Субъект и объект в суде

Структура правоотношения

Правоотношение имеет определенную структуру, т.е. внутреннее строение. Оно состоит из четырех элементов: субъекты правоотношения, субъективное право, субъективная юридическая обязанность и объект правоотношения.

Субъекты правоотношения – это те, кто вступил в данную правовую связь, являются ее стороной, участником. Например, в семейном правоотношении это супруги – муж и жена. В правовые отношения могут вступать как отдельные люди (индивиды), так и их объединения, организации.

Виды субъектов правоотношений. Правоспособность и дееспособность

В связи с этим различают два основных вида субъектов правоотношений:

1) физические лица – это индивидуальные участники правоотношений, т.е. люди. К физическим лицам относятся граждане, а также иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории государства. Однако их положение несколько отличается от положения граждан. Дело в том, что субъекты правоотношений обладают определенными юридическими свойствами, которые называются правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность – это установленная государством способность иметь права и обязанности, а дееспособность – способность своими действиями осуществлять их.

Правоспособность и дееспособность иностранцев и лиц без гражданства несколько уже, чем у граждан данного государства, так как первые не имеют тех прав и обязанностей, которые непосредственно вытекают из гражданства. Например, иностранцы и лица без гражданства не имеют права избирать или быть избранными Президентом Российской Федерации или депутатом Государственной Думы.

Возраст, при наступлении которого физическое лицо приобретает правоспособность и дееспособность, устанавливается специальными нормами права. Например, гражданская (имущественная) правоспособность наступает с момента рождения, а полная дееспособность – только по достижении совершеннолетия, т.е. 18 лет.

Но нормами других отраслей права может быть предусмотрено, что физическое лицо становится правоспособным и дееспособным одновременно, по достижении определенного возраста;

2) коллективные субъекты – различные объединения людей. К ним относятся государственные и общественные организации, хозяйственные объединения (предприятия, фирмы). Организации приобретают правоспособность и дееспособность с момента утверждения устава или положения об этой организации или ее регистрации.

Среди организаций выделяют такой вид субъектов правоотношений, который называется «юридические лица».

Необходимо учитывать, что далеко не любая организация является юридическим лицом, а лишь та, которая обладает обособленным имуществом, может от своего имени совершать различные сделки с этим имуществом, нести ответственность по своим долгам и выступать в суде в качестве истца или ответчика.

В качестве субъекта правоотношений могут выступать не только государственные организации, но и государство в целом, например при подписании международных договоров.

Юридическое содержание правоотношения составляют два элемента: субъективное право и юридическая обязанность, которыми связаны субъекты правоотношения. Причем субъективное право – это возможность определенного поведения, а юридическая обязанность – это поведение должное, необходимое.

Например, в семейном правоотношении у каждого из супругов есть субъективное право на развод (расторжение брака), но это лишь возможность расторгнуть брак, и каждый из супругов вправе сам решить, воспользуется он этой возможностью или нет.

В то же время каждый из супругов, если у них есть дети, обязан воспитывать и материально содержать их. Это поведение должное, и если оно не будет исполняться, то к нарушителю обязанности могут быть применены установленные нормами семейного права санкции (взыскание алиментов, лишение родительских прав).

Объектом правоотношения являются те материальные и нематериальные блага, по поводу которых субъекты права вступают в данное правоотношение.

Например, если гражданское (имущественное) правоотношение между продавцом и покупателем возникло на основе норм гражданского права в связи с заключением договора купли-продажи автомобиля, то объектом данного правоотношения будет автомобиль.

Уголовный процесс
Сайт Константина Калиновского

Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс.
СПб.: Питер, 2005. 272 с. – (Серия «Краткий курс»).

Раздел IV. Пересмотр судебных решений и их исполнение

Глава 23. Апелляционный порядок пересмотра судебных решений

§ 2. Понятие, объект, предмет и субъекты рассмотрения уголовного дела в апелляционном порядке

Под апелляцией (от лат. appellatio — обращение, воззвание) в процессуальной теории понимается пересмотр, как правило, вышестоящей судебной инстанцией уголовных дел по существу, т. е. как по юридическим, так и фактическим основаниям, но в пределах жалоб, поданных сторонами. Апелляционная инстанция может в полном или частичном объеме проводить по делу новое судебное следствие в условиях состязания сторон и постановить новый приговор, заменяющий собой приговор нижестоящего суда.

В российском уголовном процессе объектом апелляционного пересмотра являются только не вступившие в законную силу приговоры и постановления мировых судей.

Однако ряд решений мирового судьи не может быть обжалован. Это его постановления, вынесенные в ходе судебного разбирательства о порядке исследования доказательств, об удовлетворении или отклонении ходатайств участников судебного разбирательства; о мерах обеспечения порядка в зале судебного заседания, за исключением определений или постановлений о наложении денежного взыскания (ч. 5 ст. 355 УПК).

Это ограничение имеет целью предотвратить излишнее затягивание производства по уголовному делу. Названные акты судьи имеют вспомогательный характер, и их пересмотр при наличии правильного итогового решения по делу был бы неоправдан с точки зрения интересов правосудия.

Кроме того, не подлежит апелляционному обжалованию также приговор, постановленный, в частности, мировым судьей в особом порядке принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением — по такому основанию как несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела (ст. 317).

Предметом рассмотрения дела в апелляционном порядке, является в российском уголовном процессе судебная проверка законности, обоснованности и справедливо­сти приговора или иного судебного решения мирового судьи. Причем судебная инстанция, рассматривающая уголовное дело в апелляционном порядке, по общему правилу проверяет законность, обоснованность и справедливость судебного решения не в полном объеме, а лишь в той его части, в которой оно обжаловано (ч. 2 ст. 360 УПК). То есть апелляция предполагает в качестве ведущего начала диспозитивность предмета пересмотра, когда он определяется по усмотрению сторон в пределах поданных ими жалоб (начало обжалования).

