Закон рф определение информация

Оглавление:

Портал «Информация для всех»

Понятие «информации» и его особенности в контексте правового регулирования Интернета

Войниканис Елена Анатольевна
доцент факультета философии Московского государственного университета

В текстах нормативных актов понятие «информации» использовалось уже давно и достаточно широко, однако самостоятельное значение данное понятие приобрело только в сер. 90-х гг. прошлого века, с началом интенсивного развития информационно-коммуникационных технологий, способствовавших вовлечению России в глобальные процессы, связанные с информатизацией. Следовательно, с самого начала необходимо различать правовое использование понятия «информации» в его общеупотребительном смысле и, с другой стороны, его использование в качестве центрального понятия для регулирования конкретных правоотношений, непосредственно связанных с информационными процессами в обществе. Потребность в дефиниции, определяющей границы применения понятия, возникает только во втором случае.

Упомянутое самостоятельное значение понятия «информации» тесно связано с перспективой развития рынка информационных и телекоммуникационных технологий — построением «информационного общества». Таким образом, включение в юридическую терминологию понятия «информации», а также интенсивное развитие соответствующей отрасли, «информационного права», напрямую зависит от принятия идеологии «информационного общества», которая ставит перед правовой системой задачу создания наиболее благоприятных с точки зрения законодательства условий для его формирования.

Итак, право неотделимо от общесоциальных процессов и с необходимостью реагирует на происходящие изменения. В частности, оно «переводит» на собственный язык новые социальные и экономические константы, которые начинают тем или иным образом определять жизнь общества. Именно так появляются новые объекты правового регулирования (к примеру, «информация», «сайт» или «доменное имя»). Вхождение нового объекта в общую систему правовых норм сопровождается выработкой его легальной дефиниции.

Рассмотрим легальное определение «информации» в российском законодательстве. В ст.128 Гражданского Кодекса РФ «информация» включена в перечень видов объектов гражданских прав. Иными словами, информация выделена в самостоятельный вид объектов, однако никакие специфические качества, благодаря которым такое выделение производится, в Кодексе не приводятся. С другой стороны, при буквальном прочтении Кодекса (глава 6 которого содержит не только перечень видов объектов гражданских прав, но также их общую характеристику) к информации следует относить только служебную и коммерческую тайну. Очевидно, что такое понимание информации не только является предельно узким, но и не отвечает сложившейся практике применения понятия в гражданско-правовой сфере.

Легально закрепленное определение «информации» впервые появляется в Федеральном законе РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г., где под «информацией» понимаются «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления». Отметим, что наряду с определением собственно «информации» Закон также содержит определение «документированной информации», т.е. различает информацию как таковую, как нематериальный объект, и информацию, связанную с материальным носителем.

Проблема заключается в том, что правовой режим устанавливается только для документированной информации. На конкретные запросы информационного общества такая позиция ответа не дает. Приведенное определение «информации», очевидно, является слишком общим (напоминающим аналогичное определение из «Словаря русского языка» С.И. Ожегова), а последующая «расшифровка» (ограничивающая информационные ресурсы документированной информацией) — слишком частной. Малоэффективность ФЗ РФ «Об информации» не в последнюю очередь обусловлена именно этими его недостатками. Главная же проблема — как и в случае ст.128 ГК РФ — заключается в том, что заявленный в качестве существующего и описанный в этом определении объект правового регулирования так и остается не вписанным в систему гражданско-правовых отношений.

Таким образом, от вопроса о правильно сформулированной дефиниции мы переходим к вопросу о взаимосвязи информации (и так называемых «информационных объектов») с прочими юридическими понятиями и институтами. В связи с последним возникает следующая дилемма: либо необходимость создания особого правового пространства (в том случае, если этого требует специфика нового объекта), либо возможность воспользоваться уже имеющимися правовыми средствами (которые могут оказаться не менее эффективными, чем вновь созданные). Первой точки зрения придерживался безвременно ушедший В.А. Дозорцев, вторую отстаивает, к примеру, И.Л. Бачило.

Если говорить о специфике правового регулирования информации в рамках сети Интернет, то необходимо отметить следующее. Во-первых, Интернет в строгом смысле слова не может рассматриваться как объект правоотношений, будь то гражданских или публичных. Правовые отношения возникают здесь не столько по поводу самого Интернета как компьютерной сети, сколько по поводу тех объектов, которые тем или иным образом связаны с функционированием такой сети. Можно сказать, что свойства собственно Интернета выявляются только в связи с оперированием соответствующими объектами и неотделимы от последних. Данный тезис неоднократно высказывал в своих публикациях и выступлениях М.В. Якушев.

Во-вторых, объекты, непосредственно связанные с Интернетом, представляют собой либо хорошо известные праву материальные объекты (к примеру, товары, предлагаемые в электронном каталоге), либо информационные объекты (защищаемые, в зависимости от конкретной разновидности, правом интеллектуальной собственности и иными специальными нормами). Особенностью информационных объектов является отсутствие «привязки» к материальному носителю и форме представления информации. Данная характеристика влияет не только на применение институтов права интеллектуальной собственности, но и на регламентацию, например, электронного документооборота, связанного с электронной торговлей.

