Водный налог ставки таблица

Водный налог: ставки

Водный налог – фискальное обязательство, возлагаемое на граждан, частных предпринимателей и организаций, ведущих деятельность по использованию водных ресурсов, подлежащую лицензированию. Согласно законодательству, они обязаны раз в квартал совершать бюджетные платежи, размер которых нужно рассчитать самостоятельно. Чтобы сделать это, следует знать ставки водного налога в 2017 году (таблица), понимать систему повышающих коэффициентов и правильно применять формулу по исчислению сумм налога.

Что такое водный налог?

В тексте гл. 25.2 НК РФ четко приписано, что «водными» налогоплательщиками признаются физлица, коммерсанты и организации, использующие искусственные и естественные водоемы, если эта деятельность предполагает лицензирование в соответствии с нормами российского права.

Фактически обязанность по перечислению налоговых платежей возлагается на две категории хозяйствующих субъектов:

  • граждан и юрлиц, получивших лицензию до 2007 года, если ее срок не истек;
  • экономических субъектов, добывающих воду подземным способом.
  • Первая категория лиц остается плательщиками налога до тех пор, пока не истечет срок лицензии. Когда это произойдет, они будут обязаны заключить с местными властями договор аренды и перечислять арендные платежи по прописанным в соглашении реквизитам.

    К категории объектов налогообложения относится следующее:

  • изъятие воды из искусственных и естественных водоемов;
  • использование водного пространства установленной площади;
  • транспортировка леса по воде;
  • производство гидроэнергии.
  • По любому из перечисленных объектов существует своя система ставок, в которой из нескольких вариантов нужно выбрать один, соответствующий географии водопользования.

    Выбор ставки водного налога в 2017 году

    Полный перечень используемых ставок дан в федеральном нормативном документе – НК РФ. Они измеряются в рублевом эквиваленте на единицу налоговой базы.

    Особенность водного налога заключается в том, что единое понятие фискальной базы по нему отсутствует. Его трактовка зависит от особенностей деятельности хозяйствующего субъекта.

    Существует четыре варианта определения базы:

    1. Для компаний, осуществляющих забор воды из различных источников, – тысяча кубометров жидкости.
    2. Для организаций, использующих водную акваторию, базой признается площадь эксплуатируемого участка согласно данным лицензии.
    3. Для производителей гидроэнергии за базу принимается каждая тысяча киловатт энергии.
    4. Для хозяйствующих субъектов, занятых лесосплавом, база рассчитывается в тысячах кубических метров леса на каждые 100 км сплава.
    5. Например, согласно НК РФ для коммерческих структур, осуществляющих забор воды для водоснабжения населения, в 2017 году действует ставка 107 руб. на тысячу кубометров.

      Важно! Стандартная система ставок используется в случае, если использование воды не превышает лимитов, установленных для конкретного естественного или искусственного объекта. Если законодательный максимум превышен, используется повышающий коэффициент – 5.

      Ставки водного налога в 2016 году: таблица

      Перечень налоговых ставок, используемых при исчислении водных фискальных обязательств, приведен в ст. 333.12 НК РФ. Их уровень различается в зависимости от объекта налогообложения, типа добычи водных ресурсов (наземный или подземный метод) и водоема, используемого в хозяйственных целях.

      Водный налог ставка 2017 определяется по следующему алгоритму:

    6. Уточните целевое назначение используемого водоема. Оно прописывается в лицензии.
    7. Определите свой экономический район. Если вы затрудняетесь с выбором, загляните в Общероссийский классификатор экономических районов.
    8. Определите принадлежность эксплуатируемого водоема к бассейну реки, поименованной в НК РФ. Обычно это прописано в лицензии, если вы не нашли информацию, можно уточнить ее в Бассейново-водном управлении по конкретному субъекту РФ.
    9. Когда вы знаете все три параметра, отыщите соответствующее значение в ст. 333.12 Кодекса. Обратите внимание, что разница в ставках в зависимости от целевого назначения, реки и региона может быть существенной.

