договор об оказании абоненту услуг телефонной связи является публичным договором.

        3. Договор об оказании абоненту услуг телефонной связи считается заключенным при наличии письменного соглашения данного абонента с оператором связи с указанием существенных условий договора.

        4. Изменение и расторжение договора осуществляется по соглашению сторон, за исключением случаев, предусмотренных законом. Абонент вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор с оператором связи.

        5. Договор об оказании услуг стационарной телефонной связи может заключаться только с лицом, обладающим правом владения или пользования помещением, указанным в договоре. Если помещение находится в долевой собственности либо в пользовании у нескольких лиц- с собственниками (либо лицами, обладающими правом пользования) данного помещения заключается договор о предоставлении им абонентского номера индивидуального либо коллективного пользования по их выбору.

        6. Существенными условиями договора на предоставление услуг телефонной связи являются: предоставляемый абоненту абонентский номер, адрес помещения, подключенного по абонентской линии (для стационарной телефонной связи); тип договора (индивидуального или коллективного пользования); схема включения абонентского номера (по отдельной линии, спаренная или с применением аппаратуры высокочастотного уплотнения), перечень услуг связи, предоставляемых абоненту; цена услуг связи, за исключением услуг связи, тарифы на которые в соответствии с действующим законодательством устанавливаются государственными органами; система оплаты услуг (абонентская либо повременная); срок действия договора.

        7. Заключение и изменение договоров и соглашений с абонентами, внесение изменений в условия обслуживания абонентов не является услугами операторов связи и не оплачивается абонентами. Предоставление абонентам информации, которую оператор связи обязан предоставлять абонентам в соответствии с действующим законодательством, осуществляется оператором связи бесплатно.

        8. По истечении срока действия договора на предоставление услуг связи, если ни одна из сторон не заявила о намерении изменить условия указанного договора, договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях.

        9. Договором может быть предусмотрен порядок изменения установленных договором тарифов на оказание услуг связи.

        10. Одностороннее изменение условий договора не допускается.

        Статья 5. Индивидуальные и коллективные абонентские договоры.

        1. С нанимателями жилья в коммунальных квартирах государственного и муниципального жилищного фонда заключается договор о предоставлении им абонентского номера коллективного пользования.

        Договор о предоставлении абонентского номера коллективного пользования может заключаться также с совладельцами жилья, находящегося в долевой собственности, по их требованию либо в случае возникновения между ними спора.

        2. Права и обязанности абонента в отношении абонентских номеров коллективного пользования осуществляются совместно собственниками (нанимателями) данного жилья. Граждане, утрачивающие права собственников (нанимателей), утрачивают права абонента; граждане, приобретающие права собственников (нанимателей), приобретают права абонента.

        3. В случае возникновения спора между абонентами, совместно заключившими абонентский договор о предоставлении абонентского номера индивидуального пользования, по требованию любого из участников договора он должен быть изменен на договор о предоставлении абонентского номера коллективного пользования.

        4. При наличии в квартире абонентского номера коллективного пользования, собственники (наниматели) жилых помещений вправе заключать договоры о предоставлении им абонентских номеров индивидуального пользования в обычном порядке.

        Статья 6. Услуги по предоставлению телефонных соединений.

        1. Абоненты вправе использовать предоставленные оператором связи телефонные соединения для передачи любого рода информации, с использованием любых абонентских устройств, прошедших сертификацию, подтверждающую возможность их безопасного использования в российских телефонных сетях.

        2. Абоненты оплачивают услуги по предоставлению местных, междугородних и международных телефонных соединений с применением одной из двух систем оплаты — абонентской либо повременной.

        При абонентской системе оплаты абонент обеспечивается услугами связи, заключающимися в предоставлении телефонных соединений, за ежемесячную абонентскую плату, размер которой не зависит от количества и продолжительности соединений.

        При повременной системе оплаты абонент оплачивает каждое соединение в зависимости от его продолжительности и времени суток.

        Статья 7. Право выбора системы оплаты.