В-третьих, регулирование сетевых объектов требует, как показывает практика, комплексного подхода, сочетающего применение традиционных институтов права с выработкой новых институтов и понятий, которые не столько реорганизуют систему правового регулирования в целом — поскольку революционные вмешательства, разрушающие «все до основания», также нежелательны в сфере права, как и в политике, — сколько дополняют уже существующие системы норм. В качестве примера можно привести понятие «доступа», которое, как представляется, следует признать в качестве основного критерия или «общего знаменателя» при отслеживании любых юридических фактов, связанных с переходом права собственности на результаты интеллектуальной деятельности.

На прошлой, четвертой конференции «Право и Интернет: теория и практика» доклад на данную тему был прочитан В.О. Калятиным. В-четвертых, правовое регулирование Интернета с новой остротой ставит проблему разграничения сфер нормативного регулирования между собственно правом (инструментом законодательного регулирования, обеспеченным механизмами принуждения на государственном уровне) и иными системами (само)регулирования (основным источником которых является так называемое «Интернет-сообщество»).

В-пятых, ограничение области применения традиционных институтов защиты авторского права, вызванное вмешательством публичных интересов. Примером здесь может служить расширительное толкование доктрины «fair use» применительно к электронным объектам авторского права, подтверждающее тот общий факт, что необходимым условием для оптимального функционирования информационного общества является свобода распространения информации.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ Об информации, информационных технологиях и о защите информации

Изменения и поправки

Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года
Одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;

2) применении информационных технологий;

3) обеспечении защиты информации.

2. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на отношения, возникающие при правовой охране результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;

2) информационные технологии — процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;

3) информационная система — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;

4) информационно-телекоммуникационная сеть — технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;

5) обладатель информации — лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;

6) доступ к информации — возможность получения информации и ее использования;

7) конфиденциальность информации — обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя;

8) предоставление информации — действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц;

9) распространение информации — действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;

10) электронное сообщение — информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети;

11) документированная информация — зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель;

12) оператор информационной системы — гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных.

Статья 3. Принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации

Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:

1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;

3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;

4) равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;

5) обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;

6) достоверность информации и своевременность ее предоставления;

7) неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;

8) недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

Статья 4. Законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации

1. Законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других регулирующих отношения по использованию информации федеральных законов.

2. Правовое регулирование отношений, связанных с организацией и деятельностью средств массовой информации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

3. Порядок хранения и использования включенной в состав архивных фондов документированной информации устанавливается законодательством об архивном деле в Российской Федерации.

Статья 5. Информация как объект правовых отношений

1. Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

2. Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

3. Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:

1) информацию, свободно распространяемую;

2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

4. Законодательством Российской Федерации могут быть установлены виды информации в зависимости от ее содержания или обладателя.

Статья 6. Обладатель информации

1. Обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

2. От имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования правомочия обладателя информации осуществляются соответственно государственными органами и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных соответствующими нормативными правовыми актами.

3. Обладатель информации, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе:

1) разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа;

2) использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению;

3) передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании;

4) защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами;

5) осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.

4. Обладатель информации при осуществлении своих прав обязан:

1) соблюдать права и законные интересы иных лиц;

2) принимать меры по защите информации;

3) ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.

Статья 7. Общедоступная информация

1. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.

2. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.

3. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.

Статья 8. Право на доступ к информации

1. Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее — организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

3. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

4. Не может быть ограничен доступ к:

1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

2) информации о состоянии окружающей среды;

3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;

5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

5. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

6. Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

7. В случае, если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

8. Предоставляется бесплатно информация:

1) о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;

2) затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица;

3) иная установленная законом информация.

9. Установление платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Статья 9. Ограничение доступа к информации

1. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

2. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

3. Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

4. Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

5. Информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации.

6. Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда.

7. Срок исполнения обязанностей по соблюдению конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну, может быть ограничен только с согласия гражданина (физического лица), предоставившего такую информацию о себе.

8. Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами.

9. Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных.

Статья 10. Распространение информации или предоставление информации

1. В Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

2. Информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица.

3. При использовании для распространения информации средств, позволяющих определять получателей информации, в том числе почтовых отправлений и электронных сообщений, лицо, распространяющее информацию, обязано обеспечить получателю информации возможность отказа от такой информации.

4. Предоставление информации осуществляется в порядке, который устанавливается соглашением лиц, участвующих в обмене информацией.

5. Случаи и условия обязательного распространения информации или предоставления информации, в том числе предоставление обязательных экземпляров документов, устанавливаются федеральными законами.

6. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Статья 11. Документирование информации

1. Законодательством Российской Федерации или соглашением сторон могут быть установлены требования к документированию информации.

2. В федеральных органах исполнительной власти документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Правила делопроизводства и документооборота, установленные иными государственными органами, органами местного самоуправления в пределах их компетенции, должны соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации в части делопроизводства и документооборота для федеральных органов исполнительной власти.

3. Электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе.

4. В целях заключения гражданско-правовых договоров или оформления иных правоотношений, в которых участвуют лица, обменивающиеся электронными сообщениями, обмен электронными сообщениями, каждое из которых подписано электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи отправителя такого сообщения, в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон, рассматривается как обмен документами.

