Слова по правилу фонетика

Фонетика и фонетический разбор слова

При написании в слове может и не быть количественного соотношения между звуками и буквами (яма — три буквы, а звуков четыре й-а-м-а). В некоторых словах мы не произносим все звуки, которые при письме обозначены соответствующими буквами (в слове честный не произносится звук, обозначенный буквой Т) или произносим другой звук (в слове просьба произносим звук [З], а пишем С) и т. д. Такие несоответствия определяются правилами орфографии и орфоэпии.
Буквы, расположенные в определенном порядке, называются алфавитом, или азбукой. Каждая буква имеет свое название.

Гласные звуки

Согласные звуки

Согласными называются звуки, которые образуются при участии голоса и шума или только одним шумом. Воздух, выходящий из легких, встречает различные препятствия в полости рта. Согласных всего 20. По участию голоса в их образовании они делятся на звонкие и глухие. В русском языке 10 звонких» согласных и 10 глухих.

Звонкие — б, в, г, д, ж, з, р, л, н, м
Глухие — п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ

Слог

Слогом называется часть слова, которая произносится одним толчком выдыхаемого воздуха из легких и в которой есть только одна гласная буква, например:
Го-ло-ва, край-ний, мо-я, го-род-ской, го-род-ска-я.

В слове может быть один слог или несколько. В каждом слоге всегда только одна гласная, согласных же может не быть совсем (мо-я — второй слог не имеет согласной), может быть несколько. Согласные примыкают к гласным по удобству их произношения.

Примеры:
Мой, мо-я, вскользь, семь-я, здеш-ний и зде-шний, се-стра и сест-ра, ка-мен-ный, об-щест-вен-ный.
Если согласные стоят с обеих сторон гласной, то такой слог называется закрытым (край-ний. као-ман. как, дол-гий). если же только с одной стороны, то открытым (мо-я, бу-ма-га, де-ла).
Деление слов на слоги необходимо для усвоения правил переноса слов, для определения ударений, правильного произнесения слов и написания.

Ударение

Ударением называется произнесение одного из слогов слова с большей силой. Это — звуковое ударение. Обычно в слове бывает одно звуковое ударение, но в сложных словах их может быть и два (кафе-ресторан, торгово-промышленный).

Ударение может быть как подвижным, так и постоянным.

Постоянное ударение всегда ставится на одном и -том же слоге (тоска, тоски, тоской).

Подвижное ударение переходит с одного слога на другой (голова, головы, головка).

Фонетический разбор

Фонетический разбор слова осуществляется по следующему плану:

1. Затранскрибировать слово, поставив ударение.
2. Определить количество слогов, указать ударный.
3. Показать, какому звуку соответствует каждая буква. Определить количество букв и звуков.
4. В столбик выписать буквы слова, рядом – звуки, указать их соответствие.
5. Указать количество букв и звуков.
6. Охарактеризовать звуки по следующим параметрам:
гласный: ударный/безударный;
согласный: глухой/звонкий, твердый/мягкий.

Образец фонетического разбора:
его [j’и-вo] 2 слога, второй ударный

В фонетическом разборе показывают соответствие букв и звуков, соединяя буквы с обозначаемыми ими звуками (за исключением обозначения твердости/мягкости согласного последующей гласной буквой). Поэтому необходимо обратить внимание на буквы, обозначающие два звука, и на звуки, обозначаемые двумя буквами. Особое внимание надо уделить мягкому знаку, который в одних случаях обозначает мягкость предшествующего парного согласного (и в этом случае он, как и предшествующая ему согласная буква, соединяется с согласным звуком), а в других случаях не несет фонетической нагрузки, выполняя грамматическую функцию.

Учащиеся должны уметь делать не только полный (представленный выше), но и частичный фонетический разбор, который обычно осуществляется как «фоновое», добавочное задание к словарному диктанту, синтаксическому разбору предложения и т.д.

Могут быть предложены следующие типы упражнений:
найдите слова, в которых:
– количество букв больше, чем звуков;
– количество букв меньше, чем звуков;
– все согласные звуки звонкие (глухие, твердые, мягкие);
– есть звук [б’] (или любой другой, обнаружение которого требует применения определенных умений и навыков);
– звуковая сторона которых так или иначе соотносится с их семантикой ( например : шорох, шепот, визг, рокот, гром, барабан и т.д.).

