Тренинг конфликты и способы их разрешения

Two Shadows

Две тени, две судьбы…

Тренинг «Решение конфликтных ситуаций в коллективе»

Итак, нами был создан и проведён тренинг на тему «Решение конфликтных ситуаций в коллективе». Тренинг создавался и проводился в рамках дисциплины социальная психология. Для начала хочу заметить, что тренинг исключительно для проведения учениками на определённой паре, он ни как не повлияет на психическое здоровье людей, с которыми проводится тренинг, но также не поможет в решении конфликтных ситуаций, серьёзно…

Выкладываю исключительно для людей, у который проходит курс психологии и им нужно провести подобный тренинг, готовый… Ну и конечно на данную тематику, мало работ, игр и упражнений, поэтому думаю, что вы найдёте его полезным.

Характеристики:
Продолжительность: 1 час 10
Ведущие: Ведущий 1 и Ведущий 2
План:

  • Введение
  • Вступительная, разминочная игра «Ассоциации»
  • Теория (Часть I)
  • Игра «Я в конфликтной ситуации»
  • Теория (Часть II)
  • Игра «Сглаживание конфликтов»
  • Игра для вывода студентов из психологического состояния тренинга — «Подарок»
  • Введение (5 минут)
    [оба ведущих]

    Всем привет. Сегодня мы со *Ведущий 2* проводим небольшой тренинг на тему Решения конфликтных ситуаций в коллективе.
    Наша сегодняшняя цель понять основные причины конфликтов и постараться их не допускать, решать на предприятиях, в которых производится организационная деятельность.

    Игра «Ассоциации» (5-10 минут)
    [Главный Ведущий 2]

    Как вы наверное уже поняли сегодня всё время мы будем говорить о конфликтах, это не очень приятное явление, которое часто хочется избежать. Когда мы говорим слово «Конфликт» у нас возникает определённый рад ассоциаций, чувст. Давайте сейчас каждый скажет, с чем у него ассоциируется слово конфликт, какой образ подсказывает воображение?
    Если это <одежда/мебель/посуда/личность>, то какая?
    Хорошо, для чего мы выводили этот ряд ассоциаций?
    Для того, чтобы управлять своим эмоциональным состоянием во время конфликта, надо определить характер этих эмоций, их глубину, степень влияния на поведение.

    Теория — Часть I (5 минут)
    [Рассказывает ведущий 1]

    В общих чертах конфликт это — столкновение или борьба, враждебное отношение. Конфликтные ситуации изучает конфликтология. Слово конфликт пришло к нам из латинского, где оно звучит как conflictus.
    Если говорить более подробно, то конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Конфликт — особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах.
    В психологии конфликт определяется как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами.
    Существуют различные причины конфликтов, например различные явления, факты, ситуации и .т.д., также причины могут быть социально-политическими, экономическими, индивидуально-психологическими и т.д.

    Игра «Я в конфликтной ситуации» (20 мин)
    [Главный ведущий 1]

    Хорошо, ассоциации мы выработали, знаем, с чем у нас связан тот или иной конфликт. Давайте теперь посмотрим, поведение различных людей в конфликтной ситуации и причины конфликтов. Итак сейчас мы выберем одного человека, здесь есть «Чёрная метка», кто её вытянет, кхм, пойдёт на определённое время за дверь. *группа тянет жребий*
    Хорошо, теперь всем вам нужно загадь одного человека, человека, которого мы хорошо знаем, можно загадать кого-то из присутствующих или отсутствующих согрупников. Можно загадать ведущих сегодняшнего тренинга или нашего преподавателя. Хорошо, теперь каждый представляет, как этот человек ведёт себя в следующей конфликтной ситуации (выбираем одну):

    • Не допущен до экзамена
    • Не дали сдачи в магазине
    • Вы ушли на перерыв, перерыв закончился, преподаватель закрыл дверь от опаздывающих с перерыва
    • Столкнулся на улице плечом к плечу с другим человеком, выронил из рук определённый предмет, например телефон
    • Взломали страничку вконтакте и разослали всем друзьям ссылки на приличные сайты
    • Производили покупку, продавец выдаёт просроченный продукт
    • Хорошо, теперь все придумают, как загаданный нами человек поведёт себя в нашей конфликтной ситуации. У вас 1 минута. Загадали?
      Хорошо давайте пригласим *имя*. Вот смотри, у нас конфликтная ситуация звучит так ****, сейчас все присутствующие здесь будут высказывать, как определённый человек поведёт себя в конфликтной ситуации, твоя задача угадать данного человека.
      Упражнение проводится два три раза, с двумя тремя людьми.

      Теория — часть II (5 минут)
      [Рассказывает ведущий 2]

      1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта.
      2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним и т.д.
      3. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения и т.п.), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и, в свою очередь, предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта.
      4. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта.
      5. Разрешение конфликта.В зависимости от содержания, разрешение конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами):педагогическими(беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т.п.) и административными (перевод на другую работу, увольнение, решения комиссий, приказ руководителя, решение суда и т. п.).

      Фазы конфликта непосредственно связаны с его этапами и отражают динамику конфликта прежде всего с точки зрения реальных возможностей его разрешения.

      Игра «Сглаживание конфликтов» (около 20 минут)
      [Главный ведущий 2]

      Не секрет, что умение вовремя предотвратить конфликт играет важную роль в людских отношениях. Давайте потренируемся сглаживать конфликты и опытным путем определим основные методы урегулирования конфликтов!

      Для начала необходимо разделиться на команды по три человека.
      *делятся*
      Задача каждой команды – придумать сценарий, в котором два человека представляют конфликтующие стороны, а третий – старается их примирить. Вам необходимо в течение пяти минут придумать конфликтную ситуацию и обыграть ее. Если у вас плохо с фантазией, мы можем предоставить вам несколько конфликтных ситуаций.
      *придумывают сценарий и т.д.*
      Ждем, когда все приготовятся и вызываем кого-то. Сначала в добровольном порядке, а потом в принудительном =)

      Игра «Подарок» (около 5 минут)
      [Главный ведущий 1]

      Вы являлись виновником конфликта, с соседом, который сидит справа от вас. Но сейчас конфликт почти исчерпан, ваша последняя задача для сглаживания конфликта – сделать соседу справа подарок.
      Вы жестами показываете определённую вещь и дарите соседу. Сосед получив подарок говорит, что он получил и дарит какой то свой подарок соседу справа и так по кругу.
      Подведение итогов
      Мы познакомились с основными составляющими и понятиями конфликта, а так же научились на практике использовать различные способы разрешения конфликтных ситуаций.

