Уголовный кодекс словакии

Уголовный кодекс словакии

СЛОВАКИЯ, Словацкая Республика, государство в Центральной Европе, образованное 1 января 1993 после распада Чешской и Словацкой Федеративной Республики (ЧСФР). С 1918 по 1992 включительно – составная часть Чехословакии; до 1918 – в течение почти девяти столетий – часть Венгрии. Площадь страны 49 035 кв. км, численность населения – 5,34 млн. человек (1995), 85,7% — словаки, 10,8% — венгры, 2,2% — русины и украинцы, 1,1% — чехи.

Граничит на севере с Польшей, на востоке – с Украиной, на юге – с Венгрией, на западе – с Австрией и Чешской Республикой. Столица – город Братислава.

Официальный язык — словацкий.

Религия — преобладает католичество.

В XI в. территория Словакии была включена в Венгерское королевство, вместе с которым в XVI-XVII вв. перешла под власть австрийских Габсбургов. Находилась в составе империи вплоть до 1918 г., когда распалась Австро-Венгерская монархия. Чехословацкая Республика, куда входила и Словакия, была образована как самостоятельное государство 28 октября 1918 г.

В феврале 1948 г. к власти в стране пришла Коммунистическая партия (КПЧ), было провозглашено вступление Чехословакии на путь строительства социализма.

1 января 1969 г. Словакия получила статус республики в составе федеративной Чехословацкой Социалистической Республики (ЧССР), в 1990 г. Чехословацкой Федеративной Республики (ЧФР), затем — Чешской и Словацкой Федеративной Республики (ЧСФР).

В ноябре 1989 г. в Чехословакии произошла «бархатная революция», отстранившая от власти коммунистов. Были ликвидированы все прежние политические и государственные структуры, начаты глубокие рыночные реформы.

В 1992 г. принято решение об окончательном разделе Чехословакии на два независимых и суверенных государства — Чешскую Республику и Словацкую Республику (вступило в силу с 1 января 1993 г.).

Словакия — унитарное государство. В административно-территориальном отношении делится на 8 краев.

В стране действует Конституция, принятая 1 сентября 1992 г. В январе 1999 г. в нее были внесены поправки, в соответствии с которыми Президент Республики будет избираться путем прямых и всеобщих выборов (а не парламентом, как раньше).

По форме правления Словакия — парламентская республика. Политический режим — демократический.

Законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту Национальному совету (150 членов), избираемому сроком на 4 года.

Национальный совет способен принимать постановления, если присутствует более половины всех его депутатов. По общему правилу для принятия решения Национального совета необходимо согласие более половины присутствующих. Для принятия Конституции или конституционного закона, внесения изменений в Конституцию или конституционный закон, объявления войны необходимо согласие не менее 3/5 всех депутатов. Закон, принятый парламентом, подписывают Председатель Национального совета, Президент Республики и Председатель Правительства.

Помимо законодательных полномочий парламент: а) одобряет конституционным законом договор о вступлении Словацкой Республики в государственный союз с иными государствами и о расторжении такого договора; б) назначает референдум; в) выражает согласие с международными политическими договорами, международными экономическими договорами общего характера, а также и с международными договорами, для осуществления которых необходимо принятие закона, до их ратификации; г) создает министерства и остальные органы государственного управления путем принятия закона; д) обсуждает программное заявление Правительства, контролирует деятельность Правительства и обсуждает вопрос о доверии Правительству или его членам; е) утверждает государственный бюджет, контролирует и утверждает его исполнение; ж) обсуждает основные вопросы внутренней, международной, экономической, социальной и иной политики; з) избирает судей, председателя и заместителя председателя Верховного суда, председателя и заместителя председателя Верховного контрольного управления Словацкой Республики.

Предложение о недоверии Правительству или его члену Национальный совет обсуждает в случае, если оно внесено не менее чем 1/5 его депутатов. Для выражения такого недоверия необходимо согласие более половины всех депутатов.

Глава государства — Президент Республики, избираемый непосредственно гражданами сроком на 5 лет (до 1999 г. избирался парламентом). Одно и то же лицо может быть избрано Президентом не более чем на 2 срока подряд.

Президент представляет Словацкую Республику, подписывает международные договоры, вручает награды, если не уполномочит на то иной орган; объявляет амнистию, помилование и смягчает наказания, назначенные судами; дает распоряжения, чтобы уголовное производство не начиналось либо не продолжалось, и снимает судимости; является верховным главнокомандующим вооруженными силами; по предложению Правительства объявляет военное положение и на основе решения Национального совета объявляет войну, если на Словацкую Республику совершено нападение или если это вытекает из обязательств по международным договорам; объявляет чрезвычайное положение на основе конституционного закона; объявляет о проведении референдума. Президент обладает правом отлагательного вето в отношении обычных законов.

Поправки 1999 г. к Конституции по-новому определили объем президентских полномочий в соответствии с принципами парламентарной республики. Президент был лишен определенных прерогатив, однако приобрел некоторые новые полномочия. Например, он утратил право председательствовать на заседаниях Правительства, а также принимать участие в заседаниях парламента без приглашения со стороны депутатов. Президент также лишается права наложения вето на конституционные законы, которые принимаются парламентским большинством в 3/5 голосов, и может объявлять амнистию и исполнять функции главнокомандующего только при наличии подписей министра юстиции и Премьер-министра. Кроме того, он не вправе теперь вмешиваться в процесс формирования правительства.

