Субъект 286 ст ук рф

Злоупотребление должностными полномочиями. Превышение должностных полномочий.

Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ).

Непосредственным объектом рассматриваемого преступления является нормальное функционирование конкретных органов государственной власти, интересы государственной службы и органов местного самоуправления. Дополнительный объект — охраняемые интересы граждан или организаций, общества или государства.

Объективная сторона злоупотребления должностными полномочиями включает в себя: а) деяние в виде использования служебных полномочий вопреки интересам службы; б) общественно опасные последствия в виде существенного нарушения указанных в законе прав и интересов; в) причинную связь между использованием служебного положения и наступившими последствиями.

Под служебными полномочиями следует понимать права и обязанности, которыми лицо наделено законом в силу занимаемой должности.

Под использованием должностным лицом своих служебных полномочий следует понимать совершение им незаконно, вопреки интересам службы действий, входящих в круг его служебных обязанностей, либо несовершение действий, которые должностное лицо обязано было совершить в силу занимаемой должности.

В постановлении о привлечении в качестве обвиняемого и обвинительном заключении должны содержаться ссылки на правовые акты, в силу которых должностное лицо наделено теми или иными полномочиями, а также конкретные обязанности и права, злоупотребление которыми вопреки интересам службы ставится ему в вину. Если действия должностного лица, связанные с нарушением им своих служебных полномочий, были совершены в целях предупреждения вредных последствий, более значительных, чем фактически причиненный вред, если этого нельзя было сделать другими средствами, такие действия в соответствии с законодательством о крайней необходимости не могут быть признаны преступными.

Злоупотребление должностными полномочиями может выражаться в различных формах: нарушение финансовой дисциплины, использование целевых денежных средств не по прямому назначению, обман ревизионных и контролирующих органов, отпуск либо сбыт товарно-материальных ценностей по заниженным ценам, выделение помещений, оборудования, транспортных средств и иного имущества в аренду с заниженной арендной оплатой, заключение договоров на заведомо невыгодных условиях, сокрытие хищений и недостач, неосновательная передача имущества в пользование частным и юридическим лицам, извлечение выгоды без изъятия и обращения чужого имущества в свою пользу, использование труда, транспортных средств, машин, механизмов, помещений в личных целях без оплаты, возмещения стоимости выполненных работ и оказанных услуг и др.

Уголовная ответственность законом предусмотрена только в случаях злоупотреблений должностными полномочиями, совершенных из корыстной или иной личной заинтересованности. Эти признаки субъективной стороны являются обязательными наряду с умышленной формой вины. Виновный осознает опасность своих действий, предвидит наступление существенного нарушения охраняемых интересов и желает или сознательное допускает такие последствия либо относится к ним безразлично.

Корыстный мотив предполагает стремление получить незаконную материальную выгоду, деньги, материальные ценности либо желание освободиться от исполнения материальных обязательств.

Иная личная заинтересованность может выражаться в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера, вызываться такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желанием приукрасить действительное положение вещей, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность.

Субъект рассматриваемого преступления специальный — должностное лицо.

Квалифицирующим признаком (ч. 2 ст. 285 УК РФ) является совершение преступления лицом, занимающим государственную должность или государственную должность субъекта РФ, либо главой органа местного самоуправления. В примечании к данной статье раскрываются признаки перечисленных субъектов. Например, к занимающим государственные должности Российской Федерации относятся лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Особо квалифицированным видом злоупотребления полномочиями (ч. 3 ст. 285 УК РФ) является совершение деяния, предусмотренного ч. ч. 1 или 2 ст. 285 УК РФ, повлекшее тяжкие последствия. Данный признак является оценочным и устанавливается с учетом конкретных обстоятельств совершения преступления.

В Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. N 4 к числу тяжких рекомендуется относить такие последствия, как: нарушение конституционных прав и свобод большого числа людей, крупные аварии, дезорганизацию, полную остановку работы государственного (муниципального) органа или учреждения, нанесение материального ущерба в особо крупных размерах и т.п. Преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 285 УК РФ, является умышленным и не может рассматриваться как совершенное с двумя формами вины (ст. 27 УК РФ).

Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ).

Основной объект преступления — нормальная, т.е. осуществляемая в соответствии с законодательством, деятельность государственного (муниципального) аппарата власти и управления. В качестве дополнительного объекта могут выступать конституционные права и свободы человека и гражданина, их здоровье, честь и достоинство, охраняемые законом интересы общества и государства.

