Структура судов франции

Судебные органы Франции

Построение судебных органов Франции всецело связано с историей развития данного государства. Статья 66 Конституции Франции определяет судебную власть как «хранительницу личной свободы» [1] . Построение судебных органов Франции основывается на реализации именно данного конституционного принципа. Система судебных органов Франции является двойственной и включает систему административных судов и систему общих судов.

Административные суды Франции – явление историческое. Современная система административных судов этой страны имеет очень сложную систему построения своих судебных органов. Во-первых, компетенция указанных административных судов зависит от предмета самого спора. Так административным судам Франции подсудны споры, относящиеся к сфере управленческой деятельности публичных властей [2] . Речь в данном случае идет о спорах, в которых одной из сторон выступает орган публичной власти, ограничивающий, по мнению другой стороны, права, интересы и его свободу, при осуществлении управленческой деятельности. Административным судам будут подсудны также действия публичных органов власти, которые основаны на праве [3] .

Специально для решения вопросов о подсудности в 1848 г. был учрежден Суд по спорам о подсудности. В настоящее время функцию данного судебного органа выполняет специализированный судебный орган административной юстиции Франции – трибунал по конфликтам, который наделен уникальной судебной функцией – разрешение споров о компетенции между общими судами и административными судами. Кроме того, трибунал по конфликтам, вправе обращаться в Кассационный суд Франции либо в Государственный совет в случае, когда возникает вопрос о компетенции, связанной с разделением властей [4] .

Во-вторых, система административных судов состоит из административных трибуналов, административных апелляционных судов и Государственного совета.

Административные суды. В качестве судов первого звена системы административных судов выступают административные трибуналы. Они являются судами первой инстанции и рассматривают административные споры, подсудные системе административных судов. Административные трибуналы действуют в юрисдикции судебного округа, который охватывает несколько департаментов. В настоящее время во Франции насчитывается 36 административных трибуналов [5] .

Судами второго звена системы административных судов являются административные апелляционные суды, которые выступают в качестве апелляционной инстанции на судебные решения, вынесенные административными трибуналами, выступающими в качестве суда первой инстанции. Во Франции насчитывается шесть административных апелляционных судов [6] .

Высшим судебным органом системы административных судов является Государственный совет. Государственный совет выступает в качестве суда кассационной инстанции и рассматривает жалобы на судебные решения, рассмотренные в апелляционном порядке в административном апелляционном суде. Кроме того, Государственный совет может рассмотреть в качестве суда первой инстанции жалобу на президентские и правительственные декреты, на акты, изданные министрами либо исходящие от организаций общенационального значения, в том числе профсоюзов, и др. по существу. Еще одну функции призван осуществлять Государственный совет Франции – быть консультативным учреждением при правительстве, т.е. являться одновременно органом государственного управления.

В систему административных судов Франции входят специализированные административные суды. В качестве специализированного административного суда выступает Счетная палата. Она занимает особое место в судебной системе: является судебным органом, проверяющим счета публичных финансовых служб. Кроме того, в регионах Франции создаются региональные счетные палаты, которые рассматривают счета публичных образований и, создаваемых в регионах учреждений.

Счетная палата Франции является апелляционной инстанцией по тем решениям, которые были вынесены региональными счетными палатами. Государственный совет Франции выступает в качестве суда кассационной инстанции на решения, вынесенные Счетной палатой.

Основную роль в системе правосудия играют суды общей юрисдикции. По своей правовой природе суды общей юрисдикции Франции имеют трехступенчатую систему построения, которая включает в себя:

– суды, рассматривающие различные категории дел по первой инстанции.

Все судебные органы, рассматривающие категории дел по первой инстанции, в зависимости от их подсудности по уголовным и гражданским делам условно подразделяются:

по уголовным делам на:

по гражданским делам на:

– суды малой инстанции;

– суды большой инстанции.

Низовую ступень в системе судов общей юрисдикции занимают суды, рассматривающие различные категории дел по первой инстанции. Такими судами являются трибуналы [7] малой инстанции и полицейские суды (трибуналы полиции). Данные судебные органы Франции относятся к специализированным судам, но с и по своей компетенции входят в систему судов общей юрисдикции. Правосудие но всем личным и имущественным искам, подсудным трибуналам малой инстанции, судьи осуществляют единолично [8] . При этом решения трибунала малой инстанции не подлежат обжалованию.

Предметная подсудность трибуналов малой инстанции ограничена рассмотрением споров об аренде жилых помещений, посессорных исков, споров о применении положений Кодекса потребления, а также споров, касающихся потребительского кредита, жалоб по вопросам составления избирательных списков и т.д. [9] Кроме того, трибунал малой инстанции рассматривает гражданские дела, касающиеся всех личных или вещных исков по поводу движимого имущества на сумму до 10 тыс. евро [10] . Трибунал малой инстанции осуществляет и внесудебные полномочия – удостоверяет имеющие место события, доверенности для голосования на выборах, а также осуществляет надзор за управлением имущества и опекой над взрослыми и несовершеннолетними недееспособными лицами в судебном округе [9] . Таким образом, трибунал малой инстанции осуществляет не только правосудие по гражданским делам с небольшой ценой иска, в отношении малообеспеченных граждан, но и выполняет несвойственные для правосудия функции – надзор за управлением имущества и опекой над взрослыми и несовершеннолетними недееспособными лицами.

Трибунал малой инстанции, рассматривающий категорию уголовных дел, именуется полицейским [12] судом (трибуналом полиции) [13] . В этом случае полицейский суд выступает в качестве суда общей юрисдикции и по первой инстанции рассматривает уголовные дела о незначительных уголовных деяниях- проступках, за которые может быть назначен штраф на небольшую сумму либо арест на срок от одного дня до двух месяцев. Дела в них рассматриваются единолично судьями трибунала малого процесса. Кроме того, отличительной особенностью полицейских судов является отсутствие возможности обжаловать судебные решения, вынесенные полицейскими судами, выступающими при осуществлении правосудия в качестве суда первой инстанции. Данное построение трибуналов малой инстанции и полицейских судов свидетельствует об ограничении некоторых принципов, таких, как право на обжалование, равенство всех перед судом и т.д.