      При создания тренинга были использованы интернет ресурсы:

    • http://ru.wikipedia.org
    • http://www.trepsy.net
    • http://www.neuch.ru
    • http://fictionbook.ru
    • http://azps.ru
    • http://my-training.ru
    • http://www.your-mind.ru
    • http://vashpsixolog.ru
    • P.S. Благодарю своего второго ведущего за co-op создание данного тренинга.

      Отзывов (16) на «Тренинг «Решение конфликтных ситуаций в коллективе»»

      Очень хороший тренинг, немного теории и максимальное число интересных упражнений.

      Тренинг для учителей «Конфликты и пути их решения».

      Один философ сказал: „. тот, кто умеет управиться с конфликтами путем их признания и регуляции, берет под свой контроль ритм истории. «

      Предварительный просмотр:

      Подписи к слайдам:

      Тренинг для учителей «Конфликты и пути их решения»

      Один философ сказал: „..тот, кто умеет управиться с конфликтами путем их признания и регуляции, берет под свой контроль ритм истории. » ( Г. Дарендорф )

      Цель тренинга осознание причин, механизмов и разновидностей конфликтов; освоение методов поиска решений в конфликте; использование конфликтной ситуации для личного роста; овладение приемами общения в конфликте; освоение приемов предотвращения конфликтов с близкими, знакомыми и малознакомыми людьми в повседневном общении.

      Игра-приветствие Цель : включение в работу Правила работы в группе: искренность в общении; принцип активности; каждый участник говорит за себя, от своего имени; прислушаться друг к другу, не перебивать друг друга; общение между всеми участниками и ведущим по: И.О. — вы, И.О — ты, И. — вы , И. — ты.

      Упражнение «Руки» Инструкция : соедините ладони на уровне груди, а затем надавите правую ладонь на левую.

      Упражнение «На мостике» Задача игроков – пройти как можно быстрее на другую сторону. Тот, кто заступился за дорожку, считается упавшим в пропасть.

      Упражнения « Талкалки » Инструкция: Разбейтесь на пары. Встаньте друг напротив друга, вытянув вперёд руки , обопритесь ладонями на ладони партнёра. Задача : сдвинуть своего противника с места

      Упражнение «Я — свой» Задача ведущего — доказать, что он свой, и попасть внутрь круга. Ведущий может использовать разные способы: Попытаться уговорить двух наиболее доброжелательных к нему игроков; 2. Попробовать силой или хитростью ворваться в круг.

      Пути решения конфликтов Прежде чем реагировать на действие другого лица необходимо выяснить: Почему данный человек поступил так, а не иначе. Побудить участников конфликта на установление прямого контакта друг с другом, на открытое обсуждение конфликтной ситуации. Создать условия для работы конфликтующим людям, чтобы они длительное время не контактировали друг с другом. Не злоупотреблять официальной властью. Предупреждать и устранять межличностные конфликты (многие конфликты можно избежать, если вовремя остановить, лучший вариант это извиниться). Уметь учитывать интересы друг друга. Воспринимать критику своих коллег. Проявлять вежливость, тактичность, уважение по отношению друг к другу. Дисциплинированность в работе. Можно обойти конфликт, если ответить улыбкой. Люди с чувством юмора редко конфликтуют, а уж если спорят, то всегда приятно, с шуткой, улыбкой (не с сарказмом, злой иронией, а с доброй, остроумной шуткой).

      Во время конфликтной ситуации можно использовать два вида утверждений: «Я-утверждение » — один из наиболее эффективных средств выражения своих эмоций, это понимание своих чувств и способность об этом сказать своему сопернику. Используя «я-утверждение» мы концентрируем свое внимание на том, что мы сами думаем или чувствуем в конфликтной ситуации . «Ты-утверждение» ведёт к углублению конфликта, при этом предъявляем обвинение и осуждаем других людей.

      Упражнение «Другими словами» Высказывания: «Он должен заботиться обо мне » « Ты не должна была ходить на ту вечеринку » «Ты ни разу в жизни для меня ничего не сделала!» « Ты должна была предвидеть возможные трудности » « Меня обидели !» «Меня заставили » « Он – упрямый осёл » «Он меня унизил » «Прекрати меня злить!» « Ты должна мне дать программу, книгу »

      Упражнение « Айм Сори» Задача игроков: по определенному сигналу, каждый участник находит себе пару и ладонью, локтем или плечом легонько дотрагивается до плеча партнера. Оба участника пары извиняются любым способом: «сори, извините пожалуйста, простите, сожалею о случившимся» или на любом другом языке в любой другой форме. И т..д . (фразы : «Ах, что вы. Это я вас задела» «Нет, нет, это вы меня извините», «Ну, что вы, какой пустяк, это вы меня простите» -в данном случае неприемлемы)

      Упражнение «Согласие» Инструкция: Упражнение выполняется в парах. Сначала один участник нападает, а второй пытается перевести диалог в мирное русло, затем пары меняются местами. 1. «Ты совсем с ума сошла!» — «Иногда может показаться, что я действую не как обычные люди»; 2. «Ты никогда не сдерживаешь взятые на себя обязательства!» — «Иногда я выполняю свои обязанности, иногда мне приходится их нарушать»; 3. «Прекрати разговаривать со мной в таком тоне!» — «Бывает, что мой тон кажется обидным для собеседника»; 4. «На нашей работе по – настоящему работаю только я!» — Да, вы действительно тратите много времени и сил на работу».

