Сельхоз субсидия

Оглавление:

Субсидии на развитие фермерских хозяйств

Финансовая поддержка фермеров сегодня является одной из приоритетных задач государства, особенно в условиях нынешнего кризиса. Именно с этой целью сельхозпроизводителям предлагаются различные целевые субсидии, которые можно потратить и на открытие своего дела в области сельского хозяйства, и на модернизацию или расширение уже действующего хозяйства. Субсидии фермерам в 2015 году выделяются на федеральном и региональном уровне.

Поддержка фермеров в условиях действия санкций

Антироссийские санкции затронули сельскохозяйственных производителей, возможно, в первую очередь. Фермеры терпят убытки, теряют налаженные каналы сбыта продукции. О развитии бизнеса в таких условиях говорить не приходится. Но все же с целью поддержки производителей Правительством была выделена субсидия для фермеров в сумме 3,375 миллиарда рублей.

Какие субсидии можно получить сегодня от государства фермеру-новичку или малому сельхозпредприятию? Распределение помощи таково:

  • семейные животноводческие фермы получат в общем 1,425 млрд рублей госпомощи;
  • фермерские хозяйства, оформляя землю в собственность, получат порядка 50 миллионов рублей;
  • на бытовое обустройство начинающим фермерам-предпринимателям государство выделит 1,9 млрд рублей.
  • В 2015 году финансирование получат 83 региона (в 2014 – 77), в том числе Крым. Все полученные субсидии фермеры вправе потратить на такие цели:

  • увеличение поголовья скота;
  • покупка оборудования, материалов;
  • приобретение посадочного материала, удобрения, корма;
  • покупка участков для ведения на них сельхозбизнеса и другое.
  • Субсидии будут распространяться по регионам неравномерно. В первую очередь суммы будут выделены тем регионам, которые наиболее пострадали от санкций, самых неразвитых и нуждающихся в поддержке. Так, наибольшие субсидии будут у Дагестана (260 миллионов на регион) и Ставропольского края (свыше 300 миллионов).

    Субсидия начинающим фермерам в 2015 году выделяется в рамках федеральной программы госпомощи. Однако для получения таких средств необходимо соблюсти определенные условия:

  • зарегистрироваться в качестве ООО, ИП;
  • иметь стартовый капитал (собственные средства) в сумме не меньшей, чем 100 тысяч рублей;
  • составить грамотный, продуманный бизнес-план, который устроит комиссию по выдаче субсидий.
  • Выделяемые средства имеют строго целевое назначение. Контроль над их расходом будет осуществляться на всех этапах. Так, если субсидия на развитие сельского хозяйства выделяется начинающему фермеру, то тратить деньги госпомощи он вправе только согласно бизнес-плану, им же и разработанного. По окончании определенного времени – квартала, года – комиссия проверит, куда «ушли» средства. В случае если найдутся нарушения, субсидию придется вернуть государству.

    На протяжении времени пользования субсидией обязательно стоит сохранять чеки, договоры на поставку, накладные и квитанции о приобретении оборудования, материалов и иного. Кроме трат, комиссия рассматривает эффективность использования помощи от государства: достигнуты ли цели и задачи, поставленные в бизнес-плане, повысилась ли доходность и рентабельность предприятия?

    Как получить субсидию?

    Предприятие-претендент должно соответствовать определенным критериям, перед тем как получить субсидии фермерам:

    • Получить субсидии на поддержку бизнеса могут начинающие фермеры или состоявшееся предприятие, нуждающееся в развитии.
    • К начинающим фермерам причисляют россиян со средним или высшим образованием, зарегистрированных как ИП и/или являющихся главой КФХ, имеющий опыт в сельхозобласти. Для КФХ действуют дополнительные требования: проживание в местности, где ведется сельское хозяйство в течение минимум одного года, подача заявки один раз за время деятельности хозяйства.
    • Если речь идет об ИП, то он должен пройти регистрацию за три года или более до подачи заявки и уже реализовать продукцию сельского хозяйства минимум на 30 тысяч рублей.
    • Кроме КХФ и ИП, в подпрограмме по выделению субсидии могут участвовать сельхозкооперативы, микропредприятия, личные подсобные хозяйства.
    • Признаками начинающего хозяйства (малого предприятия) можно считать:

    • численность сотрудников для малых предприятий – не более 100 человек, для микропредприятий – максимум 15 человек;
    • участие юрлиц в составе предприятия не превышает 25% от общего размера капитала;
    • выручка без учета НДС не выше значений, которые устанавливаются для малых предприятий государством в начале каждого года.
    • Если бизнес держится на плаву более трех лет, субсидия может быть выделена на развитие (расширение) хозяйства. В этом случае субсидия выделяется на такие цели:

    • возмещение затрат по взятым ранее кредитам;
    • оплата процентов.
    • Кредиты выделяются на различные цели. Предельная сумма кредита для фермеров – 40 миллионов рублей. Срок – максимум 8 лет. Чем дольше существует предприятие, тем на большую сумму кредита оно может рассчитывать. Для получения кредита также необходимо соответствовать условиям: регистрация ИП или ООО, российское гражданство, численность сотрудников и так далее.

      Кредиты для сельхозпроизводителей под 25–30%, которые сегодня предлагают банки, практически неподъемные для начинающего фермера или небольшого КФХ. Именно система субсидирования призвана обеспечить кредитование аграриев России при ставке 10–15%. Только такая ставка по кредитам будет под силу аграриям, и то далеко не всем.