Однако это правило не абсолютно. Если при рассмотрении дела апелляционной инстанцией попутно будут выявлены обстоятельства, которые касаются правосудности судебного решения, принятого в отношении других лиц, осужденных или оправданных по тому же делу, но в отношении которых не были поданы жалоба или представление, то уголовное дело должно быть проверено и в отношении этих лиц. При этом апелляционный суд может пересмотреть решение и в части этих лиц, с тем, однако, условием, что он не вправе ухудшить их положение.

Специфика метода судебной деятельности в суде апелляционной инстанции состоит в том, что здесь проводится повторное судебное следствие, в рамках которого допускается как непосредственное исследование имеющихся в деле доказательств, так и собирание новых, в исследовании которых сторонам было отказано судом первой инстанции, в том числе и путем проведения судебных следственных действий (ст. 365).

Субъекты апелляционного рассмотрения уголовного дела подразделяются на две группы: а) субъекты обжалования; б) субъект пересмотра, который принимает решение по поданной жалобе или протесту.

Субъектами обжалования судебных решений в апелляционную инстанцию являются стороны. При этом правом принесения апелляционного представления на приговор мирового судьи наделен не только государственный обвинитель, но и вышестоящий прокурор.

Закон предъявляет вполне определенные требования к содержанию апелляционной жалобы или представления (ст. 363 УПК), которые в числе прочего должны содержать доводы автора, и доказательства, обосновывающие его требования. Эти доводы, по общему правилу, определяют пределы апелляционного разбирательства.

Субъектом пересмотра решений мировых судей в апелляционном порядке является судья районного суда, действующий единолично.

Субъект и объект в суде

6. Субъекты и объекты политических отношений

Политические отношения – отношения между различными социальными силами, институтами, которые могут выступать в качестве самостоятельных субъектов политических отношений. Политические отношения регулируются определенными нормами, правилами, ценностями и т. д., которые складываются в практике политической жизни, а затем формулируются и обосновываются в политической философии, истории политических учений, политической этике и других сферах знания.

Развертываясь в определенной политико-культурной среде, политические отношения выражаются в поведении участников политического процесса. Важнейшим средством реализации этих отношений является политический язык.

Политические отношения могут устанавливаться между различными агентами и сторонами.

Субъекты политики – участники политических отношений – носители действий.

Объекты политики – участники политических отношений – политические проблемы, на изменение, преобразование или поддержку которых направлено политическое действие субъектов политики.

Среди субъектов политических отношений выделяют следующие:

– отдельные индивиды – рядовые граждане, лидеры политических партий и общественных движений;

– социальные группы – классы, социальные слои, этнические группы, конфессии (религиозные общности), производственные, корпоративные группы;

– политические институты – государство, политические партии, общественные движения;

– международные организации, транснациональные корпорации (ТНК) – Организация Объединенных Наций (ООН), Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Североатлантический военный блок (НАТО), Всемирная торговая организация (ВТО), Совет Европы, Европарламент, Европейский Суд по правам человека и т. д.

Степень влияния различных субъектов политических отношений на политические процессы неодинакова. Каждый из них пытается реализовать свои интересы и несет ответственность за свою деятельность.

Объектами политических отношений могут быть:

– политическая власть, ее сущность, структура и субъекты;

– политические системы и режимы, их преимущества и недостатки, условия изменения и смены;

– правовое государство и гражданское общество;

– формы правления и территориального устройства;

– типы избирательных систем, выборный процесс;

– политические конфликты и способы их разрешения;

– современные политические технологии;

– международные политические отношения, формирование единого европейского пространства.

Субъекты и объекты политических отношений взаимозаменяемы. В зависимости от конкретной ситуации все участники политических отношений могут выступать объектами, если на них направлено политическое действие, и субъектами, если они сами это действие осуществляют, например политическая партия будет субъектом при реализации своей программы и объектом при реализации государством своей политики.

Кроме того, субъекты и объекты политических отношений взаимозависимы. Так, объект оказывает влияние на субъект, определяя способы и методы политического воздействия, а действия субъекта, в свою очередь, способны изменить свойства и саму сущность объекта.

Субъект и объект это.

При изучении гуманитарных наук в многих возникает момент, когда субъект и объект — это трудное для понимание соотношение понятий. Между тем ряд вопросов теории в этих науках по умолчанию подразумевает соотношение этих понятий. По идее такие азы должны давать в общеобразовательной школе, но порой в погоне за рейтингами и грантами упускается главное — дать представление ребятам вот о таких вот важных азах.

Субъект и объект деятельности

Субъект деятельности — это конкретный человек или группа лиц, которые осуществляют систему действий, объединенных в деятельность. Как явствует из сказанного, она может быть как индивидуальной, так и групповой.

Объект — это то, на что направлена эта деятельность. Им может быть конкретный объект. Например, рабочие кладут асфальт на дорогу. Дорога объект деятельности, они намерены ее создать с помощью асфальта. Другие примеры вы можете найти в этой статье.

Разумеется, кроме указанных элементов деятельность состоит и из других: средств деятельности, цели результата.

Например, рабочие строят дом. Дом — одновременно и объект их приложения сил, и цель их. Правда, цели могут быть и другими: например тупо заработать денег. А готовый дом — нужен заказчику. В одном только что построенное московском небоскребе руферы (те, кто любит взбираться на высотки, как правило, нелегально) нашли такую надпись: «Если думают, что нам платят, пусть думают, что мы работаем!». Так что тут могло быть целью строителей — вполне очевидно!

Субъект и объект в праве

В праве субъект — это конкретная сторона, вступающая в правоотношения. Ей может выступать: физическое лицо, юридическое лицо, государственное учреждение, или государство как таковое. Причем в разных отраслях права такое соотношение разное.

