Закон о приватизации жилищного фонда в рф 2018 с комментариями

Жилищный кодекс РФ 2018

Поиск по статьям ЖК РФ:

ПОСЛЕДНИЕ ВОПРОСЫ

20 марта 2015 — Инна

п.2 ст 39 ЖК РФ. как определяется ДОЛЯ в праве ОБЩЕЙ собственности на ОБЩЕЕ имущество? И что подразумевается под Общей собственностью? Я так понимаю, что если в доме 8 квартир, то моя доля в общей собственности является 1/8-ой от квадратных метров мест общего пользования т.е. лестничных клеток, подвалов и чердаков, так или нет?

Ответ на вопрос дан по телефону.

17 марта 2015 — Екатерина

Здравствуйте! хотела бы уточнить информацию, по поводу данной программы.
Я проживаю в квартире матери,в этой квартире прописано 5человек( с учетом меня и моего несовершеннолетнего сына). Планируется еще один ребенок. общая площадь квартиры 74кв.м.
имеем ли мы право на предоставление жилья?

14 марта 2015 — Нади

Жужа, лифтерная является общим имуществом собственников жилых помещений многоквартирного дома в силу ст. 36 Жилищного кодекса РФ.
Продать ее можно только по решению собственников жилых помещений. Если такого решения принято не было, право собственности лица, купившего ее можно оспорить в судебном порядке.

17 февраля 2015 — Алексей

Если есть имущество имеющее отношение ко мне,в виде моей собственности, то процесс появления или не появления каких либо аномалий, в данном случае увеличение доли собственности.Должно исходить от желания собственника,а не исполнителя. В Сизо ваше место дармоеды.

27 января 2015 — НИна 67 лет

непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
Исто

Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 399-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»»

Принят Государственной Думой 8 декабря 2017 года

Одобрен Советом Федерации 15 декабря 2017 года

Внести в Жилищный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 43, ст. 5084; 2009, N 48, ст. 5711; 2011, N 30, ст. 4590; 2012, N 26, ст. 3446; N 53, ст. 7596; 2013, N 52, ст. 6982; 2014, N 30, ст. 4218,4256,4264; 2015, N 1, ст. 38; N 27, ст. 3967; 2016, N 1, ст. 19; N 27, ст. 4288; 2017, N 1, ст. 10, 39; N 31, ст. 4806) следующие изменения:

1) статью 13 дополнить пунктами 8 6 — 8 8 следующего содержания:

«8 6 ) определение порядка информирования органами местного самоуправления собственников помещений в многоквартирных домах о способах формирования фонда капитального ремонта, о порядке выбора способа формирования фонда капитального ремонта;

8 7 ) установление порядка информирования собственников помещений в многоквартирных домах и организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, о содержании региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и критериях оценки состояния многоквартирных домов, на основании которых определяется очередность проведения капитального ремонта;

8 8 ) утверждение порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;»;

2) часть 1 статьи 14 дополнить пунктами 9 2 и 9 3 следующего содержания:

«9 2 ) информирование собственников помещений в многоквартирных домах о способах формирования фонда капитального ремонта, о порядке выбора способа формирования фонда капитального ремонта;

9 3 ) утверждение порядка и перечня случаев оказания на возвратной и (или) безвозвратной основе за счет средств местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;»;

3) часть 1 статьи 167 дополнить пунктом 9 следующего содержания:

«9) устанавливается порядок информирования собственников помещений в многоквартирных домах и организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, о содержании региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и критериях оценки состояния многоквартирных домов, на основании которых определяется очередность проведения капитального ремонта.»;

а) в части 3 второе предложение исключить;

б) дополнить частью 3 1 следующего содержания:

«3 1 . Региональной программой капитального ремонта в приоритетном порядке могут быть предусмотрены работы по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации. Требования к порядку определения плановых периодов проведения указанных работ устанавливаются Правительством Российской Федерации.»;

в) часть 4 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

«5) внесение в региональную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту или замене лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, в соответствии с требованиями части 3 1 настоящей статьи.»;

5) часть 3 статьи 169 изложить в следующей редакции:

«3. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5 1 статьи 170 настоящего Кодекса.»;

а) в части 5 слова «но не более чем в течение шести месяцев» заменить словами «но не менее чем в течение трех месяцев и не более чем в течение шести месяцев»;

б) часть 6 изложить в следующей редакции:

«6. Не позднее чем за месяц до окончания срока, установленного частями 5 и 5 1 настоящей статьи, орган местного самоуправления обязан информировать собственников помещений в многоквартирном доме о последствиях непринятия ими решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта и созвать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее.»;

в) часть 7 дополнить словами «и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием системы»;

г) в части 8 первое предложение изложить в следующей редакции: «Законом субъекта Российской Федерации устанавливается минимальный размер фондов капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, собственники помещений в которых формируют указанные фонды на специальных счетах, который не может превышать пятьдесят процентов оценочной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома, определенной в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.»;

7) статью 173 дополнить частью 5 1 следующего содержания:

«5 1 . Срок вступления в силу решения о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, установленный частью 5 настоящей статьи, не применяется в случае, если решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора было принято органом местного самоуправления в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 170 настоящего Кодекса, и решением суда установлен факт, что органом местного самоуправления не были приняты меры, направленные на надлежащее информирование граждан о возможных способах формирования фонда капитального ремонта и последствиях выбора одного из них, на оказание собственникам расположенных в многоквартирном доме помещений помощи в принятии соответствующего решения и разъяснении порядка его реализации, и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проведен не был. Решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора в этом случае вступает в силу через один месяц со дня направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, но не ранее наступления условия, указанного в части 2 настоящей статьи.»;

8) в части 2 статьи 176 слова «величина собственных средств (капитала) которых составляет не менее чем двадцать миллиардов рублей» заменить словами «соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации»;

а) пункт 2 части 4 изложить в следующей редакции:

«2) договор об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусматривающий в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами;»;

б) часть 7 дополнить предложениями следующего содержания: «Владелец специального счета ведет учет средств, поступивших на специальный счет, в соответствии с правилами части 2 статьи 183 настоящего Кодекса. Ведение такого учета может осуществляться в электронной форме.»;

10) статью 178 дополнить частью 2 1 следующего содержания:

«2 1 . Региональный оператор не может быть признан несостоятельным (банкротом). Субъект Российской Федерации, как учредитель регионального оператора, не вправе принять решение о его ликвидации.»;

11) в части 3 статьи 180 слова «установленным частью 2 статьи 176 настоящего Кодекса, а также требованиям,» исключить;

12) в части 6 статьи 189 первое предложение изложить в следующей редакции: «В случае, если в срок, указанный в часта 4 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта, уведомив собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятом решении, в том числе с использованием системы.»;

13) дополнить статьей 190 1 следующего содержания:

«Статья 190 1 . Особенности организации капитального ремонта многоквартирных домов, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения

1. В случае, если до даты приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме такой многоквартирный дом был включен в перспективный и (или) годовой план капитального ремонта жилищного фонда в соответствии с нормами о порядке разработки планов капитального ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, но капитальный ремонт на дату приватизации первого жилого помещения проведен не был, и при условии, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме после даты приватизации первого жилого помещения до даты включения такого многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта не проводился за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями настоящей статьи проводит орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на дату приватизации первого жилого помещения в многоквартирном доме выступать соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве собственника жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, являвшиеся наймодателем (далее — бывший наймодатель). В случае, если за счет средств соответствующих бюджетов проведен капитальный ремонт только отдельных элементов общего имущества в многоквартирном доме, обязанность бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта распространяется на те элементы общего имущества в многоквартирном доме, капитальный ремонт которых не был проведен.

2. Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые требовалось провести на дату приватизации первого жилого помещения в таком доме в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, действовавшими на указанную дату, определяется бывшим наймодателем в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, из числа установленных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса. Стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме определяется исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями части 4 статьи 190 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определяется в соответствии с региональной программой капитального ремонта.

3. Проведение бывшим наймодателем капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется путем финансирования за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Указанное финансирование производится с учетом способа формирования фонда капитального ремонта путем перечисления средств в объеме, определенном в соответствии с частью 2 настоящей статьи, на счет регионального оператора либо на специальный счет в порядке и на условиях, предусмотренных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

4. Обязательство бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме не освобождает собственников помещений в многоквартирном доме от уплаты взносов на капитальный ремонт. Средства фонда капитального ремонта, формируемого собственниками помещений в многоквартирном доме, используются на проведение капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта.

5. Собственники помещений в многоквартирном доме должны быть проинформированы в порядке, установленном субъектом Российской Федерации, об исполнении бывшим наймодателем обязанности по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, а также о положениях части 4 настоящей статьи.

6. Собственники помещений в многоквартирном доме участвуют в принятии работ, выполненных в рамках исполнения обязанности бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта в соответствии с настоящей статьей, в порядке, предусмотренном для принятия работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта. Лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе подписывать соответствующие акты, определяется решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.».

Статью 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 28, ст. 959; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 67; Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 21, ст. 1918) дополнить словами «в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации».

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты, принятие которых предусмотрено пунктами 8 6 — 8 8 статьи 13, пунктом 9 3 части 1 статьи 14 и статьей 190 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), должны быть приняты не позднее шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Президент Российской Федерации В. Путин

Статья 4. Жилищные отношения. Участники жилищных отношений

1. Жилищное законодательство регулирует отношения по поводу:

1) возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов;

2) пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда;

3) пользования общим имуществом собственников помещений;

4) отнесения помещений к числу жилых помещений и исключения их из жилищного фонда;

5) учета жилищного фонда;

6) содержания и ремонта жилых помещений;

7) переустройства и перепланировки жилых помещений;

8) управления многоквартирными домами;

9) создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов;

10) предоставления коммунальных услуг;

11) внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее также — взнос на капитальный ремонт);

11.1) формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (далее — фонд капитального ремонта);

12) контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;

13) осуществления государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля;

14) ограничения повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.

2. Участниками жилищных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

3. Положения настоящего Кодекса применяются к жилищным отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, если иное не установлено настоящим Кодексом или другим федеральным законом.

Комментарий к Ст. 4 ЖК РФ

1. В комментируемой статье определяется предмет жилищного законодательства — система жилищных отношений. Следует подчеркнуть, что в данном случае речь идет о предмете не только ЖК РФ, но и всего жилищного законодательства (перечисленные отношения регулируются ЖК и другими нормативными актами, содержащими жилищно-правовые нормы).

2. Рассматривая п. 1 ч. 1 комментируемой статьи, следует констатировать, что в первую очередь имеются в виду отношения, возникающие по поводу заключения договора социального найма, и социальные связи, порождаемые этим договором. Это означает, что жилищным законодательством устанавливаются основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма (ст. ст. 49 — 59 ЖК), указываются стороны договора (ст. 60 ЖК), предмет и форма договора социального найма (ст. ст. 62 — 63 ЖК) и т.д.

Кроме того, жилищное законодательство регулирует отношения, складывающиеся по поводу возникновения прав на жилое помещение на основании договора поднайма государственного или муниципального жилья (ст. 76, ч. ч. 1 — 3 ст. ст. 77, ст. 78 ЖК), указывает порядок и условия вселения нанимателем в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма других граждан в качестве членов своей семьи (ч. 1 ст. 70 ЖК), а также временных жильцов (ч. ч. 1 — 2 ст. 80 ЖК).

В п. 4 ч. 3 ст. 19 ЖК РФ упоминается жилищный фонд коммерческого использования. Никаких исключений относительно жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов не установлено. Следовательно, жилищное законодательство может регулировать отношения, складывающиеся по поводу возникновения прав на государственное и муниципальное жилье на основании договора коммерческого найма. (Наиболее важные положения об этом договоре содержатся в ГК РФ — ст. ст. 671, 673 — 688.)

3. Когда в п. 1 ч. 1 комментируемой статьи говорится о регулировании жилищным законодательством отношений по поводу осуществления прав владения, пользования и распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов, то прежде всего имеется в виду установление законодательством правил использования жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 4 ст. 17, ст. 61, ч. 2 ст. 63 ЖК и т.д.). Распоряжение жильем осуществляется при передаче его нанимателем в поднаем (ч. ч. 1 — 2 ст. 76 ЖК), вселении нанимателем в жилое помещение членов своей семьи (ч. 1 ст. 70 ЖК) и временных жильцов (ч. ч. 1 — 2 ст. 80 ЖК), а также при обмене жилыми помещениями (ст. ст. 72 — 74 ЖК).

Жилищное законодательство регулирует также отношения по поводу пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов поднанимателями (ч. 3 ст. 76, ч. 4 ст. 77 ЖК) и временными жильцами (ч. 3 ст. 80 ЖК), а также регламентирует отношения по владению, пользованию и распоряжению государственным и муниципальным жильем, предоставленным по договору коммерческого найма (см., в частности, ч. 4 ст. 17 ЖК; ст. ст. 673, 676, 678 — 681, 685 ГК).

4. Изменение прав на жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов регламентируется законодательством весьма обстоятельно. Причем осуществляется это, условно говоря, позитивным и негативным способами. Так, к числу первых можно отнести указания ЖК РФ, содержащиеся в ст. 82 (об объединении договоров и замене нанимателя), в ч. 2 ст. 70 (об изменении договора социального найма в связи с вселением в жилое помещение новых членов семьи нанимателя). К изменению жилищных прав может привести осуществление переустройства и перепланировки жилого помещения (ст. ст. 25 — 28 ЖК). Изменение происходит при предоставлении по социальному найму освободившихся в коммунальной квартире жилых помещений проживающим в этой квартире нанимателям (ч. ч. 1 — 2 ст. 59 ЖК). Изменение прав возможно вследствие проведения капитального ремонта или реконструкции жилого дома (ч. 4 ст. 88 ЖК).

К указаниям негативного характера можно отнести нормы, направленные на недопущение произвольного изменения жилищных отношений. Так, переход права собственности на занимаемое по договору найма жилое помещение не влечет расторжения или изменения договора найма жилого помещения. При этом новый собственник становится наймодателем на условиях ранее заключенного договора найма (ст. 675 ГК). Это правило, распространяющееся как на коммерческий, так и на социальный наем жилья (ст. ст. 675, 672 ГК), получило развитие в ЖК РФ применительно к договору социального найма. В ст. 64 Кодекса предусматривается, что переход права собственности на занимаемое по договору социального найма жилое помещение, права хозяйственного ведения или права оперативного управления таким жилым помещением не влечет за собой расторжение или изменение условий договора социального найма жилого помещения. (Договор остается неизменным при смене не только собственника, но и обладателя иного вещного права.)

К нормам об изменении жилищных прав, которые условно названы негативными, можно отнести и некоторые иные нормы жилищного законодательства. Например, в силу ч. 10 ст. 156 ЖК РФ изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае выполнения работ и оказания услуг по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (ч. 4 ст. 157 ЖК) и т.д.

Новейшее жилищное законодательство не предусматривает такого ранее широко распространенного основания для изменения договора найма, как раздел жилой площади (член семьи нанимателя при определенных условиях вправе был требовать заключения с ним отдельного договора найма, предположим, ему выделялась одна комната или несколько комнат в квартире (ст. 86 ЖК РСФСР). По-видимому, такое изменение договора признано противоречащим сути отношений, возникающих при социальном найме жилья. Кроме того, раздел жилой площади ведет (вел) к росту числа коммунальных квартир, что, конечно же, нежелательно. Однако в результате устранения возможности раздела жилой площади будет часто возникать ситуация, когда в одной квартире (жилом доме) по одному договору социального найма будут проживать чужие друг другу люди (например, в связи с расторжением брака).

5. Регулированию отношений по поводу прекращения прав на жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов жилищное законодательство традиционно уделяет повышенное внимание. Как и в ранее действовавших правовых актах, в ЖК РФ содержатся нормы, допускающие прекращение договора социального найма по соглашению сторон, в одностороннем порядке по воле нанимателя и членов его семьи, по инициативе наймодателя и т.д. (ст. 83, ч. ч. 2, 3 ст. 88 ЖК; ст. 687 ГК). Закон устанавливает, при каких условиях и в каком порядке производится выселение из жилого помещения, каким требованиям должно отвечать жилое помещение, предоставляемое взамен того, из которого производится выселение, и т.д. (ст. ст. 84 — 87, 89 — 91 ЖК).

Жилищный кодекс РФ также обстоятельно регулирует отношения по поводу обмена жилыми помещениями, который приводит к прекращению прав на одно помещение и возникновению прав на другое (ч. 5 ст. 74 ЖК). В Кодексе указывается, как прекращается право пользования жилым помещением, основанное на договоре поднайма жилого помещения государственного и муниципального жилищных фондов (ст. 79 ЖК). Содержатся в нем и предписания о прекращении жилищных прав временных жильцов (ч. ч. 4, 5 ст. 80 ЖК).

6. Наиболее важные положения о пользовании жилыми помещениями (в том числе частного жилищного фонда) сформулированы в ГК РФ (ст. ст. 288 — 293). В ЖК РФ они конкретизируются. Всем собственникам жилых помещений «адресованы» нормы, содержащиеся в ст. 30 ЖК РФ. Отношения, возникающие по поводу пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда, достаточно подробно регулируются ст. ст. 31 — 34, ч. 2 ст. 35 ЖК РФ.

Более конкретизированные указания о том, как следует пользоваться жилыми помещениями (в том числе частного жилищного фонда), обычно содержатся в специальном нормативном акте. Так, до недавнего времени действовали Правила пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР от 25 сентября 1985 г. N 415.

Жилищный кодекс РФ относит установление правил пользования жилыми помещениями к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации (п. 13 ст. 12). В ч. 4 ст. 17 Кодекса предусматривается, что правила пользования утверждаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время действуют Правила пользования жилыми помещениями, утв. Постановлением Правительства РФ от 21 января 2006 г. N 25 (более подробно см. ч. 4 ст. 17 ЖК и соответствующий комментарий).

7. Регулирование отношений по поводу пользования общим имуществом собственников помещений (п. 3 ч. 1 ст. 4 ЖК) осуществляется гражданским законодательством (ст. 290 ГК) и нормами ЖК РФ (ст. ст. 36 — 48).

8. Отношения по поводу отнесения помещений к числу жилых помещений и исключения их из жилищного фонда (п. 4 ч. 1 ст. 4 ЖК) регулируются большим числом правовых актов различной юридической силы (см., в частности, ч. ч. 2 — 4 ст. 15, ст. ст. 22 — 24 ЖК и соответствующий комментарий).

9. Определение порядка государственного учета жилищных фондов отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации (п. 1 ст. 12 ЖК). Учет государственного и муниципального жилищных фондов отнесен к компетенции соответственно органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления (см. п. 1 ст. 13, п. 1 ч. 1 ст. 14 ЖК и соответствующий комментарий).

10. О содержании и ремонте жилых помещений (п. 6 ч. 1 комментируемой статьи) в жилищном законодательстве содержится множество указаний. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения, в силу п. 3 ч. 2 ст. 65 наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан осуществлять капитальный ремонт жилого помещения, в ч. 3 ст. 67 предусматриваются такие обязанности нанимателя жилого помещения по договору социального найма, как обеспечение сохранности жилого помещения, проведение текущего ремонта жилого помещения и т.д.

11. Отношения, возникающие по поводу переустройства и перепланировки жилых помещений (п. 7 ч. 1 комментируемой статьи), в первую очередь регулируются ст. ст. 25 — 29 ЖК РФ (см. указанные статьи и соответствующий комментарий).

12. Управление многоквартирными домами (п. 8 ч. 1 комментируемой статьи) осуществляется в соответствии с правилами, установленными ст. ст. 161 — 165 ЖК РФ.

13. Отношения, возникающие в связи с созданием и деятельностью жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, а также права и обязанности их членов регулируются гражданским законодательством (нормы о юридических лицах, в частности, предусмотренные ст. 116, п. 4 ст. 218, ст. 291 ГК) и жилищным законодательством (прежде всего ст. ст. 110 — 152 ЖК).

14. Отношения, возникающие по поводу предоставления коммунальных услуг, вопреки указанию, содержащемуся в п. 10 ч. 1 комментируемой статьи, регулируются жилищным законодательством весьма незначительно. Настоящий Кодекс указывает на то, что наймодатель по договору социального найма обязан обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества (п. 4 ч. 2 ст. 65 ЖК), а наниматель должен своевременно вносить плату за коммунальные услуги (п. 5 ч. 3 ст. 67 ЖК) и т.д.

15. Принципиально важные положения о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги (п. 11 ч. 1 комментируемой статьи) сформулированы в ЖК РФ. Так, Кодексом определены перечень субъектов, обязанных вносить соответствующие платежи (ст. 153), структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги (ст. 154) и т.д. Более детализированные нормы вводятся уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (см., например, ч. 11 ст. 155, ч. 10 ст. 156, ч. 4 ст. 157 ЖК и т.д.), федеральными законами и законами субъектов Федерации (см., например, ч. 5 ст. 156 ЖК), органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления (см., например, ч. 3 ст. 156 ЖК).

16. Осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (п. 12 ч. 1 комментируемой статьи) отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Федерации (п. 8 ст. 13 ЖК), а также органов местного самоуправления (п. 9 ч. 1 ст. 14 ЖК). (В ст. 20 ЖК последние почему-то не названы.)

17. В ч. 2 комментируемой статьи названы участники жилищных отношений. Ими могут быть все субъекты гражданского права (см. абз. 2 п. 1 ст. 2 ГК).

Участие граждан в жилищных отношениях не зависит от пола, возраста, состояния здоровья и т.п. Другое дело, что довольно часто жилищные права (и обязанности) приобретаются, реализуются (исполняются) через представителей. Действия представителя непосредственно создают, изменяют и прекращают жилищные права и обязанности представляемого. Например, от имени малолетних (граждане в возрасте от шести до 14 лет) действуют их родители, усыновители или опекуны (ст. 28 ГК). От имени гражданина, признанного недееспособным, действует его опекун (п. 2 ст. 29 ГК).

Юридические лица приобретают права и принимают на себя обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами (п. 1 ст. 53 ГК).

От имени Российской Федерации и субъектов Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 125 ГК).

От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 2 ст. 125 ГК).

В ЖК РФ многократно упоминаются полномочия различных органов. Так, в силу ч. 1 ст. 23 Кодекса перевод жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое осуществляется органом местного самоуправления. Норма предоставления и учетная норма устанавливаются органами местного самоуправления (ст. 50 ЖК). Органы государственной власти субъектов Федерации устанавливают порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда (п. 3 ст. 13, ч. 2 ст. 49 ЖК) и т.д. и т.п. Во всех этих и подобных случаях органы государственной власти и органы местного самоуправления выступают от имени соответствующего публичного образования.

18. В ч. 3 комментируемой статьи воспроизводится в несколько иной форме конституционное положение, в соответствии с которым иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ).

В ГК РФ это правило дано в другой «словесной оболочке», не меняющей сути данной конституционной нормы (абз. 4 п. 1 ст. 2, ст. 7). Но кроме иностранных граждан и лиц без гражданства в ГК РФ названы также и иностранные юридические лица. Жилищный кодекс при этом «идет вслед» за Гражданским кодексом.

Рассматривая содержание ч. 3 комментируемой статьи ЖК РФ, важно обратить внимание на следующее.

Во-первых, на отношения с участием иностранцев, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц распространяются не только положения ЖК РФ (как это указано в ч. 3), но и правила, устанавливаемые другими актами жилищного законодательства (см. ст. 5 ЖК и комментарий к ней). Такой вывод следует из приведенной нормы Конституции РФ.

Во-вторых, неравенство иностранцев, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц может предусматриваться только федеральным законом (в том числе ЖК), но не иным актом жилищного законодательства (оно не может устанавливаться указом Президента РФ, Постановлением Правительства РФ, законом субъекта Федерации и т.д.).

Некоторые ограничения содержались в законодательстве, существовавшем до принятия ЖК РФ. Так, поначалу (с 1991 г.) приватизировать жилье (бесплатно) могли в том числе и иностранцы, и лица без гражданства. Впоследствии в Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» были внесены изменения, в соответствии с которыми приватизация жилья стала допускаться только в отношении граждан РФ.

Некоторые ограничения жилищных прав субъектов, не являющихся гражданами РФ, содержатся и в ЖК РФ. В частности, ч. 5 ст. 49 Кодекса установлено, что жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам и лицам без гражданства, если международным договором РФ не предусмотрено иное. В силу ч. 12 ст. 159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не предоставляются иностранным гражданам, если международными договорами РФ не предусмотрено иное. Каких-либо ограничений жилищных прав лиц, не являющихся гражданами РФ, ст. ст. 31, 69, 100 ЖК РФ, определяющие соответственно права и обязанности членов семьи собственника жилого помещения, нанимателя жилого помещения по договору социального найма и нанимателя специализированного жилого помещения, не содержат .
———————————
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» (п. 6) (далее — Постановление Пленума ВС РФ от 2 июля 2009 г. N 14) // Российская газета. 2009. 8 июля. N 123.

В-третьих, ст. 9 ЖК РФ гласит: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены жилищным законодательством, применяются правила международного договора». Правило, содержащееся в ч. 3 ст. 4 Кодекса, должно применяться с учетом конституционной нормы, воспроизводимой в процитированной статье.

19. Исследуя всю систему жилищных отношений, можно видеть, что входящие в нее общественные отношения имеют различную отраслевую природу. Одни из них входят в предмет административного права (например, отношения по поводу управления жилищным фондом, обеспечения граждан жилыми помещениями на условиях социального найма и т.д.). Другие регулируются финансовым правом (см., например, ст. ст. 159 — 160 ЖК). Большинство жилищных отношений регулируются гражданско-правовыми нормами. Таким образом, по мнению Ю.К. Толстого, «действие жилищного законодательства распространяется на разнородные общественные отношения, к которым применяются различные методы правового регулирования, хотя указанные отношения и подпадают под собирательное понятие «жилищные отношения» (см. также п. 2 комментария к ст. 1 ЖК).
———————————
Толстой Ю.К. Новое советское жилищное законодательство. Л., 1984. С. 7. Такую же позицию занимает этот автор и в настоящее время. См.: Гражданское право. 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2003. Т. 2. С. 264.

Жилищный Кодекс РФ 2018 (ЖК РФ)

Жилищный Кодекс РФ — нормативно-правовой акт, регулирующий отношения в жилищной сфере и связанных с ней. Действующий жилищный кодекс является сравнительно новым законом (принят и вступил в силу в 2005 году), заменив собой морально устаревший Жилищный кодекс РСФСР.
Так были переработаны либо полностью заменены нормы касательно жилищных товариществ и убраны нормы, регулирующие правоотношения с уже несуществующими союзными республиками.

ЖК РФ тесно связан со многими иными нормативно-правовыми актами, чаще всего гражданско-правовыми, поскольку само жилищное право является производным от гражданского. Так, раздел 7 кодекса, рассматривающий вопросы платы услуг за пользование жилыми помещениями, является специализированным по отношению к Главе 35 ГК РФ, регулирующей общие вопросы найма жилья.

Также кодекс имеет много общих моментов с хозяйственной деятельностью, в частности, в вопросах лицензирования управленческой деятельности жилыми домами.

Кодекс имеет обратную силу — то есть регулирует моменты, возникшие до его принятия. Нормы ЖК распространяются на всех лиц, проживающих на территории РФ без исключения.

В целом, ЖК РФ 2018 необходимо знать всем, кто сталкивается с жилищными вопросами, поскольку регулирует большинство моментов, начиная от бытовых (например, порядок оплаты коммунальных услуг) и заканчивая специализированными нюансами (к примеру, лицензирование определённых видов деятельности по жилищным вопросам).

Тем не менее, в ЖК РФ содержится ряд коллизий и недоработок. Ниже представлены только некоторые из них.

Статья 18 указывает на регулирование имущественных прав собственников другими законами. Однако это определение само по себе только добавляет объёма в ЖК РФ, не неся никакой смысловой нагрузки. Для оптимизации законодательства его следует либо расширить, либо убрать полностью.

Глава 3 посвящена вопросам смены статуса жилого помещения на нежилое, однако не упоминает о том, что для признания объекта нежилым оно должно быть непригодным для проживания.

Статья 58 ЖК предусматривает возможность увеличения объёмов жилья, предоставляемого согласно договору социального найма для лиц, страдающих тяжёлыми либо хроническими болезнями. Однако эта же статья устанавливает максимальный порог увеличения не более двойного размера от нормы, указанной в договоре. На практике данного объёма жилья часто недостаточно для тяжелобольных. Также закон совсем умалчивает об увеличении комфортабельности предоставляемой жилой площади.

Жилищный кодекс РФ (ЖК РФ)

Жилищный кодекс в действующей, актуальной редакции, со всеми изменениями и дополнениями, постатейные комментарии по ЖК РФ, жилищное законодательство.

ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

действующая редакция

Москва, Кремль
29 декабря 2004 года
№ 188-ФЗ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

Для пятидневной рабочей недели

Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

ЖК РФ — документы Пленума и Президиума ВС

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)

ЖК РФ — последние изменения и законы

«О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»

«Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«О внесении изменения в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации»

«О статусе военнослужащих»

«О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

«О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

«О внесении изменения в статью 161 Жилищного кодекса Российской Федерации»

«О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов»

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного управления в сфере официального статистического учета»

Статья 49. Предоставление жилого помещения по договору социального найма

СТ 49 ЖК РФ.

1. По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или
муниципального жилищного фонда.

2. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом
основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального
найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма
предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в
целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного
самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской
Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества,
находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

3. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда
субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным
определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом
субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим
Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом
субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые
помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок
не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или
законом субъекта Российской Федерации.

4. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по
договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством
порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми
помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального
найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом
порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской
Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

5. Жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным
гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не
предусмотрено иное.

Комментарий к Ст. 49 Жилищного кодекса РФ

1. Социальный наем означает удовлетворение потребностей социально незащищенных граждан в жилье бесплатно или на иных льготных условиях государством за счет жилищного фонда социального использования (государственного или муниципального жилищного фонда), как правило, в порядке очередности. При этом следует иметь в виду: граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

2. Малоимущим гражданам, признанным по установленным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Кодексом порядке.

В процессе применения этого положения на практике следует обратить внимание на ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации: «Малоимущим, иным указанным в законе гражданам (!), нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами».

Продолжает действовать положение ст. 9 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с изм. и доп. на 26 ноября 2002 г.) : «Для инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним в установленном порядке лиц, инвалидов труда, а также инвалидов с детства, ветеранов войны, семей погибших при исполнении государственных обязанностей, семей с доходами ниже официально установленного прожиточного минимума, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сохраняется порядок предоставления жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях договора социального найма».
———————————
Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 48. Ст. 4738; см. также Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (пп. 1, 2 ч. 2 ст. 2).

Условия признания граждан малоимущими предусматриваются законами субъектов Российской Федерации. К этим условиям, определяющим критерии признания граждан малоимущими и дающим право на жилье по социальному найму, относятся:

1) доход, приходящийся на каждого члена семьи (не доход, приходящийся на всех членов семьи, а доход каждого члена на один год);

2) стоимость имущества, находящегося в собственности всех членов семьи, подлежащего налогообложению.

До начала процедуры расчета размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, необходимо предварительно определить, имеет ли гражданин основание для признания нуждающимся в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договору социального найма исходя из обеспеченности жильем на одного человека (ст. 51 Кодекса).

1) Расчет органами местного самоуправления доходов семьи гражданина-заявителя следует проводить на основе сведений о составе семьи гражданина.

Доходы учитываются на основе Постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной помощи».

При расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина-заявителя рекомендуется учитывать все виды доходов, полученные гражданином-заявителем и каждым членом его семьи, в частности:

а) все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 г. «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы»;

б) компенсации, выплачиваемые государственными органами, общественными объединениями за время исполнения государственных или общественных обязанностей;

в) выходное пособие, выплачиваемое при увольнении, компенсации, выплачиваемые при выходе в отставку. ;

г) социальные выплаты из бюджета всех уровней (пенсии, компенсационные выплаты, стипендии, пособия по безработице, по временной нетрудоспособности и др.);

д) авторские вознаграждения;

е) доходы от занятий предпринимательской деятельностью;

ж) доходы по акциям, другие доходы;

з) проценты по банковским вкладам и др.
———————————
Более подробно см.: Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (утверждены Приказом Минрегиона Российской Федерации от 25 февраля 2005, N 17. Спец. изд.).

Не рекомендуется включать в доходы граждан:

— единовременные страховые выплаты, производимые в возмещение ущерба. а также ежемесячные суммы, связанные с дополнительными расходами на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию. ;

— компенсации материальных затрат, выплачиваемые безработным в связи с их направлением на работу (учебу) в другую местность. ;

— пособия на погребение. и др.

2) В соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к имуществу, находящемуся в собственности членов семьи граждан и подлежащему налогообложению, может быть отнесено:

а) согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 12 декабря 1991 г. «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» :
———————————
Следует обратить внимание на изменения, внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации (ст. 217 Кодекса). Освобождены от налогов наследники по наследованию, одаряемые, если они с дарителями состояли в близких родственных отношениях по Семейному кодексу Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 27. Ст. 2717).

— жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих товариществах;

— автомобили, мотоциклы, моторные лодки, катера, яхты, другие транспортные средства;

— предметы антиквариата и искусства, ювелирные изделия, бытовые изделия из драгоценных металлов и камней;

— паенакопления в жилищно-строительных, гаражно-строительных и дачно-строительных кооперативах;

— суммы, находящиеся во вкладах в учреждениях банков и других кредитных учреждениях. ;

— стоимость имущественных и заемных долей (паев), валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении;

б) согласно Закону Российской Федерации от 11 октября 1991 г. «О плате за землю», земельные участки сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения и др.
———————————
Более подробно см. названные Методические рекомендации.

Не подлежат учету виды имущества:

— весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не выше 5 л. с.;

— автомобили легковые, специально оборудованные для инвалидов, полученные через органы социальной защиты;

— промысловые морские и речные суда.

3) Законом субъекта Российской Федерации, устанавливающим порядок признания граждан малоимущими, рекомендуется утвердить перечень документов, являющихся основанием для определения размера дохода и стоимости имущества:

а) паспорт гражданина или иной документ, удостоверяющий его личность;

б) документы о составе семьи гражданина-заявителя (свидетельство о рождении, заключении брака, решение об усыновлении, иные судебные решения и др.);

в) копии документов из налоговых органов, а также органов по регистрации имущественных прав. ;

г) копии налоговых деклараций о доходах за расчетный период, заверенных налоговыми органами. ;

д) копии документов из налоговых органов, подтверждающих сведения о стоимости принадлежащего на правах собственности гражданину-заявителю и членам его семьи налогооблагаемого недвижимого имущества;

е) копии документов из налоговых органов, подтверждающих сведения о категории принадлежащего гражданину-заявителю, членам его семьи на правах собственности налогооблагаемого движимого имущества, определяемой для целей исчисления налоговой ставки по транспортному налогу.

4) Для исчисления среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, или дохода одиноко проживающего гражданина-заявителя с целью постановки на учет и предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в законе субъекта Российской Федерации должно быть установлено, что доход определяется за расчетный период, равный одному календарному году, непосредственно предшествующему месяцу подачи заявления о постановке на учет по предоставлению жилых помещений.

Вначале целесообразно исчислять среднемесячный доход каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина-заявителя путем деления суммы его доходов, полученных в течение расчетного периода, на число месяцев, в течение которых он имел эти доходы. Далее, среднемесячный совокупный доход семьи в расчетном периоде следует разделить на количество членов семьи гражданина-заявителя.

Семья из пяти человек декларирует следующие доходы в течение расчетного периода, установленного равным 12 месяцам:

член семьи первый — трудоспособный работающий, заработная плата в размере 36 тыс. руб., полученная за 12 месяцев;

член семьи второй — трудоспособный работающий, заработная плата в размере 20 тыс. руб., полученная за 10 месяцев из 12, входящих в расчетный период;

член семьи третий — трудоспособный работающий, заработная плата 10 тыс. руб., полученная за 5 месяцев из 12, входящих в расчетный период;

член семьи четвертый — трудоспособный работающий, не имеющий дохода в течение всего расчетного периода;

член семьи пятый — неработающий пенсионер, пенсия 2400 руб. в месяц.

Среднемесячный доход каждого члена семьи составляет:

1 — 36 тыс. : 12 = 3 тыс. руб.

2 — 20 тыс. : 10 = 2 тыс. руб.

3 — 10 тыс. : 5 = 2 тыс. руб.

Среднемесячный совокупный доход семьи в расчетном периоде составляет:

3 тыс. + 2 тыс. + 2 тыс. + 2400 = 9400 руб.

Размер среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи в расчетном периоде, составит:

9400 : 4 (кол-во членов семьи за вычетом члена семьи, имеющего нулевой доход) = 2350 руб.

5) При определении прав граждан, нуждающихся в жилых помещениях, на постановку на учет как малоимущих целесообразно ввести систему предварительного отбора с целью исключения уже на первом этапе возможности постановки на учет в качестве малоимущих семей, уровни среднемесячных доходов и стоимости имущества которых заведомо превышают пороговые значения размеров среднемесячного дохода, приходящегося на каждого члена семьи гражданина-заявителя (пороговое значение дохода), означающие, что данная семья в состоянии приобрести жилое помещение за счет собственных или заемных средств.

Пороговые значения дохода, приходящегося на каждого члена семьи гражданина-заявителя, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими рекомендуется устанавливать нормативно-правовым актом представительного органа муниципального образования.

Органам местного самоуправления рекомендуется установить расчетный показатель рыночной стоимости приобретения жилых помещений по норме предоставления жилых помещений на основе расчета:

СЖ = НП x РС x РЦ,

где СЖ — расчетный показатель рыночной стоимости приобретения жилого помещения по норме предоставления жилого помещения по договору социального найма;

НП — норма предоставления жилого помещения на одного члена семьи;

РС — размер семьи (членов);

РЦ — средняя расчетная цена одного кв. м жилья.

Полученный показатель СЖ составит размер денежных средств, необходимых для приобретения на территории муниципального образования жилого помещения (не ниже нормы предоставления — ст. 50 Кодекса).

Для определения порога размера среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, может быть использована формула:

ПД = (СЖ : ПН) РС — ПМ,

где ПД — порог среднемесячного размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи;

СЖ — расчетный показатель рыночной стоимости приобретения жилого помещения по норме предоставления жилого помещения по договору социального найма;

ПН — установленный период накоплений (в месяцах), который может быть равен среднему времени ожидания в очереди на получение жилого помещения;

РС — размер семьи (члены);

ПМ — среднемесячный минимальный уровень дохода на одного человека (прожиточный минимум на одного члена семьи).

6) При определении недостающих средств у семьи следует исходить из оценки имеющегося имущества гражданина-заявителя: из полученной оценки размера денежных средств на основе расчетного показателя рыночной стоимости приобретения жилого помещения:

где ПЖ — потребность в средствах на жилье;

СЖ — расчетный показатель рыночной стоимости приобретения жилого помещения по норме предоставления жилья;

И — размер стоимости имущества, принадлежащего семье гражданина-заявителя, подлежащего налогообложению.

ПЖ — объем средств, недостающих у семьи гражданина-заявителя, для приобретения жилого помещения в размере не ниже нормы предоставления жилья .
———————————
Более подробно см. Методические рекомендации.

При этом должна быть проведена оценка возможности получения гражданами ипотечного кредита (исходя из ежемесячных размеров доходов членов семьи).

7) Принятие решения о признании граждан малоимущими возможно, если размер недостающих средств превышает возможности семьи по их накоплению, а размер среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на одного члена семьи, не позволяет претендовать на получение кредита на приобретение или строительство жилого помещения.

В случаях же, когда возможности семьи по накоплению средств равны или превышают размер недостающих средств, принимается решение об отказе в признании гражданина малоимущим.

а) средняя рыночная стоимость одного кв. м жилого помещения в IV кв. 2005 г. составляла 11692 руб.;

б) норма предоставления жилого помещения по договору социального найма составляет (условно) 18 кв. м общей площади на одного человека;

в) ожидаемая продолжительность очереди на получение социального жилья — 10 лет;

г) показатель минимального уровня дохода принимается равным установленному прожиточному минимуму на человека, который составляет 2244 руб. в месяц для работающих, 2041 руб. в месяц для несовершеннолетних детей и 1544 руб. в месяц для пенсионеров.

Молодая семья из трех человек (двое работающих, один ребенок). Среднедушевой месячный доход 8 тыс. руб.

Размер стоимости имущества, подлежащего налогообложению и учитываемого при отнесении граждан к категории малоимущих граждан, составляет 300 тыс. руб.

Долгосрочные обязательства (потребительские кредиты, прочие долговые обязательства, а также алименты и другие регулярные обязательные платежи, связанные с содержанием иждивенцев, с медицинским страхованием) составляют 1200 руб. в месяц (5% от среднемесячных доходов семьи).

Определяется порог стоимости имущества, равный расчетному показателю рыночной стоимости приобретения жилья по норме предоставления жилого помещения по договору социального найма:

СЖ = НП x РС x РЦ

СЖ = 18 x 3 x 11692 = 631373 руб.

Порог размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи:

ПД = (СЖ : ПН) РС — ПМ

Среднемесячный доход, приходящийся на каждого члена семьи (8 тыс. руб.), превышает установленный порог (6873 руб.), поэтому по результатам предварительной процедуры отбора эта семья не может быть признана малоимущей .
———————————
Другие примеры признания граждан малоимущими предусмотрены в Методических рекомендациях.

3. Как было изложено в комментарии к ч. 2 этой статьи, на основании ст. 9 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» (с изм. и доп. на 26 ноября 2002 г.) на условиях договора социального найма удовлетворяются жилищные потребности инвалидов Великой Отечественной войны и приравненных к ним в установленном порядке лиц, инвалидов труда, инвалидов с детства, ветеранов войны, семей погибших при исполнении государственных обязанностей.

Этот перечень лиц может быть расширен законом субъекта Российской Федерации (но не сужен).

Порядок предоставления жилой площади названным, иным категориям граждан является общим, т.е. на основе положений Кодекса, если исключения из общих правил не предусмотрены федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации (в частности, в особых случаях внеочередного предоставления жилья).

4. В вышеупомянутом Законе Российской Федерации «Об условиях признания граждан малоимущими в целях обеспечения их жильем по договору социального найма» особо должно быть выделено право органов местного самоуправления по предоставлению жилья по договорам социального найма вышеуказанным категориям граждан: инвалидам Великой Отечественной войны, приравненным к ним лицам, инвалидам труда и др. (ч. 2, 3 комментария), а также иным гражданам, названным в законе субъекта Российской Федерации в качестве лиц, имеющих право на жилье по договору социального найма.

5. Иностранцам жилая площадь по договору социального найма не предоставляется, если международным договором Российской Федерации не предусмотрена обязанность Российской Федерации по предоставлению такого жилья (в частности, в случаях предоставления жилых помещений для поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами — ст. 108 Кодекса).

Смотрите еще:

  • Ук рф 228 статья 2018 год Статья 228 УК РФ: поправки и изменения в 2018 году Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата. Возможность положительного исхода зависит от множества факторов. Статья 228 ч.2 УК РФ — крупный размер. […]
  • Исковое заявление о некачественном автомобиле Исковое заявление о некачественном автомобиле Образцы документов. Образцы договоров, контрактов, приказов, соглашений. Далее--> Образцы заявлений. Образцы заявлений, обращений, исков, резюме. Далее--> Образцы для налоговой. Образцы […]
  • Основной закон в гидродинамике Основной закон в гидродинамике Гидродинамика - раздел гидравлики, в котором изучаются законы движения жидкости и ее взаимодействие с неподвижными и подвижными поверхностями. Если отдельные частицы абсолютно твердого тела жестко связаны […]
  • Лучший боец в боях без правил 2014 8 бойцов, изменивших мир UFC в этом году Андрей Орловский, тяжёлый вес Экс-чемпион UFC из Беларуси после серии жёстких нокаутов четыре года назад уже был списан на берег и скитался в поисках лучшей доли по локальным организациям. В […]
  • Правило покупки машины Как правильно составить бланк договора купли-продажи автомобиля (образец) и скачать его в разных форматах Бланк договора купли-продажи автомобиля — знаком на практике уже многим автолюбителям, которые покупали транспортное средство. А вот […]
  • Ромашин методическое пособие РОМАШИН Олег Васильевич Зам. директора по научной работе Центра лечебной физкультуры и спортивной медицины Росздрава, зав. курсом лечебной физкультуры и спортивной медицины ФППОВ ММА им. И.М.Сеченова, доктор медицинских наук, профессор, […]
  • Растаможка мотоцикла на россию Растаможка мотоцикла на россию Растаможка мотоциклов и мототранспортных средств Растаможку мотоциклов и мототехники в России нельзя назвать простым делом. С чем связаны трудности растаможки мотоциклов? Для тех, кто планирует сэкономить, […]
  • Проверка номера страховки Проверка номера страховки Проверить полис страхования туристов на подлинность Услуги Полезная информация для туристов Проверить полис страхования туристов на подлинность Договор добровольного страхования, составленный в виде […]