Законы мировозрения

Законы мировозрения

Человек со своей системой ценностей и мировоззрением не живёт в вакууме. Понятно, что он взаимодействует с окружающим миром, и главный элемент в этом взаимодействии — общество. Взаимодействуя с обществом, он пытается следовать своему мировоззрению, реализовать свои мотивы и ценности. Это взаимодействие очень плотное и неизбежно любое нормальное общество должно иметь соответствие с мотивами и ценностями людей, с мировоззрением. С одной стороны, общество должно обеспечивать в той или иной мере возможность удовлетворения запросов, вытекающих из мировоззрения людей, их системы ценностей, иметь механизмы, позволяющие действовать в соответствии с ними. С другой стороны, активность людей — двигатель любых общественных процессов, поэтому общество должно воздействовать на те мотивы, которые у людей развиты,чтобы стимулировать их к общественно полезной деятельности.

Очевидно, что общество — не просто совокупность людей с их личными целями. Если изъять их, останется ещё очень много — формы отношений между людьми и их социальные роли, общественные институты и механизмы их функционирования, традиции и законы, культура и наука и т. д. и т. п. И всё это обязательно должно иметь соответствие с той или иной системой ценностей, мировоззрением.

Соответствие между тем, как устроено общество, и мировоззрением и системой ценностей конкретного человека может быть большим или меньшим. Сложно представить, что такое соответствие для каждого человека будет идеальным. Может быть какая-то гибкость, какие-то вариации, но обычно нормы общества являются достаточно определёнными и требуют следования им вне зависимости от личных предпочтений конкретного человека. Невозможно представить, чтобы под каждого конкретного человека меняли законы, придумывали индивидуальную школьную программу и т. п. Следовательно, общество, особенности его устройства и схемы функционирования подстраиваются, как правило, под господствующий тип мировоззрения, под ту систему ценностей, которая характерна для масс. Конечно, тут есть взаимный процесс — люди как подстраиваются под общество, так и сами пытаются менять общество в соответствии со своим мировоззрением. Нередко между группами людей с различным мировоззрением идёт борьба и каждая из них пытается изменить общество под себя. Иногда даже на протяжении жизни одного поколения происходят неоднократные смены «господствующего» мировоззрения, сопровождающиеся изменением норм, законов, механизмов работы общественных институтов и т. п., причём такие смены могут происходить как мирно, так и в результате переворотов, гражданских войн или иностранных интервенций.

Тем не менее фундаментальные типы мировоззрений и систем ценностей, о которых шла речь в предыдущих частях, меняются в обществе очень и очень редко. И если они меняются, то эти изменения связаны с глубочайшими, длительными и глобальными цивилизационными кризисами. Сравнительно нетрудно, как мы видели, перейти от социалистической системы к капиталистической или наоборот, но куда труднее перейти от общества волевого мировоззрения к обществу эмоционального или от общества эмоционального к разумному обществу, т. к. это требует переосмысления самих основ (о которых люди обычно не задумываются и считают «естественными»), а помимо этого не просто коррекции схем функционирования общества и общественных институтов, а их кардинального переустройства, замены и появления новых.

В целом общество, цивилизация развиваются поступательно и прогрессируют. При этом для перехода на более сложный уровень должно сначала измениться (хотя бы у определённой части людей) мировоззрение, должны появиться новые идеи, под влиянием которых затем и будет изменено общество. Т. е. не «общественное бытие определяет общественное сознание», как сказал когда-то Маркс, а наоборот, сознание определяет общественное бытие. Не какой-то внешний материальный мир задаёт развитие общества, не материальные, ресурсные, производственные возможности его ограничивают, а развитие сознания задаёт развитие общества и уровень развития сознания, уровень развития мировоззрения и системы ценностей ограничивает уровень развития общества. В своё время историки проводили аналогии между Великобританией 19го века и Античной Грецией. Между ними действительно немало общего. Да и вообще, по формальным признакам, по организационным, производственным, технологическим возможностям мир Западной Европы 19 в. во многом схож с античной цивилизацией. Почему же древние греки или римляне не сделали следующий шаг — почему не построили паровой двигатель, почему не начали промышленный переворот? Почему не построили капитализм на 2000 лет раньше? Всё очень просто — только потому, что у них не было мотивов для этого. Не было мотивов, которые подталкивали бы богатеть, накапливать капиталы, наращивать производство услуг и товаров для всё большего их потребления и материального комфорта, не было мыслей о том, чтобы применять свои открытия в математике, астрономии, физике и т. п. для прагматических целей. Не было того мировоззрения, той культуры и соответствующих им общественных отношений и институтов, которые появились лишь значительное время спустя в Европе. Поэтому чтобы кардинально изменить к лучшему общество, нужно сначала так же кардинально изменить мировоззрение, а точнее, создать новое мировоззрение и внедрить его в общество.

Но внедрение такого мировоззрения очень сложный процесс. Длительное господство в обществе определённого мировоззрения приводит к тому, что люди вырастают, подспудно усваивая его. Оно — в формах отношений между людьми, в правилах поведения, им пропитаны литература и искусство, оно лежит в основе кучи идей и представлений об окружающем мире, его обосновывают философы и учёные и т. п. Очень трудно освободиться от стереотипов старого мировоззрения, особенно тому, кому оно всегда казалось «естественным». Придётся переосмыслить очень много вещей, чтобы действительно перейти от старого мировоззрения к новому. А ещё более сложной будет задача провести в соответствии с новым мировоззрением переустройство общества.

В следующих частях мы рассмотрим путь, который прошла цивилизация в своём развитии и определим, к какому рубежу она подошла сегодня.

