Все правила русской грамматики

Русский язык

Части речи

Орфография. Правописание согласных

Правописание гласных

Частицы и союзы

Пунктуация

Грамматика

Наш сайт предназначен тем, кто решил избавиться от ошибок в письменной речи или кто хочет подготовиться к государственному экзамену. Наш ресурс предназначен для тех людей, которые хотят подготовиться к государственному экзамену или решили избавиться от нелепых ошибок в письменной речи.

Русский язык — один из самых сложных языков во всём мире, и наибольшие трудности вызывает пунктуация и орфография. Кто не делал ошибок в диктантах и сочинениях? Правописание орфограмм с двойными согласными, безударными гласными, частицы не и ни, слитные и раздельные написания и множество других сложных случаев оказываются непреодолимыми преградами для тех, кто не помнит или не знает элементарные правила орфографии.

Пунктуация вызывает ещё больше затруднений. Какой знак препинания поставить и нужен ли вообще здесь какой-нибудь знак? Почему между главными членами предложения ставится тире, а в другом — поставлена запятая? Что такое деепричастный и причастный обороты и почему они выделяются запятыми? Всё это важно знать образованному человеку.

Во всех учреждениях образования, особенно в старших классах, русскому языку уделяется мизерное количество внимания. Правила русского языка, которые когда-то были изучены, забываются, и уровень грамотности школьников резко снижается. Однако, при использовании нашего ресурса, каждый может «своими руками» поправить положение. Уделив нам не более 5 часов в неделю, вы убедитесь сами, как заметно «поумнели». С нами вы преодолеете все сложности. Наш сайт подготавливает выпускников к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Мы поможем хорошо сдать ЕГЭ!

О постановке запятой (а не дефиса) при повторении слова см. § 149.

Лексические образования, представляющие coбoй:

    Примечание. Два одинаковых cyществительныx в усилительнном сочетании, из которых одно стоит в им. пад., а другое в твор. пад., пишутся раздельно , например: чудак чудаком, честь честью и т. п.

    Дефис сохраняется в графических буквенных сокращениях слов, пишущихся через дефис, например: с.-д. — социал-демократ и социал-демократический, Ж.-Ж. Руссо — Жан-Жак Руссо.

    1. Сложные слова, первым элементом которых является числительное (см. § 76, п. 3), если это числительное написано цифрами, например: 25-процентный , 10-летний , 35-летие .
    2. Сложные порядковые числительные , если первая часть их написана цифрами, например: 183- миллионный , 5-тысячный .
    3. Порядковые числительные , если они написаны цифрами с грамматическим окончанием, например: 15-й , 127-го .
  1. Специальные термины и наименования, в том числе и аббревиатуры, в состав которых входит отдельная буква алфавита, например: β-лучи (бета-лучи), или числительное, написанное цифрами и стоящее на втором месте, например ТУ -104 , но: 4000 М (автопогрузчик с ковшом).
  2. Примечание 1. При переносе слов с односложной приставкой на согласную, стоящую перед гласной (кроме ы), желательно не разбивать приставку переносом; однако возможен перенос и в соответствии с только что приведёным правилом: без- умный и бе- зумный, без- ответственный и бе- зответственный; раз- очарованный и ра- зочарованный; без- аварийный и бе- заварийный.

    Примечание 2. Если после приставки стоит буква ы, то переносить часть слова, начинающуюся с ы, не разрешается.

    Примечание 3. Слова, в которых в настоящее время приставка отчётливо не выделяется, переносятся в соответствии с основным правилом настоящего параграфа, например: ра-зорять , разо-рять ; ра-зуть , ра-зум .

    «Ни в коем случае нельзя делать переносов, искажающих смысл слова, неблагозвучных или создающих двусмысленные толкования, отвлекающие читателя от правильного восприятия содержания (например, бри-гады в поле, про-раб на стройке, проце-дура , по-беда коллектива и т. п.).»

    М. В. Шульмейстер. Ручной набор. — М.: Книга, 1966.

    § 119. Кроме правил, изложенных в §§ 117 и 118, необходимо руководствоваться ещё следующими правилами:
  3. Нельзя отрывать буквы ъ и ь от предшествующей согласной.
  4. Это правило не относится к начальным двойным согласным корня, например: сожжённый, поссорить (см. п. 5), а также к двойным согласным второй основы в сложных словах, например: нововведение (см. п. 6).

    Нельзя разбивать переносом односложную часть сложносокращённого слова.

Из изложенных выше правил переноса следует, что многие слова можно переносить различными способами; при этом следует предпочитать такие переносы, при которых не разбиваются значащие части слова.

Возможные варианты переносов:

Некоторые слова не подлежат переносу, например: Азия (§ 119, п. 3), узнаю (§ 119, п. 3, 5), фойе (§ 119, п. 2).

«Знак переноса. в начале следующей строки не повторяют, в том числе и тогда, когда перенос делают на дефисе сложных слов, например сет-клин, монотип-клавиатура

«Нельзя отделять переносом от предшествующих или последующих слов частицы же, бы, ли, ка, то, де

Все правила русской грамматики

Правила грамматики русского языка

Источник: Орфографический словарь для школьников с грамматическим приложением. — М.: «Лист», 1998.

О-А в безударных корнях -лаг- — -лож-

О-А в безударных корнях -раст- — -ращ- — -рос-

О — А в безударных корнях -кос- — -кас-

Правописание корней -гар- — -гор-, -зар- — -зор-, -клан- — -клон-, -твар- — -твор-

И — Е в корнях с чередованием

О — А в безударных корнях -мок- (-моч-) — -мак-, -равн- — -ровн-

О — Е (Ё) в корнях после шипящих

окончания слов:

пловцы, птицы, смуглолицый

  • цыган, цыпленок, цыц, на цыпочках и производные от них
  • в корне существительных:

    цилиндр, цинга, цифра

    О — Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных

    Приставки на . з — . с

    В приставках -раз- (-рас-) — -роз- (-рос-) под ударением пишется О, без ударения — А:

    Приставки пре- и при-

    Гласные Ы и И после приставок

    после приставок, оканчивающихся на согласную

      играть-

    после приставок меж-, сверх-

    контригра
    дезинформация
    панисламизм

    Падежи и падежные окончания имен существительных

    Особенности склонения существительных на -ия, -ий, -ие

    Разносклоняемые существительные на -мя

    Если при склонении существительного

    гласная выпадает, то пишется суффикс -ек-:

    дружочка — дружочек
    орешка — орешек

    шалашика — шалашик
    мальчика — мальчик

    Суффиксы -ичк-, -ечк-

    Суффиксы -чик-, -щик-

    НЕ с существительными

    Не употребляются без НЕ:

    недруг (враг)
    несчастье (горе)
    неприятель (противник)

    Не правда, а ложь.
    Не друг, а враг.
    Не счастье, а горе.

    НЕ с прилагательными

    небольшой (маленький)
    неплохой (хороший)

    крайне неосторожный
    очень нехороший

    Если есть или подразумевается противопоставление:

    Не большой, а маленький.
    Не плохой, а хороший.
    Река мелкая? Река не мелкая.

    отнюдь не верное
    нисколько не радостное

    Суффиксы -оньк-, -еньк-

    Если прилагательное имеет краткую форму:

    узок — узкий
    дерзок — дерзкий

    немец — немецкий
    рыбак — рыбацкий
    ткач — ткацкий

    Во всех остальных случаях:

    матрос — матросский
    француз — французский
    богатырь — богатырское

    -Н-, -НН- в суффиксах прилагательных

    В кратких прилагательных -Н-, -НН- пишутся в соответствии с полной формой

    Травы зелены (зеленый).
    Дорога длинна (длинный).