      Как получить субсидии для сельского хозяйства на развитие в 2018 году

      В начале 2018 года Правительство РФ произвело распределение субсидии сельского хозяйства между регионами. Решением министерства сумма субсидии для Оренбургской области равна 222,214 миллиарда руб.

      Предложение Министерства сельского хозяйства выделить субсидии регионам на развитие сельскохозяйственных отраслей было одобрено правительством. Общая сумма субсидий свыше 17 миллиардов рублей. Из них 12,6 миллиарда распланировано на уменьшение части процентной ставки инвестиционных кредитов, оформленных на развитие растениеводства. Выделенные деньги получат федеральные субъекты на обслуживание кредитного приобретения оборудования, техники, строительство и проведение реконструкции объектов с/х деятельности, переработка и обеспечение рынка продуктов растениеводства. 79 субъектов РФ получат субсидию на развитие растениеводства.

      71 субъект РФ получит средства на развитие животноводства и молочного скотоводства (особенно была отмечена КБР) общей суммой 5,3 миллиарда руб.

      Грант для начинающего фермера в 2018 году

      Взяв за основание государственную программу в России «Начинающий фермер», молодой специалист получает возможность получения гранта на развитие собственного дела в с/х отрасли.

      Гранты могут выделить на определенные цели:

    • приобретение земельных угодий с/х назначения;
    • разработка проекта и сопутствующей документации при выполнении строительных и реконструкционных работ на с/х объектах;
    • строительство дорожной инфраструктуры;
    • обеспечение средствами газо-, водо-, тепло-, электроснабжения;
    • покупка с/х животных и посадочных семян;
    • приобретение с/х техники, инвентаря, грузопассажирского авто и пр.
    • Основное условие получения гранта – победа в конкурсном отборе. Чтобы участвовать в конкурсной борьбе за грант, необходимо подать соответствующие документы в Министерство.

      Грант предоставляется одному человеку – один раз.

      Краткий перечень документов:

    • Заявка.
    • Анкета.
    • Два документа на выбор:
      • копия свидетельства об образовании (не ниже среднего специального);
      • копия документа об окончании с/х спецкурсов;
      • копия трудовой книжки (стаж работы больше 3 лет в области с/х);
      • заверенную выписку из похозяйственной книги, удостоверяющую ведение собственного хозяйства.
      • Бизнес-план.
      • Выписка из ЕГРИП.
      • Копия свидетельства госрегистрации КФХ.
      • Копия паспорта (гражданство РФ).
      • Смета.
      • Банковская выписка с личного расчетного счета (обязательное наличие суммы не меньше 10% стоимости гранта).
      • Реализационное соглашение суммой свыше 30 тыс. руб.
      • Справка из налоговой инстанции.
      • Справка, подтверждающая наличие спецтехники, с/х оборудования, живности.
      • Дополнительная документация, положительно характеризующая заявителя.
      • Также получение гранта обеспечит написание и защита диссертации на актуальную тематику.

        Кто имеет право в 2018 году получить субсидию на развитие деятельности в области сельского хозяйства

        Субсидии привлекают бизнесменов в отрасли сельского хозяйства тем, что выплата происходит безвозмездно, основное условие получения в 2018 году – использование по целевому назначению.

        Порядок и сумму получения субсидии определяют региональные органы власти.

        Основные критерии для получения субсидии предпринимателям:

      • Начинающие молодые фермеры и состоявшиеся предприниматели могут оформить субсидию на развитие и поддержку бизнеса. Под определение начинающий фермер попадают граждане России:
        • лица, имеющие специальное образование выше среднего;
        • зарегистрированные по форме ИП и/или глава К(Ф)Х, имеющий опыт работы в с/х.
        • ИП не может подать заявку, если с момента регистрации не прошло 3 года или было реализовано продукции менее чем на 30 тыс. руб.
        • В подпрограмме по распределению субсидии участвуют с/х кооперативы, индивидуальные подсобные хозяйства, микропредприятия,
        • В 2018 году начинающее хозяйство определяют по признакам:

        • Штат:
          • малое предприятие – до 100 сотрудников;
          • микропредприятие – до 15 сотрудников.
            1. В состав предприятия входят юридические лица, которые составляют более 25% уставного капитала.
            2. Прибыль не превышает установленных в начале года значений.
            3. При функционировании предприятия больше 3 лет в 2018 году можно оформить субсидию на развитие бизнеса в области сельского хозяйства.

              Субсидии на кредитное возмещение

              Можно оформить субсидию, возмещающую часть затрат на обслуживание кредитов. Ставка рефинансирования ЦБ РФ – 100%.

            4. с/х кооперативу;
            5. фермерскому с/х хозяйству;
            6. ИП, ведущему собственное подсобное хозяйство.
            7. Сроки и цели получения субсидии оговариваются в индивидуальном порядке в соответствии с действующим законодательством.

              Развитие семейных ферм в 2018 году

              Основная цель – активное стимулирование процесса развития животноводства в индивидуальном хозяйстве. Помочь молочным и прочим животноводческим фермам, находящимся в процессе строительства или реконструкции, реально, компенсируя 60% затрат. Оставшиеся 40% затрат владелец фермы покрывает самостоятельно (из них 30% можно погасить за счет оформления кредита).

              Этапы предоставления субсидии:

            8. подача заявления в региональные области власти с указанием назначения субсидии;
            9. победитель определяется по результатам рассмотрения специально сформированной комиссии;
            10. гражданам, которым предоставлена субсидия, должны регулярно предоставлять отчетные данные о производимых затратах и нужной сумме.

          Программа включает предписание для региональной власти – выполнение подключения инженерной сети и обеспечение рынка сбыта для с/х продукции производимой на ферме.