Например, в праве гражданском все субъекты равны в суде. Не может быть такого, что ты как физическое лицо судишься с организацией и к ней будет больше преференций, как к организации. Поэтому меня всегда умиляют те служащие организации, на которую ты подаешь в суд, что дескать, вы что — сумасшедший — судится с организацией! Это же такое большое учреждение! Лично мой опыт показывает, что судится с организациями милое дело, если конечно грамотно выстраивать весь судебный процесс.

В праве административном все чуть сложнее: здесь и все субъекты выступают как нарушители, поскольку само административное производство, как правило, заводится на факту нарушения норм этого права. Кстати, административный кодекс так и называется: Кодекс об административных правонарушениях (КОАП).

В уголовном праве вообще нет других субъектов, кроме физических лиц. Поскольку юридическое лицо — это правовая фикция — за ним всегда стоят конкретные люди — начальники, подчиненные, менеджеры.

Объекты же в праве — это конкретные правоотношения. Их мы разобрали вкратце в посте выше.

В исследовании

В научном исследовании субъект — это обычно конкретный ученый, который его осуществляет. Объект — обычно любое явление окружающей реальности. Также тут выделяют еще предмет исследования — это конкретное явление или факт в рамках изучаемого объекта. Например, объектом изучения в физике может служить электричество, а вот предметом зависимость электрического напряжения от свойств проводника.

В истории объектом может выступать, например, Гражданская война в России, а предметом: быт людей в годы этой войны.

К несчастью, порой такие вот азы приходилось объяснять в вузе. Это говорит только о кризисе современной системы образования, и ни о чем больше. Если статья зашла, ставьте лайк! Вам, может все равно, а мне, автору, приятно! Также подписывайтесь на новые!

Post Scriptum: несмотря на кажущуюся простоту, в этой теме есть масса нюансов, особенно в праве. Чтобы во всех них разобраться, приобретай видеокурс «Обществознание: ЕГЭ на 100 баллов» , и изучай его. Если ты думаешь, что книжные пособия тебе помогут, посмотри на статистику прошлогодних результатов ЕГЭ. Они не будут выше 40 % сдавших общество. Причина? Большинство готовится по книгам. А нужен видеокурс.

СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТ СОВРЕМЕННОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Сущность субъектного состава международного права. Содержание международной правосубъектности

Субъекты международного праваэто международные личности, способные иметь международные права, нести международные обязанности и обеспечивать защиту своих субъективных прав через обращение в международные судебные институты.

В науке международного права существует три мнения на понятие «субъект международного права». Первое — это участник международных правоотношений и уже далее обладатель международных прав и обязанностей. Второе — это носитель международных прав и обязанностей. Третье — в совмещенном варианте показывает субъектов международного права в аспекте способности участвовать в международных отношениях. Рассмотрение субъекта международного права в аспекте участника международных правоотношений представлено авторитетным мнением

А. Н. Талалаева [1] , коллектива ученых в их совместных трудах [2] . Обозначение субъекта международного права в плане носителя и обеспечителя международных прав и обязанностей мы находим в монографии В. М. Шуршалова, а в аспекте собственно носителя — в книге И. И. Лукашука и совместном учебнике по международному праву под редакцией В. И. Кузнецова [3] . Определение субъекта определенного права в плане способности участвовать в международных отношениях дано С. В. Черниченко [4] .

Наука и практика современного международного права свидетельствуют в пользу рассмотрения понятия «субъект международного права» именно в аспекте лица (образования), способного иметь международные права, нести международные обязанности и обеспечивать защиту своих субъективных нрав через обращение в международные судебные учреждения. Представленный вывод подтвержден авторитетом Международного суда. Конкретно речь идет о консультативном заключении суда от 11 апреля 1949 г. в деле о возмещении за ущерб, понесенный на службе ООН. В порядке констатации следует считать научно и практически обоснованной (из всех имеющихся в российской пауке) позицию В. М. Шуршалова, который обозначает субъект международного права не просто как носитель международных прав и обязанностей, но и как создатель и обеспечитель права [5] . Просто быть носителем международных прав и обязанностей или просто участником международных правоотношений — этого недостаточно, чтобы считаться субъектом международного права. В международном праве не всякий носитель прав и обязанностей является, как справедливо отмечает В. М. Шуршалов, одновременно и сувереном, и создателем норм права, и гарантом их соблюдения. В то время как субъект международного права — это всегда создатель и их защитник от нарушений, субъект международных правоотношений не имеет правотворческих и правозащитных способностей. Представленная теоретическая конструкция авторитетного российского ученого по соотношению понятий «субъект международного права» и «субъект международного правоотношения» целиком верна и правильно отражает науку и практику современного международного права. Таким образом, при констатации сущности понятия «субъект международного права» надо проводить грань между, с одной стороны, участниками международных правоотношений и носителями международных прав и обязанностей, а с другой — лицами, способными иметь международные права и обязанности и, далее, обеспечивать защиту своих субъективных прав в судебно-арбитражном порядке.

Традиционно в субъектный состав современного международного права, как он обозначается в российской науке международной юриспруденции, включаются государства, международные организации, народы (нации), борющиеся за независимость и создание собственного суверенного государства в порядке реализации права па самоопределение. Индивид рассматривается не как носитель международного права, а как носитель международной правосубъектности в параметрах признания его самостоятельного международно-правового статуса.

Государства справедливо определяются как основные и первичные субъекты международного права. Сущность основного субъекта международного права государства приобрели в силу своего суверенного качества, независимости во внешних делах и верховенства на всем протяжении территории государства, его морского и воздушного пространства.

Постановочно государство определяет себя через суверенитет власти государства, покрываемую государством территорию па суше и море, заселяющее государство население.

