Уголовные дела подсудные военным судам

Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Статья 7. Подсудность дел военным судам

1. Военным судам подсудны:

1) гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее — военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

См. Обзоры судебной практики рассмотрения дел по жалобам военнослужащих на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц» Военной коллегии Верховного Суда РФ

Федеральным конституционным законом от 27 декабря 2009 г. N 8-ФКЗ пункт 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального конституционного закона изложен в новой редакции

2) дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, дела о преступлениях, совершенных гражданами (иностранными гражданами) в период прохождения ими военной службы, военных сборов, а также дела, отнесенные к компетенции военных судов Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;

3) дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы;

Федеральным конституционным законом от 30 апреля 2010 г. N 3-ФКЗ часть 1 статьи 7 настоящего Федерального конституционного закона дополнена пунктом 4, вступающим в силу с 4 мая 2010 г.

4) дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным военным судам.

2. Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.

Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 г. N 2-ФКЗ статья 7 настоящего Федерального конституционного закона дополнена частью 2.1, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

2.1. Если дела о преступлениях, совершенных группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом, подсудны военному суду в отношении хотя бы одного из соучастников, а выделение уголовного дела в отношении остальных лиц невозможно, указанные дела в отношении всех лиц рассматриваются соответствующим военным судом.

Федеральным конституционным законом от 4 декабря 2006 г. N 5-ФКЗ статья 7 настоящего Федерального конституционного закона дополнена частью 3.1, вступающей в силу с 1 января 2007 г.

3.1. Военные суды в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, рассматривают материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.

4. Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 г. N 2-ФКЗ статья 7 настоящего Федерального конституционного закона дополнена частью 6.1, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

6.1. Военные суды правомочны принимать решения, предусмотренные частями второй и третьей статьи 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, по делам, отнесенным к их подсудности.

8. Подсудность дел военным судам, а также порядок осуществления ими правосудия в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами.

О разъяснении применения статьи 7 настоящего Федерального конституционного закона см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. N 8

См. комментарии к статье 7 настоящего Федерального конституционного закона

§ 3. Подсудность дел военным судам

В соответствии с Законом о судебной системе военные суды создаются и действуют по территориальному признаку по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах

и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой инстанции. В настоящее время подсудность уголовных дел военным судам определяется ч. 5-8 ст. 31 УПК и Федеральным законом «О военных судах Российской Федерации». Военные суды при определении подсудности руководствуются территориальным (место совершения преступления) и персональным (принадлежность субъекта преступления к военной службе) признаками. Из Закона «О военных судах Российской Федерации» следует, что военным судам подсудны дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются:

1) военнослужащие, которые по призыву или по контракту проходят в момент совершения преступления военную службу в Вооруженных Силах, а также в войсках Федеральной пограничной службы, внутренних войсках, железнодорожных войсках, войсках и органах Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки, органах ФСБ России, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти, а также создаваемых в военное время специальных формированиях;

2) граждане, проходящие военные сборы;

3) граждане, уволенные с военной службы, и граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены в период прохождения военной службы, военных сборов.

Гарнизонный военный суд рассматривает уголовные дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, за исключением уголовных дел, подсудных вышестоящим военным судам (ч. 5 ст. 31 УПК).

Окружному (флотскому) военному суду подсудны уголовные дела, указанные в ч. 6 ст. 31 УПК в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы.

Если уголовное дело по обвинению группы лиц подсудно военному суду в отношении хотя бы одного из них, то данное уголовное дело может рассматриваться военным судом, если против этого не возражают то лицо или те лица, которые не являются военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы.

Раздел III. Производство в суде

Уголовно-процессуальный закон определяет также подсудность уголовных дел о преступлениях военнослужащих и иных лиц, имеющих отношение к воинскому контингенту, который находится за границей России. Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, проходящими военную службу в составе российских войск, членами их семей, а также другими гражданами Российской Федерации, если: 1) деяние, содержащее признаки преступления, предусмотренного уголовным законом, совершено на территории, находящейся под юрисдикцией Российской Федерации, либо при исполнении служебных обязанностей, либо посягает на интересы Российской Федерации; 2) иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Как и районный суд, военный суд соответствующего уровня принимают решения в ходе досудебного производства по уголовному делу, руководствуясь ч. 2 и 3 ст. 29 УПК.

Рассмотрение уголовных дел военными судами в отношении лиц, не являющихся военнослужащими, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5-8 ст. 31 УПК.

Дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни (ч. 1 ст. 14 Закона о военных судах), рассматриваются окружными (флотскими) военными судами. Территориальный признак подсудности уголовных дел военным судам действует ограниченно. Подсудность определяется главным образом принадлежностью подсудимого к определенной военной части, гарнизону, соединению.

Уголовные дела подсудные военным судам

Устройство военных судов Российской Федерации определяет Федеральный конституционный закон от 20 мая 1999 г. (9 июня 1999 г. ) «О военных судах Российской Федерации» [1] . Этот же закон (ст. 9, 14, 22), а также УПК РФ (ст. 35) определяют подсудность военных судов.

Закон «О военных судах Российской Федерации», как и УПК РФ, принят в условиях осуществляемой в стране судебной реформы и базируется на демократических принципах, установленных Конституцией Российской Федерации. Он определяет основные задачи военных судов при рассмотрении дел как обеспечение и защиту нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений, нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов органов местного самоуправления Российской Федерации, федеральных органов власти, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации (ст. 4).

В соответствии с Законом о военных судах систему военных судов образуют гарнизонные военные суды и окружные (флотские) военные суды (ст. 8). Военная коллегия действует в составе Верховного Суда РФ и является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам (ст. 10 Закона о военных судах).

Подсудность дел военным судам законом определяется в зависимости от содержания дела, которое подлежит рассмотрению, и от принадлежности лица, обвиняемого в преступлении, или обстоятельств, в которых было совершено правонарушение, а иногда и от сложности дела. Так, военным судам подсудны дела гражданские и уголовные о защите нарушаемых или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений. Военным судам подсудны дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие учебные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов. Военным судам подсудны дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы. Им также подсудны дела по рассмотрению жалоб граждан, уволенных с военной службы, на действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы этих граждан в период прохождения ими военной службы либо военных сборов.