          Субсидии на сельское хозяйство.

          О субсидиях, предоставляемых сельскохозяйственным товаропроизводителям.

          В силу ст. 6 БК РФ отсутствуют правовые основания для отнесения коммерческих организаций к получателям бюджетных средств. Так что же, коммерческие организации вообще не могут получать бюджетные средства?[1] Да нет, конечно, могут, просто об этом говорится в других статьях. Например, согласно ст. 78 БК РФ коммерческие организации вправе получать субсидии. Субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (в том числе субсидии на сельское хозяйство — сельскохозяйственным товаропроизводителям) предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов или финансового обеспечения либо возмещения затрат в связи с производством или реализацией товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме легковых автомобилей и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории РФ винограда), выполнением работ или оказанием услуг.

          Каковы особенности налогового учета средств, получаемых организациями – сельскохозяйственными товаропроизводителями из бюджета (федерального или регионального)? Нужно ли полученные субсидии на сельское хозяйство учитывать в составе налогооблагаемых доходов? В какой ситуации придется восстановить принятый к вычету НДС по товарам (работам, услугам)? Ответы на эти и другие вопросы – в данной статье.

          Субсидирование сельского хозяйства.

          Вводная информация.

          Бюджетное субсидирование деятельности организаций – субсидирование сельского хозяйства — сельскохозяйственных товаропроизводителей различается по видам и направлениям поддержки, которая в соответствии с бюджетным законодательством может осуществляться не только из региональных источников, но и за счет федерального бюджета. Чаще всего субсидии на сельское хозяйство выделяются на возмещение конкретных расходов (например, затрат на приобретение топлива, племенного молодняка крупного рогатого скота, элитных семян сельскохозяйственных культур, средств химической защиты растений, мелиорацию земельных угодий).

          Теперь о том, кого можно считать сельскохозяйственным товаропроизводителем. Данное понятие приведено в ст. 3 Закона № 264‑ФЗ[2]. Таковыми признаются организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.06.2008 № 446, и реализацию этой продукции. Доля дохода от реализации указанной продукции в доходе от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) должна составлять не менее 70% за календарный год.

          Иначе говоря, для получения бюджетной субсидии на сельское хозяйство по общему правилу необходимо подтвердить статус сельскохозяйственного товаропроизводителя на основании данных за соответствующий календарный год (то есть за период с 1 января по 31 декабря). Очевидно, для крымских сельскохозяйственных товаропроизводителей в этой части в 2015 году будут действовать особые правила, установленные в том числе региональными нормативными правовыми актами. Сказанное обусловлено Постановлением Совета министров Республики Крым от 29.10.2014 № 423, положениями которого утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015 – 2017 годы.

          Субсидия на сельское хозяйство – это внереализационный доход.

          Субсидия на сельское хозяйство, полученная коммерческой организацией – сельскохозяйственным товаропроизводителем в порядке, установленном ст. 78 БК РФ, в целях применения гл. 25 НК РФ не является целевым финансированием или целевым поступлением (пп. 14 п. 1, п. 2 ст. 251 НК РФ). Поэтому она подлежит включению в состав доходов, учитываемых при расчете налога на прибыль вне зависимости от цели, ради достижения которой она выделена из бюджета.

          Согласно п. 4.1 ст. 271 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.12.2014 № 465‑ФЗ) средства в виде субсидий, полученные организациями (за исключением случаев получения субсидий в рамках возмездного договора), признаются в составе внереализационных доходов в следующем порядке:

        • субсидии, полученные на финансирование расходов, не связанных с приобретением (созданием, реконструкцией и т. д.) амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав, учитываются в течение не более трех налоговых периодов, считая налоговый период, в котором были получены указанные субсидии, по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет этих средств. По окончании третьего налогового периода полученные субсидии, не учтенные в составе доходов, признаются внереализационными доходами на последнюю отчетную дату данного налогового периода;
        • субсидии, полученные на финансирование расходов, связанных с приобретением (созданием, реконструкцией и т. д.) амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав, учитываются по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет этих средств. При реализации, ликвидации или ином выбытии указанного имущества, имущественных прав полученные субсидии, не учтенные в составе доходов, признаются внереализационными доходами на последнюю дату отчетного (налогового) периода, в котором произошли реализация, ликвидация или иное выбытие указанного имущества, имущественных прав;
        • субсидии, полученные на компенсацию ранее произведенных расходов, не связанных с приобретением (созданием, реконструкцией и т. д.) амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав, или недополученных доходов, учитываются единовременно на дату их зачисления;
        • субсидии, полученные на компенсацию ранее произведенных расходов, связанных с приобретением (созданием, реконструкцией и т. д.) амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав, учитываются единовременно на дату их зачисления в сумме, соответствующей сумме начисленной амортизации по ранее произведенным расходам, связанным с приобретением (созданием, реконструкцией и т. д.) амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав. Разница между суммой полученных субсидий и суммой, учтенной в составе доходов на дату их зачисления, отражается в составе доходов в порядке, аналогичном порядку признания дохода по субсидиям, полученные на финансирование упомянутых расходов.
        • В случае нарушения условий получения субсидий, предусмотренных п. 4.1 ст. 271 НК РФ, суммы полученных субсидий в полном объеме отражаются в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение.

          Итак, полученная организацией – сельскохозяйственным товаропроизводителем субсидия на сельское хозяйство для целей налогообложения прибыли представляет собой внереализационный доход.

