Содержание под стражей закон

Оглавление:

Статья 18. Свидания с защитником, родственниками и иными лицами

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 299-ФЗ в статью 18 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 18. Свидания с защитником, родственниками и иными лицами

Подозреваемым и обвиняемым предоставляются свидания с защитником с момента фактического задержания. Свидания предоставляются наедине и конфиденциально без ограничения их числа и продолжительности, за исключением случаев, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Свидания предоставляются защитнику по предъявлении удостоверения адвоката и ордера. Истребование у адвоката иных документов запрещается. Если в качестве защитника участвует иное лицо, то свидание с ним предоставляется по предъявлении соответствующего определения или постановления суда, а также документа, удостоверяющего его личность. Защитнику запрещается проносить на территорию места содержания под стражей технические средства связи, а также технические средства (устройства), позволяющие осуществлять киносъемку, аудио- и видеозапись. На территорию места содержания под стражей защитник вправе проносить копировально-множительную технику и фотоаппаратуру только для снятия копий с материалов уголовного дела, компьютеры и пользоваться такими копировально-множительной техникой и фотоаппаратурой, компьютерами только в отсутствие подозреваемого, обвиняемого в отдельном помещении, определенном администрацией места содержания под стражей.

Свидания подозреваемого или обвиняемого с его защитником могут иметь место в условиях, позволяющих сотруднику места содержания под стражей видеть их, но не слышать. В случае попытки передачи защитником подозреваемому или обвиняемому запрещенных к хранению и использованию предметов, веществ и продуктов питания свидание немедленно прерывается.

Подозреваемым и обвиняемым на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, может быть предоставлено не более двух свиданий в месяц с родственниками и иными лицами продолжительностью до трех часов каждое.

Свидания с родственниками и иными лицами осуществляются под контролем сотрудников мест содержания под стражей и в случае попытки передачи подозреваемому или обвиняемому запрещенных к хранению и использованию предметов, веществ и продуктов питания либо сведений, которые могут препятствовать установлению истины по уголовному делу или способствовать совершению преступления, прерываются досрочно.

Подозреваемым и обвиняемым на основании письменного разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, предоставляются свидания с их представителями в Европейском Суде по правам человека и лицами, оказывающими им юридическую помощь в связи с намерением обратиться в Европейский Суд по правам человека. Свидание не разрешается, если его проведение может повлечь за собой воспрепятствование производству по уголовному делу. Свидания предоставляются наедине и конфиденциально без ограничения их числа и продолжительности и могут иметь место в условиях, позволяющих сотруднику места содержания под стражей видеть, но не слышать их участников. Представителям подозреваемых и обвиняемых в Европейском Суде по правам человека и лицам, оказывающим им юридическую помощь в связи с намерением обратиться в Европейский Суд по правам человека, запрещается проносить на территорию места содержания под стражей технические средства связи, а также технические средства (устройства), позволяющие осуществлять киносъемку, аудио- и видеозапись. В случае попытки передачи подозреваемому или обвиняемому запрещенных к хранению и использованию предметов, веществ и продуктов питания свидание немедленно прерывается.

Подозреваемым и обвиняемым предоставляются свидания с нотариусом в целях, указанных в пункте 3.1 части четвертой статьи 46 и пункте 9.1 части четвертой статьи 47 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Свидания предоставляются без ограничения их числа и продолжительности в условиях, позволяющих сотруднику места содержания под стражей видеть участников свидания, но не слышать их. Свидания предоставляются по предъявлении нотариусом документов, подтверждающих его полномочия и удостоверяющих его личность. Нотариусу разрешается проносить на территорию места содержания под стражей только те предметы и документы, которые необходимы ему для удостоверения доверенности, в том числе технические средства (устройства), предназначенные для печати документов и снятия копий с документов.

