Закон об озеленении территории

Озеленение придомовой территории многоквартирного дома: нормы и правила

Здравствуйте, друзья! Тема ЖКХ и благоустройства, столь актуальная для россиян, стала поводом для написания этой статьи. Нет, речь в ней пойдет не о стремительно растущих платежах на коммунальные услуги или необходимости вносить взносы на капитальный ремонт.

Поговорить хочется о том, как сделать место проживания комфортным. Если вы живете в частном доме, то вопросов нет – как хотите организовать пространство на своей территории, так и делаете. А если с частным домом пока не получилось и место вашего жительства – многоквартирный дом?

Возможно ли жить в благоустроенном дворе с детскими площадками и массой цветов и других зеленых насаждений? Существует ли вообще такое понятие, как озеленение придомовой территории многоквартирного дома? Кто должен это делать? Есть ли законы, регулирующие эту составляющую благоустройства? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Право собственника

Итак, для начала уясним, что озеленение территории является частью такого понятия, как благоустройство. Вы въехали в многоквартирный дом, и с этого момента тема благоустройства родного двора становится для вас не отвлеченным понятием, а очень даже животрепещущим.

Вы хотите, чтобы мусор от дома вывозился регулярно, чтобы снег на дороге перед ним чистился, а асфальт ремонтировался, чтобы дети играли на красивой и удобной детской площадке. Ну и, конечно, чтобы во дворе было много цветов, кустарников и деревьев. Зелени, одним словом. Сегодня мегаполисы испытывают ее дефицит.

Согласно российским законам, земля на территории многоквартирного дома принадлежит собственникам на правах долевой собственности. Вы имеете право на такое количество земли, какое дает вам ваша доля занимаемой квартиры в общей собственности.

Это положение закреплено, в частности, постановлением правительства под номером 491 и Законом РФ регламентирующем ввод в действие Жилищного кодекса.

Сразу скажем, что нюансов здесь много. Многое зависит от даты введения в строй многоквартирного дома. Например, те, что были построены и введены до 2005 года, зачастую до сих пор не имеют приватизированных земельных участков и соответственно кадастровых номеров. Распоряжаться им, по закону, могут не собственники, а муниципалитет. Соответственно озеленением заниматься должен также он.

Если же участок находится в руках собственников, то и вопросы благоустройства двора решают они.

Саженцы? Только из питомника!

Как известно, управлять многоквартирным домом может либо управляющая компания, либо товарищество собственников жилья. И в том, и в другом случае средства на содержание общего имущества, к которому относится и земельный участок, выделять обязаны собственники.

На эти средства будут наниматься дворники, устанавливаться контейнеры для вывоза мусора, приобретаться детские площадки и, конечно же, высаживаться зеленые растения.

Однако надо понимать, что на каждую из перечисленных работ существуют свои нормы, правила и СНиПы: просто так, без плана, по своему желанию вы не можете заниматься благоустройством двора. Иначе вместо пользы можете принести вред.

Если говорить об озеленении, то главным документом для руководства к действию станет

СНиП III-10-75, утвержденный еще в 70-х годах уже прошлого века. Удивительно, но этот документ так подробно расписывает все нормы благоустройства и озеленения, что им следуют и сегодня. Можно назвать его даже скрупулезным.

Каким должен быть грунт, как его правильно снимать, сколько растения могут находиться до посадки и в каких условиях, какого размера должен быть ком земли того или другого приготовленного к посадке дерева, где можно приобретать саженцы и каким требованиям они должны соответствовать и т. д. и т. п. Все это регламентировано названным выше СНиПом.

Если попытаться выделить главные моменты озеленения, то они будут такими:

  • пересаживать и вырубать деревья и кустарники без разрешения соответствующих организаций категорически запрещено;
  • высаживать женские экземпляры тополя, шелковицы и других деревьев – тоже, связано это с тем, что во время цветения этих растений многие люди испытывают проблемы со здоровьем;
  • если вдруг на зеленых растениях вы случайно обнаружите вредителей, обязательно сообщите об этом в городские станции по их защите;
  • ящики для цветов на балконах – конечно, украшают вашу квартиру, однако устанавливать их надо в соответствии с проектом.
  • Вместе с тем собственники должны заботиться о зеленых насаждениях, сажать, поливать, окашивать газоны, разбивать цветники. Делать это, кстати, могут не только управляющие компании или нанятые работники за счет выделенных на эти цели средств, но и энтузиасты-любители.

    Думаем, многие из вас встречали людей, которые заботливо высаживают цветы около подъездов домов, ухаживают за ними, чем радуют не только себя, но и других жителей дома. И это лишнее подтверждение тому, что двор, в котором мы живем, может быть красивым. От позиции живущих в доме людей зависит многое.

    Опыт России и заграницы

    Сегодня, кстати, во многих муниципалитетах и регионах реализуются целевые программы по благоустройству дворов. Пример тому Московская область. Каждый год из областного и местных бюджетов выделяются средства.

    Программа благоустройства включает обязательные элементы – обустройство парковочных карманов, освещение, детские площадки, ремонт дороги и обязательно – озеленение. Чтобы дом вошел в программу, нужна в том числе и активность его жителей, зачастую именно обращения жильцов становятся решающим фактором включения двора в план.

    Стремление людей превратить дворы из каменных джунглей в нормальные площадки для проживания становится сильнее. Ландшафтные дизайнеры придумывают очень красивые проекты оформления территорий возле домов. Приветствуются газоны, цветники, элементы вертикального озеленения.

    Не за горами то время, когда в России начнут перенимать интересный опыт зарубежных стран. Например, Германии. Здесь давно уже забыли, что дворы могут обходиться без растений. Забота об озеленении – обязанность собственников, и они справляются с ней добросовестно. Но в последние годы в стране применяют нестандартные приемы. Речь идет об озеленении крыш.

    Для тех, кто высаживает растения на крышах, создавая настоящие оазисы зеленых растений и замечательные места для отдыха, существуют даже льготы, например, на оплату ливневой канализации. В выигрыше все, а главное – такое озеленение действительно привносит особую атмосферу в жизнь дома и его жильцов: это красиво, уютно и полезно.

    А что вы думаете об опыте немецких жителей? Достаточно ли, на ваш взгляд, уделяется внимания вопросам озеленения в нашей стране? Оставляйте комментарии на нашем сайте, если затронутая тема заинтересовала вас. Мы всегда готовы к диалогу.

    Озеленение — право или обязанность?

    Администрация города заставляет предпринимателей производить озеленение улиц — посадку растений, кустов, полив и их содержание — в течение всего лета за свой счет. При неисполнении данных мероприятий вызывают на комиссию и штрафуют. Я лично отказался, и теперь мне грозят судом. По Закону о местном самоуправлении эти работы — обязанность муниципального образования. Кто прав в этой ситуации?

    Cогласно п. 25 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится в том числе и организация благоустройства и озеленения территории городского округа. Обратите внимание на примененный законодателем термин «организация». Если буквально толковать данную норму права, то практически невозможно сделать вывод о том, что именно органы местного самоуправления обязаны непосредственно осуществлять данные работы. Организация благоустройства и его осуществление — понятия разные. Поэтому ваш вывод о том, что осуществление работ по благоустройству входит в обязанность муниципального образования, не совсем правилен. Ответ на вопрос, кто же именно должен осуществлять данные работы, содержится в некоторых нормативно-правовых актах местного уровня.

    Итак, органы местного самоуправления вправе организовать благоустройство и озеленение территории городского округа. Действуя в рамках указанного положения федерального законодательства, а также ч. 26 ст. 5 Устава городского округа (утвержденного Решением Улан-Удэнского городского совета народных депутатов от 08.05.2007 № 624-63) Улан-Удэнский городской совет депутатов своим Решением от 14.06.2007 № 642-65 утвердил Правила по благоустройству, санитарному содержанию территорий, организации уборки, обеспечению чистоты и порядка в городе Улан-Удэ (далее — Правила).

    Согласно п. 1.1 Правил их требования обязательны для всех физических и юридических лиц, независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и гражданства, являющихся собственниками или пользователями земель, застройщиками, собственниками, владельцами или арендаторами зданий, строений и сооружений, расположенных на территории Улан-Удэ.

    В соответствии с положениями разд. 2 Правил под благоустройством понимается комплекс работ и мероприятий, направленных на создание в границах Улан-Удэ благоприятных условий для жизни, трудовой деятельности и досуга населения. Однозначно определить, включается ли в понятие «благоустройство» работа по озеленению, невозможно. Правилами предусмотрено, что элементами благоустройства являются газон, включающий в себя остриженную траву и другие растения, малые архитектурные формы (скамья, урна, ограждение, турникет и т.д.).

    Согласно разд. 4 Правил ответственными за организацию уборки городских территорий, переданных на основе договоров аренды, праве собственности или ином праве частным или юридическим лицам, являются сами предприниматели или предприятия:

    · За ручную уборку территорий, прилегающих к отдельно стоящим объектам рекламы в радиусе 5 м , — рекламораспространители или специализированные организации, по договору осуществляющие уборку за счет средств рекламораспространителей.

    · За уборку мест временной уличной торговли, территорий, прилегающих к объектам торговли (рынков, магазинов, торговых павильонов, быстровозводимых торговых комплексов, палаток, киосков и др.) в радиусе 5 м , — владельцы объектов торговли. Не допускается складирование тары и собранного мусора на указанной территории, крышах торговых палаток, киосков и т.д.

    · За уборку, благоустройство, поддержание чистоты территорий, въездов и выездов с АЗС, автомобильных моек, заправочных комплексов, а также прилегающих территорий на расстоянии 50 м и подъездов к ним — владельцы указанных объектов.

    · За уборку и содержание территорий хозяйствующих субъектов, прилегающей к ним территории общего пользования (улиц, переулков и т.д.), подъездов к ним — хозяйствующие субъекты, в собственности, владении, пользовании которых находятся указанные территории. При этом границы ответственности хозяйствующих субъектов устанавливаются по бордюрному камню проезжей части или путем деления расстояния между границами соседних земельных участков пополам (в случаях деления территории во дворах жилых домов, на площадях и т.д.), но не более 50 м от границ участков, ограждений, зданий.

    В соответствии с п. 8 Правил стрижка газонов производится соответствующей организацией по обслуживанию жилищного фонда, хозяйствующим субъектом или подрядной организацией на высоту не менее 4—5 см периодически, при достижении травяным покровом высоты 12—15 см. Скошенная трава должна быть убрана в течение суток. При этом полив зеленых насаждений на объектах озеленения производится соответствующей организацией по обслуживанию жилищного фонда, хозяйствующим субъектом или подрядной организацией в утреннее время или в вечернее время, после 17.00. Погибшие и потерявшие декоративность цветы в цветниках и газонах должны удаляться с одновременной подсадкой новых растений.

    Аналогичные требования содержатся и в Постановлении администрации г. Улан-Удэ от 28.03.2006 № 100 «Об основных требованиях к работе объектов мелкорозничной, сезонной торговой сети и оказании услуг на территории г. Улан-Удэ» (далее — Постановление). Согласно положениям п. 2.3 Постановления владельцы указанных объектов обязаны своевременно осуществлять благоустройство и озеленение прилегающей территории в радиусе 10 м .

    Постановлением администрации г. Улан-Удэ от 23.10.2007 № 541 утверждена Муниципальная целевая программа «Благоустройство г. Улан-Удэ» на 2008—2010 гг., к реализации которой предусмотрено привлечь муниципальные предприятия, проектные институты, а также предприятия и организации всех форм собственности. Данная программа предусматривает также и мероприятия по озеленению и цветочному оформлению территорий общего пользования, прилегающих к предприятиям и организациям всех форм собственности, за счет внебюджетных источников.

    Следовательно, администрация Улан-Удэ и другие органы местного самоуправления могут призвать предпринимателей города к осуществлению или финансированию мероприятий по озеленению и уходу за зелеными насаждениями на основании указанных выше нормативно-правовых актов. Но привлечь к административной ответственности за уклонение от участия в данных мероприятиях возможно только на основании норм действующего законодательства об административной ответственности.

    В соответствии со ст. 1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

    В Республике Бурятия такой закон принят — это Закон РБ от 24.03.2005 № 1056-III «Об административных правонарушениях в сфере благоустройства на территории городов и других населенных пунктов Республики Бурятия» (далее — Закон). Статья 14 Закона предусматривает административную ответственность за нарушение сроков и порядка проведения работ по уборке территории. Законом также предусмотрена ответственность за повреждение зеленых насаждений и газонов, но не за невыполнение субъектами предпринимательской деятельности работ по озеленению территорий города.

    Что делать в такой ситуации? Во-первых, обратиться в органы местного самоуправления с письменным запросом о перечне работ по благоустройству прилегающей территории, ее площади (границах) и нормативно-правовых актах, обязывающих вас производить подобные работы и, самое главное, предусматривающих административную ответственность за отказ от их производства.

    Если в отношении вас уже составлен протокол об административном правонарушении, то необходимо внимательно ознакомится с его содержанием, установив, какое именно административное правонарушение вам инкриминируется и каким законом предусмотрена ответственность за его совершение.

    Необходимо также отметить, что если вы являетесь арендатором земельного участка и договором аренды предусмотрена обязанность арендатора осуществлять его озеленение, то вам придется выполнять данные условия договора. В противном случае этот договор может быть расторгнут по инициативе арендодателя. Но это также не имеет никакого отношения к административной ответственности.

    Нижневартовский район
    Официальный сайт администрации
    Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

    Нижневартовск
    21 Авг, 2018 г.

    +13 °C

    Все документы

    Ханты-Мансийский автономный округЮгра

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ

    О благоустройстве, озеленении и

    санитарной очистке территории

    района в весенне-летний период

    В целях улучшения благоустройства, озеленения, санитарного содержания населенных пунктов района, активизации работ по приведению закрепленных и прилегающих территорий в надлежащий порядок силами трудовых коллективов предприятий, организаций, учреждений всех форм собственности, расположенных на территории района, учитывая Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устав района и в связи с предстоящими районными мероприятиями, посвященными 62-й годовщине со дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов:

    1. Провести с 25 апреля по 26 мая 2007 года месячник по санитарной очистке, благоустройству и озеленению территорий городских и сельских поселений района.

    28 апреля 2007 года общерайонный субботник по санитарной очистке территорий городских и сельских поселений района (при неблагоприятных погодных условиях возможен перенос срока проведения субботника);

    каждую пятницу в весенне-летний период днем санитарной очистки, благоустройства и озеленения территорий городских и сельских поселений.

    3. Рекомендовать главам городских и сельских поселений района:

    разработать мероприятия по санитарной очистке, благоустройству и озеленению территорий населенных пунктов;

    провести разъяснительную работу с руководителями муниципальных учреждений, предприятий, работниками администраций городских и сельских поселений об обязательном их участии в месячнике и общерайонном субботнике.

    4. Координацию и контроль за подготовкой и проведением мероприятий по санитарной очистке, благоустройству и озеленению территорий городских и сельских поселений района и общерайонного субботника поручить заместителю главы района по жилищно-коммунальному хозяйству и строительству Ю.Г. Истомину, начальнику управления экологии и природопользования администрации района С.Е. Гынгазовой, начальнику управления архитектуры и градостроительства администрации района О.Н. Лавренюк.

    5. Рекомендовать руководителям предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, расположенных на территории района:

    5.1. Назначить ответственных лиц на время проведения мероприятий;

    5.2. В срок до 01 июня провести санитарную очистку закрепленной и прилегающей территорий;

    5.3. В срок до 01 сентября осуществлять благоустройство и озеленение территории, включая следующие виды работ:

    ремонт и покраска фасадов административных, производственных и торговых зданий и сооружений, металлоконструкций и эстакад под трубопроводы, оград, фонарей, элементов внешнего оформления;

    высадка зеленых насаждений, разбивка газонов и цветников на закрепленной и прилегающей территории.

    6. Муниципальным унитарным предприятиям «Сельское жилищно-коммунальное хозяйство» (С.Я. Гогошидзе), «Аганское многопрофильное жилищно-коммунальное управление» (С.В. Дема), «Излучинское многопрофильное коммунальное хозяйство» (Е.В. Елфимов), открытому акционерному обществу «Югорская территориально энергетическая компания – Нижневартовский район» (С.В. Семериков):

    провести работу по благоустройству и санитарной очистке закрепленной территории;

    привлекать жителей района к проведению санитарной очистки и благоустройству дворов.

    7. Управлению жизнеобеспечения поселений администрации района (Д.Н. Любчиков):

    осуществлять проверки технического состояния и благоустройства территорий автомобильных стоянок, гаражно-строительных кооперативов и других объектов;

    совместно с руководителями предприятий, учреждений, организаций, осуществляющих работу по внешнему оформлению и содержанию дорог, улиц и микрорайонов городских и сельских поселений района:

    привести в порядок автобусные павильоны;

    произвести вывоз из жилой зоны городских и сельских поселений района самовольно установленных и брошенных объектов (гаражи, кузова автомобилей, киоски и др.).

    8. Заместителю главы района по социальным вопросам О.В. Липуновой организовать разъяснительную работу с курируемыми структурными подразделениями администрации района, муниципальными учреждениями по активному выполнению постановления.

    9. Управлению образования администрации района (Ш.Я. Гогошидзе) организовать работу по привлечению учащихся общеобразовательных учреждений района к работе по санитарной очистке, благоустройству и озеленению территорий общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений района, возложив персональную ответственность на руководителей образовательных учреждений района.

    10. Управлению по молодежной политике администрации района (Н.М. Казначеева), управлению культуры и досуговой деятельности администрации района (Н.В. Алексеенок), управлению по вопросам социальной сферы администрации района (С.В. Воробьева) организовать массовое участие молодежи района, работников управлений, курируемых учреждений культуры, спорта и молодежной политики в месячнике по санитарной очистке, благоустройству, озеленению территории, прилегающих к занимаемым ими зданиям, и общерайонном субботнике.

    11. Отделу внутренних дел по Нижневартовскому району (В.И. Боярков):

    не допускать парковки на газонах, детских игровых площадках, заезды в жилую зону городских и сельских поселений служебного и грузового автотранспорта, установки автостоянок в жилой зоне без разрешения соответствующих органов;

    усилить профилактическую работу по пресечению незаконной торговли, в том числе на территориях, прилегающих к рынкам, с привлечением нарушителей к административной ответственности в установленном законом порядке.

    12. Заместителю главы района по потребительскому рынку и местной промышленности С.М. Пичугину рекомендовать руководителям торговли и общественного питания:

    привести в надлежащий эстетический вид принадлежащие или арендуемые здания и павильоны;

    привести территории, прилегающие к магазинам, павильонам, киоскам, рынкам, а также отведенные для организации летних кафе и уличной торговли в надлежащее санитарное состояние;

    установить урны у входов в магазины, павильоны, в местах организованной уличной торговли.

    13. Управлению архитектуры и градостроительства администрации района (О.Н. Лавренюк), комитету по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации района (О.Н. Карпова) проводить проверку внешнего вида рекламных конструкций на соответствие действующим законодательным и нормативным правовым актам.

    14. Рекомендовать руководителям производственных и строительных организаций и предприятий:

    привести в порядок территории своих производственных и строительных объектов;

    осуществлять контроль за проведением земляных работ в строгом соответствии с ордером.

    15. Руководителям структурных подразделений администрации района контролировать выполнение данного постановления курируемыми предприятиями и учреждениями.

    16. Пресс-секретарю главы района Л.Д. Михеевой:

    подготовить обращение к населению района, общественным организациям района о принятии активного участия в месячнике по санитарной очистке, благоустройству и озеленению территорий городских и сельских поселений района и общерайонном субботнике;

    через средства массовой информации довести до сведения жителей района обращение и постановление главы района;

    регулярно освещать результаты санитарной очистки и благоустройства городских и сельских поселений района в средствах массовой информации.

    17. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя главы района по жилищно-коммунальному хозяйству и строительству Ю.Г. Истомина.

    8.6. Работы по озеленению территорий и содержанию зеленых насаждений

    8.6.1. Озеленение территории, работы по содержанию и восстановлению парков, скверов, зеленых зон, содержание и охрана городских лесов рекомендуется осуществлять специализированным организациям по договорам с администрацией муниципального образования в пределах средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования на эти цели.

    8.6.2. Физическим и юридическим лицам, в собственности или в пользовании которых находятся земельные участки, рекомендуется обеспечивать содержание и сохранность зеленых насаждений, находящихся на этих участках, а также на прилегающих территориях.

    8.6.3. Новые посадки деревьев и кустарников на территории улиц, площадей, парков, скверов и кварталов многоэтажной застройки, цветочное оформление скверов и парков, а также капитальный ремонт и реконструкцию объектов ландшафтной архитектуры рекомендуется производить только по проектам, согласованным с администрацией муниципального образования.

    8.6.4. Лицам, указанным в пунктах 8.6.1 и 8.6.2 настоящих Методических рекомендаций, рекомендуется:

    — обеспечить своевременное проведение всех необходимых агротехнических мероприятий (полив, рыхление, обрезка, сушка, борьба с вредителями и болезнями растений, скашивание травы);

    — осуществлять обрезку и вырубку сухостоя и аварийных деревьев, вырезку сухих и поломанных сучьев и вырезку веток, ограничивающих видимость технических средств регулирования дорожного движения;

    — доводить до сведения органов местного самоуправления обо всех случаях массового появления вредителей и болезней и принимать меры борьбы с ними, производить замазку ран и дупел на деревьях;

    — проводить своевременный ремонт ограждений зеленых насаждений.

    8.6.5. На площадях зеленых насаждений рекомендуется установить запрет на следующее:

    — ходить и лежать на газонах и в молодых лесных посадках;

    — ломать деревья, кустарники, сучья и ветви, срывать листья и цветы, сбивать и собирать плоды;

    — разбивать палатки и разводить костры;

    — засорять газоны, цветники, дорожки и водоемы;

    — портить скульптуры, скамейки, ограды;

    — добывать из деревьев сок, делать надрезы, надписи, приклеивать к деревьям объявления, номерные знаки, всякого рода указатели, провода и забивать в деревья крючки и гвозди для подвешивания гамаков, качелей, веревок, сушить белье на ветвях;

    — ездить на велосипедах, мотоциклах, лошадях, тракторах и автомашинах;

    — мыть автотранспортные средства, стирать белье, а также купать животных в водоемах, расположенных на территории зеленых насаждений;

    — парковать автотранспортные средства на газонах;

    — устраивать ледяные катки и снежные горки, кататься на лыжах, коньках, санях, организовывать игры, танцы, за исключением мест, отведенных для этих целей;

    — производить строительные и ремонтные работы без ограждений насаждений щитами, гарантирующими защиту их от повреждений;

    — обнажать корни деревьев на расстоянии ближе 1,5 м от ствола и засыпать шейки деревьев землей или строительным мусором;

    — складировать на территории зеленых насаждений материалы, а также устраивать на прилегающих территориях склады материалов, способствующие распространению вредителей зеленых насаждений;

    — устраивать свалки мусора, снега и льда, сбрасывать снег с крыш на участках, имеющих зеленые насаждения, без принятия мер, обеспечивающих сохранность деревьев и кустарников;

    — добывать растительную землю, песок и производить другие раскопки;

    — выгуливать и отпускать с поводка собак в парках, лесопарках, скверах и иных территориях зеленых насаждений;

    — сжигать листву и мусор на территории общего пользования муниципального образования.

    8.6.6. Рекомендуется установить запрет на самовольную вырубку деревьев и кустарников.

    8.6.7. Снос крупномерных деревьев и кустарников, попадающих в зону застройки или прокладки подземных коммуникаций, установки высоковольтных линий и других сооружений в границах муниципального образования, рекомендуется производить только по письменному разрешению администрации муниципального образования.

    8.6.8. За вынужденный снос крупномерных деревьев и кустарников, связанных с застройкой или прокладкой подземных коммуникаций, рекомендуется брать восстановительную стоимость.

    8.6.9. Выдачу разрешения на снос деревьев и кустарников следует производить после оплаты восстановительной стоимости.

    Если указанные насаждения подлежат пересадке, выдачу разрешения следует производить без уплаты восстановительной стоимости.

    Размер восстановительной стоимости зеленых насаждений и место посадок определяются администрацией муниципального образования.

    Восстановительную стоимость зеленых насаждений следует зачислять в бюджет муниципального образования.

    8.6.10. За всякое повреждение или самовольную вырубку зеленых насаждений, а также за непринятие мер охраны и халатное отношение к зеленым насаждениям с виновных рекомендуется взимать восстановительную стоимость поврежденных или уничтоженных насаждений.

    8.6.11. Оценку стоимости плодово-ягодных насаждений и садов, принадлежащих гражданам и попадающих в зону строительства жилых и промышленных зданий, рекомендуется производить администрацией муниципального образования.

    8.6.12. За незаконную вырубку или повреждение деревьев на территории городских лесов виновным лицам следует возмещать убытки.

    8.6.13. Учет, содержание, клеймение, снос, обрезку, пересадку деревьев и кустарников рекомендуется производить силами и средствами: специализированной организации — на улицах, по которым проходят маршруты пассажирского транспорта; жилищно-эксплуатационных организаций — на внутридворовых территориях многоэтажной жилой застройки; лесхоза или иной специализированной организации — в городских лесах.

    Если при этом будет установлено, что гибель деревьев произошла по вине отдельных граждан или должностных лиц, то размер восстановительной стоимости рекомендуется определять по ценам на здоровые деревья.

    8.6.14. При обнаружении признаков повреждения деревьев лицам, ответственным за сохранность зеленых насаждений, следует немедленно поставить в известность администрацию муниципального образования для принятия необходимых мер.

    8.6.15. Разрешение на вырубку сухостоя рекомендуется выдавать администрации муниципального образования.

    8.6.16. Снос деревьев, кроме ценных пород деревьев, и кустарников в зоне индивидуальной застройки следует осуществлять собственникам земельных участков самостоятельно за счет собственных средств.

    Озеленение городских территорий и его роль в комплексном благоустройстве общественных пространств

    Странная перестроечная эпоха, когда рушились привычные устои, была ознаменована не только хаосом в сознании людей, но и хаосом на улицах городов. Не хватало ни средств, ни сил, ни желания на их благоустройство. В результате парки и скверы зарастали кустарником, а на клумбах и цветниках буйным цветом цвели одуванчики и прочие «некультурные» растения…

    Что такое комплексное благоустройство городских территорий

    В последние 15–20 лет ситуация стала стремительно меняться, причем не только в столице, но и в провинциальных городах. Была разработана Концепция комплексного благоустройства, в которую вошли все работы по озеленению и улучшению городских территорий. Документ включает требования к работам по реконструкции и пластической организации рельефа, посадке новых деревьев, кустарников и цветов на улицах и в парках, к установке ограждений, к архитектурному освещению улиц или целых кварталов, размещению малых архитектурных форм и объектов городского дизайна. Согласно этой концепции комплексное благоустройство затрагивает три группы городских пространств.

    Первая группа — общественные пространства города, то есть те, которые активно посещаются жителями и являются центрами общегородского и локального значения: театры, кинотеатры, торговые центры, парки, скверы, пешеходные зоны. Участки и специализированные зоны общественной застройки, такие как госучреждения, больницы, студенческие городки благоустраиваются в соответствии с их отраслевой направленностью. Например, в больницах на приобъектной территории — в парке или сквере — устанавливают скамейки для отдыха.

    Вторая группа — территории жилого назначения. Собственные требования к комплексному благоустройству разработаны и для них. При этом они будут разными для придомовых пространств, для школьных или дошкольных учреждений, для автостоянок и общественных пространств внутри жилых кварталов.

    Третья группа — территории рекреационного назначения. Это парки, скверы, бульвары, сады, зоны отдыха. К этой же группе относятся и особо охраняемые природные территории — национальные парки, природные парки и лесопарки.

    Комплексное благоустройство в каждом отдельном случае имеет свои специфические требования, но существует некий общий фактор для всех трех групп — в каждой из них обязательно предусматривается высадка зеленых насаждений. Именно они помогают создать единый и гармоничный ландшафт территории, улучшают экологическую ситуацию в городе и просто украшают улицы.

    Примеры удачного комплексного благоустройства Москвы — территория Патриарших прудов с улицами Большой, Малой Бронной и Спиридоновкой, реконструкция Большой Ордынки и Триумфальной площади.

    Виды озеленения городских территорий

    Виды посадки растений для городского озеленения были разработаны ландшафтными дизайнерами уже несколько столетий назад, и за это время мало что изменилось. По-прежнему основными типами являются рядовые и аллейные посадки деревьев, группы (куртины), солитеры, живые изгороди, рабатки, шпалеры, газоны.

    Аллейные посадки применяются при озеленении парков и улиц. При этом способе деревья высаживают в две параллельные линии вдоль дорожек на одинаковом расстоянии друг от друга. Деревья при аллейном способе должны быть одного возраста, чтобы аллея получилась ровной и однородной. Породы деревьев обычно используют одинаковые, но в некоторых случаях уместна и высадка двух или трех разных пород. Яркий пример классических аллей — каштановые аллеи Парижа, в честь которых парижане даже устраивают ежегодный праздник.

    Рядовая посадка — это самый простой и распространенный способ, при котором деревья или кустарник высаживают в одну линию вдоль дорожек или по периметру площадок. Практически на любой улице любого города можно встретить этот тип посадки.

    Группа, или куртина, состоит из нескольких деревьев, высаженных искусственно на открытом месте. Группа может быть одновидовой — из одного вида дерева или кустарника, смешанной из деревьев, смешанной из кустарников и сложной, состоящей из деревьев и кустарников одновременно. Иногда в состав групп входят многолетние цветочные растения.

    Одиночные посадки, или солитеры, проектируют на открытых пространствах для украшения небольших территорий. Для них используют красиво цветущие кустарники — розу, сирень, жасмин или деревья с оригинальным цветом и формой кроны — голубые ели, липы, дубы.

    Живые изгороди, как правило, делают из кустарников и используют для ограждения участков, клумб, газонов, площадок для отдыха или в декоративных целях. Защитные изгороди обычно создают из колючих кустарников, их высота может достигать 1–2 метров. Декоративные изгороди гораздо меньше по высоте, например, высота бордюра — менее 0,5 м.

    Газон — самый распространенный вид озеленения городских территорий. Газоны есть практически везде — и в жилых кварталах, и в общественных зонах, и на территориях предприятий. Существует 3 типа газонов для озеленения — обычный, партерный и однолетний мавританский. Обычный газон засевается смесью трав или одним видом травы. Такой газон периодически подстригают для придания ему аккуратного вида. Партерный газон устраивают на самых ответственных участках садов, парков, возле культурных учреждений. Это элитный вид газона, состоящий только из одного определенного вида травы и требующий особых условий и ухода, включающего стрижку раз в 10 дней, регулярный полив и подкормку. Партерный газон отличается высокой плотностью, однородной окраской. Мавританский газон состоит из смеси злаковых трав и цветущих однолетников. Стричь такой газон не нужно, он должен расти естественным путем. Очень красиво мавританские газоны смотрятся в больших парках и садах.

    Кроме упомянутых видов посадки, при озеленении городских территорий также используются всем хорошо известные клумбы, рабатки и цветники. При этом выбор вида озеленения зависит от того, с какой именно территорией ведется работа. Вряд ли на небольшой улице будет уместна куртина из крупных деревьев, а в парке с обширными свободными пространствами — маленькая одиночная клумба. В большинстве случаев специалисты комбинируют несколько типов насаждений, получая в результате гармонично сформированное пространство, в котором все элементы связаны не только между собой, но и с городской застройкой.

    В условиях города используется два вида озеленения: стационарное и мобильное. Стационарное озеленение — это обычная посадка растений в грунт, при мобильном растения сажают в специальные передвижные емкости — вазоны, контейнеры. Оба эти вида в одинаковой степени используются для создания архитектурно-ландшафтных объектов: садов, цветников, скверов, внутридомовых площадок с цветами и деревьями. Стационарное и мобильное озеленение устраивают на естественных и искусственных элементах рельефа, крышах и даже фасадах зданий.

    Виды растений для городского озеленения

    Растения, используемые в городском озеленении, должны отвечать целому ряду особых требований. Кроме внешней привлекательности, от них требуется наличие контролируемой формы и скорости роста, устойчивость к болезням, вредителям и физическим повреждениям. Нежелателен резкий запах от деревьев и цветов, наличие в них естественных ядовитых веществ и способности давать отпрыски далеко от материнского ствола, взламывая асфальт, и другие не слишком практичные свойства. Например, во многих городах отказались от высадки тополей из-за пуха и хрупкости стволов и веток, ломающихся от сильного ветра.

    При выборе растений нужно учитывать длительность светового дня в конкретном городе, среднюю температуру окружающей среды и влажность, наличие и расположение подземных вод, виды почв. Нет смысла высаживать в городе с резко континентальным климатом южные растения, они все равно не выживут. Предпочтительнее всего использовать местные виды флоры, при этом учитывая, что оживленные улицы — не самое лучшее место для особо прихотливых пород деревьев и растений. Кроме того, нельзя забывать и об архитектурно-художественном решении озеленяемого объекта.

    При озеленении конкретных городских объектов нужно выбирать такие растения, которые лучшим образом способны решить поставленные задачи. Например, если необходимо озеленить улицу, застроенную многоэтажными зданиями и при этом защитить фасады от солнца, лучше всего использовать высокие деревья — березу, липу, клен остролистный, сосну. Если же требуется создать тень на тротуарах, то достаточно высадить низкие или средние растения — черемуху, рябину, клен татарский. При этом нужно учитывать, что высота деревьев и кустарников одних и тех же пород в разных условиях может сильно отличаться. Например, московские липы в парках достигают 31 м высоты, а на улицах города — только 9,7 м.

    Большое значение при выборе растений для городского озеленения имеет и форма кроны, особенно у деревьев. Она очень важна при создании строгих композиций — обсадке площадей, улиц, общественных зданий и т.д. Некоторые кусты и деревья отличаются четкой геометрической формой кроны, а некоторые требуют ее формирования. Хорошо поддаются стрижке пихта, облепиха, ель обыкновенная, шиповник, рябина, липа, туя. Их использование в озеленении может помочь созданию очень интересных композиций.

    Еще один важный фактор выбора — плотность кроны. Деревья и кустарники с плотной кроной наиболее эффективно защищают от солнечных лучей, ветра и снега. Растения с прозрачной кроной увеличивают игру света и тени и используются в сложных композициях в качестве дополнения к архитектуре зданий. Малопрозрачную крону имеет пихта, черемуха, вяз, липа, дуб, каштан. Прозрачная крона — у груши, осины, сливы, акации, абрикоса.

    Выбор трав и цветов для городского озеленения также должен подчиняться климатическим и эстетическим требованиям. Эффектный декор города в течение всего лета обеспечивают клумбы из быстро появляющихся и обильно цветущих алиссума, петунии, маттиолы, ибериса, люпина. Парадные клумбы, например, в центре города перед административными зданиями, формируют весной и осенью из цветущих растений — примулы, гвоздики перистой, анемоны и декоративно-лиственных — ковыля, бадана, хосты.

    Правила озеленения городской среды

    Работы по озеленению городской среды ведутся в соответствии с четкими правилами. Согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация благоустройства и озеленения территории муниципального образования относится к вопросам местного значения. Для решения этих вопросов орган представительной власти каждого города разрабатывает и утверждает правила благоустройства своих территорий.

    Например, в Москве вопросы озеленения изложены в разделе 4.1 ТСН 30-307-2002 г. Москвы (МГСН 1.02-02) «Нормы и правила проектирования комплексного благоустройства на территории города Москвы (с изменениями и дополнениями)». Этот раздел содержит все критерии и факторы, которые необходимо учитывать при озеленительных работах в Москве и области:

  • виды озеленения;
  • размеры комов, ям и траншей для посадки деревьев и кустарников;
  • размер рекреационной нагрузки;
  • состав почвы и грунтов;
  • степень техногенных нагрузок и климатические условия.

Кроме того, при проектировании и осуществлении озеленения в столице следует учитывать и законы города Москвы: от 15 марта 2008 года № 28 «Градостроительный кодекс города Москвы (с изменениями на 15 марта 2017 года)», от 26 сентября 2001 года № 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве», от 5 мая 1999 года № 17 «О защите зеленых насаждений на территории города Москвы», постановление Правительства Москвы от 8 июня 2004 года № 383-ПП «О памятниках природы в городе Москве».

Заказчики и исполнители работ по благоустройству

От того, какая именно территория требует озеленения, зависит и то, кто эти работы заказывает. Если речь идет о новых районах, то за озеленение отвечает сам застройщик. Давно ушло в прошлое то время, когда новые районы могли похвастать лишь наличием строительного мусора и бурьяном на пустырях между домами.

Озеленением социальных городских объектов, таких как школы, детские сады, парки, улицы, сады, проспекты, занимается администрация каждого конкретного городского района. При этом тендеры на выполнение работы обязательно размещаются на сайте госзакупок. Придомовые территории обычно озеленяются силами жильцов или юридических лиц, арендующих в этих домах помещения. Что касается территорий крупных предприятий, то их озеленением, а также благоустройством прилегающих территорий занимается собственник.

Озеленение муниципальных территорий проводят силами такого подразделения, как горзеленхоз, отвечающего за выращивание посадочного материала, но встречаются ситуации, когда озеленение поручается частным дизайнерам или специализированным фирмам. У специализированных компаний нередко больше возможностей в разработке и осуществлении сложных ландшафтных работ, в них работают квалифицированные специалисты и имеется большой выбор растений.

Относиться к выбору исполнителя следует очень ответственно, поскольку при некачественной работе переделать ее результаты будет очень сложно, особенно в случае с озеленением больших территорий. Чтобы не ошибиться, нужно обратить внимание на следующее:

  • наличие всех нужных специалистов, от ландшафтного дизайнера до агронома, и техники, способной выполнить поставленные задачи;
  • ассортимент растений, а также то, самостоятельно ли компания выращивает посадочный материал или просто перепродает его;
  • наличие у компании портфолио с готовыми решениями, на основе которых можно сделать вывод о ее квалификации;
  • необходимые разрешительные документы;
  • стоимость работ.
  • Очень полезно выехать на место и своими глазами увидеть уже воплощенные в реальность проекты компании. Они лучше всех фотографий расскажут об уровне оказываемых ею услуг и профессионализме сотрудников.

    В Моск­ве ра­бо­та­ет не­сколь­ко со­тен ком­па­ний, за­ни­ма­ю­щих­ся ланд­шаф­т­ным ди­зай­ном, а ко­ли­чест­во не­за­ре­гист­ри­ро­ван­ных бри­гад и ди­зай­не­ров-ин­ди­ви­ду­а­лов и во­все не под­да­ет­ся под­сче­ту. Все это, кро­ме ши­ро­ко­го вы­бо­ра, со­зда­ет до­пол­ни­тель­ные рис­ки за­клю­чить кон­тракт с под­ряд­чи­ком, ко­то­рый ли­бо тех­ни­чес­ки не смо­жет вы­пол­нить за­каз, не имея не­об­хо­ди­мых ре­сур­сов, ли­бо со­рвет сро­ки, ли­бо объ­явит не­спра­вед­ли­вую це­ну. По­это­му ре­пу­та­ция и воз­мож­ность вы­пол­нять ра­бо­ты пол­ным цик­лом в этом биз­не­се иг­ра­ют пер­вос­те­пен­ную роль.

    Федеральный уровень правового регулирования сферы благоустройства в России

    Страницы в журнале: 39-44

    О.В. Лаврентьева,

    аспирант Российского государственного социального университета Россия, Москва [email protected]

    На основе анализа российского законодательства (включая стандарты и правила) и западных моделей сопоставлены модели правового регулирования в сфере благоустройства за рубежом и в России; выявлено отличие в виде регламентации этой сферы на федеральном уровне в России и в основном на региональном и местном — за рубежом; определены факторы это объясняющие; оптимизировано понятие «благоустройство»; обобщен опыт Министерства регионального развития РФ; представлен анализ федерального уровня правового регулирования в сфере благоустройства, который признан удовлетворительным и не нуждающимся в переводе на уровень субъектов Российской Федерации или местного самоуправления.

    Ключевые слова: благоустройство, местное самоуправление, закон, домовладение, правила, муниципальное образование, нормативный правовой акт, территория.

    Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон об общих принципах организации местного самоуправления) [8] под благоустройством территории поселения (городского округа) подразумевает комплекс мероприятий по содержанию территории, проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории. Данное определение представляется адекватным и применимым к современному пониманию термина «благоустройство» в целом. Таким образом, Закон об общих принципах организации местного самоуправления определяет сферу благоустройства, за которую отвечают органы местного самоуправления, в пределах мероприятий по содержанию территории, предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа), а также проектированию и размещению объектов благоустройства. В то же время в специальной литературе и зарубежной практике это понимание шире, выделяются особенности правового регулирования, что обусловливает актуальность исследования этой темы.

    Российская Федерация обладает некоторыми особенностями в части правового регулирования вопросов благоустройства. Во-первых, термин «благоустройство» — общепринятый и устоявшийся, тогда как в законодательстве стран англо-саксонской правовой модели такого единого юридического понятия нет, а употребляются дефиниции «муниципальные (городские) улучшения» (municipal (urban) improvements), «формирование среды обитания» (creation of living environment), а также несколько вариантов благоустройства как такового (accomplishment и др.). Аналогичная ситуация и в континентальной правовой системе. Так, в муниципальном праве Германии понятие Landschaftsbau может трактоваться и как благоустройство, и как землеустройство, и как ландшафтные работы, куда включается сборка оборудования в скверах, общественных местах (скамейки, урны для мусора, подставки для велосипедов), а наравне с этим — изыскательские работы, пробы грунта, почв, планирование, строительство, монтаж.

    Во-вторых, за рубежом вопросы благоустройства традиционно переданы на местный (муниципальный) уровень и предметное государственное регулирование как таковое отсутствует. В отдельных штатах США приняты рамочные акты разделения полномочий в сфере благоустройства между штатом и муниципалитетами, и округами.

    В-третьих, законы в сфере местного благоустройства в Европейском союзе трактуются в широком понимании нормативного правового акта, обозначающего границы полномочий местного (коммунального) самоуправления.

    В-четвертых, даже муниципальные образования на Западе не часто принимают специальные акты о благоустройстве, обычно рассредоточивая эти вопросы в других актах коммунальной, строительной и социальной сфер регулирования.

    В России, напротив, сложилась традиция государственного регулирования вопросов благоустройства, обусловленная следующими факторами:

    — длительным (по крайней мере, весь советский период) временем, когда государственное управление доминировало над местным самоуправлением;

    — обилием моногородов, где градообразующими были крупные государственные предприятия, фактически бравшие на себя многие городские функции;

    — наличием большого числа поселений в суровых и экстремальных природных условиях, где местные бюджеты не справлялись с вопросами благоустройства;

    — необходимостью поддержания единых санитарных, градостроительных и других стандартов.

    Правовое регулирование вопросов благоустройства на федеральном уровне тесно связано с затянувшимся процессом распределения полномочий. В Бюджетном послании на 2013—2015 годы Президент РФ В.В. Путин отметил, что работа по разграничению полномочий между уровнями власти «безусловно, затянулась» и должна быть завершена «в ближайшее время» [3].

    Действующее федеральное законодательство факультативно оперирует понятием «благоустройство» в следующих смыслах:

    — сохранности, восстановления и облагораживания мест захоронения [7];

    — обозначения жилого помещения, имеющего удобства и пригодного для проживания («благоустроенное жилое помещение») [5].

    Градостроительный кодекс РФ, не раскрывая, использует две дефиниции: благоустройство, в том числе озеленение, и благоустроенное жилое помещение [4].

    Легального определения понятия «благоустройство» федеральное законодательство не содержит.

    Закон об общих принципах организации местного самоуправления относит благоустройство территории муниципального образования к вопросам местного значения поселений и городских округов, для чего представительный орган муниципального образования утверждает правила благоустройства территорий муниципального образования [8].

    Принято считать, что существенным фактором торможения развития правовой базы и практики благоустройства в муниципальном образовании является несовершенство градостроительного законодательства. В выступлении на совместном заседании Государственного совета и Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития 23 декабря 2013 г. Т. Голикова (Председатель Счетной палаты РФ) специально акцентировала внимание на этой проблеме [14]. В то же время данный вопрос представляется дискуссионным. Критики градостроительного законодательства не дают четкого ответа на вопросы: в чем проявляется это несовершенство? как оно влияет на деятельность органов местного самоуправления в сфере благоустройства? насколько существен этот факт? Приведем точку зрения В.Ф. Басаргина (министр регионального развития РФ в 2008—2012 годах): «Федеральное законодательство, упоминая понятие благоустройства, не раскрывает его, что существенным образом затрудняет определение круга задач, решаемых органами местного самоуправления в сфере благоустройства, а само благоустройство оказывается растворенным в целом ряде других вопросов местного значения» [6]. Полагаем, что градостроительное законодательство (при всех его недостатках) не оказывает существенного сдерживающего влияния на решение вопросов благоустройства.

    Помимо Закона об общих принципах организации местного самоуправления на федеральном уровне упорядочение вопросов благоустройства осуществляется также нормативными документами федеральных органов исполнительной власти.

    Регламентация основных процессов благоустройства в контексте внешнего благоустройства зданий и территорий, но без расшифровки самого понятия, содержится в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда (далее — Правила) [11], а в контексте благоустройства территорий — в Строительных нормах и правилах III-10-75 (далее — СНиП) [2].

    Под внешним благоустройством в литературе понимается поддержание городской среды, формируемой сооружениями, их комплексами и относительно обособленными участками открытого пространства, которые во взаимосвязи образуют архитектурно-планировочную систему [1]. В регионах России в документах местного самоуправления под внешним благоустройством понимается архитектурно-художественное и санитарно-техническое состояние зданий, сооружений, объектов благоустройства, малых архитектурных форм, а также территорий, свободных от застройки [13]. Данная трактовка представляется в целом правильной.

    Пункт 3.5 Правил включает в благоустройство размещение на фасадах указателей наименований улиц, а также флагодержателей, табличек с номерами подъездов и квартир, указателей пожарных гидрантов, геодезических знаков, канализационных колодцев; установку памятных досок на фасадах зданий, указателей координат обслуживающих организаций, органов местного самоуправления, экстренных и аварийных служб.

    В сфере деятельности по благоустройству Правила рекомендуют на территории каждого домовладения иметь объекты благоустройства: оборудованную хозплощадку для сушки белья, чистки ковров, место отдыха взрослых, детскую игровую и спортивную площадку, площадку для выгула собак (по согласованию с органами местного самоуправления) (п. 3.5.11).

    К нарушениям в сфере благоустройства Правила относят: загромождение балконов, а также их переоборудование; вывешивание белья на городских проездах; мытье автомашин в пределах придомовой территории; самостоятельное строительство гаражей, «стаек», оград; окрашивание оконных переплетов с наружной стороны цветом, отличающимся по цвету от установленного для данного здания; загромождение дворовой территории; утилизацию во дворах помоев, твердых бытовых отходов и мусора; крепление к стенам зданий баннеров, растяжек, вывесок, указателей и т. п., а также кондиционеров и спутниковых антенн без разрешения; складирование тары торговых организаций (арендаторов в жилых домах) на открытой территории домовладения.

    Отдельными разделами Правила регламентируют озеленение (п. 3.8), снижение уровня шума и звукоизоляцию (п. 4.10.4), которые, на наш взгляд, также относятся к благоустройству. В целом, регламентация, содержащаяся в Правилах, представляется адекватной.

    СНиП предусматривает соблюдение определенных правил при производстве и приемке работ по благоустройству территорий, включая подготовку их к застройке; работы с растительным грунтом; устройство внутриквартальных проездов, тротуаров, пешеходных дорожек, площадок, оград, открытых плоскостных спортивных сооружений; оборудование мест отдыха и озеленение (п. 1.1 главы 10 «Благоустройство территорий»). Таким образом, СНиП регулирует благоустройство территории, подготавливаемой к застройке (включая озеленение), а само благоустройство трактует как подготовительный этап к застройке [2]. Определения благоустройства СНиП не содержит.

    Приведенные выше нормы Правил распространяются на работы по благоустройству территорий и участков размещения объектов жилищно-гражданского, культурно-бытового и промышленно-производственного назначения. В то же время дорожное хозяйство: строительство, реконструкция, ремонт муниципальных дорог, их уборка, уборка мусора, озеленение, уличное освещение — к благоустройству не относится. Более точной в этом плане представляется формулировка объектов благоустройства, данная в Методических рекомендациях бывшего Министерства регионального развития РФ (далее — Минрегион России) по разработке нормативных правовых актов и правил по благоустройству территорий муниципальных образований 2011 года (далее — Методические рекомендации) [10].

    Для реализации единой практики применения действующих федеральных и региональных нормативных правовых актов, единообразной методики разработки и применения правил благоустройства территорий муниципальных образований, применения единых норм проведения работ по благоустройству, приведения нормативных актов муниципальных образований в сфере благоустройства в соответствие федеральному и региональному законодательству разработаны и утверждены Методические рекомендации. Однако необходимо отметить, что правовой статус документа недостаточно четко установлен в отечественной правовой науке.

    Методические рекомендации определяют проектирование и эксплуатацию элементов благоустройства как цели обеспечения охраны здоровья человека, исторической и природной среды, а также инфраструктуры беспрепятственного передвижения маломобильных групп населения по территории муниципальных образований. Методические рекомендации ориентируют на разработку местных норм и правил благоустройства территорий с учетом утвержденной градостроительной документации (п. 1.4). Полагаем, что данный вопрос должен ставиться лишь в виде императива, но никак не рекомендации.

    Методические рекомендации, не определяя само понятие «благоустройство», содержат основные дефиниции: «благоустройство территории», «элементы благоустройства территории», «объекты благоустройства территории», — нормируемый комплекс элементов благоустройства (п. 1.5).

    Исходя из общего смысла Методических рекомендаций, благоустройство следует понимать как комплексное обеспечение инженерной подготовки, безопасности, озеленения, устройства покрытий, освещения, размещения малых архитектурных форм (монументальных объектов) и санитарного состояния. Именно в соответствии с таким подходом здесь разделены благоустройство по территориям: общественного (раздел 3), жилого (раздел 4), рекреационного (раздел 5), производственного (раздел 6), транспортного и инженерного (раздел 7) назначения.

    В разделе 8 Методических рекомендаций, определяя, что регламентацию эксплуатации объектов благоустройства осуществляет орган местного самоуправления, Минрегион России рекомендовал включить в состав правил эксплуатации объектов благоустройства группу разделов по уборке территорий, озеленению, содержанию и эксплуатации дорог, освещению, содержанию животных, особым требованиям к доступности городской среды, праздничному оформлению и т. п.

    Минрегион России нацеливал органы местного самоуправления на то, что содержание элементов благоустройства (в том числе восстановление и ремонт памятников) следует возлагать на физических и (или) юридических лиц (любых организационно-правовых форм), владеющих данными элементами благоустройства (п. 8.5.1). Указанным лицам также рекомендуется содержать элементы благоустройства, расположенные на прилегающих территориях. Содержание иных элементов благоустройства рекомендуется брать на себя администрациям муниципальных образований по соглашениям со специализированными организациями в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете муниципальных образований.

    Методические рекомендации содержат ряд указаний, явно выходящих за пределы такой формы, как рекомендация (п. 8.6.5). В частности, на площадях зеленых насаждений рекомендуется запретить ломать деревья и кустарники, разводить костры, портить скульптуры, делать надрезы и надписи, парковать автотранспортные средства на газонах, пасти скот и т. д. За большую часть из перечисленных действий Кодекс РФ об административных правонарушениях, а также законодательство субъектов Российской Федерации уже предусматривают административную ответственность. Следовательно, отпадает необходимость рекомендовать вводить такие запреты органам местного самоуправления.

    Вопросы благоустройства в плане учета и статистики также регламентированы в приказе Росстата от 28.10.2013 № 428, рассматривающем благоустройство внутригородских территорий в контексте производства общестроительных работ (асфальтирование, озеленение, установка детских площадок) [12].

    Таким образом, в отличие от институциональной незавершенности (создание и ликвидация Минрегиона России), вопросы правового регулирования базовых понятий и требований к благоустройству на федеральном уровне представляются в основном решенными, хотя и требующими уточнения и коррекции. Полагаем, что несколько отличающаяся от мировой практики система федеральной регламентации основных направлений и стандартов благоустройства вполне адекватна для России и не требует, как это сделано во многих странах, передачи на региональный или местный уровень.

    1. Андреева М.Н. Внешнее благоустройство городской среды (Организация и управление): дис. . канд. экон. наук. М., 2006.

    2. Благоустройство территорий: СНиП III-10-75 (утв. постановлением Госстроя СССР от 25.09.1975 № 158). М.: Госстрой России, ГУП ЦПП, 1997.

    3. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013—2015 годах. 28.06.2012. URL : http :// news . kremlin . ru / acts /15786

    4. Градостроительный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // СЗ РФ. 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 16.

    5. Жилищный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // СЗ РФ. 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 14 (ст. 84, 85, 89).

    6. Информационный и политический журнал местного самоуправления «Муниципальная Россия». 2010. № 8 (14). Конгресс муниципальных образований.

    7. Консульский устав Российской Федерации: федер. закон от 05.07.2010 № 154-ФЗ (ред. от 12.11.2012) // СЗ РФ. 2010. № 28. Ст. 3554 (ст. 35. Консульские действия по обеспечению сохранности и благоустройству российских воинских и гражданских захоронений).

    8. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

    9. Об увековечении памяти погибших при защите Отечества: Закон РФ от 14.01.1993 № 4292-1 (ред. от 05.04.2013) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 7. Ст. 245.

    10. Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований: приказ Минрегиона России от 27.12.2011 № 613 (с изм. от 17.03.2014 № 100/пр) // Законодательные и нормативные документы в ЖКХ. 2012. Март. № 3.

    11. Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда: постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 № 5176) // Российская газета. 2003. 23 окт. № 214 (доп. выпуск).

    Смотрите еще:

    • Закон от 19122005 163-фз Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 163-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" Документ является поправкой к Комментарии Российской […]
    • Как исчислить сумму налога на доходы физических лиц Как высчитать НДФЛ из зарплаты Актуально на: 24 января 2018 г. По общему правилу заработная плата облагается НДФЛ по ставке 13% для резидентов и 30% для нерезидентов. И каждый работодатель, будучи налоговым агентом, должен исчислить, […]
    • Осаго если водитель пьян Получение выплаты по ОСАГО при ДТП с пьяным водителем Согласно Правилам дорожного движения (далее – Правила, ПДД) водителю запрещается, при каких бы то ни было обстоятельствах управлять автотранспортным средством в пьяном виде. Это […]
    • Размер пособия по безработице оренбург Сколько платят на бирже труда по безработице Биржа труда – учреждение, входящее в систему государственного регулирования рынка труда. Биржа занимается посредническими функциями, осуществляемыми между работодателями и гражданами, […]
    • Общественное обсуждение закон Статья 24. Общественное обсуждение Статья 24. Общественное обсуждение См. комментарии к статье 24 настоящего Федерального закона 1. Под общественным обсуждением в настоящем Федеральном законе понимается используемое в целях общественного […]
    • Досрочное сокращение как оформить Типичный образец заявления на досрочное увольнение по сокращению штата: как написать этот документ? Бывают случаи, когда при сокращении сотрудников на предприятии часто возникают ситуации, когда одна из сторон трудовых отношений выбирает […]
    • Сапожников адвокат Сапожников Юрий Юрьевич (Юрист) Опытный юрист практик, основное направление деятельности - защита компаний в суде (арбитражный процесс). Юрист специализируется на гражданском, корпоративном, хозяйственном и других отраслях права. Высокая […]
    • Приказ въезд на территорию "Детский сад №8 "Капелька" Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение " Детский сад № 8 « Капелька» Приказ 01.09.2017 г. №30/8 «Об организации пропуска автотранспорта на территорию МБДОУ " Д/с № 8 «Капелька» […]