      Упражнение «Стулья и их тяжелая судьба» Все участники получают (распечатанную на бумаге) одну из трёх инструкций: 1.Поставьте все стулья в круг. У вас 10 минут. 2.Поставьте все стулья около двери. У вас на это 10 минут. 3.Поставьте все стулья около окна. У вас на это 10 минут. Инструкции распределяются между членами группы поровну, каждой из них должна следовать треть группы . Инструкция: Все вы получили инструкцию, которой должны придерживаться. При этом вы не должны показывать ее текст кому – то другому

      Упражнение «Плюсы и минусы конфликта» Инструкция: разбейтесь на 2 команды. Первая команда записывает как можно больше позитивных следствий конфликтных ситуаций, вторая команда, описывают негативные последствия конфликтов. На работу даётся 10 минут.

      Конфликт – это явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мотивов и потребностей одного человека. Конфликт — состояние, которое возникает , когда стороны имеют несовместимые стремления. Конфликт — столкновение противоположных интересов, взглядов, целей . Конфликт — это проявление несогласования интересов, несогласие между сторонами, когда каждая стремится сделать так, чтобы было принято именно ее позицию.

      Виды конфликтов: — межличностные — между личностью и группой — внутри группы — межнациональные — межгосударственные Стадии конфликта: — Рост напряженности в отношениях — Открытое противоборство — Решение конфликта — Завершение открытого противоборства Межличностные конфликты. Они могут протекать в форме: — соперничества — старание к доминированию — спора — расхождений по поводу нахождения наилучшего варианта решения общих проблем — дискуссии — обсуждение спорного вопроса

      Различают две стороны конфликта: конструктивные и деструктивные. Конструктивные конфликты: Конфликт вскрывает «слабое звено» в организации, во взаимоотношениях (диагностическая функция конфликта); Конфликт даёт возможность увидеть скрытые отношения; Конфликт даёт возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение; Конфликт- это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное; Необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие организации; Конфликт способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом. Деконструктивные конфликты: Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям; Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается социально- психологический климат; Ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений; Представление о победителях или побежденных как о врагах; Временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут послеконфликтных переживаний.

      Рефлексия : Что было полезно, интересно для вас? Может вы что- то узнали нового о себе или о члене коллектива? Что бы вы хотели изменить в тренинге, если будет такая же тема?

      Притча «Солнце и ветер». Однажды солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее. Вдруг они увидели путешественника, что шагает по дороге, и решили: кто быстрее снимет его плащ, тот сильнее. Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, стараясь сорвать плащ из человека. Он задувал ему под ворот, у рукава, но у него ничего не выходило. Тогда ветер собрал последние силы и дул на человека сильным порывом, но человек только лучше застегнул плащ, съежился и пошел быстрее. Тогда за дело взялось солнце. “Смотри, — сказало оно ветру. — Я буду действовать по-иному, ласково”. И, действительно, солнце начало нежно пригревать путешествующему спину, руки. Человек расслабился и подставил солнцу свое лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и совсем его снял. Так солнце, победило, действуя по-доброму, с любовью.

      Литература: Авидон И. Гончукова О. Тренинги взаимодействия в конфликте. Материалы для подготовки и проведения. «Речь» Санкт — Петербург, 2008; Агеева И. А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы. «Речь» Санкт — Петербург, 2007; Авидон И. Гончукова О. 100 разминок, которые украсят ваш тренинг. «Речь» Санкт — Петербург, 2007; Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. » Владос » Москва, 2004; Фопель К. Групповая сплоченность. «Генезис» Москва, 2010; Монина Г.Б. Лютова- Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг: педагоги, психологи, родители. «Речь» Санкт — Петербург, 2007; Источник шаблона презентации: Сайт: http :// pedsovet.su / Интернет-ресурсы. http://rylik.ru/clipart/vector/object-vector/34284-empty-notepad-papers-vector.html

      Предварительный просмотр:

      Вам позвонили близкие друзья, которые хотят заглянуть к вам на часок. Вы лихорадочно начинаете убирать в квартире, что-то готовить: но явно не успеваете. Обращаетесь к своему взрослому сыну или дочери за помощью. В ответ — «это твои друзья, вот ты с ними и разбирайся»

      Как вы поступите в такой ситуации?

      Вы возвращаетесь с работы домой и уже на лестнице слышите громкую музыку, веселье в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите веселящихся друзей вашего ребенка и его самого. В доме — полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит: «Привет! Мы немного повеселимся! Не возражаешь?»

      Ваше решение в подобной ситуации?

      Двое учащихся класса обзывали друг друга на перемене, затем начали драться. На уроке драка продолжилась. Все попытки учителя не увенчались успехом. Один из учащихся демонстративно вышел из класса

      Как решить подобную ситуацию?

      На родительском собрании родители подняли вопрос об исключении одного из учеников т.к он, по их мнению дурно влияет на ребят ( ругается матом, обзывает детей, не выполняет требований учителя) Как поступить в такой ситуации?

      Родители подарили деньги своему ребенку с определенной целью. Он их истратил не по назначению, купил то, что ему давно хотелось. Родители были возмущены, в свой адрес ребенок услышал много гневных слов. В конце концов, он хлопнул дверью и ушел из дома.

      Практический семинар-тренинг для педагогов общеобразовательных школ «Конфликты и пути их разрешения»

      Презентация к уроку

      Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

      Один философ сказал: “. тот, кто умеет управиться с конфликтами путем их
      признания и регуляции, берет под свой контроль ритм истории. «
      (Г.Дарендорф)

      Цель: помочь педагогам преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций.

      Задачи:

      • Рассмотреть понятие педагогического конфликта, его виды.
      • Изучить основные типы конфликтных ситуаций в школе.
      • Овладеть приемами общения в конфликте.
      • Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее.
      • Выявить основные варианты предупреждения и урегулирования конфликтов.

      Оборудование: презентация, раздаточный материал (приложение 1-4), лента шелковая, ватман, фломастеры, два стола для работы в группах, листы А4, ручки. Рекомендуемая литература для педагогов: Авидон И Гончукова О. Тренинги взаимодействия в конфликте. Материалы для подготовки и проведения. “Речь” Санкт-Петербург, 2008; Бороздина Г.В. Психология делового общения. Москва Инфра-М 2001. Монина Г.Б. Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг: педагоги, психологи, родители. “Речь” Санкт-Петербург, 2007

      Вступительное слово психолога:

      Дорогие педагоги, я рада вас приветствовать. Сегодня мы обсудим наиболее актуальную для нас тему : “Конфликты и пути их разрешения”.