    Соединительные гласные О, Е в сложных словах

    Правописание сложных существительных

    Слитное написание

      Сложные слова с элементами:

    Окончания имен прилагательных

      Безударные окончания имен прилагательных проверяются вопросом:

    О книге (какой? -ой, -ей) интересной.
    К дереву (какому? -ому, -ему) высокому.
    Кустарник (какой? -ой, -ый, -ий) колючий.

  • В прилагательных на -ий, -ья, -ье, -ые (лисий, лисья, лисье, лисьи) во всех формах, кроме Им. и Вин. падежей ед. ч. м., перед окончанием пишется Ь:
    лисий, лисьего, лисьему, лисьем, лисьих.
  • В прилагательных, образованных от названий месяцев, Ь сохраняется:
    апрель — апрельский
    июль — июльский
    сентябрь — сентябрьский
    Исключение: январь — январский
  • Правописание сложных прилагательных

  • от сложных сущ.:
    пешеходный
    паровозный
  • из сочетаний слов:
    железнодорожный (железная дорога)
    древнерусский (древний русский)
  • в сочетании с наречием:
    высокообразованный
    быстротечный
  • качество с дополн. оттенком:
    кисло-сладкий
    горько-соленый
  • оттенки цвета:
    иссиня-черный
    молочно-белый
    бледно-розовый
  • однородные прил. (= и, но, не только):
    англо-русский
    электронно-вычислительная
  • первая часть оканчивается на -ико:
    физико-математический
  • Имя числительное

    По значению и грамматическим признакам

      количественные

    три
    девять
    второй

    пятьдесят
    семьдесят
    двухсотый

    двадцать пять
    тридцать седьмой
    пятьдесят первый

    Склонение количественных числительных

    Склонение составных количественных числительных

    У составных числительных, обозначающих целые числа, склоняются все слова, из которых они состоят.

    Склонение дробных числительных

    3 — числитель: количественное числительное

    5 — знаменатель: порядковое числительное

    При склонении дробных числительных изменяются обе части: числитель склоняется как целое число, а знаменатель — как прилагательное во множественном числе.

    Склонение собирательных числительных оба-обе

    Склонение числительных полтора, полтораста

    Ь на конце и в середине числительных

    Запомнить:

    • В середине Ь не пишется
      пятнадцать
      шестнадцать
      семнадцать
      восемнадцать
      девятнадцать

    я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

    кто? что? какой? чей? который? сколько?

    кто, что, какой, чей, который, сколько, каков.

    никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей, несколько.

    мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их.

    тот, этот, такой, таков, столько, сей (устар.).

    весь, всякий, каждый, сам, любой, иной.

    некто, нечто, некоторый, кое-кто, какой-нибудь.

    Правописание неопределенных местоимений

    НЕ-, НИ- в отрицательных местоимениях

      НЕ- под ударением

    некто
    нечего
    некуда
    некому
    незачем

    никто
    ничего
    никуда
    никому
    никак

    некем
    никого
    нечем
    ничто

    не с кем
    ни у кого
    не о чем
    ни за что

    Спряжение глаголов определяется по неопределенной форме.

    Спряжение глаголов настоящего времени

    Особенности спряжения некоторых глаголов:

    1. От глагола победить 1-е лицо ед. числа не образуется.
    2. 1-е и 2-е лицо ед. и мн. ч. наст. вр. от глагола быть не употребляется.
    3. Разноспрягаемые глаголы хотеть, бежать, брезжить:
      хочет, хочет — по I спр..;
      хотим, хотите, хотят — по II спр.;
      бежишь, бежит, бежим, бежите — по II спр.;
      бегут — по I спр.;
      брезжит — по I спр.;
      брезжут — II спр.
    4. Употребление Ь в глагольных формах

      Буква Ь пишется:

        в неопределенной форме:

      мыть — мыться
      беречь — беречься

      учись
      вернись
      скрылись

      Гласные в безударных суффиксах глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-)

      Причастие как особая форма глагола

      какой? какая? какое? какие?

      • обозначает признак предмета
      • изменяется по родам, числам, падежам, согласуясь с определяемым существительным
      • переходность и непереходность действия
      • совершенный и несовершенный вид
      • настоящее и прошедшее время
      • Действительные и страдательные причастия

          действительные причастия обозначают признак того предмета, который сам производит действие:

        Солнце, нагревающее землю.

        Земля, нагреваемая солнцем.

        Действительные причастия настоящего времени

        Действительные причастия прошедшего времени

        Страдательные причастия настоящего времени

        Исключение: движимый (от старого глагола движити)

        Страдательные причастия прошедшего времени

        Книга, написанная известным писателем, вышла из печати.
        Написанная известным писателем книга вышла из печати.

        Без НЕ не употребляется:

    совсем непродуманное решение

    С краткими причастиями:

    работа не закончена

    не прочитанная мною книга
    не прочитанная, а лишь просмотренная книга

    ничем не оправданный поступок

    -Н-, -НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

    Если нет приставок (кроме не-), суффикса -ова- (-ева-) и пояснит. слов::

    крашеный пол
    раненый боец

    медленный
    желанный,
    священный,
    неслыханный,
    нежданный и др.

    боец ранен
    диктант написан

    При наличии приставок (кроме не-):

    накрашенная
    пораненный
    сломанный

    смышленый
    посаженый,
    названый

    крашенный ими пол
    раненный пулей боец

    Гласные перед -Н-, -НН- в причастиях и отглагольных прилагательных

    Деепричастие как особая форма глагола

  • Совершенный и несовершенный вид.
  • Переходность и непереходность действия.
  • Управляет зависимыми словами.
  • Не изменяется (не склоняется, не спрягается).
  • Не согласуется, не управляется.
  • В предложении бывает обстоятельством.
  • Пропев до конца песню, раненые начали петь ее сначала.
    Голубь, увидя детей, взлетел вверх.
    Он что-то писал, наклонив голову.

    Деепричастия несовершенного вида

    Деепричастия несов. вида не образуются от глаголов:

      с основой, состоящей из одних согласных:

    шьют, льют, жмут, ткут;

    Деепричастия совершенного вида

    Степени сравнения наречий

    Правописание гласных на конце наречий

    Ь на конце наречий
    После шипящих на конце наречий пишется ь:
    прочь, вскачь, невмочь, наотмашь.
    Исключения: уж, замуж, невтерпеж.

    -Н-, -НН- в наречиях на -О (-Е)

    НЕ и НИ в наречиях

    Правописание наречий через дефис

      Наречия с приставкой по- на -ому, -ему, -ски, -ки, -ьи

    по-другому
    по-моему
    по-английски
    по-волчьи

    потому, поэтому, почему, посему.

    во-первых
    во-вторых
    в-третьих

    что-то
    где-либо
    как-нибудь
    кое-кто

    еле-еле
    точь-в-точь
    чуть-чуть
    как-никак
    подобру-поздорову

    Слитное написание наречий

      Приставка + наречие

    запросто
    навсегда
    послезавтра
    извне

    надвое
    вдвое
    втроем

    по двое, по трое

    вничью
    впрочем
    зачастую

    Раздельное написание наречий

      Существительное сохранило некоторые падежные формы

    на корточки (на корточках)
    за границу (за границей)

    наизнанку (с изнанки)
    поодиночке (в одиночку)
    наспех (не к спеху)

    в меру (в полную меру)
    на скаку (на полном скаку)
    до смерти (до самой смерти)

    в обнимку
    в упор
    в ударе

    но днях
    на радостях
    в потемках

    Служебные части речи

      Предлог

        Непроизводные предлоги

      без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, об, от, по, под, перед, при, про, с, у, через:
      из-за, из-под, .

      вблизи, внутри, вокруг, около, .

      вследствие, в течение, путем, в продолжение, .

      благодаря, включая, исключая, спустя, начиная (с), .