      Например, для реки Волга ставки на изъятие воды (руб. на 1 000 кубометров) составляют:

      Налоговые ставки водного налога

      Налоговые ставки водного налога дифференцированы по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам. Общее количество ставок налога, установленных НК РФ, превышает 170. В качестве примера в таблицах приведены ставки налога при заборе воды из поверхностных и подземных водных объектов (табл. 4.7) и из территориального моря РФ и внутренних морских вод (табл. 4.8); ставки налога при использовании акватории поверхностных водных объектов (за исключением лесосплава) (табл. 4.9) и территориального моря РФ и внутренних морских вод (табл. 4.10), ставки налога при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики (табл. 4.11) и в целях лесосплава (табл. 4.12).

      Ставки налога при заборе воды из поверхностных и подземных водных объектов

      Бассейн реки, озера

      Налоговая ставка, руб./тыс. куб. м воды, забранной из

      поверхностных водных объектов

      подземных водных объектов

      Ставки налога при заборе воды из территориального моря и внутренних морских вод

      Налоговая ставка, руб./тыс. куб. м морской воды

      Следует иметь в виду, что при заборе воды указанные ставки действуют только в случае соблюдения установленных лимитов водопользования. При заборе воды сверх лимитов налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере установленных налоговых ставок.

      Ставка налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения установлена в размере 70 руб. за 1 тыс. куб. м воды, забранной из водного объекта.

      Ставки налога при использовании акватории поверхностных водных объектов

      Налоговая ставка, тыс. руб./кв. км используемой акватории в год

      Ставки налога при использовании территориального моря и внутренних морских вод

      Налоговая ставка, руб./кв. км используемой акватории в год

      Ставки налога при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики

      Налоговая ставка, руб./тыс. кВт ч электроэнергии

      Реки бассейна Баренцева моря

      Бассейн озера Байкал и реки Ангара

      Ставки налога при использовании водных объектов без забора воды в целях лесосплава

      Бассейн реки, озера, моря

      Налоговая ставка, руб./тыс. куб. м сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые 100 км сплава

      Реки бассейнов Ладожского и Онежского озер и озера Ильмень

      Порядок исчисления и уплаты водного налога

      Как и по большинству действующих в налоговой системе РФ налогов, налогоплательщик должен самостоятельно исчислить сумму водного налога. Она определяется по итогам каждого налогового периода как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки.

      Согласно налоговому законодательству налоговым периодом по водному налогу установлен квартал.

      Сумма налога, подлежащая взносу в бюджет, уплачивается в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Таким образом, водный налог должен уплачиваться налогоплательщиком четыре раза в году, не позднее 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января следующего года. В эти же сроки налогоплательщик обязан подавать в налоговый орган налоговую декларацию.

      Организация-налогоплательщик производит забор воды из реки Лена. Этой организации установлены квартальные лимиты забора воды в объеме 15 тыс. куб. м. Объем фактически забранной воды из реки определяется по показаниям водоизмерительных приборов.

      Согласно показаниям приборов в первом квартале было забрано 14 тыс. куб. м воды, во втором квартале – 16,5 тыс. куб. м. Ставка водного налога составляет 252 руб. за 1 тыс. куб. м забранной воды. На основе этих данных определим суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет по данной организации.

      За первый квартал забор воды был произведен в пределах установленного лимита. Следовательно, сумма налога за первый квартал, подлежащая уплате в бюджет не позднее 20 апреля, составляет 3528 руб. (14 × 252).

      Во втором квартале имело место превышение установленного лимита воды на 1,5 тыс. куб. м( 16,5 – 15). Вначале определим сумму налога за воду, забранную в пределах лимита. Она составит 3780 руб. (15 × 252). Сумма налога за воду, забранную сверх установленного лимита, составит 1890 руб. (1,5 × 252 × 5). Таким образом, сумма налога за второй квартал, подлежащая уплате в бюджет не позднее 20 июля, составляет 5670 руб. (1890 + 3780).

      Водный налог (Глава 25.2. НК)

      Организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование, признаваемое объектом налогообложения.

      Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров или решений, заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса.

      Определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта:

        При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.

    10. При использовании акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.
    11. При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.
    12. При использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

    Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки.

    Сумма налога уплачивается по местонахождению объекта налогообложения в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога.

    Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

    Раздел обновлен: 17.01.2013г.

    Водный налог — его ставка, размеры, как высчитать?