См. комментарии к статье 18 настоящего Федерального закона

Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ
«О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»

С изменениями и дополнениями от:

21 июля 1998 г., 9 марта 2001 г., 31 декабря 2002 г., 30 июня, 8 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 7 марта 2005 г., 15 апреля 2006 г., 5 февраля, 21, 24 июля, 30 октября 2007 г., 27 сентября 2009 г., 1 июля, 29 декабря 2010 г., 7 февраля, 5, 21 апреля, 3 декабря 2011 г., 2, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 3 февраля, 28 июня, 22 декабря 2014 г., 3 июля, 28 декабря 2016 г., 19 июля 2018 г.

Принят Государственной Думой 21 июня 1995 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Регулируется порядок и определяются условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей.

Устанавливаются права подозреваемых и обвиняемых и порядок их обеспечения, основные требования, предъявляемые к обеспечению изоляции. Определяется материальная ответственность подозреваемых и обвиняемых в случаях причинения ущерба государственному имуществу. Указываются основания освобождения из-под стражи.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением: ч. 2 ст.5, которая вступает в силу после приведения уголовно-процессуального законодательства в соответствие с положениями Конституции Российской Федерации;

пунктов 5, 11 и 16 ч. 1 ст. 17 — в отношении подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в изоляторах временного содержания; частей первой (в части требований гигиены и санитарии), частей 2 и 5 ст. 23 — в отношении подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах, которые вступают в силу с момента создания соответствующих условий, но не позднее 1 января 1998 года.

Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением норм, перечисленных в статье 52 настоящего Закона

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 20 июля 1995 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 17 июля 1995 г., N 29, ст. 2759

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 203-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 503-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 299-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 446-ФЗ

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 193-ФЗ

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 435-ФЗ

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 294-ФЗ

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 378-ФЗ

Федеральный закон от 21 апреля 2011 г. N 78-ФЗ

Федеральный закон от 5 апреля 2011 г. N 49-ФЗ

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 434-ФЗ

Федеральный закон от 1 июля 2010 г. N 132-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 сентября 2009 г. N 224-ФЗ

Федеральный закон от 30 октября 2007 г. N 241-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дняофициального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 194-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 10-ФЗ

Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 9-ФЗ

Федеральный закон от 15 апреля 2006 г. N 50-ФЗ

Федеральный закон от 7 марта 2005 г. N 15-ФЗ

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. N 187-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 марта 2001 г. N 25-ФЗ

Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»

(в ред. Федеральных законов от 21.07.98 N 117-ФЗ, от 09.03.2001 N 25-ФЗ, от 31.12.2002 N 187-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 08.12.2003 N 161-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 15.04.2006 N 50-ФЗ, от 05.02.2007 N 9-ФЗ, от 05.02.2007 N 10-ФЗ, от 21.07.2007 N 194-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 30.10.2007 N 241-ФЗ, от 27.09.2009 N 224-ФЗ, от 01.07.2010 N 132-ФЗ, от 29.12.2010 N 434-ФЗ, от 07.02.2011 N 4-ФЗ, от 05.04.2011 N 49-ФЗ, от 21.04.2011 N 78-ФЗ, от 03.12.2011 N 378-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
21 июня 1995 года

Глава I. Общие положения

Статья 1. Задачи настоящего Федерального закона
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

Статья 2. Основные понятия
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
подозреваемый и обвиняемый — лица, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления либо в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

Статья 3. Цели содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

Содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (далее — содержание под стражей) осуществляется в целях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)

Статья 4. Принципы содержания под стражей

Содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее — подозреваемые и обвиняемые).
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)

Статья 5. Основания содержания под стражей

Основанием содержания под стражей лиц, задержанных по подозрению в совершении преступлений, является протокол задержания, составленный в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)
Основанием содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, является судебное решение, вынесенное в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)

Статья 6. Правовой статус подозреваемых и обвиняемых

Подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений считаются невиновными, пока их виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Они пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Подозреваемые и обвиняемые иностранные граждане и лица без гражданства, содержащиеся под стражей на территории Российской Федерации, несут обязанности и пользуются правами и свободами, установленными для граждан Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а также международными договорами Российской Федерации.
Не допускается дискриминация подозреваемых и обвиняемых по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по иным обстоятельствам.

Статья 7. Места содержания под стражей

Местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются:
следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы;
(в ред. Федеральных законов от 21.07.98 N 117-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
Абзац — Утратил силу.
(в ред. Федерального закона от 15.04.2006 N 50-ФЗ)
изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел;
изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов федеральной службы безопасности.
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ)
В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых могут являться учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы (далее — учреждения, исполняющие наказания), и гауптвахты.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.98 N 117-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
В случаях, когда задержание по подозрению в совершении преступления осуществляется в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации капитанами морских судов, находящихся в дальнем плавании, или начальниками зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовками, подозреваемые содержатся в помещениях, которые определены указанными должностными лицами и приспособлены для этих целей.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)
Лицо или орган, в производстве которых находится уголовное дело, обязаны незамедлительно известить одного из близких родственников подозреваемого или обвиняемого о месте или об изменении места его содержания под стражей.
В целях осуществления контроля в пределах своей компетенции без специального разрешения посещать следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности, а также гауптвахты, используемые для содержания под стражей подозревамых и обвиняемых в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право:
(в ред. Федерального закона от 05.04.2011 N 49-ФЗ)
Президент Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 05.04.2011 N 49-ФЗ)
Председатель Правительства Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 05.04.2011 N 49-ФЗ)
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 05.04.2011 N 49-ФЗ)
представители международных (межгосударственных, межправительственных) организаций на основании соответствующих международных договоров Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 05.04.2011 N 49-ФЗ)
высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации в пределах соответствующих территорий;
(в ред. Федерального закона от 05.04.2011 N 49-ФЗ)
члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на то законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в пределах соответствующих территорий;
(в ред. Федерального закона от 05.04.2011 N 49-ФЗ)
Генеральный прокурор Российской Федерации, а также уполномоченные им прокуроры и прокуроры, осуществляющие надзор за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу в пределах соответствующих территорий;
(в ред. Федерального закона от 05.04.2011 N 49-ФЗ)
члены общественных наблюдательных комиссий в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», в пределах соответствующих территорий.
(в ред. Федерального закона от 05.04.2011 N 49-ФЗ)
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации в пределах соответствующих территорий — места содержания под стражей, в которых содержатся несовершеннолетние и беременные женщины.
(в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 378-ФЗ)

Статья 8. Следственные изоляторы

Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы (далее — следственные изоляторы) предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. Следственные изоляторы обладают правами юридического лица.
(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 161-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 15.04.2006 N 50-ФЗ)
Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы создаются, реорганизуются и ликвидируются руководителем федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 27.09.2009 N 224-ФЗ)
Абзац — Утратил силу.
(в ред. Федерального закона от 15.04.2006 N 50-ФЗ)
Финансирование следственных изоляторов осуществляется за счет средств федерального бюджета. При этом штатная численность персонала следственных изоляторов сохраняется неизменной в течение двух лет при уменьшении численности подозреваемых и обвиняемых в случаях проведения амнистии, изменения законодательства Российской Федерации или в иных случаях в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Часть пятая — Утратила силу.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Статья 9. Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ)

Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности (далее, если не требуется соответствующее уточнение, — изоляторы временного содержания) предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений.
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ)
В изоляторах временного содержания в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)
Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
(в ред. Федеральных законов от 27.09.2009 N 224-ФЗ, от 07.02.2011 N 4-ФЗ)
Часть четвертая — Утратила силу.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Изоляторы временного содержания пограничных органов федеральной службы безопасности создаются в пограничных частях, непосредственно осуществляющих охрану Государственной границы Российской Федерации, и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 27.09.2009 N 224-ФЗ)

Статья 10. Использование учреждений, исполняющих наказания, для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых

Осужденные, отбывающие наказание в исправительных учреждениях, задержанные по подозрению в совершении другого преступления, могут содержаться в этих учреждениях, но изолированно от осужденных, отбывающих наказание.
(в ред. Федерального закона от 21.07.98 N 117-ФЗ)
Подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, могут содержаться в тюрьмах или на территориях учреждений, исполняющих наказания, в специально оборудованных для этих целей помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов. Перечень исправительных учреждений, на территориях которых могут содержаться подозреваемые и обвиняемые, утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.98 N 117-ФЗ, от 08.12.2003 N 161-ФЗ, от 27.09.2009 N 224-ФЗ)
Подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, в случае назначения экспертизы по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, а также в случае оказания им медицинской помощи помещаются в медицинские учреждения в порядке, предусмотренном частью второй статьи 24 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)

Статья 11. Использование гауптвахт для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых

Подозреваемые и обвиняемые военнослужащие содержатся на гауптвахтах в случаях и порядке, которые предусмотрены Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими организацию и порядок несения гарнизонной и караульной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)

Статья 12. Сотрудники мест содержания под стражей

К сотрудникам мест содержания под стражей относятся лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащие органов федеральной службы безопасности и Вооруженных Сил Российской Федерации, исполняющие обязанности по обеспечению режима содержания под стражей.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.98 N 117-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 07.03.2005 N 15-ФЗ)
На период исполнения обязанностей по обеспечению режима содержания под стражей капитаны морских судов и начальники зимовок, а также уполномоченные ими лица несут обязанности и пользуются правами, предоставляемыми настоящим Федеральным законом сотрудникам мест содержания под стражей.
Под начальниками мест содержания под стражей в настоящем Федеральном законе понимаются:
начальники следственных изоляторов;
начальники учреждений, исполняющих наказания;
начальники изоляторов временного содержания;
командиры пограничных частей, в ведении которых находятся изоляторы временного содержания;
командиры войсковых частей (кораблей), в ведении которых находятся гауптвахты;
начальники гарнизонных гауптвахт.

Статья 13. Основания перевода подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах, в изоляторы временного содержания

Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца.
Основанием для такого перевода является постановление следователя или лица, производящего дознание, либо решение суда.
(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 214-ФЗ)

Статья 14. Сроки содержания под стражей

Сроки содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых определяются Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)

Статья 15. Режим в местах содержания под стражей

В местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)
Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

Статья 16. Внутренний распорядок в местах содержания под стражей

В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (далее — Правила внутреннего распорядка).
(в ред. Федеральных законов от 21.07.98 N 117-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 27.09.2009 N 224-ФЗ)
Правилами внутреннего распорядка устанавливается порядок:
1) приема и размещения подозреваемых и обвиняемых по камерам;
2) проведения личного обыска, дактилоскопирования, фотографирования, а также досмотра вещей подозреваемых и обвиняемых;
3) изъятия у подозреваемых и обвиняемых предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию;
4) материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых;
5) приобретения подозреваемыми и обвиняемыми продуктов питания, а также предметов первой необходимости и других промышленных товаров;
6) приема и выдачи подозреваемым и обвиняемым посылок, передач;
7) получения и отправления подозреваемыми и обвиняемыми телеграмм, писем, денежных переводов;
8) направления подозреваемыми и обвиняемыми предложений, заявлений и жалоб;
9) отправления подозреваемыми и обвиняемыми религиозных обрядов;
10) привлечения подозреваемых и обвиняемых к труду;
11) участия подозреваемых и обвиняемых в семейно-правовых отношениях и гражданско-правовых сделках;
12) проведения подписки подозреваемых и обвиняемых на газеты и журналы;
13) медико-санитарного обеспечения подозреваемых и обвиняемых;
14) проведения ежедневных прогулок подозреваемых и обвиняемых;
15) проведения свиданий подозреваемых и обвиняемых с лицами, перечисленными в статье 18 настоящего Федерального закона, за исключением свиданий с защитником;
(в ред. Федерального закона от 21.04.2011 N 78-ФЗ)
16) обеспечения участия подозреваемых, обвиняемых и подсудимых в следственных действиях и судебных заседаниях;
17) личного приема подозреваемых и обвиняемых начальником места содержания под стражей и уполномоченными им лицами;
18) выдачи тел подозреваемых и обвиняемых, умерших в местах содержания под стражей.
Кроме того, Правилами внутреннего распорядка устанавливаются правила поведения подозреваемых и обвиняемых в местах содержания под стражей, перечень и количество продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету, а также перечень услуг, оказываемых подозреваемым и обвиняемым за установленную плату.

