Тюрьма понятия и законы

Тюремные понятия и законы: советы бывалых

Мало кто знает, что существует четкое разграничение закона воровского и тюремного. Так, под первым понимается установленный в определенных кругах свод неписаных правил и норм поведения, который является обязательным для так называемых воров в законе. А что же такое тюремные понятия и законы?

Тюремный закон

Конечно, никому не пожелаешь на собственной шкуре прочувствовать, что это такое. Но если уже «дело сделано» и человек направляется по этапу, то есть в места лишения свободы, ему стоит выяснить, что же такое тюремные понятия и законы воровские.

Естественно, что четкого, где-либо прописанного термина не существует. Исходя из устоявшихся негласных правил, тюремный закон – это правила и традиции, обязательные для всех без исключения заключенных. Именно указанные нормы регулируют отношения среди лиц, отбывающих наказание.

Таким образом, тюремный закон – это лишь определенная часть закона воровского. Отличие их лишь в том, что первый – обязаны соблюдать абсолютно все осужденные и заключенные. А вот конкретные нормы воровского закона соблюдаются только «коронованными» ворами и заключенными, стремящимися получить указанный «статус».

Какой он, закон тюремный?

Тюремные понятия и законы, запреты строго соблюдаются «правильными» арестантами. По сути, смысл правил поведения в местах лишения свободы такой же, как и нормы жизни на свободе. Просто заключенные выражают это на своем, им более понятном, языке (или жаргоне).

Итак, основные тюремные понятия и законы заключенных сводятся к следующему:

— Выделять долю в общак, то есть уметь делиться, отдавать свое.

— С почтением относиться к старикам, родителям.

— Не стучать, то есть не доносить на других заключенных администрации колонии или тюрьмы.

— Не «крысятничать», то есть не воровать у своих.

— Не предъявлять обвинения без наличия на то оснований, доказательств.

— Не материться, не оскорблять без причины (удивительно, но в местах лишения свободы запрещено нецензурно выражаться).

— Отвечать за свои слова. Это означает, что нельзя просто пригрозить кому-то: если уж сказал, так нужно делать. Никаких изменений ситуаций, или «нечаянно» в местах лишения свободы не существует.

Все вышеперечисленные законы являются достаточно жизненными и человечными, а также легко применимыми (с некоторыми поправками) в повседневной жизни на свободе.

Есть и такие тюремные законы и понятия, правила, которые обычному человеку понять достаточно сложно. К примеру, нельзя вмешиваться. Так, если один заключенный решил покончить жизнь самоубийством, отговаривать его остальным осужденным нельзя. Если он просит лезвие (чтобы перерезать вены или горло) – его дадут.

Странным для законопослушного гражданина будет и то, что в тюрьме запрещается поднимать что-либо с пола. Даже если у заключенного на пол упала шапка, поднимать и тем более носить ее дальше уже нельзя.

«Преступление и наказание»

Несоблюдение норм тюремного закона не пройдет бесследно ни для одного из заключенных. При этом не имеет значения, относится ли арестант к тюремной «элите» или же входит в самую непочетную группу «сидельцев».

За нарушение установленных правил провинившийся осужденный (тот, который «накосячил») может быть подвергнут:

— Удару по ушам (дать по ушам – означает перевести заключенного из «касты блатных» в более низшую, то есть в категорию «мужиков»). Сделать это может только вор в законе или осужденный, имеющий такой же статус.

— Перелому конечностей – руки и ноги ломают, как правило, лицам, не вернувшим карточный долг (а он на зоне считается святым), а также тем, кто без каких-либо на то причин сам избил сокамерника.

— Насильственному акту мужеложства, после которого заключенный автоматически попадает в самую презираемую «касту опущенных»; данный вид наказания широко распространен в местах лишения свободы, где отбывают наказания несовершеннолетние преступники, а также на зонах общего режима. В тюрьмах строгого и особого режима данные случаи встречаются крайне редко.

— Символическому акту мужеложства (на зоне это выражение заменяется понятием «парафин» и заключается в проведении половым органом по губам провинившегося). Сам половой акт при этом не происходит, однако осужденный также переводится в категорию «петухов».

— Убийству (данный вид наказания применяется достаточно редко и только за совершение особо серьезных поступков). К примеру, убить заключенного могут за крупное воровство из общака или за доказанную связь с правоохранительными органами. При этом решение об убийстве никогда не принимается единолично кем-то из арестантов.

Виды тюремных понятий

Понятия – это правила, своего рода кодекс чести. Условно все существующие тюремные понятия и законы подразделяются на две большие группы:

— положительные, то есть те, которые, по мнению заключенных, являются правильными и приемлемыми для них самих;

— отрицательные – те, которыми руководствуются низшие категории «зеков» (они по этой причине и попадают в касты «петухов», «козлов» и прочие).

Положительные понятия, в свою очередь, делятся на людские и воровские. А отрицательные – на «гадские» и ментовские (полная противоположность воровским).

Понятия – фундамент взаимоотношений?

Именно на понятиях выстраиваются отношения лиц, отбывающих наказание. В основе их общения лежат понятия людские. Именно их придерживаются так называемые порядочные арестанты, а также иные «касты» заключенных, речь о которых пойдет ниже.

Есть и те, кто следует гадским понятиям, являющимся абсолютной противоположностью людским. Обычно это «крысы», «курицы» и «беспредельщики» — то есть заключенные, совершившие достаточно значимый для заключенных проступок. Это может быть кража чего-либо у своего же сокамерника, донос на другого заключенного сотрудникам тюрьмы или колонии, а также безосновательное избиение арестанта.

Колонии и тюрьмы – это места лишения свободы, в которых не прощаются ошибки. В связи с этим заключенный, нарушивший нормы «людского» сосуществования, лишается возможности искупить свою вину. Такой арестант на протяжении всего срока заключения, скорее всего, будет подвергаться унижениям и издевательствам со стороны сокамерников.

Таким образом, тюремные понятия и законы, правила поведения являются платформой, на которой строятся взаимоотношения между заключенными. При этом людские понятия, по смыслу, направлены на самопожертвование, стремление к взаимопомощи, сочувствие, человечность и взаимопонимание. Тогда как гадские являются полной противоположностью и основываются на желании удовлетворить только свои потребности и интересы, поставить себя выше остальных.

Основные понятия

Многие тюремные понятия и законы уже плавно вошли в жизнь на воле. В современном обществе довольно часто можно услышать такие термины, как «косяк», «западло», «параша», «предъявить», «душняк», «рулить», «фуфлыжник» и многие другие. Причем не всегда лица, использующие в своем лексиконе тюремный жаргон, знают правильное значение понятий.

Так, не все знают, что термин «душняк» означает создание невыносимых для нормального существования условий. А «косяк» – это непросто случайная оплошность, а серьезное нарушение тюремного закона.

Вообще, практически все часто употребляемые в обычной жизни слова на зоне обозначаются «своими» терминами. Например, уличный разбой – это «гоп-стоп», убийство – «мокрое дело», язык – «метла», особо опасный рецидивист – «особняк», тюремный коридор – «продол», выяснение отношений – «разборка», сбежать или скрываться – «сесть на колеса» и другие.

Без знания тюремной терминологии заключенному практически невозможно существовать в местах лишения свободы. Поэтому если осужденный не хочет иметь лишних проблем – он, как правило, еще находясь в следственном изоляторе, начинает постигать «блатной язык». Ведь без знания специфической тюремной терминологии нельзя понять, к примеру, выражение: «Смотрящий с мандатом предъявляет авторитетным блатным». В «переводе» на простой язык оно означает, что «главный на зоне передает важную информацию, содержащуюся в записке, почитаемой и уважаемой на зоне группе заключенных».

Таким образом, тюремные понятия и законы воровские (а точнее, тюремные) являются обязательными знаниями, которые заключенный приобретает, еще находясь в местах предварительного заключения (СИЗО).

Однако осужденному необходимо знать не только тюремные понятия и законы, правила поведения, но и так называемые касты, то есть категории заключенных (в одну из которых сам осужденный обязательно будет входить).

Тюремные «касты»

Не бывает арестантов, которые не входили бы ни в одну из категорий заключенных. Все лица, содержащиеся в местах лишения свободы, условно подразделяются по группам или, как говорят сами заключенные, «кастам». Переход из привилегированной категории в более низшую категорию возможен (например, в связи с совершением какого-либо поступка, который тюремные понятия и законы, поведение зеков относит к «косяку»). А вот переход из низшей в высшую – исключен.