    Водный налог является обязательным платежом от лиц и компаний, которые используют в своей деятельности воду. Действует он с 2005 года — до этого юрлица оплачивали фиксированную ставку за свою деятельность. Давай подробнее рассмотрим, как оплачивается водный налог, заполняется декларация и другие вопросы налогооблажения.

    Кто является плательщиком данного налога?

    Водный налог должны платить те, кто осуществляет следующее:

    • Забор воды для различных нужд.
    • Используют определенные объекты для того, чтобы обеспечить бесперебойную работу гидроэлектростанций.
    • Использование воды для лесосплава и т.д.
    • При этом не важно, где осуществляется деятельность организации – это не только реки и озера, но также болта, подземные источники и каналы.

      При этом любая из вышеперечисленных деятельностей должна осуществляется только на основе специализированной лицензии – без такого документа любая «водная» деятельность будет признана незаконной, а значит, приведет к штрафам или иным санкциям со стороны проверяющих органов. При этом даже если ваша лицензия окончилась в 2017 году, но в 2016 году вы осуществляли работы по забору воды и т.д., водный налог все равно придется оплачивать.

      Однако и тут есть некоторые исключения, к которым относят:

    • Забор термальный или лечебной воды.
    • Забор воды для ликвидации пожаров и иных ЧП.
    • Забор воды для обеспечения работы оборудования морских судов.
    • Размещение на акватории зданий и конструкций, главная цель которых – защита окружающей среды.
    • Использование объектов для госнужд.
    • Организации в акватории мест отдыха для детей, инвалидов.
    • Набор воды для полиса садов, пастбищ, иных земельных участков.
    • В НК РФ сказано, что вышеперечисленные ситуации позволяют не платить водный налог.

      Налогооблагаемая база и ставка – что к ним относят?

      Главная особенность водного налога в том, что у него нет единой базы и ставки – они зависят от некоторых условий, прописанных в НК РФ. Так, налоговой базой является:

    • Одна единица объема, которая установлена при заборе воды из объектов (1000 куб. м). Данный показатель нужно определять, используя специальные измерительные приборы. Исходить нужно из норм ресурсопотребления, которые установлены законодательством.
    • Единица произведенной электроэнергии в случае обеспечения объектов работы гидроэлектростанций (1000 кВт).
    • Единица используемой площади в случае взятия воды из акватории водных объектов. Площадь определяют, исходя из данных договоров или лицензий. Кроме того, в таких документах обязательно нужно указывать площадь, разрешенную для применения. Рассчитывается в квадратных километрах.
    • Единица объема леса в случае применения воды для лесосплава. Чаще всего для налогоплательщиков устанавливаются лимиты применения таких объектов – они могут быть годовыми или квартальные. Измеряется в 1000 куб. м леса за 100 км сплава. При этом при нарушении лимитов плательщик должен оплатить повышенную налоговую ставку – она в пять раз превышает обычную.
    • Как самостоятельно определить налоговую ставку? В данном случае перечень еще более широк. Чтобы выбрать ставку, стоит использовать некоторые критерии: расположение объекта, как используется вода, экономический район, вид объекта. Чтобы ознакомиться с более конкретным видом ставок, обратитесь к статье 333 НК РФ. При этом ставки установлены в рублях для налоговой базы – чтобы определить итоговую сумму, нужно просто перемножить все показатели между собой.

      Также для каждой ставки есть свой корректирующий коэффициент. К примеру, в 2015 году он составил 1,15, а к 2016 году коэффициент вырос до 4,65.

      Пример расчеты водного налога

      Чтобы более точно понять принцип расчета, давайте рассмотрим простой пример. Допустим, есть компания «Решка», которая расположена в Северном экономическом районе. Для своих нужд и работы организация берет возу из подземных источников Невы.

      За первый квартал 2015 года были использованы такие объемы, как:

    • 10 тыс куб в январе.
    • 11 тыс куб в феврале.
    • 12 тыс куб в марте.
    • Все данные подтверждаются специализированными измерительными приборами. Всего за квартал компания использовала 33 тыс куб воды. В НК РФ для данного района была установлена ставка – 348 рублей, напомним, что налоговая база – 1000 кубических метров. Чтобы рассчитать сумму нужно перемножить 33 на 348, получив в итоге 11 484 рубля. Правда, это сумма не конечная, ведь ее нужно перемножить на коэффициент: 11 484 * 1,15. В итоге компании «Решка» нужно оплатить 13 207 рублей в первом квартале.