Следующим судебным органом, представляющим суд первой инстанции и рассматривающим различные категории дел по существу, является трибунал большой инстанции. Данный судебный орган входит в систему судов общей юрисдикции. Трибунал большой инстанции имеется в каждом округе Франции [14] . В трибунале с числом судей свыше пяти образуются палаты во главе с заместителями председателей трибуналов. Дела рассматриваются, как правило, в коллегиях не менее чем из трех судей, и лишь по некоторым категориям дел допускается их разбирательство судьей единолично при согласии на то сторон.

Трибуналы большой инстанции при осуществлении правосудия выступают в качестве суда первой инстанции по гражданским делам, рассматривающего споры имущественного характера, а также значительного числа четко определенных категорий дел: споры о недвижимости, о браке и разводе, об усыновлении, о гражданстве и другие. По ряду вопросов компетенция трибунала большой инстанции является исключительной. Так, они рассматривают по существу преторные иски по поводу недвижимого имущества и обращения взыскания на имущество, иски патентов на изобретения, патентов на товарные знаки, иски, связанные с ликвидацией имущества юридических лиц и т.д. [9] Кроме того, если в округе отсутствует торговый трибунал, то трибунал большой инстанции выполняет все его функции. Некоторые категории гражданских дел, подсудные трибуналам большой инстанции, рассматриваются единолично судьей. К таким спорам относятся споры, связанные с дорожно-транспортными происшествиями, с требованием исполнения иностранных решений.

При трибунале большой инстанции имеются специализированные судьи, единолично рассматривающие споры по семейным делам, по исполнению судебных решений, за исключением решения вопроса об опеке над недееспособными несовершеннолетними лицами и о применении мер по оказанию помощи воспитательного характера. Кроме того, при трибунале большой инстанции имеются судьи, которые рассматривают дела об отчуждении. В компетенцию данного судьи входит определение размера возмещения, которое государство и иные органы должны выплатить собственнику недвижимого имущества, подвергнутого отчуждению для общественных нужд. Таким образом, трибуналы большой инстанции Франции, по гражданским делам выступают в качестве суда первой инстанции по основным категориям дел, подсудных судам общей юрисдикции. Для трибуналов большой инстанции характерен также принцип специализированного построения данного судебного органа. В зависимости от специфики дел, их рассмотрение осуществляется специализированными судьями.

В сфере уголовного судопроизводства трибунал большой инстанции выступает как исправительный трибунал [16] . В тех трибуналах большой инстанции, где в связи со значительным объемом работы имеется много судей, образуется одна или несколько палат, специализирующихся на рассмотрении уголовных дел, т.е. постоянно выступающих в качестве исправительного трибунала. Уголовные дела в исправительных трибуналах рассматриваются коллегиально, в составе трех судей. Некоторые категории уголовных дел, связанных с нарушением правил охоты и рыболовства и др., могут рассматриваться судьями единолично. В то же время в процессах, рассчитанных на длительное разбирательство, в состав коллегии могут быть назначены запасные судьи, полномочные заменить судью, выбывшего из процесса по болезни или по другим причинам. В основном, исправительные трибуналы Франции, выступая в качестве судов общей юрисдикции, рассматривают уголовные дела по первой инстанции о тяжких преступлениях, за которое обвиняемым грозит уголовное наказание сроком до 10 лет тюремного заключения.

В структуру трибунала большой инстанции (исправительного трибунала) входит следственный судья, который по УПК Франции является органом предварительного следствия. При этом следственный судья является органом предварительного следствия первой инстанции.

Следственным органом второй инстанции является обвинительная камера апелляционного суда Франции, которая осуществляет контроль за правильностью расследованием уголовных дел. Одновременно она обладает правом наложения на следственных судей дисциплинарных взысканий. Но проведение предварительного следствия является исключительной функцией только следственных судей [17] . Они осуществляют производство предварительного следствия по наиболее серьезным преступлениям. Следственный судья трибунала большой инстанции всегда выступает как единоличный судья. В случае если в производстве у следственного судьи имеется наиболее сложное дело, то поэтому уголовному делу назначается несколько следственных судей. Кроме того, ст. 50 УПК Франции предусматривает, что «Следственный судья, избираемый от числа судей трибунала», назначается (Ордонанс № 58–1296 от 23 декабря 1958 г.) в порядке, предусмотренном для назначения судебных магистратов. В случае необходимости другой судья может быть в том же порядке временно наделен функциями следственного судьи совместно с магистратом. Если первый председатель делегирует в трибунал судью, он может также своим постановлением временно наделить его функцией предварительного следствия. Если следственный судья отсутствует, болен или по другим причинам не может выполнить свои функции, трибунал большой инстанции принимает решение о его замене одним из судей данного трибунала [17] . Следственный судья не только является органом, который наделен полномочиями осуществления процессуальных (следственных) действий, необходимых для достижения истины по уголовному делу, но и обладает правом на применения такой меры пресечения, как заключение под стражу. Следует заметить, что 15 июня 2000 г. был принят Закон № 2000–516 «О защите презумпции невиновности и прав потерпевших», согласно которому были внесены изменения в УПК Франции. Согласно этому Закону в уголовном судопроизводстве Франции появился новый участник – судья «по свободам и заключению». Часть полномочий следственного судьи перешла к судье по свободам и заключению, который стал еще одним судебным органом, контролирующим следственного судью.

Судья по свободам и заключению как субъект уголовно-процессуальной деятельности имеет и иные полномочия в рамках следствия, которые носят сугубо судебный, а не следственный, характер. Одним из основных полномочий судьи по свободам и заключением, является применение меры пресечения, как заключение под стражу. Судья по свободам и заключению не вправе действовать по своей инициативе, так как он осуществляет судебный контроль только по требованию органов, ведущих производство по делу, или по ходатайствам сторон [19] .