Уголовные дела рассматриваются военным судом по единой процедуре, установленной вступившим с 1 июля 2002 г. в действие Уголовно-процессуальным кодексом РФ с учетом особенностей судебного разбирательства, предусмотренных для отдельных категорий уголовных дел. УПК РФ установил следующие правила подсудности системы военных судов [2] .

Гарнизонный военный суд рассматривает уголовные дела обо всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, за исключением уголовных дел, подсудных вышестоящим военным судам [3] .

Окружному (флотскому) военному суду подсудны уголовные дела, указанные в ч. 3 ст. 31 УПК, в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы.

Если уголовное дело по обвинению группы лиц подсудно военному суду в отношении хотя бы одного из них, то данное уголовное дело может рассматриваться военным судом, если против этого не возражают то лицо или те лица, которые не являются военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы. При наличии возражений со стороны указанных лиц уголовное дело в отношении их выделяется в отдельное производство и рассматривается соответствующим судом общей юрисдикции. В случае, если выделение уголовного дела в отдельное производство невозможно, данное уголовное дело в отношении всех лиц рассматривается соответствующим судом общей юрисдикции [4] .

Военным судам, дислоцирующимся за пределами Российской Федерации, подсудны уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, проходящими военную службу в составе российских войск, членами их семей, а также другими гражданами Российской Федерации, если:

· деяние, содержащее признаки преступления, предусмотренного уголовным законом, совершено на территории, находящейся под юрисдикцией Российской Федерации, либо совершено при исполнении служебных обязанностей, либо посягает на интересы Российской Федерации;

· иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Военный суд соответствующего уровня принимает в ходе досудебного производства по уголовному делу решения, указанные в ч. 2 и 3 ст. 29 УПК РФ о мерах процессуального принуждения и проведении некоторых следственных действий [5] .

Военная коллегия Верховного Суда РФ в качестве суда первой инстанции рассматривает ряд категорий дел. В частности, это дела об оспаривании ненормативных актов Президента Российской Федерации, нормативных актов Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы. Военная коллегия рассматривает уголовные дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется военный судья военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство, а также дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые она вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого. Военная коллегия рассматривает дела по кассационным жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции и не вступившие в силу; по надзорным жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в силу, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений и приговоров, вступивших в силу.

Окружной (флотский) военный суд помимо рассмотрения в первой инстанции гражданских дел, связанных с государственной тайной, и уголовных дел (ч. ч. 3 и 6 ст. 31 УПК) рассматривает дела по кассационным жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими по первой инстанции и не вступившие в силу. Этот суд рассматривает дела по надзорным жалобам и представлениям на решения, приговоры и определения и постановления гарнизонных военных судов, вступивших в силу, а также на определения окружного (флотского) суда как суда второй инстанции. Окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, определений и постановлений окружного (флотского) военного суда, вступивших в силу.

Гарнизонный военный суд рассматривает гражданские, административные и уголовные дела, не отнесенные к подсудности Военной коллегии или окружного (флотского) военного суда [6] .

В Военной коллегии Верховного Суда РФ и окружных (флотских) военных судах по первой инстанции гражданские и административные дела рассматривают судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей, а уголовные дела — коллегия, состоящая из трех судей, либо коллегия, состоящая из судьи и народных заседателей. Дела в кассационном порядке рассматривает коллегия, состоящая из трех судей. Дела по надзорным жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления судов, вступившие в силу, в Военной коллегии рассматривает коллегия, состоящая из трех судей, а в среднем звене военных судов — президиум окружного (флотского) военного суда. Гарнизонный военный суд рассматривает гражданские и административные дела в составе одного судьи либо коллегии, состоящей из судьи и народных заседателей, если какая-либо из сторон заявит соответствующее ходатайство. Уголовные дела рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из судьи и народных заседателей, если обвиняемый своевременно заявил об этом ходатайство.

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации состоит из председателя, его заместителей и судей Верховного Суда РФ. В ней имеется соответствующий аппарат, обеспечивающий деятельность судей.

В целом по судам общей юрисдикции можно отметить наличие проблемы, которая выше уже упоминалась. Данная проблема вытекает из статуса судей. Имеется проблема ответственности судей за принятые решения.

Система инстационности судов общей юрисдикции не решает этой проблемы. Как правило на практике, зачастую суды второй инстанции защищают позицию своих коллег по цеху из судов нижних инстанций. Данная ситуация никоим образом не способствует улучшению качества осуществления правосудия, и, соответственно его справедливости. Данную ситуацию символизирует такой пример.

Районным судом был осужден Н. по ст. 158 УК РФ за кражу. Как правило, доказательная база по таким делам базируется на протоколах обыска, т.к. в случае идеальной кражи свидетелей не бывает, т.к. кража – это тайное хищение имущества. По данному делу на протоколе обыска по халатности следователя не были обозначены понятые. На основании этого адвокат справедливо ходатайствовал перед судом об исключении данного протокола обыска из числа доказтельств, т.к. данное следственное действие было произведено с нарушением требований УПК. Районный суд в ходатайстве отказал и осудил Н. к 3 годам лишения свободы. Суд второй инстанции кассационную жалобу по данному приговору не удовлетворил. И только после рассмотрения данного дела в порядке надзора в Верховном Суде, приговор был отменен, а Н. был освобожден из колонии по телеграмме.

[1] СЗРФ. 1999. №26. Ст. 3170.

[2] Ивлиев Г.П. Суд и подсудность // Гражданин и право. — N 9/10, сентябрь-октябрь 2002 г.

[3] Ч . 5 ст. 31 УПК РФ. М. Проспект 2003

[4] Ч 7 ст. 31 УПК. М. Проспект 2003

[5] Ивлиев Г.П. Суд и подсудность // Гражданин и право. — N 9/10, сентябрь-октябрь 2002 г.

[6] Ивлиев Г.П. Суд и подсудность // Гражданин и право. — N 9/10, сентябрь-октябрь 2002 г.