          ООО «Урожай», применяющее общую систему налогообложения, получило в апреле 2015 года субсидию на сельское хозяйство из бюджета Республики Крым в сумме 5 900 тыс. руб. (в том числе НДС – 900 тыс. руб.[3]) на компенсацию ранее произведенных расходов, связанных с приобретением оборудования для животноводства. Оборудование было приобретено в феврале 2015 года и в этом же месяце принято к учету и введено в эксплуатацию. Оно отнесено ко второй амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования до трех лет включительно), установлен срок полезного использования – 36 месяцев. Ежемесячная сумма амортизации по оборудованию составляет 139 тыс. руб. и начисляется с марта 2015 года.

          В апреле 2015 года ООО «Урожай» учтет единовременно во внереализационных доходах сумму 278 тыс. руб. (139 тыс. руб. х 2). Оставшаяся сумма 5 622 тыс. руб. (5 900 — 278) начиная с мая 2015 года и до окончания срока полезного использования данного оборудования учитывается в составе внереализационных доходов в размере 139 тыс. руб.

          В Письме Минфина России от 06.04.2011 № 03‑03‑06/1/220 тоже подчеркивается, что субсидии на сельское хозяйство, полученные сельскохозяйственным товаропроизводителем в порядке, предусмотренном ст. 78 БК РФ, в целях возмещения затрат на приобретение минеральных удобрений, а также на возмещение ущерба от аномальных гидрометеорологических условий, учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций. В этом же письме финансисты отмечают: данные субсидии могут рассматриваться в качестве доходов, связанных с деятельностью по реализации произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции и произведенной и переработанной названными организациями собственной сельскохозяйственной продукции (см. также Письмо от 01.11.2013 № 03‑03‑06/1/46682). Следовательно, в отношении этих доходов может быть применена ставка налога 0%, установленная п. 1.3 ст. 284 НК РФ для данного вида деятельности, при условии соблюдения требований, определенных п. 2 ст. 346.2 НК РФ (см. также Письмо Минфина России от 10.11.2014 № 03‑03‑06/1/56444).

          Если полученная сельскохозяйственным товаропроизводителем субсидия не связана с деятельностью по реализации произведенной сельскохозяйственной продукции (произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции), а, например, направлена на компенсацию расходов, связанных со строительством дорог или газопровода (см. Письмо Минфина России от 23.11.2012 № 03‑03‑06/1/611), то названная субсидия включается в состав внереализационных доходов и облагается налогом на прибыль по общей ставке 20%, установленной п. 1 ст. 284 НК РФ.

          И последнее в этом разделе. Затраты, на компенсацию которых предоставлены бюджетные субсидии, для целей налогообложения прибыли признаются в общем порядке. Так, если субсидия предоставлена организации на возмещение затрат на приобретение элитных семян, сумма фактических расходов на их приобретение включается в состав материальных расходов на дату передачи семян в производство (пп. 1 п. 1, п. 2 ст. 254, п. 2 ст. 272 НК РФ).

          Субсидирование сельского хозяйства и НДС.

          О налоговой базе по НДС

          Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ признаются объектом обложения НДС независимо от источника финансирования. В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы денежных средств, полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

          Если субсидии были получены организацией из бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг) с учетом НДС, то данные суммы субсидий не включаются в облагаемую базу.

          В ситуации, когда предоставленные организации – сельскохозяйственному товаропроизводителю субсидии являются платой за реализуемые ей товары (работы, услуги), подлежащие налогообложению, НДС в отношении данных субсидий исчисляется в общеустановленном порядке. Источник выплаты субсидии (федеральный бюджет или бюджет субъекта РФ) в данном случае значения не имеет.

          Справедливость сказанного подтверждают разъяснения официальных органов (см., например, письма Минфина России от 08.02.2013 № 03‑07‑11/3144, от 01.02.2013 № 03‑07‑11/2142, от 27.05.2011 № 03‑03‑06/1/313).

          О восстановлении налога.

          Подпунктом 6 п. 3 ст. 170 НК РФ установлено специальное правило. Согласно ему суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету по товарам (работам, услугам), подлежат восстановлению, если субсидии получены из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету. Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с названным подпунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в силу ст. 264 НК РФ. Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий. При восстановлении налога в книге продаж необходимо зарегистрировать тот счет-фактуру, на основании которого «входной» НДС был принят к вычету на сумму налога, подлежащую восстановлению (п. 14 Правил ведения книги продаж[4]).

          Получение субсидий из бюджетов других уровней (региональных или местных) не влечет за собой необходимость восстановления НДС (пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, Письмо Минфина России от 19.09.2013 № 03‑07‑11/38849).

          Казалось бы, восстановить НДС на основании пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ следует в том случае, если в составе цены товаров (работ, услуг), на возмещение затрат на оплату которых получена субсидия из федерального бюджета, был уплачен НДС по ним, то есть если НДС уплачен за счет средств федерального бюджета. Но на практике названная норма вызывает двоякое толкование.

          Характерный пример – Постановление АС ЦО от 28.08.2014 по делу № А48-3219/2013 (спор возник в отношении субсидии из федерального бюджета на компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений). Судьи АС ЦО рассуждали так. Перечисление субсидий из средств конкретного бюджета получателю не является реализацией товаров (работ, услуг) или передачей имущественных прав. Обозначенная сумма является именно субсидией из федерального бюджета, полученной организацией на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом НДС. Размер субсидий рассчитан исходя из фактических затрат общества, включая налог. Поэтому, получив данную субсидию в налоговом периоде, следующем после периода, в котором был заявлен вычет НДС по минеральным удобрениям, стоимость которых была компенсирована субсидией, налогоплательщик обязан восстановить сумму НДС по ним. Тот факт, что в платежных поручениях на перечисление субсидии отсутствовали сведения о выделении из них сумм НДС для целей применения правила, установленного пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, значения не имеет.