Объективная сторона преступления характеризуется наличием трех обязательных признаков: a) деяние — совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий; b) последствие в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства; c) причинно-следственная связь между действием и наступившим последствием.

При решении вопроса о том, совершило ли должностное лицо действия, которые явно выходят за пределы его полномочий, необходимо в первую очередь определить эти пределы, т.е. установить объем предоставленных лицу прав и обязанностей, т.е. его должностную компетенцию, которая закрепляется в различных нормативных правовых и иных актах (законе, постановлении, распоряжении, должностной инструкции, приказе, трудовом договоре и т.д.).

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого либо косвенного умысла. Виновное лицо осознает, что совершает действия, которые явно для него самого выходят за пределы предоставленных ему полномочий, предвидит наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства и желает наступления этих последствий (прямой умысел), сознательно допускает или относится к их наступлению безразлично (косвенный умысел).

Субъект преступления специальный — должностное лицо.

Квалифицированный состав ч. 2 ст. 286 УК РФ преступления предусматривает более строгую ответственность за то же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а также главой органа местного самоуправления.

Особо квалифицированным видом превышения власти или служебных полномочий (ч. 3 ст. 286) признается деяние, предусмотренное ч. 1 или 2 ст. 286 УК РФ, если оно сопровождалась насилием или угрозой его применения, применением оружия или специальных средств, причинением тяжких последствий. Каждого из названных обстоятельств достаточно для квалификации по ч. 3 ст. 286 РФ, хотя нередко они наличествуют одновременно.

Состав злоупотребления должностными полномочиями следует разграничивать с составом превышения должностных полномочий. При этом следует исходить из того, что в первом случае должностное лицо незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему законом права и полномочия, а во втором — совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции (которые относятся к полномочиям другого должностного лица либо могли быть совершены самим должностным лицом только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте, а также действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершить).

Дача взятки должностному лицу — каковы последствия: Видео

Субъект квалифицированного вида превышения должностных полномочий (ч. 2 ст. 286 УК РФ)

Смелова С.В., адъюнкт Вологодского института права и экономики ФСИН России.

Анализ материалов уголовных дел о превышении должностных полномочий свидетельствует о том, что лишь в 0,9% из них должностное лицо привлекалось к ответственности по ч. 2 ст. 286 УК РФ .

Изучены 118 уголовных дел, рассмотренных федеральными судами трех субъектов РФ.

В определенной мере это связано с тем, что квалифицирующий признак, предусмотренный данной нормой, характеризует узкоспециальную группу субъектов преступления, полномочия которых обусловлены занятием конкретной должности.

Понятия лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов РФ, содержатся в примечаниях 2 и 3 к ст. 285 УК РФ и в отличие от дефиниции должностного лица распространены на УК РФ в целом .

Далее по тексту сокращенно — РФ.
Данный признак включен в квалифицированные составы преступлений, предусмотренных ст. ст. 237, 285, 287, 290 и 354 УК РФ.

Согласно уголовному закону эти должности предназначены для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Первые устанавливаются Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами, государственные должности субъектов РФ соответственно — конституциями или уставами субъектов РФ.

Федеральный закон РФ от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» применительно к обозначенным должностям конкретизирует вид органов, полномочия которых реализует замещающее их лицо, — федеральные государственные органы и государственные органы субъектов РФ (ст. 1) .

В научной литературе высказано мнение о том, что должностные лица, занимающие по законодательству о государственной службе должности категории «руководители», являются субъектами квалифицированных видов должностных преступлений .

См.: Ковалева Н.М. Должностное лицо и должностное преступление в уголовном праве России: Дис. . канд. юрид. наук: 12.00.08. Ростов н/Д, 2004. С. 97.

Тем не менее в соответствии со ст. 8 вышеназванного Закона должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность, следовательно, не относятся к государственным должностям РФ. В категорию «руководители» входят: должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, представительств государственных органов и их структурных подразделений. Эти должности подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы (ст. 9) .

Собрание законодательства РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.

Так, в федеральных службах, руководство деятельностью которых осуществляют Президент РФ или Правительство РФ, в категории «руководители» высшей группы должностей выделены: руководитель (директор) федеральной службы и его заместители, руководитель (начальник) службы и руководитель департамента федеральной службы .

См.: Указ Президента РФ от 31 декабря 2005 г. N 1574 «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» // Собрание законодательства РФ. 2006. N 1. Ст. 118.