    • Союз
    • Частица
    • Не изменяются.
    • Не имеют самостоятельного лексического значения.
    • Не являются членами предложения.
    • Союзы

        Сочинительные

          Соединительные

        и, да (= и), не только . но и, также, тоже, и . и, ни . ни, как . так и

        а, да (= но), но, зато, однако, однако же, все же

        или, или . или, либо, либо . либо, то . то, то ли . то ли, не то . не то

        когда, лишь, едва, .

        чтобы, дабы, с тем чтобы, .

        если, если бы, коли, .

        хотя, хоть, пускай, .

        как, как будто, словно

        так как, так что, .

        Разряды частиц

          Модальные частицы

            вопросительные:

          ли, неужели, разве;

          ни, ведь, все-таки, даже, же;

          бы (для образования условного наклонения):
          пусть, пускай, да, давай, -ка (для образования повелит. наклонения):
          бывало, было (для образования особых форм прошедшего времени).

          Правописание частиц

            Через дефис:

          -то,
          -либо,
          -нибудь,
          -ка,
          -тка,
          -с,
          -де,
          кое- (кой-),
          -таки (после наречий, глаголов и со словами все-таки, так-таки)

          же (ж)
          бы (б)
          ли (ль)
          будто
          дескать
          как будто
          почто что
          после кое- следует предлог (кое с кем)
          ведь
          мол

          точно так же, то же самое, тот же, тотчас же, все так же, к тому же, то-то-ж.

          Связь слов в словосочетании

          род, число, падеж

          главная улица
          ж.р., ед.ч., И.п. = ж.р., ед.ч., И.п

          Типы предложений

            По цели высказывания

          повествовательные
          вопросительные
          побудительные

          Виды сказуемого

            Простое глагольное

              Глагол в форме какого-либо наклонения:

            В синем небе звезды блещут.

            вышел из себя
            бьет баклуши
            пришел в негодование

            Владимир начинал сильно беспокоиться.

            Погода была хорошая.
            Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.

            Тире между подлежащим и сказуемым

              Тире ставится

                сущ. — сущ.

              Книга — источник знаний.

              Пятью восемь — сорок.

              Жить — родине служить.
              Превосходная должность — быть человеком.

              Главное — это стремление к учебе.

              Бедность не порок.

              Этот сад как лес.

              Костя теперь студент.

              Второстепенные члены предложения

                Дополнение — отвечает на вопросы косвенных падежей, обозначает предмет.

              Дети говорили (о чем?) о животных.

              Мы увидели редкую (какую?) птицу.

              Гости съехались (когда?) накануне.

              Типы односоставных предложений

                Главный член — сказуемое

                  Определенно-личное: сказуемое — глагол в форме 1-го или 2-го лица ед. или мн. числа.

                Жду от тебя известий.

                Особенности однородных членов предложения

                Сосны, березы, лиственницы обступали поляну.

                  Отвечают на один общий для них вопрос:

                сосны (и)
                березы (и)
                лиственницы

                Знаки препинания в предложениях с однородными членами

                  Два и более однород. чл. без союзов:

                (), (), ()
                Звуки росли, крепли, ширились.

                и (), и ()
                И берег, и море молчали.
                Не то север, не то восток.

                (), но ()
                Он проворчал, но согласился.

                Однородные члены с одним союзом и, или, либо, да (=и):

                () и ()
                Красные и синие цветы.

                <() и ()>, <() и ()>
                Мы собирали травы и ягоды, грибы и орехи.

                и то и се
                ни то ни се
                ни свет ни заря
                и так и сяк
                и туда и сюда
                ни рыба ни мясо
                ни жив ни мертв

                Обобщающие слова при однородных членах предложения

                  Двоеточие

                    После обобщающего слова перед однородными членами (иногда здесь ставятся слова как-то, а именно, например):

                <(*): (), (),()>.
                Снег покрыл все: и деревья, и дома, и стога сена.
                <(*), как-то: (), (), ()>.
                <(*), а именно: (), (), ()>.
                <(*), например: (), (), ()>.
                Мне нужны некоторые инструменты, например: молоток, напильник, ножовка.

                <(*): (), (), () - . >.
                Везде: на деревьях, стогах, домах — лежал снег.

                Основные группы вводных слов

                  Различные чувства говорящего в связи с сообщением

                к счастью, к несчастью, к радости, к ужасу, к сожалению, .

                конечно, несомненно, вероятно, может быть, кажется, .

                говорят, сообщают, по словам, по-моему, по мнению, .

                итак, следовательно, во-первых, наконец, между прочим, .

                одним словом, вообще, иначе говоря, так сказать, .

                видишь (ли), понимаешь, пожалуйста, скажем, допустим, .

                Запомнить:
                Вводные слова не являются членами предложения, на письме выделяются запятыми.

                Основные виды сложных предложений

                • Союзные
                  • Сложносочиненные
                  • Сложноподчиненные
                    • С придаточными определительными
                    • С придаточными обстоятельственными
                    • С придаточными изъяснительными
                      • времени, места, образа действия, меры и степени, причины, цели, сравнительные, условия, уступки, следствия, присоединения
                      • Бессоюзные
                      • Знаки препинания в сложносочиненном предложении

                          Запятая ставится

                            Между частями сложного предложения, соединенных союзами:
                            и, да (=и), ни. ни;
                            а, но, да (=но), однако, . ;
                            или, либо, ли. ли, . ;
                            да, да и, тоже, также;
                            то есть, а именно.

                          Сверкнула молния, и послышался удар грома.

                          Сейчас брызнет майский дождь и начнется гроза.

                          Едва рассвело, нас разбудили и мы отправились в путь.

                          Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

                            Придаточное предложение отделяется или выделяется запятыми:

                          Мы тронулись, когда взошло солнце.

                          Мы подумали, что он опоздает, что мы не сможем проститься с ним.

                          Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть все.

                          Он стал выяснять не что произошло, а кто это сделал.

                          Он обещал вернуться, но не сказал когда.

                          Он подобрел, особенно когда узнал о случившемся.

                        • Перед устойчивыми оборотами как угодно, во что бы то ни стало, сколько угодно, как ни в чем не бывало, .
                        • Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

                            Последовательное подчинение
                            Гл. пред. — Прид. I ст — прид. II ст.

                          Он достиг последнего лестничного марша и увидел, что кто-то сидит на ступеньках пониже площадки, на которую выходила его дверь.

                          Ели завтра увидите его, то попросите его, чтобы он ко мне заехал на минутку.

                          Оленин знал, что в лесу опасно, что абреки всегда скрываются в этих местах.

                          Знаки препинания перед союзом КАК

                            Сравнительный оборот:

                          Блестели ее глаза, зеленые, как крыжовник.

                          По дороге, как всегда, мы забежали в кафе.

                          Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет!

                          Лицей дал России таких людей, как Пушкин, Пущин, Дельвиг.

                          Деревья, как и люди, имеют свою судьбу.

                          Газета вышла не как всегда.

                          Был лес как сон и снег как сон.

                          Ленский везде был принят как жених.

                          Эта тема затронута как в поэзии, так и в прозе.

                          Он полетел как птица.

                          Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

                            (): причина

                          Любите книгу: она поможет разобраться в путанице жизни.

                          Картина переменилась: снег стоял, влажная земля дымилась.

                          Вдруг чувствую: кто-то тянет меня в сторону.

                          Скажи мне, ветка Палестины, где ты росла, где ты цвела?

                          Тире в бессоюзном сложном предложении

                            () — ()
                            быстрая смена событий, неожиданный результат

                          Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

                          Шестнадцать лет служу — такого со мной не было.

                          44 страшилки русской грамматики

                          Русский язык прост и понятен. Для говорящих на русском, конечно же. Для остальных это тёмный лес, потому что русский язык – один из самых сложных языков в мире.

                          Даже нам, носителям языка, всегда есть чему поучиться. И еще. И еще. Потому что наш девиз – «учиться, учиться и еще раз учиться». И родной язык не даёт нам заржаветь и предоставляет шанс развиваться в течение всей жизни.