На едином государственном экзамене в качестве заданий к разделу «Фонетика» предлагается сделать частичный фонетический разбор.

Буквы я,е,ё,ю и звуки

Буквы я,е,ё,ю звуками не являются. Эти буквы могут означать 2 звука, а могут означать 1 звук

  1. После мягкого и твёрдого знака

Пример : Вьюга [в′йуга], Адъютант [Ад′йутант]

Пример : Воюет [вайуйэт], Пою [пайу].

Непроизносимые согласные

Непроизносимая согласная звуком не является.

Пример : Праздник [празник]

Удвоенная согласная обозначает 1 звук.

Пример : Миллионершу [м′ил′иан′эршу]

Мягкий знак и твёрдый знак

Мягкий и твёрдый знак звуками не является.

Пример : Тень [т′эн′]

Всегда твёрдые и мягкие согласные

Фонетические процессы.Оглушение и озвончение

Оглушение происходит в 2-х случаях:

  1. В конце слова.(Зуб [зуп], Труд [трут].)
  2. В положении перед глухой.(Сказка [скаска])
  3. Происходит в одном случае:

  4. В положении перед звонкой.(Косьба [коз′ба])
  5. Обычно последующий мягкий согласный делает мягким и предыдущий.

    Пример : Шерсть [шэрс′т′]

    Пошаговое изучение

    Этот экспресс-курс поможет тебе в изучении основных правил русского языка. Выполняй задания и следи за новыми достижениями! Начать

    Тесты по русскому языку

    В данном сервисе ты сможешь проверять свои знания, проходя тесты различной сложности. Перейти

    Онлайн-диктанты

    Прослушивай запись и записывай за диктором, после нажатия на кнопку «Проверить» ты увидишь свои орфографические и пунктуационные ошибки. Перейти

    Учим русский язык Полезные справочные и занимательные материалы по русскому языку.

    Фонетический разбор. Начальная школа.

    Что надо знать для фонетического разбора слов в начальной школе.

    Фонетика — раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.

    Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме.

    Звуки мы произносим и слышим, буквы — видим и пишем. Читая слова, мы видим буквы, а произносим звуки.

    Звуки бывают гласные и согласные.

    Гласные звуки.

    При произнесении гласных выдыхаемый воздух свободно выходит изо рта и не встречает преград. Гласные звуки можно петь. Они состоят только из голоса, который образуется при дрожании голосовых связок.

    В русском языке 10 гласных букв: А-Я,О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е,
    но 6 гласных звуков: [А], [О], [У], [Ы], [ Э], [И].

  6. А, О, У, Ы, Э— это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся твёрдо!», но звуки [ч’], [щ’] — всегда мягкие:
    сон [сон], дым [дым], чаща [ч’ащ’а], часы [ч’асы].
    • Я, Ё, Ю, И, Е— это буквы, которые дают предыдущему согласному команду: «Читайся мягко!» (обозначают мягкость предыдущего согласного), но звуки [ж], [ш], [ц] остаются всегда твердыми:
      мята [м’ата], тёрка [т’орка], мюсли [м’усли], мел [м’эл], лес [л’эс], жир [жыр], ширь [шыр’], цифра [цыфра].
    • Буквы Я, Ё, Ю, Е— йотированные. Они могут давать один или два звука, в зависимости от положения в слове.
      • Я, Ё, Ю, Е стоят после согласных, то обозначают мягкость предыдущего согласного (кроме всегда твердых [ж], [ш], [ц]) и дают один гласный звук : я — [а], ё — [о], ю — [у], е — [э] :
        Мяч[м‘ач], тёрн [т‘орн], тюль [т‘ул’], пена [пэна].
      • Я, Ё, Ю, Едают два звука: согласный [й’] и соответствующий гласный, если они стоят
        • в начале слова: яма [й’aма ], ёлка [й’олка], юла [й’у ла ], ель [й’э л’];
        • после гласных: маяк [май’ак], поёт [пай’от], поют [пай’ут], поел [пай’эл];
        • после разделительных Ъ и Ь знаков: деревья [д’ир’эв’й’а ], объём [абй’ом], вьюга [вй’уга], съезд [сй’эст].
          • В транскрипции буквы Я, Ё, Ю, Е не используются.Звуков [е], [ё], [ю], [я] не существует.
          • Буква И после Ь обозначает два звука: чьи [ч’й’и], лисьи [лис’й’и]
          • [й’] — согласный, всегда звонкий, всегда мягкий звук .

