Ст 45 закона 44-фз

Оглавление:

Правила ведения реестра банковских гарантий приведены в соответствие со ст. 45 Закона № 44-ФЗ

В Правилах ведения и размещения в ЕИС реестра банковских гарантий, а также в Правилах формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий теперь указано, что в данные реестры включаются банковские гарантии, которые выданы банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством РФ в соответствии с ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закона № 44-ФЗ). Напомним, что до 1 июня в реестры включались банковские гарантии, которые выданы банками, включенными в предусмотренный ст. 74.1 Налогового кодекса перечень банков, отвечающих требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения (Постановление Правительства РФ от 29 мая 2018 г. № 608).

К каким последствиям может привести непринятие к учету полученных банковских гарантий?
Узнайте ответ из материала «Критерии признания бюджетной отчетности недостоверной» в «Энциклопедии решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль» интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Кроме того, с 1 июля Правила ведения и размещения в ЕИС реестра банковских гарантий будут дополнены положением о том, что включаемая в реестр информация о банковских гарантиях не размещается на официальном сайте ЕИС. Аналогичное положение 1 июля появится и в ч. 8.1 ст. 45 Закона № 44-ФЗ.

Статья 45 44-ФЗ — Условия банковской гарантии. Реестры банковских гарантий

1. Заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

1.1. При установлении требований к банкам Правительство Российской Федерации устанавливает требования к размеру собственных средств (капитала) банка и уровню кредитного рейтинга, присвоенного российской кредитной организации одним или несколькими кредитными рейтинговыми агентствами, сведения о которых внесены Центральным банком Российской Федерации в реестр кредитных рейтинговых агентств, по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации в соответствии с методологией, соответствие которой требованиям статьи 12 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 222-ФЗ «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76.1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» подтверждено Центральным банком Российской Федерации.

1.2. Перечень банков, соответствующих установленным требованиям, ведется федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок на основании сведений, полученных от Центрального банка Российской Федерации, и подлежит размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о соответствии банка, не включенного в перечень, установленным требованиям либо о несоответствии банка, включенного в перечень, установленным требованиям, такие сведения направляются Центральным банком Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в течение пяти дней со дня выявления указанных обстоятельств для внесения соответствующих изменений в перечень.

2. Банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:

1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 15 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона;

3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;

3. В случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.

6. Основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:

1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий;

8. Банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом, или в качестве обеспечения исполнения контракта, информация о ней и документы, предусмотренные частью 9 настоящей статьи, должны быть включены в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе, за исключением банковских гарантий, указанных в части 8.1 настоящей статьи. Такие информация и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка. В течение одного рабочего дня после включения таких информации и документов в реестр банковских гарантий банк направляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий.

8.1. Предусмотренная частью 9 настоящей статьи информация о банковских гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов, не размещается на официальном сайте, а при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, включается в закрытый реестр банковских гарантий, который не размещается в единой информационной системе и на официальном сайте.

8.2. Дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей настоящего Федерального закона, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.

9. В реестр банковских гарантий и закрытый реестр банковских гарантий включаются следующие информация и документы:

1) наименование, место нахождения банка, являющегося гарантом, идентификационный номер налогоплательщика или в соответствии с законодательством иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика;

2) наименование, место нахождения поставщика (подрядчика, исполнителя), являющегося принципалом, идентификационный номер налогоплательщика или в соответствии с законодательством иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика;

3) денежная сумма, указанная в банковской гарантии и подлежащая уплате гарантом в случае неисполнения участником закупки в установленных случаях требований настоящего Федерального закона;

4) срок действия банковской гарантии;

5) копия банковской гарантии, за исключением банковской гарантии, информация о которой подлежит включению в закрытый реестр банковских гарантий в соответствии с частью 8.1 настоящей статьи;

10. Утратил силу с 1 апреля 2015 года. — Федеральный закон от 31.12.2014 N 498-ФЗ.

11. Банк, выдавший банковскую гарантию, не позднее одного рабочего дня, следующего за датой ее выдачи, или дня внесения изменений в условия банковской гарантии включает указанные в части 9 настоящей статьи информацию и документы в реестр банковских гарантий либо в указанные сроки направляет в соответствии с порядком формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий информацию для включения в закрытый реестр банковских гарантий.

