Управление муниципальной собственностью и финансами местного самоуправления

Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления

2. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления*. Каждое муниципальное образование имеет муниципальную собственность и местный бюджет.

* См.: Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г. в редакции Федерального закона от 9 июля 1999 г. // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4464; 1999. № 28. Ст. 3492.

Свое социальное предназначение местное самоуправление может оправдать, лишь эффективно управляя муниципальным имуществом, формируя и рационально используя местные финансы. Государство признает за местным самоуправлением право самостоятельно решать все эти вопросы. Поэтому население муниципального образования, осуществляя местное самоуправление, принимает на себя ответственность за эффективность управления муниципальным имуществом и местными финансовыми ресурсами.

Права собственника в отношении имущества и местных финансов, входящих в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Федерации и уставами муниципальных образований, – непосредственно население.

Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, а также отчуждать в установленном порядке. Они также вправе совершать с муниципальным имуществом и иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов муниципальной собственности.

78. УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

При этом практически повсеместно сложилась практика принятия решений в условиях дефицита средств. В этих условиях управление муниципальной собственностью, финансовыми ресурсами местного самоуправления следует признать одной из наиболее важных функций местного самоуправления.

Наличие муниципальной собственности предусмотрено Конституцией РФ.

Статья 130 Конституции РФ определяет, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное владение, пользование и распоряжение населением муниципальной собственностью. Статья 132 Конституции указывает на право органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью и относит это их полномочие к вопросам местного значения.

Конституция РФ устанавливает ряд обременений на использование муниципальной собственности.

Следует отметить, что в названных конституционных нормах на органы местного самоуправления возлагаются государственные полномочия по обеспечению конституционно гарантируемых прав граждан на жилище и на образование.

По специальному поручению указанных органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования эти права могут также осуществлять государственные органы, иные органы местного самоуправления, юридические лица и граждане.

Управление муниципальной собственностью.

Каждое муниципальное образование в соответствии со ст. 1 Закона об общих принципах организации местного самоуправления имеет муниципальную собственность и местный бюджет.

Органы местного самоуправления осуществляют от имени муниципального образования права собственника в отношении имущества и местных финансов, входящих в состав муниципальной собственности.

Иные органы местного самоуправления (местная администрация), должностные лица местного самоуправления (глава муниципального образования и др.) осуществляют оперативное, текущее управление муниципальной собственностью и местными финансами. Они в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, а также отчуждать в установленном порядке. Кроме того, данные органы также вправе совершать с муниципальным имуществом и иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов муниципальной собственности. Они обеспечивают исполнение местного бюджета, управляют средствами муниципальных внебюджетных фондов.

Вопросы, связанные с управлением муниципальной собственностью, местными финансами, могут в соответствии с законодательством о местном самоуправлении, уставами муниципальных образований выноситься на местный референдум. Например, непосредственно населением могут определяться порядок и условия приватизации муниципальной собственности.

Население в соответствии с уставом муниципального образования вправе в порядке реализации народной правотворческой инициативы вносить проекты правовых актов по вопросам управления муниципальным хозяйством, местными финансовыми средствами в органы местного самоуправления, которые их обязаны рассмотреть.

Население муниципального образования должно получать информацию об управлении и распоряжении муниципальной собственностью, финансовыми ресурсами в целях осуществления действенного контроля за этой стороной муниципальной деятельности. Уставы муниципальных образований должны предусматривать соответствующие формы контроля населения, граждан за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления в этой сфере.

Каждое муниципальное образование имеет муниципальную собственность и местный бюджет.

Свое социальное предназначение местное самоуправление может оправдать, лишь эффективно управляя муниципальным имуществом, формируя и рационально используя местные финансы.

Государство признает за местным самоуправлением право самостоя­тельно решать эти вопросы. Поэтому население муниципального обра­зования, осуществляя местное самоуправление, принимает на себя ответственность за эффективность управления муниципальным имуществом и местными финансовыми ресурсами.