С другой стороны, были расширены полномочия Президента, связанные с роспуском парламента в случае конфликта между законодательной и исполнительной ветвями власти. Согласно прежней редакции Конституции (ст.102) Президент мог «распустить Национальный совет Словацкой Республики, если в течение 6 месяцев после выборов он трижды не одобрит программное заявление Правительства Словацкой Республики». Поправка, заменившая данную норму, предусматривает, что Президент вправе распускать парламент в следующих случаях: если после вынесения вотума недоверия правительству три последовательные попытки депутатов избрать новое правительство оказываются безуспешными; если парламент не принимает поддерживаемый правительством законопроект, связанный с вынесением вотума недоверия; если парламент не в состоянии принять какой-либо законопроект в течение 3 месяцев (показатель того, что в палате отсутствует рабочее большинство). Однако Президент не может использовать данное полномочие в течение последних 6 месяцев пребывания у власти.

Высший орган исполнительной власти — Правительство, состоящее из Председателя, заместителей Председателя и министров. Член Правительства не может быть депутатом.

Правительство формируется Национальным советом на основе принципа парламентского большинства. Правительство обязано в срок до 30 дней после своего назначения предложить парламенту программу и просить его о выражении доверия.

Правительство ответственно перед Национальным советом, который вправе в любое время выразить ему недоверие. Само Правительство может в любое время просить Национальный совет о выражении доверия, например, связав с этим вопросом голосование о принятии закона.

Если Национальный совет выразит недоверие Правительству или отклонит его предложение о выражении доверия, Правительство уходит в отставку.

Национальный совет может выразить недоверие и отдельному члену Правительства; в этом случае он должен уйти в отставку.

Отставка Председателя Правительства влечет за собой уход всего Правительства.

Для принятия постановления Правительства необходимо согласие более половины всех его членов. Правительство принимает решения коллегиально: а) о проектах законов; б) о постановлениях Правительства; в) о программе Правительства и ее выполнении; г) о принципиальных мерах по обеспечению экономической и социальной политики Словацкой Республики; д) о проектах государственного бюджета и проектах об утверждении и исполнении государственного бюджета; е) о международных договорах Словацкой Республики; ж) о принципиальных вопросах внутренней и внешней политики; з) о вынесении проекта закона Национального совета Словацкой Республики или иного значимого акта на публичную дискуссию; и) о просьбе выразить ему доверие; к) об объявлении амнистии по делам о проступках; л) о назначении и отзыве государственных должностных лиц в случаях, определенных законом; м) об иных вопросах, если это определит закон.

Словакия входит в романо-германскую правовую семью, примыкая в ней к германской группе. С XI до начала XX в. словацкие земли входили в состав Венгерского королевства и на них в полном объеме распространялись венгерское право и судебная система.

С 1918 г. словацкая правовая система развивалась как часть правовой системы Чехословакии. В то же время во многих отраслях (прежде всего, в гражданском) венгерское право на территории Словакии преобладало вплоть до середины ХХ в.

Самостоятельная правовая система Словакии стала формироваться только с принятием Конституции 1992 г. и провозглашением независимости 1 января 1993 г. Так же как и в Чехии, основное содержание правовых реформ в Словакии заключается в отказе от наследия социалистической правовой семьи и реинтеграции в романо-германскую правовую семью.

Несмотря на интенсивную деятельность словацких законодателей в 1990-е гг. многие отрасли права по-прежнему основаны на законах прежней Чехословакии.

Основными источниками права в Словакии являются законы и другие нормативные акты. Их иерархия включает Конституцию 1992 г., конституционные законы, обычные законы, решения Президента Республики, постановления правительства, общеобязательные правовые акты министерств, иных административных ведомств и органов территориального самоуправления. Министерства и иные органы государственного управления могут издавать общеобязательные правовые акты, если они уполномочены на это законом.

Согласно Конституции международные договоры о правах человека и основных свободах, которые Словацкая Республика ратифицировала и которые были обнародованы способом, определенным законом, имеют приоритет перед ее законами, если они обеспечивают больший объем прав и свобод.

Обычай, который до издания ГК 1950 г. являлся в Словакии одним из важнейших источников гражданского права, в настоящее время потерял свое значение. Судебные и административные прецеденты в Словакии являются источниками права скорее де-факто, чем де-юре.

В 1990-е гг. в Словакии, как и ряде других восточноевропейских стран, исключительно важное место в системе источников права стали занимать решения Конституционного суда.

Гражданское и смежные с ним

На протяжении столетий гражданские отношения в Словакии регулировались венгерским обычным и прецедентным правом. Попытка заменить его австрийским Общим гражданским уложением 1811 г., предпринятая в 1850-е гг., не увенчалась успехом. С 1861 г. главными нормами гражданского права стали постановления конференций, заседавших под председательством венгерского дворского судьи — iudex curiae, отчего их называли «юдекскуриальными постановлениями». Все они были собраны в 8-томном труде под названием «Временные юридические правила». Так как в Венгрии вплоть до распада Австро-Венгерской монархии не была проведена кодификация законов, то в значительной степени действовало обычное право, дополненное некоторыми письменными законами, например о браке 1894 г.