Правовая основа деятельности
Перечень нормативных правовых актов, определяющих полномочия, задачи и функции Судебного департамента

Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах в Российской Федерации»

23 июня 1999 года 110N 1-ФКЗ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о военных судах
Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», настоящим Федеральным конституционным законом, иными федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Статья 3. Осуществление правосудия военными судами
Военные суды осуществляют правосудие от имени Российской Федерации, рассматривая подсудные им дела в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Статья 4. Основные задачи военных судов
Основными задачами военных судов при рассмотрении дел являются обеспечение и защита:
нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;
нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления;
нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 5. Самостоятельность военных судов и независимость судей военных судов
1. Военные суды осуществляют правосудие самостоятельно, подчиняясь только Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам.
2. Судьи военных судов независимы и в своей деятельности по осуществлению правосудия никому не подотчетны.
3. Всякое вмешательство в деятельность судей военных судов по осуществлению правосудия недопустимо и влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом.
4. Гарантии независимости судей, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, не могут быть отменены или снижены в отношении судей военных судов.

Статья 6. Язык судопроизводства и делопроизводства в военных судах
Судопроизводство и делопроизводство в военных судах ведутся на государственном языке Российской Федерации — русском языке. Участвующим в деле лицам, не владеющим русским языком, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Статья 7. Подсудность дел военным судам
1. Военным судам подсудны:
1) гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее — военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;
2) дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов;
3) дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.
2. Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.
3. Подсудность дел об административных правонарушениях и дел о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, которые совершили правонарушения в период прохождения военной службы, военных сборов, и гражданские лица, устанавливается соответствующими федеральными процессуальными законами.
3.1. Военные суды в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, рассматривают материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.
(часть третья.1 введена Федеральным конституционным законом от 04.12.2006 N 5-ФКЗ)
4. Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.
5. Дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими до призыва либо поступления на военную службу, военные сборы, не подсудны военным судам.
6. Военные суды рассматривают жалобы на применение лицом, производящим дознание, следователем или прокурором заключения под стражу в качестве меры пресечения, а равно на продление указанными лицами сроков содержания под стражей в отношении военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, а также жалобы на действия (бездействие) военных прокуроров и принятые ими решения по делам, расследуемым в отношении военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы.
7. Военные суды в пределах своих полномочий и порядке, установленном федеральным законом, рассматривают дела и материалы, связанные с ограничениями конституционных свобод и прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища.
8. Подсудность дел военным судам, а также порядок осуществления ими правосудия в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами.

Статья 9. Полномочия Верховного Суда Российской Федерации по рассмотрению дел, подсудных военным судам
1. Президиум Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации (далее — Военная коллегия) и военных судов, вступившие в силу.
2. Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии, принятые ею в первой инстанции и не вступившие в силу.
3. Военная коллегия рассматривает в первой инстанции:
1) дела об оспаривании ненормативных актов Президента Российской Федерации, нормативных актов Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;
2) дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство, а также дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого.
4. Военная коллегия рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу.
5. Военная коллегия рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в силу.
6. Военная коллегия рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений и приговоров Военной коллегии, вступивших в силу.

Статья 10. Военная коллегия
1. Военная коллегия действует в составе Верховного Суда Российской Федерации и является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам.
2. Военная коллегия образуется в составе председателя, его заместителя, председателей судебных составов и других судей Верховного Суда Российской Федерации (далее — судьи Военной коллегии).
3. В Военной коллегии могут быть образованы судебные составы.
4. Военная коллегия рассматривает дела, подсудные военным судам, в следующем составе:
1) в первой инстанции гражданские и административные дела рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей, а уголовные дела рассматривают коллегия, состоящая из трех судей, либо судья и коллегия присяжных заседателей, либо коллегия, состоящая из судьи и народных заседателей;
2) дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей;
3) дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей.
5. Военная коллегия издает информационный бюллетень военных судов, в котором публикуются решения военных судов по гражданским и уголовным делам, обзоры судебной практики, аналитические материалы и статистические данные о работе военных судов, а также другие материалы.

Статья 11. Председатель Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации
1. Председатель Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации (далее — председатель Военной коллегии) является заместителем Председателя Верховного Суда Российской Федерации и назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации и заключении квалификационной коллегии судей Верховного Суда Российской Федерации.
2. Председатель Военной коллегии:
1) приносит протесты в Президиум Верховного Суда Российской Федерации на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии, вступившие в силу;
2) приносит протесты в Военную коллегию и президиумы окружных (флотских) военных судов на решения, приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в силу;
3) вправе участвовать в рассмотрении дел Военной коллегией и председательствовать в судебных заседаниях;
4) организует деятельность Военной коллегии;
5) решает в случае необходимости вопрос о передаче дела из одного судебного состава в другой судебный состав;
6) контролирует работу аппарата Военной коллегии, являющегося структурным подразделением аппарата Верховного Суда Российской Федерации (далее — аппарат Военной коллегии), назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата Военной коллегии;
7) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным законом, и исполняет обязанности, возложенные на него Председателем Верховного Суда Российской Федерации.

Статья 12. Заместитель председателя Военной коллегии, председатель судебного состава
1. Заместитель председателя Военной коллегии:
1) вправе участвовать в рассмотрении дел Военной коллегией и председательствовать в судебных заседаниях;
2) осуществляет полномочия председателя Военной коллегии во время его отсутствия, за исключением полномочий по принесению протестов;
3) исполняет иные обязанности, возложенные на него Председателем Верховного Суда Российской Федерации и председателем Военной коллегии.
2. Председатель судебного состава:
1) организует работу судебного состава;
2) участвует в рассмотрении дел судебным составом и председательствует в судебных заседаниях судебного состава;
3) контролирует работу аппарата судебного состава;
4) исполняет обязанности, возложенные на него председателем Военной коллегии.

Статья 13. Окружной (флотский) военный суд
1. Окружной (флотский) военный суд действует на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, на которой дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
2. Окружной (флотский) военный суд образуется в составе председателя, его заместителей, а также других судей. В окружном (флотском) военном суде может быть образована должность первого заместителя председателя.
3. В окружном (флотском) военном суде образуется президиум, могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы.