        1. Оператор телефонной связи может предлагать услуги местной телефонной связи с оплатой по абонентской и по повременной системе. Предлагать услуги местной телефонной связи с оплатой по повременной системе вправе только операторы связи, не занимающие доминирующего положения на рынке соответствующих услуг телефонной связи.

        2. Абонент имеет право оплачивать услуги местной телефонной связи по своему выбору либо по абонентской, либо по повременной системе, если возможность повременного учета обеспечивается оператором связи.

        3. Система оплаты устанавливается договором абонента с оператором связи. Абонент вправе в любое время изменить систему оплаты, подав заявление оператору связи, с внесением в договор с оператором связи соответствующих изменений.

        4. Повременная система оплаты местных телефонных соединении может применяться для абонентов номеров коллективного пользования только при условии обеспечения оператором связи раздельного учета времени соединений каждого из абонентов данного устройства коллективного пользования и раздельного выставления счетов.

        5. Для междугородних и международных соединений, а также для соединений мобильной связи, по решению оператора, может предлагаться только повременная система оплаты.

        Статья 8. Тарифы для различных категорий абонентов.

        1. В случае применения абонентской системы оплаты могут устанавливаться различные тарифы для следующих категорий абонентов: для граждан по месту жительства (индивидуального и коллективного пользования), для бюджетных учреждений, для предпринимателей и юридических лиц, для предоставления услуг телематических служб и операторов иных видов связи.

        В случае применения повременной системы оплаты для всех указанных категорий устанавливается единый тариф.

        2. Местные звонки абонентов, выбравших повременную систему оплаты, на номера телематических служб и операторов связи, которые оплачивают услуги телефонной связи по специальному тарифу, а также на номера служб экстренной и социальной помощи в соответствии с перечнем, установленным органами государственной власти субъекта федерации, не оплачиваются вызывающими абонентами.

        Статья 9. Льготы по оплате услуг телефонной связи.

        1. Законами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также международными договорами и соглашениями Российской Федерации могут устанавливаться льготы по оплате услуг телефонной связи для отдельных категорий абонентов. Стоимость затрат операторов связи на предоставление указанных льгот возмещается из бюджетов Российской Федерации либо субъектов Российской Федерации в соответствии с законом.

        2. Льготы, установленные в процентном отношении к стоимости услуг связи (абонентской плате), распространяются также на платежи абонентов указанных категорий в случае применения повременной системы оплаты местных телефонных переговоров, в том же процентном отношении.

        3. Отсутствие финансирования со стороны соответствующих бюджетов не может быть основанием для отказа оператора связи в предоставлении данных услуг по тарифам с учетом установленных льгот. Оператор связи вправе взыскать в судебном порядке из средств бюджета Российской Федерации либо субъекта Российской Федерации (в зависимости от того, каким правовым актом были установлены эти льготы) компенсацию недополученных в связи с установлением льгот доходов, с учетом убытков, вызванных задержкой предоставления возмещения расходов оператора.

        4. В случае нарушения оператором связи обязанностей по предоставлению установленных законом льгот, оператор обязан выплатить абонентам, в отношении которых эти обязанности были нарушены, компенсацию в размере стоимости неправомерно полученных с них платежей.

        Статья 10. Счет за услуги местной телефонной связи.

        1. Счет за услуги местной телефонной связи при повременной системе оплаты телефонных переговоров включает по требованию абонента информацию о номере вызываемого абонента, времени и продолжительности каждого из соединений, а для междугородних и международных разговоров -также кода города и страны вызываемого абонента. По требованию абонента ему должна быть представлена также информация о номерах абонентов, с которыми велись телефонные переговоры. Указанная информация предоставляется бесплатно, является конфиденциальной и может предоставляться иным лицам без согласия абонента только на основании судебного решения.

        2. Счет за услуги местной телефонной связи при повременной системе оплаты направляется абоненту оператором связи не реже, чем раз в месяц. Абонент вправе потребовать оформления указанного счета в любое время. Абонент обязан оплатить указанный счет в течение пятнадцати рабочих дней со дня его получения.

        3. В случае, если абонент предъявил оператору связи претензию по содержанию счета, до разрешения спора в установленном законодательством порядке к данному абоненту не могут быть применены предусмотренные договором санкции за несвоевременную оплату услуг телефонной связи.

