Способ разрешения ролевого конфликта

Способ разрешения ролевого конфликта

16. Ролевые конфликты

Ролевой конфликт – ситуация, в которой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями.

В ролевых теориях принято выделять конфликты двух типов: межролевые и внутриролевые. Кмеж-ролевым относят конфликты, вызываемые тем, что индивиду одновременно приходится исполнять слишком много различных ролей, и поэтому он не в состоянии отвечать всем требованиям этих ролей, либо потому что для этого у него нет достаточно времени и физических возможностей, либо различные роли предъявляют ему несовместимые требования. В исследованиях межролевого конфликта следует выделить работу американского социального психолога У. Г. Гуда «Теория ролевой напряженности». Он называет ролевой напряженностью состояние индивида в ситуации межролевого конфликта и предлагает способы снятия этой напряженности. Для этого надо освободиться от ряда ролей, а затрату времени и энергии на выполнение остальных поставить в зависимость от значимости данной роли для индивида.

Когда речь идет о межролевых конфликтах, в качестве примера чаще всего приводится маргинальная личность.

Анализ внутриролевого конфликта выявляет противоречивые требования, предъявляемые к носителям одной роли разными социальными группами.

Классическим в данной области считается исследование М. Комаровской, которое было проведено среди студенток одного из американских колледжей. Результаты исследования показали противоречивость ожиданий требований, предъявляемых к студенткам колледжа со стороны родителей и студентов колледжа.

Ролевые конфликты, по мнению исследователей, отрицательно влияют на осуществление взаимодействия, поэтому социальные психологи пытаются выработать какие-то общие концепции, обосновывающие пути устранения ролевых конфликтов. Одна из таких концепций – теория ролевой напряженности У. Гуда.

Сходный подход можно обнаружить и в работах Н. Гросса, У. Мэйсона. Они выделяют три группы факторов, имеющих отношение к проблеме устранения ролевых конфликтов.

Первая связана с субъективным отношением к роли ее исполнителя.

Вторая группа включает санкции (положительные и отрицательные), которые могут быть применены за исполнение или неисполнение роли.

К третьей группе факторов авторы относят тип ориентации исполнителя роли, среди которых они выделяют две: ориентацию на моральные ценности и прагматическую ориентацию.

Исходя из анализа этих факторов можно предсказать, какой способ решения ролевого конфликта предпочтет тот или иной исполнитель роли.

Способы разрешения ролевых конфликтов

Главная » Все дисциплины » Социология » Способы разрешения ролевых конфликтов

Ролевое поведение — фактическое поведение того, кто играет роль. Ролевое напряжение — трудности при выполнении ролевых обязательств и несоответствие внутренних установок личности роли.

Основные типы ролевых конфликтов:
1) Конфликты между ролями (2 и более ролей заключают в себе несовместимые конфликтующее обязанности личности
2) Конфликт в пределах одной роли (в узком кругу — одна, в широком — другая), конфликт интересов (честность, входят в конфликт с желанием делать деньги).

Виды защиты при ролевых конфликтах:
1) Рационализация ролей (защита против болезненного восприятия личностью ситуации с помощью понятий, которые для него социально значимы) — скрывает реальность ролевого конфликта, путем бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли
2) Разделение ролей снижает ролевую напряженность путем временного изъятия из жизни одной из ролей и выключение ее из сознания индивида, но с сохранением реагирования на систему ролевых требований, присущих данной роли)

Регулирование ролей отличается тем, что является осознанным и преднамеренным. Регулирование ролей — формальная процедура, посредством которой индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им роли, ссылаясь на влияние организации, в силу которого он должен так поступить.

Способы разрешения ролевых конфликтов

В некоторых случаях целесообразно использовать психотерапевтические методы разрешения ролевого конфликта. Сотрудники направляются на прохождение психотерапевтического курса. Основным видом ролевой психотерапии, как средства решения психологических проблем, связанных с ролевым развитием личности является псих драма. Этот метод дает возможность моделировать жизни человека, переживать события минувшего, настоящего и будущего, как существующие, так и такие, которых не было и не могло быть, воссоздавать любые, даже самые фантастические, роли. Средствами психодрами можно корректировать жизненные роли и сценарии, определять такие личностные роли, которые вследствие ролевой социализации оказались заблокированными, вытесненными или неразвитыми. Для этого существует специфическая психодраматическая техника «антироли», что помогает не только анализировать ролевой репертуар, но и развивать его, высвободив те сферы личности, которая были репрессированными.