          В состав слога обязательно входит гласный звук: «Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников!»

          Для малышей! Чтобы определить количество слогов в слове, надо приложить раскрытую ладошку под подбородок и четко произнести слово. На гласных подбородок ударит по ладошке. Посчитайте количество таких ударов и узнаете количество слогов.

          Согласные звуки.

          При произнесении согласных выдыхаемый воздух встречает преграды (губы, зубы и язык) в ротовой полости. Всего 36 согласных звуков.

          Согласные звуки бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие.

        • Звонкие
          • образуются при помощи голоса (вибрируют голосовые связки) и шума.
          • Л, М, Н, Р, Й — самые звонкие согласные (больше голоса и совсем мало шума в звуке), всегда звонкие.
          • Б, В, Г, Д, Ж, З —звонкие [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], имеют парные звуки по звонкости/глухости.
          • Фраза для запоминания содержитвсе звонкие согласные:Мы же не забывали друга.
          • Глухие
            • произносятся без голоса (без колебания голосовых связок) и состоят только из шума:
            • П, Ф, К, Т, Ш, С — глухие [п], [ф], [к], [т], [ш], [с], [п’], [ф’], [к’], [т’], [с’] имеют парные звонкие;
            • X, Ц, Ч, Щ — [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’] — всегда глухие, не имеют парных по звонкости/глухости .
            • Фразы для запоминания, которые содержатвсе глухие согласные:
              • «Степка, хочешь щец?» — «Фи!»
              • Фока, хочешь поесть щец?
              • Для того чтобы определить, звонкий или глухой согласный, ребёнок закрывает уши ладошками и произносит этот звук. Если ребёнок при произнесении слышит голос, то это звонкий согласный. Если слышит не голос, а шум, то этот согласный глухой.

              • Твердые: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш].
              • Мягкие: [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [й’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’], [ч’], [щ’]. При фонетическом разборе мягкие звуки обозначаются знаком [‘].
              • Твердые и мягкие согласные при произношении различаются положением языка. Важно различать для правильного произношения и написания слов: мол [мол] — моль [мол’], угол [угол] — уголь [угол’] , нос [нос] — нёс [н’ос].

                1.6. Слог. Правила переноса слов

                Слова делятся на слоги. Слог – это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыха­тельным толчком воздуха.

                1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.

                Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими.

                Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

                2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный!) или нескольких звуков (в этом случае в слоге кроме гласного есть согласный или группа согласных).

                Ободок – о-бо-док; страна – стра-на; ночник – но-чник; миниатюра – ми-ни-а-тю-ра.

                3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

                Открытый слог оканчивается на гласный звук.

                Закрытый слог оканчивается на согласный звук.

                Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова.

                Ср.: но-чник (первый слог открытый, второй – закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий – закрытый).

                В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу!

                Но-чник, по-ддать, ди-ктор.

                То же самое можно проследить на примере глагола уе зж ать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:] ; поэтому деление на слоги будет – у-е-зжать, а деление на части для переноса – уез-жать.

                Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться .

                • Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц] .
                • При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся.
                • В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные: [ j ], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’].

                  Ма й -ка, Со нь -ка, со-ло м -ка.

                  1) Два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу.

                  О- тт ечь, да- нн ый.

                  2) Два и более согласных обычно отходят к последующему слогу.

                  Ша- пк а, ра- вн ый.

                  Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й ).

                  4. Деление на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова на части при переносе.

                  Например, слово рассчитанный делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый (рас – приставка, счит – корень; а, нн – суффиксы; ый – окончание).
                  Это же слово при переносе членится следующим образом: рас-счи-тан-ный.
                  На слоги слово делится так: ра-ссчи-та-нный.

