Штраф по п 211 пдд

Оглавление:

Что делать со штрафами с автоматических систем ГИБДД?

С распространением систем автоматической фиксации нарушений ПДД юридические лица тоже стали получать постановления о взыскании штрафов, поскольку они выписываются на собственника автомобиля, а не на водителя. Как правильно поступать в этой ситуации — обжаловать или оплатить, взыскать с водителя или не взыскивать, рассказывает налоговый юрист Алексей Крайнев.


Алексей Крайнев, налоговый юрист

Идем по пути обжалования

В отношении «автоматических» штрафов установлен особый порядок обжалования постановлений. Основанием для него является то обстоятельство, что в момент фиксации нарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица (ст. 2.6.1 КоАП РФ). Очевидно, что для собственника-юрлица это основание выполняется всегда.

Таким образом, первый путь, по которому может пойти организация, — обжалование постановления о привлечении к административной ответственности за нарушения, зафиксированные в автоматическом режиме. Сделать это нужно в течение 10 календарных дней с момента получения «письма счастья». В жалобе необходимо указать номер постановления, описать обстоятельства дела, а также то, что автомобиль в это время находился под управлением другого лица. Далее со ссылкой на ст. 2.6.1 КоАП РФ потребовать освободить организацию от ответственности. Подписывает жалобу руководитель или иное лицо, имеющее право на основании Устава или доверенности действовать от имени организации в отношениях по обжалованию постановлений о привлечении к административной ответственности.

К жалобе прилагаются заверенные печатью организации копии документов, которые подтверждают, что в данное время машиной управляло третье лицо. Это прежде всего путевой лист или разовая доверенность, а также документы, которые подтверждают реальную передачу автомобиля в этот день. Если автомобиль был передан третьему лицу на длительный срок, нужно представить и договор аренды или ссуды либо доверенность и акт передачи. Не лишним будет приложить заверенную организацией копию документа, который подтверждает полномочие лица на его подписание: выписку из Устава и протокола (решения) о назначении руководителя, приказ о назначении заместителя, доверенность и т п.

Все это направляется должностному лицу, вынесшему постановление об административном правонарушении, который в течение трех суток должен передать материалы дела в вышестоящий орган ГИБДД. Также можно отправить документы непосредственно в вышестоящий орган ГИБДД (ст. 30.2 КоАП РФ).

В ГИБДД должны в течение 10 дней рассмотреть жалобу и уведомить организацию о дате, месте и времени проведения заседания по делу, причем ее представитель может участвовать в этом мероприятии. В процессе рассмотрения дела факты, указанные организацией, могут быть признаны достоверными или недостоверными. В первом случае постановление о наложении штрафа на организацию отменяется и штраф налагается повторно на водителя уже в обычном порядке: с составлением протокола и соблюдением презумпции невиновности, так что он оказывается в более выгодном положении. Во втором случае постановление не отменяется и решение инспекторов можно обжаловать в вышестоящем органе ГИБДД или арбитражном суде (госпошлиной такая жалоба не облагается).

Платим и взыскиваем

Может ли организация пойти другим путем: не обжаловать постановление, а заплатить штраф и впоследствии взыскать сумму с истинного виновника? Давайте разберемся.

Думаю, тот факт, что штраф может заплатить организация, сомнения не вызывает: постановление вынесено именно в отношении компании. При этом сотрудник обязан возместить работодателю причиненный прямой действительный ущерб (ст. 238 ТК РФ), под которым понимается реальное уменьшение наличного имущества последнего. Уплата штрафа, полученного организацией фактически по вине сотрудника, как раз и влечет уменьшение наличного имущества работодателя (в виде денег). Однако в данном случае нельзя говорить о полной материальной ответственности за совершение административного проступка, подтвержденного госорганом (п. 6 ст. 243 ТК РФ). Ведь в соответствии с постановлением о привлечении к ответственности проступок совершил не работник, а юрлицо. Поэтому ответственность наступает только в пределах среднего заработка сотрудника (ст. 22, 241–243 ТК РФ).

Чтобы взыскать ущерб, работодатель должен издать соответствующее распоряжение в течение месяца со дня уплаты штрафа организацией. На основании этого документа бухгалтерия удерживает из заработной платы сотрудника необходимую сумму (ст. 248 ТК РФ). При этом за раз можно удержать не более 20 процентов (ст. 138 ТК РФ). Если же месячный срок пропущен, придется или заручиться письменным согласием сотрудника на возмещение ущерба, или обращаться за его взысканием в суд (ст. 248 ТК РФ).

Теперь рассмотрим вопросы налогообложения. Уплаченные организацией штрафы и прочие санкции, налагаемые госорганами (п. 2 ст. 270 НК РФ), в том числе и за нарушение ПДД, в расходы включать нельзя. А вот сумма, полученная от работника, обязательно включается в доходы. Поскольку п. 3 ст. 250 НК РФ требует включать во внереализационные доходы суммы возмещения убытков или ущерба. Получается, что отказ от обжалования постановления и уплата штрафа с последующим взысканием этой суммы с работника влечет увеличение налоговых обязательств организации.

Не жалуемся и не взыскиваем

И, наконец, организация может пойти по третьему пути: уплатить штраф без дальнейшего взыскания этой суммы с работника. Как правило, это происходит, если автомобилем управлял руководитель организации или нарушение было допущено в силу служебной необходимости: например, пассажир опаздывал на поезд или в аэропорт. Сразу скажу, что законное основание для этого есть (ст. 240 ТК РФ).

Однако при использовании этого права работодатель сталкивается с налоговой проблемой: необходимо ли начислять НДФЛ на ту сумму, которую решено не взыскивать с сотрудника? Позиция Минфина России однозначна: если работодатель не взыскивает с виновного сотрудника ущерб в виде «автоматического» штрафа, у последнего возникает доход в натуральной форме (см. письмо от 08.11.2012 № 03-04-06/10-310).

Но с этим можно поспорить. Ведь доходом, согласно ст. 41 НК РФ, признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, определяемая для физических лиц в соответствии с гл. 23 НК РФ. Правила определения дохода в натуральной форме для целей НДФЛ установлены в ст. 211 НК РФ. К ним относится полная или частичная оплата каких-либо благ за сотрудника: товаров, работ, услуг или имущественных прав. В рассматриваемом случае организация платит штраф не за работника, а за себя как собственника транспортного средства (ст. 2.6.1 и ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ). И уж тем более уплату штрафа нельзя признать оплатой товаров (работ, услуг) или имущественных прав в интересах работника.