Итак, существует четыре основных тюремных «касты»:

Первая «каста» — блатные. Это так называемые профессиональные преступники со стажем. Сами представители этой группы себя блатными не называют, а употребляют такие понятия, как «братва», «арестанты», «бродяги», «путевые».

Указанная группа является верхушкой иерархии, попасть в которую может далеко не каждый. Существуют строгие требования к заключенным, входящим в данную «касту». Так, «бродягой» никогда не станет тот, кто на воле занимал руководящие должности, имел какое-либо отношение к структурам власти, служил в армии. Не попадут в «касту» и те, кто работал в сфере обслуживания (к примеру, официантом, доставщиком, таксистом).

Несколько десятилетий назад «блатные», находясь на свободе, вообще не должны были работать ни дня. Также им запрещалось жениться, выполнять обязательные работы на зоне. Сейчас эти требования в большинстве тюрем не применяется.

Помимо «чистой» биографии и статуса профессионального преступника, заключенный, желающий попасть в эту «касту», должен соблюдать абсолютно все тюремные понятия и законы, традиции.

Блатные обладают на зоне и в тюрьме (или как говорят сами заключенные, «на тюрьме») огромной властью. Именно они решают все конфликтные ситуации и споры, возникающие между заключенными, следят за тем, чтобы никто из осужденных не был безосновательно обижен или унижен.

Имеют представители этой группы и особые привилегии. Так, они могут не работать и самостоятельно принимать решение о том, что из так называемого общака можно оставить себе.

Именно из этой «касты» выбирается «пахан» — главный на зоне. При этом если в тюрьме есть признанный «вор в законе», то указанную «должность» обязательно занимает он. К слову, «воры в законе» — это привилегированная, высшая группа заключенных. В нее входят лишь признанные преступным миром нарушители закона, соответствующие всем вышеперечисленным требованиям.

Если же на зоне нет «вора в законе», то туда направляется лицо, исполняющее его обязанности, то есть «смотрящий». Он выполняет все функции «пахана».

В настоящее время в некоторых местах лишения свободы так называемые паханы негласно сотрудничают с администрацией колонии: они наводят на зоне такой порядок, какой необходим руководству. Начальство колонии за такое вот сотрудничество на многое закрывает глаза: к примеру, на то, что к «пахану» попадает водка, анаша и прочее.

Стоит отметить, что развитие рыночных отношений в стране не обошло и места лишения свободы. С недавних пор «вором в законе» можно стать за деньги, то есть купить это звание. И, несмотря на то, что тюремные понятия и законы ясности никак не стыкуются с этим фактом, исключать его все же невозможно. Таких вот новоиспеченных и не очень идейных воров в законе называют «апельсинами».

Кого на зоне больше?

Каста «мужики» — самая большая, и в нее, как правило, входит около 60-70 процентов всех заключенных. В указанную группу входят самые обычные заключенные, которые отбывают наказание за незначительные (по меркам преступников) наказания: драки, небольшие кражи и другие аналогичные деяния.

«Мужики» правом голоса на «разборках» не обладают, никакие решения на зоне не принимают, словом, просто отбывают свой срок, стараясь никуда не вмешиваться, и после освобождения планируют вернуться к жизни обычного законопослушного гражданина.

Кто такие «козлы»?

Следующая каста — «козлы». В нее входят заключенные, которые по своей воле либо по принуждению сотрудничают с администрацией лагеря. Они могут занимать должность библиотекаря, завхоза, коменданта зоны, то есть любую должность, которая фактически имеется в штате исправительного учреждения.

Попадают в эту группу лица, отбывающие наказание как по собственной инициативе (например, чтобы в личном деле администрация написала, что осужденный встал на путь исправления) или по воле администрации колонии. Так, заключенного могут уговорить, запугать либо заставить работать на благо администрации тюрьмы.

Отказаться от указанной работы бывает крайне сложно, поэтому многим заключенным остается только смириться со своей участью и выполнять указания начальства колонии.

Остальные осужденные к представителям данной «касты» относятся отрицательно: их считают определенными «предателями». И это неслучайно, ведь многие «козлы» сообщают администрации тюрьмы обо всем, что происходит среди заключенных, то есть, говоря их языком, «стучат».

«Козлов» не допускают до «общака», но при этом остальным лицам, отбывающим наказание, можно с ними здороваться, разговаривать, прикасаться к ним.

Самое ужасное

Последней и по счету, и по статусу является каста «опущенных». Лиц, в нее входящих, еще называют «петухами», «обиженными» и прочими аналогичными терминами. Попадают в данную группу те заключенные, которые были «опущены» (при этом совсем не обязательно должен произойти акт мужеложства; процесс этот может быть выполнен и чисто символически).

Тюремные понятия и законы не для этой категории осужденных. Их на зоне вообще не считают за людей. Так, к ним запрещено прикасаться (если какой-то предмет нужно передать «опущенному» — его просто кидают на пол, чтобы заключенный его поднял), они пользуются отдельной посудой, им нельзя трогать вещи других осужденных. В общем, они живут обособленной группой, не имеющей никаких прав.

Статистика показывает, что больше всего заключенных попадает в указанную группу на зонах, предназначенных для малолетних заключенных. Там главенствуют свои тюремные понятия и законы, обязаности, и порой даже более суровые, чем в настоящих тюрьмах и «взрослых» лагерях.

В местах лишения свободы жизнь не останавливается. Она продолжает течь… Просто имеются определенные тюремные понятия и законы. Книга, которая содержала бы в себе все нормы поведения заключенных, до настоящего времени не написана. И вряд ли такая вообще когда-нибудь появится.

Несмотря на множество нюансов и поправок, лагерная жизнь все же строится на общепризнанных принципах: не укради, не доноси, не ври, не преступай установленные нормы и порядок общения между заключенными.

Тюремные понятия и законы, советы бывалых арестантов – то, что помогает осужденному адаптироваться в тюрьмах и лагерях. Следуя установленным нормам поведения и общения, «сиделец» сможет обзавестись на зоне «крепким тылом», «корешами» и находится в относительной безопасности.

Также выполняя все «предписания», лицо (если у него, конечно, есть такое желание), сможет добиться определенных «высот» в лагерной жизни и даже войти в категорию привилегированных арестантов.

Уважая тюремные понятия и законы, советы «авторитетных» заключенных, осужденный, попавший в места лишения свободы, скорее всего, сможет найти общий язык с «братьями по несчастью» и не станет изгоем. И как бы странно это ни звучало, «преступники — тоже люди», большая часть из которых придерживается правила: «в любой ситуации нужно оставаться человеком».

Тюрьма понятия и законы

Проходя через ворота тюрьмы, нужно забыть на время обо всем, что теряешь, быть может, надолго —в жизни начинается новый этап. “Правильной жизни” в местах лишения свободы, как и всему остальному в этом мире, нужно учиться. Замкнутый мир камеры вынуждает к каждодневному самоконтролю, сдерживанию легко нарастающей агрессии. Приходится думать не только о себе, но и о том, чтобы не нарушать душевный покой ваших сокамерников. В местах лишения свободы человек попадает в экстремальную ситуацию. Очень трудно сохранять душевное спокойствие в условиях принудительной изоляции, когда ограничены все возможности и желания.
В результате вспыхивают беспричинные на первый взгляд конфликты и драки, которые дают выход негативным эмоциям. Вырвавшееся наружу нервное напряжение, вызывает разного рода конфликты, но и загнанный внутрь стресс приносит страшный вред. Не стоит удивляться, ведь не зря говорят, что “все болезни от нервов”. Поэтому важно помнить, что одна из главных задач для попавшего за решетку — сохранение психического здоровья.
Некоторых губит брезгливость, которую, конечно, нельзя утрачивать. Но ее демонстрация порой приводит к печальным последствиям. Затем общее такое невинное, а скорее наивное восприятие действительности. Происходит огромный внутренний конфликт: некоторые интеллигенты не могут понять, что здесь можно жить и чувствовать себя человеком, даже любимым делом заниматься, — у них такая психическая структура. И этим невольно, не желая того, они демонстрируют свое неравенство. Например, отказываются от чашки чая, которая идет по кругу, и ее из уважения тебе предлагают. Хочешь не хочешь — отхлебни, не обижай.
Надо бороться, надо найти те формы существования, которые позволят выжить. Вопрос выживания и вопрос преодоления страха — это главное. Решить это никогда до конца не удается, потому что нет за колючей проволокой такого состояния, когда человек в абсолютной безопасности и ничего не боишься.
Знание правил и традиций “тюремного общежития” не избавляет от необходимости искать и находить, думать самостоятельно.
Нельзя, например, просто пригрозить, а потом отказаться от этого. Если уж бросил, даже невзначай, какую-то угрозу конвоиру или козлу, то должен ее выполнить. Нужно отвечать за свои слова. В тюрьме не признается никакое изменение ситуации, не признается никакое “нечаянно”. Что значит “нечаянно”? Нечаянно — это значит ты сам что-то не предусмотрел. Поэтому с человеком случается нечаянность. Нечаянно — тоже какой-то признак ненадежности. Ценностью этого мира является человек, который вообще уверен, уверен в себе. В мире, где все очень ненадежно, ценностью становится надежность. Привлекает надежность человека.
Надо, чтобы в твоей уверенности были уверены и остальные, чтобы человек, который идет рядом с тобой, понимал, что ты сейчас ничего такого не напорешь, что сюда не бросятся овчарки. Поэтому авторитетом на зоне пользуются люди, в которых ощущается надежность. То есть человек стоит надежно, не размазывается, не говорит сегодня одно, завтра другое, не ищет мелкой выгоды, может быть, желает жить удобно. На самом деле всегда здесь выгода получается за счет другого.
Можно предупреждать о чем-то, но все равно что-нибудь забудешь, не предусмотришь. Тем более, что не все везде одинаковое. Если тебе повезет, то найдется хороший человек, который подскажет, что делать. Если нет — рассчитывай только на себя.