5. Право собственности и иные вещные права на материальные носители, содержащие документированную информацию, устанавливаются гражданским законодательством.

Статья 12. Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий

1. Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предусматривает:

1) регулирование отношений, связанных с поиском, получением, передачей, производством и распространением информации с применением информационных технологий (информатизации), на основании принципов, установленных настоящим Федеральным законом;

2) развитие информационных систем различного назначения для обеспечения граждан (физических лиц), организаций, государственных органов и органов местного самоуправления информацией, а также обеспечение взаимодействия таких систем;

3) создание условий для эффективного использования в Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет» и иных подобных информационно-телекоммуникационных сетей.

2. Государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями:

1) участвуют в разработке и реализации целевых программ применения информационных технологий;

2) создают информационные системы и обеспечивают доступ к содержащейся в них информации на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации.

Статья 13. Информационные системы

1. Информационные системы включают в себя:

1) государственные информационные системы — федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, на основании правовых актов государственных органов;

2) муниципальные информационные системы, созданные на основании решения органа местного самоуправления;

3) иные информационные системы.

2. Если иное не установлено федеральными законами, оператором информационной системы является собственник используемых для обработки содержащейся в базах данных информации технических средств, который правомерно пользуется такими базами данных, или лицо, с которым этот собственник заключил договор об эксплуатации информационной системы.

3. Права обладателя информации, содержащейся в базах данных информационной системы, подлежат охране независимо от авторских и иных прав на такие базы данных.

4. Установленные настоящим Федеральным законом требования к государственным информационным системам распространяются на муниципальные информационные системы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении.

5. Особенности эксплуатации государственных информационных систем и муниципальных информационных систем могут устанавливаться в соответствии с техническими регламентами, нормативными правовыми актами государственных органов, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, принимающих решения о создании таких информационных систем.

6. Порядок создания и эксплуатации информационных систем, не являющихся государственными информационными системами или муниципальными информационными системами, определяется операторами таких информационных систем в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами.

Статья 14. Государственные информационные системы

1. Государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях.

2. Государственные информационные системы создаются с учетом требований, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

3. Государственные информационные системы создаются и эксплуатируются на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами (физическими лицами), организациями, государственными органами, органами местного самоуправления.

4. Перечни видов информации, предоставляемой в обязательном порядке, устанавливаются федеральными законами, условия ее предоставления — Правительством Российской Федерации или соответствующими государственными органами, если иное не предусмотрено федеральными законами.

5. Если иное не установлено решением о создании государственной информационной системы, функции ее оператора осуществляются заказчиком, заключившим государственный контракт на создание такой информационной системы. При этом ввод государственной информационной системы в эксплуатацию осуществляется в порядке, установленном указанным заказчиком.

6. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать обязательные требования к порядку ввода в эксплуатацию отдельных государственных информационных систем.

7. Не допускается эксплуатация государственной информационной системы без надлежащего оформления прав на использование ее компонентов, являющихся объектами интеллектуальной собственности.

8. Технические средства, предназначенные для обработки информации, содержащейся в государственных информационных системах, в том числе программно-технические средства и средства защиты информации, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

9. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами.

Статья 15. Использование информационно-телекоммуникационных сетей

1. На территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

2. Регулирование использования информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, осуществляется в Российской Федерации с учетом общепринятой международной практики деятельности саморегулируемых организаций в этой области. Порядок использования иных информационно-телекоммуникационных сетей определяется владельцами таких сетей с учетом требований, установленных настоящим Федеральным законом.

3. Использование на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей в хозяйственной или иной деятельности не может служить основанием для установления дополнительных требований или ограничений, касающихся регулирования указанной деятельности, осуществляемой без использования таких сетей, а также для несоблюдения требований, установленных федеральными законами.

4. Федеральными законами может быть предусмотрена обязательная идентификация личности, организаций, использующих информационно-телекоммуникационную сеть при осуществлении предпринимательской деятельности. При этом получатель электронного сообщения, находящийся на территории Российской Федерации, вправе провести проверку, позволяющую установить отправителя электронного сообщения, а в установленных федеральными законами или соглашением сторон случаях обязан провести такую проверку.

5. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

6. Особенности подключения государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям могут быть установлены нормативным правовым актом Президента Российской Федерации или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.

Статья 16. Защита информации

1. Защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:

1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа,

3) реализацию права на доступ к информации.

2. Государственное регулирование отношений в сфере защиты информации осуществляется путем установления требований о защите информации, а также ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

3. Требования о защите общедоступной информации могут устанавливаться только для достижения целей, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи.

4. Обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить:

1) предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации;

2) своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;

3) предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации;

4) недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;

5) возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней;

6) постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации.

5. Требования о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий. При создании и эксплуатации государственных информационных систем используемые в целях защиты информации методы и способы ее защиты должны соответствовать указанным требованиям.

6. Федеральными законами могут быть установлены ограничения использования определенных средств защиты информации и осуществления отдельных видов деятельности в области защиты информации.