Таким образом, если организация отказывается от взыскания ущерба в виде административного штрафа, начисленного ей из-за действий работника, облагаемый НДФЛ доход не возникает. Уменьшить налоговые риски можно, не проводя процедуру установления ущерба, зафиксированную в ТК РФ, т.е. принять штраф на организацию и не оформлять документы по установлению ущерба, виновного лица и отказу от взыскания этой суммы с работника.

Ответственность без инспектора

Бухгалтеру важно знать о трех особенностях привлечения к ответственности за нарушения, которые зафиксированы прибором, работающим в автоматическом режиме (см. ст. 2.6.1 и 28.6 КоАП РФ):

  1. привлекается не водитель, а собственник транспортного средства;
  2. процедура сокращена: постановление выносится без участия «обвиняемого», нет стадии составления протокола, ознакомления с ним, рассмотрения возражений;
  3. презумпция невиновности не действует: при обжаловании такого постановления собственник обязан представить доказательства, что автомобилем управлял не он.

Образец жалобы на постановление в формате .doc и .pdf

Образец распоряжения о взыскании с работника суммы причиненного ущерба в формате .doc и .pdf

Если по вине водителя фирма «попала» на штраф

Штрафы и другие санкции, перечисляемые в бюджет, в «прибыльных» расходах не учитываютс я п. 2 ст. 270 НК РФ .

Вот ситуация, которая встречается сплошь и рядом. Водитель компании, управляя в рабочее время служебным автомобилем, нарушил ПДД, к примеру превысил скорость. Сей факт фиксируется камерами видеонаблюдения, и спустя какое-то время на имя организации — собственника машины приходит по почте так называемый фотоштраф, который она должна оплатит ь ст. 12.9, ч. 1 ст. 2.6.1, ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ; вопрос 10 Обзора законодательства и судебной практики. утв. Постановлением Президиума ВС РФ от 16.06.2010 .

Мы разберем основные вопросы, которые возникают у бухгалтеров при уплате штрафов за водителей.

Можно ли «перекинуть» штраф с фирмы на самого водителя?

В МВД считают, что эксперимент по внедрению камер себя оправдал и его следует продолжить. Так, к 2014 г. в одной только Москве планируют установить 800 камер (сейчас их около 30)

Да, можно. Собственник автомобиля освобождается от административной ответственности, если он подтвердит, что в момент фиксации нарушения за рулем был кто-то друго й ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ .

Для этого нужно в течение 10 дней с момента получения штрафной квитанции написать и отправить соответствующее заявлени е ч. 1 ст. 30.2, п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ :

  • на имя вышестоящего должностного лица того отдела ГИБДД, сотрудник которого выписал постановление об административном правонарушении;
  • в вышестоящий орган ГИБДД;
  • в районный суд по месту нахождения этого отдела ГИБДД.
  • К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие, что в день нарушения машину использовал конкретный водитель (к примеру, путевой лист).

    Можно ли удержать сумму штрафа из зарплаты водителя?

    Вполне. Ведь работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущер б ст. 238 ТК РФ . К такому ущербу относятся, в числе прочего, и суммы штраф а Письмо Роструда от 19.10.2006 № 1746-6-1 , уплаченного работодателем из-за совершения работником административного правонарушения.

    В нашем случае водитель несет ограниченную материальную ответственность — в пределах своего среднего месячного заработк а ст. 241 ТК РФ .

    Один штраф вряд ли превысит средний заработок водителя. К примеру, самый большой «фотоштраф», который может прийти на организаци ю ч. 3.1 ст. 4.1 КоАП РФ , — 5000 руб. Именно столько стоит сейчас выезд на встречку, зафиксированный видеокамерам и ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ . Поэтому сумму ущерба можно взыскать с водителя по письменному распоряжению директора организации. Оно должно быть издано не позднее 1 месяца со дня получения штрафной квитанци и ст. 248 ТК РФ . Кстати, даже если ваш водитель из числа злостных нарушителей ПДД и за месяц вся сумма штрафов, наложенных из-за него на организацию, окажется больше, чем средний месячный заработок водителя, ее все равно можно взыскать по распоряжению руководителя. Ведь каждый штраф — это отдельный случай причинения ущерба. Они не суммируются.

    Если не издать распоряжение об удержании с водителя суммы штрафа в месячный срок со дня получения штрафной квитанции, взыскать ее можно будет только через суд.

    Только помните: размер единовременного удержания с виновного лица ограничен 20% от причитающейся ему при каждой выплате суммы (зарплаты, премии и т. д. ) ст. 138 ТК РФ . Так, если средний месячный заработок водителя составляет 12 500 руб. и более, то с него за один раз можно удержать даже самый большой «фотоштраф» за превышение скорости (более чем на 60 км/ч) — 2500 руб . ч. 4 ст. 12.9, ч. 3.1 ст. 4.1 КоАП РФ А вот если на одного водителя за месяц пришло несколько штрафных квитанций, нужно внимательно следить за 20%-м ограничением.

    Обязана ли организация удерживать сумму ущерба?

    Вовсе нет. Привлечение работника к материальной ответственности — это право, а не обязанность работодател я ст. 22 ТК РФ . Руководитель может полностью или частично отказаться от взыскания ущерба с виновного работник а ст. 240 ТК РФ .

    Будет ли у водителя налогооблагаемый доход в виде прощенного ему штрафа?

    Мнение читателя

    “ Мы продаем стройматериалы и по желанию заказчика доставляем их ему на своих «Газелях». Клиентский охват большой: весь Московский регион и несколько прилегающих областей. К нам «фотоштрафы» пачками приходят. Ни с каким удержанием мы не заморачиваемся. Просто смотрим, кто из водителей в день нарушения управлял этой машиной, вручаем ему квитанцию и отправляем прямиком в ближайший банк ” .