Психодрама принадлежит к методам действия. Это означает, что ситуации, связанные с личностным выбором, принятием решения, репетицией будущего, могут быть чудесно смоделированными и обработанными таким образом, что человек сам найдет решения или сделает выбор, увидит преимущества и недостатки разных вариантов, осознает психологические трудности, которые сопровождают выбор (внутренние барьеры, ошибочные стереотипы, страхи или несознаваемое нежелание и т.п.). Этот подход дает возможность по-иному посмотреть на системы ценностей человека, пересмотреть их, отказаться от ошибочных ценностей, обратить внимание на те ценности, которые до этого не замечались, или считались незначащими. Техники психодрамы оказывают содействие раскрытию спонтанности и креативности личности, а также развитию ролевой компетентности, то есть способности личности оперативно владеть своими психологическими ролями, выступать полноправным субъектом этих ролей, включать ролевое поведение в процесс собственной жизнедеятельности и работы, что дает возможность решать разные жизненные проблемы, в том числе и связанные с ролевыми конфликтами.

Существует много вариантов и подходов психодрамы, в зависимости от характера психологических проблем, состава психотерапевтической группы и других психологических и клинических показаний.

Для преодоления ролевых конфликтов часто нужна взаимная коррекция ролевых ожиданий индивида и группы или партнеров с общение.

Это ведет к взаимному принятию ролей другого человека, то есть принятию человека таким, каким он есть. Последнее условие в особенности важно, так как непринятия человека и его ролей — это одна из основных причин возникновения всех ролевых конфликтов. Взаимную коррекцию ролевых ожиданий можно осуществить, используя психодраматическую технику «обмена ролями». Партнеры в общении поочередно играют роль себя и своего партнера, имея возможность «посмотреть» на себя со стороны и побыть в образе другого человека.

Механизмы гармонизации личностного развития состоят в реконструкции при помощи ролевых игр. Ролевые психодраматические игры, которые проводятся на примере реальных ситуаций из жизни людей, имеют целью улучшение собственного понимания своей проблематики, самопознание, получения нового опыта поведения в рабочем коллективе.

Благодаря этому удается:

а) понять те стороны своего ролевого (в частности, поведения профессионального) поведения, которые скрыты от личности в подсознании;
б) увидеть себя и свою роль, будто со стороны, изменить точку зрения, ракурс видения проблем, осуществить децентрацию;
в) лучше понять межличностную проблематику, увидев ситуацию глазами партнеров по ролевому взаимодействию с помощью техники «обмена ролями»;
г) использовать для решения ситуации не только рациональные компоненты поведения и вербальные средства, а и эмоциональные, телесные и прочие невербальные средства коммуникации ролей и моделей ролевого поведения и взаимодействия.

Деловое письмо
Служебная записка
Объяснительная записка
Докладная записка
Формы собственности

Назад | | Вверх

  • Предмет и объект социологии
  • Предмет, структура и функции социологии
  • Социология и социологические теории
  • Социальная парадигма
  • Основы социологии
  • Научная социология
  • Структура и уровни социологического знания
  • Социология как наука

Ролевой набор — совокупность ролей, соответствующих определенному социальному статусу.

Ролевой конфликт — столкновение ролевых требований, предъявляемых индивиду, вызванное множественностью одновременно выполняемых им социальных ролей.

Ролевое поведение и ролевые конфликты

Набор ролей, соответствующих определенному социальному статусу, позволяет его носителю большую часть времени «заниматься своим делом» — осуществлять свое ролевое поведение в различных формах и различными способами. Социальная роль всегда стандартна, поскольку она представляет собой систему ожидаемого поведения, которое определяется нормативными обязанностями и правами. Хотя роли жестко определены, но есть способные и неспособные ученики, храбрые и трусливые солдаты, талантливые и бездарные политики. Дело в том, что стандартные роли люди исполняют как индивидуальности. Каждый индивид по-своему понимает свою социальную роль, по-разному ее исполняет. В современной социологии фактическое исполнение личностью социальной роли получило название ролевого поведения.

Нормативные требования, связанные с социальной ролью, как правило, более или менее известны участникам ролевого взаимодействия и порождают соответствующие ролевые ожидания: все участники взаимодействия ожидают друг от друга поведения, вписывающегося в контекст данных социальных ролей. Однако социальная роль рассматривается не только в аспектах ролевого ожидания (экспектаций), но и ролевого исполнения, т.е. того, как индивид реально исполняет свою роль.

Экспектации представляют собой требования, закрепленные в системе социальных норм, и предъявляемые к поведению индивида в связи с исполнением им той или иной социальной роли. Несмотря на то что ролевые нормативные требования являются элементом системы социальных норм, принятых в данном обществе, они тем не менее специфичны и действительны только по отношению к тем, кто занимает определенную социальную позицию. Поэтому многие ролевые требования совершенно абсурдны вне конкретной ролевой ситуации. Например, женщина, пришедшая на прием к врачу, раздевается по его требованию, выполняя свою роль пациентки, но если с аналогичным требованием к ней обратится прохожий на улице, она бросится бежать или позовет на помощь.