Статья 17. Ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации

1. Нарушение требований настоящего Федерального закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Лица, права и законные интересы которых были нарушены в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации. Требование о возмещении убытков не может быть удовлетворено в случае предъявления его лицом, не принимавшим мер по соблюдению конфиденциальности информации или нарушившим установленные законодательством Российской Федерации требования о защите информации, если принятие этих мер и соблюдение таких требований являлись обязанностями данного лица.

3. В случае, если распространение определенной информации ограничивается или запрещается федеральными законами, гражданско-правовую ответственность за распространение такой информации не несет лицо, оказывающее услуги:

1)либо по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений;

2) либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации.

Статья 18. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации

Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу:

1) Федеральный закон от 20 февраля 1995 года N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 8, ст. 609);

2) Федеральный закон от 4 июля 1996 года N 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 28, ст. 3347);

3) статью 16 Федерального закона от 10 января 2003 года N 15-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 167);

4) статью 21 Федерального закона от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 27, ст. 2700);

5) статью 39 Федерального закона от 29 июня 2004 года N 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 27, ст. 2711).

Президент
Российской Федерации
В. Путин

Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)

Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ
«Об информации, информатизации и защите информации»

С изменениями и дополнениями от:

10 января 2003 г.

Принят Государственной Думой 25 января 1995 года

Президент Российской Федерации

20 февраля 1995 г.

Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов и информационных технологий, защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации. При этом закон не распространяется на отношения, регулируемые Законом Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах».

Определено, что информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления.

В законе определяются и другие понятия, в частности, даются определения информатизации, информационным ресурсам, конфиденциальной информации и т.п.

Установлено, что информационные ресурсы являются объектами отношений физических, юридических лиц, государства, составляют информационные ресурсы России и защищаются законом наряду с другими ресурсами. Обязательным условием включения информации в информационные ресурсы является ее документирование. Регулируются вопросы права собственности в отношении информационных ресурсов.

Федеральный закон производит разделение указанных ресурсов по категориям доступа. Государственные информационные ресурсы являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа.

Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.

Регламентирован порядок защиты информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. N 8 ст. 609

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

Примерный перечень нормативных актов РФ, связанный с защитой информации

Законы Российской Федерации, связанные с защитой информации и обеспечением конфиденциальности государственной тайны, служебной или персональной информации

О персональных данных (Закон РФ №152-ФЗ от 27 июля 2006г.) (ред. от 04.06.2014)

О лицензировании отдельных видов деятельности (Закон РФ №99-ФЗ от 27.04.11г. в редакции от 06.12.2007)

Об электронной цифровой подписи (Закон РФ №63-ФЗ от 30.03.11г.)

О техническом регулировании (Закон РФ №184-ФЗ от 27.12.02г. с изменениями и дополнениями)

Законы, предписывающие обеспечивать конфиденциальность государственной, служебной и коммерческой тайны

Уголовный кодекс РФ (Закон РФ №63-ФЗ от 3.06.96г. с изменениями и дополнениями)

Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 №174-ФЗ (ред. от 21.07.2014 с изменениями от 06.08.2014)

Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 28.06.2014)

Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 №51-ФЗ (с изменениями. от 01.07.2014)

Административный кодекс (Закон РФ №195-ФЗ от 30.12.01г. с изменениями и дополнениями)

О государственной тайне (Закон РФ №5485-1-Ф3 от 21.06.93г. с изменениями и дополнениями)

О коммерческой тайне (Закон РФ №98-ФЗ от 29.07.04г. (ред. от 11.07.11))

О системе государственной службы РФ (Закон РФ №58-ФЗ от 27.05.03г.)

О банках и банковской деятельности (Закон РФ №395 от 2.12.90г. с изменениями и дополнениями)

О средствах массовой информации (Закон РФ от 27.12.91г. с изменениями)

О связи (Закон РФ №126-ФЗ от 07.07.03г.(ред.02.04.14))

Постановления Правительства РФ

О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну (Постановление Правительства РФ №35 от 5.12.91 в ред. Постановления Правительства РФ от 03.10.2002 №731)

Об утверждении положений о лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с шифровальными (криптографическими) средствами (Постановление Правительства РФ №313 от 16.04.12)

Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (Постановление Правительства РФ №1119 от 01.11.2012г.)

О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданию средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны (Постановление Правительства РФ №333 от 15.04.95 с изменениями)

О сертификации средств защиты информации (Постановление Правительства РФ №608 от 26.06.95 с изменениями)

Указы Президента РФ

О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена (Указ Президента РФ №351 от 17.03.08)

Об утверждении концепции национальной безопасности (Указ Президента РФ №537 от 10.01.00)

О мерах по соблюдению законности в области разработки, производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области защиты информации (Указ Президента РФ №334 от 03.04.95)

Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне (Указ Президента РФ №1203 от 30.11.95, ред. от 19.03.2013г.)

Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль (Указ Президента РФ №1661 от 17.12.11)

Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера (Указ Президента РФ №188 от 6.03.97)

О перечне должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне (Распоряжение Президента РФ №151-рп от 16.04.05)

О внесении изменений в список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденный указом президента российской федерации (Указ Президента РФ №1661 от 17 декабря 2011 г.)