Государства, обладающие качеством неотъемлемого суверенитета, юридически равнозначны. В рамках современного международного права государства строят свои отношения друг с другом на основе принципа суверенного равенства. «Организация (ООН) основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов» — записано в п. 1 ст. 2 Устава ООН. Устанавливая принцип суверенного равенства всех государств, современное международное право через констатацию фактического различия между государствами — членами мирового сообщества создает надлежащие условия (Устав ООН, Статут Международного суда) для равноценного участия всех без исключения государств в процессах выработки международного права, его применения и обеспечения. Органом по обеспечению международного права в современном сообществе государств является Международный суд ООН. И он открыт для представления ему дел для рассмотрения всеми государствами мира на равнозначной юридический основе.

Устанавливая положение, согласно которому суд открыт для государств-участников (ст. 35), Статут Международного суда определяет, что государства — участники Статута могут в любое время заявлять, что они признают без особого о том соглашения, ipso facto, и отношении любого иного государства, принявшего такое же обязательство, юрисдикцию Суда обязательной но всем правовым вопросам (ст. 36).

Обозначение возможности принятия юрисдикции Суда конкретно по «правовым» вопросам носит, по общему признанию науки и практики международного права, исключительно формальный характер. Не проводя различия между правовыми и неправовыми спорами, международное право через запрет non-liquet предписывает востребованность судебного урегулирования любых могущих возникнуть споров между государствами. Международное право как целостная и законченная система права создает (через Международный суд) оптимальные условия для разрешения любого спора, переданного ему сторонами. Международный суд как орган международного правосудия не может отказаться вынести решение за отсутствием или неясностью подлежащей применению нормы права (ст. 11 Образцовых правил арбитражного процесса). Независимость государств во внешних делах в сочетании с принципом суверенного равенства позволяет всем государствам участвовать в юридически равноценном режиме во всех процессах нормопроизводства, правоприменения и обеспечения, осуществляемых в рамках ООН и вне организации. Постановление Постоянной палаты международного правосудия от 7 сентября 1937 г. по делу «Лотус» (между Францией и Турцией), согласно которому международное право регулирует отношения между суверенными и независимыми государствами, носит постановочный характер в международном правопорядке. Правило par in parem non habet imperium — равный не имеет власти над равным себе, — проявляясь через принцип суверенного равенства государства, создает нормальные условия для мирных, упорядоченных на основе права взаимоотношений.

Международные организации обоснованно рассматриваются как второстепенные и производные субъекты международного права. Второстепенные потому, что основными субъектами международного права выступают государства. Такими признаками, какими обладает государство (суверенитет, независимость во внешних делах и верховенство власти на определенном пространственном протяжении территории), международные организации, разумеется, себя не характеризуют. Отсюда и результат — второстепенный субъект международного права. Будучи таковыми, международные организации в логичном порядке не имеют собственной воли. Заключая договоры с государствами в соответствии с положениями Венской конвенции 1986 г. о праве международных договоров между государствами или между международными организациями, они не проявляют свою собственную волю (которой нет), а осуществляют свою компетенцию, которой они наделены по Уставу. Международная правосубъектность международной организации, подтвержденная Международным судом в консультативном заключении 1949 г. по делу о возмещении ущерба, понесенного на службе ООН, на практике проявляет себя в компетенции. В. М. Шуршалов, вполне обоснованно отвергая факт наличия у международной организации собственной воли, логично сводит всю проблему к компетенции. Концептуальная схема соотношения воли и компетенции международной организации показана В. М. Шуршаловым действительно убедительно в части доводов и показательно фактически. По своему содержанию, констатирует В. М. Шуршалов, воля международной организации сводится к компетенции, которой наделяются организации ее членами. И далее уже конкретно уточняется: к обязанности точно в соответствии с учредительным актом выполнять волю создателей международной организации. Общий вывод авторитета российской международной юриспруденции логичен и однозначен: организации не имеют своей собственной суверенной воли. Международные организации обладают конкретной компетенцией, и на них возложена обязанность выполнять ту действительно суверенную волю, которой обладают государства как суверенные носители этой воли. Осуществляя свое свободное волеизъявление через учредительный акт международной организации, государства создают личность по обслуживанию своих собственных интересов именно через эту конкретную организацию. Представленные выводы по линии соотношения суверенной воли государств — учредителей международной организации и причин создания организации, природы компетенции, задач организации всецело подтверждаются в консультативном заключении суда, когда он говорит, что учреждение ООН являлось кульминационным моментом на протяжении всей истории международного права, когда его развитие определялось потребностями международной жизни. Это самое важное: создание в июне 1945 г. международной организации, цели и принципы которой зафиксированы в ее Уставе, явилось результатом совместной заинтересованности всех государств мира и определялось «потребностями международной жизни». В аспекте возложения на международную организацию соответствующих задач в консультативном заключении суд говорит о данном организации поручении по выполнению «определенных функций» и возложении на нее сопутствующих этому обязанностей и ответственности. И здесь уместно упомянуть о наших теоретических выводах, подкрепленных убедительной аргументацией В. М. Шуршалова (о наличии у международной организации не собственной воли, а именно компетенции): суд говорит о том, что в порядке выполнения международной организацией возложенной на нее обязанности и ответственности государства «наделили ее компетенцией, необходимой для эффективного выполнения этих функций».

Тем самым мы обозначили, что международные организации имеют компетенцию и отнюдь не собственную волю. И отсюда вытекает другой логический вывод. Юридическим обоснованием правоспособности (компетенции) международной организации является именно суверенная воля государств. Заключение логически вытекает из всего уже сказанного. И подтверждено со всей убедительностью В. М. Шурша.товым1. Возложение на международную организацию «определенных функций» сделано во исполнение свободного волеизъявления самих ее учредителей.