Статья 45. Условия банковской гарантии. Реестр банковских гарантий

1. Заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.

1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона;

2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;

(в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ)

4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;

5) срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;

7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.

4. Запрещается включение в условия банковской гарантии требования о представлении заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих неисполнение принципалом обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией.

5. Заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.

2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи;

3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

7. В случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.

8. Банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе либо в качестве обеспечения исполнения контракта, должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе. Дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей настоящего Федерального закона, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации. При выдаче банковской гарантии банк предоставляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий.

9. В реестр банковских гарантий включаются следующие информация и документы:

5) копия банковской гарантии;

(п. 5 в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ)

6) иные информация и документы, перечень которых установлен Правительством Российской Федерации.

10. Указанные в части 9 настоящей статьи информация и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка.

11. Банк, выдавший банковскую гарантию, не позднее одного рабочего дня, следующего за датой ее выдачи, или дня внесения изменений в условия банковской гарантии включает указанные в части 9 настоящей статьи информацию и документы в реестр банковских гарантий.

Банковская гарантия по 44-ФЗ: как оформить и получить

Для заключения контракта участники госзакупок должны предоставить заказчику банковскую гарантию. Эксперт Дмитрий Чернов комментирует обязательные условия банковской гарантии и требования законодательства.

Порядок оформления банковской гарантии

  1. Определить банк, который будет выступать гарантом исполнения контракта. Выбирать можно только из перечня банков, установленного Минфином России. Перечень банков размещается на официальном сайте Минфина России и регулярно обновляется. Обратите внимание: многие банки требуют, чтобы у участника был открыт счет именно в этом банке. Банковская гарантия, если она была выдана банком, который не входит в перечень Минфина, не может быть принята в качестве надлежащего обеспечения исполнения контракта или заявки.
  2. Уточнить условия, на которых банк готов выдать гарантию участнику.
  3. Подробнее про банковскую гарантию смотрите вебинар в Школе электронных торгов.

    Банковская гарантия должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в ЕИС (п. 8 ст. 45 Закона № 44-ФЗ). Банк, выдавший участнику закупки гарантию, обязан внести в реестр все сведения о ней в течение следующего рабочего дня после ее выдачи. Если гарантия была выдана, но по каким-то причинам не была занесена в реестр, то заказчик обязан отказаться от ее принятия ( п. 1 ч. 6 ст. 45 Закона № 44-ФЗ ).

    Электронная банковская гарантия или обычная?

    Получить банковскую гарантию вы можете как в письменном, так и в электронном виде. Для о формления электронной банковской гарантии потребуется цифровоя подпись. У такой гарантии несколько преимуществ:

  4. не нужно ехать в банк с документами — можно оформить дистанционно;
  5. быстрая скорость ее оформления.
  6. При оформлении электронной банковской гарантии вам необходимо предоставить все документы в электронном виде. Список документов такой же, как и при оформлении обычной гарантии.

    Документы для оформления банковской гарантии

    Перечень документов, запрашиваемых разными банками, может отличаться. Банк обязательно потребует следующие шесть документов:

  7. Заявление о предоставлении банковской гарантии (по форме банка).
  8. Информация о лице, которому предоставляется банковская гарантия (в виде анкеты).
  9. Копии учредительных документов.
  10. Копии документов, подтверждающих полномочия руководителя и иных лиц, уполномоченных на осуществление действий от имени организации.
  11. Бухгалтерская отчетность за последние отчетные периоды, расшифровки к ней.
  12. Проект заключаемого контракта.
  13. Участник получит от банка:

    1. Экземпляр договора банковской гарантии.
    2. Оригинал банковской гарантии.
    3. Выписку из реестра банковских гарантий.
    4. Обязательные условия банковской гарантии

      Недопустимо включать в текст банковской гарантии положения:

    5. Положение о праве банка-гаранта отказывать в удовлетворении требования заказчика о платеже по банковской гарантии в случае непредоставления гаранту заказчиком уведомления о нарушении поставщиком условий контракта или расторжении контракта.
    6. Требование о предоставлении заказчиком банку-гаранту отчета об исполнении контракта.
    7. Требование о предоставлении заказчиком банку-гаранту документов, не включенных в утвержденный постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 г. № 1005 перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.