        Статья 11. Ограничение стоимости услуг, предоставляемых в кредит.

        1. В договоре абонента с оператором связи должна быть установлена предельная стоимость услуг телефонной связи, предоставляемых абоненту в кредит (далее «кредит абонента»).

        2. Если стоимость услуг, предоставленных абоненту в кредит, превысила три четверти кредита данного абонента, оператор связи обязан уведомить об этом абонента.

        3. Если стоимость услуг телефонной связи, не оплаченных абонентом, превысила кредит абонента, оператор связи вправе приостановить предоставление услуг связи данному абоненту до погашения им задолженности, за исключением соединений со службами экстренной помощи, перечень которых устанавливается действующим законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

        4. Абонент имеет право отказаться от оплаты оказанных в кредит услуг связи в части, превышающей кредит абонента.

        5. Минимальная и максимальная стоимость услуг связи, предоставляемых в кредит операторами, тарифы на услуги которых регулируются государством для абонентов, заключивших абонентский договор до вступления в силу настоящего закона, устанавливается Правительством Российской Федерации.

        6. Оператор связи вправе ограничить предельную стоимость услуг связи, предоставляемых абонентам в кредит, но при этом она не может быть менее суммы, установленной Правительством Российской Федерации.

        7. Абонент вправе в любое время уменьшить размер своего кредита, в пределах ограничений, установленных оператором связи в соответствии с п. 6 настоящей статьи, подав оператору связи письменное заявление.

        Статья 12. Защита от несанкционированных подключений.

        1. Оператор связи обязан обеспечить защиту абонента от несанкционированных подключений иных лиц к каналу телефонной связи данного абонента («телефонного пиратства»).

        2. Оператор связи несет ответственность за защиту абонентской линии от несанкционированных подключений до точки входа линии в помещение абонента.

        3. Оператор связи обязан обеспечивать технологическую защиту абонентских линий в порядке, установленном органами исполнительной власти Российской Федерации.

        4. Оператор связи обязан незамедлительно производить проверку заявлений граждан о несанкционированных подключениях и предоставлять им мотивированное заключение по результатам проверки.

        Статья 13. Обеспечение надлежащего качества услуг связи.

        1. Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные требования к технологическим характеристикам сетей и каналов телефонной связи, которые обязаны обеспечивать операторы связи.

        2. Каналы и сети, соответствующие указанным требованиям, должны обеспечивать удовлетворительное качество связи, в том числе гарантированную возможность передачи голоса с хорошей слышимостью либо модулированного цифрового сигнала с нормальной скоростью.

        3. Договором оператора связи с абонентом могут быть установлены повышенные требования к параметрам, обеспечивающим качество связи.

        4. Оператор связи несет ответственность перед пользователями услуг телефонной связи за обеспечение связи должного качества. Оператор связи обязан по письменному заявлению абонента бесплатно производить проверку соответствия параметров связи обязательным и договорным требованиям.

        5. В случае, если качество связи не соответствует обязательным требованиям, абонент вправе не оплачивать основные услуги связи (кроме услуг междугородной и международной связи) за период, истекший с момента документально подтвержденного заявления абонента о несоответствии качества услуг до времени устранения недостатков оператором связи.

        Статья 14. Разрешение споров и ответственность сторон.

        1. Абонент вправе оспорить счет за услуги связи, подав оператору связи заявление в письменной либо в устной форме.

        Оператор связи обязан в двухнедельный срок произвести проверку заявления абонента и сообщить ему о результатах в том же порядке, в котором было подано заявление. Абонент вправе в любое время потребовать и получить акт о результатах проверки.

        2. Абонент вправе оспорить счет в судебном порядке. Если оператором связи не доказана техническая невозможность несанкционированного подключения к линии данного абонента, бремя доказательства того, что услуга была фактически представлена абоненту, лежит на операторе связи.

        До разрешения спора оператор связи не вправе приостанавливать предоставление соединений абоненту по мотивам наличия задолженности, оспоренной абонентом.

        3. Оператор связи имеет право:

      • приостановить предоставление абоненту услуг связи, за исключением соединений со службами экстренной и социальной помощи, в случае задержки данным абонентом платежей за услуги связи более чем на 15 рабочих дней, либо при иных нарушениях, предусмотренных договором и Правилами предоставления услуг телефонной связи; оператор обязан возобновить предоставление абоненту услуг телефонной связи в течение 12 часов с момента устранения абонентом данных нарушений;
      • приостановить предоставление абоненту платных дополнительных услуг связи, а также услуг связи, оплачиваемых по повременной системе, в случае превышения кредита данного абонента;
      • приостановить предоставление абоненту услуг связи в случае грубого нарушения абонентом Правил оказания услуг связи, создающего угрозу повреждения сети связи;
      • обратиться в суд с требованием о расторжении договора с данным абонентом в случае задержки платежей более чем на три месяца, а также грубого нарушения абонентом Правил предоставления услуг телефонной связи, повлекшим за собой повреждение имущества оператора связи, либо нанесшим материальный или моральный ущерб другим абонентам, в случаях, предусмотренных Договором.
      • 4. Операторы телефонной связи несут ответственность за нарушение обязательств, вытекающих из настоящего федерального закона, правил оказания услуг телефонной связи и договора с абонентом в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации. Операторы связи обязаны возмещать убытки, причиненные абонентам нарушением указанных обязательств.

        5. Договором абонента с оператором связи, нормативными актами исполнительных органов власти не могут быть установлены ограничения по условиям и размеру возмещения убытков, причиненных ненадлежащим качеством связи, несанкционированными подключениями, неправомерным отказом в предоставлении услуг, отказом в предоставлении льгот либо превышением установленных законодательством тарифов со стороны операторов связи.

        Статья 15. Заключительные положения.

        1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

        2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение шести месяцев со дня его официального опубликования.

        Президент Российской Федерации
        В.Путин

        Пояснительная записка
        к проекту федерального закона
        «О защите потребителей услуг телефонной связи»

        Настоящий законопроект устанавливает гарантии защиты прав граждан — потребителей услуг телефонной связи, связанные со спецификой данного вида услуг и дополняющие общие положения о защите прав заказчиков услуг и прав потребителей, установленные Гражданским кодексом и Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей».

        Возможность принятия специального закона, обеспечивающего защиту прав потребителей услуг связи, предусмотрена статьей 31 Федерального закона «О связи» («Защита прав пользователей связи на предоставление услуг электрической и почтовой связи надлежащего качества, получение информации о таких услугах и об их исполнителях, а также механизм реализации этих прав регулируются законодательством Российской Федерации»).

        Данный законопроект обобщает опыт рассмотрения наиболее типичных жалоб абонентов, интегрирует положения проектов законов по данной тематике и других предложений, внесенных законодательными собраниями регионов Российской Федерации.

        Проект закона не противоречит действующему закону «О связи», более того. вопросы, которые он регулирует, и проблемы, которые должен решить, действующим законом «О связи» не рассматриваются вообще. Поэтому он может рассматриваться независимо от внесения комплексных изменений в закон «О связи».

      • защита прав и законных интересов абонентов, нарушаемых при внедрении повременной системы оплаты местных телефонных переговоров;
      • защита пользователей связи от неправомерного навязывания фиктивных услуг по подключению уже обеспеченных связью помещений, произвольной замены оператором связи абонентского номера;
      • зашита пользователей связи от навязывания платных «услуг», являющихся неотъемлемой составной частью обязанностей операторов связи по обслуживанию своих абонентов;
      • защита прав и законных интересов абонентов от последствий несанкционированных подключений, а также выставления операторами связи необоснованных счетов;
      • зашита прав абонентов на предоставление услуг надлежащего качества;
      • зашита законных интересов абонентов, требующих установления соразмерной и экономически обусловленной платы за предоставляемые им услуги.