Сказанное отнюдь не говорит, что международная организация является просто «слугой» государства, выполняя по потребности любые его желания. В рамках принятых по Уставу обязательств государства несут определенные обязательства перед мировым сообществом, на которые надо время от времени обращать внимание самих государств-учредителей. И здесь международная организация в полной мере показывает свой международно-правовой статус. В консультативном заключении Международного суда 1949 г. так прямо и сказано: «Практика — в частности заключение конвенций, в которых Организация является стороной, — подтвердила такую правовую природу Организации (речь идет о правоспособности ООН отправлять свои функции и выполнять возложенные по Уставу цели и задачи), занимающей в определенных отношениях обособленное от своих членов правовое положение и обязанной напоминать им в случае необходимости об их обязательствах». Вывод очевиден и обоснован. Международная организация (здесь это ООН) при всем ее «второстепенном характере» является самостоятельной международно-правовой личностью со своей собственной международной правоспособностью и в параметрах признанной за ней международной правосубъектности обеспечивает выполнение со стороны государств-учредителей обязательств по Уставу.

Далее, в развитие общего понятийного содержания международно-правового статуса международных организаций, следует сделать такой констатирующий вывод. Не являясь субъектом международного права, международные организации выступают па мировой арене как производные субъекты. И это потому, что международные организации возникают не сами по себе и являются результатом правотворческой деятельности государств. Подписав Устав ООН 26 нюня 1945 г., государства создали такую универсальную международную организацию, как Организация Объединенных Наций. На согласительной основе учреждаются и другие международные организации.

Будучи второстепенными и производными субъектами международного права, международные организации обладают международной правосубъектностью, которая имеет прямо функциональный характер.

Народы (нации), борющиеся в порядке реализации права на самоопределение за национальную независимость и создание собственного суверенного государства, по всем признакам права и справедливости совершенно обоснованно показывают себя субъектами международного права. Постановочно это считается так, поскольку здесь присутствует потенциально новое государство со всеми уже обозначенными признаками суверенитета, независимости во внешних делах и верховенства власти на всем пространственном протяжении государства. В основе права борьбы народов (наций) за независимость лежит общепризнанный принцип самоопределения, вехами становления его в качестве такового являются 1945 г., 1960 г., 1966 г. и 1970 г.

Подписанный в 1945 г. Устав ООН закрепил принцип равенства и самоопределения народов в своем тексте. Это постановления ст. 1,55,73 Устава ООН, а также вся гл. IX Устава ООН.

Принятая 14 декабря 1960 г. Генеральной Ассамблеей ООП Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам записала: «Все народы имеют право на самоопределение, в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие».

Разработанные ООН и принятые в 1966 г. два пакта о правах человека (Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах) закрепили в текстах обоих пактов идентичные положения. Так, во исполнение права всех народов на самоопределение они «свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие» (ст. 1). В том, что касается борьбы народов за независимость, записано требование «поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право» (ст. 3).

Принятая 24 октября 1970 г. Генеральной Ассамблеей ООН Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, в соответствии с Уставом ООН включает в свой текст принцип равноправия и самоопределения народов, который был обозначен как внесший существенный вклад в современное международное право.

Реализовав свое неотъемлемое право на самоопределение, колониальные народы обрели государственность и стали полноправными членами ООН. Так, Декларация тысячелетия от 8 сентября 2000 г. была подписана 191 государством, принявшим участие в Саммите нового тысячелетия (Нью-Йорк, 6-8 сентября 2000 г.).

Статус индивида в параметрах субъектного состава современного права в доктринальном плане проявляет себя по-разному. Так, в ряде коллективных монографий говорится, что индивиды не могут являться субъектами международного права. И. И. Лукашук, солидаризуясь с мнением Ю. М. Колосова3, вполне убедительно применяет к статусу индивида понятие дестинатора международного права. В конечном итоге И. И. Лукашук вполне обоснованно говорит о невозможности признания индивида субъектом международного права, поскольку это вполне повлекло бы за собой изменение самой природы этого права. Доводы авторитетного представителя российской науки убедительны.

Международное право регулирует отношения суверенных субъектов, наделенных всеми атрибутами власти, чего нет, разумеется, у индивидов. Параллельно с этой вполне обоснованной позицией в российской пауке международного права присутствует понимание того, что индивид стал субъектом международного права. Выступая с такой позиции, признанный российский ученый, автор многих работ по правам человека, В. А. Карташкин представляет предметную аргументацию в пользу своего понимания проблемы. В этом же направлении высказываются П. В. Захарова и коллектив авторов учебника «Международное право». Так, конкретно показывается самостоятельный международно-правовой статус личности, свидетельствующий о его специфической международной правосубъектности.

В особом плане представлено мнение авторитетнейшего российского ученого В. М. Шуршалова. Автор убедительно доказывает, что индивиды могут быть субъектами международных правоотношений. Соизмеряя этот вывод с обоснованным заявлением В. М. Шуршалова о том, что в международном праве не каждый носитель прав и обязанностей (субъект правоотношения) является одновременно и сувереном, и создателем норм права, и гарантом их соблюдения, мы склонны констатировать следующее. Индивиды как носители определенных международных прав и обязанностей выступают в качестве субъектов конкретных, предметно обозначенных международных правоотношений.

Тот факт, что, например, российские граждане во исполнение ст. 46 Конституции РФ могут с целью защиты своих прав и обязанностей обращаться в международные судебные институты, отнюдь не свидетельствует об их признании в качестве субъектов международного права. Такая возможность создана в силу ратификации Россией Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Как носители международных прав и обязанностей (по Конвенции 1950 г.) граждане Российской Федерации выступают в качестве субъектов конкретных международных правоотношений, упорядоченных в рамках международного сотрудничества России в области прав человека. Позитив накопленного опыта позволяет российским гражданам успешно реализовывать свой юридический статус в качестве субъектов правоотношений по линии прав человека.