                          44 правила русской грамматики в примерах от противного или найди ошибку в каждом предложении:

                        • Подлежащее, оно не нуждается в уточнении местоимением.
                        • Помните о том, что в большинстве случаев связку «о том» можно исключить.
                        • Кое-кто стали забывать правила согласования главных членов предложения.
                        • Притяжательные местоимения надо уметь грамотно использовать в зависимости от ихней функции.
                        • Если хочете использовать глагол, то спрягать его нужно правильно, а не как того захотит автор.
                        • Не следует пытаться не избегать двойных отрицаний.
                        • Страдательный залог обычно должен быть избегаем.
                        • Не забывайте про букву «ё», иначе трудно различить падеж и падеж, небо и небо, осел и осел, совершенный и совершенный, все и все.
                        • И в оффшорном оффисе кристалльно чётко представляйте, где пишутся сдвоеные согласные, а где они обосновано не сдвоенны.
                        • У слова «нет» нету форм изменения.
                        • Мягкий знак в неопределённой форме глагола должен находится на своём месте, что иногда забываеться.
                        • Не редко человек ниразу правильно нинапишет «не» и «ни» с глаголами и наречиями.
                        • Плохо зная грамматику, сложные конструкции должны употребляться с осторожностью.
                        • Мы хотим отметить, что менять лицо, от имени которого ведётся изложение, автор этих строк не рекомендует.
                        • Автор использующий причастные обороты должен не забывать о пунктуации.
                        • Не используйте запятые, там, где они не нужны.
                        • Вводную конструкцию конечно же выделяйте запятыми.
                        • Притом, некоторые слова, буквально, очень похожие на вводные, как раз, никогда не выделяйте запятыми.
                        • Ставьте правильные чёрточки-тире длинное, с пробелами, а дефис чуть — чуть покороче, без пробелов.
                        • Тех, кто заканчивает предложение предлогом, посылайте на. Не грубости ради, но порядка для.
                        • Проверяйте в тексте пропущенные и лишние слова в тексте.
                        • Правило гласит, что «косвенная речь в кавычки не берётся».
                        • Ответ отрицательный на вопрос о том, ставится ли вопросительный знак в предложении с вопросительной косвенной речью?
                        • НИКОГДА не выделяйте слова заглавными буквами.
                        • Никакой самовлюблённый Банк, его Президент и Председатель Совета Директоров не пишутся с заглавной буквы.
                        • Правиряйте по словарю напесание слов.
                        • Склонять числительные можно сто двадцать пятью способами, но только один из них правильный.
                        • Неделите не делимое и не соединяйте разно родное, а кое что пишите через дефис.
                        • Сдержанность изложения – всегда абсолютно самый лучший способ подачи потрясающих идей.
                        • Преувеличение в миллион раз хуже преуменьшения.
                        • Ненужная аналогия в тексте – как шуба, заправленная в трусы.
                        • Не применяйте длинные слова там, где можно применить непродолжительнозвучащие.
                        • Будьте более или менее конкретны.
                        • Как учил Эмерсон: «Не цитируйте. Сообщайте собственные мысли».
                        • По нашему глубокому убеждению, мы полагаем, что автор, когда он пишет текст, определённо не должен приобретать дурную привычку, заключающуюся в том, чтобы использовать чересчур много ненужных слов, которые в действительности совершенно не являются необходимыми для того, чтобы выразить свою мысль.
                        • Убирайте и изгоняйте из речи тавтологии – избыточные излишества.
                        • Сознательно сопротивляйся соблазну сохранить созвучие.
                        • Hанизывание существительных друг на друга приводит к затруднению понимания метода решения уравнения.
                        • Уточнения в скобках (хоть и существенные) бывают (обычно) излишними.
                        • Если хочешь быть правильно понятым, never use foreign language.
                        • Использование терминов, значения которых вы не вполне понимаете, может привести к аффектированным инсинуациям в ваш адрес.
                        • Использование нерусифицированного шрифта ведет к íåïðåäñêàçóåìûì ïîñëåäñòâèÿì.
                        • Ради презентативности будь креативным промоутером исконно-русских синонимов на топовые позиции рейтинга преференций.
                        • Если, короче, хочешь типа чтобы слушали, ты как бы того, сорняки особо не используй, вот.
                        • Лишишься – русский почерк иногда заставляет меня плакать.

                          «Веселая грамматика». Основные правила русской орфографии в стихотворной форме для облегчения понимания и запоминания учебного материала

                          Чтоб не измучилось дитя…(А.Пушкин)

                          В “Занимательную грамматику” включены отрывки из произведений детских писателей, являющиеся дополнительным материалом для отработки навыков грамотного письма. Работать с книгой ребёнок может как самостоятельно, так и вместе с родителями или старшими детьми. Надеюсь, что эта книга поможет учащимся повысить уровень грамотности и успешно овладеть орфографическими нормами.

                          Кто устал от нудных правил,
                          От ученья занемог?
                          Кто себя с трудом заставил
                          Скучный выучить урок?
                          У кого ошибок море
                          И в пометах вся тетрадь?
                          Для кого ученье горе,
                          Двойку кто схватил опять?
                          Знаешь, друг, не будь зубрилой,
                          Ведь зубрёжка – это ложь.
                          Прочитай стихи, мой милый,
                          Улыбнись и всё поймёшь.
                          Вмиг исчезнут огорченья,
                          Станешь грамотно писать.
                          От уроков, без сомненья,
                          Будешь радость получать.
                          Сделать лёгким всё, что сложно, —
                          Это главное для всех.
                          Всё реально, всё возможно.
                          Верь в себя, придёт успех.

                          Безударные гласные в корне слова

                          Безударных гласных много,
                          Значит, нам нужна подмога.
                          Что же делать? Где решенье?
                          Букву ставь под ударенье.
                          Ты за нами поспевай,
                          Смело слово изменяй.
                          Ну а если очень сложно,
                          Посмотреть в словарик можно..
                          З..л..нела на п..лянке
                          И густой была тр..ва.
                          Ясно даже обезьянке,
                          Как проверить все слова.

                        • За р..кой был лес.
                        • Кор..тышки делали из к..ры лодочки, переплывали через реку и х..дили в лес за гр..бами, за яг..дами, за ..рехами.
                        • Гр..бы к..р..тышки п..лили п..лой под к..решок и т..щили по кусочкам д..мой.
                        • Правописание согласных в корне

                          Ре..кий ветер и моро.
                          Даже ду.. в лесу замёр.. .
                          Здесь опять нужна сноровка.
                          Действуй верно, действуй ловко.
                          Сомневаешься? Не трусь.
                          За согласной встанет пусть
                          Гласный. Сразу мы услышим
                          Чёткий звук. Готово? Пишем!

                          Я со всеми нынче гру.
                          Очень сильно ноет зу.. .
                          Я не ем ни хле. ни су.
                          Потому что ноет зу. .
                          Но об этом я молчу,
                          Ведь в больницу не хочу.
                          Вдруг поможет шокола.
                          Я бы был бы очень ра.. .
                          Или сла кая вода?
                          О как больно, вот беда!
                          Не могу терпеть совсем,
                          Лучше леденцов поем.
                          Ой-ой, больше не могу!
                          Всё. К врачу сейчас бегу.

                          Непроизносимые согласные в корне слова

                          А вот это просто прятки.
                          Звук то есть, то нет. Загадки.
                          Подбирай такое слово,
                          Чтобы звук явился снова,
                          Никуда не потерялся,
                          А на месте бы остался.
                          Со..нце светит, в сер..це — праз..ник…
                          Ну и где ты, звук-проказник?