                  Разбор слова по звукам. Схемы и примеры

                  В процессе школьного обучения русскому языку ученики знакомятся с разными видами разборов. Это и лексический анализ слова, и разбор по составу и способам образования. Дети учатся разбирать предложение по членам, выявлять его синтаксические и пунктуационные особенности. А также производить многие другие языковые операции.

                  После повторения материала, пройденного в начальной школе, учащиеся 5-х классов приступают к первому крупному разделу языкознания – фонетике. Завершением его изучения является разбор слова по звукам. Почему именно с фонетики начинается серьёзное и глубокое знакомство с родной речью? Ответ прост. Текст состоит из предложений, предложения – из слов, а слова – из звуков, которые и являются теми кирпичиками, строительным материалом, первоосновой языка, причем не только русского, а любого. Вот почему разбор слова по звукам – начало формирования практических навыков и умений школьников в лингвистической работе.

                  Понятие фонетического разбора

                  Что именно включает он в себя, и что нужно знать школьникам, чтобы успешно справляться с заданиями фонетического характера? Во-первых, хорошо ориентироваться в слоговом членении. Во-вторых, разбор слова по звукам не может производиться без чёткого различения гласных и согласных фонем, парных и непарных, слабых и сильных позиций. В-третьих, если оно (слово) включает йотированные, мягкие или твёрдые элементы, удвоенные буквы, ученик тоже должен уметь ориентироваться, какая литера используется для обозначения того или иного звука на письме. И даже такие сложнейшие процессы, как аккомодация или ассимиляция (уподобление) и диссимиляция (расподобление), тоже должны быть ими хорошо изучены (хотя указанные термины и не упоминаются в учебниках, тем не менее, дети знакомятся с этими понятиями). Естественно, что разбор слова по звукам не может производиться, если ребёнок не умеет транскрибировать, не знает элементарных правил транскрипции. Поэтому учитель должен серьёзно и ответственно подойти к преподаванию раздела «Фонетика».

                  Что представляет собой схема разбора слова по звукам? Какие этапы она включает? Разберёмся в этом подробно. Для начала лексема выписывается из текста, ставится знак «тире», после чего она пишется снова, только уже разделённая на слоги. Проставляется ударение. Затем открываются квадратные скобки, и ученик должен слово затранскрибировать – записать так, как оно слышится, т. е. выявить его звуковую оболочку, обозначить мягкость фонем, если таковые имеются, и т. д. Далее под вариантом транскрипции нужно пропустить строчку, провести вниз вертикальную черту. Перед ней в столбик записываются все буквы слова, после – в квадратных скобках звуки и даётся их полная характеристика. В конце разбора проводится небольшая горизонтальная черта и, как подведение итогов, отмечается количество буквы и звуков в слове.

                  Как всё это выглядит на практике, т. е. в школьной тетрадке? Произведём вначале пробный разбор слова по звукам. Примеры анализа дадут возможность понять многие нюансы. Записываем: покрывало. Делим на слоги: по-кры-ва´-ло. Транскрибируем: [пакрыва´ла].
                  Анализируем:
                  п – [п] – это звук согласный, он глухой, парный, пара — [б], твердый;
                  о – [а] – это гласный звук, безударный;
                  к – [к] – звук согл., он глух., парн., [пара — г], твёрд.;
                  р – [р] — звук согласный, сонорный, поэтому непарный по звонкости, твёрдый;
                  ы – [ы] – это гласный, в данной позиции безударный;
                  в – [в] – звук этот согл., является звонким, пара его — [ф], твёрдый;
                  а — [а´] – гласный звук, в ударной позиции;
                  л – [л] – это звук согл., относится к сонорным, поэтому непарн., твёрдый;
                  о – [а] – согласный, безударный.
                  Итого: 9 букв в слове и 9 звуков; количество их полностью совпадает.