Законы Сварога – суть славянского мировоззрения

Законы Сварога восстановлены по народной книге и народному стиху «Свиток Иерусалимский», а также по псалмам о Конце Света из «Животной книги» духоборов. Пересказ Законов Сварога дан в Ипатьевской летописи 1114 года (перевод «Хроники» Иоанна Малалы с пояснениями русского переводчика). Он полностью соответствует собранному тексту: «Закон установи женам за един муж посягати и ходити говеюще… А не кто переступить — да ввергуть и в пещь огненну (сего ради прозваша и Сварогъ…)». В одном списке говорится: «и въстави единому мужю едину жену имети и жене за един муж посягати». Многоженство не было общеславянским обычаем, оно было только у венедов, у балтославян, иногда на Севере Руси. В Русколани и Черноморской Руси за редким исключением было единобрачие, женщины были равноправны, на войне они сражались наравне с мужчинами [2].

За соблюдением законов в последующую за свароговой эру – эру его сына Дажьбога [3], царя и Солнца, установившего государственность: «начата человеци дань давати цесарем», – царская власть поддерживает закон Сварога: «яже прелюбы деюще — казнити повелеваше». По мнению А.Б. Рыбакова, «происходило всё это на территории чернолесской культуры 11 – 7 вв. до н.э., т.е. в Среднем Поднепровье, на правом берегу от Волыни до Киева и от Днестра до Тясмина, а на левом – по Ворскле и Суле. Богатырем был Сварог, представлявшийся книжникам 7 в. н.э. и богом, и земным царём, связанным с небом: при нем с неба падают кузнечные клещи, а его сын – «бого-царь» Солнце (Дажьбог)» [1].

Однако русские легенды относят нас в незапамятные времена, на то место, где сегодня покоится ледяная шапка Северного полюса – в прародину Даарию (Арктиду, Гиперборею, Атлантиду). В самом центре её возвышалась Священная Мер Гора, а на самой вершине той Мер Горы лежал Бел-Горюч камень Алатырь. И на том чудесном камне в начале времён начертал Сварог перстом своим знаки огненные. И такая в них скрыта силушка, что не может её вместить ни бумага, ни разум людской, только сердце для Света открытое сможет силушку ту познать. Кто прочтёт те Законы Сварожие и откроет для них своё сердце, тот увидит дорогу светлую, что зовётся Путь Прави издревле. И по этой дорожке сияющей он взойти сможет в Ирий Светлый.

Одно из изложений Законов Сварога имеет следующий вид: «(17.2.) Как закончился первый свет… (17.4.) Утвердил Дажьбог в этом мире – Правь, отделил Дажьбог Явь от Нави. Стал он богом Прави и Яви. (17.5.) Приняли Дажьбог с Живой-Лебедью золотые венцы свароговы, и сыграли свадьбу веселую. И на свадьбу Дажьбога доброго (17.6.) собрались небесные боги. (17.11.) И пошли у Живы Cвароговны (17.12.) с молодым Дажьбогом Перуновичем скоро дети: князь Кисек, отец Орей. А отец Орей породил сыновей – Кия, Щека и Хорива младшего. (17.13.) Появились у них и внуки, (17.14.) а потом появились правнуки – то потомки Дажьбога и Живы и Роси – русалки прекрасной, то народ великий и славный, (17.15.) племя то по имени – Русь. (17.22.) После трех лет Потопа Великого падал с свода небесного камень. (17.23.) Был тот камень мал и весьма студен, и была на Земле тьма великая. (17.25) Собирались волхвы многомудрые. Собиралися-соезжалися, вкруг него рядами рассаживались. (17.26.) И три дня, и три ночи богов прославляли. И распался камень на две половины – внутри камня была надпись найдена. (17.27.) Высек те слова во плоти Сварог – он узнал их от Рода небесного. (17.28.) Рек небесный Бог: «Чады вы Мои! (17.34.) Дети Рода небесного! Родичи! Знайте, люди, законы Мои! (17.36.):

1. Почитайте друг друга,

2. Сын — мать и отца,

3. Муж с женою живите в согласии.

4. За едину жену должен муж посягать…

5. (17.37.) Убегайте от Кривды и следуйте Правде,

6. Чтите род свой и

7. Рода небесного.

8. Почитайте три дня в неделе вы – среду, пятницу и воскресение. (17.38.) Почитайте великие праздники.

8.1. В среду Велес с Бурей Ягой совещались, как им встретить Дажьбога Пepуновича, когда он за коровами следовал.

8.2. (17.39.) Совещалися в среду с Мареной Кощей, как убить им Дажьбога Пepуновича.

8.3. Сам Перун с Росью встретился в пятницу, и родился великий и славный Дажьбог.

8.4. (17.40.) Также в пятницу был пригвожден он Мареной и повешен на скалы в Кавказских горах.

8.5. Также в пятницу Макошью-матушкой был предсказан Дажьбогу Великий Потоп. (17.41.) Потому подобает поститься всем людям. [8.1.1. – 8.2.1.] Среду каждую, [8.3.1. – 8.5.1.] каждую пятницу.

8.6. В воскресенье Дажьбога Жива-Лебедь спасала, оживляла водой и сняла со скалы.(17.42.) И на крыльях своих лебединых подняла, унесла в Ирий-сад ко Рипейским горам. Если кто в воскресенье работает – то не будет ему прибытка,

9.1. (17.45) Почитайте великий пост, от сожженья Марены и до свадьбы Живы. Берегитесь люди в это время Кривды, сохраняйте строго от съеденья чрево, (17.46.) руки от сграбления, от хулы уста.

9.2. Почитайте яйца в честь яйца Кощея, что разбил Дажьбог наш, вызвав тем Потоп.

9.3. (17.52.) Почитайте страстную неделю – как скорбел Дажьбог от распятья (17.53.) до спасения Лебедью-Живой, так и вы скорбите смиренно. И не пейте питья хмельного, не скажите бранного слова!

9.4. Почитайте купальские дни. (17.60.) Вспоминайте победу перунову, как Перун победил зверя Скипера, как сестрам своим он свободу дал, как очистил их в водах Ирия.

9.5. (17.61.) Почитайте вы также Перунов день.

9.5.1. Как Перун в четверг к Диве сватался,

9.5.2. Как Перун Морского царя победил

9.5.3. И с небес низверг буйна Велеса,

9.6. (17.62.) Вспоминайте и свадьбу перунову!