Содержание международной правосубъектности четко и однозначно показано в консультативном заключении Международного суда от 11 апреля 1949 г. по делу о возмещении за ущерб, понесенный на службе ООН. Здесь присутствуют все три обозначенных критерия: 1) способность иметь международные права; 2) способность нести международные обязанности; 3) способность обеспечить свои субъективные права через международные судебно-арбитражные инстанции. В Консультативном заключении 1949 г. предметно говорится о способности обладать международными нравами и обязанностями и способности утверждать свои права путем выдвижения международно-правовых требований.

Конкретное обозначение сущности субъектного состава международного права и показ содержания международной правосубъектности ориентированы на активизацию участия всех субъектов международного права в международных отношениях и предметно — в нормотворческом, правоприменительном и правообеспечительном процессах.

  • [1] Международное право / А. Н. Талалаев, Г. И. Тункин, Л. Н. Шестаков [и др.]. С. 89-91.
  • [2] Международное право / под ред. Ю. М. Колосова, Э. С. Кривчиковой. С. 77; Международное право / Г. В. Игнатенко, В. Я. Суворова, О. И. Тиунов |и др.]. С. 49.
  • [3] Международное право / под ред. В. И. Кузнецова. С. 42.
  • [4] Международное право / отв. ред. Е. Т. Усенко, Г. Г. Шинкарецкая. С. 59-70.
  • [5]Шуршалов В. М. Указ. соч. С. 53—56.

. Понятие, субъект и объект приватизации

Приватизация жилых помещений — это бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, — по месту бронирования жилых помещений.
Таким образом, необходимо сразу выделить субъект и объект приватизации.
Субъектами приватизации являются только граждане Российской Федерации, так как именно им принадлежит право на приватизацию. Гражданами Российской Федерации согласно статье 5 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» являются:
лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»;
лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации».

Гражданство Российской Федерации — это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Согласно статье 6 Конституции России каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами
и свободами (в том числе и правом на приватизацию) и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией России.
В качестве объекта приватизации выступают жилые помещения (жилые дома, квартиры, изолированные комнаты в коммунальных квартирах), но не все, а только отнесенные к определенным категориям.
В статье 1 Закона о приватизации определено, что путем приватизации осуществляется приобретение в собственность жилых помещений, входящих:
в государственный жилищный фонд, который представляет совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности непосредственно Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации) и субъектам Федерации (жилищный фонд субъектов Федерации);
в муниципальный жилищный фонд, т. е. жилые помещения, принадлежащие на праве собственности муниципальным образованиям (муниципальным предприятиям, ведомствам, учреждениям).
Таким образом, определение понятия государственной и муниципальной собственности дано в гражданском законодательстве, но применительно к жилищным правоотношениям оно конкретизировано непосредственно в ЖК.
Не все жилые помещения, входящие в систему государственного и муниципального жилья, могут быть приватизированы гражданами. В частности, согласно статье 4 Закона о приватизации не являются объектами приватизации жилые помещения:
находящиеся в аварийном состоянии. По данному основанию признаются непригодными для проживания жилые дома (жилые помещения) независимо от того, в жилищном фонде какой формы собственности они находятся, за исключением индивидуальных жилых домов, находящихся в частной собственности лиц, постоянно проживающих в этих жилых домах;
в общежитиях, так как жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения;
в домах закрытых военных городков, где, как правило, размещаются воинские части. Под военным городком понимается комплекс зданий и сооружений, расположенных на одном земельном участке и используемых для расквартирования воинских частей и для размещения военнослужащих, рабочих и служащих. Военные городки подразделяются на закрытые и открытые. К закрытым военным городкам относятся:
военные городки воинских частей, расположенные в населенных пунктах и имеющие систему пропусков;
обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне черты населенных пунктов;
служебные жилые помещения, которые предназначены для проживания граждан в связи:
с исполнением ими трудовых обязанностей в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных унитарных предприятиях, государственных или муниципальных учреждениях;
с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

2.4. Субъекты и объекты гражданских правоотношений

В процессе судопроизводства по гражданскому делу задействовано большое количество различных по своему правовому статусу и выполняемой процессуальной роли субъектов.

Всех участников гражданских процессуальных отношений можно разделить на три большие группы:

• суд, судьи; • лица, участвующие в деле; • лица, содействующие осуществлению правосудия.

ношений является суд. В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Правосудие осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется по-

См.: Советский гражданский процесс: Учебник /Под ред. М.С. Шакарян. — С. 56; Гурвич М.Л. Судебное решение. — М., 1976. — С. 13—38.

средством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судебная система России устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается (ст. 118 Конституции РФ). В целях объективного и справедливого разрешения спора Конституцией РФ (ст. 120) и ГПК закреплен принцип независимости судей. При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Судьи рассматривают и разрешают гражданские дела в условиях, исключающих постороннее на них воздействие. Любое вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия запрещается и влечет за собой установленную законом ответственность. Гарантии независимости судей устанавливаются Конституцией РФ и федеральным законом (ст. 8 ГПК).

Суды рассматривают и разрешают дела в различном составе. Применительно к гражданским процессуальным отношениям термин «состав суда» характеризует только число судей, участвующих в рассмотрении дела (единоличное или коллегиальное его рассмотрение).

Дела в судах первой инстанции (т.е. при рассмотрении дела по существу) рассматриваются судьями единолично. Рассматривая гражданское дело в единоличном порядке и совершая отдельные процессуальные действия, судья действует от имени всего суда. В случаях, предусмотренных федеральным законом, дела в судах первой инстанции рассматриваются коллегиально в составе трех профессиональных судей.

Дела по жалобам на судебные постановления мировых судей, не вступившие в законную силу, рассматриваются в апелляционном порядке единолично судьями соответствующих районных судов.

Рассмотрение дел в кассационном порядке осуществляется судом в составе судьи-председательствующего и двух судей, в порядке судебного надзора — в составе судьи-председательствующего и не менее двух судей.