Должности высшей группы предполагают наделение замещающего их лица наибольшим объемом полномочий по сравнению с должностями других групп категории «руководители». В связи этим необходимо согласиться с точкой зрения о целесообразности установления повышенной ответственности указанных лиц за должностные преступления .

См.: Хачатурян М.Н. Специальный субъект с признаками государственного должностного лица и государственного гражданского служащего: Дис. . канд. юрид. наук: 12.00.08. Ростов н/Д, 2005. С. 169.

Подобным образом, в частности, расширен круг субъектов особо квалифицированного вида превышения власти или служебных полномочий в УК Республики Беларусь (ч. 3 ст. 426). Белорусский законодатель относит к ним руководителей государственных органов, непосредственно подчиненных или подотчетных Президенту, Парламенту, Правительству Республики Беларусь, и их заместителей. Обращает на себя внимание и то, что в УК Республики Беларусь содержится исчерпывающий перечень должностных лиц, признаваемых «занимающими ответственное положение» (ч. 5 ст. 4) .

См.: Законодательство Республики Беларусь. М., 2006. С. 10 — 11.

Решение вопроса о перечне государственных должностей субъектов РФ входит в компетенцию субъектов РФ. Таковыми, например, считаются должности руководителей высшего исполнительного и высшего представительного органов государственной власти субъекта Федерации .

См., например: ст. ст. 35, 71 Устава Вологодской области от 18 октября 2001 г. N 716-ОЗ // Законодательство Вологодской области. 2001. Сборник N 5. С. 25.

Субъектом квалифицированного вида превышения должностных полномочий является также глава органа местного самоуправления, понятие которого в уголовном законе не раскрывается.

Действующее законодательство о местном самоуправлении определяет органы местного самоуправления как избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В структуру органа местного самоуправления входят следующие органы муниципального образования: представительный, глава муниципального образования (высшее должностное лицо), местная администрация (исполнительно-распорядительный орган), контрольный и иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом. Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначенное на эту должность по контракту. В установленных законом случаях глава муниципального образования может совмещать должности председателя представительного органа и главы местной администрации .

См.: ст. ст. 2, 34 — 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

Следовательно, в муниципальном образовании наибольшим объемом властных полномочий наделяются главы муниципального образования, представительного органа и местной администрации.

Например, С., глава сельского поселения, был обоснованно признан судебно-следственными органами главой органа местного самоуправления. Являясь высшим должностным лицом поселения согласно Уставу поселения, он был наделен собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Кроме того, С. возглавлял администрацию поселения и исполнял полномочия председателя его представительного органа. Имея право отчуждать муниципальное имущество по решению представительного органа поселения, присвоив данные полномочия, С. незаконно продал часть муниципального имущества, чем существенно нарушил интересы общества и государства .

См.: Архив Вологодского районного суда Вологодской области. 2007. Дело N 1-54.

В ходе проведенного исследования 33,6% из числа опрошенных практических работников высказались в пользу закрепления понятия «глава органа местного самоуправления» в УК РФ. На наш взгляд, достаточно разъяснить его содержание в постановлении Пленума Верховного Суда РФ. Полагаем, что таковыми следует признавать глав муниципального образования, местной администрации и представительного органа местного самоуправления.

Дифференцируя ответственность за превышение должностных полномочий в зависимости от особенностей должностного статуса субъекта, законодатель вполне обоснованно отнес такое преступление к категории тяжких. Вместе с тем полагаем, что квалифицирующий признак, предусмотренный в ч. 2 ст. 286 УК РФ, может быть расширен за счет включения в него лиц, замещающих должность федеральной государственной службы категории «руководители» высшей группы должностей.

Субъект 286 ст ук рф

Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями 1. Использование должностным лицом своих служе

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по уголовному праву. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по уголовному праву — и никакой экзамен вам не страшен!