      Правда, мы высчитали сумму в случае вхождения в рамки. Если лимит был превышен, сумма увеличится. К примеру, для данной компании лимит был установлен 30 тыс кубических метров за квартал. Поскольку компания превысила лимит на 3 тыс куб. м, сумма будет увеличена –из-за повышенной в пять раз ставки. Итоговая сумма будет на 4802 рубля выше.

      Как правильно составить доверенность для налоговой? Об этом подробнее в нашем материале.

      Здесь вы узнаете, как быстро проверить контрагента на сайте налоговой.

      Как получить налоговый вычет и за что он причитается? Подробнее тут.

      Как заполнить декларацию на уплату водного налога?

      Как отмечено в НК РФ, все обязанности по расчету и уплате налога возлагаются непосредственно на самого налогоплательщика. Согласно законодательству, плательщик должен:

    • Рассчитать налоговую базу.
    • Определить налоговую ставку.
    • Рассчитать сумму водного налога.
    • После этого данные заносятся в декларацию, которая сдается в налоговую. Налоговый период для расчета и уплаты – квартал. Таким образом, декларацию нужно предоставлять в ФНС четыре раза в год. Оплата также проводится 4 раза в год.

      Пример декларации на водный налог

      К заполнению декларации нужно подходить внимательно, поскольку к этому документу предъявляют следующие требования:

    • Сдача в письменном или электронном виде. При этом электронный вариант должны предоставлять все компании, в штате которых работает свыше 25 сотрудников.
    • Если декларация предоставляется в письменном виде, его следует заполнять перьевой или шариковой ручкой, также можно распечатать документ.
    • Сумма налога должна указывать в рублях и без копеек.
    • В ячейке должен быть только один знак. Это может быть запятая, цифры, прочерки или ноль – если нет данных.
    • Если есть какие-либо исправления, их нужно заверить бухгалтеру или руководителю (кто заполнял документ) свое подписью, поставить печать.
    • Обязательными реквизитами документа являются дата написания, подписи, печати. В верхней части документа обязательно приставляем ИНН и КПП.
    • Декларация содержит информацию о компании, расчетах по налоговой базе и итоговая сумма, которую стоит уплатить. В случае, если за отчетный период никакой деятельности не было, декларацию все равно сдают, однако она должна быть нулевая – заполняется титульный лист, вносится вся информация о компании, а в разделах, где нужно проставить сумму, ставятся нули.

      Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

      +7 (499) 577-03-71
      (Москва)

      +7 (812) 425-60-36
      (Санкт-Петербург)

      8 (800) 333-58-23
      Для всех регионов!

      Это быстро и бесплатно!

      Что грозит за неуплату налога или не вовремя сданную декларацию?

      НК РФ предусмотрена ответственность за нарушение сроков сдачи декларации или при неуплате налога вовремя. За этот вид нарушений предусмотрена следующая ответственность:

    • Штраф от 1000 рублей или 30 % от стоимости налога в случае непредставления декларации по уплате водного налога.
    • При предоставлении декларации в электронном виде и при наличии нарушений штраф в размере 200 рублей.
    • За налог, сумма которого была уплачена частично, следует наказание в виде 20 % от суммы в случае неумышленного нарушения и около 40 % при преднамеренном обмане налоговой.
    • Водный налог

      Водный налог относится к федеральным налогам. Его исчисление и уплата регламентируются гл. 25.2 НК РФ.

      Налогоплательщики водного налога — организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 333.9 НК РФ.

      Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса РФ.

      Объекты налогообложения:

      1) забор воды из водных объектов;

      2) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

      3) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

      4) использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

      Не признаются объектами налогообложения:

      1) забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;

      2) забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

      3) забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;

      4) забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река — море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;

      5) забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

      6) использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;

      7) использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;

      8) использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

      9) использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;

      10) использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;

      11) использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;

      12) особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;

      13) забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;

      14) забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;

      15) использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

      Как видим, количество объектов налогообложение но этому налогу достаточно ограниченно, в отличие от способов использования водных объектов, которые исключены из налогообложения.