                  Посмотрим, как произвести разбор слова «друзья» по звукам. Действуем по уже намеченной схеме. Делим его на слоги, выставляем ударение: дру-зья´. Теперь записываем в транскрибируемом виде: [друз’й’а´]. И анализируем:
                  д – [д] – согласный, он звонкий и является парным, пара — [т], твёрдый;
                  р – [р] – согл., звонкий, сонорный, непарный, твёрдый;
                  у – [у] – гласный, безударный;
                  з – [з’] – согл., является звонким, имеет глухую пару — [с], мягкий и тоже парный: [з];
                  ь – звука не обозначает;
                  я – [й’] – полугласный, звонкий всегда, поэтому непарный, всегда мягкий;
                  [а´] – гласный, ударный.
                  В данном слове 6 букв и 6 звуков. Их количество совпадает, т. к. Ь звука не обозначает, а буква Я после мягкого знака обозначает два звука.

                  Пример третий Показываем, как следует делать разбор слова «язык» по звукам. Алгоритм вам знаком. Выписывайте его и делите на слоги: я-зык. Затранскрибируйте: [й’изы´к]. Разберите фонетически:
                  я – [й’] – полугласный, звонкий, непарный всегда, только мягкий;
                  [а] – этот звук гласный и безударный;
                  з – [з] – согл., звонкий, парный, пара — [с], твёрдый;
                  ы – [ы´] – гласный, ударный;
                  к – [к] – согласный, глухой, парный, [г], твёрдый.
                  Слово состоит из 4 букв и 5 звуков.

                  Их количество не совпадает потому, что буква Я стоит в абсолютном начале и обозначает 2 звука. Пример четвёртый Посмотрим, как выглядит разбор слова «белка» по звукам. После выписки его произведите слогоделение: бел-ка. Теперь затранскрибируйте: [б’э´лка]. И произведите буквенно-звуковой анализ:
                  б – [б’] – согл., звонкий, парный, [п], мягкий;
                  е – [э´] – гласный, ударный;
                  л – [л] – согл., сонорный, непар., в данном случае твёрдый;
                  к – [к] – согл., глух., парный, [г], твёрдый;
                  а – [а] – гласный, безударный.

                  В данном слове одинаковое количество букв и звуков – по 5. Как видите, производить фонетический разбор этого слова достаточно просто. Важно только обращать внимание на нюансы его произношения.

                  Теперь давайте сделаем разбор слова «ель» по звукам. Пятиклассникам это должно быть интересно. Он поможет повторить и закрепить фонетические особенности йотированных гласных. Состоит слово из одного слога, что тоже непривычно ученикам. Транскрибируется оно так: [йэ´л’]. Теперь произведем анализ:
                  е – [й’] – полугласный, звонкий, непарный, мягкий;
                  [э´] – гласный, ударный;
                  л – [л´] – согласный, сонорный, поэтому непарный, в данном слове мягкий;
                  ь – звука не обозначает.
                  Таким образом, в слове «ель» 3 буквы и 3 звука. Буква Е обозначает 2 звука, т. к. стоит в начале слова, а мягкий знак звуков не обозначает.

                  Мы привели примеры фонетического разбора слов, состоящих из разного количества слогов и звуков. Учитель, объясняя тему, обучая своих школьников, должен стараться наполнить их словарный запас соответствующей терминологией. Говоря о звуках «Н», «Р», «Л», «М», следует называть их сонорными, попутно указывая, что они всегда звонкие и потому не имеют пары по глухости. [Й] сонорным не является, но тоже только звонкий, и по этому параметру примыкает к 4 предыдущим. Более того, раньше считалось, что этот звук относится к согласным, однако его справедливо называть полугласным, т. к. он очень близок к звуку [и]. Как лучше запомнить их? Запишите с детьми предложение : «Мы не увидели подругу». В неё и входят все сонорные.

                  Особые случаи разбора
                  Для того чтобы правильно определить фонетическую структуру слова, важно уметь в него вслушаться. Например, словоформа «лошадей» будет иметь такой вид в транскрипции: [лашыд’э´й’], «дождь» — [до´щ’]. Разобраться самостоятельно пятиклассникам с такими и подобными случаями довольно сложно. Поэтому учитель должен на уроках стараться анализировать интересные примеры и обращать внимание учеников на некоторые языковые тонкости. Касается это и таких слов, как «праздник», «дрожжи», т. е., содержащих удвоенные или непроизносимые согласные. На практике оно выглядит следующим образом: празд-ник, [пра´з’н’ик]; дрож-жи, [дро´жы]. Над «ж» следует провести черту, указывающую на длительность звука. Нестандартна тут и роль буквы И. Здесь она обозначает звук Ы.