                          Извес(?)ный волшебник, учёный и маг
                          Об опытах внукам рассказывал так:
                          Берёте, к примеру, сухой виноград.
                          Он вкус(?)ный и сладкий, все так говорят.
                          В окрес(?)ных садах, подсказать вам хочу,
                          Нарвите вы яблок, ещё алычу,
                          Да мес(?)ные груши, пожалуй, пойдут.
                          Вам наши соседи бесплатно дадут.
                          Порежьте, варите. Опас(?)но! Огонь!
                          Кастрюлю руками на печке не тронь!
                          Умес(?)но добавить ещё сахарку.
                          Хотите, подлейте чуть-чуть кипятку.
                          -Прелес(?)но! – волшебник погладил живот.
                          -Чудес(?)ный у нас получился компот!

                          Правописание гласных О – Е после шипящей в корне слова

                          Вот вам совет весёлый, бодрящий:
                          В корне слова после шипящей
                          Под ударением слышится что?
                          Слышится О. Пишется Ё.

                          ИСКЛЮЧЕНИЯ: ШОРОХ в КРЫЖОВНИКЕ, на КАПЮШОНЕ ШОВ

                          А теперь потренируйся:

                          Плачет принцесса, одетая в ш..лк,
                          А глупый король не возьмёт никак в толк,
                          В чём слёз тех причина и что за беда.
                          И мечется бедный туда и сюда.
                          Придворные ш..потом держат совет,
                          Ведь явных причин для истерики нет.
                          Быть может, растрёпана ч..лка,
                          А может, ужалила пч..лка?
                          Принцесса на ухо шепнула врачу:
                          — Крыж..вника ж..лтого очень хочу.
                          Все в ш..ке и держат семейный совет –
                          Крыж..вника ж..лтого в городе нет.
                          В чащ..бу лесную гонец поскакал,
                          За речкой крыж..вник он вдруг увидал.
                          По ж..рдочке узкой, качаясь, прош..л,
                          Но рад,что крыж..вник принцессе наш..л.
                          Принцесса, надев шерстяной капюш..н,
                          Гонца ожидая, взошла на балкон.
                          Из ч..рного леса примчался гонец,
                          Крыж..вник привёз, тут и сказке конец.
                          Король восхищён, он без памяти рад.
                          На блюде гонцу он несёт ш..колад.
                          И в щ..чку принцесса целует его.
                          Король промолчал, не сказал ничего.
                          Кто командует корнями?

                        • От чего зависит написание гласной в корнях с чередованием.
                        • Командует суффикс –А-.-КОС- (-КАС-)
                        • На урок пришли в наш кпасс
                          Корень –КОС- и корень –КАС-.
                          Суффикс –А- примчался мигом,
                          Оглушил всех громким криком:
                          — Где вы, где вы, корень –КАС-?
                          Не могу я жить без вас!
                          Если после корня –А-,
                          С корнем –КАС- пиши слова.

                          Предположим, корень –ЛОЖ-
                          Вышел в дождик без калош.
                          Простудился, это ясно.
                          Состояние ужасно.
                          ПоЛОЖили на кроватку,
                          Как теперь ему несладко.
                          ПредЛОЖили мазь, уколы,
                          Пропускает бедный школу.
                          А вот умный корень –ЛАГ-
                          Суффикс –А-, как будто флаг,
                          За собою развернул
                          И ни разу не чихнул.
                          ПоЛАГаю, ясно, дети,
                          Как писать вам корни эти?

                          Командуют согласные звуки -РАСТ- (-РАЩ-), -РОС-

                          Вот проблема, вот вопрос:
                          Как писать мне –РАСТ- и –РОС-?
                          Делать вывод я горазд:
                          В корне –РАЩ- и в корне –РАСТ-
                          Буква А, а в корне –РОС-
                          Буква О, и снят вопрос.

                          Ростислав живёт в Ростове.
                          Кто он, кто он? Ростовщик.
                          И росток в горшочке новом
                          К исключениям привык.
                          “Отрасль” — веточка, побег,
                          Устарело в новый век.

                          -СКАК- (-СКОЧ-). ИСКЛЮЧЕНИЯ: СКАЧОК, СКАЧУ

                          Командует ударение
                          ЗаГАР, но заГОРелый,
                          УГАР, но уГОРеть,
                          Ставь ударенье смело
                          И должен ты суметь
                          Без страха и сомненья
                          Судьбе наперекор,
                          Следя за удареньем,
                          -ГАР- отличить от –ГОР-.

                          Чередующиеся гласные в корне слова

                          Открываем новый лист,
                          Вот вам корни — БЛЕСТ- и — БЛИСТ -.
                          Дальше будет ещё круче,
                          С Е и И корней там куча.
                          Разлетятся они вмиг:
                          Этот -ЖЕГ -, а этот -ЖИГ -.
                          Ах, досада! Упустил!
                          Убежали –СТЕЛ- и –СТИЛ-.
                          Приведём-ка их к порядку,
                          Всех запишем мы в тетрадку.
                          Будут столбиком стоять,
                          Мы же будем повторять:

                          • -бер-бир-;
                          • -пер-пир-;
                          • -дер-дир-;
                          • -тер-тир-;
                          • -мер-мир-;
                          • -стел-стил-;
                          • -блест-блист-;
                          • жег-жиг-.
                          • Внимание! Внимание!
                            В корнях с чередованием
                            Пишем И, взглянув сперва,
                            Есть ли после корня –А-.
                            Если нет, твоё решенье?
                            — Пишем Е без промедленья.

                            Командует смысл

                            • -РОВН- (ровное, прямое, гладкое: ровная дорога)
                            • -РАВН- (одинаковое: равны по весу)
                            • -МОК- (пропитаться жидкостью: сапоги промокают)
                            • -МАК- (окунуть в жидкость: макать перо в чернила)
                            • Плот накл..нился, и Элли закричала от страха, но Железный дровосек и Страшила поспешили вск..чить на другой край, и р..вновесие восстановилось. Железный дровосек и Страшила погнали плот через реку, за которой начиналась чудесная р..внина. Путники надеялись встретить во дворце Гудвина г..рячий приём. Р..внодушие волшебника пугало их. На горизонте бл..снула з..рница, за ней другая, третья. Тучи заст..лали уже полнеба, бл..стали молнии. И до зам..рающих от страха путников донеслись раскаты грома. (По А. Волкову)

                              Употребление твёрдого знака

                              Я вам не шутка, не пустяк.
                              Я очень-очень твёрдый знак.
                              Прошу вас чётко, твёрдо знать,
                              Где и когда меня писать.
                              После приставки место моё,
                              Следом шагают Е, Ю, Я, Ё.

                              В..ются, кружатся снежинки,
                              Б..ются в двери и в окно.
                              В..юга замела тропинки,
                              В..езды в город и село.
                              Шарик с..ёжился в под..езде –
                              С..есть бы что-нибудь сейчас!
                              Хорошо с Дружком бы вместе
                              Кость припрятать про запас.
                              В..юга, в юга, успокойся,
                              Белой змейкой уползи.
                              Шарик, миленький, не бойся.
                              На вот хлебца, погрызи.

                              Правописание гласных после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных

                              Посмотри скорей, друж..к:
                              С неба падает снеж..к.
                              С белой крыш..й и крыльц..м
                              Дом нам кажется дворц..м.
                              А теперь, дружок, внимание:
                              В суффиксах и окончаниях
                              На краешке слова, в самом конце
                              После шипящих и после Ц
                              Под ударением пишется О,
                              Е – безударная, только всего.

                              Идет по клеверу быч..к.
                              Его боч..к как кабач..к,
                              Как барабан
                              Его живот.
                              Он клевер целый день жуёт. (Л.Мезинов)

                              Дедушка Еж..к,
                              Не ходи на береж..к.
                              Там растаял снеж..к,
                              Заливает луж..к.
                              Ты промочишь ножки,
                              Красные сапожки.

