Узел что это такое на судне

Узел — единица скорости судна, равная одной морской миле в час. По международному определению, один узел равен 1,852 км/ч (1 морская миля в час) или 0,514 м/с. Эта единица измерения является внесистемной, но допускается для использования наряду с единицами СИ.

Распространённость узла как единицы измерения связана со значительным удобством его применения в навигационных расчётах: судно, идущее на скорости в 1 узел вдоль меридиана, за один час проходит одну угловую минуту географической широты.

Происхождение названия связано с принципом использования секторного лага. Скорость судна определялась как число узлов на лине (тонкий трос), прошедших через руку измеряющего за определённое время (обычно 15 секунд или 1 минута). При этом расстояние между соседними узлами на лине и время измерения были подобраны с таким расчётом, что это количество численно равнялось скорости судна, выраженной в морских милях в час.

Узел — метод для соединения и защиты линейного материала типа верёвки при помощи связывания и переплетения. Он может включать один или более кусков верёвки, струны, тесьмы, бечёвки, ремня и других деталей, сплетённых в цепь так, что они соединены между собой и/или с объектом-грузом. Узлы интересны своим древним происхождением, своими практическими применениями, а также теорией узлов — областью математики, исследующей их свойства.

Основные морские узлы:

  • Беседочный узел/булинь
  • Восьмёрка
  • Прямой узел
  • Простой полуштык
  • Простой штык
  • Простой штык со шлагом
  • Рыбацкий штык/якорный узел

УЗЕЛ (единица скорости)

Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое «УЗЕЛ (единица скорости)» в других словарях:

Узел (единица измерения) — У этого термина существуют и другие значения, см. Узел (значения). лаг … Википедия

УЗЕЛ — (Knot) 1. Всякая схватка или петля, сделанная на снасти или вокруг чего либо; связка концов тросов между собой. У. бабий (Grannies knot, carrick bend) неправильно завязанный прямой или рифовый У. У. беседочный (Bowline hitch) надежный,… … Морской словарь

узел — единица скорости, принятая в мореплавании. Соответствует скорости корабля (судна), проходящего 1 морскую милю в 1 час (1,852 км/ч) … Морской биографический словарь

узел — 1. УЗЕЛ, узла; м. 1. Затянутая петля на верёвке, канате и т.п.; место, где связаны концы чего л. (верёвки, нитки, платка и т.п.). Большой, тугой, сложный у. Верёвочный у. У. на галстуке. Завязать узлом. Развязать у. Затянуть у. Распутывать узлы… … Энциклопедический словарь

УЗЕЛ — (УЗЛЫ) (1) в физике точка или поверхность в стоячих волнах (), в которой амплитуда равна нулю, т. е. кинетическая или потенциальная энергия волны равна нулю; (2) У. коммуникаций пункты пересечения (соединения) нескольких однородных или… … Большая политехническая энциклопедия

УЗЕЛ — • УЗЕЛ, 1). В анатомии утолщение или увеличение органа или ткани, например лимфатический узел или синусно предсердный узел нервной ткани, контролирующий ритм сердца. 2). В ботанике узел место на стебле растения, откуда отходит лист или листья. 3) … Научно-технический энциклопедический словарь

УЗЕЛ — внесистемная единица скорости, применяемая для определения скорости судов. 1 узел соответствует 1 морской миле в час или 1,852 км/ч 0,5144 м/с … Большой Энциклопедический словарь

Узел (в навигации) — Узел в навигации, внесистемная единица скорости, применяемая для определения скорости судов. 1 У. = 1 миля/ч = 1,852 км/ч = 0,5144 м/сек. Термин «У.» возник во времена парусного флота, когда скорость судов определяли по быстроте сматывания троса… … Большая советская энциклопедия

узел — УЗЕЛ, узла, муж. 1. Место, где туго соединены, связаны концы чего н., или петля, стянутая на чём н. Завязать у. или узлом. Платок на шее завязан в у. Тяжёлая коса закручена узлом. Распутать, развязать у. (также перен.: разобраться в сложном,… … Толковый словарь Ожегова

УЗЕЛ 2 — УЗЕЛ 2, узла, м. (спец.). Единица скорости судна, равная одной морской миле в час. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

§ 9. Морские меры длины и скорости

Единицей измерения расстояний на море является морская миля, равная линейной длине 1′ дуги меридиана земного шара, т. е. 1852 м 66070 фут. Кроме морской мили, для измерения расстояния на море приняты также следующие единицы длины:

При решении вопросов повышенной точности следует помнить, что Земля — не шар, а сфероид. Так, длина одной морской мили, принятая в СССР, соответствует линейной длине 1′ земного сфероида в широте 44°. Длина 1′ дуги такого сфероида в районе экватора равна 1842,9 м, на полюсе — 1861,6 м. Разницей 18,7 м (около 1%) на практике пренебрегают.