    Внимательно проверяйте банковскую гарантию!

    Комментирует Дмитрий Чернов, генеральный директор ООО Центр Финансовых Услуг «Финторг»:

    «Настоятельно рекомендую прочитать несколько статей Закона № 44-ФЗ. Самая важная статья 45, пункты 2, 3, 4, где изложены четкие требования к банковской гарантии: что в ней должно содержаться, что не должно содержаться, что предъявляется заказчиком при раскрытии банковской гарантии. Многие себя не утруждают прочтением этой статьи и очень сильно себя наказывают. Тысячи компаний отклоняются по банковским гарантиям просто из – за банального незнания законодательства. В каких- то случаях — это злонамеренность банков, которые выдают «липовые» банковские гарантии с запутанными формулировками. Даже специалист не всегда может отличить некачественную банковскую гарантию и в каких формулировках кроется подвох».

    Смотрите интервью с Дмитрием Черновым «Финансовые услуги для поставщиков в условиях кризиса» – здесь больше советов от генерального директора финансовой организации.

    Что входит в банковскую гарантию

    Банковская гарантия, используемая при госзакупках, должна быть безотзывной и содержать (п. 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ):

    • сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом;
    • обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1% денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
    • условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
    • срок действия банковской гарантии;
    • установленный Правительством РФ перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.

    Беззалоговая банковская гарантия — насколько это реально? Если суммы небольшие, то банковские гарантии, как правило, беззалоговые и не требуют поручительства. Если сумма свыше, например, 10 млн руб. (превышает портфель однородных ссуд) – начинается выяснение: будет ли открыт расчетный счет, будет ли размещен депозит и будет ли поручительство.

    Напоминаем, что банковская гарантия может быть оформлена на бумажном носителе и в форме электронного документа.

    Комментирует Дмитрий Чернов, генеральный директор ООО Центр Финансовых Услуг «Финторг»: «Для чего заказчик требует банковскую гарантию в бумажном виде? Дело в том, что участились «липовые» банковские гарантии. Получив банковскую гарантию в бумажном виде, заказчик страхует себя от утерянных ЭЦП, вывешиванием в реестре банковских гарантий (размещается в ЕИС) одного — подписанием другого и т.д. Требование к бумажному виду — для заказчика является идентификатором качества и надлежащей выдачи и оформления банковской гарантии».

    Если банковская гарантия оформляется в письменной (бумажной) форме, она должна быть пронумерована (все листы банковской гарантии должны быть прошиты, подписаны и скреплены печатью гаранта).

    Если заказчик отклонил вас, например, по причине — не пронумерованы листы в банковской гарантии, то этот формальный повод можно опротестовать в ФАС.

    Кто подписывает банковскую гарантию со стороны банка?

    Редко когда банковскую гарантию подписывает председатель правления банка. Как правило, у руководителя департамента малого и среднего бизнеса есть доверенность, либо у другого менеджера банка. В этом нет ничего страшного. Если вы хотите убедиться в качестве банковской гарантии, вы и заказчик вполне можете требовать копию доверенности.

    Каким требованиям нужно соответствовать, чтобы получить банковскую гарантию

    Смотрите комментарий Дмитрия Чернова, генерального директора ООО Центр Финансовых Услуг «Финторг»:

    Вам выдали банковскую гарантию? Не забудьте убедиться, что она соответствует требованиям законодательства о госзакупках.

    Всегда ли можно обеспечить обязательства банковской гарантией

    Если мы говорим об обеспечении исполнения контракта — да, в любой закупке победитель имеет право предоставить банковскую гарантию. А вот если речь идет об обеспечении заявки, то банковскую гарантию можно предоставить не всегда. Если поставщик участвует, например, в открытом электронном аукционе, то он может внести обеспечение заявки только денежными средствами, но не гарантией банка ( ч. 2 ст. 44 Закона №44-ФЗ).