Статья 95 УПК РФ. Порядок содержания подозреваемых под стражей

1. Порядок и условия содержания подозреваемых под стражей определяются федеральным законом.

2. В случае необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий допускаются встречи сотрудника органа дознания, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с подозреваемым с письменного разрешения дознавателя, следователя или суда, в производстве которых находится уголовное дело.

Комментарии к ст. 95 УПК РФ

1. Порядок содержания подозреваемого под стражей определяется Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

2. Согласно ст. 7 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» местами содержания под стражей подозреваемых являются:

— следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы;

— изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел;

— изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных войск Федеральной службы безопасности.

3. В определенных законом случаях местами содержания под стражей подозреваемых могут являться учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы, и гауптвахты.

4. Осужденные, отбывающие наказание в исправительных или воспитательных колониях и тюрьмах, задержанные по подозрению в совершении другого преступления, могут содержаться в этих учреждениях, но изолированно от осужденных, отбывающих наказание.

5. Подозреваемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, могут содержаться в тюрьмах или на территориях учреждений, исполняющих наказания, в специально оборудованных для этих целей помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов. Подозреваемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, в случае назначения судебной экспертизы, а также в случае оказания им медицинской помощи помещаются в медицинские учреждения (ст. 10 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»).

6. В случаях, когда задержание по подозрению в совершении преступления осуществляется в соответствии с УПК капитанами морских судов, находящихся в дальнем плавании, или руководителями геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения других органов предварительного расследования, а также главами дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, подозреваемые содержатся в помещениях, которые определены указанными должностными лицами и приспособлены для этих целей.

ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых»

Заключение под стражу — мера пресечения по уголовным делам, которая применяется по отношению к обвиняемому или подозреваемому. Его временно изолируют в конкретном помещении при рассмотрении материалов уголовного дела в судебной инстанции. После тщательного анализа рассматриваемых документов выносится приговор.

Если в отношении лиц выбрана эта мера пресечения, его отправляют во временный следственный изолятор.

Многие называют заключение под стражу арестом, что неверно в соответствии с Российским законодательством. Арест — это вид уголовного наказания, в результате которого виновный гражданин отправляется в тюрьму. Понятие не относится к системе мер пресечения. Арестованным считается человек, в отношении которого был исполнен судебный приговор, когда как заключенный под стражу гражданин ожидает решения суда.

Ниже рассматривается Федеральный закон №103, который описывает условия для содержания под стражей обвиняемых и подозреваемых лиц. Под таким же номером есть ФЗ о деятельности по приему платежей. Подробности по ссылке:

Описание закона 103

Настоящим Федеральным законом контролируется порядок заключения под стражу, определяются условия содержания, а также перечисляются права и законные интересы задержанных в соответствии с уголовно-процессуальным кодексом РФ лиц. Граждане могут быть задержаны при совершении преступлений. В отношении их избирается мера пресечения в качестве заключения под стражу.

Обвиняемое и подозреваемое лицо — гражданин, который задержан по подозрению в совершении преступления.

Основная цель настоящего Федерального закона предусматривается уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Содержание под стражей должно соответствовать:

  • Законным принципам;
  • Справедливости;
  • Равенству всех граждан перед единым законодательством;
  • Презумпции невиновности;
  • Уважению человеческого достоинства;
  • Гуманизму.

При содержании под стражей исключаются физические пытки и другие действия, которые могут принести нравственные страдания обвиняемым и подозреваемым лицам в совершении преступления.

Федеральный закон №103 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» был принят 15 июля 1995 года. 28 декабря 2016 года в последнюю редакцию были внесены изменения.

Скачать ФЗ «О СИЗО»

Заключенные, обвиняемые и подозреваемые в совершении преступлений считаются невиновными до того момента, пока их виновность не будет доказана в ходе судебного заседания. Если лица без гражданства или иностранные жители заключаются под стражу, они пользуются правами и обязанностями гражданина РФ. Исключением являются случаи, предусмотренные Конституцией РФ или другими федеральными законами. Дискриминация обвиняемых и подозреваемых по признакам расы, пола, происхождения, языка, должностного и имущественного положения, отношения к религии, места жительства, принадлежности к общественным объединениям, убеждениям и другим обстоятельствам запрещается.