Советы бывалых— только капля в море, но они проверены жизнью.

Не нарушай тюремных законов. Помни в тюрьме своя жизнь, которой тебе предстоит жить.
Не укради у своих и не “стучи” — главные заповеди.
Помни: все, что может произойти с тобой, на девяносто процентов зависит от самого тебя, от того, как ты себя поведешь с самого начала.
Поменьше говори, побольше слушай и присматривайся. Чем меньше говоришь, тем меньше вероятность попасть в “непонятку” — в “косяк”.
Спроси у сокамерников: что можно и чего нельзя.
Не задавай лишних вопросов, но если в чем-то неуверен — лучше спросить.
Делай то же, что и все.
Будь сдержан в общении — “следи за своим базаром”.
Прежде чем что-то сказать, очень хорошо подумай. Лучше промолчать, чем сказать не то, что надо.
Прежде чем что-то сделать, подумай еще больше. Именно неспособность наметить необходимый план действий превращает жизнь в ад.
Избегай прямого противоречия мнениям других, а также самоуверенного отстаивания своей точки зрения.
Избегайте враждебности и конфликтов — им не место в “правильной хате”.
Не навязывайте своего мнения. Это не дает положительных результатов.
Не ищи легкой жизни — не сотрудничай с администрацией.
Не ищи мелкой выгоды. Не жадничай. В трудное время надо делиться.
Нельзя без оснований требовать что-либо у других заключенных.
Не верь, не бойся, не проси.
Каждый человек действует или говорит так, а не иначе, в силу определенных причин. Но это вовсе не значит, что ты должен стремиться всех понять. Не лезь ни к кому в душу — и будет лучше всего.
Не бойся сокамерников. Не бойся тюремщиков.
Помни: страх вызывает нервное напряжение, беспокойство, делает тебя возбужденным.
Не допускай унижения своего достоинства со стороны представителей администрации, особенно в присутствии “обиженных”.
Не притворяйся: не строй из себя знатока “тюремных законов” и “авторитета”, если таковым не являешься.
Не ругайся матом. В тюрьме и на зоне ответственность за слово гораздо больше, чем на свободе.
Никогда не говори “просто так”. Такого понятия в тюрьме и на зоне просто не существует.
Забудь слово “нечаянно”.
Нельзя сказать, а потом отказаться от своих слов. Если, что-то сказал, надо исполнять — “пацан сказал — пацан сделал”.
Не вмешивайся не в свое дело. Каждый отвечает сам за себя. Нельзя отвечать за другого человека.
Не подымай ничего, что упало рядом с “дальняком”.
Не поднимай ничего с пола — “заминировано”, не употребляй в пищу ничего из красных упаковок — “петушиный цвет”.
Не бери без спросу ничего чужого. Прежде чем взять что-то, спроси разрешения.
Отдавай долги.
Помни, что никто не имеет права забирать твой “положняк”.
Не выполняй чужой работы.
Заставить тебя убирать камеру вне очереди никто не имеет права.
Ничего не бери у “опущенного”, не соприкасайся с ним, не пей из одной посуды, не трогай его вещей. Это последнее дело. Ему можно только давать, а брать нельзя.
По возможности не общайся с представителями администрации, а при непосредственном контакте с ними не теряй своего достоинства.
При возникновении конфликтов с другими осужденными ни при каких обстоятельствах не обращайся за помощью к администрации.
По отношению к администрации веди себя осторожно и продуманно.
Следи за своим внешним видом, старайся всегда быть опрятным и аккуратным. Постарайся достать хорошие предметы туалета — мыло, зубную пасту, приспособления для бритья и др.
Не поднимай предметов, случайно найденных. Не подбирай “бычки” и объедки.
Не распространяй непроверенную информацию и слухи. Строго следи за своей речью и критическими высказываниями в отношении других осужденных.
Не вмешивайся в чужие разговоры, пока не попросят.
Прислушивайся к мнению “авторитетов”, но всегда имей свое мнение.
Надо “спать и видеть” — всегда быть осторожным в отношениях с окружающими.
Сохраняй выдержку и хладнокровие в сложных жизненных ситуациях.
Помните о своих близких, которые остались на воле: лучше, если человек сам переносит собственные неприятности, а не отягощает ими других.
Нехорошо, когда человек, имея близких, обременяет их при каждой необходимости требованиями о помощи и осложняет этим их жизнь.
Стремись взять себя в руки, не дай загнать себя в “косяк”. Помни, что от этого зависит твое будущее не только в местах лишения свободы, но и на воле. Кто оступился в местах лишения свободы, не сможет подняться на воле.
Подумай о том, что тюрьма и зона испытывают тебя на прочность. Стремись сохранить свою психику в порядке.
Не срабат
ывает психологическая защита у человека, который не чувствует поддержки со стороны близких.
Те, кто сохраняет душевное спокойствие в условиях заключения, невосприимчивы к нервным заболеваниям.
Никогда не используйте сегодняшний день для того, чтобы взять реванш за былые обиды.
Не забывайте о самоконтроле, как бы ни были раздражены. Доводы не должны быть разрушительными. Если вы злы так, что готовы закричать или пустить в ход руки, подождите пока уляжется ваша ярость, а потом беритесь за решение вопроса.
Не предпринимайте атак на физические или умственные недостатки сокамерника — это никогда не забывается и не прощается.
Соизмеряйте свои эмоции с реальностью и всегда прислушивайтесь к голосу здравого смысла.
Научитесь радоваться тому, что у вас есть, и не беспокойтесь о том, чего у вас нет.
Умейте видеть положительную сторону каждого события.
Не воспринимайте материальные блага как эквивалент счастья. Часто эти понятия несовместимы. На протяжении всей истории человечества были мудрые люди, которые это понимали.
Римский философ Сенека советовал: “Относитесь ко всякому дару судьбы подозрительно и с робостью.
Ведь и зверь, и рыба попадают в западню, влекомые обманчивою надеждою. За тем, что вы считаете дарами счастья, кроется засада. Кто хочет остаться невредимым, пусть избегает сколько можно этих даров, служащих приманкой.
Ведите здоровый образ жизни, заботьтесь о теле, лишь настолько, насколько это необходимо для здоровья.
Пусть пища только умеряет голод, питье — жажду, одежда — холод и жилище служит защитой тела от непогоды. Но решительно безразлично, построено ли оно из дерна, или из цветного и чужеземного камня: знайте человек может одинаково укрыться, как под соломой, так и под золотом. Презирайте всякие украшения, добытые непосильным трудом.
Помните, что нет ничего достойного восхищения, кроме души, а для ее величия ничто не достаточно велико.
Вступая в разговор не начинайте его с тех вопросов, по которым у вас разные мнения.
Наоборот, с самого начала старательно акцентируйте внимание на тех вопросах, по которым у вас существует согласие.
Пусть вам с самого начала говорят: “да, да”. Удерживайте вашего партнера, насколько это будет возможно, от слова “нет”.
Психологическая схема происходящего предельно ясна. Когда человек говорит “нет” — и на самом деле так думает, — он делает гораздо больше, чем произнося слово “нет”.
Весь его организм — нервы, железы внутренней секреции, мускулы — настраиваются на отрицание.
Отрицательно настроенная личность может выбрать один из двух тактических приемов: бежать с поля боя (замкнуться в себе и копить злобу) или атаковать в свою очередь.
Посвятите свое время книгам. Книга — универсальный друг и помощник. Это молчаливый спутник, который всегда готов дать вам мудрый совет. Это друг, который может быть всегда с вами и никогда не предаст.
Книги — это мудрость человечества. Через книгу вы общаетесь с умнейшими людьми всех времен и народов. Книги помогут вам понять жизнь и свое место в ней.
“Скажи мне, что ты читаешь, — заметил Гете, — и я скажу ,кто ты”.