Задачи, связанные с управлением муниципальной собственностью и финансовыми средствами местного самоуправления, решаются преж­де всего органами местного самоуправления.

В целях решения вопросов местного значения органы местного са­моуправления создают муниципальные предприятия и учреждения, ус­танавливают тарифы на их услуги; формируют и размещают муниципальный заказ; развивают внешнеэкономические связи. В целях объе­динения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения могут быть образованы межмуни­ципальные объединения, учреждены хозяйственные общества и другие межмуниципальные организации.

Органы местного самоуправления осуществляют от имени муници­пального образования права собственника в отношении имущества и мест­ных финансов, входящих в состав муниципальной собственности.

Особую роль в реализации этих прав играют представительные орга­ны местного самоуправления, которые, во-первых, устанавливают поря—док управления и распоряжения муниципальной собственностью, по­рядок и условия ее приватизации; во-вторых, утверждают местный бюд­жет и отчет о его исполнении; в-третьих, устанавливают местные налоги и сборы; в-четвертых, разрабатывают планы и программы развития му­ниципального образования и утверждают отчеты об их исполнении; в-пятых, принимают общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования; в-шестых, осуществляют контроль за деятельностью иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципаль­ного образования.

Иные органы местного самоуправления (местная администрация), их должностные лица (глава муниципального образования и др.) осуществ­ляют оперативное, текущее управление муниципальной собственностью и местными финансами. Они в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, а также отчуждать в установленном порядке. Кроме того, данные органы вправе совершать с муниципальным имуществом и иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов муниципальной собственности. Они обеспечивают исполнение местного бюджета.

В случаях, предусмотренных законом, права собственника в отно­шении имущества и местных финансов, входящих в состав муниципаль­ной собственности, от имени муниципального образования осуществ­ляет также население непосредственно.

Статья 56 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах орга­низации местного самоуправления в Российской Федерации» преду­сматривает, что само население на местном референдуме, сходе может принимать решения о разовых добровольных сборах средств граждан для финансирования мероприятий местного значения.

Население в соответствии с уставом муниципального образования вправе в порядке реализации правотворческой инициативы вносить проекты правовых актов по вопросам управления муниципальным хо­зяйством, местными финансовыми средствами в органы местного само­управления, которые их обязаны рассмотреть.

Несомненно, что реализация полномочий, связанных с осуществле­нием рассматриваемой функции, должна осуществляться в интересах населения муниципального образования, служить удовлетворению его потребностей.

Население муниципального образования должно получать инфор­мацию об управлении и распоряжении муниципальной собственно­стью, финансовыми ресурсами в целях осуществления действенного контроля за этой стороной муниципальной деятельности. Уставы муни­ципальных образований должны предусматривать соответствующие формы контроля населения, граждан за деятельностью органов и долж­ностных лиц местного самоуправления в этой сфере.

78. УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

Решение почти всех вопросов местного значения требует использования материальных и (или) финансовых средств.

При этом практически повсеместно сложилась практика принятия решений в условиях дефицита средств.

Основную часть финансовых ресурсов местного самоуправления составляют средства местного бюджета, которые также являются муниципальной собственностью.

Таким образом, ст. 40 Конституции РФ предусмотрена обязательность предоставления жилищ из муниципальных жилищных фондов малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, бесплатно или за доступную плату, ст. 43 предусматривает бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в муниципальных учреждениях и на предприятиях.

Данные нормы следует рассматривать в совокупности с п. 2 ст. 132 Конституции, установившим, что передача государственных полномочий на муниципальный уровень должна сопровождаться передачей соответствующих материальных и финансовых средств.

Основным федеральным нормативным актом, регулирующим вопросы собственности, является Гражданский кодекс РФ. Согласно ст. 215 Гражданского кодекса муниципальной собственностью является «имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям».

В соответствии со ст. 125 ГК РФ право собственника в отношении муниципальной собственности осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно ст. 124 ГК РФ муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. При этом к муниципальным образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей муниципальных образований как субъектов гражданского права.