    Луиза,
    бухгалтер, г. Москва

    Налоговики в подобной ситуации могут расценить суммы штрафов, уплаченные организациями за своих водителей и не взысканные с них, как доход водителя, полученный в натуральной форм е п. 2 ст. 211 НК РФ . Как следствие, оштрафуют фирму за невыполнение обязанности налогового агента по удержанию и перечислению НДФЛ с этих сум м ст. 123 НК РФ , а также начислят пени за неуплату НДФ Л Постановление Президиума ВАС РФ от 12.01.2010 № 12000/09 . Но это вполне можно оспорить, ведь нарушителем считается организация — собственник машины. И штраф наложен именно на нее, а не на водителя. Кстати, подобный прецедент имеется.

    Так, водители одной фирмы на служебных машинах стали участниками ДТП. Фирма, как владелец автомобилей, выплатила ущерб, причиненный третьим лицам. При этом с водителей ничего не взыскала. Налоговики при проверке не упустили возможности к этому придраться. Однако ФАС Московского округа указал, что исходя из норм гражданского законодательства в этом случае ущерб оплачивался за само предприятие, являющееся владельцем транспортных средст в Постановление ФАС МО от 15.03.2006, 09.03.2006 № КА-А40/1434-06 .

    Что, если оштрафовали лично работника, а заплатила за него организация?

    Чаще всего это бывает не с обычными работниками, а с руководителем фирмы (который, как правило, является ее единственным владельцем).

    Именно руководители частенько грешат тем, что «спускают» для оплаты в бухгалтерию собственные штрафы, наложенные на них:

    • как на обычных «физиков» (за то же нарушение ПДД);
    • как на должностных лиц.
    • И бухгалтеру ничего не остается, как покорно эти квитанции оплатить.

      Предупреждаем руководителя

      Если личный штраф директора будет уплачен со счета фирмы, с ближайшей его зарплаты надо будет удержать дополнительный НДФЛ в размере 13% от суммы уплаченного штрафа. И придется начислить с суммы штрафа страховые взносы.

      Конечно, по-хорошему, административный штраф должен быть уплачен тем лицом, которое привлекли к ответственност и ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ . Но если вместо него это сделает организация, ничего страшного не произойдет. Нужно только указать в назначении платежа примерно следующее: «По постановлению. (дата и номер), за. (ф. и. о. руководителя). В противном случае перечисленные деньги могут затеряться в недрах нашей бюджетной системы, и когда истечет срок, отведенный на уплату штрафа (он составляет порядка 40 календарных дне й ч. 1 ст. 32.2, ч. 1 ст. 30.3, п. 1 ст. 31.1 КоАП РФ ), руководителя могут еще дополнительно оштрафовать за неуплату первоначального штраф а ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ (см. , 2011, № 15, с. 4).

      В описанной ситуации налицо доход руководителя, полученный им в натуральной форм е подп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ . Поэтому не забудьте в том месяце, когда был перечислен штраф, включить его сумму в налогооблагаемый доход руководител я подп. 2 п. 1 ст. 223, пп. 1, 6 ст. 226 НК РФ .

      А что со страховыми взносами? Нужно ли их начислять на сумму уплаченного за руководителя штрафа? Этот вопрос мы адресовали в Минздравсоцразвития, и вот что нам ответили.

      Из авторитетных источников

      “ Да, на эту сумму нужно начислить страховые взносы. Ведь по Закону № 212-ФЗ с этого года в объект обложения взносами включаются все выплаты, начисляемые в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношени й ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах. » . А значит, в объект входят и выплаты работникам, не связанные с выполнением ими трудовых обязанносте й Письмо Минздравсоцразвития России от 15.03.2011 № 784-19 ” .

      Руководство нередко входит в положение проштрафившихся водителей и прощает их. Ведь зачастую нарушение ПДД бывает вызвано рабочим рвением (например, водитель спешил вовремя доставить товар заказчику). А в крупных автотранспортных компаниях вообще выделяют специальный «штрафной лимит». Бухгалтерам такая политика вполне удобна — заплатил штраф и забыл о нем, учитывать его никак не нужно.

      Штраф за нарушение водителем ПДД

      Автор: М. Мишанина

      Типичная ситуация – водитель учреждения, управляя в рабочее время служебным транспортом, нарушил правила дорожного движения (ПДД). Требование по уплате административного штрафа предъявлено владельцу транспортного средства – учреждению. Обязано ли учреждение платить штраф? Если да, то вправе ли оно взыскать потраченные деньги с нарушителя? Может ли сумма уплаченного учреждением штрафа рассматриваться в качестве дохода работника, подлежащего обложению НДФЛ? Надо ли с указанной суммы платить страховые взносы? Какие проводки должны быть сделаны в бюджетном учете?

      Ответственность работодателя

      Согласно нормам гражданского законодательства работодатель обязан возмещать вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей (п. 1 ст. 1068 ГК РФ).

      Отметим, что транспортные средства относятся к источникам повышенной опасности для окружающих. Поэтому юридические лица, владеющие такими средствами на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортом, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему транспорта и т. п.), обязаны возмещать вред, причиненный ими (ст. 1079 ГК РФ).

      Кроме того, ч. 1 ст. 2.6.1 КоАП РФ предусмотрено, что к административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения (в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи) привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств, а не водители, в чьи должностные обязанности входит управление ими.

      Имущество закрепляется за казенным учреждением на праве оперативного управления (п. 1 ст. 296 ГК РФ). Учреждение владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением имущества. Следовательно, обязанность по уплате административного штрафа за нарушение водителем ПДД возлагается именно на него.

      Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления соответствующего постановления в законную силу (ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ).

      В том случае, когда постановление об административном правонарушении вынесено в пользу водителя транспортного средства, обязанность по уплате штрафа лежит на нем исходя из смысла ст. 32.2 КоАП РФ.

      Трудовые отношения

      В силу положений ст. 238 ТК РФ работник обязан возмещать работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение или ухудшение состояния наличного имущества работодателя, а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

      Сумма уплаченного учреждением штрафа за нарушение водителем ПДД может быть отнесена к прямому действительному ущербу (Письмо Роструда от 19.10.2006 № 1746-6-1). А при причинении ущерба в результате совершения административного правонарушения на работника возлагается полная материальная ответственность (п. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ). Соответственно, возместить ущерб, причиненный учреждению, водитель обязан в полном размере (ч. 1, 2 ст. 242 ТК РФ).

      Согласно ст. 248 ТК РФ взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть издано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного ущерба.

      Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный ущерб, а его сумма превышает средний месячный заработок работника, взыскание может осуществляться только судом.

      При несоблюдении работодателем установленного порядка взыскания ущерба работник имеет право обжаловать действия работодателя в суде.

      Общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20% зарплаты, причитающейся работнику (ст. 138 ТК РФ).

      Работник, виновный в причинении ущерба работодателю, может добровольно возместить ущерб полностью или частично. По соглашению сторон трудового договора допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа. В этой ситуации работник представляет работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей. В случае увольнения работника, который дал письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, но отказался его выполнить, непогашенная задолженность взыскивается в судебном порядке.

      При этом возмещение ущерба производится независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия или бездействие, которыми причинен ущерб работодателю.

      Также следует знать, что с учетом конкретных обстоятельств, при которых был причинен ущерб, работодатель имеет право полностью или частично отказаться от его взыскания с виновного работника (ст. 240 ТК РФ). Однако право на отказ о взыскании ущерба может быть ограничено собственником имущества в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами учреждения.

      Собственником имущества государственного (муниципального) казенного учреждения является соответственно РФ, субъект РФ, муниципальное образование.

      НДФЛ и страховые взносы

      Налог на доходы физических лиц. По мнению Минфина,если работодатель на основании положений ст. 240 ТК РФ откажется от взыскания с виновного работника причиненного ущерба в сумме расходов на уплату административного штрафа, это приведет к возникновению у работника дохода (экономической выгоды), полученного им в натуральном выражении, подлежащего согласно ст. 41 НК РФ обложению НДФЛ (письма Минфина РФ от 22.08.2014 № 03-04-06/42105, от 10.04.2013 № 03-04-06/1183, от 08.11.2012 № 03-04-06/10-310).

      В свою очередь, ФНС придерживается противоположной точки зрения. В письме этого ведомства от 18.04.2013 № ЕД-4-3/[email protected] сказано, что сумма уплаченного работодателем административного штрафа за нарушение ПДД не может рассматриваться в качестве дохода работника, подлежащего обложению НДФЛ. Это объясняется тем, что к административной ответственности, установленной ст. 2.6.1 КоАП РФ, привлекается работодатель – собственник транспортного средства, а не работник.

      Аналогичная позиция была изложена в Постановлении ФАС МО от 15.03.2006 № КА-А40-1434-06, где рассматривался вопрос о возмещении собственником транспортного средства вреда, который был причинен третьим лицам в результате произошедшего по вине водителей ДТП. Тогда налоговики требовали доначислить НДФЛ, а также пени и штраф за неперечисление и неудержание НДФЛ. Однако судьи указали, что ущерб возмещался исходя из норм ГК РФ не за налогоплательщика, а за саму организацию, являющуюся владельцем транспортных средств. В связи с этим оплата ущерба третьим лицам с точки зрения ст. 211 НК РФ не может расцениваться как доход работников, облагаемый НДФЛ.

      Несомненно, позиция ФНС и арбитров для учреждений более выгодна. Однако отказ от удержания НДФЛ с суммы штрафа может привести к спорам с представителями Минфина. Поэтому для получения соответствующих разъяснений рекомендуем вам обратиться с официальным запросом в налоговую инспекцию по месту учета.

      Страховые взносы во внебюджетные фонды. В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 212-ФЗ[1] объектом обложения страховыми взносами для учреждений признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, в частности, в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

      При отказе от взыскания ущерба с работника за нарушение ПДД никаких выплат в пользу работника учреждение не производит. Соответственно, на сумму уплаченного административного штрафа страховые взносы не начисляются.

      Бюджетный учет

      Согласно Указаниям № 65н[2] расходы по уплате административного штрафа за нарушение ПДД производятся по виду расходов 853 «Уплата иных платежей» и отражаются в бюджетном учете по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

      Операции по начислению и перечислению административного штрафа в бюджет отражаются в учете казенного учреждения следующим образом (п. 104, 121 Инструкции № 162н[3]):

      По ПДД водитель обязан иметь при себе полис ОСАГО. Штрафы ГИБДД за езду без страхования

      КоАП 12.3 ч.2

      КоАП 12.37 ч.1

      КоАП 12.37 ч.2

      В ПДД предусмотрена обязанность иметь при себе страховой полис ОСАГО, а КАСКО — только по вашему желанию

      В ПДД предусмотрена обязанность водителя приобрести в любой страховой компании иметь при себе страховой полис ОСАГО. А, покупать ли себе дополнительно к ОСАГО ещё и более дорогой страховой полис КАСКО — это по вашему желанию.

      При возникновении ДТП, сотрудники полиции потребуют от вас предъявить только полис ОСАГО, водительское удостоверение и свидетельство о регистрации транспортного средства. И, в ответ, выдадут вам Справку о ДТП и Постановление о ДТП, где будет указан виновный в ДТП и ущерб участвующим автомобилям. Справку с описанием ущерба вам и Постановление от вас потребуют в страховой компании, если у вас имеется страховой полис КАСКО, чтобы провести ремонт вашего автомобиля.

      ОСАГО частично покрывает вашу финансовую ответственность в некоторых пределах, если вы причинили ущерб по вашей вине чужому автомобилю. Признание вас виновным в ДТП означает, что вам придётся оплатить ремонт чужого автомобиля. Если это недорогой ремонт, то он полностью покроется за счёт вашей страховки ОСАГО.

      А, ваше КАСКО страхует от затрат на исправление повреждений вашего собственного автомобиля и на случай угона. Подробности внимательно читайте в договоре со страховой компанией.

      В памятке по ОСАГО перечислены необходимые действия водителя при ДТП

      Обычно, в памятке по ОСАГО, которая выдаётся клиентам страховыми компаниями вместе со страховым полисом, на самых первых страницах или на обложке перечислены необходимые действия водителя при возникновении ДТП. Это очень удобно, полистайте и держите в вашем автомобиле. До приезда сотрудников полиции у вас может оказаться уйма свободного времени.

      Вам в брошюре ещё раз напомнят о требованиях ПДД, что необходимо остановиться как можно раньше прямо на месте ДТП, включить световую сигнализацию, выставить знак аварийной остановки на расстоянии 15 или 30 метров, оказать первую медицинскую помощь пострадавшим, вызвать сотрудников полиции. И, перечень документов и их копий, которые нужно получить у сотрудников полиции для страховой компании, например, таких как справка о ДТП и постановление об административном правонарушении.