Скорость морского судна измеряют узлами , т. е. количеством морских миль, которое оно проходит за 1 ч. Говорят, например, что судно имеет скорость 12 узлов, т. е. оно проходит 12 морских миль в час.

При плавании по внутренним водным путям часто применяют метрические единицы измерения расстояния и скорости. Перевод морских миль в километры и обратно осуществляется по следующим формулам:

S км= 1,852 морских миль; 5 морских миль = 0,54 км.

По аналогичным формулам делают перевод узлов в км/ч, в м/сек и обратно:

V км/ч =.1,852 узлов; V узлов = 0,5400 км/ч;

V м/сек — 0,5145 узлов; V узлов = 1,943 м/сек.

В Мореходных таблицах МТ-63 помещены сравнительные таблицы скоростей (табл. № 37), облегчающие указанный перевод.

Скорость судна в море

Нельзя без волнения слушать известную песню наших славных полярников «Раскинулась даль голубая. »:

Ночью и днем
В просторе морском
Стальные плывут корабли.

Как находят они свой путь, как определяет штурман курс корабля вдали от берегов, когда, куда ни обернешься, только небо да вода? Как измеряют скорость судна?
В морской практике сохранилась старинная мера скорости – узел. Что это за мера?

Название «узел» связано со старинным способом измерения скорости корабля при помощи лага (рис. 12, а). Тросик, или так называемый лаглинь, с привязанной на конце доской бросают с кормы корабля. Доска покоится в воде позади уходящего от нее корабля, а тросик сматывают с катушки, которую матрос держит в руках. На тросике завязаны узлы, отстоящие друг от друга на определенном расстоянии. Сосчитав число узлов за определенное время, можно определить скорость корабля в «узлах». В настоящее время применяют механические и электрические лоты, но скорость продолжают измерять в узлах.

Узел – самостоятельная единица скорости. Сказать: «Судно идет со скоростью 36 узлов в час» – неправильно. Очень хорошо описана нелепость такого выражения в рассказе «Летучий голландец», отрывок из которого приводится ниже.

« – Скажите, капитан, а какая у нас скорость? – подняв очки от записной книжки, вновь спросил гость. Гужевой открыл уже рот, чтобы ответить своей обычной остротой, что было шесть узлов в час – в первый, а во втором и трех не натянули, но Пийчик его предупредил:

– Сколько положено: полный ход, двенадцать узлов».

Тросик лага, выпускаемый на ходу с кормы, разбивался узелками на расстоянии по 1/120 мили (50 футов). Сосчитав число узелков, пробежавших за полминуты (1/120 ч), можно узнать скорость в морских милях в час. Отсюда следует, что выражение «30 узлов в час» явно бессмысленно: получится, что корабль вместо приличного хода в 55 км/ч тащится по (500 футов (470 м) в час, что и неверно, и обидно.

Узел, морская миля, кабельтов

Для измерения расстояний между различными пунктами и пути, проходимого судном при международных морских перевозках, принята величина, называемая морской милей.

Морская миля — средняя длина дуги одной минуты земного меридиана.

Длина морской мили, принятая в России, — около 1853 метров. Приблизительно 6080 футов.

Кабельтов — одна десятая часть морской мили, округленно равен 185 метрам. 1 миля = 10 кабельтовых.

Узел — это линейная скорость, составляющая 1 морскую милю в 1 час. Термин «узел» появился в эпоху парусного мореплавания, когда скорость хода судна измеряли с помощью так называемого секторного лага — деревянного щитка секторообразной формы, выпускаемого с кормы судна в воду на лаглине (плетеном тросике).

Такой сектор удерживался отростками лаглиня в трех точках, благодаря чему сохранял в воде перпендикулярное положение к направлению хода судна. Так как сектор тормозится водой, то лаглинь вытравливался приблизительно со скоростью хода судна.

Если лаглинь был с помощью узелков разбит на участки по 50,7 фута, то есть равные 1\120 мили (6080 \ 50,7 = 120), то тогда при скорости хода в 1 узел лаглинь за 1 минуту или за 1\60 часа вытравится на 1\60 мили (2 узелка), а за 0,5 минуты — на 1 узелок. Если же за 0,5 минуты вытравливалось, например, 9 узелков, то считалось, что судно идет со скоростью 9 узлов.

Расстояния, пройденные кораблем, и его скорость определяют с помощью лага.

Данный материал любезно предоставлен
Морским интернет-клубом «Кубрик»

Узел что это такое на судне

Во времена первых кораблей и первых мореплавателей не существовало приборов, которые могли определить местоположение корабля в открытом море. Поэтому у мореплавателей был выбор – или плавать всегда вдоль берега или научится определять свое местоположение. Для определения своего местоположения моряки научились определять долготу и широту места, в котором на данный момент находится судно. Широта — это расстояние к северу или к югу от экватора, а долгота — это расстояние к западу или к востоку от нулевого меридиана. (В качестве нулевого меридиана условились считать тот меридиан, на котором расположена обсерватория в местечке Гринвич в Англии).

Если широту можно было определить по полярной звезде, то для определения долготы, древним морякам приходилось высчитывать, как далеко они отплыли от места с известной долготой за определенный промежуток времени. Для того, чтобы это определить, моряки придумали специальное приспособление, которое назвали «лагом». Первый лаг представлял из себя обычное бревно с привязанной к нему веревкой. Лаг выбрасывали с кормы корабля за борт, и ждали, пока веревка натянется. Теперь бревно оставалось на месте, а корабль плыл дальше.

По всей длине веревки через равные промежутки были завязаны узлы. Моряк, измеряющий скорость, отпускал веревку и считал, сколько завязанных на веревке узлов прошло через его руки за определенное время и, по окончании измерения, сообщал количество узлов. Таким образом вычислялась скорость корабля. Именно поэтому мореплаватели привыкли употреблять слово «узел» при указании скорости судна.

В наши дни эта традиция сохранилась, но значение узла стандартизировано и узел теперь равен одной морской миле в час. Морская миля немного больше сухопутной, ее длина составляет 1852 метра. Таким образом, если моряк говорит, что его корабль плывет со скоростью 25 узлов, то это означает, что его скорость 25 морских миль в час (или, если перевести это в привычные нам километры, 46 с небольшим километров в час).

По прежнему, прибор для измерения скорости судна называется лагом. Но современный лаг – это уже не бревно с веревкой, а металлическая вертушка с плоскими лопастями, погруженная в воду. Когда судно плывет, вертушка крутится и приводит в движение механизм, определяющий реальную скорость корабля.

Изготовление узлов, секций и блоков секций корпуса

Сборочные элементы корпуса

Корпус металлического судна формируется на построечном месте из предварительно изготовленных в сборочно-сварочных цехах секций или блоков секций. Применение таких крупных сборочных элементов позволяет коренным образом сократить стапельный период и снизить трудоемкость постройки судов за счет переноса значительных объемов работ со стапелей в сборочно-сварочные, механомонтажные и другие цехи. Корпус судна принято разделять на следующие сборочные элементы.

Деталь — неделимая часть корпуса судна, изготовленная из материала одной марки без применения сборочных операций.

Узел — технологически законченная часть корпусной конструкции, составленная из двух или более деталей.

Секция — технологически законченная часть корпуса судна, составленная из ряда узлов и отдельных деталей и включающая, как правило, часть доизоляционного насыщения (детали и элементы зашивки помещений).

Блок секций — объемная часть корпуса судна, состоящая из нескольких секций. Такие конструкции собирают из отдельных секций.

Блок судна — блок корпуса или надстройки с установленными в нем элементами систем устройств, механизмов, оборудования отдельных помещений и т. п.

Модулем в применении к конструктивным частям корпуса следует называть одинаковую часть корпуса, многократно повторяющуюся на судне одного проекта или на судах разных проектов (рис. 6.1).


Рис. 6.1. Расположение конструктивных модулей (1—9) в составе корпуса судна

Узлы в зависимости от их конструкции и технологии изготовления принято объединять в следующие основные группы.

Тавровые и Г-образные (прямо- и криволинейные) балки длиной более 2,5 м (рис. 6.2, а).


Рис. 6.2. Узлы корпуса судна: а — балка таврового сечения, б — кницы с прямолинейным и криволинейным поясками, в — бракеты с вырезом и пояском, г — широкая полоса с ребрами, д — полотнище из трех листов, е — объемный узел — фундамент, ж — объемный узел — кингстонная коробка

Короткие тавры, бракеты и кницы с поясками (рис. 6.2, б, в). Широкие прямо- или криволинейные полосы с продольными (поперечными) ребрами жесткости или поясками. К ним относят стрингеры (рис. 6.2, г), вертикальный киль, флоры, а также узлы; рамного набора.