9.7. (17.63.) После жатвы вы вспоминайте (17.64.) об успении Златогорки,

9.8. Почитайте день Волха Змеевича, сына Индрика, Ясна Сокола.

9.9. Почитайте день Макоши-матушки, (17.65.) пресвятой и великой матери.

9.10. Почитайте и день Дажьбога –

9.10.1. Вспоминайте его женитьбу, как женился он на Марене,

9.10.2. (17.66.) Как украл Марену коварный Кощей.

10. (17.85.) Веруйте в Рода, в Сварога, в три лика его – Пеpуна, Дажьбога, Стрибога! Возжигайте огонь Семаргла! Ныне и присно, и от века до века.

(17.72.) Чады вы мои! Если вы Мой закон не возлюбите, напущу на вас градобитие, (17.73.) напущу и морозы лютые, и Земли Сырой потрясения,… (17.76.) Если вы не уйдете от Кривды – напущу я великие казни, и войною поднимется царь на царя, и восстанет отец на сына, (17.77.) на отца – сын, и брат на брата… (17.83.) Тот получит вечную муку, и в конце жизни — смерть ужасную, а не в Ирии жизнь счастливую.

Чады вы Мои! Кто все эти законы возлюбит, (17.84.) будет Рода небесного славить, станет толком слова толковать Мои – от того отойдут все несчастия – он наследник небесного Ирия!» [4].

Текст «войною поднимется царь на царя» и далее – есть и в духовном стихе и книге «Свиток Иерусалимский», а также в «Слове о полку Игореве» [5]. Автор «Слова», цитировавший древних авторов, повторил строки из Законов Сварога.

В «Книге Велеса» о Завете (Законах Сварога) сказано так: «Любите Завет отца Ария! Он для вас – свет зеленый и жизнь! И любите друзей своих, и будьте мирными между родами!» [6].

Законы Сварога легли в основу всех современных религий. Известно, что ведическая традиция унаследовала общеславянскую. Часть её остаётся в народной традиции. Иудохристианская (православная на территории Руси) традиция повторяет во многом народную, но с изменением имён и географических названий в иудейскую сторону. В иудохристианстве Законы Сварога известны, как «десять заповедей» [7], данные Господом-Велесом Моисею в скрижалях в ковчеге завета [8] – славянские символы «Засеянное поле» и «Звезда Перуна» изображены на ковчеге завета [9].

1. Рыбаков Б.А., Язычество древних славян. – М.: Наука, 1981.

2. Волошина Т.А., Астапов С.Н., Языческая мифология славян, Ростов-на-Дону, 1996.

3. Тюняев А.А., Родословная славянских богов и народов, «Organizmica», № 3, 2005, стр. 39 – 48.

4. Асов А.И., Свято-русские Веды. Книга Коляды. – М.: Фаир-Пресс, 2004.

5. Слово о полку Игореве, любое издание.

6. Книга Велеса / Перевод и комментарии А.И. Асова, — М.: Наука и религия, 1997.

7. Библия либо Тора, любое каноническое издание.

8. Тюняев А.А., История возникновения мировой цивилизации, «Organizmica» (web), № 1, 2007.

Понятие мировоззрения и его структура. Исторические типы мировоззрения

Философия — одна из древнейших и увлекательнейших областей человеческого знания, духовной культуры. Зародившись в VI в. до н.э. в Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой общественного сознания на все последующие времена.

Каждый человек, осваивая и познавая мир, вольно или невольно, постоянно сталкивается с проблемами, которые обсуждаются в философии. Человек задумывается о тайнах мироздания, о судьбах человечества, о жизни и смерти, о смысле жизни, о добре и зле, справедливости и т.д. Эти и другие «вечные» вопросы, каждый раз заново решаемые новыми поколениями, составляют круг-вопросов, необходимых человеку для общей ориентации в мире, для понимания своего места и роли в нем. Ответы на эти «вечные» вопросы формируют у человека общий взгляд на мир, составляют его мировоззрение.

Понятие мировоззрения включает в себя сложную структуру. В качестве его основных элементов выступают знания, ценности, воля, убеждения, принципы, нормы, идеалы, чувства и эмоции, программы действия. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента:
1. Познавательный компонент. Он базируется на обобщенных знаниях-повседневных, профессиональных, научных и т.д. Это знания и представления о природе в целом, об универсуме, космосе. Здесь мы находим ответы на вопросы: как возник мир, что собой представляет жизнь, как она возникла, в каких формах существует во Вселенной, в каком отношении она находится к неживому. Кроме знаний о природе, в познавательный компонент мировоззрения включаются антропологические, социологические, общественно-политические, этические и эстетические взгляды и представления людей. Это обобщенные знания о самом человеке и об обществе, о его устройстве, функционировании, о направленности исторического процесса, о смысле истории, представления о свободе человека в выборе поступков и направлений деятельности.

Познавательную сторону мировоззрения составляют не только взгляды и представления о природе, космосе, обществе, человеческой истории, но и вопросы, связанные с выяснением познавательного отношения человека к внешнему миру: как соотносится мысль о предмете с самим предметом, возможно ли адекватное отражение предмета, что такое истина, заблуждение, ложь, и т.п.

2. Ценностно-нормативный компонент. Он включает в себя ценности, идеалы, нормы и т.д. Понятие «ценность» используется для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Ценность -это способность какого-либо предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, о цели и смысле жизни и т.д. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формирует определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. Идеал является образцом (эталоном) для деятельности человека в конкретной обстановке и желаемой нормой его поведения в будущем.

Оценка есть способ определения ценности конкретным человеком, социальной группой, обществом. Оценка устанавливает меру соответствия свойств и черт объекта или явления потребностям и интересам того или иного человека, социальной группы, класса, страты и т.д. Поэтому интерпретация одного и того же явления может быть различной у разных людей, социальных групп и т.д.

Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т.д., регулирующие повседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общества. В нормах в большей степени, чем в ценностях, присутствует приказной, императивный момент, требование поступать определенным образом, в этом заключается ее регулятивная функция.