Документы ФСБ/ФАПСИ

Положение о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005)

Система сертификации средств криптографической защиты информации от 23.10.93г.

Документы ФСТЭК/Гостехкомиссии

Положение «О государственном лицензировании деятельности в области защиты информации»

Положение «О сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности информации»

Положение «По аттестации объектов информатизации по требованиям безопасности информации»

РД «Концепция защиты средств вычислительной техники и автоматизированных систем от несанкционированного доступа к информации»

РД «Автоматизированные системы. Защита от несанкционированного доступа к информации. Классификация АС и требования по защите информации»

РД «Защита от несанкционированного доступа к информации. Термины и определения»

РД «Временное положение по организации разработки, изготовления и эксплуатации программных и технических средств защиты информации от несанкционированного доступа в автоматизированных системах и средствах вычислительной техники»

РД «Средства вычислительной техники. Защита от несанкционированного доступа к информации. Показатели защищенности от несанкционированного доступа к информации»

РД «Средства вычислительной техники. Межсетевые экраны. Защита от несанкционированного доступа к информации. Показатели защищенности от несанкционированного доступа к информации»

РД «Защита от несанкционированного доступа к информации. Часть 1. Программное обеспечение средств защиты информации. Классификация по уровню контроля отсутствия недекларированных возможностей»

Понятие информации и информатизации

Информация является одной из фундаменталь­ных основ мироздания наряду с веществом, энергией, пространством, временем. Она свя­зана с такими свойствами материи, как отражение, структура, раз­нообразие.

С появлением современных средств вычислительной техники информация стада выступать в качестве одного из важнейших ре­сурсов научно-техническоги проіресса и преобразования общества.

Трудно переоценить важность точно формализованного пред­ставления о сущности и свойствах информации как феномене, нал которым осуществляются разнообразные действия в информацион­ной сфере.

Вместе с тем анализ юридической литературы и іаконолательства Российской Федерации, регулирующего информационные отноше­ния, показывает, что точное, определенное и однозначное понятие информации в них отсутствует, поэтому необходимо дальнейшее и более детальное исследование правового содержания и сущности этого понятия. С его помощью в іальнейшем можно будет более четко определить значимые элементы информатизации государства и общества, содержание информационных правоотношений.

Взгляды на понятие информации достаточно разнообразные и не всегда однозначно используемые в науке.

С развитием технических средств передачи, восприятия и в осо­бенности анализа различного рода сведений, а также зарождением

и развитием кибернетики понятие «информация» стало объектом массового и разностороннего исследования. Это привело к форми­рованию целого «семейства» теорий информации, хотя в некоторых исследованиях возможность определить это понятие подвергается сомнению. Такой подход вряд ли может являться плодотворным, поскольку многие правовые явления (государственная тайна, крипто­графия, информационные ресурсы, обеспечение безопасности данных, электронный документооборот, в том числе электронная торговля и финансовые услуги, и др.) требуют строгого и непротиворечивого определения информации.

Отраслевые науки занимаются некоторыми из этих понятий, но каждая в своей плоскости и со своих позиций. Конституционали­стов интересует право граждан на информацию как элемент системы основных прав и свобод граждан, и упор здесь делается на меру воз­можного поведения гражданина и ее гарантии. Цивилисты обращают внимание на информацию как на объект гражданских прав, не от­носящийся ни к вещам, ни к интеллектуальной собственности, и чаще всего исследуют не информацию как таковую, а информаци­онные продукты, регулируемые нормами вещного, авторского и дру­гих институтов гражданского права. Криминалистов информация интересует, прежде всего, как носитель отражательной информации — объект, участвующий в процессе непосредственного и опосредо­ванного взаимодействия и отражения преступления и связанных с ним событий.

Информация — это фундаментальное научное понятие, поэтому нельзя ожидать, что какая-либо одна отрасль права может взять на се­бя решение всех проблем информации и информатизации; во всех случаях такие понятия должны поставляться фундаментальными науками, к которым относится теория права.

Не случайно известные представители этой науки давно предла­гали включить проблематику кибернетических методов в праве в состав теории государства и права, а сейчас ставят вопрос о том, что проблемы правовой информации настолько глубоки и всеобъ­емлющи, что речь, по-видимому, может идти о создании «теории правовой информации, которая переживает еще стадию становле­ния», но огромный потенциал которой в правоведении не исполь­зуется или, по крайней мере, используется недостаточно глубоко, хотя дальнейшее исследование ее приложения к праву будет служить повышению научного уровня юридической теории и практики.

На Парламентских слушаниях 10 июня 1997 г. было отмечено, что определение правовой информации требует объединения усилий и про­ведения специальных исследований но этому вопросу вместе с учеными, парламентом, правительством, администрацией президента. От решения

этой проблемы зависит вес остальное: и принятие самих законов, иных нормативных актов к тем более практика нх применения 1 .

Таким образом, исследование понятия информации в целом и правовой информации в частности является одним из насущных вопросов правовой теории.

В 1970—1980-х гг. в юридической литературе вышло значитель­ное количество работ, посвященных этой проблеме, в которых ин­формация обычно определялась как сообщения, сведения и/или дан­ные о праве и правовых явлениях.