Отношения между специальными ролевыми нормами и социальными нормами носят сложный характер. Одни ролевые предписания вообще не связаны с социальными нормами. Другие ролевые нормы имеют исключительный характер, ставящий исполняющих их людей в особое положение, когда на них не распространяются общие нормы. Например, врач обязан хранить врачебную тайну, а священник — тайну исповеди, поэтому по закону на них не распространяется обязанность раскрывать эту информацию, давая показания в суде. Расхождение общих и ролевых норм может быть так велико, что носитель роли чуть ли не подвергается общественному презрению, хотя его позиция необходима и признана обществом (палач, тайный агент полиции).

В целом между социальными и ролевыми нормами никогда не бывает отношений тождества. Общество навязывает человеку социальную роль, но ее приятие, отвержение, исполнение всегда накладывают отпечаток на реальное поведение человека. Поэтому при выполнении социальных ролей может возникнуть ролевое напряжение — трудность, связанная с неправильной ролевой подготовкой, неудачным исполнением роли. Ролевое напряжение часто выливается в ролевой конфликт.

Ролевой конфликт в современной социологии рассматривается как столкновение предъявляемых индивиду ролевых требований, вызванное множественностью одновременно выполняемых им социальных ролей. Социологи выделяют два типа ролевых конфликтов: конфликты между социальными ролями; конфликты в пределах одной социальной роли.

Межролевые конфликты возникают, когда разные социальные роли, носителем которых выступает индивид, содержат несовместимые предписания (требования). Например, женщина хорошо исполняет свою роль на производстве, но дома ей не удаются роли жены и матери. В ситуации, когда родителям мужа не нравится жена, его сыновний долг вступает в противоречие с обязанностями мужа.

Внутриролевые конфликты возникают там, где социальная роль предполагает наличие сложных взаимоотношений и противоречащих друг другу социальных ожиданий. Внутри многих социальных ролей существуют конфликты «интересов», например требование быть честным к людям входит в конфликт со стремлением «делать деньги».

Человек — существо социальное, и значительная доля его социальности концентрируется в социальных ролях. Освоение возможных ролей происходит еще в детском возрасте, когда ребенок в игре как бы «прикидывает» на себя роль «мамы», «учительницы», «командира». В социологии эта фаза социального развития получила название социабилизации. В дальнейшем в процессе социализации человек действует как носитель собственных ролей и, выполняя их, учится осваивать новые роли, которые ему только предстоят. Помогая матери по хозяйству в роли дочери, девочка учится выполнять роль хозяйки и матери. Слушаясь родителей в роли сына, ребенок готовится выполнять роль ученика и подчиняться учителю, когда пойдет в школу.

В современной социологии выделяют три способа разрешения ролевых конфликтов: о рационализация — способ решения ролевого конфликта путем сознательного поиска отрицательных сторон желаемой, но недостижимой роли. Например, девушка, не вышедшая замуж,

объясняет свое положение грубостью и ограниченностью современных мужчин; о разделение ролей — способ решения ролевого конфликта, который заключается во временном исключении из жизни одной из социальной ролей. Например, моряку, находящемуся в дальнем плавании, не сообщают о смерти матери, исключая тем самым роль сына из его сознания, чтобы не вызвать стресс; о регулирование ролей — способ решения ролевого конфликта путем перекладывания ответственности за его последствия на других. Например, привычка «умывать руки», благодаря которой индивид постоянно освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иной социальной роли, перекладывая ответственность на окружающих, объективные обстоятельства, «превратности судьбы».

С помощью таких способов бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур индивид может избежать опасных последствий ролевых конфликтов.

Ролевые конфликты и их типы

Межролевой конфликт возникает, поскольку одному и тому же человеку приходится одновременно выполнять несколько ролей. Это бывает, когда пересекаются существенные сферы его ролей и в рамках какой-то ситуации сталкиваются взаимоисключающие друг друга ролевые ожидания. Например, ролевой конфликт в той или иной форме неизбежно возникает у работающих женщин, вынужденных совмещать выполнение профессиональных и семейных ролей. Такие моменты порождают трагические коллизии, избежать которых можно при помощи ролевых стратегий — специальных усилий по оптимальному комбинированию своих ролей. Еще одним простым примером может служить банальная ситуация межролевого конфликта, когда родителям мужа не нравится жена и его сыновний долг вступает в противоречие с супружескими обязанностями. Ролевая стратегия в таком случае может сводиться к тому, чтобы жить отдельно от родителей и материально от них не зависеть.

Внутриролевые конфликты возникают тогда, когда социальная роль предполагает наличие сложных взаимоотношений и противоречащих друг другу социальных ожиданий. Например, мастер на заводе должен руководить рабочими так, как того требует администрация, и одновременно добиваться улучшения условий их труда, как того требуют от него рабочие.

«Ситуационно-ролевой конфликт», описанный К. Томасом, возникает в ситуациях, когда на индивида направлены новые ожидания, связанные с новой ролью, а он не может адекватно на них реагировать, потому что еще находится в старой роли и не готов к выполнению новой. Например, в Индии долгое время существовал обычай очень рано выдавать девочек замуж; когда у юной жены рождался ребенок, она еще была не готова взять на себя роль матери. В рассказе Рабиндраната Тагора у такой девочки-матери утонул ребенок, оставленный ею без присмотра, когда она отошла поиграть с подругами в куклы.