      Особенность исчисления налоговой базы состоит в том, что она исчисляется налогоплательщиками отдельно в отношении каждого водного объекта и отдельно по каждому виду водопользования.

      Иными словами, если в р. Волга, например, налогоплательщик осуществляет забор воды из реки и также осуществляет использование акватории, то он будет исчислять налоговую базу отдельно по каждому виду использования реки. Если те же виды водопользования осуществляются им одновременно в р. Ока, то база будет исчисляться отдельно по использованию воды и акватории каждой реки.

      При этом по каждому из водных объектов НК РФ установил свою налоговую ставку, которые могут значительно отличаться друг от друга. Налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.

      При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. Объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды. В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств.

      В случае невозможности определения объема забранной воды, исходя из времени работы и производительности технических средств, объем определяется исходя из норм водопотребления.

      При использовании акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.

      Площадь предоставленного водного пространства определяется по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных — по материалам соответствующей технической и проектной документации.

      При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

      При использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

      Налоговый период для уплаты водного налога — квартал.

      Налоговые ставки. Ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 руб. за 1000 м3 воды, забранной из водного объекта. При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере установленных налоговых ставок. В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового лимита.

      Ставки налога при различных формах использования водных ресурсов приведены в табл. 4.8-4.13.

      Налоговые ставки при заборе воды из поверхностных и подземных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования, руб. за 1000 м3 воды забранной

      Водный налог 2018

      В России с целью финансирования мероприятий о защите природных ресурсов введен водный налог. Платят его не все, а определенный круг лиц, установленный НК РФ. Порядок его начисления и уплаты рассмотрен ниже.

      Общая характеристика водного налога

      Вопросы, регулирующие применение налога на водопользование, освещены в ст. 25 НК РФ. Она признает плательщиками налога лиц, имеющих лицензии на следующие виды деятельности:

    • Сплав лесов;
    • Эксплуатация акваторий объектов водного происхождения;
    • Использование водных объектов в отрасли гидроэнергетики;
    • Оснащение водозаборов из других водных объектов.
    • Данные субъекты являются составляющими основных элементов водного налога. Исключением являются субъекты, работающие по договорам или на основе соответствующих госрешений, принятых после 2007 года. Документы, подписанные после этой даты, подчиняются уже новым порядкам.

      Как рассчитывается водный налог?

      Формула расчета проста: базовая ставка, умноженная на коэффициент. В 2018-м он составляет 1.75. Его значение регулярно пересматривается, но устанавливается до начала отчетного года.

      Размер базовой ставкой разнится в зависимости от региона и источника водопотребления. Он определяется в рублях за каждый потребленный кубометр воды. Например, для Северо-Западного района – 447 и 593 руб. для поверхностных и подземных водоемов, принадлежащих к бассейну Волги. Для той же реки в другом регионе ставки другие.

      Ставка подразумевает забор воды в пределах установленного лимита. Помимо базы, ставки и годового коэффициента к основным элементам водного налога относится еще и повышающая надбавка – к-т 10. Она применяется за продажу воды. Забор воды для снабжения населения облагается налогом по особой ставке – 107 руб./куб.м.

      База для налога

      Расчет водного налога в 2018 году требует учета следующих факторов по каждому виду деятельности:

    • При осуществлении водозабора имеет значение объем забранной воды в течение отчетного периода. Сведения извлекаются из показателей измерительных приборов. Если их нет, то за базу расчета берется мощность оборудования и время его работы. Альтернатива – применение установленных норм потребления;
    • При сплаве леса объем обрабатываемой древесины в куб. м. умножается на коэффициент расстояния. Полученная сумма делится на 100;
    • Эксплуатация акватории обязывает определять показатели на основе предоставленного пространства;
    • Гидроэнергетические предприятия берут за базу количество произведенной электроэнергии за отчетный период.

    Отчеты формируются каждые 3 месяца. Для предоставления отчетности в ФНС отводится 20 дней с конца отчетного периода. В начале каждого года формируется декларация за истекший год.