                  О роли транскрипции

                  Для чего слово обязательно нужно транскрибировать? Фонетический анализ помогает увидеть графический облик лексемы. Т. е., наглядно показать, как слово выглядит в своей звуковой оболочке. Какова вообще цель такого разбора? Она состоит не только в сравнение языковых единиц (буквы и звуки, их количество). Фонетический анализ даёт возможность проследить, в каких позициях одна и та же буква обозначает разные звуки. Так, традиционно считается, что в русском языке гласная «ё» всегда стоит в сильной ударной позиции. Однако в словах иноязычного происхождения это правило не срабатывает. То же самое касается и сложных по составу лексем, состоящих из двух и более корней. Например, прилагательное трёхъядерный. Транскрипция его такова: [тр’иох’а´д’ирный’]. Как видим, ударный тут звук [а].

                  К вопросу о слогоделении

                  Слогоделение — тоже вопрос довольно сложный для пятиклассников. Обычно учитель ориентирует детей на такое правило: сколько в слове гласных букв, столько и слогов. Ре-ка: 2 слога; по-душ-ка: 3 слога. Это так называемые простые случаи, когда гласные находятся в окружение согласных. Несколько сложнее для детей другая ситуация. Например, в слове «синяя» наблюдается стечение гласных. Школьники затрудняются, как делить на слоги подобные варианты. Следует им объяснить, что и тут правило остаётся неизменным: си-ня-я (3 слога).

                  Фонетика. Орфография. Фонетический разбор слова

                  Этот видеоурок доступен по абонементу

                  У вас уже есть абонемент? Войти

                  Тема: Повторение изученного в 5-6 классах

                  Урок: Фонетика. Орфография. Фонетический разбор слова.

                  1. Введение. Фонетика

                  Фонетика – это раздел языкознания, изучающий звуковой строй языка. В ведении фонетики находятся вопросы, связанные с образованием, сочетанием и чередованием звуков; делением слова на слоги, ударением, интонацией.

                  2. Звуки и буквы

                  Звук – это минимальная, нечленимая единица речевой цепи.

                  Буква является графическим обозначением звука на письме.

                  Помните: недопустимо смешивать термины «звук» и «буква».

                  Звуки делятся на гласные и согласные.

                  3. Гласные звуки

                  При образовании гласных участвует только голос. При их произношении воздух проходит свободно, не встречая препятствий во рту.

                  В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [и], [ы], [э].

                  Гласные могут стоять в ударной или безударной позиции.

                  4. Согласные звуки

                  Все согласные звуки различаются по участию голоса и шума в процессе образования звука.

                  Сонорные [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [j]

                  Шумные, которые в свою очередь делятся на звонкие и глухие

                  При образовании звонких согласных ([б], [б’], [д], [д’], [г], [г’] и др.) наряду с шумом участвует и голос.

                  При образовании глухих ([п], [п’], [т], [т’], [к], [к’] и др.) — только шум.

                  Твердые и мягкие согласные различаются положением языка.

                  При образовании мягких согласных ([л’], [р’], [п’], [д’] и др.) тело языка сдвигается вперед, при образовании твердых – назад.

                  Принято выделять 12 пар противопоставленных по глухости/звонкости согласных.

                  К звонким непарным относят все сонорные: [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [j].

                  К глухим непарным – звуки [х], [x’], [ц], [ч].

                  Согласные образуют 15 пар противопоставленных по твердости/мягкости звуков.

                  [б] — [б’], [д] — [д’], [г] — [г’], [в] — [в’], [з] — [з’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [с] — [с’], [х] — [x’], [л] — [л’], [м] — [м’], [н] — [н’], [р] — [р’].

                  К твердым непарным относят согласные [ж], [ш], [ц], а к мягким непарным – [ж’], [ш’], [ч], [j].