У людей, долгое время исполняющих одну и ту же социальную роль, возникают специфические привычки. Например, у тех, кто по роду занятий постоянно выступает перед аудиторией, складывается профессиональная привычка говорить громко, четко и выразительно, от которой они потом не могут отделаться в семье. Иногда общество само требует от человека определенных привычек и навыков, например абсолютной чистоты рук от хирурга. Такие привычки и обычаи называют ролевыми атрибутами. Нормативное ядро роли обычно окружено рядом ненормативных атрибутов, которые тоже участвуют в формировании поведенческих ожиданий.

Выполнение социальной роли предполагает некоторую степень несвободы. Действительно, выполняя роль, человек действует не так, как требует его индивидуальность, а согласно нормативным требованиям, которые навязывает ему его роль. Одни роли настолько регламентированы извне, что предписывают почти каждое движение (например, рабочий на конвейере); их исполнение часто вызывает чувство психологической угнетенности, связанной с отчуждением. Другие профессиональные роли допускают большую степень свободы, а третьи даже в обязательном порядке требуют от своих носителей индивидуальных модификаций, например, роль соискателя ученой степени требует определенной новизны научных разработок. Психологический комфорт и качество выполнения ролевых обязанностей связаны с тем, насколько роль соответствует личностным особенностям индивида, а его навыки и умения — требованиям, предъявляемым ролью. В таком случае не возникает или почти не возникает отчуждения входе выполнения роли и достигается максимальное «сращение» индивида с ролью. Можно сказать, что ролевое поведение представляет собой своего рода синтез индивидуального и привнесенного ролевыми требованиями.

Однако не следует считать, что наличие социальной роли ограничивает свободу личности (так это понимает Р. Дарендорф). Человек — существо социальное, и значительная доля его социальности концентрируется в социальных ролях. Изучение возможных ролей происходит еще в детском возрасте, когда ребенок как бы «прикидывает» на себя роль мамы, учительницы, командира в игре. Эту фазу социального развития называют социабилизацией. В ходе дальнейшего процесса социализации человек действует как носитель собственных ролей (дочь, ученица) и, выполняя их, учится осваивать новые роли, которые ему только предстоят. Например, помогая матери по хозяйству в роли дочери, девочка учится выполнять роль хозяйки и матери; слушаясь родителей в роли сына, мальчик готовится выполнять роль ученика и подчиняться учителю, когда пойдет в школу.

Процесс социализации длится много лет, в сущности всю жизнь. Это значит, что отношение человека к ролям других людей никогда не прекращается. Человек, играя свои роли, постоянно сталкивается с чужими ролями, которые ему пока неизвестны. Описывая эти процессы, Дж. Мид говорит о наличии в человеческой личности социального аспекта (Я глазами Другого), куда входит совокупность интериоризованных ролей, и собственно личностного аспекта (Я-центр), не заполненного социальными ролями и способного дистанцироваться от них.

Дж. Мид и другие представители социальной психологии показали, что человеческое Я развивается и достигает полноты существования только тогда, когда освобождается от чистой субъективности и отражает себя во внешнем мире, выполняя комплекс социальных ролей.

Принятие определенной социальной роли означает также отказ от возможностей поведения, несовместимых с этой ролыо, которые скрыто присутствуют во внутреннем Я человека. Например, врач с задатками ученого-клинициста должен отказаться от возможности предоставить болезнь пациента ее естествен ному течению, чтобы понаблюдать «для науки» за ее развитием. Муж должен отказаться от абсолютной свободы внебрачных связей.

Иногда человек сталкивается с такими ролевыми требованиями, которые вызывают у него кризис самоидентификации, т.е. которые он не может интериоризировать и сделать частью своей личности, не разрушив тем самым своего личностного ядра. Психологи констатируют, что люди становятся больными из-за определенных ролевых требований. В то же время необходимо принимать во внимание социально-исторический характер реакции на ролевое отчуждение. Например, в деспотических обществах Древнего Востока массы людей в течение долгих лет переносили такие жесточайшие формы ролевого отчуждения, которые совершенно невыносимы и даже непредставимы в современном индивидуалистическом обществе.

Формирование ролевого конфликта

Общество (страна, область, город, район, деревня) представляет собой систему социальных общностей, институтов, организаций. Оно может нормально функционировать, если люди постоянно выполняют огромное количество ролей, соответствующих их статусам. Это относится к социальным общностям, также имеющим социальный статус и роль. Например, одна учебная группа в вузе обладает высоким учебным статусом, а другая группа — низким. Та же сильная учебная группа может плохо играть в футбол, а слабая — хорошо.