Тюремные законы и порядки

Несмотря на то, что исправительные учреждения – это территория государственного закона и порядка, наряду с этим действуют, так называемые «тюремные законы», придуманные и соблюдаемые заключенными. Это очень жесткие и конкретные правила, строгая иерархия и порядки, за нарушение которых возможно достаточно суровое наказание.

Специфический тюремный контингент, а это люди, преступившие закон, покорно соблюдают тюремный закон, в отличии от юридического.

Несколько примеров законов тюрьмы и наказаний за их несоблюдение:

  • общак – денежные средства, которые накапливаются в сообществе для дальнейшего их применения (поддержка нуждающимся). Для наполнения общака, каждый заключенный отдает определенный процент или сумму от имеющихся у него средств.
  • высшая «тюремная каста» строго придерживается правил, чуждых обычным уголовникам, так, например, это запреты на употребление матерных выражений, оскорблений и строгого соблюдения иерархического поведения;
  • презумпция невиновности – это значит, что никто не имеет права обвинять другого без неопровержимых доказательств, в противном случае, за это полагается наказание;
  • возврат долгов – обязателен для всех, несмотря на положение, особенно это распространено среди увлекающихся азартными играми. За нарушение данного закона могут применить даже членовредительство (зафиксированы случаи лишения пальцев и даже кисти);
  • вся «власть» криминальной зоны сосредоточена практически в одних руках (смотрящие). Это «прокурор», «адвокат» и «судья» в одном лице, хотя стоит отметить, что любое решение принимается группой, однако окончательное слово за главным:

Тюремная субкультура явление неконтролируемое извне, при этом четко управляемая внутри самой группы, зачастую жестокими методами. Согласно иерархии, каждому субъекту предопределена строгая роль и обязанности, зачастую навязанные и противоречащие закону, однако не выполнение которых может повлечь за собой серьезные наказания. Виды наказания – это жесткие и изощренные меры от простого избиения до унижения и даже лишения жизни.

Управление в основном происходит посредством запугивания и шантажа, при котором у многих не остается другого выбора, кроме полного подчинения.

Красочная и романтично культивируемая «жизнь по понятиям» – циничный и очень жесткий подход, позволяющий определенному кругу заключенных беспринципно нарушать закон, находясь на, так называемом, исправлении.

Законы и «понятия» женских тюрем в России

В преступной Вселенной есть особая галактика – женские тюрьмы. «Понятия», по которым живет мир преступников, отсутствует в женских колониях. Есть негласные правила, которые должна соблюдать каждая.

К примеру, в каждой камере должна быть «старшая», которая следит за порядком, чтобы не было запрещенных предметов и чтобы сокамерницы соблюдали порядок.

Иерархия в камере

Преступления женщин отличаются от мужских. Женщины реже совершают корыстные преступления, грабежи, разбои. Они чаще совершают убийства, и причиняют тяжкий вред здоровью бытового характера. Это объясняется тем, что женщины эмоциональнее, и разум не всегда руководит поведением женщины, особенно в минуты ярости. Жертвами женского насилия становятся мужья, любовники, любовницы мужа. При аресте женщины не сопротивляются и не убегают.

Взаимоотношения зэчек, как правило, носят нейтральный характер. Это не мужская камера, где идет борьба за лидерство. Иерархия в камере похожа на улей – есть матка – «старшая», помощницы, которым старшая делегирует свои негласные обязанности и остальные девушки. Помощницы наблюдают за чистотой, составляют график дежурств, следят за приемом пищи, осматривают камеру на предмет неположенных вещей. Часто образуются женские союзы в тюрьме, так называемая «семья», но не это не теплые дружеские отношения. В «семье» общаются, могут поделиться продуктами, одеждой, косметикой, но закадычной дружбой эти отношения нельзя назвать.

Большинство камер рассчитаны на 40-60 человек, в котором установлены кровати в два ряда, которые называются «нарами». Есть кровать, которая находится в конце камеры, без второй полки. Она называется «поляна» — на ней спит «старшая». В камере также есть кухня и туалет с душем. Кухней, туалетом можно пользоваться неограниченное время, а стирать вещи можно только в определенные дни.

В камере уборка проводится ежедневно, три раза в день. График уборки составляется заранее, и отказываться от дежурства нельзя – исключение составляют только те, кто «сидит» долго. За плохое дежурство наказывают дополнительными днями уборки. Дежурство можно «продать» за две пачки сигарет или за продукты. Девушкам нельзя заходить на кухню, если там «старшая» и ее помощницы.

Чтобы в камере поддерживать спокойную атмосферу, девушкам запрещено ругаться матом и употреблять производные слова, поэтому в камере часто абсолютная тишина. Старшая отвечает за «обучение» новеньких. Процесс привыкания к новой жизни занимает неделю-две. Старшая по камере распределяет места, и новеньким достаются места около входа, так называемые «тормоза».

Иерархия на зоне

После вынесения приговора женщину переводят в следственный изолятор. Для женской психики это огромный стресс, потому что подготовится к тюремной обстановке невозможно. «Заехав в тюрьму», женщины теряют чувство реальности. Оперативный работник занимается распределением по камерам. Обычно стараются «подобрать» камеру вновь прибывшей, но это делается не ради женщины, а ради спокойствия сотрудников – меньше конфликтов, а значит, легче работать администрации. Поэтому бухгалтерши и чиновницы – в одной камере, «колхозницы» – в другой.

Этот принцип нарушается, только если в тюрьму сажают подельниц – обязательно в разные камеры. На зоне большое значение имеет то, «кто ты есть», твое положение в обществе до тюрьмы. Например, москвичка ты или нет, как часто получаешь передачи, сколько писем тебе пишут, во что одеваешься и что ешь – свою пищу или тюремную. Таким образом, формируется отношение тюремного общества. Хотя статус формируется не только с помощью «дотюремного» положения, но и зависит от личности.

Конфликты заканчиваются на повышенных тонах, но драк практически нет, а если они случаются, то без тяжких повреждений. Убийства – вообще редкий случай в женской камере. Если о возникшем конфликте узнает администрация тюрьмы, то виновную накажут, и найти зачинщицу просто. Поэтому стараются не конфликтовать без весомого повода.

Любовь на зоне

Женская любовь на зоне – явление больше обсуждаемое. Любовные отношения заводят в основном «второходки». Эти отношения не только физиологические, также в паре женщины сильно поддерживают друг друга, заступаются. Лесбийская пара часто продолжает отношения и за пределами тюрьмы.

Если «второходка» узнает, что в соседней камере сидит ее любовь, то она делает все, чтобы оказаться рядом. В конце концов, зэчка добивается своего, и пара воссоединяется. Тюремная мораль не осуждает любовь, поэтому девушки обустраивают свой «уголок» для физиологических потребностей. Администрация тюрьмы к таким связям относится спокойно.

Центр содействия реформе уголовного правосудия

Тема I. Культурные феномены

Культура. В интервью термин культура (К.) используется в значении близком к социологическому смыслу этого слова, отличающемуся от используемого в повседневной речи (культурный уровень, культура обслуживания и т.п.). К. служит инструментом поддержания мира и согласия, порядка в обществе, решения конфликтных ситуаций ненасильственным путем, обеспечения минимального уровня социальной напряженности и массовых отклонений от принятых норм поведения.
ОдновременноК.— это основной и самый эффективный механизм социализации человека; постепенного (с рождения) включения его в общество, способ передачи накопленного веками социального опыта: норм, правил и образцов поведения, образцов жизни и деятельности, а главное, духовной основы К. — идеалов («боль и мудрость поколений»), которые современная социология называет ценностями.
Все национальные культуры имеют один и тот же набор ценностей, главное их отличие – в иерархии, в порядке расположения ценностей. Если для западных культур, ценности идут примерно в том же порядке, что и лозунги Великой Французской революции — Свобода, Равенство и Братство, — то для России порядок будет обратный: Братство, Равенство и только потом – Свобода.
Уничтожить живую культуру можно только одним способом: «сократить» количество ее носителей до 500-1000 человек. Однако когда культуру ставят на грань уничтожения, она использует все имеющиеся резервы, обращается к самым глубинным слоям в душах своих носителей, даже пракультурному уровню.