          Аналогичные разъяснения приведены в Постановлении ФАС ЦО от 30.05.2014 по делу № А64-5896/2013 [5] в отношении субсидии из федерального бюджета на возмещение части затрат на строительство комплексов по убою свиней и производству субпродуктов, хранению мяса и субпродуктов, включая приобретение оборудования.

          Вместе с тем в судебной практике есть решения, в которых сделаны совершенно иные выводы. В частности, некоторые арбитры полагают, что, руководствуясь пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, восстанавливать принятый к вычету НДС нужно тогда, когда средства из федерального бюджета выделены с учетом НДС (то есть когда сумма налога отражена в платежном поручении отдельной строкой). Примерами таких решений являются постановления ФАС ПО от 10.07.2014 по делу № А65-28197/2013 (по поводу субсидии из федерального бюджета на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации и средств химической защиты растений), ФАС ЗСО от 25.04.2014 по делу № А03-11367/2013 (по поводу субсидии из федерального бюджета на частичную компенсацию затрат, связанных с приобретением элитных семян зерновых культур).

          Итак, нечетко сформулированное в пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ правило нередко становится поводом для разногласий между участниками налоговых правоотношений. Однако предугадать исход подобного спора в суде, учитывая приведенные примеры судебных решений, не представляется возможным. В подобных ситуациях налогоплательщикам, полагаем, следует апеллировать к норме, установленной п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны толковаться в его пользу.

          В каком случае субсидию придется вернуть?

          Действительно, в некоторых случаях возможно и такое. Поскольку субсидии – это бюджетные средства, расходовать их по своему усмотрению получатель данных средств не вправе. Как правило, подобные моменты оговариваются в соглашении о предоставлении субсидии, поэтому в случае выявления нарушений условий соглашения о предоставлении сельскохозяйственному товаропроизводителю субсидии выделенные денежные средства могут обязать вернуть в бюджет. Приведем несколько примеров.

          Постановление ФАС СКО от 04.04.2013 по делу № А22-847/2012: субсидия была предоставлена на возмещение затрат на приобретение минеральных удобрений для внесения под культуры, перечень которых был оговорен ведомственным нормативным актом. Однако по факту удобрения были внесены организацией под иные культуры. Вердикт судей: субсидия в размере 354 440 руб. подлежит взысканию с общества.

          Постановление ФАС СЗО от 19.02.2014 по делу № А13-2373/2012[6]: субсидия предоставлена на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на приобретение крупного рогатого скота. Однако племенные свидетельства на каждое животное, как того требовали условия предоставления субсидии, не были оформлены надлежащим образом. Соответственно, такие документы, по мнению ревизоров из Счетной палаты РФ, не могут служить подтверждением качества племенной продукции. Вердикт судей: субсидия в размере 4 458 300 руб. подлежит взысканию с общества.

          Постановление АС СКО от 26.12.2014 по делу № А32-3829/2014: субсидия на сельское хозяйство выделена на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур. Согласно договору объектами страхования являлись пшеница озимая площадью 440 га, озимый ячмень площадью 85 га и рапс озимый площадью 80 га. Однако фактическая посевная площадь озимых культур не соответствовала сведениям, указанным в договоре страхования. Вердикт судей: взыскать с общества выделенные ранее суммы субсидии в размере 248 463 руб. 45 коп.

          Итак, при несоблюдении условий предоставления субсидии на сельское хозяйство сельскохозяйственный товаропроизводитель рискует тем, что по результатам проверки его обяжут вернуть полученные бюджетные средства.

          Подведем итоги. Если организация – сельскохозяйственный товаропроизводитель получила бюджетную субсидию на сельское хозяйство, данная организация неукоснительно должна соблюсти все требования по ее получению, оговоренные условиями соглашения (договора) о ее предоставлении. В противном случае организация несет риски по возврату субсидии в бюджет.

          При исчислении НДС принципиальное значение имеет цель ее предоставления. Если субсидия направлена на компенсацию расходов организации на приобретение тех или иных товаров (работ, услуг), то она не учитывается в облагаемой НДС базе. Если субсидия является оплатой реализуемых товаров (работ, услуг), то НДС в отношении нее исчисляется в общеустановленном порядке. Суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету по товарам (работам, услугам), подлежат восстановлению в случае получения субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога. Однако толкование приведенного правила (в том числе арбитрами) не является однозначным.

          В целях исчисления налога на прибыль сумма полученной субсидии признается внереализационным доходом независимо от уровня бюджета, из которого она выделяется.

          И еще. Из всего многообразия бюджетных субсидий на сельское хозяйство, предоставляемых сельскохозяйственным товаропроизводителям, в статье рассмотрены лишь некоторые из них. В следующих номерах мы поговорим об особенностях учета субсидий на сельское хозяйство, направленных на оказание сельскохозяйственным товаропроизводителям несвязанной поддержки в области растениеводства, которая предоставляется по правилам, установленным Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1431.

          [1] См. Письмо Минфина России от 29.12.2014 № 02‑04‑11/68124.

          [2] Федеральный закон от 29.12.2006 № 264‑ФЗ «О развитии сельского хозяйства».

          [3] Об указании НДС в платежном поручении на перечисление субсидии см. далее.

          [4] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.

          [5] Определением ВС РФ от 27.11.2014 № 310‑КГ14-1569 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства.