3. Эмоционально-волевой компонент. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать.

Убеждение — это форма углубления, укоренения знаний и ценностей в систему мировоззрения, это вера человека в правоту усвоенных идей. Знания могут и не переходить в убеждения. В свою очередь, убеждения не всегда основываются исключительно на рациональных знаниях. Убеждение — это не только интеллектуальная позиция, но и эмоциональное состояние, устойчивая психологическая установка, непоколебимая уверенность человека в правоте идей, которые овладевают нашей мыслью, подчиняют нашу деятельность. В механизмах формирования убеждений наряду со знаниями, верой в их правоту, системой ценностей, важнейшую роль играет и волевой компонент. Воля — способность человека ставить цели и мобилизировать себя на их достижения.

4. Практический компонент. Мировоззрение — это не только совокупность знаний, убеждений, ценностей, идеалов и т.д., но и реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер.

Исходя из вышеизложенного, можно предложить следующее определение мировоззрения.

Мировоззрение — это предельно обобщенная, упорядоченная система взглядов человека на окружающий мир, явления природы, общество и самого себя; это система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в нем, а также совокупность убеждений, взглядов, оценок, идеалов, норм, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

По характеру формирования и способу функционирования можно выделить жизненно-практический и теоретический уровни мировоззрения.

Жизненно-практический уровень или обыденное мировоззрение — это стихийно складывающийся тип мировоззрения у каждого человека в процессе его жизнедеятельности, включающий в себя не систематизированное обобщенное представление о мире и месте человека в этом мире. На этом уровне мировоззрение базируется на здравом смысле и на многообразном повседневном опыте.

Обыденное мировоззрение включает в себя навыки, обычаи, традиции, передаваемые из поколения в поколения, и познанный опыт каждого конкретного человека. В нем нередки внутренние противоречия, предрассудки. Обыденно-житейское мировоззрение в целом не способно критически разобраться во внутренней сущности сложных, разнообразных и противоречивых отношений «человек — окружающий мир».

Эти недостатки преодолеваются на другом, более высоком уровне мировоззрения — теоретическом. Значение этого уровня заключается в том, что именно на нем происходит критическое осмысление принципиальных основ мировоззренческих убеждений, целей, идеалов, картины мира, которые опираются на житейскую мудрость традиций, на здравый смысл. К этому уровню относится философия.

Философия — это мировоззренческая форма сознания, однако, не всякое мировоззрение можно назвать философским. Понятие мировоззрения шире, чем понятие философия. Философия не совпадает с мировоззрением, потому что, во-первых, зарождение мировоззренческого сознания предшествует становлению философии; во-вторых, функции мировоззрения до возникновения философии выполняли мифология, религия, обыденное знание; в-третьих, мировоззрение предшествовало философии не только в историческом процессе развития человечества, но и с точки зрения формирования индивидуального, личностного сознания. Ребенок, не имеющий представления о философии, тем не менее, обладает определенным воззрением на мир, ставит мировоззренческие вопросы и по-своему отвечает на них.

Философия не является первичной формой мировоззрения в истории развития человечества, она возникает на основе предшествующих мировоззренческих форм — мифологии и религии. Таким образом, к основным историческим типам мировоззрения можно отнести мифологию, религию, философию.

Мифологическое мировоззрение — исторически первая, не-расчлененная форма духовной культуры человечества, содержащая в себе зачатки религии, науки, искусства, морали и других форм общественного сознания.

Мифология (от греч. повествование, сказание) — это такой тип мировоззрения, для которого характерно фантастическое отражение действительности в виде чувственно-наглядных представлений.

Предпосылками мифологического мировоззрения явились неспособность человека выделить себя из окружающей среды и нерасчлененность мифологического мышления, которое не отделилось от эмоциональной сферы. Мифология была первой попыткой сознательного отношения человека к себе и окружающему миру, попыткой человека с помощью сказочных персонажей создать единую картину мира и показать свое место в этом мире. Основными вопросами, которые решала мифология, были вопросы о происхождении Вселенной, Земли и человека, о причинах возникновения природных явлений, о жизни и смерти человека, и т.д.

К отличительным чертам мифологического мировоззрения можно отнести:
— синкретизм (нерасчлененное единство реального и воображаемого, знания и веры, естественного и сверхъестественного);
— антропоморфизм (наделение предметов природы, а затем и общественных явлений человеческим обликом и свойствами);
— гилозоизм (отсутствие границы между живым и неживым), конкретность, эмоциональность, нерефлексивность и т.д.).

Мифологическое мышление по своей природе является художественным, поэтому оно оперирует образами, но не понятиями (как формой абстрактного мышления).

Ушла ли мифологическая форма мировоззрения в прошлое? Можно сказать, что в целом мифология как мировоззренческая форма исторически изжила себя, однако она может-фрагментарно сохраняться в современной культуре. Различные формы общественного сознания (например, искусство) продолжают использовать элементы мифологии. В XX веке наблюдалось сознательное обращение некоторых направлений искусства и литературы к мифам, в которых происходило переосмысление классических мифологических образов, а также сознательное мифотворчество.

При некоторых условиях массовое сознание может служить почвой для распространения «социального» или «политического» мифа. В ряде случаев власти стремятся создавать мифы, посредством которых становится возможным манипулирование массовым сознанием (например, мифы о расовом или национальном превосходстве, о непогрешимости вождей, о врагах и т.д.).

Мифология оказала значительное влияние на духовную жизнь человечества. Мифологические сюжеты вдохновляли великих художников и поэтов на создание их творений, которые вошли в золотой фонд искусства.

На смену мифологии пришла религия. Религиозное мировоззрение сформировалось на сравнительно высокой стадии развития общества. Религия (от лат — благочестие, святыня, предмет культа) — такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земной и сверхъестественный, причем сверхъестественные силы в виде богов играют главенствующую роль в мироздании и в жизни людей.

Религия близка к мифологии, однако отличается от нее. Близость религии и мифологии состоит в том, что религия, как и мифология, апеллирует к фантазиям и чувствам. Отличается религия от мифологии тем, что не смешивает земное и сакральное, а раздваивает мир на земной (реальный, естественный, постигаемый органами чувств) и потусторонний (сверхъестественный, сверхчувственный). Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование сверхъестественных сил. В качестве одной из главных отличительных черт религии можно назвать наличие культовой системы, т.е. системы обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным миром.

Качественно новым типом мировоззрения является философское мировоззрение.

Термин философия (в пер. с древнегреч. «phileo» — люблю, «sophia» — мудрость) — означает любовь к мудрости. Слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (VI в. до н.э.) по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Философия стала новым явлением в VI веке до н.э. в Древнем Китае, Древней Индии и Древней Греции. В этих регионах зародились самые развитые цивилизации с производящей экономикой и товарно-денежными отношениями, с первыми государствами и классовой структурой. Зрелая социальная основа вызвала к жизни древнюю науку и философию.

Философия — особая форма познания мира, форма общественного сознания, форма духовной деятельности, вырабатывающая систему теоретических знаний о наиболее общих принципах бытия, познания, о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, об отношении человека к миру и его месте в этом мире.

По мере развития человеческого общества, установления человеком определенных закономерностей бытия, совершенствования познавательного аппарата появилась необходимость возникновения новой формы освоения мировоззренческих проблем.

Философия зарождается из потребности рационального понимания мира, как первая попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т.е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связанные между собой определенными логическими законами.

Философия отличается от иных форм мировоззрения не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к их разрешению. Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, т.е. всю совокупность вопросов о происхождении мира и другие, а также весь объем позитивного (положительного, полезного) знания, которое на протяжении тысячелетий накапливало человечество. Однако решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии происходило под иным углом зрения, а именно с позиций рациональной оценки, с позиций разума, а не веры или вымысла.

Появление философии — это появление вторичного типа общественного сознания, направленного на осмысление уже сложившихся разнообразных форм практики, культуры. Философы подвергают этот многообразный материал рефлексии (лат. reflexio — обращение назад) и тем самым осмысливают всеобщее. Цель философского поиска-через частное и общее обнаружить всеобщее. Это равнозначно тому, что философия выходит за рамки всего конечного и начинает размышлять о бесконечном. Такое мышление трансцендентно (лат. transcendens — перешагивающий, выходящий за пределы), так как оно находится по ту сторону конечных вещей и частных законов, являющихся предметами практического опыта и науки. Проблемы философского мировоззрения охватывают мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом. Сущность философии — в размышлениях над всеобщими проблемами в системе «мир — человек».

Таким образом, предмет философии образуют всеобщие сущности мира и его основных фрагментов. Философия рационализирует складывающиеся в различных сферах духовной культуры наиболее общие представления о мире и человеке, которые носят название универсалий культуры. Универсалии культуры -это категории, которые аккумулируют исторически накопленный социальный опыт и в системе которых человек определенной эпохи оценивает, осмысливает и переживает мир, сводит в целостность все явления действительности, попадающие в сферу его бытия. Универсалии культуры, прежде всего, это формы мышления, характеризующие любое человеческое сознание в различных культурах, это квинтэссенция накопленного человеческого опыта, опираясь на который каждое новое поколение познает и преобразует мир. Кроме того, они определяют и эмоциональное переживание человеком мира, его оценку явлений и событий окружаю щей действительности. Категории возникают, развиваются и функционируют в культуре как целостная система, где все элементы так или иначе связаны друг с другом. Эта система предстает как обобщенная модель человеческого мира, которая транслируется в культуре и усваивается индивидами в процессе социализации. В системе универсалий культуры можно выделить так называемые базисные,-универсальные категории, в которых обнаруживаются необходимые, существенные свойства и характеристики объектов, явлений мира. Эти свойства выявляются практикой в предметном мире, а затем переносятся в идеальный план сознания, фиксируясь в форме категорий пространства, времени, движения, вещи, свойства, отношения, количества, качества, меры, формы, содержания, причинности, случайности, необходимости и т.п. Эти категории универсальны, поскольку в любых объектах обнаруживаются соответствующие характеристики и свойства. Кроме базисных категорий в системе универсалий культуры можно выделить категории, посредством которых выражены характеристики и свойства субъекта деятельности, структуры его общения, его отношения к другим людям и обществу в целом, к целям и ценностям социальной жизни. К ним относятся категории: человек, общество, я, другие, труд, сознание, добро, красота, вера, надежда, долг, совесть, справедливость, свобода и т.п. Эти категории уже не имеют статуса всеобщих и универсальных категорий бытия, а применимы только для сферы социальных отношений. Однако в жизнедеятельности человека они играют не меньшую роль, чем базисные категории. Они фиксируют в наиболее общей форме исторически накапливаемый опыт включения индивидов в систему социальных отношений и коммуникаций.

Итак, система категорий, лежащая в основании культуры, выступает в качестве ее фундаментальных мировоззренческих структур. Она выражает свойственные данной культуре наиболее общие представления о природе, обществе, о месте человека в мире, о социальных отношениях, духовной жизни, ценностях человеческого мира и т.д. В каждом типе культур присутствует специфический для них категориальный строй сознания, который выражает особенности культуры определенного типа общества, присущие ему формы и способы общения и деятельности людей, принятую в нем шкалу ценностей. Категориальные структуры обнаруживают себя во всех проявлениях духовной и материальной культуры общества того или иного исторического типа (в обыденном языке, феноменах нравственного сознания, художественном освоении мира и т.п.). Они выражают мировоззрение данной эпохи, определяя не только объяснение и понимание, но и переживание человеком мира, что позволяет рассматривать их в качестве оснований культуры соответствующей эпохи.

Для человека, сформированного соответствующей культурой, смысл ее универсалий чаще всего выступает как нечто само собой разумеющееся, в соответствии с чем он организует свою деятельность и строит свою жизнь.