                              Правописание -И-Ы- после Ц

                              Цыган на цыпочках
                              И цыкает так громко,
                              Цыплёнок – в обморок,
                              Проблемы у цыплёнка:
                              — Зачем я, бедный, в исключения попал?
                              Цыган ужасный насмерть напугал.
                              А в КОРНЕ слова и в словах на –ЦИЯ
                              Веселье, радость, смех и суета.
                              На мотоцИклах цИркачи лихие
                              Среди акаЦИЙ мчатся. Красота!
                              На цИферблате стрелки ловко пляшут,
                              ЦИстерна с квасом выпита давно.
                              ЦИрюльник бреет и цИновкой машет,
                              ЦИклоп и цИник побрели в кино.
                              А где же Ы?
                              Взгляни на кончик слова:
                              КосцЫ, синицЫ, птицЫ, огурцЫ….
                              -Теперь ты понял, — спрашиваю снова, —
                              Где после Ц ты пишешь И, где Ы?

                              Правописание суффиксов -ЕК- и -ИК-

                              Вот замочЕК. К нему ключИК.
                              Нам они помогут лучше
                              Букву в суффиксе узнать,
                              Чтобы правильно писать.
                              Просим убедительно
                              В падеже родительном
                              Проследить за гласной,
                              Если вы согласны.
                              Если гласная исчезла,
                              Помнить должен человек:
                              В каждом слове повсеместно
                              Пишем только суффикс -ЕК-
                              Если гласная осталась,
                              Должен помнить ученик,
                              Что в словах (такая малость)
                              Пишем только суффикс –ИК-

                              • ЗАМОЧЕК – ЗАМОЧКА
                              • КЛЮЧИК – КЛЮЧИКА
                              • Правописание приставок

                                Всегда одинаково пишутся,
                                Хотя все по-разному слышатся,
                                Приставки ДО-, ЗА-,НАД- и прочие.
                                Учил их весь день и до ночи я.
                                ДОбежать и НАДписать,
                                ОБрубить и ОТдохнуть….
                                Надо правильно писать.
                                Ты про это не забудь.

                                Приставки на З и приставка -С-

                                З- приставки не бывает.
                                Это каждый твёрдо знает.
                                Но в словах З всё же есть:
                                ЗДАНИЕ, ЗДОРОВЬЕ, ЗДЕСЬ.
                                Приставки на З и на С как подружки,
                                Но в разные впрочем играют игрушки.
                                Приставка на З перед звонким согласным,
                                На С – пред глухим. Это просто и ясно.

                                Приставки -ПРЕ- и -ПРИ-

                                Повнимательней смотри.
                                Мы приставки пре- и при-.
                                Научись нас различать,
                                Друг от друга отличать.
                                Запомни сначала четыре значенья:
                                Неполное действие и приближенье,
                                Близость чего-то к чему-нибудь,
                                Присоединенье ещё не забудь.
                                Наши руки всё сумеют,
                                Гвоздь ПРИбьют, ПРИшьют, ПРИклеят,
                                Всё ПРИделают как нужно
                                Быстро, весело и дружно.
                                Заяц ПРИскакал к соседу,
                                Закричал: “Я к вам ПРИеду!
                                На ПРИшкольном огороде
                                Есть уже морковкавроде.”
                                ПРИоткрой скорей окошко –
                                В дом попасть не может кошка.
                                Ах, котлеты ПРИгорели!
                                Не беда, уже их съели.
                                ПРЕ – отличная приставка.
                                Ей во всём нужна добавка.
                                Словом “ОЧЕНЬ” проверяем
                                Или ПЕРЕ- заменяем.

                                А теперь потренируйся:

                                • Знайка очень любил читать. Он начитался в книжках о дальних странах и стал думать. Думал-думал и пр..думал (з,с)делать воздушный шар.
                                • Коротышки пр..носили сок цветов, который густел и пр..вращался в резину. Знайка пр..готовил большую бочку для (з,с)бора сока.
                                • Знайка велел Шпунтику пр..нести насос. К этому насосу он пр..соединил длинную резиновую трубку, облил её соком и стал накачивать воздух.
                                • Все малыши тоже пр..нялись за дело. Скоро шар так Ра(з,с)дулся, что малышам пр..ходилось в(з,с)бираться на ореховый куст, чтобы обмазать шар сверху и по бокам.
                                • Работа продолжалась два дня и пр..кратилась тогда, когда шар стал величиной с дом.
                                • Знайка пр..вязал шар к ореховому кусту и велел коротышкам пр..делать к нему корзину.
                                • Н и НН в суффиксах прилагательных

                                  Я запутался совсем,
                                  Сколько нужно в слове Н?
                                  Не могу никак понять.
                                  Помогите разобрать.
                                  Вот основа слова БАНЯ.
                                  Н одна. Прошу вниманья!
                                  БаННый пар полезен всем,
                                  Суффикс -Н-, и нет проблем.
                                  Суффикс -ИН-
                                  Пример: мышИНый,
                                  ЛебедИНый, журавлИНый,
                                  И курИНый, и пчелИНый,
                                  Поднатужимся: зверИНый.
                                  -АН- и -ЯН- как близнецы.
                                  Ах, какие молодцы!
                                  Вот в льнЯНой рубашке -ЯН-,
                                  В куртке кожАНой наш -АН-.
                                  Хлеб ржАНой они жуют
                                  И кисель овсЯНый пьют,
                                  А серебрЯНые ложки
                                  Дружно черпают окрошку.
                                  Суффикс -ЕНН- и суффикс -ОНН-
                                  Приближались с двух сторон
                                  К станциОННому буфету.
                                  И чего в нём только нету!
                                  Но деньжонок было мало,
                                  И купили что попало:
                                  Ужасно кислый клюквЕННый сок
                                  И тыквЕННых семечек целый мешок
                                  Да утрЕННюю газету.
                                  Спасибо и за это.

                                  Как запомнить исключенье?
                                  Это страшное мученье!
                                  Будет в памяти оно,
                                  Посмотри лишь на окно.
                                  Всегда две Н, сомненья нет,
                                  В окне с поверхностью стеклянной,
                                  Там оловянный шпингалет
                                  И подоконник деревянный. (“Уроки радионяни”)

                                  Мальчики принесли кожа..ый чемодан и поставили на стол. Матушка раскрыла его и начала вынимать листы золотой и серебря..ной бумаги, синей, зелё..ой и оранжевой , картон, коробку с дутыми стекля..ыми шариками, пучки золотой и серебря..ой канители, фонарики с цветными слюдя..ыми окошечками и большую звезду. (По А.Толстому)

                                  Правописание Ь после шипящей в разных частях речи

                                  Ты, дружок, не будь беспечен.
                                  Чтобы грамотно писать,
                                  Начинай-ка с части речи.
                                  Это твёрдо надо знать.

                                  ИСКЛЮЧЕНИЯ: уж, замуж, невтерпёж

                                  Я могуч, а я колюч,
                                  Я кипуч, а я липуч,
                                  Я хорош и очень свеж.
                                  Ты смотри меня не съешь!
                                  — Кто вы? – Посмотри внимательнее.
                                  Краткие мы прилагательные.
                                  Мы с шипящей крепко дружим,
                                  Мягкий знак совсем не нужен!

                                  Правописание НЕ с разными частями речи

                                  Можно только удивиться:
                                  НЕ – часть корня, НЕ – частица,
                                  НЕ – приставка. Как нам быть?
                                  Как всё это не забыть?
                                  Если ты сказал сурово:
                                  — Нет без НЕ такого слова!
                                  Значит, твёрдо должен знать:
                                  Нужно слитно НЕ писать.
                                  Есть СИНОНИМЫ на месте,
                                  Пишем слитно, пишем вместе.
                                  Весело, без огорченья
                                  Ищем новое значенье.
                                  Если А союз ты вставил,
                                  Значит противопоставил
                                  Два предмета, два явленья
                                  Признака. Без сожаленья
                                  Отрывай от слова НЕ.
                                  Будет правильно вполне.
                                  Сижу (не)весёлый, а грустный.
                                  Суп был какой-то (не)вкусный,
                                  Сок далеко был (не)сладкий.
                                  В общем, всё мерзко и гадко.
                                  Может, позвать докторов?
                                  Кажется, я не здоров.
                                  Или поесть шоколада?
                                  Нет, ничего мне (не)надо.
                                  Я почему (не)весёлый?
                                  Вызвали папочку в школу.
                                  Да, (не)избежны (не)взгоды
                                  В чудные школьные годы!