Характеристикой человека является внутриличностныи ролевой конфликт. Он представляет собой конфликт между разными легитимированными ролевыми ожиданиями в данной ситуации. Подчеркивание легитимированных ролевых ожиданий означает, что выбор происходит не между легитимными и девиантными ролевыми ожиданиями. Примером может быть конфликт между ролью спортсмена и ролью студента. У человека возникает состояние напряженности, дискомфорта, депрессии, поскольку для него важны обе роли и соответствующие им наборы ценностей. Разрешение такого конфликта в пользу одной из ролей и ценностей либо компромисса между ними связано с распределением времени и сил.

Ролевой конфликт затрагивает и связи с другими людьми. Это означает, что он из внутриличностного становится межличностным. В качестве студента и спортсмена личность входит в определенные социальные связи и системы (учебную, спортивную), которые имеют по отношению к нему тоже ролевые ожидания. Приходится считаться с ролевыми ожиданиями других, оказывающими на человека влияние. В этой связи человек, более мотивированный учебой, может выбрать роль спортсмена, если в спортивной команде хороший тренер и друзья. Это ведет к перераспределению времени и сил в пользу роли спортсмена. Межличностным является и конфликт, в котором люди играют разные роли: например, роли начальника и подчиненного, прагматика и романтика, интернационалиста и националиста и т. д.

Ролевой конфликт возникает, когда люди, социальные группы, институты, организации не осуществляют намеченный план статусно-ролевого возвышения. Например, человек, заинтересованный в защите докторской диссертации, остается кандидатом наук; компания, нацелившаяся выйти на международный рынок, остается в рамках рынка национального и т. п. Такое состояние может быть обусловлено многими причинами: противоречием между потребностями и ролями; ролевым конфликтом; несоответствием способностей и ролей и другими. В этом случае возникает конфликт между несостоявшейся ролью и другими ролями человека, а также ролями социальной группы, института, организации. Его можно разрешить или реализацией роли, или сменой ценностей-ролей, или смирившись с внешними обстоятельствами.

Несоответствие характера человека и его ролей является естественным на этапе становления роли. Важно выбирать роли, соответствующие нашему характеру, или, наоборот, адаптировать характер к социальным ролям. В первом случае человек должен выбирать профессию, жену, общество и т. д. в зависимости от своих потребностей, темперамента, ментальности, образа жизни. Например, человек с отсутствием музыкальных способностей не должен идти в музыканты и т. п. Во втором случае человеку приходится «привыкать» к новой роли: студента, военнослужащего, женатого и т. п. Обычно оба процесса идут одновременно, но с разной интенсивностью.

Нередко возникает конфликт между способностями субъекта и требованиями новой роли: студента, работника, мужа, отца, гражданина и т. д. Его результатом является плохое исполнение своей роли. Например, на первом курсе студент учится удовлетворительно, хотя в школе учился отлично. Перед ним стоит задача развить свои способности и характер, применительно к новым условиям и ролям, что требует времени и сил. Это относится и к социальным общностям, институтам, организациям: например, перед многими социальными институтами СССР при переходе к постсоветскому обществу.

Ролевой конфликт возникает при переходе от одной ведущей роли к другой, например, от роли работника к роли пенсионера. Преодоление такого конфликта (смены и понижения ролей) требует психической подготовки, времени и усилий, воли. Такой конфликт присущ и социальным группам, институтам, организациям. Например, превращение бывших советских рабочих из номинального «гегемона» в фактически бесправный класс или ученых из относительно благополучного слоя в бедных стало очень тяжелой и болезненной трансформацией.

Ролевой конфликт играет большую роль при формировании девиантного поведения и мотивации. Возникающая вместе с ним психологическая напряженность и фрустрация мешают гармонической интеграции личности в социальную связь и систему, усвоению ею конформных ценностей и мотиваций. Парсонс выделил в структуре человека механизмы социализации (обучения), защиты и адаптации (к ситуации, среде). Механизм социализации представляет собой процесс, в результате которого человек приобретает новые мотивационные (потребностные, познавательные, оценочные) ориентации, новые ценностные ориентации, новые предметы, новые интересы. Механизм защиты — это процессы преодоления внутреннего конфликта между разными потребностями, мотивациями, ценностными ориентациями, ролями-статусами. Механизмы адаптации — это процессы, посредством которых человек преодолевает напряженность и конфликтность в своих отношениях с ситуацией действия. При этом механизмы зашиты и адаптации после реализации растворяются в механизме социализации.

Ролевой конфликт

Ролевой конфликт — ситуация, когда человек сталкивается с двумя или более одновременными требованиями, при которых выполнение им одной из ролей делает невозможным исполнение других ролей.

В самом общем виде можно выделить два типа ролевых конфликтов: меду ролями и в пределах одной роли. Часто две или более роли (либо независимые, либо части системы ролей) заключают в себе несовместимые, конфликтующие обязанности личности. Например, работающая жена находит, что требования ее основной работы могут прийти в конфликт с выполнением ею домашних обязанностей; или женатый студент должен примирять требования к нему как мужу с требованиями, предъявляемыми к нему как студенту; или работник милиции иногда должен выбирать между выполнением им своего должностного долга и произведением ареста близкого друга. Подобного рода конфликты относятся к ролевым конфликтам между ролями.