Полотнища — плоские и гофрированные (рис. 6.2, д). Объемные узлы небольшой протяженности. Это разнообразные фундаменты, патрубки, коробки и др. Узлы этой труппы широко представлены на судах разных проектов и отличаются большим разнообразием в размерах и конструкции (рис. 6.2, е, ж).

Прочие узлы, к которым относят, например, пиллерсы с кницами, рамки из полос и профилей, кронштейны различного вида, сварные изделия судовых устройств, узлы мачт и др.

Секции корпуса различают трех видов.

Плоскостные — это части днища, борта, палубы, переборки и т. п., состоящие из плоского (или с небольшой кривизной) полотнища и набора (рис. 6.3, а).


Рис. 6.3. Секции корпуса:
а — плоскостные, б — полуобъемные, в — объемные

Полуобъемные (рис. 6.3, б).

Объемные — это части корпуса или отдельных конструкций преимущественно криволинейных обводов, образующие замкнутые (полностью или частично) отсеки (рис. 6.3, в). К ним относят днищевые секции со вторым дном или платформой, секции борта, включающие бортовые отсеки, секции оконечностей, секции ярусов надстроек и т. п.

Плоскостные и объемные секции в зависимости от конструкции и способа изготовления разделяют на следующие группы.

Плоскостные секции (или плоские). Такие секции наиболее часто применяют в составе корпуса. Эта группа секций состоит из двух подгрупп: секций с набором одного направления и секций с набором двух направлений. К данному типу секций относят продольные и поперечные переборки, выгородки, палубы без погиби, платформы, плоские днищевые и бортовые секции, а также секции закрытий грузовых люков.

Плоскостные гофрированные секции. Они отличаются от плоскостных секций тем, что имеют гофрированное полотнище и могут быть разбиты на две подгруппы: секции без набора и секции с набором поперек гофров. К ним относят гофрированные переборки и выгородки, широко применяемые в современном судостроении (особенно в надстройках), а также главные продольные и поперечные переборки танкеров и сухогрузных судов для перевозки насыпных грузов.

Плоскостные секции с цилиндрической погибью. К этой группе относят секции палуб, имеющие поперечную погибь, которая обычно остается неизменной по длине судна.

Плоскостные секции с переменной кривизной. К этой группе относят бортовые секции с изменяющейся по длине кривизной.

Объемные секции с прямолинейными обводами. Это днищевые секции с настилом второго дна и плоской обшивкой днища, объемные секции коффердамов и некоторые другие конструкции.

Объемные секции с криволинейными обводами. Их обычно делят на две подгруппы в зависимости от соотношения их ширины (В) к высоте набора (h). Подгруппа днищевых секций характеризуется соотношением B/h> 3, объемные секции оконечностей B/h ✖

Смотрите еще:

  • Как начислить пособие по беременности в 1с С 1 февраля 2018 г. установлен коэффициент индексации 1,025 для определенных видов пособий и выплат. С учетом индексации размеры составляют: минимального пособия по уходу за первым ребенком до 1,5 лет – 3 142,33 руб.; минимального […]
  • Документы на субсидию военным Субсидии для военнослужащих на покупку жилья Содержание статьи: В соответствии с федеральным законом «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ, государство взяло на себя дополнительную ответственность, чтобы обеспечить кадровых военных помощью в […]
  • Нотариус югра Нотариусы Сургут Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Аристова Татьяна Владимировна Телефон: +7 (3462) 25-73-91 […]
  • Взносы в пф ип на патенте ПФР для ИП на патенте В 2018 году более десяти изменений законов коснулись сферы индивидуального предпринимательства. Взносы в ПФР при патентной системе налогообложения платить требуется каждому ИП, согласно статье 346.48 НК РФ. Как […]
  • Коллектор для теплого пола oventrop Стальные коллекторы Гребенка для систем напольного отопления из специального профиля с накидной гайкой 1" с плоским уплотнением и расходомерами. Полностью смонтированная, с кранами для заполнения и опорожнения, воздухоспускными и […]
  • Экзамены на патент симферополь Экзамены на патент симферополь Экзамен Бланки и образцы ЭКЗАМЕН НА РВП в Симферополе В наших офисах можно сдать комплексный экзамен на знание русского языка, истории и основ законодательства РФ и получить сертификат […]
  • Какую пенсию повысили с 1 апреля Кому добавят пенсию в апреле 2018 года Кому прибавят пенсию в апреле 2018 года Повышение пенсии в апреле 2018 следует ожидать не всем пенсионерам, а только тем гражданам, которые получают социальные выплаты. Социальной пенсионной выплатой […]
  • Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов в рб Изменения и дополнения в Правила устройств. DenweR 26 Май 2015 Постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 15 мая 2015 г. № 23 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства по […]