Роль информации в правовой системе стала осознаваться на­столько, что крупные ученые справедливо поставили вопрос о по­явлении нового направления в изучении правовых явлений — пра­вовой кибернетики. В современных правовых исследованиях этому понятию посвящено несколько крупных работ. В большинстве из них в понятие информации вкладывается то же содержание, что и в предыдущих с учетом особенностей той сферы правового регулиро­вания, которым они посвящены.

Информацию определяют и как сообщения о событиях, происхо­дящих в правовой системе общества, и как данные, которые харак­теризуют объект познания и могут быть выделены познающим субъектом в том ити ином отображении познаваемого объекта; и как информацию об общественных процессах, даваемую в «привязке» к правоприменительной деятельности, и как мнения, которые связаны с данным индивидом (персональная информация), и как совокуп­ность законодательства (или массивы правовых актов) и правоприме­нительной практики.

Точка зрения об информации как «мнении» отождествляет ее с оценочными категориями, что весьма далеко находится от содержания информации, а включение в понятие информации самого законода­тельства и правоприменительной практики приравнивает информа­цию к сущности правовых явлений. Однако информация является аспектом права и правового регулирования, а не их сущностью. Глубинная природа права имеет социальный характер, и здесь не­обходимо поддержать мнение О.А. Гаврилова о том, что

правовые нормы сами но себе вс являются правовой информацией. Право есть прежде всего средство социального управлення. Правовые нормы становятся информацией, копа приобретают форму сообщения (сведе­ний) и поступают в информационные системы [CXXII] [CXXIII] .

В некоторых работах под воздействием достижений других наук понятие информации расширяется, и в него уже включаются не только «сведения», «данные», но и «з н а н и я». На данную пози­цию оказали влияние исследования по созданию экспертных сис­тем, однако для понимания правовой информации термин «знание» мало что дает, так как опять же не раскрывает содержания и фор­мы такой информации, в чем, прежде всего, нуждаются практиче­ские работники.

С рассмотренными научными дефинициями тесно связано и дей­ствующее законодательство, хотя в законодательстве термин «инфор­мация» (и сопутствующие ему синонимы «сообщение», «изложение», «осведомленность») развивался, как и следует ожидать, более кон­сервативно, чем в научных работах. Этот процесс в нашей стране вначале проходил на уровне актов международно-правового харак­тера: уже в конце 1950-х гг. были зафиксированы основные права и свободы человека в сфере информации.

В отечественном законодательстве термин «информация» впер­вые был зафиксирован в ГК РСФСР 1964 г. (ст. 476), а раскрытие отого термина произошло в Законе РФ от 27 декабря 1991 г. «О сред­ствах массовой информации» Под массовой информацией в нем по­нимались печатные, аудио-, аудиовизуальные к иные сообщения и материалы, предназначенные для неограниченного круга лиц (ст. 2).

Опираясь на ч. 7 ст. 2 Закона РФ от 21 июля 1993 г. (в ред. от 6 октября 1997 г.) «О государственной тайне», под информацией мож­но понимать сведения, а носителями сведений — материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов. Это весьма интересно, поскольку в соответ­ствии с данным определением Закон применяется также и к сведе­ниям, составляющим государственную тайну и хранящимся в памяти ЭВМ. В этом же Законе впервые вводится идентификация инфор­мации: в ст. 12 определяются реквизиты носителей сведений, состав­ляющих государственную тайну.

Дальнейшее развитие понятия информации получило в Феде­ральном законе РФ «Об обязательном экземпляре документов» от 29 декабря 1994 г., в котором в правовой оборот вводятся формы представления информации в виде текста, звукозаписи или изобра­жения, предназначенных для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественною использования (ч. 2 ст. 1).

Часть первая Гражданского кодекса РФ уже устанавливает раз­личные виды правовой информации — служебная и коммерческая тайна (ст. 139), личная и семейная тайна (ст. 150). Детально закреп­ляются многие понятия, относящиеся к информации и формам ее

представления в нормах Федерального закона РФ «Об информации, информатизации и защите информации», принятого Государственной Думой 25 января 1995 г. и названного разработчиками «базовым».

Информация в нем представляется как сведения о лицах, пред­метах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления; вводятся понятия «документированная информа­ция (документ)» — зафиксированная на материальном носителе ин­формация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать; «ин­формационные ресурсы» — отдельные документы и отдельные массивы документов, документы к массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других ин­формационных системах).

Анализ законодательных актов показывает, что существует и определенный правовой пробел в понимании права на информацию. В большинстве случаев под этим подразумевается право на доступ к информации, хотя, как следует из Конституции Российской Феде­рации и основополагающих международных документов, данное право содержит в себе ряд других аспектов. Среди них; поиск, по­лучение, изготовление и распространение информации.

Подводя итоги анализа понятия информации, можно отмстить, что термин «информация» используется в законодательстве и в пра­вовых исследованиях практически в одном значении: как сведения, данные, знания.

Такой подход к определению информации, особенно в связи с широким внедрением вычислительной техники, имеет определенные недостатки, так как нс позволяет интерпретировать многие инфор­мационные объекты.