    Если говорить кратко о водном налоге, то следует отметить его отдельные нюансы. Бухгалтерам, работающим в предприятиях, чья деятельность связана с водопользованием, при формировании отчетности следует ссылаться на следующие пункты закона:

  • Порядок начисления – ст. 333 НК РФ, п. 13;
  • Следующий пункт данной статьи разъясняет сроки уплаты начисленных налогов;
  • О том, в какой бюджет должны быть направлены налоговые платежи, можно узнать из ст. 50 Бюджетного Кодекса РФ.
  • Водный налог относится к косвенным. Многие субъекты бизнеса интересуются тем, в какой бюджет зачисляется водный налог? Согласно закону, средства, собранные по данной статье, пополняют часть федерального бюджета. Все вопросы, связанные с получением льгот, уточнения сроков и порядка уплаты НК РФ.

    Водный налог ставки таблица

    Важным элементом экологического налогообложения в России является водный налог плата за пользование водными объектами). Водный налог является федеральным налогом и наряду с НДПИ относится к разряду природно-ресурсных платежей. Поэтому помимо фискальной функции, отвечающей за формирование доходов бюджета, водный налог реализует значимую регулирующую функцию: стимулирует хозяйствующих субъектов к осуществлению рационального и эффективного водопользования, повышая их ответственность за сохранение водных ресурсов страны и поддержание экологического равновесия; имеет воспроизводственное назначение, так как часть собранных средств целевым образом предназначена для осуществления мероприятий по охране и восстановлению водных объектов.

    Следует отметить, что российской практике известны различные формы платы за использование водных ресурсов. В Советском Союзе в 1920–1930 гг. взимался водный сбор с единицы орошаемой площади, плательщиками являлись юридические и физические лица, а налогооблагаемой базой – сельскохозяйственный доход. С завершением коллективизации водный сбор был отменен. В период с 1949 по 1956 г. существовала плата за воду, подаваемую оросительными системами. С 1982 по 1998 г. взималась плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем. С 1982 по 1998 г. существовала плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем. Она преследовала цель стимулировать потребителей к экономному пользованию водными ресурсами. Однако данный платеж носил символический характер. Его размеры были незначительны, поэтому для бюджета он не мог рассматриваться как полновесный доходный источник.

    С 1 января 2005 г. вступила в силу новая глава НК РФ – гл. 25.2 «Водный налог» (соответствующие изменения были внесены в НК РФ Федеральным законом от 28 июля 2004 г. № 83-ФЗ) и одновременно прекратил свое действие Закон № 71-ФЗ. Этот налог заменил ранее существовавшую плату за пользование водными объектами. Если плата за пользование водными объектами относилась к категории региональных платежей, водный налог является федеральным налогом, т.е. регионы уже не вправе изменить то, что установлено гл. 25.2 НК РФ. С момента его введения в налогообложение водопользования привнесен ряд изменений, которые можно обобщить следующим образом.

    Во-первых, были отменены отдельные налоговые льготы, которые устанавливались законодательными органами субъектов РФ, а также значительно расширен перечень налогоплательщиков. Так, наряду с организациями и индивидуальными предпринимателями плательщиками водного налога стали и физические лица, не являющиеся ИП.

    Во-вторых, из объекта налогообложения исключен такой вид водопользования, как сброс сточных вод в водные объекты, что объясняется стремлением исключить ситуацию двойного налогообложения, поскольку за сброс загрязняющих веществ в водные объекты взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду.

    В-третьих, в целях сохранения поступлений в бюджет от данного налога одновременно увеличены ставки налога за забор воды из водных объектов. Помимо этого, ставки налога теперь установлены НК для всей территории РФ, а законодательные органы субъектов РФ теперь лишены права их регулировать.

    В-четвертых, в качестве самостоятельного объекта налогообложения дополнительно выделено использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики.

    В соответствии со статьей 333.8 НК РФ плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие в соответствии с российским законодательством специальное или особое водопользование. Специальное или особое водопользование осуществлялось в соответствии с ранее действовавшим Водным кодексом РФ от 16.11.1995, который утратил силу с 1 января 2007 года в связи с введением в действие нового Водного кодекса РФ от 03.06.2006.

    Если организации и физические лица осуществляют водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, заключенных или принятых после введения в действие нового Водного кодекса Российской Федерации (то есть после 1 января 2007 года), плательщиками водного налога они не являются. Данный кодекс упразднил действовавшее ранее лицензирование водопользования поверхностными водными объектами. С 2007 года оно осуществляется либо по договору водопользования, заключенному с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления – в зависимости от того, в чьей собственности находится водный объект, либо на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование. Такое решение принимается Правительством РФ, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления.

    Водопользователи, заключившие соответствующие договоры после 1 января 2007 года, уплачивают неналоговую плату за пользование водными объектами. Водопользователи, которые используют водные объекты на основании действующих лицензий на водопользование либо договоров водопользования, оформленных до 1 января 2007 года, продолжают уплачивать водный налог в соответствии с положениями главы 25.2 НК РФ. Прекращение действия лицензии на водопользование не снимает с организации или физического лица обязанности по уплате водного налога. Водопользователи будут являться плательщиками водного налога до момента, когда заключенный ими после 1 января 2007 года договор на водопользование не будет зарегистрирован в государственном водном реестре, как того требует статья 31 Водного кодекса Российской Федерации.

    Плательщиками водного налога являются также организации, которые после истечения срока действия лицензии не заключили договор на водопользование в соответствии с действующим законодательством, но при этом фактически продолжают водопользование. Прекращение обязанности по уплате водного налога наступает только после того, как водопользователем будет заключен и зарегистрирован в государственном водном реестре договор на водопользование, предусматривающий неналоговую плату, либо после принятия соответствующего решения о предоставлении водного объекта в пользование.

    Новый Водный кодекс РФ, вступивший в силу с 2007 года, не предусматривает лицензирования для использования поверхностных водных объектов. Вместо него введена возможность использования водного объекта либо по договору водопользования, либо по решению о предоставлении его в пользование. Согласно ст. 8 нового Водного кодекса РФ, все моря, реки, озера, болота, водохранилища и другие водные объекты находятся в федеральной собственности. Исключение составляют пруды и обводненные карьеры. Они могут принадлежать субъекту федерации, муниципальному образованию, организации или даже частному лицу, но только при одном условии: если их собственностью является земля, на которой расположен пруд (обводненный карьер) в пределах береговой линии.

    Договор водопользования и решение о предоставлении его в пользование оформляются органом власти того субъекта РФ, в чьей собственности находится водный объект. Платежи по ним представляют собой арендную плату за пользование водным объектом (неналоговый платеж), а не водный налог. Однако в некоторых случаях не потребуется ни договора, ни решения, например, если водный объект предполагается использовать: для судоходства (в том числе морского); рыболовства, рыбоводства и охоты; научных и учебных целей; забора воды судами, чтобы обеспечить работу судовых механизмов, устройств и технических средств; забора воды, чтобы обеспечить пожарную безопасность, предотвратить чрезвычайные ситуации или ликвидировать их последствия.

    Ставки водного налога для основных видов водопользования установлены п. 1 ст. 333.12 НК РФ. Они зависят от региона использования объекта, а для забора воды – еще и от его вида (поверхностный или подземный). В законодательстве также имеется льготная ставка для забора воды с целью водоснабжения населения (п. 3 ст. 333.12 НК РФ). С 2015 года повышена льготная ставка водного налога, предусмотренная для забора воды в целях водоснабжения населения, она составляет 81 рублей за 1 000 куб. м. Для нее тоже планируется планомерный рост в течение 2015–2025 годов, но он выражен не в коэффициентах, а в конкретных рублевых значениях. С 2026 года к этой ставке в порядке, аналогичном введенному для ставок водного налога по основным видам водопользования, также начнет применяться расчетный повышающий коэффициент, зависящий от изменения потребительских цен.

    Начиная с 2015 года ставки водного налога, указанные в п. 1 ст. 333.12 НК РФ, должны применяться с корректировкой повышающими коэффициентами, значения которых на период с 2015 по 2025 год приведены в п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ. С 2026 года повышающий коэффициент станет расчетным и будет определяться фактическим изменением потребительских цен за год, предшествующим году начала применения соответствующего расчетного коэффициента. Каждый следующий коэффициент будет применен к фактически сложившейся ставке водного налога за предшествующий год. Ставка, рассчитанная с учетом коэффициента, должна быть выражена в целых рублях.