      В последнее время ко мне поступало много запросов от учителей о недопонимании со стороны родителей, особенно это касается классных руководителей как начальной , так и средней школы. Зачастую ваши разногласия, непонимания оборачиваются обидами и стрессами обеих сторон, что приводит к ухудшению общей работоспособности и самочувствия. Сегодня мы попробуем разобраться в понятии: что же такое конфликт? Я научу вас некоторым приемам достойного разрешения конфликтов , а также успешной профилактике конфликтных ситуаций. (слайд №1)

      (Слайд №2) Что же такое конфликт?

      Конфликт ( от лат. conflictus- столкновение) — это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами.

      Конфликты могут быть:

      Конструктивными — способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений (хорошие, полезные)

      Деструктивными – препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений (плохие).

      А сейчас давайте попробуем выполнить простое упражнение.

      Упражнение “Руки” (Слайд №3)

      Психолог просит соединить ладони на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую.

      (По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука начинает бессознательно оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится).

      Обсуждение:

      • что вы чувствовали?
      • как вы себя чувствуете?
      • какие ощущения у вас возникли при выполнении задания?
      • (Слайд №4) Конфликты бывают:

        • Межгрупповые
        • Межличностные
        • Внутриличностные (мечтаешь похудеть, но очень трудно отказаться от сладкого- “душевные муки”)
        • Между личностью и группой
        • Работа по группам

          Оказывается, у конфликтов бывают как плюсы, так и минусы. Разбейтесь на 2 команды. Первая команда записывает как можно больше позитивных следствий конфликтных ситуаций, вторая команда описывает негативные последствия конфликтов. На работу группам даётся по 10 минут.

          Далее каждая группа оглашает свой список, а ведущий фиксирует его на листе ватмана или доске. Если у команды соперников возникают вопросы и замечания, то они могут их озвучить, после того как команда полностью закончит свой ответ.

          • (Слайд №5).Плюсы
          • конфликт вскрывает “слабое звено” во взаимоотношениях;
          • дает возможность увидеть скрытые отношения;
          • дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение;
          • пересмотр своих взглядов на привычное;
          • способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.
          • Минусы:

            • отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям;
            • нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины-ухудшение социально-психологического климата;
            • ухудшение качества работы — сложное восстановление деловых отношений;
            • представление о победителях или побежденных как о врагах;
            • временные потери — на 1 мин. конфликта приходится 12 мин. после конфликтных переживаний.
            • А теперь давайте рассмотрим причины возникновения конфликтов. (Слайд №6)

              Причины возникновения конфликтов:

              Конфликтогены — слова, действия , поступки, могущие привести к конфликту (например , неучтивое обращение не всегда приводит к конфликту, думаем что “сойдет”) — на слова в наш адрес мы отвечаем более сильным словом.

              конфликтная ситуация ( накопившиеся противоречия )+ повод (инцидент) — “последняя капля”=конфликт.

              (Слайд №7) Причины возникновения МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ:

              Конкуренция — люди стремятся к одной цели , но находятся в ситуации конкуренции (борьба за первенство)

              Столкновение разных жизненных принципов ( Кот Леопольд — гуманист, и мелкие пакостники- мыши)

              Психологическая несовместимость (неуживчивость темперамента и характера)

              Из-за взаимного непонимания (смысла высказываний, просьб, приказов, объяснений).

              От скуки ( Том и Джерри, Ну, погоди)

              А сейчас давайте разберемся, какая личность наиболее конфликтная? У всех свой темперамент. (Слайд №8)[2]

              • Холерик — обладает повышенной возбудимостью, легко вовлекается в конфликт , но и быстро “остывает”.
              • Флегматик — трудно доступен для убеждения, трудно втянуть в конфликт, но и вывести из конфликта.
              • Меланхолик — долго помнит и переживает обиду.
              • Сангвиник — легко успокаивается, но ему нелегко бывает сдерживать свои чувства, поэтому он нередко провоцирует начало конфликта.
              • Чтобы иметь более точное представление о себе, проведем небольшой тест на десять минут. Психолог дает тест “Конфликтная ли вы личность?”

                По истечении времени педагоги подсчитывают сумму своих набранных очков в тесте, на экране показан результат. (Слайд №9) [2]

                • 30-44 очка. Не конфликтный человек. Вы тактичны. Не любите конфликтов, даже если можете их сгладить, легко избегаете критические ситуации. Вы стремитесь быть приятным для окружающих, но когда им потребуется помощь, вы не всегда решаетесь ее оказать. Не думаете ли вы, что тем самым вы теряете уважение к себе в глазах других?
                • 15-29 очков. Умеренно конфликтный. Но о вас говорят, что вы конфликтная личность. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, невзирая на то, как это повлияет на ваши служебные или личные отношения. И за это вас уважают.
                • 10-14 очков. Склонен к конфликтам. Вы ищете повод для споров, большинство из которых излишни, мелочны. Любите критиковать, но только когда это выгодно вам. Вы навязываете свое мнение, даже если не правы. Вы любитель поскандалить. А может за вашим поведением скрывается комплекс неполноценности.
                • Теперь Вы видите, что в конфликте не может быть виновата одна сторона, в основном виноваты обе.

                  Упражнение “На мостике”. Сейчас мы с вами сыграем в одну игру: представьте себе, что вы стоите на краю пропасти, а вам очень нужно перейти на другой берег по этому мостику, но на другом берегу стоит тоже человек, которому так же, как и вам, необходимо перебраться на другой берег. (Слайд №10)

                  Группа делится на две команды. С каждой команды выходят по 2 участника, которые расходятся в разные концы комнаты, между ними рисуется узкая дорожка, либо стелется лента.

                  Задача игроков – пройти как можно быстрее на другую сторону. Тот, кто заступился за дорожку, считается упавшим в пропасть.

                  Выполнение упражнения начинается по команде ведущего.

                • Как вы себя чувствовали?
                • Что вы чувствовали при выполнении этого упражнения?
                • В реальных ситуациях, вы предпочитаете уступить или добиться определённой цели?
                • Какого стиля общения придерживался каждый из участников?

                А теперь выполним упражнение “Толкалки”. (Слайд№11)

                Эта игра всем нам знакома с детства. Суть её очень проста. Разбейтесь на пары. Встаньте друг напротив друга, вытянув вперёд руки , обопритесь ладонями на ладони партнёра. Далее по моей команде сдвиньте своего противника с места.

                Проигрывает тот игрок, который сойдет с места или хотя бы незначительно изменит положение своих ступней. После нескольких раундов игроки меняются партнёрами.

                Упражнение “Я свой” (Слайд №12)

                Все, кроме водящего, встают в круг и берутся за руки. Стоять нужно на близком расстоянии друг от друга лицом снаружи. Ведущий остаётся вне круга, его задача — доказать, что он свой и попасть внутрь круга.

                Ведущий может использовать разные способы:

                1. Попытаться уговорить двух наиболее доброжелательных к нему игроков.

                2. Попробовать силой или хитростью ворваться в круг.

                Но эта задача может оказаться слишком трудно решаемой для кого-то из ведущих.

                (Нужно сказать, что в группе почти всегда находится один — два человека, которые теряются, оказавшись лицом к лицу с группой людей, которых нужно убедить что- либо сделать. Таким участникам сложно начать выполнение упражнения. Важно, чтобы и ведущий и группа оказали незаметную помощь таким игрокам).

                Ведущему нужно следить за тем, чтобы никто не оставался за кругом больше одной минуты, так как это может привести к отказу.

                А теперь попробуем научиться разрешать конфликт. (Слайд №13)

                ЧЕТЫРЕ способа разрешения КОНФЛИКТА:

                1. Соперничество — высокая активность при нежелании сотрудничать (добиться цели любой ценой).

                2. Избегание — нет ни активности, ни желания сотрудничать (уводит разговор в сторону).

                3. Приспособление — отсутствие активности при явном желании сотрудничать (плывете по течению).

                4. Сотрудничество — высокая активность и выраженное желание сотрудничать.

                (слайд №14) Способы поведения в конфликте при СОТРУДНИЧЕСТВЕ (Мы делили апельсин):

                1. Дипломатия — вы стараетесь рассудить, кому апельсин нужнее.

                2. Компромисс — чистите апельсин и делите поровну.

                3. Воля судьбы. Тянете жребий.

                4 Конструктивный поиск — узнать, кому и зачем нужен апельсин ( кого-то мучает жажда-сок, кто-то хочет есть- мякоть, кому –то кожура для цукатов, а третьему — косточки для дерева).

                Упражнение “Другими словами” (Слайд №15)

                В этом упражнении вам предлагается поработать над неконструктивными установками в общении с другими людьми, которые зачастую приводят к возникновению или еще большему усугублению конфликта. Обычно нас раздражает, а порой и просто выводит из себя, когда другой человек говорит нам фразы типа: “Ты должен. ”, “Это твоя обязанность. ”, “С тобой невозможно разговаривать. ”, “Ты безответственный человек” и т.п.

                Эти и подобные высказывания приводят к возникновению барьеров общения, увеличению напряжения. Поэтому очень важно, особенно в конфликтной ситуации, отслеживать неконструктивные установки в общении.

                Сейчас я вам раздам листочки с высказываниями (приложение №2), ваша задача перефразировать ряд неконструктивных утверждений в конструктивные. Например, “Ты должен принести мне книгу”. (Я была бы рада, если бы ты принёс мне книгу).

                • “Он должен заботиться обо мне”. (“Мне хочется, чтобы он заботился обо мне”);
                • “Ты не должна была ходить на ту вечеринку”. (“Я бы предпочел, чтобы ты не ходила на вечеринку”);
                • “Ты ни разу в жизни для меня ничего не сделала!” (“Мне не хватает внимания и заботы с твоей стороны”);
                • “Ты должна была предвидеть возможные трудности”. (“Мне хотелось, чтоб ты предвидела возможные трудности”); “Меня обидели!” (“Я предпочла обидеться”);
                • “Меня заставили”. (“Я не сумела отказаться”);
                • “Он – упрямый осёл”. (“Я не смог убедить его”);
                • “Он меня унизил”. (“Мне было неприятно”);
                • “Прекрати меня злить!” (“Я начинаю злиться”);
                • “Ты должна мне дать программу, книгу” (“Мне хотелось бы, чтоб ты дала мне программу, книгу”). [3]
                • Обсуждение: просто – сложно перефразировать? (Слайд №16)

                  Вывод: успешное решение любой конфликтной ситуации неизбежно связано со способностью прощать. Вы можете принять решение извинить вашего обидчика независимо от того, примет он ваше прощение или нет.

                  Как обойти конфликт. (Слайд №17)

                  Ответить улыбкой ( не с сарказмом и иронией)

                  Использовать “Я – утверждение” — концентрируем свое внимание на том , что мы чувствуем и способны об этом сказать своему сопернику вместо “Ты – утверждения”, которое подрывает и ведет к углублению конфликта (вместо “ Вы должны принести мне книгу”- “ Я была бы рада, если бы Вы принесли мне книгу”)

                  Способность и умение прощать. — значит, “отпустить” свой гнев и не собираться мстить.

                  Упражнение “Согласие” — выполняется в парах. (Слайд №18)

                  Развитие конфликта зачастую напоминает снежный ком. Небрежно брошенная фраза перерастает в ругань с личными оскорблениями, навешиванием ярлыков и т.п. Это создаёт практически непреодолимые барьеры в общении, которые гораздо легче предотвратить, нежели разрешить конфликт на стадии их возникновения. Но, тем не менее, есть техники, которые позволяют в некоторой степени смягчить напряженность ситуации даже в том случае, когда одна или обе из конфликтующих сторон теряют контроль над собой, над своими эмоциями и словами.