С 1876 г. в Словакии вступил в силу Торговый кодекс, разработанный для Германского союза в 1857-1861 гг. специальной комиссией, заседавшей в Нюрнберге (формально — в качестве самостоятельного венгерского Торгового кодекса 1875 г.).

Только в 1950 г. венгерское обычное право в Словакии было заменено единым Гражданским кодексом Чехословакии. В 1964 г. его сменил другой ГК Чехословакии. Все отношения, связанные с деятельностью предприятий, регулировались специальным Хозяйственным кодексом 1964 г.

После падения коммунистического режима в 1989 г. гражданское право Словакии (как и Чехии) подверглось коренной реформе, направленной на восстановление «европейской цивилистической традиции», а также создание современной правовой базы для развития частного имущественного оборота.

Основы нового гражданского и хозяйственного законодательства Словакии определены в Конституции 1992 г. Согласно ст.55 Конституции экономика Словацкой Республики основывается на принципах социально и экологически ориентированной рыночной экономики. Словацкая Республика поддерживает и защищает экономическое соревнование. Конституция Словакии (п.3 ст.20) почти дословно воспроизводит известную формулировку Основного закона Германии: «Собственность обязывает. Ею нельзя воспользоваться для ущемления прав других лиц либо в противоречии с общими интересами, охраняемыми законом».

В 1991 г. принят Торговый кодекс, в 1992 г. — новая редакция ГК 1964 г. Таким образом, Словакия выбрала «дуалистическую систему» частного права, предполагающую обособление торгового законодательства от гражданского. Среди других законов экономического блока следует упомянуть Закон о банкротстве государственных предприятий и Закон о защите конкуренции 1994 г.

Важнейшей частью экономической реформы в Словакии, так же как и в других восточноевропейских странах, является приватизация, первый этап которой приходится на 1991-1993 гг. Процесс приватизации регулируется Законом о сроках и условиях передачи государственной собственности другим субъектам (1991). В соответствии с Законом о внесудебной реабилитации (1991) установлена также реституция прав собственников, «несправедливо нарушенных» в социалистический период.

Гражданский процесс регулируется ГПК Чехословакии 1963 г.

Конституция 1992 г. и законодательство гарантируют широкие социальные и трудовые права граждан. С конца 1989 г. работники могут свободно прибегать к забастовке. Трудовой кодекс устанавливает стандартную рабочую неделю в 42,5 часа.

Уголовное право и процесс

До 1950 г. на территории Словакии действовали венгерские Уголовные уложения «О преступлениях и проступках» 1878 г. и «О нарушениях» 1879 г. (с изменениями и дополнениями). В 1950 г. был принят единый УК Чехословакии, уже в 1961 г. замененный новым кодексом, который вступил в силу 1 января 1962 г.

К 2000 г. Уголовный кодекс ЧССР 1961 г. оставался основным источником уголовного права независимой Словакии.

После «бархатной революции» 1989 г. в уголовное законодательство Чехословакии были внесены значительные изменения, направленные на его гуманизацию. Уже в декабре 1989 г. отменены статьи, карающие бегство из страны и незаконный въезд в страну, и статьи, направленные против церкви. В 1990-1991 гг. декриминализированы многие деяния, покушавшиеся на социалистическую экономическую и политическую систему (например, отменена ответственность за спекуляцию). В 1990 г. полностью отменена смертная казнь как вид наказания (ныне запрещена ст.15 Конституции Словакии).

В числе наказаний предусмотрены лишение свободы, штраф, высылка (сроком от 1 до 5 лет), конфискация имущества, лишение на определенный срок водительских прав, лишение специального или воинского звания, для иностранцев также изгнание. Максимальный срок тюремного заключения — 15 лет, в исключительных случаях — от 15 до 20 лет. За наиболее опасные уголовные преступления (убийство, геноцид, терроризм, государственная измена) может быть назначено пожизненное лишение свободы.

Уголовный процесс в Словакии аналогичен чешскому и во многом схож с российским. К 2000 г. сохранял силу УПК ЧССР 1962 г. (с изменениями и дополнениями). В 1990-е гг. предпринят ряд законодательных мер по его демократизации и усилению гарантий личности.

Согласно Конституции (ст.17) задержанный должен быть немедленно ознакомлен с доводами задержания, выслушан и не позднее чем через 48 часов освобожден либо передан в суд. Судья должен в течение 48 часов, а в случаях совершения особо тяжких преступлений — в течение 72 часов с момента доставки в суд задержанного выслушать его и принять решение об аресте или о его освобождении. Суд решает вопрос о предварительном заключении на основе прокурорских рекомендаций.

Обвиняемый может быть освобожден до суда под залог при соблюдении ряда условий. Залог не применяется в отношении лиц, обвиняемых в особо опасном умышленном преступлении.

Обычно уголовные дела расследуются полицией, а некоторые прокурорами, которые одновременно осуществляют надзор за законностью следственных действий. Только прокурор уполномочен представить обвинительное заключение в суд.

Большинство уголовных дел рассматриваются коллегиально (коллегией из одного профессионального судьи и двух народных заседателей). Единолично судья рассматривает дела о преступлениях, за которые законом установлено не более 2 лет лишения свободы.

Судебная система. Органы контроля

Организация судебной системы Словакии определена Конституцией 1992 г. и Законом о судах и судьях 1991 г.

Судебная власть осуществляется судами с общей и специальной юрисдикцией. Систему судов общей юрисдикции образуют Верховный суд Словацкой Республики, окружные суды и приравненный к ним городской суд Братиславы (выступают в основном как апелляционная, а также первая инстанция по наиболее важным делам), районные суды. Имеются также районные военные и вышестоящий военный суды.

Верховный суд контролирует деятельность всех судов общей юрисдикции. Организационно-техническое обеспечение судов осуществляется Министерством юстиции.

Судей избирает Национальный совет по предложению Правительства сроком на 4 года, а по окончании этого срока — пожизненно. Председателя и заместителей председателя Верховного суда избирает из судей Верховного суда парламент сроком на 5 лет, причем не более чем на 2 срока подряд.

Парламент отзывает судью на основе вступившего в законную силу обвинительного приговора за умышленное уголовное преступление, а также на основе дисциплинарного решения — за действия, несовместимые с должностью судьи. Парламент может отозвать судью: а) если его состояние здоровья длительное время — по меньшей мере в течение одного года — не позволяет ему надлежащим образом осуществлять свои обязанности; б) если он достиг возраста 65 лет.

Конституционный контроль. Конституционный суд Словацкой Республики (КС) является, согласно Конституции, независимым судебным органом защиты конституционности. КС принимает решения о соответствии: а) законов Конституции и конституционным законам; б) постановлений Правительства, общеобязательных правовых актов министерств и остальных центральных органов государственного управления — Конституции, конституционным законам и законам; в) общеобязательных решений органов территориального самоуправления — Конституции и законам; г) общеобязательных правовых актов местных органов государственного управления — Конституции, законам или иным общеобязательным правовым актам; д) общеобязательных правовых актов — международным договорам, обнародованным тем же способом, что и закон.

Помимо этого КС решает споры о компетенции между центральными органами государственного управления, если закон не установит, что такие споры решает иной государственный орган; принимает решения по жалобам на вступившие в законную силу акты центральных органов государственного управления и органов территориального самоуправления, которыми были нарушены основные права и свободы граждан, если решения о защите этих прав и свобод не были приняты иным судом; дает толкование конституционных законов, если вопрос спорен.

КС является также органом «электоральной юстиции». Он принимает решение по жалобе на акты о подтверждении или неподтверждении действительности мандата депутата парламента, о конституционности и законности выборов в парламент Словакии и в органы территориального самоуправления, а также по жалобам на результаты референдума.

КС принимает решение о том, соответствует ли акт о роспуске или приостановлении деятельности политической партии или политического движения конституционным и иным законам.

Наконец, КС принимает решение по обвинению парламентом Президента Республики в государственной измене.

Решения КС являются окончательными и общеобязательными. Признанные неконституционными (не соответствующими закону, международному договору) акты теряют силу. Однако издавшим эти акты органам дается 6-месячный срок для приведения их в соответствие с Конституцией, законом и т.д.

КС состоит из 10 судей, которых назначает сроком на 7 лет Президент Республики из числа 20 лиц, предложенных парламентом. Во главе Суда стоит председатель, назначаемый из судей КС Президентом Республики.

Статус прокуратуры определен Конституцией и Законом 1965 г. Согласно Конституции (ст.149) прокуратура защищает права и охраняемые законом интересы физических и юридических лиц и государства. Во главе прокуратуры стоит генеральный прокурор, которого назначает и отзывает Президент Республики по предложению парламента. Прокуратура независима: никакой внешний орган не может давать ей инструкции и распоряжения относительно процедуры и принятия решений по вопросам прокурорского надзора.

Финансово-хозяйственный контроль. Согласно Конституции (ст.60) Высшее контрольное управление Словацкой Республики является независимым органом, осуществляющим контроль за хозяйственными и бюджетными средствами, за государственным имуществом, имущественными правами и претензиями государства. Председателя и заместителя председателя Высшего контрольного управления избирает и отзывает парламент Словакии. Высшее контрольное управление по требованию парламента представляет ему отчет о результатах контроля финансово-хозяйственной деятельности. Очередной отчет представляется в парламент не реже одного раза в год. Поправками к Конституции, принятыми в марте 2001 г., предусматривается учреждение института омбудсмана.

Уголовный кодекс Словацкой Республики 2005 г.: структура и характеристика основных институтов общей части (Лазарева Н.Ю., Чентеш И.)

Дата размещения статьи: 24.04.2015

Политические, экономические и социальные изменения, произошедшие в 1989 г. в Чехословакии, в состав которой до 1993 г. входила Словацкая Республика, повлекли за собой изменения всего правового регулирования страны. Действовавший в тот период Уголовный кодекс Чехословацкой Республики 1961 г. (Закон 140/1961), несмотря на новеллизацию, не отвечал требованиям нового времени: отдельные его институты противоречили уголовно-правовым предписаниям Европейского союза, в состав которого Словацкая Республика стремилась войти.
Процесс трансформации и демократизации словацкого общества, как и построение правового государства, на этом этапе можно было обеспечить только путем рекодификации словацкого законодательства. Вхождение Словакии 1 мая 2004 г. в состав Европейского союза, являющегося генератором общеевропейских норм, ускорило этот процесс, и в 2005 г. был принят Уголовный кодекс Словацкой Республики (Закон 300/2005), вступивший в силу 1 января 2006 г. При создании нового Уголовного кодекса были учтены культурные и правовые традиции Словакии, а также сохранены прогрессивные и проверенные временем уголовно-правовые институты эпохи Чехословакии. Одновременно в новом законе строго определены границы охраны прав и свобод человека в соответствии с требованиями международных договоров и Конституции Словацкой Республики. К наиважнейшим изменениям, которые привнес новый Уголовный кодекс, следует отнести углубление дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности физических лиц, оптимизацию основ уголовной ответственности несовершеннолетних, изменение существовавшего материального понятия преступления на формальное его понимание, изменение категоризации уголовных деяний, а также изменение всей системы назначения наказаний, включая расширение их видов.
Продолжая традиции чехословацкого уголовного права, новый УК СР сохранил традиционное деление кодекса на Общую и Особенную части. Вместе с тем его система была дополнена частью 3 «Общие, переходные и заключительные положения», а также приложением, содержащим список применяемых на территории Словацкой Республики правовых актов Совета Европы и Европейского союза .
———————————
300/2005 // 129/2005. S. 3002.

Общая часть в свою очередь состоит из 5 глав, в которых, как и в российском Уголовном кодексе, сформулированы общие понятия и положения уголовного права (действие уголовного закона; основания уголовной ответственности; понятие преступления и наказания; виды наказаний; обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяний; особенности ответственности несовершеннолетних и пр.).
В Особенной части, состоящей из 12 глав, описываются конкретные виды преступлений и указываются виды и размеры наказаний за них. Так же, как действующий Уголовный кодекс Российской Федерации, УК СР 2005 г. перешел к новой иерархии ценностей: личность — общество — государство, что нашло отражение в расположении включенных в Особенную часть глав: глава 1. Преступления против жизни и здоровья; глава 2. Преступления против чести и достоинства личности; глава 3. Преступления против семьи и несовершеннолетних; глава 4. Преступления против собственности; глава 5. Экономические преступления; глава 6. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка; глава 7. Преступления против Республики; глава 8. Преступления против порядка управления; глава 9. Преступления против иных прав и свобод; глава 10. Преступления против военной и гражданской службы, безопасности государства; глава 11. Воинские преступления; глава 12. Преступления против мира и безопасности человечества.
В части 3 «Об общих, переходных и заключительных положениях» отражены положения, вызванные спецификой рекодификации уголовного закона. В частности, установлено, какие уголовно-правовые акты сохраняют свое действие и в какой мере, а какие отменяются. Здесь также определен порядок и сроки вступления в силу Уголовного кодекса Словакии.
Несмотря на процесс европеизации словацкого законодательства, действующий УК СР сохранил практически в неизменном виде ряд институтов социалистического уголовного права, которые в силу общей социалистической уголовно-правовой доктрины созвучны с российскими. В частности, аналогично решен вопрос о действии уголовного закона во времени, пространстве и по кругу лиц (§ 2 — 7), обратной силе и аналогии; почти идентичное звучание имеют положения о стадиях совершения преступления (§ 13 — 14), формах вины (§ 15 — 17), крайней необходимости (§ 24), необходимой обороне (§ 25), обоснованном риске (§ 27) и пр. Поэтому остановимся на некоторых положениях Общей части, которые отличны от нашего законодательства.
Прежде всего отметим, что словацкий законодатель не счел нужным закреплять принципы непосредственно в тексте Уголовного кодекса. Впрочем, это соответствует европейской тенденции: ни в одном кодексе стран Европы такого законодательного закрепления, как в нашем УК РФ, нет . Поскольку принципы — это основные идеи, руководящие начала, на которых базируется любое законодательство, в том числе и уголовное, справедливо мнение профессора Университета Коменского (г. Братислава, Словакия) Ярослава Ивора, предлагающего при формулировании принципов уголовного права обратиться к учению о правовом государстве, а также учению о целях и функциях уголовного права в демократическом обществе . Исходя из сказанного, только в доктрине словацкого уголовного права принципы уголовного закона четко систематизированы и сформулированы. В то же время все эти принципы в том или ином виде прописаны в иных нормативно-правовых актах. Так, принятая 1 сентября 1992 г. Конституция Словакии закрепила ряд основополагающих уголовно-правовых принципов :
———————————
Решетников Ф.М. Уголовный кодекс РФ в сопоставлении с уголовным законодательством стран Запада // Журнал российского права. 1998. N 2. С. 75.
Ivor J. a kolektiv. . . Bratislava: Edicia Ucebnice, 2006. S. 19.
Slovenskej republiky // Zbierka . 92/1992. S. 2657.

— принцип равенства (ст. 11): люди свободны и равны в своем достоинстве и правах независимо от пола, расы, цвета кожи, языка, веры и религии, политических или иных убеждений, национального, социального или этнического происхождения, имущественного, сословного или иного положения;
— принцип законности (ст. 49): только закон устанавливает, какие деяния признаются преступными и какие наказания либо другие ограничения имущественных и иных прав налагаются на лиц, их совершивших;
— презумпция невиновности (ч. 2 ст. 50): каждый, против кого возбуждено уголовное дело, считается невиновным до тех пор, пока суд в окончательном обвинительном приговоре не установит его вину;
— принцип справедливости (ч. 5 ст. 50): никто не может быть привлечен к ответственности за деяние, за которое он уже был окончательно осужден или оправдан.
Профессор Я. Ивор выделяет следующие принципы уголовного права Словакии, «исходя из современного уровня знаний и развития уголовно-правовой науки»: принцип nullum crimen sine lege, nulla poena sine lega (нет преступления без закона, нет наказания без закона); принцип субсидиарной репрессии; принцип гуманизма; принцип индивидуальной ответственности за совершенное деяние; принцип вины.
———————————
Ivor J. a kolektiv. . . S. 21.

Как видим, большинство принципов уголовного законодательства Словакии созвучны с российскими и не нуждаются в дополнительных разъяснениях. Отметим лишь один — принцип субсидиарной репрессии. В российской уголовно-правовой доктрине этот принцип, правда с использованием иной терминологии и не столь структурированно, также присутствует. Этот принцип, взаимосвязанный с принципом законности, провозглашает невозможность государства произвольно создавать уголовно-правовые нормы: криминализация деяния должна быть обусловлена реальной необходимостью защиты общего блага, прав и свобод других лиц. Законодатель в соответствии с доктриной правового государства должен тщательно выбирать, в отношении каких действий необходима криминализация, то есть считать их за преступления, а в отношении каких достаточно применять административную, гражданскую, дисциплинарную или иную юридическую ответственность. Точно так же необходимо поступать при решении вопроса о пенализации и депенализации.
Как отмечалось, одним из важнейших изменений в уголовном законодательстве Словакии в связи с принятием нового Уголовного кодекса 2005 г. стал отказ от материального определения преступления, существовавшего в период социалистической Чехословакии: согласно § 3 УК ЧССР 1961 г. преступным деянием признавалось только такое деяние, которое представляло опасность для общества и последствия которого были предусмотрены законом . При этом если в период действия Уголовного кодекса Чехословацкой Республики 1961 г. такой подход вызывал одобрение ученых и практиков, то после Бархатной революции 1989 г., напротив — лишь ожесточенную критику. Так, профессор М. Бобек в книге «Коммунистическое право Чехословакии. Главы из истории бесправия» пишет: «Уголовный закон никак не конкретизировал понятие «опасность деяния для общества» . Если деяние не представляло опасности для общества, то не было и преступления, несмотря на наличие всех формальных признаков, установленных Уголовным законом. Если опасность для общества была не велика, то прокурор мог прекратить уголовное преследование. Таким образом, произошло слияние двух принципов — материального понятия преступления и дискреционных полномочий прокурора, что исключало действие принципа законности, на котором было основано уголовное законодательство» .
———————————
. 140/1961 [Электронный ресурс]. URL: www.zakonypreludi.sk.
Bobek M., Molek P., . . Kapitoly z . Brno: Masarykova univerzita, 2009. S. 562.

Действующий УК СР исходит из формального определения понятия преступления: согласно § 8 «преступное деяние есть противоправное деяние, признаки которого установлены настоящим Законом, если настоящий Закон не предусматривает иное». Таким образом, обязательными признаками преступления являются противоправность и наличие признаков, предусмотренных Уголовным кодексом (иными словами, наличие признаков состава преступления). По мнению ряда словацких ученых, определение преступления как формальной категории вызвано практическими соображениями, поскольку способствует не только лучшему обеспечению конституционного принципа равенства всех перед законом, но и позволяет правоприменителям сосредоточиться на основных вопросах уголовного судопроизводства, а именно на установлении преступного деяния и выявлении лица, его совершившего.
Новое уголовное законодательство вернулось к двойственному характеру преступлений, что было отменено УК ЧССР 1961 г. Согласно § 9 «Виды преступных деяний» преступные деяния подразделяются на проступки и преступления . Согласно § 10 УК СР уголовный проступок — это a) преступное деяние, совершенное по неосторожности, либо b) умышленное преступное деяние, за которое в Особенной части этого Закона установлено наказание в виде лишения свободы с верхней границей, не превышающей пяти лет.
Преступление есть умышленное деяние, наказание за которое превышает пять лет лишения свободы. О преступлении идет речь и тогда, когда за совершение проступка установлено наказание с верхней границей, превышающей пять лет.
Но не только понятие преступления претерпело изменения — понятие наказания также новеллизировалось. Уголовный кодекс Словакии оперирует новым термином — «санкция» (глава 2). Согласно § 31 УК СР:
(1) Санкции в соответствии с настоящим Законом есть наказания и охранные меры, которые являются правовым последствием совершенного преступного деяния либо иного деяния, не являющегося преступным.
(2) Наказание состоит в ограничении личной свободы, имущественных или иных прав осужденного, которые на него за совершенное им преступление может наложить только суд в соответствии с настоящим Законом.
(3) Охранные меры заключаются в ограничении личной свободы либо имущественных прав осужденного или иного лица, которые может назначить только суд в соответствии с настоящим Законом в интересах охраны общества от преступных деяний либо иных деяний, не являющихся преступными.
Как видим, словацкий законодатель воспринял концепцию опасного состояния, известную законодательству многих зарубежных стран, предусматривающую функционирование параллельно с системой наказания мер исправления и безопасности .
———————————
Малиновский А.А. Доктрина как источник уголовного права (сравнительно-правовые аспекты) // Международное уголовное право и международная юстиция. 2009. N 1. С. 4.

Система наказаний, предусмотренная УК СР, помимо известных российскому уголовному закону наказаний в виде пожизненного лишения свободы, лишения свободы на определенный срок, обязательных работ, штрафа, лишения права заниматься определенной деятельностью, лишения почетных титулов, воинских и иных званий, включает также домашний арест, конфискацию имущества, конфискацию предметов, запрет на жительство в определенном месте, депортацию.
Как видим, словацкий законодатель не считает, что «неразборчивая» конфискация имущества нарушает неприкосновенность права на собственность, приобретенную законным путем, что невозможно в правовом государстве, поощряющем добросовестный труд. Более того, эту позицию он отстаивает в рамках своего присутствия в составе Европейского союза, радеющего за права человека. А значит, вряд ли исключение конфискации имущества из системы наказаний российского Уголовного кодекса можно объяснить защитой прав и свобод граждан. Однако дискуссия о достаточности конфискации как иной уголовно-правовой меры в российском уголовном законе выходит за рамки нашего исследования, а потому продолжим анализировать нормы Уголовного кодекса Словакии.
———————————
Бубон К.В. Что делать, или Чем заменить конфискацию имущества // Адвокат. 2006. N 2. С. 19.

Еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание, — применение самого строгого в рамках УК СР наказания в виде пожизненного лишения свободы, которое предусмотрено санкциями более чем 20 (!) статей Особенной части УК СР. Его назначение возможно не только за убийство, терроризм, геноцид и пр. (как в отечественном уголовном законе), но и за незаконное производство, хранение, сбыт наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (§ 172 УК СР), торговлю людьми (§ 179 УК СР), торговлю детьми (§ 180 УК СР), похищение человека с вывозом его за рубеж (§ 187 УК СР) и пр. Более того, § 47 УК СР предусматривает возможность назначения наказания в виде пожизненного лишения свободы и в том случае, если санкцией статьи Особенной части это не предусмотрено, но лицо уже было прежде, хотя бы и за покушение, дважды осуждено к лишению свободы за одно из деяний, перечисленных в § 47 УК СР (например, за изнасилование, изготовление детской порнографии, контрабанду, создание и содействие террористической организации и пр.).
К сказанному остается добавить лишь то, что действующий Уголовный кодекс Словакии признается одним из наиболее суровых среди уголовных законов стран Европейского союза. Да, и в сравнении с российским Уголовным кодексом он более жестко регламентирует вопросы ответственности за совершение преступных деяний.
В подтверждение сказанного еще несколько аргументов:
1. Наряду с общеизвестными охранными мерами (или, следуя отечественной терминологии, — иными мерами уголовно-правового характера), такими как: принудительное лечение; воспитательные охранные меры; охранный надзор, конфискация предметов, § 33 УК СР предусматривает и превентивное заключение (detencia). Эта охранная мера, известная уголовному законодательству ФРГ , в словацком законодательстве сформулирована более жестко. Согласно § 81 УК СР превентивное заключение в качестве охранной меры может применяться к следующим категориям лиц:
———————————
Тащилин М.Т. Меры исправления и безопасности по Уголовному кодексу ФРГ // Международное уголовное право и международная юстиция. 2008. N 1. С. 22.

a) лицам, которые в период отбытия наказания заболели душевной болезнью и лечение которых по заключению экспертизы с самого начала представляется безрезультатным, но в силу совершенного преступления данные лица представляют опасность для общества;
b) лицам, совершившим умышленное преступление и представляющим опасность для общества, которые уклоняются от назначенного им принудительного лечения либо в отношении которых принудительное лечение не достигло своей цели;
c) лицам, совершившим преступление сексуального характера либо особо тяжкое преступление после отбытия ими наказания в виде лишения свободы.
В местах содержания указанных лиц обеспечивается лечебный режим и изоляция от общества. При этом не менее одного раза в год проводится их освидетельствование с целью установления их излечения. Но поскольку главное — это безопасность общества, то в случае необходимости такое содержание может быть и пожизненным.
2. Более строго, нежели российское уголовное законодательство, регламентирован вопрос о сроках давности привлечения к уголовной ответственности. Так, согласно § 87 УК СР преступность деяния прекращается с истечением сроков давности, которые составляют:
— тридцать лет — за преступление, назначение наказания за которое возможно в виде пожизненного лишения свободы;
— двадцать лет — за преступление, наказание за которое превышает десять лет лишения свободы;
— десять лет — в отношении всех остальных преступлений;
— три года — в отношении проступков.
3. Возраст уголовной ответственности согласно § 22 УК СР — 14 лет. При этом субъектом уголовной ответственности может быть только физическое лицо. Словакия, пожалуй, одна из немногих стран в составе ЕС не принимает идею об уголовной ответственности юридических лиц, которая активно лоббируется Европой. Соответствующий законопроект неоднократно вносился на рассмотрение в парламент, но неизменно отклонялся. Принцип индивидуальной ответственности за виновное поведение, являющийся основополагающим и в российском уголовном законодательстве, исключает возможность привлечения организации к ответственности за действия гражданина, хотя бы и совершенные от ее имени. Указание на то, что только физические лица могут быть субъектами преступления, прямо прописано в § 19 УК СР.
Подводя итоги предпринятому краткому исследованию Уголовного кодекса Словакии, отметим влияние на словацкое уголовное законодательство австрийских (в силу вхождения до 1918 г. в состав Австро-Венгрии), социалистических (в силу вхождения до 1989 г. в состав Чехословацкой Социалистической Республики), европейских (в силу вхождения с 2004 г. в состав Европейского союза) уголовно-правовых идей. Но эти идеи не слепо копируются, а используются в той мере, в какой они отвечают интересам борьбы с преступностью в Словацкой Республике. Как итог, уровень преступности в этой стране ощутимо ниже, чем в других европейских государствах.

В Словакии готовят поправки в статью УК за наемничество за рубежом

ПРАГА, 12 июн — РИА Новости, Александр Куранов. В Словакии готовятся изменения в уголовный кодекс, которые вводят наказание за участие граждан страны в зарубежных нерегулярных вооруженных формированиях, сообщает со ссылкой на главу МИД Мирослава Лайчака братиславское интернет-издание Teraz.

«Как выяснилось, в нашем законодательстве предусмотрены меры в отношении сограждан, воюющих в иностранных воинских частях, но ничего не сказано о людях, которые воюют в нерегулярных формированиях», — сказал Лайчак.

В конце минувшей недели ряд местных СМИ снова опубликовал материалы о словаках-участниках вооруженных формирований ополченцев в Донбассе, которые создали вместе с чехами отдельное подразделение. МИД Словакии в специальном заявлении во вторник выразил в связи с этим свою обеспокоенность и дистанцировался от подобных действий своих сограждан.

Как заявила журналистам представитель минюста Александра Доневова, в последние дни в МИД состоялись совещания, на основе которых в ближайшее время подготовят поправки в уголовное законодательство, предусматривающие наказание для граждан — участников зарубежных нерегулярных вооруженных формирований. Глава МВД Роберт Калиняк полагает, что участники таких формирований могут быть наказаны по уже существующим законам.

Власти Украины начали в апреле прошлого года в Донбассе силовую операцию против недовольных госпереворотом жителей региона. По последним данным ООН, жертвами конфликта стали около 6,5 тысячи человек. Вопрос урегулирования ситуации в Донбассе обсуждается, в том числе, в ходе встреч в Минске контактной группы, которая с сентября прошлого года приняла уже три документа, регламентирующих шаги по деэскалации конфликта.

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: [email protected]

Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.
  • Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

    Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

    Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]

    В письме должны быть указаны:

    • Тема – восстановление доступа
    • Логин пользователя
    • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

    Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

    В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

    Смотрите еще:

    • Ст45 закона о пенсионном обеспечении Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ЗАКОН РФ от 12.02.93 N 4468-I (ред. от 07.06.2013 с изменениями, вступившими в силу с 18.06.2013) "О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЛИЦ, […]
    • Положение о порядке проведения экспертизы Постановление Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 698 "Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы" Постановление Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 698"Об утверждении Положения о порядке […]
    • Закон рф 186-фз Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 28.11.95 N 186-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ […]
    • 243 приказ мчс Приказ МЧС России от 1 октября 2014 г. N 543 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты" (с изменениями и дополнениями) Приказ МЧС России от 1 октября 2014 г. N 543"Об утверждении […]
    • Порядок формирования состав и полномочия конституционного суда Порядок формирования состав и полномочия конституционного суда Статус Конституционного Суда РФ определяется в ст. 125 Конституции РФ, основным же актом в этом вопросе является Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О […]
    • Правила домино 5 Правила игры в домино козёл Научится играть в классическое домино козёл не так уж и сложно, как это может показаться. Всё что нужно сделать так это подробно прочитать правила игры для начинающих что здесь написаны. Инструкция с правилами […]
    • Приказ от 22062009 г 357н Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 июня 2009 г. N 357н "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на […]
    • Нотариусы петрозаводск чеботарёв Нотариусы Петрозаводск Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Барышева Надежда Юрьевна Телефон: +7(88142)700087 Адрес: […]