      Жёлтый автомобильный жилет водителя при ДТП

      Кроме перечисленных в памятке по ОСАГО действий, по возможности, сразу, наденьте на себя жёлтый жилет, если таковой у вас имеется в наборе автомобилиста, чтобы быть более выделяющимся и заметным на проезжей части для других, проезжающих мимо вас водителей.

      При возникновении ДТП, иногда, приходится обходить вокруг вовлечённых в дорожно-транспортное происшествие автомобилей, осматривая их со всех сторон, чтобы зафиксировать повреждения, или помогать прибывшему сотруднику полиции проводить замеры рулеткой на дороге по его просьбе. В подобных ситуациях, жилет яркого жёлтого цвета, какой бывает на дорожных рабочих, поможет вам повысить уровень вашей личной безопасности на дороге.

      Всегда имейте авторучку и бумагу в салоне автомобиля

      Старайтесь всегда иметь авторучку в вашем автомобиле, чтобы у вас была возможность расписаться в составленных вами документах для ОСАГО или КАСКО, или записать нужную вам информация, например, цвета, номера, марки транспортных средств, участвующих в ДТП.

      Имейте возможность записать фамилии и адреса свидетелей ДТП, нагрудные номера инспекторов полиции, записать свой адрес электронной почты для водителей, предлагающих вам позже прислать снятые ими ролики со своих видеорегистраторов о вашем ДТП.

      Авторучка для возможных тактических действий по самообороне в условиях обострения оперативной ситуации

      Авторучка для возможных тактических действий по самообороне в условиях обострения оперативной ситуации — это специальная прочная авторучка, которой в бытовых условиях будет не очень удобно долго писать из-за повышения утомляемости руки от усиленного веса ручки, но которая вполне подходит для составления кратких дорожных записей и для оказания вам оперативной помощи при самообороне при возникновении и обострении определённых тактических ситуаций.

      Ручки для тактических действий возможно приобрести в магазинах по Интернету, но цены на них бывают неоправданно завышены.

      Всегда имейте при себе мобильный телефон в автомобиле

      Старайтесь всегда иметь при себе мобильный телефон в автомобиле, чтобы иметь возможность позвонить вашим родственникам о непредвиденной задержке в дороге, вызвать сотрудников полиции, медицинских работников, техническую помощь, сообщить о происшествии в вашу страховую компанию по телефонам, указанным в памятках и брошюрах по ОСАГО или КАСКО.

      Комментарии

      Содержание раздела

      Настоящие Правила дорожного движения в дальнейшем — Правила или ПДД устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил дорожного движения и не противоречить им.

      В Правилах дорожного движения используются следующие основные понятия и термины

      Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил дорожного движения, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

      На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств.

      Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.

      Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в полицию.

      Лица, нарушившие ПДД — Правила дорожного движения, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

      Можно ли обязать работников-водителей оплачивать штрафы за нарушение правил дорожного движения?

      Статьи по теме

      У нас небольшая транспортная компания. Водители работают по сменному графику, конкретная машина за каждым не закреплена. И, к сожалению, не все водят аккуратно — бывает, правила нарушают, а штрафы приходят на компанию. Вот наш генеральный директор и задумался: как взыскать суммы штрафов с водителей, которые не соблюдают правила дорожного движения? Да и можем ли мы вообще это сделать?

      О необходимости соблюдать Правила дорожного движения, утв. постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (далее – Правила дорожного движения), конечно, знают все. Помимо прочего, эта обязанность предусмотрена Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Но, к сожалению, далеко не все водители готовы ее исполнять. Как же быть компании – неужели оплачивать штрафы за нарушения, допущенные работниками? Давайте разбираться.

      Предположим, что постановление о штрафе пришло в организацию по почте и вынесено оно на основании фиксации правонарушения (например, превышение скорости) камерой видеонаблюдения.

      Положениями ч. 1 ст. 2.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) установлено, что к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения в случае их фиксации специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме (например, фотографии с камер видеонаблюдения), привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств. Получается, даже если за рулем сидел работник, ответственность несет компания как владелец автомобиля? Не всегда.

      В соответствии с ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление будут подтверждены данные о том, что в момент фиксации правонарушения автомобиль находился во владении или в пользовании другого лица (например, работника-водителя). Ведь в силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а в данном случае вина компании отсутствует.

      Юридическое или физическое лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

      Доказательствами нахождения автомобиля во владении другого лица могут быть, в частности:

    • доверенность на право управления транспортным средством другим лицом;
    • полис ОСАГО, в котором имеется запись о допуске другого лица к управлению автомобилем;
    • договор аренды или лизинга транспортного средства;
    • п оказания свидетелей;
    • показание лица, непосредственно управлявшего автомобилем в момент фиксации правонарушения;
    • иные свидетельства.
    • Перечень возможных доказательств открыт, но при этом они не имеют заранее установленной силы и должны быть исследованы и оценены в совокупности (п. 1.3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

      Так, организация была подвергнута административному наказанию в виде штрафа по ч. 6 ст. 12.9 КоАП РФ. Правонарушение зафиксировала камера, однако в момент его совершения автомобилем управлял водитель – сотрудник организации. Работодатель обжаловал в суде постановление о привлечении его к ответственности. В обоснование жалобы представил объяснения водителя, копию путевого листа, иные документы, подтверждающие вину работника. Суд вынес решение в пользу организации, т. к. представленные доказательства исключали ее вину в совершении правонарушения (постановление Верховного Суда РФ от 26.02.2015 № 9-АД15-1).

      В похожем деле организация в качестве доказательств отсутствия вины предъявила копию командировочного удостоверения работника и копию страхового полиса ОСАГО, согласно которому к управлению данным автомобилем было допущено неограниченное число лиц (постановление Верховного Суда РФ от 19.08.2014 № 19-АД14-10).

      Полагаем, организация может поступить так же, если ее автомобиль остановил сотрудник ГИБДД и составил протокол о нарушении Правил дорожного движения. Ведь в этом случае водитель обязан предъявить целый ряд документов, включая:

    • водительские права;
    • регистрационные документы на машину;
    • разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз;
    • страховой полис (п. 2.1.1 Правил дорожного движения).

    Все эти документы покажут, кто истинный виновник. Таким образом, организация сможет доказать в суде, что в совершении административного правонарушения фактически виновата не она, юридическое лицо, а физическое лицо – работник, который управлял автомобилем и нарушил Правила дорожного движения. И, соответственно, обязать своего сотрудника выплатить штраф.

    Штрафы, оплаченные работодателем в порядке возмещения вины его сотрудников, признаются действительным прямым ущербом и могут быть взысканы с нарушителя в рамках материальной ответственности перед работодателем.

    А как быть в ситуации, когда организация уже заплатила этот штраф? Сможет ли она взыскать деньги с работника?

    Трудовым законодательством предусмотрена возможность взыскивать с сотрудников ущерб, причиненный ими работодателю в рамках материальной ответственности (гл. 39 Трудового кодекса РФ; далее – ТК РФ). Возникает вопрос, можно ли использовать данный инструмент для взыскания суммы штрафов, уплаченных организацией за нарушение сотрудниками Правил дорожного движения?

    Согласно ст. 238 ТК РФ сотрудник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Но относятся ли суммы штрафов к такому ущербу? Правовую неопределенность в этом вопросе разрешило письмо Роструда от 19.10.2006 № 1746-6-1, в котором сумма уплаченного штрафа однозначно определяется как прямой действительный ущерб.

    Таким образом, компания может взыскать с работника сумму уплаченного штрафа, используя институт материальной ответственности.

    Но чтобы сотрудник не смог оспорить в суде такое взыскание, работодателю необходимо убедиться в наличии оснований для привлечения к материальной ответственности и соблюсти установленную законодательством процедуру привлечения к ней.

    Согласно ст. 233 ТК РФ материальная ответственность сотрудника наступает за ущерб, причиненный в результате его виновного противоправного поведения.

    То есть, чтобы привлечь работника к ответственности, необходимо:

    1. Совершение им неправомерных действий (или бездействия).

    В подтверждение нарушения работником Правил дорожного движения в случае возникновения спора организация может предоставить составленный сотрудником ГИБДД протокол, в котором описано правонарушение, или фотографию камер видеонаблюдения, направленную ГИБДД в адрес компании.

    2. Наличие ущерба, который организация может доказать постановлением госоргана о привлечении к ответственности и применении наказания в виде штрафа, а также платежными документами, подтверждающими его уплату.

    3. Вина сотрудника в причинении работодателю такого ущерба.

    То, что за рулем был именно этот работник, может подтверждаться протоколом ГИБДД, путевыми листами, приказом о направлении в командировку, распоряжением о направлении в служебную поездку, свидетельскими показаниями, объяснительной запиской работника и т. д.

    НАША СПРАВКА

    Если работник не выказывает готовности представить объяснение, лучше обратиться к нему с письменным запросом. Срок оформления объяснительной Трудовым кодексом не установлен. Полагаем, впрочем, что можно ориентироваться на ст. 193 ТК РФ, которая отводит на эти цели два рабочих дня, которые считаются с даты, следующей за днем предъявления требования. Если по истечении этого срока работник так ничего и не напишет, оформляется соответствующий акт. В принципе, давать объяснения сотрудник не обязан, тем более что принять решение о привлечении к ответственности работодатель может и без них (ст. 247 ТК РФ).

    Указанные обстоятельства и должен будет доказать в суде работодатель, если работник будет оспаривать привлечение к материальной ответственности (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю»).

    Но даже при наличии достаточных оснований необходимо еще правильно провести процедуру привлечения к ответственности в соответствии со ст. 247–248 ТК РФ, чтобы работник не мог оспорить взыскание ущерба, ссылаясь на формальные нарушения.

    Для взыскания суммы штрафа необходимо предпринять следующие шаги:

    ШАГ 1. Фиксируем причинение ущерба

    В данном случае это факт оплаты работодателем штрафа за нарушение Правил дорожного движения работником, управлявшим автомобилем компании. Сумма ущерба может подтверждаться платежными документами об оплате штрафа.

    ШАГ 2. Проводим проверку

    Согласно ст. 247 ТК РФ проведение проверки до привлечения работника к материальной ответственности является обязательным. Прежде всего необходимо издать приказ о создании комиссии для проверки факта уплаты компанией штрафа за нарушение работником Правил дорожного движения.

    Работа комиссии состоит в том, чтобы собрать и изучить документы. Но самое главное – это истребование от работника письменного объяснения на основании ст. 247 ТК РФ.

    Результаты работы комиссии фиксируются в соответствующем акте, который работодатель составляет в произвольной форме.

    ШАГ 3. Принимаем решение о привлечении к ответственности

    По окончании проверки руководитель рассматривает результаты работы комиссии, знакомится с представленными документами и принимает решение, взыскивать сумму штрафа с работника или нет. Ведь согласно ст. 240 ТК РФ работодатель имеет право полностью или частично отказаться от его взыскания. Принятое решение оформляется приказом.

    Кстати, принимая решение, стоит учесть позицию Минфина России в отношении такой оплаты. Ведомство считает, что, если организация уплатила штраф за нарушение ПДД и впоследствии простила причиненный ей материальный ущерб, у сотрудника возникает экономическая выгода в натуральной форме, которая облагается НДФЛ. Об этом свидетельствуют разъяснения, приведенные в письмах от 10.04.2013 № 03-04-06/1183, от 08.11.2012 № 03-04-06/10–310.

    ШАГ 4. Взыскиваем ущерб

    Статья 248 ТК РФ позволяет взыскать с сотрудника по распоряжению работодателя сумму, не превышающую его средний заработок. Как правило, сумма штрафа за нарушение Правил дорожного движения значительно меньше среднего заработка работника. Необходимо, однако, чтобы взыскание производилось не позднее одного месяца со дня установления ущерба ( т. е. со дня уплаты компанией штрафа). При этом ТК РФ ограничивает сумму ежемесячного взыскания 20% заработной платы.

    Еще один важный нюанс. В транспортных организациях автомобили часто закрепляются приказом за конкретными водителями. Если такой приказ имеется, доказать, что автомобилем управлял конкретный работник, будет несложно. Но что делать, если приказ отсутствует? Например, если сотрудники работают на одних и тех же машинах посменно? Или если, не являясь водителями по должности, они используют общий служебный автомобиль для поездок к клиентам?
    Помешает ли отсутствие приказа о закреплении автомобиля за работником доказать причинение им ущерба?
    Как указывалось выше, перечень доказательств не ограничивается конкретными документами, работодатель вправе ссылаться как на приказы о закреплении автомобилей, так и на иные документы либо свидетельские показания, подтверждающие совершение правонарушения тем или иным работником. Более того, судебная практика свидетельствует, что приказ о закреплении автомобиля за сотрудником не является обязательным документом, отсутствие которого может повлечь какую-либо ответственность для компании (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.11.2013 по делу № А56-78601/2012).

    Работодатель может не оплачивать штраф, а доказать вину сотрудника и переложить на него эту обязанность. Либо оплатить и затем взыскать сумму штрафа с виновного работника, применив нормы о материальной ответственности.

    Штраф по п 211 пдд

    Опрос на тему – обязан ли водитель передать инспектору ДПС документы, если тот остановил без законных оснований – проходил около двух недель.

    Сразу скажу, результаты опроса очень интересные!

    Перевес постоянно менялся то в одну, то в другую сторону ).

    В результате, когда в опросе приняли участие 100 человек, с небольшим отрывом победил вариант «Водитель обязан передать документы инспектору ДПС».

    Теперь узнаем, какой вариант правильный ).

    А собственно говоря, победивший вариант и является правильным!

    Да всё просто – остановка транспортного средства – это одно действие, а проверка документов – другое. И незаконность одного действия не делает автоматически незаконным и второе действие.

    Если Вы считаете, что инспектор Вас остановил безосновательно, то можете обжаловать его действие. Но безосновательность остановки не снимает с Вас обязанности, прописанной в подпункте 2.1.1 ПДД – иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки документы. Заметьте, в ПДД не сказано «по законному требованию», а говорится «по требованию». То есть на любое требование инспектора передать документы водитель обязан ответить только одним действием – передать документы инспектору.

    И рассказываю я это всё не потому что хочу облегчить работу инспекторам ДПС. А потому что хочу предостеречь водителей от ошибок, последствия от которых, мягко говоря, неприятны (от штрафа в размере 500 – 1000 руб. до ареста на срок до 15 суток).

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В подпункте 2.1.1 ПДД сказано – «Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать …». То есть водитель имеет полное право убедиться, что перед ним именно сотрудник полиции, а, например, не кто-то переодетый в форму. Для этого надо попросить у инспектора служебное удостоверение. И желательно все данные записать, или вслух разборчиво продиктовать на включенный диктофон или видеокамеру.

    В заключение приведу ссылки на правовые акты:

  • Обязанность водителя иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки документы прописана в подпункте 2.1.1 Правил дорожного движения.
  • Наказание за неповиновение законному требованию сотрудника полиции предусмотрено частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (от штрафа в размере 500 – 1000 руб. до ареста на срок до 15 суток).
  • Нарушение допустил работник, но штраф уплатил работодатель. Возникает ли объект обложения НДФЛ?

    Минфин России считает, что штраф, уплаченный организацией за нарушение правил дорожного движения, является для нее прямым действительным ущербом. А водитель, допустивший нарушение, всегда обязан его возмещать в соответствии с нормами о материальной ответственности. Но, на наш взгляд, такая позиция не имеет судебной перспективы.

    В комментируемом письме речь идет о весьма распространенной ситуации. Компания получила по почте постановление по делу о привлечении к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения (ПДД). Правонарушение было зафиксировано камерой видеонаблюдения. Возможно, это превышение установленной скорости движения (ст. 12.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях) или выезд на полосу встречного движения (ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ). Штраф оплачен компанией с расчетного счета.

    Чиновники убеждены, что в связи с уплатой штрафа компания понесла прямой действительный ущерб в виде реального уменьшения денежных средств. Очевидно, что виновником ущерба является водитель, находившийся за рулем автомобиля. Однако компания не стала привлекать его к материальной ответственности, а воспользовалась правом на отказ от взыскания ущерба с работника (ст. 240 Трудового кодекса РФ).

    Но финансисты расценили такие действия работодателя как освобождение сотрудника от определенной имущественной обязанности. По их мнению, в связи с этим последний получил экономическую выгоду (ст. 41 НК РФ). А значит, у него возник доход, подлежащий налогообложению.

    Позиция министерства, конечно же, выгодна бюджету, но неблагоприятна для персонала. Ведь за большинством штрафных санкций, взысканных с компаний, фактически стоят конкретные работники. Причем не важно, в рамках какого законодательства был уплачен штраф – за хозяйственные, налоговые или административные проступки. А переложение штрафов на работников широко не практикуется. Чаще компании лишают работников премии.

    Но если компания, будучи обязанной удержать НДФЛ (и имея такую возможность в отношении работников) и перечислить его в бюджет, этого не сделала, то она несет ответственность по статье 123 НК РФ: ей грозит штраф в размере 20 процентов от соответствующей суммы НДФЛ.

    Начнем с возражений общего характера.

    Во-первых, заслуживает внимания письмо Минфина России от 13.11.10 № 03-03-06/2/197. Правда, оно касается прощения санкций, предъявленных физическому лицу в рамках гражданско-правовых отношений. В нем разъяснено, что у должника не возникает экономической выгоды, если он не признал суммы штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также если отсутствует судебное решение об их присуждении.

    Но аналогичный подход применяется и в трудовом законодательстве. В статье 240 ТК РФ говорится об отказе от взыскания ущерба не просто с работника, а именно с виновного лица. В статье 233 ТК РФ тоже подчеркивается, что материальная ответственность стороны трудового договора наступает в случае ее винов-ного поведения.

    Между тем вина работника должна быть или признана им самим (добровольно), или установлена судом. Это следует из абзаца 2 статьи 248 ТК РФ. Установление его виновности не входит в компетенцию работодателя.

    Следовательно, в ситуации, когда работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб и отсутствует судебное решение о взыскании с него ущерба, имущественной обязанности перед работодателем у него не возникает. А раз так, то неправомерно говорить об отказе работодателя от взыскания ущерба. Ведь такой отказ возможен при наличии права на взыскание ущерба.

    Во-вторых, судебная практика не поддерживает мнение, изложенное в комментируемом письме. Судьи не считают, что уплата работодателем административного штрафа является прямым действительным ущербом. Это утверждается в определениях Приморского краевого суда от 13.04.11 № 33-3449 и Санкт-Петербургского городского суда от 24.08.10 № 33-11668. Аналогичная позиция в отношении налоговых и гражданско-правовых штрафов содержится в определении Московского городского суда от 31.08.10 № 33-27355/2010.

    В итоге безоговорочный вывод финансистов о необходимости удержания НДФЛ из доходов работника (в связи с якобы прощением его обязанности) не имеет под собой юридических оснований.

    Ну а если у вас нет желания спорить с контролерами, прощение долга можно оформить как дарение. Тогда оно освобождается от обложения НДФЛ в пределах 4000 руб. (п. 28 ст. 217 НК РФ).

    В-третьих, в комментируемом письме сказано, что работник (водитель) получил доход в натуральной форме. Что тоже сомнительно. Ибо такая форма подразумевает, что физическое лицо получило товары (работы, услуги) или иное имущество, помимо денежных средств (п. 1 ст. 211 НК РФ). Однако ничего подобного мы не наблюдаем.

    ШТРАФЫ ЗА НАРУШЕНИЯ ПДД

    В то же время Роструд в письме от 19.10.06 № 1746-6-1 сообщил, что суммы уплаченного штрафа могут быть отнесены к прямому действительному ущербу. Но формулировка «могут» не подразумевает безоговорочных решений.

    Разъяснение Роструда нужно применять с учетом обстоятельств, перечисленных в пункте 4 постановления Пленума ВС РФ от 16.11.06 № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю» (далее – постановление № 52). В частности, принимается во внимание отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника.

    Например, материальная ответственность не возникает в случае нормального хозяйственного риска или крайней необходимости (ст. 239 ТК РФ). Можно предположить, что водитель допустил превышение скорости при выполнении срочного служебного задания (абз. 2 п. 5 постановления № 52) или совершил выезд на встречную полосу во избежание наезда на пешехода (п. 1 ст. 39 Уголовного кодекса РФ).

    Соответственно работодатель до принятия решения о возмещении ущерба конкретным сотрудником обязан провести проверку для установления причин его возникновения (ст. 247 ТК РФ). Но об этом в комментируемом письме чиновники умалчивают, вводя в заблуждение и налогоплательщиков, и налоговых агентов.

    Наконец, отметим еще одно принципиальное обстоятельство, связанное с применением для фиксации административных правонарушений в области дорожного движения специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме и имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи. В этом случае специальным субъектом ответственности является собственник транспортного средства (вопрос 10 Обзора законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года, утв. постановлением Президиума ВС РФ от 16.06.10). А в определении Конституционного суда РФ от 17.07.12 № 1286-О разъяснено, что при этом уполномоченные органы не обязаны доказывать вину собственников (владельцев) транспортных средств.

    В ситуации, рассмотренной в комментируемом письме, постановление по делу об административном правонарушении вынесено в отношении компании, у которой числится транспортное средство (п. 1 ст. 2.6.1, п. 3 ст. 28.6 КоАП РФ). Вину водителя, непосредственно управлявшего автомобилем, такое постановление не удостоверяет.

    Несоблюдение водителем требований Правил дорожного движения (утв. постановлением Правительства РФ от 23.10.93 № 1090; далее – Правила), сигналов светофоров, знаков и разметки автоматически не означает его вины в штрафе, предъявленном компании-автовладельцу (п. 1.3 Правил).

    Допустим, скорость была превышена из-за того, что не работал спидометр. Но ведь движение при неисправном спидометре не запрещено. В этой ситуации водитель обязан следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности (п. 2.3.1 Правил). Что он, возможно, и делал. Однако штраф взимается даже за незначительное превышение скорости.

    Так что механически следовать указаниям комментируемого письма не стоит. Есть масса способов их обойти.

    Опубликовано в журнале «Документы и комментарии» № 2, январь 2013 г.

    Подписывайтесь на главное от «Клерка» на Яндекс.Дзен. Самый умиротворяющий бухгалтерский сервис.

    Смотрите еще:

    • Развод мостов в спб когда закончится Теплоходная экскурсия на разводку мостов в Санкт-Петербурге. Разводку мостов в Санкт-Петербурге надо смотреть именно с теплохода, тогда это станет действительно незабываемым зрелищем. Мосты разводятся по очереди, поэтому вся Нева […]
    • Нотариусы ярославля в брагино Нотариусы Ярославль Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Телефон: +7 (4852) 20-29-61 Адрес: 150062, г. Ярославль, проезд […]
    • Штраф за то что забыл страховку дома Какой штраф предусмотрен за повторную езду без страховки? Сколько можно ездить с отсутствием полиса? ОСАГО является не только обязательным документом для водителя, он является страховым средством, что позволяет уберечь от больших […]
    • Устройство огнетушителей и правила их применения Устройство огнетушителей и правила их применения - Присоединиться! Подписаться на новости Главная → Для родителей → Типы огнетушителей и их применение Большинство детей и уж тем более все взрослые знают о существовании огнетушителей, […]
    • Мёртвый закон Быстрый и мертвый (1995) На Диком Западе есть небольшой городок «Искупление», власть в котором захватил бандит Джон Ирод. Он приглашает лучших стрелков принять участие в смертельном турнире, победа в котором принесет им 123 тысячи […]
    • Осаго когда выплачивается страховка Два полиса: что лучше и в чем разница, а также как выплачивается страховка при ДТП, если есть ОСАГО и КАСКО? Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств действует уже более 10 лет на […]
    • Оптическое разрешение микроскопа 6.2. Микроскоп Микроскоп предназначен для наблюдения мелких объектов с большим увеличением и с большей разрешающей способностью, чем дает лупа. Оптическая система микроскопа состоит из двух частей: объектива и окуляра. Объектив микроскопа […]
    • Штраф за парковку на месте для инвалидов 2018 санкт-петербург Интересы таких граждан особенно защищены. Мы нередко вынуждены разъяснять, что грозит тем, кто игнорирует эти правила, и что изменилось в текущем году. ○ Закон о парковке для инвалидов. «Инвалид - лицо, которое имеет нарушение […]