Управление муниципальной собственностью и финансами местного самоуправления

Автор: Кутафин Олег Емельянович

§ 3. управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления

Свое социальное предназначение местное самоуправление может оправдать, лишь эффективно управляя муниципальным имуществом, формируя и рационально используя местные финансы. Государство признает за местным самоуправлением право самостоятельно решать эти вопросы. Поэтому население муниципального образования, осуществляя местное самоуправление, принимает на себя ответственность за эффективность управления муниципальным имуществом и местными финансовыми ресурсами. Задачи, связанные с управлением муниципальной собственностью и финансовыми средствами местного самоуправления, решаются прежде всего органами местного самоуправления, а также населением муниципальных образований.

Особую роль в реализации этих прав играют представительные органы местного самоуправления, которые, во-первых, устанавливают порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, порядок и условия ее приватизации; во-вторых, утверждают местный бюджет и отчет о его исполнении, а также вправе образовывать целевые внебюджетные фонды; в-третьих, устанавливают местные налоги и сборы; в-четвертых, разрабатывают планы и программы развития муниципального образования и утверждают отчеты об их исполнении; в-пятых, принимают общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования; в-шестых, осуществляют контроль за деятельностью иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципального образования.

В случаях, предусмотренных законами субъектов Федерации и уставами муниципальных образований, права собственника в отношении имущества и местных финансов, входящих в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляет также население непосредственно.

Статья 39 Закона об общих принципах организации местного самоуправления предусматривает, что само население или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут принимать решения о разовых добровольных сборах средств граждан для финансирования вопросов местного значения.

Несомненно, что реализация полномочий, связанных с осуществлением рассматриваемой функции, должна осуществляться в интересах населения муниципального образования, служить удовлетворению его потребностей.

Содержание

Читать: Аннотация
Читать: Предисловие ко второму изданию
Читать: Раздел i введение в муниципальное право
Читать: Глава 1 муниципальное право —комплексная отрасль права
Читать: § 1. понятие и предмет муниципального права
Читать: § 2. правовое регулирование муниципальных отношений
Читать: § 3. муниципально-правовые нормы и институты
Читать: § 4. источники муниципального права
Читать: § 5. муниципально-правовые отношения и их субъекты
Читать: § 6. система муниципального права
Читать: § 7. место муниципального права в правовой системе российской федерации
Читать: Глава 2 научная дисциплина муниципального права
Читать: § 1. понятие и предмет научной дисциплины муниципального права
Читать: § 2. система научной дисциплины муниципального права
Читать: § 3. источники научной дисциплины муниципального права
Читать: § 4. эволюция научной дисциплины муниципального права в россии
Читать: § 5. место научной дисциплины муниципального права в системе юридических наук
Читать: Глава 3 историко-теоретические основы местного самоуправления
Читать: § 1. основные теории местного самоуправления
Читать: § 2. муниципальные системы зарубежных стран
Читать: § 3. земское и городское самоуправление в дореволюционной россии
Читать: § 4. организация местной власти в советский период
Читать: § 5. основные тенденции развития местного самоуправления в россии на современном этапе
Читать: Раздел ii местное самоуправление в системе народовластия
Читать: Глава 4 понятие местного самоуправления
Читать: § 1. местное самоуправление как основа конституционного строя
Читать: § 2. местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного зн§ 3. местное самоуправление — форма народовластия
Читать: Глава 5 общие принципы местного самоуправления
Читать: § 1. понятие общих принципов местного самоуправления
Читать: § 2. самостоятельность решения населением вопросов местного значения
Читать: § 3. организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления госу§ 4. сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан
Читать: § 5. соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям
Читать: § 6. ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления § 7. многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления
Читать: § 8. соблюдение прав и свобод человека и гражданина
Читать: § 9. законность в организации и осуществлении местного самоуправления
Читать: § 10. гласность местного самоуправления
Читать: § 11. сочетание коллегиальности и единоначалия в местном самоуправлении
Читать: § 12. государственная гарантия местного самоуправления
Читать: Глава 6 функции местного самоуправления
Читать: § 1. понятие функций местного самоуправления
Читать: § 2. обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения
Читать: § 3. управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления
Читать: § 4. обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования
Читать: § 5. обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных § 6. охрана общественного порядка
Читать: § 7. представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных госудГ л а в а 7 понятие системы местного самоуправления и ее состав
Читать: § 1. понятие системы местного самоуправления
Читать: § 2. организационные формы осуществления местного самоуправления
Читать: Глава 8 формы прямого волеизъявления граждан и другие формы участия населения в осуществлении м§ 1. местный референдум
Читать: § 2. муниципальные выборы
Читать: § 3. формы взаимоотношений депутата, выборного должностного лица местного самоуправления и насе§ 4. собрания (сходы) граждан
Читать: § 5. народная правотворческая инициатива
Читать: § 6. обращение граждан в органы местного самоуправления
Читать: § 7. территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществленГлава 9 органы местного самоуправления в системе народовластия
Читать: § 1. понятие и система органов местного самоуправления
Читать: § 2. представительные органы местного самоуправления
Читать: § 3. иные органы и должностные лица местного самоуправления
Читать: Глава 10 ассоциации и союзы муниципальных образований
Читать: § 1. понятие и функции ассоциаций и союзов муниципальных образований
Читать: § 2. виды ассоциаций и союзов муниципальных образований
Читать: Раздел iii основы местного самоуправления
Читать: Глава 11 правовая основа местного самоуправления
Читать: § 1. понятие и развитие правовой основы местного самоуправления
Читать: § 2. конституция российской федерации, федеральные законы, иные правовые акты федеральных
Читать: § 3. конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов российской федерац§ 4. устав муниципального образования. иные нормативные правовые акты муниципальных образований
Читать: Глава 12 территориальные основы местного самоуправления
Читать: § 1. понятие территориальных основ местного самоуправления
Читать: § 2. границы и состав территории муниципального образования
Читать: § 3. образование, объединение, преобразование или упразднение муниципальных образований
Читать: Глава 13 организационные основы местного самоуправления
Читать: § 1. понятие и развитие организационных основ местного самоуправления
Читать: § 2. определение организационной структуры местного самоуправления
Читать: Глава 14 структура и организация работы органов местного самоуправления
Читать: § 1. структура и организация работы представительных органов местного самоуправления
Читать: § 2. структура и организация работы иных органов местного самоуправления
Читать: § 3. правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления
Читать: Глава 15 муниципальная служба
Читать: § 1. понятие, принципы и правовое регулирование муниципальной службы
Читать: §2.понятие и виды муниципальных должностей
Читать: § 3. понятие и классификация муниципальных служащих
Читать: § 4. правовой статус муниципального служащего
Читать: § 5. прохождение муниципальной службы
Читать: Глава 16 особенности организации местного самоуправления б городских, сельских поселениях и на § 1. особенности организации местного самоуправления в городских поселениях
Читать: § 2. особенности организации местного самоуправления в сельских поселениях
Читать: § 3. особенности организации местного самоуправления в районе (уезде)
Читать: § 4. особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения
Читать: Глава 17 финансово-экономические основы местного самоуправления
Читать: § 1. понятие финансово-экономических основ местного самоуправления
Читать: § 2. муниципальная собственность
Читать: § 3. местный бюджет и другие местные финансы
Читать: Раздел ivпредметы ведения и полномочия местного самоуправления
Читать: Глава 18 предметы ведения местного самоуправления
Читать: § 1. понятие предметов ведения местного самоуправления
Читать: § 2. правовое регулирование предметов ведения местного самоуправления
Читать: Глава 19 понятие, структура и формы реализации полномочий местного самоуправления
Читать: § 1. понятие полномочий местного самоуправления и формы их реализации
Читать: § 2. понятие, структура и принципы определения компетенции органов местного самоуправления
Читать: § 3. соотношение компетенции представительного органа местного самоуправления и иных органов меГлава 20 полномочия местного самоуправления в области планово-финансовой деятельности
Читать: § 1. полномочия местного самоуправления в области планирования
Читать: § 2. полномочия местного самоуправления в бюджетно-финансовой сфере. бюджетный процесс
Читать: Глава 21 полномочия местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью, § 1. полномочия местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью
Читать: § 1. полномочия местного самоуправления в области использования земли и других природных ресурс§ 2. полномочия местного самоуправления в области охраны окружающей среды
Читать: Глава 23 полномочия местного самоуправления в обаасти строительства, транспорта и связи
Читать: § 1. полномочия местного самоуправления в области строительства и транспорта
Читать: § 2. полномочия местного самоуправления в области связи и информатизации
Читать: Глава 24 полномочия местного самоуправления в жилищной сфере, в сфере коммунального, бытового и§ 1. полномочия местного самоуправления в области жилищного и коммунального хозяйства
Читать: § 2. полномочия местного самоуправления в области торгового и бытового обслуживания населения
Читать: Глава 25 полномочия местного самоуправления в области образования и культуры
Читать: Глава 26 полномочия местного самоуправления в области охраны здоровья населения
Читать: Глава 27 полномочия местного самоуправления в области социальной защиты населения
Читать: Глава 28 полномочия местного самоуправления в области охраны общественного порядка, противопожаРаздел v гарантии местного самоуправления
Читать: Глава 29 понятие и система гарантий местного самоуправления
Читать: § 1. понятие гарантий местного самоуправления
Читать: §2. гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления
Читать: § 3. гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую самостоятельность местного самоуправления
Читать: § 4. судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления
Читать: Раздел vi ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления. контроль их деятелГлава 30 понятие и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления
Читать: § 1. понятие ответственности в системе местного самоуправления
Читать: § 2. ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением
Читать: § 3. ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юрид§ 4. ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством
Читать: Европейская хартия местного самоуправления

Смотрите еще:

  • Закон пермской области 533-83 от 09091996 Закон Пермской области от 9 сентября 1996 г. N 533-83 "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства" (с изменениями от 7 декабря 1999 г., 8 июня 2001 г., 30 ноября 2004 г., 2 августа, 30 ноября 2005 г., 4 июля, 28 ноября 2006 г., 7 […]
  • Гражданство сша за службу в армии Порядок службы иностранных граждан в армиях ряда стран. Досье ТАСС-ДОСЬЕ. Практика привлечения иностранных граждан к службе в армии по контракту существует во многих странах мира. Старейшая наемная армия мира, сохранившаяся до наших дней, […]
  • Приказ 457 от 2000 ИЗМЕНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В ПРИКАЗ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1997 Г. N 96 В приложении к Приказу: пункт 1 раздела I Инструкции по организации, обеспечению и выполнению подконтрольных полетов воздушных судов авиации Вооруженных Сил […]
  • Приказ мо 207 от 1999 Приказ мо 207 от 1999 МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 26 октября 1999 г. N 495 О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 28 мая 1996 г. N 791 "О дополнительных […]
  • Паспорт гражданина рф 1997 Паспорт гражданина рф 1997 Постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828"Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации"(с изменениями от 25 […]
  • Приказ по профилактике гриппа образец Приказ по профилактике гриппа образец «Красногорская городская больница № 2» № _______ от ___________________ «Об усилении мер по снижению заболеваемости и смертности от гриппа, острых респираторных вирусных инфекций и заболеваний органов […]
  • Приказ мз рф 908н Приказ Министерства здравоохранения РФ от 25 декабря 2014 г. № 908н “О Порядке установления диагноза смерти мозга человека” (не вступило в силу) В соответствии с пунктом 4 Правил определения момента смерти человека, в том числе критериев […]
  • Правила экспертизы декларации промышленной безопасности пб 03-314-99 ПБ 03-314-99 - правила экспертизы декларации промышленной безопасности 1.1. Правила экспертизы декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов (далее — Правила экспертизы) определяют порядок осуществления экспертизы […]