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Раздел X. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Глава 30. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ В

Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ)

Похожие вопросы

  • Уголовное право — . должностныхполномочий (ст. 286УКРФ)
    Статья 285. Злоупотребление должностнымиполномочиями 1. Использование должностным лицом своих служе. Загрузка.
    Преступления против государственной в. Превышениедолжностныхполномочий (ст. 286УКРФ).
  • . (БЖД) — Превышениедолжностныхполномочий (ст. 286УКРФ)
    Статья 285. Злоупотребление должностнымиполномочиями 1. Использование должностным лицом своих служе. Загрузка.
    Преступления против государственной в. Превышениедолжностныхполномочий (ст. 286УКРФ).
  • Уголовное право — . и превышениедолжностныхполномочий
    1. Злоупотребление должностнымиполномочиями (ст. 285 УКРФ).
    2. Превышениедолжностныхполномочий (ст. 286УКРФ). Объект – деятельность государственного органа.
  • . жизнедеятельности (БЖД) — Получение и дача взятки (ст. 290,291 УКРФ)
    Превышениедолжностныхполномочий (ст. 286УКРФ).
    виновного может быть выражено: 1. Совершении действий (бездействия), которые входят в служебные полномочиядолжностного лица 2. Способствование в силу занимаемого должностного положения совершению действий.
  • Уголовное право — Получение и дача взятки (ст. 290,291 УКРФ)
    Превышениедолжностныхполномочий (ст. 286УКРФ).
    виновного может быть выражено: 1. Совершении действий (бездействия), которые входят в служебные полномочиядолжностного лица 2. Способствование в силу занимаемого должностного положения совершению действий.
  • Уголовное право — . должностнымиполномочиями (ст. 285 УКРФ)
    Превышениедолжностныхполномочий (ст. 286УКРФ).
    субъектов РФ, члены Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, судьи федеральных судов и мировые судьи и другие).
  • . (БЖД) — Злоупотребление должностнымиполномочиями (ст. 285 УКРФ)
    Превышениедолжностныхполномочий (ст. 286УКРФ).
    субъектов РФ, члены Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, судьи федеральных судов и мировые судьи и другие).
  • Шпаргалки по уголовному праву
    Превышениедолжностныхполномочий (ст. 286УКРФ).
    1. Злоупотребление должностнымиполномочиями (ст. 285 УКРФ). Объект – деятельность государственног. подробнее ».

найдено похожих страниц:10

Статья 286. Превышение должностных полномочий

См. комментарии к статье 286 УК РФ

О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ в часть 1 статьи 286 внесены изменения

Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ в часть 2 статьи 286 внесены изменения

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —

а) с применением насилия или с угрозой его применения;

б) с применением оружия или специальных средств;

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Превышение должностных полномочий

Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК) также относится к преступлениям средней тяжести, однако наличие квалифицирующих обстоятельств превращает это общественно опасное деяние в тяжкое преступление.

Закон определяет превышение должностных полномочий как совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Непосредственный объект превышения должностных полномочий не отличается от объекта преступного посягательства при злоупотреблении должностными полномочиями. В зависимости от : характера преступной деятельности должностного лица, превышающего свои полномочия, дополнительными объектами этого преступления могут быть здоровье, свобода, честь и достоинство личности, конституционные права и свободы человека и гражданина и другие ценности.

Объем прав и полномочий представителя власти и других работников государственных и муниципальных органов и учреждений определяется их должностной компетенцией, которая закрепляется в различных нормативных актах (законах, уставах, положениях, инструкциях, приказах). Поэтому для того, чтобы установить, что должностное лицо совершило действия, явно выходящие за пределы его полномочий, необходимо выяснить, каким именно правовым актом они регулируются и какие конкретно положения этого акта были нарушены.

С объективной стороны в судебной практике наиболее характерными случаями превышения должностных полномочий признаются следующие: 1) совершение должностным лицом действий, которые относятся к полномочиям другого должностного лица; 2) совершение должностным лиЦом действий, которые могли быть совершены им самим только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе; 3) совершение должностным лицом действий, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершить. Эти типичные виды данного преступления отмечены в постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. № 4 «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге» * .

* БВС СССР. 1990. № 3.

Общим для всех этих случаев является то, что должностное лицо совершает действия, явно выходящие за пределы прав и полномочий, предоставленных ему законом. Другими обязательными признаками объективной стороны превышения власти или служебных полномочий являются наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, а также причинная связь между действиями и последствиями.

Последствие преступного превышения должностных полномочий чаще всего выражается в причинении физического вреда личности, нарушении конституционных прав и свобод граждан, однако оно может быть связано и с причинением имущественного ущерба гражданам и юридическим лицам и с иными существенными нарушениями интересов общества и государства.

Ответственность за превышение должностных полномочий наступает лишь в том. случае, .когда должностное лицо обладало какими-либо полномочиями по отношению к потерпевшему физическому лицу или к организации, права и интересы которых существенно нарушены действиями данного должностного лица.