    Рассматривая динамику поступления водного налога по РФ (таблица), мы видим, что с каждым годом наблюдается тенденция к снижению сумм поступивших налоговых платежей по водному налогу. Так, в 2014 году сумма водного налога на 246663 тыс. рублей меньше, чем в 2012 году, что составляет 10 %. В то же время количество налогоплательщиков уменьшилось на 19,4 % по сравнению с 2012 годом, а объем забора воды снизился на 8,2 %, площадь акватории водных объектов, предоставленных в пользование, уменьшилась вдвое, что составляет 53 %. Также тенденция к понижению в 2014 году наблюдается и в отношении количества выработанной электроэнергии, оно составило 23 %.

    Одной из причин снижения сумм водного налога является применение налогоплательщиками пониженной ставки в отношении забора воды в целях водоснабжения населения (рис. 1) а также уменьшение количества налогоплательщиков водного налога. Снижение количества налогоплательщиков связанно так же и с введением с 1 января 2007 года Водного кодекса РФ.

    Как мы видим по рис. 1, сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с применением пониженной ставки при заборе воды для водоснабжения населения, за 2014 год составляет 47 % от общей суммы водного налога за этот же период. Количество налогоплательщиков, осуществляющих забор воды для водоснабжения населения, составляет 30 % от общего количества налогоплательщиков, осуществляющих забор воды из водных объектов в 2014 году, а объем воды в целях водоснабжения населения составляет 42 % от общего количества забранной воды.

    Анализируя динамику поступления водного налога за 2012–2014 годы по Республике Дагестан, мы видим (рис. 2) что и здесь наблюдается тенденция к снижению налоговых поступлений, но не такие значительные, как в целом по Российской Федерации. За три года сумма водного налога, подлежащая уплате в бюджет, в общем уменьшилась на 4 %.

    Основные показатели, характеризующие динамику поступления водного налога за 2012–2014 гг. по Российской Федерации

    Смотрите еще:

    • Сертификат на материнский капитал до какого года Материнский капитал будет действовать до 2021 года включительно Государственная программа поддержки семьи и детства «Материнский (семейный) капитал» начала действовать еще в 2007 году и была рассчитана на период 10 лет (то есть до […]
    • Сумма материнский капитал в 2014 Материнский капитал в 2014 году С 1 января 2014 года в очередной раз увеличен размер материнского (семейного) капитала – его размер составляет 429 408,5 руб. Несмотря на то, что размер материнского капитала ежегодно индексируется, его […]
    • Право использовать материнский капитал Использование материнского капитала В 2018 году сертификат на материнский капитал, выдаваемый семьям при рождении второго или последующего ребенка (детей) в период с 2007 по 2021 годы включительно, подразумевает возможность целевого […]
    • Кассовый чек договор купли продажи Обновление: 14 июля 2016 г. В случаях, предусмотренных законодательством, продавцу необходимо вместе с товаром выдать покупателю чек, подтверждающий факт оплаты товара. В этой связи у продавца может возникнуть вопрос о том, может ли […]
    • Займы под материнский капитал в абакане Недвижимость Бугаевой От идеи до воплощения! Займы под материнский капитал Кто и в каких случаях может получитьзаем на улучшение жилищных условий с использованием средств материнского капиталаи как это сделать через компанию «Недвижимость […]
    • Усн 15 процентов минимальный налог УСН 15%: порядок уплаты минимального налога, а также перенос убытков на будущее Организации, которые применяют упрощенную систему налогообложения (далее по тексту «УСН») с объектом налогообложения «доходы минус расходы», в некоторых […]
    • Получение разрешения использование радиочастот Получение разрешения на использование частот (Россвязькомнадзор) Оформление разрешения на использование радиочастот в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06 июня 2007 г. № 354 и Положением «О присвоении радиочастот …» […]
    • Адвокат куц Юрист Куц Валентина Владимировна Юридические услуги для физических лиц Дополнительная информация: Cайт юридической консультации Страница на Facebook В 2000 г. закончила Юридический факультет (институт) Томского государственного […]