Этнический характер. Устойчивый, повторяющийся набор черт личности, характерных для людей, выросших в одной культуре, прошедших одни и те же процессы социализации («базовая личность»). Внутри одного и того же общества может быть несколько культурных групп, представители которых имеют свой Э.х.
Э.х. — результат культурной обработки генотипа, «сплав» генотипических черт и ценностных ориентаций. Культура является не продолжением генотипа, а способом его смягчения. Например, эпилептоидный тип личности, преобладающий в русском этносе, по своему генотипу склонен к крайнему эгоизму и индивидуализму. Культура же ориентирует его на коллективизм и бескорыстие, выставляя эти ценностные ориентации против его генотипических черт. Таким образом, культура и генотип соединяясь в одно целое, дополняют и адаптируют друг друга. В результате, э.х. становится более сбалансированным, гармоничным.

Социальный архетип. В основе этнического характера лежит некоторый набор предметов или идей, которые в сознании каждого носителя определенной культуры связаны с интенсивно окрашенной гаммой чувств или эмоций. Появление в сознании любого из этих предметов приводит в движение всю связанную с ним гамму чувств, что, в свою очередь, является импульсом к более или менее типичному действию. Эта единица «принципиального знаменателя личности», состоящая из цепочки «предмет – действие», и имеется в виду под социальным архетипом (в отличие от понятия, используемого филологами или введенного К.Г.Юнгом).
Ядро культуры, куда входят и с. а., формируется в раннем детстве или, как говорят, впитывается «с молоком матери».

Тюремная субкультура. Термин субкультура используется в его обычном значении (совокупность ценностей, норм, моделей поведения какой-либо социальной группы т.д.).
Главная особенность российской т. с.: в ее основе лежат базовые ценности традиционной культуры. Возможно, именно поэтому она и вольным миром воспринимается как нечто родное и близкое. То есть не народ у нас криминален, а криминал (точнее арестантское сообщество) народен (культурен). Т.с., по-видимому, не имеющая аналогов в других странах мира, феномен не только широко распространенный, но и обладающий огромной устойчивостью, способный к самовоспроизведению, и регенерации. Есть основания полагать, что до сего времени она не претерпела существенных изменений.

Культурные сообщества. Совокупность людей, идентифицирующих себя с определенной группой, связанной одним образом жизни, занимающихся определенным видом деятельности и т.п., причем в коллективных представлениях этой группы отражаются базовые ценности традиционной культуры. К.с. можно условно разделить на:
стихийно сложившиеся (напр., арестантское сообщество), т.е. в результате естественной реакции людей одной культуры на условия, в которых они оказались;
сформировавшиеся, появившиеся в результате целенаправленных действий представителей профессиональной (напр., медицинское сообщество) или общественной группы.

Призонизация. Стихийное распространение языка, культуры, норм, традиций и обыкновений тюремной субкультуры среди других групп вольного населения. Хотя сам термин происходит от английского prison (тюрьма), он вполне внятно звучит и для русского уха из-за давней обкатанности тоже иностранного словечка – зона. Еще в 60-е годы прошлого века в обычном языке широкое распространение получили выражения: «большая зона» (воля), «малая зона» (тюрьмы и лагеря).
АВТОРИТЕТ. В русском языке слово авторитет чаще используется в значении, близком к английскому influence (влияние), и противопоставляется по смыслу слову “власть”, но не дополняет его. Власть существует в пространстве формальных структур, воздействуя на людей через систему статусов, престижей, должностей, санкций. Авторитету подчиняются добровольно, порой поступаясь собственными выгодами и интересами.

АВТОРИТЕТ — представитель высшей группы в неформальной иерархии заключенных (блатной, вор в законе). В арестантском языке слово используется, как правило, во множественном числе: авторитеты. Неформальный порядок, действующий в сообществе заключенных, носит авторитарный характер. Реальная ситуация, складывающаяся в неформальной жизни ИУ, СИЗО или их подразделении (камере, ПКТ, ШИЗО и т.п.) определяется авторитетами данного учреждения, влиятельными авторитетами на воле или в других учреждениях, а также тактикой, которой придерживаются работники оперативных служб.
Авторитетный арестант — заключенный, имеющий высокий статус в одной из двух групп неформальной иерархии: блатные и мужики. Не употребляется по отношению к представителям таких неформальных групп, как козлы, черти, опущенные и др.

АКТИВИСТ — заключенный, открыто сотрудничающий с администрацией ИУ, вступивший в секции, «самодеятельные организации осужденных» (см. козел).

АРЕСТАНТ: 1) уважительное обращение к любому заключенному, тем более, к незнакомому; 2) авторитетный заключенный.

БЕСПРЕДЕЛ —отсутствие порядка, произвол, беззаконие. Беспредел блатной, шерстяной: открытое насильственное нарушение тюремного закона со стороны блатных или шерстяных по отношению к другим заключенным. Беспредел ментовской: беззаконие, сверхжестокость, садизм по отношению к заключенным со стороны администрации колонии или других должностных лиц, например: прокурора. Пословица, характеризующая этот вид беспредела: «Закон — тайга, медведь — прокурор».
Беспредельный: беззаконный с точки зрения норм и правил тюремного закона.
Беспредельщик, чаще — заключенный, реже — сотрудник ИУ, творящий беззаконие, произвол.

БЛАТНОЙ — представитель высшей по статусу группы в неформальной иерархии заключенных. Блатной обычно является (или впоследствии становится) профессиональным преступником. Он должен следовать правильным понятиям, иметь «чистое» прошлое.
Блатные — это реальная власть в ИУ, власть, которая борется с властью официальной, то есть с администрацией зоны. Кроме власти, блатные имеют привилегии — право не работать, право оставлять себе из общака все, что они сочтут нужным. У блатных есть и обязанности. Правильный блатной обязан следить за тем, чтобы зона грелась, то есть получала нелегальными путями продукты, чай, табак, водку, наркотики, одежду. Он обязан также решать споры, возникающие между другими заключенными, и вообще не допускать никаких стычек между ними, следить за тем, чтобы никто не был несправедливо наказан, оскорблен, обделен.
Сами блатные предпочитают использовать для самоназвания различные эвфемизмы и синонимы слова “блатной”: авторитет, правильный арестант, босяк, бродяга, жулик и др. Старые синонимы — жиганы, люди, паханы и др., известные по классической литературе о ГУЛАГе, используются гораздо реже.
В группе блатных существует своя иерархия. В порядке от более высокого статуса к низшему: воры в законе, свояки, авторитетные блатные, пацаны, приблатненные, бойцы. В некоторых регионах могут использоваться и другие названия.

БОСЯК — арестант по образу жизни (даже на воле). Для него не существует понятия собственности. Человек ничего своего для братвы не жалеющий. Но и рассчитывающий на помощь (не в излишествах, а только в самом необходимом).

БРАТ — имя, используемое арестантами в самых редких случаях для выражения высшей степени доверия. Образцами братства являются легендарные арестанты.

ВОР, вор в законе — элита преступного и тюремного мира, его лидеры, своего рода посвященные. Воры занимают высшее положение в не­фор­мальной иерархии заключенных.

Воровские наказы — новое правило, созданное в результате спора между заключенными или в качестве ответа на новую акцию тюремных властей. Из наказов и продолжает постоянно составляться неписаный тюремный закон.

Воровской закон — свод неписаных правил, норм, обязательных для воров. В 20 — 50-е годы воровской закон с его понятиями не распространялся на всю массу заключенных, оставаясь сугубо корпоративным способом организации жизни. Весь мир, согласно воровскому закону, был поделен на своих и чужих, причем чужие имели лишь ту единственную ценность, что за их счет могли существовать и выживали свои.
С начала 60-х годов воровской закон, постепенно модифицируясь, захватывает в сферу своего действия основную массу заключенных (см. тюремный закон). Поэтому не следует распространять представления о блатных и ворах, складывающиеся по классической литературе о ГУЛАГе 30-50-х годов (В. Шаламов, А. Солженицын и др.), на период 1961-2000 гг.