    Ответы на вопросы про банковские гарантии

    Вопрос: компания только начала работать, реально ли получить банковскую гарантию?

    Ответ: нет, не реально.

    Вопрос: могут ли микрофинансовые организации выдавать банковские гарантии?

    Ответ: с 1 июня 2015 г. банковская гарантия заменена независимой. Такую гарантию смогут выдавать коммерческие организации. Но в Законе № 44-ФЗ речь идет именно о банковской гарантии и пока изменений никаких не было. Поэтому, по-прежнему, необходимо получать банковскую гарантию в банке, входящим в реестр Минфина.

    Хотите знать больше? Курсы повышения квалификации в Школе электронных торгов — это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами.

    Контрактная система: последние изменения и разъяснения

    Автор: Шадрина Т., эксперт журнала

    Заказчики по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) уже привыкли, что закон постоянно дорабатывается, в нормативные акты, регламентирующие отдельные моменты совершения закупок, периодически вносятся поправки. 2018 год не стал исключением, и в законодательстве о закупках произошли изменения. О новшествах расскажем в данной статье.

    Обеспечение исполнения контракта.

    Федеральным законом от 29.07.2017 № 267-ФЗ были внесены изменения в отдельные законодательные акты, в том числе в Закон № 44-ФЗ. В частности, была скорректирована ст. 45, которая определяет условия предоставления банковских гарантий.

    Напомним, что заказчики устанавливают требование об обеспечении исполнения контракта (за исключением некоторых случаев, названных в ч. 2 ст. 96 Закона № 44-ФЗ) в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта. При этом контракт заключается только после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения его исполнения.

    Для справки

    Заключение контракта без обеспечения его исполнения может привести к признанию такого контракта ничтожным (п. 26 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом ВС РФ 28.06.2017).

    Одним из способов обеспечения исполнения контракта является банковская гарантия.

    До конца 2017 года заказчики принимали банковские гарантии от банков, входящих в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения, который ведется Минфином и размещен на официальном сайте ведомства (ч. 1 ст. 45 Закона № 44-ФЗ, ст. 74.1 НК РФ).

    С 01.01.2018 банк, выдавший банковскую гарантию, должен быть включен в иной перечень, который также будет вести Минфин и который должен размещаться на сайте ведомства. В этот перечень включаются банки, которые соответствуют ряду требований, установленных Правительством РФ.

    Планы закупок товаров, работ, услуг.

    Постановлением Правительства РФ от 25.01.2017 № 73 уточнены требования к форме планов закупок товаров, работ и услуг.

    Напомним, что для муниципальных заказчиков и заказчиков субъектов РФ требования к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.11.2013 № 1043, а для федеральных заказчиков – Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 552.

    С 01.01.2018 предусматривается, что в плане закупок отдельными строками указывается итоговый объем финансового обеспечения, предусмотренный для осуществления закупок в текущем финансовом году, плановом периоде и последующих годах (в случае осуществления закупок, которые планируются по истечении планового периода), детализированный на объем финансового обеспечения по каждому коду бюджетной классификации или объем финансового обеспечения по каждому соглашению о предоставлении субсидии.

    Информация о закупках, в том числе об объеме финансового обеспечения по кодам бюджетной классификации, включается в план закупок на основании расчетов плановых сметных показателей, используемых при формировании бюджетной сметы казенного учреждения, сформированных в порядке, установленном Минфином.

    Напомним, что раньше не была предусмотрена детализация: в плане закупок отдельной строкой указывался общий объем финансового обеспечения, предусмотренный для осуществления закупок в текущем финансовом году, плановом периоде и последующие годы.

    О реестре единственных поставщиков.

    Постановлением Правительства РФ от 27.02.2017 № 231 были утверждены правила ведения реестра единственных поставщиков товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории РФ.

    Одно из положений правил (п. 2) заключалось в том, что реестр ведется в электронном виде путем формирования или изменения реестровых записей в ЕИС, в которые включается информация, предусмотренная правилами. Однако в апреле 2017 года Постановлением Правительства РФ от 13.04.2017 № 442 действие данного пункта было приостановлено, то есть в ЕИС мы не могли наблюдать такого реестра.