При регламентации коллегиального рассмотрения дела законодатель допустил коллизию. Нормы, определяющие состав суда при рассмотрении гражданского дела, не предусматривают участия народных заседателей, однако п. 2 ч. 3 ст. 69 ГПК, закрепляя свидетельский иммунитет отдельных категорий лиц, указывает, что не подлежат допросу в качестве свидетелей судьи, присяжные, народные или арбитражные заседатели — о вопросах, возникавших в совещательной комнате в связи с обсуждением обстоятельств дела при вынесении решения суда или приговора.

Вопросы, возникающие при рассмотрении дела судом в коллегиальном составе, разрешаются судьями большинством голосов.

Никто из судей не вправе воздержаться от голосования. Председательствующий голосует последним. Судья, не согласный с мнением большинства, может изложить в письменной форме свое особое мнение, которое приобщается к делу, но при объявлении принятого по делу решения суда не оглашается (ст. 15 ГПК).

ГПК содержит также положения, позволяющие устранять из процесса проявления необъективности. При наличии оснований для отвода мировой судья, судья федерального суда обязаны заявить самоотвод. По тем же основаниям отвод может быть заявлен лицами, участвующими в деле, или рассмотрен по инициативе суда. Самоотвод или отвод должен быть мотивирован и заявлен до начала рассмотрения дела по существу. Заявление самоотвода или отвода в ходе дальнейшего рассмотрения дела допускается только в случае, если основание для самоотвода или отвода стало известно лицу, заявляющему самоотвод или отвод, либо суду после начала рассмотрения дела по существу.

Основаниями для отвода и самоотвода выступает любая заинтересованность в определенном исходе дела (предыдущее участие в рассмотрении данного дела в любой процессуальной роли, родственная связь с участником процесса, иная личная заинтересованность). Эти требования призваны обеспечивать объективное и справедливое разрешение дела.

Для осуществления своей процессуальной функции суды в процессе наделяются самыми разнообразными властными правомочиями. В большинстве случаев права суда являются и его обязанностями. Наиглавнейшей обязанностью суда является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел. Важной обязанностью суда является также разъяснение лицам, участвующим в деле, и другим участникам процесса последствий тех или иных их процессуальных действий.

К лицам, участвующим в деле, относятся стороны (истец и ответчик), третьи лица (как заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, так и не заявляющие), прокурор, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане, обратившиеся в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, заявители и другие заинтересованные лица по делам особого производства и по делам, возникающим из публичных правоотношений, а также государственные органы, органы местного самоуправления, участвующие в процессе для дачи заключения по делу.

Для участия в деле лица должны обладать гражданской процессуальной правоспособностью (способностью иметь права и обязанности) и дееспособностью (способностью своими действиями осуществлять процессуальные права и исполнять процессуальные обязанности).

Для участников судопроизводства, относящихся к этой группе, характерна личная (субъективная) или юридическая заинтересованность в результате судебного разбирательства. Личная заинтересованность выражается в ожидании конкретного материального результата процесса. Юридическая заинтересованность в основном связана с исполнением своей профессиональной функции и ожиданием законного, обоснованного и справедливого решения, защищающего права, свободы и законные интересы граждан.

Права лиц, участвующих в деле, закреплены в ст. 35 ГПК. Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Они также несут процессуальные обязанности, установленные ГПК, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.

Третьей крупной группой субъектов гражданских процессуальных отношений являются лица, содействующие правосудию. В эту группу входят свидетели, эксперты, переводчики, судебные представители. Некоторые авторы сюда относят также судебных приставов-исполнителей.

Характерной чертой этих участников судопроизводства является отсутствие заинтересованности в исходе дела. Они привлекаются в процесс по инициативе суда или лиц, участвующих в деле, для выполнения своей процессуальной функции — содействия суду в получении информации.

Участие органов внутренних дел в гражданском процессе в основном характеризуется розыском скрывшегося ответчика и оказанием помощи при исполнении судебных постановлений.

В соответствии со ст.

Взыскание расходов на розыск ответчика производится на основании заявления органа внутренних дел путем выдачи судебного приказа. Органы внутренних дел освобождаются от уплаты государственной пошлины по искам о взыскании расходов, связанных с розыском должника.

Органы внутренних дел оказывают содействие судебным приставам-исполнителям по исполнению судебных решений. Так, на основании п. 4 ст. 75 Закона об исполнительном производстве выселение должника производится в присутствии понятых, в необходимых случаях — при содействии органов внутренних дел с обязательной описью имущества, производимой судебным приставом-исполнителем.

В случае воспрепятствования должником исполнению исполнительного документа о вселении взыскателя исполнительные действия производятся с участием понятых, а в необходимых случаях — органов внутренних дел (п. 2 ст. 76 Закона об исполнительном производстве).

25 августа 1999 г. издан совместный приказ Минюста России и МВД России № 262/628 «О взаимодействии службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации». В этом приказе предусмотрен широкий круг действий, осуществляемых органами внутренних дел в помощь судебным приставам, в том числе:

• оказание в пределах своих полномочий содействия судебным приставам-исполнителям в исполнении ими служебных обязанностей (на основании обращений старших судебных приставов подразделений судебных приставов);

• предоставление по возможности на договорной основе охраняемых помещений, открытых площадей для временного хранения изъятого судебными приставами-исполнителями имущества должников;

• обеспечение оперативного исполнения в установленном порядке запросов судебных приставов-исполнителей о предоставлении информации, необходимой для исполнительных действий.

Органы внутренних дел оказывают также информационное содействие осуществлению судопроизводства по гражданским делам. При предъявлении иска в последнее время в судах требуется предоставление справки о месте жительства ответчика. Эти справки выдают адресно-справочные бюро органов внутренних дел.

При поступлении заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим суд запрашивает соответствующие организации по последнему известному месту жительства, месту работы отсутствующего гражданина, органы внутренних дел, воинские части об имеющихся о нем сведениях.