                  Буквы Е, Ё, Ю, Я.

                  В положении начало слова, после гласной или после разделительных Ъ и Ь обозначают двойной звук: [йэ], [йо], [йу], [йя].

                  В положении после твердого согласного обозначают один звук: [э], [о], [у], [я].

                  Яблоко Мяч

                  Рис. 2. Яблоко, Рис. 3. Мяч (Источник)

                  5. План фонетического разбора слова

                  1. Делим слово на слоги, ставим ударение.

                  2. Записываем фонетическую транскрипцию и даем характеристику каждому звуку.

                  3. Для гласных звуков указываем, в ударной или безударной позиции они стоят.

                  4. Для согласных звуков отмечаем, звонкие они или глухие, твердые или мягкие.

                  5. В конце указываем количество звуков и букв.

                  Пя-тёр-ка, ударение на о

                  п – [п’] – соглас., глух., мягк.

                  т – [т’] – соглас., глух., мягк.

                  р – [р] – соглас., звонк., тверд.

                  к – [к] – соглас., глух., тверд.

                  а – [а] – глас., безудар.

                  6. Орфография

                  Орфография (от греческого orthos «правильный» и grapho «пишу») – это совокупность правил, которые регулируют единообразное написание слов.

                  1) передача буквами на письме звукового состава слова;

                  2) употребление на письме заглавных и строчных букв;

                  3) слитные, раздельные и дефисные написания слов;

                  4) перенос части слова с одной строки на другую;

                  5) графические сокращения слов на письме.

                  Орфограмма — написание слова, которое регулируется орфографическим правилом или устанавливается в словном порядке.

                  Домашнее задание

                  Упражнение № 14 Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. — М.: Просвещение, 2012.

                  Задание №1. Дайте транскрипцию следующих слов. Укажите количество звуков и букв в этих словах. Стол, дверь, пяльцы, июнь, мол, моль, льёт, пыл, пыль, крик, крыт, ель, эль, вить, выть, степь, тёмный, плюш, плющ, шёлк, щёлк, туш, тушь, шок, щёк, вял, цинга, ширь, жир.

                  Задание №2. Разделите следующие слова на четыре группы:

                  1) гласные буквы е, ё, ю, я находятся в середине и конце слова после согласных;

                  2) гласные буквы е, ё, ю, я находятся в середине и конце слова после гласных;

                  3) гласные буквы е, ё, ю, я находятся в начале слова;

                  4) гласные буквы е, ё, ю, я находятся после разделительных ъ и ь.

                  Дайте транскрипцию этих слов. Укажите количество звуков и букв в этих словах.

                  Ел, пел, сел, съел, ешь, уеду, ёлку, шлю, пять, внять, съёмный, скрипя, ничья, яму, юла, слюда, знают, вьюн, ясли, сиять, ясный, жую, ружьё, вьюжит, люди, жуёт, изъять.

                  Задание №3. Разделите слова на слоги. Расставьте в них ударения. В случае затруднения обратитесь к орфоэпическому словарю.

                  Акрополь, алкоголь, алфавит, аналог, апостроф, асимметрия, библиотека, большие средства, булава, верба, вдовство, вероисповедание, вьюга, гусеница, газопровод, гектар, гумно, догмат, доллар, добыча угля, договор, документ, досуг, доцент, дремота, еретик, жалюзи, завидно, землянин, иначе, инсульт, инструмент, каталог, каучук, квартал, коклюш, корысть, крапива, красавец, кремень, магазин, мастерски, металлургия, молодежь, намерение, наркомания, некролог, обеспечение, общо, острога, отзыв депутата, похороны, вернуться с похорон, готовиться к похоронам, пурпур, паралич, партер, псевдоним, рефери, ракушка,свекла, бедные сироты, слабина, славянин, слепень, снадобье, созыв съезда, депутаты первого созыва, сопло, сосредоточение, статуя, столяр, туфля, таможня, танцовщик, танцовщица, факсимиле, флюорография, ходатайство, центнер, цемент, цыган, чистильщик, шершень, шестерня, шофер, щебень, щавель, щегольство, эксперт, эпилепсия.

                  Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

                  1. Русские словари и справочники онлайн (Источник).