В процессе философской рефлексии над универсалиями культуры формируется язык философии, представляющий собой систему предельно обобщенных категориальных форм. Таким образом, результатом философского исследования и рационально-логической рефлексии являются философские категории, выступающие как своего рода теоретическая рационализация универсалий культуры, которые не всегда выражаются в логически стройной форме и могут быть зафиксированы в форме образов, иносказаний, притч и т.д. В них преодолевается чувственно-эмоциональная конкретность, образность, символизм, метафоричность языка дофилософских форм мировоззрения. Философские категории представляют собой формы мыслительной деятельности, в которых отражаются существенные и всеобщие характеристики природной и социальной реальности. Специфика философских категорий заключается в том, что они носят универсальный характер, т.е. приложимы не к какой-то одной области явлений, а к явлениям, существующим в различных областях действительности.

Специфика философской рефлексии над основаниями культуры заключается в том, что с ее помощью осуществляется осознание и осмысление предельных оснований бытия и мышления, мировоззрения, универсалий человеческой культуры в целом. Поэтому мы можем сказать, что философия выступает как самосознание культуры.

Если обобщить все вышеизложенное, то можно сказать, что исходным началом философского анализа, исследования, становятся результаты богатого и разнообразного опыта духовно-практического освоения обществом действительности (обыденного, религиозного, мифологического, художественного, научного). Исторически философия возникает как рационально-теоретический тип мировоззрения и особая форма духовного освоения реальности, в процессе которой вырабатывается целостная,- и предельно обобщенная система знаний о мире, человеке и формах взаимосвязи между ними в системе логических категорий. Философские категории, законы, принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и мышление. Философия как бы сводит воедино все знания о единичном, конкретном, особенном, закономерном в обобщенно-систематизированное отражение действительности. Таким образом, философия — это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. По своей сути она призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека.

Мировоззрение человека

Ни один человек не живёт на свете «просто так». У каждого из нас есть какие-то знания о мире, представления о том, что такое хорошо, и что такое плохо…

Ни один человек не живёт на свете «просто так». У каждого из нас есть какие-то знания о мире, представления о том, что такое хорошо, и что такое плохо, что бывает и чего не бывает, как надо выполнять ту ли иную работу и строить отношения с людьми. Всё перечисленное в совокупности принято называть мировоззрением.

Понятие и структура мировоззрения

Учёные трактуют мировоззрение как взгляды, принципы, представления, определяющие понимание человеком мира, происходящих событий и своего места среди людей. Чётко сформированное мировоззрение упорядочивает жизнь, в то время как отсутствие такового (знаменитая Булгаковская «разруха в головах») превращает существование человека в хаос, что в свою очередь, приводит к возникновению психологических проблем. Структура мировоззрения включает следующие компоненты.

Познавательный

Человек получает знания всю жизнь, даже когда прекращает учиться. Дело в том, что знание бывает обыденное, научное, религиозное и т. д. Обыденное знание формируется на основе опыта, который приобретается в повседневной жизни. Например, схватились за горячую поверхность утюга, обожглись и поняли, что так лучше не делать. Благодаря обыденному знанию можно ориентироваться в окружающем мире, но полученные таким образом сведения часто бывают ошибочными и противоречивыми.

Научное знание логично обосновано, систематизировано и представлено в виде доказательств. Результаты такого знания воспроизводимы и легко проверяются («Земля имеет форму шара», «Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов» и т. д.). Получение научных знаний возможно благодаря теоретическому виду мышления, которое позволяет как бы подняться над ситуацией, разрешить противоречия и сделать выводы.

Религиозное знание состоит из догматов (о сотворении мира, земной жизни Иисуса Христа и т. д.) и осмысления этих догматов. Отличие научного знания от религиозного состоит в том, что первое можно проверить, а второе принимается без доказательств. Помимо перечисленных, выделяют интуитивное, декларативное, паранаучное и другие виды знания.

Ценностно-нормативный

В основе этого компонента – ценности, идеалы, убеждения личности, а также нормы и правила, которые регулируют взаимодействие людей. Ценности – это свойство какого-либо предмета или явления отвечать потребностям людей. Ценности бывают общечеловеческие, национальные, материальные, духовные и т. д.

Благодаря убеждениям человек или группа людей уверены в своей правоте по поводу совершаемых действий, отношений друг к другу и к происходящим в мире событиям. В отличие от внушения, убеждения формируются на основе логических выводов, а потому являются осмысленными.

Эмоционально-волевой

Можно знать о том, что закаливание укрепляет организм, нельзя грубить старшим, улицу переходят на зелёный свет, а перебивать собеседника невежливо. Но все эти знания могут оказаться бесполезными, если человек не принимает их, или не может приложить усилия для претворения в жизнь.

Практический

Понимание важности, необходимости совершения тех или иных поступков не позволит достигнуть цели, если человек не начнёт действовать. Также практический компонент мировоззрения включает умения оценить ситуацию и выработать стратегию действия в ней.

Выделение компонентов мировоззрения несколько условно, так как ни один из них не существует сам по себе. Каждый человек думает, чувствует и действует в зависимости от обстоятельств, и соотношение этих компонентов каждый раз существенно различается.

Основные типы мировоззрения

Мировоззрение у человека начало формироваться вместе с самосознанием. А поскольку на протяжении истории люди воспринимали и объясняли мир по-разному, с течением времени сложились следующие типы мировоззрения:

  • Мифологическое. Мифы возникли по причине того, что люди не могли рационально объяснить явления природы или общественной жизни (дождь, грозу, смену дня и ночи, причины болезней, смерти и т. д.). В основе мифа – преобладание фантастических объяснений над разумными. Вместе с тем в мифах и легендах отражены морально-этические проблемы, ценности, понимание добра и зла, смысла человеческих поступков. Так что изучение мифов играет далеко не последнюю роль в формировании мировоззрения людей;
  • Религиозное. В отличие от мифов, человека религия содержит догмы, которых должны придерживаться все последователи этого учения. В основе любой религии лежит соблюдение нравственных норм и ведение здорового во всех смыслах образа жизни. Религия объединяет людей, но в то же время может разъединять представителей разных конфессий;
  • Философское. В основе мировоззрения этого типа – теоретическое мышление, то есть, логика, система и обобщение. Если мифологическое мировоззрение больше опирается на чувства, то в философии ведущая роль отводится разуму. Отличие философского мировоззрения состоит в том, что религиозные учения не предполагают альтернативных трактовок, а философы имеют право на свободомыслие.
  • Современные учёные считают, что мировоззрение также бывает следующих типов:

  • Обыденное. Мировоззрение этого типа основано на здравом смысле и опыте, который человек получает при жизни. Обыденное мировоззрение формируется стихийно методом проб и ошибок. Такой тип мировоззрения редко встречается в чистом виде. Каждый из нас формирует свои взгляды на мир, опираясь на научные знания, здравый смысл, мифы и религиозные убеждения;
  • Научное. Является современным этапом развития философского мировоззрения. Здесь также имеют место логика, обобщения и система. Но с течением времени наука всё дальше отходит от реальных человеческих потребностей. Помимо полезной продукции, сегодня активно разрабатываются оружие массового поражения, средства манипулирования сознанием людей и т. д.;
  • Гуманистическое. По представлениям гуманистов, человек является ценностью для общества, – имеет право на развитие, самореализацию и удовлетворение своих потребностей. Никто не должен подвергаться унижениям или быть предметом эксплуатации со стороны другого человека. К сожалению, в реальной жизни подобное имеет место далеко не всегда.
  • Формирование мировоззрения личности

    На мировоззрение человека с детства влияют различные факторы (семья, детский сад, средства массовой информации, мультики, книги, фильмы и т. д.). Однако такой способ формирования мировоззрения принято считать стихийным. Целенаправленно мировоззрение личности формируют в процессе воспитания и обучения.

    Отечественная система образования ориентирована на формирование у детей, подростков и юношей диалектико-материалистического мировоззрения. Под диалектико-материалистическим мировоззрением подразумевается признание того, что:

    • мир материален;
    • всё, что есть в мире, существует независимо от нашего сознания;
    • в мире всё взаимосвязано и развивается по определённым законам;
    • человек может и должен получать достоверные знания о мире.
    • Поскольку формирование мировоззрения – длительный и сложный процесс, а дети, подростки и юноши по-разному воспринимают окружающий мир, мировоззрение формируется по-разному в зависимости от возраста учащихся и воспитанников.

      Дошкольный возраст

      Применительно к данному возрасту уместно говорить о началах формирования мировоззрения. Речь идёт об отношении ребёнка к миру и обучении малыша способам существования в мире. Вначале ребёнок воспринимает действительность целостно, затем учится выделять частности и различать их. Большую роль в этом играют деятельность самого крохи и его общение с взрослыми и сверстниками. Родители, воспитатели знакомят дошкольника с окружающим миром, учат рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи («Почему на улице лужи?», «Что будет, если зимой выйти во двор без шапки?»), находить способы решения проблем («Как помочь козлятам спастись от волка?»). Общаясь с друзьями, ребёнок узнаёт, как устанавливать отношения с людьми, выполнять социальные роли, действовать по правилам. Большую роль в формировании начал мировоззрения дошкольника играет художественная литература.

      Младший школьный возраст

      В этом возрасте формирование мировоззрения происходит на уроках и вне их. Знания о мире школьники получают в процессе активной познавательной деятельности. В этом возрасте ребята могут самостоятельно найти интересующие их сведения (в библиотеке, Интернете), с помощью взрослого проанализировать информацию, сделать выводы. Мировоззрение формируется в процессе создания межпредметных связей, соблюдении принципа историзма при изучении программы.

      Работа по формированию мировоззрения проводится уже с первоклассниками. В то же время применительно к младшему школьному возрасту ещё нельзя говорить о сформированности убеждений, ценностей, идеалов, научной картины мира. Детей знакомят с явлениями природы и общественной жизни на уровне представлений. Так создаётся почва для формирования устойчивого мировоззрения на дальнейших этапах развития человека.

      Именно в этом возрасте происходит становление дар собственно мировоззрения. Парни и девушки обладают некоторым объёмом знаний, имеют жизненный опыт, способны абстрактно мыслить и рассуждать. Также для подростков характерна склонность к размышлениям о жизни, своём месте в ней, поступках людей, литературных героев. Поиск себя – один из путей формирования мировоззрения.

      Подростковый возраст – время задумываться о том, кем и какими быть. К сожалению, в современном мире молодым людям сложно выбрать нравственные и другие ориентиры, которые бы помогали взрослению, учили отличать хорошее от плохого. Если при совершении тех или иных поступков парень или девушка руководствуются не внешними запретами (можно – нельзя), а внутренними убеждениями, то это свидетельствует о взрослении молодых людей, усвоении ими моральных норм.

      Формирование мировоззрения у подростков происходит в процессе бесед, лекций, экскурсий, выполнения лабораторных работ, дискуссий, соревнований, интеллектуальных игр и т. д.

      На этом возрастном этапе у молодых людей формируют мировоззрение (преимущественно – научное) во всей его полноте и объёме. Юноши – это ещё не взрослые, однако, в этом возрасте уже имеется более или менее чёткая система знаний о мире, убеждений, идеалов, представлений о том, как нужно себя вести и как успешно заниматься тем или иным делом. Почвой для появления всего этого является самосознание.

      Специфика мировоззрения в юношеском возрасте состоит в том, что парень или девушка пытается осознать свою жизнь не как цепь случайных событий, а как нечто целостное, логичное, имеющее смысл и перспективу. И, если в советское время со смыслом жизни было более или менее понятно (трудиться на благо общества, строить коммунизм), то сейчас молодёжь несколько дезориентирована в выборе жизненного пути. Юноши хотят не просто приносить пользу другим, но и удовлетворять собственные потребности. Чаще всего такие установки порождают противоречие между желаемым и реальным положением вещей, из-за чего возникают психологические проблемы.