Примером конфликта, происходящего в пределах одной роли, может служить положение руководителя или общественного деятеля, публично провозглашающего одну точку зрения, а в узком кругу объявляющего себя сторонником противоположной, или индивида, который под давлением обстоятельств исполняет роль, не отвечающую ни его интересам, ни его внутренним установкам.

Существует несколько видов действий, с помощью которых может быть снижена ролевая напряженность и человеческое «Я» защищено от многих неприятных переживаний. Сюда относят обычно рационализацию, разделение и регулирование ролей. Первые два вида действий считаются неосознанными защитными механизмами, которыми личность пользуется чисто инстинктивно. Однако, если эти процессы осознаются и используются преднамеренно, их эффективность значительно повышается. Что касается третьего способа действий, то он используется в основном осознанно и рационально.

Рационализация ролей — один из способов защиты против болезненного восприятия личностью какой-либо ситуации с помощью понятий, которые для нее социально и персонально желательны. Классической иллюстрацией этого считается случай с девушкой, которая не может найти жениха и убеждает себя в том, что она будет счастлива, если не выйдет замуж, потому что все мужчины обманщики, грубияны и себялюбцы.

Разделение ролей снижает ролевую напряженность путем временного изъятия из жизни одной из ролей и выключения ее из сознания индивида, но с сохранением реагирования на систему ролевых требований, присущих данной роли. История дает нам многочисленные примеры жестоких правителей, палачей и убийц, которые одновременно были добрыми и заботливыми мужьями и отцами. Их основная деятельность и семейные роли были полностью разделены.

Типы ролевых конфликтов[править | править исходный текст]

В разных источниках насчитывается от 4 до 16 типов ролевых конфликтов, наиболее часто встречаются такие: а) интраролевой — внутренний конфликт между разными компонентами или разновидностями одной и той же роли; б) интерролевой — внутренний конфликт между несовместимыми (дивергентными) ролями, которые играет один индивид; в) интраперсональный — внутренний конфликт между различными моделями одной и той же роли; г) интерперсональный – внешний конфликт между несовместимыми (дивергентными) ролями разных людей. [2]

В основе внутренних ролевых конфликтов лежат противоречия между ролевым поведением человека и его представлением о себе как о субъекте этой роли. Он возникает тогда, когда человек принимает психологическую роль только внешне, на уровне поведения, но не может принять ее внутренне, на уровне переживания, считать своей. Ситуация внутреннего ролевого конфликта может возникать, когда человек вынужден принять психологическую роль под давлением внешних обстоятельств. Внутренний ролевой конфликт может возникать и в ситуации, когда к одной и той же роли предъявляются противоречивые ожидания со стороны различных субъектов или групп, которые невозможно удовлетворить одновременно.

В основе внешних ролевых конфликтов чаще всего лежат противоречия между реальным ролевым поведением человека и ролевыми ожиданиями со стороны окружающих. Он возникает в ситуациях, когда человек не хочет или не может исполнять ту социальную роль, которую он должен играть согласно своему положению в группе, или не принимает социальные ролевые стереотипы и нормы, принятые в обществе. В результате такого нарушения со стороны социума могут следовать санкции разной степени строгости. Внешний ролевой конфликт может возникать также при изменении человеком ролевого поведения. Стремление играть новую роль наталкивается на старые ожидания, сформировавшиеся в группе, которые заставляют человека возвращаться в предыдущую роль.

Внутренний и внешний конфликты могут переходить один в другой. Поддаваясь групповому давлению и изменяя свое ролевое поведение на социально желательное, человек «загоняет» конфликт вовнутрь. Наоборот, если он по внутреннему побуждению «сбрасывает» с себя неугодную роль, то конфликт переходит во внешний. Конформные и гиперсоциализированные личности тяготеют к внутреннему ролевому конфликту, что, по сути, являетсяневротическим реагированием на ситуацию. Личности, отличающиеся психопатической дезадаптацией, наоборот, склонны к внешнему.

б) межличностными (стилем взаимодействия, взаимными ролевыми ожиданиями);

Все ролевые конфликты можно разделить на две большие группы:

1) внешние, или межличностные (зависящие от объективных характеристик — реальных ролевых ожиданий, ролевого поведения, ролевых норм и т.п.);

2) внутренние, или внутриличностные (зависящие от компонентов когнитивной структуры индивида, например, его представлений о ролевых ожиданиях).

Внешние и внутренние конфликты могут переходить друг в друга. Поддаваясь групповому давлению и изменяя свое ролевое поведение на социально желательное, человек «загоняет» конфликт вовнутрь. Наоборот, если он начинает строить свое поведение в соответствии с собственной Я-концепцией и по внутреннему побуждению «сбрасывает» с себя неугодную роль, то внутренний конфликт переходит во внешний.