                  Одна из таких техник состоит в том, чтобы найти в словах партнёра что-то, с чем можно согласиться, и ответить на его выпад (оскорбление, обвинение, приказ) не противостоянием, что только усугубит конфликт, а согласием, при этом не отступая от своей позиции. Например:

                  1. “Ты совсем с ума сошла!” — “Иногда может показаться, что я действую не как обычные люди”;

                  2. “Ты никогда не сдерживаешь взятые на себя обязательства!” — “Иногда я выполняю свои обязанности, иногда мне приходится их нарушать”;

                  3. “Прекрати разговаривать со мной в таком тоне!” — “Бывает, что мой тон кажется обидным для собеседника”;

                  4. “На нашей работе по-настоящему работаю только я!” — Да, вы действительно тратите много времени и сил на работу”. [3]

                  Упражнение выполняется в парах. Сначала один участник нападает, а второй пытается перевести диалог в мирное русло, затем они меняются местами. Раздаются листы с заданиями (Приложение №3).

                  Далее обсуждаем ответы учителей, корректируем их. (Слайд №19).

                  Рефлексия (Слайд №20) . Учителя заполняют специальные анкеты по рефлексии(приложение №4)

                  • Что было полезно, интересно для вас. Может вы что- то узнали нового о себе или о члене коллектива ?
                  • Что бы вы хотели изменить в семинаре-тренинге, если будет такая же тема?
                  • С каким настроением Вы покидаете наш семинар?.
                  • Есть такая притча [1]. Однажды солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее. Вдруг они увидели путешественника, что шагает по дороге, и решили: кто быстрее снимет его плащ, тот сильнее.

                    Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, стараясь сорвать плащ с человека. Он задувал ему под ворот, в рукава, но у него ничего не выходило. Тогда ветер собрал последние силы и дул на человека сильным порывом, но человек только лучше застегнул плащ, съежился и пошел быстрее.

                    Тогда за дело взялось солнце. “Смотри, — сказало оно ветру. — Я буду действовать по-иному, ласково”. И действительно, солнце начало нежно пригревать путешествующему спину, руки. Человек расслабился и подставил солнцу свое лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и совсем его снял.

                    Так солнце победило, действуя по-доброму, с любовью.

                    Мне очень хочется надеяться , что также и Вы будете побеждать в любых конфликтных ситуациях, действуя по-доброму и с любовью, и у вас обязательно все получится!

                    Спасибо за работу, всего хорошего!

                    1. Авидон И Гончукова О. Тренинги взаимодействия в конфликте. Материалы для подготовки и проведения. “Речь” Санкт-Петербург, 2008.

                    2. Бороздина Г.В. Психология делового общения. Москва Инфра-М 2001.

                    3. Монина Г.Б. Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг: педагоги, психологи, родители. “Речь” Санкт- Петербург, 2007.

                    Тренинг: «конфликт и пути его разрешения»

                    Занятие посвящёно способам эффективного общения. Многие дети просто не научены мирно решать конфликты. Причинами конфликтов между подростками становится их нервозность, неспособность долго выдерживать напряжение, привычка к агрессии.
                    Уточнение понятия «конфликт», «конфликтная ситуация», осознание причин конфликтов, освоение навыков конструктивного разрешения конфликтов — таково содержание занятия.

                    Цель: исследования конфликтов, причин их возникновения и способов их разрешения.

                    • познакомить учащихся с понятием «конфликт», его составляющими;
                    • ознакомление учащихся с различными стилями реагирования в конфликтных ситуациях;
                    • применение навыков конструктивного разрешения конфликтов;
                    • развить у учащихся способность к выработке собственных способов эффективной коммуникации.
                    • Участники: учащиеся 8-11 классов.
                      Количество участников: группы по 10-15 человек.
                      Условия проведения: аудитория со свободной зоной.
                      Раздаточный материал: бланки для тестов, схема, таблицы

                      Структура занятия:
                      Занятие проводится в режиме тренинга.
                      Занятие рассчитано на 1час 30мин. – 2 часа.

                      В начале занятия учитель задает ситуацию-провокацию. К доске выходят 2 учащихся. Им дается игровое задание: быстро и красиво нарисовать здание. Учащиеся начинают рисовать. Учитель останавливает игру и просит начать все сначала, потому что учащиеся допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, перебивает учащихся и выдвигает все новые и новые претензии: здание должно быть объемным, а не плоским, крыша – современная и т.д. Затем учитель дает возможность уч-ся закончить рисунок. После чего он сообщает, что все равно художники неправильно выполнили задание, например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет.
                      — Вам понравилась такая игра?
                      Уч-ся после выполнения задания расстроены.
                      — Почему?
                      — Что произошло в данной ситуации? (конфликт)
                      — Почему рисунок не получился? (комментарии уч-ся: плохо объяснили, не поняли и т.д.)
                      — Что не было сделано до начала работы? (не обговорили правила выполнения рисунка)
                      — Можно было избежать конфликта? (можно)
                      — Как? (ответы уч-ся)
                      Школа – это пространство, где каждый день встречаются сотни людей — детей и взрослых. Немудрено, что в их совместной деятельности возникает множество конфликтных ситуаций. Целью нашего сегодняшнего занятия будут «конфликты» и то, как их нужно правильно разрешать. А ещё лучше, научиться вести себя так, чтобы конфликтов в жизни стало поменьше. Для начала давайте сыграем в игру «Хорошо-плохо».

                      ИГРА «ХОРОШО – ПЛОХО»

                      Играют по кругу. Первый человек начинает фразу со слов «Это хорошо…», называя какое-то событие, следующий опровергает его утверждение словами «Это плохо…» и т.д.
                      — Молодцы! Как вы думаете, чему учит эта игра?
                      В любом событии можно найти хорошее и плохое.И от того, как мыотносимся к разным событиям в жизни, могут возникать различные ссоры и недопонимания. А теперь давайте поговорим о том, что же такое конфликты?
                      Конфликт — это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.).
                      Для уяснения сути конфликта важно выделить его основные признаки:
                      1. Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов или суждений. Такие мотивы и суждения являются необходимым условием возникновения конфликта.
                      2. Конфликт — это всегда противоборство субъектов социального взаимодействия, которое характеризуется нанесением взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т. п.).
                      Работа в группах: обсуждение
                      Мама решила проверить школьный дневник дочери. Когда она взяла дневник в руки, из него выпал сложенный в несколько раз листок. Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки ее застала дочь, вернувшаяся от подруги. Девочка вырвала записку из рук матери. Та накричала на дочь. Девочка хлопнула дверью и закрылась в комнате.
                      Ответьте на вопросы:
                      — Кто участвует в конфликте?
                      — Кто виноват в конфликте?
                      — Каковы позиции участников конфликта?

                      Итак, давайте рассмотрим структуру конфликта. Структуру конфликта можно представить в виде схемы.

                      Стороны конфликта (субъекты конфликта); П — предмет конфликта; ОК1 и ОК2 — образы предмета конфликта (конфликтной ситуации); М1 и М2 — мотивы конфликта; Р1 и Р2 — позиции конфликтующих сторон.
                      Определение основных структурных элементов конфликта
                      Стороны конфликта — это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.
                      Предмет конфликта — это то, из-за чего возникает конфликт.
                      Образ конфликтной ситуации — это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.
                      Мотивы конфликта — это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений).
                      Позиции конфликтующих сторон — это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.

                      Конфликты, представляющие собой сложное социально-психологическое явление, весьма многообразны и их можно классифицировать по различным признакам. С практической точки зрения классификация конфликтов важна, так как она позволяет ориентироваться в их специфических проявлениях и, следовательно, помогает оценить возможные пути их разрешения.

                      Рассмотрим основные виды конфликтов:

                      Сферы проявления конфликта

                      Экономические Идеологические Социально-бытовыеСемейно-бытовые

                      В основе лежат экономические противоречия В основележат противоречия во взглядах В основе лежат противоречия социальной сферы Воснове лежат противоречия семейных отношений

                      Степень длительности и напряженности конфликта

                      Бурные быстротекущие конфликты

                      Острые длительные конфликты Слабовыраженные ивялотекущие конфликты
                      Слабовыраженные и быстротекущие

                      Возникают на основе индивидуальных психологическихособенностей личности, отличаются агрессивностью и крайней враждебностьюконфликтующих
                      Возникают при наличии глубоких противоречий
                      Связаны с не очень острыми противоречиями, либопассивностью одной из сторон
                      Связаны с поверхностными причинами, носятэпизодический характер

                      Субъекты конфликтного взаимодействия

                      Межличностные конфликты Конфликты«личность—группа*Межгрупповые конфликты

                      Связаны со столкновением противоположнонаправленных мотивов личности Субъектами конфликта выступают две личности
                      Субъекты конфликта’ с одной стороны личность, а сдругой— группа (микрогруппа) Субъектами конфликта выступают малые социальныегруппы или микрогруппы

                      В основе таких конфликтов лежат объективныепротиворечия Способствуют развитию организации или другой социальной системы
                      В основе таких конфликтов, как правило, лежатсубъективные причины Они создают социальную напряженность и ведут кразрушению социальной системы

                      Реалистичные (предметные) конфликты Нереалистичные(беспредметные) конфликты

                      Имеют четкий предмет
                      Не имеют предмета или имеют предмет, которыйявляется жизненно важным для одного или обоих субъектов конфликта

                      — А какие конфликты в последнее времяслучались у вас?
                      — Какие чувства вы тогда испытывали?
                      — Что послужило возникновению данный конфликтов?

                      Рассмотрим, основные причины, по которым могут возникать конфликты.
                      Причины конфликта — это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его.
                      — Среди огромного множества причин конфликтов прежде всего выделим так называемые общие причины, которые проявляются так или иначе практически во всех возникающих конфликтах. К ним можно отнести следующие причины:
                      — Социально-политические и экономические причины связаны с социально-политической и экономической ситуацией в стране.
                      — Социально-демографические причины отражают различия в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, принадлежностью к этническим группам и др.
                      — Социально-психологические причины отражают социально-психологические явления в социальных группах: взаимоотношения, лидерство, групповые мотивы, коллективные мнения, настроения и т. д.
                      — Индивидуально-психологические причины отражают индивидуальные психологические особенности личности (способности, темперамент, характер, мотивы и т. п.).

                      Вторую группу причин в нашей классификации назовем частными. Эти причины непосредственно связаны с конкретным видом конфликта. Здесь мы назовем лишь некоторые из них:

                      — неудовлетворенность условиями деятельности;
                      — нарушение служебной этики;
                      — нарушение трудового законодательства;
                      — ограниченность ресурсов;
                      — различия в целях, ценностях, средствах достижения целей;
                      — неудовлетворительные коммуникации.

                      Причины конфликтов обнаруживают себя в конкретных конфликтных ситуациях, устранение которых является необходимым условием разрешения конфликтов.
                      Конфликтная ситуация — это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создающие почву для реального противоборства между ними.

                      Типы конфликтных ситуаций

                      Нарушениетрудовой дисциплины
                      Бракв работе

                      Ошибкив подборе и расстановке кадров
                      Ошибкив организации контроля
                      Просчетыв планировании
                      Нарушениеэтики общения

                      Неадекватноепредставление о конкретных ситуациях

                      Неправильныеоценки, суждения о действиях других субъектов социального взаимодействия
                      Ошибкив выводах относительно конкретных ситуаций

                      Нарушениепринятых в социальной группе правил взаимоотношений
                      Нарушениеэтики общения

                      Бракв работе
                      Неспособностьпринять адекватное решение

                      — А сейчас поднимите руки, кому приходилось когда- либо участвовать в конфликтной ситуации?
                      Давайте вспомним, отчего возникла ваша конфликтная ситуация. Что было причиной конкретного конфликта?
                      Для этого предлагаю вам закончить предложение, записанное на доске: «Причиной конфликта было то, что……»

                      Ответы детей:
                      Поговоримо собственном поведении в конфликтной ситуации и о стратегиях поведения в них.
                      Каждой стороной в конфликте избирается форма поведения, которой придерживается сторона на протяжении всего конфликтного взаимодействия. Выбор стратегии детерминируется индивидуальными особенностями и социальными установками участниками конфликта. Выбранная стратегия не трансформируется в другую даже под воздействием стратегии, занимаемой оппонентом.

                      Стратегия поведения в конфликтной ситуации – это направление и особенности действия конфликтующей стороны, выдерживаемые до завершения конфликта.

                      Определяют пять основных стратегий поведения:

                      1) сотрудничество;
                      2) компромисс;
                      3) избегание;
                      4) приспособление;
                      5) соперничество.

                      Помимо индивидуальных предпочтений субъекта конфликта и его морально-нравственных принципов, на выбор стратегии влияют и объективные факторы: степень ущерба и размер потерь при конфликтном взаимодействии; объективная оценка нанесения ущерба оппоненту; количество и качество ресурсов, которые можно использовать при достижении своих целей и удовлетворении интересов; статус оппонента; позиция оппонента в отношении другой стороны в конфликтном взаимодействии (выбранная стратегия поведения оппонента); оценка последствий конфликта при той или иной стратегии действий; временная и пространственная характеристики конфликта; принципиальность решения проблемы, значимость того или иного исхода противоречия для субъекта конфликта.

                      Сотрудничество – самая эффективная стратегия поведения. Позиции сторон приравниваются к позициям союзников и партнеров, по этому возможно конструктивное разрешение конфликта. Выбор сотрудничества обусловливается высокой значимостью разрешаемой проблемы для всех сторон конфликта, а также их взаимозависимостью.

                      Компромисс предпочтителен, когда субъекты конфликта обладают равными статусами и ресурсными возможностями или существует опасность их потери при любом другом выборе действия. Компромисс – самая распространенная стратегия в реальной жизни, так как позволяет достаточно быстро урегулировать конфликт.
                      При отсутствии желания активных действий по достижению цели или времени на ее реализацию выбирают стратегию избегания. Если избегание используется на начальном этапе развития противоречия, конфликт затухает и сохраняет силы и ресурсы субъектов конфликта нерастраченными.

                      Приспособление – это вынужденная стратегия действия, обусловленная потерей сил, пониманием невозможности альтернативного исхода или другими субъективными причинами.

                      Соперничество оценивается практиками двояко, так как иногда приносит мгновенные позитивные последствия, но может также наносить значительный ущерб одной из сторон конфликта.
                      Теперь попробуем определить, какую стратегию поведения в конфликте предпочитаете вы, пройдя тест (Тест Томаса)

                      1. а) Иногда я предоставляю другим возможность взять на себяответственность за решение спорного вопроса,
                      б) Предпочитаю не обсуждать то, в чем мы с кем-либо расходимся, а обратить его внимание на то, с чем мы оба согласны.
                      2. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
                      б) Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов и другого человека, и моих собственных.
                      3. а) Обычно я стремлюсь добиться своего.
                      б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
                      4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.
                      б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.
                      5. а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого человека.
                      б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
                      6. а) Я пытаюсь избежать неприятностей для себя,
                      б) Я стараюсь добиться своего.
                      7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно.
                      б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
                      8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
                      б) Я прежде всего стараюсь определить, что затрагивает чьи-либо интересы и в чем причина спора.
                      9. а) Я думаю, что не всегда следует волноваться из-за возникший; разногласий.
                      б) Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего.
                      10. а) Я упорно стремлюсь добиться своего.
                      б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.
                      11. а) Первым делом я стремлюсь точно определить, каковы затронутые интересы и спорные вопросы.
                      б) Я стараюсь успокоить другого и в первую очередь сохранить наши отношения.
                      12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
                      б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
                      13. а) Я предлагаю среднюю позицию.
                      б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.
                      14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его отношении к ней.
                      б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество мои взглядов.
                      15. а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
                      б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать например напряжения.
                      16. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
                      б)Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
                      17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
                      б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
                      18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
                      б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, ли он также идет мне навстречу.
                      19. а) Первым делом я пытаюсь определить затронутые интересы и то, чем вызваны спорные вопросы.
                      б)Я стараюсь отложить спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно.
                      20. а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
                      б)Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
                      21. а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому.
                      б) Я всегда склоняюсь к откровенному обсуждению проблемы.
                      22 а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится между моей; позицией и позицией другого человека.
                      б) Я отстаиваю свою позицию.
                      23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания
                      каждого из нас.
                      б) Иногда я предоставляю другим возможность взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
                      24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу, б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.
                      25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.
                      б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.
                      26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.
                      б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.
                      27. а) Зачастую стремлюсь избежать споров.
                      б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
                      28. а) Обычно я настойчивостремлюсь добиться своего.
                      б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.
                      29. а) Я предлагаю среднюю позицию.
                      б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.
                      30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.
                      б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы могли совместно добиться успеха.

                      Обработка результатов. Полученные данные соотносят с «ключом» (см. табл. 20) и подсчитывают частоту проявления каждого типа поведения.

                      Смотрите еще:

                      • Экзамены на патент симферополь Экзамены на патент симферополь Экзамен Бланки и образцы ЭКЗАМЕН НА РВП в Симферополе В наших офисах можно сдать комплексный экзамен на знание русского языка, истории и основ законодательства РФ и получить сертификат […]
                      • Заявление анкета на загранпаспорт старого образца до 14 лет Загранпаспорт старого образца на ребенка Загранпаспорт старого образца (64 серия) на ребенка до 18 лет (выдается сроком на 5 лет). С 1 марта 2010 года каждый ребенок (включая младенцев) должен иметь личный загранпаспорт для выездов за […]
                      • Трудовой кодекс дисциплинарное взыскание увольнение Трудовой кодекс дисциплинарное взыскание увольнение Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав […]
                      • Определение страховой выплаты по осаго Определение страховой выплаты по осаго Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей […]
                      • Вузы питера юрист Юридические вузы Санкт-Петербурга Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов 5 факультетов, 22 направления, Очно, заочно, дистанционно.2 гос. диплома, отсрочка от армии, 100% трудоустройство. Высшее образование в […]
                      • Купля продажа квартир в туле Купить квартиру в Туле Для желающих купить квартиру недорого цены на жилую недвижимость в этом году станут приятным сюрпризом. Многие застройщики предлагают хорошие скидки, а стоимость жилья на вторичном рынке в городе Тула не растёт уже […]
                      • Гражданский кодекс о наследстве по завещанию Гражданский кодекс о наследстве по завещанию Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав […]
                      • Коллектор мтз 1221 Коллектор МТЗ-1221, Д-260 выпускной задняя часть ММЗ 260-1008022 во Владивостоке Заметка к объявлению Доставка и оплата Самовывоз: Снеговая 71а стр. 4 улица Снеговая 71 кор. 1 Доставка по городу — 300 р. Доставка до […]