      Как и на предыдущем возрастном этапе, на формирование мировоззрения молодых людей оказывают школьные уроки, занятия в высшем или среднем специальном учебном заведении, общение в социальных группах (семья, школьный класс, спортивная секция), чтение книг и периодических изданий, просмотр кинофильмов. Ко всему этому добавляются профориентация, допризывная подготовка, служба в вооружённых силах.

      Формирование мировоззрения взрослого человека происходит в процессе трудовой деятельности, самообразования и самовоспитания, а также под влиянием обстоятельств его жизни.

      Роль мировоззрения в жизни человека

      Для всех людей без исключения мировоззрение выступает своего рода маяком. Он даёт ориентиры практически для всего: как жить, действовать, реагировать на те или иные обстоятельства, к чему стремиться, что считать истинным, а что – ложным.

      Мировоззрение позволяет быть уверенным в том, что поставленные и достигаемые цели важны, значимы как для самой личности, так и для общества в целом. В зависимости от того или иного мировоззрения объясняется устройство мира и происходящих в нём событий, оцениваются достижения науки, искусства, поступки людей.

      Наконец, сложившееся мировоззрение обеспечивает спокойствие и уверенность человека в том, что всё идёт, как надо. Изменение внешних событий или внутренних убеждений может привести к мировоззренческому кризису. Подобное встречалось у представителей старшего поколения в период распада СССР. Единственный способ справиться с последствиями «крушения идеалов» – попытаться сформировать у себя новые (приемлемые законодательно и морально) мировоззренческие установки. В этом может помочь специалист.

      Мировоззрение современного человека

      К сожалению, в современном обществе имеет место кризис его духовной сферы. Нравственные ориентиры (долг, ответственность, взаимопомощь, альтруизм и т. д.) утратили своё значение. На первое место выходит получение удовольствий, потребление. В некоторых странах легализованы наркотики, проституция, растёт число самоубийств. Постепенно формируются иное отношение к браку и семье, новые взгляды на воспитание детей. Удовлетворив материальные потребности, люди не знают, что им делать дальше. Жизнь напоминает поезд, в котором главное – устроиться поудобнее, а куда и зачем ехать, непонятно.

      Современный человек живёт в эпоху глобализации, когда снижается значение национальной культуры и наблюдается отчуждение от её ценностей. Индивид становится как бы гражданином мира, но при этом утрачивает собственные корни, связь с родной землёй, членами своего рода. Вместе с тем в мире не исчезают противоречия, вооружённые конфликты на почве национальных, культурных и религиозных различий.

      На протяжении XX века люди потребительски относились к природным ресурсам, не всегда разумно претворяли в жизнь проекты по изменению биоценозов, что впоследствии привело к экологической катастрофе. Подобное продолжается и сегодня. Экологическая проблема является одной из глобальных проблем.

      В то же время значительное количество людей осознаёт важность перемен, поиска жизненных ориентиров, способов достижения гармонии с другими членами общества, природой и самими собой. Популярной становится пропаганда гуманистического мировоззрения, ориентация на личность и её потребности, раскрытие индивидуальности человека, установление доброжелательных отношений с другими людьми. Вместо антропоцентрического типа сознания (человек – венец природы, значит, может безнаказанно пользоваться всем, что она даёт) начинает формироваться экоцентрический тип (человек – не царь природы, а её часть, поэтому должен бережно относится к другим живым организмам). Люди посещают храмы, создают благотворительные фонды и программы защиты окружающей среды.

      Гуманистическое мировоззрение предполагает осознание человеком себя как хозяина своей жизни, который должен творить себя и окружающий мир, нести ответственность за свои поступки. Поэтому большое внимание уделяется воспитанию творческой активности подрастающего поколения.

      Мировоззрение современного человека находится в стадии становления и характеризуется противоречивостью. Люди вынуждены выбирать между вседозволенностью и ответственностью, потребительством и заботой о ближнем, глобализацией и патриотизмом, приближением глобальной катастрофы или поиском путей достижения гармонии с миром. От сделанных выборов зависит будущее всего человечества.

      Смотрите еще:

      • Закон от 19122005 163-фз Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 163-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" Документ является поправкой к Комментарии Российской […]
      • Как исчислить сумму налога на доходы физических лиц Как высчитать НДФЛ из зарплаты Актуально на: 24 января 2018 г. По общему правилу заработная плата облагается НДФЛ по ставке 13% для резидентов и 30% для нерезидентов. И каждый работодатель, будучи налоговым агентом, должен исчислить, […]
      • Осаго если водитель пьян Получение выплаты по ОСАГО при ДТП с пьяным водителем Согласно Правилам дорожного движения (далее – Правила, ПДД) водителю запрещается, при каких бы то ни было обстоятельствах управлять автотранспортным средством в пьяном виде. Это […]
      • Размер пособия по безработице оренбург Сколько платят на бирже труда по безработице Биржа труда – учреждение, входящее в систему государственного регулирования рынка труда. Биржа занимается посредническими функциями, осуществляемыми между работодателями и гражданами, […]
      • Общественное обсуждение закон Статья 24. Общественное обсуждение Статья 24. Общественное обсуждение См. комментарии к статье 24 настоящего Федерального закона 1. Под общественным обсуждением в настоящем Федеральном законе понимается используемое в целях общественного […]
      • Досрочное сокращение как оформить Типичный образец заявления на досрочное увольнение по сокращению штата: как написать этот документ? Бывают случаи, когда при сокращении сотрудников на предприятии часто возникают ситуации, когда одна из сторон трудовых отношений выбирает […]
      • Сапожников адвокат Сапожников Юрий Юрьевич (Юрист) Опытный юрист практик, основное направление деятельности - защита компаний в суде (арбитражный процесс). Юрист специализируется на гражданском, корпоративном, хозяйственном и других отраслях права. Высокая […]
      • Приказ въезд на территорию "Детский сад №8 "Капелька" Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение " Детский сад № 8 « Капелька» Приказ 01.09.2017 г. №30/8 «Об организации пропуска автотранспорта на территорию МБДОУ " Д/с № 8 «Капелька» […]