          [6] Определением ВС РФ от 11.09.2014 № 307‑ЭС14-2121 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства.

          Т. М. Медведева
          эксперт журнала «Бухгалтер Крыма», №3, март, 2015 г.

          Социальные субсидии

          Что такое субсидии

          Социальная субсидия — это мера социальной поддержки государства, которая оказывается нуждающимся лицам.

          Государственная субсидия характеризуется такими особенностями:

        • предоставляется безвозмездно, т. е. не требует возврата полученных средств;
        • выделяется строго на определенные цели и может использоваться на финансирование целей или удовлетворение нужд, установленных законодательно;
        • носит характер долевого финансирования, в формировании выплат кроме государства принимают участие бюджеты регионов.
        • Порядок выдачи средств регламентируется законодательством, основные моменты прописаны в Бюджетном кодексе РФ и в Федеральном законе «О государственной социальной помощи».

          Формы предоставления субсидии

          Данная мера социальной поддержки государства предоставляется в виде финансовых выплат на следующие цели:

          1. Оплата ЖКУ .
          2. Приобретение жилья.
          3. Создание своего дела официальными безработными.
          4. Оказание помощи инвалидам.
          5. Поддержка молодых семей.
          6. Оплата дорогостоящего или длительного лечения и другие меры социальной поддержки государства.

          Кто имеет право на получение бюджетных средств

          В России субсидии от государства предусмотрены для следующих категорий лиц:

        • Малообеспеченные граждане (семьи).
        • Семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
        • Официальные безработные (для начала предпринимательской деятельности).
        • Лица, имеющие знаки отличия или наделенные статусом льготника.
        • Пострадавшие в результате стихийных или техногенных катастроф.
        • Помощь малообеспеченным гражданам

          В основном государственная поддержка предусматривается для малообеспеченных или незащищенных граждан РФ .

          К ним относятся:

          Все они имею право на получение государственной поддержки для определённых целей.

          Малообеспеченным считается гражданин (или семья), чей средний общий доход, в расчете на каждого члена семьи, будет ниже минимального прожиточного уровня.

          Порядок оформления и выдачи субсидий

          Чтобы оформить право на получение бюджетных средств в 2018 году заявителю следует обратиться в управление соцзащиты согласно адресу прописки.

          В зависимости от целей, на которые выделяются средства, оформлением субсидий в каждом крае (области) занимаются органы социальной защиты, отделы Пенсионного фонда РФ , центры жилищных субсидий и т.д.

          Условия получения

          Для получения социальной помощи граждане должны соответствовать следующим требованиям:

          Процедура оформления выплат

          Оформление социальной помощи от государства имеет следующий порядок:

        • Оценивается степень нуждаемости заявителя и необходимость выделения средств.
        • Предоставление необходимых документов и заявления от граждан, претендующих на получение выплат.
        • Рассмотрение документов и принятие решения о выдаче субсидии либо об отказе в получении средств.
        • Подать документы на получение выплат может любой член семьи. Оформление происходит только согласно адресу приписки заявителя.

          Процедура оформления субсидии занимает до 10 рабочих дней. Решение может быть как положительное, так и отрицательное. Всё зависит от того, действительно ли нужна человеку поддержка, были ли предоставлены все необходимые документы, правильно ли составлено заявление и прочее.

          При положительном решении заявитель в течение определенного периода будет получать денежную компенсацию. После чего большинству получателей придется повторить процедуру оформления субсидии. От повторного переоформления освобождены одинокие пенсионеры и семьи пенсионеров, у которых пенсия выступает единственным источником доходов.

          Необходимые документы

          Обязательными документами для получения любого вида субсидированных выплат являются:

          В каждом конкретном случае для каждого вида государственных выплат необходим дополнительный перечень документы. Какие из них пригодятся, а какие нет, сказать трудно. Перечень отличается в зависимости от разных обстоятельств.

          Для получения жилищной субсидии заявитель должен подтвердить, что он нуждается в улучшении жилищных условий. Если выплаты желает получить молодая пара, то им необходимо подготовить документы о браке, наличии детей, справки о доходах.

          Если право на получение средств заявляет временно не работающий гражданин, желающий заняться предпринимательством, то потребуются документ о наличии образования.

          Для получения помощи на оплату коммунальных услуг, необходимо подтвердить, что заявитель тратит на коммунальные платежи более 22% своего дохода. Подтвердить можно с помощью справки о наличии доходов за месяц.

          С собой необходимо иметь оригиналы документов (даже если для подтверждения того или иного факта предоставляется ксерокопия).

          Выплата средств

          Для каждого вида субсидий установлены различные сроки перечисления средств. Выделенная сумма может быть зачислена на банковский счет получателя или на вклад «до востребования» (если таковой имеется или специально открыт получателем в банке).

          Положенную выплату можно получить в местном почтовом отделении связи (если на территории проживания получателя отсутствуют отделения банков) или на дому.

          На дом денежные средства доставляются наличными, если получатель в силу возрастных особенностей или по состоянию здоровья не может открывать счет и распоряжаться им. Такое право гарантируется инвалидам 1-й группы, престарелым, которым нужен постоянный уход (при наличии справки лечебного учреждения), а также заявителям в возрасте более 80 лет.

          Срок предоставления государственных выплат зависит от вида субсидии. Перечень документов, на основании которых принимается решение о выдаче субсидий, также обновляется. Кроме того, некоторые документы имеют ограниченный период действия.Поэтому при обращении за помощью обязательно уточняйте список необходимых документов и период их действительности.