ГЛАВПЕТУХ — неформальный лидер в касте опущенных. Является полномочным представителем опущенных в контактах с лидерами других неформальных групп, решает все проблемы, возникающие в группе опущенных, участвует в разрешении спорных вопросов между опущенными и другими мастями. Иногда его функции исполняют два неформальных лидера — папа и мама.

ДУХОВИТЫЙ — твердый, надежный человек, не теряющий присутствия духа ни при каких обстоятельствах.

ЗАКОН — система неформальных норм, правил, установок, санкций против нарушителей, процедур разрешения конфликтов, введения новых норм и т.д., действующая в сообществе заключенных (тюремный закон) или в пределах отдельной группы, касты заключенных (например, воровской закон).

ЗАЧУШКАНИТЬ, законтачить — предметы, стол, а особенно продукты питания, до которых дотронулся опущенный, табуируются для других групп заключенных; такие вещи и называются зачушканенными, то есть грязными, испорченными, представляющими опасность для других арестантов. На малолетке зачушканенным может оказаться стол, шконка и т.п., если нарушены некоторые правила, табу. Например, если кто-то сел во время еды за стол, не помыв руки или не сняв куртку. Пользоваться после этого зачушканенными предметами можно только после обряда очищения. Например, тщательно вымыть с мылом, выскрести поверхность стола осколками стекла и т.п.

КОЗЕЛ — представитель группы в неформальной иерархии заключенных, образованной по признаку: открытое сотрудничество (в настоящем или прошлом) с администрацией ИУ. Эта группа выделилась в сообществе заключенных в 60-х годах. В отличие от активиста 30-50-х годов, статус козла становится для заключенного практически постоянным, сопровождает его в течение всего времени пребывания в местах лишения свободы.
Появление касты козлов связано, по-видимому, с реакцией тюремной субкультуры на пенитенциарную политику советской власти в начале 60-х годов.
Формальным актом, включающим заключенного в касту козлов, может быть вступление в «самодеятельные организации осужденных», согласие занять должность или выполнить работу, считающуюся позорной по правильным понятиям. Все это является необходимым условием для получения ряда льгот от администрации, права занимать определенные «номенклатурные» должности, перейти в категорию лиц, «твердо вставших на путь исправления», а значит, стать кандидатом на досрочное освобождение или помилование.
Для основной массы заключенных козлы являются предателями интересов сообщества заключенных, коллаборационистами.
Слово козел является одним из самых серьезных оскорблений для заключенного, не принадлежащего к этой группе. Заключенный, которого так назвали, обязан среагировать немедленно и жестко (ударить или даже убить обидчика), в противном случае он рискует своей репутацией и понижением статуса. Слово козел и производные от него («козья», «козлик», «козлиный» и даже – «рогатый», «сохатый») табуированы, и их запрещено использовать в повседневной речи. Например, игра в домино, известная под таким названием на воле, в тюрьме называется «сто одно»; сказать другому, что у него какая-то вещь связана из козьей шерсти — значит оскорбить его.
Интересно, что в 30-50-е годы козлами в лагере называли пассивных гомосексуалистов.
Заключенные, принадлежащие к этой группе, предпочитают использовать при самоназвании различные эвфемизмы: активист, красный, «независимый мужик», «положительный». Те же эвфемизмы в спокойной ситуации используют в присутствии козлов другие заключенные.

КОЗЫРНЫЙ ФРАЕР — авторитетный блатной, ступень в иерархии блатных, непосредственно следующая за званием вора. (См. Вор, блатной).

КОНЬ — способ нелегальной связи между камерами. Например, бечевка, натянутая по внешней стороне корпуса тюрьмы между окнами камер, леска, пропущенная по трубам канализации и т.п. С помощью коня передаются из камеры в камеру записки, мелкие вещи и т.п.

КОРОЕДКА — спецшкола, спец-ПТУ, пенитенциарные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей полуоткрытого типа. В спецшколах содержатся дети от 11 до 14 лет (те, кто попал в спецшколу до 14 лет, могут быть оставлены в ней до исполнения им 16 лет), а в спец-ПТУ подростки от 14 до 18 лет, совершившие уголовные или статусные нарушения (т.е. нарушения, за которые наказываются только подростки и дети, взрослые за те же действия наказанию не подлежат).

КОСЯК — нарушение правил, норм тюремного закона; неудачное действие или поступок; нарукавная повязка члена секции.

КРАСНЫЙ — эвфемизм слова козел.

КРАСНАЯ ЗОНА — зона, где администрация поддерживает порядок и управляет сообществом заключенных с помощью козлов, не считаясь с тюремным законом. Например, старается посадить опущенных в столовой за общие столы, требует, чтобы в столовую и из столовой заключенные ходили строем, запрещает перемещение по зоне без строя, вход в чужие бараки и прочее.
В такой зоне активисты имеют широкие полномочия и могут вести себя весьма агрессивно. Поощряется слежка друг за другом, доносительство, мелочные придирки к поведению и одежде заключенных.

КРЫСА — заключенный, укравший что-нибудь (иногда, взявший без спроса) у другого арестанта. Крысятничество: кража чего-нибудь у других арестантов.

КУМ — опер, сотрудник (чаще начальник) оперативной службы тюрьмы. Одна из главных задач этого подразделения (оперчасти) – контролировать общую обстановку в учреждении, предупреждать преступления, всякого рода нарушения, раскрывать ранее совершенные преступления, собирать информацию о лидерах преступного мира. Оперчасть широко использует незаконные способы воздействия на заключенных, которые не поддаются контролю со стороны надзирающих инстанций: натравливание друг на друга различных групп заключенных, помещение в камеру (пресс-камеру, пресс-хату) со специально подобранными заключенными, которые по указанию кума истязают, пытают, насилуют или даже убивают посаженного к ним арестанта, пытаясь добиться от него информации, необходимой оперчасти.

МАЛОЛЕТКА — несовершеннолетний заключенный.

МАМА — один из неформальных лидеров в касте опущенных. В паре с другим лидером (папой) решает все вопросы в этой неформальной группе заключенных. В отличие от папы занимается хозяйственными проблемами опущенных и вопросами, связанными с продажей, поставкой другим заключенным своих подопечных в качестве сексуального объекта. Папа разрешает конфликты между опущенными, обращается к авторитетам в случае, когда с его подопечными поступают в нарушение правильных понятий (например, не платят за оказанные сексуальные услуги и т.п.). Папа является полномочным представителем опущенных в контактах с лидерами других неформальных групп. Чаще функции папы и мамы исполняет один человек — главпетух.

МАСТЬ — та или иная группа, каста в неформальной иерархии заключенных; статус заключенного в неформальной иерархии (мужик, блатной и т.п.).
В тюремном мире существуют четыре основные касты (в порядке понижения статуса): блатные (черные), мужики (серые), козлы (красные), опущенные (голубые). Каждая каста внутри имеет свою иерархию. Тюремная субкультура чрезвычайно консервативна, вертикальные переходы (повышение статуса) очень затруднены или вообще невозможны.
Существование мастей признается и учитывается сотрудниками колоний. Например, прежде чем отправить наказанного заключенного в камеру ШИЗО или ПКТ, дежурный спрашивает о его масти (заключенных разных групп держат в разных камерах).

МЕНТ — сотрудник милиции, следствия, прокуратуры, пенитенциарных учреждений.

МЕТЛА — язык. «Следи за метлой» — думай, что говоришь, отвечай за свои слова. «Посадить не метлу» — уговорить сотрудника ИУ или СИЗО сделать что-то запретное: пронести спиртное, наркотики, передать маляву, ксиву на волю, в другую камеру и т.п.

МУЖИКИ: 1) Самая большая группа в сообществе заключенных. Мужики отличаются от блатных тем, что они, согласно тюремному закону, работают в зоне на обычных должностях, а от козлов — тем, что не сотрудничают с администрацией. В дела блатных они не вмешиваются (кроме случая блатного беспредела). К мнению авторитетных мужиков прислушиваются все другие группы заключенных. Основная часть мужиков придерживается правильных понятий.
2) Общее название всех заключенных, признающих правильные понятия.

ОБИЖЕННЫЙ — эвфемизм слов опущенный, петух; иногда не опущенный, а просто несправедливо униженный, пострадавший от беспредела и вынужденный уйти из хаты может искать оправдания у авторитета и «получить» с беспредельщика; заключенный обиженки или сидевший в обиженке.