Особенно большой объем информации предоставляют органы внутренних дел по искам о возмещении ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием (протоколы, схемы, составленные инспекторами ГИБДД).

Определение объекта процессуальных правоотношений имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Оно помогает правильно установить пределы допустимого изменения предмета иска или предмета заявления; предмет доказывания; соотношение предмета иска или заявления по делу особого производства с предметом решения.

Объект правоотношения — «это предмет, на который направлена деятельность участников правоотношения, осуществляемая в процессе реализации ими своих юридических прав и обязанностей»1. Объектом всех гражданских процессуальных правоотношений, на который направлена деятельность участников процесса, является гражданское дело.

Необходимо различать общий объект процессуальных отношений по каждому конкретному гражданскому делу и специальные объекты каждого правоотношения, взятого в отдельности. Общим объектом служит лежащий за пределами процессуальных правоотношений спор о праве между участниками материально-правового отношения, который необходимо решить суду в исковом производстве, а также требование об установлении юридического факта или иных обстоятельств по делам особого производства. Общий объект процессуальных правоотношений имеется и по делам, возникающим из административно-правовых отношений.

Специальный объект — это те блага, на достижение которых направлено всякое правоотношение2. Каждое отдельное правоотношение, а также их группы (суд — стороны, суд — судебные представители, суд — свидетели) имеют свой специальный объект. Например, специальным субъектом процессуальных отношений между судом и судебным представителем являются права и охраняемые законом интересы представляемого, которые призван защищать представитель.

В науке гражданского процессуального права нет единого мнения относительно содержания гражданского процессуального правоотношения.

Одни авторы считают, что содержанием процессуальных отношений являются права и обязанности суда и других участников процес-

Дудин А.П. Объект правоотношения. — Саратов, 1980. — С. 68.

См.: Зейдер Н.Б. Гражданские процессуальные правоотношения. — Саратов, 1965. — С. 53-54.

са1. Более правильной представляется позиция тех авторов, которые считают, что содержание данных правоотношений — это не только права и обязанности субъектов, но их процессуальные действия2.

Вступая в правовые отношения, участники процесса реализуют эти права и обязанности. Реализация осуществляется путем совершения процессуальных действий.

Таким образом, права и обязанности неразрывно связаны с процессуальными действиями, составляя единое целое содержания гражданских процессуальных правоотношений3.

Субъективные процессуальные права и обязанности являются специфическим, свойственным только процессуальному правоотношению содержанием. Права и обязанности субъектов процессуального правоотношения составляют суть, содержания правоотношения. Они определяют, что субъекты этого правоотношения могут и что должны делать.

Вместе с тем субъективные права и обязанности — это только конкретно возможное и конкретно необходимое поведение участников процесса, а вовсе не реальное, но фактическое их поведение, совершаемое ими в соответствии с правами обязанностями.

Нельзя разъединять права и обязанности субъектов этих отношений с их действиями, с поведением, поскольку только в их поведении, в результате совершения ими определенных действий могут быть реализованы установленные процессуальным законом права и обязанности4.

Права и обязанности приобретают реальный характер лишь тогда, когда осуществляются в результате совершения управомоченными и обязанными лицами действий, предусмотренных законом.

1 См.: Советский гражданский процесс /Под ред. НА. Чечиной и Д.М. Чечета. — Л., 1984. — С. 50; Советский процесс /Под ред. К.И. Комисарова и В.М. Семенова. — М., 1978. — С. 58-59.

2 См.: Джалилов Д.Р. Гражданское процессуальное правоотношение и его субъекты. — Душанбе, 1962. — С. 27.

3 См.: Гражданский процесс: Учебник /Под ред. М.К. Треушникова. — С. 91.

4 См.: Гражданский процесс: Учебник. /Под ред. М.К. Треушникова — С. 70.

Смотрите еще:

  • Закон 442 фз об основах социального обслуживания граждан в рф 442-закон «О социальном обслуживании» Социальное обслуживание регулируется основами правовых норм действующего Федерального закона. Дополнительно включены иные нормативно-правовые акты РФ, а также законы местных субъектов РФ. Описание […]
  • Осаго если водитель пьян Получение выплаты по ОСАГО при ДТП с пьяным водителем Согласно Правилам дорожного движения (далее – Правила, ПДД) водителю запрещается, при каких бы то ни было обстоятельствах управлять автотранспортным средством в пьяном виде. Это […]
  • Закон от 19122005 163-фз Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 163-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" Документ является поправкой к Комментарии Российской […]
  • Общественное обсуждение закон Статья 24. Общественное обсуждение Статья 24. Общественное обсуждение См. комментарии к статье 24 настоящего Федерального закона 1. Под общественным обсуждением в настоящем Федеральном законе понимается используемое в целях общественного […]
  • Как исчислить сумму налога на доходы физических лиц Как высчитать НДФЛ из зарплаты Актуально на: 24 января 2018 г. По общему правилу заработная плата облагается НДФЛ по ставке 13% для резидентов и 30% для нерезидентов. И каждый работодатель, будучи налоговым агентом, должен исчислить, […]
  • Правила логики предикатов Пример предикатов. Возьмём высказывания: ``Сократ - человек'', ``Платон - человек''. Оба эти высказывания выражают свойство ``быть человеком''. Таким образом, мы можем рассматривать предикат ``быть человеком'' и говорить, что он […]
  • Размер пособия по безработице оренбург Сколько платят на бирже труда по безработице Биржа труда – учреждение, входящее в систему государственного регулирования рынка труда. Биржа занимается посредническими функциями, осуществляемыми между работодателями и гражданами, […]
  • Досрочное сокращение как оформить Типичный образец заявления на досрочное увольнение по сокращению штата: как написать этот документ? Бывают случаи, когда при сокращении сотрудников на предприятии часто возникают ситуации, когда одна из сторон трудовых отношений выбирает […]