Субъективная сторона превышения должностных полномочий характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла (конкретизированного или неконкретизированного). Должностное лицо при этом сознает, что совершает действия, которые явно (т. е. бесспорно, очевидно) для него самого выходят за пределы имеющихся у него полномочий (например, он понимает, что обстоятельства, при наличии которых он мог бы совершить это действие, в данном случае или в данный момент отсутствуют), предвидит последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, общества или государства, желает наступления этих последствий или сознательно их допускает либо относится к ним безразлично.

Мотивы и цели совершения преступления могут быть любыми (месть, карьеризм, иные личные побуждения, корысть, ложно понимаемые «интересы дела» и т. д.) и не имеют никакого значения для квалификации, хотя и учитываются при назначении наказания.

Так же как и в составе злоупотребления должностными полномочиями квалифицированным видом превышения должностных полномочий является совершение этого деяния лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления (ч. 2 ст. 286 УК).

Особо квалифицированным видом превышения власти или служебных полномочий (ч. 3 ст. 286 УК) закон считает деяние, предусмотренное ч. 1 или 2 данной статьи, если оно сопровождалось насилием или угрозой его применения, применением оружия или специальных средств, причинением тяжких последствий. Каждого из названных обстоятельств достаточно для квалификации по ч. 3 ст. 286 УК, хотя нередко они наличествуют одновременно.

Совершение должностным лицом незаконных действий с насилием или угрозой его применения, применением оружия или специальных средств является грубым посягательством на охраняемые законом права граждан, интересы общества или государства и рассматривается как существенное их нарушение независимо от наступления каких-либо иных вредных последствий.

Статья 286. Превышение должностных полномочий

1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:

в) с причинением тяжких последствий, —

Комментарий к статье 286 Уголовного Кодекса РФ

1. Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется тремя признаками: а) общественно опасное деяние в форме действий, явно выходящих за пределы полномочий должностного лица; б) общественно опасные последствия, текстуально указанные в законе аналогично последствиям должностного злоупотребления; в) причинная связь между действием и последствиями.

В отличие от злоупотребления должностными полномочиями при превышении полномочий совершаемые действия не находятся в рамках компетенции виновного. Об этом свидетельствует указание закона на явный характер несоответствия действий должностным полномочиям (т.е. установленным пределам должного и возможного поведения по службе). Таким образом, здесь речь идет о действиях, которые в данной ситуации или в принципе должностное лицо совершать не должно было. В п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 выделяются четыре типовые формы превышения должностных полномочий:

1) совершение должностным лицом действий, которые относятся к полномочиям другого должностного лица (например, принятие решения о выпуске товара инспектором отдела таможенного оформления и таможенного контроля, а не руководителем соответствующего отдела);

2) совершение должностным лицом действий, которые могли быть совершены им только при наличии особых условий, указанных в законе или подзаконном акте и отсутствовавших в данной ситуации (например, применение работником милиции огнестрельного оружия при отсутствии условий, предусмотренных ст. 15 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции»);

3) совершение должностным лицом действий, которые никто ни при каких обстоятельствах не вправе совершить (например, принуждение сотрудниками милиции, не являющимися дознавателями, свидетеля к даче показаний);

4) единоличное совершение должностным лицом действий, которые могут быть совершены лишь коллегиально.

2. Во всех этих случаях действия явно, очевидно для виновного выходят за пределы его полномочий, но при этом с ними связаны. В основе превышения всегда лежит осуществление должностным лицом своих прав и обязанностей по службе — но это осуществление выходит за рамки, установленные существующими правилами. Если же те или иные действия должностного лица никак не связаны с его полномочиями по службе, они не являются признаком рассматриваемого преступления (например, следователь ФСБ угоняет автомобиль).

3. Общественно опасные последствия как признак состава превышения должностных полномочий формально в законе описаны аналогично ст. 285 УК. В отличие от преступления, предусмотренного ст. 285 УК, нравственный или материальный вред личности, нарушение ее конституционных прав и свобод — характерное последствие превышения должностных полномочий. Не исключается вред иной природы — имущественный (чаще всего в виде неполучения государством или муниципальным образованием обязательных платежей), экологический и т.п. Например, Е. был признан виновным в превышении должностных полномочий при следующих условиях: являясь должностным лицом государственной лесной охраны, в нарушение требований закона он разрешил спилить деревья во вверенном ему обходе лесничества, в связи с чем лесному хозяйству был причинен существенный вред (БВС РФ. 1999. N 2. С. 22). В судебной практике встречаются дела, по которым констатировалось отсутствие состава превышения должностных полномочий по причине отсутствия существенного нарушения правоохраняемых интересов, обусловленного незначительной суммой материального ущерба (БВС РФ. 2002. N 8. С. 13).

4. Преступление окончено в момент наступления указанных последствий.

5. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом. При этом весьма характерны, но не обязательны ложно понимаемые служебные интересы.

6. Субъект преступления специальный — должностное лицо (см. п. п. 8 — 11 комментария к ст. 285 УК).

7. Квалифицированный вид превышения должностных полномочий предполагает совершение преступления лицом, занимающим государственную должность РФ или субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления (см. п. п. 12 — 13 комментария к ст. 285 УК).

8. Особо квалифицирующими признаками рассматриваемого преступления являются: а) применение насилия или угроза его применения; б) применение оружия или специальных средств; в) причинение тяжких последствий (ч. 3 ст. 286 УК).

9. Применение насилия означает нанесение потерпевшему побоев, причинение физической боли, легкого и средней тяжести вреда здоровью, ограничение свободы (например, связывание), истязание. Умышленное причинение смерти или тяжкого вреда здоровью не охватывается составом превышения должностных полномочий и требует квалификации по совокупности с соответствующими статьями УК о преступлениях против личности.

Угроза применения насилия (включая угрозу убийством) означает высказанное или иным образом выраженное вовне намерение виновного причинить потерпевшему вред здоровью, когда у последнего имелись действительные основания опасаться приведения ее в исполнение.

10. Судебная практика обоснованно исходит из того, что сам по себе факт незаконного применения оружия (см. комментарий к ст. 222 УК) связан с существенным нарушением прав граждан, вне зависимости от наступления каких-либо иных последствий.

Специальные средства — это средства, предназначенные для применения на определенных законом основаниях в целях пресечения правонарушений и нейтрализации правонарушителей (например, резиновые палки, водометы и т.п.). Основания и порядок их применения предусмотрены в ряде нормативных актов, например, в ст. 14 Закона «О милиции».

Под применением оружия и специальных средств следует понимать как фактическое их использование для физического воздействия на потерпевшего, так и угрозу их применения, если у потерпевшего имелись основания считать, что его жизни и здоровью грозит опасность.

11. Тяжкими последствиями превышения должностных полномочий являются крупные аварии, длительные остановки транспорта или производственного процесса, дезорганизация работы учреждения, нанесение материального ущерба в особо крупных размерах, резкое осложнение социальной обстановки в конкретной местности, причинение тяжкого вреда здоровью или смерти хотя бы одному человеку. Психическое отношение к смерти и причинению тяжкого вреда здоровью может быть выражено только в форме неосторожности. Неосторожное причинение смерти в результате умышленного превышения полномочий — типичный пример необоснованного применения работниками милиции огнестрельного оружия (БВС РФ. 2002. N 5. С. 20; N 7. С. 7).

Вина по отношению к иным тяжким последствиям может быть как умышленной, так и неосторожной.

12. Если превышение должностных полномочий предусмотрено специальной нормой (например, ст. ст. 299 — 302, ч. 2 ст. 303, ст. 305 УК), квалификации содеянного по совокупности со ст. 286 УК РФ не требуется (БВС РФ. 2001. N 7. С. 15).

Актуальность работы. Совершение преступления, то есть, общественно опасного деяния является наказуемым со стороны государства действием и запрещается под угрозой наказания. Российское уголовное право выделяет несколько групп преступлений, которые объединяются по определенным признакам. Обычно в качестве такого признака законодатель использует объект преступления, то есть, общественные отношения, которым непосредственно причиняется вред совершенным деянием. Но бывают случаи, когда не только объект выступает таким связывающим звеном. Иногда в качестве дополнительного признака, объединяющего несколько преступлений выступает субъект преступления – то есть, лицо, которое непосредственно выполняет преступные действия, либо бездействие. К таковым преступлениям следует относить преступления, которые направлены против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Здесь сразу в наличии два общих признака: объект и субъект. В качестве объекта выступает порядок осуществления государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, установленный законодательством РФ, а в качестве субъекта выступает лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению указанного порядка и интересов. Следует так же отметить особую опасность данной группы преступлений. Это обусловлено тем, что лица, которые занимают определенное положение в рамках органов государственной власти, либо органов местного самоуправления, они осуществляют обеспечение интересов государства и общества. Поэтому, если указанное лицо допустит какие-либо преступные нарушения, связанные с исполнением его трудовых обязанностей, то это может нанести существенный вред интересам государства и общества. Цель данной курсовой работы заключается в анализе правового состава преступления, заключающегося в превышении должностных полномочий. Объект исследования представляет собой всю совокупность существующих в рамках уголовного права норм права, которые устанавливают и определяют ответственность за преступления, направленные против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Предмет исследования представляет собой непосредственно совокупность норм уголовного права, которые определяют ответственность за совершение превышения должностных полномочий. При написании данной курсовой работы будут использованы положения нормативно-правовых актов, а так же материалы учебной и научной литературы, судебной практики. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы. Вторая глава включает в себя пять параграфов. Задачами данного исследования являются: — определить основные этапы развития отечественного законодательства о превышении должностных полномочий; — осуществить уголовно-правовой анализ состава преступления предусмотренного ст.286 УК РФ; — установить объект и предмет преступления; — раскрыть объективную сторону данного состава преступления; — определить особенности субъекта преступления; — установить основные элементы субъективной стороны данного преступного деяния; — установить квалифицирующие признаки данного преступного деяния, в соответствии с которыми общественная опасность данного деяния возрастает.

Итак, по итогам рассмотрения темы, можно сделать следующие выводы: Под государственной службой следует понимать деятельность. Которая осуществляется на профессиональной основе и связана с исполнением полномочий в сфере деятельности органов государственной власти. Если определять понятие службы в органах местного самоуправления, то под ней следует понимать такую деятельность, которая реализуется так же на основании полномочий профессионального характера в указанных органах, имеющие своим направлением разрешение вопросов местного значения. В качестве интересов государственной, либо муниципальной службы рассматриваются те проблемы и задачи, которые ставятся перед каждым органов государственной и местной власти, которые должны быть четко, полно и эффективно разрешены. В этом случае, необходимо указать еще и на то, что лица, которые несут данную службы должны в своей деятельности применять только нормы Конституции РФ, федеральных законов, иных нормативных актов и должностных инструкций. Так же они принимают на себя обязательства по соблюдению и обеспечению охраны прав и свобод человека и гражданина. Поэтому данное преступное посягательство имеет своя яркое отличие, которое проявляется в объекте преступления. В качестве родового объекта рассматриваются общественные отношения, которые реализуются с целью удовлетворения интересов государственной власти РФ. В качестве видового объекта данного преступного посягательства выступает функционирование органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений государственного и муниципального характера, Вооруженных Сил Российской Федерации и воинских формирований РФ. Под объективной стороной данного преступного деяния следует понимать совершение лицом, которое занимает определенную должность на службе действий, которые: — не входят в объем предоставляемых ему полномочий; — привели к тому, что были нарушены правомочия и законные интересы граждан, юридических лиц, а так же интересы государства и общества в целом; — повлекли за собой наступление отрицательных последствий для общественных отношений, закрепленные в уголовном законе. Говоря об отрицательных последствиях данного преступного деяния следует отметить, что вред может носить не только имущественный, материальный характер, но и выражаться в причинении вреда: — конституционным правам и свободам человека и гражданина, установленных в основном законе страны, — уровню авторитета, которым обладают органы государственной власти, а так же авторитету иных органов и организаций, — в виде создания определенных препятствий для работы указанных органов и организаций, — наступления таких последствий, которые собой нарушают установленный законом общественный порядок, — сокрытия хищений, совершенных в крупном размере, либо совершения иных тяжких преступлений и т.п. Итак, в качестве субъекта рассматриваемого преступления выступает лицо, которое занимает определенную должность. А под данными лицами, в соответствии с законодательством РФ понимаются лица, которые занимают должности, определяемые в рамках норм Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов в целях исполнения тех полномочий, которые возлагаются данными законами на органы государственной власти. Если обратиться к нормативному закреплению понятия должностных лиц, то следует сказать, что под ними понимаются такие лица, которые на постоянной, либо временной основе реализуют полномочия представителя власти, а равно лица, которые выполняют организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в рамках органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждения государственного и муниципального вида, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Итак, мы определили, что законодатель определяет две основные категории лиц, которые могут быть названы должностными. В первую категорию граждан входят лица, которые осуществляют функцию государственного представителя. Субъективная сторона данного состава преступления представлена умышленной формой вины, которая может быть выражена как в прямом, так и в косвенном умысле. То есть, рассмотренное выше должностное лицо осознает свои действия, которые нарушают нормы права, что он при этом выходит за рамки тех полномочий, которые ему предоставляются для реализации своих функций, а так же он предвидит, что негативные последствия для общественных отношений все-таки наступят и они будут выражаться в виде нарушения правомочия и интересов граждан, юридических лиц, а так же государства и общества в целом. Кроме вины, в рамках совершения данных преступных деяний, рассматриваются и другие признаки, такие например, как мотив совершения преступления. Обычно в качестве мотива принято выделять: — корыстную заинтересованность; — другая личная заинтересованность. Вообще мотивы и цели не имеют значение для квалификации преступления, они рассматриваются при назначении наказания. Дело в том, что уголовный закон не определяет мотив в данной группе преступлений в качестве обязательного признака данного деяния. Интеллектуальный момент в отношении умысла при совершении рассматриваемого преступного деяния заключается в том, что лицо понимает, что совершающее им действие носит общественно опасный характер и он так же понимает и знает, что в результате данных действий наступят общественно опасные последствия. Волевой момент заключается в том, что лицо не только знает о всех негативных последствиях, которые наступят в итоге, но все равно желает их наступления и достижения преступных целей, либо допускает их наступление, а равно выказывает безразличное отношение к ним. Мы установили, что данное преступное деяние совершается с прямым или косвенным умыслом. Но, иногда, при наличии особых условий, например, при наличии квалифицирующих признаков, форма вины может быть выражена в виде неосторожности. Итак, по итогам рассмотрения данного вопроса можно сказать о том, что данная категория преступных деяний является особо опасным по следующим причинам: — они связаны с осуществлением государственной власти; — связаны с функционированием органов власти, в том числе местного значения; — они совершаются лицами, которые в силу закона наделяются государственными полномочиями; — среди основных функций данных должностных лиц выделяют функцию по обеспечению защиты прав и интересов граждан, а равно по их неукоснительному соблюдению; — своевременное установление факта нарушение законодательства должностным лицом, путем превышения им своих полномочий, не всегда возможно, так как совершается оно не открыто. То есть те задачи и цель, которые были поставлены перед нами в начале работы выполнены в полном объеме.