                  Дидактические материалы. Раздел «Фонетика»

                  3. Издательство «Лицей» (Источник).

                  Русский язык. Упражнения. Фонетика.

                  Литература

                  1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др.«Русский язык. 7 класс». Учебник. 13-е изд. — М.: Дрофа, 2009.

                  2. Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. «Русский язык. 7 класс». Учебник. 34-е изд. — М.: Просвещение, 2012.

                  3. «Русский язык. Практика. 7 класс». Под ред. Пименовой С.Н. 19-е изд. — М.: Дрофа, 2012 (Источник).

                  4. Львова С.И., Львов В.В. «Русский язык. 7 класс. В 3-х ч.» 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.

                  Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

                  Слова по правилу фонетика

                  Сайт использует куки для предоставления сервиса и подбора релевантных для вас рекламы и списка вакансий. Используя сайт, вы подтверждаете, что вы прочитали и поняли политику о куки, политику конфиденциальности и наше пользовательское соглашение. Эти политики и соглашения регулируют использование продуктов и сервисов Stack Overflow, включая сеть Stack Overflow.

                  Правило йотированного и

                  Недавно делали фонетический разбор слова «соловьи». По правилу «и» после мягкого знака обозначает два звука «й» и «и». В одной статье было написано, что есть еще одна позиция, когда и обозначает два звука, как в слове соловьи. Но эта позиция не изучается в школе. Нигде не смогла найти информацию об этом. Может быть кто-то знает вторую позицию йотированного и?

                  Такое может быть после другого и. Например, в косвенных падежах существительных на -ий, -ия, -ие: о Василии, о Марии, о сочинении. Читается как [ийи].

                  Но это не общепринятая трактовка, не все авторы видят там именно [йи], да и не все так произносят. Можно передавать и как [и:] и как [и’и] (прерывистое и).

                  Зато другие полагают, что призвук лидирующего йота у [и] (особенно ударного) есть в любой позиции поле гласного, например в имени Луи. Но все это очень спорно, поэтому в школе и не изучают.

                  Смотрите еще:

                  • Как рассчитать страховку дома Страхование дома, загородной недвижимости, участка, земли от пожара, залива, стихийных бедствий | Онлайн калькулятор | ВТБ Страхование "ПреИмущество для дома" - надежный способ избежать финансовых потерь, вызванных: Уникально широкая […]
                  • Закон приумножения Законы приумножения денег Многие люди мечтают стать богатыми. Однако не у всех это получается. И причина этому одна – большинство людей не знают законов приумножения денег. В некоторых экономических изданиях было высказано мнение о […]
                  • Польша налоги 2014 Migrant RU Инфолинии предоставляют информацию по вопросам, касающимся иностранцев, приезжающих и пребывающих в Польше, которые являются гражданами стран, не входящих в Европейский Союз. Инфолинии не предоставляют информацию, связанную […]
                  • Как оформить покупку дома в рассрочку Как правильно оформить покупку квартиры в рассрочку? Покупка квартиры в рассрочку после вступления в силу закона об ипотеке стала неплохой альтернативой самой ипотеке – покупать жилье можно даже в отсутствие денег. Однако у покупки […]
                  • Социальные пособия семинар Горячая линия Клуб профразвития Обучающие мероприятия (347) 291 20 70 Семинар-тренинг «Социальные пособия: от оформления до выплаты» Приглашаем Вас принять участие в семинаре-тренинге на тему: «Социальные пособия: от оформления до […]
                  • Как оформить письмо святому николаю Письма Святому Николаю С праздником Святого Николая! Святой Николай две недели ждал вашей писем дорогие детишки. Все кто писал святому и отправил письма - они дошли до своего адресата и вас ждет подарок от Святого Николая. А вот и сами […]
                  • Защита прав потребителей возврат товара телефон Самозащита потребителя Возврат телефона Вернуть некачественный телефон в магазин не сложно, достаточно знать следующее: 1. Потребитель имеет право вернуть некачественный телефон продавцу и потребовать возврата уплаченных за бракованный […]
                  • Определение страховой выплаты по осаго Определение страховой выплаты по осаго Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей […]