Тактильное пособие

Пособия и тактильных игры для слабовидящих детей

В познании окружающего мира дошкоиками с нарушенным зрением осязание играет особую роль. Посредством осязания ребенок получает основную информацию о форме, структуре и поверхности предметов.

Осязание, иначе — прием и переработка информации, появляющейся в результате активного взаимодействия с окружающей средой, носит активный познавательный характер.

Одновременное использование осязания и неполноценного зрения дает большую полноту восприятия, а также уменьшает время для опознания уже знакомых объектов и создания представлений о незнакомых объектах внешнего мира (Ю.А. Кулагин, Л.И. Солнцева).

Исследования (Л.И. Плаксина, B.C. Изотова) показывают также, что включение осязания в зрительное восприятие объектов внешнего мира и поврежденного зрительного анализатора в их осязательное опознание увеличивает правильность узнавания и называния.

Т. ОРЕХОВА, учитель-дефектолог (тифлопедагог), ГОУ-детский сад компенсирующего вида для детей с нарушением зрения № 1125, Москва.

Развитие осязательного восприятия и тактильной чувствительности

Детям с нарушениями зрения свойственны как снижение темпа и качества приема и переработки информации, так и ограниченность и неполнота формирования образов и понятий. Поэтому в процессе формирования у таких детей образа предмета или явления следует задействовать как можно больше источников информации разных модальностей.

Задача тифлопедагога заключается в уточнении и обогащении представлений, формировании целостных, адекватных действительности образов. Он должен научить детей с нарушениями зрения анализировать получаемую от всех анализаторов информацию и объединять ее в единый образ.

С целью развития осязания и мелкой моторики проводятся специальные занятия, часть времени других занятий также используется для организации упражнений или игровых заданий на развитие осязания. Работа строится на основании программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) под редакцией Л.И. Плаксиной [4].

В нашем детском саду в процессе коррекционной работы с дошкольниками с нарушениями зрения вот уже на протяжении более двух лет активно используются игровые пособия, которые помогают подавать материал в оригинальной форме, активизировать умственные и творческие силы воспитанников, оптимизировать воспитательно-образовательный процесс.

Для более эффективного их использования были разработаны и апробированы разнообразные варианты игр, предложены инструкции, доступные детям дошкольного возраста. Работа с каждым пособием строится по принципу от простого к сложному. С каждым новым вариантом содержание игры усложняется, требования к уровню выполнения заданий повышаются, а количество материала увеличивается.

Предлагаем вниманию читателей описание пособий и вариантов тактильных игр с ними.

Пособие ‘Пощупай рукой, определи ногой!’

Цель. Развивать осязание, тактильную чувствительность и тактильную память; учить словесно обозначать качественные признаки поверхностей.

Описание пособия. Состоит из семи больших напольных досок с разными поверхностями, десяти деревянных коробок с прямоугольными отверстиями вместо одной из боковой сторон (внутри каждой коробки расположен образец поверхности), десяти круглых вкладышей с аналогичными поверхностями (располагают в углублениях на верхней поверхности коробок) (см. фото 1).

Начинается с обследования руками с участием зрения двух контрастных поверхностей (например, глад- кая-шершавая). Педагог пальцами одной руки медленно и легко проводит по одной поверхности и говорит: «Гладкая». Он делает это несколько раз и побуждает ребенка повторить эти действия и слова: «А теперь ты потрогай доску». Точно так же проходит обследование второй поверхности.

На следующем занятии педагог предлагает ребенку самостоятельно показать гладкую и шершавую поверхность; еще раз проводится осязательное обследование. На третьем занятии обследование и узнавание поверхностей проходят без участия зрения (глаза ребенку закрывают тканевыми очками или повязкой).

Педагог предлагает потрогать поверхность и сказать, какая она на ощупь. Постепенно добавляются новые поверхности. Аналогичным образом строится работа по узнаванию и различению поверхностей ногами. После того как все доски обследованы руками и ногами, вводятся упражнения на соотнесение тактильных ощущений рук и ног.

В младшей группе даются четыре контрастные поверхности: гладкая, шершавая, пушистая, колючая. С детьми этого возраста мы работаем только с большими досками. В средней группе к предыдущим доскам добавляются три оставшиеся и в работу вводятся деревянные коробки с аналогичными поверхностями. В старшей и подготовительной к школе группах для увеличения количества разных поверхностей используем не только семь больших досок, но и десять круглых вкладышей. Вводятся названия поверхностей (меховая, металлическая, пластмассовая, резиновая, поролоновая и т.д.), температурных ощущений (Обе поверхности гладкие, одна теплая на ощупь, а другая холодная).

1. «Пощупай и назови!» (с большими досками). Ребенку предлагают потрогать руками поверхности больших досок и сказать, какие они на ощупь. При первом предъявлении обсуждаются материалы, из которых выполнены поверхности досок. В дальнейшем ребенок должен самостоятельно определить и назвать качественные свойства поверхностей. Аналогичным образом задание выполняется ногами.

2. «Подбери поверхность!» (с коробками и вкладками). Ребенок просовывает руки в коробку и ощупывает поверхность. Для выполнения задания ему необходимо найти вкладыш с аналогичной поверхностью и вставить ее в верхнюю часть коробки.

3. «Пощупай рукой, определи ногой!» (с большими досками и коробками). Ребенок рукой ощупывает поверхность внутри коробки. Ему дается задание запомнить ее, а затем найти аналогичную поверхность, ощупывая доски ногами.

4. «Пройди и найди!» (с большими досками и вкладышами). Большие доски выкладываются на полу в виде дорожки. Ребенку завязывают глаза и дают в руки круглый вкладыш. Он идет по дорожке и пытается найти аналогичную вкладышу поверхность. Найдя ее, останавливается.

5. «Пойми меня!» (с коробками и вкладышами). В игре участвуют двое: перед одним ребенком выставлены коробки, перед другим выложены вкладыши. Первый ребенок поочередно просовывает руки в коробки и описывает поверхность (эта дощечка гладкая, холодная. И т.п.). Второй должен определить, о какой поверхности идет речь, и выложить вкладыш на столе в заявленном порядке. В конце игры проверяется, совпали ли поверхности выложенных вкладышей и коробок.

Пособие ‘Определи на ощупь!’

Цель. Развивать осязание, тактильную чувствительность и тактильную память.

Описание пособия. Состоит из шести мешочков (в каждом шесть пар тактильных пластинок-образцов), прямоугольного деревянного ящика (верхняя сторона открывается, одна из боковых поворачивается вокруг своей оси и является наборной панелью, в которую вставляются пластинки-образцы) (см. фото 2).

Работа с пособием. Можно начинать со средней группы. Детям этого возраста предлагаются пластинки с поверхностями из разных материалов. В старшей группе добавляются наборы с поверхностями из разных тканей и с геометрическими фигурами. В подготовительной к школе группе в работу вводятся металлические решетки, наждачная бумага, числовые карточки.

1. «Какая на ощупь?». Ребенку предлагают потрогать поверхность пластины и сказать, какая она на ощупь. Педагог помогает описать фактуру поверхности, подобрать подходящие слова.

2. «Найди пару!». Ребенку предлагают ощупать пластинку-образец и найти такую же в мешочке или коробке, опираясь только на тактильную чувствительность. Начинать нужно с двух-трех пластин, постепенно доводя их количество до шести.

3. «Построй по порядку!». Педагог располагает шесть пластин на наборной панели ящика, шесть парных им пластин лежат перед ребенком. Он ощупывает пластинки в ящике и старается свои пластины выложить в том же порядке. Начинать нужно с двух-трех пластин, постепенно доводя их количество до шести.

4. «Запомни и повтори!». Ребенку дается задание на ощупь запомнить порядок расположения пластин на наборной панели. Затем предлагается выложить в том же порядке пластины второго комплекта. После окончания работы наборное полотно переворачивается, и проверяется правильность выполнения задания.

Пособие ‘Что это?’

Цель. Развивать осязание, взаимодействие зрительного и тактильного анализаторов, тактильную память, мелкую моторику, ориентировку в микропространстве, навыки произвольного поведения; учить взаимодействовать друг с другом.

Описание пособия. Оно представляет собой деревянную коробку с низкими стенками, крышка которой сделана в виде рамки с эластичным тканевым экраном. В комплект входят семь фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, человечек, утка, дерево). Чтобы разнообразить и усложнить игру, можно добавлять другие фигуры (см. фото 3).

Игра предлагается детям старшей группы. Начинаем работу со зрительно-тактильного обследования фигур, которое проводится следующим образом: симметричные фигуры — обеими руками начиная от верхней средней точки, асимметричные-левой рукой фиксируют начало обследования предмета, правой обводят весь предмет, выделяя его части.

Затем дети знакомятся со свойствами тканевого экрана: он сделан из эластичного материала, который затрудняет зрительное опознание предмета. Взрослый, перебирая пальцами по экрану, находит предмет, натягивает на него ткань и зрительно-тактильно узнает его по выделившемуся силуэту. Затем в коробку кладут другую фигуру (так, чтобы ребенок ее не увидел). Педагог говорит: «А теперь ты попробуй найти и узнать фигуру, которая спрятана в коробке». Можно усложнить игру, исключив из опознания зрение («Постарайтесь не смотреть на экран, определите фигуру только на ощупь»).

1. «Узнай фигурку!». В коробку кладут фигуру и накрывают ее тканевым экраном. Ребенок ощупывает фигурку сквозь экран, узнает ее и называет.

2. «Расставь фигуры!». В середину коробки кладут несколько фигур, накрывают коробку экраном. Педагог просит ребенка выполнить действия по инструкции. Например: «Найди круг и передвинь его вверх; найди дерево и передвинь его влево». Игра может быть организована с двумя детьми, тогда один ребенок придумывает задание и дает инструкцию другому.

3. «Расскажи, где расположены фигуры!». Педагог расставляет фигуры в коробке, на

крывает ее экраном и предлагает ребенку рассказать, где расположены фигуры. Игра может проводиться с двумя детьми: один расставляет фигуры, другой ощупывает их и рассказывает, как они расположены.

4. «Запоминай-ка!». Педагог выкладывает в коробку несколько фигурок в определенном порядке. Ребенок на ощупь запоминает его. Затем фигуры перемешиваются, и ребенок по памяти выкладывает их в первоначальном порядке. Играть могут двое: первый выкладывает фигуры и запоминает их последовательность, второй ощупывает их, запоминает последовательность фигур и после перемешивания старается воспроизвести эту последовательность. Первый ребенок через экран проверяет правильность выполнения задания. Затем дети меняются ролями.

5. «Кто лишний?». Педагог выкладывает на доску несколько фигурок и предлагает ребенку ощупать их и запомнить. Тот отворачивается, взрослый добавляет одну или несколько фигурок. Задача ребенка — определить, какие фигурки лишние.

6. «Что исчезло?». Педагог выкладывает на доску несколько фигурок и предлагает ребенку ощупать и запомнить их. Тот отворачивается, взрослый убирает одну или несколько фигурок. Задача ребенка-определить, какие фигурки исчезли.

Пособие ‘Пощупай и угадай!’

Цель. Развивать осязание, тактильную чувствительность, тактильную память; учить словесно обозначать качественные признаки поверхностей; развивать навыки взаимодействия.

Описание пособия. Пособие состоит из четырех подставок, на каждую крепятся по девять блоков с различными поверхностями (см. фото 4).

Знакомство с пособием начинается в средней группе. Детям предлагаются четыре поверхности (мягкая, гладкая, шершавая, ребристая). В старшей группе постепенно вводятся остальные блоки.

1. «Какая на ощупь?». Ребенку предлагают потрогать поверхность одного блока и рассказать о том, какая она. Педагог помогает описать фактуру поверхностей, подбирать подходящие слова.

2. «Найди пару!». Ребенку предлагают ощупать блок-образец и найти такой же в мешочке или коробке.

3. «Построй по порядку!». Педагог выкладывает блоки на специальную подставку, закрывает ее ширмой или помещает в коробку для обследования. Перед ребенком лежит второй комплект блоков и подставка. Он ощупывает блоки в коробке или за ширмой и старается выложить свои блоки в том же порядке. Начинать следует с двух-трех дощечек, доходя до девяти.

4. «Испорченный телефон». Участвуют два-три ребенка. У педагога и каждого ребенка свой комплект блоков и подставка. Детей сажают так, чтобы они не видели руки других игроков (могут быть отделены друг от друга ширмой или могут действовать с завязанными глазами). Педагог каким-либо блоком проводит по ладони ребенка. Он запоминает ощущения и старается найти на своей доске такой же блок. Выбрав нужный, проводит им по ладони следующего ребенка. И т.д. Последний ребенок должен показать свой блок, который должен совпасть с блоком педагога. Количество блоков можно постепенно увеличивать. Когда дети поймут правила игры, они могут играть самостоятельно, без активной помощи взрослого.

5. «Пойми меня!». Комплект блоков на подставке расположен за ширмой или в коробке для обследования. Участвуют двое детей: первый ребенок ощупывает блок и описывает вслух его поверхность; второй должен определить, о какой поверхности идет речь, и выложить блок на подставку. Начинать можно с двух-трех блоков, постепенно доводя их количество до девяти.

Пособие ‘Подбери пару!’

Цель. Развивать осязание, учить словесно обозначать качественные признаки поверхностей.

Описание пособия. Включает в себя прямоугольную деревянную панель с пятью углублениями для круглых фишек и таким же количеством штырьков для прямоугольных фишек; восемь пар круглых и прямоугольных фишек с разными тактильными поверхностями (см. фото 5).

Работа с пособием

Познакомить с некоторыми фишками можно уже в младшей группе (последовательность работы по ознакомлению с поверхностями описана в игре «Пощупай рукой, определи ногой!»).

1. «Какая на ощупь?». Ребенку предлагают потрогать поверхность квадратной (или круглой) фишки и сказать, какая она на ощупь. Сначала игра проводится с участием зрительного анализатора. Затем его исключают-убирают фишки в мешочек или коробку для обследования; закрывают ребенку глаза тканевыми очками.

2. «Найди пару!». Ребенку предлагают ощупать квадратную фишку и найти в мешочке или коробке круглую фишку с аналогичной поверхностью. Можно выполнять это задание с глазами, закрытыми повязкой или тканевыми очками.

3. «Построй по порядку!». Педагог располагает квадратные фишки на специальных штырьках панели (к ребенку фишки повернуты деревянной стороной). Круглые фишки лежат перед ним. Ребенок ощупывает поверхность квадратной фишки, находит круглую фишку с такой же поверхностью и вкладывает ее в отверстие напротив квадратной фишки. По завершении работы квадратные фишки переворачивают лицевой стороной к ребенку. Поверхность квадратной фишки должна совпасть с поверхностью лежащей под ней круглой фишки. Начинать следует с двух фишек, постепенно доводя их количество до пяти.

4. «Запомни и повтори!». Ребенку предлагают ощупать квадратные фишки и запомнить порядок их расположения. Затем он старается вложить в углубления круглые фишки с аналогичными поверхностями и в том же порядке. После окончания работы квадратные фишки переворачиваются, и проверяется правильность выполнения задания.

Пособие ‘Тактильные таблички’

Цель. Развивать осязание, тактильную чувствительность и тактильную память; учить на ощупь дифференцировать сходные по форме рельефные изображения предметов; формировать навыки сочетанных движений обеих рук.

Описание пособия. Пособие включает в себя десять деревянных табличек, на которые нанесены рельефные изображения предметов. Таблички составляют пары, изображения на которых похожи и окрашены в одинаковый цвет (зонт-гриб, бабочка- рыбка, цветок-солнце, елка-домик, корабль- автомобиль) (см. рис. 6).

Игра вводится в средней группе. Дети учатся узнавать на ощупь несколько рельефных силуэтных изображений из комплекта. Их (гриб, солнце, елку) легко отличить друг от друга. В старшей группе постепенно в игру вводятся все таблички. Начиная работать с этим пособием, педагог знакомит детей с алгоритмом осязательного обследования рельефных изображений: обеими руками (кончиками пальцев) обвести контур картинки; ладонью провести по всей картинке для закрепления целостного образа и уточнения деталей (например, окошко у корабля, круглое отверстие в середине цветка). Первое знакомство с табличками происходит с участием зрения и при активной помощи педагога.

1. «Чем отличаются картинки?». Ребенок получает пару табличек с картинками одинакового цвета. Необходимо определить, чем отличаются и чем похожи картинки, какую форму имеют части предмета и т.д. Эта игра проводится с участием зрительного анализатора.

2. «Запомни и найди на ощупь!». Ребенку дают одну табличку. Он обследует ее зрительно и тактильно и запоминает, что на ней изображено. Затем ребенку закрывают глаза и предлагают найти свою среди нескольких по тем признакам, которые он запомнил.

3. «Найди картинку, которую я назову!». Перед ребенком лежит несколько табличек. Он обследует и запоминает характерные особенности каждой. Педагог завязывает ребенку глаза, перемешивает таблички и предлагает найти одну из них. Если дети уже хорошо знакомы с табличками, обследование можно исключить и сразу приступать к поиску таблички с названной картинкой.

4. «Подбери пары!». Ребенку предлагают подобрать пары табличек с картинками, имеющими незначительные отличия (окрашены одним цветом), например зонт-гриб, цветок-солнце.

Пособие ‘Зоопарк из Тарамбуко’

Цель. Развивать осязательное и зрительное восприятие, тактильную и зрительную память, умение на ощупь находить одинаковые объекты и соотносить их с соответствующими прорезями.

Описание пособия. Игра состоит из двадцати четырех фигурок различных животных, двенадцати деревянных домиков и двенадцати деревянных крыш. В каждом домике есть прорезь, соответствующая форме одного из животных (см. фото 7).

Играть с ним начинают в младшей группе. Малыши разглядывают животных, подбирают им цветную или белую пару, называют цвет. Следующий этап — найти домик для каждого животного и вложить его в прорезь. Ребенок учится зрительно соотносить фигурку с соответствующей прорезью, при необходимости совершать ее разворот, так чтобы она вошла в прорезь. Для этой работы задействуем всех животных, входящих в комплект.

Для тактильного опознания детям младшего возраста предлагаются легкоузнаваемые o6v екты (например, ежик — у него зигзагообразная спинка, колючки; черепаха — гладкая выгнутая спинка-панцирь, слон — длинный хобот, кит — раздвоенный на конце хвост и т.д.). Количество животных для детей младшей группы — шесть-семь.

Для детей среднего дошкольного возраста количество объектов для тактильного узнавания увеличивается до десяти и вводятся три- четыре домика для животных. Фигурки должны быть контрастными, чтобы ребенок справился с узнаванием прорези в домике (например, черепаха, еж, заяц, слон).

Со старшей группы постепенно вводятся домики для всех животных, входящих в комплект.

1. «Узнай свое животное!». Каждому ребенку дается по одной фигурке для обследования и запоминания. Ребенку завязывают глаза и предлагают из нескольких животных узнать свое. Их количество следует постепенно увеличивать.

2. «Найди домик для животного!». Перед выполнением задания дети обследуют свое животное и домик с прорезью в форме этого животного. Ребенку завязывают глаза и предлагают из трех-четырех домиков также на ощупь выбрать тот, форма прорези которого соответствует форме животного. Количество животных и домиков можно постепенно увеличивать.

3. «Построй по порядку!». Ребенок работает с закрытыми глазами (повязка, тканевые очки). Перед ним лежит несколько фигурок. Педагог предлагает ребенку выстроить животных в том порядке, который он определит: первым будет крокодил, за ним — кот, а последним — ежик. В игре могут участвовать двое: первый ребенок называет животных, другой с закрытыми глазами расставляет их.

Пособие ‘Мягкие и жесткие кирпичики’

Цель. Развивать кинестетические ощущения; учить определять механические свойства объектов (упругость, твердость), различать и сравнивать мышечные ощущения от взаимодействия с объектами разной степени упругости.

Описание пособия. В набор входят поролоновые бруски разной степени твердости (упругости), покрытые съемными матерчатыми чехлами красного цвета.

Обследовать кирпичики дети могут разными частями тела: руками, ногами, локтями и др. (см. фото 8).

1. «Найди пару!». Ребенку предлагают подобрать пару для кирпичика из двух других (контрастных по упругости).

2. «От мягкого к жесткому». Ребенку предлагают выстроить ряд кирпичиков: от самого мягкого до самого жесткого. На первых этапах выстраивается ряд из трех кирпичиков.

3. «Дорожка». Перед ребенком выкладывается дорожка из кирпичиков (от трех до шести). Необходимо пройти по ней и найти самый мягкий кирпичик или самый твердый.

Применение вышеописанных пособий позволяет педагогу решить задачу развития осязания и тактильного восприятия и повышает мотивацию детей. В результате проводимой нами работы представления детей об объектах и предметах окружающего мира уточняются и обогащаются, речь, образная память, ассоциативное мышление развиваются. Они учатся активно взаимодействовать друге другом, проявлять инициативу, самостоятельность.

Предлагаемые игры также развивают у дошкольников с нарушением зрения компенсаторные механизмы, которые позволяют им создавать более полный образ предметов на основе взаимодействия нарушенного зрения и осязания. Наряду с этим дети начинают активно включать осязательное обследование в самостоятельную познавательную деятельность, овладевают эффективным способом обследования предметов — бимануальным (выполняется двумя руками) и повышают культуру процесса осязания.

Большинство наших выпускников обучаются в массовых общеобразовательных школах и гимназиях. Они успешно адаптировались к новым условиям, научились находить общий язык со сверстниками, по уровню своих знаний и представлений об окружающем мире они ни в чем не уступают нормально видящим одноклассникам, а в некоторых случаях и опережают их.

Рекомендуемая литература

  1. 1. Кулагин ЮЛ. Осязательное восприятие предметов слепыми детьми. М., 1954.
  2. 2. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. М.: Город, 1998.
  3. 3. Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. М.: Полиграфсервис, 1998.
  4. 4. Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей): ясли-сад-начальная школа. Ч. 1. Детский сад. М.: Город, 2003.
  5. 5. Психология воспитания детей с нарушением зрения / Под ред. Л.И. Солнцевой и В.З. Денискиной. М.: Налоговый вестник, 2004.

Орехова Т. Развитие осязательного восприятия и тактильной чувствительности. Использование новых технологий // Дошкольное воспитание, 2013. № 1. С. 84-91.

Тактильные пособия

Тактильные пособия для слепых и слабовидящих людей в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Казани, Хабаровске, Уфе, Ростове-на-дону, Нижнем Новгороде, Челябинске и в других городах. Интернет-магазин СлышуВижу.

  • Сортировать:
  • По популярности
  • ,
  • По новизне
  • Цены: по возрастанию
  • Цены: по убыванию

Игра-пособие для слабовидящих и незрячих детей. Все фигуры выполнены из материалов, тактильно различимых по форме и текстуре. Они крепятся к основному полю по принципу «липучки».

Необычная игра-пособие для изучения цифр и принципа работы часов.

Интересная забавная игра-шнуровка для развития моторики пальцев рук ребенка. Предназначено для детей 3-5 лет.

Цель игры: Знакомство детей с многообразием фруктов. Формирование представлений о понятиях «плод», «цитрус», «ягода». Развитие внимания, памяти, речи.

Игра-пособие для слабовидящих и незрячих детей. Игра состоит из 10 лиц с различными эмоциями. Все части лица крепятся отдельно и дают возможность создавать различные эмоции на лице. Игра помогает прожить определенные эмоциональные состояния, объяснить, что они обозначают и дать им словесные наименования (грусть, радость, горе, веселье, гнев, удивление, страх, обида и т.д.)

Цель игры: Знакомство детей с окружающим миром. Обучение счету, простым математическим действиям. Развитие речи, памяти, внимания, логического мышления, мелкой моторики рук.

Игра-пособие для слабовидящих и незрячих детей. Пособие предназначено для развития математических способностей.

Цель игры: Знакомство детей с окружающим миром. Формирование представления о понятии «корнеплод». Обучение счету, простым математическим действиям. Развитие речи, памяти, внимания, логического мышления, мелкой моторики рук.

Цель игры: Формирование понятий об основных цветах. Развитие умений и навыков нахождения различий. Развитие речи, логического мышления, мелкой моторики рук.

Цель игры: Формирование навыков сравнения, понятий «больше», «меньше», «большой», «маленький». Развитие речи. Логического мышления. Мелкой моторики рук. Закрепление знаний об основных цветах.

Цель игры: Формирование представлений о понятиях семья, дедушка, бабушка, братья и сестры. Развитие речи, логического мышления, памяти, внимания, фантазии и воображения.

В пособие входит: персонажи сказки, дополнительные предметы, текст сказки. Игра способствует развитию речи, логического мышления, памяти, внимания, мелкой моторики, художественно-эстетического восприятия, ориентировки в пространстве.

Цель игры: Знакомство детей с окружающим миром. Наглядное изучение домашних животных. Развитие умений сравнения, обобщения. Развитие речи, мышления, памяти,внимания, мелкой моторики рук.

Цель игры: Знакомство детей с окружающим миром, наглядное изучение головных уборов. Развитие умений сравнения, обобщения. Развитие речи, мышления, памяти, внимания, мелкой моторики рук.

Цель игры: Формирование представлений о понятиях столовая, кухонная посуда. Развитие навыков обобщения. Развитие памяти, речи, внимания.

Цель игры: Наглядное изучение грибов. Формирование представлений о понятиях «съедобный», «несъедобный – ядовитый». Развитие речи, внимания, памяти. Развитие мелкой моторики рук.

Цель игры: Наглядное изучение полевых цветов; Развитие навыков сравнения; Формирование художественно-эстетического вкуса;

Цель игры:

  • Развитие речи, логического мышления, памяти, внимания, мелкой моторики, художественно-эстетического восприятия, ориентировки в пространстве.
  • Цель игры: Развитие речи, логического мышления, памяти, внимания, мелкой моторики рук, художественно-эстетического восприятия, ориентировки в пространстве.

    Тактильное рукодельное пособие для детей с нарушением зрения (4-7 лет)

    Как можно сделать тактильную книгу для развития мелкой моторики и осязания и не только у детей с нарушением зрения

    Дидактическая разработка учителя дефектолога

    Муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) начальной школы-детского сада для слабовидящих и поздно ослепших детей № 76 города Тюмени

    Разепиной Натальи Владимировны

    Стаж работы учителем-дефектологом 12 лет

    Пособие можно использовать в работе с детьми от 4 лет, имеющими различные нарушения зрения. Оно состоит из отдельных страниц с разнообразными красочными заданиями на развитие мелкой моторики рук и осязания, тактильной чувствительности, цветовосприятия, и соединенных между собой тесьмой. Развязав страницы книги, их можно использовать одновременно с несколькими детьми. На каждую цифру предусмотрено соответствующее количество аналогичных заданий. Все карточки с цифрами на страницах съемные, выполнены из бархатной бумаги на кожаном фоне. Их можно открепить и наощупь изучать или угадывать, перемешать и найти потом место в соответствии с количеством деталей на страницах. Рядом с карточками написаны цифры шрифтом Брайля.

    Одна застежка-молния (разъемная).

    Цель: учиться застегивать — расстегивать молнию.

    Два детских кистевых эспандера (прикреплены на застежках-липучках и привязаны атласными ленточками).

    Цель: тренировка мышечного тонуса кисти рук эспандерами, учиться завязывать-развязывать бантики, пользоваться застежками-липучками.

    Сжать кольцо поможет нам сила с волей пополам,

    Станут пальчики сильнее, а головушка умнее.

    Три шнуровки (дом, кораблик, яблоко).

    Цель: учиться шнуровать, завязывать шнурки бантиком, наощупь определять фигуру по контуру, считать до 3.

    Четыре цветка. Цветы и листья сделаны из разного по фактуре материала (атлас, капрон, вельвет, флис, плюш).

    Цель: учиться различать свойства материала наощупь, завязывать-развязывать бантики, считать до 4.

    Пять тактильных мешочков (съемных), наполненных горохом, фасолью среднего размера, гречкой, морским песком, бисером.

    Цель: учиться определять наощупь и различать содержимое мешочков, пользоваться застежками-липучками, считать до 5, развивать тактильную чувствительность

    Шесть геометрических фигур (съемных). Фигуры имеют твердую основу и обтянуты разными по фактуре тканями: джинс, парча, замша, бархат, атлас, фетр.

    Цель: развитие тактильной чувствительности, умения определять форму геометрической фигуры и свойства поверхности с помощью осязания, учиться считать до 6.

    Семь цветных ребристых карандашей (2М) – 7 цветов радуги. Карандаши вставляются в симметричные отделения (как в школьных пеналах).

    Цель: развитие цветовосприятия, координации движений и мелкой моторики, умения пользоваться карандашами (правильный захват, умеренный нажим), учиться выполнять самомассаж пальцев и кистей рук с помощью ребристых предметов (палочек, карандашей), считать до 7.

    Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу,

    Непременно каждый пальчик быть послушным научу.

    Восемь лучиков у солнца (сделано из фольги и флиса, прикреплено к странице за середину).

    Цель: учиться пользоваться бельевыми прищепками, развивать тактильную чувствительность, различая свойства поверхности с помощью осязания, учиться считать до 8.

    Девять дождинок (прикреплены за кольца на плательные крючки). Тучки и дождинки выполнены из двух разных материалов: флис, атлас, и имеют разную длину.

    Цель: учиться пользоваться крючками, различать и определять свойства поверхности с помощью осязания, различать детали по длине, учиться считать до 9.

    Десять пуговиц (елочных игрушек).

    Цель: учиться застегивать и расстегивать пуговицы, считать до 10, развитие цветовосприятия.

    «Сосчитай от 0 до 9». Цифры пластмассовые и из мягкого полимерного материала.

    • Найти цифры от 0 до 9.
    • Найти цифры от 9 до 0.
    • Угадать цифру наощупь.
    • Изучить цифру осязательно.
    • Книга застегивается на пластмассовые карабины.

      В пособии максимально использованы виды застежек, с которыми встречаются дети в повседневной жизни: молния, пуговицы, шнурки, липучки, карабины.

      К пособию прилагается аннотация и сборник стихов про цифры по Брайлю (для слепых и слабовидящих, умеющих читать).

      При выполнении заданий на страницах можно использовать стихи С.Я. Маршака «Веселый счет»:

      Ручки учатся считать.

      Нам придётся постараться,
      Чтобы в цифрах разобраться.
      Будем цифры изучать,
      А потом начнём считать

      Вот один иль единица,
      Очень тонкая, как спица.

      Похожа единица на крючок,
      А может, на обломанный сучок.

      А вот это цифра два

      Выгибает двойка шею,

      Волочится хвост за нею.

      А вот это, посмотри,

      Выступает цифра три.

      Тройка – третий из значков –

      Состоит из двух крючков

      За тремя идут четыре,

      Острый локоть оттопыря.

      Ставим стульчик вверх ногами,
      И. «четверка» перед нами!

      А потом пошла плясать

      по бумаге цифра пять.

      Руку вправо потянула,

      ножку круто изогнула.

      Цифра 6 — дверной замочек:

      Сверху крюк, внизу кружочек.

      Эта цифра — акробатка:

      То шестёрка, то девятка.

      Похожа цифра семь на клюшку,

      У хоккеиста или старушки.

      У восьмёрки два кольца

      Без начала и конца.

      Мы два бублика сложили,
      Цифру «восемь» получили!

      Девятка — убедитесь сами-

      Похожа на 6 вверх ногами,

      Цифра шесть перевернулась
      И девяткой обернулась.

      Ноль катился по странице

      И не значил ничего.

      Рядом встала единица.

      Сделав 10 из него.

      Десять. Это же число!
      Ты зачем сюда пришло?
      Мы здесь цифры изучали
      И тебя совсем не звали!
      Есть в тебе один и ноль –
      Всё понятно нам с тобой.

      И вот все цифры нам знакомы

      Теперь ты знаешь? Молодец!

      Сочти все пальцы по порядку –

      И счёту нашему конец.

      Ps: Педагог приняла участие в VIII Всероссийском конкурсе в номинации по изготовлению тактильных ручных изданий для слепых и слабовидящих детей. Ее книга отмечена Почетной грамотой Министерства культуры РФ – РГБС, 2013г.

      «Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002442

      Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
      — Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
      — Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

      Почему выгодно публиковаться у нас?

      1. 1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
      2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
      3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
      4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
      Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

      Развитие зрительного восприятия

    • «Душа просит слова. «
    • Проектная деятельность
    • Акции и новости интернет-лавки
    • Аттестация
    • Билингвизм. Двуязычие.
    • Вакансии
    • Взаимодействие логопеда и воспитателя
    • Взаимодействие логопеда с родителями
    • Вузы, ведущие подготовку дефектологов (логопедов)
    • Дети с врожденной патологией ЦНС и ОДА
    • Дефектология в лицах
    • Документация логопеда
    • Задержка речевого развития (ЗРР), алалия, общее недоразвитие речи (ОНР)
    • Игрушки для речевого развития
    • Издательство ЛОГОМАГ
    • Инновации в дефектологии
    • Информационный технологии в специальном образовании
    • Конкурсы для логопедов, дефектологов и их воспитанников
    • Конспекты занятий: черпаем идеи
    • Конспекты ответов к экзаменам, краткие курсы лекций
    • Конференции, мастер-классы, повышение квалификации
    • Коррекционно-развивающие технологии
    • Коррекция и профилактика заикания
    • Курсовые и дипломные работы по дефектологии, логопедии, специальной педагогике
    • Лекотека
    • Логопедическая газета
    • Логопедическая работа при нарушениях голоса
    • Логопедические технологии
    • Логопедический массаж
    • Логоритмика
    • Материалы для психолого-педагогического исследования
    • Медикаментозная поддержка детей с нарушениями речи
    • Мелкая моторика и речь
    • Мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья
    • Немного теории для практики
    • Новости ГИЛЬДИИ
    • Новости интернет-магазина «ЛОГОМАГ»
    • Новости сайта
    • Нормативно-правовая база дефектолога, логопеда
    • Обследование речевой деятельности
    • Онтогенез речевой деятельности
    • Описание занятий в центре
    • Проблемы дифференциальной диагностики
    • Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения
    • Работа с больными с афазией
    • Развитие зрительного восприятия
    • Развитие слухового восприятия
    • Речевая гимнастика
    • Словарь
    • Современные и популярные методики развития детей
    • Специалисты центра «Логомаг»
    • Центр «Логомаг»
    • Что наша жизнь? Игра!
    • Школа Логопеда-волшебника
    • Шпаргалка студента-дефектолога
    • Персональные
    • Админ Админович
    • Валерия Ермакова
    • Гульназ Бадертдинова
    • Данильцева Марианна
    • Марианна Лынская
    • Мария Федосеева(Аркунова)
    • надежда азарова
    • Юлия Покровская
    • Игровое пособие для детей дошкольного возраста «Сказочный лес» для сенсорного и речевого развития. → Развитие зрительного восприятия

      Материал подготовлен
      Уткиной Татьяной Евгеньевной,
      воспитатель коррекционной группы детей с нарушением зрения. ГБОУ СОШ 1449 СП №4, СВОУ г. Москвы

      Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного (тактильного) развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, речевого, эстетического воспитания детей.

      Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей с нарушением зрения (особенно у тотально слепых) оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности учащихся.

      Целью моей дидактической игры по развитию мелкой моторики, тактильной чувствительности является формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также обучение их приемам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов.

      В результате постоянного поиска новых форм работы с детьми мной было разработано дидактическое пособие «Сказочный лес», направленное на сенсорное воспитание (тактильное) и речевое развитие дошкольника.

      По каждому направлению коррекционной работы (развитие зрительного восприятия, тактильной чувствительности, коррекции нарушений речи, развитие осязания и мелкой моторики, ориентировка в пространстве, социально-бытовая ориентировка) разрабатываются дидактические игры, решающие определенные задачи по развитию зрительного восприятия. Дидактическая игра имеет одно из ведущих мест в системе средств коррекционного воздействия на ребенка с неполноценным зрением. Игры разрабатываются и изготавливаются педагогами с учетом назначений врача-офтальмолога, зрительных нагрузок и цветности.

      Пособие «Сказочный лес», является многофункциональным, мобильным и легким в использовании для детей младшего, среднего, старшего и подготовительного возраста. Оно может быть применено в различных образовательных областях: познание, коммуникация, социализация, формирование целостной картины мира, формирование элементарных математических представлений, художественное творчество. Пособие, удобно использовать в совместной деятельности воспитателя и детей, в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми, и в свободной игровой деятельности.

      Игровое пособие «Сказочный лес» состоит из нескольких частей.

      1. 4 разных вида деревьев: клен, береза, дуб, сосна, стволы деревьев с разной поверхностью: мягкая (поролон), ребристая (гречка), выпуклая (фасоль) и гладкая. Сверху каждое дерево с одной стороны обклеено тканью (где поверхности разная на тактильную чувствительность), с другой стороны покрашены гуашевыми красками и бесцветным лаком. У каждого дерева есть подставка в виде корней данного дерева (деревья можно использовать вертикально и горизонтально).

      2. К каждому виду дерева надо подобрать свои: корень, ветку, плод, листья (используя тактильные ощущения и зрительные анализаторы). Листья разного цветового спектра: зеленые, желтые, оранжевые, красные, бежевые, коричневые – темно, светло, ярко – зеленые, желтые…..и т. д.

      3. Каждое дерево отличается между собой на ощупь, по цвету, по размеру и цвету листьев, плодов, корней. В состав игры входят различные животные и птицы.

      Дидактическое пособие помогает решить следующие коррекционные задачи:

      1. Развитие мелкой моторики рук.

      2. Развитие тактильной чувствительности, познавательной активности.

      3. Учить детей с помощью тактильных ощущений сравнивать различные поверхности.

      4.Развитие восприятия пространственного расположения цветных элементов, периферического зрения, памяти.

      5.Развитие навыков сравнения.

      6.Тренировка в запоминании цвета, активизация внимания, стимулирование активного употребления знакомых названий цветов.

      7.Развитие пространственного мышления, прослеживающих функций.

      8.Упражнение в локализации.

      9.Развитие зрительно — двигательной координации.

      10. Коррекция зрения и зрительного восприятия:

      развитие способности систематизировать эталоны цвета, формы и величины:

      11. Развития речи детей:

      а). Усвоение ими родного языка, формирование речи.

      б). Обогащение и активизация словаря детей (предметное, глагольное, словарь признаков).

      в). Составление словосочетаний.

      г). Составление распространенных синтаксических конструкций.

      Задания с использованием дидактического пособия «Сказочный лес».

      1. Для детей младшего, среднего и старшего возраста на развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.

      2. Для детей младшего, среднего, старшего и подготовительного возраста на формирование элементарных математических представлений.

      3. Для детей всех возрастных групп дошкольного возраста по развитию речи, во взаимодействии и по рекомендациям логопеда и тифлопедагога.

      4. Для всех возрастных групп дошкольного возраста, направленные на закрепление понятий, связанных с сезонными изменениями — времен года (осень, зима, весна, лето).

      5. Для детей младшего, среднего и старшего возраста на ориентировку в пространстве.

      Пособие «Сказочный лес» предназначено для работы воспитателей, психологов, логопедов, тифлопедагогов. Пособие используется в работе с детьми разных возрастных групп, с разными речевыми и зрительными патологиями. Эта игра находит применение во многих областях образовательной деятельности и помогает достигать многих целей и решать различные воспитательно – образовательные задачи. Пособие «Сказочный лес» доставляет детям радость, эмоциональное настроение, исключает однотипность и монотонность на занятиях и играх.

      Смотрите еще:

      • Досрочное сокращение как оформить Типичный образец заявления на досрочное увольнение по сокращению штата: как написать этот документ? Бывают случаи, когда при сокращении сотрудников на предприятии часто возникают ситуации, когда одна из сторон трудовых отношений выбирает […]
      • Правило вынесения из под корня Правило вынесения из под корня Глава II. КВАДРАТНЫЕ КОРНИ § 6. ПРИМЕНЕНИЕ СВОЙСТВ АРИФМЕТИЧЕСКОГО КВАДРАТНОГО КОРНЯ Урок 44. Вынесение множителя из-под знака корня. Внесение множителя под знак корня Цель: рассмотреть и отработать […]
      • Повышенное пособие по уходу за ребенком до 15 лет Размер и правила оформления детского пособия на ребенка до 3 лет На территории Российской Федерации Правительством предусмотрена возможность получения детского пособия до 3 лет. Но мало кто из родителей либо опекунов знает о том, как его […]
      • Отмена досрочной пенсии силуанов Отмена пенсии работающим пенсионерам Работающие пенсионеры имеют право на получение заслуженных пенсионных выплат. А отмена пенсии данной категории лиц, по сути, противоправное действие со стороны государства. Несмотря на это, […]
      • Размер штрафа за детское кресло Штраф за езду без детского кресла и правила перевозки детей 2018 Ответ кратко: штраф – 3000 рублей, скидки нет, до 12 лет спереди надо использовать только автокресло, на заднем сидении можно использовать альтернативы: бустеры и […]
      • Срок для выплаты страхового возмещения по осаго Нарушение сроков страховой выплаты по ОСАГО Срок выплат по ОСАГО составляет 20 дней после подачи последнего документа. При этом, нарушение сроков выплаты страхового возмещения происходит регулярно. Этот вид нарушения не имеет для […]
      • Зразок заяви в європейський суд Зразок заяви в європейський суд Формуляр Заяви до Єропейського суду з прав людини:Formulyar_zvernennya_do_Evropeyskogo_sudu_z_prav_ludyny.pdf Європейський суд з прав людини: питання та відповіді: ЄВРОПЕЙСЬКИЙ СУД З ПРАВ ЛЮДИНИ : ПИТАННЯ Й […]
      • Рассчитать налог на прибыль за 4 квартал Особенности уплаты налога на прибыль Уплата налога на прибыль имеет некоторые особенности, с которыми мы постараемся разобраться в статье ниже. Каков срок уплаты налога на прибыль? Что такое авансовые платежи и как их […]