                                  Правописание Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных

                                  Вот короткая вам справка:
                                  Если в слове есть ПРИСТАВКА,
                                  Есть ЗАВИСИМОЕ СЛОВО,
                                  Мы две Н напишем снова.
                                  Если нет условий этих,
                                  Букву Н одну мы встретим.
                                  (Жареное мясо, крашеный сундук)
                                  СН и НН, ребята, встретились мы вдруг.
                                  Разобраться можно, риск-то невелик:
                                  (Латаные брюки, рваный воротник,
                                  Скошенные травы, сорванный цветок)
                                  Это не забава. Выучи урок.
                                  Это ведь несложно, трудно позабыть.
                                  Пареная репа проще, может быть.

                                  Этого довольно
                                  На оценку “3”.
                                  Ты в учебник школьный
                                  Всё же посмотри.
                                  Много исключений!
                                  Что ж, запоминай.
                                  Нелегко ученье –
                                  Рук не опускай.
                                  Выучи получше,
                                  Будешь ты всё знать.
                                  И тогда получишь
                                  Ты оценку “5”.

                                  А теперь потренируйся.

                                  Вспомни, сколько Н пишется в причастиях, отглагольных и отымённых прилагательных.

                                  • Рано утром Буратино положил азбуку в сумочку и побежал в школу.
                                  • По дороге он даже не смотрел на сласти, выставле(Н,НН)ые в лавке – маковые на меду треугольнички, сладкие пирожки и леденцы в виде петухов, насаже(Н,НН)ых на палочку.
                                  • Буратино увидел полотня(Н,НН)ый балаган, украше(Н,НН)ый разноцветными флагами.
                                  • Он купил билет, сел в первом ряду и с восторгом глядел на опуще(Н,НН)ый занавес. Ударил колокол, и занавес поднялся.
                                  • На сцене стояли карто(Н,НН)ые деревья. Фонарь в виде луны отражался в кусочке зеркала, на котором плавали лебеди, сдела(Н,НН)ые из ваты. Из-за карто(Н,НН)ого дерева появился маленький человек в дли(Н,НН)ой рубашке с дли(Н,НН)ыми рукавами.
                                  • Правописание наречий

                                    Отрицательные наречия
                                    Вот особенная встреча –
                                    Учимся писать наречия.
                                    И, конечно, без сомнения,
                                    Повторим местоимения
                                    Некто в двери постучал,
                                    Но никто не отвечал.
                                    Заперта чужая дверь,
                                    Некуда идти теперь.
                                    Нету дела никому,
                                    Где заночевать ему.
                                    Никого нигде не видно.
                                    Грустно, страшно и обидно,
                                    Когда не с кем пообщаться…
                                    Всё теперь понятно, братцы?
                                    В наречиях, местоимениях
                                    НЕ всегда ПОД УДАРЕНИЕМ!

                                    Дефисное написание наречий

                                    Кое-как, едва-едва,
                                    Просто еле-еле
                                    Я весь день пишу слова,
                                    Трудно в самом деле.
                                    Я, во-первых, не пойму,
                                    Хоть пишу по-русски,
                                    Где дефис и почему?
                                    От такой нагрузки
                                    Я готов по-волчьи выть,
                                    По-собачьи лаять.
                                    Что мне делать? Как мне быть?
                                    Кто-нибудь хоть знает?
                                    Кто б по-дружески помог,
                                    Подсказал по-братски,
                                    Как мне выучить урок?
                                    Как мне разобраться?
                                    По-хорошему прошу,
                                    Как-нибудь спасите.
                                    Про дефис понять спешу,
                                    Вы мне объясните.
                                    Объяснение такое:
                                    Если есть приставка КОЕ- ,
                                    Суффикс -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ,
                                    Про дефис ты не забудь.
                                    Очень, в принципе, походи
                                    Но различны они всё же.
                                    Посмотри внимательнее,
                                    Это прилагательные.
                                    Вот искомая часть речи,
                                    Называется наречие.
                                    Отыскать её легко,
                                    Есть всегда приставка ПО-,
                                    Суффикс -ЕМУ, -КИ и -СКИ.
                                    Смело списывай с доски.
                                    По-зимнему закутав нос,
                                    Спешил по лесу Дед Мороз.
                                    По лесу зимнему бежал,
                                    Мешок с подарками держал.
                                    “Привет!” — с заснеженных ветвей
                                    Кричал по-птичьи воробей.
                                    По-волчьи волк сердито выл,
                                    Его охотник подстрелил.
                                    Если слово повторяется,
                                    Значит так и полагается.
                                    Нам поставить нужно знак
                                    В этом слове, как-никак.
                                    Что осталось? Ничего.
                                    Две приставки В- и ВО-
                                    И, конечно, во-вторых,
                                    Суффикс –ИХ и суффикс –ЫХ.

                                  • Если Незнайка брался за какое (нибудь) дело, то всё у него получалось шиворот (навыворот). Он очень хотел чему (нибудь) научиться, но не любил трудиться.
                                  • Однажды он решил научиться играть на каком (нибудь) музыкальном инструменте. Гусля дал ему балалайку. Незнайка побренчал и говорит:
                                  • — Нет, балалайка слишком тихо играет. Дай что (нибудь) другое, погромче. – Он схватил трубу и принялся дуть изо всех сил: «Бу-бу-бу! Гу-гу-гу-у!» (По Н.Носову)
                                  • Упражнения для закрепления

                                    Вспомни правило, вставь нужную букву. Проверь себя. Если затрудняешься, попроси помощи у старших, обратись к своему учителю или поищи слово в орфографическом словаре. При проверке обрати особое внимание на написание выделенных слов.

                                    • Жен?щина пос..дила зёрнышко в цв..точ?ный горш..к, и зёрнышко сразу дало р..сток, а из р..стка выр..с больш..й ч..дес?ный цв..ток. Но л..пестки цв..тка были плотно (с,з) жаты, точно у (не)ра(с,з)пустившегося бутона.
                                    • — Какой прелес?ный цв..ток! – сказала жен?щина и поцеловала кр..сивые л..п..стки.
                                    • И как только она их поцеловала, внутри, в бутоне, что(то) щ..лкнуло, и цв..ток ра(с,з)крылся.
                                    • Это был (точь) в (точь) тюльпан, но в самой ч..шеч?ке на з..лёном пестике цв..тка с..дела крошеч?ная девоч?ка.
                                    • Было когда(то) двадцать пять оловя(н,нн)ых с..лдат..ков, р..дных братьев по матери – старой оловя(н, нн)ой ло..ке.
                                    • Маленький мальч..к, которому их под..рили, дост..вал с..лдат..ков по одному из карто(н,нн)ой к..ро..ки и ра(с,з)ст..влял на д..р..вя(н,нн)ом столе.
                                    • Все оловя(н,нн)ые с..лдат..ки были совершенно одинаковы, кроме одного, который был с одной ногой. Его отл..вали последним, и олова немно..ко (не)хватило. Но он-то как раз и ок..зался самым зам..ч..тельным из всех.
                                    • (По Г.Х. Андерсену).