Вот почему, на наш взгляд, для правильного уяснения этого ос­новополагающего понятия науки, его роли в праве следует исполь­зовать основы теории информации, сформулированные в той науке, которая непосредственно занимается ее изучением, — информатике, так как без анализа таких основ уяснить понятие информации не­возможно.

В основе материального мира лежат в том числе процессы инфор­мационного обмена, под которыми понимаются результаты взаимо­действия между живой и неживой природой и которые являются промежуточным звеном между энергетическим обменом, свойствен­ным материальным объектам, и обменом веществ, свойственным жи­вым организмам.

Информационный обмен развивается в виде информационных про­цессов, т.е. процессов сбора, обработки, накопления, хранения, по­иска и распространения информации. Они вызывают в объектах и организмах определенные изменения, сопровождающиеся образова­нием сигналов. Распространение сигналов в пространстве всегда за­вершается взаимодействием с указанными объектами, которое рас­сматривается как регистрация сигналов. Результатом такой регистра­ции являются данные; друї ими словами, данные — это зарегистриро­ванные сигналы, т.е. объекты материальной природы. Данные объек­тивны, и их всегда можно каким-либо образом воспроизвести в визу­альной, текстовой, графической, символической или другой форме.

Для определения информации важно понять, что она образуется из данных, но ее содержательная часть зависит не только от того, какие сигналы были зарегистрированы при образовании данных, но и от того, каким методом данные воспроизводятся. Такими м е — толами являются: естественные методы, основанные на органах чувств человека; аппаратные, использующиеся в случаях невозмож­ности их воспроизведения естественными; программные, позволяю­щие автоматизировать их обработку с помощью электронно-вычис­лительных машин.

Отсюда вытекает определение информации, предполагающее, что информация — зто динамический объект, возникающий и существую­щий в природе только в ходе взаимодействия данных и методов, рас­смотренный в контексте такого взаимодействия. Этот объект существу­ет ровно столько, сколько длится это взаимодействие, а все остальное время пребывает в виде данных.

Взаимодействие данных и метода носит диалектический характер. Данные являются объективными, поскольку это результат регистра­ции объективно существовавших сигналов, вызванных изменениями в материальных телах или энергетических полях. В то же время ме­тоды являются субъективными, так как в их основе лежат изготов­ленные (разработанные) людьми устройства или приборы, алгорит­мы, биологические свойства субъектов информационного процесса.

Итак, можно сделать вывод, что информация — это не просто со­вокупность сведений, данных, знаний. Информация — это продукт диначического взаимодействия объективных данных и субъективных методов (естественных, аппаратных, программных и др.). Такой под­ход лежит в основе адекватного понимания сути информационного ресурсообмсна. Это нс просто обмен сведениями в форме их обнаро­дования (публикации, оглашения, вешания), а к информационным ресурсам относятся нс только данные и содержащиеся в них сведения. Это еще и современные средства связи, и средства вычислительной техники, и программные средства информационных технолоіий.

По содержанию правовую информацию можно подразделить на две группы. Во-первых, в широком смысле — это все законода­тельство, а также вся информация, которая связана с правом: мате­риалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов; материалы их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм; материалы изучения прак­тики применения этих норм, а также материалы о правовом образо­вании и разработке научных концепций развития права. Сюда же включается поведение субъектов права, их правосознание, юриди­ческая ответственность и другие правовые явления. В этом смысле понятие информации отражает как объективно-реальное, не завися­щее от субъекта свойство правовой действительности, так и свойства познания, мышления.

Во-вторых, содержание правовой информации можно рассмат­ривать в узком смысле — как сведения, данные и знания, относя­щиеся к правовой сфере, являющиеся предметом правового регули­рования и содержащиеся в определенных источниках.

Именно в этом значении категория «информация» является объек­том нашего изучения, поскольку под ней можно понимать совокуп­ность данных в широком смысле, которые становятся информацией в определенном контексте, понятном человеку в процессе усвоения, т.е. взаимодействия данных и методов их познания. В этом смысле к правовой информации относятся массив нормативных правовых ак­тов, других источников права и тесно связанных с ними актов пра­воприменительных, нормативно-технических, научных и справочных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

Информация нс может существовать вне материального носите­ля — физического объекта, иного энергетического субстрата или социальных и психологических процессов. Самой распространенной формой выражения правовых норм в информационно-правовых сис­темах являются печатные издания, в которых они публикуются (бу­мажные носители), ио ими могут быть и электронные носители (теле­видение, радио, Интернет), и магнитные носители (базы данных в автоматизированных информационно-поисковых системах).

Существует также необходимость отличать понятие «ин(|юрмация» как термин науки и как правовую категорию.

Например, утечка информации означает несанкционированный доступ к конфиденциальной информации, продажа информации мо­жет осуществляться в форме оказания информационных услуг или передачи исключительных прав на использование базы данных, а «собственником информации» на самом деле окажется владелец книги или личной библиотеки; служебная. или деловая, информация в виде приказов, договоров, уставов и т.д. есть не что иное, как документы.

находящиеся в документообороте вне отношений собственности. В государственно-правовых отношениях информация выступает в виде государственной тайны, имеющей определенные идентифицирую­щие признаки.