Один из способов разрешения конфликта- это изменить (переломить) ролевые ожидания группы, навязать ей свое новое ролевое поведение. Сделать это очень непросто, особенно если личность остается в прежнем официальном статусе, ибо ролевые ожидания имеют инерцию, и группа будет стараться «вернуть» человека в старую роль.

Для преодоления ролевых конфликтов часто нужна взаимная коррекция ролевых ожиданий индивида и группы или партнеров по общению. Такая помощь актуальна, например, в семейных отношениях, когда возникает ролевая несовместимость супругов или родителей и детей. Это ведет к взаимному принятию ролей других людей, то есть принятию каждого человека таким, какой он есть. Последнее условие особенно важно, ибо непринятие человека и его ролей — это одна из основных причин возникновения всех ролевых конфликтов.

В самом общем виде можно выделить два типа ролевых конфликтов: между ролями и в пределах одной роли. Часто две или более роли (либо независимые, либо части системы ролей) заключают в себе несовместимые, конфликтующие обязанности личности.. . Опыт показывает, что очень немногие роли свободны от внутренних напряжения и конфликтов. Если конфликт обостряется, он может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, отходу от данной роли, внутреннему стрессу.

6.5 Ролевые конфликты и способы их разрешения

Выполнение роли зависит от многих факторов как личностных, так и социальных. Если ролевые ожидания не соответствуют внутренним установкам личности, возникает ролевое напряжение. Его распространенной причиной является неадекватная ролевая подготовка человека, когда молодые люди плохо представляют как себя вести в тех или иных ситуациях. Часто молодой человек, имея идеализированное представление о ролях, испытывает разочарование, столкнувшись со сложными жизненными ситуациями.

Поскольку человек выполняет множество ролей, между ними возможны различные отношения, от гармонии и согласованности до конфликта. Ролевой конфликт – это ситуация, когда человек вынужден удовлетворять требования не согласующихся друг с другом ролей. Это достаточно распространенная ситуация, скажем, студент – заочник должен выполнять предписания профессиональных ролей, которые могут противоречить необходимости заниматься и ездить на сессии. Ролевой конфликт носит внутриличностный характер.

Существуют различные способы разрешения подобных конфликтов. Одним из самых распространенных является рационализация, или самооправдание. Студент, не подготовившийся к сессии, начинает искать объективные причины, которые не позволили ему сделать.

В случае разделения ролей одна из ролей как бы выключается из сознания, хотя на ролевые требования человек реагирует. Например, деспот может любить родных и животных, но к остальным людям относиться как к вещам. Часто встречается ситуация, когда общество заинтересовано в нарушении тех или иных ролевых ожиданий. В этом случае оно прибегает к регулированию роли, создавая формальные процедуры освобождения человека от ответственности, вводя форму, придумывая особые обряды и ритуалы. Характерным примером будет роль солдата, присяга и форма как бы частично освобождают человека от обязательного для других людей требования « не убий». Одним из наиболее оптимальных способов разрешения ролевых конфликтов является сознательное признание человеком некоторых ролей более важными, то есть субординация ролей.

6.6 Социализация личности

Социализация – процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих социальным ролям. В самом общем виде социализацию можно представить как процесс взаимодействия личности и общества, в ходе которого реализуются природные психобиологические задатки человека, личность приобщается к культуре. В ходе социализации происходит становление личности человека, формируется ее характер, раскрываются способности, складывается мотивационная сфера личности. В процессе социализации личность учится навыкам общения. Наконец, социализация выступает условием сохранения общества, поскольку люди усваивают сложившиеся формы поведения.

Социализация идет всю жизнь человека. Выделяют два основных ее этапа. Первичная социализация протекает с момента рождения до совершеннолетия человека. Ее содержанием является формирование личности. В ходе первичной социализации ребенок не может еще оценить те образцы поведения, которые предлагают ему взрослые, поэтому он адаптируется к тем условиям, в которых живет. Вторичная социализация – это социализация взрослых, в ходе которой человек приобретает новые навыки и умения. Механизмами социализации являются подражание, убеждение, руководство.

Выделяют различные агенты социализации, ими выступают социальные группы и организации, в которых проходит социализацию индивид. Важнейшим из них является семья, в которой формируется мотивация на привязанность к другим людям, готовность к общению. Семья прививает человек систему норм и стандартов повседневного поведения, в семье ребенок овладевает языком. Школа дает человеку систему знаний и ценностей, необходимых для жизни в обществе. В группе сверстников человек приобретает навыки межличностного общения, обучается выполнению таких групповых ролей как лидер, эксперт, аутсайдер и др. Наконец, современном обществе огромную роль в социализации личности играют средства массовой информации, которые предоставляют человеку не только огромный массив знаний, но и системы оценок, ожиданий, стилей поведения. Многие социологи подчеркивают роль референтных групп в социализации. Референтная группа – это совокупность людей, с которыми отождествляет себя человек. Она может быть реальной и воображаемой (скажем, кино герой, которому подражает человек).