    С 01.01.2018 норма о том, что реестр единственных поставщиков товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории РФ, ведется в электронном виде путем формирования или изменения реестровых записей в ЕИС, снова в силе. Следовательно, мы сможем наблюдать такой реестр в ЕИС и пользоваться им.

    Контроль и надзор в сфере закупок.

    Введено сразу несколько новшеств, точнее, снова вступили в силу положения нормативных актов, действие которых было приостановлено в 2017 году.

    Размещение планов закупок, планов-графиков закупок в ЕИС. Согласно ч. 5 ст. 99 Закона № 44-ФЗ одними из контрольных органов для заказчиков являются Казначейство РФ, а также финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами.

    Они осуществляют контроль:

    1) за соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, сведениям об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;

    2) за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся:

    в планах-графиках, – сведениям, приведенным в планах закупок;

    в извещениях об осуществлении закупок, документации о закупках, – информации, содержащейся в планах-графиках закупок;

    в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), – данным, представленным в документации о закупках;

    в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, – информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

    в реестре контрактов, заключенных заказчиками, – условиям контрактов.

    Правила осуществления такого контроля утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 № 1367. Действие некоторых пунктов данных правил было приостановлено до 01.01.2018 (Постановление Правительства РФ от 20.03.2017 № 315). Следовательно, именно с этой даты начинает действовать положение о том, что если контролируемая информация соответствует установленным требованиям, то объекты контроля, подлежащие размещению в ЕИС, публикуются в течение одного рабочего дня с даты направления. При несоответствии информации органы контроля направляют субъектам протокол с указанием выявленных нарушений, а объекты не размещаются в ЕИС до устранения нарушений и прохождения повторного контроля.

    Кроме того, с 01.01.2018 информация и документы (планы закупок, планы-графики закупок, извещения, протоколы, проекты контрактов) не будут размещаться в ЕИС в сфере закупок до устранения заказчиком, осуществляющим закупки для федеральных нужд, всех нарушений, выявленных контрольным органом в ходе их проверки.

    Возобновление проведения Казначейством РФ проверки отдельных сведений. Согласно ст. 103 Закона № 44-ФЗ Казначейство РФ ведет реестр контрактов. Правила ведения такого реестра, а также реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, определены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084.

    С 01.01.2018 (Постановление Правительства РФ от 13.04.2017 № 443) возобновляется действие пп. «в» п. 14 правил, согласно которому Казначейство РФ проводит проверку непротиворечивости содержащихся в представленных заказчиками информации и документах данных друг другу, а также условиям принимаемого (принятого) к учету бюджетного обязательства получателя средств соответствующего бюджета, в случае представления информации об изменении контракта – информации, размещенной ранее в реестре контрактов, за исключением изменяемых сведений.

    То есть Казначейство РФ теперь вновь проверяет сведения, направляемые заказчиками для включения данных о контрактах в реестр контрактов, на предмет их непротиворечивости сведениям, содержащимся в контракте, в части информации о сроке исполнения контракта, количестве товара, объеме работ и услуг, единицах измерения, а также условиям принимаемого (принятого) к учету бюджетного обязательства.

    Закупки осветительных приборов.

    Приказом Минэкономразвития РФ от 04.06.2010 № 229 были утверждены требования энергетической эффективности в отношении товаров, используемых для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений, заказы на которые размещаются для государственных или муниципальных нужд.

    Были утверждены требования в отношении радиаторов отопления, водоразборных смесителей и кранов для умывальников, входных дверей в здание, осветительных приборов.

    Согласно Приказу Минэкономразвития РФ от 09.06.2016 № 362 в 2018 году доля осветительных приборов, отличных от светодиодов, при размещении госзаказов на поставку осветительных приборов для зданий, магистральных дорог и улиц общегородского значения не должна превышать 70% общего объема таких заказов (в натуральном выражении).

    Новая типовая форма госконтракта.

    На основании ч. 11 ст. 34 Закона № 44-ФЗ для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в ЕИС и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов.