Следовательно, правовая дефиниция информации подразумевает, во-первых, что информация выступает в форме каких-либо доку­ментов (зафиксированной на материальном носителе информации с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать) и, во-вторых, что данные документы (или их массивы) должны быть включены в ин­формационные системы (библиотеки, архивы, фонды, банки данных и т.п.), которые объединяются понятием «информационные ресурсы».

С понятием информации тесно связана и дру-

Понятие гая категория теории права — информатиза-

информатнзации к к к ,

ция, а включение в процессы информатизации правовых механизмов требует более детального определения самого этого понятия.

Термин «информатизация» даже в начале 1990-х гг. в некоторых словарях по информатике отсутствовал. Однако по мере резкого воз­растания объема циркулирусмой в обществе информации, констата­ции информационного кризиса он стал постепенно вводиться в на­учный оборот.

С самого начала под ним понимали деятельность; процесс рас­пространения информационных технологий (от англ, informatization); реализацию комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования достоверных знаний во всех обще­ственно значимых вилах человеческой деятельности.

В теории государства и прана под информатизацией понимают все­общий социальный процесс производства и повсеместного использования информации как общественного ресурса, обеспечивающего интенсифика­цию экономики, ускорение научно-технического прогресса страны, про­цессов демократизации и интеллектуализации общества.

Ряд авторов включают в информатизацию отношения по проек­тированию, разработке информационных технологий и их примене­нию к локальным, корпоративным, региональным, местным, феде­ральным информационным системам в процессе формирования всей инфраструктуры информатизации: развития и использования различных функциональных автоматизированных систем, решение проблем коммуникационных технологий и связи.

В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защи­те информации» информатизация определяется как оріанизационньїй социально-экономический н научно-технический процесс создания оп-

гимадьиых условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов (ст. 2)

Информати іацию можно понимать как создание и развитие ин­формационной среды’, комплекса условий и факторов, обеспечивающих иаилучшис условия функционирования информационных ресурсов с учетом автомати іированньїх способов их переработки и использэ- вания в целях социального прогресса. .Можно сказать и иначе: гм- форматизация есть формирование информационных технологий и соз­дание условий для эффективного их использования в различных госу­дарственных, муниципальных и общественных системах.

Она предполагает преобразование всего комплекса средств и усло­вий развертывания информационных процессов: создашс соответст­вующей технической базы, модернизацию экономических, организа­ционных, социальных факторов и, конечно, необходимых государ­ственно-правовых средств. Понятие информатизации косвенно вклю­чает в орбиту действий по созданию оптимальных условий для удов­летворения потребностей и такую составляющую, как коммуникации. Иными словами, представленный процесс информатизации можно воспринимать как совокупность действий и мер по формированию и реализации материи юной основы развития информационного общества.

Смотрите еще:

  • Миром правят символы и образы Об одном аферизме Конфуция Об одном "аферизме" Конфуция В интернете очень широко представлена приписываемая Конфуцию фраза: "Знаки и символы правят миром, а не слово и закон" и ее варианты на множестве языков. Никак не смог найти ее […]
  • Законы гука сдвиге Законы гука сдвиге Рассмотрим, какие деформации возникают в материале при чистом сдвиге. На рис. 5.2 изображена модель деформации чистого сдвига, длины ребер параллелепипеда не изменяются, а изменяются только углы между ними. Здесь […]
  • Уборка квартир с проживанием Уборка квартир с проживанием Гросс/год: 60 000 руб. Домработница вахта Горничная на ставку, Квартиры на Кутузовском проспекте Повар на своем автомобиле Вторая мама Кадровое агентство • Москва Гросс/год: 90 000 руб. Гросс/год: 55 000 […]
  • Земельный налог за 2013 год бланк Обновлена форма декларации по земельному налогу ФНС России приняла ведомственный акт, которым утверждены новые форма и формат представления налоговой декларации по земельному налогу в электронной форме, а также порядок ее заполнения […]
  • Нотариус херсонская область Нотариусы Херсона и области НОТАРИАЛЬНАЯ КОНТОРА № 1, государственная 73008,г.Херсон, ул. Мира, 37 тел.:+38(0552)51-59-93 НОТАРИАЛЬНАЯ КОНТОРА № 2, государственная 73003,г.Херсон, ул. Декабристов, 32 тел.:+38(0552)42-44-43 НОТАРИАЛЬНАЯ […]
  • Правило оформления схем Правила оформления схем цифровых устройств Схема - это графический конструкторский документ, на котором показаны в виде условных изображений или обозначений составные части изделия и связи между ними. Схемы применяют при изучении принципа […]
  • Могут ли из за долгов лишить родительских прав Могут ли меня лишить родительских прав на ребенка, если я оплачиваю алименты не в полном объеме? находясь в разводе . бывшая супруга грозит подать заявление в суд на лишение родительских прав на ребенка изза не уплаты алиментов . алименты […]
  • Красноярская государственная экспертиза Красноярский филиал 660017, г. Красноярск,ул. Красной Армии, д. 3 Часы работы: Пн-Чт 9:00 — 18:00 Пт 9:00 — 16:45 Сб-Вс выходной Перерыв на обед с 13:00 — 13:45 Единый справочный телефон: Доступность для инвалидов: Есть лифт […]