ОБЩАК: 1) Нелегальный фонд взаимопомощи заключенных. Может состоять из денег, продуктов, чая, курева, вещей и т.п. По тюремному закону взносы в общак должны делаться исключительно на добровольной основе мужиками и блатными. Средства общака используются на общие нужды: для подкупа сотрудников ИК или СИЗО, заключенных из хозобслуги; помощи заключенным, оказавшимся в бедственном положении.
Право на помощь из общака имеют прежде всего арестанты, попашие в ШИЗО и ПКТ, заключенные, отправляемые в крытую. Помощь также оказывается этапируемым на больничку; новичкам, не имеющим помощи со стороны, и т.п. Хотя общак предназначен для заключенных, живущих по правильным понятиям (мужики и блатные), иногда из этого правила делаются исключения: некоторая часть грева из общака, направляемого в ШИЗО и ПКТ, должна распределяться
Смотрящий за общаком — это, как правило, блатной, назначаемый на сходняке. Смотрящий подбирает себе помощников для сбора средств. Участие в сборе, распределении, хранении общака жестоко преследуется администрацией. Свои общаки могут быть у козлов и опущенных.
Общаковый: относящийся к общаку, т.е. нелегальному фонду взаимопомощи заключенных.

ОПУСТИТЬ — перевести в касту неприкасаемых (опущенных, петухов) – изнасиловать или совершить ритуал, связанный с переводом заключенного в эту касту.
Опущенный — представитель самой низшей группы в неформальной иерархии заключенных, своеобразной касты неприкасаемых. У опущенного нельзя ничего взять, нельзя его касаться, сесть на его нары и т.п. У них свои отдельные места в бараке, тюремной камере, в столовой, своя меченая посуда, они выполняют самые грязные работы — те, за которые прочие заключенные уже не имеют права браться. Они имеют определенные опознавательные знаки, обязаны сообщать по прибытии на место, где их не знают, о том, что они опущенные, чтобы другие заключенные, вступив в общение с ними, не потеряли своего статуса. Скрывать свой статус опущенному бесполезно и опасно, рано или поздно его прошлое становится известным, и тогда раскрытых опущенных наказывают, избивают, иногда — убивают. Считается, что он зашкварил всех, кто с ним общался, сидел рядом. Статус опущенного пожизненный, скажем, перерыв в тюремной карьере его не изменяет.
Весьма распространенно заблуждение, что в опущенные попадают только пассивные гомосексуалисты. По некоторым оценкам, добровольных гомосексуалистов среди опущенных не более 20 % (хотя человек, бывший на воле пассивным гомосексуалистом и не сумевший скрыть это, становится опущенным). Перевод в опущенные производится, как правило, за грубые нарушения тюремного закона: доносительство, крысятничество, невыплаченный карточный долг, беспредел по отношению к другим заключенным. Опускают прессовщиков, козлов, шерстяных, тех, кто совершил позорные, с точки зрения правильных понятий, преступления (изнасилование детей, зверское изнасилование женщин, зверское немотивированное убийство, развратные действия с малолетними и т.п.).
Заключенный, чувствующий серьезность допущенного им нарушения, иногда предпочитает добровольно перейти в касту опущенных (скажем, перенести свои вещи в угол барака, где живут опущенные). В этом случае он, как правило, не подвергается никаким ритуальным процедурам или изнасилованию.
Каста опущенных появилась в сообществе заключенных в 60-х годах, возможно, как реакция субкультуры заключенных на новую пенитенциарную политику властей. Борьба за сохранение личности в условиях, когда администрация ИТУ использовала самые жестокие способы давления на заключенных с целью заставить совершить их аморальные, с точки зрения традиционной культуры, поступки, привела к изобретению своей неформальной санкции к «отступникам», это своего рода остракизм, моральное изгнание из сообщества в условиях, когда реальное изгнание невозможно. Возможно также, что наказанию в виде изнасилования в период утверждения самодеятельных организаций осужденных впервые начали подвергаться те, кто становился их членом. Напомним, что нынешнее название касты коллаборационистов (козлы) относилось в 40-50-х годах к пассивным гомосексуалистам.
Кстати, хранители тюремного закона, традиций тюремного мира, утверждают, что наказание в виде перевода человека в касту опущенных по правильным понятиям считается недопустимым. По их версии, касту опущенных «придумали менты» и ввели ее с помощью прессовщиков, шерстяных, беспредельщиков в тюремный мир.

ПЕРВОХОДКА, первоходочник — заключенный, арестованный впервые, не имеющий тюремного опыта. Обвиняемые, не отбывавшие ранее наказание в виде лишения свободы, должны сидеть отдельно от рецидивистов. Этот порядок зачастую нарушается, особенно, когда СИЗО переполнен.

ПЕТУХ — пассивный гомосексуалист; один из синонимов слова опущенный. Само слово петух является страшным оскорблением и табуировано в еще большей степени, чем козел. Все однокоренные с петухом слова (распетушился, петя, петушиный, петушок и т.д.), а также родственные ему (курятник, птичка, курица, гребень и т.п.) заключенные стараются не употреблять, чтобы не «попасть в непонятную». Это касается и опущенных, предпочитающих употреблять при самоназвании эвфемизм обиженный.

ПРАВИЛЬНЫЙ — справедливый, честный, уважаемый, авторитетный, придерживающийся правильных понятий. Высшая степень оценки человека (правильный мужик, блатной, арестант), группы людей (правильная хата, зона, тюрьма, семья и т. п.), явления (правильный порядок и т.п.).
Правильные понятия: система неформальных норм и правил, действующих в таких неформальных группах заключенных, как мужики и блатные. Являются для заключенных одновременно и этическим императивом, и средством противостояния администрации ИУ. Поддерживаются, разделяются, признаются основной частью заключенных, что можно объяснить их близостью к нормам, ценностям и установкам традиционной культуры. Они декларируют, например, непримиримое отношение к доносительству, провозглашают примат общего интереса над частным, братство между заключенными, помощь тем, кто оказался в трудном положении (см. общак), справедливость, ограждают заключенного от произвола посредством запрещения отнимать что бы то ни было без законного (в рамках тюремного закона) основания, запрещают предъявлять человеку обвинение без доказательств его проступка и вообще оскорблять его, требуют строгой продуманности и сдержанности в словах (см. следи за метлой). Распространение правильных понятий и тюремного закона, их поддержку основной частью заключенных можно объяснить и тем, что официальный закон требует от них аморальных, с точки зрения традиционной культуры, поступков (доносительства, предательства, лицемерия, получения личной выгоды за счет ущемления прав общины и большей части ее членов и т.п.).
ПРЕДЪЯВИТЬ — выдвинуть обвинение в нарушении неформальных норм и правил, бытующих в сообществе заключенных. Поводом для предъявки может стать неожиданно всплывший компрометирующий факт, относящийся к далекому прошлому, иногда даже к вольной, долагерной жизни заключенного, а также обстоятельство, вообще не являющееся результатом обдуманного самостоятельного выбора: например, сам факт проживания в Москве или в С-Петербурге, служба во внутренних войсках и т.п.

ПРЕСС — «обламывание» заключенного, способ подавить его личность, сделать полностью управляемым. Иногда пресс — это постоянное психологическое давление на заключенного («змейский пресс»).
Пресс-камера, пресс-хата: камера в ИВС, СИЗО, крытой, ПКТ, ШИЗО, в которой специально подобранные администрацией заключенные пытают, истязают, насилуют тех, кого к ним сажают, с целью добиться от них чего-нибудь конкретного, например, дать нужные следователю показания, узнать, где хранятся общаковые деньги, подписать заявление с отказом от воровских идей (см. ломка и т.п.). Пресс-камеры существуют и в настоящее время.
Прессовщик: заключенный, согласившийся выполнять по заданию сотрудника ИТУ или следователя функцию палача, истязателя других заключенных в пресс-камере. Обычно в личном или оперативном деле прессовщика имеется отметка, которая служит указанием для опера о возможности соответствующего использования этого заключенного. Кроме того, такая отметка предупреждает помещение прессовщика во время этапирования вместе с другими заключенными. Разоблачение прессовщика чревато для него жестокой расправой.

ПРОПИСКА — своего рода инициация, обряд введения новичка в тюремное сообщество; тестирование. Наибольшее распространение прописка имеет в камерах малолеток и заключенных общего режима.
Новичку предлагаются вопросы, или он ставится в ситуации, требующие сообразительности, силы воли, быстрого принятия решений. Поведение испытуемого и демонстрирует качества его личности: степень самостоятельности, надежности и т.д.
От результатов прописки зависит место в неформальной иерархии заключенных. Не выдержавшие испытаний зачастую попадают в касту неприкасаемых, изгоев.

РАЗБОРКА: 1) Разрешение конфликтов, возникших между заключенными или группами заключенных по правилам, предусмотренным тюремным законом или воровским законом (в случае, когда конфликт возник между ворами или приближенными к ним авторитетными блатными). Такая разборка иногда называется правильной, правилкой. В роли медиаторов или «судей» обычно выступают авторитетные заключенные, блатные. В серьезных случаях человека, признанного виновным (ответчика), отдают на милость правого (признанного на разборке правым). Он может получить с ответчика как с «достойного» или как с «негодяя» (квалификация ответчика — прерогатива разборки, которая может передать ее правому). В первом случае ответчик должен публично признать свою вину и покаяться. Правый может и слегка ударить ответчика, но не больно, чтобы тот только «почувствовал братскую руку». Во втором случае с ответчиком можно сделать все, что угодно, в том числе и убить его. Правый может по приговору разборки потребовать с виновного деньги, вещи — тут у него, казалось бы, полная свобода выбора. Однако по тому, насколько справедлива санкция, выбранная правым, насколько она соответствует провинности, насколько «выигравший дело» великодушен и не злопамятен, окружающие будут составлять себе мнение о нем, что в конечном счете влияет и на его статус в сообществе.
Разборки между ворами или авторитетными блатными проходят по другим правилам, предусмотренным воровским законом. Например, вора нельзя ударить даже «по-братски». Такая санкция однозначна: вор лишен своего звания. Несправедливо подвергшийся подобной санкции, не признавший законности лишения звания вора, обязан убить ударившего.
Тюремный закон предусматривает для ответчика право апелляции. Если разборка происходит, например, в тюремной камере, ответчик может обратиться с просьбой вмешаться в решение разборки к авторитету более высокого статуса (а иногда и к главному авторитету тюрьмы) с решки или послать в соответствующую камеру ксиву с изложением сути конфликта и просьбой вмешаться. По правильным понятиям такое обращение приостанавливает исполнение санкции.
2) Группа заключенных, принимающих участие в разборе конфликта и вынесении решения.

СЕМЬЯ — группа из 3-5 заключенных (иногда больше), связанных между собой доверительными отношениями. Члены семьи оказывают друг другу помощь и поддержку в повседневной жизни, но также несут и ответственность друг за друга.

СМОТРЯЩИЙ — представитель воровского мира, который обязан следить за тем, чтобы заключенные данной колонии соблюдали тюремный закон, правильные понятия и воровские «наказы». Смотрящий может быть назначен как ворами, так и предыдущим смотрящим, уходящим на свободу или на этап.

СХОДНЯК — что-то вроде постоянно действующего совета блатных в ИУ, который разбирает конфликты между заключенными, вопросы, связанные с жизнью заключенных, объявлением забастовок, подготовкой бунта, изменением некоторых норм, действующих среди заключенных данного ИУ, обращением к блатным, ворам других ИУ или находящимся на воле и т.п.

ТИХУШНИК — заключенный, сотрудничающий с администрацией, но старающиеся особо не демонстрировать свою принадлежность к касте козлов (красных). При малейшей возможности они стараются не надевать нарукавную повязку.

ТЮРЕМНЫЙ ЗАКОН — свод неформальных норм и правил, действующих в сообществе заключенных. В отличие от воровского закона, на основе которого он и сложился в 60-е годы (когда воров и блатных в ИТУ фактически не осталось), тюремный закон включает в сферу своего действия всех заключенных; определяет свои нормы, запреты, табу для каждой группы (масти) заключенных, регулирует отношения между представителями этих групп, вводит механизмы решения конфликтов между заключенными. Все конфликты должны решаться по тюремному закону с помощью разборок и апелляций к авторитетам. Авторитетами чаще всего бывают люди из касты блатных (в этом еще одно доказательство того, что средняя каста – мужики – не просто стихийно сложилась в некоторое социальное целое, но именно взяла себе за образец касту блатных, у которых уже был свой выработанный закон и порядок).

ФРАЕР — в настоящее время слово фраер во многих регионах приобрело такой смысл: заключенный близкий к блатным, блатной. Например, фраериться означает — в своем поведении подражать блатным; козырный фраер — блатной. Сохраняет и прежнее значение в некоторых словах, например, фраернуться: совершить ошибку, неправильный с точки зрения арестанта (но не вольного) поступок.
Старое значение слова фраер передается теперь словом лох.

ХОЗЯИН — начальник тюрьмы или колонии.

ЧЕРНЫЙ — то же, что и блатной. Черная зона: колония, в которой власть по-существу держат блаттные. Черная масть: один из синонимов слова блатные.

ЧЕРТ — человек, занимающий одну из самых нижних ступеней в неформальной иерархии заключенных (ниже только чушки и опущенные). Черт отличается невыдержанностью своих моральных принципов, безответственностью в поведении и неопрятным внешним видом.

ЧУШОК — представитель группы с низким статусом в неформальной иерархии заключенных (ниже по статусу только опущенные). Чушков заставляют делать грязную работу, на общаке и малолетке обирают, отнимают у них вещи. Чаще всего это люди неприспособленные (по разным причинам) к жизни в тюрьме, не способные оказать сопротивление, постоять за себя, равнодушные ко всему. Их основной отличительный признак — запущенный внешний вид. Слово чушок чаще используется у малолеток.

ШЕРСТЬ, шерстяные — заключенные, которые выдают себя за авторитетных, блатных, но на самом деле беспредельничают, действуя в собственных интересах или по указанию администрации.

ШКУРКА — докладная козла о нарушениях дисциплины, режима содержания заключенным (заключенными). Сдать шкурку: передать тюремной администрации докладную.

ШНЫРЬ: 1) Заключенный, взявший (иногда под давлением со стороны других заключенных) на себя обязанность убирать камеру, барак, производственное помещение, выполнять работу, которую заключенные обязаны делать по очереди. За эту работу он получает от самих заключенных определенную плату продуктами, куревом, деньгами.
2) Заключенный, занимающий должности дневальных (дежурные, порученцы, уборщики) в отдельных структурных подразделениях ИУ (ШИЗО, ПКТ, штаб, комнаты свиданий, отряды и т.п.). Шнырь считается козлом уже по самой должности.

Смотрите еще:

  • Закон от 19122005 163-фз Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 163-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" Документ является поправкой к Комментарии Российской […]
  • Как исчислить сумму налога на доходы физических лиц Как высчитать НДФЛ из зарплаты Актуально на: 24 января 2018 г. По общему правилу заработная плата облагается НДФЛ по ставке 13% для резидентов и 30% для нерезидентов. И каждый работодатель, будучи налоговым агентом, должен исчислить, […]
  • Осаго если водитель пьян Получение выплаты по ОСАГО при ДТП с пьяным водителем Согласно Правилам дорожного движения (далее – Правила, ПДД) водителю запрещается, при каких бы то ни было обстоятельствах управлять автотранспортным средством в пьяном виде. Это […]
  • Размер пособия по безработице оренбург Сколько платят на бирже труда по безработице Биржа труда – учреждение, входящее в систему государственного регулирования рынка труда. Биржа занимается посредническими функциями, осуществляемыми между работодателями и гражданами, […]
  • Общественное обсуждение закон Статья 24. Общественное обсуждение Статья 24. Общественное обсуждение См. комментарии к статье 24 настоящего Федерального закона 1. Под общественным обсуждением в настоящем Федеральном законе понимается используемое в целях общественного […]
  • Досрочное сокращение как оформить Типичный образец заявления на досрочное увольнение по сокращению штата: как написать этот документ? Бывают случаи, когда при сокращении сотрудников на предприятии часто возникают ситуации, когда одна из сторон трудовых отношений выбирает […]
  • Сапожников адвокат Сапожников Юрий Юрьевич (Юрист) Опытный юрист практик, основное направление деятельности - защита компаний в суде (арбитражный процесс). Юрист специализируется на гражданском, корпоративном, хозяйственном и других отраслях права. Высокая […]
  • Приказ въезд на территорию "Детский сад №8 "Капелька" Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение " Детский сад № 8 « Капелька» Приказ 01.09.2017 г. №30/8 «Об организации пропуска автотранспорта на территорию МБДОУ " Д/с № 8 «Капелька» […]