      Законопроект устанавливает право абонента выбирать систему оплаты услуг местной телефонной связи — абонентскую либо повременную. Данная система широко применяется в тех странах, на опыт которых обычно ссылаются в обоснование необходимости введения повременной оплаты (к примеру, в США и Канале), и позволяет ограничить многочисленные негативные последствия введения повременной оплаты, к числу которых относятся:

    24. повышение средней стоимости услуг связи для абонентов;
    25. тяжелые последствия для социально-незащищенных категорий, прежде всего — инвалидов, ограниченных в возможностях передвижения;
    26. негативный социально-психологический эффект, когда общедоступная до настоящего времени услуга внезапно переходит в разряд предметов роскоши;
    27. усугубление проблемы «телефонного пиратства»;
    28. негативные последствия для развития коммуникационных сетей, использующих телефонную связь в качестве одной из основных средств обеспечения доступа, прежде всего — для развития сети Интернет.
    29. Вместе с тем гарантированное право абонента выбирать систему оплаты не препятствует обеспечению необходимой рентабельности операторов связи путем выбора конкретного соотношения тарифов при абонентской и повременной системах оплаты.

      Проект закона позволяет ограничивать объем услуг связи, предоставляемых абоненту в кредит. Это необходимо, чтобы ограничить ущерб, причиняемый абонентам «телефонным пиратством». Отсутствие подобных ограничений зачастую приводит к человеческим трагедиям (см., например, публикацию в газете «Комсомольская правда в Санкт-Петербурге» от 25 января 2000 года).

      Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона
      «О защите прав потребителей услуг телефонной связи»

      Реализация настоящего федерального закона не потребует затрат из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

      П Е Р Е Ч Е Н Ь
      актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими
      силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с
      принятием федерального закона
      «О защите прав потребителей услуг телефонной связи»

    30. указ Президента РФ от 22.09.98 N 1142;
    31. Правила оказания услуг телефонной связи, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 года N 1235 (с изменениями от 14 января 2002 года);
    32. Постановление Правительства РФ от 28 декабря 1998 года N 1559 «О совершенствовании государственного регулирования цен (тарифов) на услуги связи».
    33. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
      Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н А Я Д У М А
      КОМИТЕТ ПО ЭНЕРГЕТИКЕ, ТРАНСПОРТУ И СВЯЗИ

      Смотрите еще:

      • Осаго если водитель пьян Получение выплаты по ОСАГО при ДТП с пьяным водителем Согласно Правилам дорожного движения (далее – Правила, ПДД) водителю запрещается, при каких бы то ни было обстоятельствах управлять автотранспортным средством в пьяном виде. Это […]
      • Форматы разрешения 4 3 Различие форматов - 16:9, 4:3, и Cinemascope Почему даже на широкоформатном телевизоре 16:9 художественный фильм воспроизводится с горизонтальными рамками? Почему на некоторых фильмах эти рамки больше, а на других меньше? Все дело в […]
      • Нарушение правил международных полетов Статья 271. Нарушение правил международных полетов Несоблюдение указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или иное нарушение правил международных полетов — Комментарий к Ст. 271 УК РФ 1. Объектом […]
      • Красногвардейским районным судом города санкт-петербурга Красногвардейский районный суд г. Санкт-Петербурга Место в судебной системе В соответствии со статьей 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", районные суды относятся […]
      • Федеральный закон от 8 августа 2001 г 129-фз гарант Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ"О государственной регистрации юридических лиц" 8 декабря 2003 г. 8 августа 2001 г. Федеральный […]
      • Согласно налоговому кодексу рф налог на имущество физических лиц Налоговый кодекс для начинающих ОГЛАВЛЕНИЕ: Налог на прибыль организаций. Глава 25 НК РФ. Упрощенная система налогообложения (УСН). Глава 26.2 НК РФ. Налог на добавленную стоимость (НДС). Глава 21 НК РФ. Единый налог на вмененный […]
      • Закон об оценочной деятельности в российской федерации с комментариями Закон об оценочной деятельности в российской федерации с комментариями Рекомендуем оценочную компанию: РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Ф Е Д Е Р А Л Ь Н Ы Й З А К О Н "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N […]
      • Документы для оформления страховки при дтп Документы для оформления страховки при дтп Документы необходимые для возмещения ущерба по ДТП для Страховой: 1. Копия протокола (вынесенного виновной стороне) 2. Копия постановления (вынесенного виновной стороне) 3. Справку о ДТП формы […]