Статья 14. Подсудность дел окружному (флотскому) военному суду
1. Окружной (флотский) военный суд в пределах, установленных настоящим Федеральным конституционным законом, рассматривает в первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, и дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни.
2. Окружной (флотский) военный суд в пределах, установленных настоящим Федеральным конституционным законом, рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу.
3. Окружной (флотский) военный суд в пределах, установленных настоящим Федеральным конституционным законом, рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в силу, а также на определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом во второй инстанции.
4. Окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и постановлений окружного (флотского) военного суда, вступивших в силу.

Статья 15. Состав окружного (флотского) военного суда при осуществлении правосудия
1. Окружной (флотский) военный суд в первой инстанции рассматривает дела, отнесенные к его подсудности настоящим Федеральным конституционным законом, в следующем составе:
1) гражданские и административные дела рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей;
2) уголовные дела рассматривают коллегия, состоящая из трех судей, либо судья и коллегия присяжных заседателей, либо коллегия, состоящая из судьи и народных заседателей.
2. Окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу, а также жалобы и протесты на решения гарнизонных военных судов об аресте, о заключении под стражу, содержании под стражей, об ограничении прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища, на действия (бездействие) лица, производящего дознание, следователя, прокурора и принятые ими решения коллегией, состоящей из трех судей.
2.1. Жалобы или представления на постановления гарнизонного военного суда по результатам рассмотрения материалов о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест, рассматривает судья окружного (флотского) военного суда единолично.
(часть вторая.1 введена Федеральным конституционным законом от 04.12.2006 N 5-ФКЗ)
3. Окружной (флотский) военный суд рассматривает на заседаниях президиума дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в силу, а также на определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом во второй инстанции.

Статья 16. Президиум окружного (флотского) военного суда
1. Президиум окружного (флотского) военного суда действует в составе председателя, его заместителей, заместителей председателя — председателей судебных коллегий и судебных составов.
2. Президиум окружного (флотского) военного суда:
1) рассматривает гражданские, административные и уголовные дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в силу, а также на определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом во второй инстанции;
2) рассматривает вопросы организации работы и осуществляет координацию работы судебных коллегий и судебных составов;
3) утверждает председателей судебных коллегий и судебных составов по представлению председателя суда;
4) определяет численность судебных коллегий и судебных составов по представлению председателя суда;
5) рассматривает вопросы организации работы аппарата суда, утверждает по представлению председателя суда структуру и штатное расписание аппарата суда, численность его работников и положение об аппарате суда.

Статья 17. Порядок работы президиума окружного (флотского) военного суда
1. Заседания президиума окружного (флотского) военного суда проводятся не реже одного раза в месяц по инициативе председателя суда.
2. Заседание президиума окружного (флотского) военного суда правомочно, если на нем присутствует более половины его членов.
3. Постановления президиума окружного (флотского) военного суда принимаются большинством голосов от числа членов, присутствующих на его заседании.

Статья 18. Судебные коллегии и судебные составы окружного (флотского) военного суда
Судебные коллегии и судебные составы окружного (флотского) военного суда рассматривают:
1) в первой инстанции дела, отнесенные настоящим Федеральным конституционным законом к подсудности окружного (флотского) военного суда;
2) дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу;
3) дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и постановлений, принятых соответствующими судебной коллегией, судебным составом и вступивших в силу.

Статья 19. Председатель окружного (флотского) военного суда
1. Председатель окружного (флотского) военного суда назначается на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.
2. Председатель окружного (флотского) военного суда:
1) приносит протесты на решения, приговоры, определения и постановления соответствующих гарнизонных и окружных (флотских) военных судов, вступившие в силу;
2) вправе участвовать в рассмотрении дел окружным (флотским) военным судом и председательствовать в судебных заседаниях;
3) организует деятельность суда;
4) созывает заседания президиума суда и вносит на его рассмотрение вопросы, требующие решения, председательствует на заседаниях президиума;
5) распределяет обязанности между заместителями председателя суда;
6) решает в необходимых случаях вопросы о передаче дел из одной судебной коллегии или судебного состава в другую судебную коллегию или судебный состав, а также решает вопросы о привлечении судей одной судебной коллегии или судебного состава для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии или судебного состава;
7) контролирует работу администратора и аппарата суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, не состоящих на военной службе;
8) представляет суд в государственных органах, общественных объединениях и органах местного самоуправления;
9) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным законом.

Статья 20. Заместитель председателя окружного (флотского) военного суда, заместитель председателя — председатель судебной коллегии или судебного состава окружного (флотского) военного суда, председатель судебного состава окружного (флотского) военного суда
1. Заместитель председателя окружного (флотского) военного суда назначается на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.
2. Заместитель председателя окружного (флотского) военного суда, заместитель председателя — председатель судебной коллегии или судебного состава окружного (флотского) военного суда:
1) вправе участвовать в рассмотрении дел соответствующими судебной коллегией или судебным составом и председательствовать в судебных заседаниях;
2) организует работу соответствующих судебной коллегии или судебного состава;
3) контролирует работу аппаратов соответствующих судебной коллегии или судебного состава;
4) осуществляет иные полномочия, установленные федеральным законом, и исполняет обязанности, возложенные на него председателем суда.
3. Заместитель председателя окружного (флотского) военного суда осуществляет полномочия председателя окружного (флотского) военного суда во время его отсутствия, за исключением полномочий по принесению протестов, и исполняет по его поручению иные обязанности.
4. Председатель судебного состава окружного (флотского) военного суда:
1) вправе участвовать в рассмотрении дел судебным составом и председательствовать в судебных заседаниях;
2) организует работу судебного состава;
3) контролирует работу аппарата судебного состава;
4) осуществляет иные полномочия, установленные федеральным законом, и исполняет обязанности, возложенные на него председателем суда и (или) председателем соответствующей судебной коллегии.

Статья 21. Гарнизонный военный суд
1. Гарнизонный военный суд действует на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов.
2. Гарнизонный военный суд образуется в составе председателя, его заместителей и других судей.