                                      • …Суок прекрас(?)но играла св..ю роль. Она была сп..койна. Она чу(?)ствовала, что роль ей уд..ёт(?)ся.
                                      • “Бывают более трудные вещи,- думала она. – Например, ж..нглировать зажж..(н,нн)ой лампой или делать дв..йное сальтомортале”. А Суок случалось в ц..рке пр..делывать и то, и другое.
                                      • …Св..ркали п..ркеты. Она отр..жалась в них розовым обл..ком. Можно было подумать, что это маленькая цв..точ(?)ная к..рзинка плывёт по огромной тихой в..де.
                                      • Она шла мимо стражи, мимо кожа(н,нн)ых и железных людей, которые см..трели, как зач..рова(н,нн)ые. А сверху по ш..роч..йш..й лес(?)нице спускался навстречу кукле наследник Тутти.
                                      • …Наследник Тутти н..(за)что на свете (не)согл..сился бы ра(з,с)таться со св..ей куклой.
                                      • Суок ра(з,с)казывала ему о ц..рке:
                                      • — Я очень давно живу в балаганч..ке дядюшки Бризака. Я умею танцевать, ездить верхом и крутиться на трапец.. . Ах, каким я научилась ч..дес(?)ным штукам! – Она всплеснула руками. – Например, я умею св..стеть ключ..ком.
                                      • — Ключ..ком? Как? Покажи! У меня есть чудный ключ..к, — с этими словами наследник Тутти ра(с,з)ст..гнул ворот св..ей куртки и снял с шеи тонкую ц..поч(?)ку, на которой болтался (не)больш..й белый ключ(?).
                                      • А теперь попроси кого-нибудь из взрослых продиктовать тебе данный ниже текст. Но прежде прочитай текст вслух по слогам, обращая особое внимание на выделенные слова. Старайся вспомнить нужное правило. Напиши текст или его часть, проверь. Обрати внимание на ошибки, если они есть. В случае затруднения при объяснении обратись за помощью к учителю.

                                        1. На старинных стенных часах железный кузнец поднял молот. Часы щёлкнули, и кузнец ударил молотом по маленькой медной наковальне. Маша стояла у окна. Нянюшка Петровна дремала на диване, а мама ушла в театр. Она танцевала в театре, но никогда не брала Машу с собой. Театр был огромный, с каменными колоннами. На крыше его взвивались на дыбы чугунные лошади. Их сдерживал человек с венком на голове. Копыта лошадей висели над площадью. В последние дни перед спектаклем мама сильно волновалась. Она вынула из сундука сделанный из тонкого стекла маленький букет цветов. Его подарил маме Машин отец. Он привёз этот букетик из какой-то далёкой страны. Мама взяла стеклянный букет, положила его к себе на стол и велела Маше до него не дотрагиваться. С чёрного неба сыпался белый снег. За окном сидела седая ворона и смотрела на Машу. Она ждала, когда Петровна уведёт Машу умываться. Тогда ворона влетала через открытую форточку в комнату, хватала первое, что попадалось на глаза, и удирала, оставляя на столе мокрые следы. Вернувшись, Петровна и Маша начинали искать, что на этот раз утащила ворона. Чаще всего она таскала сахар, печенье и колбасу. Ворона жила в заколоченном на зиму ларьке, где летом продавалось мороженое. В щелях ларька она прятала кусочки замёрзшей колбасы, яблочную кожуру и серебряные бумажки от конфет. Ворона сердито каркала, а милиционер на соседнем углу оглядывался и прислушивался. Однажды ворона застала в ларьке маленького растрёпанного воробья по имени Пашка. (По К.Паустовскому)
                                        2. Жара стояла над землёй уже целый месяц. Взрослые говорили, что эту жару видно “невооружённым” глазом.
                                          — Видишь жёлтый дым? – говорил пятилетней Тане дядя Глеб. – Это и есть жара.
                                          От жары больше всего страдала маленькая древесная лягушка. Она жила во дворе, под кустом бузины. Однажды она нашла щель под дверью в каменном погребе, прыгнула туда. А когда в погреб спускалась молоденькая работница Ариша, лягушка пряталась за разбитый цветочный горшок. По вечерам лягушка пробиралась в сад, где на клумбе распускался душистый табак и росли кустистые астры. Лягушка ждала, когда люди перестанут ходить, разговаривать, прикрутят лампы, и дом сразу сделается тёмным и таинственным.. Бородатый Глеб был опытным рыболовом. Каждый вечер он убирал со стола скатерть, осторожно высыпал из коробки золочёные крючки и начинал чинить свои удочки. Тане не разрешалось подходить к столу, чтобы какой-нибудь “мушиный” крючок не впился ей в палец. Однажды Глеб поймал лягушку, которая таскала из банки червей, приготовленных для рыбалки.
                                          — Это необыкновенная лягушка, — сказал Глеб Тане. – Если она влезет на веточку и начнёт квакать, будет дождь.
                                          Таня посадила лягушку в стеклянную банку с травой, положила туда кленовую веточку и поставила банку на подоконник. (По К.Паустовскому).
                                        3. Послесловие

                                          Эта книжка не учебник,
                                          Но и я ведь не волшебник.
                                          Чтоб учиться на отлично,
                                          Нужно знать весьма прилично
                                          Всё, что вам даётся в школе,
                                          Дорогие Маши, Коли,
                                          Кати, Саши и Наташи.
                                          Книжка эта – помощь наша.
                                          На досуге, после школы
                                          Прочитай стишок весёлый.
                                          Коль запомнишь, что ж , прекрасно.
                                          Главное, чтоб было ясно,
                                          Чтоб ты мог легко, с улыбкой
                                          Написать все без ошибки.

                                          Смотрите еще:

                                          • Правило вынесения из под корня Правило вынесения из под корня Глава II. КВАДРАТНЫЕ КОРНИ § 6. ПРИМЕНЕНИЕ СВОЙСТВ АРИФМЕТИЧЕСКОГО КВАДРАТНОГО КОРНЯ Урок 44. Вынесение множителя из-под знака корня. Внесение множителя под знак корня Цель: рассмотреть и отработать […]
                                          • Имею ли я право на выбор роддома Имею ли я право на выбор роддома НЕ ДАЙ СЕБЯ В ОБИДУ или ПРАВА БЕРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ Все мы привыкли к мысли, что беременная женщина нуждается в особом отношении. И это верно – то волшебное состояние, когда внутри живет и развивается […]
                                          • Комарова налог Налог на имущество: до и после преобразования (Комарова И.) Дата размещения статьи: 16.12.2015 В 2015 г. многим компаниям пришлось подстраиваться под изменения, внесенные в гражданское законодательство, и "пережить" реорганизацию в форме […]
                                          • Переместительное свойство сложения правило Свойства сложения и вычитания Свойства (или законы) арифметических действий на числовых примерах мы рассматривали в теме «Законы арифметики» для начальной школы. В 5 классе законы арифметики записываются с помощью буквенных выражений. […]
                                          • Выдача пенсии за январь 2018 москва ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 14 декабря 2017 Управление федеральной почтовой службы г. Москвы - филиал ФГУП "Почта России": 3, 4 […]
                                          • Расчет оплаты налога на автомобиль Расчет оплаты налога на автомобиль устанавливается главой 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге. Транспортный налог – региональный налог Транспортный налог обязателен к уплате […]
                                          • Какие из трех перечисленных видов объектов как правило изображаются ГДЗ по географии 6 класс рабочая тетрадь Домогацких Группа: Пользователи Сообщений: 5 Регистрация: 19.05.2013 Спасибо сказали: 2 раз(а) Поблагодарили: 487 раз(а) Группа: Администраторы Сообщений: 2515 Регистрация: 02.06.2006 […]
                                          • Ст 45 закона 44-фз Правила ведения реестра банковских гарантий приведены в соответствие со ст. 45 Закона № 44-ФЗ В Правилах ведения и размещения в ЕИС реестра банковских гарантий, а также в Правилах формирования и ведения закрытого реестра банковских […]