Данное построение судебных органов Франции свидетельствует о безусловно правильных элементах реализации такого принципа, как независимость не только судебной власти, но и органов предварительного расследования. В этой связи С. В. Боботов отмечает, что «с принципом независимости судебной власти тесно смыкается и независимость следственных органов, контроль за ее деятельностью суверенно осуществляет обвинительная камера, действующая коллегиально и с соблюдением состязательной процедуры. Судебный контроль за следствием – важная гарантия, значение которой в правовом государстве трудно переоценить» [20] . Такое построение судебных органов Франции, свидетельствует о реализации принципа уголовного судопроизводства и судоустройства, как гарантии прав личности в уголовном судопроизводстве. По мнению Л. В. Головко, «укрепление гарантий прав личности в уголовном процессе Франции более всего отразилось на содержании досудебных стадий» [21] .

В структуре трибунала большой инстанции имеются должности и судьи по применению наказания [22] . Названный судья согласно УПК Франции вправе активно вмешиваться в процесс отбывания наказания осужденным, в том числе и к лишению свободы. Он организует надзор за осужденными, получившими «отсрочку с испытанием», решает вопрос об изменении режима содержания осужденных к лишению свободы, о предоставлении им отпусков, ходатайствует об их условном досрочном освобождении и др. Обязанности судьи по исполнению наказаний на трехлетний срок возлагаются на одного из судей трибунала большого процесса. Таким образом, судья по применению наказаний реализует функцию по контролю за условием содержания лиц в пенитенциарных учреждениях, о порядке отбывания наказания осужденными, оказывает помощь лицам, отбывшим уголовное наказание. Кроме того, судья по применению наказания должен обеспечивать контроль за лицами, отбывающими наказание без лишения свободы.

Другой отличительной особенностью структуры трибунала большой инстанции является наличие судей по делам несовершеннолетних. Указанные судьи выступают в качестве суда первой инстанции по гражданским делам, связанным с применением мер воспитательного характера, необходимых для охраны детей, здоровья, безопасности, нравственности. Кроме того, он рассматривает дела, связанные с попечительством, предоставлением семейных и социальных пособий. По уголовным делам судья по делам несовершеннолетних единолично, а по наиболее серьезным делам в составе двух непрофессиональных заседателей, рассматривает уголовные дела о преступлениях, совершённых несовершеннолетними в возрасте до 18 лет, и, назначает всевозможные меры исправления несовершеннолетних.

Таким образом, трибунал большой инстанции Франции является судом общей юрисдикции. В этом статусе он рассматривает все категории гражданских и уголовных дел по существу в качестве суда первой инстанции. Кроме того, в структуре трибунала большой инстанции имеются должности следственного судьи. Данное положение свидетельствует о том, что трибунал большой инстанции реализует функцию не только правосудия, но и функцию уголовного преследования. С одной стороны данное построение не вписывается в реализацию функции состязательности сторон в уголовном судопроизводстве. Однако при осуществлении уголовного преследования следственный судья выступает как независимый участник уголовного судопроизводства, который не вмешивается в функцию правосудия, реализуемую другими судьями трибунала большой инстанции. Следственный судья является также независимым процессуальным участником при производстве по уголовным делам, и никто не вправе вмешиваться в его процессуальную деятельность. Процессуальный контроль за следственным судьей осуществляет только судьи «по свободам и заключению».

В соответствии с Кодексом о судебной организации [23] , который введен Орданансом от 8 июля 2006 г. № 2006–672, в системе судебных органов имеются так называемые сопредельные судебные органы, которые выступают в качестве суда первой инстанции по гражданским и уголовным делам. В каждом округе апелляционного суда Франции должен быть, по меньшей мере, один сопредельный судебный орган. В сфере гражданской юрисдикции сопредельный судебный орган рассматривает личные или вещные иски по поводу движимого имущества на сумму до 4 тыс. евро [24] . В сфере уголовной юрисдикции компетенция сопредельного судебного органа регламентируется УПК Франции.

Существенное значение для решения задач правосудия Франции играют апелляционные суды (cours appel) системы общих судов. Во Франции насчитывается 30 апелляционных судов на континенте, юрисдикция которых распространяется на территорию нескольких департаментов (от двух до четырех), и пяти апелляционных судов, действующих в заморских территориях Франции (Новая Каледония, Французская Полинезия, острова Уоллис и Футуна и две «территориальные единицы» с особым статусом – острова Майотта, Сен-Пьер и Микелон) [25] . Основная функция апелляционных судов Франции при отправлении правосудия заключается в повторном рассмотрении дел, с вынесением нового судебного решения в случае подачи апелляционной жалобы па судебное решение суда первой инстанции. В составе апелляционных судов имеется, как правило, несколько палат по гражданским и уголовным делам, а в некоторых выделены также палаты по торговым делам и социальным вопросам. Палаты по гражданским делам рассматривают апелляционные жалобы на решения, вынесенные не только нижестоящими гражданскими судами общей юрисдикции, но и другими судебными органами. Речь в данном случае идет о коммерческих трибуналах, которые выступали при осуществлении правосудия по делам подведомственным коммерческим трибуналам в качестве судов первой инстанции. Кроме того, апелляционные суды играют важную роль при рассмотрении споров о компетенции между общими судами и специализированными судебными органами [26] . В определенных законом случаях апелляционный суд, используя свои полномочия по истребованию гражданских дел, выполняет функцию суда первой инстанции, непосредственно разрешая споры по существу (ст. 89, 568 ГПК Франции). Все дела в апелляционном суде рассматриваются коллегиально.

По уголовным делам апелляционный суд, как правило, – это палата но уголовным делам, рассматривает апелляционную жалобу. Он обладает правом оставить приговор в силе либо отменить его. Апелляционный суд обладает также правом вынести иное судебное решение по делу. Лишь при определенной необходимости палата по уголовным делам апелляционного суда направляет уголовное дело на новое рассмотрение по существу в нижестоящий суд.

В составе каждого апелляционного суда имеется одна или несколько обвинительных камер, состоящих из председателя камеры и двух членов суда. Обвинительная камера выступает как орган контроля за предварительным следствием, в частности, за предварительным заключением обвиняемого. Кроме того, обвинительная камера обладает правом принимать решения о передаче уголовного дела в суд ассизов, выступая как орган, осуществляющий организационно-подготовительные мероприятия для дальнейшего его рассмотрения по существу в суде.

Обвинительная камера апелляционного суда выполняет также функцию дисциплинарного суда в отношении офицеров судебной полиции (офицеров МВД, военной жандармерии и т.д.). Кроме того, она наделена полномочиями по реабилитации, выдаче и амнистии, лиц в отношении которых осуществляется уголовное судопроизводство.

Особо тяжкие категории уголовных преступлений, за которые возможно назначение уголовных наказаний в виде пожизненного лишения свободы или временного лишения свободы и переданные из обвинительных палат апелляционных судов, подлежат рассмотрению по существу судами ассизов. Суды ассизов рассматривают сравнительно небольшое количество уголовных дел в качестве суда первой инстанции. Данный судебный орган Франции действует в каждом департаменте и имеет специфический характер своих полномочий. Дело в том, что иногда суд ассизов в литературе называют судом присяжных. Франция же, давно отказалась от суда присяжных в его классической форме [27] . Разбирательство уголовных дел такой категории осуществляют три профессиональных судьи и девять заседателей. Все заседатели подбираются по спискам избирателей каждого департамента путем жребия после отбора специальными комиссиями. При осуществлении правосудия заседатели принимают решение в совещательной комнате вместе с профессиональными судьями по всем вопросам, существенным для приговора, в том числе и по вопросам наказания. Решение суда присяжных принимается большинством голосов, однако, неблагоприятное для обвиняемого решение, в том числе и отказ признать наличие смягчающих обстоятельств, присяжные принимают большинством не менее чем в восемь голосов из 12 участников голосования. В отличие от решений всех других судов первой инстанции приговор суда присяжных считается после его вынесения принятым в первой и последней инстанции и обжалованию в апелляционном порядке не подлежит. Кроме того, оправдательный приговор данного судебного органа не может быть обжалован обвинением в кассационном порядке.

Суд ассизов рассматривает уголовные дела в составе трех судей, сочетая только профессиональный компонент [28] . Речь идёт о таких категориях преступлений, как государственные преступления, воинские преступления, терроризм, торговля наркотиками. Суд ассизов работает с перерывами. Каждый квартал проводит сессию продолжительностью 15 дней.

Систему общих судов возглавляет Кассационный суд (Cour de cassation). Он выступает в качестве суда, уполномоченного пересматривать приговоры нижестоящих судов на основании кассационных жалоб по вопросам права, но не факта. Французская доктрина выработала два способа обжалования судебных решений: ретрактационные (в суде, который вынес решение) и реформационные (в иерархически вышестоящем суде) [29] . Кассационный суд как раз является вышестоящим судебным органом, в который вправе обжаловать судебные решения, вынесенные по первой инстанции. При этом Кассационный суд не правомочен решать дело по существу. При этом юрисдикция Кассационного суда не распространяется на оправдательный приговор суда присяжных, которые не могут быть опротестованы прокурором.

Предшественником Кассационного суда Франции был королевский совет, куда направлялись жалобы на решения парламентов. Главная причина учреждения Кассационного суда – необходимость поддержания единства законодательства, предупреждение различий в судебной практике. В современной Франции Кассационный суд состоит из пяти палат по гражданским делам и одной палаты по уголовным делам. В составе Кассационного суда действует Пленум. Он созывается для рассмотрения таких дел, которые содержат «вопросы принципиального характера», а также при необходимости повторного разбирательства дела в Кассационном суде. В компетенцию Кассационного суда входит рассмотрение кассационных жалоб на судебные решения нижестоящих судов. Как отмечалось выше, Кассационный суд рассматривает лишь жалобы по вопросам права, а не факта – только на неправильное применение закона и на нарушение процессуальных норм. По уголовным делам Кассационный суд вправе пересматривать приговоры, вступившие в законную силу, по вновь открывшимся обстоятельствам, но только в интересах осужденного, что исключает обжалование оправдательных приговоров кем-либо, кроме самого осужденного.

Кассационный суд обладает полномочиями по отмене судебных решений или приговоров нижестоящего суда. Обычно он направляет дело на новое рассмотрение в другой суд такого же уровня со своими рекомендациями. Однако если все фактические обстоятельства дела не вызывают сомнений, Кассационный суд вправе вынести свое собственное окончательное решение. Кассационный суд выносит постановления только но конкретным делам, однако они оказывают существенное влияние на судебную практику и обеспечивают единообразное применение законов в масштабе всей страны, поскольку служат ориентиром при разбирательстве судами аналогичных дел или в трактовке тех или иных правовых институтов. В этом смысле особое значение имеют постановления палаты по уголовным делам, нередко самостоятельно решающей многие важные вопросы уголовной политики [30] .

В судебную систему Франции входит ряд специализированных судебных органов на уровне трибунала малого процесса. К их числу относятся: торговые трибуналы, советы прюдомов, комиссии но социальному страхованию, паритетные трибуналы по земельной аренде, трибуналы по морской торговле и др.

Из них наибольшее значение имеют торговые трибуналы и советы прюдомов.

Торговые трибуналы (tribunaux de commerce) (их насчитывается 227) состоят из трех судей-консулов. Компетенция коммерческих (торговых) трибуналов, определяется Торговым кодексом и другими законами, например, ст. L.411–li Кодекса о судоустройстве Франции. Указанные трибуналы рассматривают споры, возникающие между участниками любых торговых сделок, между членами товариществ, споры по обязательствам коммерсантов, предпринимателей и банкиров, дела, связанные с ликвидацией предприятий, и др. Судьи коммерческих трибуналов избираются.

Советы прюдомов (т.е. безукоризненно честных людей) призваны примирять или разрешать конфликты, связанные с заключением, исполнением и расторжением индивидуальных трудовых договоров. В 1985 г. учрежден Высший совет прюдомов – консультативный орган при министре юстиции и министре труда.

Совершенно особое место, вне системы общих судов, занимает Высокий суд правосудия, который избирается обеими палатами парламента в равном количестве из их членов (по 12 судей и по шесть их заместителей). В соответствии с Конституцией 1958 г. Высокий суд правосудия создается для рассмотрения уголовных дел по обвинению президента страны в государственной измене, а также министров в совершении тяжких преступлений и уголовных деликтов при исполнении служебных обязанностей [31] .

В систему специализированных судов Франции входят военные трибуналы. Следует заметить, что Законом от 21 июля 1982 г. военные трибуналы на период мирного времени в стране были упразднены. Вместе с тем военные трибуналы, находящиеся за границей, были сохранены и в мирное время. В ноябре 1999 г. Законом о реформе CJM был создан военный суд г. Парижа (Tribunal aux armees de Paris), которому стали подсудны дела о преступлениях, совершенных французскими военнослужащими за границей (ст. 59 Военного уголовного кодекса Франции). Кроме того, была установлена специальная процедура рассмотрения дел, открытое слушание которых может привести к разглашению государственной или военной тайны [32] .

Все преступления, совершенные лицами, обладающими правовым статусом военнослужащего, подлежат рассмотрению обычными судами: исправительным трибуналом и судом ассизов. Но определенная специализация имеет место, так как внутри каждого исправительного трибунала создана военная коллегия, а суд ассизов по делам военнослужащих будет состоять состоит из семи профессиональных судей, а не из заседателей, выбираемых из числа простых граждан (ст. 702 УПК Франции).

Французским законодательством все профессиональные субъекты судопроизводства относятся к так называемому корпусу магистратуры. В этот корпус включается как судьи, так и прокуратура.

Судьи во Франции – независимые и несменяемые профессиональные субъекты судопроизводства. Кроме собственно судей, в нашем понимании, в магистрат включены:

– судьи по делам несовершеннолетних, чьи полномочия сочетают в себе судейские и социально-педагогические;

– судебные следователи, основные функции которых заключаются в возбуждении уголовного дела и ведение его вплоть до судебного разбирательства;

– судьи по надзору и контролю за исполнением судебных решений и приговоров.

В рамках судейского корпуса находится и судебная канцелярия, состоящая из секретарей отдельных судов, которые ведут статистику судебных дел, занимаются решением административно-технических и других вопросов.

Законодательство Франции выделяет также отдельных непрофессиональных субъектов судопроизводства. К таковым относятся: присяжные заседатели, заседатели по делам несовершеннолетних, выборные судьи торгового суда, судьи паритетного суда по делам сельскохозяйственной аренды, члены примирительной комиссии и др.

Рис. 37.2. Судебная система Франции

Судебная система Франции — схема. Специализированные суды. Уголовный кодекс Франции

Государственное развитие Франции опирается на устойчивую правовую систему. В Конституциях 1940 и 1958 годов определились основы компетенций и взаимодействия существующих ветвей власти. Судебная система Франции, кратко говоря, позволяет государству обеспечивать реализацию гражданами их свобод и прав. Она выступает в качестве одного из фундаментальных элементов государства.

Судебная система Франции: схема

Структура этой ветви власти включает в себя три ключевых звена:

  • Кассационный орган. Он считается одной из старейших структур.
  • Апелляционные суды. Их юрисдикция охватывает территорию департаментов и заморских регионов.
  • Суды первой инстанции.
  • Этот суд возглавляет всю систему. Кассация существовала еще в эпоху, предшествующую революции 1789 г. Нынешнее название суд получил в 1790 г. Располагается орган в Париже. В его составе присутствует 5 палат, рассматривающих гражданские дела, и одна по уголовным. Структура кассации определяется в декретах 1982-1983 гг. В соответствии с их положениями, в суде присутствуют:

    1. Первый председатель.
    2. 84 члена суда. Их называют советниками.
    3. 6 председателей палат.
    4. 36 советников-докладчиков разной категории.
    5. Генпрокурор при кассации.
    6. Один первый и 19 обычных генеральных адвокатов. Они все выступают не в качестве представителей сторон, а как помощники генпрокурора.
    7. Аудиторы.
    8. Компетенция

      Кассация рассматривает жалобы на постановления, принятые нижестоящими органами, по которым обычно (но не обязательно) у сторон исчерпаны все возможности оспаривания в апелляционном порядке. При этом разбираются заявления только по вопросам, касающимся права, а не факта. Жалобу можно подать на неверное применение законодательства и нарушение процессуальных положений. Заявления по уголовным производства рассматриваются по вновь открывшимся фактам в отношении вступивших в силу приговоров. Однако разбирательство допускается только в пользу осужденных. Это исключает оспаривание оправдательных решений, кроме как самим субъектом, который был привлечен как обвиняемый.

      Принятие актов

      Постановления кассации выносит или одна из палат, или смешанная коллегия из трех представителей. Решение может приниматься и пленумом. В его состав включается первый председатель, председатели и дуайены (старейшины) палат, а также по два представителя другой категории от каждой из них.

      Апелляционные суды

      На континенте их насчитывается 30. Юрисдикция каждого суда охватывает несколько департаментов (2-4). В заморских территориях действует 5 органов. Рассмотрев жалобу по уголовному производству, палата или оставляет приговор без изменения, или отменяет его. При этом она обычно сама выносит новое решение. Только в отдельных случаях палата направляет материалы на новое рассмотрение в нижестоящий орган. В состав каждого суда входит одна и более камер с одним председателем и двумя членами инстанции. Эти структуры выступают как контрольный орган. Они следят за предварительным следствием (заключением обвиняемого). Камеры выступают и как орган непосредственного предания суду. Палаты по гражданскому производству разбирают жалобы на постановления, принятые не только структурами общей юрисдикции, но и прочими трибуналами (торговыми в том числе).

      Нижестоящие органы

      В это звено включены:

    9. Трибуналы большого и малого процессов. Они рассматривают гражданские дела.
    10. Суды присяжных, полицейские и исправительные трибуналы. В их компетенцию отнесены дела, связанные с нарушением УК.

    Слово «трибунал» свидетельствует не о чрезвычайном характере органов. Этот термин указывает на более ограниченный объем компетенции в сравнении с остальными структурами.

    Судебная система Франции включает 181 трибунал большого процесса. После реформы 1983 г. как минимум по одному из них присутствует в каждом департаменте государства (их насчитывается 96). В составе этих органов включены председатели и разное количество должностных лиц, непосредственно ведущих разбирательство. К компетенции трибунала по большому процессу относится рассмотрение имущественных гражданских дел с ценой иска более 30 тыс. франков. Кроме этого, они уполномочены на разбирательство большого числа споров отдельных категорий. В частности, это дела, связанные с недвижимостью и гражданством, бракоразводные процессы, усыновление и так далее. После реформы 1983-го в стране насчитывается 470 трибуналов малого процесса, учрежденных взамен мировым судам. Они были введены еще в 1958-м. Располагаются трибуналы в главных городах во всех департаментах и округах. Суд малой инстанции рассматривает определенные типы дел. К ним, в числе прочего, относят и имущественные споры с ценой иска до 30 тыс. франков. Судебная система Франции не предусматривает обжалование решений по делам с суммами до 13 тыс.

    Коллегиальные органы

    К ним можно отнести суды присяжных. В их исключительную компетенцию отнесены разбирательства по тяжким преступлениям. Суды заседают в Париже и во всех департаментах, имея соответствующие наименования. В составе каждого органа присутствует два профессиональных должностных лица во главе с председателем. Он является членом апелляционного суда. 9 заседателей призываются к выполнению обязанностей в соответствии с департаментским списком избирателей после отбора комиссиями путем жеребьевки. Решения принимаются большинством. При этом неблагоприятное для обвиняемого постановление, в том числе связанное с отказом признать смягчающие обстоятельства, должно быть вынесено при перевесе не менее 8 человек из 12 участников обсуждения. Обвинительные приговоры, принятые заседателями, считаются окончательными. Апелляционный суд присяжных отсутствует. Оправдательный приговор не может быть оспорен стороной обвинения и в кассации.

    Исправительные трибуналы

    Эти органы рассматривают дела о преступлениях. Термин «исправительный» связан с тем, что Уголовный кодекс Франции в статье 1 называет так наказания за правонарушения. Дела в этих органах разбираются коллегиально. Рассмотрение деликтов осуществляется тремя судьями. Дела некоторых категорий могут разбираться единолично. К ним относят нарушения ПДД, правил рыболовства и охоты, прочие проступки, наказание за которые предусматривает Уголовный кодекс Франции .

    Полицейские трибуналы

    Они разбирают уголовные дела, по которым в качестве максимального наказания назначается штраф до 10 тыс. франков либо, в некоторых случаях, арест на 1-60 дней. Термин «полицейский» также обусловлено названием санкций, предусмотренных в УК за отдельные виды проступков. Дела рассматривают судьи трибуналов малого процесса единолично.

    Особые органы

    В общей структуре институтов, уполномоченных на рассмотрение разных дел, предусмотрены специализированные суды . Часть из них является учреждениями по делам несовершеннолетних. Другие специализированные суды рассматривают конкретные группы дел:

    1. Торговые трибуналы.
    2. Комиссии по соцстрахованию.
    3. Трибуналы по делам, связанным с морской торговлей.
    4. Советы прюдомов.
    5. Паритетные трибуналы по аренде земли и пр.
    6. Наибольшее значение из указанных учреждений имеют советы прюдомов и торговые трибуналы. Последних насчитывается 227. В их составе присутствует три судьи-консула. Эти должностные лица разбирают споры, которые возникают между сторонами любых торговых соглашений, членами товариществ, дела по обязательствам предпринимателей, банкиров, связанные с ликвидацией организаций и пр. Советы прюдомов – безупречно честных людей – служат для примирения или разрешения конфликтов, касающихся исполнения, оформления, расторжения трудовых договоров. В 1985 г. был учрежден Высший совет – консультативное учреждение при министерствах труда и юстиции.

      Особую роль судебная система Франции отводит учреждению, в компетенцию которого входит разбирательство дел по обвинению главы государства в госизмене, министров — в тяжких преступлениях и деликтах при выполнении ими служебных обязанностей. Этот орган формируется из равного количества членов обеих парламентских палат. Таким образом, в его составе по 12 должностных лиц и по шесть заместителей. Расследование указанных обвинений и предание высших лиц государства суду производится исключительно в соответствии с решением, принятым обеими парламентскими палатами.

      Дополнительно

      Судебная система Франции с 1953 по 1981 годы включала в себя чрезвычайное учреждение, рассматривавшего дела по преступлениям против внешней и внутренней безопасности страны. В настоящее время они отнесены к компетенции органов общей юрисдикции. Обвиняемый может обратиться к защитнику за помощью в деле. До 1971-го в стране различались юридические профессии, соответственно, разной была стоимость услуг адвоката . В настоящее время все они слились воедино в общую категорию защитников. Соответственно, в целом средняя стоимость услуг адвоката для одной категории дел одинаковая. Ставка младших юристов составляет порядка 150 евро/час, защитника с 2-летним опытом – 200-250 евро/час.

      Особенности судебной власти

      Франция / Особенности судебной власти

      Организация судебной власти во Франции характеризуется чётким разграничением полномочий административной юстиции и судов по гражданским и уголовным делам.

      Специфика французского суда, в сравнении с британским или американским, объясняется своеобразием политической эволюции данной страны. Местная судебная система развивалась столь же прерывисто, как и другие институты публичной власти. Несмотря на многочисленные преобразования, нередко радикальные, местные учреждения юстиции постепенно приобрели ряд черт, часть которых со временем стала иметь статус традиционных.

      Первой особенностью судебной системы Франции является разделение судебных органов. Наряду с судами общей (уголовной и гражданской) юрисдикции, здесь давно сложились административные суды. С 1958 года действует Конституционный совет, исполняющий, народу с другими обязанностями, функции Конституционного суда. Другая особенность заключается в кодифицированности законодательства. В создании системы кодексов выдающуюся роль сыграл Наполеон I. Некоторые из них действуют и сейчас. Наиболее известным из наполеоновских кодексов стал гражданский. Третья черта французской юстиции — существование системы прокуроров при судебных учреждениях различных инстанций. Так, прокурор республики состоит при суде (трибунале) большой инстанции, генеральные прокуроры — при апелляционных судах и при Кассационном суде. Прокуроры состоят в иерархической зависимости друг от друга, выступают обвинителями в уголовных процессах, а также надзирают над следствием.

      Кроме того, одной из целей Пятой республики стало упрощение и удешевление суда. «Рационализация» судебной системы, проведённая наряду с «рационализацией» парламентаризма, была связана с постоянно возрастающим количеством рассматриваемых дел и опасной перегрузкой судов всех уровней. Данную проблему стремились решить, например, за счёт укрупнения учреждений юстиции, ликвидации многочисленных мировых судов. Однако последствия данной реформы были противоречивы.

      Судебная система стала более стройной, но одновременно менее доступной для населения, лишившегося близко стоящих к нему мировых судов. Это было сделано для сокращения числа обращений в суд по малоосновательным поводам. Другой целью было создание необходимого, с точки зрения идеологов нового режима, баланса между независимостью органов юстиции и их способностью действовать солидарно с общим государственно-политическим курсом. Судебная власть во Франции более зависима от правительства и менее авторитетна, чем в англосаксонских странах. Многие французские специалисты полагают, что суд в системе Пятой республики не может претендовать на положение самостоятельной власти. Однако подобные оценки не означают отрицания успехов и заслуг французского правосудия. Его особенности можно заметить в конституционных формулировках. Раздел VIII конституции называется «Судебная власть». В нем всего 3 статьи. Ключевая ст. 64, определяющая статус суда, сформулирована очень кратко. Судьи объявляются несменяемыми. Президент признается «гарантом независимости судебной власти». Подобное определение звучит двусмысленно. Наиболее подробно сформулирована ст. 65, посвящённая Высшему совету магистратуры, который помогает президенту осуществлять его функцию гаранта судебной независимости.

      Низшими и наиболее активно работающими учреждениями общей юрисдикции являются трибуналы большой и малой инстанций. Около 500 трибуналов малой инстанции заменили старинный мировой суд. Судьи здесь назначаются на 3 года и, как правило, ведут дела единолично. В качестве первой и последней инстанции низшие трибуналы рассматривают небольшие иски. Пересмотр подобных решений возможен лишь в порядке кассации. Уголовные подразделения данных судов называются полицейскими трибуналами. Они вправе налагать штраф (до установленного лимита) или подвергать аресту на срок до 2 месяцев.

      Трибуналов большой инстанции — около 190. Каждый департамент имеет не менее одного подобного суда. Они решают более сложные дела, не отнесённые специально к другим судам. Уголовное отделение называется исправительным трибуналом. Оно имеет право налагать штрафы (до установленного лимита) и заключать в тюрьму на срок до 5 лет. Дела здесь ведутся коллегиально, но число судей должно быть нечётным. С согласия сторон процесс может слушаться судьёй единолично.

      Наиболее крупные уголовные дела рассматриваются судами ассизов (присяжных). Формально эти учреждения работают не постоянно, а по мере накопления дел. Во Франции также отказались от широкого использования в судебной практике присяжных. Суды ассизов — единственное учреждение, где они используются, но в форме, которая отличается от американской. Для привлечения к работе в суде ассизов из списка граждан отбираются 27 основных и 6 дополнительных присяжных. Для участия в конкретном деле по жребию отбираются 9 присяжных, которые совместно с 3 судьями составляют единую коллегию. Она выступает не только в качестве суда факта, решающего проблему виновности или невиновности подсудимого, но и как суд права, выносящий конкретный приговор. Это происходит в результате тайного голосования судебной коллегии по турам, в ходе которых снимается более строгое наказание. Принимается первое из предложений, собравшее абсолютное большинство голосов.

      Приговор суда ассизов окончательный и не подлежит пересмотру в порядке апелляции, что является одной из причин тенденции прибегать к ним только в наиболее важных случаях. Другая причина — более строгие требования в отношении собранных доказательств и процессуальных норм. Под предлогом, что суды формально действуют непостоянно, прокуратура стремится рассмотреть дела преимущественно в судах большой инстанции.

      В порядке апелляции (по существу) дела пересматриваются апелляционными судами, сфера юрисдикции которых охватывает несколько департаментов.

      Высшей судебной инстанцией во Франции традиционно является Кассационный суд, в состав которого входят специализированные палаты по гражданским, уголовным, административно-торговым делам, а также по социальным конфликтам. Его возглавляет первый председатель, считающийся высшим судьёй страны и играющий важную роль в Высшем совете магистратуры. Решения здесь выносятся коллегиально не менее чем 3 судьями. Главной функцией суда, как это следует из его названия, является кассация, то есть пересмотр суда в случае неправильного применения закона или нарушения процессуальных норм. Суд играет выдающуюся роль в надзоре за единообразным применением правовых норм. Долгое время Кассационный суд имел право только направлять дела на повторное рассмотрение, но с 1967 года получил возможность самостоятельно пересматривать дела.

      ← Назад | Особенности судебной власти | Вперёд →

      Судебная система Франции

      Хотя, как и большинство современных конституций, Конституция Франции 1958 г. содержит положения о судебной власти (разд. VIII, который так и озаглавлен – «О судебной власти»), этих положений очень немного (всего 3 статьи), и норм о судебной системе нет вообще.

      Современная судебная система страны – по существу результат судебной реформы 1958 г., в ходе которой и сформировался ее нынешний облик.

      Правовое регулирование судоустройства во Франции производиться значительным количеством различных нормативных актов (в том числе и декретов Президента). Такие акты можно рассматривать как дополняющие конституцию в этом вопросе. Основными из них являются следующие:

      Закон «О статусе магистратуры» 1958 г.

      Закон «О Высшем совете магистратуры» 1958 г.

      Ордонанс «О Судебной организации» 1958 г.

      Кодекс судоустройства 1978 г.

      Судебная системасостоит из двух ветвей: судов общей юрисдикции и административных судов:

      Возглавляет систему судов общей юрисдикции, высшая судебная инстанция.

      Главная черта – ГС не судебный орган. Это орган гос. управления, выполняющий и опр. судебные функции

      Это суд присяжных (по уголовным делам с наказанием на срок более 5 лет). Действует в составе 3-х проф. судей и 9 ассизов (присяжных заседателей). Ассизы – добропорядочные граждане, не являющиеся юристами.

      Рассматривают уголовные и гражданские дела, средней сложности. Кассационное звено для трибуналов малой инстанции.

      Расположены в департаментах (адм.- терр. единица нижнего уровня). Рассматривают простые уголовные и гражданские дела.

      Специализированные суды– их существует большое количество, но самостоятельной системы они не образуют (входят в суды общей юрисдикции):

      Суды по делам несовершеннолетних– состоят из судей трибуналов большой инстанции.

      Торговые (коммерческие) суды– формируются самими участниками данной деятельности (коммерсантами), и таким образом являются третейскими судами.

      Социальные (трудовые) суды– советы прюдомов. Это также орган разрешения трудовых споров, имеющий особую структуру: он состоит из представителей работников и нанимателей. В состав могут входить и судьи трибуналов малой инстанции.

      Трибуналы по вопросам аренды сельскохозяйственных земель– возглавляются судьями трибуналов малой инстанции.

      Особым судебным органом, характерным для судебной системы Франции является Трибунал по конфликтам– разрешает споры о подсудности (подведомственности) дел различным судебным органам.

      Особая роль принадлежит и специфическим судебным органам, также не входящим в судебную систему – это Суд Правосудия (рассматривает дела в отношении министров), и Высокий Суд Правосудия (судит Президента). Данные суды можно относить к органам политической юстиции.

      Система военных судов, также обладает особенностями. В мирное время их вообще не существует, а дела с участием военнослужащих рассматривают общие суды, в составе которых имеются судьи, обладающие соответствующей специальной подготовкой.

      В военное время, такие суды специально создаются для рассмотрения дел о воинских и некоторых других преступлениях.

      Конституционный суд– как специализированный судебный орган отсутствует. Функции конституционного контроля выполняют 2 органа (не судебного характера!):

      Конституционный совет– особый орган, состоящий из бывшего Президента (пожизненный член) и 9 назначаемых членов (3 назначаются действующим президентом). В состав КС входят председатели палат парламента.

      Государственный совет– возглавляет систему административных судов, и осуществляет контроль за законностью актов исполнительной власти

      Прокуратура– как и во многих других странах Европы, не образует отдельной системы органов. Она действует при судах (начиная с основного звена – Трибунала большой инстанции). Подчинена министру юстиции. Основная задача – поддержание государственного обвинения в суде.

      Смотрите еще:

      • Порядок рассмотрения кассационных жалоб в верховном суде Статья 386. Сроки и порядок рассмотрения кассационных жалобы, представления с делом в судебном заседании суда кассационной инстанции Информация об изменениях: Федеральным законом от 9 декабря 2010 г. N 353-ФЗ статья 386 настоящего Кодекса […]
      • Что говорить на суде за кражу Какой суд рассматривает дело по статье 158 УК РФ? здравствуйте! вопрос. Какой суд рассматривает ст 158. меня инетесует какой суд какую часть именнно рассматривает. какое наказание за покушение на хищение? Ответы юристов (1) Здравствуйте, […]
      • Ук ст 105 ч2 п з Уголовное дело ст30 ч 3 ст 105 ч2 ст 105 ч 1 УК РФ, какой срок грозит? ст.30 ч.3 ст.105 ч.2 ст 105 ч.1 УК РФ КАКОЙ срок грозит по этим статьям? Как смягчить наказание? Ответы юристов (4) Вера, срок будет зависеть от обстоятельств […]
      • Ищу работу сиделки в казани с проживанием Вакансия сиделки №23159 Вакансия размещена 29 июня 2018 Желательный возраст - бальзаковский+. Необходимые качества - естественно человеческие(чуткость,внимание,сострадание,собранность,аккуратность,ответственность) . Обязанности - уборка […]
      • Налог на общественную землю в снт Оплата налога за землю общего пользования в СНТ Здравствуйте! я собственник участка в СНТ (6 соток)! налог на землю за свой участок уплачен! Председатель требует оплатить еще 600 руб. налог на землю общего пользования! нужно ли его […]
      • Правила трульского собора Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три […]
      • Выплаты при выходе на пенсию в 2014 году ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 24 декабря 2014 В пенсионной системе России в 2015 году происходит ряд событий и изменений, которые […]
      • Как увеличить пенсию работающему пенсионеру Работающим пенсионерам повысят выплаты С 1 августа повысится размер пенсий работающих пенсионеров, сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу Пенсионного фонда. Максимальная прибавка составит 235 рублей. «Размер прибавки рассчитывается […]