Статья 22. Подсудность дел гарнизонному военному суду
1. Гарнизонный военный суд в пределах, установленных настоящим Федеральным конституционным законом, рассматривает в первой инстанции не отнесенные настоящим Федеральным конституционным законом к подсудности Военной коллегии или окружного (флотского) военного суда гражданские, административные и уголовные дела, а также материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.
(часть первая в ред. Федерального конституционного закона от 04.12.2006 N 5-ФКЗ)
2. Гарнизонный военный суд рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и постановлений, принятых им и вступивших в силу.
3. Гарнизонный военный суд принимает решения об аресте, о заключении под стражу, содержании под стражей, об ограничении прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища.
4. Гарнизонный военный суд рассматривает жалобы на действия (бездействие) лица, производящего дознание, следователя, прокурора и принятые ими решения в случаях и порядке, которые установлены федеральным уголовно-процессуальным законом.

Статья 23. Состав гарнизонного военного суда при осуществлении правосудия
1. Гарнизонный военный суд рассматривает дела в первой инстанции в следующем составе:
1) гражданские и административные дела рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из судьи и народных заседателей, если какая-либо из сторон заявит соответствующее ходатайство;
2) уголовные дела рассматривает судья единолично либо коллегия, состоящая из судьи и народных заседателей.
2. Судья гарнизонного военного суда единолично принимает решения об аресте, о заключении под стражу, содержании под стражей, об ограничении прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища, а также рассматривает жалобы на действия (бездействие) лица, производящего дознание, следователя, прокурора и принятые ими решения в случаях и порядке, которые установлены федеральным уголовно-процессуальным законом.
3. Судья гарнизонного военного суда единолично рассматривает в порядке, установленном федеральным законом, материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.
(часть третья введена Федеральным конституционным законом от 04.12.2006 N 5-ФКЗ)

Статья 24. Председатель гарнизонного военного суда
1. Председатель гарнизонного военного суда назначается на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.
2. Председатель гарнизонного военного суда:
1) вправе участвовать в рассмотрении дел гарнизонным военным судом и председательствовать в судебных заседаниях;
2) организует деятельность суда;
3) распределяет обязанности между судьями;
4) контролирует работу администратора и аппарата суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, не состоящих на военной службе, утверждает положение об аппарате суда;
5) представляет суд в государственных органах, общественных объединениях и органах местного самоуправления.

Статья 25. Заместитель председателя гарнизонного военного суда
1. Заместитель председателя гарнизонного военного суда назначается на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.
2. Заместитель председателя гарнизонного военного суда наряду с исполнением обязанностей судьи замещает председателя гарнизонного военного суда во время его отсутствия и исполняет по его поручению иные обязанности.

Статья 27. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи военного суда
(в ред. Федерального конституционного закона от 28.11.2009 N 7-ФКЗ)
1. Судьей военного суда может быть гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судьи Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», и получивший положительное заключение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.
2. Преимущественным правом на назначение на должность судьи военного суда обладает военнослужащий, имеющий воинское звание офицера, а также гражданин, имеющий воинское звание офицера, пребывающий в запасе или находящийся в отставке.

Статья 28. Статус присяжных заседателей и народных заседателей военных судов и Военной коллегии
Статус присяжных заседателей и народных заседателей военных судов и Военной коллегии, а также порядок привлечения граждан Российской Федерации к осуществлению правосудия в качестве присяжных заседателей и народных заседателей устанавливаются федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Статья 29. Особенности материального обеспечения судей военных судов и Военной коллегии
1. Заработная плата судьям военных судов и Военной коллегии выплачивается по основаниям и в размерах, которые установлены для судей федеральным законом. Судьям военных судов и Военной коллегии производятся также иные выплаты, предусмотренные для судей федеральным законом.
(в ред. Федерального конституционного закона от 29.06.2009 N 3-ФКЗ)
2 — 3. Утратили силу. — Федеральный конституционный закон от 29.06.2009 N 3-ФКЗ.
4. Премирование судей военных судов и Военной коллегии, а также оказание им материальной помощи производятся по основаниям и в размерах, которые установлены для судей федеральным законом.
5. В случае почетного ухода (почетного удаления) в отставку судьи военного суда или судьи Военной коллегии с одновременным увольнением с военной службы указанному судье по его выбору выплачивается либо единовременное пособие при увольнении с военной службы, предусмотренное для военнослужащих федеральным законом, либо выходное пособие, предусмотренное для судей Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации». В случае продолжения военной службы после ухода (удаления) в отставку с должности судьи военнослужащий при увольнении с военной службы имеет право на получение единовременного пособия, предусмотренного для военнослужащих. При этом при исчислении указанного пособия не учитывается период, за который было выплачено выходное пособие, предусмотренное для судей.
(часть пятая в ред. Федерального конституционного закона от 29.06.2009 N 3-ФКЗ)
6. Утратил силу. — Федеральный конституционный закон от 29.06.2009 N 3-ФКЗ.

Статья 30. Пожизненное содержание и пенсионное обеспечение судей военных судов и Военной коллегии
1. В случае почетного ухода (почетного удаления) в отставку судей военных судов и Военной коллегии указанным судьям по их выбору выплачивается либо не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание, предусмотренное федеральным законом для судей, либо пенсия, предусмотренная для военнослужащих, либо пенсия, предусмотренная для граждан.
(в ред. Федерального конституционного закона от 29.06.2009 N 3-ФКЗ)
2. Утратил силу. — Федеральный конституционный закон от 29.06.2009 N 3-ФКЗ.

Статья 31. Особенности социальной защиты судей военных судов и Военной коллегии, а также членов их семей
1. Судьи военных судов и Военной коллегии, члены их семей и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел и командование воинских частей, в том числе за пределами территории Российской Федерации, по месту нахождения военного суда обязаны принять необходимые меры по обеспечению безопасности судей военных судов и Военной коллегии, членов их семей, сохранности принадлежащего им имущества в соответствии с Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».
(в ред. Фе

Уголовный процесс
Сайт Константина Калиновского

Смирнов А.В. Калиновский К.Б. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Смирнова. СПб.: Питер, 2003. 1008 с.

Статья 31. Подсудность уголовных дел

1. Мировому судье подсудны уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, за исключением уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 107 частью первой, 108, 109, 134, 135, 136 частью первой, 146 частью первой, 147 частью первой, 170, 171 частью первой, 171 частью первой, 177, 178 частью первой, 183 частью первой, 184, 185, 191 частью первой, 193, 194 частью первой, 195, 198 частью первой, 200 частью второй, 201 частью первой, 202 частью первой, 204 частями первой и третьей, 207, 212 частью третьей, 215 частью первой, 215 1 частью первой, 216 частью первой, 217 частью первой, 219 частью первой, 220 частью первой, 225 частью первой, 228 частями первой и пятой, 234 частями первой и четвертой, 235 частью первой, 236 частью первой, 237 частью первой, 238 частью первой, 239, 244 частью второй, 247 частью первой, 248 частью первой, 249, 250 частями первой и второй, 251 частями первой и второй, 252 частями первой и второй, 253, 254 частями первой и второй, 255, 256 частью третьей, 257, 258 частью второй, 259, 262, 263 частью первой, 264 частью первой, 265, 266 частью первой, 269 частью первой, 270, 271, 272 частью первой, 273 частью первой, 274 частью первой, 280 частью первой, 284, 287 частью первой, 288, 289, 291 частью первой, 292, 293 частью первой, 294 частями первой и второй, 296 частями первой и второй, 297, 298 частями первой и второй, 301 частью первой, 302 частью первой, 303 частями первой и второй, 306 частью первой, 307 частью первой, 309 частями первой и второй, 311 частью первой, 316, 320 частью первой, 322 частью первой, 323 частью первой, 327 частями первой и третьей, 327 частью первой и 328 Уголовного кодекса Российской Федерации.

2. Районному суду подсудны уголовные дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, указанных в частях первой ( в части подсудности уголовных дел мировому судье) , третьей и четвертой настоящей статьи.

3. Верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа подсудны:

1) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частью третьей, 152 частью третьей, 205, 206 частями второй и третьей, 208 частью первой, 209 — 211, 212 частью первой, 227, 263 частью третьей, 267 частью третьей, 269 частью третьей, 275 — 279, 281, 290 частями третьей и четвертой, 294 — 302, 303 частями второй и третьей, 304, 305, 317, 321 частью третьей, 322 частью второй, 353 — 358, 359 частями первой и второй и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации;

2) уголовные дела, переданные в данные суды в соответствии со статьями 34 и 35 настоящего Кодекса.

4. Верховному Суду Российской Федерации подсудны уголовные дела, указанные в статье 452 настоящего Кодекса, а также иные уголовные дела, отнесенные федеральным конституционным законом и федеральным законом к его подсудности.

5. Гарнизонный военный суд рассматривает уголовные дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, за исключением уголовных дел, подсудных вышестоящим военным судам.

6. Окружному (флотскому) военному суду подсудны уголовные дела, указанные в части третьей настоящей статьи, в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы.

7. Если уголовное дело по обвинению группы лиц подсудно военному суду в отношении хотя бы одного из них, то данное уголовное дело может рассматриваться военным судом, если против этого не возражают то лицо или те лица, которые не являются военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы. При наличии возражений со стороны указанных лиц уголовное дело в отношении их выделяется в отдельное производство и рассматривается соответствующим судом общей юрисдикции. В случае, если выделение уголовного дела в отдельное производство невозможно, данное уголовное дело в отношении всех лиц рассматривается соответствующим судом общей юрисдикции.

8. Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, проходящими военную службу в составе российских войск, членами их семей, а также другими гражданами Российской Федерации, если:

1) деяние, содержащее признаки преступления, предусмотренного уголовным законом, совершено на территории, находящейся под юрисдикцией Российской Федерации, либо совершено при исполнении служебных обязанностей, либо посягает на интересы Российской Федерации;

2) иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

9. Районный суд и военный суд соответствующего уровня принимают в ходе досудебного производства по уголовному делу решения, указанные в частях второй и третьей статьи 29 настоящего Кодекса.

10. Подсудность гражданского иска, вытекающего из уголовного дела, определяется подсудностью уголовного дела, в котором он предъявлен.

1. Подсудность есть совокупность признаков уголовного дела, которые позволяют установить определенный суд, который правомочен рассмотреть это дело в качестве суда первой инстанции. Ст. 47 Конституции РФ предусматривает, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Реализации данного конституционного положения служат правила определения предметной (родовой), персональной и территориальной подсудности. Предметный (родовой) признак подсудности определяется особенностями предмета производства по уголовному делу, т.е. родом рассматриваемых уголовных дел, или, иначе говоря, квалификацией деяния по статьям Особенной части УК. С помощью предметной подсудности обеспечивается разграничение компетенции судов разных уровней (звеньев). Персональный признак устанавливает специальные нормы о подсудности уголовных дел в зависимости от того или иного социального положения обвиняемого (подсудимого), что является определенным изъятием из принципа о равенстве всех перед законом и судом. Персональную подсудность закон устанавливает в отношении: а) военнослужащих и приравненных к ним лиц; б) некоторых категорий должностных лиц (судей, депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ). О территориальной подсудности см. комментарий к ст. 32 настоящего Кодекса.

2. В комментируемой статье установлены правила определения подсудности как по предметному, так и персональному принципу.

3. В отличие от УПК РСФСР, новый Кодекс устанавливает предметную подсудность мировых судей. По общему правилу, им подсудны дела о преступлениях, караемых наказанием не более трех лет лишения свободы, за исключением видов преступлений, перечисленных в части первой данной статьи. При этом следует учесть, что согласно ст. 5 Закону «О введение в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» в субъектах Российской Федерации, в которых на момент введения в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации не созданы должности мировых судей, уголовные дела, отнесенные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации к подсудности мировых судей, рассматриваются судьями районных судов единолично в порядке, установленном главой 41 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. В этих случаях приговор и постановления могут быть обжалованы в кассационном порядке. Уголовные дела, подсудные мировому судье, совершенные лицами, указанными в части пятой ст. 31 настоящего Кодекса, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов единолично в порядке, установленном главой 41 настоящего Кодекса. В этих случаях приговор и постановление также могут быть обжалованы в кассационном порядке (ч. 6 ст. 30).

4. Районные суды рассматривают подавляющее большинство уголовных дел. Поэтому их предметная подсудность определяется в части второй настоящей статьи методом исключения: районным судам подсудны дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, составляющих предмет ведения других федеральных судов всех уровней и мировых судов. В этой норме не говорится о том, что районному суду не подсудны дела, отнесенные к ведению военных судов (ч. 5 – 8 ст. 31), однако это следует из общего смысла всей этой статьи, а также из содержания Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. «О военных судах Российской Федерации».

5. Определяя подсудность верховных судов республик, краевых (областных) судов, судов городов федерального значения, судов автономных областей и автономных округов, законодатель пошел путем прямого указания видов преступлений, дела о которых отнесены к компетенции судов этого уровня. Это не только дела о тяжких или особо тяжких преступлениях, но и преступлениях средней и небольшой тяжести (ст. 294 – 302 и др. УК РФ).

6. Подсудность Верховного Суда РФ в данное время определяется по персональному признаку. Как суд первой инстанции он должен рассматривать уголовные дела депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации и судей федеральных судов, в случае если они до начала судебного разбирательства заявят об этом ходатайство (ст. 452 УПК), что служит важной гарантией независимости указанных лиц. Кроме того, в части 3 настоящей статьи оговаривается, что Верховному Суду РФ также подсудны уголовные дела, отнесенные федеральным конституционным законом и федеральным законом к его подсудности. В настоящее время таким законом является Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации». Согласно ст. 9 этого закона Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает в первой инстанции в частности дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого. Закон не предусматривает какого-либо процессуального акта и порядка принятия такого решения при изменении предметной подсудности военных судов. Поэтому при оценке данной нормы необходимо, на наш взгляд, учитывать позицию Конституционного Суда РФ по вопросу о передаче уголовного дела из суда, которому оно подсудно, в другой суд. В постановлении по делу о проверке конституционности статьи 44 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР и статьи 123 Гражданского процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами ряда граждан от 16 марта 1998 г. Конституционный Суд сформулировал принципиальную позицию о том, что «передача дела из одного суда, которому оно подсудно, в другой суд без принятия соответствующего процессуального судебного акта и при отсутствии указанных в самом процессуальном законе точных оснований (обстоятельств), по которым дело не может быть рассмотрено в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, и, следовательно, подлежит передаче в другой суд, не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 46 и 47 (часть 1)». Важно отметить, что эта позиция Конституционного Суда основана на нормах международного права, в т.ч. международных договоров, имеющих согласно ч. 4 Конституции РФ преимущество над любыми, в т.ч. конституционными, законами РФ. Так, Конституционный Суд указывает в пункте 4 названного постановления, что «в соответствии со статьями 7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека 1948 года, статьей 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года и статьей 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года все равны перед законом и судом; каждый при определении его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона… По смыслу этих положений, право каждого на судебную защиту посредством законного, независимого и беспристрастного суда означает, в частности, что рассмотрение дел должно осуществляться законно установленным, а не произвольно выбранным составом суда, без предубеждения, полно, всесторонне и объективно. Поэтому статья 47 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантирует, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом».

7. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации», в оенным судам подсудны дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов (последняя группа граждан совсем не упоминается в ст. УПК РФ). Дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, в т.ч. граждане, проходящие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими до призыва либо поступления на военную службу, военные сборы, не подсудны военным судам.

В соответствии с Федеральными законами «О статусе военнослужащих» и «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащими являются граждане, проходящие военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, указанных в статье 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». Статус военнослужащих имеют также военнослужащие, прикомандированные в установленном порядке к федеральным органам государственной власти, другим государственным органам и учреждениям, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, международным организациям в соответствии с международными договорами Российской Федерации, государственным унитарным предприятиям, имущество которых находится в федеральной собственности, акционерным обществам, сто процентов акций которых находится в федеральной собственности и которые выполняют работу в интересах обороны страны и безопасности государства, иным предприятиям, учреждениям и организациям, если это предусмотрено федеральным законом, а также в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» граждане, проходящие военные сборы (однако по смыслу положений ч. 5 – 6 ст. 31 УПК РФ, граждане, проходящие военные сборы, не считаются военнослужащими, что вряд ли верно). Лица, проходящие службу в иных государственных военизированных органах и формированиях на основании других законодательных и нормативных правовых актов, имеющие специальные звания, сходные или аналогичные с воинскими званиями, военнослужащими не являются.

8. Правила определения подсудности гарнизонных и окружных (флотских) военных судов, предусмотренные в ч. 5, 6 комментируемой статьи УПК существенно расходятся с теми, которые установлены Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации». Так, согласно ч. 1 ст. 14 этого закона «окружной (флотский) военный суд в пределах, установленных настоящим Федеральным конституционным законом, рассматривает в первой инстанции дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни». На основании ч. 1 ст. 22 «гарнизонный военный суд в пределах, установленных настоящим Федеральным конституционным законом, рассматривает в первой инстанции уголовные дела, не отнесенные настоящим Федеральным конституционным законом к подсудности Военной коллегии или окружного (флотского) военного суда».

Однако согласно п. 6 ст. 31 УПК РФ окружному (флотскому) военному суду в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы подсудны все уголовные дела, указанные в части третьей настоящей статьи, т.е. аналогичные тем, которые относятся к ведению верховных судов республик, краевых (областных) судов, судов городов федерального значения, судов автономных областей и автономных округов. Преступления же, указанные в ч. 3 ст. 31 УПК, далеко не всегда предусматривают наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни.