          Например, если обратиться за расчетом до 16 числа текущего месяца, деньги будут перечислены в этом же месяце. При обращении после 16 числа текущего месяца выплаты начнутся в следующем месяце.

          Ответственность получателей субсидий

          Все субсидии носят строго целевой характер, поэтому к предоставляемым документам и сведениям предъявляются особые требования.

        • За достоверность предоставляемых документов и данных несет ответственность заявитель. Если обнаружится, то претендент подал неполную или недостоверную информацию, ему будет отказано в выдаче средств.
        • Если наступило событие, в результате которого должен быть уменьшен размер установленной суммы или выплата прекращена полностью, получателю средств необходимо в месячный срок представить подтверждающие документы.
        • Когда прекращается предоставление субсидий

          В 2018 году право на получение помощи может быть прекращено при наступлении следующих событий:

        • Нет больше оснований для получения бюджетных средств. Это может произойти в следующих случаях:
          • если получатель бюджетных средств переедет жить в другое место;
          • при смене состава семьи, смене гражданства получателя средств (членов его семьи);
          • при увеличении доходов льготника.
          • Если гражданин или члены его семьи не представили документы или подали недостоверную информацию:
            • влияющую на предоставление субсидии или установление ее размера;
            • на основании которых уменьшается размер субсидии или утрачивается право на получение помощи государства.
            • При возникновении непогашенной задолженности (без уважительной причины) или отсутствии согласованного срока погашения такой задолженности.
            • Подать корректирующие сведений льготник обязан в течение месяца со дня возникновения вышеуказанных ситуаций. В противном случае перечисление средств будет прекращено.

              Изменения в 2018 году

              Главная новость в 2017 году — отмена субсидирования ипотечных кредитов государством. В последнее время ставки банков по ипотечному кредитованию сравнялись с размером государственного субсидирования. Поэтому предоставление субсидий государством нецелесообразно.

              Для военнослужащих есть хорошая новость. Программа предоставления жилищных субсидий продлевается до 2019 года.

              В связи с актуальностью программы импортозамещения для сельхозпроизводителей в 2017 году также предусмотрены изменения. Государство планирует ввести «единую региональную субсидию», в результате чего количество выдаваемых субсидий уменьшится до 7 (вместо 54).

              Предприниматели малого и среднего бизнеса смогут воспользоваться государственной поддержкой и оформить кредиты по более низким ставкам.

              Сельхоз субсидия

              Субсидия финансируется из федерального и краевого бюджетов

              Субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

              Субсидия призвана возместить часть затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышения уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв.

              Субсидия рассчитывается по ставкам на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур с применением поправочных коэффициентов и выплачивается пропорционально этому расчёту в пределах бюджетных лимитов, утверждённых на текущий финансовый год.

              Поправочные коэффициенты учитывают:

              а) среднемесячный уровень оплаты труда (применяется коэффициент от 0,80 до 1,10);

              б) урожайность сельскохозяйственных культур (применяется коэффициент от 1,00 до 1,18);

              в) специализацию получателя субсидии (применяется коэффициент от 1,00 до 2,22).

              Механизм предоставления государственной поддержки

            • Для получения субсидий сельскохозяйственные товаропроизводители должны обратиться в Главное управление сельского хозяйства Алтайского края (далее — «Главное управление») с заявлением на получение государственной поддержки, представив справки-расчёты, согласованные с муниципальными органами управления сельским хозяйством, утверждённым приказом Главного управления. Кроме того, для обоснования расчётов необходимо представить ведомственную отчётность в объёме и по формам, утверждённым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Главным управлением.
            • Процедура приёма заявлений осуществляется Главным управлением дважды в год в сроки до 1 апреля и 20 июля текущего года.
            • Документы на получение субсидий рассматриваются в Главном управлении в течение 15 рабочих дней со дня их представления.
            • Главное управление на основании полученных заявлений и расчётов составляет сводные реестры получателей субсидий и заявки на финансирование, и представляет их в комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, который производит перечисление средств на лицевой счёт Главного управления.
            • Главное управление в течение 3 рабочих дней с момента поступления средств на свой лицевой счёт перечисляет денежные средства на расчётные счета получателей субсидии.

              Нормативные правовые акты, регламентирующие порядок и условия предоставления государственной поддержки

              Условия (требования) предоставления государственной поддержки:

              1. Право на получение субсидий имеют сельскохозяйственные товаропроизводители (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, а также за исключением тех, в отношении которых введена одна из процедур банкротства, или находящихся в процессе ликвидации):

              а) внесённые в реестр сельскохозяйственных товаропроизводителей Алтайского края;

              б) заключившие с Главным управлением соглашение о предоставлении средств государственной поддержки;

              в) представившие отчётность о своём финансово-экономическом состоянии в объёме, предусмотренном вышеуказанным соглашением, в сроки и по формам, утверждённым Минсельхозом России и Главным управлением.

              2. Если получатель субсидии в 2013 году привлекал наёмных работников, то уровень оплаты труда одного работающего (дохода одного члена сельскохозяйственного производственного кооператива) должен быть не менее 6 760 рублей. При невыполнении данного условия сельскохозяйственный товаропроизводитель может претендовать на получение субсидии в случае обеспечения им среднемесячного уровня оплаты труда за I полугодие или 9 месяцев 2014 года не менее 7 005 рублей.