Чтобы скачать последнюю редакцию закона с внесенными изменениями, дополнениями и поправками, перейдите по ссылке.

Изменения в ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении
преступлений»

Как уже говорилось выше, 28 декабря 2016 года в последнюю редакцию были внесены изменения. В частности, статья 44 утратила свою силу.

Ниже рассмотрены статьи, в которых изменения не вносились. Тем не менее, они содержат важные аспекты.

Статья 13

В ст 13 ФЗ «О содержании под стражей» описываются основания, которые способствуют переводу заключенных, обвиняемых и подозреваемых лиц в изолятор временного содержания. Обвиняемые и подозреваемые, которые содержатся в следственных изоляторах, имеют возможность перевестись в изоляторы временного содержания. Это нужно для выполнения следственных задач и рассмотрения судебного дела за пределами городских окрестностей. Обвиняемых и подозреваемых разрешается отправлять во временный следственный изолятор не более 10 суток в месяц.

Статья 17

В ст 17 перечисляются права обвиняемых и подозреваемых.

Заключенные, обвиняемые и подозреваемые, имеют право:

  • на доступ к информации о собственных обязанностях и правах, распорядке содержания под стражей, условия дисциплинарного порядка, периоде подачи заявлений, предложений и жалоб;
  • на собственную безопасность в местах, заключенных под охраной;
  • на обращение с просьбой о личном приеме к начальнику;
  • на встречу с защитником;
  • на встречу с близкими людьми и другими гражданами, которые обозначены в статье 18 ФЗ-103;
  • на хранение собственных официальных бумаг и письменных доказательств, которые относятся к уголовному процессу. Исключением считаются важные бумаги, которые могут быть использованы в нарушающих законодательство действиях или которые содержат информацию о государственной тайне;
  • на обращение с просьбой, жалобой или заявлениями. Обратиться можно в судебную инстанцию;
  • на другие права, перечисленные в настоящей статье для заключенных, подозреваемых или обвиняемых.
  • Статья 18

    103 ФЗ статья 18 описывает условия, которые необходимо создать заключенным для свидания с защитником, родственниками или другими близкими людьми.

    Если подозреваемого или обвиняемого задерживают, то с начала момента задержания он имеет право на свидание с защитником. Встречи должны быть секретными. То есть предоставляются наедине. Защитник может поговорить с обвиняемым или подозреваемым после предоставления сотрудникам полиции удостоверения адвоката или ордера об этом. Требовать другие документы для удостоверения личности адвоката запрещено. Защитнику также не разрешается проносить на территорию заключения под стражу подозреваемого средства связи, которые способны осуществить киносъемку, видеозапись и т.д.

    Статья 33

    Ст 33 ФЗ 103 «О содержании под стражей» описывает условия, при которых заключенные под стражу лица размещаются раздельно.

    Размещение заключенных, обвиняемых и подозреваемых, в камерах, производится с учетом психологической совместимости и личности. Курящие помещаются по возможности отдельно от некурящих. Также существуют общие условия, при которых действуют нормы разделения.

    По общему правилу заключенные содержатся раздельно:

  • Женщины и мужчины;
  • Взрослые и несовершеннолетние лица. Если характеристика взрослого человека положительная, то в исключительных случаях с согласия начальника допускается совмещение взрослого и несовершеннолетнего лица;
  • Лица, которые впервые привлекались к уголовной ответственности.
  • Эти и другие правила содержатся в статье 33.

    Чтобы скачать законодательство с изменениями, дополнениями и поправками, перейдите по следующей ссылке.