Человек проходит социализацию на протяжении всей жизни, в которой возможны ситуации, когда он утрачивает ранее приобретенные нормы и ценности. Такой процесс называется десоциализацией. Он наблюдается, например, если индивид попадает в тюрьму, клинику для душевнобольных, где значительно меняется не только стиль жизни, но часто и сама личность человека. Утрата прежних норм и ценностей может привести к формированию новых стандартов поведения, начнется процесс ресоциализации, в ходе которого человек либо полностью изменяет свои ценности и нормы, либо восстанавливает прежние стандарты поведения.

Социально-ролевой конфликт – это противоречие либо между нормативными структурами социальных ролей, либо между структурными элементами социальной роли.

Ролевые конфликты различных форм и типов встречаются везде: в семейных отношениях, в системе образования и подготовки кадров, практически на всех уровнях профессиональной структуры (от производственных коллективов до управленческих звеньев), даже в политическом устройстве общества.

Ролевые конфликты возникают из противоречий между тремя группами факторов:

а) организационными (ролевыми предписаниями, или социально заданными ролевыми позициями);

в) личностными (мотивами, ценностями, опасениями, Я-концепцией человека).

Разрешение ролевого конфликта часто сопряжено с личностным выбором: между значимыми людьми, между несовместимыми ролями; между собой и окружающими. Иногда нужно внутренний конфликт перевести во внешний, а далее производить его коррекцию, используя различные прямые и косвенные методы угашения конфликта.

Наиболее эффективный способ устранения внешнего ролевого конфликта — «разрушить ситуацию»: уйти из группы, изменить социальное окружение и т.д. Именно поэтому, тем, кто хочет «начать новую жизнь», следовало бы не только принять на себя новые роли, но и по возможности сменить группы общения, в которых сформировать новые ожидания по отношению к себе (зарекомендовать себя).

Одним из вариантов разрушения конфликта является частичная изоляция от социума. Возможна и полная изоляция, фактически, «бегство из роли»: отшельничество, уход в монастырь и т.п. Своеобразным способом такого бегства является алкоголизм и наркомания. Еще один способ изоляции от общества — уход в себя, в свой внутренний мир при помощи творчества, увлечения (от хобби до веры в бога). Такой способ устранения ролевого конфликта с обществом получил в 60-е годы в среде диссидентов название «внутренней эмиграции».

Смотрите еще:

  • Досрочное сокращение как оформить Типичный образец заявления на досрочное увольнение по сокращению штата: как написать этот документ? Бывают случаи, когда при сокращении сотрудников на предприятии часто возникают ситуации, когда одна из сторон трудовых отношений выбирает […]
  • Приказ въезд на территорию "Детский сад №8 "Капелька" Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение " Детский сад № 8 « Капелька» Приказ 01.09.2017 г. №30/8 «Об организации пропуска автотранспорта на территорию МБДОУ " Д/с № 8 «Капелька» […]
  • 2641 ук рф приговор суда Приговор суда по ч. 3 ст. 264 УК РФ. Адвокат на стороне потерпевшего. ПРИГОВОР ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Ивантеевка 4 декабря 2012 года Ивантеевский городской суд Московской области в составе: Председательствующего судьи: ГУРКИНА […]
  • Правило вынесения из под корня Правило вынесения из под корня Глава II. КВАДРАТНЫЕ КОРНИ § 6. ПРИМЕНЕНИЕ СВОЙСТВ АРИФМЕТИЧЕСКОГО КВАДРАТНОГО КОРНЯ Урок 44. Вынесение множителя из-под знака корня. Внесение множителя под знак корня Цель: рассмотреть и отработать […]
  • Повышенное пособие по уходу за ребенком до 15 лет Размер и правила оформления детского пособия на ребенка до 3 лет На территории Российской Федерации Правительством предусмотрена возможность получения детского пособия до 3 лет. Но мало кто из родителей либо опекунов знает о том, как его […]
  • Сколько стоит страховка сейчас Сколько стоит страховка сейчас Ниже приведены ответы на наиболее часто поступающие в РСА вопросы о правильности применения страховыми компаниями КБМ при заключении договоров ОСАГО. Как проверяется обоснованность примененного Страховщиком […]
  • Список документов для возврата налога на покупку квартиры Какие документы нужны для возврата налога при покупке жилья? Для того, чтобы вернуть налог за покупку квартиры, необходимо предоставить в налоговую комплект документов. Для разных ситуация этот комплект может немного отличаться. Мы […]
  • Волейбол правила судейства Каталог статей о спорте и здоровом образе жизни Как найти статью в нашем каталоге: выберите в меню слева (большой зеленый столбец) интересующий вас вид спорта (единовременно доступен для просмотра только один раздел) перед вами […]