Смотрите еще:

  • В какой срок обжалуется определение суда Обжалование определения суда Согласно ГПК РФ, отдельные категории определений судов первой инстанции подлежат обжалованию. А именно, это те определения, которые закон рассматривает, как возможные для обжалования, и те, которые […]
  • Какого числа день юриста 2014 День юриста в 2017 году в России: когда – какого числа, история праздника День юриста в России – профессиональный праздник всех работников правовой сферы, так или иначе относящейся к юриспруденции. Когда же отмечается этот праздник и […]
  • Оформить кредитную карту билайн Пчелиная карта с кредитным лимитом 300 000 р. в день обращения 60 дн. по паспорту 34,99% 20-70 лет 0 р. 4,9%+500р Master Card 1-5% Карта от Билайн с кредитным лимитом - бесплатное обслуживание и много […]
  • 260 закон Федеральный закон от 29.07.2018 N 260-ФЗ "О внесении изменений в статьи 13.2 и 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" в части совершенствования правового регулирования деятельности структурных подразделений иностранных […]
  • Жалоба главе города Город-курорт Пятигорск Официальный сайт Письмо главе города Любой житель или даже гость может отправить письмо, обращение, жалобу или заявление Главе города и быть уверенным, что прочтет его лично Андрей Валериевич […]
  • Нотариусы березовский свердловская область Консультация нотариуса онлайн поможет разобраться во всех деталях нотариальных процедур и приготовиться к персональному посещению нотариальной конторы для подтверждения документации или совершения иных удостоверительных процедур. […]
  • Кто производит расчет неустойки по алиментам Расчет и уплата неустойки по алиментам в 2018 году Возникает неустойка, когда лицо, обязанное выплачивать алименты, не делает этого либо в положенный срок, либо в полном объёме. Таким образом, прослеживается прямая связь с пени, ведь […]
  • Заключение прокурора по делу образец Заключение прокурора по гражданскому делу образец Участие прокурора в разбирательстве гражданских дел способствует осуществлению целей правосудия и реализации задач, стоящих перед судом, с тем, чтобы выполнялось требование закона о […]