    Федеральный закон от 21 апреля 2011 г. N 78-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»

    Комментарии Российской Газеты

    Принят Государственной Думой 8 апреля 2011 года

    Одобрен Советом Федерации 13 апреля 2011 года

    Внести в Федеральный закон от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 29, ст. 2759; 1998, N 30, ст. 3613; 2003, N 1, ст. 2; N 27, ст. 2700; N 50, ст. 4847; 2009, N 39, ст. 4538) следующие изменения:

    1) пункт 15 части второй статьи 16 дополнить словами «, за исключением свиданий с защитником»;

    а) часть первую дополнить предложениями следующего содержания: «Защитнику запрещается проносить на территорию места содержания под стражей технические средства связи, а также технические средства (устройства), позволяющие осуществлять киносъемку, аудио- и видеозапись. На территорию места содержания под стражей защитник вправе проносить копировально-множительную технику и фотоаппаратуру только для снятия копий с материалов уголовного дела, компьютеры и пользоваться такими копировально-множительной техникой и фотоаппаратурой, компьютерами только в отсутствие подозреваемого, обвиняемого в отдельном помещении, определенном администрацией места содержания под стражей.»;

    б) часть вторую дополнить предложением следующего содержания: «В случае попытки передачи защитником подозреваемому или обвиняемому запрещенных к хранению и использованию предметов, веществ и продуктов питания свидание немедленно прерывается.»;

    в) часть четвертую после слова «запрещенных» дополнить словами «к хранению и использованию»;

    3) статью 26 дополнить предложениями следующего содержания: «Администрация мест содержания под стражей предоставляет защитнику по его требованию платные услуги по копированию материалов уголовного дела в порядке и пределах тарифов, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом компенсация расходов защитнику, оказывающему юридическую помощь по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, осуществляется за счет средств федерального бюджета.».

    Президент Российской Федерации Д. Медведев

    Путин изменил учет срока содержания под стражей до приговора

    09:18, 04.07.2018 // Росбалт, В России

    Президент РФ Владимир Путин подписал закон, разрешающий засчитывать время содержания в СИЗО в срок отбывания наказания. Документ опубликован на официальном портале правовой информации.

    Согласно документу, один день содержания в СИЗО будет засчитываться за один день отбывания наказания в тюрьме и исправительных колониях строгого и особо режима. В свою очередь, при отбывании наказания в исправительной колонии общего режима и воспитательной колонии — за полтора дня, а в колонии-поселении — за два дня.

    Также устанавливается порядок зачета в отношении таких видов наказания как ограничение свободы, принудительные работы и арест. В таких случаях один день в СИЗО будет приравниваться к двум дням при отбывании наказания. Для исправительных работ и ограничения по военной службе будет действовать норма в один день за три дня. В случае обязательных работ применят расчет в один день содержания в СИЗО за восемь часов работ.

    Закон не будет действовать в отношении осужденных за терроризм, а также «при рецидиве, опасном рецидиве или особо опасном рецидиве преступлений, которым в соответствии со статьей 58 УК РФ отбывание лишения свободы назначается в тюрьме, исправительных колониях особого и строгого режима, поскольку они представляют наибольшую опасность для общества».

    Новый закон также не будет распространяться на осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы сроком на 25 лет.

    Смотрите еще:

    • Приказ 518 о погрешностях Приказ Министерства экономического развития РФ от 1 марта 2016 г. № 90 “Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения […]
    • Федеральный закон от 30 марта 1999г 52 Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" С […]
    • Закон об органах судебного сообщества Федеральный закон от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ"Об органах судейского сообщества в Российской […]
    • Закон о безопасности в промышленности Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ"О промышленной безопасности опасных […]
    • Федеральный закон от 27072006 149-фз об информации информационных Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ"Об информации, информационных технологиях и о […]
    • Закон от 21122013 353-фз Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 353-ФЗ"О потребительском кредите (займе)" С изменениями и дополнениями от: 21 […]
    • Закона о платежных агентах Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ"О деятельности по приему […]
    • Кбк по прибыли на 2018 год штраф КБК налога на прибыль 2018 года Коды бюджетной классификации необходимо знать каждому бухгалтеру, сотруднику налоговой и иных контролирующих организаций. Это важный элемент регулярной уплаты налогов. Здесь мы рассмотрим, как изменился […]