              Перечень необходимых документов

            • Заявление о предоставлении государственной поддержки;
            • Справка-расчёт суммы субсидии;
            • Формы отчётности:
              • Плановая структура посевных площадей на 2014 год (для расчёта аванса) или Итоги сева под урожай 2014 года (для окончательного расчёта);
              • Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур за 2013 год;
              • Итоги сева под урожай 2014 года;
              • Поголовье сельскохозяйтсвенных животных на начало 2014 года;
              • Сведения о численности и заработной плате работников (доходах членов сельскохозяйственных производственных кооперативов) за 2013 год.
              • Получатели субсидий вправе по собственной инициативе представить справку соответствующей инспекции Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю о состоянии расчётов по налогам, сборам, пеням, штрафам и справку структурного подразделения Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю об отсутствии у них задолженности по страховым взносам, сбор которых администрирует Пенсионный фонд, выданные не ранее чем за 15 календарных дней до даты представления документов.
              • Эти документы должны быть представлены в двух экземплярах (два полных пакета), оба прошиты с описью, пронумерованы и скреплены печатью получателя субсидии.

                Дополнительные документы (представляются вне сброшюрованного пакета):

                1. Сведения о просроченной задолженности по заработной плате (по форме № 3-ЗП). В случае отсутствия просроченной задолженности в форме проставляются прочерки или «0»;

                2. Копия формы № 24-СХ или № 3-фермер за 2013 год;

                3. Копии форм № 15-АПК и № СП-51 за 2013 год;

                4. Копия формы № 29-СХ или № 2-фермер за 2013 год;

                5. Для юридических лиц: копия формы № П-4 или № ПМ за 2013 год (сводная либо помесячно);

                6. Для крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей: копии формы 4-ФСС (титульный лист и таблица 6) и формы РСВ-1 (титульный лист и раздел 2), с отметкой на титульном листе отделения фонда социального страхования РФ или отделения Пенсионного фонда РФ соответственно.

                Копии форм полистно заверяются получателем субсидии. В формах статистической отчётности отметка органа государственной статистики необязательна.

                Дополнительные документы (для подтверждения уточнённой средней списочной численности работников):

                1. пояснительная записка о причинах необходимости уточнения расчёта;

                2. копии трудовых договоров;

                3. уточнённый расчёт среднесписочной численности, оформленный в соответствии с памяткой Главного управления;

                4. копии сведений за 2013 год о сумме выплат и иных вознаграждений, о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица (форма СЗВ-6-4) по каждому работнику.

                Контактная информация организаций, ответственных за выдачу необходимых получателю субсидии документов:

              • Управление федеральной налоговой службы по Алтайскому краю. Город Барнаул, проспект Комсомольский, 118. Телефон: (3852) 29-73-95;
              • Отделение Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю. Город Барнаул, улица Партизанская, 94. Телефон: (3852) 39-99-34.
              • Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю. Город Барнаул, улица Чернышевского, 57. Телефон: (3852) 63-02-64.
              • Контактная информация ответственных специалистов органа управления АПК, ответственных за приём документов на получение субсидий:

                Главное управление сельского хозяйства Алтайского края: 656043, город Барнаул, улица Никитина, 90.

              • Боловнёв Александр Васильевич, консультант отдела земледелия, (3852) 35-43-51;
              • Голованова Людмила Николаевна, консультант отдела экономического анализа, прогнозирования и приоритетных программ, (3852) 63-39-51.
              • Адрес: 656043, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Никитина, 90.

                Телефоны: +7 (3852) 65-82-01, 65-82-03.
                Факс: +7(3852) 63-38-63.

                © 2007 — 2017 «Министерство сельского хозяйства Алтайского края».

                При полном или частичном использовании любой информации ссылка обязательна.
                По вопросам работы сайта просим отправлять замечания в наш адрес [email protected]

                Смотрите еще:

                • Приказ 396 мо Приказ Министра обороны РФ от 3 июля 2015 г. № 396 “О межведомственной комиссии по определению необходимости установления запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов […]
                • Гаагский арбитраж Гаагский арбитраж вынес первое решение по «крымским искам» бизнесменов Постоянный третейский суд в Гааге вынес первое решение по серии исков со стороны украинских компаний, жаловавшихся на потерю активов в Крыму. Детали Постоянный […]
                • Налог на прибыль за 2013 бланк Новый бланк главного отчета по налогу на прибыль 27 октября 2016 года Минюст России одобрил и зарегистрировал в своей базе приказ налоговой службы России от 19 октября 2016 года № ММВ-7-3/572, который утвердил новую форму декларации по […]
                • 1с декларация по транспортному налогу Транспортный налог в 1С 8.3 Бухгалтерия — начисление, расчет и выплата по шагам Транспортный налог в 1С Бухгалтерия 8.3 рассчитывается и начисляется автоматически в конце года (рис.1) при выполнении регламентной операции «Закрытие […]
                • Пенсии в крыму последние новости Минимальный размер пенсий в Крыму С 2014 года Республика Крым была признана одним из субъектов России. Статья расскажет о нынешнем размере минимальной пенсии граждан субъекта, её видах, условиях выдачи и возможном повышении. Какие […]
                • Громкие мошенничество Аферы в долевом строительстве: сводки с фронтов Огромные деньги, которые вращаются в сфере жилищного строительства, не могли не остаться без внимания криминальных аферистов – лиц, склонных к незаконному обогащению за чужой счёт. Особенно […]
                • Закон о местном самоуправлении рф 2011 Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16 сентября 2003 года 24 сентября 2003 года (в ред. […]
                • Налог при приеме на работу иностранного гражданина Прием на работу иностранных граждан в 2017-2018 годах (нюансы) Отправить на почту Прием на работу иностранных граждан в 2017-2018 годах продолжает вестись по правилам, действовавшим в 2016-м. Алгоритм трудоустройства зависит от того, из […]