    Приказом Минздрава РФ от 26.10.2017 № 870н утверждены типовой контракт на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения и информационная карта этого типового контракта.

    Приказом определены разделы контракта (предмет, цена, упаковка и маркировка, условия транспортировки, выборочная проверка товара и пр.), а также приложения – спецификация, отгрузочная разнарядка (план распределения), календарный план, рекомендуемый образец акта приема-передачи товара по контракту и пр.

    Данный типовой контракт применяется к закупкам, извещение об осуществлении которых размещено в ЕИС после 01.01.2018.

    Итак, с 2018 года в основном возобновлено действие ранее приостановленных положений нормативных актов: об осуществлении Казначейством РФ контроля заказчиков, размещении планов закупок и планов-графиков закупок, а также о ведении реестра единственных поставщиков товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории РФ.

    Кроме того, изменения коснулись перечня банков, выдающих банковскую гарантию. Теперь такие банки должны соответствовать требованиям, установленным Правительством РФ. Также был утвержден новый типовой контракт.

    Проверка банковской гарантии

    Вопрос-ответ по теме

    Как проверить банковскую гарантию, предоставленную в качестве обеспечения исполнения контракта? Какие могут быть основания, чтобы ее не принять?

    В ч. 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ сказано, что банковская гарантия должна быть безотзывной и так же указанно, что она должна содержать.

    Согласно ч. 6 ст. 45 Закона № 44-ФЗ основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:

    1) отсутствие информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий;

    3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке.

    Каков алгоритм действий заказчика при получении банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта по итогам электронного аукциона?

    Согласно ч. 3 ст. 96 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона № 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. При этом способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.

    Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

    Согласно ч. 2 ст. 45 Закона № 44-ФЗ банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:

  14. сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных ч.13 ст. 44 Закона № 44-ФЗ случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со ст. 96 Закона № 44-ФЗ;
  15. обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
  16. обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1% денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый календарный день просрочки;
  17. срок действия банковской гарантии с учетом требований ст. 44 и 96 Закона № 44-ФЗ;
  18. отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
  19. В случае, предусмотренном извещением, документацией, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком, в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем 5 рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии (ч. 3 ст. 45 Закона № 44-ФЗ).

    Запрещается включение в условия банковской гарантии требования о представлении заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих неисполнение принципалом обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией.

    Также необходимо отметить, что требования к форме банковской гарантии утверждены Постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. № 1005. Согласно названным требованиям банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа.

    Таким образом, в ходе рассмотрения поступившей в качестве обеспечения исполнения контракта банковской гарантии необходимо убедиться в том, что такая банковская гарантия соответствует вышеперечисленным требованиям. При этом обращаем внимание на то, что в соответствии с ч. 5 ст. 45 Закона № 44-ФЗ заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня ее поступления.

    Следует отметить, что согласно ч. 6 ст. 45 Закона № 44-ФЗ основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:

    2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в ч.ч. 2 и 3 ст. 45 Закона № 44-ФЗ;

    Согласно ч.ч. 5 и 7 ст. 45 Закона № 44-ФЗ в случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок, не превышающий 3 рабочих дней, информирует об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.

    Обращаем внимание на то, что исходя из ст. 38 Закона № 44-ФЗ заказчики, совокупный годовой объем закупок которых в соответствии с планом-графиком превышает 100 млн. рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным).

    При этом в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком не превышает 100 млн. рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта. По нашему мнению, функциональные обязанности работников контрактной службы и контрактного управляющего одинаковые.

    Необходимо отметить, что согласно ч. 3 ст. 38 Закона № 44-ФЗ контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. № 631.

    В соответствии с пп. 10 п. 11 Типового положения (регламента) о контрактной службе, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. № 631, к функциональным обязанностям контрактной службы относится рассмотрение банковских гарантий и организация осуществления уплаты денежных сумм по банковской гарантии.