Часть четвертая ст. 7 Конституционного закона о военных судах устанавливает, что военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны все уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации. Иначе — в ч. 8 ст. 31УПК РФ. Здесь говорится о том, что военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны уголовные дела о преступлениях, совершенных более ограниченным контингентом: военнослужащими, проходящими военную службу в составе российских войск, членами их семей, а также другими гражданами Российской Федерации, причем только при условии, что деяние совершено на территории, находящейся под юрисдикцией Российской Федерации, либо совершено при исполнении служебных обязанностей, либо посягает на интересы Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Таким образом, из подсудности военных судов, дислоцирующихся за пределами территории Российской Федерации, УПК исключает, во-первых, военнослужащих, которые не проходят службу непосредственно в войсках Российской Федерации, а в соответствии с Федеральными законами «О статусе военнослужащих» и «О воинской обязанности и военной службе» исполняют иные обязанности, в частности, прикомандированы к государственным органам и учреждениям, иным предприятиям, учреждениям и организациям международным организациям и т.д. Во-вторых, подсудность таких военных судов распространяется только на граждан РФ, а иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступления против интересов России и ее граждан, а также международные преступления (т.н. экстерриториальная юрисдикция национальных судов в силу международно-правовых принципов защиты и безопасности и универсальности – см. комментарий к ст. 3 настоящего Кодекса), из-под нее выводятся. В третьих, по буквальному смыслу части восьмой комментируемой статьи УПК в оенным судам, находящимся за пределами территории Российской Федерации, оказываются подсудны не только дела о преступлениях военнослужащих, но и членов их семей, даже если они не проживают совместно с этими военнослужащими за границей, но своими деяниями «посягают на интересы Российской Федерации». В четвертых, к подсудности военных судов, дислоцирующихся за пределами территории Российской Федерации, относятся, в частности, деяния, совершенные на территории, « находящейся под юрисдикцией Российской Федерации». Но с огласно ч. 1 ст. 67 Конституции Российской Федерации «Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними». Российская Федерация также «осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом и нормами международного права» ( ч. 2 ст. 67 Конституции Российской Федерации ). Таким образом, данная норма может реально применяться только при том условии, что каким-либо международно-правовым договором, предусматривающим размещение контингента российских войск на территории другого государства, установлена юрисдикция России над частью территории этого иностранного государства.

9. Согласно ч. 3 ст. 76 Конституции РФ, «федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам». Закон «О военных судах Российской Федерации» от 23 июня 1999 г является федеральным конституционным законом. Поэтому на основании сделанного выше анализа можно, на наш взгляд, прийти только к одному выводу — части 6 и 8 статьи 31 УПК РФ, регулирующие подсудность окружных (флотских) военных судов и военных судов, дислоцирующихся за пределами территории Российской Федерации, применению не подлежат — по крайней мере, до тех пор, пока в федеральный конституционным закон «О военных судах Российской Федерации» не будут внесены адекватные изменения.

10. В части седьмой комментируемой статьи определяется подсудность военных и иных судов по т.н. связи дел. Причем содержащаяся здесь норма решает вопрос о возможности подсудности дел о преступлениях, совершенных не военнослужащими, диаметрально противоположно тому, как это было сделано в УПК РСФСР. Согласно старому Кодексу, если дело по обвинению группы лиц в совершении нескольких преступлений было подсудно военному трибуналу в отношении хотя бы одного лица, то дело о всех лицах рассматривалось военным трибуналом (ч. 2 ст.42 УПК РСФСР). Напротив, теперь, если уголовное дело по обвинению группы лиц подсудно военному суду в отношении хотя бы одного из них, то оно может рассматриваться военным судом лишь при непременном условии, что против этого не возражают то лицо или те лица, которые не являются военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы. При наличии возражений со стороны указанных лиц уголовное дело в отношении их выделяется в отдельное производство и рассматривается соответствующим судом общей юрисдикции. В случае, если выделение уголовного дела в отдельное производство невозможно, данное уголовное дело в отношении всех лиц рассматривается соответствующим судом общей юрисдикции.

11. В УПК РФ, в отличие от УПК РСФСР (ч. 2 ст. 42), не дается ответа на вопрос, каким судом – военным или обычным – должно рассматриваться дело по обвинению лица в совершении нескольких преступлений, одни (или даже одно) из которых подсудны военному суду, а другие обычному. В таких случаях преимущество на основании ч. 3 ст. 34 УПК РФ должно отдаваться, как и раньше, военному суду.

Смотрите еще:

  • Вакансии в норильске юристом Профессии в специализации Юрист / Юрисконсульт 11 февраля, 2018 30 000 руб 23 года ( 8 августа 1995) Редактор, юрист, ООО "Телеком"09.2017 - 12.2017 13 октября, 2017 25 лет ( 7 июня 1993) 22 августа, 2017 50 000 руб 29 лет (26 апреля […]
  • Закон пермской области 533-83 от 09091996 Закон Пермской области от 9 сентября 1996 г. N 533-83 "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства" (с изменениями от 7 декабря 1999 г., 8 июня 2001 г., 30 ноября 2004 г., 2 августа, 30 ноября 2005 г., 4 июля, 28 ноября 2006 г., 7 […]
  • Федеральный закон о бухгалтерском учете от 21111996 129-фз Федеральный закон "О бухгалтерском учете" Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ"О бухгалтерском учете" С изменениями и дополнениями от: 23 июля 1998 г., 28 марта, 31 декабря 2002 г., 10 января, 28 мая, 30 июня 2003 г., 3 ноября […]
  • Закона о платежных агентах Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ"О деятельности по приему […]
  • Часть 3 статья 26 закона Статья 26. Приостановление осуществления кадастрового учета Статья 26. Приостановление осуществления кадастрового учета См. комментарии к статье 26 настоящего Федерального закона 1. Орган кадастрового учета принимает решение о […]
  • Закон об образовании в пмр Закон ПМР «О внесении дополнения в Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об образовании» Принят Верховным Советом Приднестровской Молдавской Республики 12 апреля 2017 года Статья 1. Внести в Закон Приднестровской Молдавской […]
  • Нотариус херсонская область Нотариусы Херсона и области НОТАРИАЛЬНАЯ КОНТОРА № 1, государственная 73008,г.Херсон, ул. Мира, 37 тел.:+38(0552)51-59-93 НОТАРИАЛЬНАЯ КОНТОРА № 2, государственная 73003,г.Херсон, ул. Декабристов, 32 тел.:+38(0552)42-44-43 НОТАРИАЛЬНАЯ […]
  • Надо ли сдавать отчет по налогу на имущество если имущества нет Нулевая декларация по налогу на имущество за 2017 год: нужно ли сдавать Некоторые компании уже собрались подавать нулевую декларацию по налогу на имущество за 2017 год. Может этого не стоит делать, поскольку нет такой обязанности? […]