    Также согласно пп. 6, 7, 8 п. 14 вышеуказанного типового положения (регламента) контрактная служба:

  20. осуществляет проверку банковских гарантий, поступивших в качестве обеспечения исполнения контрактов, на соответствие требованиям Закона № 44-ФЗ;
  21. информирует в случае отказа заказчика в принятии банковской гарантии об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа;
  22. организует осуществление уплаты денежных сумм по банковской гарантии в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.
  23. Статья 45. Условия банковской гарантии. Реестры банковских гарантий

    Что регулирует

    Во время участия в закупках как заказчик, так и участник сталкиваются с необходимостью принять или предоставить банковскую гарантию. Это удобный и экономически эффективный способ для всех гарантировать участие в процедуре или исполнение контракта. Заказчик получает косвенное подтверждение надежности поставщика, поскольку банк, прежде чем выдать гарантию, проводит проверку. А поставщик благодаря ей может не изымать из оборота собственные средства, а использовать их для исполнения полученного контракта или участия в других процедурах.

    Если обратиться к понятию гарантии как таковой, то, говоря по-простому, она представляет собой письменное обязательство банка выплатить заказчику денежные средства по его письменному требованию об уплате. Впоследствии банк удержит эту сумму с поставщика, за которого поручился.

    Основные положения о банковской гарантии указаны в ст. 45 Закона о контрактной системе, которая регулирует все вопросы и условия ее применения. Последняя редакция статьи 45 44-ФЗ была принята 31 декабря 2014 года. В частности, ст. 45 44-ФЗ с комментариями определяет требования к содержанию документа, правила, по которому его принимают (периоды принятия или отказа), а также специальный реестр (какие сведения положено внести в него и в какие сроки).

    Так, содержание включает следующие сведения:

    Когда пригодится

    Таким образом, эта часть Закона о контрактной системе будет полезна как участнику закупки (в части, например, перечня необходимой информации), так и заказчику (в части, например, срока рассмотрения представленного обеспечения).

    Такой документ необходим и в период подачи заявок, и в процессе заключения (исполнения) контракта.

    Связанные статьи 44-ФЗ

    Ст. 45 44-ФЗ с изменениями связана с рядом других норм 44-ФЗ, к примеру, с нормами об обеспечении заявок (ст. 44) и об обеспечении исполнения контракта (ст. 96).

    В частности, ч. 2 ст. 44 устанавливает исключение: для участия в аукционе в качестве обеспечения можно предоставить только денежные средства.

    Смотрите еще:

    • Письмо для экспертизы Письмо для экспертизы Независимая судебно-медицинская экспертиза. СУДМЕДЭКС.РФ Написать письмо, руководству, судебно-медицинской экспертизы. Ценовая политика устанавливается индивидуально после первичного обращения и зависит от […]
    • Закон рф от 09121991 2003-1 ст4 Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-I "О налогах на имущество физических лиц" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-I "О налогах на имущество физических лиц" 22 декабря 1992 г., 11 августа […]
    • Закон от 2 мая 2014 Признать утратившими силу: 1) пункт 3 статьи 32.1 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 1; 2009, N 23, ст. 2770); 2) пункт 1 статьи […]
    • Штраф по акту об административных правонарушениях Сгорает ли неоплаченный штраф? У меня есть неоплаченный штраф за просроченный паспорт (административное правонарушение). Скажите пожалуйста, какой срок давности у такого штрафа? желательно с номером статьи и названием кодекса. 07 Декабря […]
    • Федеральный закон от 27072006 149-фз об информации информационных Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ"Об информации, информационных технологиях и о […]
    • Закон кемеровской области 89 оз Закон Кемеровской области от 16 июня 2006 г. N 89-ОЗ "Об административных правонарушениях в Кемеровской области" (принят Советом народных депутатов Кемеровской области 31 мая 2006 г. N 1664) (с изменениями и дополнениями) Закон […]
    • Приказа минфина рф 107н Приказ Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 12 ноября 2013 г. № 107н «Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в […]
    • Какие из трех перечисленных видов объектов как правило изображаются ГДЗ по географии 6 класс рабочая тетрадь Домогацких Группа: Пользователи Сообщений: 5 Регистрация: 19.05.2013 Спасибо сказали: 2 раз(а) Поблагодарили: 487 раз(а) Группа: Администраторы Сообщений: 2515 Регистрация: 02.06.2006 […]